-
May 21 2018, 17:48
- Праздники
- Cancel
Кильвей-праздник молодого оленя
Каждую весну, в мае, на Чукотке отмечают праздник молодого оленя — Кильвей. Кильвей, с чукотского — перекусывание, освобождение новорожденного оленёнка от пуповины матери. Рождение оленя для оленевода — это праздник. Старики говорили — будет олень, будет и жизнь.
В минувшие выходные праздник прошёл и в Анадыре.
Точной даты у праздника нет. В оленеводческих бригадах его приурочивают к погожим дням, в населённых пунктах к выходным. В Анадыре, уже много лет главным идеологом и организатором Кильвея является детский этно-фольклорный центр, который возглавляет Галина Ивановна Нотатынагыргына.
Традиционные праздники сценарно минималистичны. Конкурс хозяек, обряд, танцы и песни. Ни в коем случае не принижая значения мероприятия и самоотдачи организаторов в городе такие праздники выглядят лубочно. Примерно как Новый год на Сейшалах, с ёлкой, водкой и оливье. Не хватает самого главного — оленей и, собственно, самих оленеводов.
2. Нарезка строганины из чира
3. Из далека это блюдо напоминает торт, при ближайшем рассмотрении — жир, копыта и мозги
4. Столы конкурсантов с национальными блюдами
5. Постоянная участница всех традиционных национальных мероприятий — Лада Геутваль
6. За отсутствием оленей — главным символом оленеводческих праздников в городе является яранга
7. В яранге
8. В ожидании начала представления каждый занимает себя чем может
8. Обрядовые блюда для кормления. Зелёная кашица — содержимое желудка оленя. Корюшка — анадырская специфика
9. Обряд кормления. «Кормят» рога, которые на третий день рождения оленят сбрасывают важенки
10.
11.
12. После обряда гостей угощают лакомствами: жир,оленина, мозги
13. Выступление фольклорных коллективов
14.
15.
16.
Кому Первое мая, кому Девятое, а у нас, чукчей, главный весенний праздник – «Кильвей». Праздник Сброшенных Рогов. Праздник Молодого Оленя. Сегодня его отмечали на главной площади Анадыря.
Я уже как-то посвятил один из своих постов «Кильвею» и рассказал об его истории. А сегодня просто картинки с праздника.
Перед началом праздника провели обряд складывания рогов, которые переплели с веточками полярной ивы. Затем принесли деревянные блюда «кэмэны» с мелконарезанным оленьим мясом и жиром.
Развели жертвенный огонь. Не спичками или зажигалкой, а по старинке – деревянным веретеном в доске. Раньше добывание огня трением было вещью заурядной, но нынче так делают только по праздникам. Никак иначе жертвенный огонь не разводят. Подкинули сырых веточек ивы, чтобы получше дымил.
Сверху на рога и ветки разложили шкурки песцов. Такое я видел впервые. Обычно на рога и сучья вешают охранителей яранги — «тайнгыквыт»: черепа хищников, деревянные фигурки и камешки своеобразной формы. Тут, похоже, решили не демонстрировать сокровенное, а обойтись песцами. Да, народу много, охранителей лучше не показывать всяким… Тем более такое сооружение на заднем плане!
Мясо и жир с блюд разбрасывают духам сторон света, земли, воды, неба… Забавно, что языческий обряд проводят под сенью православного храма. Я все ждал, что оттуда выскочат попы в черных рясах, начнут кричать об очередном кощунстве и прилюдно заниматься экзорцизмом. Но, видать, чукотская епархия решила обойтись без наездов.
Ну а потом начались национальные танцы, песни, спортивные состязания в беге, тройных прыжках и чукотской национальной борьбе «тэйкев».
Хозяйки яранг угощали традиционными блюдами из вареной оленины и рыбы с зеленью в нерпичьем жиру.
Редкий день, когда оленные чукчи «чаучу» чувствуют свое единение, многовековые традиции и ощущают себя полными хозяевами в столичном граде Анадыре. Везде звучит чукотская речь, сверкают улыбки… Весна!
Сегодня, дорогие наши читатели, хотим вам рассказать про чукотский национальный праздник Кильвей.
Кильвей – праздник молодого оленя, его отмечают каждую весну в мае. «Кил» — от слова «килкин», что означает «пуповина», «вэй» — от слова «вэнтыги», что означает «освобождение, переход к самостоятельной жизни». Рождение оленя для оленевода — это большой праздник, символ жизни и возрождения. Старики говорили — будет олень, будет и жизнь.
