Праздник кубанского казачества

Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казацких поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

Казачьи праздники

  Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

  В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.

Казачий праздник Рождества

  Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.

Святочные казачьи празднования

  Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.

Казачий праздник Крещения

  Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.

Казачий праздник Масленицы

  У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.

Казачий праздник Пасхи

  Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.

Казачий праздник Троицы

  Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди.

Казачий праздник Покрова Богородицы

  Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.

День нагайки — 23 ноября!

Нагайка для казака никогда не была просто плетью, как средством управления лошадью. Скорее наоборот, потому что конь был боевым товарищем, и казак старался без нужды его не травмировать, управляя им в основном поводьями и нагайкой, но не шпорами. Сакральный смысл нагайки в ином: это — символ самого казачьего статуса. Именно возможность обладания нагайкой, а не шашкой, пикой или другим оружием, отличало полноправного казака в донских и кубанских станицах. Ее могли носить только взрослые казаки, и только мужчины. В некоторых станицах критерии были еще жестче: правом на нагайку обладали лишь женатые казаки.

Казачьи праздники по войскам

Помимо православных праздников, в казачей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.

Амурское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг войска.

Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.

Донское казачество отмечает:

  • 14 января – круг Донского казачества;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 13 августа – праздник первого полка;
  • 29 августа – праздник четвертой сотни;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг;
  • 3 декабря – праздник одиннадцатого полка;
  • 19 декабря – праздник первой батареи.

Забайкальское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 4 июля – круг Забайкальского войска.

Кубанское казачество отмечает:

  • 16 апреля – войсковой круг Кубанского войска;
  • 19 апреля – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 12 сентября, 30 октября – праздник всех частей войска и войсковой круг;
  • 19 декабря – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни и Кубанского казачьего дивизиона.

Оренбургское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник всех частей войска;
  • 22 мая – праздник четвертого полка;
  • 12 сентября – праздник пятого полка.

Семиреченское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник первого конного полка и войсковой круг;
  • 26 июля – праздник второго конного полка.

Сибирское казачество отмечает:

  • 16 февраля – праздник первого конного полка;
  • 25 февраля – праздник третьего конного полка;
  • 19 декабря – праздник всех частей.

Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.

Уральское казачество отмечает:

  • 14 августа – праздник первого полка;
  • 21 ноября – праздник всех частей и войсковой круг.

Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.

Общеказачий воинский праздник

Его проводят в большинстве станиц. Главная цель организации такого торжества – демонстрация умений молодых и опытных казаков. Начиналось все с общевойскового построения. Атаман с символами власти – булавой и насекой – возглавлял шествие, направляющееся на традиционную литургию в храм. После неё из храма выносились иконы и знамена. Далее начинались игрища. Проводились состязания, показательные выступления с оружием, скачки на конях, джигитовка. Завершал праздник общий пир и массовые гулянья с песнями и плясками.

Отмечает его:

  • 30 марта – Амурское, Забайкальское и Уссурийское казачьи войска;
  • 6 мая – Оренбургское и Семиреченское казачьи войска;
  • 1 сентября – Астраханское казачье войско;
  • 7 сентября – Терское казачье войско;
  • 12 сентября – Кубанское казачье войско;
  • 30 октября – Донское казачье войско;
  • 21 ноября – Уральское казачье войско;
  • 19 декабря – Сибирское казачье войско.

Казачий праздник Новый год

  Главным действующим лицом в праздновании наступления нового года у казаков был стол. Чем богаче угощение – тем обильнее будет урожай, и тем сытнее будет в семье. Это время также считалось порубежным. В новогоднюю ночь гадали, а утром казаки ходили по домам с посеванием – рассеиванием зерен пшеницы, гороха или кукурузы по полу избы и на головы хозяевам. Также утром нового года смотрели, кто первым придет к семье в гости: если мужчина – к удаче, а если женщина – к убытку.

  Каждый казак, будь то уралец ли донец, жив своими корнями и традициями. Испокон века празднования в станицах проходили сообща, всей гурьбой. Это не только позволяло каждому почувствовать себя членом большой и дружной семьи, но и очень сплачивало народ, чтобы в случае опасности также дружно встать на оборону родной земли.

Бабенко А.,

педагог дополнительного образования МБОУ ДО
ДМЦ г. Краснодара, руководитель объединения «Традиции войска кубанского»

ПРАЗДНИКИ
И ИХ РОЛЬ

В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Введение

Жизнедеятельность
каждого человека и любого общества на всём протяжении их существования
циклична. Трудовые будни чередуются и сменяются празднично-обрядовым временем.

«Принято
считать, что в «праздник» нужно радоваться, не работать –
дескать, праздный день и всё тут. Однако этимология считает, что слово «праздник»
более родственно словам «порожний», «порозднь» и
старославянским словам со значением «бежать», «удалять».
Иначе говоря, праздник – время, как бы вычеркнутое из повседневности. В
праздник граница между мирами истончается. Поэтому все такие дни потенциально
опасны. Праздник отличается от будней тем, что в такие дни действует куда
большее количество ритуальных запретов и ограничений, предписаний и правил,
нежели в дни простые»[1].

Выделяются
четыре основных функции обряда/праздника.

1.
Функция социализации: подготовка индивида через воспитание определённых
качеств и передача знаний, необходимых для жизни в обществе.

2.
Объединительная функция, благодаря которой, регулярно обновляются связи
в обществе, осознаётся взаимозависимость членов общества. С помощью обряда
консолидация происходит в двух направлениях: по горизонтали, между
современниками, ныне живущими; и по вертикали, потомки-предки,
прошлое-настоящее.

3.
Функция воспроизводства общественного опыта (традиций, знаний,
ценностей).

4.
Психотерапевтическая функция. Устойчивость, ритмичность, сменяемость ритмов
жизнедеятельности, восстановление и обновление солидарности, традиций, причастности
индивида, группы к этому процессу через участие порождали чувство стабильности,
уверенности в будущем, формировали атмосферу комфорта.

Эти
и другие функции присущи всем трём типам обрядов/праздников:

(1)                         
окказиональным
(связанным с незапрограммированными событиями: болезнь, война, засуха и т.п.),

(2)                         
жизненного круга/цикла
(связанным с рождением, браком, смертью и т.д.),

(3)                         
календарного круга/цикла (годовые праздники и обряды: Рождество, Новый год и т.д.),
здесь же можно выделить и систему производственных праздников и обрядов,
связанную с началом и окончанием наиболее важных сельскохозяйственных работ
(начало/окончание пахоты, сбора урожая/жатвы, первого выгона скота в стадо и
т.д.). Престольные/храмовые праздники также относятся к числу
календарных. Они отмечались в день Господских, Богородичных праздников или
святых, имя которого носил храм: «Георгиевская церковь» (во имя
святого Георгия) и т.д.

Длительное
сосуществование в среде казачества двух контрастных культур, гражданской и
военной, длительная история казачеств как войсковых, военно-территориальных
общин способствовали зарождению и развитию, в т.ч. в кубанский период истории
казачества, войсковых и воинских праздников и обрядов.

Прежде
всего, как в Запорожской Сечи, так и на Кубани, Черноморском войске наиболее
чтимыми оставались следующие праздники: Покров Пресвятой Богородицы,
Архистратига Михаила, Николая Чудотворца и Пасха. Их празднование, помимо торжественных
богослужений, которые проходили в войсковом храме, могло сопровождаться
торжественным выносом регалий и военными парадами.

