Праздник кущей история

Труд «Библейский словарь Нюстрема». Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.

Toggle main menu visibility

Распечатать

Эрик Нюстрем

Праздник кущей

Праздник кущей
евр. Суккот. Праздник кущей (Лев.23.34 и дал., Втор 16.13 и дал.), один из 3-х самых больших праздников у евреев. Этот праздник был установлен в воспоминание того, как израильтяне жили в кущах (шалашах) во время сорокалетнего странствования по пустыне. (См. Лев.23.34). Он назывался также праздником собирания плодов (Исх 23.16, Исх 34.22), так как его празднование совпадало с окончанием земледельческих работ, когда еще могли жить в кущах под открытым небом – в средине месяца Тишри (октября). Праздник продолжался 7 дней (15–21); восьмой день, который назывался «днем собрания», был как и первый день, святым днем отдыха и, кроме того, последним праздником истекавшего года. Впоследствии праздновали еще один день, 23 Тисри, когда оканчивалось чтение 54 парашим (отделений) книг Моисеевых; в следующую субботу начинали чтение парашим сначала.

Праздник Кущей был праздником радости; его празднование в позднейшее время может показаться слишком легкомысленным: оно сопровождалось черпанием воды, танцами с факелами и т.п. Хотя на праздник Пасхи разрешалось (если случалось дело, не терпящее отлагательства) возвращаться домой сейчас же после вкушения пасхального агнца, то, относительно, праздника кущей, закон предписывал, чтобы все находились у святилища в течение 7 дней. Каждый совершеннолетний мужчина должен был лично являться пред Господом и принести благодарение за те дары, которыми Бог его благословил в течение года. Радостному настроению в продолжение этого праздника содействовало также и то, что все жили в кущах или палатках. На улицах, открытых местах и на крышах домов строили кущи из ветвей деревьев, носили в руках ветки с плодами: лимонами и финиками, радостно пировали в кущах и т.д. По Талмуду, во время этого праздника носили в левой руке лимон, а в правой пальмовую ветвь, перевитую миртовыми и ивовыми ветвями, называемую «лулав». В святилище приносили в жертву за народ в течение праздника одних тельцов 70 штук и это делали в точно предписанном, удивительном порядке; далее, ежедневно по 2 овна, 14 однолетних агнцев, одного козла в жертву за грех и к этому предписанное хлебное приношение и возлияние. Жертвы 8-го дня состояли из одного тельца, одного овна, семи однолетних агнцев, при них хлебное приношение и возлияние, и одного козла в жертву за грех (Чис 20.12 и дал.). В субботныи год торжественность праздника увеличивалась ежедневным чтением заранее определенных частей закона перед собранием мужчин, женщин, детей и пришельцев (Втор 31.10). Последним обрядом этого торжественного праздника было выливание воды, состоявшее в том, что ежедневно, при совершении утреннего жертвоприношения, священник приносил в золотом сосуде воду из Силоамского источника и выливал ее вместе с вином в две серебрянные трубы, укрепленные на западной стороне жертвеника, при пении Галлелд (т.е. Пс 114.1Пс 118.1) или также Ис 12.1 и игре на музыкальных инструментах (Ин 7.2). Он говорит о живой воде (Ин 7.37). Обычай выливания воды понимается некоторыми, как молитва о даровании раннего дождя на посевы; другими, – как благодарное воспоминание о той воде, которую Господь давал Израилю в пустыне. Пророческие указания на этот обычай думают найти у Иоиль 3.18, Иез 47.1, Зах 14.8. Впоследствии в начале праздника устраивали роскошную иллюминацию во время приношения вечерней жертвы. Священники и левиты, стоя на 15 ступенях лестницы, ведущей во внутренний притвор, пели Пс 120.1Пс 134.1 в сопровождении игры на музыкальных инструментах, а мужчины устраивали танцы с факелами в женском притворе (Ср. Пс 117.24 и дал.).

В Езд 3.4, Неем 8.14 и дал. рассказывается, как торжественно прошел праздник кущей после вавилонского плена. Будущее восстановление Израиля изображается, как подобие этого праздника (Ос 12.9). У Зах 14.16 и дал. говорится, что языческие народы будут приходить в Иерусалим для того, чтобы праздновать праздник кущей.

Комментарии для сайта Cackle

Суккот [суккОт], или Праздник кущей, – одно из главных осенних торжеств у евреев. Он напоминает о ключевом событии в иудейской традиции – Исходе, когда израильский народ сорок лет скитался по Синайской пустыне вместе с Моисеем, прежде чем обрести Землю Обетованную. Узнаем, что такое Суккот в иудаизме и каковы основные традиции и заповеди этого праздника.

Главная традиция праздника

Иногда Суккот также именуют как Праздник сбора урожая, потому что он приходится на соответствующее время. Наряду с Песахом и Шавуотом он входит в число паломнических праздников, то есть тех, в которые было предписано совершать паломничество в Иерусалим и приносить жертвы в Храме.

Название праздника на иврите произошло от слова, означающего «шатер», «куща», «шалаш» [суккА]. То есть Суккот фактически означает «шалаши». Традиция предписывает каждому еврею в течение семи дней (столько продолжается праздник) жить в специально построенном шалаше. В нем полагается принимать пищу, танцевать, молиться и даже ночевать.

Этот обычай связан с преданиями об Исходе. Когда евреи блуждали по пустыне, им приходилось ночевать или укрываться от солнца в простых шалашах из веток, ведь кочевники не могли иметь более надежного пристанища. И в память о скитаниях евреев, об их мужестве и об обретении Земли Обетованной сегодня и отмечают Суккот – Праздник кущей.

Традиция строить шалаши может иметь и метафорическое значение. Некоторые считают, что сукка – это символ так называемых облаков славы. Ими Господь затянул небо над Синайской пустыней, чтобы защитить свой народ от палящих солнечных лучей.

Как строить сукку

Чтобы действительно стать частью праздника, сукка должна соответствовать определенным требованиям. В частности, шалаш должен располагаться прямо под открытым небом, а не в каком-то помещении. Нельзя строить его даже под деревом с густой и раскидистой кроной, ведь в пустыне таких деревьев не было.

Обычно люди устанавливают шалаш во дворе дома или на веранде. Материалы для строительства можно купить в магазинах или собрать самостоятельно.

