Праздник ивана купалы православие

Подробно о празднике Купалы рассказывает протоиерей Андрей Ефанов.

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

Вопрос читателя:

7 июля — Иван Купала. Можно ли его праздновать?

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

иерей Петр Гурьянов7 июля христиане отмечают праздник Рождества Иоанна Предтечи. Это древнее торжество Церкви, установленное в память о последнем перед пришествием Христа пророке — Иоанне Крестителе. По-христиански этот день следует отпраздновать, утром сходив на литургию в храм, помолившись и причастившись Святых Христовых Тайн.

В народе есть память о празднике Ивана Купалы. Точных сведений о нем нет, но очень похоже, что языческое празднование летнего солнцестояния (21 июня по старому стилю) с течением времени стало соотноситься с датой празднования рождения Иоанна Крестителя, 24 июня по старому стилю или, по новому, 7 июля. Имя «Иван» тут, скорее всего, присоединилось по ассоциации с праздником в честь Иоанна Предтечи, который к язычеству не имеет никакого отношения.

Из сообщений историков и летописей мы не имеем точных сведений ни о божестве, в честь которого совершался языческий праздник, ни о конкретных ритуалах. Известно лишь о зажигании костров, прыжках через них, плетении венков и спускании их на воду, а также совершении жертвоприношений, гаданиях и прочем ведовстве.

С точки зрения всех христианских конфессий участие в подобных мероприятиях однозначно является идолопоклонством, а следовательно, тяжелейшим грехом, который по сути своей означает разрыв отношений с Богом. С печалью можно отметить, что на сегодняшний день множество россиян, относящих себя к православным христианам, с энтузиазмом принимают участие в языческих ритуалах в канун Рождества Иоанна Крестителя.

Однако в наше время далеко не все являются христианами, что не умаляет интереса людей к духовности. Даже по сей день не угасает интерес пытливых умов к духовному наследию и традициям своих предков, что безусловно позитивно. Однако об этом мы обладаем мизерным, ничтожным материалом. Духовные традиции славянского язычества безвозвратно утрачены, так как славянская дохристианская религия не имела своих священных писаний, институт жречества канул в лету, а народная память не сохранила этого, так как славяне совокупно обратились в христианство.

Однако находились и находятся те, кто с радостью спекулирует на искателях духовности и интересующихся древнеславянскими верованиями. Находились и находятся десятки и сотни «жрецов», «волхвов», «ведунов» и «учителей», которые заявляют о том, что они восстановили древнюю веру предков и готовы приобщить к ней всех желающих. Ими искусно используются те обрывочные сведения о славянском язычестве, которые они дополняют на свой вкус смесью из новых учений — эзотерики, теософии, выхолощенных «секулярных» практик индуизма и буддизма и неуёмной фантазии. Каждые несколько лет общественности представляются всё новые «священные писания» славян — то славяно-арийские веды, которые якобы списаны с древних металлических пластинах, которые, разумеется, пропали, но были скопированы автором книжного издания «вед», то «велесова книга», автор которой даже не был знаком с древнеславянским языком и нелепо пытался ему подражать.

И вся эта армия нео-жрецов преподносит свои новодельные религии как древнюю веру славян, от которой они колоссально дальше, чем «эльфы»-толкиенисты от реальной жизни. И именно такими нео-жрецами и схожими с ними группами организовываются массовые празднования Ивана Купалы. Вам будет предложено «соприкоснуться с верой праотцов», вам там предложат очиститься, излечиться даже от хронических болезней, пройти древние обряды, погадать, омолодиться, получить впоследствии денежную прибыль, обрести семейное счастье или же найти суженого/суженую. Но вначале нужно будет просто зарегистрироваться, оплатить стоимость участия, ну и услуги жрецов.
Беда здесь еще в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и играми не видим тот, кто управляет языческим игрищем. Нужен ли нам такой праздник? Пусть каждый сам даст себе ответ на этот вопрос. Но всем нам, православным, нужно помнить, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Jonas Tana

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.


Благодаря стараниям СМИ создалось впечатление, что все
русские стремятся отмечать не праздник Рождества Предтечи
и Крестителя Господня, а некий праздник «Ивана
Купала». При этом с авторитетностью заявляют, что
это праславянский праздник. Однако древние славяне никогда
о «Купале» не слыхивали. Упоминание о нем
появилось только в XVII веке!

А теперь Википедия:

«Общепринятую точку зрения о дохристианских истоках
праздника критикует современный историк В. Я. Петрухин.

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно. Название
“Иван Купала” имеет народно-христианское
происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн
Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с
греческого как “купатель, погружатель” (греч.
βαπτιστής).
Выбор именно глагола “купать” для перевода
эпитета “креститель” был обусловлен и
собственно славянскими представлениями: праслав.
“kǫpati” обозначало ритуальное омовение,
очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.

