Праздник когда освящают яблоки 12

В августе, когда яблоки стали наливаться теплом и на них появились золотистые медовые прожилки, стало понятно, почему именно их освящают в праздник, когда на горе Фавор апостолы увидели как Христос преобразился. Ожидая благословенного преображения, яблоки сияли на солнце.


19 августа 2021, 12:10
19 августа 2021, 13:10
19 августа 2021, 14:10
19 августа 2021, 15:10
19 августа 2021, 16:10
19 августа 2021, 17:10
19 августа 2021, 18:10
19 августа 2021, 19:10
19 августа 2021, 20:10
19 августа 2021, 21:10
19 августа 2021, 22:10

Православные отмечают Преображение, освящая новый урожай

В августе, когда яблоки стали наливаться теплом и на них появились золотистые медовые прожилки, стало понятно, почему именно их освящают в праздник, когда на горе Фавор апостолы увидели как Христос преобразился. Ожидая благословенного преображения, яблоки сияли на солнце.

Яблок поспело три. Не три десятка или три килограмма – три штуки.

Последние годы старая, породистая яблоня Белый налив напрочь отказывалась плодоносить, но Маше было жаль спилить ее, посаженную любимой свекровью. Но этим летом яблоня, поднатужившись, неожиданно выдала на-гора пяток плодов. Два упали в сильный ветер еще незрело-зелеными, а эти три красавца удержались. Как – одному Богу известно, потому что висели они на крохотный полусухой веточке плотно прилепившись друг к другу. Так и росли.

Маша каждый день ходила проверять их утром и вечером. Не первым делом, конечно. Сначала надо было открыть парники, где зрели три сорта огурцов (два на засолку и салатный) с острым перцем, потом выпить кофе. И только после этого она шла к яблоне – посмотреть как там ее «урожай». Ритуал повторялся и вечером: после закрытия огурцов с перцами и ужина перед самым сном она подходила оценить крепость ветки и черенков.

В августе, когда яблоки стали наливаться теплом и светом и на них появились золотистые медовые прожилки, нетерпение стало невыносимым и почти осязаемым. Но Мария твердо решила дождаться праздника Преображения Господня, которое еще называют Яблочным Спасом. Днем, когда освящают яблоки как символ нового урожая.

Только теперь, любуясь как они наполняются изнутри таинственным светом, она поняла, почему именно яблоки освящают в день, когда на горе Фавор апостолы увидели как Христос «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Ожидая благословенного преображения, яблоки сияли на солнце. Хотя (в этом месте она внутренне хмыкала), не исключено, что я пристрастна к своим яблокам и всматриваюсь в них до рези в глазах.

Следил за яблоками и сосед Борис. Тем более, что это не составляло ни малейших усилий: согласно старым договоренностям участок был поделен пополам на глазок и ограду не ставили. Поэтому едва Маша уходила, он мгновенно подскакивал к яблоне и оценивал размер и состояние подрастающего поколения.

Борису бы даром не нужны были чужие яблоки – своих яблонь у него было шесть. Из них четыре чудесных, сладких, летних сортов – Мелба, Делькорф, Конфетное… Сочных настолько, что от первого надкуса сок тек по запястью к локтю, прочерчивая сладкую липкую дорожку.

Но не было у Бориса его самого любимого сорта – Белого налива, который неожиданно появился у Машки в количестве трех штук. Конечно, можно было пойти в пятницу на рынок и купить у торговцев любых яблок, но это было слишком просто, неспортивно. Поэтому Борис выжидал.

Вечером накануне Преображения Маша, вернувшись со всенощной, достала с верхней полки кладовки праздничную цветную корзинку и уложила в нее несколько купленных темных слив и крупного желто-розового армянского винограда. Для украшения главного плода – яблок. Поставила корзину в холодильник и легла спать, намереваясь сорвать яблоки перед выходом в церковь.

Утром вместо трех, на яблоне висело единственное яблоко. Спору нет, самое красивое. Но одно. И Маша знала, почему. И догадывалась, что Борис подглядывает в окно, поэтому, не оборачиваясь в его сторону, сорвала яблоко, оставив корзину на крыльце сунула его в карман и пошла на службу.

Она давно выросла и понимала, что яблоки – это совершенная ерунда. Что главное в празднике – Преобразившийся Христос, и тот свет, который он осветил мир. И слова Иоанна Златоуста, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей» как символ преображенной жизни, наполненной новыми смыслами и обретающей новые измерения и пространства. Но в глазах щипали слезы дурацкой обиды на глупого злого старика, укравшего ее яблоки.

После освящения плодов она подошла к отцу Илье, протянула ему яблоко:

— С праздником, Мария! Где же остальное? Обычно твоя корзинка самая красивая.

— Борька сожрал. – Не смогла соврать Маша. – Одно оставил, возьмите – видеть его не хочу.

— Куда же мне? Я наоборот думал с тобой поделиться. Смотри, сколько надарили. Нам с семьей, с дьяконом и хором всего никогда не съесть.

Маша оглянулась: возле отца Илии стояли ведра, тазы, коробки, пакеты с фруктами и овощами.

Она засмеялась. Отец Илия удивленно взглянул на нее.

— Спасибо, возьму. Можно выбрать? А знаете, я ведь не люблю яблоки. А больше других рыхлый крахмалистый Белый налив не люблю. Свекровь любила, а я могу съесть одно, и то незрелое. Так что давайте меняться.

Домой Маша вернулась с пакетом овощей и фруктов. Ей не хотелось видеть Бориса, но она понимала, что встречи не избежать.

— Маш, а Маш – с праздником! А ты чего яблоки-то не взяла? Я утром встал, а они на земле валялись. Видимо их ночью дождем сбило. Так я на столик положил – думал освятишь. А ты оставила.

Маша засмеялась второй раз – свободно, счастливо. Подмигнула сияющим в солнечных лучах яблокам.

— Борис, яблочко хотите? Возьмите. С праздником!

Яблочный Спас: что за праздник и как его отмечать

Суть яблочного спасаПреображение Господне, или по-народному Яблочный Спас, — это праздник в честь Иисуса Христа.

В православии Спасами называют три главных летних праздника, приуроченных к важным событиям христианства.

Медовый Спас — в честь Происхождения Животворящего Креста Господня, Яблочный — Преображения Господня, Ореховый – Успения Пресвятой Богородицы.

