Праздник конкурсы фестивали концерты это

Попробуйте найти научное определение жанра «фестиваль» — и столкнетесь с неожиданной сложностью: понятие это до сих пор не получило детальной проработки. Иными словами, принимаясь за организацию фести...

Фестиваль — праздник для ценителей. Формула успеха

Фестиваль — праздник для ценителей. Формула успеха

Попробуйте найти научное определение жанра «фестиваль» — и столкнетесь с неожиданной сложностью: понятие это до сих пор не получило детальной проработки. Иными словами, принимаясь за организацию фестиваля, стоит для начала задать себе вопрос: что же это за «крококот» такой?

Что такое фестиваль?

Французское слово festival корнями уходит в латинское festivus — праздничный. И строго говоря, происхождение этого слова нам не говорит ничего большего о жанре: это просто-напросто некое праздничное действо, родственное карнавалам, ярмарочным балаганам и прочим вакханалиям. Развернутое определение встречаем у Ожегова: «Фестиваль — широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств». Но вот что интересно: появление этого «смотра достижений» обусловлено исключительно историческими и даже политическими факторами.

Мировая культура знала фестивали еще с античных времен. Фестивальный принцип широко применялся в древнегреческом театре до появления знаменитых амфитеатров. Но в том формате «смотр достижений» был приурочен к главному празднику. То есть праздник оставался главной составляющей события. Традиционно считается, что первые фестивали с некой конкурсной составляющей появились в Англии в 1930-е годы и были музыкальными. Настоящий фестивальный бум пришелся на послевоенные годы, когда у фестивального движения появилось много новых политических задач: продемонстрировать собственному народу прелести родного искусства, показать страну во всей красе на мировой арене, добровольно-принудительно вселить в сердца молодежи «мир, дружбу, любовь» и так далее. При этом фестивали приобрели ярко выраженную социальную составляющую, исполненную патриотического пафоса, но отчасти потеряли главное — праздничность, а ведь именно она составляет саму суть фестиваля.

Анализируя все факты, можно сделать вывод, что нынешняя неопредленность, когда под фестивалями мы подразумеваем как закрытые кинопоказы документального кино, так и гастрономически-музыкальные пикники, обусловлена двойственностью самого понятия. Что в нем главенствует — его праздничная основа или пресловутый «смотр достижений»? Единственно верного ответа нет, и правы все организаторы — и делающие ставку на контент и поиск новых дарований, и создающие праздник в самом карнавальном его смысле.

Нам же в контексте изучения фестивалей с точки зрения организации мероприятия было бы понятно и удобно, например, такое определение фестиваля: фестиваль — это яркий праздник и место сбора ценителей определенного вида искусства или ремесла. Что общего у какого-нибудь абстрактного фестиваля чапельников в Больших Избищах, аниме-фестиваля в Москве и Октоберфеста по всему миру? И тот, и другой, и третий — истинные праздники для любителей чапельников, аниме и пива. Если мы возьмем узконаправленные кинофестивали, то для их аудитории праздником является сама возможность посмотреть редкие фильмы (читай: пир духа). Если возьмем кулинарные фестивали, то их аудитории мало будет пищи духовной — гурманам нужно все попробовать на вкус. И так далее. Такие разные фестивали объединяет ориентация на свою аудиторию.

«Работа с целевой аудиторией на сегодняшний день — приоритетная задача для любого фестиваля, — считает Андрей Матвеев, генеральный директор компании С.A.T., организующей такие фестивали, как Нашествие, Maxidrom, Эммаус и др. — Если проанализировать ситуацию, первая пятерка больших музыкальных фестивалей не пересекается по целевой аудитории: ни «Нашествие» с его русским роком, ни Maxidrom с ориентацией на западных звезд (хотя у этого фестиваля в зависимости от хедлайнера может меняться облик типичного зрителя даже в течение двух концертных дней), ни молодой фестиваль «Кубана» со столь же молодыми фанатами молодого современного рока (да и веселье на берегу Черного моря накладывает свой отпечаток на публику), ни, разумеется, «Усадьба Jazz» или «Пикник Афиши». Хотя, на мой субъективный взгляд, у некоторых из них сейчас непосредственно в сфере целевой аудитории появился конкурент — «Дикая Мята», хотя по музыкальной стилистике это совершенно иное явление. К тому же у «Пикника» могут «оттягивать» публику «созвучные» ему Park Life или «Субботник». Но, повторюсь, среди крупных признанных и успешных фестивалей мало тех, которые копируют друг друга, на самом деле. В том числе в части аудитории».

И в этом контексте смысл любого фестиваля сводится к тому, чтобы угодить его конкретной целевой аудитории — сделать ценителям праздник в их понимании праздника. Перефразируя Людовика XIV с его «Государство — это я», можно говорить, что фестиваль — это зрители. И уже от этого стоит отталкиваться в поисках формулы успеха проведения event-мероприятия этого жанра.

Такие разные, но все-таки вместе

Говорить об организации фестиваля в принципе, некого абстрактного фестиваля, предельно сложно по уже упомянутой причине: фестивали бывают очень и очень разные. Как может прийти в голову сравнивать испанский фестиваль «Томатино» и помпезные Каннский или даже наш ММКФ?! Очевидно, что столь разные смыслово и визуально мероприятия будут отличаться и по наполнению, и по атмосфере, а значит, и по организации — по созданию этой самой атмосферы, оформлению этого самого наполнения и т.п.

Меж тем можно предположить, что даже на «Томатино» среди прочих составляющих будет предусмотрен серьезный конкурс мастеров помидоровыращивания, а на кинофестивалях, как мы знаем, бывают закрытые мероприятия, на которых тоже случаются буйства и винное изобилие. Мы можем условно разделить подготовку любого фестиваля на три ключевых блока:

    • формирование основной программы (подбор участников в тематике фестиваля), которую условно назовем смотром достижений;
    • разработка развлекательной программы, которую условно назовем дополнительными составляющими праздника (понятно, что в ряде случаев доля дополнительных составляющих будет минимальной, но она все равно будет, каким бы серьезным и бюджетным ни был фестиваль);
    • создание необходимого комфорта (как для гостей фестиваля, так и для участников).

Какие бы разные ни были они, эти фестивали, у них есть много общего — ряд принципов и нюансов, которые должны знать организаторы, решившие попробовать себя в этом непростом жанре event-мероприятия.

Музыкальные фестивали музыкальной страны

В России наиболее популярны музыкальные фестивали. Нет, это не данные ВЦИОМ или другого института статистики, это просто факт. Именно музыкальные фестивали у нас в стране собирают аудиторию и имеют хоть какие-то шансы стать коммерчески успешными, даже если начинались на голом энтузиазме. И в этом смысле искать формулы успеха организации фестивалей имеет смысл на примерах проектов этого направления. А учиться — у лучших.

Одним из критериев успешности музыкальных фестивалей является их известность в широких кругах. Скажем, о «Дикой Мяте» или «Эммаусе» знают очень многие, даже если и не слушают представленную на них музыку. Это говорит о самобытности, грамотной PR-поддержке, авторитете и безупречной организации, ведь, как известно, дурными новостями делятся охотнее — и они распространяются стремительно, так что о «косяках» организаторов стало бы известно всем. Так что же было нужно, чтобы эти и другие фестивали стали лучшими в своем роде?

Шаг 1. Концепция. Актуальная и оригинальная

Первый этап организации успешного фестиваля — пресловутая концепция — ключевой замысел и способ его реализации. На самом деле латинское слово conceptio весьма емкое, поскольку несет в себе одновременно и смысл «понимание», и смысл «система». То есть формулировка концепции — это, собственно, понимание того, что и зачем ты собираешься делать, а также как ты собираешься это делать (по какой системе): для кого, какими силами, на какие средства, каким образом технологически и т. п.

Разумеется, выбрать актуальное направление — особенно с учетом многообразия современной музыкальной культуры — очень важно. В этом смысле нужно постоянно держать руку на пульсе новых веяний. «Для этого нужно быть, что называется, «в теме», иметь чутье и разбираться в музыке, — подтверждает Илья Бортнюк, генеральный директор компании «Светлая Музыка», продюсер фестиваля STEREOLETO. — Обычно все фестивали начинаются с небольших и если они востребованы, то так или иначе развиваются».

На сегодняшний день ряд направлений очевидно лидирует по числу фестивалей, их представляющих. «Наиболее популярны фестивали в формате «русский рок» с добавлением иностранных поп-/рок-хедлайнеров, — комментирует Илья Бортнюк. — Также очень популярны вариации на темы «Звезды 80-х/90-х», «Легенды ретро» и тому подобные. Почему? Страна такая».

