Праздник какой иконы сегодня 30 октября

Православный Церковный календарь за 30 Октября 2022 года - Неделя 20-я по Пятидесятнице. Список всех церковных праздников и событий отмечаемых сегодня.

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Воскресный

Тропарь воскресный, глас 3

Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию сме́рть,/ пе́рвенец ме́ртвых бы́сть;/ из чре́ва а́дова изба́ви на́с,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.


Перевод:

Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.

Кондак воскресный, глас 3

Воскре́сл еси́ дне́сь из гро́ба, Ще́дре,/ и на́с возве́л еси́ от вра́т сме́ртных;/ дне́сь Ада́м лику́ет, и ра́дуется Е́ва,/ вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно// Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́.


Перевод:

Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный и вывел нас из врат смерти. В сей день Адам ликует и радуется Ева, а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно божественную мощь власти Твоей.

Пророка Осии

Тропарь пророка Осии, глас 2

Проро́ка Твоего́ Оси́и па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.


Перевод:

Пророка Твоего Осии память, Господи, празднуя, потому Тебя молим: спаси души наши.

Кондак пророка Осии, глас 2

Пра́выми стезя́ми после́дуя за́поведем Го́спода Твоего́, проро́че Оси́е,/ испо́лнился Ду́ха Свята́го/ и, прие́м дар проро́чествия,/ провозгласи́л еси́ Изра́илю Христо́во, хотя́щее в после́дняя ле́та бы́ти, прише́ствие,/ облича́я заблу́ждшия лю́ди от пути́ пра́ваго/ и наставля́я на путь, веду́щий в Вы́шний Иерусали́м,/ иде́же ны́не предстоя́,// моли́ся непреста́нно о всех нас.


Перевод:

Истинными путями следуя заповедям Господа Твоего, пророк Осия, наполнившись Духа Святого и получив дар пророчества, провозгласил ты Израилю Христово пришествие, которое должно произойти в последние дни, обличая сбившихся с правильного пути людей и направляя на путь, ведущий в Небесный Иерусалим, где сейчас предстоя, молись непрестанно обо всех нас.

Ин кондак пророка Осии, глас 4

Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая,// сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Оси́е сла́вне.


Перевод:

Просветившееся Духом чистое твое сердце стало вместилищем светлейшего пророчества, ибо ты видишь события будущего, как настоящее, потому почитаем тебя, пророк блаженный, Осия прославляемый.

Пророку Осии

Величание пророку Осии

Велича́ем тя, проро́че Бо́жий Оси́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.

Преподобномученику Андрею Критскому

Тропарь преподобномученику Андрею Критскому, глас 4

По́стнически преподвиза́вся на горе́,/ у́мная враго́в ополче́ния всеору́жием Креста́ погуби́л еси́, всеблаже́нне./ Па́ки же ко страда́льчеству/ му́жески обле́клся еси́,/ уби́в Копрони́ма мече́м ве́ры;/ и обои́х ра́ди венча́лся еси́ от Бо́га,// преподобному́чениче Андре́е, приснопа́мятне.


Перевод:

Сначала в посте подвизаясь на горе, полчища невидимых врагов уничтожил ты оружием Креста, всеблаженный; а затем и к страданию мужественно вооружился, поразив гонителя мечом веры, и за оба эти подвига увенчан был от Бога, преподобномученик Андрей вечно памятный.

Кондак преподобномученику Андрею Критскому, глас 3

Пра́зднует днесь Ца́рствующий град/ пра́здник пресве́тлый светоно́сныя Твоея́ па́мяти,/ вся́кий призыва́я град и страну́;/ ра́дуется бо, я́ко име́я сокро́вище ве́лие,/ многострада́льное твое́ те́ло,// Андре́е му́чениче, Правосла́вия свети́льниче.


Перевод:

Празднует сегодня Царствующий город праздник пресветлый светоносной твоей памяти, всякий призывая город и страну, ибо радуется, имея, как великое сокровище, многострадальное тело твое, мученик Андрей, Православия светильник.

Ин кондак преподобномученику Андрею Критскому, глас 8

Му́жества тезоимени́тому благодаре́ние,/ я́ко благоче́стия тайноглаго́льнику,/ похва́льная воззове́м от любве́ тебе́, Богоблаже́нне,/ но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ от вся́ких лю́тых ны спаси́, да пое́м:// ра́дуйся, о́тче приснопа́мятне.


Перевод:

Мужеству одноименного (Андрей от греч. Ἀνδρέας — мужественный) возблагодарим, как объясняющего тайны Богопочитания, восславим и воззовем к тебе с любовью, Богоблаженный, но как имеющий дерзновение ко Господу, от всякого зла нас спаси, да поем: «Радуйся, отче всегда вспоминаемый».

Преподобному Антонию Леохновскому

Тропарь преподобному Антонию Леохновскому, глас 1

Пусты́нный жи́тель и в телеси́ а́нгел, богоно́сец показа́лся еси́, поще́нием и бде́нием о́тче на́ш Анто́ние, небе́сный да́р прия́л еси́: исцеля́еши неду́жныя и души́ притека́ющих с ве́рою к ра́це честны́х моще́й твои́х. Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́, сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.


Перевод:

Пустынным жителем и во плоти Ангелом, Богоносным ты стал, пощением и бдением, отче наш Антоний, небесный дар ты получил: исцеляешь больных и души приходящих с верой к раке почитаемых мощей твоих. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления.

Кондак преподобному Антонию Леохновскому, глас 8

Жития́ треволне́ния, и мяте́ж мирски́й, и стра́стная взыгра́ния в ничто́же вмени́в, пусты́нный граждани́н показа́лся еси́, мно́гих бы́в наста́вник, Анто́ние преподо́бне: мона́хов собра́тель и моле́бник ве́рен, чистоты́ рачи́тель, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.


