Праздник кузьминки встреча зимы

Кузьминки — это важный праздник, которому уже много сотен лет. Он неразрывно связан с православными и народными традициями, которые тесно переплетены и дают

Кузьминки 14 ноября 2019 года: приметы, традиции и обряды, что нельзя делать в этот день

Кузьминки — это важный праздник, которому уже много сотен лет. Он неразрывно связан с православными и народными традициями, которые тесно переплетены и дают людям возможность объединяться.

Это светлый праздник, наполненный добром и оптимизмом. 14 числа нужно привлечь в свою жизнь позитивные мысли. Чтобы лучше понять смысл праздника, для начала нужно узнать его историю.

Происхождение и смысл праздника

«Кузьминки» — это народное название праздника. Православный вариант называется днем памяти Кузьмы и Демьяна. Это были врачи и чудотворцы, деяния которых христиане всего мира запомнили навсегда.

Никто не знает, когда именно жили братья Косма и Дамиан (таково правильное произношение имен святых), но считается, что их жизненные пути пролегали на рубеже 3 и 4 веков. Они родились в греческой семье. Отец рано умер, так что воспитанием занялась мать, под началом которой святые приступили к изучению медицины.

Они следовали вере во Христа, который даровал им силы и наделял способностями к исцелению. Братья не брали денег с больных, за что их любили и уважали многие исцеленные люди.

После прихода христианства на славянскую землю Кузьминками стали называть день, когда прощаются с осенью и встречают зиму. В наши дни праздник отмечается каждый год 14 ноября. У этого дня было и остается множество примет и традиций.

Приметы, традиции и обряды на Кузьминки

Осенние Кузьминки — это яркий народный праздник, в который люди старались встретиться с родственниками и просто хорошо провести вечер. Главной традицией был отдых. В наши дни сторонники народных традиций тоже предпочитают откладывать тяжелый труд на потом. Накануне праздника или 14 числа утром можно очистить дом от негативной энергии.

Если в прошлом люди подкармливали так называемого дворового — духа, который следил за скотом, домашними животными и огородом, то сегодня далеко не у всех есть свой двор. Вместе этого люди задабривают домового, оставляя ему вечером 14 ноября сладости и молоко на блюдечке. Завершается данный обряд словами: «Дом береги, за людьми смотри. Я тебя покормлю да любовь свою подарю».

Если у вас все же есть двор или место, в котором живут домашние животные, скот, птицы, то в этот день нужно обойти это помещение и окропить его святой водой. Многие так и делали, чтобы усмирить разбушевавшегося дворового, который обижал животных.

Одной из традиций была свадьба на Кузьминки. Согласно приметам, такая свадьба должна была подарить влюбленным много счастья в жизни. Если до свадьбы еще далеко, на Кузьминки можно познакомиться с родителями невесты или жениха, сходить в гости к родным или собрать всех у себя дома.

Традиции Кузьминок

Особую важность этот день имеет для тех, кто страдает от различного рода заболеваний и недугов. 14 ноября 2018 года православные верующие смогут обратиться к Кузьме и Демьяну с просьбами об исцелении и защите. На Руси в это время проводили обряды и ритуалы, нацеленные на скорейшее выздоровление.

Чтобы избавиться от болезней, в этот день зажиточные люди посылали в дар малоимущим домашнюю птицу и яйца. Считалось, что яйцо, снесенное курицей в этот день, обладает сильными целебными свойствами, а с его помощью можно избавиться от любой хвори.

Кузьминки — праздник, во время которого наши предки провожали осень и готовились к встрече зимы. Считается, что отмечать событие нужно с размахом, иначе весь следующий год можно провести в горе. В этот день принято приглашать в дом гостей и готовить праздничный ужин из многочисленных блюд. Если на столе будет скудно, то домочадцы будут страдать от нищеты. Традиционным напитком праздника является свежесваренное пиво, которым необходимо угощать не только своих гостей, но и всех соседей.

14 ноября отмечали курьи именины, поэтому главным блюдом на праздничном столе была птица. Чаще всего в качестве угощений подавали лапшу и выпечку с курицей, считая, что при помощи этих блюд можно привлечь счастье и здоровье.

