Праздник крещение руси дата

День Крещения Руси отмечается 28 июля, в день памяти князя Владимира. Читайте о причинах и предпосылках отказа от язычества, как проходило и что дало Крещение Руси.

Православный мир отмечает день Крещения Руси 28 июля. Летом 988 года князь Владимир провозгласил христианство официальной религией. В материале РЕН ТВ расскажем об истории и традициях этого значимого праздника.

День Крещения Руси

Верующие отмечают день Крещения Руси 28 июля – это значимое событие стало новой вехой в истории. В православном календаре эта дата считается днем памяти равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. С 1 июня 2010 года день Крещения Руси обрел статус государственного праздника и отмечается по всей стране.

Жизнь славян до Крещения Руси

До принятия христианства славяне поклонялись языческим богам. Главными из них считались Перун, Дажьбог и Велес. Однако у каждого племени, в каждом городе и селе были свои боги-покровители.

 В столице Древней Руси, Киеве, были большие святилища. Языческие обычаи порой были очень жестокими: например, верховному богу Перуну славяне приносили в жертву людей и животных.

Причины и предпосылки крещения Руси князем Владимиром

Князь Владимир был мудрым правителем – он понимал, что язычество является преградой для культурного и политического развития Киевской Руси. Перед князем стояла задача объединить территории и при этом создать мощный центр власти.

Фото: © Иван Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822

Тогда Владимир решил, что таким столпом должно стать христианство. Большая часть Европы и Византия к тому времени уже приняли православие. Русь же оставалась в стороне, а другие соседи смотрели на нее свысока. Так, дальновидный князь подумал, что переход к православию благоприятно скажется на развитии торговли, ремесел и приведет к росту экономики государства.

Краткая история крещения Руси

Крещение Руси произошло в 988 году. Твердо решив искоренить старую религию, Владимир отдал приказ уничтожить языческие капища – статуи языческих богов были изрублены топорами и сожжены. Сначала князь призвал принять православие приближенных, а затем и весь свой народ.

  • Крещение княгини Ольги

Княгиня Ольга считается первым правителем Киевской Руси, принявшим христианство. В 957 году она приехала с визитом в Константинополь. Ольга добивалась крещения и хотела, чтобы Византия признала Русь как равную христианской империи. В итоге княгиня приняла православие, а при крещении получила имя Елена. Тем не менее, по мнению историков, о союзе удалось договориться не сразу.

  • Принятие христианства князем Владимиром

Крещению Владимира предшествовали бурные события. Князь стремился осадить Херсонес в Крыму, и спустя некоторое время город пал. После этого правитель потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. Византийцы пошли на это условие, но взамен Владимир должен был принять христианство.

Так, в 988 году Анна отправилась в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира. Затем состоялась свадьба, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев.

  • Крещение русских городов

После возвращения в столицу Владимир призвал славян отказаться от язычества и принять православие, последовав его примеру. Он приказал уничтожить все языческие святилища, а статуи богов изрубить топором.

После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение. «Кто не придет креститься, тот не друг мне», — говорил он.

Несколько сотен людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие из Херсонеса священники. После Киева православие было принято и в других городах Руси. Однако не везде крещение проходило мирно. В Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление: они не желали отказываться от своей веры и давать в обиду языческих идолов.

Что дало крещение Руси

Принятие православия оказало большое влияние на развитие культуры и просвещения – искусство иконописи, книжное дело и градостроительство. Русь стала единым государством, а христианская вера стала важным элементом этого объединения.

Также улучшились нравы общества, люди стали образованнее. Ведь нужно было строить церкви, переписывать Библию и жития святых – все это способствовало росту грамотности. Помимо этого, благодаря православию повысился престиж Руси на международной арене. Было заключено много династических браков, и отношения между государствами укрепились.

Традиции праздника Крещения Руси

После того, как день Крещения Руси стал государственным праздником, его стали отмечать все больше людей. В этот день проводятся культурные, благотворительные, богословские и просветительские мероприятия. Традиционно христиане совершают крестный ход. Верующие славят князя Владимира, православную веру и бога.

В этот праздник не следует заниматься домашними делами и тяжелой работой. Также рекомендуют отказаться от шумных застолий, переедания и алкоголя.

Хотя принятие православной веры на землях Киевского княжества проходило в несколько этапов, а где-то и вовсе растянулось чуть ли не на два века, именно 988 год считают началом новой эпохи древнерусского государства. Как это происходило и что именно отмечают в День Крещения Руси — в нашем материале.

Когда отмечается День Крещения Руси в 2023 году

День Крещения Руси отмечается 28 июля, 2023 год не станет исключением.

