Праздник коляда наряды

Как сделать костюм на Коляду своими руками? Оригинальные и простые идеи, мастер классы и видео мастер классы, которые помогут вам сделать костюм на коляду.

Традиционно на святки самые заводные, веселые и раскрепощенные собираются в небольшие группы и отправляются в удивительное путешествие по дворам и домам, даря всем вокруг хорошее настроение с помощью задорных песен, танцев, шуток и прибауток.

Важным условием участия в колядных шествиях является наличие карнавального костюма.

Традиционными костюмами на Коляду по праву можно считать – костюм козы, коровы, петуха, волка, собаки, цыгана или цыганки, смерти с косой и т.д.

В нашей статье мы подготовили для вас несколько не сложных в изготовлении карнавальных костюма, которые вы сможете сделать своими руками, а затем участвовать в колядках.

Так как действие уличных гуляний происходит на свежем воздухе и самую холодную пору года, то не забудьте хорошо и тепло одеться под свой карнавальный костюм. Учитывайте эту необходимость и при изготовлении костюма. Костюм должен быть как минимум на один размер больше.

Как сделать костюм на Коляду своими руками?

Маска Козы. Маска Козы своими руками

Ни одна Коляда не обходится без самого яркого и забавного персонажа – Козы. Для изготовления костюма козы вы можете использовать вывернутую на изнанку дубленку и маску. Маску Козы можно сделать за считанные минуты из самой обыкновенной пластиковой тарелки.

Маска Петуха своими руками

Еще один яркий традиционный персонаж – это Петух или Курица. Для создания яркого образа достаточно просто надеть пеструю одежду, а на голову маску.

Костюм Петуха: как сделать костюм Петуха своими руками?

А если решили подойти к изготовлению костюма Петуха со всей ответственность и серьезностью, о почему бы не сделать настоящий карнавальный костюм, тем более что и подробные мастер классы имеются.

Костюм Овечки. Как сделать новогодний костюм Овечки своими руками?

Костюм овечки особенно понравится представительницам прекрасного пола разного возраста. Оклейте старую белую футболку ватными комками, а  из фетра сделайте черные ушки. Подробный мастер класс изготовления костюма Овечки можно посмотреть у нас на сайте.

Костюм Ангела. Костюм Ангела своими руками

Костюм ангела – это всегда красиво и загадочно. Используйте для создания карнавального костюма любую белую одежду, которую дополните узнаваемым аксессуаром – самодельными крыльями ангела.

Костюм Ежика. Костюм Ежика своими руками

Костюм Ежика – для самых игривых и веселых участников колядного игрища. Существует огромное множество вариантов изготовления костюма Ежика и об этом можно узнать на нашем сайте.

Костюм Снеговика для мальчика и девочки своими руками

В качестве современного образа на Коляду можно выбрать костюм Снеговика. Делается костюм очень просто, но он всегда узнаваемый и яркий.

Маска Собаки. Как сделать маску Собаки своими руками?

Для создания костюма Собаки используйте любую шубу или вывернутую на изнанку дубленку. Дополните образ самодельной маской Собаки, которую можете сделать своими руками.

Венецианская маска. Как сделать маску своими руками для карнавала?

Для тех, кто хочет выглядеть красиво и модно, можно отдать предпочтение карнавальным маскам на глаза.

Маска Лягушки на голову своими руками (шаблоны)

Как сделать маску Солнышко на голову?

 Детские маски своими руками

Грим на Коляду. Как разукрасить лицо на колядки?

Очень круто смотрятся карнавальные костюмы, дополненные тематическим гримом.

Новогодние медицинские маски своими руками

Ну и конечно же, в период активного распространения вируса, используйте для создания своего костюма на Коляду медицинские маски, которые легко можно превратить в классный карнавальный костюм.

Идеи украшения детских медицинских масок к Новому году

01.jpg

В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу. За границей русскую Mасленицу журналисты даже иногда стали называть русским Хэллоуином

В принципе, если совсем не понимать русскую культуру, то перепутать можно. Одеваются в коз и медведей и еще чего-то зубастое, мохнатое и лохматое. Кому-то может даже страшным показаться.

Вот три картинки для сравнения. Прикольно выглядят рядом. Ряженые, Хэллоуин и Крампус. Как говорится, почувствуйте разницу.

02.jpg
Ряженые. Детей развлекают играми.

2  dpa-a-group-of-people-pose-in-their-scary-halloween-costumes-on-frankenstein-D3G86C.jpg
Хэллоуин. Детей пугают.

