Праздник касым на гагаузском языке

Согласно народному календарю, праздник Kaсым – день Св. Димитрия (Aй Димитри) (26 октября / 8 ноября) считался началом зимы и по значению приравнивался к празднику Хедерлез (день Св. Георгия), ко…

  Согласно народному календарю, праздник Kaсым – день Св. Димитрия (Aй Димитри) (26 октября / 8 ноября) считался началом зимы и по значению приравнивался к празднику Хедерлез (день Св. Георгия), который обозначал начало летнего скотоводческого сезона. Однако он праздновался уже не столь пышно как Хедерлез, так как знаменовал собой начало подготовки к тяжелому в хозяйственном отношении времени года – зиме. Деление года на две половины свидетельствует о существенном проявлении глубокой скотоводческой традиции в мировоззрении народа.

В праздник Касым хозяева производили расчет с пастухами и другими работниками за летний сезон и нанимали их на новый срок. К этому времени завершали осенний сев озимых.

На праздник Касым хозяева, имевшие значительное число овец, совершали жертвоприношение животного (курбан) с целью “обеспечить” здоровье и сохранность скота на период зимы (курбан мал саалык ичин). Согласно сведениям М. Чакира, такой вид курбана назывался “Aллахлык”. Вероятно, раньше в честь успешного окончания летнего выпаса овец (на Касым), также как и весной (на Хедерлез), подобное жертвоприношение совершали все хозяева.

Села у которых церкви были названы в честь Св. Димитрия отмечали храмовые праздники “клисянын курбаны” с использованием для обрядовой трапезы жертвенных животных. Мужчины с именем Димитрий и семьи, у которых ангелом хранителем являлся этот же святой, совершали именные и венчальные курбаны (стеуноз курбаны).

Праздники Хедерлез и Kaсым являлись отправными точками в организации скотоводческого хозяйства (выгон скота на пастбища и окончание летнего сезона) и занимали важное место в традиционной культуре гагаузов. Это свидетельствует о сохранении у гагаузов древних представлений о двуцикличном делении года.

Для традиционного мировоззрения гагаузов характерно использование двух календарей: скотоводческого (двуцикличного лето – зима) и земледельческого (четырех цикличного – зима, весна, лето, осень) с разными сферами применения. При этом скотоводческий и земледельческий календарь не противопоставлялись, а дополняли друг друга. Четкое деление по месецам относится к более позднему времени.

И в настоящее время для обозначения двух основных дат скотоводческого календаря используются древние названия (Хедерлез – Kaсым), которые имеют арабское происхождение.

Вопрос о происхождении этих терминов у гагаузов остается открытым. Некоторые сведения позволяют предположить, что народный календарь с его главными праздниками Хедерлез и Касым, вероятно, использовался предками гагаузов еще до прихода турок на Балканы. В этом регионе предки гагаузов, наряду со скотоводством, занимались земледелием, вели оседлый образ жизни и исповедывали христианскую религию. Но при этом отсчет начала сельскохозяйственных работ вели от праздника Касым, о чем сохранилась рифмованная пословица у гагаузов Бессарабии, Болгарии, Кавказа: “Юз он – тарлаан башына кон” (по прошествии 110 дней после праздника Касым можно смело начинать сеять, несмотря на капризы погоды). Это свидетельствует об использовании гагаузами скотоводческого календаря по отношению к земледельческой обрядности.

Подобная система отсчета начала сельскохозяйственных работ была возможна лишь в том случае, когда наряду с земледелием скотоводство продолжало играть важную роль. При этом земледельческая обрядность прикреплялась к скотоводческому календарю.

Если для определения сроков начала сельскохозяйственных работ гагаузы Бессарабии вели отсчет от праздника Касым, то уже в определении сроков начала уборочных работ использовали в качестве отправных дат христианские праздники (Троица, день Св. Петра и др.). Следует отметить, что у гагаузов Болгарии сохранилась древняя традиция отсчета начала уборочных работ от праздника Хедерлез: жатва начинается через 40 дней после праздника “Идриллес”. В данном примере проявляется процесс постепенного отмирания обычаев, связанных со скотоводческой обрядностью в результате смены культурно-хозяйственного типа и увеличения роли земледельческой обрядности.

