Праздник кузьминки подготовительная группа

Сценарий фольклорного праздника "Кузьминки" разработан с целью ознакомления детей с традицией русского народа с наступлением осенних холодов приступать к своему заделью. В ходе подготовки к

 «Кузьминки»

Сценарий посиделок для детей смешанной

(старшей –подготовительной) группы детского сада.

Составила: Музыкальный руководитель МКДОУ « Детский сад №20»                                          п. Берёзовка Увельского района                                                  Власова Ирина Аркадьевна

                 п. Берёзовка  

2019г

Программное содержание:  Дать детям знание о традиционном  празднике русского народа «Кузьминки» (Проводился, когда уберут урожай – осенью, когда на улице похолодает, люди садились длинными ,холодными вечерами за рукоделие – начинали прясть, ткать, вышивать, плести лапти, из глины горшки лепить и обжигать.

Пополнить активный словарный  запас детей словами: Кузьминки- праздник рукоделия, лён, прясть, ткать, гончары, кузнецы, ухват, чугунок, хворост. Познакомить с русской народной одеждой:

рубаха – косоворотка,

пояс- кушак,

шапка- картуз,

штаны- порты,

обувь из бересты- лапти,

повязка налобная – начельник,

сумочка- лакомка.

Обобщить знания детей о жизни  и творчестве русского народа методами музыкального воспитания : с помощью песен,поговорок, плясок, игры на русских народных инструментах. Воспитывать уважение к быту и жизни русского народа, зародить интерес к ручному труду, желание рукоделием заниматься.

Подготовка: В течение года дети знакомились с предметами старинной утвари, с её предназначением, со старинными названиями русской народной одежды. В горнице детского сада заправлен ткацкий стан, дети имеют представление о том , как получается ткань, приготовлена прялка с куделью, детям и воспитателям пошиты русские народные костюмы, оформлены стенды с образцами кружевных, тканых, вышитых  изделий, разучен музыкальный репертуар – русские народные песни, пляски, игра на музыкальных инструментах, игры.

(Посиделки проводятся в горнице детского сада)

Вед: В одной деревне это было: жила-была семья  большая, дружная: отец, мать , и детей у них было много- мал, мала, меньше. Семья была мастеровая. Отец горшки лепил из глины, мать учила своих дочек ткать, бабушка учила внучек прясть, а дед работал в кузнице. Вообщем не скучали.

Дети рассаживаются за стол, с ними садится и отец:

-Ну, мать, что у нас там сегодня поесть?  Мечи скорее все на стол

Мать: Картошечка у нас сегодня горяченькая, да с капусткой квашеной, да грибочки все груздочки, да лучёк, да чесночек, а вот и каравай горяченького хлебца из печи. Ох, хорош год удался! Сыты будем всю зиму!

1 реб: -Картошки накопали,

2 реб: Сена корове накосили,

3 реб:  Ягод насушили, мы с Настенькой все лето ягоды собирали.

4 реб: Капустки наквасили.

5 реб: Грибов насобирали, насушили, насолили.

Отец: К зиме приготовились?

Дети все вместе: Приготовились!

Отец: А ведь сегодня у нас  Кузьминки.

-Мальчик: Тятька, тятька, а что это за праздник такой?  

Отец:  А вот такой: Издавна, как уберут весь урожай люди, в поле,  в огороде делать больше нечего, да и на улице стало холодать, садятся все за своё заделье. Потому, как урожай мы весь убрали, с сегодняшнего дня все мы садимся за свое заделье.

Мать: А Кузьминками называли праздник в честь святых Кузьмы и Демиана, потому ,что они молились и оберегали мастеровых людей от всяких напастей.

Отец: Ты, Оля станешь ткать мне холст на новую рубаху.

-Ты Настя клубки мотать.

-Вы  Лена и Полина будете учиться у бабки Гали прясть.

-А вы мальцы- удальцы будете со мной горшки лепить, да  обжигать.

Мальчик: А мне придется отдыхать за всех!(потягивается, показывает язык)

Отец: Цыть! Отдыхать никто не будет!(Легонько деревянной ложкой стукает сыну по лбу)Будете в кузне деду помогать! Быстро все за работу!

Мать: Строгий у нас тятька, лениться , да бездельничать никому не дает, всем найдет дело, чтобы не выросли вы лентяями, да непряхами.