2  Krampuslauf.jpg
Крампус. Детей пугают.

На самом деле костюм ряженого имеет свою собственную историю, и связан совсем не со страхом перед какими-то мёртвыми или чудищами, которые тебя съедят или в могилу утащат, а больше с народными играми и театрализованными постановками.

Я нашла очень интересную статью А. В. Пахомовой, профессора Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова и обладательницы кучи всяких званий и переписала ее совсем немножко, чтобы было менее научно-академически и более читабельно. Ну и картинок от себя слегка  добавила, чтоб понятней было. Материалы взяты с сайта http://www.muzcentrum.ru/

*******************************************

Pяженье (ряжение) – обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. По веками сложившейся традиции, русские часто надевали необычные костюмы, лицо, как правило, скрывали под масками или мазали сажей, красками, чтобы максимально изменить облик до неузнаваемости. Неотъемлемой частью костюмов многих персонажей были шумопроизводящие украшения, “музыкальные” инструменты (например, две заслонки, вдобавок необходимо было и необычно двигаться – подскакивать, вертеться, приплясывать и т.п.

Ряженых чаще всего можно было увидеть во время празднования масленицы и на святки, реже – на Троицу и праздник Ивана Купалы. В целом ряжение представляло собой обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида.

10.jpg
Маски.
Наверху слева-направо: колядовальная маска; святочная маска; маска, используемая в обрядах плодородия (Исторический музей, г. Бийск); маска козы
Внизу слева-направо: святочные маски (найдены при раскопках в Новгороде); шествие ряженных

В древнерусских памятниках письменности XII века есть упоминания обрядов с ряжением, которым дана негативная окраска. Это вполне понятно – все, что было связано с языческими культами, осуждалось и запрещалось христианской доктриной. Тем не менеe в народе прочно укоренились игрища предков, которые сохранялись вплоть до XX века. В XIX веке многие из них носили еще обрядовый характер, часть же стала просто забавами, которыми развлекался и стар, и млад во время народных празднеств. В основном это были масленичные гулянья, свадьбы и др.

3.jpg
М. Павлова. Ряженые

Основными персонажами, которых чаще всего изображали ряженые были:

коза, конь, медведь, тур, аист и журавль – эту группу можно обобщить под названием «животные»;

следующая группа – персонажи потустороннего мира и нечистой силы – смерть, покойник, «дед», «баба», кикимора, русалка, черт, ведьма;

часто изображали так называемых «чужих», т.е. представителей других народов, социальных или профессиональных групп – это солдат, барин, нищий, странник, цыган, еврей, немец, арап и т.п.;

святых – Николая, Андрея, Варвару и ангелов.

Во многих восточно-славянских названиях ряженых отражена их потусторонняя природа, например, «кудесники», «буки», «черти», «хухольники», «окрутники», «халявы», «чудики» и т.п.

10 Ряженые.jpg
Ряженые. Русская открытка до 1917 года. В литографии Кушнерев и компания.

Приемы и материалы, которыми достигалось изменение внешности, очень просты, но та находчивость, которую применяли в народе, конечно, поражает искушенное воображение современного человека.

Подручные материалы – солома, коромысло, ухват, веник, горшок, куски рогожи, береста, тулупы, вывернутые наизнанку и мн. др. – все шло в ход и превращало в нужный персонаж, будь то ангел, кикимора или лошадь. К приемам изменения внешности, помимо чернения лица сажей, можно добавить еще обкручивание соломой рук и ног, чтобы они казались толстыми и кривыми, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, вывернутую наизнанку, ношение необычных остроконечных шапок, также нередко на костюм навешивали колокольчики, старые веники, лапти и др. Чтобы придать себе устрашающий вид, ряженые приделывали длинные клыки из репы, надевали на голову тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой, вставали на ходули, закутывались в белое полотно и так далее.

3  image (3).jpg
Современные маски ряженых

В разных местностях были свои излюбленные персонажи, образы которых создавались давно вошедшим в праздничный обиход и ставшим традицией способом. Например, в Костромской губернии на святки вовремя колядования ряженые ходили по домам в виде калек с вымазанными сажей лицами, со страшными горбами и навязанной на голове куделью, чтобы выглядеть косматыми. Такие персонажи назывались «старики» или «пугала». Помимо ряженых страшного вида были смешные, необычные ряженые. Чтобы выглядеть чудно, мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины – в мужскую, при этом нередко на ноги надевали непарную обувь, на голову корзину или что-нибудь из посуды.

Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты, или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову «козы», «кобылы», «тура»; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по избе, махали хвостом, подражая поведению изображаемых животных. Иногда два участника составляли одну фигуру «коня», «быка», что требовало слаженности движений и определенных навыков.  Могли нарядиться «курицей» или «журавлем».

