Праздник кукушкин чай кратко

«В прежние времена двое молодых людей − егет и девушка − полюбили друг друга и виделись украдкой, объясняясь взглядами. Но вот встретиться, постоять рядом не было никакой возможности − запрещал шариат. За такие дела молодых людей строго наказывали. Но влюбленных тянуло друг к другу.

«В прежние времена двое молодых людей − егет и девушка − полюбили друг друга и виделись украдкой, объясняясь взглядами. Но вот встретиться, постоять рядом не было никакой возможности − запрещал шариат. За такие дела молодых людей строго наказывали. Но влюбленных тянуло друг к другу.

Однажды весной, когда проросла трава на лугах и расцвели цветы, девушки под присмотром старух и пожилых женщин отправились к озеру собирать дикий лук.
А егеты, договорившись через посредников со своими девушками, стали ждать в ближних тальниках. Подсунув старухам мелкие подарки и подношения, они получили их согласие поиграть на лужайке вместе с девушками (тогда особенно любили играть в игру «Белый тополь, серый тополь»). Пока молодые играли, старухи, наслаждаясь теплом, красотой вечера, расчесывали свои волосы и нехотя между собой переговаривались, а егеты вместе со своими девушками разбрелись кто куда. Молодые влюбленные − егет и девушка − тоже пошли на берег Туяляса (река в Баймакском районе Башкортостана, берущая начало с гор Ирендыка) и сели под прибрежные тополя. Вдруг на тополь уселась кукушка, прокуковала пару раз и замолкла. Тогда егет взглянул на свою девушку и сказал:

Спрошу-ка я у этой кукушки, сколько мне осталось жить.

Не надо! − испугалась девушка. − Нельзя. Вдруг опять прокукует только раз или два. Тяжко нам будет.

Но егет стал упорствовать и спросил кукушку, сколько он будет жить. Кукушка прокуковала двенадцать раз и улетела прочь. Егету было тогда двадцать лет. Значит, если верить кукушке, ему предстояло умереть в тридцать два года. Девушка опечалилась, а егет старался казаться веселым, шутил с ней, а потом повел ее к друзьям и стал играть вместе со всеми в игру «Белый тополь, серый тополь».

Порезвившись вдоволь, девушки отправились домой, а парни решили искупаться в Туялясе. Шумно бросились они в воду, и тут наш егет хлебнул воды и утонул. На руках принесли его в аул и похоронили. Его любимая девушка в память о егете сложила песню, которую стали называть «Кукушка».

Не кукуй, кукушка, эй, рядом со мной,

Лучше на березе кукуй да на кривой.

Настоящий егет не покажет вида,

Хоть его душа и наполнена тоской.

КУКУШКИН ЧАЙ, у башкир обрядовый праздник, посвящённый весеннему первоцвету, пробуждению природы и почитанию кукушки. Проводился в весенне­летний период (конец апреля – середина июля) с момента первого кукования кукушки и до его прекращения. Женщины и девушки собирались на склоне горы или берегу реки, приносили с собой угощения для чаепития, которое сопровождалось играми народными, исполнялись круговые, “кукушкины” танцы, песни, такмаки (см. Частушка). Во время К.ч. гадали, пытаясь узнать различными спо­собами будущее: если при скатывании человека с горы ему в руки попадался пучок травы,  то  год  предвещался  урожайным, если камень – засушливым и голодным; загадывали желания, прислушиваясь к кукованию кукушки и т.д. В силу ослабления традиций и стрем­лении их вновь возродить произошло смещение обычая и обрядовых действий: по окончании трапезы и игр раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания, просили об изобилии и благополучии. Во время проведения К.ч. воображаемое дерево, на котором куковала птица, обливали катыком или молоком. К.ч. восходит к архаичным доисламским верованиям, связанным с древ­ним культом башкир о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Распространён в Зауралье, северо­-восточных, юго­-восточных и центральных районах Башкортостана, а также у многих народов Южного Урала и Среднего Поволжья. В Башкортостане проводится республиканский этнофестиваль “Кукушкин чай – Кэкук сэйе” (2014, 2015, 2017; Нуримановский район).

Ф.А. Надршина, М.Н. Сулейманова, Р.А. Султангареева

Кякук сяйе (Кукушкин чай; башк. Кәкүк сәйе, тат. Кәкүк чәе, кәкүк — «кукушка», сәй, чәй — «чай») — татарский и башкирский обрядовый праздник, посвящённый встрече весне.

Кякук сяйе своё начало берёт от архаичных доисламских верований, которые были связаны с древним культом птиц у башкир — о способности душ умерших превращаться в птиц.

Кякук сяйе проводился в весенне-летний период — с конца апреля до середины июля.

Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками — накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой — повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.

В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш (бэлиш), баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие.

Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры («Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др.), исполняли танцы, песни и такмаки.

Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.

Праздник
 «Кукушкин чай».