В горнице дети рассаживаются каждый за своё заделье: девочка за ткацким станом, другие девочки плетут на палочках начельники, мотают клубки, мальчики с тятькой лепят из глины кувшины и игрушки. Бабка Галя с двумя девочками сидит с прялкой, прядет шерсть:

Бабушка: А вы у меня , внученьки, непряхи?

Девочки: Пряхи, Пряхи! Научи нас бабушка Галя прясть!

Бабушка: Позолоченая прялица, я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется, мне работа эта нравится.

Девочка: Бабушка Галя, а что ты одна поешь? Можно мы тоже споем тебе песню?

Бабушка: Да, уж спойте, все веселей работать будет!

Дети исп. песню « Захотела бабка, да разбогатети» (проигрыш песни дети аккомпанируют на ложках)

Бабушка: Хорошая песня, только давайте-ка дело свое не бросайте « Долог день до вечера, коли делать нечего!»

1-я девочка: Да,уж и правда, долог день до вечера, коли делать нечего.

Не работа сушит, а забота.

2-я девочка: Ткала наша Оленька три ковра узорчатых,

Ткала, думу думала…

3-я девочка: Мне кому ковры дарить, кого радовать?

Подарю я ковер батюшке, а второй – родной матушке,

Уж, я третий братцу милому.

Мальчик: Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь.

Мать: Уж, какая мастерица наша Оленька- ручки золотые, сама себе начельник соткала какой. Посмотрите сестрицы и братцы посмотрите.

Девочка: И я хочу такой начельник, матушка!

Мать: Ну,доченька , значит потрудиться надо, и  у тебяполучится! Не учитесь безделью, а учитесь рукоделью! А ты ,доченька моя, вон какую сумку лакомку себе соткала, теперь мальчишки будут гостинцами тебя угощать, а ты и складывай их в свою лакомку, будешь сама угощаться, да нас с сестрицами угощать.

Раздаётся стук в дверь, входит мальчик: Мне нужна невеста! Чья ко мне пойдет?

Девочки: Я! Я! Я! Нет, Я!

Мальчик Данил: А Леночка ваша дома?

Мать : Дома. А чего ты хотел?

Мальчик: Я ей пряничек принес, да баранки! (подходит к Лене) Любуется:

-Ох, какая ты баская  с этой лакомкой!(кружатся)Позволь тебя красавица пряничком одарить. Она ложит гостинец в лакомку: Спасибо Данилушка!

Мать: Да и мы тоже тебя сейчас одарим добрый молодец! Подарим тебе  

Рубашечку вот такую (дети: косоворотку)

Поясок вот такой (дети: кушак)

Фуражку вот такую (дети: картуз)

Штаны вот такие (дети: порты) А лапти то у тебя у самого хороши!

Мать: А лапти -то кто тебе такие сплел?

Мальчик: А так то мой тятька! Исп. песня « Во деревне то было в Ольховке»

А у вас все в семье мастерицы?

Мать: Все! Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

Мальчик: А из чего это вы ткёте такие баские сарафаны?

Мать: А это все лён- ленок, голубой цветок, всех нас одевает.(показывает пучок льна Данилу)

Мальчик: Никак не пойму, как из таких цветов получается такая ткань?

Мать: А мы сейчас расскажем, да покажем, как это все получается.

 Проводится игра «Ленок»

Уж мы сеяли, сеяли лён,

Уж, мы сеяли приговаривали,(сушили,трепали, чесали,пряли, ткали, кроили, шили)

 Каблучками приколачивали.

-Ты удайся, удайся ленок,

Ты удайся мой беленький,

Лён мой, лён, белый лён,

Справа на горе, слева на крутой,

Лён мой зеляной! 

Мать: Пляшешь то ты хорошо, а  не хочешь  ли ты нам помочь поработать? Клубочки вот помотать с доченьками моими, посмотрим, как ты работать горазд. Проводится игра «Клубок?»

Мать: Вот сколько нужно потрудиться, чтобы получилась такая ткань на сарафан.(Показывает ткань) Ой, а иголочка то моя сломалась. Чем же мне шить сарафан?

Олюшка: Не печалься, маменька, Данилушка, да Ильюшка скуют тебе новую иголочку.

