Праздник кавказского народа

Исла́мские пра́здники — праздники, отмечаемые мусульманами. Празднуются по лунному исламскому календарю, где 1 год — 62 (Хиджра) . В исламе Пророком было установлено 2 праздника: * Праздник разговен…

1. Праздник весны — 22 марта
У одних народов он называется «новруз» — «новый день» , у других — «Алый праздник» , «Красный день» . Этот праздник обязательно сопровождался зажиганием всевозможных огней: костры разжигали в горах, на крышах домов, во дворах. Мальчишки скатывали с гор горящие обручи. Считалось, что, перепрыгнув в первый день весны через костер, больной освободится от всех недугов, а у здорового осуществятся все желания. Если костры разжигали на крышах, то тут же устраивали веселые танцы, бросали в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра» .

2. Праздник цветов
В начале лета, когда горы покрывались молодой зеленью, к празднику цветов начинало готовиться все село: приводили в порядок музыкальные инструменты, готовили нарядную одежду и еду для уходящих в горы, делали факелы. Молодежь отправлялась в горы ночью, так, чтобы к восходу солнца прийти на цветущий луг. Путь освещали факельщики. Всю дорогу пели, танцевали, веселились. Руководил праздником выборный «шах» — наиболее предприимчивый и веселый мужчина.

3. Праздник первой борозды
Этот древний праздник сохранился во многих селах и до настоящего времени. По обычаю, первую борозду должен был провести самый умелый и удачливый пахарь. Он надевал вывернутую наизнанку овчинную шубу — чтобы всходы были такими же густыми, как ворсинки меха. Все село готовит к этому дню праздничное угощение, нарядную одежду. Обязательно пекут несколько огромных бубликов или круглый хлеб весом 14—15 кг — призы победителям.

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА

Кавказ — удивительный
край, с глубокой древности населенный
народами, которые говорили на разных
языках, отличались друг от друга многими
особенностями культуры и быта. Проходили
век за веком, и здесь сложился разноязыкий,
но единый кавказский мир. И это
неудивительно: горы Кавказа, вставая
неодолимой преградой на пути завоевателей,
никогда не прерывали общения живущих
здесь народов.

Обычаи и праздники народов Дагестана

«Дагестан»
переводится как «страна гор». Но Дагестан
еще и «гора языков»: одних лишь коренных,
веками живущих здесь народов насчитывается
около тридцати. Кумыки и ногайцы говорят
на языках тюркской группы. Языки, на
которых говорят аварцы и четырнадцать
родственных им небольших народов (это
андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы,
е багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы,
цезы, хваршины, гунзебцы, бежтины,
гинухцы, арчинцы), а также лакцы, даргинцы,
кай-таги и кубачинцы, табасаранцы, агулы,
рутулы, цахуры, лезгины, относятся к
нахско-дагестанской языковой семье.
Язык татов — иранской группы, он близок
к персидскому. Дагестанские народы —
мусульмане.

Праздник весны — 22 марта

У всех дагестанских
народов есть праздник весны. У одних
народов он называется «новруз» — «новый
день», у других — «Алый праздник»,
«Красный день». Этот праздник обязательно
сопровождался зажиганием всевозможных
огней: костры разжигали в горах, на
крышах домов, во дворах. Мальчишки
скатывали с гор горящие обручи. Считалось,
что, перепрыгнув в первый день весны
через костер, больной освободится от
всех недугов, а у здорового осуществятся
все желания. Если костры разжигали на
крышах, то тут же устраивали веселые
танцы, бросали в дымоходные трубы орехи.
Когда костер угасал, пепел рассыпали
по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме
было много добра».

В некоторых селах
юноши в этот день выкапывали с корнем
молодое деревце, украшали его зеленью
и лентами, а на верхней ветке укрепляли
чучело удода. С этим деревом ходили по
дворам, пели песни, поздравляли людей
с наступлением весны.

Особенно радовались
этому дню дети, они устраивали веселые
игры.

Традиции годекана

В каждом дагестанском
селе есть годекан — излюбленное место,
где ежедневно собираются мужчины. Со
стороны может показаться, что люди
приходят туда от нечего делать. Но это
далеко не так. Годекан — своего рода
клуб, трибуна, своеобразная школа, и
каждый мужчина считал своим долгом его
посетить. Здесь обсуждались все сельские
новости и дела. Человек, впервые попавший
в село, обязательно шел на годекан. На
годекане крутились и мальчишки, постепенно
усваивая нормы поведения в обществе.
Старшие могли дать им любое поручение,
и выполнять его надо было расторопно и
беспрекословно. Женщинам и девочкам
приходить сюда не полагалось. Нередко
у годекана устраивали игры и спортивные
состязания для детей, учили их борьбе
и бросанию камней. Посещая годекан,
младшие учились уважать старших и чтить
традиции предков.

Праздник цветов

В начале лета,
когда горы покрывались молодой зеленью,
к празднику цветов начинало готовиться
все село: приводили в порядок музыкальные
инструменты, готовили нарядную одежду
и еду для уходящих в горы, делали факелы.
Молодежь отправлялась в горы ночью,
так, чтобы к восходу солнца прийти на
цветущий луг. Путь освещали факельщики.
Всю дорогу пели, танцевали, веселились.
Руководил праздником выборный «шах» —
наиболее предприимчивый и веселый
мужчина.

В горах молодежь
устраивала веселые игры, танцы, состязания
в беге, прыжках, лазании по горам. Собирали
на лугах цветы, плели венки, составляли
букеты. Занимались также поисками
съедобной зелени — крапивы, щавеля,
черемши, которую использовали как
начинку для пирогов. Домой возвращались
к вечеру, отдавали встречавшим их
старикам принесенные с гор цветы, и
вновь начинались танцы на сельской
площади. Прежде поход в горы за цветами
был одним из самых ярких впечатлений
для молодежи за весь год — в остальное
время юноши могли видеться с девушками
только на некоторых полевых работах, а
совместные развлечения и вовсе не
допускались.

Соседние файлы в папке народы мира

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Праздники народов Кавказа

Светлый праздник — Ураза-Байрам

Цель: Познакомить детей с традициями праздника народов Кавказа  — Ураза-байрам. Развивать познавательный интерес к культуре и традициям различных народов России. Формировать  уважение к традициям родного края, эстетическое восприятие народных праздников.  Воспитывать бережное отношение к Родине. 

Ведущий: Благословенный месяц Рамазан подошел  к концу. Пролетел он как один день: что-то успели сделать, что-то нет. Окончание месяца знаменуется большим праздником – Ураза-байрам.

Дети:

Мы сегодня в нашем доме,
В храме детства и добра
Отмечаем светлый праздник —
Праздник мира — Ураза.

