Праздник культуры поведения

Скачать: праздник по культуре поведения.

ГБОУ «Школа №2115» г.Москвы

Сценарий праздника

«Вежливость и доброта –

наши лучшие друзья!»

(для 3-4 классов)

Подготовила

 учитель начальных

 классов МОУ «ПСОШ»

Чермошенцева Елена Анатольевна

Целеполагание:

       а)
воспитывать у учащихся нравственные качества:  уважительное отношение к людям,
доброжелательность, умение  видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить
тепло и доброту;

       б)
развивать умение дружить, беречь дружбу;

       в)
воспитывать культуру общения учащихся.

Оборудование: компьютер
(на слайдах пословицы  и поговорки  о вежливости ), запись мелодий, слова
вежливости на табличках.

Сказочник –
учитель.   
        Здравствуйте,
ребята!

                   
      Я сегодня сказочник и рассказываю свои сказки только добрым и вежливым детям.
А все ли вы такие добрые? А вежливые? Ну, это мы ещё по                               Итак,
я начинаю.

    
 Жила-была девочка Маша. Она училась в школе, где    только добрые и вежливые
дети. И вот какая история с ней приключилась…

                          Т-с-с…
А вот и она…

Маша.                    
Здравствуйте, ребята!

                         
Я сегодня рано встала,

                         
«Доброе утро!» всем сказала,

                         
Зубки почистила, заправила кроватку.

                         
Вещи мои все лежат в порядке.

                         
В школе я люблю учиться и «5» получать,

                         
А поэтому, ребята, весело мне напевать:

(напевает песню
«Улыбка» сл. М. Пляцковского  муз. В. Шаинского)

                         
Теперь можно почитать мою любимую книгу «Вежливость и доброта    —  мои лучшие
друзья».

Сказочник. А в это
время в королевстве короля  Грубияна  и  королевы Злюки                    происходило
следующее…

Король Грубиян. Эй, Невежи,
Лентяйчики, Грубиянчики! Быстро ко мне!

                               
(Звонит в колокольчик)

Королева Злюка. Совсем
обнаглели! Ничего не делают!

                               
(Звучит «Песня Атаманши» сл. Ю.Энтина

муз.
П.Г.Гладкова   ,   входят Грубияны, Лентяй, Невежа)

Король Грубиян.    Посмотрите
Невежи, Лентяйчики, Грубиянчики, что   творится в школах. Дети стали добрыми,
вежливыми. Фу, даже противно!

Грубиянчик.            Ну,
не все ещё!   Их даже  много! Правда, ребята?

 Королева
Злюка.
  Молчи!  Нужно как-то действовать! Надо показывать детям дурные  примеры!
  

(Звучит
музыка П.И.Чайковского «Времена года» «Зима» и королева напевает:)

                                   
Всех на свете я грубее, злее и наглее.

                                 
  Ну, конечно, это я, я, я…

                                   
Свет мой, зеркальце, ответь скорей:

                                   
Кто культурней и добрей?

( Это девочка
Маша!)

Сказочник.          
И тогда отправились король Грубиян и королева Злюка со своими   слугами к Маше.

Король Грубиян.           
Здравствуй, милая девчушка!

                                         
Подружись с нами, подружка!

                                         
Вместе в школу мы пойдём,

                                  
       Вместе ногти погрызём.

Можешь навсегда
забыть,

Как
«спасибо» говорить.

Эй,
Грубиян, Нахал, Невежа,

Проходите
поскорей,

Новых вам
нашёл друзей!

Ой,
сколько здесь ребят!

Нахальчик.       Я
Нахальчик, а это мои друзья – Невежа, Грубиянчик. Будете с нами    дружить? Не
слышу?

Маша.     Я
точно могу сказать, что нет! Правда, ребята?

Нахальчик.       Ну,
это мы ещё посмотрим!

Маша    (плачет).   
Я не смогу справиться с вами одна. Я позову на помощь своих друзей. Эй, ребята,
пожалуйста, идите сюда!

(Выбегают
культурные, вежливые  дети)

Мальчик.   Нам не
нравится дружить с грубыми, невежливыми. Мы стараемся быть  внимательными  к
людям, никого не обижать, никого не оскорблять ни словом ,  ни делом, не
причинять неприятностей.

Невежа.    
Ой-ой! Испугали! Сейчас мы дадим вам наши советы:

Если
ты пришёл к знакомым, не здоровайся ни с кем!

Слов
«пожалуйста», «спасибо» никому не говори!

Отвернись
и на вопросы ни на чьи не отвечай!

И
тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун!

Грубиянчик.       
Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

                            
Покажи на друга пальцем и хватайся за живот!

Король Грубиян.     Если
к маме или к папе тётя взрослая пришла

                                
   И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,

                                 
  Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

             
Громко крикнуть прямо в ухо:

           
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

Королева Злюка.  
Девчонок надо никогда нигде не замечать!

        И
не давать проходу им нигде и никогда!

   Им надо
ножки подставлять, пугать из-за угла!

Маша.      Нет,
не слушайте, ребята! Это же вредные советы!

Невежа.    Ой-ой!
Какие мы воспитанные! Но есть ещё дети, которые ведут себя грубо не  только с
ровесниками, но и со старшими! Я сейчас это докажу.

(Инсценировка
стихотворения С.Михалкова «Трамвай»)

Маша.           Нет,
ребята!

                       
Этот случай про старушку мы не будем продолжать,

                                       
  Мы лишь скажем очень дружно:

                                        
«Старость надо уважать!»

Король Грубиян.    Наверняка
в вашей школе есть ребята, которые дразнятся, придумывают разные     обидные
клички!

Маша.      Не
может быть! Ребята, разве есть у нас такие?

Грубиянчик.           
А сейчас расскажем вам историю.

Глаза у
Саши велики, но очень близоруки.

Врач
прописал ему очки по правилам науки.

Отшлифовали
в мастерской два стёклышка на славу,

Потом
заботливой рукой их вставили в оправу.

Очки
вложили мастера в коробку из пластмассы,

И Сашин
дедушка вчера их получил у кассы.

Нахаль           Но
про очки ребятам всем известно стало сразу.

Они кричат
ему: «Зачем тебе четыре глаза?

Саша, Саша
– водолаз! У тебя две пары глаз!

Только ты,
очкастый, стёклами не хвастай!»

Невежа.                     
Заплакал Саша от стыда, уткнулся носом в стену

                             
— Нет! – говорит он, — никогда очков я не надену!

1 Добрая девочка.      А я
б утешила его: «Очки носить не стыдно!

Всё надо
делать для того, чтоб было лучше видно!

Над теми,
кто надел очки, смеются только дурачки!»

1 Добрый мальчик.   
Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над           недостатками своих
приятелей. По-настоящему вежливый человек         не  позволит унижать и оскорблять
больного человека!

Невежа.    Но
когда вы играете в какую-нибудь игру, у вас обязательно бывают драки!

