Праздник кугече у марийцев

Большинство марийцев отмечает Кугече одновременно с православной Пасхой – в воскресенье. Но более старая традиция, сохранившаяся у восточных мари, приурочивает этот день к пятнице. Калинина (2006) сообщает следующее: "КУГЕЧЕ (Великий день, Пасха) Распространение. Отмечается повсеместно всеми…

Большинство марийцев отмечает Кугече одновременно с православной Пасхой – в воскресенье. Но более старая традиция, сохранившаяся у восточных мари, приурочивает этот день к пятнице.

Калинина (2006) сообщает следующее:

«КУГЕЧЕ (Великий день, Пасха)

Распространение. Отмечается повсеместно всеми марийцами. Традиционный комплекс обрядов наиболее полно соблюдается марийцами северо-восточных районов РМЭ, восточными марийцами.

Сроки и время проведения. Праздник Кугече начинает справляться за 5 дней до христианской Пасхи – со вторника пасхальной недели и продолжается до воскресенья. Православные марийцы, как и русские, празднуют Пасху в воскресенье, приходящееся после весеннего равноденствия и полнолуния. Восточные марийцы в некоторых местах отмечают в более ранние сроки, но не ранее 22 марта – дня весеннего равноденствия.

Значение праздника. Праздник Кугече является одним из значимых и больших праздников весеннего календарного цикла. Он связан с культом предков, с семейно-родовыми и общинными молениями, почитанием оживающей природы. Значительное место отводится также аграрным обрядам.

Кугече входит в комплекс праздников кон пайрем (праздник щелока или праздник умерших) [Кон— щелок, водный раствор из золы, употребляемый при стирке белья, мытье полов и т.д.; кон пайрем – праздник щелока, т.е. очищения, умершие, по поверью, приходят к своим родственникам помыться в бане, очиститься. – Авт.], поэтому значительное место в нём отводится поминовению умерших родственников с ритуальным угощением. В праздничной обрядности слились языческие и христианские традиции. Марийцы, будучи приверженцами древней языческой веры, выполняют обряды своих предков, в то же время соблюдают и христианские. В прошлом, совершая различные магические действия, обряды очистительного, оградительного и искупительного содержания, моления, поминовение умерших предков, исполняя ритуальные танцы, игры, марийцы надеялись повлиять на природные силы, окружающий мир и обеспечить в будущем благополучие в семейной и хозяйственной жизни.

Обряды. Пасхальная обрядность начиналась с Вербного воскресения (Кичке пайрем). Накануне праздника проводился обряд изгнания нечистых сил. Парни, взяв ветки рябины или вербы, ходили по деревне и били по хозяйственным постройкам. Во время праздника Кугече проводились семейно-родовые моления за благосостояние хозяйства, благополучия семьи. В каждый день предпасхальной недели совершались определенные обряды.

Во вторник, называемый пел кон кече (половина щелокова дня), предохранялись от проникновения злых сил, колдунов – запирали на засовы двери, ворота, над дверями вешали ветки рябины. Мылись в бане, приглашая и пришедших на праздник умерших родственников. У восточных марийцев принято было проводить в этот день благодарственное моление божествам с варёной конской головой. Среда – кон кече, тоштомарий кон кече (день щёлока, день древних марийцев) являлся днём запретов. До обеда не разводили огонь, не топили печь, не заходили к соседям. Несоблюдение запретов могло сказаться на приплоде домашних птиц, а также, по поверью, летом буря и град могли уничтожить урожай. В четверг – сорта кече (день свечи), собравшись со своим родом (тукым), поминали умерших родственников, угощали обрядовой едой. Вечером провожали их.

Приверженцы православной веры общеродовые поминки устраивали на Радуницу (Радинча).

В пятницу кугу кон кече (большой щелоков день) праздник продолжался, молодежь устраивала разные игры на улице, качалась на качелях, специально установленных к празднику.

Суббота юмын аяр кон кече (божий злой щелоков день) – не работали, готовили ритуальные блюда для моления, красили яйца. Православные марийцы посещали пасхальную церковную службу в честь Христова Воскресения.

В воскресенье утром наблюдали за тем, как поднимается солнце, мылись в бане, затем проводили подворные моления, совершали бескровное жертвоприношение – кусочки ритуальной еды, пиво бросали в горнушку (возак).

В понедельник праздник заканчивался совершением обряда Ташлама йумаш (пир с угощением пива из ритуального ковша таш- лама). Отдельные группы марийцев продолжали отмечать дальше, называя эту неделю «малой Пасхой» (изи Кугече)».