Перевод:

Житейские бури, и суету мирскую, и страстные восстания посчитав ничем, ты стал жителем пустыни и был наставником для многих, Антоний преподобный, монахов собиратель и истинный молитвенник, любитель чистоты, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Молитва преподобному Антонию Леохновскому

О, преподо́бне о́тче на́ш Анто́ние! И́же от ю́ности твоея́ путе́м креста́ ше́ствовати возлюби́л еси́, в моли́твах и труда́х, в поще́ниях и бде́нии, в безмо́лвии и му́дрости словесе́х на вся́кий де́нь же и ча́с неусы́пно подвиза́лся, и ве́рный о́браз вруче́нней тебе́ от Го́спода бра́тии быва́я; те́мже и всего́ себе́ прине́сл ему́ в же́ртву жи́ву, свя́ту и благоуго́дну, толи́ких чуде́с дарова́ния от Него́ сподо́бися еси́, я́ко и стихи́ям повелева́ти, боле́зни теле́сныя и душе́вныя отгоня́ти, о Це́ркви и Оте́честве на́шем во благо́е прозира́ти и промышля́ти; по кончи́не же твое́й, егда́ возлю́бленное тобо́ю и благоустро́енное ме́сто сие́ злоде́йствием враго́в безбо́жных разоре́нию и запусте́нию пре́дано бы́сть, хра́м и оби́тель огне́м сожжены, бра́тия же мече́м посечены бы́ша, ты́ ве́лие дерзнове́ние к Царю́ Небе́сному име́я, па́ки хода́тайством твои́м возсозда́тися хра́му сему́, еще́ же и моще́м твои́м святы́м, я́ко сокро́вищу многоце́нному, в не́м положи́тися сотвори́л еси́; те́мже мы́ с ве́рою (стека́ющеся в хра́м се́й и свяще́нную ра́ку твою́ любе́зно целу́юще) мо́лим тя́, изве́стный хода́таю на́ш, не преста́й моля́ся ко Го́споду Бо́гу на́шему о соверша́ющих па́мять твою́, да погаси́т О́н росо́ю благода́ти Своея́ пла́мень страсте́й на́ших, да укрепи́т и препоя́шет ны́ си́лою Свое́ю свы́ше на ви́димые и неви́димые враги́ на́ша, избавля́я и исцеля́я от вся́ких неду́гов душе́вных и теле́сных и от все́х зо́л сохраня́я; па́че же да укрепи́т и да возвы́сит благослове́нную страну́ на́шу, ве́рою и благоче́стием утвержда́я, и́стиною и пра́вдою устроя́я, изоби́лием бла́г и сла́вою венча́я, ми́ром и благосостоянием огражда́я ю́; и та́ко вси́, ми́рно и безмяте́жно пребыва́я во вся́ком благоче́стии и чистоте́, вку́пе просла́вим пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное о на́с хода́тайство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому

Тропарь праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому, глас 4

Я́ко вели́ко сокро́вище и бога́тство некрадо́мо/ к нам прии́де из Ки́пра, Ла́заре,/ Про́мыслом всех Бо́га, повеле́нием царя́ благочести́ва,/ подая́ чту́щим тя исцеле́ния да́ром,/ избавля́я от бед и от вся́каго вре́да,/ ве́рою взыва́ющих ти:// спаси́ всех моли́твами свои́ми, Ла́заре о́тче наш.


Перевод:

Как великое сокровище и богатство, которое невозможно украсть, к нам пришел ты с Кипра, Лазарь, Божиим Промыслом и повелением благочестивого царя, подавая почитающим тебя дары исцелений, избавляя от несчастий и от всяческих бедствий, с верой взывающих к тебе: «Спаси всех молитвами своими, Лазарь, отче наш».

Кондак праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому , глас 8

Взы́де, я́ко звезда́ пресве́тлая,/ от Ки́пра честны́я мо́щи твоя́, Ла́заре,/ Ца́рствующий град освяща́ющи и христолюби́ваго царя́ веселя́щи/ и лю́ди своя́ обогаща́ющи,/ тобо́ю благода́ть исцеле́ния подаю́щи, ве́рно зову́щим ти:// ра́дуйся, Ла́заре, дру́же Бо́жий.


Перевод:

Как преяркая звезда восходит на небе, так появились с Кипра почитаемые мощи твои, Лазарь, освящающие царствующий город [Константинополь], радующие преданного Христу царя и всех верующих обогащающие, подающие через тебя благодать исцеления, с верою призывающим тебя: «Радуйся Лазарь, друг Божий».