История: как узнали точную дату Крещения Руси

Конечно, число, когда жители Киева приняли крещение, ни в каких преданиях не сохранилось, некоторые историки даже по поводу года ещё сомневаются. Установленная дата — это день памяти святого равноапостольного (то есть проповедника христианской веры) князя Владимира. Правитель скончался в 1015 году, а канонизирован был примерно во второй половине XIII века.

Впервые дату Крещения Руси отметили на официальном уровне в 1888 году. По всей стране прошли торжественные церковные службы и крестные ходы, праздничные народные гулянья. Самое интересное, что и спустя сто лет дата тоже не осталась незамеченной, несмотря на советский атеизм. Большого праздника, конечно, не проводили, но научные и общественные мероприятия, приуроченные к юбилею, состоялись. Кроме того, накануне церкви были возвращены некоторые монастыри, например, Оптина пустынь в Калужской области.

Спустя еще 20 лет, в 2008-м, патриарх Алексий II обратился к руководству России, Украины и Беларуси с предложением ввести день памяти святого князя Владимира в перечень государственных памятных дат. В нашей стране соответствующий документ был подписан в 2010 году.

Как Владимир Красное солнышко перевел Русь в единоверие

Киевский князь Владимир почти до 30 лет был ярым язычником. Но при этом дальновидным правителем. Для объединения киевских земель нужна была единая религия, и о том, как Владимир ее выбирал, нам рассказывает «Повесть временных лет». Согласно преданию, в 986 году провел князь «испытание вер» — принял послов от мусульман, католиков и иудеев. Летописец подробно описывает визит делегаций, а одна княжеская фраза из беседы с проповедниками вообще вошла в историю. «Руси есть веселие пити» — якобы, этот довод послужил против принятия Киевом ислама. Нашлись аргументы и против остальных религий, а заинтересовать Владимира смог византийский священник, прибывший из Царьграда.

Имело ли место «испытание веры» на самом деле, неизвестно. Справедливости ради, отметим, что укрепить связи с Византией посредством общей религии было неплохо ещё и с политической точки зрения. Кроме того, с православием князь уже был знаком не понаслышке. Его родная бабка, княгиня Ольга, крестилась ещё в 957 году, и, кстати, сделала это первой из русских правителей.
Как бы то ни было, но в 988 году Владимир принимает крещение. Произошло это в захваченной им византийской Корсуни (это Херсонес, что под Севастополем). Там же он уже по христианскому обряду женится на сестре византийских императоров Анне. Вернувшись в Киев, Владимир приказывает разгромить все языческие капища и начинает обращать в христианство сначала своих детей и приближенных, а потом и остальных киевлян.

Массовое крещение жителей города произошло при впадении реки Почайны в Днепр, согласно летописи, «сошлось там людей без числа». После Киева православие последовательно приняли и остальные города Древней Руси, правда, не всегда процесс проходил быстро и гладко. Так, например, Ростов оставался языческим вплоть до конца XI века, а вятичи сопротивлялись новой вере ещё столетие спустя.

Традиции праздника: колокольный звон по всей стране

В православных церквях по всей стране в День Крещения Руси совершаются богослужения по уставу великого праздника. А ровно в полдень по местному времени в каждом храме начинают звонить колокола. Причем эта традиция получила распространение не только в России, но и в некоторых других странах постсоветского пространства, например, в Беларуси и Молдове.

1025-летие события, ознаменовалось торжественными мероприятиями с участием первых лиц государств сразу в трех городах: Москве, Киеве и Минске. А в прошлом году торжественную службу в честь Крещения Руси патриарх Кирилл провел в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре. В Москве божественная литургия прошла в Успенском соборе Кремля. Оттуда до памятника князю Владимиру на Боровицкой площади (его открыли в ноябре 2016 года) состоялся крестный ход.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Крещение Руси Владимиром

Содержание страницы

  • Памятная дата — День Крещения Руси
  • Когда отмечается день Крещения Руси
  • Название
  • Что мы празднуем в этот день
  • В каком году произошло Крещение Руси, как это было
    • Святая Русь: до и после принятия христианства в 988 году
    • Откуда на Руси знали о Христе
    • Причины Крещения
    • Как это было
      • Языческая «реформа»
      • Князь-христианин?
      • «Если возьму Херсонес…»
      • Огнем и мечом?
  • История праздника Дня Крещения Руси
    • «Крещение Руси-Украины»
    • Статус праздника в наши дни, как отмечают его в России
    • Похожие статьи

Памятная дата — День Крещения Руси

По закону от 4 июля 2010 г., он является «памятной датой важного исторического события». Но это не совсем так. На самом деле историкам не известен не только точное число, но и месяц Крещения Руси. Поэтому дата дня Крещения Руси достаточно условная.

