Праздник колас якуб

Народный поэт Беларуси Якуб Колас вписал замечательную страницу в историю белорусской литературы, его произведения иллюстрируют целую эпоху в культурной жизни страны, огромный пласт национальной жизни.

Народный поэт Беларуси Якуб Колас вписал замечательную страницу в историю белорусской литературы, его произведения иллюстрируют целую эпоху в культурной жизни страны, огромный пласт национальной жизни.

3 ноября исполняется 140 лет со дня рождения великого поэта и прозаика, драматурга и переводчика, критика и публициста, наставника литературной молодежи, крупного ученого, прекрасного лингвиста и фольклориста. Жизнь и деятельность Якуба Коласа пронизаны благородством, неравнодушием, основательным отношением ко всему, верностью принципам, любовью к родной земле.

Своим талантом Якуб Колас открыл неисчерпаемые возможности родного слова, определил основные направления развития белорусской литературы, поднял ее до уровня развитых литератур мира. Даже если бы Якуб Колас не писал своих знаменитых поэм и прозаических произведений, народным песняром его можно бы назвать за одну только лирику. Именно в ней поэт показал жизнь народа широко и полно.

Вершиной творчества Якуба Коласа является поэма «Новая зямля», которую и сам поэт считал своим главным произведением. В этой поэме показаны основные социальные противоречия конца XIX века, прославляется человек труда, его духовная красота, неодолимое стремление стать свободным хозяином на родной земле. Очень близко к «Новай зямлі» стоит поэма Коласа «Сымон-музыка». В ней поэт размышляет о народных истоках искусства, судьбе таланта из народа, духовном возрождении нации, поднимает важные философские, эстетические и психологические вопросы. Вместе с тем это самое лирическое произведение Якуба Коласа. Именно с поэмами «Новая зямля» и Сымон-музыка» Колас вошел в мировую литературу как «белорусский Гомер», создатель поэтического эпоса белорусов. Самым большим прозаическим произведением Якуба Коласа является трилогия «На ростанях», в которой писатель проявил себя крупным мастером художественной прозы. Согласно замыслу автора, трилогия являлась его мемуарным произведением о пережитом на переломном рубеже народной жизни.

Страницы биографии

Родился Якуб Колас (Мицкевич Константин Михайлович) 3 ноября 1882 года в деревне Акинчицы Столбцовского района Минской области в семье лесника Михаила Казимировича Мицкевича.

В 1902 году окончил Несвижскую учительскую семинарию и начал учительствовать в Ганцевичском районе в деревне Люсино. К этому же времени относятся его первые литературные пробы. В 1906 году Якуб Колас принял участие в нелегальном учительском съезде, который проходил в деревне Николаевщина в Столбцовском районе. После этого он был уволен с должности учителя и два года находился в полулегальном положении. Работал в нелегальной школе для детей-белорусов. Публиковал рассказы и статьи, составил учебник на родном языке.

В 1908-1911 годах поэт отбывал наказание за участие в учительском съезде в минской тюрьме, где продолжал много писать. Стихотворения, написанные за решеткой, составили отдельный раздел первого сборника поэта «Песні жальбы». После освобождения из тюрьмы он вновь начал учительствовать, плодотворно занимался литературной деятельностью. В 1912 году Якуб Колас впервые встретился с Янкой Купалой. В начале Первой мировой войны Колас был призван на военную службу. В 1917 году направлен на Румынский фронт. Только в 1921 году при содействии белорусского Комиссариата просвещения поэт вернулся на родину. Публиковался в это время мало, но с увлечением работал над эпическими полотнами, в том числе над поэмами «Новая зямля» и «Сымон-музыка».

С возвращением на родину начался новый период жизни и творчества писателя. Он работал в Научно-терминологической комиссии Наркомпросвещения, в литературной комиссии по сбору устного народного творчества при Институте белорусской культуры. Занимался преподавательской деятельностью. В 1921 году опубликованы его аллегорические рассказы «Казкі жыцця», затем вышел сборник стихотворений «Водгулле».

В 1926 году к 20-летию творческой деятельности Якубу Коласу было присвоено звание народного поэта Беларуси. В 1928 году Инбелкульт преобразуется в Белорусскую академию наук. Колас становится академиком. В 1929 году поэт избирается вице-президентом академии наук.

В непростые 30-е годы Якуб Колас делал все возможное для развития белорусской культуры и литературы. В эти годы он написал свою знаменитую повесть «Дрыгва» — одно из наиболее популярных произведений того времени. С 1934 года — член Союза писателей СССР.

Во время Великой Отечественной войны Якуб Колас был далеко от Беларуси. Сначала жил в Клязьме, с августа 1941 года — в Узбекистане, но сердце поэта, его мысли, чувства всегда оставались с родиной. Период Великой Отечественной войны был очень сложным в жизни и творчестве песняра. Уже 24 июня 1941 года в газете «Правда» на белорусском языке было опубликовано его стихотворение «Шалёнага пса на ланцуг!», которое определило идейный пафос стихотворного творчества Якуба Коласа этого периода. Рядом с высокопатриотическими стихотворениями, памфлетами он создал произведения философские, пейзажные и даже интимно-лирические. Стихотворения, написанные Якубом Коласом за первые два года войны, составили сборник «Голас зямлі». В военные годы написаны и его поэмы «Суд у лесе», «Адплата», посвященные героической борьбе белорусских партизан с гитлеровскими захватчиками, а также большое количество публицистических статей.

В разрушенный Минск писатель вернулся в 1944 году. В этом же году он получил звание заслуженного деятеля науки Беларуси, а в 1946-м за стихотворения военных лет «Майскія дні», «Дарогай славы», «Родны шлях» и «Голас зямлі» Якубу Коласу присуждена Государственная премия СССР. После войны он закончил поэму «Рыбакова хата», за которую в 1949 году получил вторую Государственную премию СССР. Работал над завершением трилогии «На ростанях». Писал новые рассказы из цикла «Казкі жыцця», стихотворения и многочисленные публицистические статьи. В сатирических стихах, стихотворных фельетонах, баснях и других произведениях поэт показал себя мастером юмора, уходящего корнями в народную почву.

Якуб Колас — один из зачинателей белорусской детской прозы, автор произведений для детей: поэмы «Міхасёвы прыгоды», стихотворной сказки «Рак-вусач», сборников стихотворений «На рэчцы зімой», «Вершы для дзяцей», сборников рассказов «У старых дубах», «Раніца жыцця». Обработал ряд белорусских народных сказок.

Неотъемлемой частью литературного наследия Якуба Коласа являются драматургические произведения «Антось Лата», «Забастоўшчыкі», «Вайна вайне», «У пушчах Палесся», одноактные пьесы «На дарозе жыцця».

Плодотворно работал и в жанре перевода. Перевел на белорусский язык поэму «Полтава» А.Пушкина, отдельные произведения Т.Шевченко, П.Тычины, А.Мицкевича, Р.Тагора и других. Якуб Колас выступал также с публицистикой и литературной критикой: в 1957 году вышел сборник «Публіцыстычныя і крытычныя артыкулы», издавались его учебники «Другое чытанне для дзяцей беларусаў» и «Методыка роднае мовы».