Постройка сукки – важная обязанность, своего рода ритуал. Поэтому по возможности каждый должен в этом поучаствовать. Если кто-то в силу обстоятельств не может построить себе шалаш, полагается пригласить его в свой.

Сначала нужно возвести стены – хотя бы две, но лучше три. Третья может быть символической, в виде широкой доски. Когда стены готовы, настает время для главного элемента – крыши [схах]. Здесь действуют особые правила. Схах делают из веток или тростника. При этом крыша должна быть не слишком плотной, но и чересчур много просветов оставлять нежелательно. В идеале через нее должно быть видно звездное небо и должен проникать дождь. Но она же должна давать защиту от солнца, обеспечивать тень.

Разрешено использовать ту же сукку и на следующий год. Но перед тем как заселиться в нее, нужно обязательно приподнять на шалаше крышу или ее часть и снова опустить.

Заповеди Суккота

Основная заповедь входит в 613 ключевых заповедей Торы и напоминает о том, какому событию посвящен паломнический праздник Суккот. Она же совпадает и с главной традицией – строительством сукки в память об испытаниях израильского народа в пустыне.

Согласно заповеди, каждый верующий еврей обязан провести в сукке семь дней. Но в наше время это правило не столь жесткое. Если люди проживают в местности с холодным или дождливым климатом, находиться в сукке постоянно они не обязаны. То же касается людей со слабым здоровьем. В этом случае достаточно хотя бы дважды в день принимать пищу в шалаше. Но по возможности следует всё же проводить в нем как можно больше времени.

Другая заповедь праздника связана с четырьмя священными растениями: этрог (цитрон), лулав (финик), мирт и ива. Эти растения в Суккот должны присутствовать на праздничном столе. Каждое из них наделено особым символическим значением. Этрог имеет выраженный вкус и запах. Он символизирует иудеев, которые прекрасно знают Тору и к тому же чтут и выполняют ее заповеди. Они настоящие праведники.

Растение лулав имеет вкусные и сладкие плоды, но не пахнет. Это – евреи, которые не слишком хорошо знакомы с Торой, но при этом совершают благие деяния, следуют заповедям.

Мирт – очень душистое вечнозеленое растение, из которого изготавливают эфирные масла. Оно символизирует иудеев, блестяще знающих Тору, вдыхающих ее «аромат». Но как мирт не обладает выраженным вкусом, так и эти иудеи не имеют вкуса к праведным деяниям.

Наконец, есть ива. Это растение не имеет ни аромата, ни вкуса. И оно символизирует сынов израильских, которые не знают Тору и не совершают благих дел.

В праздник над священными растениями читают молитвы, а затем их связкой обмахивают жилище – сукку.

Трапеза на Суккот

Этот праздник считается радостным и веселым событием, поэтому и приемы пищи проходят в теплой и дружественной атмосфере, сопровождаются танцами и исполнением песен. Как и при строительстве шалашей в Суккот, есть особые предписания к проведению трапезы, главное из которых состоит в том, что принимать пищу полагается в сукке. Впрочем, за пределами шалаша разрешено употреблять фрукты и сладости, а также утолять жажду.

Трапезу начинает хозяин дома, который произносит благословение [кид(д)Уш] над бокалом вина, а затем отливает немного каждому из собравшихся. Затем присутствующим полагается омыть руки, прежде чем отведать хАлу – традиционный праздничный хлеб. Его готовят из дрожжевого теста с яйцами. Отделение халы считается видом жертвоприношения.

Халу в Суккот полагается обмакивать не в соль, как обычно в праздники, а в мед. Затем переходят к основным блюдам, а завершают трапезу десертом. Поскольку Суккот связан со сбором урожая, на праздничном столе можно увидеть блюда из нового урожая. Часто в праздник подают:

  • креплах – пельменные изделия;
  • голубцы в виноградном листе;
  • баранину в горшочке;
  • блины с яйцами и морковью;
  • жареные огурцы;
  • сельдь с овощами.

В конце приема пищи возносят благодарственную молитву Всевышнему.

Отмечают Праздник кущей по еврейскому календарю, поэтому по григорианскому календарю его дата не фиксирована. Согласно еврейской традиции, Суккот празднуют 15 числа месяца тишрея – он считается началом года и приходится на сентябрь или октябрь. 1–2 тишрея отмечают Новый год, или Рош ха-Шана, а 10 – День очищения, Йом-Кипур. Сразу после Йом-Кипура начинают готовиться к Суккоту, строить шалаш.

В 2022 году Суккот начинают праздновать вечером 10 октября, в понедельник. Стоит помнить, что новый день начинается у евреев не в полночь, а с заходом солнца. Продлится Суккот целую неделю.

А на восьмой день наступает кульминация праздника: Шмини Ацерет [шминИ ацЕрет]. Правда, согласно Талмуду, это уже отдельный праздник, просто наступающий сразу за Суккотом. Его название буквально означает «восьмой день». В этот день уже можно покинуть сукку. Но многие верующие еще остаются в шалаше, совершают праздничную трапезу, читают молитвы.

Итак, праздник Суккот в Израиле и других странах связан с преданиями об Исходе. Его главная традиция – строительство шалаша, или сукки, в которой нужно проводить как можно больше времени в течение недели. Суккот отмечают осенью в месяц тишрей, празднование длится семь дней и завершается на восьмой другим праздником – Шмини Ацерет.

ivrika.ru

Главная традиция и правило Суккота, или Праздника кущей, — жить в особом шалаше, сукке, в течение семи дней. Это действие отсылает к библейским событиям и одновременно учит смирению и правильной расстановке приоритетов, напоминая о том, что духовное важнее материального. Рассказываем, какие еще традиции и обычаи сопровождают Суккот в 2023 году.

Когда отмечается Суккот в 2023 году

Отмечают событие в начале осени, в месяц еврейского календаря Тишрей — он приходится примерно на середину сентября-октября. Праздник Суккот в 2023 году начинается вечером 29 сентября и будет продолжаться целых семь дней, до 6 октября. Многие памятные даты в иудейской традиции начинают отмечать не с восходом, а именно с закатом солнца. Ведь в первой части еврейской Библии — Торе — говорится: «И был вечер, и было утро — один день». Таким образом, действительно, день у евреев начинается с заходом солнца и завершается уже вечером следующего дня.

