Праздник кыз узату

Подлить масла в огонь, замена свадебного букета и другие обычаи, связанные с кыз-узату
Как правильно провести кыз узату, чтобы остались довольны даже самые строгие блюстители традиций
Фото — Открытые источники

Кыз узату, или проводы невесты, снова активно входит в моду, а значит, нужно знать, как правильно его проводить..

Если раньше обычно проводили сватовство и свадьбу, то сейчас кыз узату становится почти обязательным элементом торжеств, которыми отмечают создание новой семьи. При этом кыз узату не стоит считать заменой девичнику или репетицией «большой» свадьбы. Смысл его в том, чтобы семья проводила свою дочь в замужнюю жизнь и дала свое благословение.

К проведению кыз-узату есть определенные требования.

Это прежде всего девичий праздник, что отражается на его проведении. Во-первых, его полностью проводит и оплачивает сторона невесты. Во-вторых, на нем принято говорить прежде всего про невесту, на приглашениях и в фотозоне принято размещать только ее имя. Имя жениха появляется в оформлении, только когда дело доходит до свадьбы.

Со стороны жениха на кыз-узату обычно приглашаются только его ближайшие родственники, преимущественно старшие. Нередко состав приглашенных совпадает с составом сватов на кудалыке. Более дальние родственники и друзья жениха приходят, как правило, только на свадьбу, на которой по этой причине обычно заметно больше людей, чем на кыз-узату .

Свадебное платье и букет также остаются для свадьбы, на узату-той девушка обычно надевает красивое вечернее платье. В последние годы большую популярность приобретают наряды в казахском стиле.

Когда родные жениха приезжают к месту проведения узату-тоя, можно провести «арқан керу», как и во время сватовства: женщины со стороны невесты натягивают перед ними веревку или ленту, и им положены небольшие подарки за то, что они пропускают гостей внутрь.

Когда жених входит, две родственницы невесты отводят его к очагу, в который он должен налить немного масла. Им он также делает небольшие подарки. Чаще всего это деньги или не слишком дорогие украшения.

Кыз-узату обычно заканчивается ближе к полуночи, в районе 23 часов, следующим обрядом: самый старший из присутствующих благословляет девушку, и перед ней расстилают дорожку из белой ткани — «ақ жол», вдоль которой выстраиваются ее родственники. Мать подводит невесту к началу дорожки, где ее под руку берут снохи со стороны жениха. В этот момент должна исполняться песня «Сынсу», то есть «прощание-плач». Петь ее может как сама девушка, пока идет, так и ее родственницы и подруги. Раньше с этой песней девушки обходила дома своих родных, прощаясь с ними, потому что обычно уезжала в другой аул. Если девушка во время праздника была в красивом платке, саукеле или другом головном уборе, она может подарить его одной из сестер, которой желает тоже найти свое счастье и стать невестой в ближайшем будущем.

Таким образом будущую супругу проводят по дорожке.

Оборачиваться нельзя – это считается плохой приметой, знаком разлада в семье. Если девушка все же пытается оглянуться, родственницы обычно кричат ей: «Не смотри». Когда невеста сходит с дорожки, ее по традиции встречает свекровь и надевает ей на голову белый платок, а потом жених берет ее на руки или за руку и уводит.

После этого девушка уезжает в его дом в сопровождении нескольких близких женщин. По приезде их встречают очень тепло, устраивают шашу, то есть осыпают конфетами, накрывают дастархан, показывают дом, в котором будет жить молодая семья. Иногда надевание платка свекровью переносят на этот момент, не проводя его непосредственно на тое. Когда родственницы невесты убеждаются, что ее приняли достойно и с хорошим отношением, они возвращаются к себе домой. Перед отъездом сторона жениха вручает им подарки.

На следующий день проводятся две дополнительные церемонии.

В дом жениха привозят приданое его будущей супруги. В некоторых регионах Казахстана с этим этапом связана традиция «қыз жасауын көрсету», что означает «осмотр приданого». Родственники жениха, в основном женщины, придирчиво рассматривают и обсуждают каждую вещь до мелочей. За каждый предмет присутствующим при обряде снохам положен денежный көрiмдiк. Результаты осмотра даже могут повлиять на отношение к невесте. Сейчас эта традиция понемногу уходит в прошлое.

В доме родителей невесты примерно в то же время проводят «қыз өлтірісі», что переводится примерно как «жертва ради дочери». Этот ритуал обычно проводится довольно быстро: режут барана, мясо готовят и угощают им родных и друзей семьи, чаще всего — тех, кто по какой-либо причине не смог присутствовать на узату.

Свадьба обычно проходит через неделю-две после узату.

Настоящая казахская свадьба — многоэтапное дело, которое невозможно уместить в один или два дня. От первого неофициального решения поженить детей до официального Куда тусу, казахского сватовства, могут пройти годы. Известны случаи, когда родители принимают решение о будущей свадьбе сразу после рождения малыша или даже до рождения ребёнка.

Сейчас многие традиции соблюдаются не так строго, но проведение свадьбы остаётся сложным делом, полным обязательных требований, необязательных пожеланий и искреннего стремления отметить торжество по первому разряду.

Что такое Кыз Узату

В двух словах объяснить, что такое казахские «проводы невесты» или Кыз Узату, невозможно. Это не девичник, не репетиция основной свадьбы, не ритуальное действо. В Кыз Узату отражается душа казахов, трепетно и нежно, относящихся к девушке-невесте, покидающей отчий дом.

Кто организует проведение праздника

Кыз Узату организует и проводит сторона невесты, все расходы ложатся на родителей невесты. Суть торжества заключается в том, чтобы достойно проводить дочь в новую жизнь, дать ей возможность проститься с родными, близкими. Информацию о месте и времени проведения Кыз Узату обговаривают с другой стороной во время Куда тусу, сватовства.

Некоторые молодожёны не заморачиваются с двойным празднованием свадьбы, а просто проводят одно торжество на две семьи. Для других семей, свято придерживающихся традиционных правил, Кыз Узату – событие вселенского масштаба. К его проведению привлекаются все родственники.

Кыз Узату в процессе напоминает настоящую свадьбу, но с некоторыми условиями.

  • Гостей не так много, как на основной свадьбе.
  • На торжестве присутствуют родители и старшие родственники обеих сторон.
  • Невеста одевается в праздничное, но не свадебное платье.
  • Молодёжь веселится, танцует только до 11 часов вечера
  • Примерно в это время невеста должна исполнить главный обряд Ак жол, пройти по белой тканевой дорожке.

Белая и чистая дорога ведёт девушку к новой жизни и новому семейному счастью. Её главная задача ни разу не оглянуться в прошлое, смотреть только вперёд. У конца Ак жол девушку ждёт жених и его мама. Мама надевает на невесту белый платок, а жених, подхватив будущую жену на руки, увозит её в свой дом. С этого момента девушка уже в дом родителей не возвращается, живёт в семье жениха.

Время для проведения Узату

Чаще всего Кыз Узату от свадьбы отделяет неделя. Это наиболее удобный и разумный вариант. Месяц покажется молодожёнам слишком долгим сроком, а промежуток в один-два дня не даст прийти в себя после «проводов невесты».

Тяжесть основных расходов и забот ложится на сторону невесты, поэтому гостей приглашают тоже они. Семья жениха представлена его родителями и несколькими самыми уважаемыми и близкими родственниками. Большинство гостей со стороны жениха будут приглашены на свадьбу.

Как оформляются пригласительные на Кыз Узату

В случае с полиграфической продукцией все делается серьёзно. Как и открытки на свадьбу, пригласительные на Кыз Узату заказываются в типографии с индивидуальным дизайном. Стоимость зависит от количества открыток и типа дизайна. В том же стиле оформляют остальную полиграфию: номера на столы, баннеры на входе в зал, пресс-стену и даже упаковку бонбоньерок, сладких подарков для гостей.

