Праздник конька горбунка

Веселый новогодний праздник для старших дошкольников . Знакомые детям русские народные герои делают праздничное веселье незабываемым. Интересный...

НОВЫЙ ГОД. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГР.

В зал забегают две девочки- снежинки, разлетаются по разным углам.

1 дев. Ау!

2дев. Ау!

1 дев. Ты здесь?

2 дев. Я здесь.

(Подлетают друг к другу. Оглядываются по сторонам).

1 дев. Ах, куда же мы попали?

2 дев. Мы в большом просторном зале.

Помнишь, мы с тобой летели –

Мимо сосен, мимо елей.

Это Дедушка Мороз

Нас с тобой сюда принёс.

1 дев. Значит, это детский сад?

Но не вижу здесь ребят…

2 дев. Всё готово, что ж мы ждём?

Мы сюда их позовём,

Скажем мы, что Дед Мороз

Ёлку в детский сад принёс.

1 дев. Открывает Новый год

Сказочные двери.

Пусть заходят в этот зал

Те, кто в сказку верит!

2 дев. Пусть заходят в этот дом

Тот, кто дружит с песней!

Начинаем зимний праздник!

Нет его чудесней!

ОБЕ ДЕВ. Громче музыка играй,

Ёлочка, гостей встречай!

ТАНЕЦ – ВХОД «КОГДА ПОДАРКИ НЕКУДА ДЕВАТЬ» (с коробочками)

         ВЕД. В этом уютном  украшенном зале,

                 Для чего мы все вместе собрались?

                Чтоб танцевать, веселиться, кричать,

                Чтобы всем вместе праздник встречать.

                Праздник, который любит народ.

                Как называется он? (Новый год)

РЕБ. Любим мы весну и лето,

Осень с золотым дождем,

Но с огромным нетерпеньем

Зиму снежную мы ждем.

РЕБ. Вдруг пушистым белым снегом

Все дороги заметет.

Это значит – наступает

Долгожданный Новый год!

РЕБ. В зимней шапке, в снежной шубе

И с огромной бородой

Ночью в двери постучится

Добрый дедушка седой!

РЕБ. Принесет он всем подарки.

На листе календаря

Серебром напишет ярко-

С Новым годом, Вас, друзья!

РЕБ. С Новым годом, мамы!

С Новым годом, папы!

С праздником поздравить

Мы вас очень рады!

РЕБ. Ярче, ярче пусть мигает

Ёлка множеством огней!

С новым годом! С новым Счастьем!

Поздравляем всех гостей!

ПЕСНЯ « С НОВЫМ ГОДОМ, СТРАНА, С Н. ГОДОМ РОССИЯ!»

РЕБ. Сегодня, в этом зале расскажем мы о том,

Как новогодний праздник приходит в каждый дом.

РЕБ. О том, как ярко светятся гирлянды из огней,

О том, что нету праздника, прекрасней и светлей.

РЕБ. Ёлочка-ёлка, красавица наша, год как не виделись мы!

Кажется, ты ещё ярче и краше стала с прошедшей зимы!

РЕБ. Так сияй же радугой праздничной для нас.

Будь счастливой, ёлочка, как и мы сейчас!

ХОРОВОД «ЛУЧШИЙ ПРАЗДНИК» (САДЯТСЯ).

ВЕД. Ребята, я открою вам секрет: Дедушка Мороз уже в пути. В соседнем детском саду ребятам он раздавал подарки, а сейчас он пристально смотрит в свой волшебный шар. Там, где ребятишки весело поют и танцуют, там он и появится, будет тут как тут! (ПРИСЛУШИВАЕТСЯ). Слышите, кто- то уже идет. (ЗАХОДИТ Д. МОРОЗ. В ОДНОЙ РУКЕ ПОСОХ, В ДРУГОЙ – ВОЛШЕБНЫЙ ШАР).

Д.М. Ох, какая красота! Здравствуйте, мои друзья!

Здравствуйте, ребята, (Отвечают)

Звучит пока глуховато.

Ну-ка, еще раз. Здравствуйте, ребята!

Вот теперь ваш ответ неплох:

От него я чуть-чуть не оглох.

Был у вас я год назад- снова видеть всех я рад!

Вижу- подросли. Большими стали….

А меня- то хоть узнали?

Все такой же я седой, но совсем как молодой,

И готов пуститься в пляс вместе с вами хоть сейчас.

С Новым годом поздравляю и от всей души желаю:

Много лет, здоровья вам, и большим и малышам!

Папы, мамы помашите мне ладошками в ответ:

Помню вас я малышами – вам я тоже шлю привет!

Бабушки и дедушки: хлопните погромче.

Какие вы веселые — крикните позвонче «Ура!» (кричат)

(К Д. МОРОЗУ ВЫБЕГАЕТ РЕБЕНОК)

РЕБ. Добрый Дедушка Мороз к нам приехал в детский сад,

Он подарочки привез, для воспитанных ребят.

У него мешок богатый, и набит игрушками,

Потому что все ребята в садике послушные.

Д.М. Ох, какие молодцы! Ох, какие удальцы!

Наблюдал за вами я целый год, мои друзья.

Папу, маму слушали? (ДА). Верно, все видел дедушка Мороз. А воспитателей слушали? (ДА). Не баловались? (НЕТ). Точно? (ДА). Никого не обижали? (НЕТ). И друг дружке помогали? (ДА). Ох, какие хорошие дети! Ну, раз так….. Я приглашаю вас…

ВЕД. (ПЕРЕБИВАЕТ). Погоди, Дедушка Мороз! Скажи, а что это у тебя такое интересное? (Показывает на шар).

Д.М. Это вам всем сюрприз от меня. Это самый настоящий волшебный шар!

ВЕД. Спасибо, Дедушка! Но что с ним делать?(КРУТИТ ШАР. СВЕТ ПРИГЛУШАЕТСЯ, ВКЛЮЧАЕТСЯ ВЕРХНИЙ ШАР). Ух ты, и правда волшебный!
Д.М. Ещё какой волшебный! С его помощью и волшебство может совершаться и в сказку попасть можно. Это же СНЕГОВЬЮТЕР- новейший компьютер! Такой есть только у меня! Но с ним надо действовать очень осторожно… Ох, крутить ты поспешила….

ВЕД. Дедушка, я невзначай…..

Д.М. Поздно….. Сказку получай!

( Д.М. САДИТСЯ НА СТУЛ. ПО ЗАЛУ СКАЧЕТ КОНЕК- ГОРБУНОК. ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОКОЛО ПОСОХА Д.МОРОЗА. БЕРЁТ ЕГО).

КОНЕК. Ух, ты! Иго-гох ты! Сколько раз этой дорогой скакал, никаких палок не встречал! (Рассматривает посох. Стучит им об пол- в зале гаснет свет. Стучит еще раз- включается). Эка штуковина- настоящая диковина. Не надо и Жар птицы- в хозяйстве пригодится. (УБЕГАЕТ).

Д.М. (кричит ему вслед). Э-э-эй! Постой! Ты куда? …. Да, дела…. (чешет затылок). Я еще не спел и не сплясал, с ребятами не поиграл….. Мы даже ёлку не зажгли…..И где же теперь посох? Что я без него делать буду?

ВЕД. Не печалься, Дедушка! Помнишь, как Баба Яга посох однажды твой подменила и ты не мог елку зажечь?.

Д.М. Ох, и не помню совсем! Давно это было! Уж лет 100 как прошло!….. Так-так, и кто же всё- таки нам тогда помог?

ВЕД. Тебя тогда волшебные чудо шарики выручили. Они своим светом и зажгли нам елочку!

Д.М. Ах, как бы они сейчас пригодились нам! Да только, где же мы их возьмем сейчас? Сколько лет- то уже прошло!

ВЕД. Не расстраивайся, Дедушка! Есть у нас такие волшебные шарики. В руках девочек они нам обязательно помогут!

Огоньки волшебные к нам сюда бегите,

И елочку-красавицу для ребят зажгите!

ТАНЕЦ СО СВЕТЯЩИМИСЯ ШАРИКАМИ.

ЕЛКА ЗАГОРАЕТСЯ.

( Д.М. ХВАЛИТ ДЕВОЧЕК, БЛАГОДАРИТ ИХ ЗА ПОМОЩЬ.)

Д.М. Ничего нет интересней, чем в такой вот день чудесный,

Песней, пляской и весельем встретить с вами Новый год!

