Праздник каравон это

С 2003 года народный праздник Каравон проводится на общереспубликанском уровне.

Каравон

С 2003 года народный праздник Каравон проводится на общереспубликанском уровне.

Отмечавшийся в XVI веке как престольный праздник – День святителя и чудотворца Николая, он постепенно превратился в массовое народное игрище, которое сохранилось только здесь, в Русском Никольском под Казанью, и, как утверждают местные фольклористы, имеет более чем трехсотлетние исторические корни.

В старину этот праздник отмечался в течение трех дней. Начавшись с церковной службы в сельском храме, он переходил в дома крестьян, к семейным праздничным столам, а затем – на улицу, где устраивались гулянья и хоровод. Хоровод водили на всем протяжении праздника. Это было особое действо, на которое девушки и женщины в праздничной одежде собирались в специально назначенное место. Необычно и движение в каравоне: по старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники идут особым «каравонным» шагом, когда хоровод то уменьшается, то увеличивается, медленно вращаясь «по солнцу». В это время часто играли свадьбы, которые справляли, как говорится, всем миром.

От этих особых хороводов и получил свое название праздник. Возрожденный 15 лет назад, Каравон вскоре приобрел широкую известность в округе, стал творческой базой, основой ежегодных фестивалей русского фольклора в республике.

Вот уже на протяжении нескольких последних лет фестиваль собирает свыше 50 этнографических и вокальных ансамблей из Татарстана, регионов Поволжья, а в последние годы и из Приуралья и Сибири. Фестиваль способствует развитию традиционной русской культуры, популяризации фольклорного движения, выявлению лучших исполнительских коллективов. Праздник является своего рода «творческой лабораторией» для детских и молодёжных ансамблей Казанского государственного университета культуры и искусств, музыкального училища Казани, Елабужского училища культуры, центров детского творчества городов Казани, Зеленодольска, Елабуги, Нижнекамска.

В селе Никольское в 30-й раз отметили русский народный праздник. Президент республики Рустам Минниханов, который также принял участие с торжествах, заявил, что сейчас как никогда важно сохранить культурное и историческое достояние всех народов нашей страны.


Культура

08:00 | 29 мая 2022

tatarstan.ru

Автор материала:
Альберт Муртазин

«Каравон» — один из узнаваемых брендов Татарстана»

В селе Никольское в 30-й раз отметили русский народный праздник. Президент республики Рустам Минниханов, который также принял участие с торжествах, заявил, что сейчас как никогда важно сохранить культурное и историческое достояние всех народов нашей страны.

Шумный, яркий и многолюдный русский народный праздник, приуроченный к престольному празднику Николая Чудотворца – «Каравон», традиционно проходит в селе Никольское Лаишевского района. В 1993 году он приобрел статус республиканского, хотя съезжаются на него гости из всех регионов страны. 

На «Каравон» приезжают, чтобы окунуться в атмосферу настоящего русского народного праздника, послушать народные песни, встать в хоровод, словом, прикоснуться к истокам родной культуры. Его участники особо подчёркивают, что «Каравон» — это праздник по-настоящему народный, который появился не по указанию сверху, а по зову души. Кроме того, это святой праздник, потому что испокон века в эти дни отмечали Троицу. Люди сохраняют традиции и обряды, чтобы показать и передать их следующему поколению. Ведь сейчас как отмечают праздники? Сели за стол, выпили, закусили — вот и праздник. А раньше праздник создавали, творили. В каждом действе, в каждом хороводе каждый человек был на своем месте, каждый исполнял свою роль, каждый знал, что это он сам делает праздник своими руками, своим присутствием.

Среди гостей мероприятия был и президент Татарстана Рустам Минниханов. Он напомнил многочисленным собравшимся, что Каравон проходит в селе Никольское уже в 30 раз.

– «Каравон» начинает все наши праздники – после него идут и марийские, и чувашские праздники, и Сабантуй. И, конечно же, Каравон сегодня – один из узнаваемых брендов нашей республики, – отметил лидер республики.