По традиции девушки на выданье самостоятельно устраивали праздник в своем доме, убирались и готовили блюда из курицы, а затем приглашали гостей, в том числе и неженатых молодых людей. Каждый из присутствующих одиноких мужчин должен был попробовать угощения, приготовленные девушкой.

Задабривание домового — одна из самых важных традиций праздника. Для этого наши предки варили кашу из пшена, расставляли миски с лакомством во всех углах дома. Если на следующий день количество каши в одной из мисок уменьшилось, значит, домовой попробовал угощение. В таком случае верили, что в будущем защитник будет оберегать жилище от бедствий, врагов и грабителей.

Народные приметы 14 ноября

Чтобы весь год в доме деньги водились, 14 ноября необходимо съесть хотя бы кусок курицы. В первую очередь эта примета касается тех, кто занимается разведением домашних птиц.

Если на Кузьминки вам посчастливилось найти кошелек, значит, весь год прибыль расти будет. Потерять бумажник — к нищете.

Если в этот день вы решите подать милостыню, ни в коем случае не смотрите в глаза нуждающемуся, иначе в будущем его судьба может настигнуть и вас.

Услышать мяуканье кошки утром — к счастью. Если кошка мяукает прямо у вас дома, значит, вскоре вас ожидает позитивное событие.

Если 14 ноября одинокая девушка познакомится с мужчиной, это сулит счастливое замужество. Не обязательно, что женихом будет новый знакомый.

Женщинам в этот день нельзя умываться ключевой водой, чтобы не смыть красоту и здоровье.

В это время также проводились куриные именины. Более богатые родственники дарили нуждающимся кур. В современном мире эта традиция имеет иную интерпретацию. 14 ноября постарайтесь сделать что-то доброе для своих родственников. Это не обязательно должен быть материальный подарок.

Согласно приметам, если 14 ноября выпадет много снега, значит весна будет долгой и половодной. Если к 14 числу уже успеют замерзнуть реки, можно ждать лютой зимы и очень жаркого лета в следующем году.

Народно-христианский праздник Кузьминки осенние отмечается 14 ноября (1 ноября по старому стилю) каждого года. Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии.

Другие названия праздника: Рукомесленники, Бессребреники, Кузьма и Демьян, Божьи кузнецы, Козьма и Демьян Курятники, Кузьма и Демьян – рукомесленники, Батюшка Козмодемьян, Курьи именины, Курячий праздник, Куриная смерть, Праздник девичества, Встреча зимы.

В представлениях восточных славян в этот день осень провожают, а зиму встречают. В Российской империи день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки — снимали избу и справляли «курячьи именины».

Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) были родными братьями. Мать воспитала их в христианстве, и они проповедовали эту веру в родном городе. Когда браться достигли юношества, их отдали учиться врачебному делу. Каково же было удивление многих, когда они стали исцелять от болезней людей, обреченных на смерть. Однако плату за свои старания браться не брали.

Однажды они излечили от смертельного недуга женщину, и та в благодарность, во имя Господа Бога, попросила Кузьму принять у нее 3 яйца. Тот не смог отказать ей и принял дары. Тогда брат обиделся на него, сказав, что Кузьма нарушил данный ими обет и запретил хоронить себя рядом с ним.

После их смерти христиане задумались об исполнении завещания Демьяна. Пока они ломали головы, в толпе появился верблюд, которого браться когда-то спасли. Он заговорил человеческим голосом и повелел положить их вместе, поскольку дары женщины Кузьма принял не из корыстных побуждений. Так и были похоронены братья в одной могиле.

Традиции и обряды на Кузьминки осенние

Главные традиции 14 ноября — вечеринки, окончание свадебного сезона, прядение, кузнецам запрещено работать.

— Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодых.

— 14 ноября было принято прикармливать дворового — духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

— Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

— Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

— На Кузьму и Демьяна отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Приметы и поговорки на Кузьминки осенние

  • Кузьминки — встреча зимы.
  • Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.
  • Если пошел снег, то весной река разольется.
  • Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой, а урожай не уродится.
  • Кузьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
  • Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
  • Кузьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывала оттепель).
  • Кузьма-Демьян — кузнец, кует лёд на земле и на воде.
  • Из кузьмо-демьяновой кузницы мороз с горна идёт!
  • Батюшка Кузьма-Демьян — куриный Бог.
  • Кузьма и Демьян «куют» свадьбу.
  • Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
  • К вечеру мороз ослабевает — к пасмурной погоде на следующий день.
  • Петух стоит на одной ноге — к морозу.