Большой вклад народный поэт Беларуси внес в обогащение и нормирование белорусского литературного языка, развитие белорусского языковедения, прежде всего лексикографии. Как исследователь он много сделал, подготавливая и редактируя академические словари. Был одним из редакторов русско-белорусского словаря. Всю свою жизнь писатель-патриот боролся за высокий ранг родного языка в Беларуси. Якуб Колас — академик, заслуженный деятель науки Беларуси.

Умер Якуб Колас 13 августа 1956 года. Похоронен на Военном кладбище в Минске.

Память о песняре

Творчество Якуба Коласа оказало большое влияние на дальнейшее развитие всей белорусской литературы. В самых разных отраслях культуры — театре, кино, музыке, изобразительном искусстве появились произведения, связанные с жизнью и творческой деятельностью песняра. Богатую сценическую жизнь имеют не только его драматические произведения, но и пьесы, поставленные по поэмам, рассказам, повестям и трилогии писателя. По «Дрыгве» Якуба Коласа создана одна из первых белорусских национальных опер «У пушчах Палесся» (композитор Анатолий Богатырев). Юрием Семеняко написана опера «Новая зямля» по одноименной поэме песняра.

Белорусские композиторы сочиняли свои произведения на слова Якуба Коласа. В белорусском кино сняты фильмы по произведениям Якуба Коласа. Жизнь и творчество писателя положены в основу документальных фильмов «Народный поэт», «Якуб Колас», «Дядька Якуб». Творчество Коласа вдохновляло мастеров живописи, графики и скульптуры.

Произведения Якуба Коласа неоднократно переводились на иностранные языки.

В Беларуси свято чтут память народного песняра. В 1959 году в Минске открыт Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа. На его родине в Столбцовском районе музеефицированы мемориальные усадьбы — Акинчицы, Смольня, Альбуть, Ласток, создан Коласовский заказник в Столбцовском районе. Имя народного поэта присвоено Центральной научной библиотеке Национальной академии наук Беларуси, Национальному академическому драматическому театру в Витебске. Также имя Якуба Коласа носят многие учреждения, площади, улицы и скверы республики. В Минске на площади его имени возвышается бронзовый монумент поэта.

За произведения современной прозы, работы в области литературоведения и критики в Беларуси присуждается Государственная премия имени Якуба Коласа.

Регулярно проходят посвященные творчеству Якуба Коласа международные научные конференции. 100-летний юбилей белорусского поэта по решению ЮНЕСКО отмечался в международном масштабе.

Интересные факты

Сборник стихов Якуба Коласа побывал в космосе, его брал с собой в полет в 1975 году первый белорусский космонавт Петр Климук. Размер издания — 8,5х7 см, книга была выпущена в 1972 году к 90-летию со дня рождения песняра. В октябре 1975-го Петр Климук подарил «звездный» томик Даниилу Мицкевичу — сыну Якуба Коласа. В 2014 году это издание вошло в экспозицию «Звездное небо» народного художника Беларуси Ивана Миско в Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа.

В июле 2015 года в Пинске на колокольне храма святой великомученицы Варвары открылась мемориальная доска в память о венчании Якуба Коласа и Марии Каменской. В торжественной церемонии приняли участие невестка Якуба Коласа Алевтина Тимофеевна Мицкевич и две его внучки — Вера Даниловна и Мария Михайловна. Место венчания Марии Каменской и белорусского песняра долгое время оставалось неизвестным широкому кругу общественности. Не знали, где состоялось церковное таинство, и родственники литератора. Раскрыть тайну помог случай. В одном из своих интервью архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан обмолвился, что в пинском храме в метрической книге сохранилась запись о заключении брака между Константином Михайловичем и Марией Дмитриевной. В Пинске Якуб Колас провел три года: с 1912-го по 1915-й. Женился 3 июня 1913 года. В городе на Пине родился первый сын Якуба Коласа — Данила. Именно Пинщина вдохновила песняра написать трилогию «На ростанях». В Пинске также есть памятная доска на бывшем доме, в котором проживал Якуб Колас, когда работал здесь преподавателем.

Потомки Якуба Коласа по женской линии не меняют фамилию Мицкевич, выходя замуж. Такая традиция — дань памяти предку.

Мероприятия в честь юбилейной даты

22 сентября в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи открылась республиканская выставка-конкурс детского творчества «Под небом синим», посвященная 140-летию со дня рождения народных поэтов Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа.

В Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа 29 сентября прошла презентации книги «Табой я жыў, табой жыву…», посвященная супруге классика Марии Каменской. Издание содержит воспоминания близких, родственников, фрагменты переписки, документы и посвящения, а также уникальные фотоматериалы. Составительницы книги — внучка Якуба Коласа, исследовательница творчества писателя Вера Мицкевич и главный хранитель фондов Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа правнучка классика Василина Мицкевич.

11 октября открылась выставка, приуроченная к юбилею Якуба Коласа и Янки Купала, в стамбульском Университете Айдын. В мероприятии, состоявшемся по инициативе Генконсульства Беларуси и при содействии одноименных белорусских литературных музеев, приняли участие белорусская диаспора, представители консульского корпуса, актив университета.

3 ноября в БГУ впервые пройдет флешмоб беспрерывного чтения произведений Якуба Коласа. Акция «Коласаўскі марафон. Новая зямля. На стрыме» направлена на популяризацию белорусской культуры, сохранение и развитие литературных национальных традиций. Особенностью флешмоба станет его онлайн-трансляция на YouTube-канале.

3 ноября в Белорусской государственной филармонии состоится праздничный концерт к 140-летию со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа. Национальный академический народный оркестр им.И.Жиновича и Государственный камерный хор подготовили праздничную программу, посвященную великим современникам. Прозвучат произведения Алексея Туренкова, Игоря Лученка, Владимира Мулявина, Олега Молчана, Валерия Иванова, Елены Атрашкевич и других известных отечественных композиторов, вдохновленных поэтическими текстами Коласа и Купалы.

Кинематографисты из Беларуси и Узбекистана решили снять совместный документальный фильм «Якуб Колас. Книга ташкентского бытия». Съемки картины пройдут как в Беларуси, так и в Узбекистане. Как рассказал генеральный директор «Беларусьфильма» Владимир Карачевский, в этом году на фестивале «Лістапад» будет представлен проект картины. «Будет использовано много хроникального материала. Автор сценария Владимир Мороз нашел интересные страницы истории нашего знаменитого земляка. Кроме того, мы решили подключить родных и близких Якуба Коласа, которые будут принимать участие в съемках, вместе с нами проводить их в Узбекистане», — отметил гендиректор киностудии.-0-

Поэтов много, а он один! 140 лет со дня рождения Якуба Коласа. Отмечают юбилей песняра по всей стране и в мире. Приветствие участникам торжеств направил Президент. Александр Лукашенко отметил, что «шедевры классика выявили самые тонкие грани белорусской души, подняли на вершины искусства родное слово». Коласовские строки настолько вписались в наш разговорный язык, что порой мы уже не понимаем, кто их автор. «Не сядзіцца ў хаце хлопчыку малому», «Мой родны кут, як ты мне мілы!» – особенно часто цитировали гения сегодня в Минске и на Столбцовщине. Там «колыбель» Константина Михайловича Мицкевича. 