12 image (2).jpg12 image (1).jpg
Современные маски ряженых

В  Московской области нарядившийся «журавлем» ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, а в руках держал кочергу, имитирующую клюв.

На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженый «покойником»: его одевали в белое, натирали лицо мукой, в рот вставляли торчащие зубы, вырезанные из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.
Добавлю, что ряжение воспринималось во многих местах как грех. Обычно в страшные маски «покойников» рядились лишь мужчины, реже — женщины, но ни в коем случае не девушки и уж тем более не дети. Из материалов, собранных на Русском Севере, следует, что сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Когда праздничные гулянья заканчивались, принимавшие участие в ряженье должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой.

А вот как описываются ряженые на Масленицу: «По сказаниям церковных историков в дни эти безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее и такая костюмировка (народный маскарад) служила на маслянице поводом к самому веселому разгулу…».

6.jpg
Излюбленный персонаж деревенской публики — «медведь». Лубочная картинка

В XIX веке в среде ученых исследователей народной культуры возрастает интерес к обрядовым, фольклорным и театральным действам. Описания масленичного и святочного ряжения довольно широко представлены в дореволюционной литературе. Начиная с 1846 года, после образования Русского географического общества, началось повсеместное собирание сведений по народному быту и фольклору. Разные издания, например, “Вестник Европы”, “Современник” и другие журналы, а также периодические и этнографические издания, губернские ведомости, сборники губернских статистических комитетов печатали материалы о верованиях, обычаях, народных обрядах и праздниках.

B первый день святок ряженье не проводили, к нему готовились. Устраивали складчину и на собранные деньги нанимали просторную избу на все святки, т.е. на две недели, окропляли и освещали её. Примечательно, что в складчине принимали участие все: люди женатые, пожилые, холостые, даже дети-подростки, «…последние обыкновенно платят половину того, что приходится на долю взрослых». “Появляются здесь “тальяночки”, в иных селах – балалайки и даже скрипки, – и деревенский бал открывается!”.

Непременным развлечением деревенской молодежи на вечеринках служит переряживание. «Ряженые обыкновенно изображают цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, евреев, солдат, скоморохов с медведем, нищих-побирух и т.п.». Излюбленным персонажем деревенской публики был «медведь». Ряженый в медведя представлял, как правило, несколько основных сюжетов: как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало. Другой персонаж – «журав», т.е. представляющий из себя подобие журавля. Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью вверх шубу. В один из рукавов которой продевает палку с крючком на конце. Палка изображает клюв журавля, и этим клювом ряженый бьет присутствующих на вечеринке девушек, а те, чтобы откупиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи, конфекты, пряники, которые журавль и подбирает». Также автор описывает игры «… непохвального свойства, и некоторые из последних отзываются даже кощунством». К таким играм относятся «венчание» и «похороны».

01  Каверзнев_Ряженые_XIX.jpg
П. Каверзнев. Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза, ряженый в маске с гармошкой) 19 век

Как выглядели игры?
«…с криком и кривляниями, с корзинами снегу, перемешанного сажею, вбежали кикиморы и принялись завывать, хлестать и парить вениками во все стороны, стараясь, получше угостить грязным веником чужих ребят. Эти кикиморы были не кто иной, как туземные ребята, одетые по-старушечьи во всевозможные лохмотья и тряпки с горшком, накрытым тряпицею и заменявшим кокошник на голове, чтобы как можно более походить на кикимор, т.е. ведьм». Вслед за кикиморами являются «торгованы» — купцы с сукнами, нанкою (грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешёвых в XIX в.), китайкою (плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань, привозимая из Китая) , кумачом (xлопчатобумажная ткань полотняного переплетения) и другим «красным товаром».

Затем следовал «стрелок», следом «кузнец»».  А за кузнецами следовали музыканты – это были крестьянские ребятишки, стучавшие в сковороды, заслонки, ухваты, кочерги и т.п. «все это шумело, стучало, звенело и выло…». Далее разыгрывалась сценка с рыбаками, и изба превращалась в озеро. Рыбаки, обнаженные по пояс, при свете лучины ловили рыбу – девушек. За этой сценкой был «рекрутский набор», далее следовало «соление снетков». Роль снетков доставалась ребятишкам. В избе появлялся огромный кузов, сплетенный из сосновых драниц. В него сажали раздетых ребятишек, а сверху на них высыпали большую корзину снега – это их посолили, «ребятишки запищали, а выскочить было нельзя. В заключение для рассолу на них вылили ушат холодной воды. С визгом и неимоверной быстротой выпрыгнули ребятишки из кузова и ударились на печку и на полати одеваться и отогреваться». После этой сценки в избу входили «какие-то личности», одетые в полушубки, подвернутые наподобие фрака – это был ревизор и писари, последние держали куски бересты и палки (вместо бумаги и перьев). И далее разыгрывался допрос.