«Каравон - один из узнаваемых брендов Татарстана»

Каждый год он пополняется новыми коллективами, которые приезжают не только из районов республики, но и других регионов России. Это ещё раз подтверждает большой интерес к русской культуре, ее традициям. Татарстан и, в частности Лаишевский район, отдает много сил, чтобы сохранить эти традиции и приумножить их. В этом году празднике участвовали гости из более, чем 20 регионов, 170 творческих коллективов, 150 специалистов по разным видам ремесел. 

По мнению Минниханова, сохранить культурное и историческое достояние всех народов нашей страны крайне важно.

– Русская культура – это основа нашей страны. И я искренне благодарен за такой красивый праздник. Пусть он, может быть, немного из-за погоды не совсем комфортен, но люди, которые сегодня показали свои умения, достойны всяческих похвал, – подчеркнул президент Татарстана.

Глава Лаишевского района Ильдус Зарипов также высказался по поводу праздника очень оптимистично.

«Каравон - один из узнаваемых брендов Татарстана»

– Никакая погода не может препятствовать этому большому и долгожданному празднику, который идет испокон веков. Мы гордимся, что именно наше село Никольское стало центром проведения русского народного праздника Каравон, – поделился Зарипов.

Он рассказал, что местные власти при поддержке властей республики благодаря «Каравону» могут развивать инфраструктуру, а это позволит отмечать это событие еще шире. В прошлом году Рустам Минниханов во время посещения площадки гуляний поручил капитально отремонтировать Дом культуры в селе, а в этом ему продемонстрировали результаты проделанной работы. Кроме того, при поддержке республики удалось очистить дно близлежащего озера.

– В следующем году мы также приложим все усилия и приведем в порядок наш храм и продолжим создавать инфраструктуру, – заверил глава района.

«Каравон - один из узнаваемых брендов Татарстана»

Гости праздника смогли насладиться русскими народными песнями в исполнении многочисленных хоровых коллективов, поучаствовать в народных играх и забавах, а также приобрести аутентичные изделия умелых ремесленников.

На главной сцене артисты показали красочное представление о трех братьях: хлебопеке, воине и певце, нашедшем свою суженую. Специальными гостем концертной программы стал Государственный академический русский народный хор им. Пятницкого, курганский фольклорный ансамбль «Цветень», фольклорный ансамбль «Поверье» с фолк-проектом «Репа».

– Я приезжаю на «Каравон» уже в четвертый раз. В первый раз попала сюда случайно, с подругой, но с тех пор не могу себе представить год без этого праздника. Я сама татарка, мусульманка, но вот этот дух, доброжелательность, улыбки, песни народные… Это как будто все такое родное, всегда тепло на душе, когда приезжаю. Мне очень нравится, и с каждым годом все лучше становится, – поделилась гостья праздника Зульфия.

«Каравон - один из узнаваемых брендов Татарстана»

– Я учусь на филолога, мне моя преподавательница посоветовала сюда съездить, когда к родителям на выходные поеду. Вообще не ожидала, что тут будет так весело, здорово, все танцуют, поют, смеются. И все эти песни народные, я ни одной из них раньше даже не слышала, – рассказывает Кристина. – Я не уверена, что мне это поможет с курсовой, но в любом случае это масса удовольствия.

Водитель Михаил случайно попал на этот праздник – ехал мимо, и увидел толпу, стало интересно.

– Я даже не знал, что здесь какой-то праздник, а теперь и уходить не хочу. Такая теплая, хорошая атмосфера, все поют, нарядные все. В следующем году с детьми сюда приеду, – сказал случайный гость Каравона.

Фестиваль продолжился до вечера. После концерта все фольклорные коллективы и гости праздника встали в традиционный хоровод «Каравон» — символ единства русского народа и культурного многообразия России.

Теги:

Каравон,
праздник,
Рустам Минниханов,
народные песни,
Никольское

Изначально Каравон был престольным праздником

Поделиться

Татарстан отмечает русский народный праздник Каравон. Как указывается на официальном портале республики, изначально, еще в XVI веке, это был престольный праздник — День святителя и чудотворца Николая. Постепенно он превратился в массовые народные гулянья с играми и представлениями. Традиция сохранилась только в селе Никольском Лаишевского района Татарстана. Как утверждают местные фольклористы, праздник имеет более чем трехсотлетние исторические корни.