Привлекают внимание продвинутой публики и фестивали, комбинирующие музыку и различные духовные практики: так называемые «пространства» для саморазвития и общения с единомышленниками (преобладают на таких проектах жанры ска, регги, даб, дэнсхолл и т.п.). Меж тем многие направления представлены мало или не представлены вовсе: скажем, танго и фламенко, босанова, кантри, салонная музыка, военные мотивы. Примечательно, что не приживаются и часто заканчиваются после первой же попытки поп-фестивали, рэп-фестивали (видимо, этой аудитории достаточно дискотек и концертов, чтобы удовлетворить свои потребности, или же организаторы пока не нашли нужные подходы), уберегли нас пока и от фестивалей шансона.

Шаг 2. Цели и задачи. Праздник vs смотр талантов

И все же, выбрав направление, пусть и актуальное, нельзя просто собрать каких-либо исполнителей и позвать гостей — вдруг придут. Следует определиться с задачей: понять, что будет доминантой в фестивале — праздник или «смотр достижений», а затем уточнить приоритеты: важно ли в рамках проекта открыть новых звезд, познакомить массы с новинками (или даже новым направлением), сделать яркое шоу на всю страну, собрать узкий круг единомышленников, заработать денег, в конце концов…

Бывают и задачи совершенно иного плана и масштаба, как, например, в случае с фестивалем Jazz May в Пензе. «В задачи нашей компании изначально не входило создание музыкального фестиваля, — рассказывает генеральный директор творческого кластера «КБР. Креативная экономика» и организатор фестиваля Jazz May в Пензе Святослав Мурунов. — Перед нами стояла цель создания позитивного имиджа города. Нам нужно было выбрать оптимальный инструмент по созданию привлекательного образа жителей города, их жизни, их ценностей. И оказалось, что фестиваль — вполне подходящая форма. Нам важно было участие максимального числа заинтересованных граждан в проектах (а наш джазовый пикник — лишь одно из череды мероприятий), чтобы не просто собрать зрителей на никому не нужный концерт, а спровоцировать живое общение, развить городскую культуру, создать арт-пространство. Мы пошли напрямую к аудитории: в социальные сети, причем сразу в сообщества по интересам — и в этих самых городских комьюнити мы нашли отклик на наши запросы. Более того, мы нашли не только темы для будущих мероприятий, но и столь необходимую искру, а заодно и отличных помощников. Многие выступали волонтерами, готовили вместе с нами площадку, помогали в составлении программы, предлагали креативные идеи, так что подготовка фестиваля и остальных наших проектов стала едва ли не более важным в решении наших задач этапом, чем сам праздник».

Примечательно, что определиться с приоритетами в очередной раз помогла потенциальная аудитория: казалось бы, организаторы призваны были выполнить социальный заказ, но при этом работа велась исходя из запросов аудитории, а не наоборот. Таким образом, выбирая между разными вариациями жанра «фестиваль», определяя наиболее интересный формат, направление, организатор всегда делает это с оглядкой на зрителя — на что тот пойдет с бóльшим удовольствием?

Содержание прежде всего

Разумеется, основной приманкой для аудитории является контент. Ценители жаждут узнать, что может предложить им организатор. А в случае с музыкальными фестивалями — кого он может предложить. И здесь снова вступает в силу приоритет целей и задач. Ситуация двоякая: с одной стороны, стремление к коммерческой успешности проекта, к выходу на более широкую аудиторию диктует необходимость приглашения звучных имен, с другой стороны, аудиторию может заинтересовать и часто интересует все новое, в том числе и новые исполнители.

Совет 1. Правильная дата — половина успеха

Каждый организатор выбирает свой путь, что во многом отражается и на процессе подготовки мероприятия. Скажем, для фестивалей, которые делают ставку на звезд, важным оказывается проведение праздников в одно и то же время, при этом по возможности отличное от времени крупных мировых фестивалей, чтобы иметь возможность вписаться в график популярных исполнителей. Известно, что календарные сроки проведения ведущих мировых фестивалей находятся в одном временном интервале, и отечественному фестивальному движению логично подстраиваться под заданный ритм, не пытаясь конкурировать, а будучи по времени удобной альтернативой.

Совет 2. Готовь сани летом

Для привлечения звезд мировой величины идеально иметь в запасе много времени для букинга и переговоров, поэтому программы нужно составлять минимум за год до мероприятия. В случае крупных фестивалей имидж проекта со временем начинает работать на него — и уже местные звезды средней величины начинают высвобождать время для участия в этом празднике, а не он подстраиваться под них.

Совет 3. Большие звезды и новые имена — на одной сцене

При планировании программы фестиваля организаторы встают перед решением непростого извечного вопроса: приглашать звездных артистов или потратить эту существенную часть бюджета на другие аспекты мероприятия? Однозначного ответа на этот вопрос нет: некоторые эксперты уверены, что в нашей стране формат «фестиваль как открытие новых имен» не работает, другие верят в жизнеспособность открытия новых имен.

«Я не думаю, что из организаторов действительно крупных и коммерчески успешных фестивалей кто-то делает серьезные шаги по развитию молодых исполнителей. С коммерческой точки зрения привлекать молодежь выгодно, поскольку составляется line up проверенным годами способом: приглашаются мировые знаменитости, которые становятся основным магнитом для публики и позволяют достичь высокого процента продаж, потом формируется костяк звезд среднего звена, а потом добираются представители остальных эшелонов. За последние лет пять я не слышал ни об одном открытии нового имени на фестивалях масштаба Нашествия или Maxidrom. В нашем случае фестиваль, к сожалению, не является трамплином для юных дарований. Скорее, для них предпочтительнее Интернет и радио. На наши фестивали люди идут на имена», — рассказывает Андрей Матвеев.

И все-таки даже при наличии звездных артистов фестиваль все еще может быть площадкой для открытия новых талантов и поиска молодых звезд. У некоторых это происходит «по совместительству», то есть основной задачей является предоставление аудитории ценителей востребованного контента, но если таковым может оказаться юное дарование — ему будет оказана всесторонняя поддержка, как на фестивале «Усадьба Jazz» (и для молодежи участие в таком фестивале, разумеется, важный этап развития карьеры). «Мы делаем конкурс молодых исполнителей уже пять лет, — делится Мария Семушкина. — Мы открыли много новых имен, показали их широкой аудитории, смогли кого-то вывести за границу, помочь записать альбом».

А есть фестивали, которые открытие новых имен — этакую просветительскую деятельность — постулируют в качестве своей приоритетной задачи, как, например, делает это STEREOLETO, событие европейского уровня, уникальное в контексте отечественного формата, ибо конкурирует с крупными зарубежными аналогами и приглашает вот уже 11 лет исполнителей самых разных и порой неожиданных жанров и направлений.

«У каждого фестиваля своя цель, — говорит Илья Бортнюк. — У нашего фестиваля цель в первую очередь культурно-просветительская и «идеологическая» (в смысле первична идея — сделать хороший фестиваль с хорошей и актуальной музыкой). И в этом плане процесс букинга у нас довольно сложный и длительный. Нужно, конечно, чтобы было несколько имен, на которые придут. Но нам всегда удается сделать хороший line up, где есть и звезды, и совсем не известные для нашей аудитории артисты, которых мы для нее открываем. В принципе, для нас одинаково важны и те, и другие: важен в первую очередь сам артист, а не его популярность».

Интересен также формат фестивалей «для единомышленников», когда участники одновременно являются и организаторами, и аудиторией фестиваля: они платят оргвзносы, помогают с решением вопросов питания, проживания, транспорта, постановки звука и света, они же сами собирают друзей, они же и выступают, дают мастер-классы, читают лекции. При этом аудитория таких фестивалей может быть весьма обширной, а история — многолетней. К такого рода проектам можно отнести 10-летний питерский Systo Palty Togathering (который «побуждает нас, как и прежде, как было из года в год и в веках, встретиться вновь с друзьями, чтобы творить, петь и танцевать») и три года назад появившийся на фестивальной арене «ВОТЭТНО» в Горном Алтае — «праздник для друзей», «семейный фестиваль», «камерный фестиваль», «новое сообщество тех, кто проснулся и ищет себя».

Место под солнцем

Место проведения фестиваля также играет важную роль в формировании привлекательного образа среди ценителей. Например, большую популярность в последние годы получил летний оперный фестиваль в финском городе Савонлинна: любителей оперного искусства из разных стран привлекают оперные постановки ведущих европейских театров, исполняемые на открытом воздухе в декорациях на фоне старинного замка. Или, скажем, невозможно представить всемирно известный Вагнеровский фестиваль без великолепного Байретского театра, выстроенного на рубеже 1870-х годов в соответствии с авторской концепцией самого композитора. Иными словами, место проведения фестиваля очень важно с концептуальной точки зрения. «У каждого фестиваля своя аудитория. Важно ее понимать и чувствовать. Наша аудитория тонко чувствует музыку, но и не только ее: место и атмосфера, уют и комфорт тоже очень важны для него. Если бы «Усадьба Jazz» проходила, скажем, в грязном поле, ощущения могли бы остаться позитивными, но они точно не были бы такими возвышенными, как мы планируем» (Мария Семушкина).