Праздничными
датами считались и дни проведения вначале общевойсковой рады, а затем
(общевойскового круга). Праздничными являлись и дни вручения императором или
императрицей очередных знамён, поднесение войску подарков (в современности таковым
праздничным днём считается день принятия Закона РФ о реабилитации репрессированных
народов и казачества).

Помимо
прочего праздниками являлись и юбилейные исторические даты (годовщины
переселения на Кубань, годовщины сражений («Тиховские» и другие
поминовения)).

Проведение
войсковых и воинских праздников и обрядов, безусловно, способствовало консолидации
казачества, обеспечивало и обеспечивает историческую преемственность между
поколениями в ратной среде, и воспитывает патриотические чувства в молодом
поколении.

Но
именно календарная обрядность занимает особое место в системе
праздников, так как она выполняет функцию интеграции общества и воспроизводства
социокультурного опыта.

Во-первых, основные ритуалы главных годовых
обрядов являются всеобщими и общественно значимыми. Во-вторых, они
связаны с проблемами гармонизации отношений между индивидом (семьёй), обществом
и природой, индивидом, обществом и Творцом.

Благодаря
календарным праздникам и формируется своеобразная атмосфера преемственности.

Такая
преемственность обеспечена и компромиссом между новым (православным) и
традиционным (славянским) мировоззрением.

Казачество,
как народ крайне практичный, мудрый и внимательный, восприняв новые праздники,
использовало эти ритуалы и их инструменты для обеспечения своего благополучия
в повседневном быте, для решения конкретных задач: приобретения потомства, лечения,
укрепления семьи, хозяйства и т.д.

И
это вполне объяснимо и оправдано, поскольку, оказавшись на новой, необжитой
территории, казачество должно было не просто выжить. Но выжить через создание
(сотворение) среды обитания. Для этого, наряду с другими элементами и
компонентами традиционной культуры, использовалась и домашние обряды/праздники,
сконцентрированные вокруг домашнего очага. Это особая стратегия поведения в
мире и обществе.

Однако
эти частные праздники, ритуалы в полной мере изменить изначальную
предопределенность не в состоянии. Они, скорее всего, направлены не на
сотворение, а на получение (или неполучение) запрограммированного в начале
года, жизни. Ритуалы начала сева (молитва, закапывание крестов в землю и т.п.)
обеспечат хороший урожай в том случае, если он «предусмотрен в начале
года».

Календарные
праздники и их роль.

Зимние праздники и обряды

Основу
зимнего периода календаря составляет рождественско-крещенский комплекс,
включающий в себя Рождество, Новый год и Крещение. Отражая общую
идею перехода от старого к новому, рождения, обновления и обеспечения
благополучия в новом годовом цикле, каждый из них, вместе с тем, содержит
аспекты сосуществования в развитии природы, общества, индивида. Наиболее полно
ритуалы представлены в зимней святочной обрядности, знаменующей конец старого и
начало нового календарного года и сотворение своими поступками в целом
благополучного годового цикла. Это такие действа, как колядование и щедрование,
посевание и вечеря, кутья, на которую «приглашают» умерших предков, Мороза, а
кто не боится – и домового, с тем, чтобы посевы не вымерзли, чтобы всё
плодилось и т.д. Особое значение придавали первому дню Нового года, его началу.
В этот день необходимо было рано встать, до восхода солнца, приготовить еду и
управиться по хозяйству – тогда весь год всё будешь успевать делать. Первым в
дом должен был войти чужой (извне) мужчина – будет в доме порядок и достаток.

Наиболее
крупными праздниками летне-осеннего периода являлись Троица, Иван
Купала и Спас.

Весенние
праздники и обряды

Весенний
цикл включает в себя великопостный комплекс (Прощенный день, Жиловый
понедельник, Сороки (сорок святых), Средокрестие, Вербное воскресенье, Чистый
четверг и страстную пятницу на Страстной/Страшной неделе накануне Пасхи), Паску/Пасху,
(Красную горку), Провода/Проводы и конечно Масленицу, с которой
собственно и начинается весенняя часть календарного круга (кстати в этом году
Масленицу будем отмечать с 3 по 9 марта).

Рассмотрим
подробнее традиции её проведения.

Масленица.

Яркий
и меткий пример празднования Масленицы мы видели в фильме Н. Михалкова
«Сибирский цирюльник».

В
большинстве станиц Кубани встреча и проводы не выделялись, а основными
компонентами праздника были вязание колодок, взаимные гостевые визиты с
угощением ритуальной пищей, различные игровые и развлекательные элементы, в том
числе утратившее обрядовое значение ряженье и ритуал прощения в последний день
Масленицы.[2]

Пища. Обязательными блюдами на Масленицу были
яйца, яичница и блины, как символ солнца, вареники с творогом. В некоторых
станицах отдавали предпочтение или блинам или вареникам, в некоторых станицах
выделяли и другие обязательные блюда, к примеру, лапшевник.

Особенно
обильным был ужин в последний день Масленицы на кануне поста. Однако пищи
готовили так много, что её за неделю не съедали. С остатками в разных станицах
или даже семьях поступали по-разному: закапывали, отдавали курам или поросятам.
В отдельных станицах отмечен своеобразный ритуал окончания масленичной трапезы,
«полоскание кувшинчиков».

Масляной
недели присущ и ритуал «вязания колодок». В большинстве
случаев участниками этого действия являлись незамужние женщины.

Наиболее
типичная ситуация, когда «пострадавшими» оказывались девушки и парни,
достигшие брачного возраста, но по каким-либо причинам не обзаведшиеся семьёй.
Особенно много колодок вязали тем, кто отказал сватам.

В
любом случае это была та категория населения, которая, достигнув брачного возраста,
не выполнила социальных, репродуктивных (деторождение) обязанностей перед
обществом. В отдельных случаях старались застать парня или девушку спящими. А
те, кому привязывали колодку, должны были откупиться или организовать угощение.

Сами
колодки отличались значительным разнообразием. Наиболее распространённая форма
— полено, пенёк, деревянная колодка в виде сапожной, или небольшая деревяшка с
отверстием для шнура.

Колодку
могли привязать к ноге, руке, на спину, на шею. В ряде станиц вязание колодок
протекало в форме сложного ритуала. Его участники собирались в месте и, образовав
карагод, с песней шли по станице, заходя в те дома, семьи, где была молодёжь,
не вышедшая, «несмотря на лета», замуж.

Игровая и развлекательная сторона Масленицы
разнообразна и включает элементы, имевшие в прошлом обрядовое значение:
ряжение, катание на санках с горы и пр.

Широко
распространённое на Кубани катание на санках с горки по льду рек, а так же
катание на лошадях, особенно характерно для бывших линейных станиц.

Столь
же широко были распространены и скачки, джигитовки, стрельба в цель, рубка
чучел и кулачные бои («Лава», «Стенка на стенку»).
Победителям соревнований устанавливались призы: сукно на черкеску, материал на
бешмет. В этих соревнованиях участвовали и мальчики. Практиковались игры
«в мячика», «в цурку», катание на качелях.

Заметное
место в празднике занимали игры и хороводы. Этот танок вели взявщись за вышитые
полотенца. Популярны были игры «Воробей», «Селезень»,
«Король, представлявшие собой игровые песни или хороводы, а также игра
«в мечик», «в гилку» (мяч, лапта). Некоторое распространение
имели такие игры как «снежный городок», шканцы».

В
отдельных станицах на Масленицу сохранялся обычай ряжения. Молодые женщины
водили «козу» в шубе на изнанку, с деревянным маскоидом и
колокольчиком, иногда водили «кобылу». Процессия, состоявшая из мужчин
и женщин, ходила по дворам, исполняя песни и собирая съестное. Затем
устраивался коллективный пир.