Празднует, пусть стар и млад
День благословенный.
Всем здоровья и всех благ,
В этот день священный!
Ведущий:  Ураза Байрам — праздник исключительно живописный, весёлый и вкусный. Готовиться к нему начинают задолго до его наступления праздника,  в доме всё моют и убирают, готовят всякие вкусности, покупают обновки  и ждут наступления праздника.

Ведущий: Дети, а  вы помогаете своим родителям?

Ответы детей.

Ведущая:  Сейчас мы с вами и проверим, как вы помогаете своим родным и близким.

Игра-эстафета «Собери мусор» (для мальчиков)

Участвуют две команды (группы). Строятся в колонну друг за другом, за капитаном. На противоположной стороне зала стоит ведро для мусора. По залу разбросаны бумаги, пакеты. По команде 1-й участник бежит, собирает один мусор и кладет его в ведро, бежит назад передает эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, которая больше соберет мусора.

Игра-эстафета «Помой посуду» (для девочек)

Участвуют две команды (группы). Строятся в колонну за капитаном. На другом конце зала стоит воспитатель. Рядом с ним на стуле стоит таз (для мытья посуды) По сигналу девочка берет в руки 1 чашку и 1 блюдце и идет к тазу. Подойдя к тазу, имитирует мытье посуды, поочередно отдавая чистые предметы воспитателю, которая поочередно ставит на разнос. Девочка идет назад, передавая эстафету. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнила задание.

Ведущая: Празднование самого праздника проходит очень весело и красиво. Мусульмане поздравляют друг друга с наступлением долгожданного праздника, обмениваются подарками, устраивают весёлые гуляние и пир. Дети нашего детского сада приготовили для вас поздравления.

Дети:

Ураза Байрам идёт.
Поскорей его встречайте!
Радость, счастье он несёт,
Так что стол вы накрывайте

И гостей всех угощайте.
Обиды горькой не таите,
От души вы всех простите.
Милосердие, уют
В доме вашем пусть живут.

 Ураза-байрам святой,

 Долгожданный и весёлый

 Праздник мой и праздник твой,

 В городах, аулах, в сёлах! 

Ведущая:  Я хочу пригласить наших девочек на весёлый танец.

Танец девочек с цветами.

Ведущая: Девочки наши очень красиво станцевали, теперь мальчики вы покажите нам, как вы умеете танцевать.

Танец мальчиков.

Ведущая:  Как у вас настроение? Вы готовы веселиться и играть?

Современная дагестанская игра:

«ЕСТЬ В АУЛЕ ДЕТСКИЙ САД» .

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Дети идут по кругу, а ведущий ребенок внутри круга идет в противоположную сторону под слова, которые дети произносят хором:

Есть в ауле детский сад

В этот сад ходил Мурад

Был он ниже всех ребят –

(ведущий и все дети приседают)

так в ауле говорят (дети встают)

рос по горке виноград

рос чеснок и рос Мурад

Стал он выше всех ребят

И теперь ему мала,

Говорят Махачкала

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Дети идут в круг, поднимая руки, ведущий кружиться. После последних слов ведущий ловит. Затем выбирается новый ведущий.

Количество участников до 30 человек.

Ведущая: Для следующего конкурса мне нужны дети очень быстрые и ловкие.

Игра «Танец со стульчиками»  

Ведущая:  Самыми  важными героями  праздника являются дети. С самого раннего утра они будят хозяев, целыми группами вбегают во дворы домов и поздравляют с праздником. Взамен получают сладости, шоколадки, конфеты… Их пакеты наполняются так быстро, что к обеду им приходится возвращаться домой, чтобы оставить пакет, взять новый и пойти снова поздравлять.

Дети младшей группы:

Ураза Байрам принес
Щедрость угощений.
Это праздник мусульман —
Радостный, священный.

Мы пожелать в сей день великий
Хотим от сердца, вам друзья,
Здоровья крепкого, удачи,
Любви на долгие года!


Пусть придёт в ваш дом удача,
Пусть Аллах подарит чудо
И успех, и жизнь богаче,
Будет вам тепло и любо!

Дети получают угощения , становятся на совместный танец «Лезгинка».

Ведущая:  

Всех  сегодня поздравляем,
Мира мирного желаем,
Пусть растут спокойно дети,
Будет мир на всей планете!

Пусть совсем не будет бедных,
Злых, неправедных и вредных,
Пусть любовь в сердцах живет,
Разрастается, цветет!

Пусть здоровье крепким будет,
Пусть живут без стрессов люди!
Славим Ураза Байрам,
Делим счастье пополам!

               Подготовила   гр.№ 12   воспитатель: Мусаева А.А.

Традиции и национальные праздники

Традиции и национальные праздники

Традиции и национальные праздники

Традиции и национальные праздники

Абхазия – это страна, в которой всегда есть что посмотреть и чем восхититься. Красивейшая природа, древние исторические памятники, самобытная культура и доброжелательные люди – это далеко не все поводы здесь погостить. Абхазцы вполне заслуженно называют свою родину – “Страна Души”. Гостеприимство в Абхазии – это сложившийся в течение веков святой Закон для каждого жителя страны. Здесь глубоко почитают традиции, основанные, прежде всего, на уважении к человеку, даже если речь идет о наказании или кровной мести. Абхазский язык – одна из основ культуры страны. Он наиболее близок к языку адыгейцев, кабардинцев, черкесов, убыхов и относится к группе северокавказской семьи языков. В Абхазии мирно уживаются представители различных религиозных конфессий: языческой, которая является традиционной, православного христианства и исламской (суннитской). Первые упоминания об Абхазии найдены еще в ассирийских источниках XII века до н. э. Первым царем древней Абхазии был Леон II. Своего наивысшего расцвета Абхазское царство достигло к X веку при царе Георгии II. После нашествия монголо-татарского ига и падения Византии, Абхазия была раздроблена на отдельные княжества, которые вели междоусобные войны. С XIII до XVв. страна находится под влиянием Генуи, а в 1810г. входит в состав Российской империи. Когда Российская империя пала, Абхазия стала членом Союза объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточного Союза. А 11 мая 1918 года, наравне с Дагестаном, Чечено-Ингушетией, Осетией, Кабардой, Адыгеей, Карачаево-Балкарией, вошла в состав Горской республики. В июне 1918 года страну оккупировали войска Грузии, а в 1931 году Абхазия была вынуждена стать автономной республикой в составе Грузинской ССР. Самому жестокому политическому и экономическому террору Абхазия подверглась в период с декабря 1994 г. по сентябрь 1999г. 26 августа 2008г. президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о признании Российской Федерацией независимости Абхазии. Сегодня, после стольких лет борьбы за независимость, Абхазское государство возрождает свою культуру, традиции, науку и образование. Абхазцы – жизнерадостные и открытые люди. Однако отголоски недавних трагедий все еще несут свой отпечаток на наличие знаменательных дат в стране. Сегодня большинство из них – это военные мероприятия и почтение погибших во времена военных действий. Однако в Абхазии есть место и радостным традициям, ярким праздникам и веселым народным гуляниям.

