Праздник коляда у славян когда празднуется

Славянский Праздник Коляда - это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предешствует Коляде событие - Карачун (Корочун) - день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды.

Славянский Праздник Коляда — это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предшествует Коляде событие — Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. Самый короткий день и самая длинная ночь в году, после которой начинает прибывать день. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь).

В 2022 году Карачун приходится на 21, 22, 23 декабря

Давайте попробуем по порядку непредвзято разобраться, что же такое Карачун, Коляда и Рождество у славян.

Славянский Праздник Коляда

Карачун — как правильно встретить преддверие Коляды?

Карачун (Корочун) — зимнее солнцестояние, солнцеворот (коловорот), один из важнейших периодов года, когда грань между Явью и Навью очень тонка. Дата зимнего солнцестояния приходится в период с 19 по 25 декабря. В эти дни высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой. После Карачуна Солнце начинает свой северный путь роста. В это время Земля находится в наименьшем удалении от Солнца.

Картины Королькова Виктора АнатольевичаКарачун – это последние три дня солярного цикла перед Колядой – рождением нового Солнца. Карачун не празднуют, но при его наступлении проводятся специальные обряды для очищения и освобождения от всего ненужного.

Жизнь на Земле во многом зависит от Солнца, поэтому приближение Земли к Солнцу и отдаление — это важнейшие астрономические события.

Момент солнцестояния — это критический момент перехода. Около трёх дней до и после солнцестояния Земля принимает огромный поток творческой энергии, это магическое, сакральное время перехода. Как и любое переходное время, оно предназначено для духовных практик. Считается, что это время — не для материальных дел. Это даты, в которых заложен глубинный смысл – познание себя и Бога, очищение Души и переход на новый этап её развития. Особенностей таких дней заключается в том, что у вас приоткрывается возможность для того, чтобы Править (Ладовать, т.е. приводить к Любви, Ладу, Порядку) ваши дух, душу и тело.

Зимнее солнцестояние — это наступление астрономического нового года. Это праздник возрождения, рождения нового солнца.

С этого момента начинается новый цикл времени. Момент солнцеворота, конец долгих ночей — это мистерия рождения нового, обновления, возрождения, переход от старой жизни к новой. Это день закладки надежд, прочного фундамента светлого будущего. Это одновременно и смерть и воскресение, мистерия перерождения старости в молодость.

В это энергетически особенное, заряженное время можно сжечь свои грехи, изменить судьбу, переродиться, как заново рождается обновлённое Солнце.

За пару недель перед солнцеворотом благоприятно избавляться от всего отжившего, мешающего, лишнего: очистить дом, очистить своё физическое тело (ПОСТ и русская баня), очистить свои обереги и очистить своё сознание от негативных моментов. Хорошо бы отпустить обиды, оставить ссоры, разрешить конфликты, благоприятно делать пожертвования, отдавать долги. В новую жизнь лучше вступать налегке. С благодарностью Богам, с чистыми мыслями, чистыми намерениями и пожеланиями счастья.

Женщины в этот день пекли хлеб – каравай в форме Солнца. Испекая каравай вы, тем самым, притягиваете энергию Солнца в свой дом, а аромат хлеба отгоняет всякую нечистую силу и наполняет дом благостной энергией. Особенно это актуально, как вы уже понимаете, перед рождением Бога Коляды.

Славянский Праздник Коляда

Ночь перед этим днём — самая длинная в году. Это тёмное, женское, магическое время. Эта ночь открывает двери в новую жизнь. Хорошо подвести итоги прошедшего года, поблагодарить Богов за всё, что Они дают. Важно освободиться от забот, тревог, зажечь свечи, благовония и в гармоничном состоянии войти в новую жизнь.

В это время вместе с солнцем всё живое начинает свой путь роста, восхождения. Очень важно быть Богоцентричным, отстраниться от суеты, обратиться внутрь себя.

Молитва, медитация в это время будут иметь огромную силу, а также — ваши благие намерения, цели на будущее. Ритмы Вселенной в это время очень этому способствуют. Сила возрождающегося Солнца, мощная энергия созидания наполнит их.