Иногда
изготавливали чучела из соломы, которое носили по станице ряженые. Набивали
мешок соломой, из конопли делали косу, голову могли делать из тыквы. Чучело
насаживали на палку. Сопровождающие рядились во всё старое, несли «фонари
в виде ламп», разрисованные под человеческое лицо, или фонари из тыкв.

Основным
же моментом этого праздника были взаимные гостевые визиты, в первую очередь к
родственникам по линии жены, подтверждение дружеских отношений, т.к. в эту
неделю «нельзя ссориться, завидовать».

В
недалёком прошлом были широко распространены специальные масленичные песни,
связанные с основными ритуалами и молодёжными гуляниями. Однако к нашему
времени сохранились лишь коротенькие припевки.

Например:

«Ой, Масли, Маслина, чиво ты мала?

Кабе тибе семь недель, а поста одна!

Ой, тай, рай туда, рай, рай, рай,

Кабе тибе семь недель, а поста одна!».

Помимо
основных моментов, в кубанской Масленице встречается немало интересных деталей.
В некоторых станицах обязательно надо было обновить/»примазать пол в
хате». В отдельных – существовало поверье, что блины необходимо печь в
первый день, чтобы деньги водились. Практически повсеместно существовал запрет
на прядение. В некоторых станицах праздник завершался своеобразными ритуалами.
Так, оставшееся от масляной «скоромное» отдавали свиньям и перемывали
всю посуду. Кое-где собирались компаниями, чтобы «выполоскать
кувшинчики» из-под молока.

Прощеный день, Прощеное воскресенье.

Если
строго следовать традиции, то Великий пост по церковному календарю начинался с
Масленицы. В течение этой недели уже не употребляли мясную пищу. Однако по
своему содержанию масленичная неделя представляла собой скорее адаптационный
период к строгому посту. Рубежом между мягким строгим постом как раз и являлось
Прощеное Воскресенье, оно приходится на последний день Масленицы. В каждом доме
накрывали столы, ходили друг к другу в гости, целовались, кланялись до земли и
просили друг у друга прощения: «Кума-сваха, прости меня Христа
ради!», («Прости меня за обиду нанесённую словом или делом») –
«Бог тебя простит!»
или «Бог тебя прощает, и я тебя прощаю!».

Вечером
младшие идут в гости к старшим с угощением. В целом ритуал этот во всех
станицах был однотипен, но возможно было и такое, что первым проявлял инициативу
тот, кто чувствовал себя виноватым. Если словесная часть ритуала оставалась
неизменной, то действия могли варьировать. Прося прощения, глубоко кланялись
(обычно поясной, но возможен и земной поклон), трижды целовались, прося
прощение, могли становиться друг напротив друга на колени, просили друг у друга
прощения, затем менялись местами, и ритуал повторялся трижды.

В
целом этот обычай малопонятен, если не брать во внимание его нравственную
сторону, без следующего дня, Жилового понедельника, с которого, по
народной традиции и начинался Великий пост.

Особенное
значение в системе отсчета сакрального времени придавалось первому дню поста —
понедельнику. Наиболее распространенное его название — Жиловый или Жиляный —
происходит от названия пресных коржей (жиляныки), обязательных в этот день.
Жиляныки были просты в приготовлении: мука, сода, соль, вода.

Удается
и сегодня сталкиваться с потрясающе древними по своей основе объяснениями этого
праздника: «в жиловый поныдилок радывся Билый свит, в жыловый вин довжэн и
окончиться… наступэ конець свита… а колы, то одному Богу известно…».

Связано
с этим и Прощеное воскресенье: «Мы ны знаим колы цэ случицця (конец
света). Лягаем спать (накануне Жилового понедельника) и ны знаим — устаным или
ото и всё». Поэтому накануне в Прощеное воскресенье, люди и просили друг у
друга прощения, прощались.

Заключение

Важную
роль в формировании культуры кубанского казачества в целом и системы праздников
в частности сыграли такие социальные институты, как станичная община и
семья.
Семья не только способствовала усилению вариативности, но и сыграла
решающую роль в советский период в сохранении календарных праздников и обрядов
на семейном уровне.

В
то время целенаправленно уничтожался традиционный календарь, а, следовательно,
и система ценностей, которая в нём отражена, но в семьях в той или иной
степени, несмотря на запреты, наказания, осмеяние, продолжали соблюдать обычаи («так
делали наши предки, так и мы должны делать»
).

Велика
роль семьи и в возрождении культурной традиции, поскольку, прежде всего, в
семье дети усваивают социальные и культурные нормы, принятые в среде их народа.

В
настоящее время традиционная культура кубанского казачества находится в состоянии
пассивного бытования. Самая сложная основная задача для современного казачества
это восстановление естественной культурной преемственности между поколениями,
что возможно лишь в случае, если хотя бы одно поколение полностью пройдет через
обучение в специальных клубах, центрах, классах или даже в кругу собственной
семьи[3]

Важной
особенностью традиционной культуры кубанского казачества является наличие
конечной целевой установки: сохранение этноса через культурную преемственность
и воспитание гармонично развитой личности.
Эта преемственность и стала возможной
на Кубани благодаря сохранению отмечания многих традиционных праздников/обрядов.

По
традиционным представлениям, неизменность календаря обеспечивает правильный ход
жизни, устойчивость мира. Повторяющиеся из года в год одни и те же праздники,
обряды, ритуалы и создают эту устойчивость, вечность: «пока служба в цэрквах
правится», «до тих пор, пока мальчикы вэчэрю носять»
— будет стоять Мир!

Литература

1.     
Адамович Г.Э. Стоячая вода. Минск. 2000;

2.     
Бондарь Н.И. Некоторые аспекты традиционных
верований славянского населения Кубани. Краснодар. 1998;

3.     
Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды
кубанского казачества. Краснодар, 2003;

4.     
Дикарёвские чтения (6). Краснодар, 2000;

5.     
Дикарёвские чтения (9). Краснодар, 2003;

6.     
Кубанские станицы. М. 1967;

7.     
Очерки традиционной культуры казачеств России. Т.1.
М., Краснодар. 2002;

8.     
Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920
г. Краснодар, 1996;

9.  
Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000;

10. II Международная научно-практическая конференция
«Славянская этносуггестология в повседневном бытии и обеспечении здорового
образа жизни»: Сборник трудов. – Мн., М. 2007.

Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска

        Современное Кубанское казачье войско имеет свои основные праздники, которые приурочены к памятным датам в истории кубанского казачества.

        Среди них наиболее ярко отмечаются три основных даты:

1). День реабилитации кубанского казачества; 2). Годовщина высадки черноморских казаков на Тамань и 3). День образования Кубанского казачьего войска и День Кубанского казачества.

        Все эти праздники являются не только казачьими праздниками, но и праздниками для всей Кубани, поскольку они утверждены Законом Краснодарского края  от 14.12. 2006 г. № 1145-КЗ «Об установлении праздничных дней и  памятных дат в Краснодарском крае».

        День реабилитации кубанского казачества отмечается в связи с принятием в 1991 году Закона РСФСР  от 26.04.1991 г. № 1107-1 ФЗ «О реабилитации репрессированных народов». Данный закон трактует казачество как народ, подвергшийся репрессиям в период становления в стране советской власти.

Этот закон особо дорог для казаков, поскольку он во-первых ставит казачество на ряду с другими народами, а значит трактует казачество как народ, а во-вторых признает его репрессированным и подлежащим полной реабилитации.