Цели: Закрепить
представления детям и подросткам о птицах, их образе жизни, о связи с
окружающей средой, об обряде «Кукушкин чай».

Задачи: Доставить
детям удовольствие и радость от праздника, воспитывать внимательное и
доброжелательное отношение к птицам, прививать любовь к природе, закрепить
представления о птицах, развивать культуру башкирского народа.

Интеграция
образовательных областей:
познание, коммуникация, социализация,
художественное творчество, музыка.

Реквизиты: изображается лужайка: дерево,
цветы, 4 лавочки.

Самовар,
труба, скатерть, выпечки, яйца варёные, бутылка от молока, ленты, шали,
скрипка, курай, ложки, чайный сервис

Ход театрализованного
представления.

Праздник начинаетсяся под мелодию курая, с рассказа об
этом старинном обряде.
 

1.     Голоса
птиц, «Кукушка»

Под голоса птиц, голос : До свидания,
подснежник,

                                           
 Не увидимся, прощай.

                                            
Пока, пока, весна-красна,

                                         
   Здравствуй, лето, «Кукушкин чай».

        Башкирский
народный обрядовый праздник «Кукушкин чай» пришел из глубины веков. Он
относится к обрядам весенне-летнего периода, и представляет собой своеобразный
переход с весны на лето, проводился
в «месяц кукушки» — май.
В нем ярко проявляется народное поклонение
природе, оживающей после долгой зимней спячки, радость от возвращения
перелетных птиц. «Кукушкин чай» — это коллективное чаепитие, сопровождающееся
играми, песнями, плясками, гаданиями. На
чаепитие собирались в определенном месте на берегу реки или на склоне горы, а
иногда устраивали угощение на лужайке перед чьим-нибудь домом. В празднике
принимали участие в основном женщины, молодежь, дети. Считалось, что чем больше
радушия окажет хозяйка, тем благополучнее сложится год для ее семьи.
 
             Пестреет цветами опушка,

            
Плывут облака налегке.

            
«Ку-ку! » — напевает кукушка

            
В зелёном лесном далеке.

            
«Ку-ку! » — отзываются эхом

            
И роща, и луг, и река.

            
И вешнюю песенку эту

            
Уносят с собой облака.

2.     «Танец
кукушки» .

3.     Голоса
птиц.

На сцену выходят 1 бабушка и внучка.

1 бабушка: Вот и весна заканчивается, скоро
лето. Душа радуется. Посмотри, внученька, кругом зелень, цветы, пчелы кружатся,
такой покой…

Вот
и кукушка закуковала, в гости нас приглашает.

Внучка: Бабушка, а куда она нас в гости
приглашает?

1бабушка: К себе, в лесочек. Когда я была
такая же, как ты, маленькая, мы всей деревней ходили в гости к кукушке, пили
кукушкин чай.

Внучка: Бабушка, расскажи, это так интересно!

1 бабушка: Как кукушка начинала  куковать
долго, мы собирались, брали самовары, еду, шли к кукушке в гости. На зелёной
лужайке у родника расстилали скатерти, ставили угощение. Дымились самовары,
ребятишки пели, плясали, играли в разные игры. Пили чай и кукушку угощали.

Внучка: Бабушка, давай мы тоже сходим в гости к
кукушке. Я приглашу всех своих друзей.

1 бабушка: Давай.  

2 бабушка: Сейчас чай поставим, а пока чай
кипит, будем веселиться.

Частушки про чай(поют дети).

  1. На столе у нас
пирог,

     Сладкие
ватрушки,

     Пропоём
мы под чаёк

     «Чайные
частушки».

Припев:  Уж
ты, поди ж ты,

     
Что говоришь ты!

2.
Мы на чайных посиделках

   Очень
рады побывать.

   Только
вы не забывайте

   Чай
нам чаще подливать.

3. 
Самовар поёт, гудит,

     Только с
виду он сердит.

     К
 потолку  пускает пар

     Наш
красавец самовар.

Припев.

4. 
Самовар пыхтит, искрится
     Щедрый, круглый, золотой.
     Озаряет наши лица
     Он своею добротой.

5. Подавай
мне чашку чая,

    Ведь
люблю я русский чай!

    В
чае я  души не  чаю,

    Наливай
горячий чай!

6. Чай
душистый, ароматный,
    Если он заварен с мятой.
    Выпьешь на ночь чашек семь —
    И спокойной ночи всем.

7. Из
богатых я невест,

    Не волнуйся, миленький!

    У меня в приданом есть

    Самовар красивенький!

Припев.

8. Ставь-ка,
мамка самовар.

    Ко мне едет сыровар,

    Сыровар молоденький,

    Звать его Володенькой!

Припев.

9. Вот уже
струится пар,

    Закипает самовар,

    Пора его на стол нести,

    Чай гостям преподнести!

Припев.

 Все вместе.

10.Ой,чай,
крепкий чай,

     Пейте чай-чаёчек,

     Чтобы радость приносил

     Каждый день-денёчек!

     ВСЁ!!!