Эх, ударю я в ладоши, ногой топну 1,2,3.

Будет праздник здесь хороший- веселитесь от души!

Дружно за руки беритесь- в хоровод все становитесь!

ХОРОВОД «НАСТУПИЛ ВЕСЕЛЫЙ НОВЫЙ ГОД»

Д.М. А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!

Ах, как любит Дед Мороз ущипнуть детей за нос!

ИГРА «ЗАМОРОЖУ»

( Как на елке две лягушки — берегите ваши ушки!

(дед Мороз пытается ухватить детей за уши, они их прячут)

А под ёлкой бегемотики — берегите ваши животики.

Я люблю холодные льдинки — берегите ваши спинки!

Ну-ка быстро без науки — берегите ваши руки.

Где-то были носороги -берегите ваши ноги.

А теперь себя хвалите и друг друга все пощекочите.)

Д.М. Вот ещё для вас  игра под названием «Снежная кутерьма»

ИГРА «Снежная кутерьма»

Д.М. Эх, снег, лед, кутерьма,здравствуй зимушка – зима.

(ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ БЕГАЮТ ВРАССЫПНУЮ. Д.М. ГОВОРИТ:

Внимание: парами вставайте,

И ладошками примерзайте.

(коленками, спинками, плечиками, в обнимку)

Д.М. Ух, ты! Хорошо примерзли! Вот какой мороз у меня крепкий. Так приморозил. Сейчас варежками постучу, разморозить всех хочу. Раз, два, три, отомри!

ВЕД. Д. Мороз! Ты не устал?

Д.М. Нет! Еще больше развеселился! Ох, люблю же я играть, не желаю отдыхать!

ВЕД. Дедушка! Ребята с удовольствием ещё с тобой поиграют. Только ответь на вопрос. Ты мосты мостишь? (строишь?)

Д. М.А как же! На всех реках мощу! Ледяные, крепкие!

ВЕД. А если мы с ребятами для тебя мост смастерим – пройти по нему сможешь?

Д. М.Конечно, смогу! А где он, мост?….

ИГРА «МОСТ»

ВЕД. Да вот! (Дети парами садятся на колени друг против друга и берутся за руки). Только пройти по нему нужно с завязанными глазами. Согласен?

Д. М. (пробуя мост). Хорош! Крепок! Ладно! С завязанными так с завязанными. Согласен! (ВЕД. завязывает Д. М. глаза. В это время дети тихо убегают на свои места. Д.М. идет осторожными шагами, руки в стороны. ВЕД. по ходу комментирует: Шагай осторожно! … прямо!… не свались в речку….

Д. М.Прошел! Фу (вытирает пот со лба,Снимает повязку, оглядывается)

Ах, озорники! Проказники! Шутки с дедом шутить вздумали! Вот я вам! (шутя грозит).

ВЕД. Не сердись, Дедушка! Мы с тобой просто поиграли. (САДЯТСЯ).

ВЕД. Дедушка Мороз! Праздник наш в самом разгаре: играем, поем, веселимся! А ты подарки не забыл принести для ребят?

Д.М. Конечно не забыл! Стукну посохом (ИМИТИРУЕТ) я раз и появятся они тот час! Стукну я и 1,2, 3- и появятся- смотри! Что такое? Ох…Да… Посох…эх, ребятки, ничего не поделаешь. Придется к Коньку- Горбунку идти. А то с моим посохом он всю сказку перепутает, из Жар –птицы….. гадкого утенка сделает. Поди, уж набегался, наскакался, спит в конюшне! В путь, ребята! До Конька- Горбунка совсем недалеко: сперва нам надо пойти (ДУМАЕТ)….

ВЕД. Направо?

Д.М. Точно! А потом….

ВЕД. Налево?

Д.М. Верно!

ВЕД. Д. Мороз! А может, мы на лыжах поедем? Побыстрее будет?

ИГРА- ЭСТАФЕТА «ЛЫЖИ» (ИЛИ « ВЕСЕЛЫЕ ВАЛЕНКИ»)

(После игры сразу раздаётся свист, дети затихают. Свист повторяется. Все прислушиваются откуда он и определяют, что из-за камня, за которым прячется СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК. На камне текст. Читают: «Направо пойдешь- шубу потеряешь, прямо пойдешь –детей потеряешь, налево пойдешь- коня потеряешь»)

Д.М. Ну вот, начинается… то есть- продолжается! Детей терять ни в коем случае нельзя, шубу… жалко. А коня уже потеряли, уже не жалко. Пойдем, ребята. Налево! (РАЗДАЕТСЯ СВИСТ. ВЫБЕГАЕТ СОЛОВЕЙ- РАЗБОЙНИК).

СОЛ.РАЗБ. Ага, попался, наконец, голубчик! Отдавай живо коня!

Д.М. (растерянно) А у меня нет коня!

СОЛ. РАЗБ. Что это за добрый молодец без коня? Детей отдавай! Я из них таких разбойников сделаю, маме с папой на радость!

ВЕД. Не надо! Баловаться и шалить они и без тебя могут!

Д.М. Уступи нам дорогу! Немедленно!

ВЕД. А если мы тебе весёлую зимнюю песню споем? Пропустишь?

СОЛ. РАЗБ. Я сначала послушаю , как вы споёте, а потом решу!

ПЕСНЯ «БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ»

Д.М. Ну что? Уступишь теперь дорогу нам?

СОЛ. РАЗБ. Всё, стоп! Сдаюсь! Ваша взяла! Теперь я удаляюсь! Ступайте! Коню своему привет передавайте!

Д.М. Гляди, больше на нашем пути не попадайся!

(ВЫХОДИТ КОНЕК-ГОРБУНОК)

К.Г. (не замечает никого, кричит и стучит посохом). Сено…солома…овёс…сено, солома….овёс, сахар…. Сахар, а не снег! Глупая палка!

Д.М. Тихо, тихо! Тпру-у-у!

К.Г. А, это ты, Иван! Постарел- то как! Чего хочешь?

Д.М. Какой я тебе Иван! Посох верни!

К.Г. А почему я должен добро, нажитое тяжким трудом- вечным галопом, всем раздавать? И кто ты, если не Иван?… Не Чудо- Юдо же?

Д. М. Эх ты, кроме Ивана- дурака да Чудо- Юдо никого не знаешь. Дети, кто я? (Д.М.).

К.Г. Ладно! Вроде похож! (ОБХОДИТ И РАССМАТРИВАЕТ ЕГО)

ВЕД. Вот невоспитанный какой! Гостей не привечаешь, встречать не умеешь!

К.Г. А у меня никогда не было гостей. А как их встречать?

ВЕД. Гостей надо сначала накормить…

К.Г. (ПЕРЕБИВАЕТ). Ага, иго-гох ты! А потом ещё и службу сослужить?

Д.М. Да нет! Экий ты прыткий! Потом напоить….

К.Г. Ага, иго-гох ты, а потом ещё и службу сослужить?

ВЕД. Да нет, потом в баньку сводить…

Д.М (К ВЕД.). Про баньку-то это ты погорячилась, я ведь все-таки Д.Мороз!

К.Г. Ага, иго-го- ты! А когда же службу сослужить?

Д.М. Да никогда! Может быть, гости сами тебя развеселят, гостинчик какой принесут.

К.Г. (РАДОСТНО). Иго- го! Гостинчик? Иго-го! Где? Где мой гостинчик?

(Д.М. ДАЁТ КОНЬКУ САХАР ИЛИ КОНФЕТУ).

К.Г. А развеселить, поскакать, как обещали?

Д.М. Скакать мы с тобой не будем, а вот танец веселый покажем.

ТАНЕЦ «ОПА ЧИКИ»

Д.М. Ну как? Понравился тебе наш гостинчик?

К.Г. Понравился!

Д.М. Так верни мне посох теперь!

К.Г. Иго- что тебе? Порох вернуть?

Д.М. Не порох, а посох мой волшебный.

К.Г. Посох волшебный?

Д.М. Да, посох волшебный. Понял?

К.Г. Понял. Но не могу!

Д.М. Это опять почему же?

К.Г. Самому пригодится!

Д.М. А я станцевать могу…Да еще и не один! Папы, выручайте. Выходите, помогайте!

ТАНЕЦ Д. М. С ПАПАМИ.

Д.М. Понравилась пляска?

К.Г. Иго-го! Нечего сказать: понравилась.

Д.М. Отдашь посох?

К.Г. Не-а!

Д.М. Почему опять «не-а»?

