Праздник картошки цель

Удивительное время года — осень. Созрели за лето фрукты, овощи, все хозяйки стараются сделать запасы на долгую зиму. Только уж главней-то всего на столе всегда один самый вкусный и важный овощ.

КОНСПЕКТ

(осеннего утренника)

тема

 «Праздник Картошки»

образовательная область

художественно-эстетическая деятельность

(музыкальная деятельность)

возраст детей 6 лет

                                                                                                             Разработали:

                                                                                   Воспитатели: Солодовникова Ирина Николаевна,

Александрова

Марина Анатольевна

Тейково

2018г.

СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ:

 «ПРАЗДНИК КАРТОШКИ».

Цель:    

Создание положительных эмоций у детей и взрослых. Расширить знания детей о картошке. Прививать  детям желание познавать культуру своего народа (через, песни, танцы, игры, народное декоративное творчество). Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.

Задачи:

Формировать коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи, развивать творческие способности, воспитывать бережное отношение к природе.

Закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, игр;

Развивать музыкально – творческие способности детей, поддерживать эмоционально – положительный настрой;

Учить детей выразительно исполнять песни, рассказывать стихи, танцевать на утреннике;

Воспитывать нравственно-волевые черты характера, смелость, дружелюбие, создавать положительные эмоции у детей и взрослых

Способствовать раскрытию творческих способностей детей, развитию чувства коллективизма, умения работать в команде.

Действующие лица:

Ведущая – воспитатель группы

Царица Картошка – воспитатель группы

Антошка – воспитатель

Баба-Яга – воспитатель

Оборудование – ИКТ:

Ноутбук, музыкальный центр.

Костюмы и атрибуты:

Костюмы осенних листочков для девочек -10шт., банты «осень» -10шт., полотна для танца листочков 10шт.; костюм дождик + султанчики для дождика-2шт; русские народные рубашки для мальчиков — 9шт., деревянные ложки -8шт., славянская трещотка -2шт., ксилофон детский металлический -2шт.,гармошка детская -1 шт., деревянная ложка-поварёшка – 1шт.; костюм царицы-Картошки -1шт., костюм и парик для Антошки -1 шт., костюм и метла Бабы Яги -1шт.; для игры с картошкой 2ведерка, 2 деревянные ложки, картошка -40шт.; пластилин, зубочистки, две большие картофелины для изготовления поделки «Ёжик»., ножи и посуда для конкурса с родителями.                                                  ЗАЛ ПРАЗДНИЧНО УКРАШЕН В ОСЕННЕМ СТИЛЕ.

В ЦЕНТР ЗАЛА ВЫХОДЯТ ДЕТИ-ЧТЕЦЫ, ОСТАЛЬНЫЕ ДЕТИ ЗА КУЛИСАМИ.

1.Всех гостей сегодня вместе,

Мы не зря собрали,

Танцы, игры, шутки, песни,

Будут в нашем зале!

2.Самый яркий и красивый

Праздник начинаем,

Осень! Осень к нам пришла!

ВМЕСТЕ. Мы вас приглашаем!

ДЕТИ ВБЕГАЮТ ПОД МУЗЫКУ В ЗАЛ.

ИСПОЛНЯЕТСЯ  ТАНЦЕВАЛЬНАЯ  КОМПОЗИЦИЯ  (МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ) Дождик (Снова к нам в окошко дождь стучится)

Слова: Н. Май, перевод на русск. яз. Кислицина Е.В.

Исполняет: Селиверстова Юлия

ПОСЛЕ ТАНЦА ДЕТИ  ВСТАЮТ В ПОЛУКРУГ

3 Быстро лето улетело

Перелетной птицей в даль,

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

4. Все дорожки и тропинки

Будто в пестрых лоскутках.

Это Осень незаметно

Ходит с краскою в руках.

5. Превратила листья осень

В красно-желтые огни,

Постаралась очень-очень,

Чтобы нравились они.

6. Что грустить теперь о лете

Осень в гости к нам пришла

В позолоченной карете

Всем подарки привезла.

ПЕСНЯ « НАСТУПИЛА  ПОСЛЕ  ЛЕТА ОСЕНЬ» Сл.и муз. О.Осиповой

Наступила после лета

Осень, осень.

Мы ее о разных красках

Спросим, спросим.

Закружился в небе листопад,

Снова листики с дерев летят.

Расставаться с летом очень жаль,

Улетают птицы вдаль.

Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Краски радуги-дуги

Яркие, цветные.

Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы.

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы.

С неба льется чаще, чаще

Дождик, дождик.

Мы раскроем поскорее

Зонтик, зонтик.

Плачут-плачут тучки

Кап-кап-кап.

Лица грустные у мам и пап.

Лица грустные у детворы

От осенней слякотной поры.

Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Краски радуги-дуги

Яркие, цветные.

Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы.

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы.

Ля-ля-ля-ля…

Наступила после лета

Осень, осень.

Мы ее о разных красках

Спросим, спросим.

Закружился в небе листопад,

Снова листики с дерев летят.

Расставаться с летом очень жаль,

Улетают птицы вдаль. — 3 раза

ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЯ

ВЕДУЩИЙ:Удивительное время года — осень. Созрели за лето фрукты, овощи, все хозяйки стараются сделать запасы на долгую зиму. Только уж главней-то всего на столе всегда один самый вкусный и важный овощ. Без него и еда не еда, а уж уважают его да ценят, как королеву стола.

Этот вкусный чудо-плод

Все едим мы круглый год:

Супы, пюре, салат, окрошка —

Везде присутствует. (КАРТОШКА)

Правильно вы угадали.

На этот раз пойдет рассказ

О той, кто шесть имеет глаз,

А иногда и семь, и пять,

Что, впрочем, можно сосчитать.

О той, кто зиму сладко спал,

Забравшись осенью в подвал.

Сегодня наш праздник посвящен…. картошке Да, да, не удивляйтесь, именно картошке. Картошка – лекарство от некоторых  болезней, яд  истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, из неё можно сделать крахмал, пудру. А вы знаете, что из картошки можно приготовить  более 700 блюд! А какие блюда из картошки вы знаете?        

ИГРА « НАЗОВИ БЛЮДА ИЗ КАРТОФЕЛЯ»

ВЕДУЩИЙ Ой, ребята, послушайте

Кажется, к нам кто-то идет.

Я слышу чьи-то шаги!

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА, В ЗАЛ ВБЕГАЕТ АНТОШКА.

В РУКАХ У НЕГО БОЛЬШАЯ ЛОЖКА-ПОВАРЕШКА И ГАРМОШКА.)