4  Соломаткин_Ряженые_1873.jpg
Л. И. Соломаткин. Ряженые. 1873.

У мещан и крестьян города Василя бытовал ряд своих святочных развлечений.

Долгожданный праздник начинают отмечать на второй день, а в первый идут к нему приготовления. «В отношении наряда святочники представляют самое пестрое разнообразие; все они ходят группами. Одна группа, например, состоит из цыганки, турчанки и старика с непременным горбом; другая состоит из бурлака, черемисина (мариец) в белой рубахе с обшивным воротом, женщины в барском платье и кормилицы с ребенком; третья группа водит медведя на цепи, и все бывают одеты сообразно этому представлению: один изображает мишку, другой – козу, третий – скрипача или барабанщика. Эта группа особенно доставляет удовольствие девицам». Далее в тексте акцентируется фрагмент с появлением персонажа «черт», который предстает перед собравшимися в страшном обличье – с красными глазами, красными губами, длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей. Разыгрывается сценка изгнания черта из избы. Историк пишет, что самый «обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном, и при этом шляпа, обвязанная лентами всевозможных цветов».

У многих народов в обрядовых действах помимо специальных, традиционных для каждого конкретного случая костюмов, необходимым дополнением был, назовем его «волшебный» или особенный предмет.  Так, например, изображая Мокошь в руке было веретено, св. Варвару или Люцию – гусиное крыло или нож. Таким особенным предметом могла стать палка, метла и др. У ряженых одним из самых распространенных атрибутов были маски, в частности берестяные. Маска-личина – обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна или конских хвостов, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок.

Вот как выглядели ряженые в этнографических записках Ф.Д. Нефедова» «Показались два парня в берестяных масках и с деревянными лопатками в руках; они подходят то к одной, то к другой девице и спрашивают: «Сколько набить аршин набойки?». Девка говорит. Ряженый бьет ее по спине лопаткой столько раз, сколько она пожелала себе аршин набойки. <…> В избе крик и хохот».

Как выглядели костюмы и как они были сделаны?

11  image.jpg
Современная «коза»

«Коза», доставленная из Московской губернии, представляет из себя вздетую на палку резную, раскрашенную, двигающую нижнею челюстью, голову; «коза» же из Орловской губернии, представляет из себя хотя и очень примитивную, но более полную копию с живой козы: человек садится верхом на стянутую дугою палку, на одном конце которой прикреплена сделанная из тряпок голова, а к другому концу привязан хвост; все покрыто мешковиной, плотно ложащейся на стягивающую палку веревку, которая, таким образом, на спине ряженого образует спинной хребет козы»

А вот как незатейливо, но понятно каждому крестьянскому ребенку в Архангельской губернии выглядел ряженый конем: “Берут дугу с колокольчиком, делают хвост —  под пиджаком – веник-листвяник. Вот колокольчик забренчал <…> Маски делали из бумаги. <…>  В старину конь приходил на посиделки в шубе перевороченной. Шерсть как шкура”.

**************************************************
Во время СССР все эти обычаи особо конечно не приветствовались.

В сельской местности люди иногда продолжали придерживаться традиций, переодевались ряжеными и колядовали.

8.jpg
Ряженые. «Супруги». Деревня Климово, Горьковская обл. Фото, 1960 г.

7.jpg
Ряженые. Святочное вождение «Козы».
Ст-ца Анастасиевская, Краснодарский край. Фото, 1989 г.

Изредка выпускались детские книжки с картинками, где можно  было увидеть ряженых

И совсем редко что-то можно было увидеть в фильмах, например «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»

А сейчас, смотрю, опять становится модно и популярно

Ну Масленица — это вообще одни сплошные ряженые и игры, но и на Святки/Рождество тоже часто начали устраивать представления. Любимые персонажи те же самые что и раньше

2  13107a8a29ab085f51f486a240800b62_small.jpg
Медведь в современном карнавальном костюме, ряженым и придумывать особо ничего не надо с какими-то шубами наизнанку.

Колядовщики на Белгородщине. 2012.jpg
Колядовщики на Белгородщине. 2012 год.  К традиционным козе и черту, совсем не страшному, кстати, добавился нетрадиционный для дореволюционного времени дед Мороз.