К празднику Кильвей готовились заранее. Еще с лета заготовляли рымавыт – щавель, варили его и помещали в специальный мешочек. Зимой во время праздника «Пэгытти» забивали упитанного оленя. Тушу без внутренностей, головы и ног замораживали. Затем тщательно заворачивали в шкуру оленя и везли с собой до наступления праздника кильвей.
После рождения оленёнка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирали к празднику. Они символизировали благополучно отделившихся оленят. К празднику женщины готовили ритуальную пищу – дробили и варили кости. Всплывший на поверхность костный жир собирали в специальную посуду, получался таляпалгын – масло из дробленых костей. Варили мачвэлгын – грудинку. Делали фигурки оленей из кустов. Эти фигурки символизировали единство с окружающим миром.
В назначенный день празднования хозяйка вставала до восхода солнца. На ивовые кустики укладывали заранее собранные рога основанием в сторону яранги. Праздник начинался с выноса хозяйкой горячих углей из яранги на доске для выделки шкур. Между ярангой и холмом рогов разжигали ритуальный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, как это делали люди тысячи лет назад. Огонь, обереги, рога, ивовые кустики, тундру, небо и солнце «угощали» маленькими кусочками пищи из ритуальных блюд. Окружающему миру мысленно и словами посылали просьбы и добрые пожелания. Так проходил этот священный обряд.
На празднике молодого оленя еще выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, мужчины и женщины поочередно играли в бубны-ярары, чтобы отпугнуть злых духов.
В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после кильвея обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Поэтому праздник молодого оленя – это ещё и прощание перед долгой разлукой.
Кочевники до настоящего времени сохранили свои вековые обычаи и до сих пор придерживаются традиций. Кильвей – это напоминание о том, что малочисленные народы из века в век занимались сельскохозяйственной деятельностью и выживали в суровых условиях, благодаря одной из этносберегающих отраслей – оленеводству.
Источники:
yakutiakmns.org
culture.ru
prochukotku.ru
Юля Даркова,
3 сентября 2020, 17:06 — REGNUM Зачем рубить под собой землю и лепить фигурки из щавеля? Что это за день такой — праздник оленя без оленя?
В Мейныпильгыно сейчас есть своё стадо, в котором чуть больше двухсот оленей
Юля Даркова © ИА REGNUM
Раньше те чукчи, что сейчас оседло живут в Мейныпильгыно (село в Анадырском районе Чукотки), были кочевыми, рождались и жили в ярангах, пасли оленей и были гораздо ближе к природе, чем новые поколения. Олень давал им всё — еду, одежду, обувь, кров. Из шкур шили даже детские комбинезоны. И, конечно, здесь всегда отмечали праздники, посвящённые оленю. Сейчас они живут в благоустроенных коттеджах, но стараются хранить связь с природой, продолжают поклоняться духам и чтить традиции, чтобы и себя защитить, и молодым их передать.
День молодого оленя посвящён именно этому животному. В конце лета оленей забивали, чтобы обеспечить всех едой и одеждой на зиму. Ну, а если вы что-то у природы взяли, её обязательно надо поблагодарить, чтобы в следующий раз она была к вам благосклонна. На нынешнем празднике оленей не забивали, сейчас это делают вообще редко, так как оленеводство только возрождается и своё стадо пока маленькое. А провести обряд, созвать гостей, отогнать злых и поклониться добрым духам — это дело важное.
Для защиты от назойливых насекомых оленей окуривают дымом от горящей шикши и мхов, которыми выстлана вся тундра
Юля Даркова © ИА REGNUM
В августе у оленей заканчивается линька и мех становится мягким и бархатистым
Юля Даркова © ИА REGNUM
В августе у оленей заканчивается линька и мех становится мягким и бархатистым
Юля Даркова © ИА REGNUM
Для этого нужен огонь, добытый вручную, земля с кусочками мха, стрелы и много зелени. Из отваренного дикого щавеля лепят символические фигурки оленя и вставляют в них небольшие веточки ивы. Это тело и рога оленя. Из земли вырубают два круга, как символы солнца, приносят их к костру в яранге и уже на них раздувают тот огонь, что добудут огнивом.