К.Г. Характер такой!

Д.М. Что ж у тебя характер такой скверный?

К.Г. Служба тяжелая. Скачу целыми днями…Две недели не спал…

Д.М. Да, заметно… Что ж ты сразу не сказал? Присядь да отдохни. (УСАЖИВАЕТ ЕГО НА СТУЛ. КОНЕК СРАЗУ ЗАСЫПАЕТ)

Д.М. Ну, наконец –то угомонился бедняга! Умаялся совсем! Пусть поспит! (ОСТОРОЖНО ЗАБИРАЕТ ПОСОХ. ОБЫГРАТЬ….) .Ну, вот, и я повеселился, наигрался с вами. Пора, наверное, подарки раздавать? Ребятишек порадовать!

ВЕД. А где же они, Дедушка? Неужели все в мешок поместились?

Д.М. Хе-хе! Я же волшебник! Так-так- так! Подарков вам нужно? Много? (ХОДИТ ПО ЗАЛУ, РАЗМЫШЛЯЕТ). А есть ли у нас тут такое…что-нибудь большое? Ненужный никому предмет? Может, этот инструмент? (ПОКАЗЫВАЕТ НА Ф -НО). Нужен? Ну, тогда, найдем другой! А вот! Смотрите! Большой камень. Он всегда у вас тут стоит? (НЕТ). Он нужен вам?

Тогда вы, ребятушки, поудобнее садитесь, волшебству сейчас дивитесь!

Для начала этот камень мы накроем покрывалом!

Камень, камень, расколись и в подарки превратись!

(РАЗДАЕТСЯ СВИСТ, ВЫБЕГАЕТ СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК).

Д.М. Опять ты? Сейчас я тебе покажу! (ГРОЗИТ ПОСОХОМ, ДОГОНЯЕТ ЕГО).

К.Г. (ВСКАКИВАЕТ). Ой, что же это я сплю? Весело –то как! (СКАЧЕТ ЗА Д.М.)

СОЛ. РАЗБ. Ой-ой! Да подожди ты, богатырь-дед! Не шуми! Интересно же… Я только погляжу!

К.Г. иго-го! И я! И я!

Д.М. Ладно, только не мешайте! Всё с начала начинаем, слова дружно повторяем! (СВЕТ ВЫКЛ., СЛЫШЕН ГРОХОТ. Д.М. «РАЗДВИГАЕТ» КАМЕНЬ, ДОСТАЕТ ПОДАРКИ)

ПОДАРКИ. КОНЕК И СОЛОВЕЙ УХОДЯТ.

Д.М. Ну, вот и закончилась елка, И мне собираться в дорогу пора!!

 Мы с вами простимся надолго, И вновь через год к вам приду, детвора!

 Я в Новом году вам желаю успеха,  побольше веселого, звонкого смеха!

Побольше задорных друзей и подруг,  чтоб все вместе с вами смеялись вокруг!

 И чтобы мороза вы все не боялись,  побольше на лыжах и санках катались.

 И пусть будет радостным весь этот год.  Уж очень вы все симпатичный народ!

Музыка .

СКОМОРОХИ.

На сцене появляются два скомороха.

1 Скоморох:

Громко бьют часы на башне,

 К нам приходит новый год,

 Унесет он день вчерашний,

 Все, что было, унесет

 Все сомненья и тревоги

 Он оставит позади,

 Пожелает всем он счастья,

 Ты за ним скорей иди

2 Скоморох:

Новый год стучится в двери,

 Он торопится, не ждет.

 Ну а мы, конечно, верим,

 Он удачу принесет.

 Распахните двери настежь —

 Пусть он входит в каждый дом.

 Раздает побольше счастья,

 Чтоб хватило на потом!

1 Скоморох:

Ой ли сказка, ой ли быль,

жил был во поле пузырь.

Долго-долго надувался,

только вот ведь — надорвался.

Это присказка така,

не дороже пятака.

2 Скоморох:

Мы рыдать по нем не станем.

Думать мы себя заставим.

За реками, за холмами,

да за красными стенами,

Как на небе, в тереме,

жил был царь в одной стране.

Звучит музыка. Скоморохи выносят царский трон.

1 Скоморох;

В тридесятом государстве

Глупый царь сидел на царстве.

Строил башни, терема…

Да не нажил царь ума.

2 Скоморох:

В общем, правил царь не мудро,

И пришло однажды утро:

Глядь —  последний золотой

 Заблестел в казне пустой.

СЦЕНА ПЕРВАЯ,

Выходит Царь:

На пороге Новый год.

Будет праздновать народ.

А в моей казне пустой

Лишь последний золотой.

Что мне делать,

Как мне быть?

Где мне денег раздобыть?

Слуги ! Няньки!

Все сюда!

Во дворце моём беда!

Выходит Нянька:

Что с утра кричишь, как сыч?

Никого нет, кличь не кличь!

Во дворце лишь я одна.

Да Царевна. Спит она.

Царь:

Слуги где?

Нянька:

Почём мне знать?

За сто вёрст их не видать.

Разбежались твои слуги.

Денег нет и нет услуги.

Да и я, неровен час,

Может быть покину вас.

Песня.

Царь:

Почему же у меня судьба такая?

Как непросто управлять своей страной.

Я в капризах своей дочке потакаю,

Да и Нянька всё ругается со мной.

Нянька:

А ты не сиди, не сиди, Царь, без дела.

Не ной и не плачь, за работу примись.

Страною своей управляй ты умело.

Изменится к лучшему царская жизнь.

Царь:

За какую за такую за работу?

Ты ведь знаешь, я работать не привык.

Мне с рожденья так работать неохота,

Ну-ка, Нянька, прикуси-ка свой язык!

Нянька:

Ты Царь иль не Царь? Оторвись ты от трона!

Расправь свои плечи и шапку поправь!

Царевне купи золотую корону

И Няньку свою с Новым годом поздравь!

Появляется Царевна:

Расплясались тут с утра!

Ёлку наряжать пора.

Где подарки?

Где наряды?

Музыканты и шуты?

Стол накрыть шикарный надо!

Царь:

В нашем замке я да ты.

Нет ни ёлки , ни оркестра!

Знай своё, Царевна, место!

Нянька:

Распустили молодёжь…

Так за грош и пропадёшь.

Всё бы петь им, да плясать,

Да в компьютеры играть.

Да сидеть весь день Вконтакте,

Да в Ютубе пропадать!

Песня Царевны:

Царевна

Мой подарок в Новый год:

Объявляю вам бойкот-

Пока батюшка и Нянька

Не нарядят ёлку! Вот!

 Уходит.

Царь:

Тьфу, какой характер скверный!

Надо ублажать Царевну.

Скоморохи! Что глядите?

Дальше сказку расскажите.

Царь с Нянькой уходят.

СКОМОРОХИ.

 1 Скоморох:

За горами, за долами,

 За зелёными лесами.

 Не на небе, на земле,

 Жил старик в одном селе…

2 Скоморох:

Дальше знаете всё сами,

 Все читали Горбунка мы!

 Но, что нужно нам учесть —

 Продолженье сказки есть!

1 Скоморох:

За горами, за долами,

 За зелёными лесами.

 Не на небе – на земле

 В том же маленьком селе…

СЦЕНА ВТОРАЯ.

 Танец. Солируют Ваня и Старик.

Старик:

 Эй, Ванюша! Эй, сынок!

 Где конёк, твой, горбунок?

Ваня:

 Горбунок сегодня спит —

 Слышь, в округе храп стоит..

Старик:

 Ерунды не городи!

 Ты конька давай буди!

 Тут ни свет и не заря —

 Телеграмма от царя!

 (Читает)

 Ванька! Срочно во дворец!

 Точка. Подпись: Царь-отец.

Ваня:

 Что?! Опять?! Под Новый год!

 Эх, цари, – дурной народ!

 Ладно… Но, в последний раз!

Старик:

Выполняй Царёв указ.

Ваня:

 Эй, Конёчек-горбуночек!

 Приготовься в путь, дружочек!

 (слышен храп)

Хватит дрыхнуть!

Быстро встал

И стрелою поскакал.

Конёк:

Я поспать хотел, не скрою

Ну, да что болтать пустое,

На меня скорей садись,

 Только знай себе держись;

 Я хоть росту небольшого,

 Да сменю коня любого:

Ваня:

Эх! Погнал вперёд , Конёк

Златогривый горбунок.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ.

Под музыку появляются во дворце.