2 Добрый мальчик.    
Сейчас этого нет! Но я вспомню случай, который подружил нас с  Мишей, и теперь
мы не дерёмся! 

Я стукнул
Мишку по плечу, что мне с ним интересно.

А он меня
«Привет, молчун!» слегка портфелем треснул.

А я ему
щелчок по лбу, что, мол, сегодня не приду!

Он сдачи
дал поспешно, мол, приходи, конечно!

У Мишки
видели синяк – так это, верно, дружбы знак.

А у меня
две шишки – подарочек от Мишки.

2 Добрая девочка.  Игру во
дворе начинают опять.

                             
  Мальчишку в игру не хотят принимать.

       Запомни,
драчун-забияка, что это игра, а не драка!

                     
Хорошее дело футбол и хоккей, соседей они превращают в друзей.

А в играх
с друзьями мы сами должны оставаться друзьями.

Да
здравствует смелость, азарт, быстрота! Да здравствует

Вежливость
и доброта!              

Да
здравствуют добрые лица! И пусть тот, кто злится,   

                              
                                          стыдится!

         Маша.         
Все в играх должны оставаться друзьями, хвастаться силой и драться со  слабыми
недостойно воспитанного человека. Сильные всегда справедливы   не придираются
по мелочам к своим товарищам. В этом их сила.

(Муз. и сл.
В.Высоцкого «Песня о друге»)

Король Грубиян.     Как
весело у вас! Как хорошо!

Королева Злюка.   Нам
тоже грубость надоела!

Сказочник.  Но чтобы
эти невоспитанные, злые люди превратились в добрых и культурных , надо пригласить
сюда фею Доброты.

(Выходит добрая
фея и просит ребят ей помочь: засыпать

добрыми и
вежливыми словами. Выбегают ребята с табличками, на которых

крупно написаны
вежливые, добрые слова «извините», «пожалуйста»,

«честный», «искренний»,«добрый день» и т.п.)

3 Добрый мальчик.        
Слова чудеснейшие эти услышать каждый очень

                                                                                                               рад.                                

                             
      Добреют взрослые и дети, когда повсюду их твердят!

Фея Доброта.      Я
прекрасно знаю. что в каждом классе есть самые добрые и самые вежливые дети.
Хочу наградить ребят волшебными конфетами «Доброта»,  которыми они поделятся со
всеми, кто их когда-то обидел, и нашим злым  героям я тоже дам таких конфет!
Пусть в мире будет больше добрых,  чутких людей!

Маша.                
    Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,

               
Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли.

                
Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями!

Сказочник.           Всякой
встрече грозит расставанье, но увидимся с вами

                                                                                                                  
опять.

Так
приятно сказать «до свиданья», чтобы «здравствуйте» завтра                                                                                                сказать.

Как бы ни
было в жизни трудно, нужно вежливость не растерять.

Мы окажем
друг другу вниманье и друг друга сумеем понять.

Все.          
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!

(Звучит песня
«Если добрый ты» муз. Б.Савельева сл. А.Хайта)
                   

Литература.

1.ЯроваяЛ.Н.,
Жиренко О.Е.,Барылкина Л.П.,Обухова Л.А.Внеклассные мероприятия.2
класс.-М.:ВАКО,2004.

2.Попова
Г.П.Классные часы,1 класс-Волгоград :Учитель2008.

МОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

п. Судоверфь «Солнышко»

Сценарий развлечения  совместное с родителями и детьми в старшей группе по воспитанию культуры поведения:

«Красота спасёт мир»

Добровольская Татьяна Аркадьевна

Воспитатель

Пояснительная записка.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми педагогами, родителями и обществом в целом.

В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения.

Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает: а) знание этикетного правила; б) понимание его разумности и необходимости; в) умение применять его прагматически; г) эмоциональное переживание от его выполнения. Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Одним из условий воспитания этикетного поведения является: связь с семьей — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышения уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» разрабатываются всё новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые основываются на взаимосвязи детского сада и семьи.

 Цель: Познакомить детей с понятием внутренняя и внешняя красота человека.

 Задачи:

1Закрепить умение соблюдать правила этикета;

2  Закрепить умение подбирать одежду в соответствии с предстоящим событием; 

3 Закрепить знания  о том, как вести себя в общественных местах.

4 Воспитывать у детей навыки вежливости, общения.

Ток – шоу: «Красота спасёт мир»

Входят дети, читают стихи:

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт красота по стране                                       Лиза Д.

И мы про неё не забудем,

Она есть в тебе и во мне.  

Красота свободна, словно птица,

Красота текуча, как вода,                                  Даня Ш.

Красота умрёт и вновь родится,

Побеждает хаос – красота.  

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,                    Арина.

Направь шаги тропою красоты

И радость помоги найти кому-то.  

Живёт на свете красота

Живёт в душе, и в музыке, ив храме                Дима.

Ах, как нам красота нужна,

Чтоб детство переполнить чудесами!

Песня «Доброта» муз. Е. Гомоновой.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались на ток – шоу: «Красота спасёт мир» и с вами его ведущая воспитатель старшей группы Добровольская Татьяна Аркадьевна. Мы встретились, чтобы в свободной дискуссии обсудить вечный вопрос всех времён и народов: «Что такое красота?» Мы часто слышим: «Красота – залог здоровья», «Красота спасёт мир», а какое количество книг написано о красоте!  

…Что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

А, как вы думаете, что же такое красота? (Вопрос к зрителям.)

  Да, мнений у вас  много, да и красота бывает разная. Красота природы, музыки, живописи, поэзии. Меня интересует красота человека. В чём она?

«Внешний вид», «внешность» — как часто мы говорим и слышим эти слова. Может быть, это и есть человеческая красота? Разобраться в этом вопросе нам помогут наши гости. Встречайте знаменитого  Кота – Кутюрье  и   известную во всей округе парикмахершу Лису.

( под музыку входят Кот и Лиса).

Кот:        Всем добрый день!  Вот и я!

                Узнали вы меня, друзья?

                Я – Кот-Кутюрье,  и для вас я сейчас

                Моделей одежды открою показ!

Лиса:       Ах, что за платье без причёски?

                 Посмотрите – хвост начёсан,

                 С бальным платьем – красота!

Кот:       Ну, а если нет хвоста?

Лиса:     Шутишь, милый… Знаешь сам:

                Парикмахер нужен вам!

Ведущая: Погодите, дорогие гости. Вы сначала ответьте на несколько наших вопросов, а потом мы посмотрим вашу демонстрацию мод. А для этого прошу вас присесть. А вот я часто слышу, что лучшее украшение, особенно для женщины, это красивые, пышные волосы. Так ли это?

Лиса: Да, но волосы не только украшают человека, а и предохраняют от внешних воздействий: пыли, ветра, солнечных лучей, холода.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, а что во все века так одевались, как сейчас?

Кот: Нет, что вы. Вот, например восемнадцатый век.

          Ленты, костюмы, кружево, банты –

          Так одевались богатые франты.