Всю утварь для обряда бережно хранят и передают из поколения в поколение
Юля Даркова © ИА REGNUM
Ирина Коравье вырубает два круга земли для обряда
Юля Даркова © ИА REGNUM
Ирина Коравье вырубает два круга земли для обряда
Юля Даркова © ИА REGNUM
По традиции землю нужно поджечь огнём, добытым вручную
Юля Даркова © ИА REGNUM
Остатки щавеля смешали с размятой свежей икрой нерки и добавили туда свежие ягоды морошки и шикши. Зелёная кашица, из которой лепят фигурки и затем готовят праздничное блюдо, дюже похожа на содержимое оленьего желудка. Всё символично — люди едят то же, что и олень, и дальше в обряде используют его пищу. Так они становятся к нему ближе. Да, одновременно на огне готовят и другие угощения — варят свежие рыбьи головы и оленину, сохранённую с прошлого года.
По традиции землю нужно поджечь огнём, добытым вручную
Юля Даркова © ИА REGNUM
Тётя Катя размяла вручную отваренный щавель и слепила из него фигурки, символизирующие оленя
Юля Даркова © ИА REGNUM
Тётя Катя размяла вручную отваренный щавель и слепила из него фигурки, символизирующие оленя
Веточки ивы, воткнутые в зелёные фигурки, символизируют оленьи рога
Юля Даркова © ИА REGNUM
В кашицу из щавеля добавили сырую икру нерки и свежие морошку и шикшу
Юля Даркова © ИА REGNUM
В кашицу из щавеля добавили сырую икру нерки и свежие морошку и шикшу
Юля Даркова © ИА REGNUM
Ирина Коравье — библиотекарь, мастер декоративно-прикладного искусства, хранительница традиций и чукотского языка. У неё пять дочерей и десять внуков
Юля Даркова © ИА REGNUM
Когда все яства готовы, добыт огонь и истлели круги земли, начинают обряд. Мужчины и самые младшие дети в традиционной одежде сначала копьём, а затем символичными стрелами из веточек ивы отгоняют злых духов, повернувшись спиной к яранге и произнося специальные заклинания. В ту же сторону женщины бросают дымящиеся круги земли. Священный огонь тоже направлен на изгнание духов.
В обрядах обязательно участвуют дети. Самые младшие отгоняют злых духов наравне со старшими
Юля Даркова © ИА REGNUM
После обряда тлеющие круги земли бросают в сторону злых духов, чтобы отогнать их
Юля Даркова © ИА REGNUM
Вместо оленя в жертву духам приносят ритуальную рыбу. Для этого часть пойманной рыбы сушат с головой так же, как и остальную юколу. Во время обряда у этой рыбы отрезают головы как символ жертвы, а небольшие кусочки мяса бросают духам. Да, когда из земли вырубали круги для обряда, то на их место положили кусочки оленьего жира в знак благодарности. Здесь так всегда: взял что-то у природы, поблагодари её. Это вовсе не значит, что брать можно бесконечно. Чукчи берут столько, сколько им нужно для проживания. Потому здесь и рыба нерестится, и нерпа плещется, и моржи устраивают лежбища, и киты чешут бока. Вернёмся к обряду.
Олени на выпасе
Юля Даркова © ИА REGNUM
Веточки ивы символизируют рога оленей, а вода — это просто вода, которую они пьют. Во время обряда всё наполняется смыслом и силой, потому листиками ивы, смоченными в воде, проводят своеобразное помазание. Супруги по очереди прикасаются этими листиками к отдельным частям тела, чтобы защитить друг друга от всё тех же злых духов. То же самое делают с детьми. Этот обряд — своеобразный оберег. В конце мокрыми листьями проходятся по всей утвари.
Обрядовую воду используют как оберег, помечая ею отдельные части тела для защиты от злых духов
Юля Даркова © ИА REGNUM
Ну, а потом все радостно рассаживаются и приступают к трапезе. Сначала мы из одной миски поели зелёной каши. Вкус необычный, кисловатый. С первого раза мне это напомнило варенье-пятиминутку, когда в ягодах ещё сохраняется свежесть, но они уже мягкие. К зелёной каше вприкуску шла та самая юкола, которую только что обезглавили. Потом всем желающим раздали варёные головки и принесли блюдо с отварной олениной.
