Праздник кильвей у чукчей

Каждую весну, в мае, на Чукотке отмечают праздник молодого оленя - Кильвей. Кильвей, с чукотского - перекусывание, освобождение новорожденного оленёнка от пуповины матери. Рождение оленя для оленевода - это праздник. Старики говорили - будет олень, будет и жизнь. В минувшие выходные праздник…

May 21 2018, 17:48

Category:

  • Праздники
  • Cancel

Кильвей-праздник молодого оленя

Каждую весну, в мае, на Чукотке отмечают праздник молодого оленя — Кильвей. Кильвей, с чукотского —  перекусывание, освобождение новорожденного оленёнка от пуповины матери. Рождение оленя для оленевода — это праздник. Старики говорили — будет олень, будет и жизнь.

В минувшие выходные праздник прошёл и в Анадыре.

Точной даты у праздника нет. В оленеводческих бригадах его приурочивают к погожим дням, в населённых пунктах к выходным. В Анадыре, уже много лет главным идеологом и организатором Кильвея является детский этно-фольклорный центр, который возглавляет Галина Ивановна Нотатынагыргына.

Традиционные праздники сценарно минималистичны. Конкурс хозяек, обряд, танцы и песни. Ни в коем случае не принижая значения мероприятия и самоотдачи организаторов в городе такие праздники выглядят лубочно. Примерно как Новый год на Сейшалах, с ёлкой, водкой и оливье. Не хватает самого главного — оленей и, собственно, самих оленеводов.

2. Нарезка строганины из чира

3. Из далека это блюдо напоминает торт, при ближайшем рассмотрении — жир, копыта и мозги

4. Столы конкурсантов с национальными блюдами

5. Постоянная участница всех традиционных национальных мероприятий — Лада Геутваль

6. За отсутствием оленей — главным символом оленеводческих праздников в городе является яранга

7. В яранге

8. В ожидании начала представления каждый занимает себя чем может

8. Обрядовые блюда для кормления. Зелёная кашица — содержимое желудка оленя. Корюшка — анадырская специфика

9. Обряд кормления. «Кормят» рога, которые на третий день рождения оленят сбрасывают важенки

10.

11.

12. После обряда гостей угощают лакомствами: жир,оленина, мозги

13. Выступление фольклорных коллективов

14.

15.

16.

Кому Первое мая, кому Девятое, а у нас, чукчей, главный весенний праздник – «Кильвей». Праздник Сброшенных Рогов. Праздник Молодого Оленя. Сегодня его отмечали на главной площади Анадыря.

Я уже как-то посвятил один из своих постов «Кильвею» и рассказал об его истории. А сегодня просто картинки с праздника.

Перед началом праздника провели обряд складывания рогов, которые переплели с веточками полярной ивы. Затем принесли деревянные блюда «кэмэны» с мелконарезанным оленьим мясом и жиром.

Развели жертвенный огонь. Не спичками или зажигалкой, а по старинке – деревянным веретеном в доске. Раньше добывание огня трением было вещью заурядной, но нынче так делают только по праздникам. Никак иначе жертвенный огонь не разводят. Подкинули сырых веточек ивы, чтобы получше дымил.

Сверху на рога и ветки разложили шкурки песцов. Такое я видел впервые. Обычно на рога и сучья вешают охранителей яранги — «тайнгыквыт»: черепа хищников, деревянные фигурки и камешки своеобразной формы. Тут, похоже, решили не демонстрировать сокровенное, а обойтись песцами. Да, народу много, охранителей лучше не показывать всяким… Тем более такое сооружение на заднем плане!

Мясо и жир с блюд разбрасывают духам сторон света, земли, воды, неба… Забавно, что языческий обряд проводят под сенью православного храма. Я все ждал, что оттуда выскочат попы в черных рясах, начнут кричать об очередном кощунстве и прилюдно заниматься экзорцизмом. Но, видать, чукотская епархия решила обойтись без наездов.

Ну а потом начались национальные танцы, песни, спортивные состязания в беге, тройных прыжках и чукотской национальной борьбе «тэйкев».

