Праздник лели у славян

22 апреля в праздник Лели или как его еще называли дня Красной горки, древние славяне также отмечали Женский день – Лельник, который сейчас принято отмечать

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Богиня Леля-1Многих современных людей стали интересовать славянские праздники и обряды, и этот оживленный интерес в течение последних десятилетий только возрастает. Большинство исследователей сходятся во мнениях, что такой всплеск не является причиной или следствием определенного открытия в области изучения славянской истории. А скорее всего, связано это с обычным, но невероятно сильным желанием человека знать все, не только о будущем, но и о прошлом своих далеких предков.

Древние славянские праздники считаются одними из самых интересных объектов для изучения и рассмотрения, не только различными исследователями, но и простыми людьми. Они помогают лучше понять наших прародителей, окунуться в прошлое, узнать множество интересных и захватывающих фактов об обычной жизни, традициях, которые сумели преодолеть тысячелетия и дошли до наших дней. Все это и многое другое может рассказать славянский календарь.

Общеизвестно, что древние славяне были язычниками, они поклонялись различным богам, проводили настоящие ритуалы с жертвоприношениями, подносили дары. Именно поэтому в жизни каждого славянина славянские праздники занимали особое место и считались неотъемлемой ее составляющей.

Как и во многих культурах мира, поклонявшимся различным богам, у древних славян была особая богиня любви и юности – Леля, под покровительством которой они были вплоть до своего замужества. Наши предки считали ее дочерью Лады Богородицы, которая в свою очередь была покровительницей всех древних славянок и материнства.

Праздник богини Лели — Лельник

22 апреля в праздник Лели или как его еще называли дня Красной горки.. хоровод22 апреля в праздник Лели или как его еще называли дня Красной горки, древние славяне также отмечали Женский день – Лельник, который сейчас принято отмечать 8 марта. День Лели это своеобразное продолжение празднования Масленицы, с момента начала Масленицы и вплоть до Лельника – это время обновления для самой богини. И приходя на свои именины, она приносит в мир возрождение для всего живого.

В этот день все древнеславянские девушки проводили различные тайные ритуалы и обряды, обращаясь к богине Лели, они молили ее о Богиня Лелясвоей милости, о помощи в счастливом и удачном замужестве, а также о понимании с возлюбленным. Еще одним довольно опасным обрядом – свадебным и любовным приворотом, занимались девушки желавшие выйти замуж за определенного, заранее выбранного парня.

Многие задаются вопросом, откуда же взялось выражение «на шабаше у ведьм»? Так вот Лельник и есть тот шабаш, во время празднования наши предки проводили обряд, именуемый Девичником, во время которого присутствие мужчин было строго запрещено. Естественно, что мужчины иногда сознательно или же нет, но нарушали данный запрет, тогда нарушителя обряда могли принести в жертву, произведя на алтаре ритуальное убийство. Именно поэтому праздник Лельник и сама богиня не настолько популярны, попросту наши предки – мужчины боялись ее из-за негативного отношения к мужчинам. Но такие меры принимались не из-за кровожадности женщин того времени, а из-за того, что проявлять любопытство в этот день считалось признаком злых сил.

Но все же наблюдать издалека за этим действом, было разрешено, поэтому мужчины могли лицезреть молодых девушек в красивых праздничных сарафанах, которые взявшись за ленты из атласа, водили хоровод вокруг ритуального костра.

Сила богини Лели и моления наших предков

22 апреля в праздник Лели или как его еще называли дня Красной горки.. молитвы девиц леле22 апреля нашими предками считался единственным днем на протяжении года, когда богиня может наделить женщину силой деторождения. К примеру, если у женщины трудности с зачатием дитя, то при молитве богине Леля могла помочь ей, ведь ее еще считали Берегиней беременности и именно из-за этого отсутствие мужчин во время обряда было гарантией Дара Свыше.

У мужчин также был свой — Мужской День Ярилы Вешнего, так У мужчин также был свой - Мужской День Ярилы Вешнего, так называемый мальчишникназываемый мальчишник. Проводился он на следующий день после Лельника и его функции были схожи с Лельником. Ярило это не просто языческое божество, он отвечает за способность к продолжению рода у мужчин. В этот день, а точнее в самую рань, когда только первый луч коснулся земли, мужчины собирались на лесную поляну, где в это время образовывался пар от росы.

Ну а для тех, кто не имеет проблем с продолжение рода, празднование Лельника было еще одним днем празднования богов, а в частности Лели. В этот день все мужчины поднимали тосты за богиню и женщин, которые считались одним из воплощений Лели. А для того чтобы задобрить богиню в дар ей мужчины приносили цветы и естественно дарили их своим женщинам.