Оформление зала на Узату

Кыз Узату – девичий праздник. Главная героиня торжества – невеста. В зале всё делается по её вкусу и желанию. Обычно девушкам нравится оформление в светлых тонах, с использованием милых женских деталей: оборочек, бантиков и цветочков. Всё чаще невесты выбирают оформление зала в национальных казахских традициях, надевают народный костюм и собирают традиционные столы с национальным угощением.

На пресс-стене размещают название праздника, имя невесты. Жениху присутствовать в информационном поле не обязательно. Это не его день, не его праздник. В день свадьбы близкие постараются показать его жизнь с рождения до момента свадьбы в подробностях и деталях. На Кыз Узату пресс-стена рассказывает только о невесте, о её достижениях, успехах, красоте и добром нраве. На фоне пресс-стены или специально подготовленной фотозоны обычно фотографируются гости и главные участники торжества. В зале обязательно должен работать фотограф и оператор. Событие достойно сохранения в веках!

Подарки гостям — тойбастар

Чтобы память о празднике не угасала в сердце каждого, можно подарить приглашённым на торжество гостям маленькие, но приятные подарки. Это не обязательное правило, а свободное решение организаторов. Обычай пришёл в Казахстан с запада, но оказался близок и понятен щедрой душе казахского народа. В коробочки-бонбоньерки помещают небольшие сувениры или сладости.

Где празднуют КызУзату

Традиционно проводы невесты организовывались в её доме. Сейчас большинство семей предпочитают выбрать зал в ресторане. Определяя место празднования, важно точно знать количество гостей. Хорошо, если ресторан будет расположен в удобном месте, оборудован парковкой, а в зале найдётся место не только для столов, но и для танцев, выступления артистов и проведения обряда Ак жол. По сценарию празднования Кыз Узату допустимо применять караоке, устраивать конкурсы, использовать услуги тамады, приглашать шоу балеты и певцов.

В крупных городах проблем с выбором зала нет, выбор ресторанов огромный. Главное, чтобы зал был оборудован системой кондиционирования, иначе в помещении будет не слишком комфортно. Летом можно организовать празднование Кыз Узату на природе. Обряд Ак жол, проведённый под звёздным небом выглядит удивительно торжественно и трогательно, запоминается на всю жизнь.

Платье на Кыз Узату

В наше время не существует каких-либо строгих ограничений. Главное, чтобы невеста выглядела красиво, элегантно, без ноток вульгарности. Подойдёт нарядное, не слишком открытое платье любого цвета и фасона кроме свадебного. Свадебный букет на Кыз Узату не используют, оставляют западную традицию на свадьбу.

Жених одевается под стать невесте, в нарядный, красивый и дорогой костюм. Отлично, если одежда молодых будет гармонировать друг с другом по стилю или цвету.

При желании строгого соблюдения традиции невеста и жених могут нарядиться в национальные костюмы, оформить зал и стол по-казахски. Если в сценарии проведения Кыз Узату будет момент одевания шапки или Сукеле, то причёску невесты следует продумать заранее, посетив салон красоты. Профессиональные визажисты помогут создать гармоничный образ, так чтобы макияж соответствовал причёске, а невеста выглядела одинаково восхитительно в Сукеле и без неё.

Обрядовые действия на Узату не являются обязательным требованием. Не все казахи стремятся к строгому исполнению традиций, выполняя лишь их малую часть.

На каком языке вести Кыз Узату

Язык для проведения торжества выбирают организаторы праздника. Стараются сделать так, чтобы все гости и участники чувствовали себя комфортно. В одной ситуации всё торжество можно провести на казахском языке, в другой – только первую часть вечера, чтобы оказать особое уважение гостям старшего поколения.

Для дальнейшего весёлого времяпрепровождения, для игр и танцев использовать уже русский язык, как и просит молодёжь русскоязычных казахов или «шала-казахов».

Полезная ссылка!
Двухязычный тамада для ведения Кыз Узату — Турар Рахимберлин

Подробнее на официальном инстаграме: turar_rakhimberlin

Номер телефона: +7 701 979 96 87

Основные правила проведения Кыз Узату

К проведению традиционного казахского праздника есть некоторые минимальные требования, которые соблюдаются всеми.

  • На торжество жених и невеста приезжают раздельно.
  • Жених дарит невесте цветы.
  • Обряд Ак жол – самое главное событие на Кыз Узату. Пройдя по белому полотну, девушка окончательно прощается с отчим домом и полностью переходит в дом жениха.

Прощальную песню Сынсу невесте петь не обязательно, мелодия может звучать в исполнении профессиональной певицы или в записи.

Учитывая неторопливость казахов, начало мероприятия лучше ставить на ранний срок. Планируете начать в семь часов? Приглашайте гостей к шести. К семи как раз все соберутся.

До полуночи невеста обязана оказаться в доме жениха, поэтому уже в 11 часов начинают готовиться к Ак жол. Торжество завершается на трогательной и красивой ноте, под красивую песню, которую вполне может исполнять профессиональная певица. Артисты приглашаются на пафосные мероприятия, на бюджетных торжествах от души веселятся под современные музыкальные записи.

Обертки шоколадок на Кыз Узату

План посадки кудалар и гостей на Кыз Узату

Видео Кыз Узату

Шоу программа, сценарий, тосты, песни (сынсу), танцы, костюмы и наряды.

Казахская свадьба отличается изобилием национальных традиций и обрядов. Отношение к созданию семьи очень серьезное не только у самих молодых, но и у их родственников. Пара формируется родителями еще задолго до знакомства и встречи жениха и невесты. Кандидата на роль мужа выбирают тщательно, смотрят на положение его семьи в обществе, наследственность.

То же самое относится и к выбору невесты, она должна соответствовать всем требованиям, которые выставляются родителями жениха. При благополучном одобрении обеих сторон начинается активная подготовка к свадьбе. А уже сам процесс бракосочетания проводится согласно всем правилам уже установившихся с давних лет традиций.

Смотрины и сговор

В казахской семье именно родители выбирают для своей дочки жениха, а для сына – невесту. Сговор подразумевает собой предварительную договоренность родителей о помолвке их детей. Если родители одной семьи дружат и хотят породниться с другой семьей еще до рождения детей, то такой сговор называют «бел куда». А если детей посватали в колыбели – тогда «бесик куда».

Смотрины у казахов

Данный этап торжества ранее включал в себя не только сговор, но и смотрины. Выбирать себе невест могли только дети знатных и богатых людей. Сыновья приходили на так называемые «смотрины», где невесты соперничали друг с другом в различных видах искусства. Если пара устраивала друг друга, то они голословно признавались в чувствах, и парень отправлял сватов к отцу невесты.

Доверенное лицо со стороны жениха направлялось к отцу предполагаемой невесты, чтобы договориться о свадьбе. После одобрения отца невесты обе стороны обменивались подарками.

Смотрины у казахов

Проводы невесты («қыз ұзату тойы»)

Раньше проводы невесты сопровождались подарками для родных жениха и его самого. Чаще всего родители невесты преподносили в дар одежду («капка салар»).

Жених тоже не оставлял будущих родственников без презента, после чего их союз окончательно благословляли.

Современная казахская свадьба: традиции

Современные проводы невесты обросли новыми традициями, часть из которых заимствована из западных свадеб. Так, например, некоторым невестам выстилают дорожку из лепестков белых роз, на прощание дают напутствия родные и подруги.

Некоторые семьи, следуя традициям, собирают для невесты сумки с подарками (қоржын), в которые кладут различные безделушки вроде бижутерии и платков.