Традиция окроплять яблоки на Руси появилась вместе с введением греческого календаря празднеств.  Греки в праздник Преображения Господня благословляли «плоды лозные новые», то есть виноград. Но в России более привычным фруктом являются яблоки, так появилось другое название праздника в честь Спасителя – Яблочный Спас.

Почему называется Яблочный Спас?

Спас – это сокращение от слова Спаситель. Оно указывает на связь праздника с Господом как со Спасителем мира. Служит напоминанием о вере в него и его милосердии.

Яблочный – это второй Спас из череды летних религиозных праздников. Он символизирует Преображение Господне.

Объединенность праздников Преображения Господня и Яблочного Спаса имеет глубокий смысл: как зеленые и кислые плоды под лучами солнца изменились и созрели, так и душа человека под влиянием Солнца Правды (Веры) преобразуется, духовно расцветает и созревает для жизни вечной.

Согласно церковному календарю, он празднуется в строго установленную дату – 19 августа.

В 2022 году Яблочный Спас празднуют в пятницу.

История праздника Яблочного Спаса началась в IV веке. Событие не имело отношения к религии. По традиции, славяне в этот день провожали лето, начинали сбор фруктов и овощей, благодарили Бога за богатые дары.

Считалось, что с 19 августа заканчивается лето и начинается осень. Было принято угощать всех плодами со своего огорода. За ворота выставляли корзины с фруктами, все прохожие могли угощаться ими.

Так как главным фруктом на Руси было яблоко, то ему придавалось особое значение. Была примета, что съеденный в праздник освященный фрукт прибавляет сил, здоровья и исполняет заветные желания.

В этот день можно вкушать освященные плоды свежего урожая.

Яблочный спас: что за праздник

Преображение Господне – что за праздник?

Это один из двенадцати почитаемых христианских праздников.

Зная об окончании своего земного пути, Спаситель поведал ученикам о своей миссии: взять на себя грехи людей, быть распятым на кресте, погибнуть и воскреснуть на третий день в новом обличии.

Когда они усомнились в его словах, он вместе с тремя апостолами отправился на Фавор, гору вблизи Иерусалима. Сердечно молясь, Иисус изменился: лицо его излучало свет, как солнце, облачение стало белоснежным, будто снег.

В светящемся облаке явились на гору пророки Моисей и Илия. Они поведали об окончании земного пути Господа. Внезапно все вокруг озарилось ослепительно-белым светом, а глас Создателя подтвердил божественную сущность Сына Божьего.

Таким образом, суть праздника Преображения Господня состоит в том, что Христос явил два своих естества: человеческое и божественное, объединив в себе оба начала. Богословы, комментируя чудо, поясняют, что Господь трансформировался, «чтобы показать нам будущее преображение естества нашего» и указать на следующее пришествие его на землю.

Второе название праздника по месту откровения — Спас на горе.

Преображение господне что за праздник

Как отмечают Яблочный Спас

Что делают в христианский праздник Преображения Господня?

Его высоко почитают и любят православные христиане. В храмах организуют торжественные богослужения. Священники облачаются в белоснежные одеяния, символизирующие фаворский свет.

Вечером, накануне события, проводится большое богослужение, а утром – литургия и крестный ход. На службе прихожане просят благословения своим посевам.

Верующие берут с собой овощи и фрукты.

После литургии священнослужитель читает молитву для освящения яблок, фруктов и овощей нового урожая, окропляет их святой водой.

Верующие не сомневаются, что плоды вначале следует разделить с Богом, а потом есть самим.

После службы посещают могилы родственников, а вот класть на них освященные яблоки не следует.

После храма верующие дома устраивают застолье. Отмечают торжество в семейном кругу, в спокойной домашней обстановке.

Как отмечают Яблочный Спас

Кому нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?

Существует поверье, по которому женщинам, потерявшим деток, яблоки запрещается есть до Спаса. Якобы в праздник Матерь Божья угощает райскими яблочками души ребят. Но те дети, чьи мамы не соблюдали пост и кушали яблоки до праздника, угощение не получают. Может, это просто поверье, но тем, кто заботится не только о своей душе, стоит прислушаться.

Почему нельзя есть яблоки до яблочного спаса

Народные приметы и обычаи

По христианским традициям, торжество выпадает на Успенский пост, по правилам церкви запрещается кушать фрукты, овощи, а также из них что-то готовить. Однако в праздничный день яблоки не только можно, но и нужно есть, освятив их на службе.

Помимо церковных правил, вокруг Яблочного Спаса существуют еще народные традиции и обычаи.

  • Отказ от употребления яблок до праздника символизирует стойкость в противостоянии искушению, ведь именно этот фрукт стал причиной грехопадения (Адам в райском саду не сдержался и надкусил запретный плод).

  • Обычай надевать белоснежные одеяния, чтобы подчеркнуть сопричастность празднику.

  • Обычай освящать пучки из 12 колосков, хранить их до следующей посевной, затем размочить и сеять с фуражным зерном (считалось, что это гарантирует хороший будущий урожай).

  • В такой день допускалось ослабление Успенского поста и разрешалось полакомиться рыбкой, нежирной выпечкой и церковным вином.

  • До 19 августа нельзя собирать с веток яблоки.

Яблочный спас: приметы

  • Традиционно друзей и знакомых одаривали яблоками, поэтому «на Второй Спас и нищий яблочко съест».

  • На полях сплетали из колосьев «дедову бороду».

  • На закате провожали солнце народными песнями.

Незамужние девушки гадали, надкусывая освященные яблоки и читая заговор на суженого.

Тот, кто не пробовал до Преображения яблок, с первым кусочком должен загадать сокровенное желание, оно обязательно сбудется.

Яблочный спас: традиции праздника

Великий Спас – кладезь народных примет:

  • Сухая погода на Спас – к сухой осени и лютой зиме.

  • Откусывая яблоко, узнавали, какая будет жизнь: если яблоко сладкое, то радостная и счастливая, а если кислое – ждет жизнь тяжелая и хлопотная.

  • Если одновременно на руку прилетят две мухи, предстоит удачный год и в делах, и в личной жизни.

  • Плохая примета убивать в этот день насекомых.

  • Дождливый день на Преображение – осень моросящей будет.

  • С 19 августа ночи станут холоднее, перелетные птицы собираются в стаи. Пришел Спас – ушло лето от нас.