У народов Юго-Восточной Европы день Св. Димитрия имел такое же значение, а также сохранилось деление года на два сезона (от Св. Георгия до Св. Димитрия) и связь праздников с организацией скотоводческого хозяйства, что объясняется близкими природно-географическими условиями, общим ареалом распространения хозяйственно-культурного типа и схожей формой ведения отгонного хозяйства.

Восьмого ноября жители Гагаузии отмечают особенный праздник – Касым.

Это один из наиболее значимых праздников в традиционной календарной обрядности гагаузов наряду с Хедерлезом, рождественскими и пасхальными, а также другими большими религиозными празднествами, отмечаемыми массово.

В день Касыма во многих населенных пунктах автономии, как и в Чадыр-Лунге, отмечается Храмовый день в честь св. Дмитрия, отправляются особые богослужения.

По исконно гагаузской народной традиции, Касым знаменует официальное начало осенне-зимнего периода (в противовес Хедерлезу, который открывает весенне-летний сезон).

С Касымом у гагаузов связано множество народных примет и традиций, поскольку этот праздник имеет глубокие корни, уходящие в древность.

Считается, что Касым завершает сельскохозяйственный год, знаменует окончание скотоводческого сезона, когда все отары, пасшиеся до этого времени на летних пастбищах, вместе с пастухами возвращаются в селения, к хозяевам.

По традиции, люди, завершив все сельскохозяйственные работы, приготовив запасы на зиму, собрав животных в стойла, начинают готовиться к зимнему образу жизни: мужчины, как правило, в это время больше занимаются домашними делами, а женщины имеют больше времени, чтобы ткать, прясть, вышивать, шить одежду.

И, разумеется, Касым – это пора свадеб.

Об этом рассказывает и старинная гагаузская легенда, согласно которой дочь одного из хозяев, Меневша, находит повод сходить на родник за водой, а там ее дожидается ее возлюбленный Оглан. У чешмы молодые объясняются друг другу в любви, а вскоре происходит сватовство и свадьба.

Старожилы и даже поколение наших родителей помнят, что в давние времена гагаузские свадьбы длились с четверга по понедельник, с момента, когда начинали приглашать гостей, угощая их из чотры, до момента, когда родственники невесты уже после собственно свадьбы приходили в дом жениха, чтобы «кормить невесту».

Наиболее подробно атрибутика и символизм каждого дня гагаузской свадьбы описаны в известном труде Валентина Мошкова «Гагаузы Бендерского уезда», но это настолько объемная тема, что ей придется посвятить отдельную публикацию.

Касым — это не только название народного праздника, но и собственно название ноября в гагаузском языке.

В ноябре приверженцы старых, забытых ритуальных праздников также отмечают и Волчьи праздники, которые, по данным разных источников, идут после Касыма, с 10 по 17 ноября. Эти праздники можно назвать остаточным явлением почитания культа волка, особенно сильно проявлявшегося у давних предков гагаузов.

До наступления пандемии Касым был одним из масштабно отмечавшихся народных праздников, с массовыми народными гуляньями, танцами, песнями.

Отрадно, что в последние годы песенно-танцевальное творчество гагаузов переживает второе рождение, и молодые исполнители подхватывают эстафету у представителей старшего поколения, осовременивая наследие, вместе с тем, бережно относясь к традициям.

В старинном народном творчестве черпают вдохновение многие песенные и танцевальные коллективы Гагаузии, в чей репертуар наряду с современными гармонично вписываются полузабытые, но обретающие новое звучание песенные мотивы, шуточные припевки, обрядовые сценки.

БОНУС!  Как приготовить настоящую гагаузскую каурму

Каурма – традиционное гагаузское блюдо из баранины, без которого не представляется ни одно праздничное застолье истинных гагаузов. Она может подаваться как в горячем, так и в холодном виде, являясь, в первом случае, основным блюдом, во втором – закуской.

Для приготовления каурмы традиционно используется баранина (лучше – ягнятина, тогда блюдо получается особенно нежным и вкусным), но некоторые могут использовать для этих целей и козлятину.

alex-barbov.livejournal.com

Холодная каурма вместе с куском выдержанной домашней брынзы непременно входила в набор продуктов, которые брали с собой пастухи, отправляясь со стадами на дальние пастбища. Каурма готовится на бараньем жире, что не дает продукту испортиться и служит натуральным консервантом.