 Женщины
ставят самовар, мальчики помогают.

Ребёнок: По весне сады и рощи

                
Пышным цветом расцвели.

                
Чтоб весну прославить песне

                
Прилетели соловьи.

4.     Песня
«Сайра, монлы сандугач» «Пой, соловей».

В это время женщины стелят скатерть, ставят угощения.

2 бабушка: С радостью! Устроим праздник
«Кукушкин чай».

Ребёнок: Вот так праздник — чудеса!

                
В зелени кругом леса.

                
Птицы весело поют,

                
Одуванчики цветут!

5.     Песня
«Сандугач-кугэрчен» «Соловей-голубь».

2 бабушка: Ребята, в старину этот праздник
начинался с обряда умилостивления кукушек, для этого под корни деревьев, на
которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки
деревьев завязывали красные ленты. Давайте мы тоже так сделаем.

Поливают дерево молоком, кладут яйца, завязывают на
дерево ленты.

1 бабушка: Ребята!
Рады ли вы приходу весны? Ответ.

Хорошо,
сейчас мы узнаем, как вы готовились к приходу весны. Дружно присядем, проведём игру «Приметы весны».

Игра «Приметы весны».

Если
я называю приметы весны, вы хлопаете в ладоши, если приметы другого времени –
топаете ногами.

1.Спит
ель под шубой снежной.

2.Показался
подснежник.

3.В
каждом гнездышке птенец.

4.А
вот гриб удалец.

5.Прилетели
с юга грачи.

6.На
юг улетели грачи.

7.Листья
жёлтые шуршат.

8.Ручейки,
бегут, спешат.

Молодцы!
Хорошо знаете приметы весны.

А
теперь отгадайте загадки!

1.Черный, проворный,

 
Друг лесов и полей,

 
Обожает червей. (грач)

2.Гнездо свое он в поле вьет

 
Где тянутся растенья,

 
Его и песня и полет

 
Вошли в стихотворенья. (жаворонок)

3.Я выступаю перед вами

 
Как молодой весны гонец,

 
Я рад увидеться с друзьями!

 
Ну, а зовут меня… (скворец)

4.Что за птичка на суку

 
Нам поёт ку-ку, ку-ку?

 
Всем в лесу она подружка,

 
А зовут её – (кукушка)

5.Прилетает к нам с теплом,

  
Путь проделав длинный.

  
Лепит домик под окном

  
Из песка и глины. (ласточка)

6.Маленький мальчишка

  
В сером пальтишке

  
По двору шныряет,

  
Крохи собирает. (воробей)

7.Не дровосек, не плотник,

  
А первый в лесу работник. (дятел)

8.Всю ночь летает – мышей добывает,

  
А станет светло – спать летит в дупло. (сова) Молодцы. Устали сидеть?

Ну-ка,
дети, взяли ложки,

Постучите
вы для нас,

Под
весёлые частушки

Девки
пойдут в перепляс!

2 бабушка: Исполнят танец вам башкирский

                    
На празднике артистки.

                    
Смотрите как танцуют

                    
Девчоночки монистки!

6.     Башкирский
танец .

1 бабушка: Друзья, теперь все станцуем.

7.     Исполнение
на курае. « Лирик бию. Тезмэ» Общий танец в кругу.

2 бабушка: Друзья, чай скипел, давайте чай
пить! Ответ.

Ребята, вот это,
что за блюдо? Ответ. А знаете ли вы легенду о чак-чаке? Ответ.
Чак-чак на татарской свадьбе – обязательное угощение, главный атрибут
праздника. Говорят, искусство приготовления чак-чака пришло к нам из булгарских
времён. Легенда гласит, что однажды хан Булгарии решил женить единственного
сына и захотел, чтобы на свадебном столе стояло новое угощение, чтобы оно
удивляло всех простотой приготовления, долго не портилось и при этом не теряло
вкусовых качеств. А ещё, чтобы это блюдо было питательным и воины могли его
съесть, не слезая с седла. Самое главное условие – это угощение могло бы
украшать любое торжество, как символ и олицетворение народа Великой Булгарии. 
И можно было отправлять в качестве гостинца в дальние страны, чтобы каждый,
попробовав это блюдо захотел заглянуть на Великую Булгарию.

Долго
старались мастера. И наконец было выбрано блюдо жены одного пастуха, сделанное
из муки, яиц, мёда – великолепный чак-чак. При этом на свадьбе хан пожелал
молодым, чтобы они жили, прилипши друг-другу, как мёд помазанный, чтобы детей у
них было столько, сколько горошин в этом чак-чаке, чтобы жили они в золоте, как
цвет этого чак-чака, чтобы жизнь их шла только в гору, чтобы речи друг для
друга были сладкими.

Дорогие
ребята! Пейте кукушкин чай с чак-чаком! Чтоб лето красное было удачное, не
жалейте угощения и добрых слов.

1
бабушка:
Ребята, послушайте песню Недопытайло
Виктории про деревню.

