Праздник кровавое воскресенье

На прошлой неделе 9 января некоторые левые блогеры отметили постами очередную 115-летнюю годовщину Кровавого воскресенья. О самом событии позже. Сегодня пост о памятной дате 9 января. Дело в том, что обилие постов о Кровавом воскресенье вызвано продолжающейся уже много десятилетий…

January 12 2020, 09:38

Category:

  • История
  • Cancel

Про советский праздник Кровавое воскресенье…

На прошлой неделе 9 января некоторые левые блогеры отметили постами очередную 115-летнюю годовщину Кровавого воскресенья. О самом событии – позже. Сегодня пост о памятной дате – 9 января. Дело в том, что обилие постов о Кровавом воскресенье вызвано продолжающейся уже много десятилетий путаницей с календарями.

До февраля 1918 года в России действовал Юлианский календарь. После указанной даты начал действовать Григорианский. Отсюда появились старый и новый стиль.
Таким образом Кровавое воскресенье случившееся 9 января 1905 года на по старому стилю, случилось 22 января по новому стилю.

Именно 22 января Кровавое воскресенье и отмечалось в первые десятилетия советской власти. День был выходным и, первоначально, праздничным.


Календарь 1920 года

Вообще в первых советских календарях было много несуразиц и нелепиц. Так например, Новый год признавался праздником, но сначала был выходным, потом выходной был отменен и в конце концов снова стал выходным.

День трагического Кровавого воскресенья поначалу тоже был объявлен и праздничным и выходным.

В Википедии утверждается:
«В период существования в СССР «календаря-непрерывки» (конец 1920-х — начало 1930-х годов) 9 (22) января было одним из пяти общевыходных дней — наравне с 1 и 2 мая и 7 и 8 ноября».

Что, конечно, искажение.

Праздничным и выходным днем Кровавое воскресенье стало ещё в 1918 году. Этот день объявлялся праздничным днём, посвященным воспоминаниям об историческом и общественных событиях. А такими в этот день  22 января (9 января) были: смерть В.И. Ленина и Кровавое воскресенье.

Позже этот день перестали называть «праздничным» и он фигурировал как «памятный» день. Но выходной — остался.


Календарь, изданный в начале 1941 года

Такая существовала путаница: 1 января был праздничным, но не выходным, а 22 января выходным, но не праздничным.

В августе 1951 года у 22 января забрали статус выходного дня. В Указе ВС Совета СССР говорилось:
«Идя навстречу многочисленным пожеланиям трудящихся и учитывая поступившие заявления от профсоюзных и других общественных организаций, в которых справедливо указывается, что проведение 22 января как нерабочего, праздничного дня не соответствует характеру событий — памяти дня смерти В.И. Ленина, а также 22 (9) января 1905 года, — которым посвящается этот день, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Считать 22 января рабочим днем.
2. Отмечать и впредь 22 января как день, посвященный памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 года».

Думаю, что и блогерам эти два события почтить памятью стоит именно 22 января.

Я постоянно натыкаюсь на информацию о том, что на самом деле произошло с демонстрацией во главе с Гапоном, поэтому по многочисленным просьбам моих советских товарищей, публикую наиболее ёмкую подачу информации. В целом почерк такой же, что и в 2014 году в одной столице, да и в других городах тоже. Ничто не ново на этой земле. Приятного чтения. И мне иногда кажется, что советские товарищи, они словно бесы, так их корёжит от правды, как чёрта от ладана. Ну, кушайте дорогие друзья, кушайте правду, какая она есть. Ну если есть, чем ответить, то жду с нетерпением ваших аргументов, с нетерпением. Итак… слово господину Барыкину.

Кровавое воскресенье 9 января 1905 года — разгон шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу, повлекший трагические последствия.

Шествие было подготовлено легальной организацией «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», созданной в 1903 году. А само «Собрание» было образовано на базе рабочей организации, отцом-основателем которой являлся начальник Особого отдела Департамента полиции С.В. Зубатов (1864–1917). Уходя в отставку в августе 1903 года, Зубатов способствовал тому, что священник Георгий Гапон (1870–1906) стал фактическим руководителем «Собрания».

События, непосредственно предшествующие сей акции, развивались стремительно. 3 января 1905 года по причине увольнения четырех рабочих началась забастовка на Путиловском заводе, организованная при непосредственном участии руководства «Собрания». Уже 5 января стало ясно, что владельцы завода не пойдут на уступки и забастовка проиграна. Однако столь же ясно было, что примкнувшие на тот момент к забастовке 26 000 рабочих не простят «Собранию» поражения. В таких условиях Гапон и его помощники решили идти до конца и обратиться с петицией к царю.

Тем временем стачка стала общегородской. 7 января в последний раз вышли газеты: забастовка распространилась на типографии. К вечеру 8 января в Санкт-Петербурге не работало более 450 заведений с более чем 110 000 рабочих. Популярность Гапона достигла небывалых высот.

Тогда в кипящую рабочую массу была брошена идея похода к Зимнему дворцу. Идея принадлежала Гапону и его окружению.

Вот что говорилось в записке прокурора Петербургской судебной палаты на имя министра юстиции от 8 января 1905 года: «Сейчас получены сведения, что по инициативе свящ. Гапона предполагается сборище рабочих завтра, 9 января, в 2 часа дня, на площади перед Зимним дворцом для подачи петиции… Названный священник приобрел чрезвычайное значение в глазах народа. Большинство считает его пророком, явившимся от Бога для защиты рабочего люда. К этому уже прибавляются легенды о его неуязвимости, неуловимости и т.п. Женщины говорят о нем со слезами на глазах. Опираясь на религиозность огромного большинства рабочих, Гапон увлек всю массу фабричных и ремесленников, так что в настоящее время в движении участвует около 200 000 человек. Использовав именно эту сторону нравственной силы русского простолюдина, Гапон, по выражению одного лица, “дал пощечину” революционерам, которые потеряли всякое значение в этих волнениях, издав всего три прокламации в незначительном количестве»1.

