Праздник киевская икона божией матери

Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского). В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.),

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»

О, Пресвята́я Госпоже́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице. При́зри Всеми́лостивым Твои́м о́ком на на́с, предстоя́щих пред пречи́стым Твои́м о́бразом, Ки́ево-Бра́тским нарица́ющимся, и моля́щихся Ти́ пред ни́м.
Да возсия́ет неизрече́нный све́т Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́ в сердца́х на́ших. Да бу́дет во́ля Его́ чрез все́ житие́ на́ше. Да да́рует на́м проще́ние и очище́ние все́х грехо́в и прегреше́ний на́ших.
Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ины́я наде́жды, то́кмо Тебе́, Пречи́стая.
Я́коже в дре́вния времена́ гра́д Вы́шгород и зе́млю Ки́евскую просла́вила еси́ зна́мениями и чудесы́ от ико́ны Твоея́ чу́дныя, егда́ инове́рнаго ага́рянина чу́дным о́бразом от во́днаго потопле́ния в реце́ Днепре́ спасла́ еси́, и до оби́тели Ки́ево-Бра́тския неврежде́нна доста́вила еси́, и та́мо и́стинное покая́ние его́ прия́ла еси́, и све́том свята́го креще́ния просвети́в, во А́нгельский чи́н в се́й оби́тели облекла́ еси́, и те́м ко спасе́нию и и́стинныя ве́ры правосла́вныя утвержде́нию путеводи́ла еси́.
Сего́ ра́ди и мы́, гре́шнии и недосто́йнии, дерза́юще про́сим и мо́лим: не отри́ни на́с, моля́щихся Ти́, пред се́ю ди́вною и чудотво́рною ико́ною Твое́ю. Укрепи́ ве́ру в на́с пра́вую, да́руй любо́вь дру́г ко дру́гу нелицеме́рную. Бу́ди Взбра́нной Воеводой на вся́ ви́димая и неви́димая враги́ на́ша: неве́рных к правове́рию обрати́, ве́рных же на пу́ть покая́ния и спасе́ния наста́ви.
Помози́, Госпоже́ Влады́чице, воздви́гнути хра́м и оби́тель ди́вному и сла́вному, достопоклоняемому А́нгелы и челове́ки, и́мене Твоему́, в че́сть и па́мять чудотво́рнаго о́браза Твоего́ Ки́ево-Бра́тскаго.
Да и в хра́ме се́м и оби́тели се́й, па́че же в душа́х и сердца́х на́ших, просла́вим Тя́, Хода́таицу и Моли́твенницу за ро́д на́ш, и Тобо́ю сла́ву возсле́м Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Киево-Братская икона Божией Матери (первообраз) 

Церковная история и Предание сохранили описание чудес, связанных с явлением и прославлением Киево-Братской иконы в древнем граде Вышгороде.

Вышгород – древняя вотчина святой равноапостольной княгини Ольги (в крещении Елены, память совершается 11 июля ст. ст.), а в последствии всех киевских князей, всегда находился на особенном положении у своих покровителей. Впервые упоминается в летописи в 946 году: «Бе бо Вышегород град Вользин (Ольжин)», т. е. уделом святой Ольги, ее любимым местом и городом, устройству которого она много посвящала забот («Описание Киева» Берлинского).

В 1131 году из Константинополя в дар святому благоверному князю киевскому Мстиславу (в крещении Феодора) была прислана икона Пресвятой Богородицы, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос, известная под именем Вышгородская (празднование совершается 21 мая, 23 июня, 26 августа ст. ст.).

Икона была установлена в Девичьем монастыре Вышгорода. Множество исцелений и чудес проистекало от чудотворной Вышгородской иконы Божией Матери. И древний град Вышгород, и все пределы Киевские отныне были под покровом Царицы Небесной.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила наименование Владимирской.

Сведения же о Киево-Братской иконе, также являвшейся святыней Вышгорода, восходят к 17 веку, когда Киев и его пределы постоянно подвергались нападениям польско-литовских и крымско-татарских захватчиков.

«Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году», — так начинается повествование о иконе в книге «Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез ее святые иконы».

Описание чудесного явления иконы сохранились в работе Грушевского Істория України-Руси. Литовское войско под предводительством своего князя Радзивилла, готовясь напасть на Киев, что бы его разграбить, остановилось на постойм в Вышгороде. Естественно, в Вышгороде литовцы — полуязычники, полукатолики (а также кальвинисты) начали грабить город, не останавливаясь и перед святыней. Очередь дошла и до соборной церкви, где и находилась икона Божией Матери.

Один из воинов, желая нанести оскорбление всем православным, ударил ружьем по лику Богоматери, от этого сделался знак: кровь потекла по лику как бы из раны. В ту же ночь Божия Матерь явилась Радзивиллу и пригрозила, что если он не накажет Ее обидчика, то не выйдет живым из Вышгорода. Радзивилл наутро велел отыскать безбожника, повесить, и спешно вышел из Вышгорода не причинив никакого разорения. «

А икона, прославляемая благодарными вышгородцами стала одной из почитаемых святынь города.

Далее история иконы описана так: «В 1662 году, когда татарская орда, соединенная с поляками, переправлялась через Днепр при Вышгороде, из церкви были взяты доски и иконы» .

Событие происходило во время войны России с Польшей (1654 – 1667г.г.), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страсотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом.

«Один татарин, как говорит предание, хотел на иконе переплыть Днепр. Икона сама поплыла и стала среди Днепра против Братского монастыря. Татарин сидел на ней и кричал; из монастыря приплыли и взяли в лодку икону и татарина, который после этого крестился и постригся в монахи…В это время икону Богоматери, принесенную водою до Киево-Подола, приняли, с подобающею честию поставили в Братский монастырь, где она стоит и доселе».

«Киево-Братский Богоявленский, училищный монастырь втораго класса. Монастырь сей состоит в Киеве на Подоле и основан в 1588 году училищным Братсвом при школе Богоявленской приходской церкви, близ находившейся; а когда Богоявленская церковь и школа сгорели, и в 1613 году Анна Гугулевичева, жена Маршалка Мозырскаго, свой двор, находившийся на месте нынешняго монастыря, отдала под школы, то, с определением к оным монашествующих учителей, основан некоторым образом и монастырь. Но уже при митрополите Петре Могиле (1596—1646) 1631 года он утвержден быть совершенным монастырем и при нем Академия, или Коллегия. «Святыню сего храма (Богоявленской церкви) составляют: а) чудотворная икона Братской Божией Матери, принесенная волнами Днепра из разореннаго татарами Вышгорода в 1662 году; она находится на правой стороне храма у столба в особом киоте, на возвышении; еженедельно по субботам пред иконою читается акафист Божией Матери…» .

В книге «Православныя Русския обители» о Братском монастыре сказано: «Богоявленский первоклассный необщежительный училищный монастырь занимает обширное пространство по Александровской площади, между Набережно-Николаевскою, Волынскою и Ильинской улицами, обнесенное каменной оградой, увенчанной со стороны площади трех-ярусной колокольней… Соборная церковь Богоявления Господня построена на месте деревянной гетьманом Иваном Мазепою в 1693 г.

В этом храме хранятся святыни обители – чудотворная икона Братской Богоматери, приплывшая по р. Днепру в 1662 г. из разоренного татарами в г. Вышгороде соборнаго храма…».