Может быть, вы на балу хотите побывать?

Ведущая: Очень хотим.

Кот:      Бал – это общее веселье,

              Танцы, музыка и пенье.

              Видно, повторять пора

              Вам Указ царя Петра:

              Не грустить и не толкаться,

              Дам за платья не хватать,

              Им дорогу уступать.

              Танцевать, и пить, и есть,

              Соблюдая По-Ли-тес!

              Что? Вам слово непривычно?

              Это – правила приличья!

              А теперь вас, наконец.

              Приглашаю во дворец!

(исполняется старинный бальный танец Менуэт)

Ведущая:   Одежда – примета каждого века.

                    Сегодня взгляни на костюм человека –

                    Увидишь, что главным понятием «модно»

                    Является то, что к лицу и удобно.

                          Песня, дуэт «Для тебя».

Лиса:           По журналам заграничным

                      Выбирала я фасон,

                      В этом платье необычно

                      Я смотрюсь со всех сторон.

                      От ушей и до хвоста –

                      Не Лиса, а красота.

                      Выгляжу шикарно, модно,

                      Нет прекраснее сегодня.

                      Маникюр отличный, да?

                      Я ж почти кинозвезда!

Кот:             Мода – это ведь искусство!

                     Научиться красоте

                     Не мешало б и тебе!

                     Вот зеркало, взгляни в него!

Лиса:           Очень даже ничего!

                      Хороша я, правда, милый?

                      А причёска просто шик!

Кот:             Сколько бантов нацепила!

                     Словно ёлочка – точь-в-точь!

                      Кто согласен нам помочь?

                      Кто подскажет нужный цвет,

                      Что подходит, а что – нет!

Проводится конкурс «Подбери одежду» (дети подбирают одежду, для выхода в театр, для занятий спортом).

Кот:       Помни, что на каждый случай

               Свой желателен наряд, —

               Модельеры говорят.

               На работе не форси,

               Деловой костюм носи.

               (показ делового костюма)

               А для театра, наоборот,

               Богатый нужен гардероб.

               (показ вечернего туалета).

               А для отдыха и спорта

               Выбирай одежду лёгкой.

              (показ спортивной одежды)

Лиса: Интересно, как же будут одеваться дети в 25 космическом веке?

Кот: Вот так!

(выходят дети, одетые в стиле космо и исполняют танец).

Ведущая: Мы сейчас говорили о внешней красоте человека. А скажите пожалуйста, внутренняя красота для человека важна?(вопрос к зрителям) А как думаете вы? (вопрос гостям.)

Кот: Внутренняя красота человека всегда привлекает людей не меньше, чем красота внешняя.

Лиса: А я думаю, что внутренняя красота не так важна, как внешняя, ведь её не видно.

Ведущая: Да, мнения у нас разделились. Давайте посмотрим видео- сюжет.

(Разыгрывается сценка) Действие происходит в салоне автобуса. Заходит мама с детьми, Маша и Серёжа. Мама говорит им:

— Мы проедем три остановки. Садитесь дети.

Дети и мама садятся, Серёжа у окна, Маша рядом. Заходит женщина и встаёт рядом с Машей.

— Серёжа! – закричала Маша. – Ты заслоняешь всё окно. Ничего не видно!

Она вскочила на сиденье и, стоя на коленях, стала смотреть в окно.

— Девочка, — сказала женщина – если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.

Маша смутилась:

— Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметила, что вы стоите.

— Спасибо, девочка.

— Пожалуйста, не стоит благодарности.

Все уходят. Заходит женщина, на два пустых стула сажает кукол, на третий садится сама. Следом заходит пожилая женщина с внуком. Женщина уступает ей место, и мальчик садится, а бабушка ставит сумку на колени внуку и рядом встаёт. Женщина обращается к мальчику:

— Я уступила место твоей бабушке, она, наверное, устала.

— Ты уже большой, — выкрикивает Кот.

— Ничего, я постою, — сказала бабушка.- Какой же он большой? Это он такой рослый, а учиться только осенью пойдёт.

— Конечно, большой, должен уметь уступать место в транспорте. И не только своей бабушке…- делает замечание Лиса.

Кот подхватывает: — Да, в салоне народу немного, и мальчик может постоять.

Бабушка недовольно поджимает губы и обращается к внуку:

— Сиди, сиди, всем не науступаешься! – затем бросает в пространство,- Ишь, сколько учителей нашлось! Своих бы лучше воспитывали!

Все уходят.

Ведущая: Как вы думаете, правильно ли вела себя в автобусе Маша?  Но потом Маша поняла свою ошибку. Можно ли сказать, что она поступила как вежливая девочка? А что вы можете сказать про бабушку, правильно ли она поступила? Что должен был сделать внук? А правы были пассажиры?

Игра – упражнение со зрителями «Соседу справа».

Ведущая: Значит, красота бывает не только внешней, но и внутренней, и они должны сочетаться друг с другом. Ещё В.Г. Белинский сказал: «Внешняя чистота и утончённость должны быть выражением внутренней чистоты и красоты». Красивая личность – это прежде всего человек умеющий любить. Поэтому ему свойственны этические черты, выражающие его отношение к другим людям. Да, таким людям приходится лишний раз постоять в автобусе, отдать лакомый кусочек пирога младшему брату, приходится говорить с бабушкой, когда по телевизору идёт интересный фильм. Но они легче находят настоящих друзей, чувствуют уважение окружающих, а главное, они внутренне свободны, независимы, в отличии тех, кто на всё готов ради личной выгоды. Спасибо большое нашим гостям и всем кто принимал участие в нашем ток-шоу. Я думаю, что вы многое узнали для себя и поняли, что такое красота. Хочу пожелать вам встречать на своём пути только красивых людей, красивых не только внешне, но и внутренне.  И закончить наше ток-шоу хочу стихотворением:

Вед.:  Давайте верить в силу красоты!

           Мы не боимся повториться снова.

           Ведь нужно детским душам донести

           Значенье вышеназванного слова.

Кот:  Давайте верить в силу красоты!

          Давайте верить в силу доброты!

          Давайте опасаться злых подлогов.

          Пусть будут наши детские мечты

          Достойны воспитанья педагогов.

Лиса: Давайте верить в мудрость доброты!

           Давайте в жизни делать чудо!

           Давайте души открывать друг другу!

           Мы часто произносим словеса,

           А сами просто бегаем по кругу…

Вед.:  Но всё же будем верить в чудеса!

           Но всё же будем верить в чудеса!

           Давайте верить в силу красоты!

           Давайте верить в мудрость доброты!

           Давайте опасаться злых подлогов.

И как великий  Гейне сказал: «Самая лучшая красота человека – это его здоровье. Так будьте здоровы!»

Сценарий праздника «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!» для 3-4 классов

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

р.п. Первомайский Тамбовской области

Подготовила

 учитель начальных классов

 Чермошенцева Елена Анатольевна

Целеполагание:

а) воспитывать у учащихся нравственные качества: уважительное отношение к людям, доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;

б) развивать умение дружить, беречь дружбу;

в) воспитывать культуру общения учащихся.