Новый год 1 января в Абхазии Если Вы хотите устроить себе незабываемые новогодние каникулы, отправляйтесь праздновать Новый год 1 января в Абхазии! Это экзотическая, полная романтизма страна, где есть прекрасное черноморское побережье, пальмы, кипарисы, мандариновые деревья, удивительной красоты горное озеро Рица и многое другое. Новогоднее поздравление на по-абхазски звучит как: “Чааныбзиала ашыкус чыц!” (С Новым Годом!). В качестве традиционных яств новогоднего стола в Абхазии подается отварное мясо и курица в пикантной аджике. Обязательное угощение – блюда с сыром: мамалыга и пироги (ачашв). За новогодней трапезой также предлагают разнообразные фрукты и вкуснейшие сладости. Тосты за здоровье и удачу в Новом году произносятся за бокалом домашнего вина. Согласно обычаям этого веселого и яркого праздника, дети в Абхазии ходят к соседям, друзьям и “посевают” со словами: “Сеем, веем, посеваем, С Новым Годом поздравляем…!”. За это им дают различные сладости. Навещают друг друга и взрослые. Всю ночь продолжаются песни, танцы, народные гуляния. На улицах становится светло от фейерверков, бенгальских огней и гирлянд. Воздух наполняется взрывами петард, радостным смехом отмечающих. Повсеместно слышны поздравления и пожелания в Новом году всех земных благ.

Рождество Христово 7 января в Абхазии Рождество Христово (7 января) в Абхазии – это государственный праздник и выходной день. Православные христиане страны глубоко почитают этот день. В церквях Абхазии традиционно проходят рождественские молебны. Нужно сказать, что в этой стране есть множество красивейших древних церквей. Посетить их в дни Рождества стоит не только из-за исторической ценности, но и чтобы послушать песнопения, прославляющие рождение Спасителя. Гимны исполняются с необычайной, трогающей душу и сердце красотой. Большое количество абхазцев соблюдает Рождественский пост. Считается, что истинный христианин должен подготовиться к празднику, не только украсив свое жилище, но и очистив тело и душу. Постящиеся вкушают скромную пищу, но самое главное, постятся духовно. Это означает молитвы, прощение обид, очищение своих помыслов от дурных мыслей. Заканчивается Рождественский пост в Абхазии, как и в других странах, в Сочельник, 6 января. Одной из примечательных рождественских традиций в Абхазии является обычай ставить на окна зажженные свечи. Согласно Евангелию, в ночь рождения Христа Иосиф и Мария искали пристанища в Вифлееме. Горящая свеча является своеобразным приглашением Богородицы к себе в дом. А вместе со святым семейством к гостеприимным хозяевам обязательно придет счастье, любовь и благополучие.

Хечхуама (13 января) в Абхазии Хечхуама (13 января) в Абхазии – это Старый новый год. Еще одно название праздника – Ажьырныхуа (День сотворения мира, обновление). По всей стране это праздничный и нерабочий день. Традиции Хечхуамы в Абхазии имеют языческие корни. В этот день принято резать коз и петухов. Обычай происходит от ритуала жертвоприношения древнему божеству Шашве – покровителю кузнецов. Согласно верованиям абхазцев, своих особых покровителей имели божества всех видов деятельности: земледелия, скотоводства, охоты. Однако кузнечное дело пользовалось особым уважением. Кузница даже считалась своего рода священным местом – здесь произносились клятвы и присяги. Хечхуаму принято отмечать в кругу мужских представителей семьи. Женщины в празднованиях участия не принимают. Собравшиеся вместе родственники-кузнецы по отцовской линии, приносят в жертву чистого (холощеного) козла или непокрытую козу, обязательно белой масти. Кроме того, режут по одному петуху от каждого участника действа. Постепенно обычай жертвоприношения языческому богу отошел на задний план, а день ритуала превратился в празднование “настоящего” Нового года. И хотя жители Абхазии больше почитают это торжество, они также с удовольствием отмечают Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января.

Крещение Господне 19 января в Абхазии Крещение Господне (19 января) в Абхазии – один из двенадцати главных праздников христиан. Еще одно название этого события – Святое Богоявление. В момент крещения Христа Иоанном Господь явился во всех трех ипостасях: Отец, глаголющий с небес, Бог Сын – Иисус и Дух Святой в образе голубя. Крещение Мессии стало своеобразным сообщением Бога о пути следования в Его царствие: “Креститесь во имя Отца, Сына и Духа Святого”. Благодаря крещению человек имеет возможность очиститься и переродиться для жизни во Христе. Согласно данным историков, Крещение Господне отмечают еще со времен апостолов. В свидетельстве святителя Климента Александрийского, которое является документом II века, говорится о ночном бдении перед праздником Богоявления. Начиная же с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и другие великие учителя христианства в день Богоявления разговаривали с людьми, объясняя им смысл великого праздника Крещения и наставляя на путь истинный. У абхазских христиан, как и у верующих других наций, есть обычай освящать воду в День Святого Крещения и хранить ее в течение года. Такой водой окропляют жилища, животных, вещи. Крещенскую воду пьют для укрепления здоровья. Считается, даже что вода из-под крана, набранная до восхода солнца, в Крещение является святой.

Международный женский день 8 марта в Абхазии Международный женский день 8 марта в Абхазии – это государственный праздник и выходной день. Отмечается он с особой пышностью и некоторой скорбью. В этот праздник женщинам страны стараются воздать должное за все, что принесла им непростая судьба абхазского народа. После разрушений, причиненных Абхазии войной с Грузией, именно женщины играли ведущую роль в восстановлении государства. Тысячи мужчин оставили свои жизни на войне, пропали без вести или были тяжело ранены. Не щадя своего здоровья и сил женщины вели домашнее хозяйство, растили детей, занимались экономической и политической жизнью страны. Международный день 8-го марта – это дополнительная возможность народа Абхазии низко поклониться своим женщинам. Традиции празднования Женского дня в Абхазии особо не отличаются от обычаев других стран. Женщинам дарят цветы, подарки. Повсеместно устраиваются концерты, фестивали, народные гуляния. Улицы города украшаются цветами, флагами и яркими плакатами с поздравлениями. Интересным отличием в традициях поздравления прекрасного пола является то, что женщинам Абхазии не дарят мимозу. Это является признаком дурного тона. Мимоза ассоциируется с тяжким трудом и усталостью.

Пасха в Абхазии Это один из самых любимых праздников абхазов. Почитают его не только христиане, но также мусульмане и язычники. Традиционно на неделе перед Пасхой открывают сосуды с вином. В период сбора винограда в кувшины заливают специальное молодое вино для будущей Пасхи и закапывают их в землю.