Open-air vs павильон

Для организаторов фестиваля важно не только само место и конкретный антураж, но и в первую очередь принципиальное решение: проводить мероприятие на открытой площадке или провести его в закрытом помещении.

«Разумеется, любой организатор мероприятия понимает, что open-air сложнее технически, так как нужно организовывать всё своими силами: ограждения, гримерки, туалеты, электричество и т.д. — то, что уже в закрытых помещениях есть. Плюс, конечно, наши города (в случае со STEREOLETO — Петербург) — не Барселона или Тель-Авив, и погода тоже всегда риск. Мы понимаем это, понимаем… И все же летом open-air в тысячи раз приятнее, чем закрытое пространство» (Илья Бортнюк).

Вообще все на редкость прагматично и упирается в очередной раз в финансовые сложности: «Вопрос, где проводить крупные фестивали, скоро станет ребром, поскольку помещения не вмещают десятки тысяч человек, а открытые площадки как в черте города, так и вне ее редеют: скоро застроят Тушинский аэродром, а земли в Подмосковье или любой другой области, как правило, частные, а значит, каждый раз нужно будет искать заинтересованного собственника, что не так и просто» (Андрей Матвеев).

Плюсы и минусы организации фестивалей на открытом воздухе и в помещениях очевидны. Всем знакома опасность скопления большого числа гостей в замкнутых помещениях (не будем вспоминать многочисленные пожары в клубах), но всем знакомо и коварство погоды (грязевые ванны «Пустых холмов» до сих пор воспеваются сетевыми баянистами). Разумеется, у помещений есть очень важное преимущество перед открытыми пространствами — это наличие инфраструктуры. «Большой open-air — это прежде всего безопасность, питание, входы, продажи билетов, огромная логистика, — напоминает Мария Семушкина. — В залах все проще, но и рентабельность гораздо ниже». К тому же в природе пока не существует помещений, способных принять несколько десятков тысяч человек в свободных рамках фестиваля, а не футбольного матча на узких пластиковых пародиях на стулья.

Но, где бы ни проводилось мероприятие — на воздухе или в четырех (и более) стенах, очень важно хорошо продумать навигацию по заданному пространству. Одна из самых распространенных ошибок организаторов — отсутствие достаточного количества указателей, информационных материалов и стендов, очевидных названий зон и т. п. Постоянная путаница в передвижении по месту проведения фестиваля (а то и вовсе риск заблудиться или не найти сцену с любимым исполнителем) вызывает настоящий зуд раздражения, а такая эмоция может испортить даже самый замечательный по задумке и наполнению проект.

Несите ваши денежки…

Фестивали, как мы уже выяснили, бывают абсолютно разные. И финансовый вопрос лишь подчеркивает пропасть между коммерческими и некоммерческими проектами. Мы уже упоминали о существовании узконаправленных, идейных фестивалей вроде «ВОТЭТНО», «Быть добру», Systo Palty Togathering, бюджеты которых считаются даже не на калькуляторе, а в уме. И нет нужды говорить, что это несравнимо с масштабами финансовых вливаний в какой-нибудь «Эммаус» или «Рок над Волгой». Откуда же взять денег на проект и как строится схема работы со спонсорами?

Если верить старожилам фестивальной индустрии, ситуация с финансами для новичков рынка поистине патовая: «Действительно крупные денежные спонсоры тратят корпоративные бюджеты на рекламу традиционными способами — на телеканалах, по радио; они не мыслят продвижение через фестиваль мало-мальски обязательным или необходимым для себя. А если у фестиваля нет истории и авторитета, получить средства вдвойне тяжело. При проведении первых проектов, таким образом, организаторам не придется рассчитывать на спонсоров — лишь на свой креатив и идею в надежде на искренний интерес зрителей, которые и составят первоначальный капитал для дальнейшего развития. Но если мы говорим о действительно качественных проектах с хорошей инфраструктурой, вложиться нужно будет серьезно. В остальном, повторюсь, для финансирования нужна репутация на рынке».

Имидж именитых проектов становится их визитной карточкой и знаком качества, а вот новым героям нужно искать дорогу в обход. Например, очень избирательно подходить к вопросу о том, к кому обращаться за финансовой поддержкой: изначально искать близких по духу людей, увлекающихся той же музыкой или же интересующихся той же целевой аудиторией. На руку новичкам играет и новаторский подход в продвижении в рамках фестиваля: спонсор тоже человек, ему интересно все новое и необычное.

«Спонсоров нужно всегда рассматривать как партнеров, — считает Илья Бортнюк, — и партнеров не на один год. И конечно, чем более интересный и нестандартный вариант участия ты им предложишь, тем больше шансов, что ты их получишь».

«Зачастую нам бывает непросто сразу найти точки соприкосновения со спонсорами, поскольку мы делаем акцент на экосоставляющую и бережное отношение к человеку и его душевной организации, а потому объявляем свои проекты зоной, свободной от рекламы: у нас нет баннеров, перетяжек, то есть всех традиционных компонентов спонсорских пакетов. У нас и пакетов-то нет! — объясняет Святослав Мурунов. — Но по этой же причине спонсорам работать с нами интересно: мы интегрируем их в мероприятие, а не просто выставляем напоказ их лого. Наши спонсоры читают лекции, организуют площадки для детей, создают свои интерактивные зоны в рамках общей концепции — и тем самым выходят на прямое общение с потребителями».

И акулам фестивального бизнеса, и новичкам важно помнить, что к спонсорам всегда нужно идти с конкретикой, четко понимая:

  • что вы хотите получить и подо что конкретно;
  • что вы можете дать организации-спонсору;
  • в чем сильная сторона вашего проекта (уникальность, непохожесть);
  • какова его целевая аудитория и общественная значимость.

Ведь даже если руководитель решит финансировать проект «просто потому, что нравится», он все равно будет искать для себя профит, который, как правило, состоит в выходе на нужную аудиторию и создании так называемого «ассоциативного престижа» (хороший проект — хороший спонсор).

Теоретически при проектировании фестиваля можно попытаться найти на него бюджетные средства. Ни для кого не секрет, что в настоящее время культурные начинания финансируются крайне плохо, но всегда можно найти — опять же теоретически — подход к местным властям, уповая на то, что фестиваль — престижное явление культурной жизни, повод развить туризм, улучшить имидж города и его мэра, например… Также можно «вписаться» в проекты, предлагаемые для финансирования региональными субъектами культурной жизни:

  • Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации.
  • Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов.
  • Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности.
  • Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства и т.д.

Также важным источником финансов остаются посетители мероприятия, вносящие хотя бы символическую плату за вход. Порой наличие платного входа воспринимается подсознательно как преимущество, поскольку эта видимая оценка наделяет проект ценностью в глазах наших ценителей (бесплатный сыр только в мышеловках, а раз не бесплатно, видимо, стоит ожидать камамбера на мраморной дощечке). Ежегодные же фестивали могут корректировать стоимость входного билета в сторону увеличения, если будут раз за разом проводить методическую работу в сфере выявления и удовлетворения потребностей аудитории и дополнительного стимулирования и управления спросом посредством расширения социальной базы потребности (принудительное введение фестиваля «в моду») и расширения собственных возможностей, совершенствования продукта.

Немного о трудностях на пути творцов

Мы уже столько раз повторили, что фестивали бывают разные, что их очень много, что есть уже на свете фестивали всего-всего, что и сами свято уверовали в это. И все же может статься, что кто-то носит в себе зачатки гениальной идеи и не верит, будто фестиваль на ее основе окажется неудачным. Как в этом случае поступить этому креативщику, с чего начать, куда бежать, как сделать все правильно?

Для начала ему нужно понять, что формулы успеха, единой для всех типов фестивалей, попросту не существует. И пожалуй, в организации фестиваля нужно отталкиваться не от насущных мелочей (продумать название, выбрать дату, заказать баннеры и проч.), а от глобальных трудностей, которых множество — от политики до райдеров всех музыкантов, от финансов до земли.

«Сложно говорить о том, как можно быстро и правильно раскрутить небольшой некоммерческий проект в масштабный коммерческий, если это вообще возможно, — рассуждает Святослав Мурунов. — По собственному опыту могу сказать, что мы всегда начинаем работу в новом регионе с личных встреч с так называемыми лидерами мнений — это могут быть как представители власти, бизнеса, культурной элиты, так и авторитетные персонажи из неформальных молодежных объединений в Сети, например. Возможно, с этого же имеет смысл начинать и организаторам новых фестивальных проектов».