8.     Песня «Су
буенда учак яна» «На берегу костёр».

2
бабушка:
Давайте теперь наших взрослых послушаем. Ответ.

9.     Песня
«Милэшлэрем» «Моя рябинушка».

2
бабушка:
Девочки, а давайте нашу народную песню
«Шаль связала» споём! Ответ.

10. Песня «Шэл
бэйлэдем» «Шаль связала».

Ребёнок: Кукушечка, кукушка,

       Лета верная
подружка,

       Пригласила
в гости нас,

       Собрались
мы в тот же час!

1 бабушка: Мы тебя благодарим,

           На
прощанье спеть хотим.

11. Песня «Кояшлы ил»
«Солнечная страна».

1 бабушка:
Х
өрмәтле дуслар, саубулыгыз, киләсе очрашуларга кадәр,
ә хәзер истәлек фотоминутка!.

Башкирский обрядовый праздник «Кукушкин чай»

Башкирский обрядовый праздник «Кукушкин чай»


Реализован

Планируемые затраты
1 000 ₽

Размер имеющихся средств
1 000 ₽

Срок реализации
06.06.2022

Место реализации


Стерлитамак

Описание

Башкирский народный обрядовый праздник «Кукушкин чай» пришел из глубины веков. Он относится к обрядам весенне–летнего периода, и представляет собой своеобразную встречу лета и приходится на так называемый месяц кукушки — май. Праздник «Кукушкин чай» — это массовое гуляние и чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В нем ярко проявляется народное поклонение природе, оживающей после долгой зимней спячки, радость от возвращения перелетных птиц. В нашем детском саду  будет проводится башкирский обряд «Какук сайе».  В программе: Инсценирование башкирской легенды «Какук сайе»;  башкирские народные игры «Капка», «Ус мойош», «Наза»; детские игры «Ак тиряк, кук тиряк», «Яшерам яулык», конкурс на лучшее исполнение башкирских частушек; спортивные игры; праздничное чаепитие.

Новости проекта

Новости других проектов

31.01.2023

Башкирский мед детям Донбасса

Акрамов Даус Азгарович передал 10
трехлитровых банок меда детям
Донбасса. Мы их отвезли в районный
волонтерский штаб, от…

28 апреля, 2022

Кукушкин чай Башкирский обрядовый праздник Адамовского района

Башкирский народный обрядовый праздник «Кукушкин чай» пришел из глубины веков. Он относится к обрядам весенне–летнего периода, и представляет собой своеобразную встречу лета и приходится на так называемый месяц кукушки — май. Праздник «Кукушкин чай» — это массовое гуляние и чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В нем ярко проявляется народное поклонение природе, оживающей после долгой зимней спячки, радость от возвращения перелетных птиц[1].

Кукушкин чай — это башкирский обрядовый праздник, посвященный неприметной серой птичке с красивым голосом – кукушке. Праздник был распространен в Зауралье, на северо-востоке, юго-востоке и в центральных районах Башкортостана. Похожие календарные праздники есть у башкир Южного Урала.

Башкиры с большим почитанием относились к кукушке. В давние времена многие птицы – журавль, грач, кукушка – у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники и произведения искусства. Самым главным в архаичном обряде «Кукушкин чай» было желание умилостивить кукушку, погадать, чтобы узнать свою судьбу, притянуть благополучие, удачу, счастье, отвести безбрачие и смерть.

Как сообщается в «Башкирской энциклопедии», праздник представляет собой своеобразную встречу весны. Обряд издревле проводился в «месяц кукушки», в период с конца апреля по июль: когда земля освобождалась от снега, покрывалась первой зеленью и из теплых стран прилетали голосистые птицы.

Как говорят орнитологи, в ясную безветренную погоду загадочную песнь кукушки можно услышать на расстоянии до двух километров. Ежегодно на сочную зелень полян и лугов, где слышно кукование кукушки, стекались женщины, молодежь, дети. Взрослые мужчины в празднике не участвовали.

Гулянье на свежей весенней природе состояло из веселых игр, песен, плясок, гаданий. В дни прилёта кукушки на лугах появлялись дикорастущие съедобные растения: борщевик, щавель, ускун (дикий чеснок), йыуа (дикий лук), медуница, барашки. Съедобные растения собирали с ритуальными песнями[2].

Место бытования ОНН:  Российская Федерация, Оренбургская область, Адамовский район, пос. Юбилейный.

Формы жанровых направлений ОНН:  Празднично-обрядовая

ОНН зарегистрирован:  ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области».

Номер: ORN328

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Информация об ответственности относительно ОНН:

Лица, имеющие отношение к ОНН:  Арсланбекова Гульнара Муртазаевна 1970 г.р. Белякова Оксана Владимировна 1977 г.р.

Составитель описания: Янбердина Елена Юрьевна.

Тип ответственности: Исследователи

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: ГАУК «РЦРКОО».