Часть вина из откупоренного кувшина предназначается для церкви, к которой относится тот или иной род. Священник использует напиток во время проведения Пасхальной Литургии и молится за семью, которая его принесла. Вместе с открытием кувшина приносят пасхальную жертву (закалывают козу или барана), садятся за праздничный стол. Национальным пасхальным блюдом в Абхазии является очень вкусное кушанье из кукурузной муки и первого снятого сыра – “аиладж”. Считается, что первой пищей человека после пасхальной службы должны быть вареники с сыром. Сегодня абхазские Пасхальные богослужения в церкви не отличаются от служб других стран. Но раннее они имели интересные особенности. Людей созывали в церковь звуками медной трубы. Для объявления вести “Христос Воскресе!” священнику нужно было взобраться на колокольню. Второе воскресенье после Пасхи в Абхазии называется “Женской Пасхой” или денем памяти святых жен-мироносиц. Поминальные дни разрешены только в понедельник или вторник после “Женской Пасхи”.

День Великой Победы 9 мая в Абхазии День Великой Победы 9 мая в Абхазии – это особый праздник, объединяющий вместе все поколения. Деды, отцы, внуки и правнуки собираются, чтобы выразить свое почтение людям, сражавшимся во время Великой Отечественной Войны. На фронтах ВОВ с 1941 по 1945 годы воевали около шестидесяти тысяч абхазцев, из которых семнадцать с половиной тысяч не вернулись с полей битвы. Военные заслуги более восьми с половиной тысяч жителей Абхазии были отмечены медалями “За оборону Кавказа”, двадцать два человека получили статус героя Советского Союза и трое – стали полными кавалерами ордена Славы. Сегодняшние традиции празднования окончания Великой Отечественной Войны в Абхазии, такие же, как и в других странах СНГ. По всей стране проходят праздничные мероприятия: в столице страны проходит военный парад, повсеместно организуются праздничные концерты. Организуется возложение цветов и венков к Вечному огню у памятника Неизвестному солдату в Сухуми, а также к могилам погибших на войне людей по всей стране. Для ветеранов устраиваются военно-полевые кухни, где они могут пообщаться за традиционными сто граммами и армейской кашей. Согласно обычаю, в Дни праздника Великой Победы не только ветераны, но и молодые люди, носят георгиевские ленточки как символ связи поколений и памяти о Великой победе.

День Святого Апостола Симона Кананита в Абхазии (23 мая) Одним из главных весенних праздников Абхазской Церкви является День Святого Апостола Симона Кананита. В Абхазии он отмечается 23 мая. Для Новоафонского монастыря это еще и Престольный праздник, так как в IХ-Х веках в Новом Афоне воздвигнут храм на месте, где похоронен Святой. Тысячи верующих из Абхазии и других стран 23 мая приходят к Новоафонскому монастырю, чтобы помолиться и почтить память святого. День Симона Кананита и Новоафонский монастырь имеют огромное значение не только для Абхазии, но также для всего православного мира. Это почитание одного из двенадцати апостолов Христа. Согласно библейским преданиям, именно в доме Симона в Кане Галилейской Иисус совершил свое первое чудо – превратил воду в вино. После этого события Симон отправился за Христом. После распятия Спасителя Симон Кананит проповедовал истинную веру в Абхазии. Как долго это продолжалось не известно. Есть лишь записи в летописях о прославлении Христа чудесами и знамениями, благодаря которым вера в Иисуса достигла в народе многих сердец. Апостол Симон Кананит потерпел множество страданий за свою веру и распространяемое учение. Во времена же гонений христиан, устроенных грузинским царем Адеркием, Симон принял мученическую смерть на берегу реки Псырдзха, у Нового Афона.

День памяти жертв Кавказской войны в Абхазии (31 мая) 31 мая в Абхазии отмечается День памяти жертв Кавказской войны и насильственного выселения горских народов Кавказа. Этот день – не только свидетельство о национальной трагедии в прошлом, но также напоминание о причинах некоторых проблем абхазцев в настоящем. В 60-е – 70-е годы XIX века горные племена Абхазии оказались в тяжелейшем положении. Согласно плану царя Александр II о колонизации восточного берега Черного моря и заселении его казачьими станицами, тысячи абхазских семей вынуждены были покинуть свои дома и поселиться в странах Ближнего Востока. Сегодня потомки изгнанных горцев живут в 45 странах мира. Самая же многочисленная диаспора – в Турции. 31 мая, в день памяти геноцида народа Абхазии, проходит ряд традиционных мероприятий. Ежегодно устраивают концерты различных масштабов, проводят спортивные соревнования, приуроченные ко Дню памяти. Обязательным является возложение цветов к камню памяти на Сухумской набережной. Он был заложен 31 мая 1990 года вместо установки планируемого ранее памятника изгнанникам. В возложении цветов принимают участие члены правительства Абхазии, потомки абхазских махаджиров и все желающие выразить свое уважение и сочувствие людям, которых заставили покинуть свои дома.

Международный день защиты детей в Абхазии (1 июня) 1 июня в Абхазии отмечают Международный день защиты детей. История создания этого праздника начинается с Международной конференции, которая прошла еще в 1924 году. Собрание было посвящено обсуждению вопросов благополучия детей. После Второй Мировой войны в 1949 году к вопросу детского счастья вернулись на конгрессе женщин в Париже. А 1 июня 1950 года провели первый Международный день защиты детей. После этого праздник стал ежегодным во многих странах мира. В Абхазии 1 июня проводят множество мероприятий, посвященных детям. В парках, на различных детских площадках устраивают детские конкурсы, праздничные концерты и представления. Местные власти каждого города стараются организовать розыгрыши, детские спортивные соревнования с призами и замечательными подарками. Приурочивают ко Дню защиты детей и решение серьезных вопросов. Меценаты из государственных и бизнес структур оказывают помощь детским домам, нуждающимся многодетным семьям. Известные артисты устраивают благотворительные концерты и представления. Праздничные мероприятия Дня защиты детей обязательно заканчиваются красочными фейерверками, радуя не только маленьких участников торжества, но и вдохновляя взрослых помнить о счастье детей круглый год, а не только в день 1 июня.

День первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля в Абхазии День первоверховных апостолов Петра и Павла в Абхазии празднуют 12 июля. Праздник приходится на период между окончанием Петровского (летнего) поста и началом Успенского поста. Указанное время еще известно абхазским православным обрядом вымаливания дождя под названием “Ацуныхуа”. Традиция состоит в том, что в засуху люди собираются на поляне семьей, родом или целой деревней и молят Господа о дожде. “Ацуныхуа” – это один из абхазских праздников, обязанных своим появлением язычеству. Поэтому в день почитания христианских святых уже не удивляет вполне языческое приношение в жертву быка. Кроме того, в День Петра и Павла принято садиться за семейный стол с традиционными яствами, в числе которых вареники с сыром, хачапур, мамалыга. Пьют за трапезой домашнее вино. Начинается торжество с речи самого старшего представителя семьи, рода или целого селения. Держа в руке ореховую ветвь с нанизанными на нее сердцем и печенью жертвенного быка, старец молится Богу о хорошем урожае. По окончании молитвы собравшиеся приступают к еде. Когда же все насытятся и выпьют за урожайный год, наступает время веселья. Молодежь брызгается и обливается водой. Замечательно, если по близости есть открытый водоем. Искупать в нем участников праздника – одна из самых веселых традиций 12 июля!