АНТОШКА.

Не люблю копать картошку,

У меня в руках гармошка,

Есть иду с огромной ложкой!

А зовут меня Антошка!

Здравствуйте, ребята! Я слышал вы тут, что  то про еду говорите?

ВЕДУЩИЙ Да мы говорим  о картошке, что из неё можно приготовить много блюд

АНТОШКА: О-о-о покушать я люблю, но я не люблю урожай собирать! Вот! Я вообще не люблю делать то, что мы не проходили, и то, что нам не задавали! У меня даже про это песенка есть!

ВЕДУЩИЙ: А мы тоже эту песенку знаем!

АНТОШКА. Вот, здорово! Так давайте, выходите вместе эту песенку исполним!

ИСПОЛНЯЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПОД ПЕСНЮ «АНТОШКА»

на народных музыкальных инструментах  (мальчики)

ВЕДУЩИЙ: Эх, Антошка, ты вот все ленишься, а наши ребята очень трудолюбивые, и всегда всем приходят на помощь

АНТОШКА: А разве это интересно или весело?

ВЕДУЩИЙ: А ты попробуй, кому ни будь помочь, и сразу тебе станет веселее и интереснее как гласит народная мудрость, жизнь дана на добрые дела.

АНТОШКА: Договорились, с этого момента буду всем помогать

ПОД   МУЗЫКУ   ЗАХОДИТ    ЦАРИЦА    КАРТОШКА

ЦАРИЦА КАРТОШКА: Здравствуйте дети и взрослые. Я рада приветствовать вас на празднике, проводимом в мою честь. Разрешите представиться – Царица Картошка!

Я всё лето зеленею, спрятав ягоды в земле

Ближе к осени созрею сразу праздник на столе.

ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, Царица Картошка, мы рады видеть тебя у себя в гостях. Сегодня

ты главная на нашем празднике.

АНТОШКА: Так вот ты какая Царица Картошка, давно я хотел с тобой познакомиться!

ЦАРИЦА КАРТОШКА: А вот тебя-то я знаю, ты не любишь трудиться, но очень любишь покушать.

ВЕДУЩИЙ: Нет, Антошка изменился, и будет рад нам помочь сегодня, да Антошка?

АНТОШКА: Конечно, помогу, я ведь все знаю и все умею!

ЦАРИЦА КАРТОШКА: А стихи обо мне ты знаешь?

АНТОШКА: Нет, пока еще не знаю, но очень хочу их послушать.

ВЕДУЩИЙ: Послушай, Царица Картошка стихи в твою честь.

7. Из ведерка – прыг! – на грядку,

    Все по делу, по порядку.

   Ты, картошечка-картошка,

   Посиди в земле немножко,

   Только там не засыпай,

  А быстрее прорастай!

8.  И расти на радость нам,

  Не по дням, а по часам.

  Мы тебя за тем сажаем,

  Чтоб вернулась урожаем!

9. Всё лето ботвой шелестела,

Сидела в бороздке и зрела.

 Росла, чтоб рассыпчатой стать.

 В костре на углях загарать.

10. В мундире чуть-чуть почерневшем

Так пахнет — «Возьмите и съешьте».

Я разная, поздняя, ранняя.

И в щах и с грибами желанная.

11.  Грядку раскопай немножко,

Глядь, а там живёт картошка.

Раз картошка, два и три

Всю в ведро её бери.

10. Мы возьмём ведёрки,

Да и в путь дорожку –

Дружба нам поможет

Выкопать картошку.

12. Картошка, картошечка,

Урожай богатый,

Вкусную картошку

Любят все ребята.

ЦАРИЦА КАРТОШКА: Хорошие стихи вы обо мне знаете А скажи Антошка, в какое время года собирают урожай картошки?

АНТОШКА: Конечно весной, да ребята?

ДЕТИ: ОСЕНЬЮ

ЦАРИЦА КАРТОШКА: конечно осенью, это самое красивое время года. А какие признаки осени вы знаете?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВЕДУЩИЙ:  А еще наши девочки станцуют для тебя танец осенних листочков

ТАНЕЦ «ЧАРОДЕЙ ЛИСТОПАД» (девочки) 

(слова и музыка И. Бодраченко)

ЦАРИЦА КАРТОШКА: и стихи знают, и танцуют, какие молодцы, а вот песенки про меня не спели.

ВЕДУЩИЙ: А мы для Вас  частушки споем

13. Очень я люблю картошку.

Ем на ужин и обед

Если б не было картошки

Был не мил мне белый свет.

14.. Ох, картошечка, картошка

Как ты милая вкусна

Много блюд мы приготовим

Будем сыты мы всегда.

15 Мы варили на плите

Русскую картошку

Отказалась от неё

Только наша кошка.

16. Ох, картошечка, картошка

Ах, какая тебе честь

Кабы не было картошки

Так чего бы стали есть?

17. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну а я руковожу.

18. Мы всё лето ели кашу,

Молоко, окрошку,

А сегодня будем есть

Вкусную картошку.

ВСЕ:.         Наш картофель – хоть куда:

Вкусный, витаминный.

Если будешь есть всегда,

Здоровый будешь, сильный!

ПОСЛЕ  ЧАСТУШЕК  ПОД МУЗЫКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ БАБА-ЯГА

БАБА ЯГА: Здравствуйте ребяты! Ой,  и ты здравствуй Царица Картошка! Ох, уж и не знаю, рады вы мне или нет, но так завлекательно пели, так весело, что даже моя избушка пританцовывать стала! Не выдержала я, да скорей к вам. До чего ж веселые частушки, да все про картошку. А уж как я ее люблю-то, больше всего на свете. Да вот беда, никак не научусь ее сажать, все какая-то мелкая, невкусная. Уж я и так сажаю и этак, нет, ничего не выходит! Эх, слезы, да и только! Может, вы меня научите правильно сажать, вон ведь вы какие умные  дети!

АНТОШКА: Здравствуйте Бабушка!

БАБА ЯГА: А это ещё кто?

АНТОШКА: Я Антошка, меня все зовут копать картошку, я уже научился и тебе покажу как это делается

ИГРА «ПОСАДИ И СОБЕРИ КАРТОШКУ».

Две команды детей встают друг за другом.  Принимаются за посадку картофеля.

 Из ведра берут картошку сажают в одну линию,  

потом каждый собирает по одной обратно в ведро.

ВЕДУЩИЙ: Вот, Баба Яга, увидела, как надо картошку сажать да собирать?