Вечером 8 января у министра внутренних дел П.Д. Святополк-Мирского (1857–1914) состоялось совещание, на котором обсуждалось сложившееся положение в Санкт-Петербурге.

Присутствовавший градоначальник И.А. Фуллон (1844–1920) настоял на том, что митингующих нельзя допускать на Дворцовую площадь, чтобы не повторить Ходынку (массовую давку на Ходынском поле в Москве, произошедшую 18 (30) мая 1896 года и унесшую жизни более 1200 человек)2.

Именно этим было продиктовано наличие войск в центре города, а вовсе не необходимостью охранять государя Николая II (1868–1918).

Однако гапоновская «пощечина революционерам» была иллюзией, за которой скрывался тайный замысел тех же самых революционеров, план, о котором — на вечер 8 января 1905 года — градоначальник Фуллон не знал.

Были и другие обстоятельства, которые советские историки и пропагандисты предпочитали не замечать на протяжении всего существования СССР, а их «творческие наследники» не замечают и до сих пор. Но поскольку замалчиваемое очень существенно, не сказать о нем — это и значит порождать историческую неправду.

Начнем с того, что события Кровавого воскресенья 1905 года невозможно точно оценить вне контекста шедшей в то время Русско-японской войны. И вот почему.

Еще до начала войны японская разведка проявляла интерес к российским оппозиционным партиям, среди которых были Бунд, эсеры и, естественно, социал-демократы, разделившиеся к тому времени на меньшевиков и большевиков. С началом боевых действий этот интерес только увеличился и стал абсолютным, когда выяснилось, что никакой быстрой победы не получится, а в затяжном противостоянии шансы Японии значительно ниже шансов Российской империи.

До начала войны определилась и подходящая фигура для контактов с русскими антиправительственными силами. Этим человеком стал полковник Акаси.

Для справки. Мотодзиро Акаси (1864–1919). В 1889 году окончил Высшую военную академию Императорской армии в Токио. Учился в Германии. В январе 1901 года назначен военным атташе во Франции. В августе 1902-го становится военным атташе в России, прибыл в Санкт-Петербург 1 ноября 1902 года. С началом Русско-японской войны назначен военным атташе в Стокгольме, активно работает на японскую разведку.

Через Акаси финансировались финские, польские и кавказские сепаратисты в России. В июле 1904 года Акаси встречается в Женеве с теоретиком марксизма и видным деятелем российского и международного социалистического движения Г.В. Плехановым (1856–1918), а также с молодым лидером большевистской фракции РСДРП В.И. Лениным (1870–1924).

Акаси через ряд посредников финансирует проведение Парижской конференции революционных и оппозиционных партий, состоявшейся в сентябре-октябре 1904 года, а также Женевской конференции революционных партий, проходившей в апреле 1905 года, созванной по инициативе организатора Кровавого воскресенья священника Георгия Гапона.

11 сентября 1905 года, после заключения Портсмутского мирного договора между Японией и Российской империей, Акаси отозван в Японию. После отчета о проделанной работе он вновь назначается военным атташе в Германии. Однако в 1906 году в России было опубликовано исследование «Изнанка революции. Вооруженные восстания в России на японские средства», в которой освещалась деятельность Акаси. После публикации этой информации в европейских газетах Акаси отозван в Японию.

За свои заслуги перед Японией Мотодзиро Акаси был удостоен титула барона, в 1913 году произведен в генерал-лейтенанты, в апреле 1914-го назначается заместителем начальника Генерального штаба Японии, а в 1918 году назначен генерал-губернатором Тайваня.

Теперь буквально несколько слов о боевых действиях.

В ночь с 26 на 27 января 1904 года без объявления войны японский флот атаковал русские военные корабли у Порт-Артура. Началась битва двух империй за контроль над Кореей, Маньчжурией и Желтым морем.

23 августа началось и 4 сентября 1904 года окончилось генеральное сражение под Ляояном (Китай). Поле боя осталось за японской армией, но, вопреки ожиданиям, эта победа не привела к разгрому русских сил. Командующий Русской Маньчжурской армией генерал А.Н. Куропаткин (1848–1925), организованно отступив, сумел сохранить свои основные силы.

Потери русских составили 16 000 человек, японцев — 23 0003.

Германский генерал Кемерер, находившийся в качестве наблюдателя при русской армии, прокомментировал итоги сражения под Ляояном так: «Япония не в состоянии выигрывать много таких побед, а Россия может перенести еще несколько таких поражений»4.

Становилось очевидно, что идея «маньчжурского блицкрига» терпит крах и война опасно затягивается. Все это, вероятно, и заставило японский Генштаб согласиться с предложением Акаси об активизации подрывной деятельности в России.

31 августа в Стокгольм на его имя поступила телеграмма за подписью заместителя начальника Генштаба Японии генерала Нагаоки с уведомлением о согласии Токио выделить требуемую сумму. Тем самым финансирование русской революции превращалось в важное, хотя и негласное, направление японской внешней политики в условиях войны.

Профессор С.С. Ольденбург, живописуя деятельность «мятежного попа» и его «собрания фабричных рабочих», замечает: «Сначала Гапон действовал “сдержанно и осторожно”. Но к концу ноября 1904 года деятельность общества “приняла характер систематической пропаганды”. Гапон стал искать сближения с левой интеллигенцией и обещал подготовить рабочее выступление; только, — говорил он, — я должен ждать какого-нибудь внешнего события; пусть падет [Порт-] Артур»5.

В этот момент непосредственно попа Гапона направлял и поддерживал эсеровский «куратор» Рутенберг.

Для справки. Петр (Пинхус) Моисеевич Рутенберг (1878–1942) — инженер, бизнесмен, активный участник русских революций 1905 и 1917 годов, один из руководителей сионистского движения. В мае 1915 года выехал в США, где под псевдонимом Пинхас Бен Амми опубликовал статью «Национальное возрождение еврейского народа». Один из организаторов, вместе с Зеевом Жаботинским и Иосифом Трумпельдором, Еврейского легиона (воинское подразделение британской армии). Участвовал в создании Американского еврейского конгресса (1914–1915).