Когда отмечается день Крещения Руси

Ежегодно это – 28 июля. Его отмечают также православные Украины и Белоруссии.

Название

Оно не везде одинаково:

  • в России и Белоруссии праздник называется Днем Крещения Руси
  • на Украине отмечают «День Крещения Киевской Руси – Украины».

При этом «Киевская Русь» – не официальное именование государства, а обозначение учеными исторического периода его существования, когда столицей являлся Киев (позже, со 2 пол. XIII в., ею станет Владимир, затем – Москва). Поэтому украинское именование праздника с точки зрения исторической – некорректно. Не говоря о том, что название «Украина» (на славянском языке означающее «окраина») применительно к территории нынешней страны – позднее, не ранее XVI в.

Читайте также: 988 год: кто и зачем крестил Русь?

Что мы празднуем в этот день

Кто крестил Русь Князь Владимир

Церковно это – память великого князя Владимира, именно потому, что точный момент принятия Русью христианства неизвестен. Поэтому дата праздника, который считается гражданским, установлена, по сути, по тем же принципам, по каким Церковь устанавливает свои празднования. Это «очередные годовщины» того или иного события, но – обращение к его сути. Таким образом, три восточно-славянских народа отмечают:

  • память Крестителя Руси;
  • само принятие веры, которое связано с деятельностью равноап. Владимира.

В каком году произошло Крещение Руси, как это было

Школьные учебники, опираясь на летописи, называют годом Крещения 988 от Рождества Христова. Однако, в «Повести временных лет» под этим годом отмечено принятие веры только князем, его дружиной и жителями Киева – но не всей Русской землей. Этот длительный процесс занял по крайней мере несколько столетий. Поэтому дату, когда Русь действительно стала христианской, точно определить невозможно, а 988 г. считается годом Крещения в известной мере условно.

Святая Русь: до и после принятия христианства в 988 году

Откуда на Руси знали о Христе

Согласно Повести временных лет, первым принес веру на эти земли Апостол Андрей Первозванный: ведь, по церковному преданию, местом его проповеди была «Скифия», под которой понимали Северное Причерноморье, а также земли, которые лежали далее на север. Историки находят в изложенном летописцем предании множество несоответствий – например:

  • в Iв. славяне вовсе не жили на этой территории, населенной совсем иными народами, оставшимися на страницах исторических источников как чудь, весь, меря;
  • путешествие до района позднейшего Новгорода представлялось невероятным для Апостола, родившегося в жаркой Палестине – тогда как будущие славянские земли – северные, с холодным климатом.

Впрочем, историки не подвергают сомнению сам факт того, что предки современных русских, украинцев, белорусов могли слышать Апостольскую проповедь – ведь I в. от Р.Х. застает славянский этнос в Европе, где действительно звучало слово учеников Христа. Поэтому к V в., когда, славяне приходят на Восточно-Европейскую равнину, им, конечно, было известно о Христе. Кроме того:

  • среди служивших славянским князьям дружинников было немало христиан;
  • к концу VIIIв., когда летопись впервые говорит о распространении на славянских землях истинной веры, ее уже исповедовала большая часть европейских стран;
  • христианской была также мировая держава того времени – Византия; славян связывали с ней тесные торговые контакты, достаточно часты были военные столкновения.

Причины Крещения

Можно думать, что изначально это могли быть:

  • политический фактор; киевские князья, с 882 г. утвердившие свою власть над большей частью племен восточных славян, видели, что страна, хотя большая, обладающая немалыми природными ресурсами, стоящая сразу на двух торговых путях (знаменитом «из варяг в греки», по Днепру и далее и «Великом Серебряном пути», по которому с Каспия по Волге шло в Европу арабское серебро) – при всех материальных выгодах своего положения, не является внутренне единой; причину со времен княгини Ольги видели в отсутствии духовного единства – восточные славяне не были единым народом, но конгломератом племен, каждое из которых имело свои святыни, богов; напротив того, страны христианские – прежде всего Византия – демонстрировали единство и, как следствие, успешность;
  • фактор личного выбора, который все чаще делали русские князья; есть данные, что одними из первых приняли Христа Аскольд и Дир – притом, после их же нападения на Константинополь 860 или 866 г., когда силой Божией буря разметала их корабли – то было поражение не просто военное но – поражение языческой веры; в 957 г. приняла Крещение княгиня Ольга, правительница Руси после мужа, Игоря, также, по некоторым данным, склонявшегося к христианству, хотя веры не принявшего.

Любая из этих дат может быть названа «точкой отсчета», началом распространения христианства. Однако, именно с 988 г. процесс стал необратимым.