Хозяйки яранг угощали традиционными блюдами из вареной оленины и рыбы с зеленью в нерпичьем жиру.

Редкий день, когда оленные чукчи «чаучу» чувствуют свое единение, многовековые традиции и ощущают себя полными хозяевами в столичном граде Анадыре. Везде звучит чукотская речь, сверкают улыбки… Весна!

Сегодня, дорогие наши читатели, хотим вам рассказать про чукотский национальный праздник Кильвей.

Кильвей – праздник молодого оленя, его отмечают каждую весну в мае. «Кил» — от слова «килкин», что означает «пуповина», «вэй» — от слова «вэнтыги», что означает «освобождение, переход к самостоятельной жизни». Рождение оленя для оленевода — это большой праздник, символ жизни и возрождения. Старики говорили — будет олень, будет и жизнь.

К празднику Кильвей готовились заранее. Еще с лета заготовляли рымавыт – щавель, варили его и помещали в специальный мешочек. Зимой во время праздника «Пэгытти» забивали упитанного оленя. Тушу без внутренностей, головы и ног замораживали. Затем тщательно заворачивали в шкуру оленя и везли с собой до наступления праздника кильвей.

После рождения оленёнка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирали к празднику. Они символизировали благополучно отделившихся оленят. К празднику женщины готовили ритуальную пищу – дробили и варили кости. Всплывший на поверхность костный жир собирали в специальную посуду, получался таляпалгын – масло из дробленых костей. Варили мачвэлгын – грудинку. Делали фигурки оленей из кустов. Эти фигурки символизировали единство с окружающим миром.

В назначенный день празднования хозяйка вставала до восхода солнца. На ивовые кустики укладывали заранее собранные рога основанием в сторону яранги. Праздник начинался с выноса хозяйкой горячих углей из яранги на доске для выделки шкур. Между ярангой и холмом рогов разжигали ритуальный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, как это делали люди тысячи лет назад. Огонь, обереги, рога, ивовые кустики, тундру, небо и солнце «угощали» маленькими кусочками пищи из ритуальных блюд. Окружающему миру мысленно и словами посылали просьбы и добрые пожелания. Так проходил этот священный обряд.

На празднике молодого оленя еще выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, мужчины и женщины поочередно играли в бубны-ярары, чтобы отпугнуть злых духов.

В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после кильвея обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Поэтому праздник молодого оленя – это ещё и прощание перед долгой разлукой.

Кочевники до настоящего времени сохранили свои вековые обычаи и до сих пор придерживаются традиций. Кильвей – это напоминание о том, что малочисленные народы из века в век занимались сельскохозяйственной деятельностью и выживали в суровых условиях, благодаря одной из этносберегающих отраслей – оленеводству.

Источники:
yakutiakmns.org
culture.ru
prochukotku.ru

Юля Даркова,
3 сентября 2020, 17:06 — REGNUM
Зачем рубить под собой землю и лепить фигурки из щавеля? Что это за день такой — праздник оленя без оленя?

В Мейныпильгыно сейчас есть своё стадо, в котором чуть больше двухсот оленей

В Мейныпильгыно сейчас есть своё стадо, в котором чуть больше двухсот оленей

Юля Даркова © ИА REGNUM

Раньше те чукчи, что сейчас оседло живут в Мейныпильгыно (село в Анадырском районе Чукотки), были кочевыми, рождались и жили в ярангах, пасли оленей и были гораздо ближе к природе, чем новые поколения. Олень давал им всё — еду, одежду, обувь, кров. Из шкур шили даже детские комбинезоны. И, конечно, здесь всегда отмечали праздники, посвящённые оленю. Сейчас они живут в благоустроенных коттеджах, но стараются хранить связь с природой, продолжают поклоняться духам и чтить традиции, чтобы и себя защитить, и молодым их передать.

День молодого оленя посвящён именно этому животному. В конце лета оленей забивали, чтобы обеспечить всех едой и одеждой на зиму. Ну, а если вы что-то у природы взяли, её обязательно надо поблагодарить, чтобы в следующий раз она была к вам благосклонна. На нынешнем празднике оленей не забивали, сейчас это делают вообще редко, так как оленеводство только возрождается и своё стадо пока маленькое. А провести обряд, созвать гостей, отогнать злых и поклониться добрым духам — это дело важное.