Незадолго до событий 9 января инженер М.К. Парадовский неоднократно беседовал со своим хорошим знакомым — Рутенбергом.

Парадовский: «…так как я знал, что он близок к Гапону, я, естественно, заговорил с ним об этом… Он… только твердил, что чем хуже царю, тем лучше всем его верноподданным. Когда я сказал ему, что верноподданные царя — это русский народ и не Гапону быть представителем народа, Рутенберг рассмеялся и сказал: “Гапон — это пешка, и весь вопрос, кто эту пешку двигает”»6.

23 декабря 1904 года (5 января 1905 года) Гапон и революционеры дождались желаемого — под натиском японской армии пал Порт-Артур. Хотя потери японцев были в разы больше потерь русской армии, последние также оказались весьма значительными.

А вот как на гибель 15 000 русских солдат отозвался Ленин в своей статье «Падение Порт-Артура», напечатанной 1 (14) января 1905 года в газете «Вперед», издававшейся, кстати, на японские деньги: «Дело русской свободы и борьбы русского (и всемирного) пролетариата за социализм очень сильно зависит от военных поражений самодержавия. Это дело много выиграло от военного краха, внушающего страх всем европейским хранителям порядка… Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма»7.

Оказывается, потеряв пятнадцать тысяч своих сынов, в целом русский народ «выиграл».

Не скрывал своей радости по поводу неудач русской армии и тогда еще малоизвестный «товарищ» И.Сталин (1878–1953): «Редеют царские батальоны, гибнет царский флот, сдался наконец позорно Порт-Артур — и тем еще раз обнаруживается старческая дряблость царского самодержавия»8.

А вот мнение Л.Троцкого (1879–1940): «Разгром армии Куропаткина окончательно решает судьбу всей войны, с которой самодержавие так тесно сплело свою собственную свободу. Решительная минута гибели царизма все ближе и ближе»9.

Отметим для себя, как сходятся в своем желании поражения России поп Г.Гапон, П.Рутенберг, а также «товарищи» В.Ленин, И.Сталин и Л.Троцкий.

Однако ликование революционеров по поводу гибели тысяч русских солдат оказалось преждевременным.

Падение Порт-Артура было представлено врагами императорского строя как катастрофа. Между тем, по оценке русского генерального штаба, падение Порт-Артура хотя и влекло за собой бесспорное усиление противника, тем не менее «не внесло никаких существенных изменений в стратегических условиях, определяющих собою ход военных операций в Маньчжурии»10.

Россия почти не ощущала экономических и финансовых затруднений в связи с войной. Урожай 1904 года был обильным, промышленность снова увеличила свое производство. Налоги поступали как в мирное время, а золотой запас Государственного банка вырос за год до 150 млрд рублей и превышал количество банкнот в обращении11.

И тем не менее повод для «выражения народного недовольства» был найден, а мирной демонстрации рабочих была уготована роль ширмы, под прикрытием которой революционеры надеялись спровоцировать массовое вооруженное восстание в столице империи.

И не важно, что императорский штандарт над Зимним дворцом 9 января был приспущен, как это делалось всегда в отсутствие государя в Зимнем. Не важно, что и сам Гапон, и другие руководители рабочих организаций (не говоря уже об эсерах из ближайшего окружения Гапона) знали, что свод законов Российской империи предусматривал подачу петиций государю разными способами, но никак не во время массовых демонстраций.

Экономические требования эсеры собирались заменить в день шествия на радикально-политические, а внедренные в ряды рабочих боевики — открыть огонь по войскам и полиции.

Постарались внести свою лепту и большевики, чьи силы и популярность в начале 1905 года были несопоставимо меньше эсеровских, однако амбиции уже перехлестывали через край. Большевики «сколачивали отряды, каждый из которых состоял из знаменосца, агитатора и ядра, их защищавшего (то есть фактически из боевиков). Все члены РСДРП обязаны были быть к шести утра у пунктов сбора. Готовили знамена и транспаранты: “Долой самодержавие!”, “Да здравствует революция!”, “К оружию, товарищи!”»12.

И еще момент, который надо учесть: простой разгон демонстрации не входил в планы ее организаторов, им была нужна пролитая кровь. О том, что Гапон готовил кровопролитие, нам известно из его воспоминаний.

«Во-первых, Гапон заранее знал, что Николая II нет в Петербурге, то есть он заранее обманывал людей в том, что ведет их на встречу с царем. Когда же слух этот дошел до рабочих, то Гапону пришлось изворачиваться: “На одном из митингов одна старушка спросила меня: «А что, если царь-батюшка долго к нам не выйдет? Мне сказали, что его нет в Петербурге». «Да, — ответил я, — но он недалеко, в получасе езды от Петербурга. Мы должны ожидать его до глубокой ночи»”.

Во-вторых, Гапон заранее знал, на что он ведет рабочих: “Великий момент наступает для всех нас, — сказал я, — не горюйте, если будут жертвы не на полях Маньчжурии, а здесь, на улицах Петербурга. Пролитая кровь сделает обновление России”»13.

А вот что ответил Гапон в узком кругу уже после событий 9 января, когда один из сподвижников спросил: «Ну, отче Георгий, теперь мы одни, и бояться, что сор из избы вынесут, нечего, да и дело-то прошлое. Вы знаете, как много говорили о событиях 9 января и как часто можно слышать суждение, что, прими государь депутацию честь честью, выслушай депутатов ласково, все обошлось бы по-хорошему. Ну, как вы полагаете, о. Георгий, что было бы, если бы государь вышел к народу?

Совершенно неожиданно, но искренним тоном Гапон ответил: “Убили бы в полминут, полсекунд!”»14

Затем случилось то, что случилось. Утром 9 января порядка 300 000 человек собрались в четырех районах города. Около 11 часов началось движение колонн к центру города.