Их невеста раздаривает женщинам на свадьбе, а те в свою очередь передают дочерям для удачи в их личной жизни.

Также в некоторых областях Казахстана сохранился обычай прощальной песни сынсу, которую невеста исполняет своим родным, покидая их дом.

Сватовство

Данный этап включает в себя непосредственное сватовство. Отец невесты, который заранее осведомлялся о приезде сватов, приглашал всех родных и близких. Отец жениха, сам жених, а также их родные и близкие приезжали в дом невесты. Приближенные жениха преподносили невесте и ее близким подарки согласно казахским традициям. Обе стороны кушали из одной посуды, а принимающая сторона преподносила угощение из сала и печенья.

При окончании сватовства стороны обменивались различными подарками: одеждой, драгоценностями, животными. Заключительным этапом сватовства являлся приезд отца в дом жениха. Оговаривалась дата свадьбы, калым и подарки. Для оповещения всех родственников обе стороны высылали им пригласительные на казахскую свадьбу.

Сватовство

Отступать некуда — позади «сырға салу»

«Сырға салу» (далее – сырга салу) проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующем свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги, после чего она покорно принимает все дальнейшие действия. Совершает сырга салу будущая свекровь. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.

Сватовство может сопровождаться еще одной необычной традицией — «құйрық-бауыр асату». Родственники невесты готовят будущим сватам лакомство из курдюка, печени говядины или баранины. Важно доесть всё до конца, не прищурившись ни разу.

Перед тем, как прийти на сватовство, родственники жениха должны подготовить «қоржын» (далее – коржын) — сумку из войлока или кожи, наполненную дарами. Сюда можно положить конфеты «Құттықтаймыз», которые ждали своего часа с восьмого марта, советское шампанское или бутылку водки, мясо. В ход может идти и что-нибудь незатейливое вроде изюма, курта, чая. Обязательно следует положить в коржын отрез ткани, который, если повезет, однажды может вернуться отправителю. О бесконечная цикличность бытия!

Калым мал – плата за невесту

Сторона жениха после проведения сватовства по обычаям казахской свадьбы обязана была уплатить калым, размер которого зависел от благосостояния брачующихся. Если они бедные, то калым мог ограничиваться 4-5 головами скота. Однако если сватаются дети знатных и богатых людей, то калым мог достигать и 200 тысяч голов скота.

Калым мал – это отличительная традиция, которая сохранилась у казахского народа и в наши дни. Наличие калыма – это неотъемлемый обычай для дальнейшего празднования свадьбы, так как данным жестом жених выказывал свое уважение и щедрость по отношению к невесте и ее родственникам.

Калым у казахов

Уплата выкупа («калын мал»)

В некоторых семьях до сих пор чествуется древняя традиция уплаты выкупа за невесту. Раньше калым выплачивали рогатым скотом и лошадьми.

Современный «калын мал» куда более разнообразен. Он может предоставляться как в денежном эквиваленте, так и в виде предметов роскоши: украшений, шуб, ковров и т. д.

Также в современном Казахстане есть и другой обряд, замещающий выплату калыма: если в семье жениха есть лошадь, родители невесты могут в любой момент забрать ее. Если лошади не имеется, семья выплачивает ее стоимость.

Приезд невесты в дом жениха

Традиционно невесту с закрытым лицом доставляли до места, которое находилось на некотором расстоянии от аула. Затем ей навстречу выходили молодые девушки, и они вместе заходили в аул и усаживались за ширму. Те, кто встречали невесту, осыпали ее конфетами и монетами.

Когда все желающие собирались в ауле, то в центр выводили невесту и проводили обряд открытия лица невесты. При этом шаль снимала женщина благородных лет. Она желала девушке семейного благополучия и счастья. Шаль передавалась по кусочкам молодым девушкам, а на голову невесты надевался платок, который означал прощание с девичьей жизнью. На данном этапе исполняли казахские свадебные песни, в которых пелось о счастливой семейной жизни новобрачных.

Проводы невесты

Казахская Свадьба

Казахская Свадьба

Самое главное в сватовстве это вовремя получить списки делегатов на церемонию. В этом списке имеется статус, регалии, а также размер одежды и размер пальцев женской части для покупки колец. И именно с этим списком теперь сваты рыщут по бутикам, рынкам, барахолкам. Потому что именно согласно этого списка, готовятся подарки, вернее огромное количество одежды и ювелирки, под кодовым названием «кит» и подготовка крутой казахской свадебной сумки — Коржын.

Часть 4. Узату той (проводы невесты)

Свадьба.

На составление списков гостей на свадьбу уходит много времени. У любого казаха есть три категории самых близких родственников. Это родственники со стороны отца, родственники со стороны матери, и родственники со стороны жены. Далее список пополняется особой кастой родственников — это «Генерал кудалар» (главные сваты). Сюда относятся не только родные сваты, но и кудалар многочисленных братьев и сестер родителей жениха, дети которых успели жениться раньше. А дальше, в глобальном списке друзья, коллеги и еще одна особая категория людей «ответка жасау»(сделать ответку) или «бизди оздеринин тойларына шакырган» (они звали нас на свой той). Это никому не понятный список знакомых и дальних родственников, которые в свое время успели пригласить родителей жениха на свадьбу своих детей. Если, для эксперимента, показать этот список виновнику торжества, то бишь жениху, то можно даже не спорить, что более 60% людей из этого списка, он просто не знает. Отдельно надо отметить о дебатах, вокруг тостов. Молодожены активно сопротивляются, умоляя родителей ограничиться 3-4 тостами.

И вот настал день свадьбы!!! Подъехали лимузины, операторы, фотографы. Все собрались и поехали в ЗАГС. После регистрации молодые уехали кататься и делать фотосессию на фоне всех достопримечательностей города. Близится кульминация. Гости начинают потихоньку собираться. Стоит особо отметить пунктуальность многих казахов. Точнее полное ее отсутствие. Если той назначен на 17,00, то по самым оптимистичным расчетам он начнется в 18,30. На практике обычно свадьба начинается через 2-3 часа позже времени, указанном на пригласительном. Хотя в последнее время люди вроде как стали пунктуальнее. (Вот ролик на эту тему, качество видео не очень четкое, зато почти правда)

Гости собрались. Вроде усадили всех, даже тех, кого не приглашали. ( Да, такое тоже бывает. Вот банальный пример- приглашают, например тетку на свадьбу, а она по простоте душевной берет свою дочку 25 лет от роду, а дочка подружку. И неважно, что ни они ни их никто не знает, их это как-то мало волнует)

Начинается Беташар (Бет -лицо, ашар-открытие).

Пост получился очень длинным, дорогие сплетницы, я его сократила по максимуму, но вот такие у нас сложные по процессу планирования, и проведения свадьбы. Перечитывая пост, у меня самой закипал мозг, ибо все уж слишком сложно, и я лишний раз была рада, что у меня не было и десятой части всего процесса. Надеюсь вы не слишком утомитесь от чтения!

Для тех, кто не осилил текст предлагаю видео с примером свадьбы, правда видео сделано по заказу государства, поэтому в нем фигурируют звезды, и посыл патриотичный слишком

Всем спасибо за внимание!

Обряд бракосочетания

Если пара принадлежала к мусульманам, которых в Казахстане около 70%, то они заключали брак по законам Ислама. Жених с невестой садились на коленях перед муллой, у которого была пиала с водой и серебряными монетами. Мулла зачитывал три раза молитву, после которой жених и невеста отпивали в одном и том же месте воду. Затем свидетели подносили пиалу с водой не только молодоженам, но и всем присутствующим, которые чайной ложкой вылавливали монеты.