Как это было

Владимир, внук княгини-христианки Ольги, сам будущий креститель страны, стал великим князем Киевским с 978 г. Случилось это после нескольких лет междоусобной войны за Киевский «стол» братьев Ярополка, Олега и Владимира. При этом Ярополк, как думают историки, или был христианином, или тяготел к этой вере. А Владимира поддерживали ревностные киевские язычники. Победа осталась за ним.

Языческая «реформа»

Первые 10 лет правления прошли в попытках Владимира объединить Русь на основе почитания «отеческих богов»:

  • по его повелению, статуи божеств всех подвластных племен были свезены к Киеву, был устроен своего рода пантеон;
  • затем Владимир повелел всем воздавать почести дружинному божеству, Перуну, как верховному.

Между тем, язычество – религия, которую можно назвать локальной, она основана на культах местных божеств, «отвечающих» за ту или иную территорию или функцию (например, земледелие, торговлю или военное дело). Славянам, занимавшимся сельским хозяйством, не было никакого смысла кланяться военному богу дружины князя. «Реформа» ожидаемо провалилась.

Остается непонятным, как язычник Владимир вообще мог ее провести. «Не знал» о локальности славянских культов? Или… уже был не вполне язычником? Не начало ли сказываться уже тогда полузабытое воспитание бабушки, княгини Ольги, не пытался ли Владимир «создать» что-то вроде монотеистической религии с одним богом, хотя ложным?

Князь-христианин?

Под 986 г. летопись сообщает, что князь делает поворот в своей религиозной политике: обращается к христианству, более того – решает принять Крещение сам, причем при поддержке этого решения дружиной. Мы не знаем, что происходило тогда в душе правителя, как менялась его жизнь. Зато летописец сообщает, что Крещение откладывалось целых 2 года. У этого были причины политические, связанные… с христианской Византией:

  • здесь крайне неприязненно относились к Владимиру – сыну князя Святослава, воителя, которого византийцы наняли для захвата земель Болгарии (наемники-«русы» достаточно часто служили Византии) – а киевский правитель решил присвоить захваченное себе, даже – намеревался перенести столицу в город Переяслав;
  • кроме того, принятие Крещения Русью прямо увязывали с увеличением политического влияния империи на Руси, ее контролем за торговыми путями – а этого-то Владимир допускать не собирался.

Крещение откладывалось два года. Пока не представился благоприятный – опять-таки в политическом отношении – момент. В империи начался мятеж, поднятый полководцем Вардой Фокой. Власть императоров-соправителей Василия II и Константина VIII оказалась под угрозой.

Как пишет историк Яхъя Антиохийский, «и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это…». 

Но условиями военной помощи были не деньги. Владимир потребовал:

  • Крещения на своих политических условиях, с гарантией невмешательства Византии в дела страны;
  • руку царевны Анны, сестры императоров; это предложение было особенно унизительно для царей: гордые «ромеи» никогда не роднились с «варварами»; но Варда Фока уже стоял под Константинополем: пришлось согласиться.

Русскому войску удалось подавить мятеж. О том, что произошло далее, существуют различные мнения.

«Если возьму Херсонес…»

Летописец указывает, что Владимир осадил эту неприступную крепость в Крыму, причем осада продолжалась довольно долго – во время нее князь дал обет креститься «если возьмет Херсонес», что и было им сделано. В этом случае целью похода было принуждение императоров к исполнению обещаний, с чем они не спешили. Там же, в Херсонесе, состоялась и свадьба князя с Анной, отправленной братьями к Владимиру после его угрозы захватить таким же образом Константинополь.

Икона князя Владимира

Крещение киевлян. Роспись Владимирского собора в Киеве. Худож. В.М. Васнецов. 1885-1896 гг.

Другой версии держались некоторые историки XIX в. – А.А.Шахматов, Е.Е.Голубинский. Они признавали вышеизложенную «корсунскую легенду» позднейшей вставкой в летописный текст (стоит отменить, что подлинник Повести временных лет XI в. до нас не дошел, она известна только в копиях начиная с XIV в.). Между тем, некоторые другие источники, например, «Повесть и похвала князю Владимиру» монаха Киево-Печерской обители Иакова, указывают, что Корсунь Владимир брал, уже будучи крещен. В таком случае местом самого Крещения мог быть Киев или Василев, княжеская резиденция.

Огнем и мечом?