Божество «Купала» впервые упоминается в
поздней Густынской летописи (XVII век) и является плодом
недоразумения: летописец, зная о “бесовских
игрищах” на Ивана Купалу, принял название праздника
за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение
было повторено переписчиками, а затем и ранними
исследователями славянской мифологии, в результате чего в
славянском пантеоне появилось новое
“божество”. “Бесовские” имена
начали тиражироваться в русской позднесредневековой
книжности как имена “богов” под влиянием
польской историографии. На деле же Купала божеством
никогда не являлся и мог появиться в народных
представлениях лишь как фольклорная персонификация
праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.

Церковь о народной обрядности

Празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками
через них осуждает ещё 65-е правило Трулльского собора
(692 год), приводя в пример языческие обряды
ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон (XII век) в
своём комментарии к этому правилу детально описывает
празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе:

“Вечером 23-го июня месяца собирались на морских
берегах и в некоторых домах мужчины и женщины и
какую-нибудь первородную девицу убирали как невесту. Затем
после пиршества и неистового плясания, после пения и
криков, наливали в медный сосуд с узким горлом морскую
воду и влагали туда некоторые вещи, принадлежащие каждому
из них. Как скоро эта девица получала от сатаны силу
давать ответы на вопросы, они с криком спрашивали о
чём-нибудь добром или предвещающем несчастье, а девица,
вынув из вложенных в сосуд вещей какую-нибудь наудачу
попавшуюся, показывала. Принимая вещь, неразумный владелец
ее тотчас же приобретал уверенность, что в будущем ему
предстоит благополучие или неблагополучие. На следующий
день с тимпанами и хорами выходили на морские берега,
почерпали много морской воды и окропляли свои жилища. И
эти неразумные люди делали не только это, но и во всю ночь
жгли груды сена, скакали чрез них и демонскою силою
ворожили, то есть гадали о счастье и несчастии и о другом.
Свой путь туда и обратно, здание, в котором происходило
волхование, с прилежащими к нему наружными местами убирали
коврами и украшали шелковыми тканями и венками из
древесных листьев”.

Патриарх Михаил III Анхиальский, по словам Вальсамона,
приказывал покончить с этими обрядами.

В средневековой Руси обряды и игрища этого дня тоже
считались бесовскими и запрещались церковными властями.
Так, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила
(1505 г.) к псковскому наместнику и властям обличается
языческое буйство жителей Пскова в ночь на Рождество
Иоанна Предтечи:

“зело не престала зде ещё лесть идольская, кумирное
празднование, радость и веселие сатанинское… тому
(сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и
беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и
глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание
(ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание,
устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни,
бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам
их скакание и топтание.

В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого
собора 1551 года) также осуждается разгул купальских
празднеств, который возводится к эллинскому язычеству:

“Еще же мнози от неразумения простая чадь
православных християн во градех и в селех творят еллинское
бесование, различныя игры и плескание против праздника
рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый
праздник в весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех,
и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и
всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и
гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании,
ещё же и пьянством” (Стоглав. Гл. 92. Ответ о
игрищах еллинскаго бесования).

Но, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций,
поселяне очень стойко их держались. Ещё в XVIII веке
Никодим (Кононов) писал:

“Народ издавна привык и не скоро оставляет эти
<купальские> обычаи, а ревностным священникам
приходилось терпеть и обиды. Ольшанский, напр., священник
Потап чуть не был избит сотником за эту ревность.
Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою,
чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными,
гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы —
все это было в большом ходу среди насельников белгородской
епархии”.

Современные представители Русской Православной Церкви
по-прежнему выступают против некоторых обычаев праздника.
При этом, отвечая на вопрос о “переплетении”
христианского и языческого праздников, иеромонах Иов
(Гумеров) выразил мнение:

“Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня
Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о
неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не
участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к
суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для
этого является наше падшее, поврежденное грехом,
естество”«.

Итак, язычество мимикрировало и использовало торжество
Церкви. Однако сегодня, как ни стараются журналисты,
«купала» не имеет популярности у народа и
остается фольклорным изыском массовиков-затейников.

Церковь же прославляет истинного Виновника торжества
— Бога — и ликует о Предтече Христовом и его
славном Рождестве.

С Праздником, други!

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

В основных правилах христианской морали и благочестия – Десяти заповедях, данных еще святому пророку Моисею на горе Синай самим Богом, как говорится, из уст в уста, первые и главнейшие две гласят:

«И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:1–6).