Царь:

 Аль домчался? Молодец!

 Вот тебе приказ, юнец!

 Мы на праздник Новый год

 Удивить должны народ!

 И порадовать царевну,

 Пусть отменит свой бойкот.

Ваня:

Ясно, Царь. Ну, чем смогу

Тем тебе и помогу.

СКОМОРОХИ.

1 Скоморох:

  Это призказка покуда,  

  Это чудо, да не чудо

   Посиди да погляди,

   Сказка будет впереди!

2 Скоморох:

Через реки, через горы

У Ивана путь далёк.

Но домчался очень скоро

Наш Конёчек-горбунок.

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ.

Ваня:

 Вот тебе, Царь, чудо-птица —

 Настоящая царица.

 Удивляет красотой

 Перья, хвостик золотой.

 Светом радужным искрится.

 А зовут ее — Жар-птица.

Танец Жар-птицы.

Царевна:

Мне не надо ни Жар-птицы,

Ни коня и ни Царицы.

Знаю сказку про конька

И про Ивана-дурака.

Жар-птица:

Ах, капризная Царевна,

Как ведёшь себя ты скверно.

Ну, да ладно. Оставляю

Вам волшебное перо.

Знайте, лишь одно желанье

Может выполнить оно.

Царь:

Я хочу казну пополнить

И вернуть богатство в дом.

Царевна:

Нет! Пускай моё исполнит,

Ну, а ваше всё потом!

Ваня:

Эй, вы, царская семья!

Ведь Жар-птица-то моя.

Знать загадывать желанье

Первым делом буду я!

Нянька:

Ну куда ты , молодёжь

Раньше Няньки в пекло прёшь!

Ну-ка, быстро расступились!

Дерутся

Царь вылезает из толпы дерущихся, держит в руке перо.

Царь:

Да, чтоб все вы провалились!!!

Музыка. Все «проваливаются» со сцены.

Царь:

Что такое? Что случилось?

Жар-птица:

Царь, твоё желанье сбылось.

Царь:

Как же мне семью вернуть?

Жар-птица.:

Очень трудным будет путь.

На пути на том преграды.

Все пройти тебе их надо.

Лес дремучий. Ель. Сундук.

Ну, удачи, милый друг.

СКОМОРОХИ.

1 Скоморох:

За горами, за полями

Лес резными кружевами

Окаймляет край небес.

Не простой – волшебный лес:

2 Скоморох:

Ни тропинки, ни дороги,

Оплетают корни ноги,

Окружают сосны-ели,

Воют лютые метели.

1 Скоморох:

В том лесу жила старушка

В тесной маленькой избушке.

СЦЕНА ПЯТАЯ

Песня Бабы Яги.

Царь:

Замела ты все пути-

Не проехать, не пройти.

Баба Яга:

Ты гляди-ко, Царь какой.

Лес-то, вроде бы, не твой.

Царь:

Нет ни денег, ни лесов.

Запер замок на засов.

Вот иду семью спасать.

Помоги сундук достать.

Баба Яга:

Да, не близок ,Царь, твой путь.

Ну, да ладно, как-нибудь.

Знаешь, что к олимпиаде

 Вся готовится страна?

Вот и времечко настало

Испытать тебя сполна.

Баба Яга проводит испытания.

Танец в лыжах,

Роликовые коньки,

Снежки на санках между кеглями.

Баба Яга:

Что тут скажешь — молодец!

Только сказке не конец.

Потерпи ещё чуть – чуть

Уж не долог, Царь, твой путь.

1 Скоморох:

Царь намаялся, устал,

Снег под ёлкой притоптал,

Потихонечку зевнул.

На пенёк сел и уснул.

СЦЕНА ШЕСТАЯ

Песня Мороза:

Как вставал Мороз ранёхонько,

Умывался он белёхонько.

Эх, ёлки-сосёнки мои,

В лесу ёлочки зелёненькие.

Засыпал поля снежинками,

Покрывал я лужи льдинками.

Эх, ёлки-сосёнки мои,

В лесу ёлочки зелёненькие.

Я с Метелицей в лесу плясал,

Вьюгу пО полю я разгонял.

Эх, ёлки-сосёнки мои,

В лесу ёлочки зелёненькие.

Всё кругом белым-бело в снегу,

Уж,как пО лесу я в пляс пойду!

Танцует.

Ох, умаялся, устал.

Тыщу лет так не плясал.

Славный выдался денёк.

Где-то тут был мой пенёк.

Ищет пень. На пне видит Царя.

Царь:

Занят пень. Не видишь, дед.

Государь я или нет!

Мороз:

Что ж тебя, мой государь

Занесло в такую даль?

Царь:

Очень опечален я.

Провалилась вся семья.

Я ищу сундук под елью.

А в лесу снега, метели.

Дальше нужно мне идти.

Ох, не сбиться бы с пути.

Мороз:

Ну-ка, Царь, стой, погоди.

Никуда не уходи.

Я Мороз ведь не простой.

Я волшебный, вот какой.

Ты прошёл все испытанья,

Ты в хоккей с Ягой играл,

Показал ты класс в катанье

И на лыжах танцевал.

Эй, внести сундук велю!

(Скоморохи вносят сундук)

Волшебство я сотворю!

Достаёт из сундука куклы, бросает их за ширму и оттуда появляются герои сказки.

Скоморох 1.

  Как возрадовался царь,

 Стороны той государь.

 Он Мороза обнимает,

 К себе в гости приглашает.

Скоморох 2:

Ну а сказке нашей зимней

 Уж пора кончаться, видно.

Скоморох 1:

 Мир и счастье в нашем царстве

 В тридевятом государстве

 Пусть теперь всегда царят

 И нам так же жить велят.

Предварительная подготовка:

Объявление-приглашение на праздник

Ребята!

Вы, конечно, прочитали веселую сказку в стихах Петра Ершова «Конек-Горбунок» о смелом Иванушке, о глупом царе и волшебном Коньке-Горбунке.

Если сказка вам понравилась (а она не могла не понравиться — ее любят все без исключения: и взрослые, и дети!), если вам интересно узнать о писателе-сибиряке Петре Ершове, авторе сказки,

ПРИХОДИТЕ К НАМ НА ПРАЗДНИК!

Вас ждут:

1. Увлекательный рассказ о жизни Петра Ершова.

2. Путешествие по сказке «Конек-Горбунок» с остановками на самых захватывающих страницах волшебной истории.

3. Игры, конкурсы, занимательные задачи.

4. Мультфильм по сказке «Конек-Горбунок».

5. Награждение победителей конкурсов.

Чтобы быть готовыми к празднику, предлагаем вам перечитать сказку «Конек-Горбунок» и сделать рисунки к ней, а также вспомнить любимые русские народные и литературные сказки.

Приглашаем на праздник всех желающих, а особенно ребят младших классов.

Конек-Горбунок

Оборудование:

1. Приглашение на праздник.

2. Мультфильм или диафильм «Конек-Горбунок».

3. Стенд «П. Ершов. «Конек-Горбунок»:

— в центре — Конек-Горбунок (кукла-аппликация из плотной бумаги);

— вокруг Конька:

1) открытки-иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок» с названиями остановок:

  • первая остановка — «Иван караул держать идет»;

  • вторая остановка — «Тут лежит перо Жар-птицы»;

  • третья остановка — «Иван поехал на восток за Царь- девицей»;

  • четвертая остановка — «Иван избавляет от мучений рыбу-кит»;

  • пятая остановка — «Вот Иван к котлам поднялся»;

2) портрет писателя Петра Ершова.

4. Два рисунка, изображающие Ивана (с семью различиями).

5. Два рисунка-заготовки с изображением Царь-девицы.

6. Два самодельных мозаичных набора «Царь-рыба».

7. На чистых листах бумаги крупно написанные устаревшие и непонятные слова: «живот», «чернокнижник», «красный», «ендова» и др.

8. Два комплекта слов на карточках: «корыто», «пшено», «вино».

9. Зашифрованные имена двух братьев: Данило, Таврило.

10. Два листа чистой бумаги с вырезанными посередине круглыми дырочками.

11. Таблички с цифрами: «2», «3», «10», «15», «19», «30», «100», «1000».

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Методические рекомендации: можно начать праздник с показа мультфильма или диафильма «Конек-Горбунок».