Оборудование: компьютер (на слайдах пословицы и поговорки о вежливости), запись мелодий, слова вежливости на табличках.

Сказочник – учитель.

Здравствуйте, ребята!

Я сегодня сказочник и рассказываю свои сказки только добрым и вежливым детям. А все ли вы такие добрые? А вежливые? Ну, это мы ещё посмотрим. Итак, я начинаю.

Жила-была девочка Маша. Она училась в школе, где   только добрые и вежливые дети. И вот какая история с ней приключилась…

Т-с-с… А вот и она…

Маша.

Здравствуйте, ребята!

Я сегодня рано встала,

«Доброе утро!» всем сказала,

Зубки почистила, заправила кроватку.

Вещи мои все лежат в порядке.

В школе я люблю учиться и «5» получать,

А поэтому, ребята, весело мне напевать:

(напевает песню «Улыбка» сл. М. Пляцковского муз. В. Шаинского)

Теперь можно почитать мою любимую книгу «Вежливость и доброта    — мои лучшие друзья».

Сказочник.

А в это время в королевстве короля Грубияна и королевы Злюки происходило следующее…

Король Грубиян.

Эй, Невежи, Лентяйчики, Грубиянчики! Быстро ко мне! (Звонит в колокольчик)

Королева Злюка.

Совсем обнаглели! Ничего не делают!

(Звучит «Песня Атаманши» сл. Ю.Энтина муз. П.Г.Гладкова,   входят Грубияны, Лентяй, Невежа)

Король Грубиян.   

Посмотрите Невежи, Лентяйчики, Грубиянчики, что   творится в школах. Дети стали добрыми, вежливыми. Фу, даже противно!

Грубиянчик.

Ну, не все ещё! Их даже много! Правда, ребята?

Королева Злюка.

Молчи! Нужно как-то действовать! Надо показывать детям дурные примеры!  

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» «Зима» и королева напевает:)

Всех на свете я грубее, злее и наглее.

Ну, конечно, это я, я, я…

Свет мой, зеркальце, ответь скорей:

Кто культурней и добрей?

( Это девочка Маша!)

Сказочник.          

И тогда отправились король Грубиян и королева Злюка со своими слугами к Маше.

Король Грубиян.       

Здравствуй, милая девчушка!

Подружись с нами, подружка!

Вместе в школу мы пойдём,

Вместе ногти погрызём.

Можешь навсегда забыть,

Как «спасибо» говорить.

Эй, Грубиян, Нахал, Невежа,

Проходите поскорей,

Новых вам нашёл друзей!

Ой, сколько здесь ребят!

Нахальчик.      

Я Нахальчик, а это мои друзья – Невежа, Грубиянчик. Будете с нами дружить? Не слышу?

Маша.    

Я точно могу сказать, что нет! Правда, ребята?

Нахальчик.      

Ну, это мы ещё посмотрим!

Маша    (плачет).    Я не смогу справиться с вами одна. Я позову на помощь своих друзей. Эй, ребята, пожалуйста, идите сюда!

(Выбегают культурные, вежливые дети)

Мальчик.  

Нам не нравится дружить с грубыми, невежливыми. Мы стараемся быть внимательными к людям, никого не обижать, никого не оскорблять ни словом, ни делом, не причинять неприятностей.

Невежа.          

Ой-ой! Испугали! Сейчас мы дадим вам наши советы:

Если ты пришёл к знакомым, не здоровайся ни с кем!

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори!

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай!

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун!

Грубиянчик.   

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем и хватайся за живот!

Король Грубиян.     

Если к маме или к папе тётя взрослая пришла

И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

Королева Злюка.       

Девчонок надо никогда нигде не замечать!

И не давать проходу им нигде и никогда!

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла!

Маша.         

Нет, не слушайте, ребята! Это же вредные советы!

Невежа.     

Ой-ой! Какие мы воспитанные! Но есть ещё дети, которые ведут себя грубо не только с ровесниками, но и со старшими! Я сейчас это докажу.

(Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Трамвай»)

Маша.             

Нет, ребята!

Этот случай про старушку мы не будем продолжать,

Мы лишь скажем очень дружно:

«Старость надо уважать!»

Король Грубиян.   

Наверняка в вашей школе есть ребята, которые дразнятся, придумывают разные     обидные клички!

Маша.            

Не может быть! Ребята, разве есть у нас такие?

Грубиянчик.      

А сейчас расскажем вам историю.

Глаза у Саши велики, но очень близоруки.

Врач прописал ему очки по правилам науки.

Отшлифовали в мастерской два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой их вставили в оправу.

Очки вложили мастера в коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера их получил у кассы.

Нахаль.             

Но про очки ребятам всем известно стало сразу.

Они кричат ему: «Зачем тебе четыре глаза?

Саша, Саша – водолаз! У тебя две пары глаз!

Только ты, очкастый, стёклами не хвастай!»

Невежа.             

Заплакал Саша от стыда, уткнулся носом в стену

— Нет! – говорит он, — никогда очков я не надену!

1 Добрая девочка.     

А я б утешила его: «Очки носить не стыдно!

Всё надо делать для того, чтоб было лучше видно!

Над теми, кто надел очки, смеются только дурачки!»

1 Добрый мальчик.   

Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над недостатками своих приятелей. По-настоящему вежливый человек не позволит унижать и оскорблять больного человека!

Невежа.   

Но когда вы играете в какую-нибудь игру, у вас обязательно бывают драки!

2 Добрый мальчик.    

Сейчас этого нет! Но я вспомню случай, который подружил нас с Мишей, и теперь мы не дерёмся!

Я стукнул Мишку по плечу, что мне с ним интересно.

А он меня «Привет, молчун!» слегка портфелем треснул.

А я ему щелчок по лбу, что, мол, сегодня не приду!

Он сдачи дал поспешно, мол, приходи, конечно!

У Мишки видели синяк – так это, верно, дружбы знак.

А у меня две шишки – подарочек от Мишки.

2 Добрая девочка.      

Игру во дворе начинают опять.

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка, что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей, соседей они превращают в друзей.

А в играх с друзьями мы сами должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота! Да здравствует

Вежливость и доброта!              

Да здравствуют добрые лица! И пусть тот, кто злится, стыдится!

Маша.         

Все в играх должны оставаться друзьями, хвастаться силой и драться со слабыми недостойно воспитанного человека. Сильные всегда справедливы   не придираются по мелочам к своим товарищам. В этом их сила.

(Муз. и сл. В.Высоцкого «Песня о друге»)

Король Грубиян.    

Как весело у вас! Как хорошо!

Королева Злюка.   

Нам тоже грубость надоела!

Сказочник.         

Но чтобы эти невоспитанные, злые люди превратились в добрых и культурных , надо пригласить сюда фею Доброты.