При перепечатке указывайте ссылку на источник: kisitnikov.livejournal.com

Сорта изарня – Свечной четверг. Третий день Кугече
Кон кече – Щелочной день. Второй день Кугече
Пел кон кече – Полущелочной день. Первый день Кугече
Праздничный комплекс Кугече
Вербное воскресенье, или Пипи праздник

Добавить в друзья

Праздник Кугече – Кугу Кече (буквально Великий День) – является одним из значимых и больших праздников весеннего календарного цикла народа мари. Древний языческий праздник связан с культом предков, который сопровождался семейно-родовыми и общинными молениями, с почитанием оживающей природы и семьи.

Для Кугече характерно слияние христианских и языческих традиций. Будучи в основной своей массе приверженцами древней религии, марийцы выполняли языческие обряды, и в то же время соблюдали христианские.

Сейчас большинство марийцев отмечают Кугече одновременно с православной Пасхой – в воскресенье. Но языческая традиция приурочивает этот день к пятнице. В разных районах нашей республики Кугече празднуется по-разному: в Медведевском, Оршанском, Козьмодемьянском районах придерживаются христианских обрядов, а в Куженерском, Новоторъяльском, Параньгинском, Сернурском, Мари-Турекском районах соблюдают языческие обряды.

Праздник Кугече в народном календаре мари – это целая пасхальная неделя, причём каждый день имеет особенное значение: считается великим (Кугу) и имеет своё название. Эти дни насыщены многочисленными обрядами, запретами, поверьями.

Главным в языческом празднике считается обряд поминовения предков. Поэтому большое место в нём занимали поминальные обряды с ритуальным угощением усопших. Марийцы, считая, что существует тесная связь между живыми и мёртвыми, чётко выполняли все обряды, магические действия, связанные с ним, надеясь на их доброе расположение и помощь.

К празднику начинали готовиться заранее: наводили чистоту и порядок в доме и на дворе, варили пиво. Причём, надо было успеть до среды пасхальной недели – запретного дня, дня тишины.

В Вербное воскресение (кичке пайрем) проводился обряд изгнания нечистых сил. Жители с помощью рябиновых ветвей хлестали ворота, хозяйственные постройки, стены домов и всё, что находится в доме. Рябина у многих финно-угорских народов считается оберегом от зла.

В дни пасхальной недели совершались уже другие обряды.

  • В понедельник – Кугу шочмо, Вӱд кече – ходили к воде, к роднику, к колодцу, проводили обряд омовения водой – умывались чистой водой, просили у Вӱд ава здоровья, силы, оберега.
  • Во вторник – Кугу кушкыжмо, пел кон кече (половина щёлокова дня) – предохранялись от проникновения злых сил – запирали на засовы двери, ворота, над дверями вешали ветки рябины. Мылись в бане, приглашая на праздник умерших родственников; готовили ритуальные блюда для поминовения в предстоящий четверг.
  • Среда – Кугу вӱргече, кон кече (день щёлока (золы), день древних марийцев) – являлся днём запретов. В этот день, по поверью, домой приходили души умерших. Старались вставать рано утром, иначе покойники могли накидать в глаза спящим золы (щёлок). До обеда не разводили огонь, не топили печь, не ели, не кормили скотину. Нельзя было ссориться и громко разговаривать, расчесывать волосы и подметать пол. Так же до обеда не заходили к соседям. Строго соблюдая запреты, марийцы верили, что оградят себя, свою семью и домашний скот от злых сил и обеспечат им здоровье и благополучие.

Для защиты дома приносили из леса ветви чертополоха, шиповника, можжевельника. Затем окуривали можжевельником членов семьи и приусадебный участок. Чтобы обеспечить достаток и благополучие считали деньги. Начинали красить яйца.

  • Четверг – Кугу изарня, Сорта кече (день свечи) – это главный день марийской пасхи, поминальный день. Собравшись со своим родом (тукым), поминали умерших родственников, символически угощали обрядовой едой.

Православные мари общеродовые поминки устраивали на Радуницу (Радинча).

  • Пятница – Кугу кугарня, Кугече кече, Ташлама кече, Кугу кон кече (большой щёлоков день). Язычники отмечают Кугече (Пасху). До восхода солнца нужно успеть вымыться в бане, надеть не только всё белое и чистое, но и непременно что-нибудь новое, и встретить восход солнца. По приметам, если солнце на восходе яркое, то и в жизни людей весь год не будет осложнений.

Около полудня, когда были готовы ритуалъные блюда, проводили подворные моления. После молений желали друг другу счастья, добра и веселились до позднего вечера.