        Этот закон во многом определил возможность возрождения казачества в России.

        Однако празднует данный праздник полномасштабно только Кубанское казачье войско.

        Торжества проводятся ежегодно в апреле месяце (в субботу, ближайшую к 26 апреля).

        Мероприятия проводятся в г. Краснодаре и представляют собой парад исторических казачьих отделов Кубанского казачьего войска.

        Начинаются мероприятия у Войскового собора имени Святого Благоверного князя Александра Невского.

        Здесь проводится молебен с участием Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.

Далее казаки проходят по главной улице г. Краснодара – Красной до Театральной площади, где непосредственно проводится парад.

Парад начинается с торжественного выноса Знамени Кубанского казачьего войска и казачьих регалий.

Далее следует обход и приветствие парадных расчетов атаманом Кубанского казачьего воска и командующим парадом.

После обхода расчетов следуют приветственные речи почетных гостей. В параде обязательно принимают участие губернатор Краснодарского края, председатель Законодательного Собрания края, представители силовых структур, делегации из соседних регионов России и иностранные делегации, главы всех муниципальных образований края, представители СМИ и многие другие приглашенные гости.

После, Кубанский казачий духовой оркестр под салютные залпы исполняет гимны России и Кубани.

В дань памяти казакам, погибшим в годы гражданской войны и периода расказачивания, к мемориалу у Вечного огня торжественно отправляется гирлянда памяти, которую сопровождают представители Совета стариков войска и кадеты казачьих кадетских корпусов.

Далее следует торжественное прохождение парадных расчетов.

В прохождении принимают участие парадные расчеты всех районных казачьих обществ Кубанского казачьего войска, казачьих кадетских корпусов Кубани, воинских частей, носящих статус «казачьих».

        После прохождения взрослых парадных расчетов, следуют парадные расчеты учащихся классов и групп казачьей направленности общей численностью более 1500 человек.

        Завершает парад прохождение Кубанского казачьего духового оркестра.

        Парад транслируется в прямом эфире по краевым телеканалам.

        Общее количество участников мероприятия – более 8000 человек.

В начале сентября Кубанское казачье войско отмечает очередную годовщину со дня высадки черноморских казаков на Тамань. (1792 год).

Мероприятие  проводится в ст. Тамань Темрюкского района.

Начинаются торжества с праздничного молебна у памятника запорожским казакам в центре станицы.

Далее следует митинг и возложение цветов к памятнику. В мероприятии принимает участие Кубанский казачий хор, который исполняет гимн Кубани.

После, все делегации перемещаются на скаковое поле этно-культурного комплекса «Атамань», где проводится конно-спортивный праздник.

В рамках мероприятия проводятся соревнования среди взрослых казаков по традиционным видам казачьих состязаний.

Проводятся скачки на призы губернатора Кубани и атамана Кубанского казачьего войска.

Демонстрируются показательные конные выступления по джигитовке и рубке лозы.

Все время мероприятие сопровождается выступлениями казачьих творческих коллективов.

Торжества ежегодно собирают до 15 тысяч зрителей, как с территории Кубани, так и с других регионов России.

В ближайшую субботу к празднику Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) отмечается очередная годовщина образования Кубанского казачьего войска и День Кубанского казачества.

Годовщина образования войска исчисляется по старшинству Хоперского казачьего полка, входившего в состав Кавказского линейного казачьего войска (14 октября 1696 года).

Основные мероприятия проводятся в казачьих отделах (округе) одновременно. Места проведения мероприятий ежегодно меняются.

Торжества включают в себя проведение молебнов, приветствие почетных гостей, награждения особо отличившихся казаков, торжественные прохождения казаков, работу казачьих куреней, выступления казачьих творческих коллективов, спортивные соревнования и народные гуляния.

Целью мероприятия является устроить праздник не только для казаков, но и привлечь к мероприятиям максимальное количество жителей городов, станиц и хуторов.

 В целом  данные мероприятия в казачьих отделах собирают до 50000 участников.

Наиболее значимые даты и мероприятия

Поминовения казаков, погибших во время локальных конфликтов в Придрестровье и Абхазии

Дата: 1 суббота апреля

Основание: определяется отдельным приказом атамана Кубанского казачьего войска

День реабилитации кубанского казачества

Дата: 26 апреля (отмечается в ближайшую к дате праздника субботу)

Основание: Закон Краснодарского края от 14.12.2006 г. № 1145-КЗ «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае» (Принят на основании Закона РСФСР от 26.04.1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» и Закона Краснодарского края от 9.10.1995 г. № 15-КЗ «О реабилитации кубанского казачества»)

Корниловские поминовения (годовщина гибели главнокомандующего Добровольческой армией генерала Л.Г. Корнилова 31 марта (13 апреля) 1918 г.)

Дата: 13 апреля (отмечается в ближайшую к дате праздника субботу)

Основание: определяется отдельным приказом атамана Кубанского казачьего войска

Тиховские поминовения (отмечаются в честь героического подвига казаков Ольгинского кордона под командованием полковника Л.Л. Тиховского в 1810 г.)

Дата: первая суббота мая

Основание: Закон Краснодарского края от 14.12.2006 г. № 1145-КЗ «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае»

Чамлыкские поминовения (отмечаются в память казаков Лабинского отдела Кубанского казачьего войска, погибших в Троицком восстании 1918 г.)

Дата: 3 июня (отмечается в ближайшую к дате праздника субботу)

Основание: определяется отдельным приказом атамана Кубанского казачьего войска

Поминовения «Кущевская атака» (годовщина сражения под станицами Кущевской, Шкуринской, Канеловской (1942 год). Вошло в историю, как знаменитая атака под Кущевской, за которую 17-й казачий кавалерийский корпус, сформированный из кубанских и донских казаков-добровольцев, был переименован в 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус).

Дата: 2 августа, (отмечается в ближайшую к дате праздника субботу)

Основание: определяется отдельным приказом атамана Кубанского казачьего войска

День высадки на Тамани первых черноморских казаков под командованием С. Белого

Дата: 25 августа (отмечается в даты, определенные отдельными распоряжениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края и приказами атамана Кубанского казачьего войска)

Основание: Закон Краснодарского края от 14.12.2006 г. № 1145-КЗ «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае»

Липкинские поминовения (отмечаются в честь героического подвига Георгиевского поста при Липках в 1862 г.)

Дата: первая суббота сентября

Основание: Закон Краснодарского края от 14.12.2006 г. № 1145-КЗ «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае»

День Святого Благоверного князя Александра Невского (войсковой праздник Кубанского казачьего войска

Дата: 12 сентября

Основание: Закон Краснодарского края от 14.12.2006 г. № 1145-КЗ «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае»

Гречишкинские поминовения (отмечаются в честь подвига казаков под командованием сотника А.Л. Гречишкина (1829 г.) в ст. Тбилисской и ст. Казанской

Дата: 14 сентября (отмечается в ближайшую к дате поминовений субботу)

Основание: Закон Краснодарского края от 14.12.2006 г. № 1145-КЗ «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае»

Даховские поминовения (отмечаются в память казаков Майкопского отдела Кубанского казачьего войска, расстрелянных в годы гражданской войны под ст. Даховской)

Дата: третья суббота сентября

Основание: определяется отдельным приказом атамана Кубанского казачьего войска

Михайловские поминовения (отмечаются в память казаков Лабинского отдела Кубанского казачьего войска, погибших в ст. Михайловской в 1918 г.)