65-е правило Трулльского Пято-Шестого Собора, созванного в Константинополе в 691–692 гг., документы которого имеют каноническую силу Вселенского Собора, осуждает и запрещает празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них. У греков и римлян были подобные славянским купальским обрядам языческие празднества в дни летние (24 июня ст. ст. – 7 июля н. ст.) и зимние (25 декабря ст. ст. и 7 января н. ст.).  

Вспомним также, дорогие братья и сестры, случай из жития нашего святого новейшего времени – святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Когда православные люди собрались праздновать Хеллоуин, являющийся отголоском языческого древнего кельтского праздника, в помещение, где происходили празднества, вошел святой Иоанн, молча обвел всех взглядом и вышел. На следующий день в православном храме состоялось богослужение. Святитель ни одного человека, участвовавшего в Хеллоуине, не допустил к службе без покаяния.

Поэтому мы должны твердо знать, что купальские игрища, какими бы безобидными они ни казались, являются обрядом – древним ритуалом служения языческим славянским богам, а по-православному – бесам. И тот человек, который участвует в этом обряде (а если вы пришли просто посмотреть, то тоже причастны и добровольно отлучаете себя от Христа), попирает Таинство Крещения.

Православный же христианин должен помнить в этот день об ином христианском празднике – Рождестве Пророка Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна – великого постника и аскета. И нам нужно в этот день Петрова поста приходить в храмы, а не на капища, и уподобляться Иоанну Крестителю в молитве и посте, а не разгулу, объедению и пьянству.

И тогда мы будем народом Божиим, а Бог будет нашим Богом. И, как сказано в вышеупомянутых стихах Ветхого Завета человеку, который соблюдает заповеди Божии, Господь сотворит милость до тысячи родов.

Святый Пророче Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

День Ивана Купалы — заблуждение. Почему его не празднуют ни православные, ни неоязычники

О том, как спутали два религиозных праздника — Купало и Рождество Иоанна Предтечи, а также в чём их разница — в материале ИА «Победа26».

Так называемый день Ивана Купалы отмечается в дни солнцестояния, примерно 23 или 24 июня по старому календарю. Если по новому — в ночь с 6 на 7 июля. Как поясняет культуролог Валерия Нестерова, эта дата совпадает с рождением православного святого Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа в водах Иордана. Накладка привела к ошибочному слиянию в общественном мышлении двух религиозных праздников.

В большинстве случаев считается, что в день Ивана Купалы нужно прыгать через костры, гадать на венках и искать цветущий папоротник. Но на деле даже название праздника — заблуждение.

Празднование ставропольских неоязычников

Больше десятка ставропольских неоязычников собрались в лесу в ночь на 27 июня, или червеня, 2021 года. Они пришли туда, чтобы праздновать, проводить обряды. Основа мероприятия — розжиг очищающего костра, который, по поверьям, снимает хворь и порчу, а также дарит человеку ощущение счастья.

Неоязычники уточнили, что необязательно собираться близ водоёмов: всё зависит от расположения населённого пункта, где они живут. Но, по преданиям, в ночь после летнего солнцестояния вода приобретает магические свойства и если в ней искупаться, то выйдет вся нечистая сила. А ещё происходят чудеса и всё живое общается друг с другом, а деревья ходят с места на место.

Главное для общины — соблюдение старинных обычаев и традиций. Поэтому они прыгали через костры, гадали на венках, бросали в огонь одежду, чтобы очиститься. Ещё в этом году плели травяных куколок из чабреца.

Что праздновали неоязычники? Купало и Иван Купала — одно и то же?

Неоязычники праздновали день Купало (так зовут славянского бога Летнего Солнца. — Прим. ред.). Каждый год они обращаются не к календарной дате, а ко дню летнего солнцестояния, как и говорят предания.

Иванушкин день, или Рождество Иоанна Предтечи, в христианстве отмечается с 6 по 7 июля и никак не связан с языческими традициями. Название праздника «Иван Купала» считается некорректным для православных верующих.

Почему произошло слияние двух праздников?

Культуролог Нестерова Валерия предполагает, что смешение культур произошло во время Крещения Руси в 988 году. Тогда ещё было сильно язычество: многие общины продолжали сопротивляться христианству.

«Больших успехов христианская церковь добилась, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием. Типичными языческими праздниками являлись Новый год, Масленица, Купало. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках, отмечаемых на Руси», — сообщает эксперт.

Протоиерей Ставропольской и Невинномысской епархии Владимир Волков напомнил ставропольцам, что Рождество Иоанна Предтечи празднуется традиционными службами, а также Петровским постом. При этом христианские традиции никак не связаны с языческими. Более того, прыжки через костёр имеют негативный смысл по библейским законам.