Молодёжь устраивала на улице разные игры, пели и танцевали, качалась на качелях (лӱҥгалтыш), которые специально устанавливались к празднику почти в каждом дворе. Причём качались только взрослые: молодёжь, семейные пары и даже пожилые люди.

Традиция катания на качелях имеет особое значение. Она родилась в честь дочери бога Юмын Ӱдыр. По преданию, дочь бога спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые считаются прародителями марийского народа.

Праздник заканчивался совершением обряда Ташлама йумаш (пир с угощением из ритуального ковша ташлама). В качестве ритуального напитка использовалось пиво. Женщин угощали пивом из «ковша деторождения». Перед угощением произносили благопожелание: «Выпьешь пиво из ковша – будешь иметь ребёнка». Особенное внимание уделялось молодушкам. В этот день танцевали парный танец (ташлама куштымаш), который супружеским парам запрещалось танцевать вместе. В танце отчетливо прослеживается культ плодородия и деторождения.

«Кугече монча» – крещенные марийцы мылись в бане.

  • В субботу – Юмын аяр кон кече (Божий злой (страстной) щёлоков день) – не работали, готовили ритуальные блюда, возносили молитвы богам с просьбами о добром урожае, богатом приплоде скота, денежной прибыли, благоприятной погоде.

Луговые марийцы считали, что в ночь с субботы на воскресенье к людям с небес спускается Кугече юмо (божество Пасхи, Великого Дня).

  • Воскресенье – Кугече (Пасха) крещённых мари.
  • Понедельник – Юмын каныме кече (День отдыха Бога), Кугече ужатыме кече (Проводы Великого дня). Ташлама кече. Считалось, в этот день Бог поднимается в небо. В проводах принимала участие молодёжь. Она с песнями шла на луга, на горку, веселилась до вечера.
  • Отдельные группы марийцев продолжали отмечать дальше, называя эту неделю «малой Пасхой» (изи Кугече).

На праздник Кугече мари всегда пекли блины, пироги с мясом, пироги с крупой (шӱраш когыльо), варили подкогольо из творога, сырцы, творожники. Обязательно готовили квас и пиво, варили бульон из мяса птицы.

Особое значение в пасхальной обрядности народа мари придаётся крашеным яйцам. Первоначально яйца не красили. Однако сейчас стали следовать христианской традиции, причём красят яйца обязательно в луковой шелухе, отчего они получаются насыщенного коричневого цвета. Яйцами обмениваются друг с другом, желая благополучной жизни и доброго здоровья. Молодые люди с вершины горки пускали крашеные яйца, выигравшие забирали все сбитые. Считалось, что тот, кто набирал больше яиц – самый счастливый.

Все виды жизнедеятельности народа мари были охвачены системой разнообразных обрядов и праздников. Проникая в народный быт, они передавались от одного поколения к другому. Впечатление от праздника долго хранятся в душе человека, являясь для него источником душевных сил.

При подготовке материала использованы литература и источники:

  •  Калинина О. А. Марийские праздники = Марий пайрем-влак : справочник / О. А. Калинина. – Йошкар-Ола : Стринг. – 2006.-52 с.
  • Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология : этнографический справочник / Л. С. Тойдыбекова. – Йошкар-Ола: МПИК, 2007. – 312 с.
  • Петухова Г. Календарно-обрядовый праздник Кугече : методические рекомендации по проведению // Арслан : этнокультурный журнал : [сайт]. – URL: http://mari-arslan.ru/ru/node/1556 (дата обращения: 22.04.2021)

Материал подготовила сотрудник отдела центра чтения М. И. Мамаева

По исследованиям марийского фольклориста В.А. Акцорина, кандидата филологических наук, Кугече народ мари начал праздновать около 600 миллионов лет назад как обрядовый праздник Юмын Ӱдыр (Шочын Ава – первая женщина), спустившейся с Неба на Землю. В настоящее время отмечается как праздник весны, наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем. Время внесло свои поправки – Кугече празднуется по-разному: народ мари Медведевского, Оршанского, Козьмодемьянского районов придерживается христианских обрядов, а Куженерского, Новоторъяльского, Параньгинского, Сернурского, Мари-Турекского районов соблюдает языческие обряды.

Kygeshe_arslan_0.jpg

Праздничные обряды Кугече описаны в работах русской поэтессы А.А. Фукс (1840г), учителя и священника Г.Я. Яковлева (1887г.), финского ученого-этнографа У. Хольмберг (1911г.). В 1920-е годы изучением Кугече занимались мордовский исследователь-этнограф М.Т. Маркелов, советский историк А. Горбунов, учитель В.М. Мамаев.