Благоприятно встретить восход Солнца, выразить ему своё почтение, поздравить с рождением, поблагодарить за его дары. Важно почувствовать этот переходный сакральный период, поворот от тьмы к свету, от незнания к знанию, от смерти к бессмертию. Если сделать это осознанно (отбросить негативное, отжившее и создать намерение приобрести светлое) тогда впереди — действительно — светлый путь возрождения, роста.

Славянский Праздник Коляда

Славянский Праздник КолядаКоляда — очень древний праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. На самом деле ещё с языческих времён, когда не было навязано христианство на Руси, а люди верили в Родных Богов, уже существовал такой праздник. С тех времён многие обычаи позабылись и изменились, но всё же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Славянский Праздник Коляда — это праздник победы сил света над тёмными силами. С Этого момент день начинает прибывать, как говорят в народе «на воробьиный скок» или «на заячью лапку».

Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения-ряжения в гостей из иного мира. Перевоплощаются в животных, надевая на себя их шкуры, рога, уши и хвосты. Мастерят особые личины-маски, закрывающие лицо, чтоб народ не узнавал. А ещё обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя свойственные им предметы одежды и облика. Например, малые детки рядились в старичков.

В зависимости от пола и возраста народ объединяется в небольшие сообщества — ватаги колядовщиков. Были ватаги детей, девушек, парней, мужчин, женщин. Изредка они объединялись в одну большую. Основательно подготовившись, колядовщики собирались у домов. Ватаги не заходили в дом, оставаясь у порога, а прежде чем начать действо, спрашивали разрешение у хозяев: «Хозяева, можно ли Коляду покликать?». Получив согласие, пели величальную песню хозяевам дома — песню, обобщённо описывающую, а иногда и явно преувеличивающую достаток и благополучие домочадцев. Затем распевали колядки — обрядовые песенки, играли на музыкальных инструментах, плясали, разыгрывали сценки. Обычно во главе колядующих были «козовод» и «коза» со свитой («лиса», «бык», «медведь» и другие «звери»). Колядовщиков следовало благодарить ценными и вкусными дарами, в том числе и куском круглого праздничного каравая, символизирующего солнце.

Славянский Праздник Коляда

По сути, колядки — это заговоры-пожелания на благополучие нового года. В зависимости от того, насколько хорошо хозяева отблагодарили гостей, колядки могли быть как добрыми, так и злыми, даже угрожающими!

Если хозяева были щедры и рады колядовщикам, то, осыпая хозяев зерном, распевали вот такую колядку, наполненную тёплыми пожеланиями и суля благополучие:

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Сею, сею, посеваю, ячмень жито посываю,
Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом!

Но если хозяева были скупы и негостеприимны к ватаге, то слышали в свою сторону вот такую колядку, с угрозами, чтоб неповадно было жадничать:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!
Не дадите хлеба — стащим с печки деда!
Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Колядки чередовались присказками и прибаутками:

Поможем зимушке-зиме теплом окутать землю!
— А чем помочь?
— Весельем!
— Смехом!
— Шуткой!
— Пословицей!
— Прибауткой!

Или

Солнце на лето, зима на мороз.
Кого захотим, рассмешим до слёз!
Медведь в берлоге на другой бок поворачивается.
Для ватаги нашей карман выворачивается.

Собрав даров, колядовщики отправлялись пировать.

Суть праздника Коляды

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвящённых возрождению молодого Солнца. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

— облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;
— колядование, исполнение колядных песен;
— благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;
— игры молодых людей;
— гадания незамужних девушек.

Просмотры: 23 394

Название славянского праздника Коляды совпадает с именем Бога Молодого Зимнего Солнца, по поверьям, родившегося в самую длинную ночь года. Коляда — праздник солнечного перелома, один из дней, после которых количество солнечного света начинает прирастать либо убывать. Другие славянские праздники солнечного перелома приходятся на весеннее и осеннее равноденствие, летнее солнцестояние. 