«В некоторых местах между ними и войсками вследствие упорного сопротивления толпы подчиниться требованиям разойтись, а иногда даже нападения на войска произошли кровопролитные столкновения. Войска вынуждены были произвести залпы: на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, близ Троицкого моста, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, у Александровского сада, на углу Невского проспекта и улицы Гоголя, у Полицейского моста и на Казанской площади. На 4-й линии Васильевского острова толпа устроила из проволок и досок три баррикады, на одной из которых прикрепила красный флаг, причем из окон соседних домов в войска были брошены камни и произведены выстрелы, у городовых толпа отнимала шашки и вооружалась ими, разграбила оружейную фабрику Шафа, похитив оттуда около ста стальных клинков, которые, однако, были большей частью отобраны; в 1-м и 2-м участках Васильевской части толпою были порваны телефонные провода и опрокинуты телефонные столбы; на здание 2-го полицейского участка Васильевской части произведено нападение и помещение участка разбито; вечером на Большом и Малом проспектах Петербургской стороны разграблено пять лавок»15.

Вот, к примеру, как действовали революционеры-подстрекатели у Нарвских триумфальных ворот. Кстати, церковные хоругви, которые мелькали в толпе манифестантов, были силой отобраны боевиками в одной из часовен.

Большевик Серебров, участник событий: «Около ворот нас встретила пешая и конная полиция, но ни уговорами, ни застращиванием не могла остановить толпу. Подскакал эскадрон; но лошади не шли на народ, и он вернулся обратно, открыв перед нами мост через речку Таракановку и площадь перед нею. За мостом находились Нарвские ворота, а по обеим сторонам их стояло по роте, не более, солдат. Толпа сначала шла через площадь. Затем, увидев, что солдаты берут наизготовку, руководители бросились бежать на них, толпа за ними. Три раза играл рожок сигналы; два раза стреляли солдаты в воздух. Толпа все бежала и была уже у входа на мостик, когда третий залп в упор сбил хоругвеносца и пристава, останавливавшего толпу. Раздались крики, вопли, стоны, толпа, и мы, шедшие впереди, быстро легли… [Солдаты] били в середину толпы, а мы, бывшие маленькой кучкой организованных впереди всех, остались живы. Мы подползали поодиночке к обрыву речки у самого начала моста, спускались по снегу на лед и выходили, а потом задворками и переулками — к Обводному каналу. Сзади нас оставался ад: десятки людей корчились и стонали на площади…»16

Вот и вся технология: «руководители» побежали, увлекли, отползли, а потом «задворками и переулками»… Вытащить из «ада» хоть кого-то из «корчившихся и стонавших» никто из революционных радетелей за народ, естественно, даже не попытался…

К Дворцовой площади толпа митингующих вышла уже к 12 часам. На призывы разойтись никто не реагировал. Более того, из толпы летели оскорбления и угрозы в сторону солдат, затем полетели камни, а вскоре из толпы раздались и выстрелы. В ответ, в полном соответствии с уставом, войсками также был открыт огонь. Интересно, что Рутенберг, шедший в толпе митингующих рядом с Гапоном, бросился на землю сам и потянул за собой «мятежного попа» буквально за несколько мгновений до первых выстрелов.

«Когда толпы были встречены и рассеяны войсками, социал-демократы где могли стали руководить беспорядками. Так, на Васильевском острове они направили толпу грабить оружейную мастерскую Шафа, построили баррикады, сделали нападение на полицейский участок, завладели одной типографией и собирались печатать в ней тогда же прокламацию, чему, однако, помешала прибывшая воинская часть»17.

При этом следует отметить, что войска всюду, где только могли, старались действовать увещеваниями, уговорами, пытаясь предотвратить кровопролитие. Там, где не было революционных подстрекателей или их было недостаточно для воздействия на толпу, офицерам удавалось избежать крови. Так, в районе Александро-Невской лавры и Рождественской части никаких жертв и столкновений не было. То же самое и в Московской части.

Официальные данные о жертвах расстрела выглядят следующим образом.

Всего 9 января оказалось 96 человек убитых (в том числе околоточный надзиратель) и до 333 человек раненых, из коих умерли до 27 января еще 34 человека (в том числе один помощник пристава)18.

Итого: 130 убитых и около 300 раненых.

Безусловно, страшные цифры, но «товарищ» Ленин, который в самый разгар событий попивал пивко в благополучной и мирной Женеве (Швейцария), сумел разглядеть гораздо больше: «Тысячи убитых и раненых — таковы итоги Кровавого воскресенья 9 января в Петербурге»19.

Троцкий в силу большего, чем у Ильича, литературного таланта добавил красочные подробности: «Кровью рабочих окрасился снег. Падали десятки, сотни, тысячи. На смену злодейке пуле приходила казацкая пика. Трупы мужчин и женщин покрыли улицы. Дети, маленькие дети, обозначили своими маленькими тельцами поле битвы… Несколько тысяч рабочих было убито и ранено…»20

Кстати, говоря о личности Гапона, констатируем еще один момент, характерный для подавляющего большинства «руководителей революционной борьбы пролетариата».

По свидетельству известного террориста, одного из руководителей партии эсеров Бориса Савинкова (1879–1925), «Гапон любил жизнь в ее наиболее элементарных формах: он любил комфорт, любил женщин, любил роскошь и блеск, словом, то, что можно купить за деньги. Я убедился в этом, наблюдая его парижскую жизнь»21.

Вдохновленные спровоцированным расстрелом питерских рабочих как грандиозным успехом эсеров, большевики взяли курс на более тесное сотрудничество с последними, а заодно и с «любителем элементарных форм жизни» Гапоном.

«На почве практической подготовки вооруженного восстания началось сближение большевистской фракции РСДРП с партией эсеров. Именно этой проблеме была посвящена беседа Ленина с Гапоном, состоявшаяся во время их знакомства в середине февраля 1905 года»22.

По свидетельству А.В. Луначарского (1875–1933), при последующих встречах с Лениным Гапон «толковал о необходимости перебросить в Петербург контрабандой значительное количество оружия и о том, что они с [эсером] Рутенбергом будто что-то в этом направлении подготовили». Ленин настолько воодушевился этой идеей, что со своей стороны написал план «Боевого соглашения для восстания и образования Боевого комитета». Судя по его сохранившемуся наброску, в плане были конкретизированы цели и принципы деятельности объединенной межпартийной организации, призванной руководить подготовкой и проведением массового вооруженного антиправительственного выступления23.