Легенда о Кузьмодемьяне

Кузьмодемьян, говорят старики, был первый человек у Бога, как мир был создан. Этот Кузьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущобах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем существовал тяжёлый договор: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеренье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кузьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двери кузницы. Когда Змей оказался y самой кузни, кузнец предложил емy: «Пролижи в дверях дыркy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кузни, а кузнец в это время pазогревает клещи. Когда Змей просунул язык в пролизанную им дыpy, кузнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина — нашего… переделимся». На что Кузьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей — бери только своих». Запряг его в выкованный им плуг и начал орать на нём гигантскую бороздy. Проорал ровную бороздy аж от Черниговской губернии так прямо до Днепра. И где они прошли остался вал со pвом на южной стороне, который есть и поныне. Как проорал до Днепра, змей дюже утомился и хотел пить. Дорвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнул.

Давид, Иван, Адриан, Петр, Александр, Денис, Федор, Дмитрий, Сергей, Кузьма.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида № 4 «Семицветик»

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей — подготовительной группы «Одуванчики» компенсирующей направленности для детей с ТНР.

                                   Подготовила: воспитатель логопедической            группы Руколеева Ю.А.

Отрадное 2017

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей группы.

Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

 Цель: Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

  • Развивать активную речь детей, умение выразительно рассказывать стихи.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Образовывать имена существительные множественного числа.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
  • Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
  • Воспитывать интерес к культуре русского народа.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица: ведущая, дети старшего — подготовительного возраста.

Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.

Материалы и оборудование: муляжи овощей, деревянные ложки, картинки капусты, мнемотаблицы для составления поговорок о Кузьме и Демьяне,  магнитная доска. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вводная часть.

Ведущая: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Основная часть.

Ведущая: В народе говорили:

— Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

— Не заковать реку без Демьяна!

А теперь с помощью мнемотаблиц вы сами составите поговорки.

(Дети вместе с ведущей составляют поговорки).

— Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

— Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Ведущая: Обычно в эту пору умеренные морозы:

— Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили,

что «Кузьминки – по осени поминки».

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

1 ребенок: Осень! Осень золотая!

Голубая неба высь!

Листья желтые слетая,

На дорожку улеглись.

2 ребенок: Теплый луч ласкает щечки,

Приглашает нас в лесок

Там под елкою, в тенечке

Вырос маленький грибок!

3 ребенок: Сад раскрасился цветами

Астр, пионов, георгин

А вверху огнем пылают

Грозди красные рябин!

4 ребенок: Что грустить теперь о лете!

Осень в гости к нам пришла

В позолоченной карете

Всем подарки привезла!

Хоровод «Осенние подарки» Анисимовой

Ведущая: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай.

С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

Дети поочередно: Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Игра «Мельница»(муз. Е. Алексеевой)

Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры. Игра повторяется.

Ведущая: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.

Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

  1. Какие труды… (такие и плоды);
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь);
  3. Землю красит солнце… (а человека труд);
  4. Красна птица перьем… (а человек уменьем);
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт);
  6. На печи заседать… (хлеба не видать);
  7. Труд человека кормит… (а лень портит);
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего).

Ведущая: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и

огородов?

Ответы детей:  заготовка овощей.

Песня    «Вот какие кочаны»

Ведущая: А вы знаете что такое кочаны?

Ответы детей: капуста.

Ведущая: Мы сейчас с вами поиграем в игру «Один – много»

(Ведущая на магнитную доску ставит картинки капусты, а дети отвечают.)

Одна капуста — много капусты

Один кочан – много кочанов.

Ведущая: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?

Ответы детей: кочерыжка.

Одна кочерыжка – много кочерыжек.

Ведущая: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами  кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую,                                                                         что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»

— А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».

Пальчиковая игра:

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я – капуста!

— Мы капусту рубим, рубим.

— Мы морковку трем, трем.

— Мы капусту солим, солим.

— Мы капусту жмем, жмем.

— Перемешиваем!

— В бочку плотно набиваем

— И в подвалы составляем.