Сегодня, 28 мая, Татарстан отмечает Каравон уже в 30-й раз. По традиции гулянья проводят только в селе Никольском, под Казанью. Там проходят мастер-классы по народно-художественным промыслам, экскурсии, показывают представления по мотивам русских народных сказок, поют частушки, играют в игры и угощают блюдами русской кухни.

Публикуем 10 ярких фотографий с праздника.

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Фото: Марсель Бадыкшин / пресс-служба главы РТ

Поделиться

Каравон похож на хоровод, только исполняют его своеобразным «утиным» шагом. О том, как через войну и советские запреты удалось пронести обычаи предков, рассказывают никольские старожилы, которых сельчане величают «ветеранами» Каравона.

Пока жива песня

Ходить в каравон или играть каравон в Никольском было принято в День Николы Вешнего. Вот почему праздник издавна был связан с именем Николая Чудотворца. Отмечали его три дня: в церкви, дома за столом и на уличных гуляньях с хороводом. Каравон помогал молодым познакомиться, ведь в старину после посевной играли свадьбы. Старшему поколению он давал повод встретиться, чтобы помянуть усопших. А ещё сельчане объединялись, чтобы попросить у святого богатого урожая.

Фото: АиФ/ Александра Дорфман

«Эта древнерусская традиция пришла к нам с севера, — рассказывает Сергей Трусов, директор музея Каравона. — Исследователи только диву даются, что традицию ходить в Каравон сберегли именно под Казанью. Сохранились все обрядовые песни. Поразительно, что в Никольском даже в годы войны отмечали этот праздник. В 1955 году советская власть посчитала его религиозным и запретила. Но обрядовые песни продолжали петь во время свадеб и застолий. Никольским старожилам хватило небольшого толчка, чтобы через 30 лет после запрета снова собраться, достать свои сарафаны, вспомнить песни».

Мамины сарафаны

Никольский дом культуры на основе этой традиции создал одноимённый ансамбль. В коллективе около 50 человек от 8 до 88 лет. Только в Никольском можно пообщаться с «ветеранами» Каравона.

— Я успела поиграть на Каравоне раза три точно. Это уже в Великую Отечественную войну было, — вспоминает Елизавета Гаранина. — Нарядов у нас не было, мы без сарафанов ходили, кто в чём. Одеваться не во что было, какие там наряды! У каждого в семье горе — мужья, отцы, братья гибли. Но хоть и война, а радости-то хотелось хоть чуть-чуть почувствовать, хоть немного поверить в чудо. Праздника русская душа всегда просит.

Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Она признаётся, что сейчас праздник очень похож на тот, что был в советские времена. Даже песни те же самые поют, что она разучивала в молодости. Помнит те хороводы и её соседка Анна Наумова.

— У меня мама была запевалой в Каравоне в 1917-1920 годы, когда ещё девушкой была, — говорит она. — А сама я в Каравоне поучаствовать не успела, потому что после войны, когда я подросла, его запретили. А до 16-17 лет вставать в Каравон девочкам не позволяли. Я смотрела со стороны, когда старшие девушки играли. Любовалась на наших никольских красавиц. Мама моя жила долго, много мне рассказывала, что-то у меня осталось в душе. Песни она мне пела, от неё мне и сарафан остался. Весь обряд я запомнила, в том числе и свадебный. 

Фото: АиФ/ Александра Дорфман

С первого раза, как нас собрали в клубе ещё в 1980-х, я сразу начала участвовать. Ещё живы были те, кто ходил в Каравон, поэтому вспомнить легче было. Украшения нашейные из бисера — борки родительские — мы подремонтировали, сами стали носить. У меня мама была из зажиточной семьи, в приданое ей дали сундук сарафанов. После войны мы их искромсали на платья, потому что носить совсем нечего было. Один штофный сарафан остался до сих пор, замечательный, красивый. Вот его и ношу.

Кстати, настоящие русские сарафаны можно увидеть на Никольской ярмарке во время Фестиваля русского фольклора «Каравон», который проводят уже больше 20 лет.