БАБА ЯГА: Ой, касатики мои бриллиантовые, спасибо научилась. Полечу картошечку сажать!

АНТОШКА: Бабулечка, да ты что! Её весной сажают, а осенью урожай собирают. А сейчас на дворе осень. Птицы улетают в теплые края, листья опадают. Тебе дети даже песню про это споют.

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ЗОЛОТОЙ ЛИСТОПАД»

(слова и музыка: Т. Морозова)

Разноцветная осень, к нам в окошко стучится

Собираются в стаи перелетные птицы.

Улетают далеко, за моря океаны,

Где палящее солнце, в очень жаркие страны.

Осень, осень золотой листопад,

Осень, осень разноцветный наряд.

Осень, осень золотой листопад,

Осень, осень разноцветный наряд.

Осенние листья, словно в танце кружатся

И ковром разноцветным на землю ложатся…

Разноцветная осень, нам другого не нужно.

Осень- это прекрасно, и немножечко грустно.

Осень, осень золотой листопад,

Осень, осень разноцветный наряд.

Осень, осень золотой листопад,

Осень, осень разноцветный наряд.

Осень, осень золотой листопад,

Осень, осень разноцветный наряд.

Осень, осень золотой листопад,

Осень, осень разноцветный наряд.

ВЕДУЩИЙ : А теперь  поиграем.

ИГРА «ПРОНЕСИ КАРТОШКУ В ЛОЖКЕ»

Две команды детей переносят в ложке картошку с одного конца в другой

ЦАРИЦА КАРТОШКА: Ловко у вас получается переносить картошку, а вот родители с картошкой так же ловко обращаются?

КОНКУРС С РОДИТЕЛЯМИ  «КТО БЫСТРЕЕ ПОЧИСТИТ КАРТОШКУ»

БАБА ЯГА: Подумаешь,  чистить они умеют, а я вот могу бусы себе смастерить.

ВЕДУЩИЙ: Богатая у тебя фантазия, Баба Яга, а наши дети тоже умеют из овощей делать разные поделки, вот сейчас они нам из картофеля сделают ежиков

ИГРА «САМОДЕЛКИН»

детей мастерят ежиков из спичек и картофелин

БАБА ЯГА: Ой, какую красоту вы смастерили, а я так не умею. Побегу к себе в избушку, буду тоже учиться поделки разные придумывать

АНТОШКА: Бабушка, давай я тебе помогу, я ведь теперь тоже научился и о других думать и трудиться.

БАБА ЯГА И АНТОШКА  УХОДЯТ ПОД МУЗЫКУ.

ЦАРИЦА КАРТОШКА: Красивые поделки вы смастерили, а вот пословицы обо мне вы знаете?

Дети говорят пословицы

1. Гость в дверь — картошка на стол.

2. Картошка да каша – еда наша.

3. Голодному и картошка лакомство.

4. Картофель хлебу подспорье.

5. Картошку копать, не руками махать

6. Картошка — хлебу присошка.

7. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка — в колесо.

8. Картошка хлеб бережет

ЦАРИЦА КАРТОШКА: А давайте ещё поиграем

ИГРА «ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА»

Дети встают в круг, по команде ведущего начинают передавать мяч из рук в руки по кругу, как только ведущий скажет «Стоп», игра останавливается. Игрок, у которого в руках оказался мяч, выходит из игры.

ЦАРИЦА КАРТОШКА: Как много человек уделяет внимания картошке: растит её, заготавливает для еды. И сейчас я объявляю конкурс наших мам  на лучшее блюдо из картофеля, жюри оценивает подачу и вкус блюда

МАМЫ УЧАСТВУЮЩИЕ В КОНКУРСЕ ВЫХОДЯТ И ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВОИ БЛЮДА, ЖЮРИ ОЦЕНИВАЕТ, НАГРАЖДЕНИЕ

ВЕДУЩИЙ: Ну что, Гостья наша дорогая, Царица Картошка, понравилось тебе у нас на празднике

ЦАРИЦА КАРТОШКА: Понравилась мне наша встреча, да вот пора мне возвращаться в своё овощное царство. До свидания! А на угощение вам от меня пироги картофельные.                

 ЦАРИЦА КАРТОШКА УХОДИТ

ВЕДУЩИЙ: Ну а нам пора возвращаться в группу

Подготовка к “Празднику картошки”
началась задолго до его проведения. Издавна на
Руси картошку считали “вторым” хлебом. Всегда
ли картофель был на Руси? Необходимо узнать
историю появления картофеля в странах Европы.
Учитель, дети и родители стали искать
дополнительную литературу. Всем интересно
узнать как можно больше о продукте, который
ежедневно мы употребляем в пищу. Дети стали
рассказывать друг другу о свойствах и качестве
картофеля, об истории его появления на Руси,
находить загадки, стихи, песни, пословицы и
поговорки. Не остались в стороне и родители.
Вместе с детьми сочиняли стихи и рассказы о
картошке, изготавливали различные поделки
“Картофель и фантазия”, находили интересные
“картофельные” рецепты. Нашлись и очень
старинные рецепты приготовления картофеля.

Главная героиня праздника — Госпожа
Картошка. В ее честь состоялся праздник.
Участниками праздника были и дети, и родители, и
гости. Ученики показали свои артистические
способности, полученные знания, а родители –
кулинарные таланты. Выставка съедобных
картофельных шедевров поразила всех
присутствующих в зале. В конце праздника
Королева Картошка пригласила гостей и
участников отведать блюда, приготовленные из
картофеля.

Проведение таких мероприятий
сплачивает детей и родителей. Ведь все вместе
делают общее дело, и в результате создается
сплоченный и дружный классный коллектив, т.е.
рождается семья класса.

Оформление:

“Праздник картошки”

  1. Шары.
  2. Буквы.
  3. Плакаты: “Картофельное царство”, “Ах, картошка
    — объеденье!”
  4. Выставки а) книг; б) рисунков; в) блюд; г) поделок.
  5. Пластинки “Антошка”, “ Бульба”.
  6. Загадки.
  7. Пословицы.
  8. Веселые задачи.
  9. Полезные советы.
  10. Рецепты.
  11. Самоделки.
  12. 8 картошин, 4 ножа, 4 тарелки.

Добро пожаловать, гости дорогие!

Впрочем, какие же вы гости? Вы здесь
хозяева. Ведь это вы, ученики 3-го класса, сделали
выставку, прочитали много книг.

А зачем мы собрались здесь? Думаю, что
скоро узнаем.