Интересная информация о Братской иконе находится в книге известного киевоведа и историка Константина Шероцкого «Киев. Путеводитель.» издания 1917 года. Там пишется: «Посредине храма у средняго правого столпа находится чудотворный, очень популярный в 17-18 в. образ Братской Божией Матери. Он украинскаго письма 17 в. в обычном типе наместных икон и происходит из иконостаса Вышгородскаго храма, разрушеннаго польско-литовскими войсками в 1651 г. История прибытия этой иконы из Вышгорода рассказана на интересном гравированном изображении ея, сделанном известным киевским гравером 17-18 в. Илларионом Мигурою, который год появления иконы в Братском монастыре считает 1654 г. Икона приплыла по Днепру и была извлечена от туда монахами, поспешившими на зов татарина, ухватившагося за икону, чтобы переплыть Днепр. Икона ныне сильно переписана, но старыя гравюры дают понять, что черты рисунка неизменны», (Шероцкий К. Киев. Путеводитель. 1917 г.).

Каждую субботу, после часов, перед литургией перед Киево-Братской иконой совершался акафист Божией Матери.

Многие монастыри Российской имприи заказывали список с чудотворной Киево-Братской иконы Божией Матери, желая иметь эту святыню в своих стенах.

Так в описи святынь Лебединского монастыря Киевской Епархии (сейчас Черкасская епархия) есть указание: «Были в монастыре и чтимые святыни:

— икона Божией Матери «Киево-Братская» в серебряно-золотой ризе, которой в 1861 г. была благословлена игумения Филарета от благочинного монастырей Киевской Епархии архимандрита Иоанникия» (Свято-Николаевский Лебединский монастырь. С.8).

Лебединский монастырь.

Празднование Братской иконе совершается четыре раза в году: 10 мая (23 н. ст.), 2 июня (15 н. ст.), 6 сентября (19 н. ст.) и переходящий день празднования на пятой неделе Великого поста в субботу Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы.

С ХУІІ века почитание Киево-Братской иконы Божий Матери было велико в среде простого народа, мещан, ремесленников, жителей Подола, Кожемяк и других ремесленных районов Киева.

Подоляне ни одно важное дело не начинали без молитвы пред Братским образом. Торговые сделки (Братский монастырь находился как раз на одной из самых бойких торговых площадей Киева Александровской, или известной под именем «Контрактовой»), сватовство и заключение брачных контрактов, спорные вопросы, тяжбы, все это решалось пред Братским образом Божией Матери.

В начале ХХ века, а точнее после 1917 года, на долю Киево-Братской иконы и монастыря, как и на долю всего православного народа, выпали тяжкие испытания.

В 1919 году Киево-Братский монастырь и Киевская Духовная Академия были официально закрыты советской властью. Однако, академия неофициально функционировала вплоть до середины 1920-х годов – некоторые преподователи читали лекции и принимали экзамены на частных квартирах.

В монастырских церквах служба проводилась вплоть до начала 1930-х годов, как приходских.

После ликвидации Братского монастыря и закрытия Киевской Духовной Академии икона бесследно исчезла. Когда проводилась опись монастырских ценностей и ризницы, в связи с национализацией церковного имущества в 1920 годах, иконы уже не было. Известно, что на момент исчезновения, икона была украшена дорогой позолоченной ризой с множеством драгоценных камей (опись иконы хранится в архиве библиотеки им. Вернадского в г. Киеве). Никаких документов, подтверждающих изъятие святыни или перенесении ее в другое место, не имеется.

После исчезновения иконы, разгрома Братского монастыря и других знакомых нам исторических событий, наступил период некоего духовного забвения. Память о Киево-Братской иконе сохранилась лишь в церковном календаре и в тех немногих иконных списках, которые пребывали в уцелевших православных храмах.

Почтить память Братской, приложиться к образу можно было до недавнего времени в трех храмах Киева: Ильнской церкви на Подоле (в приделе св. Иоанна Крестителя), в Крестовоздвиженской церкви (в Казанском приделе) на том же Подоле и в Киево-Покровском женском монастыре.

В 2007 году, в предместье Киева, в селе Горенка Киево-Святошинского района, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Владимира Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, создается община и приход в честь иконы Божией Матери «Киево-Братская», которая начинает труд по строительству церкви в честь великой киевской святыни – Братской иконы Божией Матери.

Была написана храмовая Киево-Братская икона Божией Матери, согласно историческому описанию и сохранившимся копиям.

Иконография Киево-Братской иконы, которая по своей композиции восходит к древней Византийской иконе «Богоматерь Елеуса», что в переводе с греческого означает «Милостивая», или «Умиление».

«Этот иконографический тип сложился в поздневизантийском искусстве, но расцвета достиг именно на Руси. Он оказался созвучен той особой душевности, которая всегда была свойственна русскому восприятию христианства. Сам характер древнерусской иконописи – светлый, мягкий, певучий – как нельзя лучше подходил именно такому изображению Богоматери с Младенцем.

Слово «умиление» родственно греческому «Елеуса» — «Милостивая». Так в Византии называли многие иконы Богоматери. Сам же тип «Умиление» именовался в византийской иконописи «Гликофилуса» — «Сладкое лобзание». Главный смысл таких икон – взаимная любовь и нежность Матери и Сына. На этих образах их внимание обращено в первую очередь друг на друга: Мария ласково прижимает к себе Младенца, а Он обнимает Ее за шею или нежно касается рукой щеки.

В этой трогательной нежности есть и особый, трагический оттенок. Ведь Мария ласкает не простое дитя, а Спасителя, Которому предстоит принять Крестную муку за грехи рода человеческого. Недаром на иконах, посвященных оплакиванию Христа, тоже можно увидеть Богоматерь, прильнувшую к щеке Сына.

Когда данная работа была дополнена новыми данными о Киево-Братской иконе и готовилась ко второму изданию стало известно, что в июле 2009 года в запасниках Национального художественного музея Украины ОБРЕЛАСЬ чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, следы которой, как было сказано выше, теряются в 20-х, 30-х годах ХХ столетия.

1-Я ИСТОРИЯ КИЕВО-БРАТСКОЙ ИКОНЫ

Эта икона прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году.

В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 — 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган.

Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно; вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи; святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. Предание прибавляет к этому рассказу следующую подробность. Один татарин заметил икону в реке и решил воспользоваться ей для переправы, но едва он коснулся ее, как икона сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на его крики вышли братия из монастыря и направили к нему лодку. Впоследствии спасенный татарин крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года. Подлинник иконы до нашего времени не сохранился, точный список с нее находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

2-Я ИСТОРИЯ КИЕВО-БРАТСКОЙ ИКОНЫ

Явление ее последовало в 1654 году в Вышгороде Киевском где она была поставлена в храме по левую сторону от царских врат. В 1662 году, во время войны с Польшей (1659—1667), над Вышгородом разразилось несчастье: татары, бывшие в соям с поляками, переправились через Днепр, ворвались в город И разграбили храм Христиане с риском для жизни пытались спасти святую икону от нечистых рук, но незаметно сделать это им не удалось Тогда они пустили икону по Днепру и она прибыла в Киев и остановилась у подножия Подола. Здесь икону заметили и принесли в Киево-братский монастырь.

Предание прибавляет к этому рассказу следующую подробность. Один татарин заметил икону в реке и решил воспользоваться ей для переправы, но едва он коснулся ее, как икона сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на его крики вышли братия из монастыря и направили к нему лодку. Впоследствии спасенный татарин крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре.