13.jpg

А это вообще профессиональные артисты — фольклорный ансамбль «Переполох». Ряженых теперь на мероприятия приглашают почти как Деда Мороза. Ну а что, вполне веселый может получится даже Новогодний корпоратив.

12.jpg

Веселые эти ряженые, напоминают народный театр, ярмарки, гулянья, игры. Вообще как бы такой древний народный театр.

Абсолютно ничего общего с Хэллоуином, как бы некоторым не хотелось их совместить, ассимилировать и заменить одно на другое, как уже пытались сделать с Дедом Морозом, заменив его на Санта Клауса.

И главное, в ряженых есть смысл и дух праздника, нечто, совершенно в последнее время вымытое потребительским отношением к тому же Рождеству 25 декабря и Санта Клаусу, чем и объясняется такая дикая популярность и Хэллоуина и Крампуса. Пугать интересней, чем по магазинам бесконечно шляться, по крайнем мере в пугалках есть хоть какой-то смысл, в отличие от…..

Далее по теме

Кто такие христославы и славильщики и чем они отличаются от колядников.
Ряженые на святки в дореволюционной живописи
Ряженые — «Вождение коня»
Ряженые — «Вождение быка / тура»
Ряженые — «Вождение козы»
Ряженые — «Вождение медведя»
На Масленицу о скоморохах
Скоморохи в русской живописи

Колядки — старинный рождественский обычай, веселое гуляние с шумными песнями и сбором различных угощений. Огромной популярностью это празднование пользуется у детей, однако и среди взрослых нередко встречаются энтузиасты. Главным атрибутом колядок являются необычные и броские костюмы, детали для которых найдутся в любом доме.

Тулуп

7 вещей, которые помогут сделать костюм для коляды

У многих на чердаке или в бабушкиных сундуках можно найти старую верхнюю одежду. Тулуп на овчине идеально подойдет для костюма ведьмы, бабы Яги или разбойника. Достаточно дополнить образ цветастой юбкой или широкими штанами. А вывернутый на изнанку, он поможет соорудить костюм медведя или любого другого лесного зверя.

Цветастый платок

7 вещей, которые помогут сделать костюм для коляды

Ключевым аксессуаром образа для молодой девушки станет цветастый платок, повязанный на голову. Уголки платка образуют задорные «ушки» над самым лбом, как у Солохи в фильме «Ночь перед Рождеством». Цветастая юбка, поверх которой надевается белоснежный передник, и однотонная блузка дополнят костюм и вызовут восхищение у окружающих.

Яркий платок с цветочным орнаментом подойдет и для образа русской красавицы. Дополнить его можно ярким румянцем и подведенными сурьмой глазами.

Красная помада

7 вещей, которые помогут сделать костюм для коляды

Имея в косметичке алую помаду, можно избежать покупки дорогого грима. Ей можно нарисовать яркий румянец или пунцовый от мороза нос. Ярко-алые губы станут акцентом в костюме ведьмы или русской красавицы. Здесь лучше придерживаться чувства меры, чтобы не получить Марфушу, сестру главной героини русской сказки «Морозко».

Веник

Если хочется воссоздать образы персонажей русского фольклора (лешего, домового или дворового), хорошим помощником станет веник. Его можно украсить елочными игрушками или мишурой. А обычная дворовая метла станет хорошей спутницей для ведьмы. Главное придать ей максимально растрепанный вид, чтобы складывалось ощущение, что ее владелица только что летала по небу, воруя месяц и звезды.

Маска

7 вещей, которые помогут сделать костюм для коляды

Для тех, кто хочет поколядовать, но при этом стесняется любопытных взглядов прохожих, отлично подойдет маска. Ее можно купить в детских магазинах, в отделах карнавальных костюмов, или смастерить самостоятельно. В Интернете найдется много шаблонов для создания аксессуара из ткани, картона или папье-маше.

Фантазию ограничивать не придется: можно смастерить лесного зверька (лису, волка, зайца или белку) или вырезать ажурно-кружевную маску из бархата и украсить блестками или бисером.

Однотонный шарф

Кушак — незаменимый атрибут русского народного костюма. Его роль на один вечер может исполнить плотный шарф однотонного цвета. Достаточно перевязать им тулуп или дубленку. Эта деталь подойдет для костюма разбойника, скомороха или лесной колдуньи. Шарф можно завязать прочным узлом или соорудить из него кокетливый бант на талии.