Молитва праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому

О, зело́ преди́вный и изря́дный дру́же Христо́в святы́й пра́ведный Ла́зарю, Вифа́нии похвало́ и всей вселе́нней превели́кое удивле́ние! Благослове́н дом твой, его́же Госпо́дь наш Иису́с Христо́с во днех пло́ти Своея́ с любо́вию посеща́ше, ви́дя ве́ру и добро́ту души́ твоея́ и боголюби́вых сесте́р твои́х Ма́рфы и Мари́и, зане́ ты возлюби́л еси́ Его́ всем се́рдцем твои́м, все́ю душе́ю твое́ю, все́ю мы́слию твое́ю и Тем до конца́ возлю́блен был еси́. Ди́вны та́йны твоя́, на тебе́ Боже́ственным Дру́гом твои́м и Го́сподом на́шим явле́нныя, я́ко изво́лися Ему́ пре́жде Креста́ Своего́ и Воскресе́ния показа́ти на тебе́ всему́ ми́ру сла́ву Свою́ и сотвори́ти тя предвозве́стника пресве́тлаго Своего́ из ме́ртвых тридне́внаго Воскресе́ния. Сего́ ра́ди Той, я́ко Влады́ка живота́ и сме́рти, попусти́ тебе́ сме́ртным сном усну́ти, и погребе́ну бы́ти, и да́же до а́довых глуби́н сни́ти, иде́же ты узре́л еси́ су́щия от ве́ка уме́ршыя во мно́жестве неисче́тном а́довыми у́зами содержи́мыя, и стра́шные стра́хи ви́дел еси́. И та́мо, егда́ те́ло твое́ возсмерде́нию сме́ртному уже́ предаде́ся, по четыре́х днех ты услы́шал еси́ Боже́ственный глас Дру́га твоего́, на гроб твой прише́дшаго: “Ла́заре, гряди́ вон!” И по гла́су сему́ ты а́бие из гро́ба возста́л еси́ и та́ко Вифа́нию возвесели́л еси́ и Ма́рфины и Мари́ины сле́зы утоли́л еси́, фарисе́и же и кни́жники, в ожесточе́нии серде́ц су́щих устраши́л еси́. Утоли́ же, святы́й дру́же Христо́в, и на́ши сле́зы, грех ра́ди на́ших пролива́емии, оживотвори́ на́ши ду́ши и телеса́, в возсмерде́нии страсте́й и нечисто́т грехо́вных су́щии, воздви́гни нас из гро́ба отчая́ния и лю́таго уны́ния, всех же нас изба́ви от ве́чныя сме́рти, я́коже и тебе́ Госпо́дь наш возста́ви от успе́ния сме́ртнаго. И умоли́ ми́лостиваго Бо́га, да сподо́бит нас прича́стницы бы́ти ве́чныя жи́зни, е́юже и ты по труде́х святи́тельства на о́строве Кри́тстем сам ны́не наслажда́ешися во оби́телех ра́йских, прославля́юще Всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Избавительница»

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Избавительница», глас 4

Я́ко пресве́тлая звезда́,/ просия́ Боже́ственными чудесы́/ святы́й о́браз Твой, Изба́вительнице,/ луча́ми благода́ти и милосе́рдия Твоего́/ озари́в в нощи́ скорбе́й су́щих./ Пода́ждь у́бо и нам, Всеблага́я Де́во,/ избавле́ние от бед,/ исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных,// спасе́ние и ве́лию ми́лость.


Перевод:

Как преяркая звезда просиял Божественными чудесами святой образ Твой, Избавительница, лучами благодати и милосердия Твоего озарив находящихся во тьме скорбей. Потому подай и нам, Всеблагая Дева, избавление от бед, исцеление болезней душевных и телесных, спасение и великую милость.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Избавительница», глас 4

Избавле́ние Принося́щая всем,/ от се́рдца Тебе́ призыва́ющим,/ принеси́ избавле́ние ско́рое/ и нам, в лю́тых беда́х погиба́ющим// и в Тебе́ Едино́й избавле́ние на́ше на Бо́зе полага́ющим.


Перевод:

Приносящая избавление всем, от сердца Тебя призывающим, принеси быстрое избавление и нам, погибающим от тяжелых бед и возлагающим избавление наше на Бога и Тебя, Единственную.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Избавительница», глас 8

Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Госпоже́,/ бе́дствовавшии с ве́рою прите́кше,/ заступле́нием Твои́м изба́вишася от злых,/ но я́ко Ма́терь Христа́ Бо́га,/ и нас свободи́ от лю́тых обстоя́ний,/ вре́менных и ве́чных, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Изба́вительнице на́ша от всех бед.


Перевод:

К иконе Твоей, Пресвятая Госпожа, нуждающиеся с верою обратившись, защитой Твоей избавились от бедствий, но как Матерь Христа Бога и нас освободи от жестоких бедствий, временных и вечных, да взываем к Тебе: «Радуйся, Избавительница наша от всех бед».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Избавительница»

О, Ма́ти Бо́жия, по́моще и защи́та на́ша, егда́ попро́сим, бу́ди изба́вительнице на́ша, на Тя бо упова́ем и всегда́ вседу́шно Тя призыва́ем: умилосе́рдися и помози́, пожале́й и изба́ви, приклони́ у́хо Твое́ и на́ши ско́рбныя и сле́зныя моли́твы приими́, и я́коже хо́щеши, успоко́й и обра́дуй нас, лю́бящих Твоего́ Безнача́льного Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.

Показать все

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Деян.5:12–20; Ин.20:19–31)

«Господь мой и Бог мой!» – воззвал св. апостол Фома (Ин.20:28). Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. 

Мы говорим: «Господь Спаситель», – разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. 

Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!» (Рим.8:35).

Развернуть

Притча дня

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:
— Будь счастлив.

Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
— Неужто ты такой смиренный?

— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 303.  Божественное Откровение – это не «только Библия».

Основной принцип протестантизма выражен фразой sola Scriptura, что по-русски значит «только Писание». Библия провозглашается единственным и исключительным источником веры и жизни христианской общины, Священное Предание отвергается.

Почему этот принцип ошибочен?

Во-первых, Церковь создала Библию, а не Библия – Церковь. Как мы ясно видим из самой Библии, Церковь уже существует, когда пишутся книги, которым предстоит войти в Новый Завет. Святые Марк и Матфей, Лука и Иоанн, Иаков и Павел пишут уже будучи членами Церкви и обращаясь к членам Церкви. Христос, как говорит само Писание, не написал Книгу – Он создал Церковь: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её (Матф.16:18) Тексты Нового Завета возникают в Церкви, принимаются Церковью, Церковью опознаются как Священное Писание и Церковью передаются из поколения в поколение.