Исп. песня « Во кузнице» В конце песни кузнецы подают иголку матери: вот, маменька шейте Дуне сарафан.

Мать: Вот спасибо, вам кузнецы мои! Вся-то семейка у нас мастеровая, все умеют мои детки и шить и ткать и иголочку скуют, если надо.

Возле двери раздается топот,  входит мальчик Савелий с вязанкой дров: Можно к вам на ваши посиделки?  Я вам хворосту из лесу принес!

Мать: Конечно можно! Раньше все кто на посиделки приходил, приносили с собой каждый по полену, чтобы печку топить, чтобы в избе было тепло!

Мать: А старшие сыночки мои гончары горшки делают из глины на славу, а обжигаем мы такие горшки в печи, чтоб крепкими были. В городе такие горшки быстро раскупают, хранят в них сметану, молоко, в чашечках соль.

Отец: А я буду собираться на ярмарку, авось удастся продать горшков наших, да деньжат подзаработать…

Мать: А как продаст тятька горшки на ярмарке, на эти денежки купит вам гостинцев, да Ванечке новые валеночки на зиму. (Отец выходит из горницы с корзиной кувшинов – пошел на ярмарку)

Мать: А мы пока трудиться будем – ткать. (проводится игра « Я веселая ткачиха»

Мать: Вот так и проходили долгие зимние вечера, за работою, да за рукоделием. Сколько среди русских людей мастеровых, да умелых было, да и сейчас есть, умели они и шить и прясть и ткать, и горшки обжигать и ковать все, что для хозяйства нужно, и лапти плести. А вот и наш отец вернулся, гостинцев вам за хорошую работу привез: Ну, показывай гостинцы, отец!

Отец достает свистульки, трещетки, дети берут стиральную доску .Оркестр нар. инструментов исп. Барыню»

Мать: А уж веселиться наш народ всегда умел! Исп. Частушки :

Бабушка Галя: 1.Эх, прялку продам, веретешко продам,

Гармонь куплю, плясать пойду!

Дети:        2.Ой, топни нога, не жалей сапога,

        Тятька новые сошьёт, или эти подошьёт!

3.Гуляй Матвей, не жалей лаптей,

Тятька лыка надерет, лапти новые сплетёт!

        4.Я не тятькина, я не мамина,

        Я на улице росла, меня курица снесла!

5.Эх, чай пила, самоварничала,

Всю посуду перебила, накухарничала!

        6.Посылала меня мать загонять гусака,

        А я вышла за ворота и давай плясака!

7.Эх, миленькой, да кудреватенькой,

Не зови меня Настюхой, зови Настенькой!

        8.Эх, кошка, брысь, на порог не садись,

А то миленький пойдет, спотыкнется , упадет!

9.У меня на сарафане косолапы петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи!

        10.Это что же будет- то? Больно рано будят-то!

        По утру, по холоду посылают по воду!

11.Мы умелые ребята, мы нигде не пропадем,

Если надо мы станцуем, если надо, мы споем!

Мать: Вот так и проходили длинные зимние вечера за работою, да с песней веселой, да с частушками, да все с пользой дела- вся семья  одета в сарафанах красивых,  в косоворотках, лапти  на всех, на столе посуда глиняная. Не скучно никому – все заняты.

Девочка: Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем, говорим о том о сем.

Девочка: Мы и пели и плясали, и еще хотим плясать,

А теперь мы вас попросим нашу пляску поддержать!( Дети  приглашают танцевать гостей под р.н.м. « Подгорная» )

Мать: Ой, отец, а что это ты там еще с ярмарки принес, да нам забыл показать? Мешок-то поставил у дверей и нам не говоришь, что там за гостинец такой? Ой, да там шевелится кто-то! ( открывают мешок, а там козочка, которая начинает танцевать, притопывая копытцами под рус.нар.мелодию « Как у наших у ворот»)

Мать: Да Коза-то видно не простая, где притопнет ногой, там сытая жизнь начинается, смотрите-ка на столе –то у нас пирог вкусный появился откуда ни возьмись! Да и возле гостей наших тоже танцевал, теперь у них дома тоже заживется сладко, да гладко! Ну, теперь уж с этим пирогом мы приглашаем наших гостей чай пить! Проходите,гости дорогие за стол, Кузьминки праздновать будем!

Народный календарь.