Ведь капуста, как известно.

Во всех видах нам полезна.

Ведущая: Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице,

вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.

Русская народная песня «Дуня-тонкопряха».

Ведущая: На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Исполнение песни с ложками «Ложки деревенские» муз. З. Роот.

Наши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские.

Ложки деревенские!

Ведущая: ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем в игру «Заинька серенький» У ведущей  в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Ведущая обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук  — тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»

Ведущая отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»

Ребенок отвечает: «Вася…»

Ведущая продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»

Ведущая играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; //  //; / // /.

Заключительная часть.

Ведущая: Вот и подошла наша встреча к концу.

Кузьминки были хороши.

Повеселились мы, ребята, от души!

Ведущая: Ребятушки скажите мне пожалуйста, что вы сегодня узнали нового, чему научились?

Ответы детей: о Кузьминках?

Ведущая: Какого числа отмечался этот праздник?

Ответы детей: 14 ноября.

Ведущая: Как звали святых братьев, покровителей кузнецов и женщин рукодельниц?

Ответы детей: Кузьма и Демьян.

Ведущая: молодцы детушки, все запомнили.

Ведущая: Осень каждый год приходит  не с пустыми руками, а с богатым урожаем: хлебами, овощами, да фруктами! Осень очень щедра и приготовила нам угощенье. А теперь давайте угостим наших гостей дарами осени и скажем им до свидание.

25.04.2014

Харламова Татьяна Александровна

методист, педагог-организатор

Данное мероприятие является одной из форм по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На примере святых Кузьмы и Демьяна (Косма и Дамиан), которых почитали на Руси, дети убеждаются что в народе ценилась честность, мастеровитость. С интересом узнают о забытых обрядах и традициях и с удовольствием участвуют в них.

Оценить




1333

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Дом детства и юношества № 2»

город Красноярск

Методическая разработка праздника

«КУЗЬМИНКИВСТРЕЧА ЗИМЫ»

для детей 7- 9 лет

автор Харламова Татьяна Александровна

методист, педагог-организатор

2014 г.

Пояснительная записка

Данное мероприятие является одной из форм подуховно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На примере святых Кузьмы и Демьяна (Косма и Дамиан), которых почитали на Руси, дети убеждаются что в народе ценилась честность, мастеровитость. С интересом узнают о забытых обрядах и традициях и с удовольствием участвуют в них.

День братьев Кузьмы и Демьяна (или Кузьминки)издавна на Руси считался праздничным днем.Кузьминки праздновали 14 ноября. Это праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Немало народных примет было связано с этим днем:

Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

Если на Кузьму – Демьяна лист остается на дереве, то другой год будет морозный.

«Если на Кузьму дороги развезет грязью – не жди мороза до самого декабря».

Кузьма да Демьян – кузнецы, куют лед на земле и на воде. В народе их считают покровителями всех мастеров и мастериц, главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. В народе рассказывают, что Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали. За работу денег не брали ни с кого, а просили, чтобы их кормили кашей, поэтому иногда их именуют «кашниками». В день, посвященный памяти этих святых – бессребреников варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников: «Кузьма – Демьян, приходите к нам кашу хлебать!»

Раньше в деревне все делали своими руками: и ложки, и плошки, и столы. А женщины принимались за зимнюю пряжу, чтобы после связать из нее зимние вещи или наткать теплых тканей. При этом они обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше. В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.

Братья обучались врачебному делу, в благодарность за праведный образ жизни им была дарована способность исцелять людей и скот «во славу Божию». Говорят, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не задирал.

Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. Считалось, что Кузьма и Демьян, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире.

С праздником Кузьмы-Демьяна связан еще один обычай. В этот день справляли курьи именины. Богатые люди отправляли кур в подарок бедным родственникам. Крестьянки приносили птиц в дар боярыням, а те в ответ одаривали их лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными. В ноябрьский день девицы – посиделочницы устраивалив складчинупир – беседу, собирались с парнями пообщаться, повеселиться и поиграть. Для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование, где в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша, приглашались молодцы, которые по сердцу. Говорили так: «Кузьминки – курьи именины». «На Кузьму – Демьяна – курицу на стол». Во время еды строго следили за тем, чтобы косточки не ломались, а то цыплята будут уродливые.