Итак, для приготовления каурмы нам понадобится большой казан, полтушки или небольшой баранчик, смесь гагаузских специй (мюрдя), чабрец, смесь перцев, среди которых непременно должен быть жгучий красный, лавровый лист, соль. Как правило, гагаузы не выверяют количество продуктов, чаще всего готовя на вкус.

Готовится каурма либо на открытом огне (на костре), либо на плите. Духовка для приготовления этого блюда никоим образом не подходит.

Мясо необходимо разделать на мясистые куски и кости. В раскаленный растопленный бараний жир, в первую очередь, закладываются именно костные части – на них, как на защитную «подушку», затем будет укладываться самое ценное – мясо. Обжаренные кости насытят будущее блюдо ароматом и не дадут нежному мясу пригореть или прилипнуть к посуде.

Каурму можно готовить и на обычном подсолнечном масле, это не будет считаться преступлением. Но именно бараний жир придает этому блюду тот самый вкус, не даст каурме рассыпаться и поможет держать форму, если вы решите после приготовления завернуть мясо в пищевую пленку и охладить каурму. Жира нужно брать тоже на глаз, главное, чтобы дно посуды, где вы будете готовить мясо, было полностью покрыто им на 3-5 см в высоту.

Когда в казан заложено всё мясо, его следует сначала жарить на большом огне, не перемешивая и не накрывая крышкой, и так – в течение 1-1,5 часа. Когда кости и мякоть пустят сок, можно добавить специи и немного присолить.

Паприка и жгучий красный перец обязательны  – именно благодаря им растопленный бараний жир приобретает аппетитный золотисто-оранжевый цвет, а мясо – необходимый пряно-острый вкус.

Чабрец и мюрдя (нечто похожее на пряную смесь хмели-сунели) также придают мясу особенный аромат, так что пренебрегать ими я бы не советовала. Со специями главное не переборщить, но и жалеть их тоже не стоит.

Когда мясо протушится на большом огне, пламя следует убавить до минимума, закрыть казан крышкой и держать так до готовности. Обычно на это уходит от пяти до семи часов в зависимости от степени жесткости мяса. Чем старше был баран, тем, соответственно, более грубым и требующим более долгого приготовления будет мясо.

Как определить, готова ли каурма?

Всё очень просто: если вы открываете крышку и видите, что мясо полностью отошло от костей, значит, ваше блюдо готово. К тому времени, уверяю, вам уже будет сложно сдерживать желание немедленно положить мясо на тарелку и начать есть — запахи просто фантастические!

Не знаю ни одного человека, который бы смог оставаться равнодушным к этому блюду, даже если не очень любит баранину. Дело в том, что такой способ приготовления и большое количество пряностей приглушают натуральный запах баранины, который не всем нравится.

Есть, впрочем, еще один маленький секрет, который используют гагаузы, и о котором знают не все желающие поупражняться в приготовлении каурмы. Дарю вам этот секрет просто так: перед тем, как накрыть мясо крышкой для долгого тушения, моя бабушка вливала в казан стакан-два домашнего красного вина. Во-первых, это также способствует некой нейтрализации запаха, а во-вторых, вино, как известно, размягчает волокна, и это особенно хорошо, когда вы имеете дело со «старой» бараниной.

Не знаю, как вам, а мне уже невтерпёж как захотелось каурмы. Такая она, гагаузская кухня!

Приятного аппетита!

Всем, кто интересуется культурой гагаузов, известно, что традиционно у гагаузов год делится на два цикла: летний и зимний. Эти циклы являются скотоводческими, что говорит о том, что земледелие, у которого свои циклы, было усвоено позже.

Летний цикл начинается с праздника Хедерлез, когда хозяева отдают своих овец пастухам, которые будут их пасти до Касыма. С Касыма ведется отсчет зимнего цикла. Кстати, некоторые сроки, связанные с земледелием у гагаузов, стали потом также отсчитывать от Касыма. До сих пор можно услышать »Üz on — tarlaya kon!» Где üz on — это сто десять дней от праздника Касым. Тогда можно уже готовить огород к весенним посевам и что-то даже сажать.