Дата праздника Коляды  

Дата славянского праздника Коляды совпадает с зимним солнцестоянием. Точное астрономическое время солнцестояния непостоянно, изменяется от года к году. Как правило, Коляда у славян приходится на 21 или 22 декабря. Точную дату и время астрономического солнцестояние в современное время узнать не трудно, если вы хотите отметить праздник Коляды именно в миг перелома. 

Встарь славянская Коляда часто праздновалась 25 декабря. В ночь солнечного излома Коляду встречали только Волхвы, проводили славянские обряды, посвященные празднику. Миряне же праздновали с 25 декабря, когда уже чувствуется прибавление солнечного дня «на воробьиный скок». Празднование Коляды у славян считалось делом опасным: злые духи, старающиеся помешать рождению Молодого Солнца ещё не покинули мир Яви. 

Праздник Коляды и Рождество, в чем различия 

Многие традиции Коляды и обряды праздника сместились со временем на другие даты и стали частью празднования Рождества. Так традиционные песни-Колядки сейчас более известны как рождественский обычай. Однако название этих песен говорит о том, что они появились до прихода христианского праздника и посвящены Богу Коляде. Не стоит путать и дату праздника. Со сменой календаря Рождество сместилось на 7 января. Однако, славянский праздник Коляды всегда совпадает с зимним солнцестоянием. Коляда по традиции отмечается либо в ночь солнцестояния, либо в ночь на 25 декабря.

Ночь накануне праздника Коляды  

Ночь накануне праздника Коляды считается одной из самых страшных в году. Подобно тому, как пред Купальской ночью просыпается Скипер-Зверь и злые духи проникают в мир Яви, навьи появляются и перед празднованием Коляды. Славянские мифы рассказывают, что навьи пытались помешать рождению Коляды, Бога Молодого Солнца. Потому каждую зиму в самую длинную ночь года злые духи появляются на земле. Славянская Коляда символически связана и со смертью солнца, которое умирает в ночь зимнего солнцестояния, чтобы вновь родиться утром. Потому многие представления ряженых на Коляду содержат мотив смерти и возрождения.

мифы и легенды о славянских богах

Читайте книги сказок о славянских Богах!


Защитный обряд солнечного излома, на Коляду


Традиции встречи праздника Коляды  

Коляда у древних славян начиналась вовсе не с шумных гуляний. Перед столь значимым праздником славяне старались закончить важные дела, раздать долги, решить споры. Важно было, чтобы в Ночь Чернобога, ночь накануне Коляды, человек был чист помыслами, потому что в эту ночь на землю приходят духи Предков и строго спрашивают каждого, шёл ли он путем Прави. 

В сам праздник Коляды рано утром мужчины отправлялись в лес искать сухое дерево — Бадняк. Дерево приносили в деревню, украшали лентами, наузами. Вместе с Бадняком провожают прошлое, всё, что отжило. Сухое дерево сжигают вечером в присутствии всех жителей деревни. Часто обряд сжигания Бодняка требует сначала отдать почести дереву: перед сжиганием его кормят и поят.  

В день Коляды, подобно празднику Купало, зажигают огненное колесо. Отличие в том, что на праздник Коляды, зимнее солнцестояние, славяне не скатывают колесо с горы в реку, а, напротив, поднимают его на высоком шесте, показывая, что солнце начинает прибывать, каждый день поднимается всё выше. 


Колядки и ряженые на праздник Коляды 

Наиболее известный обряд встречи Зимнего Солнца — хождение по дворам с праздничными песнями-колядками. Колядки начинались с самого утра. Утром по дворам ходили дети, позже выходили молодые парни и девушки, уже поздним вечером гуляли и мужики с жонками.

«Мы ходили, мы искали
Коляду святого
На земле, на небеси, по Славени, по Руси
По полям да по лесам, по долам да по горам
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!»