Почему Лельник носит имя Красной горки?22 апреля в праздник Лели или как его еще называли дня Красной горки

Все из-за чествований богини Лели, ведь праздновался перед Юрьевым днем – они и назывались Красной горкой. В эти дни центром всего
происходящего становилась горка, находящаяся на небольшом расстоянии от деревни. Девушки выбирали самую красивую и привлекательную из своих односельчанок, она и выполняла роль богини Лели.

Специально для этого дня изготавливалась дерновая скамья символизирующая связь богини с землей. На скамью садилась избранная Леля с огромными венками на голове, а рядом с ней размещались различные подношения, которые приносили в дар богине. Справа от нее клали хлеб – веря, что это принесет плодородие и достаток на весь следующий год. Слева от нее располагали продукты животного происхождения – молоко, сыры, яйца и сметана, а ноги Лели осыпались цветками и различными венками. Наши предки верили, что таким образом задобрят богиню, она к ним будет благосклонна и проявит свою милость.

Самым известным праздником славян в честь Лели является праздник Лельник, день Лели небесной, иначе называемый Красной горкой. Но это не единственный славянский праздник Богини Лели. День Лели Небесной отмечают в весеннюю пору несколько раз, название остаётся одинаковым — Лельник.

Лельник — праздник женский, принято в такой день дарить всем девочкам, девушкам и женщинам цветы. Цветы в праздник Богини Лели означали сохранение молодости, красоты, очарования и женственности.

Оберег Леля, Оберег Лёли, Знак Лёли

Дата праздников Богини Лели

Вот числа, на которые следует ориентироваться, если надобно уважить Светлую Небесную Лелю:

  • 8 марта – начало закличек Весны, поются особые песни-веснянки, кормят птиц специально выпеченным печеньем;
  • 20 марта – Весеннее Равноденствие, время, когда Бог Солнца Вешний Ярило приводит на Землю Богину Лелю;
  • с 16 по 22 апреля – Первые Русалии;
  • 22 апреля – наступает Красная Горка или Лельник, праздник, посвященный славянской Богине Весны;
  • с 26 мая по 2 июня – наступают Зелёные Русалии или прощание, проводы Лели (в этом периоде даты выбираются в зависимости от наступления летних дней в том или ином регионе страны).

Какие бывают обереги,
дающие защиту Богини Лели?

20 марта. Масленница. Комоедица

На Весеннее Равноденствие провожали Морену — Богиню Зимы и Смерти, сжигали её соломенную куклу, праздновали Масленницу. Делается это не для устрашения либо какой-то насмешки, так надобно проводить Богиню домой, которая пришла в Мир Яви из Мира Нави.

Праздник длился семь дней, поэтому тут же отмечали Комоедицу. После чествовали Медведя, которым оборотился сам Велес, Бог Магии и Мудрости. Кормили его первым лучшим блином, устраивали забавы. Батюшка Велес играет ключевую роль в переходе поры с зимы на весну, ведь он сшибает рог Морене, преграждает ей путь, чтобы она в свое время поворотила назад и уступила место своей сестре — Леле, Богине Весны, Любви и Красоты. Стараниями Велеса наступает тепло, свет и вешняя пора пробуждения. Такую часть праздника звали Комоедица, от слова «ком», «комо» — медведь.

Завершались празднования славлениями в честь прихода Ярило с Лелей. Для прихода Вешних Богов – Ярило и Лели сам Велес Батюшка подготавливают пути – сбивает рог Морене, чтобы ушла зимняя стужа и дала место весеннему теплу и свету.

Ну а Леля, вечно молодая Богиня, приходила вслед за Ярило и несла с собой Весну и Любовь. Она самая шаловливая из Богинь, наиболее близка людям и представляется златоволосой красавицей. Праздник Солнца она собой украшает, заботится о первых весенних всходах. В праздник Солнца ее звали в гости, подарки ей готовили и угощения, и Леля не медлила, откликалась на призыв людей. Могла она пожертвовать и собой ради людей… Помнили наши предки о том, сколько добра Лёля и Ярило людям принесли, вот и отмечали праздник Солнца в честь них с полным размахом — украшали маленькое деревце на возвышенности, пекли куличики и баранки, жаворонки и печенья с орнаментами в виде знака Солнца, костры жгли. Так, славным праздником Солнца отмечали приход долгожданной Весны и начало нового годового цикла.