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени.
Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых
братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин –
рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины:
отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого
каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по
сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам,
что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем
помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и
рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и
непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения
праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке,
плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Тема: “На Кузьму – Демьяна” (фольклорно-обрядовый праздник)

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре
    русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части
    музыкального фольклорного наследия.
  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского
    фольклора, развивать творческое мышление.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников
    и детей дошкольного возраста.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы чучело Кузьмы,
самовар.

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен,
коробочка.

Действующие лица: Хозяин, Хозяйка, Гости (дети подготовительной группы,
школьники, вокальная группа взрослых), Дед Трифон, мальчики – солдаты.

Ход праздника

Ведущая:


На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!

& Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.



Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно
глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник
большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.
Кузьминки – по осени поминки.

Хозяин:


Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

& Под русскую народную музыку входят взрослые с детьми подготовительной
группы.



Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.


Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда
курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в
этот день не работает.

& Дети подготовительной группы и группа взрослых исполняют народную песню
“На Кузьму – Демьяну”.


Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.


Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу
прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не
отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

& Дети подготовительной группы исполняют народную песню “Уж ты, прялица,
кокорица моя”.



Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо
поете, а как пляшите?

& Дети исполняют танец “Прялица”.


Раздается стук в дверь, заходят еще гости: дети– школьники и взрослые.


Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

3-я гостья:

Туда голуби не летают,
Где их привечают.

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.

4-я гостья:

Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.

Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?

5-я гостья: Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин:


Праздник этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!

Хозяйка:

Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!

& Дети исполняют песню “Девки, пойте, девки, пойте!”


Стук в дверь.


Хозяин: Опять стучат. Дверь открыта,
Заходите, люди добрые!

& Исполняется народная песня “Из-за леса, из-за рощи…”


Заходят мальчики с Дедом Трифоном.


Дед Трифон: Здравия желаю, Хозяйка!
Принимай молодцев.

Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость.

Дед Трифон: Ну-ка, молодцы, подравняйтесь!
А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про военную доблесть.

1-й мальчик: Трудно в учении – легко в бою.

2-й мальчик: Сам погибай, а товарища выручай!

3-й мальчик: Богатырь на пирах не сидит, живот не растит!

4-й мальчик:

Кто храбр – тот жив,
Кто смел – тот цел!

5-й мальчик: Друг за дружку держаться – ничего не бояться!

Хозяйка: Ай да, бойцы – молодцы!
После таких слов нужно спеть боевую казачью песню!
А все нам подпоют.

& Исполняется казачья песня “Если хочешь быть военным”.



Дед Трифон: Эх, хорошо пели. Чуешь, Хозяйка, какой боевой дух у наших
ребят?

Хозяйка: Ты, что-то, дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли
сюда с девчатами поиграть?

& Исполняется игровая песня “Нынче праздничек…”


Дети стоят в кругу. Игру начинает взрослый, выбирает мальчика, чье имя
пропето, игра повторяется до тех пор, пока мальчики не найдут себе пару.

& Исполняется “Парная пляска”.



Хозяйка: Ишь ты, все себе пары выбрали, а про нашего Кузьму-то забыли.
Невесты у него нету. Какую же ему подыскать? У нас все красавицы. Выбирай сам!

Девушка с чучелом выбирает невесту, невесту ставят в центр, надевают ей фату.

& Группа взрослых исполняет свадебную песню “Перевейся, хмелько…”



Хозяйка: Венчать их пора, венчать!

& Исполняется хороводная песня “Милый наш Кузюшка”.


В конце песни чучело падает.


Невеста: Ох, упал, родимый!

3-я гостья: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с
собой унес, дорогу зиме вымостил.

4-я гостья: Повеселил нас Кузюшка на славу. Теперь постой, мы тебя
повеселим!

& Исполняется песня “Вот задумал комарик жениться!” (С оркестром.)



5-я гостья:

Ох, размилые наши подруженьки,
Провожаем мы своего батюшку.
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не натешались,
А ты нас уже оставляешь?

Чучело Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.

& Исполняется общий танец на соломе.



Все: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

Утренник для детей подготовительной группы «Кузьминки»Утренник для детей подготовительной группы «Кузьминки»

Звучит русская народная музыка.