Дата: 2 октября (отмечается в ближайшую к дате поминовений субботу)

Основание: Закон Краснодарского края от 14.12.2006 г. № 1145-КЗ «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае»

Апшеронские поминовения (отмечаются в память казаков, зверски убитых в ст. Апшеронской в 1920 г.)

Дата: первая суббота октября, ежегодно

Основание: определяется отдельным приказом атамана Кубанского казачьего войска

День образования Кубанского казачьего войска (дата определена «по старшинству» вошедшего в состав войска Хоперского полка, который в 1696 г. принял участие в Азовском походе Петра I)

Дата: 14 октября, ежегодно (отмечается в ближайшую к дате праздника субботу)

Основание: Закон Краснодарского края от 14.12.2006 г. № 1145-КЗ «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае»

День кубанского казачества

Дата: третья суббота октября (отмечается в дату, совместную с Днем образования Кубанского казачьего войска)

Основание: Закон Краснодарского края от 14.12.2006 г. № 1145-КЗ «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае»

Годовщина со дня 1-го (учредительного) Всекубанского казачьего съезда, который утвердил наименование и устав казачьего объединения – Кубанской казачьей Рады и избрал её атамана. Считается днем начала процесса возрождения казачества на Кубани

Дата: 12-14 октября (отмечается в дату, совместную с Днем образования Кубанского казачьего войска).

Основание: определяется отдельным приказом атамана Кубанского казачьего войска

Годовщина создания Кубанского казачьего войска (путем объединения Черноморского казачьего войска и отдельных частей (первых шести бригад, пешего батальона и двух конных батарей) Кавказского линейного казачьего войска (19 ноября 1860 г.)

Дата: 19 ноября

Основание: определяется отдельным приказом атамана Кубанского казачьего войска


15 октября 2022, 11:02
15 октября 2022, 12:02
15 октября 2022, 13:02
15 октября 2022, 14:02
15 октября 2022, 15:02
15 октября 2022, 16:02
15 октября 2022, 17:02
15 октября 2022, 18:02
15 октября 2022, 19:02
15 октября 2022, 20:02
15 октября 2022, 21:02

  • День кубанского казачества отмечают 15 октября в Краснодарском крае

В этом году Кубанскому казачьему войску исполнилось 326 лет с момента основания.

Кубанские казаки сегодня охраняют государственную границу, общественный порядок в станицах и городах, помогают во время ЧС, всегда с честью несут службу на боевом посту. С праздником казаков поздравил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.

«Сильная воля, трудолюбие, сплоченность и готовность отстаивать свободу и интересы страны всегда отличали кубанское казачество. Это остается неизменным и в наши дни. Сегодня тысячи наших земляков выполняют воинский долг на Донбассе, рискуя жизнью, непримиримо борются с неонацизмом, защищают мирных граждан, доставляют гуманитарную помощь. Мы гордимся, что Кубанское казачье войско по праву считается лучшим в стране, неизменно следует своему историческому предназначению – служить надежной опорой России и обществу. Со своей стороны мы продолжим оказывать содействие войску в укреплении его потенциала и решении важнейших государственных задач», – сказал Вениамин Кондратьев.

Сегодня в Кубанское войско входят 558 казачьих обществ. В честь годовщины со дня образования войска в православных храмах служат молебны, к памятникам казачеству возлагают венки и цветы. В школах проводят тематические классные часы по истории кубанского казачества. В военно-спортивных казачьих клубах устраивают состязания и соревнования по различным видам единоборств, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края.

Ранее сообщалось, что на казачью бригаду «Кубань» сформировали в Краснодарском крае.

  Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

  В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности. 

  Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.

  Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.

  Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.

  У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.

  Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.

  Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди. 

  Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои. 

Помимо православных праздников, в казачьей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.

Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.

Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.

Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.

ЯНВАРЬ

1 января — память Св. преп. Илии Муромца Печерского — «старого казака»

7 января (25 декабря) – Рождество Христово, воспоминание об избавлении Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков

16(3) января 1570 — Старшинство Донского казачьего войска

16 (3) января 1818 — смерть Платова М.И., графа, Донского атамана, героя Измаила, персидского похода 1796, Отечественной войны 1812

16 (3) января 1916 — взятие крепости Эрзерум Кавказской армией, в составе которой казаки составляли половину численности

16 января 1947 — казнены казачьи военачальники Краснов П. Н., Шкуро А. Г. Султан — Гирей Клыч, Краснов С. Н., Доманов Т. И.

18(5) января 1598 — смерть царя Федора Иоанновича, конец династии Рюриковичей, начало русской смуты января 1969 — умер Гамов И. М., последний атаман Амурского казачьего войска января — Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

21 (8 ) января 1654 — решение Переяславской Рады о присоединении к Великороссии всех казачьих земель Украины (окраины) под именем Малороссии; де факто ликвидировано беловежским сговором

25 (12) января 1921- переброска казаков Донского корпуса в эмиграции из лагерей Читалджи на о. Лемнос

27 (14) января 1788 — бывшему полковнику бывшего Запорожского войска Сидору Белому с казаками разрешено поселиться на Тамани

ФЕВРАЛЬ

6 февраля 1921 — убийство Дутова А. И., последнего Оренбургского атамана походного атамана всех казачьих войск

23 февраля 1701 — Полковой праздник Якутского казачьего полка

24 февраля 1919 — Издано церкулярное письмо, Утвержденное на заседании
Оргбюро ЦК РКП(б) подписанное Я.М. Свердловым «О Поголовном уничтожении казачества»

25(12) февраля — День тезоименитства Св. Патриарха Алексия II

МАРТ

1 марта (17.02) 1612 — смерть от голода в польском заточении патриарха Московского и всея Руси Гермогена, из донских казаков

марта (17.02) 1621 — Советом священного Собора, патриархом Филаретом и Государем Царем всей Руси Михаилом Федоровичем указано правило: Ермаку Тимофееву сыну Повольскому, с ним каждому убиенному, кликати вечную память

марта (17.02.) 1738 — Первый Наказной атаман на Дону — Степан Ефремов

марта (18.02.) 1613 — донскими казаками атамана Ф. Межакова возведен на престол Михаил Федорович, первый русский царь из дома Романовых.

5 марта (20.02.) 1920 — умер «Донской Златоуст» — талантливый писатель Федор Дмитриевич Крюков

15(2) марта 1917 — отречение в результате заговора от престола Николая П, Начало гибели Государства Российского

23(10) марта 1607 — Войсковой праздник Енисейского казачьего войска

30 (17) марта — Алексия, человека Божьего. Войсковой праздник Амурского, Забайкальского и Уссурийского казачьих войск

АПРЕЛЬ

2 апреля (19 марта) 1814 — открытие гвардейскими казаками шествия российских, английских и прусских войск по вступлению в Париж

4 апреля 1924 — застрелен Соловьев И.Н., атаман повстанческого отряда в Сибири

5 апреля (23.03) 1917 — открытие 1-го Общеказачьего съезда в Петрограде

7 апреля (25.03) — Благовещение Пресвятой Богородицы

10 апреля (28.03.) 1809 родился казачий генерал, герой Кавказской войны, гордость донских казаков Бакланов Я. П.

10 апреля (28.03) 1750 — образование Астраханского казачьего войска

13 апреля (31 марта) 1918 — погиб сибирский казак, генерал Корнилов Л.Г.

16(3) апреля 1642 — оставление казаками по решению Земского Собора и Указу царя, г. Азова, после Азовского осадного сидения.