Дадим слово и полковнику Акаси, прокомментировавшему произошедшую трагедию в Петербурге: «То, что священник, всего лишь пользовавшийся доверием рабочих, смог возглавить десятки тысяч, которые принадлежали к разным партиям, и в итоге потрясти столицу России, — это далеко выходило за рамки моих ожиданий»24.

Взрыв надежд японской агентуры находит свое отражение в телеграмме, ушедшей 25 января 1905 года из Стокгольма в Токио, с просьбой «об экстренном переводе уже 400 тысяч иен немедленно, еще 250 тысяч месяц спустя, всего — порядка одного миллиона иен, а “в случае успеха” и больше»25.

12 февраля Акаси телеграфирует из Парижа в Токио:

«Обстановка в России неожиданно ухудшается. Посему нет сомнения, что своей цели — свержения русского правительства — мы непременно добьемся… <…> Поэтому нам следует продолжать поддерживать нынешнее оппозиционное движение, чтобы ослаблять правительство; в июне мы попробуем раздуть всеобщее движение [восстание] под руководством социалистов-революционеров. Это движение определит судьбу и оппозиционных партий. Мы просим японское правительство увеличить субсидирование, дабы вполне обеспечить успех.

По моим подсчетам, необходимо 440–450 тысяч иен, которые следует выплатить в начале мая; выплаты можно произвести и в два этапа»26.

Ушло в Токио и сообщение Акаси с оценкой большевистского предводителя: «У меня о нем сложилось мнение как об искреннем человеке, лишенном эгоизма. Он пойдет на все ради своей доктрины. Ленин — это личность, способная вызвать революцию»27.

Согласно западным источникам, ссылающимся на японцев, Акаси для начала выделил «способному вызвать революцию» Ленину 50 тысяч иен. На первый взгляд маловато, но таков уж тогда был политический вес Ильича.

Однако, несмотря на японскую подпитку, планы большевиков по сотрудничеству с Гапоном так и остались планами.

И все потому, что «неуязвимый» священник Георгий Гапон был убит в марте 1906 года боевиками-эсерами под руководством того самого Рутенберга, который помогал мятежному священнику организовывать кровопролитие 9 января. Перед расправой Гапон был обвинен в сотрудничестве с властями и предательстве революции. Удивляться тут нечему, древний принцип «Я слишком много знал!» действует безотказно.

Рутенберг пригласил Гапона на снятую заранее дачу близ станции Озерки, где их дожидались остававшиеся незаметными до поры до времени несколько рабочих. Там, по всей видимости, состоялся разговор, в ходе которого Гапон, думая, что общение идет тет-а-тет, попытался убедить собеседника поступить на полицейскую службу.

Борис Савинков: «В пустой комнате, за прикрытой дверью, несколько рабочих слышали разговор Рутенберга с Гапоном. Гапон никогда не говорил так цинично, как в тот раз. В конце разговора Рутенберг открыл внезапно дверь и впустил рабочих. Несмотря на мольбы Гапона, рабочие тут же повесили его на крюке от вешалки»28.

Савинков пишет, что, рассказывая ему об убийстве Гапона, Рутенберг чрезвычайно волновался: «Я вижу его во сне… Он мне все мерещится. Подумай, ведь я его спас 9 января… А теперь он висит!..»29

Подводя итог сказанному, еще раз отметим, забастовки на заводах и фабриках Санкт-Петербурга произошли в январе 1905 года, то есть именно в то время, когда Россия вела войну с Японией (февраль 1904 — сентябрь 1905 годов), а многие из этих предприятий имели важное военное значение.

Роль революционеров в трагедии недолго оставалась тайной для правительства.

Уже 11 января 1905 года министр финансов В.Н. Коковцов (1853–1943) пишет государю: «Сколь ни велика вина подданных Ваших — столичных рабочих на фабриках и заводах, — поднявших смуту в тяжкую годину военных испытаний, я осмеливаюсь доложить Вашему Императорскому Величеству, что, по глубокому моему убеждению, далеко не все, и даже не большинство, подняли свою руку на спокойствие столицы. Их невежеством и слабостью воспользовались другие, натолкнувшие на преступление рабочую массу из своекорыстных видов»30.

Председатель Совета министров С.Ю. Витте (1849–1915) уговаривал государя открыто объявить народу, что он не причастен к трагедии Кровавого воскресенья. Но император отклонил это предложение. Он не хотел, чтобы общественность винила во всем армию. Вместо этого 19 января 1905 года он принял депутацию рабочих из тридцати четырех человек.

В своей речи государь сказал: «Прискорбные события с печальными, но неизбежными последствиями смуты произошли оттого, что вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей родины. Приглашая вас идти подавать мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против меня и моего правительства, насильственно отрывая вас от честного труда в такое время, когда все истинно русские люди должны дружно и не покладая рук работать на одоление нашего упорного внешнего врага…»31

Хоть и не всеми, но слова государя были услышаны. Рабочий Андрей Иванович Агапов — участник событий 9 января — написал в газету «Новое время» (август 1905 года), обращаясь к зачинщикам провокации: «Вы обманули нас и сделали рабочих, верноподданных царя, — бунтовщиками. Вы подвели нас под пули намеренно, вы знали, что это будет. Вы знали, что написано в петиции якобы от нашего имени изменником Гапоном и его бандой. А мы не знали, а если бы знали, то не только никуда бы не пошли, но разорвали бы вас в клочья вместе с Гапоном, своими руками»32.

Вообще, тот же Троцкий признает, что 7 января число бастовавших достигло 140 000 человек. Кульминационным пунктом стало 10 января. А 13-го уже начали приступать к работам.

Так или иначе, но события 9 января 1905 года стали безусловной трагедией.

По их итогам было проведено гласное расследование. Министр внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский, министр юстиции Н.В. Муравьев (1850–1908) и градоначальник И.А. Фуллон ушли в отставку.