Я задумала слово. Это — название того
блюда, которое очень часто готовит ваша мама и в
котором много овощей.

(Щи)

Какие овощи обязательно присутствуют
в этом блюде, найдем, отгадав загадки.

  1. Прежде, чем его съели, все наплакаться успели.
  2. Лук — обладает противовоспалительным
    действием, возбуждает аппетит, приправа к
    салатам, винегретам, ко всем мясным, овощным
    блюдам.

  3. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.
  4. Морковь способствует росту организма,
    особенно детского, предупреждает кожные
    заболевания, улучшает зрение.

  5. Лоскуток на лоскутке — зеленые заплатки. Капусту
    используют при заболевании желудка, при ожогах,
    ушибах, заболеваниях суставов.
  6. Неказиста, мешковата, а придет на стол она,
    скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна”.
    Картофель — “второй хлеб”, корм для животных,
    сырье для промышленности (крахмал).
  7. Овощное растение — “золотое яблоко”, пришедшее
    к нам из Южной Америки.
    Помидор — диетический продукт.

— Какая часть растения используется в
щах? Отгадайте.

Что копали из земли,
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили?

(Клубень — картофель).

Сегодня в гостях у нас “второй хлеб”.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне —
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище
Нынче в книгах мы поищем….
Многое должны узнать,
А теперь пора начать…

Все: “Праздник картошки”.

Песня “Бульба”.

  1. Из мешка бери картошку
    И питайся понемножку.
    Можешь есть ее вареной
    Иль в мундире запеченой

Припев:

Трам, там, там, та-ра-та-ра-та-та-там
Без картошки худо нам.    2 раза

  1. Из картошки сварим кашу,
    Всю родню накормим нашу.
    Кому каша надоест,
    Пусть картошку в супе ест.
  2. Припев.

  3. Ай, туры да растуры,
    Не дворянской мы натуры.
    Коль у нас картошки нет,
    И обед нам не в обед.

Припев.

Итак, мы отправляемся в картофельное
царство. Встречает нас сама Госпожа Картошка.

– Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые
взрослые. Я вас рада приветствовать на празднике,
проводимом в мою честь. Немного расскажу вам о
себе.

500 лет назад никто в Европе не знал, что есть
такое растение — картофель. Да и откуда было
знать, если до Родины картофеля, Южной Америки,
никто из европейских мореходов еще не доплывал.

Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию
корабли Христофора Колумба, отважного
мореплавателя. Самым ценным грузом, который они
привезли на родину, были семена, клубни, зерна
новых, неизвестных Европе растений.

“Папа”. Так называли картошку индейцы из
племени кечуа. В честь папы устраивали праздник
урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как
кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков,
мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с
клубнями.

На корабле, вместе с захваченной мореходами
добычей, отплыла на чужбину индейская папа —
картошка… Тут начались мои путешествия по суше.
Сперва я разъезжала в карете. Бархатную сумочку с
клубнями дарили как драгоценность богатым
вельможам. Когда же я перестала быть редкостью,
карету сменила крестьянская телега, а бархатную
сумочку — холщовый мешок.

Но в Европе не сразу поняли, что у меня главное —
клубни. Один английский богач решил угостить
гостей заморской диковиной, посаженной у него в
саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни,
садовник собрал с кустов зеленые шарики, что
повисают на стеблях после того, как картофель
зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды
картофеля на серебряном блюде были поданы
гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение,
поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то
выбежал из-за стола… Ведь ели картошку не с того
конца.

Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже
начались картофельные бунты. Русские мужики
поверили слухам, будто я, картошка, — “чертово
яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без
хлеба останешься. По царскому приказу
бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже
ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили
крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила
сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего
нужна была дедке большая-пребольшая репка? Чтоб
накормить и бабку, и внучку — семью. Раньше, в
студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа
заменяла русскому крестьянину хлеб.

Сытная и урожайная индейская папа вытеснила
репу. Теперь уже не репа, а я , картошка, стала для
вас и для всех других народов Европы вторым
хлебом.

(Н.Надеждина).

– А что еще о приключениях картошки вы узнали.

( Дети отвечают, опираясь на дополнительный
материал.)

Картофель.

В 1771 году вследствие голода, опустошившего за
год до того Западную Европу, Французская
Безанская академия объявила конкурс на решение
жизненно важного для населения вопроса “быть
или не быть”, сформулированного, правда, более
прозаично: “Указать растения, которые в период
неурожая могли бы заменить обычно употребляемые
людьми в пищу и способ их использования”. В ответ
академия получила семь рукописей, в которых все
авторы особое внимание обратили на
южноафриканскую культуру — картофель. Премия
была присуждена работе бывшего военного
фармацевта Антуана Огюста Пармантье,
изложившего способ приготовления из картофеля
крахмала и использования клубней для
приготовления хлеба без пшеничной муки.

Сам Пармантье познакомился с картофелем во
время войны с Германией, где в плену ему пришлось
питаться исключительно картофелем. Пармантье
занялся изобретением различных блюд из
картофеля, понимая, что бедняки не будут иметь
картофель в изобилии, если богачи не убедятся в
возможности приготовления из него вкусных блюд и
для себя.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют
“Первым” хлебом, а картофель “вторым”.

Со временем европейцы убедятся не только в том,
что картофель может заменить хлеб, но и в том, что
сам картофель уже никак невозможно заменить
хлебом. Скорее всего, именно из Польши картофель
попал в имения польских магнатов в Белоруссии,
Западной Украине и Литве.

К 1765 году картофель проник в Эстонию,
Архангельск, Олонец, Каргополь, Новгород, Москву,
Иркутск и даже Нерчинск.

Первым селекционером картофеля в России стал
петербуржский огородник Ефим Андреевич Грачев
(1826 — 1877 годы).

(Картошка сидит в кресле, слушает сообщения
детей).

— Наш праздник продолжается. Сейчас мы его
проведем в 2 этапа:

  1. этап “Картофельное царство”,
  2. этап “Ах, картошка — объеденье!”

Отправляемся в заочное путешествие —
картофельное царство.

(Звучит музыка).

Проведем устный журнал, который подготовили
ученики 3-их классов.

1 стр. “Загадки”.

Под землей птица гнездо свила и нанесла яиц.
Курочка-пустодом свила гнездо за двором, яйца
несет, в землю кладет.

(Картофель).

И зелен и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом…

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!”

Это чудо плод
Ее едим мы круглый год
Пюре, супы, салат, окрошка
Везде присутствует …

Шел Кондрат в Ленинград
Встретил 12 ребят
У каждого лукошко,
В лукошке по 3 картошки.
Сколько всего лукошек,
И сколько в лукошках картошки?