Мех от куртки

На современной верхней одежде часто встречаются вставки из меха, которые отстегиваются. Этот нехитрый элемент поможет соорудить меховой воротник или даже хвост. Также подойдут меховые варежки или помпоны, старые пушистые шапки. К ним можно приделать уши из картона, обклеенные тканью или кусочками меха.

https://ria.ru/20221221/kolyadki-1840041352.html

Праздник Коляды: как отметить день зимнего солнцестояния

Праздник Коляды: как отметить день зимнего солнцестояния — РИА Новости, 11.01.2023

Праздник Коляды: как отметить день зимнего солнцестояния

Яркие костюмы, песни, звенящие в морозном воздухе — в старину умели отмечать праздники. Одна из самых веселых и древних русских традиций — колядование. О ее… РИА Новости, 11.01.2023

2022-12-21T08:00

2022-12-21T08:00

2023-01-11T19:15

культура

иисус христос

россия

лыткарино

рождество христово

зима

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/14/1840033811_0:171:3033:1877_1920x0_80_0_0_fad8f77b7c5ae26a0b4dbcf955d7520a.jpg

МОСКВА, 21 дек — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. Яркие костюмы, песни, звенящие в морозном воздухе — в старину умели отмечать праздники. Одна из самых веселых и древних русских традиций — колядование. О ее значении и истории — в материале РИА Новости в день зимнего солнцестояния.Ознакомьтесь с матчастьюЭто имя божества (в некоторых легендах — богини) молодого зимнего Солнца. На Руси верили, что оно — светлое и доброе, несущее надежду на воскрешение природы после холодов. Инна Шинтяпина, доцент Гуманитарно-педагогической академии имени В. И. Вернадского, отмечает, что в некоторых регионах Коляду называли Таусень, Овсень или Виноградень. Люди считали, что песни-колядки имеют магическую силу. Хозяева дома должны были отблагодарить колядующих чем-то вкусным. Если их прогоняли, благословения сменялись ритуальными угрозами, а в окна и двери избы летели снежки.Колядовали не только на Руси. Похожие ритуалы были и у западных славян — предков чехов, поляков, словаков. С приходом христианства это стало рождественской традицией — языческие песни сменились христославными, а бутафорское солнце в руках гуляющих превратилось в Вифлеемскую звезду.Даты празднования тоже сместились.Найдите компаниюТрадиция не запрещает колядовать и в одиночку. Соседи чаще всего приветствуют празднующих с восторгом, но кто-то может и не понять. Кстати, так хозяева и угощения приготовить успеют. Колядующие нередко показывают несложные театральные действа — для этого нужна компания.Найти единомышленников просто: сейчас колядование устраивают музеи, часто областные, ведь в деревнях и небольших городках традиционные обрядовые действа смотрятся аутентичнее. Нередко этим занимаются фольклорные ансамбли и исследователи русской старины, дома творчества и культуры. Объявления о предстоящем гулянье дают как раз в декабре или еще раньше. Так что приобщиться к древнему празднику помогут соцсети и Яндекс.Разучите песниПосле принятия христианства колядующие пели о рождении Спасителя. Позже появились мотивы военной славы, истории, упоминания бытовых ситуаций. Исполняют и щедровки — народные песни, в которых величают хозяев дома и их детей, желают богатого урожая, благосостояния, приплода скота. Эксперт приводит примеры традиционных песен, которые сохранились благодаря фольклористам: «Бай Овсень, подавай совсем», «Как у дядюшки Вавилы…», «Ходила Коляда по святым вечерам». Надежда Голубева добавляет еще две — более современную «Маленький мальчик сел на диванчик, а диванчик хруп — дайте мне рупь», и, конечно, самую известную — «Пришла Коляда — открывай ворота».Для нерадивых хозяев, которые не выносили никаких угощений, тоже были песни — с плохими пожеланиями. Как рассказывает Воронина, оскорбленные колядующие могли от души пожелать неурожая пшеницы и мора скотины.Кстати, для исполнения колядок не нужны выдающийся слух и голос: это скорее заговоры и кричалки, а не сложные музыкальные произведения.Приготовьте костюм и реквизитОсобенно популярна маска козы — ее образ сопровождает колядующих еще со времен язычества. Для предков это животное было символом плодородия и богатого урожая. Поэтому иногда ряженые надевали полные костюмы коз и козлов.Солнце и Вифлеемскую звезду, как и наряды, можно смастерить самим. Главное, чтобы они были яркие — заметные издалека.Настрой — это важноКолядки — отличный способ завести новые знакомства, подружиться с соседями и просто приятно провести время. Каких-то строгих запретов на те или иные действия для гуляющих нет. Кроме самых очевидных.Не забудьте про игры, вкусняшки и гаданияГулянья — только часть рождественского веселья. Принято печь традиционные угощения, одно из них — фигурки из теста, козули (от поморского слова, обозначающего «завиток»). Архангельские козули — плоские украшенные пряники с жженым сахаром. Поморские — объемные. А символизируют они всех зверей, которые пришли к яслям новорожденного Иисуса Христа.Самих колядующих, отмечает Воронина, полагалось одаривать пирогами, блинами, свиной ножкой — всем, чем богат стол. Сейчас можно выносить конфеты и колбасу. Или мелочь — сколько не жалко.И еще, конечно, нужно играть в игры — как активные, так и спокойные. Оцените собственную значимостьНародные традиции — очень теплые, объединяющие. Они прививают гордость за свою историю, уважение к народу, к истокам.