II. Слово ведущего. Рассказ о Петре Ершове.

Ведущий. Однажды профессор литературы Петербургского университета П. А. Плетнев начал свою лекцию крайне необычно. Он вместо продолжения курса по истории словесности стал читать… сказку в стихах, в которой рассказывалось о необычайных похождениях крестьянского сына Ивана и его верного спутника — Конька-Горбунка. (Вы ее только что увидели и услышали.)

Закончив чтение, профессор предложил изумленным и очарованным слушателям отгадать, кто же автор этой дивной сказки. Мнения разделились. Одни студенты полагали, что ее написал Пушкин, другие называли Жуковского, третьи считали автором Крылова. С улыбкой выслушав различные мнения, Плетнев открыл наконец имя сказочника. Им оказался скромно сидевший тут же, в аудитории, 19-летний студент Петр Ершов…

А было это в незапамятные времена, когда не только вас еще на свете не было, но и ваших пап и мам… Да что там — и праба- бушки-прадедушки ваши даже еще и не народились!

Рассказываю дальше, а вы слушайте, не ленитесь.

Итак, было это давно, почти 200 лет назад… За горами, за долами, за дремучими лесами жил-был мальчик Петя. Не в сказке, а на самом деле. Горы, долы и дремучие леса тоже были не сказочные, а самые всамделешные, потому что родился Петя не в Москве, не в Петербурге, а в Сибири, в красивом старинном городе Тобольске, который стоит там, где крупная река Тобол впадает в очень большую и очень могучую реку Иртыш.

Он родился очень слабым, и родителям казалось, что ребенок появился на свет, только чтобы умереть. И тогда любящие родители решились испробовать народный способ лечения сына — «продать» его нищему, чтобы унес тот с собой его хворь. Это сделали так. К открытому окошку подошел нищий. Ему протянули ребенка:

— Купи!

— А сколько возьмете?

— Грош!

«Проданного» сразу же положили обратно в постельку, и — удивительное дело — он выздоровел. Ушла за медные деньги вместе с нищим из дома Ершовых болезнь, а сынок Петруша остался жить и здравствовать. Потом, взрослым, Ершов говорил о себе насмешливо: «Что ж, мне ведь цена грош».

Петя жил, рос и очень любил слушать сказки. Это дело понятное, потому что — кто же не любит. Но если вы внимательны, то заметили, что сказки он не читал, а именно слушал, потому что в ту пору книжек со сказками еще почти не было. Представляете себе? Вы-то, если соскучитесь по сказкам, возьмете книжку и прочитаете все, что захочется, а в ту пору, когда Петя был маленьким, такое было невозможно. Ну, то есть сказки-то были, но их передавали из уст в уста — пересказывали. Но никто их еще не записал, не превратил в книги. Просто в голову никому не приходило это сделать…

И тут, надо сказать, Пете очень повезло. Потому что 16 годами раньше Пети родился мальчик Саша, который тоже очень любил сказки, и была у него няня Арина Родионовна, которая сказок этих знала бессчетное количество… И вот к тому времени, когда Петя подрос и выучился читать, мальчик Саша уже стал поэтом А. С. Пушкиным. Он записал свои любимые русские сказки и напечатал книжку.

(В этот момент рассказа ведущий может спросить присутствующих, какие сказки написал А. С. Пушкин.)

Эта книжка Пете так понравилась, что он знал ее наизусть! Замечательные были сказки, жалко, что мало их было!.. И Петя думал, думал и решил тоже написать сказку. И написал: «Конек- Горбунок». И было Пете, Петру Ершову, когда он начал писать сказку, сколько, вы думаете, лет? Кто решил, что много, тот ошибся. Было ему в ту пору 17 лет. Чуток старше вас был Петя Ершов.

А через два года «Конек-Горбунок» был известен на всю Россию: книжку продавали в больших и малых городах в книжных лавках, а по селам разносили ее офени-книгоноши. О приключениях Ивана и Конька-Горбунка знали и важные ученые, и господа, и мастеровые, и крестьяне — и все эту новую книжку любили. Говорят, А. С. Пушкин, читая ее, хохотал от души и сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Но были и другие мнения: ничему хорошему не может научить эта сказка, а только тому, что будь дураком, лентяем — и ты

будешь счастливым. Можно ли согласиться с таким мнением? Нет, конечно!

Может быть, нужно пройти дорогами Ивана, чтобы убедиться в том, что сказка, в которой он живет, умная, добрая и полезная? Готовы? Тогда вперед!

Сказка Конек-Горбунок

III. Остановка «Иван караул держать идет».

Ведущий. …Но в самом деле, «братья сеяли пшеницу», а Иванушка? Что делал он? Сказка отвечает: совершал подвиги. Перечислите подвиги, совершенные героем.

Дети перечисляют подвиги Ивана.

Вот пришла беда:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

И, видно, здорово «шевелил», раз

Мужички такой печали

Отродяся не видали.

Старший брат, тот самый, который «умный был детина», отправился в дозор, но —

Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

И со средним то же самое: лишь только

Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать –

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Только Иванушка спас пшеницу!

А потом он совершал подвиг за подвигом, потому что не глупый он вовсе, а веселый, добрый, бескорыстный, дурашливый, лукавый (как он рассказывал братьям небылицы о том, что с ним произошло!). И не ленивый вовсе: сам все, что надо, делает, а Конек только ему помогает, восполняет, так сказать, недостатки образования.

Иван и Конек-Горбунок — настоящие, верные друзья. Мать Конька говорит Ивану:

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет;

В голод хлебом угостит,

В жажду медом напоит.

Конек-Горбунок как бы вторит матери:

И скорее сам я сгину,

Чем тебя, Иван, покину.

Удивительное существо придумал для своей сказки Ершов:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Создавая его, Ершов часть описания взял от героя русских народных сказок — паршивого, шелудивого жеребенка с добрым сердцем и недюжинными способностями. Часть — из своих детских воспоминаний: когда-то на ярмарке Петя увидел впервые осла с длинными ушами и, особенно поразившее его, диковинное животное — верблюда с двумя горбами. Конек-Горбунок получился у Ершова похожим на коня-игрушку, потому что был очень маленьким.

Задания для внимательных читателей:

1. Определите размеры Конька-Горбунка (1 вершок = 4,4 см, а 1 аршин = 71 см).

2. Назовите сказочных животных, которые помогают главным героям в других сказках. Вспомните названия этих сказок. (Сивка-Бурка, серый волк, медведь, заяц, утка.)

3. Нарисуйте Конька-Горбунка с завязанными глазами.

4. Перечислите необыкновенные, волшебные качества, способности Конька-Горбунка. (Говорил, летал, колдовал, предсказывал.)

IV. Остановка «Туг лежит перо Жар-птицы».

Не послушал Иван Конька-Горбунка, подобрал перо Жар- птицы, и пришлось отправиться ему потом за самой Жар- птицей. Давайте поможем Иванушке быстрее справиться с этой задачей (сколько их у нас с вами еще впереди!) — ответьте на вопросы и выполните задания.

Задания.

1. Перечислите сказки, в которых встречается перо Жар- птицы. («Жар-птица и Василиса-царевна, «Иван-царевич и серый волк».)

2. Как, по вашему мнению, мог использовать царь Жар- птицу? Пофантазируйте. (Для красоты, мог продать, для освещения дворца, чтобы согреться.)

3. Составьте слова из отдельных букв на карточках и вы узнаете, какие вещи помогли Ивану поймать Жар-птицу. (Корыто, пшено, вино.)

4. Вся история с Жар-птицей и ее пером началась с того, что братья Ивана увидели огонек и послали дурака узнать, что это такое, втайне надеясь, что Иван погибнет. Как звали братьев Ивана? Подберите ключ и отгадайте имена. (Данило, Гаврило.)

V. Остановка «Иван поехал на восток за Царь-девицей».

Задания.

1. Отправился Иван на восток добывать царевну. Понравилась Царь-девица Ивану?

(Эта вовсе не красива:


И бледна-то и тонка.


Чай, в обхват-то три вершка,


А ножонка-то, ножонка!


Тьфу ты, словно у цыпленка!


Пусть полюбится кому,


Я и даром не возьму.)

2. Царь-девица была особой знатной и богатой.

Кто ее родственники и где они живут? (Мать — Месяц Месяцович. Братец — Солнце. Они живут на небе.)

3. Сколько Царь-девице лет? (15.)

4. Оденьте Царь-девицу. (Соревнуются два участника — кто быстрее и лучше раскрасит заранее заготовленные художником силуэты Царь-девицы.)