Тип ответственности: Фиксация

 Описание:

В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия. Кякук сяйе (Кукушкин чай) проводился в связи с прилетом кукушек.

Башкиры очень любят кукушек, с прилётом которой появлялись дикорастущие съедобные растения: борщевик, щавель, ускун (дикий чеснок), йыуа (дикий лук), медуница, барашки.

Когда кукушка начинала куковать дети и женщины брали самовары, еду и шли к кукушке в гости. На зеленой лужайке расстилали скатерти, ставили угощение.

Дымились самовары, женщины готовили чай и кашу, дети играли в различные народные игры (платочек, прыжки, перетягивание каната).

Важной частью праздника было чаепитие. Для чаепития приносили с собой бэлеш, баурсак, блины,  мед, чак-чак, эремсек (красный творог) и другую еду. Часть даров приносилась кукушке – ее угощали с целью задабривания.

К деревьям, на которых куковали кукушки, надо было положить белые продукты. Дети лили кашу, катык или простоквашу на корни деревьев и оставляли там куриные яйца, а на ветки завязывали красные ленты.

 Пили чай и кукушку угощали. Во время чаепития женщины рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, поверья, связанные с кукушкой.

В этот день гадали по кукованию священной птицы, пытаясь узнать, кто сколько проживет. Загадывали желания и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Девушки, в надежде выйти замуж за красивого парня, считали, сколько раз прокукует кукушка. Если кукует долго и без остановки – за красивого, хорошего парня, если недолго — за плохого.

«Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли «юлбашсы». Она одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок — с пришитыми по краям медными круглыми бляшками — накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой повязывался сверху косынкой.

Поверх платков она надевала шапочку с высокой тульей. В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом»,  − пишет Азалия Илимбетова в статье «Образ кукушки в доисламских верованиях башкир»[3].

Сведения об особенностях ОНН:

Состояние бытования:

Сохранение наследия  предков является наши дни актуальной проблемой и национальный обряд является в этом плане мощным связующим звеном между новой, живой культурой этносов и опытом предшествующих поколений.

Сведения об особенностях ООН:

Исключительность/ценность:

Форма бытования: аутентичная

Сведения о действиях над/с ОНН:

Тип действия: Сохранение

Условия действия: Мероприятия ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Исполнитель: сотрудники  ГАУК «РЦРКОО»,

Место действия: Оренбургская область,

Метод действия: Метод полевых исследований

Этнокультурная принадлежность: Башкиры

Ключевые слова:

Ключевые слова(осн.): Башкирский, Оренбургская область, кукушкин чай.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций: Непосредственная коммуникация

Наименование количественной характеристики измерения ОНН:

Наименование количественной характеристики измерения ОНН: Количество постановок— Количество, объем: Более 5

СКАЧАТЬ

____________________________________________________________________________

[1] https://ataisal.ru/project/event/bashkirskiy-obryadovyy-prazdnik-kukushkin-chay

[2] https://kitaplong.ru/kukushkin_chai

[3] https://kitaplong.ru/kukushkin_chai

В старину по башкирскому обряду весной проводился праздник  «кэкук сэйе» — «кукушкин чай». Праздник проводился в мае во время первых кукований кукушки, устраивались празднования с народными играми, плясками и песнями. В это время уже прилетали перелетные птицы, начинала расти трава и распускаться ранние цветы, всё зеленело, весна приближалась к лету. Наши предки радуясь красоте природы, в этот день праздновали «Кэкук сэйе», играли в народные игры, пели, плясали, наслаждались любимым напитком башкир – чаем с выпечками, угощали кашей.  

            Вот такой праздник провели в селе Садовый, организованный клубом «Ак инэй», районной организацией общества инвалидов и молодежно-подростковым клубом «Нур» для детей-инвалидов из села Акъяр и с.Садовый. На праздник пришли и воспитанники детского сада «Лэйсян». «Ак инэйлэр» рассказали детям о башкирском обрядовом празднике «Кэкук сэйе», устроили для них игры на площадке возле сада, угощали кашей и чаем, спели старинные песни, ознакомили с башкирскими обрядами, рассказали и наглядно показали женские украшения, старинную одежду для женщин и детей, изделия из лоскутного шитья.  Дети отвечали на вопросы, интересовались всем и активно участвовали в мероприятии.

Праздник удался, прошел весело и интересно.

