Праздник лампад зул калмыцкий

Ежегодно в декабре в Калмыкии отмечается национальный праздник Зул. Этот древний праздник, название которого в переводе с калмыцкого языка означает «лампада», получил официальный статус в октябре 2004 года, когда Законом Республики вошёл в перечень н...

Праздник Зул Традиционно в этот день в домах Калмыкии зажигают лампады, отсюда и название праздника — Зул (Фото: byheaven, по лицензии depositphotos.com)

Ежегодно в декабре в Калмыкии отмечается национальный праздник Зул. Этот древний праздник, название которого в переводе с калмыцкого языка означает «лампада», получил официальный статус в октябре 2004 года, когда Законом Республики вошёл в перечень национальных праздников Калмыкии. Для жителей Республики Калмыкия Зул является нерабочим праздничным днём. Дата празднования не имеет конкретной даты, по калмыцкому календарю Зул приходится на 25 число месяца Коровы.

Зул, часто именуемый калмыцким Новым Годом, в действительности не является абсолютным аналогом Нового Года в европейском представлении. Свои истоки он берёт в древности, когда обозначал рождение Вселенной. Позднее его стали приурочивать к кончине одного из тибетских лам: Чже Цонкапы. Духовная суть праздника сводится, как и многое в буддизме, к достижению гармонии с внешним миром, а также внутренней гармонии.

Традиционно в этот день в домах Калмыкии зажигают лампады. Отсюда и название праздника.

Новым Годом праздник именуют в связи с тем, что, по традиции, калмыки не имели своего «Дня рождения». Зато ежегодно, отмечая Зул, прибавляли один год к своему возрасту. Получался общенациональный День Рождения, который объединял народ. С этого же дня калмыки ведут начало и новому календарному году.

Празднование, по традициям калмыков, начинается уже с утра, когда хозяйки в домах зажигают лампаду, накрывают праздничный стол, который должен быть похожим на переполненную чашу. Есть в традиционной калмыцкой кухне и такие блюда, которые обязательно должны присутствовать на праздничном столе. Среди них: пшеничные пирожки (борцоки), пельмени с бараниной, сладости и калмыцкий чай. Это направлено на то, чтобы изобилие в доме никогда не пропадало. Люди, одетые в нарядные праздничные одежды, ходят в гости к друзьям и знакомым, угощают и поздравляют друг друга.

Памятуя о неразрывной связи планеты и жизни людей с космосом, вечерние семейные новогодние обряды символически связаны с этой темой. Зажжение лампад, вылепленных из теста, а также следующее за сжиганием в них травинок ковыля или иных фитилей, разделение лампады между членами семьи заканчивается тем, что разделённая лампада съедается всей семьёй.

Все обрядовые действия направлены на поклонение Солнцу, силам природы, теплу, исходящему от огня и отгоняющему холод, на продление жизни и благополучия. В прошлом, зажжённые лампады поднимались на специальном шесте над каждой кибиткой или юртой.

Традиция отмечать Зул и прибавлять к своему возрасту один год каждому члену семьи несколько расходится с более древней традицией, когда в Зул прибавляли год к своему возрасту только женщины, отмечая День рождения Вселенной. Мужчины же становились на год старше через 3-5 дней в первый день месяца Барса, когда отмечался другой праздник: Жилин Эзн (Хозяин Года), символизировавший собой прекращение вселенского хаоса и оформление Вселенной в том порядке, какой она имеет по настоящее время. Так что две древние традиции калмыцкого народа в определённый момент слились воедино, будучи изначально взаимосвязаны.

В современной Калмыкии праздник проходит не только в семьях. В Буддийских храмах проводятся молебны и совершаются подношения. В столице Республике Элисте проходят праздничные мероприятия, где обязательно центром программы становятся песни, танцы и номера, основанные на традиционном наследии Калмыкии.

Взаимоуважение, доброжелательность и забота о родных и близких лежат в основе калмыцкого Нового Года.