3-Я ИСТОРИЯ КИЕВО-БРАТСКОЙ ИКОНЫ

Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 — 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона «мера в меру» находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

 Дни  памяти:

  1. Переходящее празднование в субботу Похвалы Пресвятой Бгородицы в Великом посту.
  2. 10 мая по старому и 23 мая по новому стилям.
  3. 2 июня по старому и 15 июня по новому стилям.
  4. 6 сентября по старому и 19 сентября по новому стилям.

БРАТСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ 

 
Братский монастырь, староакадемический корпус
Киево-Могиляксой Академии, Киев

«Училищный» монастырь, основанный Киевским братством в 1615 г. для обеспечения всем необходимым Братской школы (позднее Киево-Могилянская академия, с 1819 г. Киевская духовная академия). Монастырь ликвидирован в начале 1930-х годов, после чего ансамблю исторических сооружений был нанесен большой ущерб. С 1992 г. здесь действует университет «Киево-Могилянская академия».

На основании отдельных документальных свидетельств большинство исследователей XIX в. доказывали, что Братский монастырь с Богоявленской церковью и школой существовал уже в 1590-х годах. Обычно ссылаются на благословение патриарха Иеремии в 1589 г. и купчую Андрея Обухова 1594 г., который продал Братскому монастырю дворовое место Сверщовское на Подоле. Будто бы первоначальный монастырь сгорел в 1614 г. и в следующем году был лишь восстановлен. Однако более поздние историки относятся с недоверием к упомянутым документам и считают, что Братский Богоявленскиймонастырь был основан лишь после 1615 г.

Согласно дарственной Галшки Гулевичевны от 15 октября 1615 г. Киевское братство получило большой участок на Подоле, где были основаны школа, «шпиталь» (богадельня) и монастырь при них — в будущем это заведение преобразовалось в прославленную Киевскую академию. Около 1618 г. в состав Братского училища вошла приходская школа, основанная Иовом Борецким при Воскресенской церкви. Первым игуменом монастыря и одновременно ректором школы стал Исайя Копынский.

Выдающимся ктитором Братского монастыря был гетман Петр Сагайдачный, который в 1622 г. был похоронен рядом с деревянной Богоявленской церковью, сооруженной на его средства. Именно Сагайдачный пригласил в Киев Иерусалимского патриарха Феофана, благословившего Братство в 1620 г. На то время в монастыре существовала еще церковь святой праведной Анны на паломническом подворье. Позднее, при святителе Петре Могиле, к ним добавилась каменная Борисоглебская церковь при трапезной палате. По требованию братчиков святитель Петр Могила в 1632 г. присоединил к братской школе училище, первоначально основанное им в Печерской Лавре, и преобразовал его в коллегию. Статус академии заведение получило от Петра I в 1701 г.

В конце XVII в. стараниями гетмана Ивана Мазепы в монастыре развернулось большое каменное строительство: на месте деревянной церкви был возведен каменный Богоявленский собор; трапезная Борисоглебская церковь была надстроена вторым ярусом, в котором устроена церковь Святого Духа; в начале XVIII в. начато сооружение каменного академического корпуса с храмом Благовещения Пресвятой Богородицы. Второй этаж этого здания соорудил в 1732—40 гг., по заказуРафаила Заборовского, архитектор Иоганн Шедель. Ему же приписывают чрезвычайно красивое крыльцо Богоявленского собора.

 
Благовещенcкий храм Киево-Могилянской академии

С 1731 г. монастырь получил статус архимандритии. Архимандрит монастыря по совместительству был ректором академии. Высшие административные должности занимали монахи монастыря (преподаватели могли быть и светскими лицами). Во второй половине XVIII в. построены колокольня, каменный шинок рядом с ней и дом архимандрита (после пожара 1781 г.). В 1790-х годах появились солнечные часы, сохранившиеся до нашего времени. Во время секуляризации 1786 г. монастырь был закрыт. Но уже в 1799 г. он был восстановлен и укомплектован штатом черниговского Гамалеевского монастыря, перед тем сгоревшего.

Ансамбль монастыря окончательно сформировался после пожара 1811 года, под руководством Андрея Меленского. В 1820—30-ые годы на монастырском подворье им возведены несколько корпусов келий, просфорня, новый академический корпус и корпус лавок, реконструирована колокольня. Эти сооружения выполнены в стиле ампир. В то же время, реставрируя Богоявленский собор и Старый академический корпус, Меленский сохранил барочные формы архитектуры.

Духовная академия окончательно прекратила свою деятельность в начале 1920 г. Монашеская община ликвидирована в начале 1930-х годов, монастырские сооружения передали промышленной государственной артели. В 1935 г. разрушен Богоявленский собор, в 1953 г. — колокольня. Долгое время на месте обители размещались Киевское высшее военно-политическое морское училище, филиал Центральной научной библиотеки АН УССР, больница. На территории были возведены новые здания.

В 1991 г. решением Верховной Рады была возобновлена деятельность Киево-Могилянской академии на ее исторической территории как светского независимого университета.

На территории древнего монастыря сейчас являются действующими две церкви: храм Святого Духа и Благовещенский храм, принадлежащие Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Адрес: ул. Григория Сковороды, 2.

Братский Богоявленский монастырь в Киеве (дореволюционная фотография) 

http://kiev-brat.kiev.ua/ Страничка Церкви в честь иконы Божией Матери «Киево-Братская» в в с. Горенка, Киевосвятошинского району, Киевской области.

КУДА ИСЧЕЗ С ПОДОЛА КИЕВО-БРАТСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В конце ХVI века в Киеве на Подоле возник Братский монастырь. В 1662 году там дивным образом обрелась чудотворная икона Богородицы ― приплыла по Днепру и остановилась как раз напротив монастыря. Так появилась «Киево-Братская» Богородица.

Эта икона была очень популярна среди киевлян. Поскольку монастырь был расположен на одной из самых бойких торговых площадей Киева ― «Контрактовой», все важные и спорные вопросы решались перед Братским образом Божьей Матери.

Дней почитания иконы было установлено несколько, и все они посвящались чудесному явлению образа в 1654 году. 

В 1919 году Братский монастырь на Подоле был закрыт, а образ Киево-Братской Богородицы считался утерянным.

Однако в 2009 году в фондохранилищах Национального художественного музея Украины чудотворный оригинал нашелся.

Сейчас в Киеве на Подоле нет монастыря, однако он возрождается в другом месте. А недавно, летом 2015 года, для обители с оригинала была написана точная копия чудотворной Киево-Братской Богородицы.

Cовсем скоро выйдет в свет его книга, посвященная истории Киево-Братского чудотворного Богородичного образа.

Источник:

https://azbyka.ru/days/ikona-kievo-bratskaja 

http://hram-nikola.kiev.ua/o-presvyatoj-bogoroditse/chudotvornye-ikony/1035-kievo-bratskaya-ikona-bozhiej-materi-bratskij-bogoyavlenskij-monastyr-v-kieve

Старинная Киево-Братская икона Божией Матери давно известна на Руси. Этот священный образ Девы Марии еще в давние времена прославился как чудотворный. Люди приходят к Небесной Царице с бедами и печалями и получают утешение, разрешение своих трудностей. На протяжении трех сотен лет этот образ помогает людям снискать благословение Пречистой Богородицы.

Содержание

  • 1 История появления Киево-Братской иконы Божией Матери
  • 2 Описание и значение
  • 3 Почитание в православии
  • 4 О чем просят перед Братской иконой Богородицы
  • 5 Текст молитвы
    • 5.1 Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»
    • 5.2 Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»

История появления Киево-Братской иконы Божией Матери

С Киево-Братской иконой Богородицы связан ряд легенд и преданий. Доподлинно не известно, когда, где и кем был создан образ. Первые упоминания о нем связаны с Вышгородом. Старинный русский город считался вотчиной княгини Ольги. Поэтому для великих князей, потомков Ольги, Вышгород был особенным местом. Например, именно здесь хранилась долгое время Владимирская икона Божией Матери.