В настоящее время многие традиции и обычаи Кугече исчезают или находятся на грани исчезновения. Хранителями её традиционных форм являются люди старшего поколения, они уходят – исчезает уникальная народная культура. Поэтому необходимо оставить в памяти последующих поколений сохранившиеся традиционные обычаи и обряды, проследить их истоки и рассмотреть структуру.

Кугече – Кугу Кече (буквально Великий День) – один из древних языческих праздников народа мари. Этот праздник есть у многих народов мира: «Кугу кече» называется у ханты-манси, «Инячи» — у мордвы, «Мын кун» — у чувашей. Каждый день недели считается великим – Кугу шочмо, Кугу кушкыжмо, Кугу вӱргече…

Каждый день недели имеет свое название: понедельник – Кугу шочмо, Вӱд кече. Марийцы идут к воде, к роднику, к колодцу, проводят обряд омовения водой – умываются чистой водой, просят у Вӱд ава здоровья, силы, оберега.

Вторник – Кугу кушкыжмо, пеле кон кече, готовили ритуальные блюда для поминовения умерших в предстоящий четверг.

Среда – Кугу вӱргече, Кугече вӱргече, «ойымо кече», «кон кече», «аяр кон кече» (День золы мертвых). Действия для защиты дома: приносят из леса в дом ветви чертополоха, шиповника, можжевельника. В этот день окуривают можжевельником членов семьи и приусадебный участок. С целью обеспечить достаток и благополучие считают деньги. Хозяйки начинают красить яйца.

В среду необходимо соблюдать запреты (до обеда):
— нельзя расчесывать волосы;
— нельзя подметать пол;
— нельзя шуметь;
— нельзя заходить к соседям;
— нельзя в долг давать (брать) деньги;
— нельзя разжигать огонь в доме.

Членов семьи предостерегают:
— брать в руки веретено – летом может укусить змея;
— трогать головешку – урожай может быть плохим;
— открыть сундук – ураган может снести крышу дома;
— перебирать яйца – урожай будет пробит градом. (Н.С. Попов).
Поверье: если встанешь до восхода солнца – будешь успевать во всех сельскохозяйственных делах.

Четверг — Кугу изарня, Тӱвыт изарня, Сорта кече. Поминальный день. Зажигая свечи, приглашают родственников, в каждом доме поминают умерших предков и символически угощают ритуальными блюдами.

Пятница – Кугу кугарня, Тӱвыт кугарня, Кугече кече, Ташлама кече. День оживления природы, жизни. Выходили на встречу солнцу. В этот день выполняли обряд угощения женщин квасом из «ковша деторождения». Перед угощением произносили благопожелание: «Выпьешь квас из ковша — будешь иметь ребёнка».

Суббота — Ташлама кече – куштымо кече. Праздничное веселье, ходили по гостям. «Кугече монча» – крещенные марийцы мылись в бане.

Воскресенье — Кугече крещенных мари. Ташлама кече.

Понедельник – Юмын каныме кече – День отдыха Бога. Кугече ужатыме кече. – Проводы Великого дня. Ташлама кече. Считалось, в этот день Бог поднимается в небо. В проводах принимала участие молодёжь. Она с песнями шла на луга, на горку, веселилась до вечера.

Магическое свойство яйца. «Муно – илышым пуышо тамга» (В.А. Акцорин). Яйцами угощали родственников, соседей, раздаривали нищим. Верили, что пасхальное яйцо способно отвести пожар: «горящее строение обходили с яйцом и иконой, а затем бросали в огонь, после данного обряда пожар затихал».

Крашенные в луковой шелухе яйца вручали детям, чтобы они в течение года не болели, были здоровыми, крепкими продолжателями рода.

Обряд «Ташлама корка» (чув.«ташлама» — танцы, мар. «куштымаш», рус. «танец»). Поэтому «ташлама корка» — «куштымо корка». Как отмечает В.А. Акцорин, обряд начинался с игры волынки. Волынку подхватывал барабанщик – «тӱмырзӧ», несколько участников обряда топотом ног и хлопками рук задавали ритм. Хозяин дома называл имя мужчины, который должен был начать «ташлама куштымаш».