Национальный праздник Зул

19.12.2011 17:45

Калмыцкий праздник ЗулЗул — один из самых главных и любимых национальных праздников. Отмечается 25 числа 10 лунного месяца по лунному календарю.

Зул — один из самых главных и любимых национальных праздников. Отмечается 25 числа 10 лунного месяца по лунному календарю.

Праздник Зул у калмыков принято встречать в чистоте и обновках. Поэтому накануне праздника надо произвести генеральную уборку в доме, перестирать грязные вещи. Зул знаменует наступление нового года. А Новый год, согласно поверью, надо встречать, не оставляя в доме ничего грязного, чтобы с этой грязью осталось в прошлом все плохое, что преследовало вас в уходящем году.

По традиции накануне праздника калмыки готовят борцоки, чтобы дом наполнился вкусными запахами жареного (коншун унр). Вечером этого же дня надо поставить «дееж» перед иконой, а именно — борцоки и сладости.

Йорялы на Зул

Ранним утром в день наступления праздника Зул хозяйка дома варит ароматный калмыцкий чай, без которого не обходится ни один калмыцкий праздник и, налив из кастрюли первую пиалу, ставит дееж, зажигает лампадку и молится, перебирая четки. А потом вся семья садится за стол завтракать. Завтрак этот необычный, потому что праздничный, а коли праздничный, то на столе все должно стоять в изобилии, ибо, согласно примете, каким будет стол на праздник Зул, таким будет и год. То есть, если стол будет бедным, то хозяевам весь год предстоит перебиваться кое-как, а если стол будет богатым, то на весь год в доме поселится благополучие. Что традиционно калмыки выставляли на праздничный стол? Конечно же, традиционные продукты, и первую очередь: масло, чай, мясо, борцоки, сладости.

В праздник Зул у калмыков принято угощать друг друга, приглашать на чай гостей: родственников, соседей, знакомых. И самим сходить в гости. Такова традиция гостеприимного калмыцкого народа. К слову, в гости ходят не с пустыми руками, а несут с собой гостинцы: конфеты, борцоки, мускатный орех…

Раньше в Зул забивали живность, варили свежее мясо, ставили дееж из мясного блюда.  В день праздника следует непременно отдать дань уважения родителям, просто пожилым людям: угостить их от души, сделать им подарки. Подарки могут быть недорогими, например, в виде конфет, пачки чая, пачки масла, мускатного ореха. Если на столе присутствует водка, то, открыв ее, следует брызнуть в огонь (цацл цацх).

Вечером этого же дня проводится особый ритуал: с наступлением темноты, когда на небе появляются звезды, зажигается возрастная лампадка, которая известна также под названием — ладья жизни. Возрастная лампадка готовится из крутого теста, которому придается форма лодки, ладьи. В эту ладью втыкаются пучки из стебля дикой ржи или пшеницы — «цаган овсн». Их должно быть ровно столько, сколько членов в семье. Втыкать эти пучки положено слева направо, по старшинству членов семьи. В каждом пучке должно быть столько стеблей ржанца, сколько лет человеку которому этот пучок нарекается, плюс 1-2 травинки для продления жизни на 1-2 года (допустим, если вам 24 года, нужно приготовить 25 стеблей, если 25, то 27, число не должно быть четным). Аккуратно собрав в пучок (нарезаннные размером, примерно, со спичку) стебли ржанца, при этом верхняя часть стебля должна быть направлена именно вверх, надо осторожно обмотать верхнюю часть пучка тонким слоем ваты. Всего делается три слоя. Затем верхний конец пучка пропитывается топленым маслом. Все пучки следует приготовить заранее, чтобы они без проблем встали в приготовленную ладью. Когда ладья жизни готова, эту сложную лампадку нужно зажечь ( начиная с левой стороны, то есть с той стороны, где расположены ритуальные года (йоркг) старших членов семьи ), и всем членам семьи поклониться лампадке (насан авх) и произнести слова молитвы: «Ом — мани — падме — хум». Если в момент возжигания лампадки кого-то из членов семьи нет дома, то за него должен помолиться кто-то из присутствующих членов семьи: за сына — отец, за дочь мать. После этой молитвы все получают дополнительно к прожитым годам еще один год. Нельзя забывать о том, что насна зул (возрастная лампадка) должна догореть сама, ее ни в коем случае нельзя тушить.