23 июля – День Флага в Абхазии Согласно Закону “О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Абхазия “О памятных и праздничных днях в Республике Абхазия”, 23 июля является в стране Днем Государственного Флага Республики Абхазия. Подписан документ 3 июня 2005 года Президентом страны Сергеем Багапшом. Современный вид Флага Абхазии был утвержден еще 23 июля 1992 сессией Верховного Совета Республики Абхазия в городе Акуа (Сухуме). Принятие эскиза одного из главных символов страны приурочили к восстановлению Конституции ССР Абхазии 1925 года и прекращению действия Конституции Абхазской АССР 1978 года. Государственный Флаг Абхазии – это полотно, по длине которого, чередуясь, расположены четыре зеленые и три белые полосы равной ширины. Белый цвет означает духовность нации, а зеленый – ее молодость и жизнь. Раскрытая белая ладонь на флаге – символизирует доброжелательный прием гостей и Абхазскую государственность, которой насчитывается уже 12 веков. Семь пятиконечных звезд над ладонью – это семь основных областей Абхазии: Садзен (Джигетия), Бзып, Гумаа, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал, Псхуы-Аибга. Количество полос и звезд – семь, объясняется еще и тем, что издревле “семерка” считается у абхазцев священным числом, приносящим счастье и удачу. Автором Флага является художник Валерий Гамгия.

День памяти защитников Абхазии 14 августа Традиционный в бывшем СССР День защитников отечества 23 февраля в Абхазии не празднуют. Страна отмечает День памяти защитников Абхазии 14 августа. Эта дата выбрана не случайно. 14 августа 1992 года на территорию Абхазию вторглись грузинские войска, положив начало грузино-абхазской войне. По официальной версии Грузии, ее войска вошли в Абхазию якобы с целью охраны участка железной дороги Псоу-Ингур. Однако, в реальности, по выражению представителей Верховного Совета Абхазии, это была “подготовленная оккупация территории суверенной Абхазии” Вооруженное противостояние длилось 413 дней и закончилось победой народа Абхазии. Согласно данным Минобороны Абхазии, в войне принимали участие 12 тысяч абхазцев. В ходе сражений из них погибло около 3-х тысяч человек, а более 5 тысяч были ранены. В День памяти защитников Абхазии возлагают цветы к могилам погибших, памятникам. В православных храмах страны 14 августа служатся заупокойные панихиды по погибшим в Отечественной войне народа Абхазии. В столице Абхазии, Сухуми, проходят парады, на которых говорятся слова благодарности воевавшим за свободу Абхазии. Кроме того, устраиваются митинги, где обсуждаются сегодняшние проблемы суверенитета страны.

День независимости Абхазии 26 августа Прошедший год добавил к истории Абхазии еще одну знаменательную страницу и еще один повод для праздника. 26 августа 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о признании независимости Абхазии. Государство, которое так долго боролось за свою свободу, наконец-то может по праву отмечать День независимости Абхазии 26 августа. Торжество исторической справедливости решили праздновать широкомасштабно. День 26 августа официально объявлен в Абхазии выходным и праздничным днем. Центром ликования стала главная площадь страны – Площадь Свободы в Сухуми.

В честь Деня независимости здесь прошел военный парад, в котором приняли участие представители всех видов войск. Не только в столице, но и по всей стране были организованы праздничные концерты, а небо окрасили тысячи огней фейерверков. “Обретение независимости – это результат труда всего народа Абхазии ”, – сказал Президент Багапш в своей поздравительной речи к народу страны. Чтобы разделить с абхазцами праздник, страну посетили гости со всего мира. Были представители Государственной думы России, делегации из Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии. Представители абхазской диаспоры в Турции, Сирии и других странах радовались вместе со своей исторической Родиной.

Нанхуа 28 августа в Абхазии Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Абхазии называется Нанхуа и отмечается 28 августа. Во всем православном мире Успение Пресвятой Девы – это одно из самых примечательных событий. Абхазцы с особым трепетом почитают Божью Мать (Анпсха). Как известно, Абхазия – это один из четырех уделов Богоматери во всем мире! В стране построено огромное количество храмов Девы Марии. Один из самых известных – храм в Лдзаа, близ Пицунды (Анан Лдзааных). На картах Абхазии, сохранившихся со времен средневековья, особо отмечено место Санта-София, расположенное на территории нынешнего села Алахадзы, что между Пицундой и Гагрой. Здесь уже в те времена был храм, посвященный Богородице. Имя Пресвятой Девы носит и один из старейших соборов страны в селе Мыку. Его строительство датируют Х веком. Гудоутский район, который является историческим центром абхазской культуры, может похвастаться Храмом Лыхненской Богоматери от 1066 года. В день 28 августа в абхазских церквях проходят успенские богослужения. Дома верующие садятся за поминальный стол. Удивительно, но большинство традиций абхазцев, которые свято чтят христианство, происходит из язычества. Даже имя Богородицы связывают с языческим святилищем “Дыдрыпщь-ныха”, огромным камнем, на котором вырезан Образ Божьей Матери.

День независимости Абхазии 30 сентября День независимости Абхазии 30 сентября – один из любимых праздников абхазского народа. Это событие знаменует освобождение Сухуми от грузинских войск в 1993 году и окончание абхазско-грузинской войны. Бои за столицу Абхазии продолжались 11 дней и завершились операцией на площади перед домом правительства. Сегодня она именуется Площадь Свободы. После освобождения Сухуми, 28 сентября, у границы Гульрипшского и Очамчирского районов, соединились Западный и Восточный фронт Абхазии. Вся территория страны была освобождена от оккупантов 30 сентября 1993 года. Сегодня День независимости 30 сентября отмечают с двояким чувством: радостью и печалью. Практически каждая семья Абхазии в ходе гражданской войны потеряла кого-то из своих близких. В День независимости Абхазии по всей стране устраивают концерты, народные гуляния, проводят спортивные мероприятия, приуроченные к знаменательной дате. По Площади Свободы в Сухуми проходит военный парад с участием военной техники различного назначения, военнослужащих и курсантов военных училищ. К Мемориалу Славы и другим могилам, где покоятся погибшие защитники отечества во время войны 1992 – 1993 гг., возлагаются цветы и венки. Кульминацией праздника является праздничный салют.