Дети парами входят в зал в русских народных костюмах,

Исполняют «Русский народный танец».

С окончанием становятся полукругом.

Скачать конспект

Ведущий:

Ветерок подметает дорожки
И кружит золотую листву.
Что случилось в природе, ребята?
Подскажите-ка мне, не пойму!

Дети:

Это Осень наступила,
Все вокруг позолотила!

Ведущий:

Да! Осень –прекрасная пора!
Спойте песню, детвора!
Звучит песня «Листики – кораблики».
Звучит музыка. Дети садятся на места.

Ведущий:

Кузьминки уже наступили,
Поздравить я вас всех спешу.
Сейчас на наш осенний праздник
Я Осенину приглашу! (Звенит колокольчиком)

Звучит музыка. Входит Матушка Осенина.
Осенина: Здравствуйте, мои хорошие,
Здравствуйте, мои пригожие,
Гости дорогие, желанные, долгожданные!

Сегодня много интересного вы узнаете
О русских народных осенних праздниках
А зовут меня по-разному: кто Царица Осень,
Кто Осень золотая, а кто Матушка Осенина!

Всех детей и гостей поздравляю

С праздником чудесным,

С праздником Осени, с праздником урожая!

Да, уже наступила поздняя Осень. В старые времена был такой обычай у русских людей: обычно к ноябрю заканчиваются полевые работы, люди убирали урожай, хлеб в закрома засыпали, осенние вечера коротали все вместе, устраивали народные праздники-посиделки. Осенние посиделки начинались с 14октября после любимого народного праздника «День Покрова Богородицы» — это «праздник первого зазимья». На таких посиделках проводили время за любимым рукодельем: кто за прялкой сидел, кто из дерева ложки да плошки вырезал, кто лапти плел, кто вышивал. Разную работу делали с шутками, прибаутками и всем было весело. Давайте и мы с вами устроим настоящие посиделки!

Добро пожаловать на осенние посиделки! (с поклоном)

Звучит р. н. музыка.

К центральной стене выходят девочки с прялками,

Мальчики: кто с ложками, кто лапти плетет,

Часть девочек – с пяльцами –вышивают (имитируют).

Рассказывают дети по очереди:

1-й: На заваленке, в светелке иль на бревнышках каких

Собирали посиделки молодых и пожилых

2-й: Добрым чаем угощались- с медом, явно без конфет!

Как и нынче мы – общались, без общенья жизни нет!

3-й: При лучине ли сидели иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Осенина: Так чего сидеть? Давайте, хоровод наш начинайте!

Хоровод «На горе-то калина» (С окончанием садятся на прежние

места).

Осенина: Загадаю вам загадку, а отгадка здесь,

в горнице находится:

«Бежит свинка, золотая спинка: носик стальной,

а хвостик льняной». Что это?

(Иголка с ниткой)

Мальчик: Под малиновым кусточком шелкова трава растет,

Под рябиновым кусточком цветик розовый цветет,

Под калиновым кусточком наша Катя платье шьет.

Девочка (сидя за рукоделием): Иголка, иголка, ты тонка и колка,

Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.

Девочка: Вань, а что там за окном? Тихо или метет?

Мальчик: Я в окно не гляжу, я лапти вяжу. А что, Дуняша,

Готова ли каша? (Имитирует вязание лаптей)

Девочка: Рано кашу есть, надо прясть шерсть. (прядет)

Осенина: В народе говорили: «Какова пряха, такова

на ней рубаха».

Девочка: Весело поется, весело и прядется!

Звучит песня «Прялица»

Осенина: А сейчас не зевайте, я начинаю, а вы продолжайте

Русские пословицы рассказывать помогайте!

  1. Какие труды… (Такие и плоды!)
  2. Семь раз отмерь… (Один раз отрежь)
  3. Землю красит солнце… (А человека труд)
  4. Под лежачий камень… (Вода не потечет)
  5. На печи заседать… (Хлеба не видать)
  6. Труд человека кормит… (А лень портит)

Ай — да, молодцы! Похвально! Похвально!

Осенина: Делу время – потехе час!

Не поиграть ли нам сейчас?

Дети: Да!

Осенина: Играли в старину в «Горелки»,

Ах, горелки хороши!

Словом, наши посиделки стали праздником души!

В круг скорее все вставайте,

Играть в «Горелки» начинайте!