Мужчина подходил к карту, брал от него ковш со свекольным квасом, выпивал наполовину квас и приплясывая подходил к выбранной женщине. Женщина принимала ковш, выпивала остаток кваса и возвращала его мужчине. Это означало, что она согласна на танец. Мужчина, приплясывая возвращался к старцу – карту и с поклоном возвращал ковш. Снова приплясывая подходил к выбранной женщине, и начинался парный танец – «ташлама куштымаш». При приближении друг к другу женщина одну руку клала на плечо мужчине, мужчина – на плечо женщине. Танец завершался тем, что пара, приплясывая, подходила к карту, брала два ковша с квасом. Женщина угощала волынщика и выпивали наполовину – «пеле-пеле йӱаш». Мужчина подносил ковш ко всем сидящим и выпивали также «пеле-пеле». Пустые ковши мужчина и женщина возвращали карту. Потом выходили другие пары, и пляска продолжалась. Соблюдался запрет: СУПРУЖЕСКАЯ ПАРА на пляску не выходила! Мужчина обязательно приглашал другую женщину. МОЛОДЁЖИ не разрешалось совершать обряд «ташлама корка». Этот обряд только для взрослых.

Обряд катания на качелях. Качели – символ шелковых качелей – «порсын лӱҥгалтыш», на которых спустилась с Неба Юмын Ӱдыр.
Качели устраивала молодёжь на возвышенном месте, на горке. Фольклорист А.Е. Китикова в книге «Марийская народная игра» подробно описал устройство таких качелей.
Качались супруги, молодёжь. ДЕТЕЙ НА ЭТИ КАЧЕЛИ НЕ САЖАЛИ! Они качались на них после Кугече до Ага-пайрем. Взрослые приходили к качелям с яйцами, их дарили тем, кто участвовал в устройстве качелей. А молодые парни их передаривали девушкам. Пары старались на качелях раскачаться высоко. Верили: «поднимешься к небу высоко – озимь взойдёт дружно, конопля поднимется высоко».

Обряд моления. Как отмечает фольклорист В.А. Акцорин в 1930-1940-е годы, в пятницу Кугече кече после обеда совершали праздничное моление. В один дом собирались родственники, соседи. С собой приносили обрядовую еду. На длинную скамейку, покрытую белым полотном, ставили квас с зажжённой свечой. На стол с белым полотном в большом блюдце – еду: блины, пироги, яйца. Карт произносил молитвенные слова и благопожелания присутствующим. Потом садились за стол, угощали друг друга обрядовой едой. В завершение вечера переходили к обряду «ташлама куштымаш».

«Муным куршталыкташ» — «Муным пӧртыкташ» модыш (игры с яйцами).
Вариант1. Яйца ставили в один ряд и катали друг на друга по земле: выигравшие забирали все сбитые яйца. Считалось, что кто набирал больше яиц — самый счастливый.
Вариант2. Катали яйца с горы. Сбитые яйца собирали. Кто набирал больше яиц – победитель.

Игра «Топ» — «Топла модмаш» («Топ»-мяч). Исследователи отмечают, что раньше вместо топ-мяча били яйца. Игрок, поймавший летящее яйцо, считался счастливым.

Игра «Солык» — «Полотенце».
Вариант1. Девушки и парни вставали парами. Первый парень (ведущий) оставался без пары, держал полотенце. Молодёжь тихо шла по улице или горке. Парень из последней пары, взяв полотенце у ведущего, вставал рядом с выбранной девушкой. Ведущий парень занимал место рядом с девушкой, оставшейся без пары, а свободный парень с полотенцем вставал рядом с новой девушкой. Так игра продолжалась бесконечно.
Вариант2. Девушки и парни вставали парами. Первый парень (ведущий) оставался без пары, держал полотенце. Молодёжь тихо шла по улице или горке. Последняя пара расходилась в обе стороны колонны и бежала вперёд. Ведущий пытался поймать девушку (ловил только ту, которая нравилась). Свободный парень вставал вперёд и готовился ловить новую девушку.

Пӱртӱс пале – Народные приметы.
Кугече шуматкече деч ончыч шырчык толеш гын, шошо эр лиеш.
Сорта чӱктыш йӱдым кылмыкта гын, Семык марте ок тӧрлане: нылле кылме эркын эрта.
Кугече кечын лум лумеш гын, шурно сай шочеш.
Кугече кечын кечан игече лиеш – шыдаҥ сай лиеш.
Кугече кечын ояр гын, мӱй лектыш сай лиеш.
Кугече деч ончыч кӱдырчо кӱдырта – кеҥеж шолеман лиеш.
Кугече вӱргече могай, кеҥеж тугай.
Кугече эрдене мардежан гын, кеҥеж мардежан лиеш.