Примечание. Это не русская красавица, а восточная, поэтому у нее должны быть шаровары, закрытое платье с длинными рукавами и накидка на голову, на ногах туфли с загнутыми носами.

5. Что нарисовано — отгадайте.

(Заранее заготовлены две одинаковые иллюстрации к сказке. Соревнуются два участника. Они накладывают на иллюстрацию лист чистой бумаги с вырезанной дырочкой размером с 5-копеечную монету. Нужно водить бумагой по иллюстрации, пытаясь понять рисунок.)

6. Отгадайте: словесные портреты каких царевен и из каких сказок вы сейчас услышали?

1) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

На зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива

(Царица. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне…».)

2) Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

(Царевна. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне…».)

3) … Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(Царевна-лебедь. Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане».)

4) За окном порхали снежинки; одна из них упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. И все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.

(Снежная королева. Андерсен X. К. «Снежная королева».)

VI. Остановка «Иван избавляет от мучений рыбу-кит».

Ведущий. Отгадайте загадку:

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус во рту

Растянулся на версту. (Кит.)

С этим героем мы встретимся на нашей следующей остановке. Сто лет лежит он поперек моря-океяна:

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит,

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

Во дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Образ рыбы-кита не случайно появился в сказке. Он опять, как в случае с образом Конька-Горбунка, связан с воспоминаниями детства. Один из знакомых семьи Ершовых, купец Нижегородцев, рассказал как-то, что, разъезжая по торговым делам по свету, очутился он на берегу Карского моря, за тысячу верст от дома, и своими собственными глазами видел огромного кита, выброшенного на сушу. Его бока были буквально изрыты — дело в том, что предприимчивые местные жители вырезали из туши кита мясо и сало. Рассказ о небывалой находке, диковинной рыбе, сохранился в памяти мальчика, а потом стал занимательнейшей частью сказки «Конек-Горбунок». Кстати сказать, образ рыбы-кита встречается и в русских сказках, но он не такой яркий, запоминающийся.

Задания для эрудитов.

1. Сложите рыбу-кит из картонных частей мозаики (вариант: выложите фигурку рыбы-кита из спичек).

(Заранее заготавливаются из картона два изображения кита, разрезаются на части. Мозаичные кусочки и нужно сложить двум участникам в целого сказочного кита — кто быстрее.)

2. В сказке много чисел — я буду называть число, вы попробуйте ответить, о чем или о ком идет речь:

  • 3 (3 сына; за 3 дня перстень Царь-девицы велел достать царь Ивану; 3 котла с водой — студеной, вареной и молоком);

  • 2 (2 корыта, чтобы поймать Жар-птицу; 2 коня — «да таких, каких поныне не бывало и в помине»);

  • 10 (10 лет кит лежит поперек моря-океяна);

  • 15 (столько лет Царь-девице);

  • 19 (в 19 лет Ершов сочинил сказку);

  • 30 (три десятка кораблей проглотил кит);

  • 100 (сто пудов весит сундучок с кольцом Царь-девицы);

  • 1000 (за тысячу рублев решили братья продать коней.)

Памятник Коньку-Горбунку

VII. Остановка «Вот Иван к котлам поднялся».

Ведущий. Настала пора Иванушке искупаться. А для вас готовы новые задания.

Задания.

1. Назовите сказки, в которых герои используют для омоложения, оживления и получения дополнительной силы различные средства. Какие именно? (Вода, яблоки, веник, ягоды, корешок, рубашка.)

2. Художником нарисованы два Ивана. Найдите в рисунках семь различий. (Детям предлагается рисунок Ивана с семью различиями.)

3. Перечислите героев сказки, каждый раз добавляя к названным ещё одного, например: Иван -» Иван, Жар-птица -» Иван, Жар-птица, Царь-девица и т. д. (задание выполняется «по цепочке»),

4. В сказке встречается много слов, которые ушли из нашей речи. Давайте с вами попробуем выяснить, что же могут обозначать эти забытые слова. Чтобы не ошибиться, внимательно слушайте контекст.

1) Старший брат пошел сторожить пшеницу:

И со страха наш мужик

Закопался под сенник.

(Сенник — сарай для сена, сеновал.)

2) Отец говорит Ивану:

Побегай в дозор, Ванюша.

Я куплю тебе лубков,

Дам гороху и бобов.

(Лубок — цветная картинка. Луб — кора дерева, обычно липы. Лубок — липовая доска, на которой вырезали картинку для печатания ее на бумаге, затем лубком стали называть и саму картинку, напечатанную на этой доске.)

3) В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий –

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

(Городничий — начальник города.)

4) Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый.

Он в злату трубу трубит,

Громким голосом кричит.

(Глашатай — всенародный вестник, оглашатель.)

5) Царь говорит Ивану:

Делать нечего, придется

Во дворце тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться.

(Красное — значит красивое.)

6) Два же брата между тем

Деньги царски получили,

В опояски их зашили,

Постучали ендовой

И отправились домой.

(Ендова — сосуд для вина. Постучали ендовой — выпили.)

7) Так, неделей через пять

Спальник начал примечать,

Что Иван коней не холит.

(Спальник — придворный при царе для личных услуг.)

8) Вот и полночь наступила.

У него [царского спальника] в груди заныло:

Он ни жив ни мертв лежит,

Сам молитвы все творит.

Ждет суседки…

(Суседка — сибирское название домового.)

9) Спальник думает:

Донесу я в думе царской,

Что конюший государской –

Басурманин, ворожей,

Чернокнижник и злодей.

(Чернокнижник — колдун.)

10) За Царь-девицей

Едут целую седьмицу.

Напоследок, в день осьмой,

Приезжают в лес густой.

Сколько же едут за Царь-девицей? (Неделю. Седъмица — неделя, а также седьмой день недели — воскресенье. На первую седьмицу братья едут в столицу на ярмарку продавать чудо- коней:


Ну, Гаврило, в ту седьмицу


Отведем-ка их в столицу.)

11) А конек ему вещает:

Ну, раскидывай шатер,

На ширинку ставь прибор

Из заморского варенья

И сластей для прохлажденья.

(Ширинка — широкое, на всю ширину ткани, полотенце.)

12) Тут крестьяне и миряне,

Православны христиане,

Закричали: «Быть бедам!» —

И пустились по домам.

Все телег и собирали;

В них, не мешкая, поклали

Все, что было живота,

И оставили кита.

(Живот — имущество, нажитое добро.)

Ведущий. Молодцы, юные эрудиты! Со всеми заданиями вы справились. Незаметно добрались мы до финала сказки и узнали (или вспомнили) историю Ивана. А как же сложилась жизнь его создателя, Петра Павловича Ершова?

Что было с Петей потом? Он поехал в Петербург, окончил университет и вернулся в родной Тобольск, стал учителем Петром Павловичем. Писал пьесы, рассказы. Честно говоря, все, что он написал, став взрослым, давно позабыто. Так бывает: напишет писатель одну замечательную книжку, и все — больше уже так не получается. Грустно, конечно. Да что поделаешь.

Зато учителем Петр Павлович Ершов был хорошим. Учил самого Дмитрия Ивановича Менделеева, будущего знаменитого ученого-химика. Стал директором гимназии. Говорят, строг был, гимназисты его побаивались. Но ведь с ними, с гимназистами, как без строгости-то? Некоторые из гимназистов меж собой сомневались, поговаривали, что не может быть, чтоб такой сердитый и грозный директор и такую смешную сказку написал…

VIII. Подведение итогов конкурсов, выявление и награждение победителей.

Авторы — составители: 

Рыжкевич Юлия Александровна,

Гордиевская Оксана Сергеевна

воспитатели

МАДОУ детский сад № 186 города Тюмени

Цель:  закрепление знаний детей по сказке, создание радостной атмосферы, желания играть и перевоплощаться в сказочных героев.

Задачи:

— приобщение дошкольников  к народному фольклору и традициям;

— формирование образности речи и выразительности;

— развитие познавательной активности детей;

— привитие чувства коллективизма, сопереживания, взаимопомощи;

— воспитание эмоционального восприятия сказки, сочувствия к героям, оценивание их поступков;

— воспитание чувства гордости за сказочника-земляка.