«Главная проблема фестиваля — вопрос финансирования, — настаивает Андрей Матвеев. — Сегодня необходимость конкурировать с крупными фестивалями с большими амбициями вынуждает задаваться денежным вопросом. Практика последних лет пяти подсказывает, что никаких суперидей, которые автоматически выводят фестиваль в лидеры, не появилось. Многие проекты вытягиваются исключительно на личном энтузиазме — скажем, Park Life, проект одного из игроков промоутерского рынка на его собственные средства. Многие успешные проекты появляются в среднем по масштабу сегменте, и все они как раз обладают явным или неявным финансированием».

Еще одна существенная проблема — это безопасность. На значимые проекты собираются десятки тысяч людей, для их обеспечения нужна и полиция, и МЧС, и ЧОПы. Зачастую региональная полиция не обладает достаточными ресурсами (скажем, безопасность на фестивале «Нашествие» обеспечивается силами 18 субъектов федерации), поэтому ведется серьезная работа на уровне МВД.

Непростой задачей станет также создание инфраструктуры фестиваля. Требования к качеству мероприятия у нынешней публики возросли. Все хотят комфортных условий, чистых туалетов, душевых, отсутствия очередей за действительно вкусной едой, возможности спастись от солнца и дождя, зарядить свои многочисленные гаджеты, выйти в Интернет. Но на отечественном рынке по-прежнему отсутствуют специализированные компании, поставляющие организаторам созданные инфраструктуры для больших фестивалей, а потому агентствам приходится из года в год самим делать все с нуля. Иной раз, увидев что-то интересное на зарубежных проектах (а практика показывает, что лучшее — это подсмотренное на Западе), хочешь попробовать реализовать подобное в России, но всегда сталкиваешься все с той же застарелой проблемой — отсутствием адекватных подрядчиков.

О проблемах с поиском и выбором площадки мы уже говорили.

Ну и, разумеется, составление программы — это тоже известное искусство. Очередная сложность жанра фестиваля — большое количество не только зрителей, но и участников: «Фестиваль — это прежде всего много участников, даже если это всего один день в маленьком клубе. Их требования (а зачастую и капризы, как это бывает у творческих людей) должны быть удовлетворены» (Мария Семушкина).

Помимо основной программы нужно задуматься о дополнительных составляющих праздника: развлечениях за пределами главной сцены, зонах для неформального общения, интерактивных шатрах, мини-маркетах, о способствующих живому общению игровых площадках, фудкортах и т.д.

Дополнительные активности не являются антагонизмом музыкальной части. Этому есть и простое практическое объяснение: человек не может два дня стоять у сцены, и, если зрителю неинтересен следующий исполнитель, у него должна быть возможность чем-то заняться, и концептуальное значение: городской житель имеет широкий спектр интересов, в них входит не только музыка, но и хобби, и семья, так что на мероприятии должно быть интересно и комфортно всем, с кем он хотел бы посетить проект, и ревущие гитары не должны быть единственным развлечением, чтобы не отпугивать, например, аудиторию с детьми. В этом плане мы не изобретаем велосипед, на том же Glastonbury очень много немузыкальных развлечений: кинотеатры, цирк, аттракционы… Фестивали должны быть упакованы развлечениями, чтобы расширять аудиторию.

Современные фестивали отходят от советского стереотипа «сцена, шарики, салют». Этих условных составляющих уже недостаточно, чтобы сделать яркий проект, который понравится людям, который их увлечет. Надо делать ставку на трех китов — контент, пространство, общение. Под контентом мы подразумеваем не только музыкальную составляющую, сколько весь объем предполагаемых активностей. Пространство — чрезвычайно важная вещь, и тут речь тоже не только о дизайнерских решениях, визуальном ряде, но еще и о выборе приятного места для проведения праздника, его грамотном оборудовании для мероприятия, соответствии окружающей среде, удобной навигации, интуитивно понятной планировке, удобном зонировании. И самая главная составляющая — это общение. Эта тенденция пришла к нам с Запада: просто дайте людям тему (контент) и место (пространство) для общения — и дальше они всё сделают сами. Нынешнюю публику уже не нужно развлекать старыми советскими способами: конкурсами, массовиками-затейниками и т.п. Аудитория сама готова участвовать в работе фестиваля, причем как в мастер-классах, так даже и в уборке территории после мероприятия. Вовлеченность — главный тренд актуальных фестивалей.

Пожалуй, в этом и кроется основной успех любого фестиваля — в создании особого пространства для общения конкретной аудитории. Организаторы проектов выступают тут в роли демиургов: творят новый, автономный, немного сказочный в своей кратковременности мир для единомышленников. Разумеется, сказка для байкеров не подойдет для проживания рафинированным поклонникам New Wave Jazz’а, но это и не нужно. Нужно дать возможность ценителям конкретного продукта насладиться им и обязательно еще и обществом друг друга, для чего и организуется любой фестиваль.

10 ошибок организаторов (с комментариями Святослава Мурунова)

    1. Самонадеянность. («Очень часто организаторы фестиваля опускают такую важную составляющую, как исследование спроса. Подход их прост: у нас хорошая идея, хорошая команда, мы уже это делали — все обязательно получится. Но это не так! Анализ нужно проводить каждый год, потому что ситуация постоянно меняется. Мы, например, составляем программу, исходя на 30% из последних тенденций, подсмотренных на Западе, на 30% — из собственного видения, на 30% — из мнения аудитории, которое берем из специально подготовленных опросников».)
    2. Личные стрессы. («Создание мероприятия должно приносить радость. Если команда работает над проектом в состоянии недовольства, склок, ссор, стрессов, это обязательно отразится на мероприятии. Нужно быть позитивно настроенными, чтобы все получилось!»)
    3. Гонка за эффектами. («Порой в попытке создать яркое мероприятие организаторы подходят к делу буквально: стараются напичкать проект какими-то сенсационными спецэффектами, техническими примочками, красотами, эффектами, но за блеском этой эффектной мишуры теряется главное — эмоция. А ведь основная задача мероприятия — пробудить в человеке позитивную энергию, и на создание атмосферы должны работать не вау-импульсы (или не только они), а такие простые, казалось бы, детали, как улыбки организаторов, цвета, запахи».)
    4. Боязнь проявить себя. («Зачастую организаторы ставят во главу угла безукоризненное проведение проекта, да так его отшлифовывают и стандартизируют, что получается на выходе безликое и ничем не примечательное действо. Не стоит бояться показать себя, свой характер, свои ценности, амбиции, ведь зритель идет на фестиваль общаться, в том числе и с вами».)
    5. Навигация на мероприятии играет едва ли не важнейшую роль! («Некоторые фишки навигационного плана можно использовать, например, в своих собственных целях. Скажем, на одном проекте у нас была задача выяснить, жители каких районов Пензы наиболее активно посещают культурные события, так мы в зоне регистрации сделали карту города, где гости кнопками отмечали свое место жительства, — и им было весело и приятно, и нам полезно».)
    6. Нехватка и загрязнение мест общего пользования — один из факторов, который может испортить впечатление от любого мероприятия.
    7. Не должно быть очередей у точек питания, зрителям должно быть просто отыскать их, в идеале нужно оборудовать площадь, где можно будет сразу и перекусить «добытой» едой.
    8. Непродуманная транспортная логистика (популярность фестиваля может падать при перенесении его на новое место, куда людям добраться сложнее).
    9. Невыверенная длительность фестиваля (одинаково неразумно пытаться в один день «впихнуть невпихуемое» и растягивать на несколько дней не самую насыщенную программу).
    10. Несовпадение целевой аудитории и контента — прямой путь фестиваля в мусорную корзину.

Золотые правила идеального фестиваля от…

Ильи Бортнюка

  • Хорошее место, хорошая музыка, хорошая публика.
  • Четкая идея — зачем и для кого ты делаешь фестиваль.
  • Нужно думать о комфорте публики.
  • Важно всегда и все планировать.
  • Не надо стараться угодить всем — это невозможно.
  • Соберите хорошую и профессиональную команду.

Марии Семушкиной

  • Хорошая, яркая рекламная кампания.
  • Удобный сайт.
  • Доставка людей до места.
  • Отсутствие очередей на входах.
  • Доброжелательный персонал.
  • Качественный звук.
  • Разнообразие еды.
  • Адекватное количество туалетов.
  • Развлечения для всех.