Осень у евреев богата на праздники и памятные даты. Некоторые из них, например праздники Шмини Ацерет, Симхат Тора, связаны с Праздником кущей.

Самостоятельный по своей сути праздник Шмини Ацерет (дословный перевод — «задержитесь на восьмой») добавляет к Суккоту еще один день, в 2023 году это будет 7 октября. Шмини Ацерет — завершение Суккота, его кульминация. В этот день евреи зажигают свечи и выходят из своих шалашей. Прожив несколько дней в сукке, в праздник Шмини Ацерет можно из нее выйти и начать молиться о дожде.

Симхат Тора также вытекает из отмечания Суккота и считается самым радостным праздником у евреев. В общем, умеют устраивать и проводить праздники в иудейской традиции.

История праздника Суккот

Праздник Суккот тесно связан с богатым историческим прошлым еврейского народа. Как и история иудеев, Суккот обращает нас к заре раннего христианства и древним библейским летописям. Известно, что иудеи странствовали по Синайской пустыне на протяжении сорока лет после выхода из Египта. Поэтому к шалашу-жилищу, к домашнему уюту у евреев особое отношение. Появление упоминаний Суккота в разных частях Торы свидетельствует, что предания о древнем еврейском празднике неоднократно переписывались и дополнялись различными мудрецами-летописцами того далекого времени.

Древнееврейские мудрецы и их летописи донесли до нас смысл праздника Суккот. Его поздняя традиция сформировалась уже в XVII веке нашего времени. Через столетие идеи, заключенные в праздновании Суккота, проникли и в Россию в виде движения субботников. Нет, не тех, где таскают бревна и облагораживают территорию. Субботники — это религиозное движение, связанное с ритуалами иудаизма и запретом на работу в субботу.

Суккот имеет ряд других названий. Это время евреи иногда называют датой сбора урожая, концом странствий по пустыне, праздником человечности и мира, черпания и возлияния, временем просьб дождей для будущего урожая. Впрочем, в древности Суккот также ассоциировался с аналогичными процессами.

Традиции и правила праздника

В почитаемой всеми евреями части Библии — Торе говорится: «В шалашах живите семь дней … чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». Особое внимание Тора уделяет окончанию праздника, когда на седьмой его день, называемый Хоша’на Рабба, евреи обходят синагогу семь раз. Все, что связано с Суккотом, Тора подает исключительно в веселом, праздничном духе. И даже заповеди, предназначенные для осеннего праздника, проникнуты радостью и весельем.

Важнейшая традиция Суккота — житие в сукке. К такому шалашу предъявляются определенные требования: желательно строить его своими руками под открытым небом, в сукке нужно собираться всей семьей и обязательно там ночевать. Конечно, если у человека есть проблемы со здоровьем, проживанием в шалаше во время Суккота можно и пренебречь.

Еще одна традиция — «вознесение лулава», букета из четырех видов растений. Сначала читают благословения над цитрусовыми и пальмовыми ветвями и плодами — этрогом и лулавом, также в сукке лежат ветви мирта и ивы. Все эти четыре растения символизируют людей еврейской национальности, живущих на разных континентах. Плод этрога, имеющий и вкус, и запах, связан с праведниками, соблюдающими все законы Торы и совершающими благие поступки. Остальные плоды и растения на столе (лулав, мирт и ива) «принадлежат» людям, не дотягивающим до праведников. Связкой из этих четырех, священных для евреев растений, обмахивают жилища.

Желанными гостями праздника являются души ушпизинов — пастырей— с именами Авраам, Ицхак, Яков, Давид, Моисей, Аарон и Иосиф. Пригласить их в сукку — значит подарить евреям надежду на избавление народа от скитаний.

Популярные вопросы и ответы

Что обозначают четыре растения, которые используют в Суккот?

Четыре растения: этрог, лулав, мирт, ива. Они символизируют людей разной степени праведности. Есть люди, соблюдающие все законы Торы. Они имеют «вкус». Есть люди, совершающие благие поступки. Они имеют «запах». У этрога есть и вкус, и запах, он символизирует праведников. У мирта есть запах, но нет вкуса. У лулава есть вкус, но нет запаха. У ивы нет ни вкуса, ни запаха.

Можно ли использовать сукку, построенную в прошлом году?

Да, можно. Но перед праздником необходимо приподнять часть «схаха» (крыши) и опустить снова.

Почему из сукки выходят в день праздника Шмини Ацерет?

Тора говорит находиться в сукке семь дней. Шмини Ацерет не является частью праздника Суккот, хотя и непосредственно выходит из него — она считается восьмым днем.

Суккот [суккОт], или Праздник кущей, – одно из главных осенних торжеств у евреев. Он напоминает о ключевом событии в иудейской традиции – Исходе, когда израильский народ сорок лет скитался по Синайской пустыне вместе с Моисеем, прежде чем обрести Землю Обетованную. Узнаем, что такое Суккот в иудаизме и каковы основные традиции и заповеди этого праздника.

Главная традиция праздника

Иногда Суккот также именуют как Праздник сбора урожая, потому что он приходится на соответствующее время. Наряду с Песахом и Шавуотом он входит в число паломнических праздников, то есть тех, в которые было предписано совершать паломничество в Иерусалим и приносить жертвы в Храме.

Название праздника на иврите произошло от слова, означающего «шатер», «куща», «шалаш» [суккА]. То есть Суккот фактически означает «шалаши». Традиция предписывает каждому еврею в течение семи дней (столько продолжается праздник) жить в специально построенном шалаше. В нем полагается принимать пищу, танцевать, молиться и даже ночевать.

Этот обычай связан с преданиями об Исходе. Когда евреи блуждали по пустыне, им приходилось ночевать или укрываться от солнца в простых шалашах из веток, ведь кочевники не могли иметь более надежного пристанища. И в память о скитаниях евреев, об их мужестве и об обретении Земли Обетованной сегодня и отмечают Суккот – Праздник кущей.

Традиция строить шалаши может иметь и метафорическое значение. Некоторые считают, что сукка – это символ так называемых облаков славы. Ими Господь затянул небо над Синайской пустыней, чтобы защитить свой народ от палящих солнечных лучей.