(Выходит добрая фея и просит ребят ей помочь: засыпать добрыми и вежливыми словами. Выбегают ребята с табличками, на которых крупно написаны вежливые, добрые слова «извините», «пожалуйста», «честный», «искренний», «добрый день» и т.п.)

3 Добрый мальчик.        

Слова чудеснейшие эти услышать каждый очень рад.                                

Добреют взрослые и дети, когда повсюду их твердят!

Фея Доброта.     

Я прекрасно знаю. что в каждом классе есть самые добрые и самые вежливые дети. Хочу наградить ребят волшебными конфетами «Доброта», которыми они поделятся со всеми, кто их когда-то обидел, и нашим злым героям я тоже дам таких конфет! Пусть в мире будет больше добрых, чутких людей!

Маша.                         

Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли.

Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями!

Сказочник.                 

Всякой встрече грозит расставанье, но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать «до свиданья», чтобы «здравствуйте» завтра сказать.                                                                                       

Как бы ни было в жизни трудно, нужно вежливость не растерять.

Мы окажем друг другу вниманье и друг друга сумеем понять.

Все.             

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!

(Звучит песня «Если добрый ты» муз. Б.Савельева сл. А.Хайта)

Используемая литература

1.Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина  Л. П., Обухова Л. А. Внеклассные мероприятия. 2 класс. — М.:ВАКО, 2004.

2.Попова Г. П. Классные часы, 1 класс-Волгоград :Учитель 2008.

Путешествие в страну Вежливость

Цель: Формирование представлений о нравственных качествах,

воспитание потребности употреблять в своей речи вежливые слова,

развивать речь, интерес к речевому этикету, чувство такта, прививать этические нормы поведения в общественных местах, вежливое обращение с окружающими.

Ход занятия

1.Вводная часть

Сегодня будем говорить о вежливости:

— Как проявляется вежливость?

— В словах, а так же в тоне, которым они сказаны.

— Вежливыми рождаются или становятся?

— Становятся.

Для того чтобы стать вежливыми, нужно, как можно чаще, пользоваться вежливыми словами. От них становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Это волшебные слова.

2.Основная часть

Сегодня совершим путешествие в волшебную страну Вежливость. Кто желает отправиться в путешествие, тот «кладёт» в волшебный кузовок вежливое слово.

Практическая работа: создание «банка вежливых слов».

(записи вежливых слов на отдельных лепестках).

Путешествовать будем на поезде, который называется «Чу – Чу». Наш поезд отправляется в путь.

1.СТАНЦИЯ «Волшебные слова».

1.Конкурс «Словарь вежливого человека».

— Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).

— Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день).

— Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).

— Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте).

— Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста).

— И во Франции и в Дании на прощание говорят …(до свидания).

2.Стихотворение «Вежливые слова»

Добрый день! – тебе сказали

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Нам желают: Доброго пути!-

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему — ни будь.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы

Кому сказали, сколько раз.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать,

А если я всё же буду,

Простите, я больше не буду.

2.СТАНЦИЯ «Добрые поступки».

1.Стихотворение «Очень вежливый индюк».

(чтение и обсуждение)

Раз по 30 в день, не реже Только раньше бы умыла

Он кричал: «Эй вы, невежи!» Ты своё свиное рыло.

Заходите к нам в гости, Как ни бился он, однако

Поучитесь вежливости. К индюку никто не шёл:

Я и сам – кричал индюк – Ни хавронья, ни собака,

Доктор вежливых наук, Ни корова, ни осёл.

И жена моя – пример Посинел индюк от злости —

Замечательных манер. Зря пропали все труды:

Даже, когда спит она, Все они балды, балды, —

Видно, что воспитана. И добавил с высоты

Не стесняйся ты, осёл, Своего величья, —

Заходи, садись за стол, Не усвоили они

Что же ты молчишь, как рыба? Правила приличья.

Ты свиньёй не будь, свинья,

Не только слова должны быть добрыми, нужно, чтобы и поступки были разумными, ясными, такими, чтобы никогда не пришлось за них краснеть и стыдиться. Надо всегда стараться быть приятным людям.

2.Стихотворение С. Я. Маршака «Урок вежливости».

(Чтение и обсуждение).

Медведя лет пяти – шести Так мишку лет пяти — шести

Учили, как себя вести. Учили, как себя вести.

В гостях, медведь, нельзя реветь, Хоть с виду стал он вежливым,

Нельзя грубить и чваниться, Остался он медвежливым.

Знакомым надо кланяться, Он кланялся соседям,

Снимать пред ними шляпу, Знакомым и медведям.

Не наступать на лапу. Знакомым место уступал,

И не ловить зубами блох. Снимал пред ними шляпу.

И не ходить на четырёх, А не знакомым наступал

Не надо чавкать и зевать, Всей пяткою на лапу,

А, кто захочет спать, Совсем, куда не надо, совал он нос,

Тот должен лапой прикрывать Топтал траву и мял овёс.

Разинутую пасть. Наваливался брюхом На бабушку в метро,
Послушен будь и вежлив будь И старикам , старухам

И уступай прохожим путь, Грозил сломать ребро.

И старших уважай, Медведя лет пяти — шести

И бабушку медведицу Учили , как себя вести,

В туман и гололедицу Но , видно , воспитатели

До дома провожай. Напрасно время тратили!

3. «Вежливый сад».

Если поведение вежливое, то дети поднимают руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни); если поведение не вежливое, то дети опускают руки вниз (дерево огорчается, ветки опущены вниз, стыдно):

— Поздороваться при встрече;

— на прощанье буркнуть под нос «ну пока»;

— наступить на ногу товарищу и не извиниться;

— специально толкнуть товарища;

— уступить место в автобусе пожилому человеку;

— жаловаться на всех подряд.

3.СТАНЦИЯ «Вежливый разговор».

Инсценировка отрывка из сказки «Гуси-лебеди».

Разговор девочки с яблонькой.

— Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

— Съешь моего лесного яблочка, скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся.

Разговор девочки с печкой.

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

— Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

— У моего батюшки и пшеничные пирожки не едятся.

Разговор девочки с речкой.

— Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

— У моего батюшки и сливочки-то не едятся.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Изменить разговор девочки так, чтобы сказочные герои ей помогли.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».

Теперь давайте все вмести решим задачи:

1.Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» Какие три ошибки он допустил?(Скажите пожалуйста, который сейчас час, спасибо).

2.Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой не вежливый, зовёт меня Галькой. – А ты его как зовёшь? – спросила мама. –А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты».

Скажите, права ли Галя? А мальчик?

Многое зависит от того, как сказаны слова: спокойно, приветливо или грубо, не вежливо.

1.Чтение стихотворения.

Папа разбил драгоценную вазу, И мама молчит,

Бабушка с мамой нахмурились сразу. Улыбается даже.

Но папа нашёлся: Мы купим другую,

Взглянул им в глаза Есть лучше в продаже.