Представление о том, что Русь якобы была крещена насильно, также основано на летописном тексте, согласно которому Великий Новгород «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» (речь о воеводах Владимира). Эту ситуацию некоторые историки, особенно в советские годы «проецировали» на весь процесс Крещения страны, делая вывод о том, что он проходил насильственно. Однако:

  • в тексте речь идет только о Новгороде, но не о всей Руси;
  • сопротивление жителей города новой вере объяснимо не столько неприятием ее, сколько – негативным отношением к Киеву (конкуренту в борьбе за влияние на Руси) и к самому Владимиру: ведь еще за несколько лет тот же Добрыня принуждал новгородцев поклоняться Перуну, а теперь велел бросить его статую в Волхов!

На самом деле русский князь, зависимый от своей дружины, старейшин городов, веча, просто не имел полномочий для насильственного насаждения веры. Так что процесс Крещения занял по крайней мере несколько столетий, а принятие веры князем, его дружиной, семьей, стало только первым шагом на этой долгой дороге.

История праздника Дня Крещения Руси

К XVI в. источники впервые фиксируют то, как определяли себя большинство населения страны, работавшего на земле: русское слово «крестьянин» означает «христианин», имя, которое было для жителя страны самым дорогим. Тогда же появляется понятие «Святой Руси» –– как места, принадлежащего Богу. Этот момент, вероятно, можно считать завершением Крещения страны. Но отмечать особый праздник в этой связи было при этом как-то не принято: верой просто жили. Так было столетия.

А потом пришли времена всеобщего отступления от Христа – последовали 70 лет безбожия. «Духовное возрождение» началось с конца 1980-х – именно в 1988 г. о значимости Крещения заговорили на государственном уровне. С 1990-х начался процесс, который многие называют «вторым Крещением» страны. Наши соотечественники, утратившие даже элементарные знания о христианстве, впервые за десятилетия вспомнили о своих корнях – иногда, правда, принимая за «истоки нашей культуры» нечто совсем иное.

«Крещение Руси-Украины»

Первоначально праздник возник именно с подачи тогдашнего президента Украины В.А.Ющенко. Названия «Киевская Русь» и «Украина» в именовании праздника – не случайны. Он имел отчетливый националистический подтекст.

По словам самого Ющенко, «это — преемственность тысячелетней истории Украины, нашей нации и государства. Это — неделимость Украинского народа и его единство вокруг идеи сильного государства и веры. Это — соборность всех украинцев и всех украинских земель вокруг родной государственной и духовной столицы — Киева. Это — большое присутствие Киева в мировой истории и его цивилизационное влияние на соседние земли и народы. Это — единство нашего государственного и духовного начала…».

Как видим, на первом плане здесь «сильное государство» причем именно «украинского народа» (понятие, появившееся не ранее XVII в.), его «цивилизационное влияние», вопросы же веры – вторичны. Так религия была использована для конструирования своего рода «альтернативной истории» Руси с доминированием одной из ветвей восточного славянства. Как известно, в Киеве до сих пор именуют Владимира «великим украинским князем», то же говорят, например, о Ярославе Мудром. Впоследствии другой президент уже назовет всех других восточных славян «очень дальними родственниками», не имеющими право на «наследство Киевской Руси»…

Статус праздника в наши дни, как отмечают его в России

В России и Белоруссии он принадлежит к числу «памятных дат», отмеченных в гражданском календаре.

Праздник имеет больше духовное значение, будучи посвящен событию, которое навсегда изменило судьбу народа. Именно поэтому Церковь, приняв это установленное государством празднование, встречает его колокольным перезвоном. В столице первый удар колокола звучит со звонницы Храма Христа Спасителя, затем ему вторят другие столичные церкви. А в Белоруссии в некоторых храмах, монастырях в этот день служится по древнему чину особая, крещальная литургия: во время нее совершается чин Крещения.

А молятся в этот день:

  • о духовном единстве славянских народов, которому служило Крещение Руси;
  • о том, чтобы происходящее сейчас «второе Крещение» приводило ко Христу все новых Его чад.

Мудрый Экклезиаст писал:

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл.1:9).

Было. И не раз. Но проносились бури, оканчивались суетные «политические реформы», манипуляции историей, а оставались – вера, Церковь, которую, по слову Христа, не одолеют врата ада. Именно об этом говорит праздник.

Наталья Сазонова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Приблизительное время чтения: 9 мин.


print

Крещение Руси — событие, которое изменило ход истории в нашей стране. С принятием христианства, которое состоялось благодаря личной воле равноапостольного князя Владимира, началась новая славная история Руси — уже как православного государства.

Крещение Руси — дата

Историческая наука приводит разные даты Крещения Руси. В одних источниках это 988 год, в других — 990 или 991 годы.

Сейчас дата празднование Крещения Руси совпадает с днем памяти равноапостольного князя Владимира — 28 июля по новому стилю. В этот день мы отмечаем провозглашение христианства в качестве государственной религии на Руси.