Чего нельзя делать в Яблочный Спас

Часто задают вопрос о том, можно ли жениться на Яблочный Спас. Святая Церковь отвечает, что свадьбы в этот день не справляют, так как в это время не совершают обряд венчания, но если молодые невоцерковленные, то бракосочетание не возбраняется, это их личное дело.

Все же существует несколько строгих правил, чего нельзя делать в праздник:

  • Стирать, мыть или выполнять тяжелую физическую работу (если она не связана с трудовой обязанностью или ее нельзя отложить).

  • Приносить в церковь для освящения мясо и алкоголь.

  • При соблюдении поста есть мясо, молоко, яйца.

  • Ссориться, желать ближнему зла.

  • Шумно веселиться.

  • Есть мясо.

  • Пить крепкий алкоголь.

  • Работать в огороде.

  • Чревоугодничать.

  • Убивать насекомых.

  • Шить. Кто на праздник шьет, тот все время слезы льет.

  • Оставлять неубранным после праздника зерно.

Чего нельзя делать в Яблочный Спас

Что едят в праздник Преображения Господня

Успенский пост по строгости не уступает Великому. Церковное правило вводит запрет на употребление мяса, яиц, птицы, молока и рыбы.

Так что  же едят на Яблочный Спас?

 Основным блюдом на столе, конечно же, являются яблоки. Но в такой большой православный праздник устав разрешает вкушать рыбу и кушанья из нее, а также морепродукты, рыбную икру, постное масло и немного красного вина.

Царят на столе блюда из яблок:

  • свежие фрукты;

  • пирожки с начинкой из тушеных яблок;

  • яблочное варенье и повидло;

  • сладкие вареники;

  • запеченные с корицей и медом яблоки;

  • овощные супы на растительном масле;

  • тушеная с овощами рыба;

  • жареные грибы;

  • орехи;

  • виноград и груши;

  • овощное рагу;

  • праздничная кутья.

Стихи про Яблочный Спас

Преображение

Зреет час Преображенья,

Он сойдет, наш Светлый Гость,

Из распятого терпенья

Вынуть выржавленный гвоздь.

От утра и от полудня

Под поющий в небе гром,

Словно ведра, наши будни

Он наполнит молоком.

И от вечера до ночи,

Незакатный славя край,

Будет звездами пророчить

Среброзлачный урожай.

А когда над Волгой месяц

Склонит лик испить воды, —

Он, в ладью златую свесясь,

Уплывет в свои сады.

И из лона голубого,

Широко взмахнув веслом,

Как яйцо, нам сбросит слово

С проклевавшимся птенцом.

Есенин Сергей

История праздника Преображения, Яблочного Спаса.

Из беседы протоиерея Максима Козлова в программе «Вглядываясь в традиции» вы узнаете, что такое Яблочный Спас и на какое число он выпадает в 2023 году.

Что такое Яблочный Спас?

Праздник Преображения Господня, Яблочный Спас. Что это за событие и почему оно включается в число 12 главных событий церковно-богослужебного года?

яблочный спас

Фото: Луна, photosight.ru

Незадолго до Своих крестных страданий Иисус Христос поднимается на гору Фавор, берет с Собой трех Своих самых близких учеников: Иакова, Иоанна и Петра, и преображается, то есть изменяется перед ними.

Один из евангелистов, Марк, пишет:

Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лицо Его стало сиять подобно солнцу.

Христу явились два ветхозаветных праведника: Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о том, что должно вскорости произойти. А потом апостол Петр трогательно говорит:

Нам так хорошо, Господи, тут с Тобою, мы сделаем палатки. Тебе одну, одну нам с Моисеем и Илией, и останемся тут.

Он имел в виду, конечно, навсегда. Пусть все, что внизу этой горы, нас уже никогда не коснется.

Но Господь берет его, двух апостолов, и спускается в этот мир. Вскорости Ему идти на крестные страдания, но они уже будут знать, что Он не просто бесконечно хороший человек, не просто верный принципам Своей проповеди учитель нравственности, не убежденный в истинности Своей идеи философ, что Он — Сын Божий. Человек, конечно, настоящий, не фантом, а по природе человек, но одновременно и Бог, Сын Бога живого.

С тех пор это стало одним из принципиальных положений христианской веры. Собственно, без этого нет христианства. Без того, чтобы признавать Иисуса Христа настоящим человеком (не очередным перевоплощением, не бесплотным духом, имевшим только некую видимость плоти, а настоящим человеком), но при этом и настоящим Богом.

Не Сыном Божьим, по Льву Николаевичу Толстому, в том смысле, как все хорошие люди являются детьми Божьими, и уж тем более не по Михаилу Афанасьевичу Булгакову — просто хорошим человеком, а настоящим Богом.

Праздник Преображения — это кроме того еще и указание, напоминание нам о том, что как бы иной раз ни была трудна жизнь, какими бы немощными ни казались мы сами себе, какое бы видимое торжество зла ни происходило в окружающей нас действительности и в истории, вселенная — есть не просто запущенная машина, существующая дальше по своим внутренним законам и движущаяся на своем моторе. Это возлюбленное творение Божье, и человек — венец этого творения.

Господь не всегда понятными нам, но несомненно руководимыми Его любовью путями ведет всю эту Вселенную, все это творение и каждого человека к тому, чтобы не лишить его возможности такого же преображения, такого же просияния и прикосновения к Богу, которое испытали апостолы на Фаворской горе. И о том, что это становится реальным, знали в веках многие и многие подвижники благочестия. Те, кого называли исихастами, то есть молчальниками на горе Афон. Или такие, как преподобный Серафим Саровский, наш великий святой конца XVIII — начала XIX веков, который оставил беседу с помещиком Николаем Мотовиловым, в которой рассказывал ему о том, что такое благодать Святого Духа. Показал тому, какое это тепло, какое умиление, какая это радость, какое это — не умозрительно-философическое, а реально жизненное прикосновение к Живому Богу.

И сегодняшний праздник со всеми его яблочками, со всем виноградом, который уже можно вкусить после богослужения, начиная с минувшей пятницы — от этой малой радости яблочно-виноградного осязания, обоняния и вкушения, до великой радости всепроникающей благодати Божьей — напоминание: Не бойся зла!

Тот, Кто с нами, всегда сильнее того, кто против нас.

Справка от редакции портала «Правмир»

Какого числа Яблочный Спас в 2023 году?

В 2023 году Яблочный Спас будут праздновать 19 августа.