Во-вторых, принцип «только Писание» неосуществим на практике. Нередко протестанты критикуют те или иные особенности православного богослужения, говоря: «Где это в Библии?». Но ведь эти же слова можно обратить и к самим протестантам – где в Библии написано: «И создайте группу прославления с гитарами и электроорганом, и арендуйте зал для собраний; и повесьте поперек его транспарант с цитатой». Писание не является сборником детальных инструкций относительно всех сторон церковной жизни, поэтому в реальности любая группа верующих исходит не только из Писания.

В-третьих, любая группа верующих неизбежно формирует свое предание. Как мы видим, различные протестантские общины могут сильно расходиться в вероучении, обращаясь к одной и той же Библии. Значит, в реальности это вероучение формируется не только Библией, но и преданием той или иной общины – толкованиями авторитетных в данной группе богословов, сложившимися в ней обычаями и традициями. Иногда эти частные предания захватывают часть церковного Предания, но неизбежно в сильно обедненном и урезанном виде.

Православное Предание восходит ко Христу и Его апостолам, а предания тех или иных протестантских групп – к их основателям, которые апостолами явно не были.

Практические советы

Библию желательно читать вслух

Не всё древнее лучше современного, однако способ чтения полезнее почерпнуть у наших предков.

Митрополит Иларион (Алфеев): “Следует отметить, что в древности – как в христианской, так и в античной – читать про себя было не принято: книги читали только вслух. Даже находясь наедине с собой, человек читал устами, а не глазами. Вспомним рассказ из Деяний апостольских: …Муж Ефиоплянин, евнух… возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? (Деян.8:27-30). Если бы евнух, сидя на колеснице, читал книгу про себя, Филипп не услышал бы, что он читает.”

Про себя мы обычно читаем монотонно и хуже запоминаем. Чтение вслух позволяет глубже вникнуть в суть текста.

Случайный тест

Приблизительное время чтения: 16 мин.


print

В последнее воскресенье октября Церковь обращается в молитве к древнему пророку Осии и мученикам начала христианской эпохи: бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их Леонтия, Анфима и Евтропия и преподобномученика Андрея Критского. В начале двадцатой недели по Пятидесятнице совершается память перенесения мощей праведного Лазаря Четверодневного и преподобного Антония Леохновского. 30 октября 1918 года в разных концах России были расстреляны за отказ отречься от Христа священномученики Неофит Любимов и Анатолий Ивановский. Иноки одного монастыря — Иакинф (Питателев) и Каллист (Опарин) — пострадали в этот день одновременно. В трагическом 1937 году был приговорен к расстрелу Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский.

Церковь чтит 30 октября иконы Божией Матери «Избавительница» и «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», история которых связана с императором Александром III.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 30 октября.


Воскресенье, 30 октября 2022 года

Воскресный день 30 октября посвящен памяти одного из пророков Ветхого Завета, пророку Осии. И пользуясь случаем мы расскажем о важнейших пророчествах и самых знаменитых пророках.

Читайте подробнее в наших материалах:

• Кто такие пророки?

• Пророчества о рождении Христа и ожидании Мессии

• Пророчества о Воскресении Христа

Приподнявший завесу времени. Пророк Захария

• Пророк Иона. «Неправильный» пророк

• Малые пророки Библии

• Загадки Библии: пророк Илья уже приходил на землю?

• Пророки. Инфографика для уроков ОПК

Тропарь воскресный

Да веселятся небесная,/ да радуются земная,/ яко сотвори державу/ мышцею Своею Господь,/ попра смертию смерть,/ первенец мертвых бысть;/ из чрева адова избави нас,// и подаде мирови велию милость.

Кондак воскресный

Воскресл еси днесь из гроба, Щедре,/ и нас возвел еси от врат смертных;/ днесь Адам ликует, и радуется Ева,/ вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно// Божественную державу власти Твоея.


День памяти святых

Мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские и братья их Леонтий, Анфим и Евтропий (в конце III века)

Мученики Косма и Дамиан за отказ поклониться идолам были брошены в море связанными. Но Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству.

— Скажите мне, — вопрошал их властить, — каким это чародейством вы спаслись от моря? И я хочу подражать учению вашему.

— Мы христиане — отвечали мученики, — имеем одну только силу Христову, которая спасает нас от всех бед.

Читать житие

Вспоминаемые церковью 17 октября мученики и бессребреники Косма и Дамиан были современники знаменитым бессребреникам римским. Они также лечили людей, но наука немного помогала им. Врачи Косма и Дамиан получили от Бога благословение исцелять именем Христа Спасителя.

Как скоро слух о чудесах и учении их достиг властителя Лисия, их привели в Киликию. Здесь они претерпели многие истязания, но не отреклись от Христа.

Но Господь сохранил их даже в огне, который не прикасался к святым, а камни и стрелы отскакивали от тел, как от стен, и поражали самих мучителей. Тогда им отрубили головы. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.

Все пять мучеников были вместе погребены. Время их страданий с достоверностью неизвестно.

Свернуть

Преподобномученик Андрей Критский (767)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

Рассказ о преподобномученике Андрее (не путать с преподобным Андреем Критским, автором Покаянного канона), слушайте на радио «Вера».

Перенесение мощей праведного Лазаря, епископа Китийского (898)

Обретение мощей Лазаря Четверодневного, которого Спаситель называл другом, произошло в IХ веке. Рассказ об этом слушайте на радио «Вера».