Звучит музыка. Дети заводят круг, считалкой выбирают водящего.

Игра «Горелки» (С окончанием садятся снова за работу)

Осенина: Ой, глядите! К нам не спеша

Идет красавица – Млада душа!

Звучит музыка, входит девочка с коромыслом

и ведерками расписными.

Девочка: Добрый день добрым людям!

Шла я по водицу, да решила к вам

На посиделки заглянуть!

Ребенок: Ведра твои хороши!

Спой нам, Млада, от души!

Млада исполняет р.н. песню «Пошла Млада за водой»

Млада: Задержалась я у вас, надобно водицы набрать,

Да коровушку подоить! Веселых вам Кузьминок!

Млада уходит.

Дети по очереди говорят шутки – небылицы:

Мальчик: А слыхали вы, девчонки?

Раз ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота!

Девчонки: Вот это да! (Взявшись за голову)

Другой мальчик: Да это еще что!

Выскочила скалка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике!

Все: Не может быть! (Покачивая головой грозят пальцем)

3-й мальчик: Ха-ха-ха! А деревня закричала:

Сарафаны с бабушками на пожар спешат!

Все: Правда?

Девочка: Правда! Только крыши они испугались

И сели на ворон!

А лошадь подгоняла мужика кнутом!

Все: Ой-ой-ой! (Взявшись за голову, покачивают ею)

Девочка: Да это еще что!

Лошадь ела кашу, а мужик – овес!

Лошадь села в сани и мужик повез!

Осенина: Эх! Небылицы, небылицы…

Пора передохнуть, размяться!

Айда плясать или в игры играть!

Вот вам всем по коробочку да ниток по клубочку.

Пока песня звучит, мотаете клубочки,

Посмотрим, поглядим, кто из вас сноровистый!

Звучит песня (фонограмма) «Вейся, вейся, капустка»

Игра «Смотай пряжу»

(Дети мотают пряжу на коробочки от киндеров).

Осенина: Покажите нам свои клубочки, а мы посмотрим,

Чей клубочек больше да потяжелее.

Вижу, все вы постарались, пряжу ловко вы смотали!

Мальчик: Эх, возьму-ка я гармошку, а вы, ребята, ложки!

Да потешим всех немножко!

Оркестр, р.н. п.

Осенина: Да…, Кузьминки хороши! Повеселились от души!

Засиделись мы, заигрались,

Вот и подошла наша встреча к концу!

По старой русской традиции

Я пришла к вам не с пустыми руками!

Принесла вам урожай.

А что в корзине, угадай!

Дети исполняют песню «Разговор с Осенью»

Осенина: ВОТ СПАСИБО ВАМ, МОИ ДОРОГИЕ,

Зато, что вы меня любите и почитаете!

(Передает ведущей корзину с фруктами)

Но очень скоро к вам в дома

Постучится вьюжная Зимушка-Зима!

Настало время мне прощаться

И вам всем в группу возвращаться,

Да за угощенье приниматься!

Всем спасибо за вниманье! До свиданья!

Дети: До свиданья!

Звучит р.н. песня. Осенина уходит.

Ведущий: Повеселиться еще хотелось бы вроде,

Да время уже на исходе!

Повеселиться б до утра, да домой уже пора!

Звучит русская народная песня «Ах, ты береза», дети змейкой уходят из зала.

*

< Предыдущая   Следующая >

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Цель: Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

Развивать зрительную и слуховую память.

Образовывать имена существительные множественного числа.

Развивать мелкую моторику и координацию движений.

Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.

Воспитывать интерес к культуре русского народа.

Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица: Хозяюшка, два Скомороха, дети старшего дошкольного возраста.

Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.

Материалы и оборудование: муляжи овощей, деревянные ложки( по количеству участников), картинки капусты, магнитная доска, лоскутки ткани по количеству участников, табуретка мотки шерстяных ниток. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Встречает детей хозяюшка

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, будьте, как дома!

Пусть моя изба не красна углами, но рада гостям, как добрым вестям! У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяюшка: Пригласила я вас на праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. В этот день не принято было работать, а в гости ходили песни пели, играли, хороводы водили и госте угощали разными явствами : кашами, лепешками, пирогами, курником и яйцами варёными!