После совершения этого ритуала следует приступить к другому, который традиционно положено выполнять матери семейства. Для совершения этого ритуала берется заранее приготовленная маленькая лампадка цилиндрической формы, приготовленная также из теста. В ней находится пучок ржанца из девяти травинок, потому и лампадка называется «йисня гол». Эту лампадку женщина должна держать в правой руке и опять же правое колено преклонить перед входной дверью, открытой настежь, и в этом положении молиться до тех пор, пока лампадка не погаснет (лампадка горит недолго). Этой самой молитвой мать просит у бога благословить всю ее семью, весь народ. После того, как лампадка погаснет, надо аккуратно вынуть из теста пучок недогоревшей травы, а само тесто поджарить на сковороде и съесть в кругу семьи. Чужим это ритуальное блюдо давать нельзя.

Наконец, все положенные для праздника Зул ритуалы исполнены. Наступал вечер — время веселья. Все хотонцы собирались в одной из кибиток и праздновали общий день рождения. Звенела добра, звучали песни, искрометные пляски сменяли одна другую. Все были красиво одеты, каждый в новом наряде, сшитом специально для дня Зул или в любимом платье, вынутом для столь торжественного дня из сундука. И, конечно, стояли на столе угощения, самые любимые и самые вкусные блюда из калмыцкой национальной кухни.

Добавить комментарий

Управление образованием АЦРМО Республики Калмыкия

МОБУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа имени Г.К. Жукова»

Р Е Ф Е Р А Т

«Зул – семейный праздник»

Выполнила: Убушиева Заяна,

учащаяся 11  класса

МОБУ «ТСОШ им. Г.К. Жукова»,

Руководитель: Бадмаева Л.А.,

учитель русского языка и литературы

МОБУ «ТСОШ им. Г.К. Жукова»

с. Троицкое,

2015

Содержание

I. Введение                                                                                                                     3

II. Основная часть.

1. Калмыцкий календарь и календарные праздники                                                  3

1.1. Калмыцкий календарь                                                                                         3-5

1.2. Календарные праздники                                                                                     5-6

2. История праздника Зул                                                                                              6  

2.1. Народная легенда о происхождении праздника Зул                                        6-7

2.2. Зунква или Зонква (Дзонква)                                                                              7-8

2.3. Праздник лампад (зул)                                                                                           8

2.4. Празднование Зула-хурала духовенством                                                            8

2.5. Празднование Зула-хурала в Калмыкии                                                               9

3. Семейный праздник                                                                                                   9

3.1. Обряд                                                                                                                  9-10

3.2. Система подсчета лет у калмыков                                                                      10

3.3. О топленом масле                                                                                            10-11

III. Заключение                                                                                                           11

IV. Литература                                                                                                            12

I. Введение

        Религиозный праздник калмыцкого народа Зул, как и Цаhан Сар, приобрел статус государственного праздника на региональном уровне согласно Закону Республики Калмыкия от 13 октября 2004 г. N 156-III-З «О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия».

        Зул стал одним из самых любимых праздников         для всех жителей Калмыкии. Он привлекает и мое внимание тем, что сравним с празднованием Нового года у православных. А Новый год – это всегда вера в чудо, в осуществление заветных желаний, надежда на лучшую счастливую жизнь. Поэтому так актуально написание данного реферата, целью которого является выявление информации о праздновании Зул, приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практическое применение полученных знаний.