18(5) апреля 1917 — начало работы Временного Совета Казачьих войск в Петрограде

30(17) апреля 1818- родился Александр Николаевич Романов, первый Августейший Атаман всех казачьих войск, царь Александр II — Освободитель, убит 14(01)марта1881

МАЙ

мая (20.03) 1788 — казачество на Кубани получило название «Войско верных казаков Черноморских»

мая (21.04.) — 1861 — смерть Ермолова А.П., генерала, Наместника Кавказа

6 мая (23.04) — Великомученика Георгия Победоносца, Войсковой Праздник Семиреченского и Оренбургского казачьих войск

9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Особое
поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в 1941-1945 годах

11 мая (28.04) 1918 — Созыв Крута Спасения Дона, избрание Атаманом П. Краснова

14 (01) мая 1629 — Поход донских казаков на Крым. Взятие Бахчисарая.

19 (6) мая 1868 — Память Иова Многострадального, день рождения Романова Николая Александровича, последнего Русского царя Николая II

(11) мая 1570 — основание Всевеликого Войска Донского; мая 1905 — на хуторе Кружилин ст. Вешенской Донецкого округа родился русский советский писатель, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии Шолохов Михаил Александрович

26 (13) мая 1696 — победный бой донского флота под руководством Фрола Минаева и московского флота Петра I в Азовском море. Гибель турецкого флота

ИЮНЬ

10 июня (28 мая) 1990 — День интронизации Свят. Патриарха Алексия II

10 июня 1906 — в станице Прохладная, Терской области, родился терский казак адмирал Головко Арсений Григорьевич

12-июня (29.05) 1873 — победное завершение Хивинского похода с участием оренбургских и семиреченских казаков.

15 июня 1736 — взятие казаками Азова

30 июня 1990 — День Возрождения казачества России (создания Союза Казаков)

ИЮЛЬ

1 июля 1855 — закладка станицы Алматинская, начало мирного наступления
России в Туркестан, переноса границы России на 2000 километров к югу

3 июля (20.06.) 1648 — начало похода якутского казака Семена Дежнёва, закончившегося открытием пролива между Азией и Америкой

8 июля (25.06.) 1697 — сотня якутских казаков Атласова В.В. водрузила на
Камчатке крест в знак присоединения полуострова к Якутсткому воеводству России

10 июля (27.06.) 1709 — Полтавская битва. Участвуют донские казаки под командой Атамана Фрола Минаева

13 июля (30.06.) 1792 — Войску верных казаков Черноморских Екатериной II пожалованы земли между рекой Кубанью и Азовским морем

26 (13) июля 1867 — учреждение Семиреченского казачьего войска

28(15) июля 1774 — Потемкин Г.А. назначен начальником иррегулярных соединений (Донское, Яицкое и Волжское казачьи войска, Хоперский, Моздокский, Азовский, Таганрогский, Кизлярский и Чугуевский казачьи полки)

31(18).07.1696 — взятие донскими казаками и русскими воинами Азова при Петре I

АВГУСТ

1 августа (19.07) 1914 — начало Великой (Первой мировой) войны

6 августа 1753 — родился Донской Атаман, граф Платов М.И.

8 августа (26.07) 1869 — родился Иванов-Ринов П.П., руководитель антисоветского восстания в Омске, атаман Сибирского казачьего войска с 16.07.1918

9 августа (27.07.) 1657 — умер Хмельницкий Зиновий — Богдан Михаилович,
Малороссийский гетман, организатор борьбы южнорусского народа против польского угнетения (род. ок. 1595)

12 августа (30.07) 1904 — родился Романов Алексей Николаевич, цесаревич, последний Августейший Атаман всех казачьих войск

18 (5) августа 1585 — гибель атамана Ермака Тимофеевича, покорителя Сибирского ханства

19 (6 ) августа — Преображение Господне

29 (16) августа 1914 — гибель Самсонова А.В.,командующего 2-й русской Армией, бывшего наказного атамана Донского и Семиреченского казачьих войск

(15) августа — Успение Пресвятой Богородицы августа 1946 — казнь Семенова Г.М. последнего атамана Забайкальского казачьего войска, (родился 26(13) сентября 1890).

31(18) августа 1722 — начало Персидского похода Петра I с участием казачьих соединений

СЕНТЯБРЬ

1 сентября (19.08.) 1850 — Войсковой праздник Астраханского казачьего войска.

7 сентября (25.08) -1577 — Войсковой праздник Терского казачьего войска

8 сентября (26 августа) 1812 — Бородинское сражение, в котором блестяще проявил себя казачий корпус Платова М. И.

9 сентября (27.08.) 1689 — заключение Нерчинского договора с Китаем. России отошли Забайкалье и побережье Охотского моря

14 (1) сентября 1581 — начало похода атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь

18 (5) сентября 1745 — родился Кутузов М.И. фельдмаршал русской армии

21 (8 ) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

26 (13) сентября 1826 — участие казаков в разгроме персидской армии под Елизаветполем в ходе последней войны России с Персией

27 (14) сентября — Воздвижение Креста Господня

27 (14) сентября 1866 — родился Филимонов А.П.. первый выборный атаман Кубанского казачьего войска

ОКТЯБРЬ

4 октября 1880 — в г. Омске в семье казачьего офицера родился генерал, ученый фортификатор, Герой Советского Союза Карбышев Д. М.

10 октября (27.09) 1760 — вступление казачьих формирований в авангарде русских войск в Берлин

14 (01) октября — Покров Пресвятой Богородицы

14 (01) октября — День «Азовского сидения» — Общеказачий Праздник

18 (5) октября — Войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск

21 октября 1934 — года умер последний выборный атаман Войска Донского Богаевский А.П.

НОЯБРЬ

4 ноября 1990г. Возрождения казачества на Воронежской земле.

4 ноября (22.10) 1612 — освобождение донскими казаками Китай-города в Москве от польских оккупантов

18 (5) ноября 1920 — оставление казачьими частями Крыма

8 ноября (26.10) 1582 — взятие Ермаком столицы Сибирского ханства Искера (Кашлыка).

21 (8 ) ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил
бесплотных. Войсковой праздник Уральского казачьего войска

24 ноября 1730- родился великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус (1799) Суворов Александр Васильевич

ДЕКАБРЬ

1 декабря (17.11) 1896 — родился выдающийся русский полководец, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Жуков Георгий Константинович

4 (21) декабря — Введение во Храм Пресвятой Богородицы

17 декабря 1991 — Войсковой праздник Черноморского казачьего войска

19 (6) декабря — Святителя Николая, Войсковой праздник Сибирского и Иркутского казачьих войск в ознаменование окончательного разгрома у Абалака в 1582 году хана Кучума и его бегства в ногайские (татарские) степи

19 (6) декабря 1788 — взятие г. Очакова

19 (6) декабря 1852 — Праздник Донского Императора Александра III кадетского корпуса

19 декабря 1994 — Войсковой праздник Казачьего войска Калмыкии

21 декабря 1942 — родился Мартынов Александр Гаврилович, Верховный атаман
Общероссийской общественной организации «Союз казаков» с июня 1990 г.

Утром во всех храмах Краснодарского края прошли праздничные литургии. В главном храме Кубани службу возглавил митрополит Павел. Молебен состоялся при участии Кубанского казачьего хора.

Кроме того, в честь годовщины сегодня в Динском районе состоялось торжественное открытие памятника «Казакам-черноморцам». Участие в церемонии принял губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

Этот монумент — дань уважения основателям кубанской земли. Мы бережно храним свои традиции, культуру и православную веру. Помним и чтим тех, кто ценой собственной жизни подарил нам эту прекрасную землю, нашу Кубань — благодатный, благословенный край, – сказал глава региона.