https://ria.ru/20221218/skazka-1838345185.html

россия

лыткарино

зима

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/14/1840033811_151:0:2882:2048_1920x0_80_0_0_65152f9ed16ec3345d6608afdb93775d.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

иисус христос, россия, лыткарино, рождество христово, зима

Культура, Иисус Христос, Россия, Лыткарино, Рождество Христово, Зима

МОСКВА, 21 дек — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. Яркие костюмы, песни, звенящие в морозном воздухе — в старину умели отмечать праздники. Одна из самых веселых и древних русских традиций — колядование. О ее значении и истории — в материале РИА Новости в день зимнего солнцестояния.

Ознакомьтесь с матчастью

«Колядование — древняя славянская языческая традиция, — говорит директор Лыткаринского историко-краеведческого музея Надежда Голубева. — Праздник Коляды отмечали в дни зимнего солнцестояния, 21 и 22 декабря».

Это имя божества (в некоторых легендах — богини) молодого зимнего Солнца. На Руси верили, что оно — светлое и доброе, несущее надежду на воскрешение природы после холодов. Инна Шинтяпина, доцент Гуманитарно-педагогической академии имени В. И. Вернадского, отмечает, что в некоторых регионах Коляду называли Таусень, Овсень или Виноградень.

Люди считали, что песни-колядки имеют магическую силу. Хозяева дома должны были отблагодарить колядующих чем-то вкусным. Если их прогоняли, благословения сменялись ритуальными угрозами, а в окна и двери избы летели снежки.

«Все такие обряды так или иначе связаны с деятельностью крестьян, — рассказывает исполнительница народных русских песен Валентина Воронина. — Верили, что нужно провести как можно больше магических действий в первые дни нового года, чтобы был урожай, приплод скотины, счастье и достаток в семье».

Колядовали не только на Руси. Похожие ритуалы были и у западных славян — предков чехов, поляков, словаков.

С приходом христианства это стало рождественской традицией — языческие песни сменились христославными, а бутафорское солнце в руках гуляющих превратилось в Вифлеемскую звезду.

«На сегодняшний день древние славянские традиции соединились с православными. Где-то они слились, где-то по-прежнему конфликтуют, — отмечает старший преподаватель Вологодского государственного университета Оксана Рейма.

Даты празднования тоже сместились.

«Теперь колядовать принято с Рождественского сочельника 6 января и до 19 числа, на которое приходится Крещение Господне», — уточняет Воронина.

Найдите компанию

Традиция не запрещает колядовать и в одиночку. Соседи чаще всего приветствуют празднующих с восторгом, но кто-то может и не понять.

«Если пойти по домам и квартирам без предупреждения, неизвестно, как вас примут, — подтверждает Голубева. — Возможно, и не пустят, учитывая современную закрытость людей и разные опасения. Наш музей предварительно договаривается с жителями, и они встречают нас с большим удовольствием и радостью».

Кстати, так хозяева и угощения приготовить успеют.

Колядующие нередко показывают несложные театральные действа — для этого нужна компания.

«Традиционно было несколько героев, — поясняет Воронина. — Поп, попадья, барин, девушка, цыганка, медведь, леший — в них рядились и разыгрывали сценки. Такая народная самодеятельность. И всегда в этих представлениях добро побеждало зло».

Найти единомышленников просто: сейчас колядование устраивают музеи, часто областные, ведь в деревнях и небольших городках традиционные обрядовые действа смотрятся аутентичнее. Нередко этим занимаются фольклорные ансамбли и исследователи русской старины, дома творчества и культуры. Объявления о предстоящем гулянье дают как раз в декабре или еще раньше. Так что приобщиться к древнему празднику помогут соцсети и Яндекс.

Разучите песни

«Сценарий и тексты с гимнами и песенками мы готовим заранее, – говорит Голубева. — В этом нам помогают книги по народной культуре».