«Прайсці яшчэ раз, азірнуцца…» – эти слова были на устах Коласа, когда позировал Азгуру. Через годы потомки словно слышат его голос. Здесь всегда многолюдно. Комаровка – в «сердце» Минска. И уже полвека под «присмотром» народного поэта. 

Ирина Матяс, директор Литературно-мемориального музея Якуба Коласа: «Бывала стаіць Колас на зямлі, бо дзякуючы яму развіваецца беларуская літаратура. Ён натхняе новых пісьменнікаў, наведвальнікаў музея. Колас, Купала, Багдановіч – трыяда, якая з намі назаўжды, якая нас стварае».

Александр Карлюкевич, председатель Союза писателей Беларуси: «Зазірніце ў яго творы – “Сымон-музыка”, “Новая зямля”, “На ростанях”, “Міхасёвы прыгоды” – усюды есць кранальныя, грунтоўныя рэчы, якія трэба засвойваць дзеля духоўнасці, дзеля светласці кожнаму чалавеку».

9-метровая бронзовая фигура. В тени мощного Коласа сегодня те, кто навстречу его рифме: писатели, читатели, почитатели. Они – вне возраста, как и известные персонажи лирической поэмы «Сымон-музыка» и героической повести «Дрыгва». Цветы – автору!   

Сергей Логвин, скульптор: «Не такой молодой Якуб Колас с бородкой, а лет 30–40-ка. Уже автор «Новай зямлі».

Иван Миско, народный художник Беларуси: «В основе лежала эта идея – «Мой родны кут…». Слава Богу, вернули на Родину. И уже пожизненно здесь».

Центр Столбцов – где? Вопрос-тупик даже для коренных жителей. Теперь Колас – ориентир. Три метра. Это первый памятник создателю национального эпоса «Новая зямля» на его малой родине. «Мой родны кут…» – здесь главная колыбельная песня.      

Классик об этом дне: «позняю парою, восенню гнілою…» Сегодня небо сделало подарок. Гуляния почти без дождя. Сотни гостей встречала хлебом-солью обновленная к празднику отеческая лесничевка. В «Акінчыцах» 140 лет назад «зерно» Коласом стало.     

Усадьбы-музеи Ласток, Альбуть, Смольня – после ремонта. Везде двери широко распахнуты. «Такі ўжо звычай беларускі» – девиз дня и жизни в Наднеманском крае. Талантливые и мастеровитые земляки щедро отметили Коласа. А он им светит!

Его именем не названа только планета. Сам Колас – это целый мир. В честь песняра – улицы, школы, библиотеки, заводы, железнодорожные станции и даже пароход. Золотые слова классика звучат сегодня на более чем 40 языках. И он первым из белорусов отмечен памятником в Поднебесной.

В столице взгляд бронзового песняра устремлен в даль. Напротив – филармония. Вечером праздник «перешел» именную площадь. Открыли выставку «Колас – депутат». Он ведь больше, чем поэт. Своего рода «национальный паспорт». Задавал вопросы: «Кто мы есть на самом деле?» Дал убедительный ответ. И белорусы сегодня во весь голос. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Президент Беларуси поздравил участников праздника в честь юбилея писателя Якуба Коласа

Памятник классику белорусской литературы Якубу Коласу и героям его произведений в Минске. / Руслан Кривобок / РИА Новости

Памятник классику белорусской литературы Якубу Коласу и героям его произведений в Минске. / Руслан Кривобок / РИА Новости

Крутые берега Немана в районе белорусских Столбцов, его кристальной чистоты воды, которыми восхищался в своих произведениях один из основоположников национальной литературы Якуб Колас, уроженец здешних мест, притягивают тысячей поклонников его уникального творчества.

Памятник одаренному писателю, который сумел отобразить самые тонкие грани белорусской души, открыт 3 ноября на его малой родине в Столбцах в день, когда вся республика торжественно отмечает 140-летие со дня рождения яркого национального литератора, педагога и ученого.

Гений поэтического таланта Коласа, говорится в поздравлении, которое направил Александр Лукашенко участникам юбилейного мероприятия, «раскрылся на сломе эпох, когда в начале ХХ века происходил поиск национальной идентичности и путей дальнейшего развития нашего народа».

Его поэтические шедевры, по образному выражению президента, «подняли на вершины искусства родное слово, стали призывом и заветом соотечественникам о святом долге самоотверженного служения Родине».

Коласовское слово об искренней любви к родному краю, отметил глава государства, текст приветствия которого приводит его пресс-служба, «необходимости защищать родительский порог, помнить историю и свои корни и сегодня впечатляет актуальностью и выступает духовной основой современного общества.

Он выразил уверенность, что очередная встреча с наследием писателя «подарит поклонникам литературы яркие и незабываемые эмоции, а обращение к неисчерпаемому наследию поэта вдохновит к новым творческим открытиям, будет способствовать художественному осмыслению истории и культуры, прививать подрастающему поколению традиционные ценности белорусов».

Кстати, к торжественной дате сотрудники литературно-мемориального музея Якуба Коласа подготовили и выставочный проект, где собраны издания с дарственными надписями поэта. Какие добрые и даже захватывающие истории хранят подаренные близким и знакомым Якуба Коласа книги, корреспонденту БЕЛТА рассказала главный хранитель фондов литературно-мемориального музея Якуба Коласа правнучка писателя Василина Мицкевич.

«В наших фондах хранятся 93 книги с автографами Якуба Коласа. И за каждой прячется интересная история дружбы, переписки. Поэт дарил книги своим родным, близким, бывшим студенткам, ученым, русским, белорусским писателям, государственным деятелям, врачам. Этот проект объединил материалы не только из фондов музея, но и из частных коллекций, а также библиотек. Есть книги, которые выставляются впервые», — пояснила хранитель литературного наследия литератора правнучка писателя Василина Мицкевич.

Следует добавить, что авторами памятника Якубу Коласу — Константину Михайловичу Мицкевичу — выступила группа талантливых белорусских скульпторов во главе с Иваном Миско.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

Со дня рождения народного поэта Беларуси Якуба Коласа 3 ноября 2022 года исполнилось 140 лет. Далеко не всегда он был баловнем судьбы, обласканным властью. Подробности его жизни – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В заключении

Если зайти в литературно-мемориальный музей Якуба Коласа в доме на улице Академической, где жил поэт, сначала диву даешься. Сразу появляются мысли, что в полуразрушенном Минске литератор барствовал на жилой площади 319 м2. Спальни, столовая, огромная гостиная с роялем и редким по тем временам телевизором, хрустальные люстры, шикарная мебель из цельного дерева. Даже можно представить, как он выхаживал по широким коридорам и давал кухарке распоряжения о меню…

Такие размышления прервет пожилая смотрительница, услышавшая реплики о нескромности классика.

— Пойдемте, что-то вам покажу, — скажет она и поведет на 2-й этаж. Вы повернете налево и окажетесь возле застекленной двери в торце коридора. За ней — скромная комнатка метров восьми. В углу — кровать, рядом стул, а в шаге от него письменный стол. Похоже на келью, клетушку.