ПРАЗДНИК «КУЗЬМИНКИ — ВСТРЕЧА ЗИМЫ»

для детей 7 — 9 лет

Цели праздника:

знакомство и приобщение детей к обычаям и традициям русского народа через праздник «Кузьминки»;

воспитание бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

Развитие творческих способностей обучающихся и интереса к русской культуре.

Оборудование:оформление зала: плакат «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать»; изделия народных промыслов, прялка; петушки на палочке (для угощения).

Участники праздника: дети 7-9 лет (в национальных русских костюмах). Для праздника заранее готовят — стихи, песни, приглашают на праздник своих близких.

Предварительная подготовка: знакомство с народным календарём, пословицами, поговорками, подготовка чтецов (роли у детей-участников), разучивание песен, подготовка бумажных ободков на головы с обозначением персонажа (Кузьма-ноябрь, Демьян-декабрь)

Музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка.

Действующие лица: ведущая праздника; дети — чтецы, Кузьма (ноябрь), Демьян (декабрь)

Звучит фонограмма весёлого наигрыша. Дети и гости размещаются в зале. Выходит ведущая праздника, Кузьма (ноябрь), Демьян (декабрь). Перед зрителями полукругом выстраиваются чтецы в народных костюмах. У девочек на плечах большие цветастые платки.

1-й чтец: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!

2-й чтец: Слушайте, да глядите,

Да не говорите, что слыхом не слыхивали,
Видом не видывали.

3-й чтец: Много мы обрядов знаем.
Дети: А давайте-ка Кузьминки обыграем!

3-й чтец: Рассаживайтесь поскорей
Кто в кресло, кто на лавку,

2-й чтец: Да не делайте давку!

1-й чтец: Ну что тут долго толковать,
Вместе: Пора наш праздник начинать!

Исполнение РНП «Шёл да пошёл»

Ведущая: Ноябрь за окном, месяц студёный. На Руси называли его Грудень. В этом древнерусском слове – картина предзимнего времени: смёрзшаяся земля лежит безжизненными грудами, наступают сумерки года, раскрываются ворота зимы, сковывают воду ледовые кузнецы.

«Ноябрь»: Не сковать реку без ноября-кузнеца.

«Декабрь»: Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.

Ведущая: Рассвет с сумерками среди дня в ноябре встречаются,
А мы встречаемся в ноябре с Кузьмой и Демьяном.

«Ноябрь»:

Идёт Кузьма из кузницы, (Проходит вперёд.)
Несёт Кузьма два молота. (Поочерёдно поднимает вверх кулаки.)
Для рек и прудов (Проговаривая текст, метрично.)
Накуёт мостов. (Стучит по 4 разакулаком о кулак.)

«Декабрь»:

Идёт Демьян из кузницы,
Несёт Демьян два молота.
С бережка на бережок
Возведёт мосток.
(Действия те же.)

Ведущая:Кузьма и Демьян — жили на самом деле и за добрые дела их возвели в ранг святых. С их именами связано множество народных верований. Первое и самое основное – способность исцеления от недугов и оказание врачебной помощи. А ещё Кузьма и Демьян были замечательными мастерами — кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Их считали — покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а ещё говорят, что Кузьминки — по осени поминки, встреча зимы.

1-й чтец: Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Жили в Азии когда-то

2-й чтец: И по доброте своей
Исцелять могли людей.

3-й чтец: Врачевали от недугов,
Изгоняли вредных духов,

1-й чтец: Милосердием души
Очень были хороши!

2-й чтец: Хоть и были небогаты,
Но с людей не брали платы,

3-й чтец: Не просили ни гроша
Братья — добрая душа.

Вместе: Оттого их святый труд
Бессеребряным зовут.

Ведущая:Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости позовём!

Исполняется РНП «Осеница-царица»

Кузьма: Друзья! Мы подарить хотим
Вам всё, что нам дано.

Демьян:Лишь отдавая – обретёшь:
Проверено давно!

Кузьма: От хворей всяческих народ
Мы можем исцелять.

Демьян: И, стало быть, настал черёд
Вам в «Дударя» сыграть!

Все участники и желающиеобразуют хоровод.

Исполняется хороводная игра «Дударь».