Рекомендуемая литература:
Акцорин В. Марий Кугече / В.Акцорин // Кугарня.- 1994. – 29 апрель. – С4.
Ирдуганов И. Кугече: Марий йӱла / И.Ирдуганов // Чолман – 2007. – 28 март.
Евсеев Т.Е. Кугече кумалтыш мут / Т.Е.Евсеев. Калык ойпого. – Йошкар-Ола. 1994 – с.128.
Календарные праздники и обряды марийцев // Этнографическое наследие. Вып.1: сб. материалов. –Йошкар-Ола, МарНИИ, 2003. – С.33.
Кугече // Марла календарь – 2000 ий. – Йошкар-Ола,1999. – С.15.
Кугече // Марийские праздники. – Йошкар-Ола, РЦНТ, 1992. – С.37-38.
Кугече пайрем сценарий // Марий йӱўла калык пайрем. – Йошкар-Ола, 2005. – С.34.
Мамаев В.М. Марий юмынйӱла да пайрем-влак [Марийские религиозные обряды и праздники] / В.М. Мамаев. – Йошкар-Ола, 2014. – С.33.
Марий йӱла пайрем муро-влак: Нот ден возымо мурпого [Обрядовые песни народа мари: Нотный сборник]. – Йошкар-Ола, 2013. – С.12.
Носова С. Тичмаш ташлама гай лийже чылажат / С.Носова // Марий Эл. -2011. – 23 апрель. – С1.
Ош сандалык ончылно: Марий йӱмыйӱлан негызше. Кумалтышмут [Перед светлой Вселенною: Основы марийской традиционной религии, молитвы] /Составитель А. Таныгин. – Йошкар-Ола, 2012. – С.26.
Пехметова С. Кугече – тӱням помыжалтарыше пайрем /С.Пехметова // Марий Эл. – 2002. – 8 май.
Попов Н.С. Марийский народный праздник «Кугече» / Н.С.Попов // Полевые материалы марийской этнографической экспедиции 1980-х годов. –Йошкар-Ола, МарНИИ, 1993. – С.52 – 76.
Попов Н.С. Кугече / Н.С.Попов // Ямде лий. – 1999. – 10 апрель.
Таныгин А. Тӱнян угыч ылыжме жапше /А.Таныгин // Марий Эл. – 2003. – 26 апрель.
Тойдыбекова Л. Кугече … ыш код тулыкеш /Л.Тойдыбекова //Кугарня. – 1993. – 9 апрель. – С.8.
Тойдыбекова, Л. Кугече «ташлама» — куштымаш корка / Л.Тойдыбекова // Кугарня. – 1993. – 16 апрель. – С.8.
Федоров В. Есть такой обычай: об обычае крашения яиц /В.Федоров // Молодой коммунист. – 1984. – 19 апреля.

Подготовила Галина Петухова,
методист Республиканского центра марийской культуры.

  • Кугече — Кугу кече
  • Центр марийской культуры

Назад на первую страницу>>>

Как Уральские марийцы отмечают Пасху поделилась Роза Андреева из села Ювв Красноуфимского района Свердловской области.

Марийский праздник Кугече (Великий день) — главный праздник весеннего календарного цикла, он отмечается в четверг, через семь недель после праздника Уярня (Масленицы), как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства — благосостоянием, семьи — здоровьем.

Кугече сопровождается многочисленными обрядами и поверьями. К празднику начинают готовиться дня за четыре, а то и раньше: моют все стены дома, потолок, стирают белье.

В этот день стараются встать до восхода солнца. Бытует поверье, что от этого «человек становится легким, будет преуспевать во всех делах».

В четверг рано утром топят баню, молятся.

Поминальный стол. С восходом солнца можно накрыть поминальный стол. Поминальный стол представляет собой поверхность (журнальный столик, кровать, кресло, стул), накрытый скатертью. На скатерть ставится все то, что должны «попробовать» умершие: понемногу разные кушанья (суп, блины, хлеб, мясо), рюмка с водкой, свечи.

В Кугече и Семык на поминальный стол ставят приготовленные 3 самых первых блина, отдельно сваренные вкрутую 5, 7 или 9 яиц, суп из круп, мясо. Готовят несколько (непарное количество) свеч. Свечи готовят сами, закручивают льняную веревку (марлю) в топленной вощине и закрепляют на поленищах. В последнее время свечи устанавливают на тарелку с зерном. Свечи ставятся в последовательности Киямат-тора, Киямат-савуш, недавно умершие родственники (поименно) и прочие умершие. После установки поминовального стола отламывая несколько кусочков с блина поминают умерших, приговаривая «шужо»- чтоб «дошло» (до умерших).