Зелёная каша — так называют чукчи это блюдо. Достаточно съесть его по ложке, чтобы приобщиться к обряду
Юля Даркова © ИА REGNUM
Небольшой миски каши хватило человек на 20
Юля Даркова © ИА REGNUM
Небольшой миски каши хватило человек на 20
Юля Даркова © ИА REGNUM
Рыбьи головы здесь зовут ласково — головки. Для коренных жителей это настоящее лакомство. Головки едят варёными, жареными и квашеными
Юля Даркова © ИА REGNUM
На подобные праздники обязательно зовут стариков. Те уже еле ходят, некоторые не видят и не слышат, но все они чувствуют. Тётя Катя во время обряда и фигурки лепила, и кашу месила. Видно было, что всё ей в радость. А дядя Гриша, хоть и не видит ничего, но всё прекрасно слышит, потому он комментировал любое движение. Вот проехал кто-то, а вот ещё кто-то пришёл. Для них подобные праздники — это связь с родом и новые силы.
Полежать на шкурах за неспешными разговорами — отдельное удовольствие
Юля Даркова © ИА REGNUM
Дядя Гриша уже ничего не видит, но улыбка на его лице показывает, что он всё чувствует. И в тот момент он счастлив
Юля Даркова © ИА REGNUM
Отварная оленина — традиционная еда оленных чукчей
Юля Даркова © ИА REGNUM
В конце трапезы был чай со сладостями. Здесь не особо жалуют чай в пакетиках и магазинное печенье. Стараются приносить домашнюю выпечку, а чай заваривают в чайнике поменьше. Большие чайники постоянно стоят у костра, чтобы всегда можно было хлебнуть горячего ароматного чаю.
Яранги теперь ставят только на лето, чтобы собираться в них за кружкой чая и для совершения обрядов
Юля Даркова © ИА REGNUM
Лето на севере короткое, но при этом насыщенное событиями. Жителям чукотских сёл нужно запастись тем, что будет их кормить оставшиеся 9 месяцев. И важно взять у природы лишь столько, сколько нужно для пропитания семьи. Только так можно сохранять баланс и столетиями жить в согласии с природой. Если вы когда-нибудь приедете на Чукотку, то удивитесь её первозданности.
Читайте ранее в этом сюжете:
Характер народа в его промыслах: ремёсла Узбекистана
Читайте развитие сюжета:
От карьеры к счастью на собачьей упряжке
Такой бурдон сгодился бы не только сахалинскому тайменю, но и чукотской важенке. Сейчас её время, её праздник. На Чукотке, на главной площади Анадыря отметили Кильвей — рождение первого олененка. Гуляние широкое и ежегодное.
Кильвей — это майский праздник на Чукотке, праздник новорожденного олененка и особого поклонения оленеводов его матери-важенке. Сотни выпавших после родов рогов важенок складываются у задней стенки яранги. Вместе с кустами ивы они превратятся в священный огонь. Когда женщины вынесут из жилища горячие угли, начнётся трапеза духов. Их нужно покормить и задобрить, чтобы олени в стадах не переводились, и всегда было мясо к обеду. Обряд благодарения один из самых старых у чукчей, его до сих пор проводят в Кильвей.
Традиционно этот праздник отмечали в Тавайвааме, а в этом году его перенесли на главную площадь Анадыря.
«Очень здорово, что сейчас традиции возрождаются в таком масштабе. Я желаю всем добра, любви и хороших событий в жизни!», — говорит Александра Тевлявье , член Президиума региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки».
Кильвей посвящён прибавлению в стаде. В переводе с чукотского Кильвей означает «освобождение от пуповины». Это рождение новой жизни. А ещё этот праздник ассоциирует с началом весны. Ведь сейчас чукотская природа пробуждается от долгого сна. В честь этого, на главной площади города — танцы и песни в исполнении национальных коллективов. А гостеприимные хозяйки яранг угощают всех традиционными блюдами: чай, бульон, и, конечно же, вареное мясо.
На площади собрались сотни горожан. Кильвей стал первым праздником после длинной зимы, который проводят под открытым небом. Погода не подвела. Радовались весне все, и дети и взрослые. Но, конечно же, в первую очередь это праздник оленеводов, для которых сейчас наступила ответственная пора отслеживать прибавление в стадах и заботиться о том, чтобы телята не погибли.
Массовый отел в стадах на Чукотке начнется во второй половине мая. А сейчас время радоваться первым телятам, что благополучно и делали гости праздника. Развлечений было на любой вкус и возраст, работали спортивная и детская площадки. Традиционно можно было приобрести национальные украшения, выполненные местными мастерами. В этом году анадырский кильвей объединил порядка тысячи человек. К слову, обошлось без происшествий.