После принятия христианства колядующие пели о рождении Спасителя. Позже появились мотивы военной славы, истории, упоминания бытовых ситуаций.

Исполняют и щедровки — народные песни, в которых величают хозяев дома и их детей, желают богатого урожая, благосостояния, приплода скота.

«Большинство крестьян жило в бедности, — рассказывает Воронина. — И только на колядовании у них рождалась вера, что все будет хорошо. В песнях старую избу называли теремом, дворцом. Хозяина и хозяйку — царем и царицей. Или боярами. Воспевали красивую одежду, хотя у крестьян она была худая. И, конечно, пели про приплод скота: что на дворе семь коров, семь быков, сто гусей. Все это радовало и дарило надежду».

Эксперт приводит примеры традиционных песен, которые сохранились благодаря фольклористам: «Бай Овсень, подавай совсем», «Как у дядюшки Вавилы…», «Ходила Коляда по святым вечерам». Надежда Голубева добавляет еще две — более современную «Маленький мальчик сел на диванчик, а диванчик хруп — дайте мне рупь», и, конечно, самую известную — «Пришла Коляда — открывай ворота».

Для нерадивых хозяев, которые не выносили никаких угощений, тоже были песни — с плохими пожеланиями. Как рассказывает Воронина, оскорбленные колядующие могли от души пожелать неурожая пшеницы и мора скотины.

Кстати, для исполнения колядок не нужны выдающийся слух и голос: это скорее заговоры и кричалки, а не сложные музыкальные произведения.

Приготовьте костюм и реквизит

«Подойдут народные рубахи, платья, сарафаны, — перечисляет Воронина. — А для сценок — костюмы героев и маски».

Особенно популярна маска козы — ее образ сопровождает колядующих еще со времен язычества. Для предков это животное было символом плодородия и богатого урожая. Поэтому иногда ряженые надевали полные костюмы коз и козлов.

Рождественское колядование в Белоруссии

1 из 4

Участники святочных колядований во время празднования Рождества Христова

Праздник Щедрый вечер в Белоруссии

2 из 4

Жители деревни Погост в Гомельской области

Фото недели

3 из 4

Участники святочных колядований во время празднования Рождества Христова

Рождественское колядование в Белоруссии

4 из 4

Участники святочных колядований во время празднования Рождества Христова

1 из 4

Участники святочных колядований во время празднования Рождества Христова

2 из 4

Жители деревни Погост в Гомельской области

3 из 4

Участники святочных колядований во время празднования Рождества Христова

4 из 4

Участники святочных колядований во время празднования Рождества Христова

Солнце и Вифлеемскую звезду, как и наряды, можно смастерить самим. Главное, чтобы они были яркие — заметные издалека.

Настрой — это важно

«С XVIII века все это утратило магический смысл и стало веселой игрой, — говорит Воронина. — Участвовали в ней уже преимущественно дети».

Колядки — отличный способ завести новые знакомства, подружиться с соседями и просто приятно провести время. Каких-то строгих запретов на те или иные действия для гуляющих нет. Кроме самых очевидных.

«Нельзя ссорится, драться, ругаться, нужно уважать хозяев и других колядующих, — подчеркивает Воронина. — Радоваться и искренне верить в добро, в то, что наступающий год принесет много хорошего».

Не забудьте про игры, вкусняшки и гадания

Гулянья — только часть рождественского веселья.

«Девушки в это время гадают на судьбу, — рассказывает эксперт. – Ритуалы бывают разные, ограничений нет».

Принято печь традиционные угощения, одно из них — фигурки из теста, козули (от поморского слова, обозначающего «завиток»). Архангельские козули — плоские украшенные пряники с жженым сахаром. Поморские — объемные. А символизируют они всех зверей, которые пришли к яслям новорожденного Иисуса Христа.

Самих колядующих, отмечает Воронина, полагалось одаривать пирогами, блинами, свиной ножкой — всем, чем богат стол. Сейчас можно выносить конфеты и колбасу. Или мелочь — сколько не жалко.

И еще, конечно, нужно играть в игры — как активные, так и спокойные.

Оцените собственную значимость

«В нашем Лыткаринском музее обучают детей колядкам с помощью программы «В гостях у Рождественской сказки», — говорит Надежда Голубева. — Она знакомит ребят с обрядами светлого праздника».

Народные традиции — очень теплые, объединяющие. Они прививают гордость за свою историю, уважение к народу, к истокам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поэты погибшие на войне сценарий
  • Почему после праздника становится грустно
  • Праздник ко дню знаний название
  • Праздник день сельхозработника какого числа
  • Поэты об осени сценарий мероприятия