(12 лукошек, 36 картошек).

О той, у кого много-много глаз
На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять
(Что, впрочем, можно сосчитать);

О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал;
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам;

О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня;
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко:
А вдруг это…

(Картошка).

Между гор лежит толстый Егор.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей приходит.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная…

Дождик, дождик
Посильней, чтобы травка зеленей,
А еще немножко
Выросла…

2. стр. Пословицы.

Картошка да каша — еда наша.
Голодному и картошка лакомство.
Картофель хлебу подспорье.
Картошка хлебу присошка.
Картошку копать, не руками махать.

3 стр. Веселые задачи.

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые
картошки. Сытый Вася тратит на такое же
количество вареной картошки 1 час. На сколько
минут быстрее управляется Вася с сырой
картошкой, чем с вареной?

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку,
купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2
килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка
рассыпалась. Сколько килограммов картошки
полетело в Петю, если известно, что в молодости
дедушка был снайпером?

3. Две картошки летели с одинаковой скоростью,
хотя и были брошены разными мальчиками друг в
друга. К счастью, обе картошки промахнулись.
Первая картошка пролетела 6 метров, а вторая — 8
метров. На сколько метров сильнее был обижен
первый мальчик, чем второй?

4. Третьеклассник Федя купил в школьной
столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту
мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9
первоклассников, каждый из которых может съесть
за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на
своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько
первоклассников осталось голодными?

Задание: придумать и записать слова, которые
можно образовать от слова “картошка”.

4 стр. “Полезные советы”.

  1. Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75%
    витаминов;  очищенный и сваренный клубнями —
    60-70%, а нарезанный — лишь 35-50%.
  2. Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем
    случае его можно оставить на час-два в воде и
    притом целыми клубнями.
  3. Очистив картофель, поставьте его под струю
    холодной воды: он быстрее сварится, будет более
    рассыпчатым.
  4. Если вам нужно заранее очистить картофель —
    храните его до употребления не в воде, а в
    завязанном полиэтиленовом пакете.
  5. Солить картофель при варке лучше всего за 5-10
    мин. до его полной готовности.
  6. Картофель в “мундире” не разварится, (что
    делает его непригодным для последующего
    жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы
    это делаете при обычной варке.
  7. Картофель, сваренный в “мундире”, легко
    очистится, если его сразу же после варки облить
    холодной водой.
  8. Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой
    – традиционная еда на привале. И все, конечно,
    знают обычный способ печь ее, когда вымытые и
    просушенные клубни картофеля, закапывают в
    горячую золу.
  9. Молодой картофель чистят так: помять его,
    положить в мешочек, всыпать соль и покатать по
    столу.
  10. Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы
    он не разваливался и не лопался.
  11. Картофель надо чистить тонким слоем, так как под
    кожурой находятся соли и белки.

Физминутка. Инсценировка песни “Антошка”.

Входит мама-повар. Приносит в “мундире”
сваренный картофель.

Задание: аккуратно очистить, быстро съесть. Чей
класс быстрее и дружнее.

Пока дети едят, звучит музыка. (Игра).

5 стр. В гостях у Самоделкина.

Выставка поделок из картофеля.

Изготовление.

  1. Мы хотим вам показать,
    И, конечно, рассказать,
    Как при помощи картошки
    Можно сделать всем игрушки.
  2. Это добрый Айболит,
    Что под деревом сидит.
    Это доктор не простой,
    Он с картошкой – головой.
    Сделаем туловище из картона
    И игрушка готова.
  3. А это слоненок —
    Длинный хоботок.
    Сделать слоненка
    Каждый бы смог,
    Картошка, ткань и картон
    И наш слоненок готов!
  4. Берем картошину,
    Бумагу и горошину.
    Все соединяем
    И маску получаем.
    Можно приделать бант –
    Будет кукла-франт.
    А оденем чепчик —
    Маленький человечек.
  5. Мордочка котенка —
    Круглая картошка
    Туловище — картонка,
    А глаза — горошки.
  6. а) Конкурс для мальчиков “Сильные, смелые,
    ловкие”.
    – Кто быстрее и аккуратнее очистит картошку?.
    б) Конкурс для девочек “Самая изящная”.
    – Взять очищенную картофелину и начать срезать
    тонкую кожуру. У кого длиннее спираль?
    в) Изготовление “Чипсов” (Участников по 10 чел). (4
    картошины). Чья команда получит больше долек для
    приготовления чипсов? (Возможны повторы
    участников).
  7. Смастери, не поленись
    И работой поделись.

Стихотворение “Картошка” (И.
Демьянов)

Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!

Скоро здесь, на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай,
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.

После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки —
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!

Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!

Следующая страница — “Рецепты”.

– Мы подходим к конечному пункту нашего
праздника “Ах, картошка — объеденье!”

(Выставка всевозможных блюд, в приготовлении
которых используется картошка).

Задание: “защитить” свое блюдо. Рассказать о
способе приготовления. Участвуют по 1 ученику от
класса.

Рецепты:

“Лодочки”

3-4 картофелины, 1/2 банки рыбных консервов в
масле, 2 вареных яйца, 80 г сыра, зелень, молотый
перец.

Картофель удлиненной формы отварить в соленой
воде, очистить и охладить. Когда остынет
полностью, разрезать вдоль на две половинки,
ложкой выбрать середину, а углубление заполнить
смесью из растертых рыбных консервов в масле и
измельченных яиц.

В фарш можно добавить немного мелко нарезанной
петрушки и щепотку молотого перца. “Парус”
сделать из тонкого ломтика голландского сыра.

“Лодочки” разместить на плоской тарелке или
на салатном листочке.

“Грибы”

4 картофелины, 4 спелых помидора, 10 грамм масла, 2
яйца, 1 огурец, 12 стакана нарезанной зелени, 100 г
шпрот или копченой рыбы.

Картофель удлиненной формы помыть и отварить в
соленой воде. Очистить, из каждого клубня
вырезать “ножку” гриба в виде усеченного
конуса. На плоскую тарелку насыпать мелко
нарезанную зелень, на нее утолщенным концом
поставить “ножку”, сверху на более тонкий конец
положить срезанную верхушку помидора. При помощи
корнетика на помидор выдавить точки масла или
густого майонеза. По бокам аккуратно разложить
шпроты без масла или нарезанную брусочками
копченую рыбу. Украсить вареными яйцамии и тонко
нарезанным зеленым огурцом. Можно сделать и
шляпу белего гриба. Для этого отрезать верхушку
сваренного яйца и подержать ее в заварке чая.