Колядки призваны принести щедрому хозяину дома счастье, достаток, удачу в наступающем году. В хвалебных песнях с почтением упоминали хозяина, хозяйку, их детей, отмечали, как ладно они ведут дела, желали здоровья, достатка, прибавления в семье. Каждый хозяин старался щедро одарить колядовщиков. Скупому хозяину могли исполнить шутливые песни с угрозой «свети корову со двора» или даже пожелать худого года. Боялись и что на праздник Коляды ряженые с песнями-колядками вовсе обойдут двор стороной, это считалось худым знаком. 

«Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога
Пест да лопата, корова горбата».

Ряженые на праздник Коляды не только обходят дворы с песнями. Артели ряженых, как их иначе звали рядих, нарядих, окрутников, собирались, заранее готовили костюмы и показывали традиционные сценки. Традиционные выступления ряженых часто содержали мотив смерти и возрождения. Например, водили козу или медведя, которые неожиданно падали, как бы умирали, после чего поднимались и продолжали веселый танец.  

Коляда Дети в этот день колядовали и собирали угощения (Фото: fresher, по лицензии Shutterstock.com)

Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла. Коляда — поворот Солнца на весну — праздновался в период Больших зимних святок, проходивших с 24 декабря по 5 января.

Славяне отмечали Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и начинало разгораться зимнее солнце (то есть в период зимнего солнцестояния).

Перед празднеством кудесник выл волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносилась братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и приговоры на обрядах во время праздников) восклицал:

«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!»

Колядовать дети собирались под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святочные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество.

Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.

Праздник заканчивали игрищами. Обязательно нужно было вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «25 декабря — Коляда»

Культура.РФ

Культура.РФ

КОГДА В РОССИИ
НАЧАЛИ КОЛЯДОВАТЬ?

КОГДА В РОССИИ
НАЧАЛИ КОЛЯДОВАТЬ?

Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Колядованием называют старинный обряд: на Святки, Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги.

Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу, а также почитаемых святых.

Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.

Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами, сладостями, пряниками, медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных. А в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом.

Колядованием называют старинный обряд: на Святки, Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги.

Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу, а также почитаемых святых.

Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.

Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами, сладостями, пряниками, медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных. А в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом.

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста…

В этой колядке упоминается «коровка» — обрядовое печенье в виде рогатого скота, которое пекли на Рождество.

В древности богатым дарам для колядовщиков приписывали магическое значение. Считали, что если ряженых не угостить, то жадных хозяев ждут в новом году несчастья. Также колядующие могли обидеться и по-своему отомстить:

Дайте нам ломоть пирога
Во все коровьи рога.
Не дадите лепешки —
Закидаем все окошки.
Не дадите пирога —
Закидаем ворота.

По поверьям, святочное время определяло весь будущий год. Колядовщики в песнях желали благодарным хозяевам богатого урожая, достатка и благополучия, безбедной жизни и приплода скота, что должно было сбыться в новом году. Пели и про удачные земледельческие работы — и эти песни становились своеобразными заклятиями на урожай. Считалось, что чем больше колядующих придет к дому — тем счастливее будет год.

Традиции колядования известны не только на Руси, но и в Европе. Сохранились церковные наставления эпохи Средневековья, которые строго регламентировали этот обряд и описывали, когда, как и кому следовало колядовать.

Колядки в России менялись на протяжении времени, однако даже современные песни сохраняют элементы старинных текстов. Их можно разделить на две группы. К первой относятся колядки, прославляющие праздник с упоминанием библейских персонажей. Ко второй — поздравления и призыв одарить колядующих угощением.

Портал «Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Инну из Белгорода.

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. Около 1864

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Пимоненко. Колядки. Конец XIX века

Херсонcкий областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Херсон, Украина

Леонид Соломаткин. Славильщицы. 1868

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Леонид Соломаткин. Городовые-христославы. 1872

Пермская государственная художественная галерея, Пермь

Николай Пимоненко. Колядки. 1880-е

Донецкий областной художественный музей, Донецк, Украина

Федот Сычков. Христославы. (Дети старой деревни). 1935

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск

Алексей Новаковский. Колядка. 1907–1910

Национальный музей во Львове им. Андрея Шептицкого, Львов, Украина

Виктор Седов. Колядки. 1970-е

Каменск-Уральский краеведческий музей им. И.Я. Стяжкина, Каменск-Уральский, Свердловская область