Яблочный Спас. Традиции

История Яблочного Спаса

Яблочный Спас отмечают в самый разгар сбора летнего урожая. Яблоки в эти дни становятся спелыми и сочными. Люди делают заготовки на зиму, варят яблочное варенье, рядом на календаре и праздник Медового Спаса.

Яблочный Спас празднуется каждый год в один и тот же день — 19 августа. Отмечается явление Иисуса Христа перед апостолами, Его учениками, в Божественной природе. На горе Фавор Иисус был со Своими приближенными учениками, когда они увидели прекрасный преображенный лик Христа, а голос с неба сказал им, что перед ними — Сын Божий. Благодаря этому событию Яблочный Спас называют еще Спас на горе.

Православные христиане в этот день стараются преобразиться внутренне, и, хотя нам не дано приблизиться к Божественной святости и чистоте, люди стараются изменить свою жизнь, избавиться от дурных привычек, соотносить свои поступки и помыслы со Священным Писанием.

Традиции Яблочного Спаса

Вечером перед праздником проходит большое церковное богослужение, а утром — литургия с крестным ходом. Храмы украшаются лампами, а священники в этот день служат в праздничном белом облачении. Прихожане часто приносят с собой корзинки с яблоками, виноградом и другими древесными плодами, а также колосья пшеницы. После освящения фрукты можно употреблять в пищу.

В этот день верующие просят благословить свои посевы. Главным символом праздника все же остается яблоко, которые не вкушают до освящения. Во время праздника продолжается Успенский пост, поэтому остальные ограничения во вкушении пищи тоже остаются в силе.

Раньше считалось, что в этот день Ангелы угощают души умерших детей яблоками на небе, поэтому было принято оставлять яблоко на могиле умершего ребенка. Но это — не более чем светское поверье, не имеющее отношение к православию.

Стихи о Яблочном Спасе

Александр Блок — Преображение

Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) –
Беспокойное желанье
Вместе с Богом – в вышине.

Сергей Есенин — Преображение

Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Среброзлачный урожай.
А когда над Волгой месяц
Склонит лик испить воды, —
Он, в ладью златую свесясь,
Уплывет в свои сады.
И из лона голубого,
Широко взмахнув веслом,
Как яйцо, нам сбросит слово
С проклевавшимся птенцом.

Борис Пастернак — Август

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса.
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Читайте также:

  • Вознесение Господне
  • Вознесение — возвращение на Родину?

Фото в начале статьи: Hram Preobrajeniya / Flickr

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Яблоня на фоне церкви
Яблочный Спас: традиции, даты и обычаи праздника: Wikimedia

Яблочный Спас — это самый известный и значительный из всех августовских Спасов. Он наполнен глубоким христианским содержанием и народными традициями. О празднике, его обычаях и приметах рассказал Петр Малков, этнографы Аполлон Коринфский, Галина Айдашева, Сергей Максимов.

Религиозная суть и история Яблочного Спаса

Когда Яблочный Спас? В отличие от двух других Спасов, которые отмечают в августе, Яблочный Спас — великий двунадесятый христианский праздник. Он имеет непреходящую дату в календаре — 19 августа. В этот день православная церковь торжественно отмечает Преображение Господне. В народе же он имеет множество названий: Спас Преображение, Великий Спас, Спас на горе, Яблочный Спас, Осенины.

Если религиозное название праздника идет от одного из имен Спасителя, в народе его трактуют от слова «спасаться», то есть запасать плоды урожая на долгую зиму, чтобы не голодать.

Христианское значение праздника Преображение Господне

В основе Преображения лежит евангельское предание. В трех первых книгах Нового Завета описывается значительное событие земной жизни Иисуса Христа. Однажды Учитель с тремя ближайшими учениками поднялся на высокую гору, которая в Евангелиях не названа. Церковное предание указывает, что это была сакральная гора Фавор недалеко от Назарета.

Здесь ученики увидели неизвестный им ранее облик Иисуса: его лицо просияло божественным светом, одежды сделались белыми, как свет. Он беседовал с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. Затем всех осенило облако, из которого послышался глас: «Сей есть Сын мой возлюбленный, его слушайте!».

Христианские богословы открывают верующим глубокий и многозначительный смысл этого события:

  • В нем впервые открылось два естества Иисуса Христа — божественное и человеческое.
  • Ученики увидели в одном событии все ипостаси Святой Троицы: явление Бога Сына, о котором свидетельствует Бог Отец гласом Святого Духа.
  • Своим преображением Иисус Христос показал, каким может быть человек, будущее преображение его естества.
  • Открывается дорога внутреннего преображения каждого человека как путь нравственного развития, духовного роста.

Такие откровения для верующих христиан стали источником необычной, возвышающей радости, открыли красоту человека, примиренного с Богом, живущего в радости и любви. Кандидат богословия в книге о Преображении Господнем подчеркивает еще одно значение этого явления: для всех открыт путь на Фавор, на торжественном богослужении многие испытывают такую же радость от встречи с Богом, как тогда апостолы.

Икона Преображение

Евангельская история о Преображении Господнем: Pixabay

История праздника Преображение Господне

Евангельское событие стало основанием для праздничных торжеств в период утверждения христианства. Царица Елена, мать римского императора Константина, в IV веке возвела на горе Фавор базилику в честь Преображения. Она сразу стала местом поклонения для многочисленных паломников. Предполагают, что первоначально Преображение было праздником этого храма.

В том же веке на христианском Востоке, в Армении, этот праздник учредил святитель Григорий Просветитель. В Константинополе праздник был утвержден в Х веке.

Почему датой праздника выбрана середина августа, достоверно неизвестно. Возможно, в это время была освящена базилика на горе Фавор. Как и в истории многих христианских праздников, Преображение приурочили к древним языческим торжествам. В этом случае праздникам, посвященным сбору урожая. В Средиземноморье это был период сбора винограда и торжеств в честь греческого бога виноделия Вакха.

Почему Яблочный Спас так называется? У славян древние торжества сбора урожая преобразились в освящение всех плодов многомесячного труда — хлеба, овощей, фруктов, прежде всего главного лакомства — яблок, что дало самое распространенное название празднику.

Семья рвет яблоки

Яблочный Спас: Freepik

Народные традиции и приметы Яблочного Спаса

Земледельцы в августе получают самые значительные результаты своего труда. По этой причине все традиции, обряды, приметы вращаются вокруг этого главного явления и воплотились в праздновании Яблочного Спаса.

Что делают на Яблочный Спас?