        При написании реферата были использованы книги, статьи из газет и интернет-ресурсы, при этом я узнала много полезного и интересного. И это стало основной частью данного сообщения.

  1. 1. Калмыцкий календарь и календарные праздники

1.1. Калмыцкий календарь

Любой календарь составляется из основной единицы измерения времени по движению планет: сутки, неделя, месяц, год. Движение планеты Луна вокруг Земли происходит за 29,5 дня, которые составляют месяц. Земля движется вокруг Солнца в течение 365 дней, или 12 месяцев, которые образуют год.  Планета Юпитер делает оборот вокруг Солнца в течение 12 лет, т.е. круг Юпитера вокруг Солнца разделен на 12 равных частей, на 12 лет. По восточному календарю каждый из 12 лет (частей) круга Юпитера имеет название определенного животного, что составляет животный цикл календаря. Калмыцкий календарь начинается с года Барса:

1. Барс — лев.

2.Туула — заяц.

3. Лу — дракон.

4.Moha — змея.

5.Мөрн — лошадь

6. Хөн — овца.

7. Мөчн — обезьяна.

8. Така — курица.

9. Ноха — собака.

10. Гаха — свинья.

11. Хулhна — мышь.

12. Yкр — корова.

12 месяцев имеют те же названия животных: декабрь — барс, январь — туула, февраль — лу, март — Moha, апрель — мөрн, май—хөн, июнь — мөчн, июль — така, август — ноха, сентябрь — гаха, октябрь — хулhна, ноябрь — үкр.

В числе животных, названиями которых обозначены года, нет верблюда, такого важного животного в хозяйстве кочевников. Он служил транспортом. До изобретения телеги кочевники с места на место перевозили имущество на верблюдах. Животное кормило кочевника мясом, молохом. Верблюжье молоко очень густое, жирное, полезное питание, в жару долго не прокисает. Из него готовили напиток, напоминающий кумыс. Верблюд спасал кочевника от холода, из шерсти изготовляли очень теплую одежду.

Верблюд обязательно должен был войти в название годов. Но верблюду помешала мышь. Существует легенда, как мышь вошла в название года. Когда были названы животными 11 годов, оставался один год для верблюда. Мышь заспорила, стала добиваться, чтобы ее тоже включили в число названия годов. Спор должен был решиться на следующей день таким образом: кто первый увидит лучи восходящего солнца, именем того и будет назван год.

Верблюд, самое высокое животное, был уверен, что он первый увидит лучи солнца. Но мышь перехитрила. Она по ноге верблюда взобралась ему на макушку и первая закричала, что увидела лучи солнца.

По восточному календарю животного цикла 12 лет разделены по пяти стихиям природы: огонь, земля, железо, вода, дерево. Это повторяется пять раз, образует 60 лет, век по восточному календарю.

В годовом цикле через равные промежутки времени происходит смена времени года.

1.2. Календарные праздники

У народов мира с древних времен сложилась традиция отмечать смену времени года, возникли календарные праздники зимы, весны, лета, осени. У разных народов по времени они почти совпадают, но носят разные названия, отмечаются по-разному. Праздник весны у славянских народов — Масленица, у калмыков — Цаhан cap; праздник лета — Троица, у калмыков — Yp cap, Поклонение природе, праздник осени у славянских народов — Спас, Покров и другие праздники, у калмыков—Усн аршани тəклhн — поклонение живительной влаге—воде. Зимние праздники у славянских народов — святки, сочельник, религиозные — Рождество Христово, крещение Христа, у калмыков — Зул.