Журналист, корреспондент, интервьюер

15289
01.06.2013

Присоединяйтесь к Event.ru

Жизнь как карнавал!
Имидж — все! Фестиваль как способ продвижения бренда

Популярные российские музыкальные конкурсы и фестивали имеют свою многолетнюю историю и являются значимыми вехами в хронике культурных событий страны. Они выявляют новые таланты, дают мощный толчок в развитии карьеры и популярности исполнителей, дирижеров, композиторов, оркестровых ансамблей, хоровых коллективов.

Известно, что конкурсы музыкантов устраивались в Древней Греции, где лучших венчали лаврами. Подобные турниры регулярно собирали в огромных амфитеатрах поклонников музыки Римской империи, а слова «конкурс» и «лауреат» имеют латинские корни.

Музыкальные состязания и фестивали имеют разные программы, отличаются по содержанию и дисциплинам. Они могут:

  • быть посвящены творчеству композитора
  • устраиваться в честь прославленного исполнителя,
  • проводиться по одной специальности или же проходить циклами, выявляя лучших музыкантов разных направлений поочередно.

История музыкальных конкурсов и фестивалей в СССР

В Советском Союзе почти с первых лет образования новой страны стали популярны соревнования исполнителей классической музыки. Одним из первых (1927 г.) был организован конкурс квартетов струнных инструментов, в котором участвовало пять коллективов. Квартет Бетховена от Московской государственной консерватории, не занявший призового места, меж тем, просуществовал в первоначальном составе более четырех десятков лет, это единственный  случай в мире среди подобных камерных ансамблей.

Всесоюзный музыкальный конкурс состоялся в 1933 году в столице, а через два года — в Ленинграде. Первую популярность и стремительный импульс к всемирной известности здесь получили:

  • молодые пианисты Э. Гилельс и С. Рихтер,

  • дирижеры К. Кондрашин и А.  Мелик-Пашаев,

  • скрипач Д. Ойстрах,

  • виолончелист Л. Ростропович.

Такие состязания стали организовываться почти ежегодно по следующим видам:

контрабас, альт, арфа, деревянные и медные духовые инструменты, скрипка, виолончель, фортепиано, струнные квартеты, вокал, дирижирование.

В 1945 году вновь прошел Всесоюзный турнир музыкантов. Трехэтапные отборочные состязания состоялись в крупных городах, а финал – в Москве. Только от РСФСР, кроме столицы, было подано 269 заявок. Для участия необходимо было исполнить русскую классику и работы композиторов советского периода.

  • В 1956 году были проведены чемпионаты вокалистов.
  • В шестидесятые продолжали проходить всесоюзные смотры пианистов, скрипачей, виолончелистов и дирижеров.
  • В 1963 году состоялся турнир оркестровых исполнителей.

К столетнему юбилею В. И. Ленина и к другим памятным датам приурочивались конкурсные выступления исполнителей и вокалистов, а также фестивали музыки. Выверенная система организации союзных, республиканских мероприятий позволяла отобрать лучших участников на международные турниры, а условия проведения состязаний соответствовали всемирным стандартам.

С 1971 года Советский Союз вошел в Федерацию международных конкурсов. Она основана в Женеве в 1957 году для координации организационной работы устроителей мероприятий и выработки общих правил их проведения.

Задачи музыкальных конкурсов

Смотры исполнительского мастерства в музыкальном мире классики проводятся с целью:

  • повышения уровня профессионализма среди молодежи,
  • поддержки исполнителей современной и классической музыки;
  • расширения репертуара участников;
  • популяризации классической музыки;
  • знакомства с современными музыкальными тенденциями,
  • привлечения слушателей как непосредственных участников события в мире музыки;
  • мотивации молодых музыкантов и вокалистов к изучению новых направлений и произведений,
  • привлечения внимания молодого и более старшего поколения к классическому искусству.

Международные музыкальные конкурсы в России

  • Им. П.Чайковского

Этот самый известный и престижный турнир, он проводится с олимпийской периодичностью.

Сначала (1958 г.) в нем участвовали скрипачи и пианисты,

затем (1962 г.) была включена программа для виолончелистов,

еще позже (1966 г.) – для вокалистов.

В первом состязании перед жюри выступили 61 музыкант из 22 государств, в следующем уже 131 человек из 32 стран мира, в третьем  — две сотни участников представляли 36 стран. Победителей этого международного первенства неизменно ждет всемирное признание и стремительный взлет популярности. Вот только несколько имен мировых звезд:

  • пианисты В. Ашкенази, 16-летний Г. Соколов, В. Крайнев, М. Плетнев, Д. Мацуев;

  • скрипачи В. Климов, Б. Гутников, Г. Кремер, Л. Исакадзе, В. Спиваков, В. Третьяков;

  • виолончелисты Н. Шаховская, Н. Гутман, Д. Шаповалов, С. Антонов;

  • вокалисты В. Атлантов, Е. Образцова, Е. Нестеренко, Т. Синявская, П. Бурчуладзе, И. Пономаренко, М. Казаков, Ю. Маточкина.

Впоследствии некоторые из лауреатов и финалистов конкурса Чайковского сами неоднократно становились членами жюри. Эта творческая олимпиада для многих талантов послужила площадкой успешного старта в построении профессиональной карьеры. Турнир стал гордостью и национальным достоянием музыкальной культуры страны.

  • Им. С.Рахманинова

Раз в четыре года пианисты собираются в Санкт-Петербурге для исполнения произведений Рахманинова. Это событие состоялось в 1983 и 1989 годах со статусом «Всесоюзный». С 1993 года состязание пианистов получило звание «Международного». В 1997 году в программу были включены выступления вокалистов. Победа в престижном турнире неизменно означает начало успешной исполнительской карьеры. Последние годы жюри возглавляет пианист-виртуоз В.Мержанов.

  • Им. Д.Шостаковича

С 1987 года состязание струнных квартетов сначала проходило в Ленинграде, а с 1999 года — в Москве. Во главе жюри этого триеннале стоит народный артист России В. Берлинский. После конкурсных выступлений стали всемирно известными ансамбли:

«Доминант квартет», «Романтик», «Моцарт», «Твинс»

и другие коллективы.

Последний раз он проводился в 2008 году и был приурочен к 100-ю со дня рождения Д. Шостаковича.

  • Им. С.Прокофьева

Он учрежден в 1991 г. в честь векового юбилея Прокофьева и проводится каждый четвертый год. Участники представляют произведения композиторов последнего столетия и более раннюю классику. Конкурсная программа, кроме симфонического дирижирования, включает композицию и фортепиано. Соревнование музыкантов помогает открыть миру новые имена и объединяет культуру, искусство разных стран.

  • Им. М.Глинки

Международное состязание вокалистов проходит с 1960 года. Это биеннале является очень престижным мероприятием. Многие годы во главе оценочной комиссии стояла Народная артистка СССР И. Архипова. Дипломанты вокального турнира получают огромный заряд  для творческого роста, большинство лауреатов становятся популярными и занимают достойное место на оперной сцене у нас в стране и в мире. Среди прочих, победителями в разные годы были:

А. Ворошило, В. Атлантов, Г. Горчакова, С. Лейферкус, Е. Образцова, Е. Нестеренко, М. Гулегина, Ю. Мазурок, О. Бородина, В. Чернов, Д. Хворостовский, А. Нетребко, С. Мурзаев, Е. Манистина, О. Трифонова, А. Амонов, М. Казаков, А. Викторова

и многие другие.

В России проходят и другие международные масштабные конкурсы творческих вокальных поединков, например:

  • молодых оперных певцов  — им. Е. Образцовой (с 1999 г.);
  • оперных артистов – им. Г. Вишневской (с 2006 г.);
  • им. М. Магомаева (с 2010 г.). Участники могут представить на суд произведения классического или эстрадного репертуара.

Всероссийский музыкальный конкурс

Этот приемник Всесоюзного соревнования музыкантов собирает исполнителей разных профилей. Первый цикл соревнований проводился с 2010 по 2013 год, второй прошел с 2014 по 2017.

Ежегодно в состязаниях принимают участие представители разных профилей:

  1. пианисты, скрипачи, виолончелисты, вокалисты;
  2. камерные ансамбли, хоровые дирижеры, оперно-симфонические;
  3. духовики, ударники, органисты, арфисты;
  4. исполнители на народных инструментах, дирижеры оркестра народных инструментов.

Перед этим масштабным мероприятием ставятся следующие цели:

  • открытие и продвижение талантливой молодежи с разных уголков страны;
  • усиление престижности и значимости искусства музыки;
  • продвижение достижений исполнительского мастерства в России;
  • популяризация и привлечение общественного внимания к музыке.