Все погибшие были похоронены за государственный счет. Все пострадавшие семьи получили компенсацию, причем весьма значительную.

Так, по данным историка П.Мультатули: «Каждой пострадавшей семье из личных средств царя было отпущено по 50 000 рублей, огромная по тем временам сумма»

Январский расстрел. Почему кровавое воскресенье уничтожило веру в царя

Автор:

11 января 2017 08:30

Расстрел мирного шествия к царю 9 января 1905 года вошёл в историю как Кровавое воскресенье.

Солдаты у Нарвских ворот накануне 9 января

Солдаты у Нарвских ворот накануне 9 января

Расстрел мирного шествия к царю 9 января 1905 года вошёл в историю как Кровавое воскресенье. Это событие не было ни революцией, ни восстанием, но его влияние на ход русской истории оказалось огромным. Происшедшее изменило сознание людей и навсегда «похоронило» так старательно создаваемую идеологию о единении царя и народа – «Православие, Самодержавие, Народность». В годовщину трагедии SPB.AIF.RU вспомнил, что произошло январским днём в Петербурге 110 лет назад.

Легальные профсоюзы

Ни в чём не повинных людей, ставших жертвами решений представителей государственной власти, в России было много и до 9 января 1905 года. На Сенатской площади в декабре 1825-го погибли сотни случайных зевак, в мае 1896-го тысячами трупов закончилась давка на Ходынском поле. Январская демонстрация 1905 года обернулась расстрелом целых семей, которые шли к царю с просьбой защитить их от произвола чиновников и капиталистов. Приказ стрелять в безоружных людей стал толчком к первой русской революции. Но главным необратимым последствием трагедии стало то, что бессмысленное убийство уничтожило веру в царя и стало прологом для изменения государственного строя России.

Георгий Гапон

Георгий Гапон

Главными участниками мирного шествия были члены крупной легальной рабочей организации Санкт-Петербурга «Собрание русских фабрично-заводских рабочих», основанной популярным священником и блестящим оратором Георгием Гапоном. Именно «Собранием» во главе с Гапоном была подготовлена петиция рабочих и жителей Петербурга и организовано шествие к царю.

«Собрание» было одной из ассоциаций, созданных в начале ХХ века для отвлечения рабочих от политической борьбы. У истоков создания подконтрольных рабочих организаций стоял чиновник департамента полиции Сергей Зубатов. Он планировал с помощью легальных организаций отгородить рабочих от влияния революционной пропаганды. В свою очередь, Георгий Гапон считал, что тесная связь организаций с полицией только компрометирует их в глазах общества, и предлагал создавать общества по образцу независимых английских профсоюзов.

Священник написал новый устав общества, резко ограничивающий вмешательство полиции в его внутренние дела. Залогом успеха Гапон считал принцип рабочей самодеятельности. По новому уставу Гапон, а не полиция контролировал всю деятельность общества. Устав был лично одобрен министром внутренних дел Вячеславом Плеве. В итоге Георгий Гапон абсолютно официально стал посредником между рабочими и правительством, и выступил гарантом лояльности рабочего класса к государственной политике.

Забастовки в Петербурге

В начале декабря 1904 года с Путиловского завода Петербурга были незаконно уволены четверо рабочих — членов «Собрания». Быстро распространился слух, что они уволены именно за принадлежность к профсоюзной организации. Члены организации увидели в увольнении вызов, брошенный «Собранию» со стороны капиталистов. Существующие до этого контакты Гапона с правительством и полицией прекратились. В первых числах января 1905 года на заводе началась забастовка. Гапон обратился к руководству завода с просьбой отменить незаконное увольнение рабочих, но получил отказ. 6 января руководство «Собрания» объявило о начале всеобщей забастовки, и к 7 января забастовали все заводы и фабрики Петербурга. Когда стало ясно, что экономические методы борьбы не помогают, члены организации приняли решение выступить с политическими требованиями.

Бастующие рабочие у ворот Путиловского завода. Январь 1905 г.

Бастующие рабочие у ворот Путиловского завода. Январь 1905 г.

Петиция к царю

Идея обратиться к царю с просьбой о помощи через петицию возникла у нескольких радикально настроенных членов «Собрания». Ёе поддержал Гапон и предложил организовать подачу петиции как массовое шествие рабочих к Зимнему дворцу. Лидер организации призвал рабочих, взяв с собой иконы и портреты царя, идти к Зимнему вместе с жёнами и детьми. Гапон был уверен, что царь не сможет не ответить на коллективное прошение.

В петиции говорилось о том, что «рабочие и жители Петербурга разных сословий с женами, детьми и старцами, пришли к нему, к государю, искать правды и защиты».

«Мы обнищали, — писали они, — нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к paбам, которые должны терпеть горькую участь и молчать. Нет больше сил, государь! Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу».

Помимо жалоб и эмоций в тексте перечислялись конкретные политические и экономические требования: амнистии, повышения зарплаты, постепенной передачи земли народу, политических свобод и созыва Учредительного собрания.

С самого начала забастовки в министерстве внутренних дел считали, что влияние, которое имеет на рабочих священник Гапон, удержит их от противозаконных действий. Но 7 января правительству стало известно о содержании петиции. Политические требования возмутили чиновников. Никто не ожидал, что движение примет такой серьёзный оборот. Царь спешно покинул Петербург.

На Дворцовой площади, 9 января 1905 года

На Дворцовой площади, 9 января 1905 года

Расстрел демонстрации

С самого начала Гапон старался не дать властям повода применить силу и стремился придать шествию максимально мирный характер. Было решено, что народ пойдёт к царю абсолютно безоружным. Но все же в одной из последних речей накануне шествия Гапон говорил: «Здесь может пролиться кровь. Помните — это будет священная кровь. Кровь мучеников никогда не пропадает — она даёт ростки свободы».

Накануне шествия состоялось правительственное совещание, где обсуждались варианты развития событий. Одни чиновники призывали не допускать митингующий народ на Дворцовую площадь, напоминая, чем закончилась трагедия на Ходынке, другие предлагали разрешить подойти к дворцу только избранной депутации. В итоге было решено расставить на окраинах города заставы из воинских подразделений и не пускать людей в центр города, а на случай прорыва — разместить войска на Дворцовой площади.