В этом году Кубанскому казачьему войску исполнилось 324 года. Праздник отмечается по «старшинству» самого старейшего из полков, входивших в Кавказское линейное казачье войско – Хоперского, который в 1696 году участвовал в Азовском походе Петра I.

Две тысячи казаков, стоявших под Азовом (донцы, запорожцы и хоперцы), наскучив медленностью осады, самовольно ударили на крепость и отняли у турок два бастиона с четырьмя пушками и там засели. Турки не на шутку перепугались казачьей удали и отчаянной храбрости и, не видя для себя ниоткуда помощи, на другой день завели переговоры о сдаче крепости, — указано в «Летописи Кубанского казачьего войска».

admkrai.krasnodar.ru
admkrai.krasnodar.ru

Казачество активно участвовало во всех войнах России XVIII — XIX веков. Особую популярность ему снискали войны, направленные на защиту христианства и православия, которые вела Россия в Европе и на Кавказе. Вторую половину XIX — начало XX веков можно назвать периодом расцвета Кубанского казачьего войска. Оно владело огромными земельными наделами, имело управление, которое отличалось от других губерний. Было и самобытное местное самоуправление.

В 1917 году Кубанское казачье войско насчитывало 262 станицы и 246 хуторов, в которых проживало 215311 казачьих семей, а это – 52,3% всех хозяйств в сельской местности. В земледелии казаки были лучше других слоев населения оснащены сельскохозяйственной техникой. Довольно высоким для начала XX века у кубанских казаков был и уровень грамотности — более 50 % умели читать и писать.

admkrai.krasnodar.ru
admkrai.krasnodar.ru

День — 14 октября — для кубанских казаков особенный. Православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы, которая на протяжении веков считается покровительницей воинов и казаков. Кроме того, в этот день в 1990 году состоялся Первый Всекубанский учредительный съезд в здании краевой филармонии. Считается, что тогда произошло второе рождение Кубанского казачьего войска.

На съезде был избран атаман, утверждены устав Рады и символы ККВ: флаг — триколор, гимн — историческая песня кубанских казаков «Ты, Кубань, ты — наша Родина…» и войсковой герб, за основу которого взят исторический герб Кубанской области. На сегодняшний день Кубанское казачье войско объединяет 56 тыс. реестровых казаков.

— За почти уже тридцатилетнюю новую историю кубанского казачества мы доказали, что казаки всегда были и остаются залогом благополучия и стабильности на кубанской земле. В этом заслуга и тех, кто стоял у истоков возрождения, и тех, кто и сегодня делает все, чтобы вести войско вперед. Чтобы отметить их труд, мы учредили новую награду «Ветеран Кубанского казачьего войска». Выпускники казачьих кадетских корпусов – это элита будущего нового казачества, — отметил на съезде кубанского казачества в 2018 году атаман Николай Долуда.

В ноябре этого же года в стране было создано Всероссийское казачье общество. В настоящее время в состав ВсКО входят 12 реестровых войсковых казачьих обществ (включая Черноморское ВКО, расположенное на территории Республики Крым). Общая численность реестровых казаков составляет 180 тыс. человек. Кроме реестровых войсковых казачьих обществ на территории России осуществляют свою деятельность общественные казачьи объединения, общая численность которых составляет более 650 тыс. казаков.

В начале октября текущего года губернатор региона Вениамин Кондратьев поддержал кандидатуру своего заместителя — Александра Власова на должность атамана Кубанского казачьего войска. Итоговое решение о назначении примет Президент России.

instagram.com/kazaki_kubani_
instagram.com/kazaki_kubani_

14 октября считается и днем создания Кубанского казачьего хора, преемника Черноморского Войскового певческого хора. В 1810 году предложение о его создании было одобрено войсковым атаманом Фёдором Бурсаком, а уже на следующий год 22 декабря 1811 года император Александр I издал указ «О заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов», то есть духового оркестра.

На сегодняшний день уровень мастерства артистов Кубанского казачьего хора признан во всём мире. Ведущие сцены планеты готовы предоставить свою площадку кубанскому коллективу. Во многом это заслуга художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России, Украины, дважды лауреата Государственной премии РФ, дважды Героя труда Кубани, композитора, фольклориста… перечисление всех званий Виктора Гавриловича Захарченко, пожалуй, займёт ни одну страницу. В коллективе он учитель и живая легенда. Кстати, сегодня же 14 октября в 1974 году Захарченко начал свою работу в народной песне, а 23 октября исполнится 55 лет с той самой, судьбоносной для Виктора Гавриловича записи в его трудовой книжке – об официальном начале работы в ансамбле, первым стал Сибирский народный хор.

instagram.com/kkx_1811.official
instagram.com/kkx_1811.official

— Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России, — написано в журнале «Российское казачество».

КАЗАЧЬИ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ И ПРАЗДНИКИ

ЯНВАРЬ

1 января — память св. преп. Илии Муромца Печерского — «старого казака».

7 января — Рождество Христово, воспоминание об избавлении Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков.

16 января 1570 г. — старшинство Донского казачьего войска.

16 января 1818 г. — смерть Платова М. И., графа, Донского атамана, героя  Измаила, персидского похода 1796 г., Отечественной войны 1812.

16 января 1916 г. — взятие крепости Эрзерум Кавказской армией, в составе которой казаки составляли половину численности.

18 января 1598 г. — смерть царя Федора Иоанновича, конец династии Рюриковичей, начало русской Смуты.

18 января 1969 г. — умер Гамов И.М., последний атаман Амурского казачьего войска.

19 января — Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

21 января 1654 г. — решение Переяславской рады о присоединении к Великороссии всех казачьих земель Украины (окраины) под именем Малороссии.

27 января 1788 г. — бывшему полковнику бывшего Запорожского войска Сидору Белому с казаками разрешено поселиться на Тамани.

ФЕВРАЛЬ

6 февраля 1921 г. — убийство Дутова А.И., последнего Оренбургского атамана, походного атамана всех казачьих войск.

23 февраля 1701 г. — полковой праздник Якутского казачьего полка.

24 февраля 1919 г. — издано церкулярное письмо, утвержденное на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) и подписанное Я.М. Свердловым: «О Поголовном уничтожении казачества».

25 февраля  —  День тезоименитства  Св.  Патриарха Алексия II.

МАРТ

1 марта 1612 г. — смерть от голода в польском заточении патриарха Московского и всея Руси Гермогена, из донских казаков.

17 марта 1621 г. — советом священного Собора, патриархом Филаретом и Государем Царем всей Руси Михаилом Федоровичем указано правило: Ермаку Тимофееву, сыну Повольскому, с ним каждому убиенному, кликати вечную память.

17 марта 1738 г. — Первый наказной атаман на Дону — Степан Ефремов.

18 марта 1613 г. — донскими казаками атамана Ф. Межакова возведен на престол Михаил Федорович, первый русский царь из дома Романовых.

23 марта 1607 г. — войсковой праздник Енисейского казачьего войска.

АПРЕЛЬ

2 апреля 1814 г. — открытие гвардейскими казаками шествия российских, английских и прусских войск после вступления в Париж.

4 апреля 1924 г. — застрелен Соловьев И.Н., атаман повстанческого отряда в Сибири.

5 апреля 1917 г. — открытие 1-го Общеказачьего съезда в Петрограде.

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.

10 апреля 1750 г. — образование Астраханского казачьего войска.

10 апреля 1809 г. родился казачий генерал, герой Кавказской войны, гордость донских казаков Бакланов Я.П.