Иногда бывает сложно разобраться с датами этих праздников, и оттого возникает путаница. Поскольку эти праздники своими корнями уходят в языческую старину, как это часто бывает в таких случаях, они соединяются с христианскими аналогами. Хедерлез с днем св. Георгия, а Касым — св. Димитрия. Такое соединение свойственно не только гагаузам, это довольно распространенное у многих народов явление.

Валентин Мошков, посетивший бессарабских гагаузов еще в конце 19 века, описывая их народный календарь, отмечал, что Касым или день св. Димитрия празднуется 26 октября.

Действительно, в православной церкви 26 октября память вмч. Димитрия. И это по юлианскому календарю. Но сегодня наш компьютер или смартфон показывает нам дату по григорианскому календарю. Чтобы вычислить дату по григорианскому календарю: к 26 октября надо прибавить 13 дней. Разрыв между календарями все увеличивается, с 15 марта 2100 года разница будет в 14 дней и т.д. Об этом можно почитать тут.

Ну а Хедерлез в конце 19 века гагаузы отмечали 23 апреля. Это тоже Мошков зафиксировал (там же, с. 44). Ну а теперь, зная формулу, можете сами вычислить, в каком веке какой день соответствовал или будет соответствовать 23 апреля и 26 октября.

1. найди что-нибудь интересное >>> 2. нажми/кликни на какую-нибудь картинку >>> 3. сыграй в пазл :) ………………..1. найди что-нибудь интересное >>> 2. нажми/кликни на какую-нибудь картинку >>> 3. сыграй в пазл :) ………………..

… Kaсым — гагаузский народный праздник, отмечаемый 26 октября. Считался началом зимы и окончанием скотоводческо…

Kaсым (также Касим, Aй Димитри ‘Дмитриев день (b) ‘, гаг. (b) Kasım) — гагаузский народный праздник, отмечаемый 26 октября (8 ноября) (b) . Считался началом зимы и окончанием скотоводческого сезона.

Обряды дня

В праздник Касым хозяева производили расчет с пастухами и другими работниками за летний сезон и нанимали их на новый срок.

К празднику гагаузы заканчивали все виды работ на приусадебных участках, во дворе наводили порядок, а в погребе отстаивалось свежее вино. По древнему обычаю на праздник Касым хозяева, имевшие значительное число овец, совершали жертвоприношение животного (курбан) с целью «обеспечить» здоровье и сохранность скота на период зимы. В этот день в родительский дом съезжаются дети и внуки.

Праздник Касым у гагаузов (b) связан с представлениями о цикличном делении года на два: от Касыма до Хедерлеза (b) — зима; от Хедерлеза до Касыма — лето.

См. также

  • Дмитриев день (b)
  • Хедерлез (b)

Ссылки

  • Квилинкова Е. Н.«Касым» – начало зимы // «Независимая Молдова», 7 ноября, 2001 г.
  • С праздником «Касым»! // Народное собрание Гагаузии
  • Гагаузские традиции, праздники, обычаи (недоступная ссылка)

Вверх

Эта статья опубликована с веб-сайта Wikipedia. Исходная статья может быть немного сокращена или изменена. Некоторые ссылки могли быть изменены. Текст находится под лицензией «Creative Commons — Attribution — Sharealike» [1], а часть текста также может быть лицензирована в соответствии с условиями «Лицензии свободной документации GNU» [2]. К медиафайлам могут применяться дополнительные условия. Используя этот сайт, вы соглашаетесь с нашими юридическими страницами[3] [4] [5] [6] [7]. Веб-ссылки: [1] [2]

W w W

Ежегодно 8 ноября гагаузы празднуют один из своих самых главных праздников – Касым или день святого Дмитрия (Ай Димитри). Касым — праздник, символизирующий завершение уборки урожая, окончание летнего сезона и начало зимы. Эта дата имеет важное значение в культуре и быту гагаузского народа и тянется глубокими корнями в историю наших предков. До сих пор этот день гагаузы ждут с особым трепетом. 

Валентин Мошков – ученый – этнограф, занимавшийся исследованием гагаузской культуры и гагаузов, отмечал, что Касым или день св. Димитрия празднуется 26 октября. Эта дата – дата празднования по старому (юлианскому) календарю. Сегодня святого Дмитрия чествуют по новому григорианскому календарю 8 ноября.