Виктор Зарецкий. Коляда. 1987

Частное собрание

Константин Сомов. Ряженые. 1929

Частное собрание

Николай Сапунов. Ряженые. 1908

Государственная Третьяковская галерея, Москва

  Зимнее славянское Новолетие по славяно-арийскому кОлендарю, Коловорот-Новое Коло (новый круг Яр-Солнца) начинается 13 Бейлетъ — месяца сороковника Белого Сияния и Покоя, или 22 декабря 2021 (по древнему славяно-арийскому кОлендаря-КолядыДару — с 18 часов по местному времени с началом новых славянских суток)
   Коляда-Колядки — это День Перемен, Праздник Новолетия — конца и начала Летоисчисления («года») у некоторых славянских Родов.
Все славянские (словянские) праздники были приурочены к астрологическим /астрономическим/ датам по Солнцу:

С 21 на 22 декабря 2021 самая длинная ночь в лете («году») — колдовская, мистическая ночь Корочуна (Карачуна), но т.к. зимнее солцестояние падает на 18-58 моск. времени 21 декабря 2021, то лишь утром 22 декабря 2021  — появляется новое, «рождённое как бы заново» Яр-Солнышко — зимнее Новолетие, начинается Новое Коло — день начинает потихоньку прибавляться на «воробьиный скок», начинаютя Колядки (или или некоторые Рода празднуют как Корочун — Короткий День) — это Белые святки и приурочены они к Зимнему солнцестоянию. По славяно-арийскому кОлендарю-КолядыДару в 2021 — Коляда наступает 22 декабря

с началом новых славянских суток

— с 18 часов по местному времени.
Комоедица — Масленица (Весеннее равноденствие —

Зеленые святки

с 21-22 марта)
Купала (Летнее солнцестояние —

Желтые святки

с 21-22 июня)
Овесень-Овсень (Осеннее равноденствие —

Красные святки

с 21-22 сентября)

Примечание: Корочун /Короткий День/, он же Карачун, он же Колотун, он же Калачин (Коло — круг. Чун /тун, тин/ — день.)

Празднование зимнего Новолетия, Нового Коло — Коляды славяно-арии начинали в день зимнего Солнцестояния. По кОлендарю (Коляды Дару) это 13 Бейлетъ, по нынешнему календарю это с вечера 22 декабря 2021, также это Рождество Коляды.
.

Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов.
Празднование продолжалось 3 дня — с 22 декабря до 25 декабря, как говорили деды об этих днях: «На воробьиный скок длиннее денёк».

Днем готовили «Коляду»: коллективную еду — складчину, и жгли большие праздничные костры — Краду — всю ночь.

Вокруг деревни противосолонью (движение против Солнца) «Гоняли Попа или Балду» — горящий толстый обрубок бревна.
И ежели удавалось прокатить его от костра вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костер — деревню ждало благоприятное житьё.
Для этого парни и девки расчищали от снега дорожку, а «Балду» умасливали — поливали маслом (была и маленькая хитрость «Балду кормили маслом» — в выдолбленное нутро вкладывалась пакля, пропитанная маслом и воском).

/По одной из версий, название церковнослужителя – поп, — это отголосок древнего язычества. В насмешку назван в честь «Попа-Балды», который «служил» одну ночь, а потом весь год валялся на боку. По другой версии, поп — это Прах Отцов Предавший/.

Под утро из этого праздничного костра разносили уголья для возжигания печей.

Водой, настоянной на угольях от костра, поили скот, детей, мыли ею полы. А остатки высыпались возле порога.
С утра устраивалось пиршество, игрища, гульба. В следующую ночь запускали новую Балду и на следующую ночь тоже.

На второй день нельзя было пировать у себя дома — шли по гостям. По очереди друг к дружке.