Ближе к полудню накрывают стол с ритуальными кушаньями – крашенные яйца, блины, квас, суп из круп, обязательно со свежей курицей, либо с соленого гуся. (В деревнях все мясо заготавливается по осени, для долгосрочного хранения мясо птиц солится).

Для Кугече характерно слияние христианских и языческих традиций. Будучи в основной своей массе приверженцами древней религии, марийцы выполняли языческие обряды, и в то же время соблюдали христианские.

Сейчас большинство марийцев отмечают Кугече одновременно с православной Пасхой – в воскресенье. Но языческая традиция приурочивает этот день к пятнице. В разных районах нашего Урала отмечают немного по разному, но в основном всегда придерживаются одного обряда.

Праздник Кугече в народном календаре мари – это целая пасхальная неделя, причём каждый день имеет особенное значение: считается великим (Кугу) и имеет своё название. Эти дни насыщены многочисленными обрядами, запретами, поверьями.

Главным в языческом празднике считается обряд поминовения предков. Поэтому большое место в нём занимали поминальные обряды с ритуальным угощением усопших. Марийцы, считая, что существует тесная связь между живыми и мёртвыми, чётко выполняли все обряды, магические действия, связанные с ним, надеясь на их доброе расположение и помощь.

В Вербное воскресение (кичке пайрем) проводился обряд изгнания нечистых сил. Жители с помощью рябиновых ветвей хлестали ворота, хозяйственные постройки, стены домов и всё, что находится в доме. Рябина у многих финно-угорских народов считается оберегом от зла.

Особое значение в пасхальной обрядности народа мари придаётся крашеным яйцам. Первоначально яйца не красили. Однако сейчас стали следовать христианской традиции, причём красят яйца обязательно в луковой шелухе, отчего они получаются насыщенного коричневого цвета. Яйцами обмениваются друг с другом, желая благополучной жизни и доброго здоровья. Молодые люди с вершины горки пускали крашеные яйца, выигравшие забирали все сбитые. Считалось, что тот, кто набирал больше яиц – самый счастливый.

По материалам буклета, составленного учителем марийского языка и литературы М.П. Сташкиной 

10:26, 29 апр 2021

Марийский праздник Кугече (Великий день) — главный праздник весеннего календарного цикла, он отмечается в четверг, через семь недель после праздника Уярня (Масленицы), как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства — благосостоянием, семьи — здоровьем. 

Кугече сопровождается многочисленными обрядами и поверьями. К празднику начинают готовиться дня за четыре, а то и раньше: моют все стены дома, потолок, стирают белье. Накрывают нарядно-вышитыми платками подушки на кроватях, стулья, развешивают скатерти с узорами на печках, телевизорах, кроватях, стелют нарядные самодельные дорожки. Наводят порядок дома и во дворе, варят квас.

В этот день стараются встать до восхода солнца. Бытует поверье, что от этого «человек становится легким, будет преуспевать во всех делах».

В четверг рано утром топят баню, молятся.

Поминальный стол. С восходом солнца можно накрыть поминальный стол. Поминальный стол представляет собой поверхность (журнальный столик, кровать, кресло, стул), накрытый скатертью. На скатерть ставится все то, что должны «попробовать» умершие: понемногу разные кушанья (суп, блины, хлеб, мясо), рюмка с водкой, свечи.

В Кугече и Семык на поминальный стол ставят приготовленные 3 самых первых блина, отдельно сваренные вкрутую 5, 7 или 9 яиц, суп из круп, мясо. Готовят несколько (непарное количество) свеч. Свечи готовят сами, закручивают льняную веревку (марлю) в топленной вощине и закрепляют на поленищах. В последнее время свечи устанавливают на тарелку с зерном. Свечи ставятся в последовательности Киямат-тора, Киямат-савуш, недавно умершие родственники (поименно) и прочие умершие. После установки поминовального стола отламывая несколько кусочков с блина поминают умерших, приговаривая «шужо»- чтоб «дошло» (до умерших).

Ближе к полудню накрывают стол с ритуальными кушаньями – крашенные яйца, блины, квас, суп из круп, обязательно со свежей курицей, либо с соленного гуся. (В деревнях все мясо заготавливается по осени, для долгосрочного хранения мясо птиц солится).

Для празднования Кугече и Семык марийцы Шаранского района Башкортостана объединяются в родственные группы сорта рад, досл. свечной род. Сорта рад объединяет одну или несколько родственных по мужской линии семей одной деревни.