Преподобный Антоний Леохновский, Новгородский (около 1524 — 1611)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

Однажды преподобный Антоний является ученику своему во сне и говорит: «Брат Григорий, пойди в Новгород, скажи митрополиту Киприану и старейшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». Григорий не обратил внимание на явление, приняв его за обыкновенный сон, хотя оно и повторилось. Наконец преподобный Антоний явился своему ученику в третий раз и, испуская огненные лучи, сказал: «Если не исполнишь слов моих, явлюсь в другом месте; ты же погибнешь».

Читать житие

Родители святого — тверские бояре Вениаминовы — воспитали сына в благочестии. Но он искал более уединенной и подвижнической жизни и поселился отшельником недалеко от Новгорода. Около 1556 года переселился к пустыннику Тарасию, жившему за озером Ильменем, на Леохнове, и принял от него постриг. Отшельники построили храм и попросили архиепископа Новгородского благословение и антиминс. Так устроилась пустынная обитель в честь Преображения Господня, которая со времен из-за большого стечения желающих учиться у преподобного, выросла в Леохновский, или Ивецкий-Антониев монастырь.

Он учил братию тому, что спасительный путь одинаково открыт и ученому, и простецу. В подтверждении этой истины он повторял преподобного Антония Великого: «Не требует иных душа человеческая, как только здравого ума».

В 1611 году шведы разорили окрестности Новгорода. Тогда митрополит Исидор, желая спасти старца, вызвал его в Новгород. Там преподобный скончался в возрасте 85-ти лет и был погребен близ церкви во имя святого евангелиста Луки на Софийской стороне.

Перед смертью преподобный в присутствии многих сказал, что тело его будет покоиться в его пустынной обители. Ученик преподобного Григория, вернувшись на место разоренной и сожженной шведами обители, похоронив непогребенные тела иноков, поставил келью с часовней и стал молиться о возрождении обители.

После сообщения Григория о явлениях преподобного митрополит совершил крестный ход к могиле преподобного Антония. Обретенные нетленные мощи 13 июля 1620 года были перенесены в Леохновскую обитель. При этом прозрел слепец Иосиф и совершились другие чудеса.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Неофит Любимов (12 января 1846 — 30 октября 1918)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

21 июля 1918 года протоиерей Неофит отслужил в храме панихиду по «убиенном новопреставленном бывшем царе Николае». Вечером того же дня сотрудники ВЧК арестовали священника. Протоиерей Неофит был обвинен в «агитации против советской власти», в том, что «служил панихиду по „помазаннике Божием“ Николае Романове». 17 сентября 1918 года его приговорили к расстрелу.

Читать житие

Родился в Самарской губернии в семье диакона. Закончил духовное училище, семинарию и Киевскую академию. Около 30 лет преподавал в Симбирске в военной и женской гимназиях, епархиальном училище, кадетском корпусе и семинарии. рукоположен в 39 лет рукоположен в священника. В 1902 году переехал в Москву, где основал миссионерское издательство и служил в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище до 1914 года, затем — в храме Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте.

После ареста зятя миссионера Варжанского Сергея Юрьевича в мае 1918 года написал письмо Ленину с просьбой отпустить его на поруки:

«Я служил в Симбирске вместе с Вашим родителем. Он был директором народных школ, а я преподавателем Мариинской женской гимназии, Кадетского корпуса и Духовной семинарии. Родитель Ваш мне хорошо известен и знаком, я с ним весьма нередко встречался в частных домах и на собраниях, где обсуждались дела педагогические. Скончался он при мне, я был молитвенником тогда, да и теперь молюсь за него… Прошу Вас… ради памяти Вашего родителя, моих заслуг по отношению к Вашей родной сестре Марии Ильиничне в деле образования и воспитания помочь мне в моем горе: освободить Варжанского из тюрьмы и возвратить его в семью…»

Ответа на это письмо не последовало.

После расстрела тело его погребено на Калитниковском кладбище в могиле, ставшей ныне безвестной.

Свернуть

Священномученик Анатолий Ивановский (16 февраля 1863 — 30 октября 1918)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

«Против власти я лично не агитировал, а только читал воззвания Патриарха Тихона и Церковного Собора. Я предполагал. что я должен исполнять предписания высшей церковной власти и что советская власть не должна вмешиваться в церковные дела согласно декрету об отделении Церкви от государства… Я исполнял свои обязанности, а если это не исполнять, то должно уйти с должности… Советскую власть признаю как факт и исполняю ее распоряжения. Для меня безразлично, какая бы власть не была, лишь бы была она на христианских основах… Вообще не задавался целью судить, какая власть лучше, лишь бы были между людьми братские отношения».

Читать житие

Священномученик Анатолий был сыном священника Вятской губернии, где и сам прослужил священником последние годы своей жизни. До этого он служил псаломщиком, певчим, несколько раз переезжал.

Супруга Юлия Михайловна активно участвовала в просвещении местного населения. Еще в 1900 году при ее участии была открыта Знаменская церковная школа Яранского уезда, поначалу располагавшаяся в их доме, где обучались 37 девочек, 30 из которых были марийками. За «любовное обращение с инородцами и усердные заботы, вызвавшие стремление отдавать девочек в школу» Юлии Михайловне и ее помощнице была объявлена благодарность и о действиях их, как достойных подражания, сообщалось в «Вятских епархиальных ведомостях». Впоследствии матушка приняла участие и в устройстве Салтак-Яльской женской школы Уржумского уезда Вятской губернии.

Отец Анатолий пользовался на приходе огромным уважением, причт выступил в защиту своего пастыря, служившего священником в их селе 17 лет. 6 октября 1918 года диакон Иоанн Иванов и псаломщик Федот Ефремов направили в органы советской власти следующее прошение: «Священник села Салтак-Ял Анатолий Ивановский был взят военной силой и увезен в Уржум на заключение в темницу, по какой причине, мы совершенно объяснить не можем, так как в поведении отца Анатолия Ивановского мы не замечали никаких противозаконных действий: проповедей на политические темы не произносил, а произносил лишь на религиозные темы поучения».