Обряд бракосочетания у казахов

Далее следовало празднество. По формату проведения торжества современные казахские свадьбы сильно отличаются от тех бракосочетаний, когда почитались все традиции и обычаи. Однако неизменным остался танец на казахской свадьбе, без которого невозможно представить ни одно торжество у этого народа.

Свадебные казахские танцы

К чему должна быть готова будущая «келiн»?

Жена остается в доме мужа, и теперь она — полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, «келiн» (далее – келин) должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить «келін шәй». Испытуемая демонстрирует родне мужа свои навыки: самые искусные келин обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья.

Казахские свадебные традиции неоднородны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Свадебные костюмы женихов и платья казахских невест

Основным цветом свадебной ткани для платья казахской невесты являлся красный. Однако на современное казахское торжество невеста может надеть и подвенечное платье белого цвета.

Саукеле

Основным элементом в образе невесты является саукеле – высокий головной убор, который сделан из дорогих и качественных тканей, украшен драгоценными украшениями, бисером, монетами, а также мехом. Данный головной убор является обязательным по свадебной традиции, которая сложилась у казахов с древних времен.

Костюм жениха должен быть самым богатым и выглядеть нарядней, чем у других джигитов, чтобы из толпы было понятно, кто женится. На плечах у жениха – красный чапан, а головной убор украшен перьями филина. На современной казахской свадьбе жених может быть и в обычном строгом костюме.

Портал www.svadbagolik.ru рассказал вам про казахскую свадьбу с ее уникальными традициями и обычаями. Если вам интересно узнать про торжества в других странах, то на сайте вы можете найти много интересного: как про особенности свадьбы в Азербайджане, так и про уникальные черты торжества в Индии.

«Үйлену той», или Финишная прямая

На этом этапе все действующие лица могут гордиться проделанной работой, потому как впереди кульминационное событие — «үйлену той», или свадьба. Ключевая традиция — «беташар», представление невесты народу. До беташара лицо невесты закрыто тканью (шымылдық), которую с обеих сторон придерживают снохи (жеңге), обладающие хорошо развитыми плечевыми мышцами.

Во время беташара на домбре играет акын или беташарист. Каждый родственник, имя которого называется, подкидывает ему коримдик, а невеста в ответ кланяется. По окончании акын открывает лицо невесты, что является логическим завершением обряда. Вот теперь начинается череда тостов.

Киіт

Перед тем, как сваты покинут дом невесты, отец невесты дарит по традиции «киит», то есть подарки. Ценный «киит» получает папа жениха. Другие же кудалар получают «киит» по степени близости, родства. Если семья состоятельная, то «киит» отцу жениха – это стадо лошадей, много чапанов, обязательным является подарок в виде верховой лошади. Не остаются без презентов, и приехавшие со стороны невесты сваты. Им конечно, не дарят большие подарки, как отцу невесты, но все же не оставляют без внимания. Как многим известно, сейчас калын мал дают деньгами, а киит все также сохранился.

Выкуп или калым

В старые времена калым выплачивали коровами или лошадьми, сейчас «калын мал» могут преподнести деньгами, украшениями, мехами или коврами. Во время этого торжества сваты дают подарки, и садятся обедать. После заключения договора, режется баран. На стол подают «куйрык бауыр», приготовленный из печени и курдючного сала. После поедания этого блюда пути назад нет, иначе виновные будут платить «неустойку». Всё это время девушка была спрятана в другой комнате, и только сейчас она может выйти и, возможно, впервые встретится с женихом. Вечер проходит с песнями и весёлыми шутками. В конце пиршества родители невесты тоже одаривают сватов, преподнося в подарок одежду, украшения, металлы. Сейчас дорогие подарки переросли в чисто символические презенты, однако некоторые казахи всё же следуют традициям. Окончательный договор о свадьбе происходит во время ответного визита и зовётся «бата аяк». Первое свидание молодых, или «урын келу», происходит во время весёлых гуляний. Обычай этот больше не используют, ведь многие пары уже знакомятся сами, а вот праздники всё также устраивают.

Какие виды құда түсу существуют

Издревле в казахской культуре была традиция «бесік құда». Бесік қуда — это когда детей сватают с рождения. Также был вид сватовства, как «қарзы құда». Это когда сват со стороны жениха, выдает в невесты дочь свату со стороны невесты. Помимо этого, если сваты выдают замуж дочерей, то этот вид традиции называется «сүйек жангырту» «обновление кости». Раньше, чтобы взять в жены девушку в деревню отправляли образованного человека, который хорошо знал историю. Женщины не вмешивались в этот процесс.

«Бел қуда» — к примеру, если два друга хотели быть сватами, но не могли (к примеру, один из них не имел детей), то в будущем, если появятся малыши, то они планируют стать сватами.

Сватовство

Также стоит напомнить, что в старые времена сваты обмакивали руки в кровь жертвенного животного, чтобы стать до крови близкими друг другу. Сейчас так никто не делает. Была также примета «ұн жағу» «мазаться мукой» — кудалар мазали свои лица мукой, чтобы быть еще ближе. «Есік-төр көрсету» — значение этой традиции таково: родственники невесты ехали в деревню к жениху на праздник.

В случае, если кудалар показывают самоуверенность, мол, все невеста теперь наша, и вы, видимо нам ее отдаете в роде: «Жол мақсаты — жету, қыз мақсаты – кету». Перевод: «Цель дороги – дойти, а цель девушки – уйти». На что сваты могли получить ответ от родителей девушки: «Үйдін ішіне сыйған қыз, сыртқа да сияды». Перевод: «Девочка, которая ужилась внутри дома, поместится и снаружи» или же они говрили: «И за полученное, надо платить».

На данный момент в разных регионах Казахстана сватовство проводится по-разному. Например, в северных краях страны калыму не уделяют особого значения. Но в южных регионах, эту традицию считают очень важной, вплоть до мелочей придерживаются ей. Если говорить о западе, то там калыма и нет вовсе.

Интервью в брачную ночь

Иногда участницам проекта приходится давать интервью в свою первую брачную ночь. Ведь впечатления невесты от прошедшей свадьбы записывают уже после торжества. Тогда, как признались создатели проекта, им часто приходится отбиваться от новоиспечённых мужей.

«Если бы вы знали, как нам приходится сдерживать атаку ревнивых мужей. До четырёх утра, бывает, пишем. Она мужу: «Я сейчас буду». А он: «Где ты там, что за съёмки такие!» Прямо двери нам выламывали», – смеётся Игорь Пасько.

Всё больше казахстанцев, по словам авторов «Битвы невест», предпочитают подавать на свадебный стол здоровую пищу и минимизировать количество алкоголя. Но без перебравших гостей всё же не обходится.

«Бывает, конечно, и трэш, это же свадьба, – говорит Игорь Пасько. – Но мы очень трепетно к таким вещам относимся, потому что в Казахстане очень развито понятие стыда. Была история, когда мальчика одного друзья на руках выносили из зала, ну, выпил. Он там только мелькнул на полсекунды. Так родственники нам все телефоны оборвали, прося убрать этот кадр. Хотя там и не видно было практически. Мы всегда идём навстречу, потому что человеку тут жить, а здесь к этому очень серьёзно относятся».

Кыз узату

Кыз узату – важная традиционная составная казахской свадьбы. Выполняя обычай кыз узату сваты в нечетном количестве человек приезжали за будущей супругой. Среди них «бас куда» — самый важный сват, кудалар и товарищ жениха. Действие сопровождается песнями и танцами, преподносились дары. Тут же родственники будущей невесты зазывали сватов к себе в гости.