Языческий обряд в виде прыжка девушки через огонь знаменует собой проверку на ведьму — если она загорается, значит, была нечиста, пояснил батюшка. В христианстве такие методы очищения души порицаются, а весь процесс празднества Купало воспринимается как бесовские пляски.

Важность самого Иоанна Предтечи в Библии определяется тем, что он крестил Христа и часть еврейского народа. При этом святой родился на полгода раньше самого Иисуса, поэтому ему и дано второе имя — Предтечи. А в простонародье праздник могли называть Иванушкиным днём.

Как представители православия, так и неоязычества просят ставропольцев не путать два праздника, которые между собой не связаны. А также называть их правильно — Купало и Рождество Иоанна Предтечи.

На чтение 10 мин Просмотров 3.1к.

Самая таинственная и темная ночь, в которую выходят в людской мир ведьмы и русалки, а природные стихии обретают магические свойства. Хороводы под ритуальные песни, прыжки через костер, гадания, венки и купания в реке – все это праздник Ивана Купала.

Содержание:

  1. Что такое день Ивана Купала?
  2. Этимология названия
  3. Когда празднуют Иван Купала?
  4. История праздника Ивана Купалы
  5. Суть праздника
  6. Иван Купала: кратко о том, как отмечают праздник
  7. Иван Купала: традиции и обычаи
  8. Аграфена Купальница
  9. Костер
  10. Вода на Ивана Купала
  11. Венок
  12. Купальские травы
  13. Запреты
  14. Символизм праздника Ивана Купала
  15. Иван Купала в наши дни
  16. Заключение

Что такое день Ивана Купала?

Иван Купала – один из главных славянских праздников, который входит в обрядовый календарь. В древности был приурочен ко дню летнего солнцестояния, считался праздником Солнца и расцвета природы.

Девушки с венками на головах играют в ручеёк в день Ивана Купала

https://www.culture.ru/events/1204845/den-druzhby-i-edineniya-slavyan

Этимология названия

Почему праздник Ивана Купала носит именно такое название? Существует несколько версий.

По одной из них слово «Купала» происходит от греческого «погружать, купать» и связано с обрядами омовения, погружения в воду, проводимыми в этот праздник.

Хоровод вокруг костра в ночь Ивана Купала

https://chishmy-kultura.ru/2022/01/3674/

По другой версии название появилось позднее и является славянским вариантом имени Иоанна Крестителя. Празднование дня Ивана Купала по новому стилю совпадает с православным праздником – Иоанна Крестителя.

Когда празднуют Иван Купала?

По старому стилю Иван Купала отмечался 24 июня, но после перехода на григорианский календарь праздник перенесся на 7 июля.

Девушки идут к речке вечером в день Ивана Купала

https://www.culture.ru/events/1250256/onlain-master-klass-kupalskii-venok

Празднование начинается накануне дня Ивана Купалы – вечером 6 июля. Наиболее важной считается ночь с 6 на 7 июля, именно тогда происходит большинство обрядов.

История праздника Ивана Купалы

Изначально, Иван Купала был языческим праздником и назывался Купалье, в честь бога полевых цветов и плодов – Купало. Он был приурочен ко дню летнего солнцестояния, когда самый длинный день и самая короткая ночь в году.

Праздновался широко и весело, сопровождался обрядами очищения и омовения.

Девушки производят обряд на речке в ночь на Ивана Купала

http://www.jozikclub.ru/signin?context=popup&next=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fpost_login

С крещением Руси христианство стало устранять языческие традиции и тогда праздник Купалье отнесли ко дню Иоанна Предтечи (Крестителя). Но язычество не удалось полностью искоренить, и в результате слияния христианских и языческих обычаев появился праздник Ивана Купалы.

Несмотря на христианскую часть праздника, в нем существует мистическая привлекательность, благодаря которой традиции Ивана Купалы популярны и интересны людям до сих пор.

Суть праздника

В чем же заключается суть Ивана Купала?

В день Ивана Купалы, как и в рождественские святки, стираются границы между мирами, между реальным и магическим. Считалось, что в праздник Ивана Купалы отрываются Небесные Врата, и все молитвы в это время будут услышаны.

Также в этот день природа «оживает»: наполняются целебными свойствами природные стихии – вода и огонь.

Девушки собирают полевые цветы для венка в день Ивана Купала

https://afisha7.ru/prohorovka/prochie/2008804mk

Суть праздника в объединении людей с природой, с магическим миром.

Иван Купала: кратко о том, как отмечают праздник

Подготовка начиналась за день до Ивана Купалы. После полудня 6 июля, а по старому стилю 23 июня, начинали собирать целебные травы, цветы, девушки плели венки. Также изготавливались главные атрибуты праздника – чучела Купалы и Марены, символизирующих воду и огонь.