Хозяюшка: К этому времени темнело рано на улице, девушки садились в самой большой горнице и пряли, и вязали, и вышивали; да приговаривали:

Прялка не бог, а рубаху дает!

Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Какова пряха, такова и рубаха!

Тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!

Хозяюшка: вот и у меня есть клубочки, давайте с ними поиграем и смотаем, а заодно и проверим кто самый проворный и быстрый.

Игра «Кто быстрее нитки смотает?»

(табуретка, к ней привязаны 4 клубка ниток)

Стук в дверь, входят скоморохи, здороваются.

Скоморох1: Здравствуй, хозяюшка! Прошлись мы и посмотрели, все Кузьминки отмечают, веселятся. Ведь закончились сбор урожая. А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и огородов?

Ответы детей: заготовка овощей.

Скоморох1: Вот и мы пришли, да не с пустыми руками.Принесли вам кочанов (показывают кочаны). А вы знаете что такое кочаны?

Ответы детей: капуста.

Скоморох1: Мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Один – много»

(Скоморох на магнитную доску ставит картинки капусты,

а дети отвечают.)

Одна капуста — много капусты

Один кочан – много кочанов.

Скоморох1: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?

Ответы детей: кочерыжка.

Одна кочерыжка – много кочерыжек.

Одна морковь – много моркови.

Одна клюква – много клюквы.

Скоморох1: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»

— А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

Что за скрип?

Что за хруст?

(пожимают плечами)

Это что еще за куст?

(перекрещивают ладони с расставленными в стороны пальцами)

Как же быть без хруста,

(шагают указательным и среднем пальцами по коленям)

Если я – капуста!

(кисти рук складывают в шар)

— Мы капусту рубим, рубим.

(движения ребром ладоней вверх-вниз)

— Мы морковку трем, трем.

(кулаки трем друг о друга)

— Мы капусту солим, солим.

(пальцы складываем в «щипотку»)

— Мы капусту жмем, жмем.

(придавливаем кулаки о колени)

— Перемешиваем!

(вращаем кулаками)

— В бочку плотно набиваем

(перекрещиваем пальцы обеих рук и прижимаем к коленям)

— И в подвалы составляем.

(обнимаем колени обеими руками)

Ведь капуста, как известно.

Во всех видах нам полезна.

(поглаживают живот обеими руками)

Скоморох2: Да, весь урожай собран и зерно в мешках стоит. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Скоморох2: Надо зерно на мельницу отнести, да в муку смолоть.

Игра «Мельница»(муз. Е. Алексеевой)

Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь.

Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры.

Игра повторяется.

Скоморох1:

На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Скоморох2:

Наши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские.

Ложки деревенские!

Скоморох1: Ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем.

Игра«Заинька серенький»

Проводят скоморохи по очереди.

У скомороха в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу.

Скоморох обходит круг за спинами у детей и напевает:

Заинька серенький в гости пошел.

Заинька серенький ложки нашел.

Ложки нашел, к дому подошел.

Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук — тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»

Скоморох отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»

Ребенок отвечает: «Вася…»

Скоморох продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»

Скоморох играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.

Хозяюшка: Наши мужчины мастера на все руки, Да и женщины от них не отставали, везде поспевали. И детушек малых уму разуму учили. Не пропадал в хозяйстве и не один лоскуток, очень уж тяжело доставался. Учили шить, мастерить ребятишек. Давайте и вас научим. Сделаем подарки для ваших мам.

Дети и взрослые делают тряпичную куклу.

Хозяюшка: спасибо вам ребятки и вам Скоморохи, что пришли, хорошо мы повеселились. Кузьминки встретили. Осень проводили, зиму встретили. Уважили святых Кузьму и Демьяна. А теперь пора и отдыхать. Завтра дел много.

Прощается. Дети уходят в группу.

Песня «Капуста»

Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова И. Мазина.

Как на грядке сто одежек

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Появилось без застежек

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Припев:

Вот такие кочаны!

Вот такой величины!

Вот такие кочаны!

Вот такой величины!

Было пусто стало густо

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Поднялась моя капуста

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Что ж вы дяди что ж вы тети

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Есть капусту не идете?

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник лизин день
  • Праздник кузьминки называют так почему
  • Праздник лиго ивана купала
  • Праздник кузьминки когда празднуется
  • Праздник кузьминки когда отмечается