В XVII веке город неоднократно подвергался нападениям захватчиков: поляков, литовцев, татар. Согласно легенде, когда Вышгород был занят литовским князем Радзивиллом, во время одного из военных походов, солдаты принялись грабить город. Один захватчик ворвался в собор, где находился образ Богородицы, и ударил ружьем по нему. Лик Девы Марии стал кровоточить. Князю Радзивиллу ночью явилась Божья Матерь и велела наказать богохульника, поднявшего руку на святыню, и покинуть город. Военачальник исполнил повеление Небесной Царицы. Так жители города обрели заступницу в лице Богоматери.

В период Русско-Польской войны, в 1654-1667 годы, Вышгород снова подвергся нападению врагов. Соборный храм Бориса и Глеба разграбили. Среди уцелевших святынь оказался образ Богородицы, пущенный плыть по Днепру из города. Так он достиг Киева и оказался у Подола, рядом с Братским монастырем.

В тот момент там находился татарин, который решил с помощью иконы перебраться на другой берег. Когда он взобрался на реликвию как на плот, икона сама вдруг поплыла, а затем остановилась на середине реки. Напуганный татарин стал кричать, и вскоре и его и святой образ забрали монахи. Незадачливый пловец перешел в христианство и стал иноком.

икона божией матери киево братская

А чудесный образ Богоматери поместили в Братском монастыре, в Богоявленскую церковь. Там с большим почетом и уважением относились к обретенной святыне. Каждую неделю перед ней читали акафист. Многие обители заказывали списки, желая обрести это дивное чудо в своих стенах.

В начале XX века, в годы гражданской войны Братский монастырь закрыли, а святой образ Богородицы таинственно исчез. Долгие годы его считали утраченным, пока в 2000-х годах не удалось отыскать икону в собрании Национального художественного музея Украины. Многие считают повторное обретение доказательством чудотворной природы. В наши дни точный список находится в Покровском Киевском монастыре.

Описание и значение

По иконографии Киево-Братский образ относится к типу Елеуса, или Умиление. Это довольно часто встречаемая композиция, где Богородица ласково прижимает к себе младенца Христа, который обнимает свою Мать. Такой образ был унаследован православной церковью от Византии. Отличительная особенность в том, что рука Иисуса находится в руке Девы Марии. Некоторые специалисты даже полагают, что эта деталь свидетельствует о принадлежности к Креховско-Верхратскому типу, то есть западному, «римскому» типу иконографии.

Как бы то ни было, прихожане, которые молились перед святыней, преподносили образу дары: золото серебро. Лики Богоматери и Иисуса были дополнены золоченной ризой с драгоценными каменьями. Написанная темперой на деревянной доске икона была украшена изумрудами, жемчугом и алмазами.

Значение этого образа для верующих очень велико. Ведь, согласно народным преданиям, реликвия проявляла чудеса, защищала жителей Вышгорода, а позже – и Киева. Прибегающие с молитвой к Богородице люди обретали опору и духовную помощь. БМ взяла на себя опеку о городе и обо всех православных христианах, живущих на Земле.

икона божией матери киево братская

Почитание в православии

Если верить источникам, то жители Киевского подола ни одного важного дела не начинали без благословения у Киево-Братской иконы. Люди приходили в храм, где она хранилась, чтобы заключить сделку или связать себя узами брака, чтобы устроить публичный суд. Значение реликвии в жизни горожан было столь велико, что ей даже посвятили песню.

В наше время святыня не утратила своей важности. Множество списков образа во многих монастырях России почитается и сейчас. Празднование совершают три раза в год: 10 мая, затем 2 июня и еще 6 сентября. Все эти даты посвящены чудесам, произошедшим в 1654 году с образом.

В дни памяти перед иконой полагается читать молитвы, благодарить Небесную Царицу за ее мудрую помощь и защиту.

О чем просят перед Братской иконой Богородицы

Перед чудотворной святыней молятся для защиты от врагов, для помощи в житейских бедах и неурядицах, для удачного замужества, успеха в торговых делах или работе. Богоматерь ближе всех стоит у престола Божьего и может во многом помочь обращающимся к ней.

икона божией матери киево братская

Важными условиями молитвы Богородице являются искренняя вера и смирение. Не стоит считать, что образ – это волшебный амулет, который решит все проблемы и печали. Нужно понимать, что Небеса мудрее людей, и смиренно просить Бога о помощи, уповая на Его волю.

Текст молитвы

Молиться можно как в храме, так и дома. Господь принимает любую идущую от сердца молитву. Но лучше, конечно, делать это в тишине, сосредоточившись на своих мыслях. Достичь лучшего состояния помогут зажженные свечи или лампада.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»

О, Пресвята́я Госпоже́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице. При́зри Всеми́лостивым Твои́м о́ком на на́с, предстоя́щих пред пречи́стым Твои́м о́бразом, Ки́ево-Бра́тским нарица́ющимся, и моля́щихся Ти́ пред ни́м.
Да возсия́ет неизрече́нный све́т

икона божией матери киево братская

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»

О, Пресвята́я Госпоже́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице. При́зри Всеми́лостивым Твои́м о́ком на на́с, предстоя́щих пред пречи́стым Твои́м о́бразом, Ки́ево-Бра́тским нарица́ющимся, и моля́щихся Ти́ пред ни́м.
Да возсия́ет неизрече́нный све́т Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́ в сердца́х на́ших. Да бу́дет во́ля Его́ чрез все́ житие́ на́ше. Да да́рует на́м проще́ние и очище́ние все́х грехо́в и прегреше́ний на́ших.
Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ины́я наде́жды, то́кмо Тебе́, Пречи́стая.
Я́коже в дре́вния времена́ гра́д Вы́шгород и зе́млю Ки́евскую просла́вила еси́ зна́мениями и чудесы́ от ико́ны Твоея́ чу́дныя, егда́ инове́рнаго ага́рянина чу́дным о́бразом от во́днаго потопле́ния в реце́ Днепре́ спасла́ еси́, и до оби́тели Ки́ево-Бра́тския неврежде́нна доста́вила еси́, и та́мо и́стинное покая́ние его́ прия́ла еси́, и све́том свята́го креще́ния просвети́в, во А́нгельский чи́н в се́й оби́тели облекла́ еси́, и те́м ко спасе́нию и и́стинныя ве́ры правосла́вныя утвержде́нию путеводи́ла еси́.
Сего́ ра́ди и мы́, гре́шнии и недосто́йнии, дерза́юще про́сим и мо́лим: не отри́ни на́с, моля́щихся Ти́, пред се́ю ди́вною и чудотво́рною ико́ною Твое́ю. Укрепи́ ве́ру в на́с пра́вую, да́руй любо́вь дру́г ко дру́гу нелицеме́рную. Бу́ди Взбра́нной Воеводой на вся́ ви́димая и неви́димая враги́ на́ша: неве́рных к правове́рию обрати́, ве́рных же на пу́ть покая́ния и спасе́ния наста́ви.
Помози́, Госпоже́ Влады́чице, воздви́гнути хра́м и оби́тель ди́вному и сла́вному, достопоклоняемому А́нгелы и челове́ки, и́мене Твоему́, в че́сть и па́мять чудотво́рнаго о́браза Твоего́ Ки́ево-Бра́тскаго.
Да и в хра́ме се́м и оби́тели се́й, па́че же в душа́х и сердца́х на́ших, просла́вим Тя́, Хода́таицу и Моли́твенницу за ро́д на́ш, и Тобо́ю сла́ву возсле́м Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Киево-Братская икона Божией Матери. 70–90 гг. XVII в., 1-я пол. - сер. XVIII в. (НХМУ)

Киево-Братская икона Божией Матери. 70–90 гг. XVII в., 1-я пол. — сер. XVIII в. (НХМУ)

Киево-Братская икона Божией Матери. 70–90 гг. XVII в., 1-я пол. — сер. XVIII в. (НХМУ)

(празд. 10 мая, 2 июня и 6 сент.), чудотворная. Одна из главных святынь Киева, особо почиталась в XVII-XVIII вв. Списки К.-Б. и. и гравюры с ее изображением распространялись по всей Украине. Название иконы связано с киевским православным братством и Киево-Братским в честь Богоявления мон-рем на Подоле, где находился чудотворный образ.