И ровно, и тихо простите, сказал. «Простите!»- казалось бы,

Что в нём такого, а вот ведь какое чудесное слово!

Каким тоном папа сказал слово «простите»?

2.Как можно вежливо обратиться к человеку?

— будьте добры!

— прошу вас!

— пожалуйста!

— будьте любезны!

3.Разговаривайте с людьми вежливо.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО РАЗГОВОРА:

  1. Разговаривай с людьми вежливым тоном, уважай старших.

  2. Во время разговора – не хвастайся.

  3. Разговаривай с людьми вежливо.

  4. Во время разговора употребляй, как можно больше, «волшебные слова».

  5. Будь внимательным к людям!

4. СТАНЦИЯ «Весёлая полянка».

Игры:

  1. «Угадай вежливое слово».

Маша знала слов немало, За подарком, за обедом

Но одно из них пропало. Это слово говорят,

А оно-то, как на грех, Если вас благодарят.

Говориться чаще всех. Но молчит она, как рыба,

Это слово ходит следом Вместо каждого … (спасибо).

День был серый, непогожий, Наступила мышка

Над землёй густая тень. На ногу слону.

— Добрый день! – сказал прохожий. Две минуты с лишком

Я ответил: — … (добрый день)! Слон не мог шагнуть.

После этого мгновенья Мышка огорчилась:

До конца большого дня -Ах , какая жалость – то!

Почему – то настроение Мышка извинилась:

Было добрым у меня. -… (Простите , пожалуйста!)

Слон сказал : — Ну , что же,

Ладно уж , бывает.

Вежливость тоже от боли помогает.

2. «Вежливые прятки».

Дети встают в круг, водящий с завязанными глазами – в центре. Один ребёнок из круга произносит вежливое слово, а водящий по голосу должен угадать, кто сказал это слово.

5.СТАНЦИЯ «Друзья».

Можно ли назвать вежливым человека, который обижает животных, не

любит их?

СТИХОТВОРЕНИЕ «Соседний щенок».

Привязали на цепь щенка,

Цепь холодная, коротка …

Говорят, уже через год

Подойди к нему – разорвёт.

А сейчас он тихонечко плачет,

Грустный хвостик под лапы прячет.

Стоит мне подойти поближе

Торопливо мне руку лижет

«Отпусти меня, отпусти».

Я глаза отвожу:

«Прости, ты не мой,

Понимаешь, не мой».

Грустный я ухожу домой.

Если б я великаном был,

Я тогда бы все цепи разбил!

Какие чувства вы испытали, прослушав это стихотворение?

6.СТАНЦИЯ «Вредные советы».

Послушайте стихи Григория Остьера и скажите, как надо поступать правильно.

Как нужно здороваться?

Если ты пришёл к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Ни кому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Автор не случайно написал свои стихи в шуточной форме. Конечно, следовать им нельзя.

Вот и закончилось наше путешествие в волшебную, вежливую страну.

Запомним правила вежливого человека:

  1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.

  2. Вежливый человек не причиняет другим неприятности.

  3. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

  4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

  5. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Ежели вы вежливы И ежели вы вежливы,

И к совести не глухи, Поможете вы маме

Вы место без протеста … И помощь ей предложите …

(Уступите старухе). (Без просьбы – то есть сами).

Ежели вы вежливы И ежели вы вежливы,

В душе, а не для виду, То в разговоре с тётей,

В автобус вы поможете … И с дедушкой и с бабушкой…

(Взобраться инвалиду) (Вы их не перебьёте).

И ежели вы вежливы, И ежели вы вежливы, —

То, сидя на уроке, Тому, кто послабее, Не будете с товарищем… (Трещать, как две сороки). Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

А ТЕПЕРЬ ДАДИМ КЛЯТВУ:

Клянёмся вежливыми быть!

Всегда спасибо говорить!

Добрый день! До свидания!

Нет в мире выше звания!

4.ИТОГ:

Вежливости можно и нужно учиться. Умение вести себя в обществе, контролировать свои поступки необходимо в повседневной жизни.

Будьте всегда вежливы, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться! Только к вежливому, доброму и воспитанному человеку люди относятся по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Чаще употребляйте вежливые слова, и тогда ваши желания будут исполняться.

Макеевская общеобразовательная школа IIII ступеней №21

Классный час на тему:

«Путешествие в страну Вежливость»

1-Б класс

Клас. руководитель Яловая Т.Н.

2016-2017 учебный год

ПРОГРАММА « КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

Вспомним крылатые слова Сервантеса, которые могут стать эпиграфом к этой теме:

« Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Культура поведения в самом широком смысле этого выражения обозначает совокупность 
выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения
людей. Это большой и ценный пласт общечеловеческой культуры. Содержание культурного
поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между 
людьми, требованиями к речи людей как основному средству общения и требованиями к 
внешнему виду ( к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Следовательно, 
культура поведения­ это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В 
правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики.
Уже в дошкольном возрасте прививаются навыки культуры поведения.

Целенаправленная,систематическая работа продолжается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах развиваются не только представления школьников, но и деятельность по их 
применению. Дети осознают, что нужно быть аккуратными, опрятными, вежливыми. В их 
поведении закрепляются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на 
улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не 
привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко 
проводить более трудную работу: перевоспитание школьников, у которых укоренились 
отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу 
над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения; такта, 
деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.
Всю работу по воспитанию культуры поведения следует строить в определенной системе,
а успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора 
методов работы с детьми. Главными методами являются приучение школьников к 
выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм 
морали. Методы разъяснения различны: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение 
фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, стенды по культуре поведения. 
Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются 
упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе 
систематических знаний. Содержание упражнений и их форма зависят от характеристики 
правила, которое отрабатывается.
Остановлюсь особо на таком методе разъяснения правил поведения как беседа учителя с 
детьми. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, 
высказывают разные мнения, основываясь на собственном опыте. Именно в беседе 
раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывание учащихся позволяют 
педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомы 
или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог, формулирует правила 
поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.
Беседа используется и при чтении литературных произведений этического содержания. 
При этом целесообразно обсуждать с детьми и образы правильного поведения, и 
негативные поступки. В работе с детьми надо широко использовать юмор. Важно показать 
детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять 
правила культурного поведения. И таким образом вызывать у ребят желание не быть 
похожими на них.
Раскрою несколько занятий, которые в доступной форме знакомят школьников с нормами
поведения в наиболее часто встречающихся жизненных ситуациях. Речь пойдет об

элементарных навыках поведения в школе, в гостях, в столовой, в транспорте, в 
общественных местах и т.д.

Цикл внеклассных занятий на тему :« КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

Занятие №1.Тема: « О вежливых словах и их применении»

Цель: научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных 
ситуациях.

Занятие № 2.Тема: « Правила знакомства, представления и обращения»
Цель: пополнить словарный запас учащихся новыми формами знакомства, представления и 
обращения, закрепить предыдущие знания.