Чучело Купалы топили в реке, а чучело Марены сжигали, считалось, что так природные образы возвращаются в свое первозданное обличие.

Обязательно мылись в бане и вязали веники на весь следующий год.

Девушки в традиционных одеждах кружатся в танце в день Ивана Купала

https://pmvd.info/drakino-island/

Ближе к вечеру подбирали наряд для празднования – это могла быть простая, удобная одежда без излишеств; у девушек это легкая юбка или платье в пол, у молодых людей – штаны и рубаха простого кроя. Использовали природные украшения – бусы из ягод и цветов, венки и т. д.

В Купальскую ночь проводились традиционные обряды, пели песни, водили хороводы, гадали. А утром, 7 июля, необходимо было встать пораньше, чтобы пройтись босиком по утренней купальской росе.

Иван Купала: традиции и обычаи

Аграфена Купальница

День перед Иваном Купала в народе назывался Аграфена Купальница (от имени святой Агриппины Римской)

В послеобеденное время молодые девушки шли в лес, плели венки для предстоящего праздника и вязали банные веники из веток березы и других лиственных пород деревьев, так как считалось, что веники, связанные в этот день обладают целебными свойствами.

В процессе заготовки веников девушки пели песни.

Девушки заготавливают березовые веники в день на Агрофену Купальницу

https://fest59.ru/news/fotografii-s-prazdnika-agrafena-kupalnitsa

По древним поверьям, на Аграфену нужно умыться росой, чтобы быть здоровым.

Главной традицией этого дня было обливание. Молодые люди набирали воду в ведра из речки, которой потом обливали прохожих.

Вечером накануне Ивана Купала народ собирался и шел к речкам и водоемам, чтобы разжигать костры и начинать гуляния. Неотъемлемой частью празднования были забавы. Игры на Ивана Купала делились по трем типам: с огнем, водой и землей.

Обряды Ивана Купала неразрывно связаны с водой, огнем и травами.

Костер

Традиционно вечером и в ночь на Ивана Купала разжигались большие костры, вокруг которых и происходило все действо.

Большое количество хвороста складывали в высокую пирамиду, а в середину ставили шест с черепом коровы и поджигали. Огонь чаще всего добывали трением дерева об дерево. Горел костер до самого утра.

Костер на Ивана Купала разводили рядом с водоемами, так как по поверьям в этот день огонь «дружен» с водой.

Хоровод вокруг огромного костра в ночь Ивана Купала

https://stihi.ru/2016/07/08/4215

Вокруг костра водили хороводы, пели традиционные купальские песни. Обязательным ритуалом были прыжки через костер. Все девушки должны были хотя бы раз перепрыгнуть через костер. Если же этого не происходило, девушку считали ведьмой.

Прыгнув через костер, человек мог очиститься купальским огнем, а кто прыгнет выше, тот будет удачливее и счастливее всех.

Приметы Ивана Купала в большинстве своём связаны с прыжками через костер. Если девушка и парень, взявшись за руки, прыгнут через костер и их руки останутся вместе, то скоро свадьба. Если вслед паре полетят искры от костра, то для них это хорошая примета.

Парень с девушкой прыгают через очищающий костер, взявшись за руки

https://tregion.info/2022/07/11/24895/

Для детей Иван Купала был не предназначен. Он больше относился к молодежным гуляниям. Но, чтобы также уберечь своих детей от сглаза и болезней, матери сжигали в купальском костре детские вещи, с ними уходили все недуги.

Вода на Ивана Купала

Массовые купания начинались после рассвета в день Ивана Купалы. Заходить в воду в ночь на Ивана Купала было опасно – «нечисть» могла утащить на дно.

Также вода использовалась не только для купания, ее набирали и использовали в различных ритуалах и обрядах.

Особенной силой обладала утренняя роса. Ей умывались, чтобы быть здоровым, сохранить молодость и красоту.

Венок

Венок на Ивана Купала является обязательным атрибутом. Его плели накануне праздника из различных полевых трав и цветов. Каждое растение, вплетенное в венок, придавало ему определенные свойства.

Изготавливали венки двумя способами – плетением и витьём. Носили их парни и девушки, которые хотели найти себе пару.

Девушки сидят в поле с цветочными венками на головах

https://ftimes.ru/470668-narodnyj-prazdnik-nikifor-vyun-zelenyj-15-iyunya-2022-goda-strogie-zaprety-i-poverya-dnya.html

Самое распространенное гадание в праздник Ивана Купала связано с венками. Молодые незамужние девушки бросали их в воду и гадали на суженого: Если венок поплывет, значит девушка в ближайший год выйдет замуж. А если венок потонул, то девушке не видать суженого в этом году.