Праздник Кугече начинают отмечать в той семье, которая выше всех находится по течению реки. Для этого один из членов этой семьи должен пройтись по Сорта рӓд и пригласить к себе на праздничное угощение. Все, кто принимает приглашение и участвует в обряде, в свою очередь, тоже должны позвать гостей. Таким образом, праздничные гулянья переходят из одной семьи в другую, при этом направление мероприятия от одного хозяина к другому хозяину – строго вниз по направлению течения реки.

Праздник Семык, в отличие от Кугече, начинают отмечать в той семье, которая ниже всех по течению реки.

По прибытии всех гостей, их рассаживают за стол. Зажигают свечи, поминают умерших. Начинаются праздничные кушанья. После праздничных кушаний и после того, как погаснут все свечи – начинают провожать умерших. Для этого несколько женщин берут с поминовального стола яйца (сорта йӱмал муно) и идут на улицу. На улице чистят яйца и символически «провожают» умерших из этого дома к следующему хозяину, принимающему гостей. (Последний принимающий хозяин провожает в сторону кладбища). Женщины заносят яйца домой, ополаскивают в воде, надрезают вдоль на две части, солят и ставят на стол. После этого они еще раз должны подкрепиться. Сорта йӱ мал муно нельзя кушать детям. Все обрядовые действия сопровождаются пением народных песен. Затем все гости идут угощаться в следующий дом.

























































Кугече – марийская пасха. Один из самых значимых праздников в весеннем календарном цикле марийцев. Кугече был связан с культом оживающей природы, предков с семейными и родовыми молениями и в народе воспринимался как праздник весны и нового сельскохозяйственного года. 

Кугече – марийская Пасха. Под другими названиями этот праздник был известен также мордве, чувашам, удмуртам и имел в каждом случае свои временные и структурные особенности. Праздник Кугече считался самым значимым событием в весеннем календарном цикле марийцев. Несмотря на приуроченность к календарю христианских праздников, он имеет самобытную древнюю основу, связанную с культом предков и почитанием оживающей природы.

Кугече отмечался через семь недель после праздника Ÿярня (соответствует русской Масленице). Традиционно марийскую Пасху праздновали в пятницу, однако под влиянием православия стали справлять ее в воскресенье. Готовиться к Кугече начинали обычно заранее: за несколько дней до праздника наводили порядок в доме и варили пиво, на горе ставили качели для молодежных игр.

Каждый день пасхальной недели имел свое название. Основные события начинались в среду – кон кече (день щелока), когда марийцы, как и чуваши, топили баню для умерших родственников и готовили угощения. До полудня в этот день не принимали пищу и не кормили скот, нельзя было работать. Согласно народным поверьям, нарушение этих запретов могло привести к различным бедам. Ночь со  среды на четверг считалась самой тяжелой в году, так как в это время по земле ходили колудны и искали способ навести порчу. Для магической защиты от злых сил запирали все двери, а в косяки втыкали пучки можжевеловых веток.

В Великий четверг – сорта кече (день свечи) – устраивали день поминок. Один из  членов семьи отправлялся на кладбище, обходил могилы родственников, приглашая их в гости. В доме, у порога накрывали для них отдельный стол, где ставили угощение и зажженные свечи отдельно для каждого умершего, для Владыки загробного мира Киамат тора, его помощника Киамат саус и еще одну свечу – «в честь забытых покойников». Если свечи горели ярко, это был знак, что умершие довольны угощением, если же нет, то считалось, они обижены, и тогда начинали опасаться возможного вреда. Для предков в этот день исполняли специальные «песни мертвых» – колышо муро.

В пятницу – кугу кон кече  (большой день щелока) – молодежь устраивала игры и качалась на качелях, куда не допускали детей. Качание на качелях в Пасхальную неделю – распространенное у разных народов действие, символизировавшее связь с потусторонним миром.

В субботу марийцы обычно не делали никаких работ, обычаи и обряды этого дня направлены на обеспечение здоровья и благополучия людей и домашних животных, так, в частности, было принято прогонять злых духов, стреляя из ружей и используя трещотки.

В Великий день Кугече с молитвой зажигали высокую свечу в честь спускающегося с  неба божества Пасхи Кугече юмо, которому приносили бескровную жертву в виде еды и пива, ритуальное подношение сжигали в очаге. В этот день марийцы, как и другие финно-угорские народы Поволжья, катали с горы яйца, обменивались  ими друг с другом. Верили, что человек, набравший больше всего яиц, обеспечивал себе счастливую долю.


 Автор текста: Песецкая А.А.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник кубанской семьи
  • Праздник кубанского казачества
  • Праздник кубанских казаков
  • Праздник кубан байран
  • Праздник кубай байрам