Занятие №3.Тема: « Правила приветствия и прощания».
Цель: научить детей употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости 
от ситуации, закрепить умение употреблять разные формы словесной вежливости.

Занятие №4.Тема: « Правила поведения в столовой, за столом».
Цель: научить детей культуре поведения за столом; закрепить умение употреблять 
разные формы словесной вежливости.

Занятие № 5.Тема: « Как вести себя в школе, на переменах».
Цель: учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Занятие № 6.Тема: « Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей».
Цель: ввести в словарь учащихся новые этикетные формы обращения с просьбой, 
познакомить детей с особенностями построения вежливого приглашения.

Занятие №8.Тема: « Как правильно разговаривать по телефону».
Цель: учить детей вежливо и правильно пользоваться телефоном;

Занятие № 9.Тема: « Правила поведения в общественном транспорте»
Цель: научить детей вежливо вести себя в общественном транспорте; воспитывать доброту 
и отзывчивость.

Занятие №10.Тема: « Как вести себя в общественных местах».
Цель: воспитать у детей культурное поведение в общественных местах; формирование 
доброго отношения к окружающим.

Занятие № 11.Тема « Итоговое занятие по теме « Культура поведения».
Цель: проверить знания детей; закрепить правила поведения в различных местах; 
добиваться выполнения этих правил.

Хорошие манеры для детей в игровой форме

хорошие манеры картинка

Оборудование и материалы:

маршрутный лист путешествия по сказочной стране, конверты с заданиями, картинки станций, мультимедиа (экран, ноутбук, колонки),  мольберт, обручи, цветная бумага, цветные карандаши, коробочка с угощением.

Раздаточный материал:

фишки красного и зелёного цвета, сюжетные картинки.

                                               Ход мероприятия.

Организационный момент.

(дети занимаются свободной деятельностью, у воспитателя звонит необычная мелодия телефонного звонка, привлекая внимание детей)
Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то  прислал голосовое сообщение по телефону. Здесь написано «Для ребят детского сада «Колосок». Хотите его послушать? Тогда присаживайтесь.
                                   Прослушивание аудиозаписи.
— Здравствуйте, ребята! Я –  фея культуры поведения «Вежливость». Знаете, недавно я побывала в сказочной стране, а в ней все жители поссорились и поэтому я стала невидимой. Для того, чтобы меня увидеть, вам нужно помирить сказочных героев. Они ничего не знают о вежливости, доброте, хороших поступках и этикете. Помогите мне, пожалуйста.

Основная часть

Воспитатель: Фея нам передала план путешествия по сказочной стране. Она сказала, что он поможет нам больше узнать об этой стране и помирить жителей.  А люди сказочной страны за нами понаблюдают и все узнают об этикете. Но, сначала нам самим нужно вспомнить, что такое этикет?

Воспитатель:

Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет!
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Воспитатель: Итак, давайте отправляться.

Станция «Сказочное приветствие»

  1. Воспитатель: Посмотрите на карту. Где находится первая станция? Вот вам подсказка. В эту группу ходят самые старшие ребята детского сада.                 (подготовительная группа). Нам нужно пройти в подготовительную группу и найти эмблему первой станции. (дети проходят в подготовительную группу и находят эмблему)

Что изображено на эмблеме? Как вы думаете, что это обозначает? (приветствие). Правильно. Первая станция называется «Сказочное приветствие»

Скажите, ребята, что делают вежливые люди при встрече?
Правильно,  здороваются. Чтобы научить сказочных жителей приветствовать друг друга, в конверте волшебная фея предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко» (используется презентация).
Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу…(РУКУ)
На приветствия в ответ
Каждый говорит …. (ПРИВЕТ)
Если повстречался с кем — то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашивают…(КАК  ДЕЛА?)

Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему…(ПРИВЕТ)

А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик, …» (ЗДРАВСТВУЙ)

На закате мотылёк залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече, скажем гостю: «…» (ДОБРЫЙ ВЕЧЕР)

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь жители сказочной страны знают, как нужно здороваться! А ещё эти сказочные жители любят ходить в гости. А вы, ребята, любите? А принимать гостей? Что такое «гостеприимство»? Давайте
по маршруту найдём следующую станцию. Подсказка: следующая станция находится в помещении, где вы поете и танцуете ( музыкальный зал).Не забывайте, вам нужно найти картинку с эмблемой станции.

Станция «Сказочное гостеприимство»

 Воспитатель: Задание этой станции – показать и рассказать сказочным жителям, как надо ходить в гости и принимать гостей, объяснить пословицы о гостеприимстве.
— За пустой стол гостей не сажают.
— Умеешь  в гости звать, умей и гостей встречать.
— Не дорог обед, дорог привет.

— Гость доволен, хозяин рад.

— В гостях хорошо, а дома лучше.

А теперь давайте покажем жителям сказочной страны, как вы умеете сервировать стол для гостей.

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь сказочные жители всё знают о правилах гостеприимства, а мы отправляемся к следующей станции. Посмотрите на карту. Какая эмблема следующей станции?

Станция «Волшебные фишки»

Воспитатель:
Жители сказочной страны научились с вашей помощью здороваться, но другие вежливые слова они не знают. Я буду называть фразы.
Если они вежливые– вы поднимаете зелёную фишку, если нет, то красную:

Отдай быстро мне игрушку.

Катя, дай, пожалуйста, игрушку.

Дай еще одну конфетку.

Арсений, спасибо за конфетку.

Так тебе и надо, что я тебя стукнул.

Извини, что я тебя нечаянно толкнула.

Какие вежливые слова прозвучали?

(дети называют)
Воспитатель
: Молодцы, я думаю, и эти знания пригодятся жителям сказочной страны.

Станция «Весёлые картинки».

Воспитатель:
Эта станция такая, весёлая и заводная. Здесь будем с вами мы играть и картинки выбирать. А жители сказочной страны будут наблюдать.

(Детям предлагается на коврике распределить сюжетные картинки: в красный обруч- плохие поступки, в синий обруч – хорошие поступки и своё мнение обосновать)

Воспитатель: Молодцы, о хороших и плохих поступках вы тоже все знаете, я думаю, и эти знания пригодятся жителям сказочной страны. Следующая станция находится в группе, где есть ваши любимые игрушки.

(Дети называют среднюю группу).

Станция «Вежливые чтецы».

Воспитатель : Найдите эту станцию. Вот мы и пришли к нашей волшебной фее. Посмотрите, какая она красивая! Здесь от феи Вежливости такое задание – прочитать стихи-напоминания, чтобы сказочные жители не забыли волшебные слова, хорошие манеры, правила поведения.

(Чтение стихов наизусть об этикете).

 Станция «Сказочные подарки».

Воспитатель: Теперь, ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашу карту. Сколько станций нам осталось пройти? Пойдёмте её искать. Эта станция называется «Сказочные подарки». А кому мы сделаем подарок? У меня есть волшебная цветная бумага. Что можно сделать из неё? Пусть наши подарки с пожеланиями долетят до жителей сказочной страны! Пусть они станут добрыми и вежливыми!