Для защиты от назойливых насекомых оленей окуривают дымом от горящей шикши и мхов, которыми выстлана вся тундра

Для защиты от назойливых насекомых оленей окуривают дымом от горящей шикши и мхов, которыми выстлана вся тундра

Юля Даркова © ИА REGNUM

В августе у оленей заканчивается линька и мех становится мягким и бархатистым

В августе у оленей заканчивается линька и мех становится мягким и бархатистым

В августе у оленей заканчивается линька и мех становится мягким и бархатистым

Юля Даркова © ИА REGNUM

В августе у оленей заканчивается линька и мех становится мягким и бархатистым

Юля Даркова © ИА REGNUM

Для этого нужен огонь, добытый вручную, земля с кусочками мха, стрелы и много зелени. Из отваренного дикого щавеля лепят символические фигурки оленя и вставляют в них небольшие веточки ивы. Это тело и рога оленя. Из земли вырубают два круга, как символы солнца, приносят их к костру в яранге и уже на них раздувают тот огонь, что добудут огнивом.

Всю утварь для обряда бережно хранят и передают из поколения в поколение

Всю утварь для обряда бережно хранят и передают из поколения в поколение

Юля Даркова © ИА REGNUM

Ирина Коравье вырубает два круга земли для обряда

Ирина Коравье вырубает два круга земли для обряда

Ирина Коравье вырубает два круга земли для обряда

Юля Даркова © ИА REGNUM

Ирина Коравье вырубает два круга земли для обряда

Юля Даркова © ИА REGNUM

По традиции землю нужно поджечь огнём, добытым вручную

По традиции землю нужно поджечь огнём, добытым вручную

Юля Даркова © ИА REGNUM

Остатки щавеля смешали с размятой свежей икрой нерки и добавили туда свежие ягоды морошки и шикши. Зелёная кашица, из которой лепят фигурки и затем готовят праздничное блюдо, дюже похожа на содержимое оленьего желудка. Всё символично — люди едят то же, что и олень, и дальше в обряде используют его пищу. Так они становятся к нему ближе. Да, одновременно на огне готовят и другие угощения — варят свежие рыбьи головы и оленину, сохранённую с прошлого года.

По традиции землю нужно поджечь огнём, добытым вручную

По традиции землю нужно поджечь огнём, добытым вручную

Юля Даркова © ИА REGNUM

Тётя Катя размяла вручную отваренный щавель и слепила из него фигурки, символизирующие оленя

Тётя Катя размяла вручную отваренный щавель и слепила из него фигурки, символизирующие оленя

Тётя Катя размяла вручную отваренный щавель и слепила из него фигурки, символизирующие оленя

Юля Даркова © ИА REGNUM

Тётя Катя размяла вручную отваренный щавель и слепила из него фигурки, символизирующие оленя

Веточки ивы, воткнутые в зелёные фигурки, символизируют оленьи рога

Веточки ивы, воткнутые в зелёные фигурки, символизируют оленьи рога

Юля Даркова © ИА REGNUM

В кашицу из щавеля добавили сырую икру нерки и свежие морошку и шикшу

В кашицу из щавеля добавили сырую икру нерки и свежие морошку и шикшу

В кашицу из щавеля добавили сырую икру нерки и свежие морошку и шикшу

Юля Даркова © ИА REGNUM

В кашицу из щавеля добавили сырую икру нерки и свежие морошку и шикшу

Юля Даркова © ИА REGNUM

Ирина Коравье — библиотекарь, мастер декоративно-прикладного искусства, хранительница традиций и чукотского языка. У неё пять дочерей и десять внуков

Ирина Коравье — библиотекарь, мастер декоративно-прикладного искусства, хранительница традиций и чукотского языка. У неё пять дочерей и десять внуков

Юля Даркова © ИА REGNUM

Когда все яства готовы, добыт огонь и истлели круги земли, начинают обряд. Мужчины и самые младшие дети в традиционной одежде сначала копьём, а затем символичными стрелами из веточек ивы отгоняют злых духов, повернувшись спиной к яранге и произнося специальные заклинания. В ту же сторону женщины бросают дымящиеся круги земли. Священный огонь тоже направлен на изгнание духов.