Согласно монастырскому преданию, 10 мая 1662 г. икона приплыла по Днепру из разоренного татарами Вышгорода, где была наместной (храмовой) в ц. святых Бориса и Глеба. Оставляя Вышгород, татары стали переправляться через Днепр, но их потопила поднявшаяся буря. Спастись смог лишь один татарин, ухватившись как за спасительный плот за икону Божией Матери. Икона остановилась напротив Братского монастыря и была с честью вынута монахами из воды. Татарин, испытав на себе действие Промысла Божия, уверовал во Иисуса Христа и принял крещение. Икона была поставлена в деревянной братской Борисоглебской ц.

Самое раннее печатное воспроизведение предания об иконе — текст, размещенный на картуше внизу гравюры «Чудотворная икона Богородицы Братской» (1706) работы мон. Илариона (Мигуры) (оттиски неизвестны, медная доска хранится в отделе изобразительного искусства НБУВ; мон. Иларион (Мигура) неоднократно гравировал К.-Б. и., напр. в 1704 — панегирик архим. Гедеону (Одорскому)): «                          (1662)                                                                                          Нас Arcam curauit R: Hilarionnes Migura Metropolis Kiyoviensi Archidiacong. A 1706» (Аскоченский. 1856. С. 346; см. также: Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 3. № 1224). Текст на гравюре с указанной кириллицей датой — 1662 г.- приобрел значение документа, и приведенная в нем датировка обретения К.-Б. и. стала общепринятой.

Креховско-Верхратская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (Креховский мон-рь)

Креховско-Верхратская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (Креховский мон-рь)

Креховско-Верхратская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (Креховский мон-рь)

Между тем упоминание, вероятно, о чудотворной иконе Братского монастыря встречается в путевом дневнике архидиак. Павла Алеппского, побывавшего в Киеве в 1654 и 1656 гг. Икона фигурирует в записях, сделанных в июле 1656 г.: «В среду прибыл настоятель Богоявленского монастыря, находящегося в середине города, пригласить нашего владыку патриарха отслужить в нем обедню, в праздник чудотворного образа Владычицы, принесенного из страны ляхов (Польши.- Г. Б.). Мы отправились и отслужили обедню, в присутствии всех горожан, а потом пошли к трапезе» (Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 4. С. 186). Сомнение относительно того, идет ли в записях архидиак. Павла Алеппского речь о К.-Б. и., вызывает тот факт, что тогда же, в 50-х гг. XVII в., при митр. Сильвестре (Косове), в игуменство Лазаря (Барановича), в Братский мон-рь была привезена из захваченного в 1655 г. униатами Купятицкого мон-ря близ Пинска чудотворная Купятицкая икона Божией Матери (позднее перенесена в Софийский собор Киева). Не исключено, что упомянутая обедня в июле 1656 г. служилась перед Купятицкой иконой.

Икона Божией Матери «Умиление» из с. Местковичи. 1656 г. (НХМ РБ)

Икона Божией Матери «Умиление» из с. Местковичи. 1656 г. (НХМ РБ)

Икона Божией Матери «Умиление» из с. Местковичи. 1656 г. (НХМ РБ)

Происхождение К.-Б. и. с правосл. укр. земель, остававшихся в то время в составе Речи Посполитой (Галиция, Волынь, Подолье), или из Белорусского региона представляется вполне возможным, т. к. на западноукр. землях почитались сходные с ней иконы Божией Матери т. н. Креховско-Верхратского типа. Отличительными признаками икон этого типа являются ручка Младенца, лежащая в руке Богоматери, и нежное соприкосновение Их ликов (Мiляєва. 1994. С. 126). В его основе лежит тип иконографии «римской» Богоматери, возникший, по мнению Н. П. Кондакова, под влиянием итало-критской иконописи (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 179). Подобная укр. иконография сер. XVII в. могла появиться на пограничье современных Белоруссии, Польши и Украины (Замостье (ныне Замосць) — Луцк — Пинск). Оттуда иконы Божией Матери этого типа распространялись на прилегающие регионы Галиции и Волыни. Образцом данного типа является чудотворная Верхратская икона Божией Матери из Креховского мон-ря, по преданию принесенная в Верхрату из Замостья в 1682 г. (в наст. время в Креховском мон-ре). К этому типу близки икона Божией Матери «Умиление» 1656 г. из с. Местковичи близ Пинска (НХМ РБ), икона рубежа XVII и XVIII вв. кисти иером. Иова (Кондзелевича) из Белостоцкого монастыря близ Луцка и др. Богородичная икона такого типа, возможно, была принесена до 1656 г. (или между 1654 и 1656) с Пинщины вместе с Купятицкой иконой в Киево-Братский мон-рь, где стала почитаться как чудотворная. В этом случае документальные данные архидиак. Павла Алеппского не согласуются с легендарными сведениями о прибытии иконы по Днепру из Вышгорода. Можно только предполагать, что во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. чудотворный образ Божией Матери мог быть поврежден или потерян, а в 1662 г. он был возобновлен или написан заново или же заменен иконой, «приплывшей» из Вышгорода.

Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ)

Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ)

Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ)

Сцена с плывущей по Днепру К.-Б. и. представлена на гравюрах. На одной из них, на меди, под названием «Богоявление», созданной в честь освящения в 1693 г. нового Богоявленского собора Киево-Братского монастыря (Люта Т. Могилянський «Theatrum Gloriae» Iвана Мазепи // Пам’ятки Украïни. 2013. № 1(183). С. 57), изображено «Крещение Господне» в Иордане-Днепре, по волнам к-рого к Киеву плывет лодка с К.-Б. и. Слева от реки показан вышгородский храм святых Бориса и Глеба, а на противоположном гористом берегу стоят киевские церкви, ниже которых, на Подоле,- Богоявленский собор Братского монастыря, возле которого изображена группа людей во главе с равноап. кн. Владимиром и со святыми Борисом и Глебом. Внизу по центру помещен герб гетмана И. С. Мазепы, покровителя мон-ря; изображение элементов герба повторяется неск. раз (НБВ; см.: Deluga W. Grafika z krgu Ławry Pieczarskiej i Akademii Mohylańskiej XVII i XVIII w. Kraków, 2003. Tab. XXXI). На более ранней гравюре (1703) с изображением К.-Б. и. работы Стефана Савицкого внизу также представлена сцена с плывущей иконой (медная доска хранится в отделе изобразительного искусства НБУВ; см.: Попов. 1926. С. 92).

Киево-Братская икона Божией Матери. Гравюра. 1713 г.