День вооруженных Сил Абхазии 11 октября День вооруженных Сил Абхазии 11 октября имеет особое значение для абхазского народа. Этот праздник знаменует собой День рождения Абхазской армии, созданной для борьбы с грузинскими оккупантами, в самый разгар гражданской войны. Председатель президиума Верховного Совета Республики Абхазия Владислава Ардзинба 11 октября 1992 года, подписал Указ о создании министерства обороны и Генерального штаба. Только что получившие официальное утверждение вооруженные силы Абхазии, сразу же получили боевое крещение в ходе реальной и страшной войны за свободу своей республики. В Абхазии всегда свято чтили профессию военного. А после всего, что пришлось пережить народу молодого независимого государства, служба в армии стала еще более почетной. Дееспособная и оснащенная современной техникой армия – это одна из гарантий спокойствия абхазского народа за свой суверенитет. Поэтому сегодня военному образованию и финансированию военного сектора уделяется особое внимание. А праздники, посвященные военной доблести, глубоко уважаются народом страны. В День вооруженных Сил 11 октября в Абхазии проходят военные парады, смотры военной техники, праздничные концерты и народные гуляния. Не обходится и без взрывов. Однако сегодня это звуки праздничного салюта, раскрашивающего мирное небо Абхазии.

День Конституции Абхазии 26 ноября День Конституции Абхазии празднуют 26 ноября. “Конституция суверенного, демократического, правового государства – Республики Абхазия” была принята Верховным Советом самопровозглашенной республики Абхазии 26 ноября 1994 года. Рождение Конституции происходило во время жестокой экономической блокады Абхазии со стороны стран СНГ, принятой по настоянию Грузии. Подобная политика должна была заставить Абхазию подчиниться условиям Тбилиси. Однако она лишь усугубила противостояние кавказских народов. В день приятия Конституции был избран первый Президент Абхазии – Владислав Ардзинб сроком на 5 лет, бывший в то время Председателем Верховного Совета. Главный Закон страны от 26 ноября 1994 года сделал Абхазию президентской республикой и предоставил президентской ветви власти огромные полномочия. Сегодня Конституция Абхазии – это основа молодого государства. Однако считается, что она имеет свои недостатки. Для их выявления и ликвидации под началом нового Президента Сергея Багапша создана специальная Комиссия. Более двух лет эта организация собирает рекомендации относительно или иных статей Конституции, анализирует эффективность принятых положений и их действенность на практике. Для народа Абхазии День Конституции 26 ноября является праздничным и выходным днем.

Курбанныхуа в Абхазии – 27 ноября (дата для 2009г.) Мусульмане Абхазии являются представителями исламского направления Сунна (суннитами). На сегодняшний день в стране насчитывается около 200 человек, живущих по исламу. Последователи данной веры уже сотни лет отмечают свой важнейший праздник – Курбан-Байрам (Ид аль-Адха) или Курбанныхуа. Дата празднования в 2009 году – 27 ноября в Абхазии является официальным выходным. Этот древнейший праздник жертвоприношения уходит корнями к строкам из Корана, описывающим как Ибрагим (Авраам) во славу Аллаха был готов принести в жертву своего сына. Однако Всевышний лишь испытывал веру Ибрагима и остановил его в самый последний момент. Отмечать Курбанныхуа в Абхазии начинают рано утром. Мусульмане умываются, надевают праздничную одежду и отправляются в мечеть для молитвы и чтения Корана. Повсеместно устраиваются исламские проповеди. После молитв совершают традиционный обряд жертвоприношения. Ревностные мусульмане режут скот, а мясо отдают неимущим людям, в интернаты, детские сады. Во время Курбан-Байрам принято посещать могилы и поминать усопших. Кроме того, в течение трехдневного празднования, мусульмане Абхазии навещают родственников, друзей, дарят друг другу подарки и отмечают праздник за гостеприимным столом.

Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря в Абхазии Как описано в Библии, бездетные Иоаким и Анна, которые до старости молились о рождении ребенка, дали обет посвятить свое дитя служению Богу. В трехлетие Девы Марии родители Пресвятой Богородицы исполнили обещание. Девочку одели в лучшие одежды и привели в Иерусалимский храм. Здесь первосвященник, подвергаясь наитию свыше, удивил всех присутствующих – ввел Марию в Святилище Храма, куда имел право входить только он сам. Оставив девочку в церкви, Иоаким и Анна вернулись домой. Богородица росла при храме, посвящая свою жизнь служению Богу. День вручения Марии воле Отца Небесного свято чтится христианами всего мира. Уже сотни лет это событие ежегодно отмечают все последователи Святой церкви. Согласно данным историков, упоминания о Празднике Введения Богородицы во храм встречаются в письменах IV века. В Абхазии, как и в других странах, Введение Богородицы приходится на 4 декабря. В этот день верующие отправляются в церковь, где проходит праздничное богослужение. Христиане Абхазии относятся к Пресвятой Деве с глубоким почтением, поэтому все значимые события ее жизни отмечаются с особой торжественностью. Введение во храм Пресвятой Девы символизирует милость Бога к роду человеческому и провозглашает скорое пришествия Спасителя.

Международный День Гор 11 декабря в Абхазии Абхазия – это одна из центральных стран субтропиков побережья Черного моря. Она расположилась к югу и к юго-западу горной системы Западного Кавказа. Нужно сказать, что Страной горцев Абхазия зовется недаром, ведь из 8665 км.2 ее площади 70%, а это 5564 км.2, занимают горные массивы. 10% территории страны (860 км.2) приходится на холмистую местность и лишь 2241 км.2 (26%) – низменности от 0 до 200м. над уровнем моря. Основой Западного Кавказа является Главный Кавказский Хребет. На долю Абхазии приходится несколько его крупнейших отрогов: Гагрский, Бзыбский, Абхазский (Чхалтский) и Кодорский. Высшей точкой Западного Кавказа в Абхазии является гора Домбай-Ульген – 4046м.

Однако абхазские легенды больше говорят о вершине Эрцаху (Малый Эльбрус) в верховья реки Кодор. Считается, что если гору покорит юноша, он тот час станет стариком и наоборот, – старик, взобравшийся на вершину, превратится в полного сил молодого человека. Спелеологи всего мира мечтают о горах Абхазии благодаря Гагрскому хребту, который находится между реками Псоу и Бзыбь. И это не удивительно – четыре из десяти самых глубоких пещер Земного шара находятся именно в Гагрском хребте, на массиве Арабика. Стоит ли говорить, что Международный День гор альпинисты, спелеологи и просто любители красивейших горных пейзажей предпочитают проводить в Абхазии?