Зул отмечается 25 — го числа үкр сара, т.е. ноября месяца по калмыцкому календарю. Это число каждый год не совпадает. Зул может отмечаться раньше или позже. Так как по европейскому календарю месяц имеет 30, 31, 28 дней, а по калмыцкому календарю все 12 месяцев имеют 30 дней. На самом деле, мы уже говорили, что Луна совершает круг вокруг Земли за 29,5 дня. Из-за этого возникает разница в количестве дней года. Чтобы урегулировать эту разницу, по калмыцкому календарю набираются лишние дни месяца, “давхр өдр” (двойные дни), или же, чтобы не обозначать неблагополучные дни календаря, их вообще не указывают, их отмечают как “тасрха өдр” (прерванные дни). Таким образом, по калмыцкому календарю могут быть двойные числа, например, подряд два дня обозначаться одним числом или же некоторые числа совсем не обозначаться, например, после 6-го числа сразу может быть 8-е. Из этих лишних дней собирается через определенное время лишний месяц. Так случилось в 1992 году: оказалось в году 13 месяцев, поэтому празднование Зула с конца ноября отодвинулось на конец декабря. С наступлением “Зула” заканчивается 1992 год, год обезьяны (”мөчн җил”), наступает 1993 год, год курицы, “така җил”.

2. История праздника Зул

Калмыцкий праздник Зул тоже имеет два значения: по буддийской религии

Зул отмечается как день рождения Зунквы или Зонквы (Дзонквы).

 А в народе Зул отмечается как окончание одного года и начало другого, нового года. В этот день каждый человек получает один год возраста, становится старше на один год.

  2.1. Народная легенда о происхождении праздника Зул

        Когда-то очень давно жил мудрый человек по имени Зунква, который

много лет страдал тяжким недугом. Однажды Зунква обратился к одному известному лекарю. Тот, осмотрев его, сказал:

– Вам поможет излечиться от этой болезни божественный напиток.

– Что же за напиток?

–  Это  чай  с  молоком  и  солью,  крепкий  и  ароматный.  Пейте  его  на

голодный желудок в течение семи дней.

Зунква стал варить и пить такой чай, и здоровье его пошло на поправку.

Ему  становилось  все  лучше  и  лучше,  и  наконец,  настал  тот  день,  когда

болезнь окончательно покинула его. Это было 25-го числа первого зимнего

месяца по лунному календарю. Зунква поднялся с постели, вышел на свежий воздух и не мог нарадоваться на белый свет, на свое чудесное исцеление от

смертельного недуга.

С тех пор по велению Зунквы калмыки каждый год 25-го числа первого

зимнего месяца отмечают праздник Зул.  

В честь бурханов в этот  день  возжигают  лампадки  (зул)  и  совершают  чайный  ритуал подношения.  Божественный  напиток,  ниспосланный  калмыкам,  стал называться  с  тех  пор  джомбой,  или  калмыцким  чаем,  и  считается  у  калмыков первым угощением. Старцы, когда пьют чай в праздник Зул, произносят такое благопожелание:

Справляя ежегодно

Зул и Цаган Сар,

Вкушая благородный

Зункавы нектар,

Занимая место

Достойное в среде

Шести видов жизни,*

Да проживем сто лет!

С того времени в народе популярна поговорка:

Чай, хоть жидкий, –

Глава всех блюд;

Бумага, хоть тонкая, –

Слуга науки и учения.

Шести видов жизни* —  В калмыцком фольклоре, буддийской мифологии говорится о шести видах живых существ (зурган зююл хамг ямтн): добрые духи (тенгрии), злые духи (асуры), люди (кюмен), животные (адусен), вечно голодные  духи  (бириды)  и  обитатели  ада  (там).  Эти  существа испытывают страдания в своей жизни и после смерти перерождаются всвоей прежней сфере или в других названных сферах (первые три считаются относительно благоприятными, последние три — неблагоприятными). Эта замкнутая  система  бытия  называется  сансарой.  Цепь  перерождений безначальна,  но  может  иметь  конец  –  нирвану,  которую  в  состоянии достичь  только  люди.  Поэтому  рождение  в  облике  человека  считается особенно благоприятным, хотя жизнь богов (добрых духов) кажется более счастливой.