Крещение Руси — история

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Сейчас источник, где их крестили, называется Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

ikona_Krescheniya
Икона Крещения Руси

Крещение Руси: икона праздника

Уже с XVI века русские иконописцы начали изображать сюжет Крещения Руси на фресках и иконах. Вероятно, такие изображения появлялись и раньше, но, к примеру, одно из первых, до нас дошедших, это фрагмент житийной иконы равноапостольного князя Владимира из Вологодской церкви Рождества Богоматери. На этой иконе мы видим клейма со сценами отправления послов для выбора веры, Крещения и прозрения самого Владимира и другие.

В том же XVI веке, а точнее — в середине столетия — в монументальной живописи стали появляться циклы жития равноапостольного князя Владимира с изображениями основных событий Крещения Руси. Одни из самых ранних — в украшениях кремлевских построек эпохи царя Иоанна IV Васильевича (Грозного). А еще — на росписях Золотой палаты и в Архангельском соборе в Кремле.

Сюжеты Крещения Руси появляются также в 1674 году в монументальных циклах второй половины XVII столетия в приделе равноапостольного князя Владимира в Успенском соборе в Ярославле.

Интересная находка историков — резные фигуры равноапостольных Константина и Владимира второй половины XVII века из Ярославской церкви святителя Власия.

Самый первый храм, посвященный событию, это, скорее всего храма-памятник в Херсонесе. Решение о его постройке было принято в 1825 году, когда император Александр I посетил с официальным визитом в Севастополь. Собор во имя святого Владимира вырос на центральном холме Севастополя, освятили его в рамках празднования 900-летия Крещения Руси в 1888 году.

Крещенияе Руси: молитвы

Тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / землю Российскую Крещением просветивый, / людем ея низпослав Духа Святаго, / ихже и ко спасению приведый, // Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 3

Днесь земля Русская предстоит Богу / и плод святаго Крещения Ему приносит, / Ангели, радующеся, славословят, / и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: / Христос воцарися, Христос прославися. / Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, // Боже наш, слава Тебе.

Молитва на молебне в память 1000-летия Крещения Руси

Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй племена и народы! Иже и владыку земли Русския, князя Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве Русския украсившим, возсияти даровавый! И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение приносящим в сей тысящелетный день Крещения Руси, великую милость даровавый, еже славити, хвалити и благодарение приносити Тебе за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, и на отечество наше, приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша людем своим верою, надеждею и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди Христовой: будите убо совершени, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся Ти, Жизнодавцу: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века сего обдержат страхом смерти. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на нас, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша, о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю Русскую огради, власти умудри, вся утеши и обрадуй, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и Сына.

Митрополит Сурожский Антоний — о христианстве на Руси

Отрывок из книги «О встрече», главы «Христианство сегодня»

— Считаете ли Вы, что влияние христианства в России возросло? Если да, то почему? Если можно говорить о возрождении христианства, то что именно возрождается: доктрина, культ с обрядностью, этическое учение Церкви илихристианство как часть русской идентичности?

— Мне трудно судить о том, насколько христианство сейчас влияет на судьбы России. Впечатление у меня такое, что интерес и отзывчивость к духовным ценностям возросли, что люди гораздо больше, чем в какой-либо минувший период, воспринимают законность этих ценностей, понимают, что можно быть культурным человеком и современным человеком, не отрицая духовную область, что не обязательно быть материалистом для того, чтобы быть человеком нашего времени. С другой стороны, люди еще не обнаружили того, что, если уж говорить о материализме, христианство – единственный совершенный материализм в том смысле, что материалист рассматривает материю как строительный материал, тогда как для нас, из-за воплощения Христа, в Котором «вся полнота Божества обиталателесно» (Кол 2:9), материя получила какое-то абсолютное значение, это святыня. И в этом смысле мы могли бы перебросить мост между христианским, православным мировоззрением и неверующими, показав им, что образ человека слишком мелкий в материализме и что самая материя ими унижена, что она имеет громадный потенциал, о котором они даже не подозревают: обожение, пронизывание – как в таинствах – Божественным реальным присутствием.