На следующий день утром, в соответствии с обычаем кыз узату, девушка отправлялась со сватами в путь на рассвете. Во время отбывания она прощалась со всеми национальной песней. Молодые исполняли песни – «аушадияр» «жар-жар». После чего возлюбленная с матерью и младшими братьями и сестрами размещались в повозке. Избраннице нельзя поворачиваться назад, спереди ехали сваты. Замыкали весь этот караван разодетые парни с шутками и весельем. Невесту в аул к жениху везли торжественно, люди, выходившие из аулов, мимо которых проезжала невеста могли попросить подарок, это еще один обычай, который называется туемурындык. Сыновья почетных и высокопоставленных людей, в народе называемые джигиты, отправлялись на смотрины в соседние деревни, приглашая с собой своих друзей. Такие молодые люди считались почетными гостями в любой из деревень. Очень жаль, что на сегодняшний день традиция практически утрачена, молодые люди сами распоряжаются в своих делах сердечных.

приданное для невесты у казахов список

Традиции совершенствуются вместе с народом, которому они принадлежат, поэтому сегодня пред- и постсвадебные процессы проходят по упрощенному сценарию. Vox Populi подготовил краткую инструкцию: в ней — главные традиции, а также описание базовых настроек уклада среднестатистической казахской семьи.

Редакция Vox Populi относится к традициям любого народа с уважением и не преследует цели оскорбить чьи-то чувства.


«Құда түсу»: чем выше образование — тем больше калым

«Құда түсу» (далее – куда тусу) — официальное знакомство двух сторон в доме невесты, в ходе которого начинается обсуждение последующих этапов бракосочетания. Куда тусу — одно из обязательных мероприятий, на котором присутствующие должны условиться о том, где будет проходить свадьба и сколько людей придут поглядеть на торжество материи над духом. На этой встрече сторона жениха одаривает сторону невесты подарками, а принимающие потчуют гостей угощениями. На куда тусу обязательно присутствие «бас құда» (далее – бас куда) — большого брата, зорко наблюдающего за добропорядочностью присутствующих. Бас куда выбирается среди родственников со стороны жениха.

Отдельно стоит отметить, что в некоторых регионах перед куда тусу может зайти речь о калыме. Самые щедрые выплаты — в Шымкенте, Таразе и Кызылорде, а в северных, западных и восточных регионах страны традицию могут и вовсе проигнорировать. Сумма калыма начинается от $1000 и доходит до нескольких миллионов тенге. Приданое невесты в таком случае должно соответствовать сумме калыма. Чем более образованная невеста попалась жениху, тем выше ставка.


Отступать некуда — позади «сырға салу»

«Сырға салу» (далее – сырга салу) проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующем свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги, после чего она покорно принимает все дальнейшие действия. Совершает сырга салу будущая свекровь. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.

Сватовство может сопровождаться еще одной необычной традицией — «құйрық-бауыр асату». Родственники невесты готовят будущим сватам лакомство из курдюка, печени говядины или баранины. Важно доесть всё до конца, не прищурившись ни разу.

Перед тем, как прийти на сватовство, родственники жениха должны подготовить «қоржын» (далее – коржын) — сумку из войлока или кожи, наполненную дарами. Сюда можно положить конфеты «Құттықтаймыз», которые ждали своего часа с восьмого марта, советское шампанское или бутылку водки, мясо. В ход может идти и что-нибудь незатейливое вроде изюма, курта, чая. Обязательно следует положить в коржын отрез ткани, который, если повезет, однажды может вернуться отправителю. О бесконечная цикличность бытия!


«Қыз ұзату»: Проводить невесту достойно

«Қыз — қонақ», — гласит крылатое казахское выражение. Действительно, родители невесты буквально с самого рождения девочки должны понимать, что однажды им придется провожать ее в другую семью.

«Қыз ұзату тойы» (далее – кыз узату) — проводы невесты. Событие проходит перед свадьбой, и гостей со стороны жениха здесь меньшинство. Под конец кыз узату должна прозвучать «сыңсу» — прощальная песня, которую исполняют подруги или родственники невесты, а в некоторых случаях спеть может и сама невеста. В это время главная героиня, надев саукеле, бредет по белой дорожке («ақ жол») — символу безмятежной супружеской жизни. Главное — не оборачиваться, иначе ненароком можно оказаться в мрачном царстве безбрачия.

На следующий день в дом жениха, куда после кыз узату отправляется невеста, прибывает приданое. Разумеется, вместе с родственниками невесты. Обряд «қыз жасауын көрсету» — это демонстрация имущества невесты. В некоторых регионах традиция может и не соблюдаться, но случается и такое, что приданое невесты проходит доскональную проверку. Приданое, как правило, включает в себя спальный гарнитур, постельное белье, различную бытовую технику. В особенности ценным считается наличие хрустальной люстры, «элитной» посуды. За каждый предмет утвари полагается денежное вознаграждение – «көрiмдiк» (далее – коримдик), которое отдается снохам. Иногда в процессе «дележки» не избежать драки, но этому до сих пор нет задокументированных свидетельств (из свадебного видео такие эпизоды вырезаются на монтаже).


«Үйлену той», или Финишная прямая

На этом этапе все действующие лица могут гордиться проделанной работой, потому как впереди кульминационное событие — «үйлену той», или свадьба. Ключевая традиция — «беташар», представление невесты народу. До беташара лицо невесты закрыто тканью (шымылдық), которую с обеих сторон придерживают снохи (жеңге), обладающие хорошо развитыми плечевыми мышцами.

Во время беташара на домбре играет акын или беташарист. Каждый родственник, имя которого называется, подкидывает ему коримдик, а невеста в ответ кланяется. По окончании акын открывает лицо невесты, что является логическим завершением обряда. Вот теперь начинается череда тостов.


К чему должна быть готова будущая «келiн»?

Жена остается в доме мужа, и теперь она — полноценный член новообретенной семьи. Гости разъехались, а у невестки появились новые обязанности. Согласно устоявшейся традиции, «келiн» (далее – келин) должна пройти итоговую полосу препятствия — совершить «келін шәй». Испытуемая демонстрирует родне мужа свои навыки: самые искусные келин обладают фотографической памятью, поэтому ни за что не перепутают пиалу, да еще и угадают любое пристрастие участника застолья. 

Казахские свадебные традиции неоднородны — каждый регион славится своей оригинальностью, что порождает вариативность норм. Тем не менее, большая часть из перечисленных традиций и обрядов сохранилась до наших дней и практикуется повсеместно.

Никто не справится с организацией семейного торжества лучше, чем профессиональный PR-щик. Хотя гостья MyBusiness.kz Алия Хайруллаевна Ахмалишева и позиционирует себя как домохозяйка с активной жизненной позицией, у нее достаточно опыта в проведении мероприятий и PR.

Именно она помогала продвигать важный для столицы проект «Арбат Астана». Полгода назад стала сооснователем проекта «Красота спасет мир!» и активно поддерживала одну из участниц конкурса «Достойный гражданин Казахстана» Марину Чейшвили. Социальные проекты и интеллектуальные мероприятия — основная нынешняя деятельность Алии Хайруллаевны.

Ровно год назад в ее семье произошло важное событие – замуж вышла единственная дочь, которая, кстати, пошла по стопам мамы и работает PR-менеджером в банке. Легко ли пиарщикам организовать семейное мероприятие и как все происходило? Узнаем это лично у Алии Хайруллаевны.

— Алия Хайруллаевна, каково это выдавать замуж единственную дочь? 

— Конечно, это было волнительное событие для нашей семьи. Знаете, я заметила, что для моего супруга Каната выдать дочь замуж стало бОльшим потрясением, чем для меня. Я же давно приняла мысль, что когда-нибудь Анара встретит свою судьбу и уйдет из родительского дома.