(Дети на свой выбор делают подарки сказочным жителям: самолётики, лодочки, открытки).

Воспитатель: Ребята, молодцы, вы со всеми заданиями справились. Фея Вежливость благодарит вас за помощь и дарит вам угощение. (дети говорят спасибо)
Рефлексия
:

Воспитатель:

Ребята,  кому мы сегодня помогли?

Что случилось у жителей сказочной страны?

Как звали волшебную фею?

Какие мы вспомнили вежливые слова?

По каким станциям мы путешествовали?

Post Views: 2 541

Тема: Культура поведения в общественных местах

Цель: изучение и освоение норм и правил культуры поведения в
общественных местах обучающимися 9-11 лет.

Задачи:

  • изучить
    правила поведения в общественных местах через разные виды игрового
    взаимодействия;
  • развивать
    практическое освоение навыков поведения в общественных местах;
  • формировать
    навыки межличностного и творческого взаимодействия.

Общепедагогические методы и приемы: наглядный,
игровой, репродуктивный, активный, деятельностный.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор,
экран, карточки с заданиями, листы бумаги, карандаши, маркеры.

План проведения

  • Просмотр видео
    «Уроки хороших манер. Правила поведения на улице»
  • Беседа-диалог
    «Культура поведения в общественных местах»
  • Ситуационные
    игры «В театре», «В кафе», «На улице»
  • Ролевая игра
    «В автобусе»
  • Творческая
    игра «Планета культурных людей»
  • Работа по
    карточкам

Ход проведения

Просмотр видео «Уроки хороших манер. Правила поведения на улице»
студии «Бибигон» (https://www.youtube.com).

Обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

— Какое из правил можно назвать основными при появлении в
общественных местах? 
(взаимоуважение, благожелательность,
здравый смысл при общении с людьми);

— Что следует делать, чтобы не было мусора на улицах? (не
мусорить, пользоваться урнами);

— Почему к поведению на улицах предъявляются самые высокие
требования? 
(потому что улица – общественное место);

— Что следует делать перед выходом на улицу? (позаботиться
о своем внешнем виде: привести в порядок одежду и обувь, причесаться и т.д.)

Беседа-диалог
«Культура поведения в общественных местах»

Вопросы для обсуждения:

— Какие места можно назвать общественными? (места
общего пользования людей: улицу, театр, музей, библиотеку, кафе, транспорт и
т.д.);

— Что вы понимаете под культурой поведения в общественных
местах? 
(соблюдение определенных правил поведения в местах общего
пользования);

— Какие из правил поведения можно назвать общими для всех
общественных мест? (
соблюдать общественный порядок, быть вежливыми, бережно
относиться к чужому имуществу и т.д.);

— Какие из правил поведения нужно важно знать и применять на
улице? 
(соблюдение правил уличного движения и пользования разными
видами транспорта, общественного порядка: разговаривать без крика, не шуметь,
не мешать другим людям);

 Как правильно вести себя в театре, в кино? (тихо
разговаривать в этих заведениях, не вставать во время представления или фильма,
не пользоваться телефоном и т.д.).

Ситуационные
игры «В театре», «В музее», «На улице»

Обучающимся предлагается разделиться на 3 группы и выполнить
задания:

— для первой группы: обыграть ситуацию прохода зрителя в зал при
опоздании 
(извиниться на входе и предъявить билет контролеру, раздеться в
гардеробе, тихо пройти на свободное место);

— для второй группы: обыграть ситуацию просмотра экспозиции с
друзьями в музее 
(внимательно слушать экскурсовода, не трогать экспонаты руками,
молчаливое рассматривание картин, тихий обмен мнением);

— для третьей группы: обыграть ситуацию прохождения с друзьями
узкого тротуара 
(посторониться и пропустить прохожего).

Ролевая
игра «В автобусе»

Обучающимся предлагается распределиться по ролям: водителя,
кондуктора, пассажиров.

Каждый из участников определяет правила поведения:

  • водитель –
    управляет автобусом;
  • кондуктор –
    продает билеты, следит за порядком в автобусе, объявляет остановки;
  • пассажиры —
    уступают место пожилым людям, инвалидам, матерям с детьми;
  • держатся за
    поручни, культурно ведут себя в автобусе.

Творческая
игра «Планета культурных людей»

Обучающимся предлагается разделиться на группы, каждой группе –
придумать название и определить месторасположение планеты, дать название
обитателям и культурным общественным местам, придумать правила поведения,
отобразить творческий замысел через сказку, или рисунок.

Работа по карточкам

Обучающимся предлагается ответить на вопросы тестов, обведя или
подчеркнув правильный вариант ответа.

1. Почему к поведению человека на улице
предъявляются самые высокие требования?

А. потому что на улице за порядком следят полицейские

Б. потому что улица- это общественное место

В. потому что на плохое поведение могут обратить внимание другие

2. Как следует позаботиться о своем внешнем виде, перед тем
как выйти на улицу?

А. надеть тапки и домашний халат

Б. привести в порядок одежду и обувь, причесаться

В. выйти на улицу в театральном костюме

3. Три подруги, спокойно разговаривая, шли
по узкому тротуару и получили замечание от незнакомого прохожего. Чем был
недоволен прохожий?

А. содержанием разговора подруг

Б. тем, что подруги заняли весь тротуар

В. тем, что не поздоровались с ним

4. Кого нужно пропускать при входе в магазин
и выходе из него?

А. того, кто входит,

Б. того, кто выходит

В. это не имеет значения

5. Кому принято уступать место в
общественном транспорте

А. студенту, школьнику, мужчине

Б. женщине, пожилым людям, инвалидам

В. мужчине с чемоданом, подростку с велосипедом, девушке с
пакетом

6. Как лучше попросить молодого человека
уступить место женщине?

А. громко пристыдить молодого человека

Б. предложить самой женщине обратиться с просьбой к молодому
человеку

В. вежливо и тихо попросить уступить место

7. Какое из правил самое главное при
посещении театра?

А. не спать в кресле во время спектакля

Б. не наблюдать в бинокль за публикой во время спектакля

В. проявлять внимание к актерам и уважение к публике

8. Какое из правил самое главное при
посещении музея?

А. громко комментировать рассказанное экскурсоводом

Б. бесшумно передвигаться от экспозиции к экспозиции

В. трогать руками экспонаты

9. Кто в библиотеке сможет ответить на все
твои вопросы и помочь в выборе книга

А. библиотекарь

Б. подруга

В. родители

Используемые литература и интернет-ресурсы

1.  Н.С.Суслов.
Этикет. Учусь правилам поведения. Ростов-на Дону. 2012.

2.  http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/03/15/beseda-kultura-povedeniya-v-obshchestvennykh-mestakh

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник культурного работника
  • Праздник культура народов россии
  • Праздник культработника картинка
  • Праздник культа что это
  • Праздник кулики традиции