Детские и юношеские музыкальные конкурсы

Наряду с международными соревнованиями, где выступают взрослые, проходят и юношеские смотры. Наиболее известные:

  • им. П. Чайковского. С 1992 года проводился девять раз в разных странах мира по трем профилям: скрипка, виолончель, фортепиано.
  • пианистов и скрипачей имени Гнесиных. Первый конкурс пианистов прошел в 1996 году, а скрипачей – в 1998. В 2000 году оба этих состязания были объединены в один – всероссийский. Третий состоялся в 2003 году уже в статусе международного.
  • им. Д. Кабалевского. Основан в 1962 году при участии великого композитора. Цель конкурса – приобщение молодежи к миру искусства и гармонии, воспитание музыкальной культуры, изучение новых произведений, сохранение творческого наследия Д. Кабалевского.
  • «Щелкунчик». Телевизионный турнир ежегодно проводится с 2000 года по категориям: фортепиано, духовые и ударные, струнные инструменты. За 18 лет в нем приняли участие более шестисот юных исполнителей из 83 российских городов и 23 стран.
  • Ротари. С 2002 года на нем состязаются пианисты, скрипачи, виолончелисты, арфисты, духовики. За это время в соревновании участвовали дети из 37 стран.

Это самые престижные и популярные музыкальные соревнования, проводимые в России. Творческий конкурс – особое событие в жизни участника. Это бесконечные часы изнурительных репетиций, волнующие минуты выступления, овации зрителей, томительное ожидание последнего слова жюри, горечь неудач и восторг успеха. Задача любого музыкального состязания — создание атмосферы творческого поединка, при которой каждый участник сможет показать наилучшие результаты.

Международные фестивали музыки в России

В РФ регулярно проходят и музыкальные фестивали. На них нет той напряженной атмосферы соперничества, которая довлеет над конкурсантами. Это великолепные праздники музыки, которые могут посмотреть любитель классики.

  • «Неделя Мстислава Ростроповича». В «Неделе», основанной в 2010 году, принимают участие яркие музыканты и коллективы, демонстрируя виртуозное мастерство. За эти годы почти 90 тысяч человек имели удовольствие услышать исполнение 93 солистов, 32 оркестров и 12 хоров под руководством 33 дирижеров.
  • «Времена года» проходит с 2002 года. В крупнейших российских городах именитыми музыкальными коллективами круглогодично даются сезонные концерты.
  • «Декабрьские вечера» организованы Святославом Рихтером в 1981 г. Это мероприятие носит имя прославленного пианиста с 1998 года. Цикл музыкальных концертов идет вместе с демонстрацией художественных полотен. За три десятка лет было представлено более пятисот выступлений.
  • «Пасхальный» создан в 2002 г. по инициативе В. Гергиева и проводится в разных городах России. С подмостков звучит симфоническая, камерная музыка, хоровое пение и колокольный звон. За это время тысячи участников порадовали слушателей своими выступлениями, продвигая миссию фестиваля: возрождая искусство духовной музыки и колокольного звона, поднимая интерес к нему среди широких слоев общества. Благодаря этому событию была восстановлена традиция передачи звона колоколов от одного храма к другому.
  • «Дорога в Рождество» — в рамках этого праздника даются концерты духовной, классической, рождественской, адвентистской музыки. Проект существует с 2010 года.
  • Earlymusic . С 1998 года на этом музыкальном празднике звучат произведения барокко, классицизма, эпохи Ренессанса и Средневековья, придворной музыки России XVIII века.
  • «Казанская осень». С 2011 года проводится праздник оперного искусства под открытым небом в Казани.
  • Им. Ф. И. Шаляпина. Это еще один старейший праздник классического искусства в Казани, но уже на сцене оперного театра. Он проходит с 1982 года.
  • «Опера — всем». С 2012 года проводится в Санкт-Петербурге и Царском селе под открытым небом.
  • Им. А. Сахарова. С 1992 года основан музыкальный фестиваль в Нижнем Новгороде. Он одним из первых был включен в Европейскую Ассоциацию Фестивалей.  Здесь выступают мировые звезды из России и многих стран мира.
  • Им. Л. Собинова. С 1986 года в Саратов исполнители съезжаются на российский оперный фестиваль, а с 1999 года в его программу входит и конкурс вокалистов.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Виды фестивалей:

1.По
видам искусства –
театральные,
музыкальные, кинофестивали, фотофестивали,
фестивали изобразительного искусства.
Подразделение фестивалей по видам
искусств является логичным принципом,
позволяющим сделать акцент, выделить
тот или иной вид искусства из огромного
многообразия. Порой это разделение
условно, поскольку довольно редко тот
или иной фестиваль сосредотачивается
на одном виде искусства, не затрагивая
другие. Но, как правило, в названии
фестиваля указан доминирующий вид
искусства, на который ориентирован тот
или иной проект.

Кинофестивали
пользуются
огромным интересом и популярностью у
общественности, фильмы, демонстрируемые
на фестивалях категории «А» (Канн,
Венеция, Берлин, Торонто, Москва), получают
всемирное признание и занимают достойное
место в истории кинематографа. Каннский
фестиваль уже на протяжении двадцати
лет остается самым радикальным. Здесь
побеждают режиссеры, считающиеся
творцами новых тем, мод, стилей. Берлинский
фестиваль награждает режиссеров, чье
творчество оценил мировой кинозритель.
Западные фестивали упорно поддерживают
моду на социальное, по форме иногда
соцреалистическое кино.

Фестивали
театрального искусства
призваны
активизировать современный театральный
процесс, содействовать развитию
современной драматургии, устанавливать
долговременные творческие контакты и
обмен опытом в области сценического
искусства. Театральные фестивали в
России охватывают различные сферы
театрального искусства: профессиональные
и любительские, драматические и театры
кукол, творчество театральных художников
и студенческие театры. К числу таких
примеров относятся: Фестиваль-конкурс
Всероссийской премии «Золотая маска»
(г. Москва), Национальная премия и
фестиваль театрального искусства для
детей «Арлекин» (г. Санкт-Петербург),
Всероссийский фестиваль имени А.Володина
«Пять вечеров» (г. Санкт-Петербург).

Фестивали
фотоискусства

призваны раскрыть значение фотографии
как особого вида искусства. Такие
фестивали являются своеобразной
коммуникационной площадкой, где фотографы
могут встретиться, обменяться опытом,
посмотреть специально готовящиеся
выставки и пообщаться «вживую» со
звездами мировой фотографии − как
российскими, так и зарубежным.

Музыкальные
фестивали

позволяют представить музыку как вид
искусства во всем многообразии форм,
стилей и направлений. Фестивали
музыкального искусства являются очень
престижными и проводятся практически
во всех странах мира: в Норвегии,
Великобритании, Венгрии, Финляндии,
Швеции, Чехии, США, Канады, Италии,
Испании, Эстонии и, конечно, в России.
Среди Российских фестивалей очень
известны такие как: «Белые ночи» (г.
Санкт-Петербург), «Московские звезды»,
«Русская зима» (г. Москва с 1964 года),
Международный конкурс молодых музыкантов
«Симфомания» (г. Волгоград), Международный
фестиваль-конкурс детских хоров
«Рождество в России» (г. Екатеринбург).
Существуют фестивали, посвященные
исключительно одному направлению,
например, рок-фестивали «Рок над Волгой»
и «Нашествие», где собираются исполнители
и поклонники рока.

Фестивали
изобразительного искусства –
явление,
активно распространившееся в современной
культурной ситуации, так как именно
изобразительное искусство, в отличие
от театра, кино и музыки, практически
не нуждается в переводчике, оно апеллирует
к сугубо визуальному пониманию.
Характеризуя фестивали изобразительного
искусства, важно заметить, что появление
новых художественных форм и открытия
новейших технологий значительно
расширили рамки традиционных визуальных
искусств, в связи с чем фестивали
изобразительного искусства значительно
отличаются от привычных художественных
выставок.

2.Фестивали
могут разделяться по

хронологическому
принципу:
ежегодные,
биеннале (раз в два года), триеннале (раз
в три года). Фестивали, проводимые с
определенной периодичностью, имеют ряд
преимуществ в отличие от разовых
мероприятий. Регулярные художественные
проекты позволяют выработать определенную
концепцию, что приводит к росту их имиджа
и повышению рейтинга. Постоянно проводимые
художественные фестивали формируют
свою зрительскую аудиторию, что делает
подобные проекты ожидаемыми и популярными
среди «потребителей искусства». Среди
ежегодных фестивалей можно отметить
казахстанский международный фестиваль
«Голоса Азии», проходивший ежегодно в
Алматы (Казахстан) в течение двенадцати
лет (с 1992 по 2004). Среди биеннале-фестивалей,
проходящих раз в два года, явным лидером
является Венецианская биеннале, которая
задает установки и тенденции в современном
искусстве на последующие два года после
проведения очередной крупной художественной
выставки. Триеннале – фестивали искусств,
которые проводятся раз в три года. Очень
интересна идея, организованной в 1991
году в Харькове Международной триеннале
экологического плаката и графики «4-й
Блок», которая затем каждые 3 года
собирала произведения графиков и
дизайнеров всего мира. Своим названием
фестиваль обязан 4-му эблоку Чернобыльской
АЭС, взорвавшемуся 26 апреля 1986 года.