Ведущая:Да, братья Козьма и Демьян, и от недугов исцеляли и мастерам помогали. Но и этим не ограничивалось их покровительство. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла день памяти святых куриным праздником, или куриными именинами. Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера».

Пожелаем и мы «ни пуха, ни пера» нашим певцам,

которые исполнят РНП «Уж ты, прялица».

Ведущая:Куры и вообще домашняя птица исстари были символом счастья и плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма-Демьян.

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную…

После угощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые «поцелуйные».

Давайте вспомним такую игру:

(Так, играя в «Прялицу», играющие становились в круг, парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре. )

Игра «Прялица»

Ведущий. А сейчас конкурс загадок. Все они связаны с Кузьминками, с бытом крестьян, временами года.

Конкурс загадок.

Летом вырастают, а осенью опадают.(Листья)

Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз)

Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша)

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица)

По воздуху летало, в воду упало – не булькнулось. (Перо)

У матери двадцать деток, все детки – одинаковы. (Курица и цыплята)

Деревянный потолок побелили, а окна и двери сделать забыли. (Яйцо)

Кто на свете первый певчий? (Петух)

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (Петух)

Ведущий.Молодцы! Есть ещё игра для вас. Приглашаем ребят на петушиные бои. Давай, давай, себя испытай! Слаб ты или силен?

Нам узнать занятно,всем потешиться приятно!

Игра «Петушиный бой»

В очерченный круг выходят играющие.

Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круга.

1-й чтец: Если дух в здоровом теле —
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…

2-й чтец: Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы,
Спойте братцы, да спляшите,
Да гостей развеселите!

Исполняются Кадрильные припевки

Ведущий. Подходят к концу наши посиделки у Кузьмы и Демьяна. Что нового

вы узнали об этих святых? празднике Кузьминок?

Дети делятся своими впечатлениями.

Ведущий. Благодарим вас за участие, вот сувениры вам на счастье. Бери, любуйся, принимай, себе по вкусу выбирай. (Кузьмы и Демьян угощают ребят сахарными петушками.)

Ведущий. Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь, говорим мы: «До свиданья, до счастливых новых встреч!»

1 чтец: На Руси Кузьминки длились с вечера и до утра
2 чтец: Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.
Все: Тынцы-брынцы, толи-чоли, отдохнуть уже пора.

1 чтец:Наш поклон вам за участье добродушное весьма,
1 чтец:Вам со сцены ручкой машут брат Демьян и брат Кузьма!
Все: Тынцы-брынцы, толи-чоли, брат Демьян и брат Кузьма!

Ведущая: Уносите в дом родимый радость нашего двора,
Все: На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!»

Музыка

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/46718-metodicheskaja-razrabotka-prazdnika-kuzminki

Также вас может заинтересовать

  • Живая природа разработка итогового учебного занятия в форме игры КВН
  • Конспект занятия по физической культуре в 5 классе по теме: «Спортивная олимпиада»
  • Методическая разработка «Ты, я, он, она — вместе дружная семья» (для детей от 7-15 лет)
  • Открытый урок английского языка. The Evening of English Song
  • Сценарий спортивного праздника «Со спортом и песней – жить интересней».

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Кузьминки (кузьмодемьянки) – праздник, отмечаемый девушками в осенний день памяти Космы и Дамиана (1/14 ноября), в народной традиции – Кузьмы и Демьяна. В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она угощала семью едой, приготовленной самостоятельно. Основными ритуальными блюдами на Кузьминках были кушанья, сделанные из курицы. С одной стороны, эта обрядовая трапеза воспринималась как жертва св. Кузьме и Демьяну, которые считались покровителями этих птиц, с другой стороны, в аграрных и семейных обрядах куры и яйца выполняли роль символов плодородия и брака, поэтому «допустимо предположить взаимную связь значения Кузьмы Демьяна как покровителей девушек, устроителей брака, пособников в женских работах и значения покровителей домашней птицы, всецело находящейся на попечении женщины – хозяйки дома».

Вечером (иногда в течение трёх дней) девушки собирались и справляли «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты – картофель, масло, яйца, крупу, муку – и готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд которой была каша, варили также козьмодемьянское пиво. Часто девушки продавали кашу парням за небольшие деньги. Её раскладывали в чашки разных размеров, а полученные деньги делили между собой. Девушки подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего её ели в определённом порядке: сначала блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – блюдо каши со свиным салом.