“Ананас”

600 г картофеля, 1-2 соленые сельди, 1 луковица, 2
вареных желтка,1 ст. ложка сметаны.

Для оформления: 150 г сливочного масла, несколько
зеленых перьев лука, 1 чайная ложка кетовой икры
или вареная морковь.

Картофель очистить и отварить в подсоленной
воде до мягкости, воду слить, клубни размять
пестиком в гладкое пюре. Сельдь заранее очистить,
отделить филе, вынуть кости и, если сельдь
соленая, залить на 2-3 часа небольшим количеством
молока, пропустить через мясорубку вместе с
сырым луком и вареными желтками. Эту массу
соединить с остывшим картофельным пюре, добавить
сметану и хорошо размешать. Сформировать
яйцеобразный ананас и поставить на небольшую
плоскую тарелку. Сливочное масло размять и
растереть, положить в кондитерский шприц и
нанести “шипы”. В центр каждого “шипа”
поместить красную икринку или кусочек мелко
нарезанной отварной моркови. На верхушке ножом
сделать углубление и воткнуть несколько
срезанных перьев зеленого лука. Края тарелки
покрыть листьями салата.

Госпожа Картошка: Спасибо вам, милые
дети. Оказывается, что очень много вы знаете обо
мне. И если, когда вам трудновато приходится
ухаживать за мной, то не сердитесь: ведь я всегда
отплачу добром.

Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!

Песня о картошке.

  1. Как любим мы картошку, 2 раза
    Не можем без картошки
    Мы даже дня прожить.
    Представьте себе, 2 раза
    Не можем без картошки
    Представьте себе, 2 раза
    Мы даже дня прожить.
  2. Мы жарим ее и варим
    И в суп ее добавляем
    И даже просто в “мундире”
    Сможем отварить.
    Представьте себе, 2 раза
    И даже просто в “мундире”
    Представьте себе, 2 раза
    Сможем отварить.
  3. Можем испечь в духовке, 2 раза
    Можем оладушки сделать
    И на костре испечь,
    А сколько разных, 2 раза
    Сделать можно поделок
    Представьте себе, 2 раза
    Их даже и не счесть.
  4. Любите и вы картошку, 2 раза
    И много всяких секретов
    Узнаете о ней.
    Представьте себе, 2 раза
    И много разных секретов
    Представьте себе, 2 раза
    Узнаете о ней.

Приглашение к столу.

Вед.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года,: как оно зовется? (Осенью)                   (слайд)

Песня: Дети исполняют песню про осень.

Вед:Что осенью собирают с огорода? (Ответы детей)

На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
Подумайте немножко —

Что это (картошка)

Верно, это красавица — картошка!                                        (слайд)

1 реб.

Ах, картошка — объеденье,
Детей и взрослых идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошку не едал.                                                                                          

2 реб.

Внекотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне —

Жила картошечка в земле.

Вед.

Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

Детям показывается слайды, а вед. читает текст под спокойную музыку.

Вед:500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение — картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное — клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола

Не везде приняли картошку. Кое — где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, — «чертово яблоко», сажать ее грех. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая — пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют «Первым» хлебом, а картофель «Вторым». Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебам.

Вед.Ребята, а вы знаете, когда сажают картофель? (Весной). А как его сажают? (вскапывают огород, потом выкапывают лунки, кладут в неё картофель, ямку засыпают землей).

Вед. Что-то засиделись мы немножко,                                                                                                           Но зовет на поле нас картошка
Поиграть и подвигаться немножко.
                                                                                             Ну что, ребята, посадим картофель?

1. «Посади картошку»       эстафета первый ребенок бежит с кольцом, кладет его на обозначенное место, второй ребенок бежит с картофелем, кладет его в кольцо ит.д.

Вед. С посадкой вы справились ловко, а за картошечкой только осенью приходить да и еще потрудится надо.                                                               (слайд)

Чтение стихов детьми

1 ребенок:                                                                                                       Дождик, дождик, лей, лей,

Крупных капель не жалей!

Помоги, еще полей

картофель вырастит вкусней!

2 ребенок:                                                                                                        

Выходите в огород,

Там картофель наш растет!

Только посмотрите-

Сорняки-вредители!

Мы картофелю поможем,

Сорняки все уничтожим!

3 ребенок:

Мы картофель наш сажали,

Мы пололи, поливали!

Чтобы рос картофель лучше,

Надо нам его окучить!

Ведущий: Ребята, а что может помешать картофелю вырасти?

( ответы детей)                                                                          (слайд)                                                                                          

Ведущий: Правильно. Ну вот мы с вам ухаживали за картофелем, поливали его, пололи, пололи, собирали жуков. Картофель вырос у нас на славу. Пришло время его выкапывать и собирать.

2. «Собери картофель» эстафеты.

Первый ребенок бежит и забирает картофель, второй – кольцо и т.д.

3. «Перенеси картофель ложкой» Дети в командах переносят картофель с помощью ложки в корзинку.

Ведущий: Ребята, порой встречаются картошины, причудливой формы.               Илюди гадают, на что она похожа?                                                       (слайд)

А могут и сами сделать из картошки интересные поделки.

Мы с вами ребята посоревнуемся и с помощью зубочисток сделаем из картошин гусениц, а потом посмотрим которая гусеница длинее..                                                  

3. “Гусеница”.

Ведущий: Замечательные гусеницы у вас получились.

Вед: .Какие вы знаете пословицы про картофель?(Каждый участник говоритсвою пословицу).
Ответы:

— «Картошку сажать – не руками махать»
— «Проголодаешься – картофель посадить догадаешься.»
— «На Руси без картошки – что гулянка без гармошки».
— «Картофель – второй хлеб»
— «Ешь картофель досыта, а сажай до пота».
— «Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась».
— «Картошка да каша — еда наша».
— «Не велик сижок, да хорош пирожок».
— «Картофель хлебу подспорье».
— «Ешь картофель – будешь сыт, — старый дед мой говорит».

Вед.: После того, как собрали урожай, люди устраивали праздники. Они пели плясали и радовались тому, что собрали хороший урожай картофеля.         (слайд)

А сейчас мы посмотрим сценку про морковку и картофель, а потом подумаем, в чем заключается главная мысль этой сценки.