Я думаю, что причина, почему Россия открывается духовным ценностям, и в частности, христианству, в том, что за семьдесят лет люди изголодались. Нельзя жить только телесностью, материальной жизнью (причем, порой чрезвычайно трудной) и чисто умственными выкладками, – и опять-таки, очень ограниченными ввиду того, что они должны были совпадать с определенной идеологией и не могли переступить какой-то порог. И ещё (и это связано с вопросом, который Вы дальше ставите, когда спрашиваете, что именно возрождается): русское православие, русское христианство с самого начала было благочестием, то есть способностью поклоняться Богу, Который воспринят нутром. Богословие, доктрина принадлежали определенному кругу людей, но в целом русское православие – это православиемолитвы, а также и богослужения, в которых сочетаются разные стихии. С одной стороны, очень большая красота; Платон говорил, что красота – это убедительная сила истины. Когда вы не можете о чем-нибудь сказать: «Как прекрасно!», это значит, что до вас не дошло, это объективный факт вне вас. И поэтому красота, величие православного богослужения – это не просто “инсценировка”, это выражение народного духа в форме красоты вещей, воспринятых духовно нутром. С другой стороны, есть, конечно, опасность обрядоверия. Это риск большой, потому что очень легко считать обряд самодовлеющим или переживать обрядовую сторону богослужения и пройти мимо какой-то глубины содержания. Но тем не менее, мне кажется, что возрождение христианства в России связано главным образом с тем, что в России Бог, Христос, вся реальность христианства воспринималась как личный духовный опыт, которым люди делились, то есть который был и общий, и невыразимо-личный. И в этом, мне кажется, есть большая сила, потому что если бы христианство было только мировоззрением, оно не могло бы охватить любые слои народа, а только лишь привилегированный, интеллектуальный или эстетический класс; а здесь это глубокий личный опыт.

Но с этим связано и другое: еще Лесков говорил в XIX веке, что Русь была крещена, но никогда не была просвещена. То есть религиозного, духовного образования не было дано, и поэтому опыт, который внутри клубится невыразимо, никогда не был – для широкого народа, я не говорю: для богословов – оформлен так, чтобы он мог, с одной стороны, быть выражен, с другой стороны – быть защищен, и еще – обогащал бы человека в другой области, нежели просто сердце. Максим Исповедник говорил, что богослов тот, у кого сердце – как пламя, а ум – как лед, то есть, кто может холодно, строго думать, но – думать на основании пламенения. И вот это сейчас громадная проблема перед нами.

Когда Вы употребляете слово «доктрина» – если это понимать как учение о Боге, о Христе, о Церкви, о таинствах, о человеке, о материи, которое выражает собой с силой и глубиной внутренний опыт – да; если это умозрение некоторых богословов, которое, можно сказать, порой бывает похоже на высшую математику, недоступную никому, или на абстрактное искусство, о котором художник-абстракционист Ланской говорил: это язык, на котором только один человек может говорить и три или четыре человека понимать, – конечно, это не наша линия. Но нам надо все больше найти способы выражать весь внутренний опыт, личный и коллективный, в таких формах, которые его бы не унижали, которые были бы духовны. И это не просто доктринальное обучение.

Чем очень страдает, мне кажется, христианство везде, и в России тоже, это этическая сторона. Я говорю “везде и всегда”, потому что еще апостол Павел писал в одном из своих посланий: «Имя Божие хулится ради вас» (Рим 2:24). Если мы не живем в уровень того, что проповедуем, то мы просто отрицаем видимо, очевидно перед людьми правду, которую мы будто исповедуем. Я помню первого секретаря Всемирного Совета Церквей, который говорил, что можно быть еретиком жизнью, исповедуя всю истину на словах, потому что если твоя жизнь расходится с этой истиной, ты изменил своей вере. И вот это – проблема, которая, мне кажется, стоит сейчас очень остро. Какие-то основы веры надо проповедовать, какие-то истины веры должны быть объяснены и усвоены; но, с другой стороны, как говорили некоторые древние писатели, понимание Евангелия происходит через исполнение того, что оно говорит. Если мы только его читаем и восхищаемся его красотой, то мы до истины его не можем дойти; и вот это большая проблема для современности. Это должно бы быть проповедью каждого священника, каждого епископа: живи согласно твоей вере. Как говорил апостол Иаков: «Ты мне покажи свою веру без дел твоих, и я тебе покажу мою веру из дел моих» (Иак 2:18). Если это не осуществится, если соединение духовного опыта и доступного, но чистого, истинного умственного выражения (выражения и этого опыта, и этого понимания в красоте) не будет осуществлено в жизни, то никто не сможет поверить христианству в конечном итоге.

День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля. В этот день православные поминают князя Киевского Владимира (около 960–1015 — Прим. ред.) — крестителя Руси.

В 988 году киевский князь Владимир Святославович раз и навсегда изменил духовную жизнь русского народа. Как это происходило, и какие события повлек за собой переход в христианскую веру, рассказываем в материале 5-tv.ru.