Киево-Братская икона Божией Матери. Гравюра. 1713 г.

Киево-Братская икона Божией Матери. Гравюра. 1713 г.

На гравюре мон. Илариона (Мигуры) 1706 г. К.-Б. и. в ризе помещена в роскошный барочный киот, украшенный резьбой и живописными медальонами. На гравюре-панегирике Б. П. Шереметеву 1713 г. К.-Б. и. изображена в украшенной орнаментом ризе, примечательной деталью которой являются ангелы, держащие корону над головой Богоматери (воспроизведение: Типография Киево-Печерской лавры / Сост.: прот. Ф. И. Титов. К., 1916. Т. 1. С. 473; доска и оттиски неизвестны).

Интерьер Богоявленского собора Братского мон-ря. Рис. К. П. Мазера. 1851 г.

Интерьер Богоявленского собора Братского мон-ря. Рис. К. П. Мазера. 1851 г.

Интерьер Богоявленского собора Братского мон-ря. Рис. К. П. Мазера. 1851 г.

Барочный киот с К.-Б. и. мог быть установлен в новом Богоявленском соборе во время его освящения в 1693 г. Первое упоминание о местонахождении иконы в интерьере собора зафиксировано в документе 1743 г.: «…напротив Благовещения» (Мухин. 1893. С. 163). То же место указано в описи еп. Иринея (Фальковского) 1803 г., согласно которой в Богоявленском соборе помимо старинного мазепинского иконостаса стояли также 2 небольших новых: в одном из них помещалась чудотворная икона, а в другом — образ Благовещения (в соборе имелся Благовещенский придел) (Там же. С. 205). В описи также указано: «При чудотворной иконе было много привесок и украшений, между которыми находилось бриллиантовое ожерелье, подаренное Екатериной Евфимовной Галаган, стоившее 2 тысячи рублей» (Там же. С. 207).

После пожара 1811 г. на Подоле К.-Б. и. перенесли в Борисоглебскую ц. (переосвящена во имя Св. Духа) Братского мон-ря. В 1824 г. чудотворный образ вернули в восстановленный Богоявленский собор. Там его поместили в новый позолоченный киот в стиле ампир, сделанный на средства киевского вице-губернатора В. С. Катеринича. На рис. К. П. Мазера 1851 г. на переднем плане представлен киот с образом «Благовещение», а в глубине собора, у столба,- киот с К.-Б. и. (Мазер К. П. Образи Києва сер. ХIХ ст. Нюстремс, 1999. Ил. 38). Киоты, как и новый иконостас собора, были спроектированы архит. А. И. Меленским. В 1831 г., при архим. Иннокентии (Борисове), перед киотами с К.-Б. и. и иконой «Благовещение» были установлены новые чугунные решетки, выписанные из Тулы, а в 1878 г. сделаны мраморные лестницы.

Во время пожара 1864 г. в Богоявленском соборе К.-Б. и. носили вокруг храма и мон-ря (Мухин. 1893. С. 264-266). От огня удалось спасти иконостас и убранство алтаря, в к-ром отслужили литургию и благодарственный молебен. До 1878 г. К.-Б. и. из неотапливаемого Богоявленского собора на зимнее время переносили в теплую Свято-Духовскую ц., там она пребывала до службы на вынесение плащаницы в Великую пятницу. Проф. КДА Н. Ф. Мухин в 1893 г. подробно описал киот архит. Меленского, в котором икона пребывала до конца своей монастырской истории: «В средней части храма, в правой и левой стороне его… находится два вызлащенных киота, очень изящной резной работы. Верхняя часть каждого из киотов, устроенная в виде балдахина, покоится на восьми вызолоченных колоннах коринфского ордена, живописно расположенных в два ряда. Между ними поднимается мраморная лестница в несколько ступеней. Оба киота ограждены чугунными решетками, снабженными медными розетками для свечей. В правом (южном) киоте находится чудотворная икона братской Богоматери, а в левом (северном) — икона святителя Николая» (Там же. С. 278).

В 40-50-х гг. XIX в. сведения о К.-Б. и. появляются в изданиях, посвященных древностям Киева. Она упоминается в публикациях митр. Макария (Булгакова), И. И. Фундуклея, В. И. Аскоченского, Н. В. Закревского и др.

Сведения, дополняющие предание о происхождении иконы, были опубликованы в 1890 г. свящ. Феодором Маниковским, клириком Борисоглебской ц. в Вышгороде. В вышгородском храме в то время в иконостасе стоял список К.-Б. и. («истинное изображение и мера»), где на лике Богородицы, как и на чудотворном образе, Маниковский отметил «рану» от сабли, нанесенную, по его словам, в 1651 г., еще до отплытия иконы в Киев, солдатом литов. армии кн. Я. Радзивилла. Князь после явления ему Богоматери во сне велел казнить солдата-преступника, после чего войско Радзивилла смогло беспрепятственно оставить Вышгород (Маниковский. 1890. С. 34). В описании Мухина 1893 г. также упоминается «рана» на лике Богородицы: «Язва эта, идущая от брови левого глаза почти чрез всю правую щеку, видна на лике Богоматери до настоящего времени» (Мухин. 1893. С. 20). Показательно, что до Маниковского ни в одном из описаний К.-Б. и. на лике Богородицы «рана» не упоминается, нет ее и на списках иконы XVIII-XIX вв. Единственный раз «о язве 1651 года» было сказано в «Песни Киевской», включенной в рукописный «Богогласник» (1734), найденный в Зап. Карпатах. «Песнь…» опубликовал И. Я. Франко как составленную кем-то, «кто не имел ясного представления о местности (Киеве.- Г. Б.), а пользовался только книжными реминисценциями» (Пѣснь кiєвская. 1992. С. 110, 594). Не исключено, что «рана» могла быть нанесена на лик Богородицы намеренно для придания достоверности легенде незадолго до издания работ Маниковского и Мухина.

Мухин также указал стиль и размер К.-Б. и.: «Чудотворная икона братской Божией Матери — южно-русского письма… Вышина ее равна 1 аршин 14 вершков, а ширина — 1 аршин 6 вершков (133×98 см.- Г. Б.)» (Мухин. 1893. С. 278), к-рый соответствует размеру иконы из фондов НХМУ — 133,5×97 см, оклад 144×108 см.

Каждую субботу до литургии пред иконой читался акафист. Ежегодно 1 авг. и в праздник Богоявления после литургии, к-рая служилась Киевским митрополитом, при участии всего городского духовенства совершался крестный ход к Днепру с К.-Б. и. После эпидемии холеры в 1853 г. в неделю Всех святых был учрежден крестный ход с К.-Б. и. на Житный рынок на Подоле. Там служился молебен в специально устроенной молельне, куда заносили чудотворный образ, перед к-рым жители ставили свои домашние иконы.

Киот Киево-Братской иконы Божией Матери в Богоявленском соборе. Фотография. 1935 г.

Киот Киево-Братской иконы Божией Матери в Богоявленском соборе. Фотография. 1935 г.

Киот Киево-Братской иконы Божией Матери в Богоявленском соборе. Фотография. 1935 г.

После закрытия Братского мон-ря в 20-х гг. XX в. была зарегистрирована церковная община, в нач. 30-х гг. еще совершались богослужения. На фотографиях иконостаса и киотов Богоявленского собора, выполненных в 1935 г., икон на своих местах уже нет (Олянiна С., Свiтлична Н. Iконостас Богоявленського собору // Пам’ятки Украïни. 2013. № 1. С. 30).