В последнее утро праздника, из общего костра, приносили «Новый огонь» в печь, которую до того необходимо было обязательно прочистить от золы, и желательно побелить. Скотину кормили хлебом, и поили травяными отварами.
Все обязательно мылись в бане, и приступали к семейному застолью. («Где остатьню ночь проведешь, там «год» и проживешь!»)

После застолья, девки запирались в бане и гадали, а парни устраивали игрища у костра, в который, с последним лучом солнца, последний раз подкладывали дрова.

Устраивались «Огненные чистилища» — прыжки через костер. По одиночке и попарно. При желании можно было дать клятву на верность «Огненный заклят». Для этого необходимо вдвоем прыгнуть через костер и не разжать при этом рук.
Костер – Краду не тушили, а давали ему догореть самостоятельно.

Коляда — это древний обычай «Преломления хлеба» на «Круг» — «С кем хлеб преломил, — то тебе и брат»
Сей обычай проводился на каждый праздник. Иначе говоря, Коляда — это коллективное круговое питание. Складчина.

Этот славянский праздник и обычай зародился в глубокой древности. Для сбора пищи на круговую трапезу и были придуманы «Колядки» — веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки.
Сбором продуктов на Коляду занималась, преимущественно молодежь. Незамужние девки и парни. В сибирских, украинских, белоруских деревнях и по сие время можно встретить группки ребятишек, распевающих «колядки» в надежде получить несколько конфет и пряников.
И им, в общем-то, пока рады.

И ещё:
Калач, Калачин — это Хлеб выпеченный в виде кольца, символизирует собой «круг дня». Откусывая от него, мы начинаем новый круг лета («года») — новое Коло.

На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овесень) пекли блины — символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались «Жаворонки» — булочки из каральки связанной в узел и уложенной как «Сидящий жаворонок». А на белые святки — на Коляду (Карачун) пекли именно калачи.

К сожалению сейчас очень многие славянские исконые понятия переиначены или растолкованы на новый лад иудохристианами, а последний их патриарший запрет на поклонение Коляде был издан в декабре 1684 года.
И всё же и этот запрет не соблюдался народом — и попы пошли на хитрость — перенеся колядки и белые святки на дни почитания их нового обрезанного «бога»  — с 25 декабря и далее, пытаясь «привязать» их ко своему иудохристианскому эгрегору.
Но всё неуклонно возвращается на круги своя…

Бог Коляда пришёл в этот Мир более восьми с половиной тысяч лет тому назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных арийских народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было очередное божественное откровение людям нашими богами.

Первый Кон жизни дал Бог Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего (Рамха) на планету, сначала в виде его сына Бога Рода, затем в виде Бога Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.

Второй Кон жизни дал миру Бог Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.

Следующий Кон жизни принёс нам Бог Перун.
.

Последний раз — Кон поведал людям Бог Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый кОлендарь (название его означает «Коляды Дар»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Скоро наши Боги пошлют нам очередной кон жизни вместе со своим Вестником кона. Ждём с нетерпением…

Согласно КоленДарю (КолядыДару), новые сутки наступают  с 18-00 т.е. уже 22 декабря 2021 с 18-00 наступает новое время — 13 Бейлетъ, День Перемен — Коляда.  Перед Колядой идут самые длинные ночи в лете («году») — мистические ночи Корочуна-Карачуна.

Сварганьте в эту ночь — Краду, хотя бы символическую-маленькую — из веточек. В крайнем случае можно просто зажечь дома свечу, как символ огня и крады.

Ну а утром 23 декабря 2021 (по кОленьдарю) — с первыми лучами Яр-Солнца наступает первый день зимнего славянского Новолетия, Новое Коло по Коляды Дару. Так что — как проснётесь — это и есть начало праздника Колядок — Белых Святок.

Как встретишь Новое Коло — таким и Лето будет!

С наступающим зимним Новолетием! — с Новым, молодым Яр-Солнышком!
Силы, Удачи и весёлых Колядок!
Гой Коляда!

.



С новым Яром!!!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник коляда раскраска
  • Праздник коляда название
  • Праздник коляда информация
  • Праздник коляда или солнцеворот
  • Праздник колыбели у башкир