В какую сторону венок поплыл, оттуда и ждать будущего супруга.

Купальские травы

Принято считать, что в ночь на Ивана Купала распускаются целебные травы и обретают особую силу.

Также на травах девушки гадали на суженого. Находили и срывали подорожник. Перед тем, как лечь спать растение клали под подушку со словами:

«Подорожник-подорожник, ты растёшь у дороги, видишь старого и малого, покажи мне любимого моего».

В эту ночь девушке должен присниться ее суженый.

В связи с мистической составляющей к празднику Ивана Купалы относятся множество мифов и легенд.

По одной из легенд, главный цветок Ивана Купала – это цветок папоротника. Он распускается раз в году, только в эту ночь.

Тому, кто найдет цветок, он может указать местонахождения всех кладов и наделит его чудесными способностями. Но считалось, что путь к цветку находится под защитой нечистой силы.

Запреты

Во время праздника Ивана Купала нельзя было оставаться одному и находиться дома.

Также нельзя было спать в Купальскую ночь. Танцами и весельями народ отпугивал злых духов, а тех, кто засыпал, нечистые силы могли утащить в лес или заснувший мог надолго лишиться сна и покоя.

Девушки танцуют вокруг костра

https://orchagin-mag.ru/zimnee-solncestoanie-cto-mozno-a-cto-nelza-delat-v-etot-den/

Купания в ночь на Ивана Купала были под запретом, они начинались только с рассветом. Люди боялись нечистой силы, которая еще не покинула водоемы и могла утащить с собой на дно.

В этот день нельзя было брать и давать в долг, а также осуществлять какой-либо обмен товарами. Также запрещалось заниматься уборкой, работой, шить и стирать – все это делалось накануне праздника.

Символизм праздника Ивана Купала

Кроме костров в праздник Ивана Купала поджигали деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы – они были символами солнца.

Двое мужчин раскручивают большое горящее колесо

https://zen.yandex.ru/media/id/60773220cfd50649351f72cd/21-iiunia-uspei-izmenit-svoiu-jizn-k-luchshemu-chto-nujno-znat-ob-etom-dne-60cc7c851ecc344c67a3a240

Также хоровод, который водили вокруг костра символизировал круг солнца и Бога Ярило.
Венок, который плели девушки, считался символом девичества.

Иван Купала в наши дни

Сегодня традиции Ивана Купала продолжают существовать в России. В некоторых регионах в ночь Ивана Купалы сохранилась традиция собираться на берегах водоемов.

Молодая пара прыгает через костер

https://alexhitrov.livejournal.com/498084.html

В празднике участвуют и выступают русские народные коллективы с традиционными купальскими песнями и танцами. Люди жгут большие костры, прыгают через них, водят хороводы, плетут венки из трав и цветов, поют песни и просто веселятся.

Заключение

Иван Купала – народный праздник, который совмещает в себе как язычество, так и христианство. Один из самых узнаваемых и известных праздников, традиции которого соблюдаются до сих пор, и отмечают его широко, весело и с размахом.

Источники:

  1. https://www.calend.ru/holidays/0/0/206/1/
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Купала
  3. https://www.culture.ru/s/vopros/ivan-kupala/
  4. https://www.kp.ru/family/prazdniki/ivan-kupala/
  5. https://fb.ru/article/342489/prazdnik-ivana-kupala-istoriya-traditsii-i-obyichai-primetyi-na-ivana-kupala
  6. https://bisquit-mag.ru/culture/presents-holiday/kak-prazdnovat-ivana-kupala.html
  7. https://tayniymir.com/slavyanskaya-kultura/na-ivana-kupala.html#i-3
  8. https://www.kp.ru/family/prazdniki/primety-na-ivana-kupalu/

Источник заглавного фото: https://zen.yandex.ru

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн / Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн / Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма

К буйным народным традициям мы еще вернемся, сначала давайте разберемся с основой — праздником церковным. И начнем с того, кем же был Иоанн, для которого даны сразу три определения: «Пророк, Предтеча, Креститель». Причем если со словом «пророк» все более или менее понятно, то определение «предтеча» нуждается в объяснении, и самыми точными синонимами тут будут — «предвестник, предшественник».

Пророка Иоанна называют Предтечей, то есть предшественником Иисуса Христа, потому что его миссия была в том, чтобы узнать Христа, Сына Божьего, среди тысячи других людей и возвестить миру о Его приходе, Его пришествии. Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, готовящим людей к встрече со Христом. Именно пророк Иоанн крестил Иисуса — Церковь отмечает это событие 19 января как праздник Крещения Господня, — поэтому Предтечу называют еще Иоанн Креститель: вот мы и разобрались с двумя именами Иоанна — «Предтеча и Креститель». О том, почему Иоанна Крестителя называют пророком, чуть позже.