Наша дочь всегда была свободной личностью. С 10 дней от роду мы практиковали свободное пеленание, потому что уже с младенчества она не терпела ограничений! Спала всегда отдельно. Я никогда ее не укачивала, не убаюкивала, этого и не требовалось, она не была капризным ребенком. Спала крепко. Мы жили в семейном общежитии, могли ее уложить и тут же устроить «дискотеку». Спокойная, неэмоциональная, малоговорливая, интроверт по сути – вся в папу! С детства самостоятельная, мы ей всегда доверяли и всегда уважали в ней личность. Когда она познакомила нас со своим парнем, у нас не оставалось сомнений, что это жених, который когда-то станет ее мужем.

Так и произошло. Через несколько месяцев после этого знакомства, Магжан сделал предложение руки и сердца нашей Анаре.

Через пару месяцев мы встретились и познакомились с родителями жениха в ресторане. Нам вручили символическое «кәде» – корзину с яствами и за ужином мы обговорили нюансы предстоящих событий.

Единодушно решили, что не будет обмена подарками. Также договорились объединить три действа: «алдынан өту», «құда түсу» и «сырға салу» в одно мероприятие. Сватов мы встретили 16 декабря у себя дома, как и должно быть в классическом варианте.

После сырға салу, нам вручили обязательные 5 подношений: қалым мал = той мал; кілем; ана сүті; өлі-тірі и қоржын с подарками всем присутствующим родственникам невесты.
Подарки мы согласовывали заранее, поэтому все остались довольны. Например, все женщины получили в дар серебряные изделия, гранатом. И в этом был особый смысл.

Там же мы объявили, что будем проводить Кыз узату, несмотря на то, что Анара была против лишних, с ее точки зрения, расходов. Наша дочь вообще не любитель шумных праздников. Последний праздник, который мы для нее организовывали с приглашением родственников, был, когда ей исполнилось 11 лет. Отметили по-домашнему, только со своими.

Далее она уже отмечала в кругу друзей без нас и вне дома.

Я очень много читаю, активно интересуюсь краеведением, казахскими народными традициями и называю это обретением этноса! Что-то мне не нравится из обычаев и традиций, а что-то мне было бы интересно реализовать в жизни.

У казахской женщины последний ее личный праздник – это Қыз ұзату, когда родня провожает невесту замуж. После этого больше ее не чествуют, она растворяется в муже, в детях, в семье, в роде… Ее больше нет как отдельной личности. Только мужчинам отмечали различные события и достижения. Вот так было у казахов раньше. То, что женщины сейчас проводят свои дни рождения шумно, организовывая банкеты – это уже современное веяние. 

Поэтому мы не могли не устроить Қыз Узату. Более того, наша девочка достойна красивого особенного праздника и нам очень хотелось ей такой день подарить.

— Как происходила подготовка?

 — Дети хотели жениться летом: с фотосессиями, выездами и т. д. Рассматривали вариант оупенэйр. Настраивались на лето, но потом оценили плюсы и минусы, учли, что в это время в Астане будет проводиться EXPO-2017, а это сложности со свободными заведениями, раздутые цены, ограничение движения транспорта. Потому как нам нужно было соотнести качество и стоимость, мы решили, что будем проводить Узату в феврале. Как мы рассуждали: январь – холодно, отдых после всех новогодних праздников, всеобщее безденежье, в марте — 8 марта, Наурыз- а это опять взлёт цен на продукты и все виды услуг, оттепели, значит грязь…. А февраль – «мертвый» сезон, заведения свободны и рады любым клиентам.

— То есть вы советуете проводить такие мероприятия зимой? 

— Конечно! Посмотрите сколько плюсов! Кроме того, зимняя красота, чистота, белоснежность. День Узату Анары 25 февраля был очень светлый и даже по-весеннему тёплый и солнечный.

— Сколько человек было? 

— 90 человек. 24 гостя со стороны жениха, а остальные – наши, самый узкий круг. Сделали мы так для того, чтобы Анара чувствовала себя комфортно среди близких людей. Поэтому некоторые неприглашенные родственники огорчились и были в недоумении. Я объясняла, что у нас не той, а вечеринка и приглашаем только тех, кто лично знаком с Анарой и кого наша дочь может узнать. А то, иногда бывает так, что люди приходят на той и имен молодоженов не знают. Вот это было первое потрясение для нашей родни. Что мы еще сделали необычного? Мы разделили родственников: на Ұзату пригласили всё среднее поколение, а их детей — племянников, половина которых уже женаты, взяли с собой на Той жениха.

— Вы провели стилизованное мероприятие? 

— В стиле семейной вечеринки. Первая часть называлась «Детство», вторая часть – «Друзья». Мы хотели камерность, ощущение единого стола. Это могла позволить рассадка за П-образным столом. Но мы не нашли подходящий зал: либо слишком большой и пустой, либо маленький и тесный. 

Также рассматривали загородный формат, но тогда нужно было бы организовать трансфер — доставку гостей. Учитывая непредсказуемую февральскую погоду в Астане, мы не рискнули и решили отказаться от этой идеи. В итоге, выбрали очень красивый, нарядный ресторан с отличной кухней в центре старого города.

— Вы нанимали агентство или сами все организовали?

— Обычно говорят: «Мал, банкетный зал, тамада тапсаң — болды!». Вот такой рецепт казахской свадьбы, но меня он не устраивал.

Поэтому, когда речь зашла о сценарии, то если честно, я не желала стандартного помпезного мероприятия и планировала сделать его нешаблонно. Изнутри меня шло желание сделать некий микс традиционных казахских опций, даже может быть некоторых забытых, в более современном варианте.

Я сама написала поминутный сценарий. Агентство мы не нанимали, но, конечно, не обошлось без профессионалов шоу-индустрии. Тамада! Нам нужен был двуязычный интеллигентный тамада. Избитые игры и шутки были исключены, мы не хотели ничего стандартного, создавали свое, новое, эксклюзивное.

Со всеми подрядчиками, с кем я встречалась для обсуждения мероприятия, сразу говорила, что будет не так, как они привыкли. Будет согласование всех моментов и авторский надзор с моей стороны. Вот тут и происходил основной отбор. Если человек был готов на эксперименты, я понимала, мы найдём общий язык. Так было с художниками, фото- и видеографами, с оформителем зала, с самим рестораном, который ввел в меню специально для нас новый салат и изменил рецептуру некоторых блюд. Так и с тамадой. Придуманные и предложенные мной интерактивы и игры были хорошо реализованы им.

— Какие традиционные и нетрадиционные элементы вошли в программу? 

 — Из традиционного: списки по столам, две части с антрактом-дискотекой, тосты – толпами в категориях, бесбармак. 

Что касается нетрадиционного подхода, то мы отказались от бумажных приглашений. Разослали через WhatsApp специально нарисованную художницей открытку с приглашением в виде стихотворения.

На нашей вечеринке не было профессионального шоу и артистов, кроме отличного вокалиста, который работает в паре с тамадой. Гости сами пели, сами танцевали, близкие родственники заранее готовили творческие номера.

Первый час мероприятия был особенно интерактивный: три фотозоны; экспозиционный уголок, где были выставлены вещи из детства Анары; на экране демонстрировался слайдшоу, где гости могли увидеть свои фото с невестой. У гостей брали интервью, потому что мы не планировали всем давать слово для тоста.

А еще наша вечеринка началась вовремя! Кто еще может этим похвастаться?!

По сценарию прозвучало 5 бата, что было очень важно и символично для нас. К слову, я не люблю, когда с рюмкой стоят аксакалы, поэтому, считаю верным заменять их тосты на бата.
Кроме того, наша невеста не сидела скромно с потупленными вниз глазами. Это был ее праздник, поэтому мы сделали все, чтобы ей было весело и интересно. Чтобы максимально задействовать ее в сценарии, было подготовлено несколько сюрпризов…

— А кто занимался оформлением? 