Организаторы шествия, хотя и были готовы к кровопролитию, в последний момент решили предупредить власть о мирном характере шествия. Присутствовавший на собрании Максим Горький предложил послать депутацию к министру внутренних дел. Но время было упущено, Петр Святополк-Мирский также покинул город, уехав в Царское село к царю.

Утром 9 января больше 100 тысяч человек из нескольких рабочих районов Петербурга — Нарвской и Невской заставы, Выборгской и Петербургской стороны, с Васильевского острова – начали двигаться к Дворцовой площади. По плану Гапона, колонны должны были преодолеть заставы на окраинах города и к двум часам дня соединиться на Дворцовой площади. Для придания шествию характера крестного хода рабочие несли хоругви, кресты, иконы и портреты императора. Во главе одного из потоков шёл священник Гапон.

9 января 1905 г. Кавалеристы у Певческого моста задерживают движение шествия к Зимнему дворцу.

9 января 1905 г. Кавалеристы у Певческого моста задерживают движение шествия к Зимнему дворцу.

Первая встреча шествия с правительственными войсками произошла у Нарвских триумфальных ворот. Несмотря на оружейные выстрелы, толпа под призывы Гапона продолжала двигаться вперёд. По митингующим стали стрелять прицельным огнём. К 12 часам дня было разогнано шествие на Петроградской стороне. Отдельные рабочие перебирались по льду через Неву и мелкими группами проникали в центр города, где их также встречали вооруженные солдаты. Начались столкновения на Дворцовой площади, на Невском проспекте и в других частях города.

По данным полицейских отчётов, стрельба была вызвана нежеланием толпы разойтись. Погибло около 200 человек, среди них женщины и дети, почти 800 было ранено. Столкновения с полицией продолжались всю неделю. Самому Георгию Гапону удалось скрыться, его спрятал на своей квартире Максим Горький. По воспоминаниям очевидца, поэта Максимилиана Волошина, в Петербурге о тех событиях говорили так: «Последние дни настали. Брат поднялся на брата… Царь отдал приказ стрелять по иконам». По его мнению, январские дни стали мистическим прологом великой народной трагедии.

Могилы жертв «Кровавого воскресенья» на Преображенском кладбище под Петербургом.

Могилы жертв «Кровавого воскресенья» на Преображенском кладбище под Петербургом.

ессмысленное убийство людей послужило толчком к первой русской революции. Она стала самой долгой в истории России и закончилась ограничением самодержавия и серьёзными либеральными реформами. По её итогам Россия, как казалось тогда многим, закономерно и прочно, как и почти все европейские страны, встала на путь парламентаризма. На самом деле, в те дни был запущен маховик революционной энергии, бесповоротно изменивший государственный строй в нечто совершенно далёкое от правового демократического государства.

Еще крутые истории!

Новости партнёров

реклама

С этого дня начался крах царской России

09 января 2021, 11:31, ИА Амител

9 января 1905 года в Петербурге погибли мирные рабочие, которых к императору вел священник Гапон. С этого дня начался крах царской России.
 

В этот день произошло одно из знаковых событий в российской истории. Он ослабил, если не похоронил вовсе, вековую веру народа в монархию. И это способствовало тому, что уже через двенадцать лет царская Россия прекратила свое существование.

Каждому, кто учился в советской школе, известна такая трактовка событий 9 января: агент охранки Георгий Гапон, выполняя приказ своего начальства, вывел народ под солдатские пули. Сегодня национал-патриоты выдвигают совсем другую версию: якобы революционеры втемную использовали Гапона для грандиозной провокации. Что же произошло на самом деле?

На проповеди собирались толпы

«Провокатор» Георгий Гапон родился 5 февраля 1870 года на Украине, в семье священника. После окончания сельской школы поступил в киевскую семинарию, где показал себя человеком незаурядных способностей. Получил назначение в один из лучших киевских приходов – церковь на богатом кладбище. Однако живость характера помешала молодому священнику встать в стройные ряды провинциального духовенства. Он перебрался в столицу империи, где блестяще сдал экзамены в духовную академию. Вскоре ему предложили место священника в расположенной на 22-й линии Васильевского острова благотворительной организации – так называемой Миссии синего креста. Вот там-то он и нашел свое настоящее призвание…

Миссия занималась помощью рабочим семьям. Гапон с энтузиазмом взялся за это дело. Он ходил по трущобам, где обитали бедняки и бомжи, и проповедовал. Его проповеди имели бешеный успех. Для того чтобы послушать батюшку, собирались тысячи людей. В совокупности с личным обаянием это обеспечило Гапону вход в высшее общество.

Правда, миссию вскоре пришлось покинуть. Батюшка завел роман с несовершеннолетней особой. Но путь наверх уже был проложен. Священник знакомится с таким колоритным персонажем, как жандармский полковник Сергей Зубатов.

Полицейский социализм

Зубатов был создателем теории полицейского социализма.

Григорий Гапон. Фото: Википедия

Григорий Гапон. Фото: Википедия

Он полагал, что государство должно быть выше классовых конфликтов, выступать в роли арбитра в трудовых спорах между рабочими и предпринимателями. С этой целью он по всей стране создавал рабочие союзы, которые с помощью полиции пытались отстаивать интересы трудящихся.

Однако по-настоящему успешной эта инициатива оказалась лишь в столице, где возникло Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга. Гапон несколько видоизменил идею Зубатова. По мнению священника, рабочие объединения в первую очередь должны заниматься образованием, борьбой за народную трезвость и тому подобное. При этом служитель культа так организовал дело, что единственной связкой между полицией и Собранием был он сам. Хотя агентом охранки Гапон не стал.

Поначалу все шло очень хорошо. Собрание росло как на дрожжах. В разных районах столицы открывались все новые и новые секции. Тяга к культуре и образованию среди квалифицированных рабочих была достаточно высока. В Союзе учили грамоте, истории, литературе и даже иностранным языкам. Причем лекции читали лучшие профессора.