13 апреля 1918 г. — погиб сибирский казак генерал Корнилов Л.Г.

16 апреля 1642 г. — оставление казаками по решению Земского собора и указу царя г. Азова, после Азовского осадного сидения.

18 апреля 1917 г. — начало работы Временного совета казачьих войск в Петрограде.

30 апреля 1818 г. — родился Александр Николаевич Романов, первый августейший атаман всех казачьих войск, царь Александр II.

МАЙ

9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. Особое поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в 1941—1945 гг.

11 мая 1570 г. — основание Всевеликого войска Донского.

11 мая 1905 г. — на хуторе Кружилин ст. Вешенской Донецкого округа родился русский советский писатель, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии Шолохов Михаил Александрович.

11 мая 1918 г. — Созыв Круга спасения Дона, избрание атаманом П. Краснова.

14 мая 1629 г. — поход донских казаков на Крым. Взятие Бахчисарая.

19 мая 1868 г. — Память Иова Многострадального, день рождения Романова Николая Александровича, последнего русского царя Николая II.

20 мая 1788 г. — казачество на Кубани получило название «Войско верных казаков черноморских».

21 мая 1861 г. — смерть Ермолова А.П., генерала, наместника Кавказа.

ИЮНЬ

10 июня 1906 г. — в станице Прохладная Терской области родился терский казак адмирал Головко Арсений Григорьевич.

12 июня 1873 г. — победное завершение Хивинского похода с участием оренбургских и семиреченских казаков.

15 июня 1736 г. — взятие казаками Азова.

30 июня 1990 г. — День возрождения казачества России (создания Союза казаков).

ИЮЛЬ

1 июля 1855 г. — закладка станицы Алматинская, начало мирного наступления России в Туркестан, переноса границы России на 2000 километров к югу.

3 июля 1648 г. — начало похода якутского казака Семена Дежнева, закончившегося открытием пролива между Азией и Америкой.

8 июля 1697 г. — сотня якутских казаков Атласова В.В. водрузила на Камчатке крест в знак присоединения полуострова к Якутсткому воеводству России.

10 июля 1709 г. — Полтавская битва. Участвуют донские казаки под командой атамана Фрола Минаева.

13 июля 1792 г. — Войску верных казаков Черноморских Екатериной II пожалованы земли между рекой Кубанью и Азовским морем.

26 июля 1867 г. — учреждение Семиреченского казачьего войска.

28 июля 1774 г. — Потемкин Г.А. назначен начальником иррегулярных соединений (Донское, Яицкое и Волжское казачьи войска, Хоперский, Моздокский, Азовский, Таганрогский, Кизлярский и Чугуевский казачьи полки).

31 июля 1696 г. — взятие донскими казаками и русскими воинами Азова при Петре I.

АВГУСТ

6 августа 1753 г. — родился донской атаман граф Платов М.И.

8 августа 1869 г.— родился Иванов-Ринов П.П., руководитель антисоветского восстания в Омске, атаман Сибирского казачьего войска с 16.07.

9 августа 1657 г. — умер Хмельницкий Зиновий — Богдан Михайлович, малороссийский гетман, организатор борьбы южнорусского народа против польского угнетения (род. ок. 1595).

12 августа 1904 г. — родился Романов Алексей Николаевич, цесаревич, последний августейший атаман всех казачьих войск.

(15) августа 1946 г. — Успение Пресвятой Богородицы; казнь Семенова Г.М., последнего атамана Забайкальского казачьего войска (родился 26 сентября 1890).18 августа 1585 г. — гибель атамана Ермака Тимофеевича, покорителя Сибирского ханства.

29 августа 1914 г. — гибель Самсонова А.В., командующего 2-й русской армией, бывшего наказного атамана Донского и Семиреченского казачьих войск.

31 августа 1722 г. — начало Персидского похода Петра I с участием казачьих соединений.

СЕНТЯБРЬ

1 сентября 1850 г. — Войсковой праздник Астраханского казачьего войска.

8 сентября 1812 г. — Бородинское сражение, в котором блестяще проявил себя казачий корпус Платова М. И.

9 сентября 1689 г. — заключение Нерчинского договора с Китаем. России отошли Забайкалье и побережье Охотского моря.

14 сентября 1581 г. — начало похода атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь.

18 сентября 1745 г. — родился Кутузов М.И., фельдмаршал русской армии.

26 сентября 1826 г. — участие казаков в разгроме персидской армии под Елизаветполем в ходе последней войны России с Персией.

27 сентября 1866 г. — родился Филимонов А.П.. первый выборный атаман Кубанского казачьего войска.

ОКТЯБРЬ

14 октября — День Азовского сидения — общеказачий праздник.

18 октября — войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск.

21 октября 1934 г. — умер последний выборный атаман Войска Донского Богаевский А.П.

НОЯБРЬ

4 ноября 1612 г. — освобождение донскими казаками Китай-города в Москве от польских оккупантов.

4 ноября 1990 г. — возрождение казачества на Воронежской земле.

8 ноября 1582 г. — взятие Ермаком столицы Сибирского ханства Искера (Кашлыка).

18 ноября 1920 г. — оставление казачьими частями Крыма.

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Войсковой праздник Уральского казачьего войска.

24 ноября 1730 г. — родился великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус (1799) Суворов Александр Васильевич.

ДЕКАБРЬ

1 декабря 1896 г. — родился выдающийся русский полководец, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Жуков Георгий Константинович.

19 декабря 1788 г. — взятие г. Очакова.

19 декабря 1852 г. — Праздник Донского, Императора Александра III кадетского корпуса.

17 декабря 1991 г. — войсковой праздник Черноморского казачьего войска.

19 (6) декабря — Святителя Николая, войсковой праздник Сибирского и Иркутского казачьих войск в ознаменование окончательного разгрома у Абалака в 1582 году хана Кучума и его бегства в ногайские (татарские) степи.

21 декабря 1942 г. — родился Мартынов Александр Гаврилович, верховный атаман.

Губернатор Вениамин Кондратьев поздравил жителей края с Днем кубанского казачества

Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

15 октября в Краснодарском крае отмечают День кубанского казачества.

В этом году Кубанское казачье войско празднует 326-летие с момента основания.

— Сильная воля, трудолюбие, сплоченность и готовность отстаивать свободу и интересы страны всегда отличали кубанское казачество. Это остается неизменным и в наши дни, — сказал глава региона.

Вениамин Кондратьев отметил, что казаки участвуют в охране государственной границы, общественного порядка в станицах и городах, помогают во время ЧС, всегда с честью несут службу на боевом посту. Также сегодня тысячи кубанских казаков выполняют воинский долг на Донбассе, доставляют гуманитарную помощь.

— Мы гордимся, что Кубанское казачье войско по праву считается лучшим в стране, неизменно следует своему историческому предназначению – служить надежной опорой России и обществу. Со своей стороны мы продолжим оказывать содействие войску в укреплении его потенциала и решении важнейших государственных задач, — сказал Вениамин Кондратьев.

Глава региона пожелал казакам и их семьям крепкого здоровья, добра, успехов во всех начинаниях.

Сегодня в честь памятной даты в православных храмах пройдут молебны, у памятников казачеству – церемонии возложения венков и цветов. В школах — тематические классные часы, занятия по истории кубанского казачества. В военно-спортивных казачьих клубах — состязания и соревнования по различным видам единоборств, сообщает пресс-служба краевой администрации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник кубан байран
  • Праздник кубай байрам
  • Праздник куба ноябрь
  • Праздник ксении блаженной открытки
  • Праздник кряшен питрау