— Оформление требует много сил и ресурсов, поэтому мы пригласили профессиональных дизайнеров-оформителей и остались довольны. Тема нашего мероприятия была Гранат. Но гости об этом не знали и мы не заявляли определенный дресс-код. Почему гранатовая тема? Потому что имя нашей дочери «Анар» — в переводе с тюркского гранат.

В этом стиле было оформлено и приглашение, и баннер для фотозоны. Баннер, к тому же, был в виде раскрытой книги, так как Анара очень много читает. Мы специально придумали стихотворение про нее по правилам японского синквейна. Знаете, даже на обоях в ресторане был изображен гранат.

Среди угощений был специальный салат с гранатом, вместо бонбоньерок – handmade керамические шкатулки в виде граната, инкрустированные шлифованным сколом настоящего граната. Мы в них положили конфеты. А если туда поставить свечу, то будет подсвечник! Так же можно использовать их и в качестве копилки. Для приглашенных детей мы заказали пряники в виде раскрытой книгой и рисунком Анары как на баннере. Для шестерых подружек невесты были изготовлены керамические медальоны с гранатом.

— Как прошло само мероприятие? 

— Все началось со встречи гостей – моя младшая абысын вместе с тамадой брали интервью, рассказывали про зоны активности, работали фотографы.
Далее – приезд сватов. Они красиво и торжественно спустились к собравшимся гостям по шикарной лестнице по парам. Тамада громко представлял их, озвучивая имена сватов и рассказывая, кем они приходятся жениху и откуда приехали. Под традиционное шашу их делегация заняла почетное место. Потом был приглашен жених с другом, они также спустились по лестнице под аплодисменты. Невесту выводили мы с супругом и это, как вы понимаете, уже не в казахских традициях. 

После того, как Канат зачитал бата покойного дедушки, написанного на нашу свадьбу, он передал Анар жениху. Вечеринку начали со слайд-шоу, где показали как росла Анара и как ей делают предложение. Главная линия вечеринки была наша семья, но основной акцент я сделала на ее отношениях с папой: слайд-шоу с фото и видео, где они вдвоем, танец папы с дочерью.

В сценарий были включены сюрпризы для невесты, про которые я уже говорила. Это видеопоздравление из Москвы от ее подруг и еще, ранее утерянные, архивные видео ее московского детства. Анаре наши старания очень понравились! Она была настолько впечатлена и тронута, что решила рассказать про некоторые свои воспоминания.

Одна наша подруга сочинила более 25 стихов к мероприятию. Мы их раздали по столам и устроили конкурс на лучшего чтеца.

Тосты гостей получились яркими и интересными: они старались говорить просто и искренне, без шаблонов. Как я просила, звучали смешные истории, воспоминания, связанные с Анарой.

Вечер получился по-настоящему теплый и душевный.

— Некоторые узату заканчиваются очень грустно, невеста и родственники расстаются в слезах. 

— Мы старались этого не допустить. Анара сказала, что не надо ее расстраивать, что она хочет с хорошим настроением уйти в новую семью. С этой целью мы исключили сынсу — прощальную песню невесты, заменив ее на песню сестренки Анары. Перед уходом невеста сделала подарки самым дорогим и близким ей людям и только они имели возможность попрощаться с ней, принимая подарок.

По утраченной казахской традиции она передала в дар любимой сестренке свою девичью шкатулку. Знаете, все-таки проводы невесты – очень трогательный момент и многие гости прослезились, включая дедушку Анары. Признаюсь, в какой-то момент я с трудом сдерживала дрожь в голосе, но совладала с собой. Наша дочь ушла от нас счастливая, ей праздник понравился и мы были этому рады!

Продолжим знакомство с традициями и обычаями наших предков очередной главой из моей новой книги «Қарашаңырақ». Итак, поговорим о том,

Как казахи невест провожали

Часть I

Свадьбы проводились обычно две. Одна невестина, вторая – жениховская.

Накануне первой свадьбы (ұзату той) невесте предстоял торжественный обход родни. По данному непростому маршруту она отправлялась, как правило, не одна, а со своими близкими подружками или же с женой старшего брата (жеңге). Они не особо вмешивались, собственно, в проведение обряда и служили ей просто в качестве моральной поддержки. Обход проводился под аккомпанемент песни – сыңсу. А сыңсу, я вам скажу, это не очередная бессмысленная однодневка, чем заполнены сегодня по самые не хочу бесноватые информационные шлюзы. Это трогательная девичья песня, в которой поется:

— о родимом крае,

— о счастливом босоногом детстве,

— о замечательных стадиях взросления,

— об окружающей природе, которая самостоятельно занимается ландшафтным дизайном,

— о великой стране, которой завидуют соседи, и чьи политики поражают весь мир своей мудростью и дальновидностью,

— о беззаботной юности, проведенной в родном доме, в окружении таких замечательных людей, какими являются… идет перечисление.


Кадр из фильма «Кыз жибек»

В припеве звучит пожелание, чтобы ее не торопились вычеркивать из списка родных и близких, что она еще готова выступить в основном составе и что она еще вполне может пригодиться в случае чего и чтобы ее не забывали и навещали. Зачем нужен был такой припев? А затем, что по традиции невеста не могла посещать родной дом в течение года.

Это как призыв в армию. (Правда, в армию раньше забирали на два года. Морфлот – три).

Во время исполнения этой песни разрешалось плакать. Более того – плакать даже предписывалось, иначе люди могли подумать, что невесту просто распирает от счастья. Что она не может скрыть своей радости. Что, наконец-то, настал тот день, когда она навсегда избавится от этих постылых физиономий, окружавших ее с самого рождения. Что теперь пусть другие собирают кизяк по округе и доят в потемках коров. Что достали ее все эти предписания и запреты, традиции и ритуалы. Что в гробу она видала…

И плакать надо было не абы как, а – высокохудожественно. Ни в коем случае не навзрыд, а радостно, с легкой грустинкой. И чтобы искренно и задушевно. Все-таки не на фронт отправляешься и не на войну. Хотя как сказать. Тут уж кому как повезет.

Пока девушка пела, ей собирали в мешочек подарки. На дорожку, так сказать. Не беда, если у девушки не оказывалось голоса или слуха. Или же голос был, но – бас. Или баритон. Все равно это никого не смущало. Тут важна была сама символика момента и она – символика эта – скрашивала все, ретушировала и маскировала.

Впрочем, такого просто не могло быть. Это я насчет вокальных данных. Всем давно известно, что казахи – чемпионы мира по песням. Это мы умели делать лучше всех, ярче всех и громче всех. И с этим смирились все. Потому что мы пели в любых условиях. И при любом настроении. И по разным причинам. Мы, можно сказать, даже разговаривали песнями. Взять хотя бы тот же айтыс.

Всем известно, что это состязание поэтов-певцов. Они соревнуются во взаимных оскорблениях. Причем на людях. При большом скоплении народа. В празднично-игриво-шутливой форме. Выигрывает тот, у кого это лучше всех получается. То есть у кого круче всех проявляется способность прилюдно обличить, унизить, обсмеять и оплевать. Естессьно, победителем восхищались, его превозносили и слегка побаивались. Он пользовался всеобщим признанием и авторитетом. О нем слагались песни и легенды. Говорили, что он, как никто другой, умеет, как можно заковыристее обложить своего оппонента, вывести его на чистую воду, выставив его неудачником на всю степь. Поэтому у нас, у казахов, лучшие в мире песни и лучшие в мире тексты к этим песням. Ну и голоса, естественно. По-моему, с этим утверждением не стоит спорить и надо просто смириться как с давно существующим неоспоримым фактом. (Кыргызы, к примеру, давно смирились).