В обрядах обязательно участвуют дети. Самые младшие отгоняют злых духов наравне со старшими

В обрядах обязательно участвуют дети. Самые младшие отгоняют злых духов наравне со старшими

Юля Даркова © ИА REGNUM

После обряда тлеющие круги земли бросают в сторону злых духов, чтобы отогнать их

После обряда тлеющие круги земли бросают в сторону злых духов, чтобы отогнать их

Юля Даркова © ИА REGNUM

Вместо оленя в жертву духам приносят ритуальную рыбу. Для этого часть пойманной рыбы сушат с головой так же, как и остальную юколу. Во время обряда у этой рыбы отрезают головы как символ жертвы, а небольшие кусочки мяса бросают духам. Да, когда из земли вырубали круги для обряда, то на их место положили кусочки оленьего жира в знак благодарности. Здесь так всегда: взял что-то у природы, поблагодари её. Это вовсе не значит, что брать можно бесконечно. Чукчи берут столько, сколько им нужно для проживания. Потому здесь и рыба нерестится, и нерпа плещется, и моржи устраивают лежбища, и киты чешут бока. Вернёмся к обряду.

Олени на выпасе

Олени на выпасе

Юля Даркова © ИА REGNUM

Веточки ивы символизируют рога оленей, а вода — это просто вода, которую они пьют. Во время обряда всё наполняется смыслом и силой, потому листиками ивы, смоченными в воде, проводят своеобразное помазание. Супруги по очереди прикасаются этими листиками к отдельным частям тела, чтобы защитить друг друга от всё тех же злых духов. То же самое делают с детьми. Этот обряд — своеобразный оберег. В конце мокрыми листьями проходятся по всей утвари.

Обрядовую воду используют как оберег, помечая ею отдельные части тела для защиты от злых духов

Обрядовую воду используют как оберег, помечая ею отдельные части тела для защиты от злых духов

Юля Даркова © ИА REGNUM

Ну, а потом все радостно рассаживаются и приступают к трапезе. Сначала мы из одной миски поели зелёной каши. Вкус необычный, кисловатый. С первого раза мне это напомнило варенье-пятиминутку, когда в ягодах ещё сохраняется свежесть, но они уже мягкие. К зелёной каше вприкуску шла та самая юкола, которую только что обезглавили. Потом всем желающим раздали варёные головки и принесли блюдо с отварной олениной.

Зелёная каша — так называют чукчи это блюдо. Достаточно съесть его по ложке, чтобы приобщиться к обряду

Зелёная каша — так называют чукчи это блюдо. Достаточно съесть его по ложке, чтобы приобщиться к обряду

Юля Даркова © ИА REGNUM

Небольшой миски каши хватило человек на 20

Небольшой миски каши хватило человек на 20

Небольшой миски каши хватило человек на 20

Юля Даркова © ИА REGNUM

Небольшой миски каши хватило человек на 20

Юля Даркова © ИА REGNUM

Рыбьи головы здесь зовут ласково — головки. Для коренных жителей это настоящее лакомство. Головки едят варёными, жареными и квашеными

Рыбьи головы здесь зовут ласково — головки. Для коренных жителей это настоящее лакомство. Головки едят варёными, жареными и квашеными

Юля Даркова © ИА REGNUM

На подобные праздники обязательно зовут стариков. Те уже еле ходят, некоторые не видят и не слышат, но все они чувствуют. Тётя Катя во время обряда и фигурки лепила, и кашу месила. Видно было, что всё ей в радость. А дядя Гриша, хоть и не видит ничего, но всё прекрасно слышит, потому он комментировал любое движение. Вот проехал кто-то, а вот ещё кто-то пришёл. Для них подобные праздники — это связь с родом и новые силы.