— Вот здесь Колас спал, жил и работал. Не любил большие пространства. А остальные площади отдал в распоряжение домочадцев — двух сыновей и невестки. В его комнате всегда пахло заточенными карандашами и папиросным дымом. Просыпался классик в 6 утра, шел в сад на прогулку, а потом садился работать. К истории дома еще вернемся.

Якуб Колас — это псевдоним, настоящее имя писателя — Константин Михайлович Мицкевич. Родился 3 ноября 1882 года в Акинчицах — маленькой деревне недалеко от Столбцов, где его отец работал лесником. Когда будущему поэту исполнился год, семья перебралась в Ласток. Это тот же Столбцовский район. Сейчас там находится мемориальная усадьба.

Навыки чтения и письма Константину привил по просьбе отца учитель Алексей Фурсевич. А когда парень в 1892-м пошел в Николаевщинскую начальную школу, открыл для себя мир большой литературы. А также на вкусы мальчика повлиял родной дядя Антон, слывший большим книгочеем. С ним можно было вести бесконечные беседы и обсуждать впечатления от прочитанного.

Невольно задумываешься: хорошее было время. Не существовало гаджетов, телевизора, интернета. Дети вырастали начитанными, знающими языки.

В 1898 году Мицкевич поступил в Несвижскую учительскую семинарию. После ее окончания в 1902-м начал работать учителем на Пинщине. Появились его стихи о природе: «Ручей», «На поле весною». Литератор собирал местные легенды и предания. Пробовал писать прозу.

Тогда же ему в руки попала марксистская литература. Константин организовал в школе марксистский кружок, начал общаться с революционерами. Представители власти пресекли эту деятельность, а самого Мицкевича лишили права работать педагогом.

Заставили, кается

1 сентября 1906-го в вильнюсской газете «Наша доля», издававшейся на белорусском языке, появилось первое стихотворение под псевдонимом Якуб Колас. Там же в Вильнюсе ему предложили должность литературного редактора в издании «Наша нива», но поработать удалось всего несколько недель. Полиция потребовала, чтобы Мицкевич покинул город, так как уже числился в списках неблагонадежных. Дальше — больше. Он принял участие в нелегальном съезде учителей, был схвачен и за антиобщественную деятельность с 1908-го по 1911-й находился в Минской тюрьме: власти углядели в среде педагогов большевистские настроения. В остроге Константин не прекращал писать. Так родились первые главы поэмы «Новая земля».

Фото из фондов музея Якуба Коласа

Вскоре после освобождения Колас женился на учительнице Марии Дмитриевне Каменской. В семье родился старший сын Данила. Началась Первая мировая. Семья переехала в Подмосковье. Там будущий классик был мобилизован, окончил Александровское военное училище, в звании подпоручика успел повоевать на Румынском фронте. В 1917-м на свет появился второй сын Юрий.

В 1921 году семья приезжает в Минск. Сначала арендует квартиру в районе современной улицы Коммунистической, потом Коласу удается построить свой дом рядом с современным парком имени М. Горького. В нем в 1926-м родится третий сын Михаил. В этом же доме будут написаны поэма «Сымон-музыка» и первые части трилогии «На ростанях». С одной стороны, счастливое время. В 1929-м «Белгоскино» экранизирует повесть Коласа «На просторах жизни». Литератор становится вице-президентом Академии наук БССР. Тогда же он получает звание народного поэта республики. Казалось, жизнь удалась. С другой стороны, на некоторые его произведения обратили внимание компетентные органы. Обвинили в пропаганде кулачества, затем последовали обыск, допросы. Избежать ареста удалось чудом. Заставили публично покаяться в прессе, писать о своих политических ошибках. Такая форма унижения. Он пытался уйти в переводческую деятельность: не мог в поэзии прославлять партию, — но безуспешно.

Не без потерь

В 1941 году, в первые же дни войны, дом Коласа разбомбили. Семья успела эвакуироваться. Жили под Москвой в Клязьме, потом в Ташкенте, Москве. Там были написаны сборники «Отомстим» (1942) и «Голос земли» (1943), поэмы «Суд в лесу» (1943) и «Возмездие» (1945), за что в 1946-м его удостоили Сталинской премии.

Война отняла сына Юрия, а в 1945-м не стало супруги. Вернувшись в Минск, поэт с сыновьями привез из пригорода небольшой деревенский дом 5 × 9 м с кухонькой 2 × 2, поставил его во дворе Академии наук, где по-прежнему работал. Началась послевоенная жизнь. В 1946-м к нему наведался первый секретарь ЦК КПБ Пантелеймон Пономаренко и удивился тому, в каких стесненных условиях живет народный поэт. Предложил за счет государства построить ему дом. Но Колас счел неприличным жить в особняке, когда весь город ютился в землянках и бараках. Только в 1952 году, когда ему исполнялось 70 лет, спрашивать не стали и выстроили дом, где сейчас расположен музей. В нем кабинеты и спальни были у сыновей, а сам Константин Михайлович любил свою маленькую комнатушку.

В ней хорошо писалось. Однако сетовал, что из-за общественной работы остается мало времени для творчества. А еще классик всем старался помочь: одним — с публикацией, другим — с жильем, третьим — с рецензированием диссертации.

Ссужал деньгами малознакомых людей и тут же об этом забывал. Успевал писать даже детские произведения. В 1955-м наконец завершил работу над трилогией «На ростанях». Ее экранизировал Владимир Корш-Саблин в 1960 году. Только поэт это кино не увидел. Его не стало в августе 1956-го.

Каждое поколение открывает для себя классику по–новому. Хороший повод для такого осмысления, возвращения к истокам — юбилейные даты. Мы отмечаем 130–летие Якуба Коласа. Под знаком поэта прошел целый год. В акции «Чытаем Коласа разам», в Республиканском празднике поэзии «О, Беларусь, ты сэрца i душа» приняли участие самые разные люди — от школьников до звезд эстрады. А сегодня в Минске состоится торжественная церемония возложения цветов к памятнику Я.Коласа.

«Сымон–музыка», «Новая зямля», «На ростанях», «Казкi жыцця»… Творческое наследие великого Песняра богато и глубоко, таким могла бы гордиться любая культура. Личность Константина Михайловича Мицкевича, его биография — интереснейший объект изу­чения, где еще много тайн и недосказанностей. Мы вновь открываем для себя Якуба Коласа — поэта, писателя, философа, публициста, общественного деятеля, наставника, человека, перечитываем его произведения и пытаемся усвоить его уроки.

«Я прыйшоў у жыццё не для сябе самога…»

Когда–то мы с историком Виталием Скалабаном, год назад ушедшим из жизни, написали статью о юбилеях Якуба Коласа — Виталий Владимирович даже шутил, что науку такую придумал: «юбилеелогия». Интересные были у классика праздники… И разные. В 1926 году, когда исполнялось 20 лет его творческой деятельности — в то время подобные события считались веским поводом для торжеств, — Якуб Колас как раз попал под следствие по делу о контрреволюционной группе так называемых «листопадовцев». Тридцатилетие его творчества праздновали с 5 по 15 октября, для чего был создан комитет с участием Александровича, Лынькова, Чорного. А свой 60–й день рождения классик встречал в 1942 году, в эвакуации, в Ташкенте… И все равно — была создана комиссия по празднованию под председательством секретаря ЦК КП(б)Б Горбунова, состоялись торжественное заседание, вечер в Москве, изданы сборники юбиляра… Люди понимали: даже в самое тяжелое время, а может, тогда особенно, народу нужны поэты. 40–летний юбилей творческой деятельности Коласа превратился в мероприятие всесоюзного масштаба. А сам классик, вернувшись с пышного вечера в свою честь в московском клубе писателей, писал знакомой: «Чувствую себя одиноким, старым, уходящим из жизни. Радостей у меня нет».