В 1934 г. столица Советской Украины была перенесена из Харькова в Киев и власть приняла решение о массовой ликвидации киевских храмов и мон-рей (было уничтожено более 60 церквей). В ряду первоочередных задач, учитывая исключительное национальное значение, был намечен снос Богоявленского собора Братского мон-ря. Отсутствие до 90-х гг. XX в. информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели К.-Б. и. Однако исследования последних лет показали, что К.-Б. и. вошла в число 5 наиболее ценных икон мон-ря, переданных в учрежденный в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета НХМУ с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение К.-Б. и. произошло в нач. 2000-х гг., когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским мон-рем. В наст. время К.-Б. и. находится в собрании НХМУ на стадии завершения музейной реставрации (реставратор живописи Т. Гержан, реставратор ризы А. Головченко; см.: Белiкова. 2013. С. 40).

Икона написана на дереве в технике масляной живописи с использованием темперы. Наблюдаются 2 основных красочных слоя, вопрос о датировке к-рых остается открытым. Верхний слой по манере живописи соответствует киевской художественной школе 1-й пол.- сер. XVIII в., но икона сохранила особенности укр. типа образа Божией Матери 70-90-х гг. XVII в.: характерные черты лика, позолоченный, резной по левкасу орнамент фона (его элементы — круглые жемчужины в завитках раковин — встречаются в посл. трети XVII в.). Не исключено, что орнамент и скрытый нижний красочный слой являются более ранними. Как показывает рентгенограмма, иконописец при поновлении образа стремился точно следовать первоначальному изображению, в т. ч. в моделировке ликов и облачений. На лике Богоматери и на пяточке Младенца местами лежит 3-й слой, нанесенный в процессе поновлений XIX в. Перед началом реставрации на лике Богоматери был значительный выпад в верхнем красочном слое — по диагонали от левой брови через нос и правую щеку к шее, напоминающий след от удара (описанный в XIX в. как след от литов. сабли). В месте выпада виден неповрежденный нижний красочный слой, что может означать отсутствие «раны» на первоначальном изображении (ее не показывает рентгенограмма).

Киево-Братская икона Божией Матери. 70-90-е гг. XVII в., 1-я пол. - сер. XVIII в. Оклад. 1-я пол. - сер. XVIII в., 1896 г., 1903 г. (НХМУ)

Киево-Братская икона Божией Матери. 70-90-е гг. XVII в., 1-я пол. — сер. XVIII в. Оклад. 1-я пол. — сер. XVIII в., 1896 г., 1903 г. (НХМУ)

Киево-Братская икона Божией Матери. 70-90-е гг. XVII в., 1-я пол. — сер. XVIII в. Оклад. 1-я пол. — сер. XVIII в., 1896 г., 1903 г. (НХМУ)

Повторное обретение К.-Б. и. воспринимается как подтверждение чудотворности образа. Послереволюционную конфискацию церковных ценностей и вывоз в Германию в период фашистской оккупации смогли пережить и серебряные позолоченные с драгоценными камнями ризы икон Братского мон-ря. В наст. время на К.-Б. и. находится серебряная чеканная позолоченная риза, запечатленная на фотографии 1893 г. в книге Мухина (отсутствует цата-подвеска). Корона, а также накладка на запястье и звезда на плече Богоматери украшены алмазами, изумрудами, аметистами, жемчугом, кварцем, цитринами. Сравнение ризы, состоящей из разновременных частей, с ее воспроизведением на гравюрах показывает, что в общих чертах она близка к изображению на гравюре 1713 г. (утрачены ангелы, державшие над головой Богоматери корону). Орнамент центральной части ризы позволяет датировать ее 1-й пол.- сер. XVIII в. Авторское GR и городское W (так клеймили свои изделия мастера серебряных дел Вроцлава, однако клеймо несколько отличается от вроцлавского, не исключена его принадлежность нем. городу) клейма на ризе не расшифрованы. Фон оклада, орнаментированный волнообразным стеблем с крупными цветами, более поздний, чем центральная часть. Точную датировку имеют венцы и торцевая кайма по периметру. Авторское клеймо «АМ» (1896) на короне упоминается в литературе как принадлежащее неизвестному киевскому мастеру. На торцах стоит городское клеймо «Архангел Михаил», авторское «ЭЛ» и пробирное «С.О/1896», указывающее на изготовление торцов и эмалевых наугольников (уцелел только один) в 1896 г. Пробирер «С.О/1896» значится как неизвестный киевский мастер, работавший в 1894-1897 гг. (Постникова-Лосева, Платонова, Ульянова. 1995. № 586, 588). На обратной стороне накладки на рукаве Богоматери выгравировано: «Гравер Д. Лебедев 28.УИ.1903» — и процарапана надпись: «В Масjерской Ребенка С… чрез огонь 1903 года 15 июля… [неразборчиво]», говорящая о ее изготовлении в 1903 г. в мастерской киевского ювелира Иосифа Рыбенко. Вероятно, там была сделана и звезда на плече Богоматери.

Лит.: Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академией. К., 1856. Ч. 1; Сборник мат-лов для историч. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874; Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 3; Маниковский Ф., свящ. Вышгород и его святыня. К., 18902; Мухин Н. Ф. Киево-Братский училищный мон-рь: Ист. очерк. К., 1893; Попов П. Матерiяли до словника укр. граверiв. К., 1926; Пѣснь кiєвская // Украïнська поезiя. Сер. XVII ст. / Упорядики: В. I. Крекотень, М. М. Сулима. К., 1992. С. 110-111;

Мiляєва Л. С. Чудотворнi iкони Богородицi в Києвi XVII ст. та образ Любецькоï Богоматерi пензля Iвана Щирського // ЗНТШ. 1994. Т. 227. С. 124-140; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. (территория СССР). М., 1995; Поселянин. Богоматерь. С. 566; Бєлiкова Г. А. Пам’ятки Братського монастиря в колекцiï НХМУ // Пам’ятки Украïни. К., 2013. № 1. С. 40-53.

Иконы Божией Матери украшают многие православные храмы. Они обладают необычайной силой, способной защитить вас и вашу семью от болезней и трудностей, поэтому являются сильным оберегом и помощником в тяжелых ситуациях.

Почти в каждом доме или квартире верующего можно увидеть икону Божией Матери. Такое внимание основано на невероятной силе иконы. Некоторые люди утверждают, что познали на собственном опыте могущество этого божественного изображения. Не является исключением и православная церковь, которая всегда располагает иконы Божией Матери на самом видном месте, ведь прихожане в первую очередь обращают внимание именно на образ Божией Матери и не проходят мимо этой иконы, не помолившись за себя и свою семью.

Иконы Божией Матери расположены почти во всех церквях и храмах России. Однако и соседние страны уделяют должное внимание божественному образу Богородицы.

История иконы

В 1131 году киевскому князю Мстиславу в дар была передана икона Богородицы, написанная на фрагменте стола, за которым обедал Иисус Христос. Икону расположили в Девичьем Монастыре Вышгорода, расположенного в Киевской области. Спустя много лет в этом же городе икона необъяснимым образом появилась в храме Бориса и Глеба. Это чудесное событие случилось в 1654 году.

pic

Во время Русско-Польской войны Борисоглебская церковь была разрушена. К счастью, икона Божией Матери была спасена местными жителями, которые заранее вынесли ее и пустили по Днепру. Со временем образ Божий прибило к берегу Подола, расположенного в Киеве. Для верующих жителей появление такой иконы было радостью и большой честью, и они разместили ее в Киево-Братском монастыре. Образ Матери Божией украшал стены монастыря много лет. После его разрушения в 1935 году икона исчезла.