Для верующих христиан главным в этот день считается посещение торжественного богослужения в храме, освящение плодов нового урожая. В православии принято это делать в знак благодарности Богу за получение пропитания человеку.

Есть яблоки и другие фрукты до освящения их на Преображение считалось грехом, особенно для родителей, потерявших детей. Этнограф Сергей Максимов пишет, что во искупление такого греха запрещалось есть яблоки и 40 дней после Спаса.

Рвать яблоки к празднику поручали обычно детям, как имеющим безгрешные руки. Праздник сопровождался различными обрядами:

  • Разговление. Прежде чем съесть освященное яблоко самому, следовало угостить близких, больных, нищих: «На Второй Спас и нищий яблочко съест».
  • Угощение. Садоводы стремились угостить яблоками больше людей, чтобы следующий урожай был обильным.
  • Молебны. В этот день приглашали в церковные сады для совершения молебна. Как пишет Аполлон Коринфский, после молебна начинали собирать урожай, так как был дорог каждый день.
  • Приготовление блюд. К празднику принято варить варенье, печь пироги с яблоками, блины, варить компоты и угощать родных и близких.

Пирог, яблоки, чашка

Угощение на Яблочный Спас: Pixabay

С Яблочного Спаса открывался сезон свадеб, а венчание в день самого праздника предвещало счастливое долгое супружество. День большого праздника был поводом для различных гаданий и предсказаний:

  • Прежде чем надкусить освященное яблоко, загадывали желания со словами: «Что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Считали, что если первым попалось кислое яблоко — это предвестие трудностей, а сладкое — счастливое предзнаменование.
  • Девушки гадали на яблочной кожуре, хорошим знаком считалось очистить яблоко одной длинной полосой. Такие полоски бросали через плечо в огонь костра и наблюдали: быстро свернулась — плохой знак, расправилась — к удаче в сердечных делах.
  • Молодые гадали с помощью туго закрученного на веревочке яблока, которое держали над костром. Если яблоко вскоре падало в огонь — к быстрому замужеству или женитьбе.

Девушки на праздник водили хороводы вокруг яблонь. Вечером, на закате, молодежь выходила за деревню на открытое пространство, чтобы провожать солнце. Это было символическое прощание с летом и теплом.

Девушка чистит яблоко

Гадания на Яблочный Спас: iStockPhoto

Что нельзя делать в Яблочный Спас?

Большой праздник нельзя встречать с обидами в душе, быть в ссоре, ругаться, конфликтовать с кем-то, желать зла. Предосудительно жадничать и сквернословить. К Спасу сложились и другие особые запреты:

  • Нельзя заниматься будничными домашними делами — шить, вязать, делать ремонт. Но делается исключение для Яблочного Спаса — можно работать в саду.
  • Запрещалось убивать и даже прогонять любых мошек и насекомых.
  • Действовал запрет на купание в водоемах, считалось, что потревожишь водяных — навлечешь беду.

Не употребляли в этот праздник мясные и другие скоромные продукты, потому что продолжался Успенский пост. По этой же причине не допускалось шумное веселье, вечеринки с алкогольными возлияниями.

Народные приметы на Яблочный Спас

Одно из народных названий праздника — Осенины, что свидетельствовало о наступлении преображения природы. Автор книги о народных обрядах Галина Айдашева считает, что в народных праздниках сливались труд и поклонение природе, поэтому люди придавали значение приметам:

  • Какой Второй Спас, таким будет и Покров, и январь.
  • Сухой день 19 августа предвещал сухую теплую осень, мокрый — дождливую. Заметили, что дождь в праздничный день был к снежной зиме.
  • Если роились пчелы — вскоре наступят дождливые дни.
  • Хорошей приметой на удачу считалось, если в этот день на руку сядут две мухи.

Замечали, как ведут себя аисты в эти дни: если птицы собирались в стаи до праздника, то ожидали раннюю зиму. Стаи после Спаса предвещали теплую осень и позднее наступление зимних холодов.

Значимость и символика праздника Преображения Господнего настолько велики, что к ним прислушиваются и верующие, и поклонники народной культуры. Традиции, обряды, угощения Яблочного Спаса тем более привлекательны для всех.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1927276-yablochnyy-spas-istoriya-traditsii-i-obychai-prazdnika/

Праздник Преображения Господня в русской народной традиции именуют «Яблочным Спасом». В храм в этот день для благословения, которое ошибочно именуют освящением, несут яблоки, виноград и другие плоды. Это название никак не отражает духовного смысла праздника и является проекцией аграрного календаря на календарь церковный. Нелепость названия заключена в неправильном использовании слова «Спас». Спас – это Спаситель, сам праздник Преображения – Господский, и посвящен одному из событий из земной жизни Господа Иисуса Христа. Необдуманно называя Преображение Господне Яблочным Спасом, люди невольно именуют Господа «яблочным Спасителем». Звучит не просто нелепо, но и в определенной мере кощунственно. Но, увы, так называемый народный календарь пестрит подобными названиями. Только одних «Спасов» аж целых три – медовый, яблочный, ореховый, а Успенский пост, на который приходится два из трех «Спасов» и вовсе именуют «Спасовкой».

Конечно же, яблоки не имеют никакого отношения к событию Преображения Господня, описанному в Евангелии. Апостол и евангелист Матфей повествует: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сём Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сём видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых» (Мф.17:1-9).

Последние слова Спасителя приоткрыли пораженным необычным видением апостолам завесу скорого будущего и явили Его не как царя земного, которого ждали иудеи в лице Мессии, а как Сына Божьего. Несколькими днями раньше они уже исповедовали Его Христом, Сыном Бога Живого (Мф.16:16), но сейчас об этом явно свидетельствовал Отец. И смерть в словах Спасителя предстает перед апостолами как нечто, не имеющее над Ним никакой силы, потому, что Он готовится воскреснуть из мертвых. Этот глубокий духовный смысл укрепляет видение двух наиболее почитаемых пророков, один из которых – законодатель Моисей, а другой – Илия, которые беседуют со Христом о Его скором исходе (Лк.9:31).

Как видим, ничего, что позволяло бы «привязать» к этому событию яблоки или какие-либо другие плоды, в Евангелии не описано и даже намека никакого на это нет. Так откуда же взялась традиция нести в храм в этот день яблоки и другие плоды?  