Как строить сукку

Чтобы действительно стать частью праздника, сукка должна соответствовать определенным требованиям. В частности, шалаш должен располагаться прямо под открытым небом, а не в каком-то помещении. Нельзя строить его даже под деревом с густой и раскидистой кроной, ведь в пустыне таких деревьев не было.

Обычно люди устанавливают шалаш во дворе дома или на веранде. Материалы для строительства можно купить в магазинах или собрать самостоятельно.

Постройка сукки – важная обязанность, своего рода ритуал. Поэтому по возможности каждый должен в этом поучаствовать. Если кто-то в силу обстоятельств не может построить себе шалаш, полагается пригласить его в свой.

Сначала нужно возвести стены – хотя бы две, но лучше три. Третья может быть символической, в виде широкой доски. Когда стены готовы, настает время для главного элемента – крыши [схах]. Здесь действуют особые правила. Схах делают из веток или тростника. При этом крыша должна быть не слишком плотной, но и чересчур много просветов оставлять нежелательно. В идеале через нее должно быть видно звездное небо и должен проникать дождь. Но она же должна давать защиту от солнца, обеспечивать тень.

Разрешено использовать ту же сукку и на следующий год. Но перед тем как заселиться в нее, нужно обязательно приподнять на шалаше крышу или ее часть и снова опустить.

Заповеди Суккота

Основная заповедь входит в 613 ключевых заповедей Торы и напоминает о том, какому событию посвящен паломнический праздник Суккот. Она же совпадает и с главной традицией – строительством сукки в память об испытаниях израильского народа в пустыне.

Согласно заповеди, каждый верующий еврей обязан провести в сукке семь дней. Но в наше время это правило не столь жесткое. Если люди проживают в местности с холодным или дождливым климатом, находиться в сукке постоянно они не обязаны. То же касается людей со слабым здоровьем. В этом случае достаточно хотя бы дважды в день принимать пищу в шалаше. Но по возможности следует всё же проводить в нем как можно больше времени.

Другая заповедь праздника связана с четырьмя священными растениями: этрог (цитрон), лулав (финик), мирт и ива. Эти растения в Суккот должны присутствовать на праздничном столе. Каждое из них наделено особым символическим значением. Этрог имеет выраженный вкус и запах. Он символизирует иудеев, которые прекрасно знают Тору и к тому же чтут и выполняют ее заповеди. Они настоящие праведники.

Растение лулав имеет вкусные и сладкие плоды, но не пахнет. Это – евреи, которые не слишком хорошо знакомы с Торой, но при этом совершают благие деяния, следуют заповедям.

Мирт – очень душистое вечнозеленое растение, из которого изготавливают эфирные масла. Оно символизирует иудеев, блестяще знающих Тору, вдыхающих ее «аромат». Но как мирт не обладает выраженным вкусом, так и эти иудеи не имеют вкуса к праведным деяниям.

Наконец, есть ива. Это растение не имеет ни аромата, ни вкуса. И оно символизирует сынов израильских, которые не знают Тору и не совершают благих дел.

В праздник над священными растениями читают молитвы, а затем их связкой обмахивают жилище – сукку.

Трапеза на Суккот

Этот праздник считается радостным и веселым событием, поэтому и приемы пищи проходят в теплой и дружественной атмосфере, сопровождаются танцами и исполнением песен. Как и при строительстве шалашей в Суккот, есть особые предписания к проведению трапезы, главное из которых состоит в том, что принимать пищу полагается в сукке. Впрочем, за пределами шалаша разрешено употреблять фрукты и сладости, а также утолять жажду.

Трапезу начинает хозяин дома, который произносит благословение [кид(д)Уш] над бокалом вина, а затем отливает немного каждому из собравшихся. Затем присутствующим полагается омыть руки, прежде чем отведать хАлу – традиционный праздничный хлеб. Его готовят из дрожжевого теста с яйцами. Отделение халы считается видом жертвоприношения.

Халу в Суккот полагается обмакивать не в соль, как обычно в праздники, а в мед. Затем переходят к основным блюдам, а завершают трапезу десертом. Поскольку Суккот связан со сбором урожая, на праздничном столе можно увидеть блюда из нового урожая. Часто в праздник подают:

  • креплах – пельменные изделия;
  • голубцы в виноградном листе;
  • баранину в горшочке;
  • блины с яйцами и морковью;
  • жареные огурцы;
  • сельдь с овощами.

В конце приема пищи возносят благодарственную молитву Всевышнему.

Когда отмечается Суккот в 2022 году

Отмечают Праздник кущей по еврейскому календарю, поэтому по григорианскому календарю его дата не фиксирована. Согласно еврейской традиции, Суккот празднуют 15 числа месяца тишрея – он считается началом года и приходится на сентябрь или октябрь. 1–2 тишрея отмечают Новый год, или Рош ха-Шана, а 10 – День очищения, Йом-Кипур. Сразу после Йом-Кипура начинают готовиться к Суккоту, строить шалаш.

В 2022 году Суккот начинают праздновать вечером 10 октября, в понедельник. Стоит помнить, что новый день начинается у евреев не в полночь, а с заходом солнца. Продлится Суккот целую неделю.

А на восьмой день наступает кульминация праздника: Шмини Ацерет [шминИ ацЕрет]. Правда, согласно Талмуду, это уже отдельный праздник, просто наступающий сразу за Суккотом. Его название буквально означает «восьмой день». В этот день уже можно покинуть сукку. Но многие верующие еще остаются в шалаше, совершают праздничную трапезу, читают молитвы.

Итак, праздник Суккот в Израиле и других странах связан с преданиями об Исходе. Его главная традиция – строительство шалаша, или сукки, в которой нужно проводить как можно больше времени в течение недели. Суккот отмечают осенью в месяц тишрей, празднование длится семь дней и завершается на восьмой другим праздником – Шмини Ацерет.

Суккот — еврейский праздник кущей и факты о нем: история, значение, обычаи

  • История возникновения праздника
  • Суть и значение Суккота
  • Традиции и обряды
  • Запреты
  • Праздничное меню

Суккот – главный иудейский праздник, предписанный Торой. Отмечают его осенью. Суккот посвящен выходу евреев из Египта и предвосхищает пришествие Спасителя на Землю. Из атрибутов празднующим понадобятся шалаш и 4 особенных растения. Подробнее о традициях празднования – в материале 24СМИ.