Полежать на шкурах за неспешными разговорами — отдельное удовольствие

Полежать на шкурах за неспешными разговорами — отдельное удовольствие

Юля Даркова © ИА REGNUM

Дядя Гриша уже ничего не видит, но улыбка на его лице показывает, что он всё чувствует. И в тот момент он счастлив

Отварная оленина — традиционная еда оленных чукчей

Дядя Гриша уже ничего не видит, но улыбка на его лице показывает, что он всё чувствует. И в тот момент он счастлив

Юля Даркова © ИА REGNUM

Отварная оленина — традиционная еда оленных чукчей

Юля Даркова © ИА REGNUM

В конце трапезы был чай со сладостями. Здесь не особо жалуют чай в пакетиках и магазинное печенье. Стараются приносить домашнюю выпечку, а чай заваривают в чайнике поменьше. Большие чайники постоянно стоят у костра, чтобы всегда можно было хлебнуть горячего ароматного чаю.

Яранги теперь ставят только на лето, чтобы собираться в них за кружкой чая и для совершения обрядов

Яранги теперь ставят только на лето, чтобы собираться в них за кружкой чая и для совершения обрядов

Юля Даркова © ИА REGNUM

Лето на севере короткое, но при этом насыщенное событиями. Жителям чукотских сёл нужно запастись тем, что будет их кормить оставшиеся 9 месяцев. И важно взять у природы лишь столько, сколько нужно для пропитания семьи. Только так можно сохранять баланс и столетиями жить в согласии с природой. Если вы когда-нибудь приедете на Чукотку, то удивитесь её первозданности.


Читайте ранее в этом сюжете:
Характер народа в его промыслах: ремёсла Узбекистана


Читайте развитие сюжета:
От карьеры к счастью на собачьей упряжке

Такой бурдон сгодился бы не только сахалинскому тайменю, но и чукотской важенке. Сейчас её время, её праздник. На Чукотке, на главной площади Анадыря отметили Кильвей — рождение первого олененка. Гуляние широкое и ежегодное.

Кильвей — это майский праздник на Чукотке, праздник новорожденного олененка и особого поклонения оленеводов его матери-важенке. Сотни выпавших после родов рогов важенок складываются у задней стенки яранги. Вместе с кустами ивы они превратятся в священный огонь. Когда женщины вынесут из жилища горячие угли, начнётся трапеза духов. Их нужно покормить и задобрить, чтобы олени в стадах не переводились, и всегда было мясо к обеду. Обряд благодарения один из самых старых у чукчей, его до сих пор проводят в Кильвей.

Традиционно этот праздник отмечали в Тавайвааме, а в этом году его перенесли на главную площадь Анадыря.

«Очень здорово, что сейчас традиции возрождаются в таком масштабе. Я желаю всем добра, любви и хороших событий в жизни!», — говорит Александра Тевлявье , член Президиума региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки».

Кильвей посвящён прибавлению в стаде. В переводе с чукотского Кильвей означает «освобождение от пуповины». Это рождение новой жизни. А ещё этот праздник ассоциирует с началом весны. Ведь сейчас чукотская природа пробуждается от долгого сна. В честь этого, на главной площади города — танцы и песни в исполнении национальных коллективов. А гостеприимные хозяйки яранг угощают всех традиционными блюдами: чай, бульон, и, конечно же, вареное мясо.

На площади собрались сотни горожан. Кильвей стал первым праздником после длинной зимы, который проводят под открытым небом. Погода не подвела. Радовались весне все, и дети и взрослые. Но, конечно же, в первую очередь это праздник оленеводов, для которых сейчас наступила ответственная пора отслеживать прибавление в стадах и заботиться о том, чтобы телята не погибли.

Массовый отел в стадах на Чукотке начнется во второй половине мая. А сейчас время радоваться первым телятам, что благополучно и делали гости праздника. Развлечений было на любой вкус и возраст, работали спортивная и детская площадки. Традиционно можно было приобрести национальные украшения, выполненные местными мастерами. В этом году анадырский кильвей объединил порядка тысячи человек. К слову, обошлось без происшествий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник кильвей у коряков
  • Праздник канцелярского работника
  • Праздник казачьей души
  • Праздник ко дню всех влюбленных на муз тв
  • Праздник канала теленяня 2010