Каких только мастеров здесь не встретишь! Одни делают бусы из раскалённого стекла, другие плетут кружева по старинным сколкам, третьи демонстрируют одежду ручного ткачества.

Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Народные умельцы из Пестречинского района ткут разноцветные пояса из шерстяных нитей. Это практически полная реконструкция русских традиционных праздничных поясов конца XIX — начала XX века. У таких ярких, привлекающих внимание поясов сильная обереговая функция, без них не ходили. Отсюда выражение — распоясался. Если прилюдно снимали пояс, то это считалось серьёзным оскорблением. Как правило, в бабушкиных сундуках сохранялись именно праздничные пояса, потому что их носили редко.

Никольские девушки с детства готовятся играть в Каравон. Они собираются в сельском клубе, где учатся плести борки из бисера, украшают сарафаны и, конечно, поют песни, слова которых знали ещё их прабабушки.

Как водили хороводы на «Каравоне» | Фотогалерея

Открытие праздника.

Открытие праздника.
© АиФ / Александра Дорфман

Заводилами на фестивале стали участницы ансамбля

Заводилами на фестивале стали участницы ансамбля «Каравон» из села Никольского.
© АиФ / Александра Дорфман

Народные костюмы на

Народные костюмы на «Каравоне» — своеобразный дресс-код.
© АиФ / Александра Дорфман

Женщины из Рыбной Слободы восстановили традиционную технику кружевоплетения, давно позабытую в районе.

Женщины из Рыбной Слободы восстановили традиционную технику кружевоплетения, давно позабытую в районе.
© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман

Всех гостей праздника ждали народные гулянья.

Всех гостей праздника ждали народные гулянья.
© АиФ / Александра Дорфман

147 фольклорных коллективов приняли участие в празднике.

147 фольклорных коллективов приняли участие в празднике.
© АиФ / Александра Дорфман

Игра в

Игра в «пятнашки».
© АиФ / Александра Дорфман

На фестивале работали различные тематические площадки. Молодёжь с удовольствием участвовала в играх и забавах.

На фестивале работали различные тематические площадки. Молодёжь с удовольствием участвовала в играх и забавах.
© АиФ / Александра Дорфман

Игра в

Игра в «десяточку».
© АиФ / Александра Дорфман

На

На «Каравоне» особой популярностью пользовалась «Детская площадка».
© АиФ / Александра Дорфман

Раньше праздник имел и прагматическое значение - после села молодые играли свадьбы.

Раньше праздник имел и прагматическое значение — после села молодые играли свадьбы.
© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман

Праздник завершился традиционным хороводом.

Праздник завершился традиционным хороводом.
© АиФ / Александра Дорфман

Как водили хороводы на «Каравоне» | Фотогалерея

Открытие праздника.

Открытие праздника.
© АиФ / Александра Дорфман

Заводилами на фестивале стали участницы ансамбля

Заводилами на фестивале стали участницы ансамбля «Каравон» из села Никольского.
© АиФ / Александра Дорфман

Народные костюмы на

Народные костюмы на «Каравоне» — своеобразный дресс-код.
© АиФ / Александра Дорфман

Женщины из Рыбной Слободы восстановили традиционную технику кружевоплетения, давно позабытую в районе.

Женщины из Рыбной Слободы восстановили традиционную технику кружевоплетения, давно позабытую в районе.
© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман

Всех гостей праздника ждали народные гулянья.

Всех гостей праздника ждали народные гулянья.
© АиФ / Александра Дорфман

147 фольклорных коллективов приняли участие в празднике.

147 фольклорных коллективов приняли участие в празднике.
© АиФ / Александра Дорфман

Игра в

Игра в «пятнашки».
© АиФ / Александра Дорфман

На фестивале работали различные тематические площадки. Молодёжь с удовольствием участвовала в играх и забавах.

На фестивале работали различные тематические площадки. Молодёжь с удовольствием участвовала в играх и забавах.
© АиФ / Александра Дорфман

Игра в

Игра в «десяточку».
© АиФ / Александра Дорфман

На

На «Каравоне» особой популярностью пользовалась «Детская площадка».
© АиФ / Александра Дорфман

Раньше праздник имел и прагматическое значение - после села молодые играли свадьбы.