Но что же мы знаем о жизни величайшего из людей? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии, историки датируют событие 6-2 годами до нашей эры. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч детей Вифлеема и его окрестностей во время избиения младенцев, устроенного по приказу Ирода I Великого — правителя тех мест и отца того самого Ирода Антипы, который почти через тридцать лет повелит отсечь голову пророку.

Родители Иоанна умерли, когда он был маленьким, и, скорее всего, Предтеча воспитывался в одной из религиозных общин в пустыне. Известно, что пророк носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), много молился. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Иоанн стал «гласом вопиющего в пустыне». Здесь пустыня — это сердца человеческие, и главная задача Иоанна Крестителя была подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию, указать, Кто Он. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Во время одной из таких проповедей на реке Иордан Иоанн Предтеча и встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем грядущего Спасителя и крестил Его.

Крещением Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий. Нет, пророк Иоанн не был революционером, он не поддерживал экстремистские настроения тех, кто искал вожака, готового поднять бунт против ненавистных римских властей Иудеи того времени. Он призывал не к внешним подвигам, а к внутренним победам — над своим грехом, своей несвободой ему.

Как пишет историк Иосиф Флавий, Иоанн учил иудеев «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному». Вопрошающим, что делать, Иоанн отвечал: «У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же». Вслед за древними пророками Предтеча не отделял веры от милосердия, он не требовал от солдат, чтобы те бросали службу: «Никогда не насилуйте, не вымогайте, не делайте доносов и довольствуйтесь своим жалованьем». Даже презираемым мытарям, сборщикам налогов, он не запрещал заниматься своим делом, лишь бы они остерегались «взыскивать больше положенного». Праведность Иоанна вызывала уважение даже у тех, кого он обличал. Евангелие сообщает, что правитель Ирод Антипа охотно слушал пророка.

Как и большинство пророков, Иоанн Предтеча закончил свою жизнь мученически, историки считают, что это произошло около 30 года по РХ. К тому времени Иудеей правил уже не столько Ирод Антипа, сколько его любовница — коварная распутница Иродиада, законная супруга его родного брата. Пророк Иоанн Креститель не раз публично обличал это кровосмешение, эту преступную связь, за что его и возненавидела Иродиада, добившаяся, чтобы пророка упрятали в тюрьму. Но и этого было мало для прелюбодейки, чье имя еще при жизни стало символом разврата, коварства, подлости. Однажды, на пиру в честь дня рождения Ирода Антипы дочь Иродиады Саломея танцевала для него, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Злодейство и Иродиады, и ее дочери Саломеи не осталось безнаказанным. Суд Божий совершился над всеми участниками трагедии — Иродом, Иродиадой, Саломеей — еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку, провалилась под лед, и льдина перерезала ей горло — тело отнесло течением, и матери принесли только голову. Ирод и Иродиада во время землетрясения были поглощены разверзшейся землей. Имена этих людей стали символом безумности греха.

А вот Иоанна Предтечу почитают: в честь «честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» Церковь отмечает сразу несколько праздников: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — собор Иоанна Крестителя в честь праздника Крещения, 9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, 7 июня — третье обретение главы.

И, наконец, про народную интерпретацию праздника Рождества Иоанна Предтечи. Историки считают, что корни тут следует искать в языческих обрядах поклонения ветхозаветному царю Манассии, сохранившихся в Византии: есть описания, как они проходили в Константинополе XII века. Тогдашний патриарх призывал с ними покончить, но обряды смогли перекочевать и к нам. У нас они изначально вызывали осуждение Церкви. К примеру, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила к псковскому наместнику и властям (1505 г.) обличается «языческое буйство» жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи: «радость и веселие сатанинское, неприязненные кличи и вопли, всескверненые песни, хребтом вихляние, ногами скакание и топтание, пьянство и глумливые игры» в ночь накануне Ивана Купалы. Можно долго размышлять о трансформации праздника Рождества Иоанна Предтечи в сознании непросвещенной части народа, но, очевидно, что дикие пляски или голые ночные оргии в воде, скорее дань безумству Иродиады, а не подвигу великого пророка Иоанна Предтечи.

Каждый год «культурная» общественность все шире отмечает ночь на 7 июля – та называемого Ивана Купалу. В церковном календаре на этот день выпадает празднование рождества величайшего из пророков – святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Тождественны ли оба эти праздника? И какое отношение имеет Иван Купала к Крестителю Господню?