Традиция приносить Богу часть от плодов своего труда уходит своими корнями в глубокую древность. Каин и Авель, сыновья Адама, приносили первые дары Богу: «Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4:2-4). До устроения первого храма и установления обрядового закона, данного Богом через Моисея, жертвоприношения носили нерегулярный характер, но совершались по различным поводам. Жертвы Богу приносили Ной (Быт.8:20), Авраам (Быт.12:8) (Быт.13:4) (Быт.22:13), Исаак (Быт.26:25), Иаков (Быт.28:18) (Быт.31:54) (Быт.33:20) (Быт.35:7), Моисей (Исх.17:15), Иофор (Исх.18:12) и т.д.

С устроением скинии – переносного храма, который носили с собой евреи во время путешествия по пустыне, Бог учредил священство (Исх.28:1) и жертвы стали приноситься регулярно – ежедневно. Обрядовый закон предписывал приносить особые жертвы по разным поводам и в очищение за разные грехи. Три раза в год – на праздник опресноков (Пасхи), праздник седмиц (пятидесятницы) и праздник кущей, весь народ должен был являться к храму и приносить особые жертвы (Исх.23.14-17).

Именно на праздник опресноков, который длился семь дней и сопровождался различными жертвоприношениями, полагалось приносить в храм первый сноп жатвы только поспевшего ячменя: «когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник» (Лев.23:10-11). До дня вознесения снопа было запрещено есть хлеб нового урожая (Исх.23:14). Семь недель, отделявшие 16-е нисана (день Пасхи) от праздника Пятидесятницы, были у евреев временем жатвы, сначала ячменя, а потом и пшеницы. К этому дню жатва обыкновенно оканчивалась. На праздник, через семь полных недель после дня вознесения снопа (Лев.23:15), совершалось новое хлебное приношение, это был праздник жатвы первых плодов (Исх.23:16). «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (Втор.16:13) – так завершался цикл больших праздников Ветхого Завета. Все они, как видно из приведенных цитат имели кроме основного, еще и аграрное значение для древних иудеев, и были непосредственно связаны с началом и окончанием уборки урожая.

Аграрно-религиозные праздники существовали не только у иудеев, но и практически у всех язычников, которые так или иначе занимались земледелием и скотоводством. Так, у древних греков были праздники: Осхофории (праздник в честь Диониса и Афины Скирады в благодарность им за дарованный людям урожай винограда и маслин), Кронии (праздник окончания уборки хлебов в честь Крона), Фесмофории (праздник в честь Деметры и Персефоны, отмечался в посевную пору женщинами, которые совершали обряды, способствующие плодовитости человека и плодородию природы), Дионисии (отдельный праздник в честь Диониса, посвященный окончанию сбора урожая винограда) и другие. У римлян самыми веселыми и любимыми были декабрьские Сатурналии, посвященные земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествляли с греческим Кроном. У египтян было также множество праздников урожая, которые отмечали в каждой местности в разные дни. Во время этих празднеств устраивали ритуальное чествование богов плодородия – Астарты, Исиды и др.

С утверждением христианства некоторые языческие праздники и традиции были христианизированы – приобрели христианское осмысление. Поскольку не только язычники, но и христиане были земледельцами или скотоводами, то и они обращались к Богу с молитвами о помощи в своих занятиях. Церковь не стала кардинально ломать традиции, имевшиеся в народе, и приуроченные к аграрным праздникам. Так, традиция благословения плодов нового урожая на праздник Преображения Господня, и благодарственные молебны в этот день в средиземноморских странах вытеснили «вакханалии» — празднования в честь хмельного бога Вакха и сбора нового винограда.

Доподлинно неизвестно, почему праздник Преображения Господня был установлен на один из летних месяцев. Ведь оно вряд ли происходило летом. Анализ евангельских текстов показывает отчетливую последовательную связь Преображения, Страстей и Воскресения. Литургист Битбунов об этом пишет так: «В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих Страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф 16.21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф 16.22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф 16.28). И далее по тексту Евангелия следует Преображение, в котором видится не только укрепление апостолов в вере в Сына Божия, но и укрепление их духовных сил в преддверии предстоящих Ему страданий. Мысль о связи Преображения и Страстей также подтверждает беседа Спасителя с Моисеем и Илией, которые говорят «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31).

Далее в Евангелии читаем, что немногим позже Преображения Христос со своими учениками приходит в Капернаум, где Петр разговаривает со сборщиками храмового налога – собирателями дидрахм. В соответствии с постановлением, указанным в Исх.30:13, каждый иудей мужского пола старше 20 лет должен был платить ежегодный храмовый налог в пол-сикля, что было равно двум греческим драхмам – дидрахме. Известно, что сбор этого налога был хорошо организован и совершался в течение месяца адара, что соответствует нашему марту.

Таким образом, Преображение происходило зимой, а не летом. Летнее же празднование Преображения, по одной из версий, было установлено в 4 веке в Армении, святым Григорием Просветителем. Тут наиболее достоверной версией установления видится противовес языческим традициям. Такой миссионерский подход Церкви наблюдается и в некоторых других церковных праздниках и традициях, вытеснивших собой языческие празднования.

Русский востоковед и церковный историк Болотов В.В. писал: «В Каппадокии и до настоящего времени уцелел сельский праздник bartoybaria — в шестое воскресенье после Пасхи. Молодежь гадает о своей судьбе около ведра, в которое опущены в воду сорванные зеленые листья. В Армении праздник Преображения называется — даже и в богослужебных книгах — «wardawar». Тождество имени с каппадокийскими bartoybaria очевидно. Есть известие, что у армян-язычников «вардавар» назывался праздник, который они в месяце навасард справляли в честь богини Астхик, именем которой армянские переводчики заменяют греческое Afrodite. Чтобы искоренить этот языческий праздник, древние отцы Армянской церкви в то же время года учредили праздник Преображения Господня, оставив за ним древнее наименование «вардавар»». (Болотов В.В. «Михайлов день», с. 619-620). Интересен тот факт, что сейчас в Армянской Церкви праздник Преображения является переходящим и празднуется в 7-ое воскресенье после Пятидесятницы.

В Православной Церкви празднование совершается всегда в один и тот же день – 6/19 августа. В день праздника уставом положено благословение плодов нового урожая. Читается молитва, в которой, на удивление, нет ни единого слова о празднике Преображения Господня: «Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прими и ныне от Твоего раба (имя) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Как видно из текста молитвы, в ней нет и слов о благословении принесенных плодов, подобных тем, что читаются в молитве перед едой или в молитве благословения яиц и других приношений на праздник Пасхи. Слова молитвы – это, в первую очередь, благословение человека, принесшего приношение. Молитва эта очень глубока по своему смыслу и отражает древнюю традицию приносить Богу первые плоды нового урожая. И древние иудеи, и древние христиане и даже язычники приносили плоды в храм вовсе не для того, чтобы, получив благословение, унести их обратно домой. Это был дар Богу или богам, жертвоприношение.