Но главную роль играл сам Гапон. На его речи шли как на молитву. Он, можно сказать, стал рабочей легендой: в городе говорили, что вот, мол, нашелся народный заступник. Словом, батюшка получил все, чего желал: с одной стороны, влюбленную в него многотысячную аудиторию, с другой – полицейскую «крышу», которая обеспечивала ему спокойную жизнь.

Попытки революционеров использовать Собрание для своей пропаганды успеха не имели. Агитаторов выпроваживали. Более того, в 1904 году, после начала русско-японской войны, Союз принял обращение, в котором клеймил позором «революционеров и интеллигентов, раскалывающих нацию в трудный для Отчизны час».

Рабочие все чаще обращались к Гапону с просьбой помочь в решении своих проблем. Сначала это были, говоря современным языком, локальные трудовые конфликты. Кто-то требовал выгнать с завода дающего волю кулакам мастера, кто-то – восстановить на работе уволенного товарища. Гапон решал эти вопросы за счет своего авторитета. Приходил к директору завода и начинал светский разговор, мимоходом упоминая, что у него есть связи в полиции и в высшем свете. Ну а под конец ненавязчиво просил разобраться с «простым дельцем». В России человеку, который парит столь высоко, не принято отказывать в таких мелочах.

Ситуация накаляется…

Заступничество Гапона привлекало в Союз все больше людей. Но ситуация в стране менялась, забастовочное движение стремительно нарастало. Настроения в рабочей среде становились все более радикальными. Чтобы не терять популярность, батюшке приходилось за ними тянуться.

И неудивительно, что его речи становились все более «крутыми», соответствующими настроениям масс. А в полицию доносил: в Собрании – тишь да гладь. Ему верили. Жандармы, наводнив агентурой революционные партии, практически не имели осведомителей среди рабочих.

Отношения между пролетариями и предпринимателями накалялись. 3 декабря 1904 года забастовал один из цехов Путиловского завода. Бастующие требовали восстановления на работе шестерых уволенных товарищей. Конфликт был, в сущности, пустячный. Но дирекция пошла на принцип. Как всегда вмешался Гапон. На этот раз слушать его не стали. Деловым людям уже изрядно надоел священник, который постоянно сует нос в их дела.

По ращным данным, в этот день погибли от 60 до 1000 человек. Фото: картина неизвестного автора.

По разным данным, в этот день погибли от 60 до 1000 человек. Фото: картина неизвестного автора

Но «на принцип» пошли и рабочие. Через два дня встал весь Путиловский. К нему присоединился Обуховский завод. Вскоре бастовала чуть ли не половина предприятий столицы. И речь шла уже не только об уволенных рабочих. Звучали призывы к установлению восьмичасового рабочего дня, который тогда был только в Австралии, к введению Конституции.

Собрание было единственной легальной рабочей организацией, оно и стало центром забастовки. Гапон попал в крайне неприятную ситуацию. Поддержать бастующих – значит, вступить в жесткий конфликт с властями, настроенными очень решительно. Не поддержать – мгновенно и навсегда потерять свой «звездный» статус в пролетарской среде.

И тут Григорий Аполлонович додумался до спасительной, как ему казалось, идеи: организовать мирное шествие к государю. Текст петиции принимался на заседании Союза, которое проходило очень бурно. Скорее всего, Гапон рассчитывал, что царь выйдет к народу, что-нибудь пообещает и все утрясется. Служитель культа метался по революционным и либеральным тусовкам, договариваясь о том, чтобы 9 января не было никаких провокаций. Но в этой среде полиция имела много осведомителей, и о контактах священника с революционерами стало известно.

Власти запаниковали

Накануне 9 января 1905 года власти начала охватывать паника. Действительно, в центр города двинутся толпы, которые поведет человек с непонятными замыслами. К этому какое-то отношение имеют экстремисты. В охваченных ужасом «верхах» просто не нашлось трезвомыслящего человека, который смог бы выработать адекватную линию поведения.

Это объяснялось еще и тем, что во время Крещенского купания на Неве, на котором по традиции присутствовал император, одно из артиллерийских орудий произвело залп в направлении царской палатки. Орудие, предназначенное для учебной стрельбы, оказалось заряженным боевым снарядом, он разорвался недалеко от палатки Николая II. Никто не погиб, но был ранен городовой. Расследование показало, что это несчастный случай. Но по городу поползли слухи о покушении на царя. Император в спешном порядке покинул столицу, выехал в Царское Село.

Окончательное решение о том, как действовать 9 января, фактически должны были принимать столичные власти. Армейские командиры получили очень невнятные указания: не допустить рабочих в центр города. Каким образом, непонятно. Петербургская полиция, можно сказать, вообще не получала никаких циркуляров. Показательный факт: во главе одной из колонн шел пристав Нарвской части, как бы легализуя своим присутствием шествие. Он был убит первым же залпом.

Этот день стал толчком к первой русской революции. Фото: кадр из фильма

Этот день стал толчком к первой русской революции. Фото: кадр из фильма

Трагический финал

9 января рабочие, которые двигались по восьми направлениям, вели себя исключительно мирно. Несли портреты царя, иконы, хоругви. В колоннах были женщины и дети.

Солдаты же действовали по-разному. Например, возле Нарвской заставы они открыли огонь на поражение. А вот процессию, двигавшуюся по нынешнему проспекту Обуховской обороны, войска встретили на мосту через Обводный канал. Офицер объявил, что не пропустит людей через мост, а остальное – не его дело. И рабочие обошли заслон по льду Невы. Именно их и встретили огнем на Дворцовой площади.

Точное количество людей, погибших 9 января 1905 года, неизвестно до сих пор. Называют разные числа – от 60 до 1000.

Можно говорить о том, что в этот день началась первая русская революция. Российская империя устремилась к своему краху.

http://www.kp.ru/daily/26328.2/3210114/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник лели у славян
  • Праздник кришнаитов сегодня какой
  • Праздник лексическое значение толковый словарь
  • Праздник крещеных татар
  • Праздник лезгинов яран сувар