Инсценировка стихотворения «Ссора»
Однажды картошка приходит к морковке
И видит: морковка лежит в упаковке.
-Морковка, морковка, скажи мне на милость:

Куда это нынче ты так нарядилась?
-Ах, знаешь, картошка, уже ухожу:
Сегодня меня пригласили к ножу.
Меня без тебя пригласили к нему,
Тебя я, картошка, с собой не возьму.
Картошка сказала: «Подумаешь, нож!
Чихать мне на то, что меня не возьмешь!
Две ложки меня пригласили на щи.
Пойду без тебя, уж и ты не взыщи!»

Вед.: Как вы думайте, что в этой сценке говориться про картофель.

(Ответы детей) Правильно, ребята, не сильно картошка то и расстроилась, что морковка с собой её не взяла, потому что без картошки не обходятся все самые вкусные блюда, Картошка всегда нужно! А сколько можно из картошки блюд приготовить.

Картошку можно пожарить,
Картошку можно сварить                                                                                                 Картошку нужно любить!!!                                                    (слайды)

А мы сегодня угостимся вкусной вареной картошкой!

Дети идут в группу угощаться вкусными пирожками.

1 ведущий: Сегодня мы будем говорить про хорошо нам известный и любимый овощ – картофель. Родина картофеля – Южная Америка. Известно ли вам, как он появился у нас в стране?

2 ведущий: Как называются горы, в которых произрастает картофель в диком виде? (Анды.)

1 ведущий: Страна, в которую впервые по морю был привезен картофель. (Испания.)

2 ведущий: Как звали французского физика и фармацевта – ярого пропагандиста картофеля? (Пармантье.)

1 ведущий: Пармантье устраивал бесплатные обеды из одних только картофельных блюд, сопровождая их занимательными беседами и остроумными рассказами. Он обращался с горячими призывами к французской знати и даже достиг королевского двора. Королева благосклонно выслушала ученого и включила цветок картофеля в свой туалет. И тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения. Рассказывают, что некоторые поборники нового растения, разводя его с большим рвением, но зная о нем понаслышке, старательно собирали завязавшиеся на ботве после цветения зеленые плодики и, заготовив их в достаточном количестве, пытались отведать вареными и сырыми. Можно представить, какое ждало их разочарование!
А король Людовик ХVI пропагандировал картофель так: он велел на королевском огороде возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его.

2 ведущий: Что назначил король Людовик за кражу картофеля? (Штраф.)

Страже Людовик велел «не замечать» воров. А запретный плод, как известно, сладок. Что охраняется, то должно быть ценным. Тут же появились воры. После созревания картофеля на поле не осталось клубней. В России начал вводить картофель царь Петр I. Приказ царя употреблять его в пищу приводил к «картофельным бунтам».

1 ведущий: Что выдавал Петр I за посев картофеля? (Премия.)

2 ведущий: Как русский народ называл картофель? (Чертово яблоко.)

История освоения картофеля в Европе и Азии похожа на приключенческий роман. Земляные яблоки, как их еще называли, завоевывали все новые и новые страны: Швейцарию, Голландию, Ирландию. И вот из Ирландии картофель попадает в Северную Америку. Только потом выяснили, что картофель совершил чуть ли не кругосветное путешествие, вернувшись на свой материк.
Сколько препятствий претерпела картошка, прежде чем попасть на стол, вы можете узнать из сказки Х.К. Андерсена «Картошка».

1 ведущий: Когда у нас сажают картофель? ( В последних числах апреля – начале мая.)

2 ведущий: Как летом за ним ухаживают? ( Землю боронят, рыхлят, окучивают, подкармливают, борются с сорняками, болезнями и вредителями.)

1 ведущий: Вот видите, сколько нужно приложить человеку сил, чтобы вырастить картофель! Когда нужно собирать урожай?В конце августа, в начале сентября картофель можно выкапывать.)

2 ведущий: Если вы посадили одно ведро картошки, то сколько примерно ведер вы можете собрать осенью?

1 ведущий:  От чего зависит урожайность картофеля?  От сорта (насчитывается более 200 видов этого овоща), почвы, удобрения, ухода и еще от многих причин.

2 ведущий: Послушайте в исполнении двух учеников «Оду картофелю».

Слово «ода» из «Толкового словаря» Ожегова означает поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью.

1.В одном прекрасном царстве…
2. А может, и не в царстве…
1. Жила-была картошка…
2. А может, не жила.
1. Была она большая…
2. А может, небольшая…
1. Кругла, бела, глазаста…
2. А может, не была.
1. А если в чугуночке
Ее ты в печке сваришь…
2. А если и не сваришь…
1. Но можно ведь сварить.
Посолите немножко…
2. А может, посильнее…
1. С огурчиком хрустящим…
2. С соленым, может быть,
Ее ведь можно съесть.
Вкуснятина!

1 ведущий: А сейчас девочки исполнят частушки о картошке.

  1. Мы девчата боевые,
    Дружно, весело живем.
    Мы сейчас свои частушки
    Про картошку пропоем.

  2. Мы картошечку сажали

В огороде у ворот:

Зацвели на ней цветочки,

Пусть любуется народ.

  1. В огород пришла коза,

Растопырила глаза:

— Где же лук? А где горошек?

Всё засажено картошкой.

  1. Повар жарил, повар парил,

На диване задремал.

А потом вместо картошки

Угольки одни собрал.

  1. Братец мой на кухне рыщет,

Целый час картошку ищет,

Ну, а мне-то что за дело,

Я её давно уж съела.

  1. Ах, картошка, ты картошка!

До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь — поёт душа!

  1. Я картошку утром ела,

Так старалась, так пыхтела,

Что картошка – на бровях,

На носу и на ушах.

  1. Обожает наш Серёжка

Кушать вкусную картошку.

Даже в чай, кисель, компот

Чуть картошечки кладёт.

  1. Саша наш картошку ел

И нисколько не толстел.

Стал наш Саша много есть –

В дверь не может он пролезть.

  1. Ой, спасибо, Петр Первый,
    Что картошку нам привез,
    А то ели бы доныне
    Только репу и овес.

  2. Про картошку можем петь

Мы без остановки.

Ох, устали! Дайте нам

Хоть одну морковку!

2 ведущий: Молодцы, девчата! А загадки вы отгадывать умеете?

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчатая, вкусна!”
(Картошка)

Бурая — не мишка,
В норке — но не мышка.
(Картошка)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
(картошка)

Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
(картошку)

Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
(Картошку)

Красный глаз
богатырь Тарас.
Под землю ушел,
10 братьев нашел
Посмотри-ка посмотри,
каковы богатыри.
(Картофель)

1 ведущий: послушайте стихи о картошке.