Если с празднованием рождества Иоанна Крестителя все ясно, о нем подробно говорится в Евангелии от Луки, то с историей празднования Ивана Купалы нужно разобраться. Купала был одним из главных праздников древних язычников-славян, хотя происхождение у него, скорее всего, не славянское. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота. Купала – праздник Ярилы – божества солнца. Языческих культов солнца не счесть. Обожествлять солнце – это не просто традиция всех язычников – это их незыблемое правило. Солнышко начинает идти на убыль – «умирает», и надо его «подкормить». Во всех солярных культах в этот день обязательно приносились жертвы. Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось» и не «умерло» (древние ацтеки убивали для этого людей ежедневно). Дым жертвенного костра, согласно языческим поверьям – кратчайший способ доставки энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры – это остаточное явление древних культов, смысл которого уже не помнят и сами язычники. С этим же связан обычай прыгать через костер – это то, что осталось от жеребьевки. Выбрать человеческую жертву иногда не решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него. Считалось, что таким образом «боги» избирали себе жертву (интересно, знают ли те, кто сейчас прыгает через костер о том, что они изображают потенциального мертвеца?). Вот что пишет о языческом Купале русский историк Кайсаров: «Купало был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры: а юноши и девицы плясали около огня при радостном пении: наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь».

Кайсаров – скромный историк, более нечестивые «обычаи», воплощаемые в реальность в этот день и ночь он опускает, а их хватало, начиная от поиска суженного-ряженного, гаданий, купания нагишом, огненного очищения, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом. Поскольку с солнцем ассоциировалось оплодотворяющее начало и оно считалось источником жизни и плодородия, то и его культ подразумевал именно это активное «оплодотворение» – совокупление со случайным партнером и было кульминацией «чудесной и таинственной» ночи Купалы. Вот она, полная правда о «безобидном», «народном» празднике. Купала – день «узаконенного» блуда. Собственно, это не ново. У многих язычников в ходу были подобные оргии по праздникам. Все же это считалось «жертвой богам». Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос предельно ясен – демонам. Бог Истинный – есть Бог чистоты и святости. Его заповеди призывают к супружеской верности, защищают святость семьи. Разнузданный разврат под личиной «восторженного богослужения» – жертва сатане. Не вымышленному Яриле, а реальному духу лжи и погибели. Светские организаторы празднования Купалы, конечно, не предполагают для своих вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот праздник в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению его во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет привыкшие к Купале люди не узнают о его полном «сценарии» и не начнут воссоздавать его?

Даже беглое знакомство с Купалой показывает, что ни сам предмет поклонения – «бог» Ярило, ни нравственное содержание праздника ничего хорошего не несут человеку. Естественно, сложно предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но обычного человека, пришедшего на Купалу просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище. В лучшем случае он позволит расслабиться. В худшем – загрязним ум и сердце.

Так что же общего между Иоанном Крестителем и Иваном Купалой? Ровным счетом ничего! Однако в средствах массовой информации лишь упоминают, что православные 7 июля «отмечают» праздник Иоанна на Крестителя, а далее – сплошной Иван Купала с разбором гадательных практик, устройством и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, формы и технологии изготовления «оберегов» и тексты заговоров. Цель одна: сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередное мистическое празднество. Тут невольно вспоминаются слова летописца псковского Памфилова монастыря, который, описывая эти «празднества» «во градех и в селах» еще в ХVI веке, находил возможным сказать, что «в годину ту сатана красуется, якоже сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют».

Создается впечатление, что кто-то целенаправленно старается вырастить из молодежи кого угодно, но не нормальных людей – хороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных и ответственных членов общества.

Еще один любопытный знак времени – попытка объязычить христианские праздники. На Святках у нас – гадают, на Троицу – плетут венки, на Петра и Павла – танцуют и гуляют. То есть праздники, по происхождению и суть христианские, лишаются своей духовной нагрузки, смысла и содержания и становятся поводом или к обычным народным гуляниям со всеми вытекающими отсюда последствиями, или, что еще хуже – к делам оккультным (гаданию и т.п.). Брать христианскую вывеску и под ней делать то, что органически чуждо христианству, и таким образом спекулировать на чужом авторитете – просто не этично. Кроме того, возрождая праздник с языческими корнями, необходимо поставить людей в известность, сказать о нем всю правду, чтобы они могли совершить свободный выбор. Недомолвки здесь сродни обману.

Беда здесь еще и в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и играми не видим тот, кто управляет языческим игрищем. Нужен ли нам такой праздник? Пусть каждый сам даст себе ответ на этот вопрос. Но всем нам, православным, нужно помнить, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Прот. Андрей Толубец

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (406)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник ивана купалы поверья
  • Праздник ивана купалы перевод на английский
  • Праздник ивана купалы открытки
  • Праздник ивана купалы отзывы
  • Праздник ивана купалы название мероприятия