Такова оборотная сторона медали славы… Не всем удается рассмотреть за официальным портретом тонко чувствующего, страдающего творца.

Сейчас мы празднуем 130–летие Якуба Коласа. Но все ли представляют себе Коласа–поэта, человека — вместо бронзового памятника? В опросе на эту тему участвуют Владимир ГНИЛОМЕДОВ, писатель, литературовед, академик; Зинаида КОМАРОВСКАЯ, директор Государственного литературного музея Якуба Коласа; Иван МИСКО, скульптор, народный художник; Алесь БАДАК, поэт; Андрей ФЕДАРЕНКО, писатель; Петр ВАСЮЧЕНКА, писатель, литературовед; Маргарита АЛЕШКЕВИЧ, поэт, критик.

1. В белорусской литературе два главных имени, можно сказать, брэнда: Янка Купала и Якуб Колас. Между тем это очень разные и творцы, и личности. В чем для вас главная особенность Якуба Коласа?

Владимир Гниломедов: Янка Купала и Якуб Колас… Если искать их типологические особенности, то в моем представлении они выглядели бы так: Купала — шляхтич на коне и с мечом, пассионарен, горяч и полон решительности. Якуб Колас — человек рассудительный, из крестьян–лесников. Несколько угрюм, по сути своей труженик, верен долгу и поставленной цели. Добавлю: преисполнен доброты.

Иван Миско: Для Вильнюса я сейчас завершаю мемориальную доску, посвященную Якубу Коласу. На ней я создаю образ писателя–мудреца, думающего о своем народе.

Петр Васюченка: Купала и Колас раўназначныя для нашай культуры, дзяржаўнага развiцця, крэатыву, але не роўнавялiкiя. Не рыфмуюцца. Тэорыя «падвойнай зоркi» тварылася ў тую эпоху, калi актуальным было падвойваць, множыць. Такiя эпохi нярэдкiя ў гiсторыi, у адну з iх Плутарх стварыў свае «Паралельныя жыццяпiсы». Параўнанне генiяў Купалы i Коласа сёння патрэбнае для таго, каб давесцi, якiя розныя гэта былi творчыя асобы. Iнакшыя тэмпераменты, звычкi, манеры пiсьма, фiласофii. Некалi я прарабiў гульню ў «адрозненнi», даследуючы творчыя партрэты Купалы i Коласа, i налiчыў iх каля трыццацi (не дробных, а анталагiчна значных). Цяпер назаву хiба адно, але самае iстотнае. Купалаў герой iкарыйскi, ён iмкнецца да сонца i зораў, бы сокал, пераадольвае прыцягненне побыту, зямных клопатаў. Коласаў герой iмкнецца знайсцi гармонiю быцця праз зямную працу, побыт, прыроду. Напрошваецца формула: «Купала ствараў новае неба, а Колас новую зямлю», але гэта толькi формула, яна не вычэрпвае складанасцi мастацкiх светаў, створаных аўтарамi.

Андрей Федаренко: Якуб Колас — самый великий писатель, которого когда–либо рождала белорусская земля. Без Коласа не было бы ни Горецкого, ни Быкова, ни тем более Короткевича (общеизвестно, как восторженно относился Владимир Семенович к Коласу).

Маргарита Алешкевич: Колас — гэта колас: мяса, плоць, зямля, матэрыя, базiс, рацыя. А Купала — гэта Купалле: свята, мроi, стыхii, неверагоднае… Зрэшты, параўнанню гэтых двух класiкаў прысвечана багатая лiтаратура; мне найбольш да спадобы апiсаннi, дадзеныя Б.Мiкулiчам у «Аповесцi для сябе».

Зинаида Комаровская: C появлением этих двух имен о Беларуси заговорили как о стране. Вспоминаются слова М.Горького: «В Белоруссии есть два поэта — Я.Колас и Я.Купала — очень интересные ребята. Просто пишут, так ласково, грустно, искренне. Нашим бы немного этих качеств. Вот бы хорошо было». И между тем это совершенно разные творцы и личности, хотя по–прежнему их стараются отождествить. Особенность творчества Я.Коласа — в его простоте, доступности и в то же время в глубокой философскости, народной мудрости, жизнеутверждении. Это человек, посланный Богом с миссией воспеть суть и красоту нашего бытия, раскрыть смысл жизни человека, научить жить согласно библейским законам. В его «Запавеце», написанном в 1946 г., есть слова: «Я прыйшоў у жыццё не для сябе самога, я прыйшоў дзеля Вас. Калi Вам будзе добра, калi Вы (я тут разумею ўвесь комплекс жыцця) пойдзеце па праўдзiвай дарозе жыцця, калi Вы будзеце мець на ўвазе не толькi сябе, але i народ, якi Вас пусцiў у жыццё, i калi Вы будзеце жыць народам дзеля народа, тады я скажу: «Няхай жа будзе шчаслiва Ваша дарога».

Алесь Бадак: Если белорусскую литературу представить в виде древа, то Купала — это, несомненно, крона, а Колас — корни. Возвышенное и земное. В кроне — пьянящий ветер, птичье многоголосие. Но когда ветер превращается в ураган, чаще страдает, ломается именно крона. Зато над землей особенно хорошо мечтается, и только там могут родиться гениальные строчки:

Адно не збыў яшчэ ўсiх бед:

Мне сняцца сны аб Беларусi!

Корни там, где вся горечь земли, ее пот, ее кровь, наконец, ее будничность. И каждый человек оттуда видится более земным, конкретным, со своим опять–таки конкретным именем: Михал, Антось, Ясь… И только там может родиться знаменитая «Новая зямля». При всем своем огромном таланте Купала не сумел бы ее написать. Точно так же, как Колас не смог бы написать «Курган».

Казалось, Колас писал просто, но это обманная простота, или, как еще часто говорят, гениальная простота. С одной стороны, он беседовал с читателем совершенно доступным языком, заставляя того удивляться: мол, это же и я так думаю. Не случайно ведь в деревнях стихи и главы из «Новай зямлi» поэта многие знали наизусть. С другой стороны, в его произведениях скрыта и глубокая философия, в них много ярких образов. Чего стоят хотя бы эти две строчки: «На нiцях белай павуцiны/ Прывозяць восень павучкi». И мне кажется не совсем точным определение «Новай зямлi», когда ее называют энциклопедией крестьянской жизни. Для нескольких поколений белорусов это был замечательный многофункциональный учебник — по психологии, природоведению, философии…

2. Какое произведение Коласа сегодня наиболее актуально?

Владимир Гниломедов: «Казкi жыцця» мне наиболее импонируют. Они актуальны, потому что мудры, философски активны и возвращают нас к непреходящему. Это поистине живая вода (одна из сказок так и называется — «Жывая вада») нашего существования и духовности.