Раньше праздник имел и прагматическое значение — после села молодые играли свадьбы.
© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман


© АиФ / Александра Дорфман

Праздник завершился традиционным хороводом.

Праздник завершился традиционным хороводом.
© АиФ / Александра Дорфман

Село Русское Никольское в Лаишевском районе Республики Татарстан имеет долгую историю. Оно известно со времен Казанского ханства. Со второй половины XVII века местность заселили православные переселенцы из центральной России. До этого село носило название Караево, потом – Татарские Тарлаши и Ильинское. В 1734 году в Караево был образован первый приход, который положил начало новому названию села в честь иконы Николая Чудотворца. В 1848 году на средства прихожан был построен один из самых лучших храмов, который и в настоящее время считается подлинной достопримечательностью села – Никольская церковь.

Хороводы на Руси водили издавна, ещё до принятия христианства, символизируя ими вечное движение Солнца. Православная церковь не отвергала древних славянских традиций, и патриархальная народность прочно и органично привязала архаичный обряд к церковному календарю. В селе Русское Никольское в старину данный праздник отмечался в течение трех дней. Начавшись с церковной службы в сельском храме, он переходил в дома к семейным праздничным столам, а затем на улицу, где устраивались веселые игрища. Праздник объединял всех жителей села: люди общались, вели хороводы и пели песни, женихи выбирали себе невест, а вечером все собирались на специально отведенном месте – зеленой лужайке в центре села и «играли каравон». Так в близлежащих селах уезда называли своеобразный хоровод с определенными песнями.

Каждый каравон имел свои три песни, которые исполнялись по три раза три дня подряд. «Как по морю синему», «При долу-долочке», «Как по речке» – именно в таком порядке они и исполнялись и исполняются в Никольском по настоящее время.

Как утверждал известный фольклорист А.С. Кабанов, эта традиция идет из глубины веков, а в наших краях – с ХI века [6, c. 9.]. Руководила действием «запевала» — женщина, имеющая высокий голос и знающая в совершенстве эти песни, передаваемые из поколения в поколение [10].

По старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники встают в хоровод и идут особым, «каравонным» шагом по кругу, медленно переставляя ноги. Хороводный шаг отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания. Круг, то сжимаясь, то расширяясь, одновременно двигается по часовой стрелке. Круг таким магическим образом стимулирует производительные силы человека, земли и скота. Этим и объясняется активное присутствие хороводов и танца в обрядах календарного цикла, а также в бытовых и ритуальных ситуациях [7, c. 232].

Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца – и движение по ходу солнца, хождение за солнцем – «посолонь» – берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле [4, c. 5].

В далекие языческие времена хороводы носили культово-обрядовый характер. Постепенно освобождаясь от языческих элементов, хоровод утрачивает языческо-культовое значение.

В процессе танца участники могли выстраиваться свободно или в соответствии с социальным и возрастным статусом, а также по половому признаку. Сначала всегда звучат протяжные, немного даже печальные, заунывные песни, которые словно напоминают участнику хоровода о безвозвратно утраченной традиции крестьянского песнопения, о принадлежности его к этому древнему славянскому этносу, пробуждают в глубоких слоях подсознания воспоминания давно ушедшего прошлого, настолько далекого, что даже и непонятно, откуда берется этот напев. Напев этот и его аутентичное исполнение, настолько не похоже на народные песни современного исполнения, что до сих пор вызывает удивление – словно «нечто красивое и непонятное одновременно, найденное в глубине человеческой души».

«Каравон» – устаревшая форма слова хоровод (танец, пляс, бел, карагол и т.д.) – это вид ритмически организованного движения; в традиционной культуре форма обрядового и магического поведения и ритуализированного досуга.

Танец был знаком веселья и формой выражения радости, т.е. оказывал стимулирующее воздействие. [7, c. 231]. Хоровод считается одним из основных жанров русского народного танца. Это самый распространенный и самый древний вид русского танца. У славян вождение хороводов было строго регламентировано: они начинались после Пасхи, а заканчивались после Троицы.