2.2. Зунква или Зонква (Дзонква)

Зунква или Зонква (Дзонква) — реформатор буддизма в Тибете, основатель буддийской секты желтошапочников, в отличие от древней религии шаманства, которые носили красные шапки. Зунква родился в 1357 г., умер в 1419 г. Зунква ввел некоторые обязательные правила, которые должны были соблюдать все буддисты, а восемь из них — обязательны для всех людей: жить чисто, не воровать, никого из живых существ не лишать жизни, т.е. не убивать, не лгать, не пить вина, не объедаться, особенно на ночь.  Таких  норм поведения и запретов для священнослужителей-буддистов еще больше — 253.

2.3. Праздник лампад (зул)

                    

        Праздник лампад (калм. Зул-хурал, Зула-хурал; монг. Зулын хурал; тиб. Ганден Нгамчо) — праздник, посвященный уходу из этого мира основателя тибетского буддийской школы гелуг, Чже Цонкапы. Отмечается последователями школы гелуг 25-го числа 10 лунного месяца по лунному календарю. В России традиционно празднуется бурятами, калмыками и тувинцами. Название получил от того, что в этот праздник принято зажигать лампады (зул).        

2.4. Празднование Зула-хурала духовенством

Наступление праздника полагается в вечернее время, при восхождении созвездия Бэчи (плеяды). Молодые баньди, как только появится оно, тотчас же зажигают лампады и внутри своих юрт, и снаружи их, так что весь монастырь кажется залитым огнём от блеска горящих плошек. Внутренность сумэ на этот раз представляет также необычайный вид. Посреди кумирни трёмя уступами поднимается возвышение в виде стола. Наверху его поставляется всегда 108 лампад, на двух нижних уступах количество поставляемых лампад предоставляется усердию лам и последнее проявляется здесь во всей своей силе. Снаружи лампады расставляются по кровле кумирни, по земле вокруг кумиренных стен, в притворе кумирни, на крыльце и т.д. Помимо всего в кумирне на этот раз приготовляются в особенно большом виде и количестве обычно подносимые бурханам жертвы, а тахилыин шире бывает просто засыпан цветами.

2.5. Празднование Зула-хурала в Калмыкии

Прибавление года к возрасту. Издревле в калмыцких семьях не отмечали дни рождения, был общий для всех праздник Зул, иначе называемый «Днём прибавления возраста у калмыцкого народа» (калм. Хальмг улсин нас авдг одр). В этот день все калмыки прибавляли к своему возрасту один год. Праздник Зул сравним с празднованием Нового года у православных.

В день памяти Цзонхвы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. В дни празднования Зула Хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям.

3. Семейный праздник

      

3.1. Обряд

Зул принято было отмечать в домашнем кругу, поскольку основной ритуал «нас авх»(продление жизни) проводился именно в семье. Старшие в семье готовились к обряду.                        

В каждой калмыцкой семье заранее готовили из сухих чистых полых ветвей ковыля определенное количество палочек-свечек, размером 7 — 8 см. Каждую оборачивали ватой или чистой шерстью. Готовили свечей столько, сколько всем членам семьи вместе лет, с добавлением 1 палочки сверх каждому члену семьи. Из крутого теста лепили корытце-чашку, втыкали готовые палочки, обливали, пропитывали их топленым маслом. Поздно вечером чашку кто-либо из членов семьи нес в хурул. Около хурула сооружалось специальное возвышение, куда каждый ставил свое корытце, зажигал свечи. При торжественном богослужении в хуруле, пока горели приготовленные палочки, прихожане совершали молебны, обходили хурул по часовой стрелке, ждали, когда окончательно каждый забирал свое, уносил домой, дома делили их между членами семьи, употребляли как аршан, как священное, целебное снадобье.

К празднику готовились заранее: чистили, убирали в доме, готовили угощения для гостей, навещали своих родственников, все друг друга поздравляли, произносили благопожелания. Нужно отметить, что в день Зула получали новый возраст не все. Мужчины получали новый возраст неделю спустя, 1-го числа следующего месяца барс, когда хозяин нового года, “шин җилин эзн” вступал в свои права.