3.По
теории охвата:

региональные, международные,
республиканские. Большинство ныне
существующих фестивалей стремятся
принять статус международных проектов
– нелокальность, расширение границ
позволяют осуществить всеохватный
диалог между различными культурами,
способствуют интеграции конкретной
местной культуры в мировой художественный
процесс. Финансовая база организации
каждого конкретного фестиваля искусств,
а так же его идейная направленность
определяет его «географический статус».

4.По
составу участников:

фестивали детского творчества,
профессиональные, любительские,
молодежные.

5.Фестивали
на конкурсной основе и без нее.
Наличие
конкурсной основы позволяет рассматривать
представленные произведения в
совокупности, сопоставляя и сравнивая
их для выявления лучших. Фестивали-конкурсы
имеют более высокий имидж и статус,
поскольку формируют состав жюри, которое
осуществляет отбор конкурсных работ и
оценивает их.

6.Фестивали,
связанные с развитием новых технологий.
Большинство
из ныне известных и популярных фестивалей
появилось в 1950-е годы. Их развитие и
постоянно увеличивающийся объем
деятельности связаны не только с
обновлением видов зрелищного общения
в структуре современной городской
культуры, но и с глобальными политическими
изменениями. В это время в международных
документах и в практической политике
формируется и утверждается концепция
единого европейского пространства, в
котором каждая страна, сохраняя
исторически сложившиеся политические
институты, национальную и культурную
самобытность, является частью общего
межгосударственного пространства.
Наряду с формированием нового
международного политического порядка
это привело и к складыванию общеевропейского
культурного пространства, в котором
сеть крупнейших международных фестивалей
играет важную интегрирующую роль в
качестве престижного поля для
международного артистического обмена,
демонстрации лучших достижений
национальных культур.
Временные
характеристики каждого фестиваля
определяют его статус в ряду других
событий культурной жизни города, региона,
страны проведения, взаимодействие с
региональной и местной экономикой и
культурной инфраструктурой, объемы и
источники финансирования, численность
постоянно действующей дирекции и уровень
административных расходов.

Фестиваль
может функционировать и как единовременная
и как систематически повторяемая
культурная акция. Практика фестивалей
исполнительских искусств как единовременных
акций в последние годы не имеет широкого
распространения в Европе. Как правило,
это культурные акции, посвященные
юбилеям деятелей искусств и историческим
датам.

По
продолжительности проведения фестивали
можно разделить на краткосрочные (от
нескольких дней до двух недель),
среднесрочные (от двух недель до одного
месяца) и долгосрочные (от одного месяца
до года). Следует учитывать, что далеко
не всегда продолжительность фестиваля
напрямую связана с величиной затрат на
его проведение и его авторитетом в
культурном сообществе. Дополнительной,
но не менее важной характеристикой
фестиваля является его статус в культурной
жизни. С этой точки зрения, можно выделить
международные, национальные и региональные
фестивали. Различия между ними, на первый
взгляд, могут носить достаточно условный
характер, поскольку в любом из перечисленных
выше фестивалей может принимать участие
интернациональный состав исполнителей.
Различия будут наблюдаться в уровне
престижа фестиваля в сознании публики,
профессиональных исполнителей и их
менеджеров, его значении в системе
приоритетов международного театрального
и концертного рынка, источниках
субсидирования его деятельности и
финансовых возможностях оплачивать
участие известных исполнителей.

Сроки
проведения любого фестиваля за редким
исключением ограничены четкими временными
рамками. Более того, если устроители
фестиваля претендуют на то, чтобы он
стал регулярно повторяющейся акцией,
то они стараются сохранить период
проведения фестиваля неизменным на
протяжении многих лет. Такое
положение диктуется требованиями
международного исполнительского рынка.
В практике проведения крупных фестивальных
мероприятий, которая сложилась в ведущих
европейских странах в послевоенный
период, стало очевидно, что успех
фестиваля практически невозможно
обеспечить только за счет национальных
музыкальных и театральных коллективов
и исполнителей. Поэтому ставка, как
правило, делается на участие известных
зарубежных исполнителей, в том числе и
звезд первой величины. Стремление
пригласить ведущие коллективы и
исполнителей диктует руководству
фестивалей необходимость планирования
программы как минимум за полтора-два
года, что значительно легче осуществить
при неизменных сроках проведения
фестиваля. К тому же между ведущими
европейскими фестивалями существует
своеобразная корпоративная солидарность.
Календарные сроки проведения ведущих
европейских фестивалей находятся в
одном временном интервале (например,
июль-август или август-сентябрь), что
позволяет планировать так называемые
«фестивальные гастроли» известных
коллективов и исполнителей. Такой вид
гастрольно-концертной деятельности
выгоден всем. В рамках одного фестиваля
практически невозможно провести более
двух-трех концертов одного исполнителя,
тогда как с помощью фестивальных
гастролей их агенты получают возможность
заблаговременно планировать гастрольные
выступления в ведущих театральных и
концертных залах Европы, а дирекции
фестивалей могут значительно сократить
издержки по их организации, прежде всего
в части транспортных расходов.

Место
проведения фестиваля также играет
важную роль в формировании художественной
концепции, привлекательного образа в
сознании слушателей, зрителей и даже
маркетинговой стратегии. Один из самых
популярных в мире джазовых фестивалей
в Монтре (Швейцария) проводится ежегодно
в июле на берегу Женевского озера на
специально оборудованной летней
сценической площадке в пятнадцати
километрах от города. Любители джазовой
музыки, среди которых велико число
поклонников именно этого фестиваля,
живут в кемпингах и специально
организованных стоянках для автокараванов
(автомобилей с прицепами в виде домика).
Незначительные затраты посетителей
фестивальных концертов на проживание
и демократичность формы его проведения,
а также относительная дешевизна билетов
привлекают к нему молодежь и представителей
среднего класса практически из всех
европейских стран. Приглашенные
музыканты, в том числе и звезды первой
величины, живут практически в тех же
условиях, что и их благодарные слушатели.
И одной из самых привлекательных
особенностей фестиваля в Монтре являются
джем-сейшны с участием ведущих джазовых
музыкантов мира, которые проводятся
ежедневно бесплатно после окончания
вечернего концерта для всех желающих
в импровизированном музыкальном баре.
В основе концепции фестиваля − сочетание
музыки и отдыха в условиях прекрасного
природного ландшафта. После выступления
популярные и известные артисты выходят
к людям, устраивают фотосессию, дают
интервью для молодежных телеканалов,
блогеров и прессы. А так же общаются со
всеми желающими, для поддержания
неформальной свободной атмосферы. В
отличие от других направлений, джаз
подразумевает дружескую атмосферу, без
какого-либо соперничества, конкуренции.
Люди заводят новые знакомства, открывают
для себя новые музыкальные грани,
свободно общаются с приглашенными
артистами без пристального внимания
прессы или телевидения. В отдельных
случаях проводятся мастер-классы
музыкантов, которые длятся по 7-8 часов
в день на протяжении трех дней. Такие
мастер-классы значительно меняют
музыкальное видение у человека, молодые
музыканты набираются опыта, да и обычные
прохожие не брезгуют посмотреть на
процесс создания той или иной композиции.

1.2.
Организационное обеспечение и проведение
фестивалей
.

Для
подготовки и проведения фестиваля
создаются оргкомитеты
с участием пред­ставителей, учреждений
культуры и искусства, высшего и средне­го
специального звена, телевидения,
радио­вещания и печати, творческих
союзов и обществ. Оргкомитеты разраба­тывают
и осуществляют практические мероприятия
по проведению Всесо­юзного фестиваля,
создают секции по жанрам искусств,
определяют ла­уреатов местных
фестивалей, устанавливают формы их
поощрения, пред­ставляют кандидатов
на последующие туры и итоговые отчеты
вышестоя­щему оргкомитету.

Оргкомитет
утверждает условия участия коллективов
и отдельных исполнителей в показательных
выступлениях по различным жанрам
искусств, в заключительном празднике
фестиваля, утверждает составы жюри и
выставочных комитетов выставок.
Оргкомитет образует секции комитета
для организационно творческого
руководства проведением конкурсов по
соответствующим жанрам искусства. Для
организации показательных выступлений
по жан­рам искусств в столицах и
заключительного празд­ника фестиваля
создается дирекция. Оргкоми­тет
издает информационные и инструктивные
материалы.