Исследовательская работа БАШКИРСКИЙ НАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ “КУКУШКИН ЧАЙ” (“КӘКҮК СӘЙЕ” )  Выполнил: ученик 8Г класса  Хаиров Марсель   Научный руководитель:  учитель башкирского языка  и литературы Р.М.Габбасов    Стерлитамак 2017

Исследовательская работа

БАШКИРСКИЙ НАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ “КУКУШКИН ЧАЙ”

(“КӘКҮК СӘЙЕ” )

Выполнил: ученик 8Г класса

Хаиров Марсель

Научный руководитель:

учитель башкирского языка

и литературы Р.М.Габбасов

Стерлитамак 2017

Актуальность этой темы в том, что мы часто забываем свои традиции, обычаи. Например, к таким и относится обычай, который называется «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Еще несколько десятилетий назад не было деревни и села, где не проводились бы «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Цель исследования – изучить проведение и организации башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Задачи: Изучить литературу по данной теме. Изучить игры, проводимые на «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Сделать по этой теме презентацию. По окончанию исследования составить сценарий для проведения в школе обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Актуальность этой темы в том, что мы часто забываем свои традиции, обычаи. Например, к таким и относится обычай, который называется «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Еще несколько десятилетий назад не было деревни и села, где не проводились бы «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Цель исследования – изучить проведение и организации башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.
  • Изучить игры, проводимые на «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).
  • Сделать по этой теме презентацию.
  • По окончанию исследования составить сценарий для проведения в школе обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Объект исследования: башкирский обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Предмет исследования: составление сценария башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Гипотеза: можно ли на основании исследуемой работы составление сценария и проведение в школе башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Теоретическая значимость: материалы исследования можно использовать на уроках «Башкирский язык», «История, культура Башкортостана», при проведении национальных праздников, обычаев, традиций. Практическая значимость: составление сценария башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Методы исследования: изучение специальной литературы; Встреча и беседа с бабушкой.

Объект исследования: башкирский обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Предмет исследования: составление сценария башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Гипотеза: можно ли на основании исследуемой работы составление сценария и проведение в школе башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Теоретическая значимость: материалы исследования можно использовать на уроках «Башкирский язык», «История, культура Башкортостана», при проведении национальных праздников, обычаев, традиций.

Практическая значимость: составление сценария башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Методы исследования:

  • изучение специальной литературы;
  • Встреча и беседа с бабушкой.

Глава I. Что такое башкирский народный обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Кәкүк сәйе – кукушкин чай (кәкүк – кукушка, сәй – чай). Женское празднество кәкүк сәйе было широко известно в восточной Башкирии. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причем, загаданное вслух не произносилось. Если “в ответ” кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием. Глава II. Возрождение народного «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Позабытый уже было традиционный праздник башкирского народа Кәкүк сәйе, который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце XX века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия

Глава I. Что такое башкирский народный обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Кәкүк сәйе – кукушкин чай (кәкүк – кукушка, сәй – чай). Женское празднество кәкүк сәйе было широко известно в восточной Башкирии. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причем, загаданное вслух не произносилось. Если “в ответ” кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием.

Глава II. Возрождение народного «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Позабытый уже было традиционный праздник башкирского народа Кәкүк сәйе, который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце XX века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия

Глава I. Что такое башкирский народный обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Кәкүк сәйе – кукушкин чай (кәкүк – кукушка, сәй – чай). Женское празднество кәкүк сәйе было широко известно в восточной Башкирии. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причем, загаданное вслух не произносилось. Если “в ответ” кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием.  Глава II. Возрождение народного «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Позабытый уже было традиционный праздник башкирского народа Кәкүк сәйе, который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце XX века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия.

Глава I. Что такое башкирский народный обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Кәкүк сәйе – кукушкин чай (кәкүк – кукушка, сәй – чай). Женское празднество кәкүк сәйе было широко известно в восточной Башкирии. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причем, загаданное вслух не произносилось. Если “в ответ” кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием.

Глава II. Возрождение народного «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Позабытый уже было традиционный праздник башкирского народа Кәкүк сәйе, который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце XX века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия.

Кәкүк сәйе проводился в связи с прилетом кукушек. Башкиры очень любят кукушку и отнюдь не согласны с басней дедушки Крылова, в которой тот неуважительно отзывается о ее голосе. К прилету кукушки появлялись дикорастущие съедобные растения: борщевик, щавель, ускун (дикий чеснок, йыуа (дикий лук), медуница, барашки (дикая примула). К весне обычно скудели продуктовые запасы и начинался авитаминоз, поэтому люди с радостью отправлялись в поля и леса в поисках природных вкусностей. Но делали это не просто как, а свой поход превращали в праздник. Обычно в деревне была пожилая женщина, которая пользовалась всеобщим уважением. Ее называли а г инәй, буквально - белая (чистая) бабушка. Именно она руководила всем «священнодейством»

Кәкүк сәйе проводился в связи с прилетом кукушек. Башкиры очень любят кукушку и отнюдь не согласны с басней дедушки Крылова, в которой тот неуважительно отзывается о ее голосе.

К прилету кукушки появлялись дикорастущие съедобные растения: борщевик, щавель, ускун (дикий чеснок, йыуа (дикий лук), медуница, барашки (дикая примула).