История возникновения праздника

Суккот, или «праздник кущей», получил двойное значение. На иврите «суккот» – форма множественного числа слова «сукка», означающего:

  • шалаш;
  • скинию.

Шалаш – это сооружение из палок, покрытых листьями пальмы. Климат в Израиле в середине сентября не такой жаркий, как в августе. Световой день длится 12 часов. До позднего вечера и ранним утром еще светло. Поэтому в древности земледельцы продолжали полевые работы, используя благоприятные условия. Они не уходили вечером домой, а ночевали в поле, устраиваясь на ночлег в шалашах.

Скиния – переносная палатка или походный храм. В Книге Царств говорится, что в 40-летнем походе с евреями по пустыне на местах стоянок Моисей устанавливал передвижное святилище, скинию, для хранения Ковчега Завета. (Книга Царств 8:1-5).

Предположительно, торжество восходит к дохристианским временам, когда праздновали сбор урожая. В самых ранних вариантах Библии Суккот не упоминается, но встречается другое название праздника – «Хаг ха-Асиф». Проводился он в конце сельскохозяйственного года. Название переводится как «праздник урожая». В Торе Суккот называется «Хаг ха-Асиф» или «Хаг ха-Суккот» – «праздник кущей».

Суккот (https://www.flickr.com/photos/superhoop/9859162383/in/photolist-g2dMuk-pERx74-oJ42YD-z8cb7y-ysLAkY-pEBFtD-awF2nL-popu6q-poqadn-4A7M41-zoKJHL-zqzmyT-pCL4SN-z8bh2m-ysFWC1-zqECoD-ysWh9g-oJ42Qx-zpN6Q8-zpP8Gc-zoFM7S-ysL29h-5txGm6-pon1La-awF2R9-ysTqsB-z8g7DV-z8j2GV-ysHK4A-3kmZvf-ysVKzR-pSxup-ysSR4c-ysFSpG-8CpgoB-znqkpE-ysQvte-zqDRaT-z8atcj-psokw-z8agsj-6A1UR-zpLVuF-ggTYyL-pSAdm-awF3bY-awCj16-oJ17sW-ggUskK-awF2KQ)

Лулав / Фото: Flickr.com

В раннем христианстве древние традиции сбора урожая приобрели новое значение. В месяц тишрей, соответствующий сентябрю-октябрю, евреи во главе с Моисеем доставили в Иерусалим Ковчег Завета. В честь этого события в жертву Богу принесли сотни животных. Суккот стал главным праздником года, символизирующим выход из Египта и обретение свободы. Чтобы отпраздновать, в Иерусалим съезжаются тысячи паломников. Их путешествие олицетворяет путь евреев домой.

Существует еще одно объяснение названия еврейского праздника. Иерусалим времен Моисея был небольшим городом и не вмещал всех паломников. Не находя ночлега, люди строили временные жилища у городских стен – суккоты. Так праздник приобрел соответствующее название.

Суть и значение Суккота

На первый взгляд, смысл празднования заключается в воспоминании о не связанных между собой событиях: блуждании евреев по пустыне и празднике сбора урожая. Глубинный смысл заключается в том, что счастливый человек выражает божеству благодарность за обретенное – пропитание для семьи, дом. Древнейшая форма выражения благодарности – жертвоприношение. За 2 недели празднования ранние христиане приносили в жертву до 70 быков и сотни мелких животных.

Полностью христианская традиция связана с пальмовыми ветвями. Когда Спаситель въезжает в Иерусалим перед Пасхой, жители приветствуют его пальмовыми ветвями. На Суккот они благословляют ветвями друг друга. В христианстве этот символ означает победу жизни над смертью, пожелание благополучия, а если речь идет о святых, то принадлежность к Царствию Небесному.

Традиции и обряды

Суккот начинается 15 тишрея и длится 2 недели. Это переходящий праздник, который ежегодно приходится на разные даты. В 2022 году празднование состоится с 9 по 16 октября. В 2023-м – с 29 сентября по 6 октября. В 2024 году Суккок приходится на 16–23 октября.

Накануне евреи строят сукку – маленькую хижину. В современном Израиле это делают на балконе, на террасе, на заднем дворе собственного дома. В хижине еврею предписывается жить в течение 7 дней.

Сукка напоминает человеку, что его убежище и само существование – хрупкие вещи, несовершенные, временные. Человек может наслаждаться моментом или печалиться, но никто не знает, когда начнется дождь. Духовный смысл постройки состоит в том, чтобы подчеркнуть, что человека не защищают крыши и стены построенного дома. Истинную защиту дает только Бог. Поэтому в молитвах люди благодарят его за жизнь, защиту, урожай и другие блага. В шалаше уединяются, чтобы побыть наедине с собой, а также принимают гостей.

Правила создания сукки:

  • не слишком большая и не слишком маленькая;
  • с тремя стенами;
  • с крышей из пальмовых ветвей;
  • дает тень от солнца, но пропускает дождь;
  • не сплошная, сквозь крышу просвечивают ночные звезды.

На юге евреи спят, едят и молятся в сукках всю неделю. На севере эту традицию соблюдают не полностью из-за более прохладного ночного воздуха.

Вторая традиция связана с четырьмя ветвями:

  • оливковой;
  • миртовой;
  • пальмовой;
  • сосновой.

Они перечислены в Книге Левит (23:40) как ветви, из которых делается хижина. Начиная с I века н. э. евреи интерпретировали священную растительность иначе. Вместо сосны появляется цитрусовый плод. В новой интерпретации плод цитрона и пучок ветвей символизируют еврейский народ. Они разные, но каждый – важная часть общества. За пару тысяч лет эти символы приобрели разные толкования. Например, что это сердце, позвоночник, губы и глаза человека.

Ветви торжественно несли паломники, направлявшиеся на праздничную службу в храм. В каждый день праздника молящийся произносит благословение и машет ветвями во всех направлениях: восток, юг, запад, север, вверх и вниз. Это символизирует божественное благословение для всего сущего, что находится на востоке и юге, западе и севере, вверху и внизу. При этом произносят фразу, которая примерно переводится как «Благословенно Единство, которое освящает жизнь и вдохновляет нас взмахивать лулавом».

Паломники входили в храм, где зажигались факелы. Люди радовались и танцевали под праздничную музыку. По традиции, царь Израиля читал народу разделы Торы. В 70 году н. э. Иерусалимский храм был снова разрушен. Храмовые жертвы приносить стало негде, поэтому традиции празднования сосредоточились на сукке, четырех ветвях и молитвах.