Демонстрационный материал: рисунки детей по сказке, деревянные коньки-горбунки, сказка П. Ершова «Конек-горбунок»,  атрибутика для театрализованной игры (костюмы, маски, декорация)

Предварительная работа: чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок», рассматривание иллюстраций, рисование героев сказки, раскрашивание деревянных коньков, просмотр мультфильма, отгадывание загадок, участие в городском фестивале «Жара» на площади 400-летия Тюмени (мастер-классы по изготовлению героев сказки «Конек-горбунок», участие в массовом чтении сказки), театрализованное представление отрывка из сказки П. Ершова в детском саду.

  Ход игры:

Конек-горбунок:

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки.

Мы сегодня поиграем,

В сказке снова побываем.

Сказка эта всем известна,

И проста, и интересна.

Будет в ней и Царь-девица,

И волшебница Жар-птица,

Да и маленький конек

По прозванью Горбунок.

Царь:

Что за сказка та, друзья?

Где живут Иван и я?

Где есть чудо рыба-кит,

Что доселе там лежит.

Где Иван омолодился,

На царь-девице он женился?

(ответы детей: «Конек-горбунок»)

Конек-горбунок:

Ну, конечно же, друзья,

Эта сказка про меня.

Я – волшебный горбунок –

 Ваш помощник и дружок.

Я вас в сказку поведу,

Чудеса вам покажу.

Буду вам я помогать

Все заданья выполнять.

Царь:

А задачи непростые

Я вам буду задавать.

Если справитесь вы с ними,

Буду приз вам выдавать.

Вот и первое заданье:

Чтобы было в моем царстве

И красиво, и светло,

Принесите мне перо.

А перо то не простое,

От него чудесный свет,

Оно, словно золотое, светит прямо до небес!

Конёк-горбунок:

Я скажу, друзья, по дружбе:

это службишка — не служба.

Служба будет впереди.

Вы сейчас сюда идите

И перо здесь поищите.

Вот тут дерево стоит,

Мишура на нем висит.

В ней и есть перо Жар-птицы.

 Только стоит потрудиться,

Поискать среди ветвей,

То, что батюшке нужней.

Задание 1.

     На дереве развешаны полоски разноцветной бумаги. В одной из них и находится перо. Дети с завязанными глазами снимают мишуру, пока не найдут перо. После этого отдают его Царю. За это получают первый приз.

Царь:

Вот спасибо, молодцы! Вы такие храбрецы!

А теперь в мою светлицу

Принесите чудо-птицу.

Та волшебница Жар-птица

Будет жить в моей светлице.

Конёк-горбунок:

Я скажу, друзья, по дружбе:

Эта службишка — не служба.

Служба будет  впереди.

Вы сюда теперь идите,

И за столики садитесь.

Нарисуем мы Жар-птицу

И снесем Царю в светлицу!

Задание 2.

     Дети рисуют  мелками Жар-птицу на большом листе бумаги и несут ее Царю. Получают приз.

 Царь:

И опять вы молодцы,

Удалые храбрецы!

А теперь еще задача.

Вот такая неудача:

Нет невесты у меня.

Вы давайте-ка в три дня

Мне невесту отыщите –

Царь-девицу приведите.

Выполняйте мой приказ —

Или я казню всех вас!

 Конек-горбунок:

Вот уж сложная задача,

Может быть и неудача.

Но я опять вам помогу.

Вы ступайте к берегу.

Про девицу знает кит,

Что давно уж там лежит.

Он поможет вам, друзья,

Это точно знаю я.

Вы кораблики спасите

И кита освободите.

 Задание 3

     Дети подходят к киту, который проглотил три десятка кораблей и был наказан за это. По очереди они достают из его пасти кораблики с вопросами. Ответив на них, дети спасают корабли.  На последнем написано, где живет Царь-девица (на окияне).

       Дети приводят невесту к Царю и получают очередной приз.

    

Вопросы для викторины:

 Сколько лет лежит кит? (10)

За что он был наказан? (проглотил 30 кораблей)

Что было у него на спине? (село)

Где жила Царь-девица? (на окияне)

Сколько раз в году она сходила на землю? (2)

На чем плавала Царь-девица? (на шлюпке)

На каком инструменте она играла? (на гуслях)

Кто был матерью девицы? (месяц, луна)

Кто был ее брат? (солнце)

Что должен сделать кит для своего прощения? (выпустить корабли)

Царь:

Ну, спасибо вам, друзья!

Вот теперь доволен я.

Буду свадьбу я играть

Да невесту развлекать.

Царь-девица:

Нет уж, царь ты мой прекрасный,

Рано свадьбу нам играть.

Перстень надо мой достать!

Он лежит на дне морском,

В сундучке он там цветном.

Мне не надо ничего,

Только ты достань его.

Царь:

Что с повинной головою

Вы стоите предо мною?

Мой приказ все выполняйте,

Перстень с моря доставайте!

В сундучке он там хранится,

Этот перстень Царь-девицы.

Вы достаньте мне его –

Вот и только-то всего!

Конек-горбунок:

Что, детишки, приуныли?

Или кончились уж силы?

Я вам снова помогу,

К окияну приведу.

Там мы перстень тот найдем

Царь-девице принесем.

Задание 4

     Дети подходят к «окияну» (голубая ткань изображает море). Там несколько сундучков разных цветов. Дети с помощью считалки открывают их, находят перстень и относят Царю. Получают приз.

 Царь:

Перстень вы для нас достали,

Даже мы не ожидали

От вас ловкости такой.

Вы награду заслужили —

Отпущу-ка вас домой.

Но сначала помогите –

От котлов меня спасите.

Не хочу я в них вариться,

А хочу скорей жениться.

Конек-Горбунок:

Что же сделать мне для вас,

Чтобы выполнить приказ?

Мы к котлам сейчас придем

И Царя от них спасем.

Отгадаем все загадки,

Жизнь Царя была чтоб сладкой.

Чтоб в котлах он не сварился,

Своей жизни не лишился.

Задание 5

     Чтобы спасти Царя, надо расколдовать котлы. Для этого нужно выловить оттуда все камни и таким образом очистить котлы от кипящей воды и молока. Дети с помощью удочек достают загадки из котлов, отгадывают героев сказки, докладывают, что котлы обезврежены и больше не опасны для Царя.                                                                                

Загадки: 

1 котел:

Огонек горит светлее,

Светит поле, словно днем.

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится…Что это?

 (перо Жар-птицы)

2 котел:           

Вот въезжают на поляну,

Прямо к морю-окияну.

Поперёк его лежит

Чудо-юдо … (рыба-кит).

3 котел:

Я – Иванушкин дружок,

Очень маленький конек.

Я Иванушку люблю,

Верой, правдою служу. (Конек-горбунок)

Царь:

Службу мне вы сослужили,

И задачи все решили.

Вы такие молодцы,

Храбрые все удальцы!

А теперь пришла пора

Веселиться, детвора.

Заслужили вы награду –

Поиграть мы с вами рады!

И сейчас для вас  конек,

Наш любимый  Горбунок

Проведет здесь состязанье.

Конек-горбунок:

     Ребята, вы все помните, каким я описан в сказке. Я был смелым, ловким, преодолевал любые препятствия.  Сейчас вы все на время перевоплотитесь в этого сказочного героя и будете скакать до цели на деревянных лошадках.   Побеждают те «коньки-горбунки», которые первыми закончат эстафету, а значит, окажутся более ловкими и быстрыми.

 Подвижная игра «Конек-горбунок»

(Проговаривание потешки с движениями)

 Ваня, Ваня простота

Нашел игрушечку-конька.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Гоп-гоп-гоп!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп! Тпру! — …

Конек-горбунок!

Стань передо мной,

Как лист перед травой.

 Конек-горбунок:

Вот и кончилась игра

Ну а нам всем в путь пора.

По свету дальше мы пойдем,

И снова в сказку попадем.

Ну а вас мы наградим,

Подарки всем мы раздадим.

Вы заслужили их, друзья!

До новой встречи, детвора!

(Герои сказки раздают детям раскраски по сказке П. Ершова и уходят)

 Используемая литература:

  1. П.П. Ершов «Конек-горбунок». Детская литература. Москва. 1973
  2. Финогенова Н.В., Вершинин М.А. Организация и проведение подвижных игр в дошкольных образовательных учреждениях // Учебно-методическое пособие / Волгоград, 2014.
  3. Подвижные детские игры на темы сказок. Сказочные эстафеты. Русский национальный ресурс. Раздел «Как организовать и провести детский праздник». SuperCook.ru

Свидетельства публикации в СМИ Серия А № 0006093, 0006094

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Цель: используя современные информационные
технологии, познакомить учащихся с
произведением П.П.Ершова “Конек-горбунок”;
развивать логическое мышление, память,
наблюдательность; воспитывать любовь к книге.