К весне обычно скудели продуктовые запасы и начинался авитаминоз, поэтому люди с радостью отправлялись в поля и леса в поисках природных вкусностей. Но делали это не просто как, а свой поход превращали в праздник. Обычно в деревне была пожилая женщина, которая пользовалась всеобщим уважением. Ее называли а г инәй, буквально — белая (чистая) бабушка. Именно она руководила всем «священнодейством»

В лес брали казан, продукты (кто чем богат). Придя на место, пожилые женщины читали молитвы (удивительное переплетение ислама и язычества!) и с ритуальными песнями приступали к сбору съедобных растений. Казан ставили на огонь. Затем с молитвами и благопожеланиями опускали в кипяток крупу (смесь круп), собранные борщевик, щавель. Заправляли суп диким луком или чесноком. Подавали его со сметаной или катык (род ряженки).

В лес брали казан, продукты (кто чем богат). Придя на место, пожилые женщины читали молитвы (удивительное переплетение ислама и язычества!) и с ритуальными песнями приступали к сбору съедобных растений. Казан ставили на огонь. Затем с молитвами и благопожеланиями опускали в кипяток крупу (смесь круп), собранные борщевик, щавель. Заправляли суп диким луком или чесноком. Подавали его со сметаной или катык (род ряженки).

Заваривали травяной чай из молодых листьев дикой смородины и малины. Чаепитие заканчивалось молитвами, ритуальными песнями. Для детей организовывали соревнования в беге, прыжках, борьба на поясах. Сочиняли частушки, плясали. Мальчики, сделав лук и стрелы, стреляли, соревнуясь в меткости. В этот день гадали по кукованию священноц птицы, пытаясь узнать.ю кто сколько проживет. А домой несли охапки даров природы.

Зауральские и южные башкиры в конце мая ежегодно отмечали другой праздник «Кәкүк сәйе» (Кукушкин чай), посвященный приходу лета, начало которого приходилось на так называемый кәкүк айы (месяц кукушки). В это время женщины устраивали коллективное чаепитие на природе, исполняли песни, танцы, играли, гадали. На чаепитие собирались в определенном месте на берегу реки или на склоне горы, а иногда устраивали угощение на лужайке перед чьим-нибудь домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка этого дома, тем благополучнее сложится год для ее семьи. На востоке Башкортостана (Учалинский район) этот же праздник известен как Йома сәйе (Чай в пятницу), в северных районах Башкортостана и в Пермской области его называю Сәйе эсеу (Чаепитие). Существовала и другая версия празднества Кәкүк сәйе, согласно которой солдатки и вдовы собирались вместе, чтобы обрести душевное успокоение. Известный фольклорист-музыковед Р.С. Сулейманов так пишет об этом: «Весной на лоне природы солдатки устраивали своеобразный пикник (обрядовый праздник). Там они обменивались впечатлениями. Пели песни, а иногда куковали, подражая голосу кукушки. Излив на празднике все, что у них накипело в сердце, они получали душевное успокоение и поздно вечером возвращались домой»

Глава III. Игры, проводимые на «Кәкүк сәйе» (Кукушкин чай).

В течение дня на месте празднества не смолкали песни, игры на кубызе, исполнялись пляски, игры. Женщины раскладывали пищу на листья, камни, приговаривали: ”Бына һи ң ә, кәкүк, өлөшөндө бирәбе ҙ “. По рассказу информаторов села Утяганово Кармаскалинского района, в годы войны женщины, угощая кукушек, просили:

Йылдар имен булһын! Пусть будут мирные годы!

Һүгыштар баҫылыһын! Пусть прекратиться война!

Аслык булмаһын! Пусть не будет голода!

По словам информаторов, кукушка кукует ровно 60 дней: примерно с 18 мая по 18 июля. Особенно звонким становится ее голос в начале июня. С этого времени, со слов информаторов, кукушка ”зовет“особенно настойчиво (”ихлас саҡыра“). Вот тогда женщины с угощением для кукушки выходят на природу. К этому времени расцветают луга, душистые травы покрывают долины и горы. Женщины, по рассказам информаторов, должны полюбоваться на цветы, деревья, травы, послушать пение птиц, кукушек, покормить их. В июле кукушка, по рассказу Байгужиной, отдает свой голос сизому воробью.

Женские празднества ҡарһа бутҡаһы, ҡарһатуй, кәкүк сәйе выражает стремление людей приобщаться к живительной силе природы – деревьев, цветов, трав, птиц и др. Женщины, с одной стороны, задобривают природу. Желают ей пышного цветения, с другой стороны – просят быть союзницей людей в их стремлении к изобилию пищи и всяческому благополучию.

Этноним кәкүк также встречается в названиях родов, родовых подразделений (кәкүк- тәнгәүер – кукушка-тангаурцы, кәкүк ҡыүаҡан – кукушка куваканцы).

Женщины на празднике усаживались все вместе и исполняли популярные в данной местности песни.

Когда одна из женщин пела, остальные в конце каждой строфы поддерживали ее различными одобрительными возгласами, репликами, а в конце куплета подтягивали все вместе, помогая солистке перевести дух. Образцытакого пения записаны в Баймакском и Хайбулиннском районах.

Прекрасна жизнь.