В Суккот евреи читают Хошанот – стихи с просьбами о различных видах божьей милости. Читать нужно 2 раза в день в каждый день празднества. В последний день читают заключительную молитву – Великую Осанну.

В первый день Суккота в Израиле выходной. Предприятия закрыты. Школы остаются закрытыми всю неделю, магазины начинают работать на второй день, а предприятия – по правилам внутреннего распорядка.

Запреты

Строгий запрет действует на первый и седьмой (заключительный) дни празднования. В первый день нельзя работать. Во все дни праздника нельзя сквернословить, злиться, ругаться, желать зла людям. Кроме того, Суккот – это веселый праздник счастья. Нежелательно делать все, что мешает познать это счастье. Других запретов нет.

Сукка в Нью-Гэмпшире (https://en.wikipedia.org/wiki/Sukkot#/media/File:A_Pleasant_Sukka.JPG)

Сукка в Нью-Гэмпшире / Фото: Wikipedia.org

Праздничное меню

Традиционных блюд для суккота тоже нет, кроме креплаха. Так называют пельмени треугольной формы. Три угла означают трех патриархов – Исаака, Якова, Абрама. Тип начинки для пельменей зависит от типа праздника. На Суккот их готовят с мясной начинкой и подают в бульоне. В Пурим едят креплах с фруктовой начинкой, а в Шавуот – с сырной.

Остальные блюда хозяйка выбирает, учитывая, что речь идет о празднике урожая. На столе будут блюда из овощей и фруктов. Распространены кабачковые супы, сытные тушеные овощные блюда и запеканки. Главное требование к столу – выбирать то, что удобно есть на свежем воздухе в сукке.

Читайте такжеРош ха-Шана: традиции празднования и меню к торжеству

Фаршированные блюда – логичный символ богатства и изобилия. Поэтому умелые хозяйки фаршируют овощи. Подают мясо, завернутое в виноградные или капустные листья, перец, фаршированный мясом и зеленью. Необычный для России рецепт – тыква, фаршированная желудями.

Подают куриный суп и кугель – блюдо, напоминающее запеканку. Кугель готовят из лапши, заливают взбитым яйцом. Считается, что изначально кугель мог быть пресным хлебом из пшеничной муки и яиц, но позже видоизменился под влиянием кулинарных традиций других народов на еврейскую кухню.

Этрог (цитрон) после праздника хозяйки используют для приготовления мармелада или ликера, настоянного на этроге. Он считается полезным для здоровья.

Суккот – праздник не только евреев. Ряд христианских конфессий отмечают праздники Ветхого Завета, объясняя это тем, что Иисус их праздновал. Среди таких конфессий – секта субботников, существовавшая в России с XVIII века.

Суккот

Поздравляю с праздником Суккот! Пусть твой шатёр укроет тебя от всех бед, пусть все твои мысли и деяния будут полны света и доброты. Желаю не бояться трудностей, желаю никогда не сдаваться и не останавливаться на полпути к мечте. Пусть этот праздник прибавит сил и веры, пусть твоё сердце смело стремится к любви и счастью!

  • I
    Суккот (Праздник кущей) 2022: традиции и правила праздника 1 вариант

    • I.I
      Когда отмечается Суккот в 2022 году

    • I.II
      История праздника Суккот

    • I.III
      Традиции и правила праздника

    • I.IV
      Что обозначают четыре растения, которые используют в Суккот

    • I.V
      Можно ли использовать сукку, построенную в прошлом году

    • I.VI
      Почему из сукки выходят в день праздника Шмини Ацерет

  • II
    Зачем евреи неделю едят в шалашах ~ история и традиции праздника Суккот 2 вариант

    • II.I
      Откуда взялся этот праздник

    • II.II
      А что это значит для евреев

    • II.III
      Так, что нужно делать

    • II.IV
      Окей, украсили, а дальше что

    • II.V
      Почему на картинках про Суккот какие-то ветки и лимон

    • II.VI
      И что, все дни нельзя работать?

    • II.VII
      На этом всё?

    • II.VIII
      Краткий словарик

Суккот (Праздник кущей) 2022: традиции и правила праздника  
1 вариант

Осенью иудеи отмечают один из важнейших праздников — Суккот.

Главная традиция и правило Суккота, или Праздника кущей, — жить в особом шалаше, сукке, в течение семи дней. Это действие отсылает к библейским событиям и одновременно учит смирению и правильной расстановке приоритетов, напоминая о том, что духовное важнее материального.

Когда отмечается Суккот в 2022 году

Отмечают событие в начале осени, в месяц еврейского календаря Тишрей — он приходится примерно на середину сентября-октября. Праздник Суккот в 2022 году начинается вечером 9 октября и будет продолжаться целых семь дней, до 16 октября. Многие памятные даты в иудейской традиции начинают отмечать не с восходом, а именно с закатом солнца. Ведь в первой части еврейской Библии — Торе — говорится: «И был вечер, и было утро — один день». Таким образом, действительно, день у евреев начинается с заходом солнца и завершается уже вечером следующего дня.

Осень у евреев богата на праздники и памятные даты. Некоторые из них, например праздники Шмини Ацерет, Симхат Тора, связаны с Праздником кущей.

Самостоятельный по своей сути праздник Шмини Ацерет (дословный перевод — «задержитесь на восьмой») добавляет к Суккоту еще один день, в 2022 году это будет 17 октября. Шмини Ацерет — завершение Суккота, его кульминация. В этот день евреи зажигают свечи и выходят из своих шалашей. Прожив несколько дней в сукке, в праздник Шмини Ацерет можно из нее выйти и начать молиться о дожде.

Симхат Тора также вытекает из отмечания Суккота и считается самым радостным праздником у евреев. В общем, умеют устраивать и проводить праздники в иудейской традиции.

Суккот в ИерусалимеСуккот в Иерусалиме. Иллюстрация из книги 1780 года

История праздника Суккот

Праздник Суккот тесно связан с богатым историческим прошлым еврейского народа. Как и история иудеев, Суккот обращает нас к заре раннего христианства и древним библейским летописям. Известно, что иудеи странствовали по Синайской пустыне на протяжении сорока лет после выхода из Египта. Поэтому к шалашу-жилищу, к домашнему уюту у евреев особое отношение. Появление упоминаний Суккота в разных частях Торы свидетельствует, что предания о древнем еврейском празднике неоднократно переписывались и дополнялись различными мудрецами-летописцами того далекого времени.