3.2. Система подсчета лет у калмыков

В связи с праздником нового года Зул  у калмыков очень интересна система подсчёта лет. Только что родившийся ребенок уже имеет один год возраста. Если он родился накануне Зула, в день Зула получает еще год. Может так случиться, что ребенку всего несколько дней или же несколько месяцев, а по калмыцкому исчислению возраста ему будет уже два года. Через год, в день Зула получает еще год, и хотя ребенку только год, он будет считаться уже трехлетним. В таких случаях говорят “ки наста”, т.е. он имеет пустые, дутые лета. И очень трудно определить такому ребенку свой животный знак. Допустим, 1992 год — год обезьяны “мөчн”, а родившийся после Зула, в конце декабря 1992 г. будет считаться, что родился в год курицы, “така җилтә“.

3. О топленом масле

Хочется отметить еще один народный обычай праздника Зул. Заканчивался год, наступала зима. Припасы лета и осени кочевников оскудевали: коровы переставали доиться, молочных продуктов становилось меньше, люди приступали к летним запасам. Летом при обилии молока на зиму готовили топленое масло в овечьих рубцах — “гүзəнə тосн”, сливочное масло, подсоленное, в толстых кишках в виде колбас. Все они хорошо сохранялись, не портились. Сливочное масло резали кругами, употребляли для чая с молоком, в большинстве, случаев без молока, для черного чая. Топленое масло начинали использовать первоначально для обряда Зул, оставшееся шло на нужды питания в зимнее время до весны.

III. Заключение

        В этом году празднование Зул пришлось на 5 декабря. Жителей Калмыкии с национальным праздником Зул в главном буддийском храме республики поздравили глава Калмыкии Алексей Орлов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В праздничном богослужении, который провели ламы центрального хурула во главе с Шаджин Ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, приняли участие члены буддийской общины и общественных организаций республики, паломники из регионов нашей страны, жители Калмыкии.

        У нас, в селе Троицкое,  в РДК также прошло праздничное мероприятие, посвященное Зул. Лама местного хурула прочитал молитву, артисты художественной самодеятельности подарили всем доброе, веселое настроение.

        Я со своей семьей также праздную Зул. Мы с мамой печем борцоки и варим джомбу. Затем говорим балгопожелания друг другу. Мы считаем, что Зул – это светлый, радостный праздник, символизирующий приход нового года. Также в этот день я прибавляю себе еще один год к своим прожитым летам.

Мне нравится Зул!

Җил болhн Зулан кеҗ

Насан авч, сән сәәхн бәәҗ

Авсн насн өлзәтә болҗ,

Насан авсн бидн цуhaр

Гем-зовлң уга бәәҗ

Бат кишгтә болҗ

Көгшдин наснд курч

Амулң-менд бәәцхәй!

Чтоб каждый год, Зул, так встречали,

Годы продлевали и хорошо (счастливо) жили.

Годы продленные, да будут счастливыми

Все мы, годы продлившие,

Чтоб жили без болезней и горести.

Счастье, чтоб крепким было.

Да пребудем в покое и здравии мы!

IV. Литература

1. Алексеева П., «Известия Калмыкии», 1992 г.

2. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994.

3. Огнева Е. Д. Тибетцы // Калмыцкие обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.

4. Смирнов П.  «Путевые заметки по Калмыцким степям Астраханской губернии» Элиста, 1999.

5. Интернет-ресурсы. http://kultura-kalmykii.narod2.ru

http://www.calend.ru/holidays/0/0/1137/© Calend.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник крещения руси что нельзя делать
  • Праздник ламаизма майдари хурал посвящен
  • Праздник крещения руси сценарий
  • Праздник лакшми когда
  • Праздник крещения руси поздравления