  1. Мы возьмём ведёрки,

Да и в путь дорожку.

Дружба нам поможет

Выкопать картошку.

  1. Эта скороспелка

Оттого вкуснее,

Что пришлось ребятам

Повозиться с нею.

  1. Лишь закат осенний

Озарит окошки.

Мы в золе горячей

Напечём картошки.

  1. Картошка, картошка –

Урожай богатый!

Вкусную картошку

Любят все ребята!

2 ведущий:

Лучше песен о картошке

В мире не было и нет,

Мы споём вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

1 ведущий: Картофель называют «вторым хлебом». Из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира.

2 ведущий: Вопрос родителям. Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Картофельное пюре, картофель-фри, картофель с сельдью, запеканку картофельную с грибами, рулет картофельный, картофель тушеный с мясом и многие другие блюда.)

1 ведущий: Картофель идет не только в пищу – он превращается в автопокрышки и кинопленку, высокоценные лаки для окраски подводных лодок и самолетов, искусственный шелк и духи, разнообразные пластмассы и сотни других разных изделий.

Выступление детей о картошке.

Интересные факты!!!

Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад и т. д. и т. п. — не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Оказывается, нет ничего проще — ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле. А весь этот пышный «букет» его достоинств составили российские журналисты конца XVIII века. Такая сногсшибательная реклама понадобилась для того, чтобы популяризировать картофель среди населения.

Сегодня в это трудно поверить, но, оказывается, были такие времена, когда о картофеле не знали не только в России, но и в просвещенной Западной Европе. Первые клубни примерно в 1570 — 1580 годах испанские мореходы доставили в Европу из Южной Америки, где картофель, был одним из основных, а может быть, и главным продуктом питания аборигенов, обитавших в Андах (Боливия, Перу, Чили).

Многочисленные исследователи считают, что первым человеком, доставшим картофель в Европу, был монах Нероним Кордан. Что же, может быть именно он в 1580 году опустил на землю Испании первую корзину с неведомым овощем, которому предстояло покорить больше народов, чем любому полководцу. Но, возможно, время подбросит нам новую версию…
Имя европейца, впервые описавшего картофель, известно точно. Это испанец Педро Чеза де Леон. Он довольно основательно для своего времени изучил Перу и выпустил в Севилье книгу, которую назвал «Хроника Перу» Именно из нее европейцы впервые узнали о картофеле. Папа (так называли картофель в Перу.)- писал Чеза де Леон, — это особый вид земляных орехов. Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан… Они покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля. Автор поведал и о торжественном празднике, который индейцы устраивали по случаю сбора урожая картофеля.

Казалось бы, такой ценный продукт, каким является картофель, должен был быстро пробить себе дорогу на стол европейцев. Однако этого не произошло. Наоборот, население повсеместно встречало новый продукт с недоверием. Даже неурожайные, голодные годы, которые не были редкостью для Европы в ту пору, не прибавили неприхотливому и плодовитому картофелю популярности. Дело доходило до того, что правители многих стран, видя в новом продукте решение продовольственной проблемы, прибегали к принудительным, порой весьма жестким мерам по его распространению.

Когда западноевропейские народы уже во всю культивировали картофель, россияне, в большинстве своем обходились репой. Нельзя сказать, что наши соотечественники узнали о картофеле значительно позднее, например, тех же французов. Еще Петр I прислал в Россию первую партию картофеля с наказом разослать по всем губерниям для выращивания. Но этой прекрасной затее Петра I не было суждено осуществиться при его жизни.

Фиаско потерпела и Екатерина II. В 1765 году в Москву из Германии были выписаны 57 бочонков картофеля. Медицинская коллегия изыскивавшая средства, дабы «без большого иждивения» помочь голодавшим крестьянам Финляндии, доложила сенату, что лучший способ предотвращения этого бедствия «состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами, тортуфелями и картуфелями».

Тогда же, по повелению императрицы, по всей империи были разосланы клубни картофеля и наставления по его разведению. Контроль за исполнением этого мероприятия осуществляли местные губернаторы. Но затея провалилась — народ упорно не желал допускать на свой стол иноземный продукт.
Даже в начале XIX века картофель был еще мало известен кулинарам России. Образованнейшие люди того времени относились к нему с опасением.

Вплоть до второй половины XIX века картофель, несмотря на грозные указы правительства, так и не занял достойного места в питании народа.

Быстрому распространению картофеля среди широких масс населения мешали небылицы, которые сочиняли о «земляной груше» ревнители «старой веры» — ярые противники всего нового. В одной из таких небылиц утверждалось, что первый куст картофеля вырос на могиле дочери мифического царя Мамерса, которая при жизни по «наущению дьявола» была распутницей. Поэтому тот, кто съест сей «дьявольский фрукт», будет подвержен греховным искушениям и попадет за это в ад.

Естественно, подобные утверждения сводили на «нет» усилия многих популяризаторов картофеля. Однако справедливости ради надо сказать, что и сами популяризаторы некоторыми своими советами только отталкивали народ. Например в одном из рецептов рекомендовалось варить картофель с добавлением… негашеной извести. Можно только догадываться, какие ощущения испытал смельчак, попробовавший это блюдо. Но шло время, и картофель из нежеланного «гостя« превратился в полноправного хозяина на нашем столе, потеснив брюкву и репу…

Всего несколько десятилетий после того, как картофель признали в народе, потребовалось ему, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал продуктом, необходимым для всех слоев российского общества, — картофель охотно ели и богатые и бедные. Правда, с той разницей, что для малообеспеченных семей рабочих и крестьян, особенно в годы хлебных недородов, он становился почти единственной пищей. Недаром в народе сложилась пословица: «Картофель — хлебу подмога».

Кулинарная универсальность картофеля и хорошая сочетаемость с другими животными и растительными продуктами способствовали тому, что его стали включать в массу первых, вторых и даже третьих (десертных) блюд. Судите сами, картофель можно варить, жарить, запекать, тушить и вообще подвергать самым немыслимым кулинарным превращениям. Мясо, рыба, молоко, грибы, овощи — блюда из них только выигрывают при добавлении картофеля. А картофельный крахмал — неотъемлемая часть традиционного сладкого блюда русской кухни — киселя. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии.

Чаепитие с пирогами из картошки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник ко дню матери во втором классе
  • Праздник какое правило
  • Праздник картошки сценарий взрослый
  • Праздник книга лучший друг
  • Праздник ко дню матери во второй младшей группе детского сада