Для
проведения в рамках фестиваля конкурсов
по различным видам и жанрам искусства
создаются жюри и выставочные комитеты.
Фестиваль проходит в три тура. Первый
тур прово­дится на метах. Второй тур
− в областных и краевых центрах; столицах
республик. Третий тур — в сто­лицах
республик и по зонам РФ. После завершения
третьего тура проводятся показательные
выступления лауреатов, а также
заклю­чительный праздник фестиваля.
Для проведения фестиваля, смотра,
конкурса художественной само­деятельности
разрабатывается Положение. Оно включает
задачи фестиваля (конкурса, смотра),
порядок проведения (в этом разделе
указыва­ются участники, виды искусства,
среди которых проводятся смотр, конкурс),
основные его этапы и мероприятия,
критерии оценок, органы руководства,
поощрение победителей. Оргкомитет
разрабатывает общие рекомендации по
проведению фес­тиваля (смотра,
конкурса). Рекомендации для отдельных
видов и жанров художественной
самодеятельности разрабатываются
соответствующими творческими секциями
оргкомитета.

Организации
же, профессионально занимающиеся
проведением мероприятий, как правило,
имеют в своем штате (или на условиях
подряда) специалистов по работе с
персоналом, режиссеров, сценаристов и
т. д. Кроме того, обычно у них есть набор
стандартных праздничных программ,
необходимый для конкурсов реквизит,
звуко- и светотехника, наработанные
связи с администрациями дворцов,
ресторанами, декораторами, транспортными
фирмами, специалистами по спецэффектам,
артистами и т. д. Так, например, работая
с вами над шоу-программой, менеджер
такой фирмы должен предложить вам на
выбор большой список ведущих и артистов
различных жанров, рассказать об
особенностях их работы, предоставить
их фотографии, видеоматериалы и дать
свои рекомендации. Кроме того, организатор
берет на себя гарантии выхода на фестиваль
утвержденного вами исполнителя и всегда
имеет запасной равноценный вариант на
случай форс-мажорных обстоятельств.

Фестивали
различных видов искусств обладают
большим социальным и экономическим
потенциалом, благодаря чему могут
приносить выгоду не только своим
организаторам, но и целым регионам.
Среди множества фестивалей, пожалуй,
самыми распространёнными на сегодняшний
день являются музыкальные. Ресурсы этих
культурных событий выгодно отличаются
от ресурсов, имеющихся в условиях
стационарной деятельности учреждений
культуры. Планируя проведение музыкального
фестиваля, следует уделить особое
внимание маркетингу этого культурного
«продукта», оценить фестиваль с
коммерческой точки зрения и ответить
на традиционные для коммерческих
мероприятий вопросы.

Демократичность,
праздничность и творческая свобода
делают музыкальные фестивали более
доступными для различных групп аудитории,
чем традиционные концерты в учреждениях
культуры. «Большая часть населения либо
вообще не посещает культурные мероприятия
в опере и концертных залах, либо посещает,
но очень редко. Многим людям само понятие
«храм культуры» внушает благоговейный
страх, они чувствуют себя там чужими и
уязвимыми, и поэтому у них даже не
возникает мысли пойти, к примеру, в
оперу. Такое определение больше всего
подходит тем группам населения, у которых
уровень образованности и культурная
традиция очень невелики. Однако ситуация
меняется коренным образом, когда речь
идет о широко разрекламированных
культурных событиях, которые привлекательны
для всех групп населения. В основном
это касается фестивалей, проводимых в
общественных местах, а не в «храмах
искусства». Наблюдения показали наличие
среди посетителей фестивалей представителей
разных социальных групп, в отличие от
обычных концертов. В свою очередь, для
организаций культуры такой «выход в
народ» служит поводом для новых творческих
решений, экспериментов, на которые
творческие коллективы не решаются пойти
в обычных условиях. Как правило, оперные
и музыкальные коллективы довольно
ограничены в творческом плане, часто
они не могут по-новому интерпретировать
классические произведения, а тем более
исполнять произведения современных
или неизвестных авторов, из-за боязни
потерять своих постоянных слушателей.
Владельцы абонементов чаще всего
обладают достаточно консервативным
вкусом и активно интересуются репертуаром
коллектива, тем самым оказывая на него
сильное давление. Это также распространяется
на менеджеров и спонсоров, которые не
должны разочароваться в «своем» оперном
коллективе или оркестре. В противовес
этому, независимые фестивали обеспечивают
возможность проявить творческую
изобретательность. Главной идеей
фестиваля может быть оригинальность,
превосходство, желание выйти за пределы
повседневной деятельности, ограниченной
стенами театров и залов.

Чрезвычайно
важная составляющая фестиваля —
событийность. Фестиваль — это событие,
привлекающее внимание телевидения и
других СМИ. А внимание со стороны прессы,
в свою очередь, укрепляет позицию
руководства фестиваля по отношению к
политическим лидерам, спонсорам и
финансирующим организациям. Такой
интерес объясняется тем, что фестивали
и народные празднества вносят значительный
вклад в социальную и экономическую
жизнь страны, влияют на социокультурную
ситуацию в местах их проведения. А
поскольку фестивали — мероприятия
массовые, они привлекают внимание
политических деятелей и бизнес-организаций
своими рекламными и коммуникационными
ресурсами. Органы власти европейских
государств, считают исследователи,
стремятся стать покровителями культурных
массовых мероприятий, пользующихся
успехом, и готовы выделить на это
определенные бюджетные средства. Это
связано с возможностью публичного
выступления, демонстрации своего
покровительства искусству и, тем самым,
приобретения положительного имиджа.
Менеджерам фестивалей важно учитывать
то, что эти мероприятия публичны, поэтому
фестивальные события могут быть не
только желанной новостью для СМИ, но и
нести определенную «пиар-информацию».
Исследователями замечена способность
массовых культурных мероприятий влиять
на настроения, интересы и предпочтения
людей, чем сегодня активно пользуются
политики и бизнесмены. Во время
развлекательных мероприятий фестиваля
происходят массовые кратковременные
объединения большого числа лиц, иногда
представителей различных социальных
групп с различными интересами. Публика
всегда собирается ради общей и определенной
цели, поэтому она более управляема, и в
ней действуют законы массы. Праздничная,
веселая непринужденная атмосфера
фестивалей способствует повышению
внушаемости. Посетители фестиваля
открыты для общения, настроены на
принятие информации, воспринимают
предложенную информацию позитивно.
Именно поэтому аудитория фестивальных
мероприятий особенно интересна для
рекламодателей и политических деятелей.
Точные временные рамки фестиваля также
положительно влияют на его посещаемость.
Ограничение возможности посетить
фестиваль из-за его кратковременности
заставляет посетителей не откладывать
с покупкой билетов, в то время как поход
в местную оперу или концертный зал можно
легко отложить просто потому, что туда
можно сходить в любой другой день.

Важное
отличие фестивальных мероприятий от
стационарной деятельности учреждений
культуры — это юридическая, административная
и творческая свобода. Поскольку фестивали
контролируются меньше, чем другие
концертные организации, их создатели
могут более свободно определять программу
по своему усмотрению. То же самое можно
сказать о спонсорской активности тех
компаний, которые производят товары,
не имеющие отношения к искусству; они
могут за определенную сумму денег
прорекламировать свой товар более
заметно, с привлечением СМИ и широких
масс. И, наконец, самый главный компонент
любого фестиваля, без которого не
запомнится ни одно мероприятие и то,
что отличает данный фестиваль от других
– это концепция. Чтобы фестиваль не был
клоном других мероприятий, у него должна
быть своя, неповторимая концепция,
другим словом – идея. Идеи могут быть
разные, так же, как и концепцию можно
преподнести, исходя из различных
соображений и возможностей, различными
способами. Найдя удачную идею, необходимо
внимательно отнестись к выработке
концепции для его воплощения. Люди,
пришедшие на праздник, по достоинству
оценят что-то неординарное, которое
есть только сегодня ночью, и только на
данном празднике. После того как
разработана концепция, и вы уже имеете
представление о том, что будет «изюминкой»
фестиваля, следует составить план всего
действа от начала до конца. Ведь
у фестиваля, как и у любого сценического
действа (спектакль, перфоманс, концертный
номер и т.д.) должно быть сквозное
действие, по которму строится программа,
которое объединяет общей целью весь
задуманный праздник.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник конкретное существительное
  • Праздник крестины девочки
  • Праздник конец октября
  • Праздник кредитных кооперативов
  • Праздник конец ноября сша