Касым: что означает этот праздник и почему его так чтят в Гагаузии

Мошков В.А. «Гагаузы Бендерского уезда»

КАСЫМ — ДЕНЬ СВЯТОГО ДМИТРИЯ

По легенде день назван Дмитровым в честь Дмитрия Солунского и Дмитрия Донского, их дни приходятся на начало ноября. Именно в этот день Дмитрий Донской получил благословение на войну с монголо – татарскими захватчиками.
Особенно почитается родительская суббота, предшествующая Дмитриеву дню. Она посвящается поминовению усопших родителей.  В этот день возносят молитвы Дмитрию Солунскому об оказании помощи, о даровании мужества и терпения, об исцелении.
Дмитриев день обозначал также завершение скотоводческого года, начинающегося в день св. Георгия, а сам святой Димитрий считался покровителем скота. Поэтому люди в этот день благодарят за завершение пастбищного сезона и молятся святому за благополучие и сохранение скота на период зимы.
В связи с этим овчары, чабаны и пастухи в честь своего покровителя устраивали празднества в корчме, которые длились несколько дней и кололи в качестве жертвоприношения барана (kurban).

КАСЫМ КАК НАЧАЛО ЗИМЫ

Для наших предков скотоводство было основным занятием — оно кормило, обувало, одевало человека. День Святого Дмитрия для гагаузов считался основной хозяйственной границей года, отделяющей летнюю его часть от зимней, то есть эта дата связана с представлениями о цикличном делении года на два периода: от Касыма до Хедерлеза — зима и от Хедерлеза до Касыма — лето. Вопрос о происхождении этих терминов (Касым и Хедерлез) у гагаузов остается открытым. Некоторые сведения позволяют предположить, что народный календарь с его главными праздниками Хедерлез и Касым, вероятно, использовался предками гагаузов еще до прихода турок на Балканы. В этом регионе предки гагаузов, наряду со скотоводством, занимались земледелием, вели оседлый образ жизни и исповедывали христианскую религию. Но при этом отсчет начала сельскохозяйственных работ вели от праздника Касым, о чем сохранилась рифмованная пословица у гагаузов Бессарабии, Болгарии, Кавказа: “Юз он – тарлаан башына кон” (по прошествии 110 дней после праздника Касым можно смело начинать сеять, несмотря на капризы погоды). Это свидетельствует об использовании гагаузами скотоводческого календаря по отношению к земледельческой обрядности.

КАК НАШИ ПРЕДКИ ГОТОВИЛИСЬ К КАСЫМУ

К празднику каждый гагауз готовился до 8 ноября. К этому дню нужно закончить все виды работ в поле, в огороде, на приусадебных участках, завершали осенний сев озимых. Во дворе должно быть чисто и ухожено, а в погребе должно отстояться свежее вино.
К этому дню хозяева производили расчет с пастухами и другими работниками овчарни (tırla) за летний сезон. Также хозяин заранее присматривался к лучшему ягненку из своего подворья с целью совершить главный ритуал праздника – жертвоприношение, так называемый «курбан». Это делалось для того, чтобы обеспечить здоровье и сохранность скота на предстоящую зиму (kurban malların saalık için).
Молодёжь в этот день готовилась просить у родителей благословения на женитьбу.

КАК СЕГОДНЯ ПРАЗДНУЮТ КАСЫМ

Особые почести в этот день отдаются тем, кто носит имя Дмитрий. В этот день в церквях Гагаузии проходят праздничные богослужения, многие города и села отмечают храмовые праздники (klisänin kurbanı). По традиции в этот день именинники открывают бочку с молодым вином и приглашают в гости родственников, друзей, соседей. Отмечают этот праздник весело и дружно, как правило, с жертвенным ягненком на столе (adanmış kurban) и гагаузским вином. Собираются вместе, поют песни, танцуют, угощают друг друга. В родительский дом съезжаются дети и внуки.