Основной формой исполнения первобытного танца был круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны. В различных племенах исполнение кругового танца связывалось с предстоящей охотой, с вызываемым плодородием, с магией всеобщего благополучия. В некоторых случаях круговой танец символизировал брак и совершал его. Также есть сведения о существовании в первобытную эпоху парных или «любовных» танцев и даже индивидуальных танцев, «в которых каждый исполнитель танцевал отдельно и в которых, однако, вырисовывалась форма круга» [5, c. 4].

Экспонаты от сельчан

Со старославянского «каравон» переводится как хоровод, а танец представляет собой «ходьбу по солнцу каравонным шагом»: нужно взять соседа за мизинец и идти по кругу под старинные народные песни. Изначально хороводом завершали посев урожая. И сегодня «каравоны», теперь уже в честь праздника «Каравон», в Никольском традиционно водят ежегодно в конце мая. Кстати, самому селу больше трех веков. Известно оно с периода Казанского ханства как деревня Караево, а до революции упоминалось в источниках как Татарские Тарлаши, Ильинское.

Люди здесь мудрые и бережливые. Чтобы сохранить все, что связано с русским бытом, возрождением древнерусской песенной традиции, развитием ансамбля «Каравон», фестивалем (ныне – одноименным праздником), в 2011 году глава Лаишевского муниципального района Михаил Афанасьев принял решение создать на постоянной основе музей истории. Первым руководителем назначил Сергея Трусова, в прошлом директора местного сельского дома культуры, главу поселения, Заслуженного работника культуры Татарстана.  

Домик 6 на 6 метров, на пустыре между детсадом и продуктовым магазином. Изначально именно так выглядел музей истории «Каравон». 17 апреля началась стройка, а уже 20-го – во дворике будущей избы уже велись первые телесъемки с участием программы «Играй, гармонь любимая!» с Анастасией Заволокиной, фольклорного ансамбля «Каравон» и других коллективов Лаишевского района. В день открытия музея – 21 мая того же года – состоялся 19-й Всероссийский фестиваль русского фольклора.

А в 2019 году ютившаяся в избе экспозиция переехала в специально построенное русское подворье, где располагается и поныне. 

– В избе есть настоящая русская печь, она действующая, в ней печем блины, хлеб, угощаем наших гостей. Я считаю, что это одно из главных достояний музея. Она греет нас и радует. В новом здании мы смогли разместить больше экспонатов. Собирать их для музейной коллекции помогают сами жители Никольского. Уникальность музея в том, что здесь сохранено наследие наших предков – предметы русского быта, которым пользовались раньше в селе. Это и плетеная торба, и сундуки, и прялки, и веретено.

Пояс-оберег, «деревце» для жениха

Взгляд приковывает старорусская одежда, которая есть в музее. Скажем, аутентичный праздничный женский костюм, в котором раньше девушки выходили замуж и передавали его по наследству. Это красный штофный сарафан конца XIX – начала XX века. Такая ткань ценилась настолько высоко, что, продав этот комплект, можно было купить корову. Сарафан сшит в мелкую складку и украшен серебряными нитями. Подпоясывался он над грудью.

Здесь же можно рассмотреть подлинную русскую рубаху, именовавшуюся «рукава». Сами ее рукава изготавливались девушками вручную, ажурное «шитье» творилось на коклюшках. За целый год девушки готовили наряд, чтобы весной водить хороводы.

Нагрудное девичье украшение делалось из жемчуга, сейчас – из бисера. В военные годы, когда речного жемчуга было не достать, – из елочных украшений. Да уж, даже в суровые времена хотелось согреть душу песней, поплясать.

Сохранился и истинно мужской крестьянский костюм. Тот, что занял место в музее, принадлежал главному солисту ансамбля «Каравон», местному заводиле Александру Ивановичу Спирягину. К сожалению, на 77-м году жизни его не стало, а костюм передала музейному фонду в дар жена мужчины. Уникальный элемент костюма – оберег в виде пояса кушака. Внутри него выткана молитва «Живым в помощь», защищающая «от всякого зла и тяжких обстоятельств». Сам пояс был выткан в 1882 году. С лицевой стороны красуется надпись «Дружечку». По-старинному тамада. Все дело в том, что в селе Никольское ни одна свадьба не обходилась без Александра Ивановича.