Древнееврейские мудрецы и их летописи донесли до нас смысл праздника Суккот. Его поздняя традиция сформировалась уже в XVII веке нашего времени. Через столетие идеи, заключенные в праздновании Суккота, проникли и в Россию в виде движения субботников. Нет, не тех, где таскают бревна и облагораживают территорию. Субботники — это религиозное движение, связанное с ритуалами иудаизма и запретом на работу в субботу.

Суккот имеет ряд других названий. Это время евреи иногда называют датой сбора урожая, концом странствий по пустыне, праздником человечности и мира, черпания и возлияния, временем просьб дождей для будущего урожая. Впрочем, в древности Суккот также ассоциировался с аналогичными процессами.

Суккот. Открытка начала XX векаСуккот. Открытка начала XX века

Традиции и правила праздника

В почитаемой всеми евреями части Библии — Торе говорится: «В шалашах живите семь дней … чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». Особое внимание Тора уделяет окончанию праздника, когда на седьмой его день, называемый Хоша’на Рабба, евреи обходят синагогу семь раз. Все, что связано с Суккотом, Тора подает исключительно в веселом, праздничном духе. И даже заповеди, предназначенные для осеннего праздника, проникнуты радостью и весельем.

Важнейшая традиция Суккота — житие в сукке. К такому шалашу предъявляются определенные требования: желательно строить его своими руками под открытым небом, в сукке нужно собираться всей семьей и обязательно там ночевать. Конечно, если у человека есть проблемы со здоровьем, проживанием в шалаше во время Суккота можно и пренебречь.

Сукки в ИерусалимеСукки в Иерусалиме

Еще одна традиция — «вознесение лулава», букета из четырех видов растений. Сначала читают благословения над цитрусовыми и пальмовыми ветвями и плодами — этрогом и лулавом, также в сукке лежат ветви мирта и ивы. Все эти четыре растения символизируют людей еврейской национальности, живущих на разных континентах. Плод этрога, имеющий и вкус, и запах, связан с праведниками, соблюдающими все законы Торы и совершающими благие поступки. Остальные плоды и растения на столе (лулав, мирт и ива) «принадлежат» людям, не дотягивающим до праведников. Связкой из этих четырех, священных для евреев растений, обмахивают жилища.

Желанными гостями праздника являются души ушпизинов — пастырей— с именами Авраам, Ицхак, Яков, Давид, Моисей, Аарон и Иосиф. Пригласить их в сукку — значит подарить евреям надежду на избавление народа от скитаний.

Суккот

Что обозначают четыре растения, которые используют в Суккот

Четыре растения: этрог, лулав, мирт, ива. Они символизируют людей разной степени праведности. Есть люди, соблюдающие все законы Торы. Они имеют «вкус». Есть люди, совершающие благие поступки. Они имеют «запах». У этрога есть и вкус, и запах, он символизирует праведников. У мирта есть запах, но нет вкуса. У лулава есть вкус, но нет запаха. У ивы нет ни вкуса, ни запаха.

Можно ли использовать сукку, построенную в прошлом году

Да, можно. Но перед праздником необходимо приподнять часть «схаха» (крыши) и опустить снова.

Почему из сукки выходят в день праздника Шмини Ацерет

Тора говорит находиться в сукке семь дней. Шмини Ацерет не является частью праздника Суккот, хотя и непосредственно выходит из него — она считается восьмым днем.Суккот

Зачем евреи неделю едят в шалашах ~ история и традиции праздника Суккот  
2 вариант

Период еврейских Высоких праздников заканчивается недельным отмечанием Суккота. В 2022 году праздник начинается 9 октября с заходом солнца.

Через пять дней после Йом-кипура, на 15-й день месяца тишрей, начинается Суккот, или Праздник кущей. Он назван в честь шалашей (на иврите «сукка», а во множественном числе — «суккот»), в которых евреи, согласно Торе, должны провести целую неделю. Считается, что эти непрочные постройки символизируют шалаши, в которых евреи жили во время 40-летнего блуждания по пустыне с Моисеем после исхода из Египта.

Итак, Суккот – один из самых любимых праздников среди последователей иудаизма. Тора трижды называет Суккот «временем радости». Праздник установлен в память 40-летнего странствия еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах, сделанных из веток («кущи»). Само слово «суккот» в переводе с иврита означает «шатры, шалаши». Поэтому Суккот еще называют праздником кущей или шалашей. Также его называют праздником урожая («хаг а-асиф»), так как в Израиле время праздника совпадает с последней жатвой.

Откуда взялся этот праздник

Истоки Суккота — в древнем осеннем празднике урожая; его до сих пор иногда так и называют, хаг hа-асиф, «праздник урожая». Шалаши-сукки напоминают постройки на скорую руку, которые возводили земледельцы, чтобы не отлучаться с полей во время сбора урожая, ведь нужно было сделать это как можно быстрее, успеть до зимних дождей. В Торе древний земледельческий праздник был переосмыслен, и к нему добавился определённый, именно еврейский смысл — воспоминание о блуждании по пустыне.

А что это значит для евреев

Неделя во временном и зыбком жилье и простоте бытия должна помочь нам сфокусироваться на том, что в жизни важно, отвлечься от материальных вещей и соблазнов современного мира. Но особенно задумываться мы не обязаны — Суккот описывается в Торе как праздник, в который положено веселиться, и эту заповедь мы тоже должны выполнять. Суккот даже иногда называют зман симхатейну — «время нашей радости».

Так, что нужно делать

Сразу после Йом-кипура начинают строить сукку — это центральный символ праздника. Сукка специально должна быть непрочной, временной постройкой, возведённой под открытым небом, — чтобы напоминать нам о том, что всё в этой жизни временно. У неё должны быть как минимум три стены, а крыша — из растительных материалов, например веток или бамбука.

Крыша должна достаточно хорошо защищать от солнца днём — но ночью сквозь неё обязательно должны быть видны звёзды.