День святого мученика митрополита Серафима (Чичагова) 11 декабря в Абхазии День святого мученика митрополита Серафима 11 декабря – один из значительных православных праздников Абхазии. Священномученик Серафим (Леонид Чичагов) родился в дворянском роду и пошел по стези военного. После окончания Балканской войны 1876-77гг. был наставлен на путь Господа праведным Иоанном Кронштадтским. В 1893г. Леонид принял сан священника и служил в храмах Москвы. В 1898 году Чичагов постригся в монахи под именем Серафим. Вскоре мученик стал настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, а уже в 1905 году был назначен епископом Сухумским. С 1906 по 1912 гг. – он архиепископ Орловский, Кишиневский и Тверской. С 1917 по 1918гг. Серафим руководил отделом “Монастыри и монашество” в Поместном соборе. В 1917 году Серафим изгнан со своей кафедры раскольниками, а в 1921г. – сослан в Архангельскую область. Здесь он несколько лет жил в Воскресенском Федоровском монастыре под Шуей. С 1928 по 1933гг. будущий святой снова занимается делами Церкви. В 1937 году владыка был арестован и 11 декабря расстрелян. Из наиболее известных творений мученика Серафима до наших дней сохранились: Чудесный образ Спасителя и “Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря ”, написанная в 1895г.

День святого апостола Андрея Первозванного 13 декабря в Абхазии Святой Андрей Первозванный – это один из двенадцати апостолов Христа. День его памяти православные Абхазии отмечают 13 декабря. Для прихожан Пицундского патриаршего собора это еще и престольный праздник. Согласно Святому Писанию, Андрей, сын рыбака с Галилейского озера и его брат Петр были учениками Иоанна Крестителя. Когда же Предтеча указал им на идущего мимо Христа, Андрей последовал за Ним и именно он первым свидетельствовал об Иисусе как о Мессии. Отсюда и был назван Первозванным. В числе других апостолов Андрей следовал за Христом, был свидетелем Его земных чудес и учения, видел страдания, распятие, а после и воскрешение Спасителя. После Восшествия Иисуса на небо и принятия Духа Святого, посланного на апостолов в виде языков пламени, Андрей проповедовал Евангелие и крещение во имя Господа. Он нес Святую истину в страны Причерноморья, Фракию, Скифию. Слово жизни звучало из уст Андрея в Новороссии и на Кавказе, в Великом Новгороде, нынешнем Севастополе и еще во многих городах вплоть до Днепра и Киева. Смерть мученика Андрей принял в городе Патры (Патросе) в 62 году. Согласно легендам, крест, на котором был распят апостол, имел форму латинской цифры X. Сегодня в иконографии так изображают крест Андрея Первозванного.

День памяти жертв Латской трагедии 14 декабря в Абхазии 14 декабря в Абхазии отмечают День памяти жертв Латской трагедии. Это ужасное событие произошло в ходе грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. 14 декабря 1992 года над селом Лата Гульрипшского района в Кодорском ущелье грузинскими военными был сбит российский вертолет, направлявшийся с гуманитарной миссией из города Ткуарчал, находившегося в блокаде. В той катастрофе было убито 84 человека, из них 35 – дети и 8 – беременные женщины. Погибшие были захоронены в городе Гудаута. Вот уже 14 лет к Мемориалу жертвам Латской трагедии ежегодно собираются родственники погибших. В День памяти 14 декабря в Гудаута устраивают траурные митинги. Чтобы возложить к Мемориалу живые цветы и выразить свое почтение невинным жертвам гражданской войны, собирается огромное количество людей. Приезжает Президент страны Сергей Багапш, члены правительства Абхазии. Митинг Памяти о Латской трагедии устраивают и в городе Ткуарчал. На том месте, с которого взлетел самолет, также установлен памятник. Почитают погибших не только в местах, имеющих непосредственное отношение к трагедии, но и во всей Абхазии. Абхазцы не забывают и о членах экипажа сбитого российского вертолета. Каждый год их родственникам выражают глубокое соболезнование и скорбь о невосполнимой потере.

День Святителя Николая Чудотворца 19 декабря в Абхазии Святитель Николай Чудотворец – один из самых почитаемых христианских святых. В Абхазии, как и во всех остальных странах мира, его праздник приходится на 19 декабря. Николай Чудотворец родился в III веке в городе Патары (Малая Азия). Его родители с младенчества заметили на ребенке “особую Божью благодать” и уделяли серьезное внимание его духовному воспитанию. После кончины родителей, Николай потратил наследство на благотворительность и отправился в Палестину на богомолье. В морском путешествии Святитель совершал чудеса: предсказал бурю на море и усмирил ее, молитвой воскресил матроса, разбившегося при падении с мачты. В Палестине Господь явился Святому и наказал проповедовать людям. В это время епископам Ликийской земли, искавшим преемника умершему архиепископу, было видение назначить на эту должность первого нищего, вошедшего в храм. Им оказался Николай. В должности архиепископа Святитель сделал огромное количество добрых дел и явил именем Господа множество чудес. Однажды моряки, молились Святителю во время бури и были спасены. К Николаю обращались за помощью и христиане, и язычники. Чудотворец не отказывал никому и за всех молился. Почил в мире Святой Николай 6 декабря 342 года. Господь сделал его тело нетленным и источающим целебное миро.

Видео. Очень красивый ролик про Абхазию!


Праздники осени.

19:30, 23 сентября 2014

Осень — очень особенное время года, .. на полутонах; на полутонах желтого, красного, зеленого, теплого и холодного, тающего светового дня и постепенно засыпающей, замирающей земли, пожухлых листьев под ногами и посерьезневшегося неба… В традиционных культурах Кавказа осень — это вселенское урожайное изобилие, время свадеб и осенних цветов, девичьих посиделок и подведение итогов сельскохозяйственного года… Через праздники и обряды осенью приводилось в равновесие взаимодействие земного и высшего миров, восстанавливалась гармония и обеспечивалось изобилие будущего урожая.  

В этом посте — об осенних праздниках и семейных ритуалах у некоторых народов Кавказа.  

У вайнахов праздник урожая — «марс пхйора» (жатвенный ужин) не имел определенного дня, а праздновался произвольно, в зависимости от времени завершения сельскохозработ и погоды. Это семейный камерный праздник, отмечался он каждой семьей отдельно по окончании жатвы.  

Во время ужина умершим родственникам символически посылалось угощение и возносилась молитва «Дай бог, чтобы у них (покойников) урожай был хороший от того, что мы передаем, пусть будет им польза».

По свидетельству первого ингушского этнографа Чаха Ахриева, ингуши считали, что умерший жнет солому на загоне своих родственников, пока те не сделают по окончании жатвы «марса пхьора».  

Во время ужина самая старшая женщина в семье, поставив возле очага ужин, брала в руки щипцы и, дотрагиваясь ими до каждого блюда, говорила: «Да будешь пищей такому-то (называлось имя покойника).  

Обойдя таким образом все блюда с едой, она выливала возле очага брагу из чашки. Затем уже все члены семейства начинали трапезу. К «жатвенному ужину» подавали лучшие блюда — люди верили, что все это попробуют их умершие родственники.  