Андрей Федаренко: Самой актуальной на все времена для Беларуси была, есть и будет поэма «Новая зямля».

Маргарита Алешкевич: Актуальна сёння павышэнне заробкаў, панiжэнне выплат жыллёва–камунальнай гаспадарцы — усё коласавы пытаннi: чаму Мiхасю так трэба тая новая зямля? Ды каб узровень жыцця палепшыць! Каб дзетак было чым кармiць! Любы твор можна актуалiзаваць, абы ахвота была.

Иван Миско: В школе мы учили много стихотворений Коласа наизусть. До сих пор помнится «Новая зямля».

Алесь Бадак: Одно из самых нестареющих — несомненно, «Сымон–музыка». Поэма с удивительной и одновременно драматической судьбой. 8 июля 1924 года Колас писал жене из Кисловодска: «Учора я, Маруська, закончыў «Сымона–музыку», i, здаецца, закончыў не кепска. Вось прыеду дадому i параюся з табою». Но домой поэму он не привез: украли из вагона вместе с чемоданом, подцепив крюком, привязанным к веревке. Восстанавливал текст Колас по памяти. Помогала Мария Дмитриевна. Но я знаю, насколько это мучительный процесс, тем более речь ведь идет не о стихотворении — о поэме, в которой не одна тысяча строк. Что–то из того, первого варианта, возможно, стерлось из памяти навсегда.

Петр Васюченка: «Новая зямля» з яе бiблейскiм падтэкстам: «I пабачыў я новую зямлю i новае неба». Гэты твор прыдатны для таго, каб забраць яго ў касмiчны карабель i накiравацца з iм у мiжзорнае падарожжа, каб пасля даводзiць iншапланецянам, кiм ёсць беларусы, як гэта прапаноўваў Алесь Адамовiч. Дый зямлянам гэтая кнiга скажа галоўнае пра космас беларусаў. I беларусам. У ёй кожны знойдзе тое, што адпавядае ягоным запатрабаванням i густу: адзiн — зямную фiласофiю, другi — рыбалку i паляванне, трэцi — успамiны пра дзяцiнства, чацвёрты — гастранамiю… У «Новай зямлi» ўсё ёсць. Па ёй можна варажыць i ў ёй можна шукаць каранi i лiсце ўсiх праяў iснага, як гэта рабiў дварэцкi з кнiгi Уiлкi Колiнза «Месяцовы камень», якi лiчыў, што ў «Рабiнзоне Круза» прапiсана ўсё, што было, ёсць i будзе. Такiя кнiгi не ствараюцца людзьмi, яны прапiсваюцца праз iх. Бываюць такiя творы, што самi сабе — космас.

Зинаида Комаровская: На сегодняшний день наиболее актуальна поэма «Новая зямля». Якуба Коласа тревожила тема праведности, совершенствования, полноценности жизни человека. И главный идейно–художественный ход, примененный в поэме, — в словах евангельского открытия Иоанна Богослова: «Праведники получат в наследство землю и будут жить на ней вечно». Якуб Колас, необычайно скромный и весьма требовательный к себе, писал: «Полагаю, что славянскими народами будет с интересом прочитана эта поэма — она основная поэма в моем поэтическом творчестве».

3. Что именно из творческого наследия Якуба Коласа еще будет переосмыслено? Можно ли говорить о «неизвестном Якубе Коласе»?

Петр Васюченка: Цяпер выдаецца найбольш поўны збор твораў Коласа, i шмат што ў iм — эксклюзiў: публiцыстыка, лiставанне… А ўвогуле перачытваць трэба ўсё, бо ўласцiвасць жывой класiкi ў тым, што яна змяняецца разам з часам.

Алесь Бадак: Если бы я составлял антологию одного стихотворения, то включил бы в нее стихотворение Коласа «Зорка», которое было написано в 1943 году, но широкому читателю было впервые представлено то ли в конце 80–х, то ли в начале 90–х. Помню, как оно потрясло меня своей глубиной, многогранностью мысли. Проблема, что наших классиков мы знаем в основном по школьной программе. И, конечно, когда речь идет о дореволюционном творчестве поэта, то хрестоматии предлагают: «Я — мужык, бядак пахiлы». Плохо? Нет. Плохо иное: для многих Колас–лирик так и остается на всю жизнь лишь певцом тяжелой мужичьей доли. Но тогда он писал и другое, что и сегодня актуально, как, например, в стихотворении «Дзяўчыне»:

Не кажы, што злыя людзi

i што свет паганы:

Сэрца крыўду ўсю забудзе,

Час загоiць раны.

Тыя раны, што зладзеi

Сэрцу прычынiлi,

Тыя думкi i надзеi,

Што ў табе пабiлi.

А это 1912 год, между прочим.

Владимир Гниломедов: Сегодня, судя по новому изданию его наследия, в 20 с лишним томах, нам все больше открывается Колас–человек, со своей эмоциональной жизнью, симпатиями, пристрастиями, ну и, конечно, неизвестными страницами.

Иван Миско: Конечно, мы знаем не все. Когда работал над мемориальной доской, договорился с музеем Якуба Коласа, и мне разрешили посмотреть архивы. Хватает интересного, но многих материалов я не нашел. Например, работ такого хорошего фотографа, который много раз снимал Якуба Коласа, как Исаак Соловейчик. Колас умер не двести лет назад, почему же мы не собрали все? Единственный скульптор, который, как мне известно, лепил с натуры Якуба Коласа, — Заир Исаакович Азгур. Но в музее писателя нет его портрета работы Азгура… И это следует исправить.

Зинаида Комаровская: Музей уже на протяжении 26 лет проводит научные конференции «Каласавiны». Однако до сих пор ждут обстоятельного исследования курский, ташкентский периоды жизни Коласа, 30–е годы. Хотелось бы более основательного изучения «Казак жыцця», незаконченной поэмы «На шляхах волi», публицистики, эпистолярного наследия. Большинство из нас, к сожалению, не знает Якуба Коласа. Это не забронзовелый поэт на площади, к которому привык наш глаз. Это философ и тонкий юморист, детский писатель и психолог, но в то же время обычный земной человек со своими слабостями и заботами.

4. Каким представляется вам Якуб Колас как личность? Можно ли говорить о его конформизме?

Владимир Гниломедов: Это был писатель–гражданин, патриот, которого уважала власть за его принципиальность, требовательность, конструктивность. Конформизм? В ту эпоху никто не был чужд конформизма. В какой–то мере, может быть, и Колас.

Андрей Федаренко: О «конформизме» Коласа могут говорить те, кто по уровню таланта стоит рядом с ним или выше его, — таких на данное время не наблюдается. Следовательно, любые пересуды на эту тему нужно прекратить. Толпа не имеет права управлять ни вдохновением гения, ни его личной жизнью.

Маргарита Алешкевич: Канфармiзм? Хiба мы маем права асуджаць тых, хто выжываў у часы сталiнiзму? Што выжыў — малайчынка; што нiкога не здрадзiў (пакуль архiвiсты не даказалi адваротнага) — герой. Непатрэбнае само адвалiлася, затое ягоныя добрыя творы не патрапiлi на вогнiшча ў 1937–м. Тры рэдакцыi «Сымона–музыкi», адна з якiх прапала пры падазроных абставiнах? Проста падарунак для даследчыкаў! А ўжо для тых, хто возьмецца здымаць серыял пра коласава жыццё–быццё…

Иван Миско: На его долю выпали сложные времена — Великая Отечественная война, репрессии. Мы очень многого не знаем, возможно, и не узнаем.