Существует история о том, что во времена Русско-Польской войны с целью оскорбить местных жителей один из воинов ударил мечом по иконе. В этот момент из лика Божией Матери хлынула кровь, и вся икона залилась красным цветом. В ту ночь Богородица явилась к военоначальнику, потребовав суровое наказание для безбожника. На следующий же день он потребовал найти обидчика Божией Матери и повесить его, а сам незаметно скрылся из Вышгорода.

В 1692 году появилась «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери». Сейчас известны только отрывки из этого исторического источника.

Где находится икона Божией Матери

После серьезных разрушений, виной которым стали войны и революции, образу Богородицы пришлось пройти долгий путь. Последний раз оригинал иконы находился в Киево-Братском монастыре. В 1935 году монастырь был взорван большевиками, а икона пропала бесследно. На данный момент о судьбе подлинника ничего неизвестно, однако точная копия иконы расположена в Киевско-Покровском монастыре в городе Киеве.

Описание иконы

Подлинник иконы имеет некоторые отличия от сохранившейся копии, в основном менялась цветовая гамма и яркость изображения.

На сохранившейся копии иконы, как и на многих иконах Божией Матери, Святая Дева изображена с младенцем Христом на руках. Левую руку младенец протягивает Богородице, что означает благословение Ее. Правая рука младенца показывает троеперстие, символ Святой Троицы, где два сложенных пальца, средний и указательный, означают две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую, а мизинец символизирует одну из трех Божьих сущностей — Отца, Сына и Святого Духа.

pic

В чем помогает икона

Про силу иконы Божией Матери православные верующие знают не по наслышке. Считается, что Божия Матерь находится к Богу ближе, чем другие святые. Поэтому к ней намного чаще обращаются с просьбами и за благословением. Перед иконой Божией Матери молятся об исцелении, об избавлении от бед и мучений, о семейном благополучии. Молодые девушки просят избавить их от бесплодия и защитить от трудных родов. Молодожены обращаются за благословением на долгий и счастливый брак. Как раньше, так и сейчас эта икона пользуется особой популярностью у верующих людей. Обратившиеся к ней за помощью чудесным образом получают желаемое.

Дни празднования

Празднование Киевско-Брастской иконы проходит три раза в год: 10 мая, 2 июня и 6 сентября. Все даты связаны с чудесным явлением святого образа Божией Матери.

Молитвы перед иконой Богоматери

«О, Пресвятая Дева Мария, Пречистая Богородица. Взгляни Своим оком Всемилостивым на нас, стоящих пред Тобой, Великой Божьей Матерью, верующих и молящихся Тебе. Явись перед нами и благослови нас, рабов Божьих. Да засияет Твой свет перед нами. Аминь!»

Испокон веков православные верующие почитают образ Божией Матери. Как в дни празднования, так и в обычные дни прихожане припадают к иконе Богородицы и просят в молитве о самом сокровенном. Здоровья вам и вашей семье,

25 февраля — день Иверской иконы Божией Матери

25 февраля — день Иверской иконы Божией Матери

В православном христианстве множество дней посвящены памяти святых, а также великим иконам. Одной из них …

7 февраля — день иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

7 февраля — день иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» прославилась многими чудесами. 7 февраля православные христиане возносят ей …

Шуйская икона Божией Матери

Шуйская икона Божией Матери

Шуйская икона Богоматери относится к числу самых почитаемых и уважаемых образов среди христиан. Читая слова …

Икона Божией Матери «О Тебе радуется»

Икона Божией Матери «О Тебе радуется»

Икона Богородицы «О Тебе радуется» — известнейший образ Пресвятой Девы, который своим названием напоминает о …

Киево-Братская икона Божией Матери. 1670-90 годы, 1-я пол. - сер. XVIII века. Национальный художественный музей Украины, Киев
Киево-Братская икона Божией Матери. 1670-90 годы, 1-я пол. — сер. XVIII века. Национальный художественный музей Украины, Киев

Киево-Братская икона Божией Матери

Память 10 мая, 2 июня, 6 сентября

Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде, где она чудесно явилась в 1654 году.

В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 — 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Киево-Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание.

Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года.

Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году.

Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона «мера в меру» находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Использованные материалы

  • «Киево-Братская икона Божией Матери» // Православие.Ru
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life1468.htm
  • Страница сайта каталога икон «Pravicon.com»:
    • http://pravicon.com/icon-158

September 19 2022, 00:00

Categories:

  • История
  • Религия
  • Cancel

Чу­до­твор­ная Ки­е­во-Брат­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла яв­ле­на в 1654 го­ду и пер­во­на­чаль­но бы­ла мест­ной в Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви го­ро­да Вы­ш­го­ро­да (Ки­ев­ско­го).

В 1662 го­ду, во вре­мя вой­ны с Поль­шей (1659–1667 гг.), го­ро­ду был на­не­сен боль­шой ущерб со сто­ро­ны во­е­вав­ших про­тив Рос­сии в со­ю­зе с по­ля­ка­ми крым­ских та­тар. Храм свя­тых стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба был ра­зо­рен и по­ру­ган непри­я­те­лем. Но Про­мыс­лом Бо­жи­им чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла со­хра­не­на, ее своевре­мен­но вы­нес­ли из хра­ма и пу­сти­ли по Дне­пру, а мо­щи свя­тых со­кры­ли под спу­дом. Ре­ка вы­нес­ла свя­тую ико­ну к бе­ре­гу По­до­ла в Ки­е­ве, где она бы­ла с ве­ли­кой ра­до­стью при­ня­та пра­во­слав­ны­ми и с по­до­ба­ю­щи­ми по­че­стя­ми пе­ре­не­се­на в Брат­ский мо­на­стырь, от на­зва­ния ко­то­ро­го и по­лу­чи­ла свое на­име­но­ва­ние. Там свя­той об­раз пре­бы­вал в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни. В опи­си цер­ков­но­го иму­ще­ства Ки­е­во-Брат­ско­го мо­на­сты­ря, про­из­ве­ден­ной в 1807 го­ду, при­во­дит­ся опи­са­ние чу­до­твор­ной ико­ны.

В 1919 году Братский монастырь был закрыт, а образ Киево-Братской Богородицы считался утерянным. Отсутствие до 90-х годов XX века информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели образа. Однако исследования последних лет показали, что икона вошла в число пяти наиболее ценных икон монастыря, переданных в учрежденный в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета Национального художественного музея Украины (НХМУ) с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение Киево-Братской иконы произошло в начале 2000-х годов, когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским монастырем. В настоящее время Киево-Братская икона находится в собрании НХМУ1. Повторное обретение иконы воспринимается как подтверждение чудотворности образа.

Празд­но­ва­ния Ки­е­во-Брат­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ша­ют­ся три­жды в го­ду: 6 сен­тяб­ря, 10 мая и 2 июня. Все они по­свя­ще­ны чу­дес­но­му яв­ле­нию свя­той ико­ны в 1654 го­ду.

1 Православная Энциклопедия. Т. 32, С. 686–690.

https://azbyka.ru/days/ikona-kievo-bratskaja

#inelisaveta #mon_sofia #иконабожиейматерикиевобратская #общество  #история #православие

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник ко всемирному дню ребенка
  • Праздник канала карусель 2015
  • Праздник казахстанской полиции
  • Праздник кидают помидорами
  • Праздник канала карусель 2014