Но сейчас видим следующую картину – приносятся в храм плоды, священник читает молитву, окропляет их святой водой, и люди, собрав «освященные» яблоки, несут их домой. При таком подходе о посвящении первых плодов нового урожая Богу речи не идет, особенно если учесть то, что в подавляющем большинстве случаев плоды эти просто куплены в магазине, а не выращены теми, кто их принес. Вероятно, причиной этому, является, с одной стороны, претерпевшая изменение с течением времени традиция. А с другой стороны – обычные бытовые суеверия, одно из которых гласит – нельзя вкушать яблоки до Преображения. Поскольку свежих яблок хочется всем, то люди, внимая этому утверждению, несут в храм яблоки на «освящение», особо не задумываясь о духовном смысле праздника Преображения Господня, видя лишь практическую сторону. Поэтому получившийся перекос и именуют «яблочным Спасом».

Но что же делать с хорошей и древней традицией посвящать Богу плоды нового урожая? Как сделать так, чтобы и Богу угодить, и плодов, окропленных святой водой отведать? Для этого не нужно изобретать велосипед. Во первых, нужно помнить, что молитва священником читается не над плодами, а является просьбой Богу о благословении тех людей, кто эти плоды вырастили и принесли в храм. Поэтому было бы вполне логичным, в первую очередь, совершать такую молитву именно в тех местах, где плоды эти выращиваются, а людям, которые их выращивают не забывать приносить начатки плодов нового урожая в храм, через таковое приношения испрашивая благословение Божие на свой труд и его плоды.

Во вторых, нужно понимать, что традиции со временем меняются и это нормально. Сейчас большинство людей живет в городах, не занимается сельским хозяйством, а плоды нового урожая покупает на базаре или в магазине. Несомненно, вкусить благословленную пищу на праздник хочется всем. А если еще и Церковь сама предлагает в этот день освящать плоды, то грех такой возможностью не воспользоваться. Но, памятуя о древней традиции посвящения плодов нового урожая Богу, стоит уносить их храма не всю ту же полную корзину, что была принесена, а несколько опустошенную. Добро было бы разделить корзину на три части – часть плодов оставить как жертву в храме, другую часть отдать неимущим, а оставшееся нести домой, чтобы с радостью вкусить на праздничной семейной трапезе.  

И последний вопрос – причем тут яблоки? Тут, как раз, все очень просто. Греческая традиция, пришедшая к нам с православием, предписывает в этот день приносить в храм плоды нового урожая винограда. Ведь именно из винограда делается вино, на котором потом совершается Божественная литургия. В России виноград, конечно, растет, но не везде. Зато к этому времени поспевает новый урожай яблок, орехов и меда. И благочестивым нашим предкам, которые выращивали плоды и разводили пчел, очень хотелось получать благословение на свой труд. На три Господских праздника вместо винограда стали освящать мед, яблоки и орехи. Так и появились три «Спаса» — медовый, яблочный и ореховый. Аграрный календарь был спроецирован на церковный календарь, оброс разными суевериями и превратился в «народный».

Православному христианину в эти дни стоит прийти в храм, в первую очередь, для того, чтобы разделить духовную радость со своими братьями и сестрами, и причаститься Святых Христовых Тайн. А после подумать о благословении меда, яблок, винограда, орехов и других плодов. И главное – больше никогда не называть праздник Преображения Господня «яблочным Спасом», и другие Господские праздники «ореховым Спасом» и «медовым Спасом».   

Один из главных вопросов, связанных с Яблочным Спасом – когда освящают яблоки в этот день, как и где это происходит. Освящение фруктов и овощей осуществляется в храмах сразу после службы. Праздник совпадает с днем Преображения, поэтому в церкви сначала проводится литургия, а затем можно освятить фрукты и другие дары.

На Яблочный Спас в церкви святят яблоки и другие фрукты

Когда святят яблоки на Яблочный Спас

Ответ на этот вопрос представлен ниже:

Когда освящают яблоки на Яблочный Спас: ответ церкви

Обратите внимание!

В каждом храме предварительно составляется расписание, в котором указаны часы службы. Также из него можно узнать, во сколько святят яблоки на Яблочный Спас. Пример одного из таких расписаний выглядит так:

Освящение яблок на Яблочный Спас: когда, как, во сколько святят

Как освящают яблоки на Яблочный Спас

Верующие приносят яблоки и другие плоды – их принято выкладывать в корзины. Желательно принести их с собой, однако если такой емкости нет, можно использовать любую другую.

Вначале в храме проходит литургия, которая обычно заканчивается ближе к обеду (в 11-12 часов). Затем священники выходят во двор и освящают дары — окропляют фрукты святой водой. Часть урожая можно оставить для нуждающихся и других прихожан, а остальные яблоки забрать с собой.

Освящение яблок на Яблочный Спас: когда, как, во сколько святят

Их можно и нужно использовать для приготовления различных блюд – классической шарлотки, пирожков, блинчиков с яблоками, повидла и многих других. На стол можно поставить рыбу (в это время идет Успенский пост, но на праздник допускается послабление) и немного вина.

Освящение яблок на Яблочный Спас: когда, как, во сколько святят

Важный православный праздник — Преображение Господне, именуемый в народе «Яблочный Спас» — отмечается в России ежегодно 19 августа. «Известия» рассказали об истории, приметах и традициях празднования, а также о том, что можно и нельзя делать на Яблочный Спас.

Яблочный Спас 2023: история древнего праздника

Праздник является вторым из трех августовских Спасов — Медового (14 августа), Яблочного (19 августа) и Орехового (29 августа). В этот день верующие отмечают Преображение Господне — событие, описанное в Евангелии.

Иисус Христос повел на гору Фавор своих учеников, где предстал перед ними во всем своем величии. В этот момент апостолы увидели чудесное Преображение Господне, то есть то изменение, которое в будущем ждет мир.

Традиции, связанные с праздником Яблочный Спас

Многие народные традиции в этот день связаны с яблоками, которые в России являются сезонным угощением для августа. Так, православные 19 августа приносят яблоки в церковь, чтобы их освятили. Накануне вечером служится праздничная всенощная, а утром — Божественная литургия.