Оборудование:

  • выставка книг,
  • портрет писателя,
  • рисунки,
  • видео кассета,
  • грамзапись,
  • аудио кассета.

На доске: маленькие отвоевали её у больших и
навсегда завладели ею, как драгоценной добычей и
тут только большим удалось разглядеть что для
детей это в самом деле хорошая пища — вкусная,
питательная, сытная, способствующая их духовному
росту.

Ход занятия

Звучит музыка сказочного характера –
балалайка.

Ведущий:

Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка, и от бурка
И от вещего каурка.
Это присказка, пожди,
Сказка будет впереди.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня
мы поговорим о творчестве Петра Павловича
Ершова, покажем достоинства всеми любимой сказки
“Конёк – горбунок”, поговорим об образах
главных героев, о языке сказки. У нас в гостях
родители, учителя и учащиеся 2 “а” класса.

Сказка – дело серьёзное. А в ней – прибаутки,
пословицы, припевки, нескладушки. А вот и артисты
скоморохи

1 скоморох:

За горами, за лесами
За широкими морями
Не на небе на земле
Жил старик в одном селе.

2 скоморох:

У старинушки два сына
Старший умный был детина.
Средний сын и так и сяк
Младший вовсе был дурак.

3 скоморох:

Братья сеяли пшеницу
Да возили в град столицу
Знать столица та была
Недалече от села.

1 скоморох:

В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе
Кто – то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.

2 скоморох:

Мужички такой печали
Отродяся не видали
стали думать да гадать
Как бы вора соглядать.

3 скоморох:

Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле.
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.

Ведущий:

А что произошло дальше? Поймали ли злого вора и
кто это сделал?

Не спешите с ответом.

Послушайте музыку из балета “Конёк- горбунок”
автора Родиона Щедрина.

Как замечательному композитору удалось при
помощи музыки нарисовать картину ночи?

Звучит музыка.

Что вы представили? Словесное рисование.

А теперь послушаем как Ершов при помощи
художественного слова изобразил этот же эпизод.

Слушаем грамзапись.

Ночь настала, месяц всходит

Поле всё Иван обходит…

А теперь посмотрим, как ребята изобразили ночь
караула на своих рисунках.

Ведущий:

Да, смекалистому Ивану на счастье достался
смешной “игрушечка- конёк”.

А как Ершов описал его?

/ ростом только в три вершка, на спине с двумя
горбами, да с аршинными ушами/

Уродец, правду говоря, но многих друзей и
приобретений он стоит.

Учёный:

А вы знаете, что Ершов сам выдумал этого конька.
В русских сказках, да и в сказках других народов
действуют много коней; крылатых, огромных,
сильных, волшебных. А вот такой игрушечка конёк в
литературе появился впервые из-под пера Ершова.
Но конёк недаром говорил, что

Я хоть росту небольшого,
Да сменю коня любого,
Как пущусь да побегу
Так и беса настигу.

Ведущий:

А вы помните, какие дела- подвиги совершили два
друга Иванушка и конёк?

Звучит сказочная музыка.

1 скоморох:

Снова сказкой позабавим
православных христиан
что наделал наш Иван
находясь на службе царской
при конюшне государской.

2 скоморох:

Как к суседке он попал
Как перо своё проспал
Как хитро нашёл жар-птицу
Как похитил царь-девицу

3 скоморох:

Как он ездил за кольцом
Как был на небе послом
Как он в солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье.

1 скоморох

Как к числу других затей
Спас он 30 кораблей.

1 скоморох:

Как в котлах он не сварился
Как красавцем учинился
Словом наша речь о том
Как он сделался царём

Всё хорошо, но мы ещё не сказали ни слова об
авторе этой сказки Петре Павловиче Ершове.

Поэтому сегодня, на встречу со сказкой мы
пригласили библиотекаря школы Оксану
Алексеевну, знатока творчества П.П. Ершова.

Биография Ершова.

Петр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в
деревне Безруково Тобольской губернии в семье
чиновника. Многочисленные переезды с отцом по
Сибири обогатили представление Ершова о жизни
русского народа.

Во время учёбы в Тобольской гимназии были
написаны первые стихи. С 1831 по 1835 учился в
Петербургском университете, много занимался
самообразованием, увлекался литературным
творчеством. После окончания университета
вернулся в Тобольск, где сначала работал
учителем, а потом и директором гимназии.

Под впечатлением сказок В. А. Жуковского и
А.С.Пушкина была написана стихотворная сказка
“Конёк-Горбунок”, основанная на сюжетах
русского фольклора. Первое чтение сказки
состоялось в студенческой аудитории, а первая
публикация- в 1834 году. В этом году вышло и
отдельное издание сказки. А.С. Пушкин после
знакомства с рукописью “Конька-Горбунка”
одобрил её и признался, что “теперь этот род
сочинений мне можно и оставить”.

Сказка Ершова стала настолько популярной, что
через некоторое время появилась в сборнике
русских народных сказок.

Сам писатель объяснял этот факт так “Вся моя
заслуга тут, что мне удалось попасть в народную
жилку. Зазвенела родная – и русское сердце
отозвалось..”

А как великолепен язык сказки?

  • Чтение отрывка
  • Видео сюжет без звука
  • Ролевое чтение
  • Инсценировка

Ведущий. А читали ли гости сказку про
Конька-горбунка, про Ивана дурака, про
Царь-девицу и про чудную жар-птицу?

— сейчас устроим состязанье,

Вашим знаньям испытанья.

Звучит музыка Алябьева, любимая музыка Ершова.

Скоморохи.

Та-ра-рали, та-ра-ра.
Вышли кони со двора
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Эй, послушай, люд честной
Жили- были муж с женой
Муж- то примется за шутки
А жена за прибаутки
И пойдёт у них тут пир
Что на весь крещеный мир

Ведущий:

Это присказка велась,
Вот игра и началась.

Два короба.

Определите, в каком коробе находится перо жар
птицы (1 – фонарик, 2 – свеча).

Перо в том, который холоднее.

Каждый участник получит на память о
сегодняшней встрече перо жар-птицы.

Вопросы викторины

1. Что делал Иван, чтобы не заснуть, когда
караулил царь- девицу?

(колол себя острыми камнями и гвоздями).

2. Что было на спине у рыбы- кита?

3. Назовите любимое занятие Ивана. (Любил петь.)

И лишь только рассвело,
отправляется в село,
напевая громко песню
“Ходил молодец на Пресню”

4. Где провели ночь братья, когда отправились в
дозор?

(старший закопался под сенник, средний у
соседки под забором, младший под кустом в поле)

5. Кто помогал Ивану достать сундучок с
перстнем? (осетры)

6. Каким образом Иван превратится в доброго
молодца?

(он нырнул в кипяченное молоко, затем в котел с
водой вареной, а оттуда в котел с водой студеной)

За что рыба-кит нес свое мучение?

(За то, что он “без Божьего веление” проглотил
среди морей три десятка кораблей)

Как звали братьев Ивана? (Данила и Гаврила)

Опишите Конька-Горбунка.

(Ростом только в три вершка, на спине с двумя
горбами, да с аршинными ушами)

3 вершка=14см. 1 аршин=71,12см.

Выберите тот, на котором изображена кобылица
П.П. Ершова.

Опишите ее.

(Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая)

Ведущий:

Много ль времени аль мало
С той минуты пробежало
Я про это ничего
Не слыхал ни от кого,
Ну да, что нам в том за дело,
Час ли два ли пролетело
Ведь за ними не бежать,
А игру пора кончать.
Вот и всё игре конец.
А кто слушал молодец!

Пусть эти перышки принесут вам удачу, будут
напоминать вам о нашей встрече.

Дружите с книгой и вы поверите в чудеса.

Слово библиотекарю:

— А если у Вас ребята появится желание
рассмотреть книги П.П. Ершова и еще раз
встретиться с героями этой удивительной сказки,
ответить на вопросы головоломок “Конек –
Горбунок”, то мы будем рады видеть Вас в нашей
библиотеке.

Книга — наш друг и без нее как без рук.

Звучит музыка.

Ведущий прощается с аудиторией.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник крещение господне история праздника кратко
  • Праздник кончился добрые люди второпях надевают кальсоны
  • Праздник крестовоздвижения дата
  • Праздник кончился добрые люди аккорды
  • Праздник кончился гроб аккорды