И что характерно, пели мы при любых обстоятельствах: хорошо нам или плохо, бедные мы или богатые, больные или здоровые. Песней мы отвечали на хулу и хвалу. Пели в радости и в горе. При наличии темы и при отсутствии таковой. Жаль, что сейчас все это подзабыто. А как было бы здорово!

Вручили тебе, к примеру, медальку в Акорде к очередному юбилею Нурсултана, так ты не просто молча грудь подставил, а поднял голову и запел! В благодарность. Оду какую-нибудь. А там еще и акустика хорошая. Авось кто и подхватит! (Подхватят, зуб даю).

Или же, скажем, обломилось тебе счастье и выиграл ты тендер – тут же сочинил на ходу пару куплетов и сбацал перед тендерной комиссией. Во славу! Частушку тендерную.

Или же в суде припаяли тебе несправедливый срок – а ты им песней в ответ! Наотмашь! И пусть знают. Пусть запомнят. И пошла песня в народ.

Жаль, конечно. Усох источник. Приуныл народ. Измельчал. Сейчас не то чтобы спеть складно, пару слов речитативом связать не могут. Стыдоба!

Но что-то я отвлекся. Вернемся к невесте.

Когда калым был весь выплачен и все материальные вопросы сняты, в свадебной юрте начинались приготовления. Невесте расплетали все ее девичьи косички, снимали брошь (шаш керме), которой они фиксировались на затылке, и сплетали заново – но уже в две косы. Причем концы кос сплетались вместе. Это означало, что молодые в будущем будут единым целым и связь их будет неразрывной.


Кадр из фильма «Кыз Жибек»

Надевали саукеле. И вот тут начинались сложности. Дело в том, что само надевание саукеле не должно было случиться просто так. Невеста должна была сопротивляться. Ей якобы не хотелось прощаться с беззаботной юностью и до самого конца теперь тащить ярмо, стирать за кем-то грязные вещи, готовить еду, мыть посуду, рожать детей, воспитывать их, возить по воскресеньям на английский… Одним словом: «Зачем мне такое счастье?!» Но женгешки настаивали, и начиналась борьба. Что-то вроде финала чемпионата мира по казакша курес. Короче, возня затевалась нешуточная. Доходило до синяков и шишек. А бывало и того хуже.

В любом случае, навалившись всей толпой, женгешки надевали-таки саукеле. Кстати говоря, незамужним нельзя было участвовать в этой свалке, то есть в надевании свадебного головного убора. Нельзя было даже просто примерить и посмотреться в зеркало. Нельзя было сделать селфи. Иначе плохо будет – засидишься в девках.

А в это самое время, пока в юрте шла борьба с надеванием саукеле, к аулу невесты, опять же по традиционному сценарию, приближалась колонна сватов со всеми своими многочисленными родственниками. Возглавляла колонну матушка жениха. Делегация везла с собой кучу подарков и скот – той малы. Делегаты предусмотрительно обходили юрту, где проходил финал чемпионата мира по рестлингу. Они направлялись к отцу невесты. Дверь в эту юрту открывал жених – поскольку он уже был, так сказать, «в законе». А такое, как известно, позволялось только ханам и султанам (в обычной жизни дверь гостям открывал сам хозяин).

Затем начинался собственно праздник, сопровождавшийся песнями-плясками, шутками-прибаутками, чревоугодием и беззлобным мордобоем. В какой-то момент сторона невесты самым коварным образом «воровала невесту». Это тоже часть сценария. Обряд назывался «қыз қашар» – «побег невесты». Невесту воровали и где-нибудь прятали. Сторона жениха должна была срочно выступить на поиски, вычислить по следам, найти девушку и отбить ее у «воров». Снова затевалась небольшая свалка с полюбовной дракой. Такое, знаете, шуточное месиво. Тартыс называлось. В этом тартысе кому-то могли в шутку сломать нос. Или руку. Кто-то отделывался изодранной в клочья одеждой. Но на это опять же никто внимания не обращал. Подумаешь, нос. Подумаешь, рука. Или ребро. Зато как весело! Умели же люди отдыхать душой и телом! Подумаешь, «стороны понесли небольшие потери в живой силе и технике». Зато сколько эмоций! Сколько живых впечатлений останется в памяти!

Мочилово опять же сопровождалась пением (говорю же, пели по любому поводу!). Согласно договоренности сторона жениха должна была победить в любом случае. Так что это была, в некотором смысле, игра в поддавки. Полагаю, если бы вам пришлось жить в те благословенные времена, можно было с легким сердцем делать заранее солидные ставки в любой букмекерской конторе. Куш был бы обеспечен.

Такой зарубон за невесту, понятное дело, мог продолжаться до утра. И тут нужна была выдержка. Находчивость. Если перебить, перепеть и перебороть команду невесты не удавалось, тогда команда жениха пускалась на хитрость. В запасе оставалась древняя казахская небитка – ритуальный выкуп.

В девять чаш раскладывали девять вариантов разной еды. Предлагали попробовать. А отказываться от пищи нельзя ни в коем случае – грех. Таким образом, весь этот экшн заканчивался тем, что меняли невесту на еду и у праздника открывалось второе дыхание. Не то чтобы затевали войнушку заново. Нет. Теперь веселились по-мирному.

Между прочим, когда-то наши предки красиво танцевали. Мне, к примеру, нынешние танцы не очень того… по душе. Мне лично нравится, как танцуют грузины. Или абхазы. Или дагестанцы. Кавказцы, одним словом. Наши танцы на их фоне выглядят как-то вяловато. Даже знаменитый қара жорға. Не знаю, может, я не прав, но это опять же на мой субъективный взгляд.

А когда-то наши прадеды здорово танцевали. Красиво. И об этом остались многочисленные свидетельства. Просто танцевальная традиция была прервана в восемнадцатом веке. Не до танцев было. Вначале джунгары прибыли с претензиями. Потом напали волжские калмыки. Потом – яицкие казаки. Башкиры… Потом все остальное… И пока воевали с теми да с этими, пока выбирались из исторических вихрей, про танцы забыли. За это время сменилось несколько поколений. Поэтому в памяти сохранились лишь небольшие танцевальные отрывки, да и то у тех, кто в свое время бежал за кордон.


Кадр из фильма «Кыз Жибек»

Заканчивалась свадьба торжественными проводами. Наиболее уважаемая женщина заворачивала в лоскуток кусок мяса и трижды водила им над головой невесты. Это делалось для того, чтобы вместе с невестой из дома не ушло счастье. Затем отец обращался к дочери с вопросом: «Чего ты, душенька моя, хочешь?» И доча могла забрать с собой все, что пожелает. Потому что это было ее «последнее желание» в родительском доме и оно непременно исполнялось. Потом отец сажал дочку в седло, брал лошадь под уздцы и передавал жениху. И напоследок в обязательном порядке высказывал молодым свои напутствия. И все. Караван сватов отправлялся обратно. Но жених все еще оставался в ауле тестя. Он должен был еще раз символически посидеть с ним за одним столом. Поскольку «не чужие уже» и он «теперь сын».

С приходом ислама кое-какие вещи видоизменились (к примеру, добавился обряд «неке кию»), а кое-что утратило актуальность и забылось. Об этом тоже стоит поговорить, но лучше в следующий раз.

После свадьбы қыз ұзату следовала традиция – келін түсіру. Не в смысле «опустить невесту», как многие тут могли нехорошо подумать, а в другом – более благородном смысле. По сути, это и есть вторая свадьба. Жениховская. Она как бы и главная.

Продолжение следует…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник кущи что это такое
  • Праздник курбан байрам краткое описание
  • Праздник кущи у евреев что это
  • Праздник курбан байрам дата 2020
  • Праздник кущей суккот что это