Князь Владимир — до принятия крещения

Великий киевский князь Владимир жил в X–XI веках.  Его мать была из древлян, дочерью казненного святой Ольгой князя Мала за убийство ее супруга Игоря. Ольга смилостивилась над его детьми Добрыней и Малушей и взяла с собой. Добрыня стал хорошим помощником Владимиру в делах военного и государственного управления, а Малуша вышла замуж за сына княгини Святослава, хотя она и не одобряла брак с рабыней и ключницей.

В 970 году Святослав поделил Русскую Землю между тремя сыновьями: Киев — Ярополку, Овруч — Олегу, Новгород — Владимиру. Первые годы княжения Владимир позиционировал себя как яростный язычник. Он возглавляет поход против брата Ярополка-христианина и завладел киевским престолом, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечом».

До принятия христианства молодой Владимир был известен как «великий распутник». У него было около 7 жен, в том числе наложница-вдова брата Ярополка, и 23 ребенка. Все изменилось, когда молодой князь попросил руки византийской царевны Анны взамен военной помощи императорам в виде войска варягов. По тем временам это было неслыханной дерзостью, ведь девушку царских кровей не могли выдать замуж за иноверца. Однако в сложных условиях Константинополь был вынужден согласиться с одним условием — если жених примет крещение и перейдет в христианскую веру.

Как крестили Русь: Из язычников в христиан

Владимир Святославович принял крещение, а вместе с ним обряд прошли некоторые его слуги, сыновья, жены (язычники могли иметь много жен) и часть боярского сословия. При этом от своих жен он отказался и позволил им выйти замуж снова, либо остаться одинокими. 

Греки, в свою очередь, не спешили со свадьбой. Князь Владимир, выполнив свою часть сделки, сильно разгневался и отправил войско на захват Херсонеса. Неприступный доселе оплот византийского господства на Черном море пал, а послы доставили Анну вместе с митрополитом Михаилом и свитой на венчание из Константинополя в Херсонес. Также ради совершения равного брака византийцы наделили Владимира цесарским (императорским) титулом.

Великий князь весной 988 года отправился с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли обратно в Киев. Перед процессией с молебнами и песнопениями несли кресты, иконы и святые мощи. И вот в водах Днепра произошло историческое крещение киевлян. Накануне Владимир объявил: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». Желание правителя было исполнено беспрекословно.

Владимир Медведев / ТАСС

Во всех городах по велению князя начали свергать языческих идолов, возводить церкви и крестить людей. Где-то приходилось менять веру «огнем и мечом». С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников.

Следом в Киеве возвели храм Софии — Премудрости Божией и кафедральный собор Пресвятой Богородицы. Тогда же ввели церковную десятину.Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии.

В 1007 году князь перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак — с младшей дочерью немецкого графа, внучкой императора Оттона Великого. По другим данным, последней женой стала неизвестная пленница.

В следующие годы правления Владимир сдерживал на рубежах Руси врагов, возводил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников. Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления Руси.

В 1013 году князь пережил заговор против себя. Сын Святополк Окаянный хотел завладеть киевским престолом, опасаясь, что отец выберет себе другого наследника. Принесший притворное покаяние Святополк был оставлен на свободе. После сын Ярослав решил отделиться от отца, не платить дань и обрести независимость. 73-летний Владимир готовился к походу на Новгород, однако тяжело заболел и умер в загородной резиденции в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Приближенные постарались скрыть смерть от Святополка и избежать внутриусобной войны. Тело князя обернули ковром и тайно вывезли ночью в Киевскую Десятинную церковь, где и похоронили. Святые мощи положили в мраморной раке в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны.

История праздника

Празднование равноапостольному Владимиру было установлено Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Впервые День крещения Руси отметили в 1888-м. Тогда по Российской империи прошли широкие праздничные гуляния. В Российской Федерации и православных странах СНГ праздник утвердили благодаря инициативе патриарха Алексия II. Епископ обратился к руководству страны с предложением добавить День памяти святого князя Владимира в список государственных памятных дат. Документ был подписан спустя два года.

Традиции праздника

По благословению патриарха Кирилла, ежегодно 28 июля ровно в полдень совершают праздничный колокольный звон. Также в храмах в этот день крестят  В День крещения Руси в Москве стало традицией совершать крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме. Священнослужители проводят молебен святому.

© РИА Новости / Сергей Пятаков

В храмах проходят торжественные службы, православные молятся святому князю Владимиру. В городах устраивают народные гуляния и проходят различные мероприятия:

  • концерты и гуляния;
  • театрализованные представления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник крещение ребенка слова
  • Праздник крещение проект
  • Праздник крещение на украине
  • Праздник крещение на немецком
  • Праздник когда друг у друга просят прощение