Репей в лентах

Кстати, непосредственно к свадебным традициям относится еще один экспонат музея – репей, украшенный разноцветными ленточками. Он символизирует девичью красоту. Именно это «деревце» выкупал у невесты жених, когда приходил с дружкой, своей родней и друзьями, в знак того, что теперь вся красота невесты принадлежит ему. 

Впрочем, не только представленные предметы, но сама история музея и движения «Каравон» – тоже, по сути, ценный экспонат. Ощутить это можно, глядя на экспозиции в виде фотоколлажей. На снимках – ушедшее поколение бабушек Никольского, водивших «каравон». Отдельный коллаж посвящен возрождению храма в честь Святителя Николая Чудотворца.

С 2003 года праздник «Каравон» приобрел статус государственного, и на многочисленных фото запечатлены именитые гости музея – Президент Татарстана Рустам Минниханов, премьер-министр республики Татарстан Алексей Песошин, председатель Государственного совета РТ Фарид  Мухаметшин и другие. Приезжали в Никольское и звезды российской эстрады – Марина Девятова,  Надежда Бабкина, Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо». И, конечно, «Бурановские бабушки»!

И политики, и звезды, и обычные туристы восторгаются, очарованные русским колоритом музея. А ведь это и есть та самая атмосфера села, созданная силами его жителей и местной администрации. Усилия стоили того – добрая слава о «Каравоне» идет по всей России, его знают и заграничные туристы.  

Как найти

Татарстан, Лаишевский район, село Никольское, ул. Центральная, д. 34Б.

Инстаграм: http://www.instagram.com/karavon_nikolskoye/

Режим работы:

Пн-пт 9:00–19:00, перерыв 12:00–15:00

Сколько стоит:

Входная плата – 70 рублей

Село Никольское Лаишевского района Татарстана расположено в 30 километрах южнее города Казань. Доехать можно на автобусе, личном транспорте.

Что еще посмотреть? 

Можно также посетить музей Лаишевского края, восстановленный храм Николая Чудотворца, построенный в 1848-м и восстановленный к 2001 году. Построенную в 1829 году Никольскую церковь в урочище Никольское.

Каравон

Фольклорный праздник жителей села Никольское Лаишевского района Республики Татарстан. Название происходит от старорусского каравод – хоровод

Праздник известен с XVI в. Первоначально проводился как престольный праздник, начиная со дня перенесения мощей святителя и чудотворца Николая (Николы Вешнего) 9 мая по старому стилю и 22 – по новому – в течение трёх дней.

На праздник отовсюду съезжались выходцы из села, чтобы поклониться своему заступнику и пообщаться с родными и односельчанами.

С 1950-х гг., с началом новой волны борьбы за атеизм и против церкви, праздник не проводился; вновь стал организовываться с 1988.

В мае 2003 г. было принято постановление Кабинета министров Республики Татарстан о проведении праздника Каравон; в том же году по Закону РТ «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан» он был включён в перечень официальных праздников в республике с указанием, что даты проведения татарского народного праздника Сабантуй и Каравона ежегодно устанавливаются Указом Президента РТ. Тем самым празднику был придан статус общереспубликанского мероприятия.

В 2003 г. праздник Каравон был включён в Федеральную целевую программу «Культура России (2001–2005 годы)».

Современный Каравон представляет собой народные гуляния и фестиваль русских фольклорных вокальных и этнографических коллективов Республики Татарстан.

В последние годы на праздник Каравон съезжаются фольклорные коллективы из соседних с Татарстаном республик и областей РФ (Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Кировской, Омской областей и др.).

В ходе проведения Каравона в селе Никольское и в Лаишевском районе стали возрождаться традиции декоративно-прикладного творчества; в дни проведения Каравона в селе устраивается историко-этнографическая выставка «Русское подворье».

В 2011 г. открылся музей истории праздника Каравон.