(Ва-ай, это так!)

Кукушка зовет, поют птицы, (Да?)

Когда иду вдоль берегов Ташлы

(Эхэй, вот как!)

Громко запеваю песню

(Эх жизнь, так!)

Вспоминая о прошедшей жизни.

(Вэ-эй, так!)

На праздниках ҡарһа бутҡаһы, кәкүк сәйе исполнялись различные игры, хороводы.

Часть танцевальных игр, одинаковых по форме, приобрели у разных групп башкир различное содержание. Так, на юго-востоке Башкирии была популярна игра ҡапҡа, являвшаяся отражением скотоводческого быта башкир. На это указывает и речитатив, сопровождающий игру, и возгласы кәз-кәз-кәз (сзывание коз). У западных башкир-земледельцев эта игра называлась борсаҡ сәсеү – посев гороха. Если одна из девушек, в быстром беге не успевая за подругами, падала, считалось, что “горох посеян”. Старинные игры үткес үткәрмеш, возможно, имитировали проходы животных между весенними кострами с целью очищения. Этот обряд исполнялся у полукочевых башкир перед выездом на летовки. В северо-восточной Башкирии аналогичная игра называлась арпа тапау – молотить ячмень. То есть, у башкир-полукочевников игры еще сохраняли древнее скотоводческое содержание, у западных башкир эти же игры обрели новое значение – земледельческое.

Глава IV. В Башкирии впервые провели этнофестиваль «Кукушкин чай».

Впервые в Башкортостане, в туристическом горнолыжном центре «Павловский Парк», был организован двухдневный этнофестиваль «Кәкүк сәйе» – . «Кукушкин чай». Посмотреть, как народный обряд превращается в мероприятие событийного туризма, было очень интересно, и я с утра в субботу потащил в Нуримановский район всю семью.

Что такое «Кукушкин чай»? Башкирский обрядовый праздник связан с языческими поклонением животным и издревле проводился в «месяц кукушки»- май. Массовое гуляние на свежей весенней природе состояло из веселых игр, песен, плясок, гаданий и, конечно чаепития. Кукушке приносились дары, угощения с целью задобрить ее. В празднике принимали участие в основном женщины, молодежь, дети.

Обряд «Кукушкин чай», песни и танцы про кукушку невероятно популярны на башкирской эстраде и сегодня. Только ленивый из фольклорных коллективов не имеет этот обряд в своем репертуаре. Интернет пестрит сценариями праздника кукушки, песни «Ай-ҙәр, кәкүк» звучит почти на каждом концерте. Я и сам дважды, будучи студентом академии искусств, и потом работая в филармонии, принимал участие в постановках «Кукушкинского чая».

«Кукушкин чай» является уникальным наследием башкирской культуры, так как содержит и танец, и песню кукушки, и различные тайные традицию Такие замечательные праздники, элементы башкирской культуры надо обязательно популяризировать, создавать на их основе привлекательные для туристов мероприятия, на которые бы приезжали гости со всей России и из-за рубежа, считает директор Центра туризма Башкортостана Наталья Никольская.

«Кукушкин чай» является уникальным наследием башкирской культуры, так как содержит и танец, и песню кукушки, и различные тайные традицию Такие замечательные праздники, элементы башкирской культуры надо обязательно популяризировать, создавать на их основе привлекательные для туристов мероприятия, на которые бы приезжали гости со всей России и из-за рубежа, считает директор Центра туризма Башкортостана Наталья Никольская.

Глава V. Значение обычая «Кәкүк сәйе» – . «Кукушкин чай». Старинный праздник относится к обрядам весенне– летнего периода. Так башкирский народ встречает весну. «Кукушкин чай» – это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В «месяц кукушки» жители особое внимание обращали на народные приметы, пытаясь предугадать каким будет год. Было поверье, что если кукушка прилетает в деревню, то год будет голодным. Поэтому местные жители выходили на поляну, и приносили с собой молочные продукты – катык, молоко, чтобы положить под дерево, куда садилась кукушка, тем самым привлекая удачу. Затем все вместе садились пить чай. Праздник завершался песнями и народными играми. Спасибо за внимание!

Глава V. Значение обычая «Кәкүк сәйе» – . «Кукушкин чай».

Старинный праздник относится к обрядам весенне– летнего периода. Так башкирский народ встречает весну. «Кукушкин чай» – это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В «месяц кукушки» жители особое внимание обращали на народные приметы, пытаясь предугадать каким будет год. Было поверье, что если кукушка прилетает в деревню, то год будет голодным. Поэтому местные жители выходили на поляну, и приносили с собой молочные продукты – катык, молоко, чтобы положить под дерево, куда садилась кукушка, тем самым привлекая удачу. Затем все вместе садились пить чай. Праздник завершался песнями и народными играми.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник кукушки 31 мая
  • Праздник кукур тихар
  • Праздник кукол шикимори
  • Праздник кукол хина мацури
  • Праздник кукол фанфики