При этом некоторые православные соблюдают правило не есть яблоки до праздничной даты.

Традиционно на Яблочный Спас готовят угощения с добавлением плодов: сладкую выпечку, блины, варенье, салаты.

Согласно народным поверьям, после освящения яблоки приобретают волшебную силу — они способны исполнять желания. Поэтому перед тем, как попробовать первый кусок, было принято загадать заветное желание.

Еще одной важной традицией было угощать яблоками родственников и гостей, а также нуждающихся.

На Яблочный Спас некоторые посещают кладбища, чтобы в этот торжественный день почтить память умерших родственников. При этом нежелательным считается обычай класть освященные яблоки на могилы.

Яблочный Спас в 2023 году: что нельзя делать в этот день

В народе не принято заниматься тяжелым трудом на Яблочный Спас. Кроме того, запрещается шумное времяпрепровождение в компаниях, распитие спиртных напитков, а также ссоры и осуждение других.

В то же время недопустимым считается убийство насекомых. Более того, в этот день их не рекомендуется прогонять — есть поверье, что они приносят удачу. Например, считается, что севшая на руку два раза муха — к успеху и везению.

Приметы Яблочного Спаса

Многие приметы на Яблочный Спас связывали с погодой.

Так, если 19 августа шел дождь, считалось, что зима будет холодной. Солнце и тепло на Яблочный Спас в древности расценивали как предвестник снежной и в то же время теплой зимы.

Пожелтевшие листья в день праздника указывали на скорое сильное похолодание.

В отдельном материале для читателей «Известий» — календарь церковных праздников на 2023 год.

19 августа Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — Это один из двунадесятых праздников — двенадцати самых важных дат церковного календаря. Каждая из них посвящена определенному эпизоду из жизни Спасителя или Богородицы. Яблочным день называется потому, что в него принято освящать яблоки.

Преображение Господне

О Преображении Господнем подробно рассказывается в Евангелие. Согласно Писанию, однажды Спаситель взял помолиться троих ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и взошел с ними на гору Фавор.

«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были (пророки — Прим.ред.) Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним», — свидетельствовал евангелист Лука.

Так, трое апостолов увидели чудесное Преображение Господне. Преображение означает превращение в другой вид или изменение формы. Христос преобразился перед своими учениками, чтобы явить им Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями. Празднование Преображение Господне церковь отмечает как соединение Божественного и человеческого в лице Христа.

«Явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели», — повествовал Лука.

© РИА Новости/ Виталий Тимкив

Как писал в IV веке святитель Иоанн Златоуст, Господь преобразился «чтобы показать нам будущее преображение естества нашего» и будущее второе пришествие Спасителя на Землю «на облаках во славе с ангелами».

Праздник Преображения стали отмечать с IV века. Изначально у него не было четкой даты. Примерно с VII века православные верующие стали отмечать его 19 августа. Из года в год дата празднования не меняется. А у католиков эта дата вошла в календарь лишь в XV веке. Они празднуют Преображение 6 августа.

Преображение Господне отличается торжественностью. Духовенство в храмах служит в белых облачениях — символ «фаворского света». А после литургии священник читает специальную молитву на освящение плодов нового урожая. Изначально в Израиле и Греции возникла традиция преподносить гроздья созревшего винограда в благодарность Богу. Поскольку в России в середине августа созревали яблоки, фрукты решили заменить, но оставить традицию освящения.

Традиции Яблочного Спаса 2022

© РИА Новости / Максим Богодвид

Яблочный Спас — самый известный из всех трех больших праздников, во время которых верующие освящают плоды нового урожая. На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.

Яблоки — главный символ праздника. Они олицетворяют достаток и благополучие. До наступления праздника их запрещается есть.

Светлый праздник Преображения особенно ждут родители, чьи дети ушли из жизни. Согласно древнему поверью, ангелы на небесах угощают души детей яблочными плодами. Поэтому после освещения фрукта церковью, родители оставляют несколько яблок в храме в качестве подношения.

В старину после освящения яблок было принято печь пироги. Ими угощали родственников и соседей. Девушки ели плоды, обмакивали их в мед и загадывали сокровенные желания, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!». Считалось, что все мечты сбываются, если помыслы чисты, а просьбы идут от сердца.

Что можно и нельзя делать на Яблочный Спас

Самое главное в праздник Преображения Господня — прийти на службу в храм, помолиться дома и вспомнить об этом евангельском событии. Приносить часть урожая в церковь или нет — каждый решает сам. Представители духовенства заверяют: нет ничего страшного в том, если человек не будет 19 августа освящать яблоки и другие фрукты. Главное — участие в церковной молитве.

Кроме того, в этот день можно пойти на кладбище и почтить память усопших родственников. Однако обычай класть освященные яблоки на могилы священники называют суеверием.

На Яблочный Спас, как и на любой другой большой церковный праздник, по традиции нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Священники отмечают, что строгих запретов на этот счет нет, особенно если работу нельзя отложить.

Поскольку в праздник продолжается Успенский пост, запрещено употребление любой жирной пищи. Единственное послабление на Спас — вино и рыба. В этот день по традиции хозяйки массово пекли яблочные пироги, варили варенье. Приглашали к столу гостей, а также угощали во славу Божию нищих и обездоленных.

Свадьбы 19 августа не принято играть. Дело в том, что на двунадесятые праздники, к которым относится и Преображении, в храмах не венчают. Однако если люди не церковные, то бракосочетание в эти дни, как говорят священнослужители — их личное дело.

Приметы на Яблочный Спас

www.globallookpress.com

Во второй половине августа природа преображается. Лето идет на спад, чувствуется скорое приближение осени. Листва желтеет, ночи становятся длиннее и холоднее. По погоде на 19 августа можно определить, какой будет зима. Приметы Яблочного спаса были проверены не одним поколением. И до сих пор актуальны.

  • На Яблочный спас идет дождь, — зима выдастся мокрой и холодной. Если солнечно и тепло, — зима будет снежной, но без сильных морозов.
  • 19 августа пожелтели листья — погода скоро изменится, сильно похолодает.
  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на второй Спас, таков и Покров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник когда нельзя работать у мусульман
  • Праздник когда не едят днем мусульмане
  • Праздник когда можно купаться летом
  • Праздник когда можно гадать
  • Праздник когда люди прыгают через костер