Священномученик Анатолий Ивановский исполнял свои пастырские обязанности и в заключении. Арестованные не раз просили разрешения о совершении Всенощного бдения и Литургии, но согласия властей не получили. Отец Анатолий читал в камере Евангелие (Нагорную проповедь, стихи о воскресении Лазаря, беседу с самарянкой) с последующим обсуждением прочитанного. У батюшки с собою была и одна из книг святителя Феофана Затворника. Заметив, что интерес к чтению духовной литературы ослабевает, отец Анатолий попросил передать ему сочинения Чехова, которые читал товарищам по заключению, отвлекая их от праздных разговоров и уныния.

О пребывании в тюрьме сохранились дневниковые записи отца Анатолия. Здесь заключенные находились под постоянной угрозой расправы. 4 октября отец Анатолий записал: «Дожидали, что вот позовут кого-либо к стенке, т. е. на расстрел в лес. Когда услышали звонок у входных в тюремный двор ворот, то настала мертвая тишина. Посмотрели в окно: вот идут трое вооруженных людей. Сердце у всех (?) захолонуло и дожидали, что отворится наша камера, и поведут обреченных. Но проходит минута за минутой, а замка к нашей камере и к другим не отпирают. Просто была, таким образом, смена караула и больше ничего».

Постановлением ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности при СНК на Чехословацком фронте от 18 октября 1918 года священник Анатолий Ивановский был приговорен к расстрелу.

Приговор привели в исполнение в Уржуме 30 октября 1918 года.

Сиротами остались 7 дочерей и младший сын.

Свернуть

Преподобномученики Иакинф (Питателев) (1882 — 30 октября 1918) и Каллист (Опарин) (1864 — 30 октября 1918)

Монахи Иоакинф и Каллист родились в крестьянских семьях. Последние 6 лет земной жизни им довелось прожить в Верхотурском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре до мученической кончины в один день.

Читать житие

Преподобномученик Иакинф Питателев (в миру Илья Иванович) был сыном крестьянина, предки которого были первыми поселенцами и строителями города Верхотурье. С детства у него было слабое здоровье. Недалеко от поселка, где жил Илья Питателев, находилось место отшельнического подвига схимонаха преподобного Илии (Чеботарёва). В 1912 году поступил в верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь, в 1917 году принял постриг с именем Иакинф. Проходил послушание в Малоактайском скиту поваром, чтецом и псаломщиком.

Косма Мокиевич Опарин родился в 1864 или 1863 году в Вятской губернии в семье крестьянина, получил домашнее образование, служил в армии. В 1899 году Косма поступил послушником в Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь. 26 февраля 1904 года он принял монашеский постриг с именем Каллист. Через шесть месяцев монах Каллист был переведен на послушание печника в Далматовский Успенский мужской монастырь. В 1906-1907 годах монах Каллист совершил паломничество по святым местам. С 1912 года был переведен в Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь, а после 1913 года вернулся в родную Верхотурскую обитель.

Захватившие монастырь большевики выселили насельников из братских корпусов. Часть братии перебрались в Больше-Актайский скит, а оставшиеся перешли в распоряжение советской власти. Послушникам и монашествующим пришлось работать на красных, квартировавшихся в монастыре. Иноки, работавшие на полк, принимали это как послушание монастырское, поэтому красноармейское начальство вынуждено было признать, что они трудятся лучше, чем бойцы Красной армии. Заставляли монахов рыть окопы вблизи линии фронта, выполнять различные земляные работы. Солдатскую одежду монахи надевать отказывались, поскольку им благословлено было работать в подрясниках. Иоакинф и Каллист проявляли смирение и послушание, старались терпеть большевистское нашествие на обитель без ропота, признавая во всем происходящем волю Божию.

В октябре 1918 года в Верхотурье вошли военные части адмирала Колчака. Красные войска ушли по реке Актай и остановились недалеко от Мало-актайского скита. Настоятель Свято-Николаевского мужского монастыря Ксенофонт (Медведев) благословил монахов Иакинфа (Питателева) и Каллиста (Опарина) переселиться в Мало-Актайский скит и по возможности охранять его от разграбления.

25 октября в скит явились красноармейцы, произвели тщательный обыск, разыскивая будто бы спрятанные ценности. Поиски оказались неудачными. Монахов Иакинфа и Каллиста насильно забрали.

Как выяснилось впоследствии, пленных вели пешком лесом до линии фронта, потом по железной дороге довезли до станции Карелино. По свидетельству очевидцев, монахов обвиняли в контрреволюционной деятельности, предлагали в обмен на свободу публично, перед пассажирами, отречься от Христа. Преподобномученики отказались и были расстреляны 30 октября близ станции Карелино.

Убитых иноков красноармейцы отвезли к находившемуся недалеко болоту и забросали землей. Тела мучеников были найдены после отступления красных войск. 23 ноября 1918 года их перевезли в монастырь. 25 ноября архимандрит Ксенофонт возглавил торжественное отпевание мучеников, которые были похоронены на братском кладбище рядом с церковью во имя святого Неофита.

В 30-х годах храм и кладбище были уничтожены.

Свернуть

Священномученик Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (1891 — 30 октября 1937)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

«Как бы я вас ни любил, — писал архиепископ родным, — но я не для того взял посох, чтобы его оставить». Рассказ о священномученике Александре слушайте на радио «Вера».