С 1988 г. в селе Никольское функционирует ансамбль самодеятельных исполнителей «Каравон»; в его репертуаре – обрядовые, лирические и плясовые народные песни (руководители – Сергей Алексеевич и Светлана Алексеевна Трусовы).

В мае 2006 г. в республиканском русском фольклорном празднике Каравон приняли участие 61 фольклорный коллектив и вокальный ансамбль из 25 районов Республики Татарстан, а также народные ансамбли из Казани («Коляда»), г. Ижевск («Ладушки», Удмуртская Республика) и др.

Автор – Г.С. Сабирзянов

Русский праздник Каравон

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Праздник русского фольклора «Каравон»: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Праздник русского фольклора «Каравон» в 2023 году.

  • Горящие туры в Приволжский округ
  • Туры на майские по всему миру

«Каравон» — фестиваль русского фольклора, который проводится в Татарстане ежегодно с 1993 г., а с 2003 г. считается государственным праздником по указу Президента Республики. Место проведения фестиваля каждый год одно и то же — село Русское Никольское Лаишевского района. В мае на праздник в это небольшое село в 35 км от Казани съезжаются ценители фольклора со всей республики и соседних регионов.

«Каравон» в переводе со старославянского означает «хоровод». А сам этот танец — «ходьба по солнцу каравонным шагом»: нужно взять соседа за мизинец идти по кругу под старинные народные песни.

Этому празднику более трех веков. Изначально он был приурочен ко дню Николая Чудотворца, который отмечали сразу после сева урожая. Май всегда был богатым на события и праздники месяцем: после долгой зимы с приходом тепла гуляли долгожданные свадьбы, навещали родственников и просили у Николы Вешнего щедрого урожая. Сегодня эти традиции живы лишь частично: весны для свадьбы ждать необязательно, но старинные пляски и песни по-прежнему популярны. На фестивале выступают фольклорные коллективы, работает «Город Мастеров», где можно научиться плести из лыка или лепить из глины и пр. Обязательно будут хороводы, забавы, игры и угощение, а при желании можно нарядиться в старинный национальный костюм.

Практическая информация

Как добраться: для гостей праздника организуются бесплатные автобусы из Казани из разных точек: от «Корстона», театра им. Камала, станции метро «Проспект Победы», эти же автобусы привозят всех желающих обратно.

Время проведения: ежегодно в мае.

А вот это лишнее

Обзорная по Казани, Кремль, Болгар, Свияжск, Раифа, Йошкар-Ола, Елабуга, другие эксклюзивные маршруты и м/классы.

Аккредитация, большой опыт работы с группами, отличные отзывы, на английском и русском. Комфортабельный транспорт, размещение, национальная кухня

Татарстан

  • Где остановиться: для обзорных поездок по республике удобнее всего базироваться в ее столице — Казани, откуда можно легко добраться в другие города региона. Выбор вариантов размещения — самый широкий: есть и хостелы, и семейные пансионы, и стандартные «трешки», и помпезные бизнес-отели в историческом центре. Второй по популярности город региона — Набережные Челны, где также нет недостатка в отелях. Ну, а любителям изящных искусств можно смело бронировать размещение в Елабуге, где «отметились» Шишкин и Цветаева.
  • Что посмотреть: начать знакомство с Татарстаном лучше всего с многочисленных достопримечательностей Казани — величественного Казанского кремля с башней Сююмбике и Благовещенским собором, мечетей Кул-Шариф и Закабанной, моста Миллениум, Богоявленского собора и Национального музея. Обязательно стоит побывать на городище Болгар и в соборной мечети Болгара, а также съездить в Елабугу, чтобы оценить обширную коллекцию полотен Шишкина в его доме-музее и посетить дом памяти Цветаевой. Выбор любителей природы — красивейший Волжско-Камский заповедник.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия, Русская Антарктика и Арктика.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

Скоро на «Тонкостях»: Почему в аэропортах России все так дорого, а в заграничных аэропортах — нет?

Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник ко дню земли
  • Праздник каравая сценарий
  • Праздник каких войск сегодня отмечают
  • Праздник кита чей это праздник
  • Праздник ко дню защиты животных