Петр Васюченка: Аднойчы Коласу (альбо ягонаму лiтаратурнаму двайнiку Андрэю Лабановiчу) прыйшла ў галаву думка: «А што калi папакутаваць, панесцi крыж?» I зрабiў: i лiтаратурны герой, i ягоны аўтар–прататып атрымаў тры гады турмы за ўдзел у падпольным настаўнiцкiм сходзе. Гэта канфармiзм? У той час як нехта з сябрукоў сядзеў як мыш пад венiкам, хтось у эмiграцыю падаўся. А пра сталiнскiя часы хай разважае той, хто гэтыя часы ведае, а той, хто не ведае, няхай паспрабуе сабе iх уявiць.

Алесь Бадак: В номере за 1 января 1988 года газеты «Лiтаратура i мастацтва» Янка Брыль, вспоминая свои встречи с Коласом, припомнил и такое: «Расказваючы нам сёе–тое з трыццатых гадоў, дзядзька Якуб сказаў, што тры гады ён спаў, не распранаючыся — чакаў». Конечно, эти годы наложили свой отпечаток и на некоторые произведения Коласа, и на его судьбу. Но они не сделали его врагом этой власти, он не разуверился в ее идеалах, как, впрочем, и остальные наши творцы. Не случайно ведь наиболее острый вопрос, который перед властью первым собирался поднять Колас, а потом уже и некоторые другие писатели, был вопрос о состоянии белорусского языка. Колас имел огромный авторитет, о чем свидетельствует и то количество людей, которые в Минске провожали его в последний путь.

Зинаида Комаровская: Якуб Колас после смерти Янки Купалы остался единственным народным поэтом и был вынужден принимать все обязанности и почетные титулы: он и депутат Верховного Совета СССР и БССР, председатель республиканского комитета защиты мира, один из руководителей писательской организации. В одном из писем к знакомой в 1947 г. писал: «О, господи, дождусь ли я спокойствия и созерцания жизни, которая, увы — уходит! Ну хоть бы один год пожить по своему индивидуальному плану». В фондах нашего музея хранятся свидетельства о его помощи как депутата и просто как сердечного человека людям, которые к нему обращались, и помощь была не только моральная, но и материальная. И в то же время, несмотря на предельную занятость государственными делами, он находит время закончить последнюю книгу «На ростанях», «Рыбакову хату», работает над поэмой «На шляхах волi», пишет стихи, отвечает на все обращения к нему. Это был человек неиссякаемой работоспособности.

5. Что еще нужно сделать для популяризации творчества Якуба Коласа?

Владимир Гниломедов: Экранизировать его лучшие произведения.

Андрей Федаренко: Никакая популяризация ему не нужна, он просто есть. И мы должны бесконечно гордиться этим.

Маргарита Алешкевич: Каб коласавы героi сапраўды пайшлi ў цяперашнi народ, трэба перавесцi iх на мову, гэтаму народу празрыстую, — экранiзацыi, флэш–анiмацыя, ну i мульцiкi ў 3D i з катом у ботах. I каб у серыяле ролю дзядзькi Якуба выконваў Бязрукаў!

Иван Миско: Недавно я был в Башкортостане, на Аксаковских чтениях. В мемориальной усадьбе два года назад был установлен мой памятник Аксакову. Там я много думал о наших Янке Купале и Якубе Коласе. Ведь сколько делается в память об Аксакове, как его превозносят! Возникли целые ритуалы… Посетители приходят к памятнику Аксакова, чтобы прикоснуться к бронзовой собачке, сидящей у его ног, причем левой рукой к носику — якобы это к добру и деньгам. Молодожены приезжают… А у нас почему вспоминают о своих гениях только от праздника к празднику? Было столетие Максима Танка… Почему мы обошлись только закладкой камня? Ведь и конкурс провели на бюст… А еще лучше — фигура должна быть!

Алесь Бадак: Было бы здорово, если бы к творчеству Коласа чаще обращались режиссеры, композиторы — особенно те, кто впервые ярко заявил о себе уже в нынешнюю эпоху. На стихи Коласа писали музыку и в тридцатые годы. Но прошло время, в музыке появились новые стили, и стало казаться, что поэзия Коласа не песенная. Но тут появился Лученок и гениально доказал обратное. Сегодняшней молодежи, воспитанной на песнях Ваенги и Максим, вероятно, тоже кажется, что белорусская поэтическая классика — это не для современной музыки. То же и в кино. Если сегодня все–таки снимают фильмы по мотивам произведений Достоевского, Лескова, Куприна, то почему нельзя снять интересный, современный фильм по Коласу? Даже по «Новай зямлi»! А еще сегодня так не хватает биографических — как художественных, так и документальных — фильмов о Коласе, Купале. Ведь их биографии — прекрасная основа для сериалов.

Петр Васюченка: Самае вялiкае, што можна зрабiць, — гэта стварыць нацыянальны кiнаэпас паводле «Новай зямлi», як гэта зрабiлi палякi паводле «Пана Тадэвуша» Адама Мiцкевiча. I гэта патрэбна ў першую чаргу не дзеля папулярызацыi Якуба Коласа, а дзеля папулярызацыi Беларусi.

Зинаида Комаровская: Мы обязаны читать Якуба Коласа, который оставил в наследство свои произведения–заповеди. Необходимо больше переводить их на другие языки, включать в туристические маршруты не только замки, но и мемориальные усадьбы поэта.

Две звезды, две светлых повести, колоски белорусской души. 2022 год – юбилейный для песняров. Купале и Колосу – 140рассказали в программе «Минск и минчане» на СТВ. А их классика вечно молодая, родник вдохновения. Повод для замечательной выставки «Якуб Колас в творчестве художников». 22 картины, 22 ракурса и философии.

Ольга Новожилова, заведующий научно-просветительским отделом Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа:
Ёсць адна, якая адносіцца да разраду гісторыка-культурных каштоўнасцей Беларусі рэспубліканскага значэння. Гэта партрэт Якуба Коласа Якава Кругера. Гэтай карціне ў наступным годзе будзе 100 гадоў. Гэта самы стары партрэт. Ён прыжыццёвы, напісаны з натуры. На фоне класіка размясціў беларускую вёску. Гэта значыць, што ён разумеў, што творчасць Якуба Коласа – з народных каранёў.

На языке красок художники раскрывают многогранность маэстро. Колос – учитель, писатель, академик, депутат, человек-глыба. Портреты, словно страницы насыщенной и плодотворной жизни. Такое собрание полотен из фондов колосовского, купаловского и художественного музеев выставили впервые. Пронзительный взгляд в самое сердце.