В Спасском уезде Казанской губернии кузьминская братчина начиналась с того, что парни стояли у входа в избу, а девушки садились на лавки и пели:

Ух ты братчинка, солдатчинка,

Яровая, хмелевая, весёлая голова!

Не ходи мимо сада,

Не прокладывай следа…

Песни, исполняемые на Кузминках, были посиделочными и игровыми, исполнявшимися и в другие дни. Так, пели: «Как по ярмонке купчик едет»; «Верба, верба, вербица»; «Уж ты Семенька, Симеонушка»; «Распосей своё горе»; «Ты, поповна». Широко исполнялась песня:

На Кузьму, Кузьму Демьяна,

На девичий праздник,

Тут и девушки играли,

Ванюшку увидали.

Он не в шубе, не в кафтане,

В белом балахоне.

Две её первые строки часто присоединялись к различным песенным текстам, чтобы связать их с девичьими Кузьминками. Помимо песен ещё одним развлечением в этот день были игры. Среди них непременно присутствовали так называемые поцелуйные. В одной из них парни и девушки, становясь в круг, исполняли песню: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» – в это время одна из пар кружилась, целовалась, а затем уступала место следующей.

В последний день Кузьминок в некоторых деревнях Пензенской губернии и в ряде других мест проводили обряд «свадьба и похороны Кузьмы Демьяна», во время которого девушки изготавливали соломенное чучело и одевали его в мужскую рубаху, штаны, «чапан» (верхнюю одежду из сукна), подпоясывали кушаком, обували в старые лапти. «Потешное венчание» состояло в том, что «Кузьку женили» на одной из девушек. Затем происходили «похороны»: поместив чучело на носилки, девушки уносили его в лес, за территорию деревни или села, раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали его. Первоначально этот обычай имел магическую символику. Солома олицетворяла зрелый злак будущего урожая, а чучело – растительную силу земли, поэтому его уничтожение возвращало эту силу обратно. А веселье, смех, пляска девушек на «соломенном теле Кузьмы Демьяна» символизировали стремление человека к плодородию и новой жизни.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, включался в осенний свадебный период вместе с праздниками Покрова Богородицы и св. Параскевы, когда происходили смотрины невест, завязывались знакомства среди молодёжи, совместные игры и ухаживания и вследствие этого был окрашен в свадебные тона. Недаром среди главного угощения Кузьминок – свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша; кроме того, это день «свадебных кузнецов» – Кузьмы и Демьяна, одновременно являвшихся покровителями брака, семьи и домашнего очага. По народным представлениям, они выковывают свадьбу, свадебные венцы и брачные узы (цепи). Не зря их именовали «матушка Кузьма Демьян», превращая в женское божество, ведь эти святые особенно почитались девушками и женщинами, которым они покровительствовали не только в праздничное время, но и во время работы. Женщины обращались к ним за помощью в летнее время, когда начинали жатву, и в осеннее, собираясь прясть. Кроме осеннего праздника, отмечаемого девушками, существовали летние Кузьминки, приуроченные к летнему дню памяти Космы и Дамиана (1/14 июля), который особо праздновали женщины.

[]

История праздника Кузьминки

Кузьминки (Курьи именины) — что это такое? Каким был праздник Кузьминки в Древней Руси?

Когда на Руси начали праздновать Кузьминки?

Почему праздник Кузьминки назвали Курьими именинами? Этимология слова «Кузьминки».

Как выглядит праздник Кузьминки? Фото празднования Осенних Кузьминок.

Описание празднование Кузьминок (не из википедии).

В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.

470bfa02bea4aab7b2365482b43d8a09.jpg

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам —собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста — она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины» эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье — совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье».Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.

2.jpg

Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян — сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость — то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.

img24.jpg

В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.

26606_4_640x480.jpeg

В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому, присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий по-хулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник лешего на руси
  • Праздник кузьминки беседа
  • Праздник летчика испытателя
  • Праздник кузьминки 14 ноября открытки
  • Праздник летучих мышей разведка