Подобно многим другим народам, вайнахи обычно воздерживались от употребления нового хлеба до праздника урожая. Из зерен первых срезанных колосьев готовили бублик, который подвешивали в доме на самом почетном месте. Пищу, изготовленную из зерна нового урожая, должны были сначала попробовать либо хозяйка, либо первенец или наиболее удачливый член семьи: считалось, что это обеспечит благополучие всей семье. У вайнахов известен обычай по окончании уборки урожая готовить большой пирог с говяжьим или бараньим жиром, который они делили по числу членов семьи и от их имени раздавали соседям.  

Интересный ритуал, «Гудурмай», связанный с окончанием уборки урожая, проводился в с. Мюрего, в Дагестане. Когда зерно уже было свезено домой, молодые люди села собирались по вечерам и обходили каждый дом.

Если у хозяев был сын, то один из молодых людей громко произносил: «Ва Гудурмай, Гудурмай», а остальные хором подпевали, вставляя его имя (например, Казбек) «Казбек мургьела, Казбек мургьела» (Казбек золотой).

Если не было маленьких детей, а были старые родители, то к ним обращались так: «Ва Гудурмай, Гудурмай. Ада, абас гьалжана» (родителям рай). При этом хозяева должны были угостить детей. Это была своеобразная шуточная игра в честь сбора урожая. Девушки в ней не участвовали.  

После сбора сена и уборки урожая осетины устраивали праздник первого урожая (Хоры сæры куывд). До наступления этого праздника осетины воздерживались от употребления продуктов нового урожая. Как и другие аграрные праздники «Хоры сæры куывд» сопровождался различными заклинательными песнями. У божеств-покровителей плодородия просили богатого урожая, изобилия во всем. 

Самым мощным и масштабным осенним праздником у осетин был и остается праздник в честь Уастырджи, его отмечали в конце ноября после уборки урожая. Начинался он всегда в воскресенье и продолжался одну-две недели. У осетин Уастырджи — покровитель мужчин, воинов, путников. Женщины не имели права назвать его своим именем и употребляли другое название — «лæгты дзуар» («покровитель мужчин»). Уастырджи во всех молитвах и песнях наделяется эпитетом «равный Богу». Ни одно осетинское застолье, ни одна осетинская свадьба не обходятся без обращения к Уастырджи. В его честь построены многочисленные святилища, разбросанные по всей Осетии. В легендах Уастырджи изображается всадником на белом коне, храбрым, добродушным, высоким, широкоплечим, с белой бородой.

Месяц, на который приходится праздник Уастырджи, называли «Джеуæргубайы мæй» («месяц Джеоргуба»). Поскольку праздник продолжался неделю, эта неделя была названа «неделя поклонения Уастырджи». Во всех песнях он изображается всемогущим, благородным, от воли которого зависят все на земле. В песнях Уастырджи называется — «золотой», «золотокрылый», «восседающий на небесах», «насылающий изобилие», «дарующий жизнь», ««доблестный», «сильный», «летящий — гремящий» и т. д.

Обычные жертвоприношения и застолье в честь Уастырджи совершаются около молельни Уастырджи, которую аул строит на возвышенном месте, откуда Уастырджи наблюдает за людьми и скотом.

После трапезы ее участники на лошадях объезжают вокруг молельни со словами: «Уастырджи, соблюди нас и лошадей наших» и возвращаются в аул. В ауле молодежь долго поет песни Уастырджи: «Ух! Св. Георгий! Да съедим мы твои болезни! Окажи помощь вот этому дому, умножь скот его и хлеба и т. п. Пение и посещение отдельных саклей продолжается до утра» .

В воскресенье в ночь накануне праздничного понедельника в некоторых семьях приносили в жертву специально откормленного быка. Наиболее важной считалась ночь на вторник праздничной недели. В эту ночь устраивалось обязательное жертвоприношение и моление со специально сваренным к празднику пивом. Днем во вторник устраивается общинное моление и общественная трапеза. Мясо жертвенного быка распределялось по всем семьям участников этой ритуальной трапезы. Ровно через неделю устраивали проводы праздника.

Абдуллах Берсиров. Тхагаледж — черкесский бог плодородия.

У черкесов с осенним равноденствием и сбором урожая связан праздник Тхьэшхуэгухьэж (Единение с Великим богом Тха (Тхьа), первый четверг после осеннего равноденствия). Завершение пахоты и сева черкесы отмечали очень торжественно, приглашая почетных жителей аула. Женщины готовили праздничные мясные блюда, сладости и хмельные напитки.

«Сперва читали молитву, называемую тхашхо-гухаж, что значило «прибегать к великому богу». В этой молитве просили всевышнего даровать им здоровье и воссылали благодарение за прошедшее лето, за сотворение хлеба и плодов земных и пр.; после молитвы пировали и веселились», — писал Шора Ногмов в «Истории адыхейского народа, составленной по преданиям кабардинцев».

Еду в день праздника привозили в поле. Пахари приглашали из села стариков и девушек, поднимая специальный флаг завершения пахоты и сева. На одном конце четырехметрового шеста крепился кусок фанеры овальной формы, к которому прибивали фигурки зверей и птиц, а также флажки. Флаг устанавливали на подводе с праздничными блюдами и везли в аул. Около флага находился ряженый, который пел песни и веселил присутствующих. Встречать пахарей выходило все население.

В этот день детям разрешалось бросать тухлыми яйцами в пахарей и волов, что должно было по поверьям обеспечить богатый урожай. С поля флаг везли в заранее намеченный двор и устанавливали его в центре. Проводились соревнования в стрельбе по фигуркам и флажкам. Особенно отличившимся стрелкам дарили подарки. На окраине аула проводились скачки и игры. Через несколько дней хозяин двора устраивал праздник с участием прославленных певцов и гармонистов. 

Праздник завершается исполнением кругового обрядового танца Тхьэшхуэ Удж, который с древнейших времен танцуют черкесы в честь Великого Единого Бога Тхьэ. 

Есть интересный источник, русский перевод черкесского текста, зафиксированного в Кабарде в начале 20 века: «В нашей Кабарде божественный танец (Тхьэшхуэ Удж) Великому Тха устраивался на длинном холме – на гребне, который расположен на берегу Махогерсыхе, горы, обращенной к солнцу. Каждый год у этого холма собирались со всех селений Кабарды, постепенно стекался народ… Тут же закалывали быков, баранов, для того пригнанных сюда. «В жертву Тха», — говорили при этом. Привозили много хмельного. Ели. Пили. И те, которые позже приняли Христианство, не переставали верить в Тха – создателя жизни. Когда затем приняли Ислам, все же не прекращали выполнения древних обрядов». 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник каберне совиньон
  • Праздник кабацких ярыжек читать
  • Праздник кабацких ярыжек или служба кабаку
  • Праздник кабацких ярыжек анализ
  • Праздник йом кипур отмечают