Иконы Божией Матери

«Избавительница»

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

Икона Божией Матери «Избавительница» до 1889 года, когда она была принесена в Ново-Афонский монастырь на Кавказе, находилась на Святой Горе Афон в русском Пантелеимоновом монастыре.

Читать об иконе

Святая икона прославилась чудесами с 1841 года, когда греческая провинция стала страдать от нашествия саранчи, а по молитве Богородице перед Ее образом насекомые оставили местность. Мама умирающего мальчика молилась перед чудотворной иконой, и ребенок был возвращен к жизни. За два последующих года святая икона прославилась исцелениями бесноватых и болящих.

Хранитель иконы, старец Мартиниан, несмотря на множество желающих помолиться перед образом, перенес его в монастырь святого великомученика Пантелеимона на Афоне.

В 1889 году икона Божией Матери «Избавительница» была принесена в дар в Россию для открытого на Кавказе Ново-Афонского монастыря, чтобы она «проливала чудодейственный свет на людей русских православных». Когда в этой обители впервые было совершено празднование в честь иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.

Празднование иконе «Избавительница» установлено 17 октября в воспоминание спасения семьи Александра III во время железнодорожного крушения под станцией Борки Курско-Харьковско-Азовской дороги. Менее чем за месяц до этого происшествия семейство государя посетило Ново-Афонскую обитель, где Александр III заложил собор во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона.

В этом соборе вплоть до разорения монастыря в 1924 году пребывала чудотворная икона Божией Матери «Избавительница».

Свернуть

«Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827)

Воскресенье, 30 октября 2022 года: что будет в храме?

Икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», принесена в Николаевский Пешношский монастырь Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святую икону оставил в своей келлии. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители.

Читать об иконе

Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. В другой раз ему было видение иконы во время трудных обстоятельств жизни. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках над Мефодиевой часовней и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой». Платон послушался наставления Богородицы, и скорбь миновала его.

Благочестивый капитан рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма.

Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления.

Ещё более образ прославился в 1888 году, так как день чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда был 17 октября — днём праздника иконы. Вернувшись в столицу, император Александр III повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» во всех храмах России. Для тех церквей, где такой образ отсутствовал, срочно изготовили списки с него.

В предреволюционный период образ помещается в Покровском монастырском храме, близ мощей преподобного Мефодия Пешношского. После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1920-х годах первоначальный образ был утрачен.

В новейшее время для возрождённой обители мастерами Троице-Сергиевой Лавры был создан новый список. Его поставили в Никольском соборе монастыря, и он также прославился чудесами. Так, в воскресенье 17 марта 2019 года, в Неделю Торжества Православия, во время Божественной литургии произошло обильное мироточение чтимой иконы.

Свернуть


Особенности православного богослужения

В предыдущем выпуске мы остановились на пояснениях к происходящему во время Вечернего входа. Сегодня мы продолжим разбирать слова и действия Всенощной.

Сразу после Вечернего входа звучит удивительное по красоте песнопение «Свете тихий»:

Свете тихий святыя славы, / Безсмертнаго, Отца Небеснаго, / Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. / Пришедше на запад солнца, / видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоин еси во вся времена / пет быти гласы преподобными, / Сыне Божий, живот даяй, / темже мiр Тя славит.

Подробнее об этом знаменитом песнопении читайте в нашем материале.

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом проследования Литургии или же ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 8, стихи 5 — 15

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? 10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так чтоони видя не видят и слыша не разумеют. 11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Комментирует священник Антоний Борисов

Апостольское чтение:

Послание к Галатам, глава 1, стихи 11 — 19

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. 13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. 15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий


У нас с вами есть возможность прийти в храм на литургию в воскресный день. И этот факт напоминает нам о главном деле в нашей жизни. Все мы можем помочь в нынешней непростой ситуации. А важнейший труд христианской души — соборная церковная молитва.

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

30 октября православные верующие вспоминают пророка Осии, в народе его называют Колесником. Пророк при жизни многих язычников обращал в веру, был очень набожным человеком, преданным Иисусу Христу.

В этот день люди старались проверят колеса на своих телегах или повозках, поскольку их отправляли в сарай на хранение до весны. Если перевести обычай на современный лад, то вполне вероятно, водителям автомобилей также следует позаботиться о состоянии шин перед наступающей зимой. 

30 октября православные верующие чтят иконы Божией Матери «Избавительница» и «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Оба образа неразрывно связаны с жизнью императора Александра III. Икону «Избавительница» благодарно вспоминают в связи с историей чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе под станцией Борки Курско-Харьковско-Азовской дороги.

В старину 30 октября хозяйки выносили матрасы, подушки и остальное постельное белье на улицу. Считалось, что в этот день ветер заберет из них все плохое.

Чего нельзя делать 30 октября:

Нельзя долго купаться в ванной или под душем — смоется все здоровье и можно сильно заболеть

Категорически запрещено начинать новые дела и рассказывать о своих успехах — в противном случае в жизнь придет череда неудач.

Выходя из дома, не стоит смотреть на небо, иначе оно пошлет неприятности.

Нельзя ходить в салон красоты, поскольку мастер по волосам может передать свою плохую энергию другому человеку.

Не нужно оставлять на видном месте ключи от дома. Если кто-либо к ним прикоснется, то в дом придут большие несчастья.

Не стоит брать деньги в долг — в финансовом плане начнутся проблемы.

Приметы 30 октября:

Колесо сломалось — к большим неприятностям.

Голуби спрятались — к ненастью.

Кукушка сидит на сухом дереве и кричит — жди мороз.

Яркая луна к теплу, а бледная — к осадкам.