Ольга Новожилова:
Зенон Паўлоўскі намаляваў Коласа ў час таго, як ён прымаў удзел у дэкадзе беларускага мастацтва ў Маскве. Гэта быў 1940 год, і ён пазіраваў для Зенона Станіслававіча ў гасцініцы «Масква». Якуб Колас аднойчы падчас пазіравання перарваўся, яму трэба было дапісаць нейкі важны ліст, тэрміновы. І мастак паглядзеў, што ёсць цудоўная магчымасць зрабіць яшчэ адзін партрэт. Ён узяў скрынку для фарбаў і на ёй стаў пісаць новы партрэт, які мы і бачым на выстаўцы Якуб Колас у той час падараваў яму свой партрэт з дарчым надпісам.

Пронзительный взгляд в самое сердце. «Колосочек, мне так хорошо с тобой молчится!» О дружбе классиков можно говорить долго. Родные души. Оба талантливые, оба стиляги, любили посмеяться от души. В шахматы всегда выигрывал Купала. Оттого Колос на полотне Павловского немного в печали. Есть эпизод из далекого 1939-го, когда писатели отправились по Днепру на 125-летие Тараса Шевченко в Киев. На палубе сделали фотоснимок, спустя время он ожил в цвете.

Ольга Новожилова:
З моманту заснавання Акадэміі навук ён быў нязменным віцэ-прэзідэнтам, клапаціўся аб тым, каб навука не аддалялася ад жыцця. І на палатне Леаніда Шчамялёва мы бачым Якуба Коласа як раз на фоне Акадэміі навук. Якуб Колас вельмі любіў прыроду, родную, беларускую, вельмі любіў збіраць грыбы. Ён нават жартаваў, што хацеў бы быць міністрам грыбной гаспадаркі. Ён вельмі ашчадна ставіўся, грыбніцы ніколі не псаваў, заўсёды іх хаваў пад мох. Перажываў, ці будзе дождж. Ён быў вельмі дасціпным чалавекам, з гумарам і пісаў у сваім вершы, што «іду на барометр зірнуць, ці не скажа пра дожджык жаданы, пра радасць маю, а ён не зрухнецца, стаіць сіла ўража, барометру пстрычку ад злосці даю».

Еще одна страсть – отрывные настольные календари. Писатель любил оставлять на них заметки и собирал коллекцию. В мемориальном музее хранится и немало свидетельств благотворительности. К Константину Михайловичу как человеку уважаемому стекалось немало проблемных писем. У кого умерла корова, у кого прохудилась крыша. Нечем накормить семью, негде жить. Колос никогда не оставался в стороне, помогал и детским домам. Многочисленные квитанции – тому свидетели. Василина Мицкевич признается, что ее прадед был отличным психологом.

Василина Мицкевич, главный хранитель фондов Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа:
Колас быў вельмі спакойным чалавекам, і ўсе, хто яго ведаў, казалі, што ніколі не праяўляў свае пачуцці. Ён быў вельмі адкрытым да людзей. У фондах нашага музея ёсць калекцыя, якая называецца «Асабісты архіў паэта». Там каля 6 тысяч экспанатаў, лістоў, якія пісалі Якубу Коласу.

Ольга Новожилова:
Любімым дрэвам Коласа быў дуб, сімвал моцу, чалавека, які моцна стаіць на нагах на сваёй зямлі, але ж яго думкі імкнуцца ў неба. На сваёй сядзібе Якуб Колас пасадзіў дрэва ў гонар сябе і сваёй сям’і. Спачатку ён пасадзіў у гонар сына Данілы, Міхася і не садзіў у гонар сына Юркі, таму што гэта быў пасляваенны час. Бацька спадзяваўся, што сын хутка вернецца і сам пасадзіць дрэва ў свой гонар. Але, на жаль, шлі гады, Юрка не вярнуўся, і ў 1947 годзе разам з сынам Міхасём яны адправіліся за саджанцам і пасадзілі дуб у гонар сына Юркі.

На выставке вас ожидает немало открытий. Для самых маленьких гостей приготовили раскраску по мотивам «Савося-распусніка».



Родился поэт в Сочельник. Как прошло детство Адама Мицкевича?



Анастасия Макеева, корреспондент:
Флюиды волшебства витают в воздухе, заснеженными тропинками мы пробрались в Новогрудок. Город с богатейшей историей и уникальной культурой. Наша программа будет полна сюрпризов.

Приглашаем на Колядки у Мицкевича. На Новогрудчине прошло детство и юность знаменитого поэта. Отец-адвокат построил дом. Мама всю душу вкладывала в воспитание сыновей. Няня Гансевская пела народные песни. Слуга Блажей погружал в мир легенд. Спустя время, Родина запела в поэмах классика со свитязянками, Гражиной и Паном Тадеушем. Родительский дом возродили на фундаментах и создали атмосферный музей. Залы – что страницы жизни и творчества. Живой XIX век!

Анна Гендик, научный сотрудник Дома-музея Адама Мицкевича в Новогрудке:
Для семьи Адама Мицкевича Рождество было двойным праздником. У Адама Мицкевича в Сочельник, 24 декабря, день рождения. Над столом висели ясельки, которые Адам Мицкевич всегда сам изготавливал перед Рождеством. А также Вифлеемская звезда из облатки хлеба. Под скатерть клали сено, подавалось 12 блюд из рук матери по кругу. Все эти традиции Адам Мицкевич сохранил. И когда уехал жить в Париж, эти традиции передавал своим детям.

Николай Гайба, старший научный сотрудник Дома-музея Адама Мицкевича в Новогрудке:
Обязательно в Сочельник должна быть рыба. Живя в Париже, Адам познакомился с одой женщиной, которая умела готовить фаршированную рыбу. Это была еврейка. Фаршированная рыба – это любимое блюдо Адама Мицкевича, которое мы можем распечатать и предложить нашим посетителям, чтобы они тоже смогли это приготовить.

Анна Апанович, директор Дома-музея Адама Мицкевича в Новогрудке:
Самое вкусное на Рождество из сладкого – это макелки.

Анна Гендик:
Адам Мицкевич упоминал, что нет вкуснее печенья, чем новогрудские баранки.

Главная площадь города превратилась в сказку. Как в Новогрудке отметили Новый год – подробности здесь.

За рождественским столом у Мицкевичей собирались самые близкие. Угощали штруделем с ароматной кавай, которую так обожал классик. А любимой песней была «Хто да ясляў Віфлеемскіх» на слова Петра Скарги.

В музее традиции берегут. Угостят и проведут мастер-класс, чтобы никто не остался без подарков. В программе – елочные игрушки, иллюминирование магнитов, чудо-открытки и, конечно, имбирные пряники. От чистого сердца!

Анна Гендик:
Будем украшать печенье. У нас в мешочках кондитерских глазурь. Она приготовлена из белка. В интернете куча разных рецептов. Получаются зимние новогодние краски для нашего печенья.
– А если хотим салатовый, розовый – пищевой краситель, пару капель. И оленя можно сделать, и снежинку, и елочку.
– Например, в баранку можно продеть веревочку и подвесить.
– В качестве игрушки. Печеньечный театр.
– Хорошо поработали – можно хорошо покушать.
– Вот такая красота у нас получилась.
– Желаем, чтобы ваши дни были такими же яркими и вкусными, как эти печенья!

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник коза иконы казанской божьей матери когда
  • Праздник когда убивают дельфинов на фарерских островах
  • Праздник когда тыкву на голову надевают
  • Праздник когда снимают ворота
  • Праздник когда сжигали евреев