Касым: что означает этот праздник и почему его так чтят в Гагаузии

Фото: Facebook. Ирина Влах. Официальная страница

Но «Касым» – это не только именины, но и всенародный праздник. В городах и селах, школах и детсадах проводятся различные мероприятия, праздничные концерты, обрядовые трапезы с использованием жертвенных животных (чаще всего, ягненка), ярмарки, фестивали, народные гулянья. Также у гагаузов сложилась традиция — в преддверии этого праздника 6 ноября проводить в столице Гагаузии «Фестиваль Вина».

Касым: что означает этот праздник и почему его так чтят в Гагаузии

ЛЕГЕНДА О КАСЫМЕ

В гагаузском фольклоре существует и легенда о Касыме. Легенда рассказывает о молодом пастушке, его возлюбленной и их судьбе.

Касым: что означает этот праздник и почему его так чтят в Гагаузии

Это был юноша с темными жгучими глазами и дивной «золотой» головой. Он грамоте не обучался, но был мудрым от земли, неба и зарабатывал себе на жизнь тем, что пас чужих овец. Их он любил, давал каждому животному кличку, знал всех «в лицо», вел с ними беседы долгими ночами и играл на чыртме, которую вырезал из акации.
Люди без страха доверяли юноше своих овец, так как видели, что он ухаживает за ними, как за детьми. Но когда он переходил вброд реку с овечкой на руках, начался сильный дождь, погасли звезды, и пастушок упал, выронив из рук драгоценную ношу. Он долго искал ее в воде, вымок весь, выбился из сил и к утру уснул. Ему снилась утонувшая овечка, которая беспрестанно звала на помощь. А пастушок метался во все стороны, но так ее и не нашел.
Когда на пастбище приехали хозяева, они были возмущены потерей животного и так жестоко выпороли пастуха, что он ни встать, ни сесть не мог. И наверняка умер бы от боли и ран, если бы каждую ночь к нему не являлась юная прелестная девушка с чистыми и ясными глазами, излучавшими свет и тепло. Она трепетно ухаживала за ним.
Пастух крепко полюбил свою спасительницу и не мог дождаться темноты, чтобы вновь ее увидеть. Как все влюбленные, он становился все более нетерпеливым, требовал от красавицы встреч и днем. Она плакала и просила не торопиться, еще не пробил час, когда они смогут соединить навсегда свои сердца.
Но пастух не послушался девушку. Он решил выследить, куда убегает она, когда на небе появляется первая зорька. Картина, представшая перед глазами, потрясла его. Девушка прыгнула в реку в том самом месте, где когда-то утонула овечка, и исчезла под водой.
На следующую ночь повторилось то же самое. На третью, когда она только собралась прыгнуть в воду, он удержал ее. Девушка плакала, вырывалась, умоляла отпустить, юноша же все крепче прижимал ее к груди. «Что ты наделал, — горько причитала она. – Ты погубил наше счастье. Потерпел бы еще один день, злые чары реки отпустили бы меня, и мы бы больше никогда не разлучались. Теперь же река будет мстить. Уходи и уведи овец».

И когда, с первыми лучами солнца на землю пришел день, девушка превратилась в овечку. Это случилось накануне 8 ноября. Пастух пригнал с пастбища отару и раздал овец по домам. Затем вернулся к реке и прыгнул в ее бурлящие воды…
Но люди говорили, что каждую весну и до самой глубокой осени, он и его прекрасная спутница по ночам приходили на пастбища к пастухам и помогали им, если у них возникали проблемы с овцами. С тех пор день их появления стали называть Хедерлезом, а день исчезновения — Касымом. Они знаменовали собой открытие и закрытие пастбищного сезона.

*https://www.facebook.com/kultura.ge
*ГУО Гагаузии
*Главное управление культуры Гагаузии: https://www.facebook.com/kultura.ge/posts/pfbid02TVjtDQ9vpabEdh9TMBjf4vYCxTWEQqvT6rdxdBfgbGg1M7RdT7ghanV5YQ3dUZPkl
*https://soiuzgagauzov.ru/

*https://www.faceb
ook.com/permalink.php?story_fbid=pfbid028CfW3u2Rex5d2um5dbPpZC6F43RboSw6FebzCGPbekonc5N8tgJXS6sqxitEU939l&id=100013489033845

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник какое проверочное слово можно подобрать
  • Праздник картошки цель
  • Праздник книги зощенко проблема
  • Праздник ко дню матери во втором классе
  • Праздник какое правило