Именно поэтому в религиозных районах израильских городов часто можно увидеть многоэтажные дома с балконами лесенкой: чтобы каждая семья на Суккот могла устроить себе на балконе сукку, не нарушая правило про звёзды.

Обычно сукку нарядно украшают, часто мишурой и гирляндами, бумажными фонариками, мобилями, иногда вешают в ней ламинированные постеры с библейскими сценами и открытки на Рош а-Шана. Поскольку это всё же праздник урожая, часто подвешивают фрукты, делают бусы из попкорна или ягод — впрочем, многие предпочитают пластиковые муляжи. На стол накрывают, используя лучшую праздничную посуду: вы же ещё помните, что это «время нашей радости»? Ещё одна традиция — наряжаться на Суккот в новую одежду.

Окей, украсили, а дальше что

Тора велит евреям проводить в сукке семь дней, но что именно требуется делать? По галахе, еврейскому религиозному закону, считается, что сукка на эти дни должна стать жилищем. В разных общинах это интерпретируется по-разному и зависит в основном от климата.

Самая широкая интерпретация — очевидно, для людей из тёплых стран — что основная жизнь семьи должна в эту неделю происходить в сукке, следует там есть, принимать гостей, отдыхать, учиться и даже спать.

Многие самоотверженные люди так и делают, но евреи из стран похолоднее всё же сводят своё пребывание в сукке к принятию пищи.
А если на улице невыносимые условия, например сильный ливень, и сидеть в сукке никак нельзя, самым минимумом будет прочитать там благословения на хлеб и вино и несколько специальных праздничных формул. После этого можно уйти ужинать в дом.

Почему на картинках про Суккот какие-то ветки и лимон

Ещё одна обязательная вещь в Суккот — размахивание четырьмя видами растений. Обычно это делают в синагоге, но если по каким-то причинам попасть туда нельзя, можно махать и дома. Нужны лулав — пальмовая ветвь, hадас — мирт, арава — ива и этрог — особый цитрусовый плод. Ветви вставляются в специальный чехол, их берут в руки вместе с этрогом и читают благословение, соответствующее случаю.

Размахивают лулавом и этрогом (так для быстроты называют букет из всех четырёх нужных видов растений) не просто так, а сначала на восток, потом на юг, на запад и на север, вверх и вниз. Обычно это делают во время утренней службы все семь дней Суккота, кроме Шаббата, но можно и не утром, а в любой час в светлое время суток.

И что, все дни нельзя работать?

Нет, праздничным (йом тов, «хороший день») считается только первый день Суккота (за пределами Израиля — первые два), и тогда соблюдаются почти все те же правила, что и для Шаббата. Остальные дни называются холь hа-моэд, «особые будни», и работа в них допускается — впрочем, обычно соблюдающие иудеи стараются взять на эти дни отгулы или отпуск. Но всё равно каждый день надо трясти лулавом и этрогом (что? да!) и есть в сукке.

На этом всё?

Нннет. На восьмой день снова йом тов, когда работа запрещена. В диаспоре в этот день отмечают особый день Шмини Ацерет (дословно «восьмого — праздничное собрание»), а в Израиле — Симхат Тора, праздник в честь завершения годичного цикла чтения Торы и начала нового цикла.

Краткий словарик

hАда́с הדס — ветвь мирта, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот.

Арава́ ערבה — ивовая ветвь, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот.

Арбаа́ миним ארבעה מינים — дословно «четыре вида» (растений), так называют ветви пальмы, мирта и ивы, а также этрог, плод особого вида цитрусовых, которые нужны для традиционных ритуалов на Суккот.

Ге́шем גשם — «дождь». Молитву о дожде в форме акростиха возносят в последний день Суккота, а в диаспоре — на восьмой день, в Шмини Ацерет.

Гут йо́нтеф или гут йо́нтиф גוט יום-טוב — то же, что йом тов, но на идише.

Зман симхате́йну זמן שמחתנו — дословно «время нашей радости», одно из названий праздника Суккот в Торе.

Йом тов יום טוב — дословно «хороший день», так называют праздничные дни, когда работа запрещена. Этим выражением можно пользоваться и как приветствием.

Коэ́лет קהלת — Книга Екклесиаста; текст из Танаха, который принято читать на Шаббат, выпадающий на Суккот.

Лула́в לולב — пальмовая ветвь, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот.

Моади́м ле-симха́ מועדים לשמחה — дословно «праздники — к радости», традиционное пожелание на Суккот, Шавуот и Песах. Отвечать на него принято так: «Хаги́м у-змани́м ле-сасо́н» חגים וזמנים לששון — дословно «праздники и времена — к радости».

Оша́на Раба́ ‏הושענא רבה‏‎ — «великое воззвание о защите», седьмой день Суккота с особыми молитвенными обрядами в синагоге.

Пито́м פיטום — маленький нарост на конце этрога. Если он случайно отвалится сам, этрог всё ещё будет кошерным, но если его оторвать нарочно, то фрукт станет считаться имеющим повреждения — а значит, неподходящим для праздничных ритуалов.

Сукка́ סוכה — дословно «шалаш», ритуальная временная постройка, которую возводят на праздник Суккот.

Схах סכך — крыша, или покров, сукки. Существуют специальные правила, из чего следует делать крышу (природные растительные материалы, которые когда-то были живыми, но сейчас уже нет, например обрезанные ветви, бамбук или трава) и какой она должна быть (достаточно плотной, чтобы давать тень днём, но такой, чтобы через прорехи можно было ночью видеть звёзды).

Ушпизи́н אושפיזין — «приглашённые» по-арамейски. Так называют семерых праотцов, которых символически приглашают в сукку разделить с хозяевами трапезу.

Хаг hа-аси́ф חג האסיף — Праздник урожая, одно из названий Суккота в Торе.

Хаг саме́ах חג שמח — «Счастливого праздника», традиционное пожелание на все еврейские праздники, включая Суккот.

Холь hа-моэ́д חול המועד — «особые будни», дни Суккота, когда есть праздник, но нет ограничений на работу.

Этро́г אתרוג — плод особого вида цитрусовых, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот. Очень важно выбрать этрог без изъянов, и хотя они сравнительно недороги, стоимость идеальных плодов может превышать тысячу долларов.

Суккот

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник кущей иисус
  • Праздник кущей значение
  • Праздник кущей дата
  • Праздник кухонного рабочего
  • Праздник кутя что это