Напомним, на протяжении двух недель жителям России придется пережить «коридор затмений». Это явление продлится с 25 октября по 8 ноября. Узнали, что категорически нельзя делать в этот опасный период. А врач Татьяна Бакаева рассказала, кому трудно избежать рака горла. Если у вас резко зачесались пальцы рук, то это серьезный «звоночек», на который следует обратить внимание.

Некоторые знаки зодиака обожают красивую жизнь и стараются при любом раскладе шиковать. Астрологи назвали 5 знаков зодиака, которые будут купаться в деньгах

Окт 29, 2020 | Библиотека |

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Из­ба­ви­тель­ни­ца» до 20 июля 1889 го­да, ко­гда она бы­ла при­не­се­на в Но­во-Афон­ский Си­мо­но-Ка­на­нит­ский мо­на­стырь на Кав­ка­зе, на­хо­ди­лась на Свя­той Го­ре Афон у на­сель­ни­ка Рус­ско­го Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря схи­мо­на­ха Мар­ти­ни­а­на († 1884). Бла­го­че­сти­вый схим­ник по­лу­чил эту ико­ну от ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, иеро­мо­на­ха Фе­о­ду­ла.

 Свя­тая ико­на про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми с дав­них вре­мен. По мо­лит­ве пе­ред этой ико­ной в 1841 го­ду жи­те­ли Спар­ты (в Гре­ции) из­ба­ви­лись от са­ран­чи.

 Из Пан­те­ле­и­мо­но­вой оби­те­ли, по за­ве­ща­нию схи­ар­хи­манд­ри­та Ма­ка­рия, эта ико­на бы­ла пе­ре­да­на Но­во-Афон­ской оби­те­ли. Ко­гда в Си­мо­но-Ка­на­нит­ской оби­те­ли впер­вые бы­ло со­вер­ше­но празд­но­ва­ние в честь этой ико­ны, бу­ря вы­бро­си­ла на бе­рег у мо­на­сты­ря бо­лее тон­ны ры­бы.

 Празд­но­ва­ние иконе «Из­ба­ви­тель­ни­ца» бы­ло уста­нов­ле­но 17 ок­тяб­ря в бла­го­дар­ное вос­по­ми­на­ние чу­дес­но­го спа­се­ния им­пе­ра­то­ра Алек­сандра III со всей се­мьей во вре­мя же­лез­но­до­рож­но­го кру­ше­ния под стан­ци­ей Бор­ки Кур­ско-Харь­ков­ско-Азов­ской до­ро­ги. Ме­нее чем за ме­сяц до это­го про­ис­ше­ствия, 24 сен­тяб­ря 1888 го­да, все се­мей­ство го­су­да­ря им­пе­ра­то­ра по­се­ти­ло Но­во-Афон­скую оби­тель, где Алек­сандр III лич­но за­ло­жил со­бор во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на. В этом со­бо­ре вплоть до ра­зо­ре­ния мо­на­сты­ря в 1924 го­ду пре­бы­ва­ла чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Из­ба­ви­тель­ни­ца».

 На иконе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на дер­жа­щей на пра­вой ру­ке Бо­гом­ла­ден­ца, бла­го­слов­ля­ю­ще­го дес­ни­цей.

 Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Избавительница», глас 4

 Яко пресветлая звезда,/ просия́ Божественными чудесы́/ святый образ Твой, Изба́вительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего́/ озари́в в нощи́ скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,// спасение и велию милость.

 Источник: https://azbyka.ru/

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 30 октября, – Неделя 20-я по Пятидесятнице. Православная Церковь совершает празднование в честь икон Божией Матери «Избавительница» и «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

Икона Божией Матери «Избавительница» до 20 июля 1889 года, когда она была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь в Абхазии, находилась на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана († 1884). Благочестивый схимник получил эту икону от великого подвижника иеромонаха Феодула.

Святая икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи.

Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархимандрита Макария, эта икона была передана Новоафонской обители. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые было совершено празднование в честь этой иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.

Празднование в честь иконы «Избавительница» было установлено 17 октября в воспоминание чудесного спасения императора Александра III со всей семьей во время железнодорожного крушения под станцией Борки Курско-Харьковско-Азовской дороги. Менее чем за месяц до этого происшествия, 24 сентября 1888 года, все семейство государя-императора посетило Новоафонскую обитель, где Александр III лично заложил собор во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. В этом соборе чудотворная икона Божией Матери «Избавительница» пребывала вплоть до разорения монастыря в 1924 году.

На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей на левой руке Богомладенца, благословляющего десницей.

Икона Божией Матери, именуемая «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», принесена в Николо-Пешношский монастырь Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святую икону оставил в своей келлии. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители.

Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. В другой раз ему было видение иконы во время трудных обстоятельств жизни. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках над Мефодиевой часовней и услышал голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой». Платон послушался наставления Богородицы, и скорбь миновала его.

Благочестивый Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где скрыто изображение Богородицы лучшего письма.

Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся получали исцеления.

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прор. Осии (820 г. до Р. Х.);

прмч. Андрея Критского (767);

прп. Антония Леохновского, Новгородского, игумена (1611);

мчч. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303);

прав. Лазаря, епископа Китийского (перенесение мощей, 898);

сщмчч. Неофита Любимова и Анатолия Ивановского, пресвитеров, прмчч. Иакинфа (Питателева) и Каллиста (Опарина), монахов (1918);

сщмч. Александра (Щукина), архиепископа Семипалатинского (1937).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте хранимы Богом и Его Пречистой Матерью! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник какой иконы отмечается 4 ноября
  • Праздник касым на гагаузском языке
  • Праздник книги зощенко читать краткое содержание
  • Праздник ко дню матери название мероприятия
  • Праздник какое проверочное слово можно подобрать