Богиня Лёля, Богиня Леля, Кумир Лели, Чур Лёли

22 апреля. Праздник Красная Горка — Лельник

Славяне верили, что Богиня Весны – Леля или Лёля на праздник Красная Горка прилетает вместе с перелётными птичьими стаями. Помогает ей в том Ярило, солнечный Бог.

День Красной Горки потому и называют – Лельник праздник славян, что почитается в эту пору Богиня особо. А название «Красная Горка» пошло от того, что выбиралось место для почитания Богини на местности повыше да покрасивее. «Красный» славянами ранее понималось, как «красивый».

На Красную Горку народ, особенно молодежь, с песнями и хороводами собирались на красивой поляне, выбирали самую стройную березку. Наряжали ее и водили вокруг нее хороводы. Выбиралась также самая милая девушка, похожая на Лелю. Её также наряжали в белое, украшали венком из трав и цветов, усаживали на трон и пели песни в честь Богини. Вот какие песни-веснянки распевают:

Ой, Лёля, Лёлечка!
Дай нам травки да повыше.
Ой, Лёля, Лёлечка!
Дай нам милого, да покраше!

И со всей деревни люд честной идет, да угощения на общий стол несет: пироги вкусные, печенья красивые и сладкие, крашенные, расписные яйца. Зеленые венки складывали горкой, потом Леля раздает каждому по венку. Они будут служить настоящим оберегом, их хранят до следующего года, когда вновь придет праздник Красная Горка. Хороводы водили с песнями, Лелю в свой круг брали, танцевали с весельем, да шутками-прибаутками:

Пойду плясать,
Свою выходку казать.
Вот и я, вот и я,
Вот и выходка моя!

Встречали Весну также и разными забавами: катанием на лошадях, молодецкими соревнованиями, шуточными боями, с горок катались, у кого еще снег не сошел, угощались блинцами. В северной традиции кулачных боев не проводилось, либо конных ристалищ, больше на легкость и веселье нацеливались.

Сакральный смысл праздника Красная Горка заключается в том, чтобы дать Матери Сырой Земле пробудиться от зимнего сна, раскрыть свои чертоги и начать напитываться Вешним теплом и светом. Её чертоги отворяет Сам Ярило. После этого земля начинает наливаться соками, взращивать траву, на деревьях появляются набухшие почки, цветы расцветают. А позднее уже и пчелы стали пробуждаться, чтобы поскорее сладкого нектара и пыльцы с первых цветов собрать.

зеленые Русалии, Русалии, Красная горка

26 мая–2 июня. Зеленые Русалии

Зеленые Русалии проходили в те дни, которые были по-летнему тёплыми. Их выбор зависит от местности и погоды. Поэтому «зелёная Русальная неделя» приходилась на период, который обозначен с 26 мая по 2 июня. Готовится народ к этому событию, как к чему-то очень волшебному, ведь пора эта посвящается также и проводам Лели – Богини Весны, чтобы на смену ей пришла Богиня Лета – Жива. В эти дни чествуют русалок, загадывают у них на суженого-ряженого, почтенно относятся к березкам, поминают усопших.

Как наступает понедельник Зеленых Русалий и до самого заговенья, с вечерней зорьки и до глубокой ночи все девки, жонки могут водить хороводы змейкой. Держатся за конец платка, хороводят и песни распевают:

Русалка, женские украшения

Чудесные русальные браслеты

Лелий, лелий, лелий зелёный, и Ладо моё!

Всю неделю пляшут, поют да переряживаются. Очень часто праздники эти проходят в рощах, на красивых лугах, полянках. Плетутся венки, загадывается на будущее, а затем, венки пускаются по воде – смотрят, как себя венок поведет, так и о будущем смекают.

О Зеленых Русалиях так пишет Гальковский Н.М. в книге «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси» (1913 г.):

«Этот день относится к одному из самых светлых праздников. Накануне этого дня вечером принято втыкать молодые лиственные, преимущественно, берёзовые деревца вокруг жилищ, самые жилища убирать ветками и цветами, а пол посыпать свежей травой и явором, — трава, растущая в воде у речных берегов».

Подробнее:

Леля — славянская Богиня Весны

Леля — Богиня-Покровительница

Славянский календарь

Сегодня в Лето 7529 от С.М.З.Х., Месяца Элетъ (Месяц Посева и Наречения) , 13-дня, во всех Славяно-Арийских Родах Почитают и Славят Богиню Лелю, Дочь Сварога и Лады-Богородицы.
БОГИНЯ ЛЕЛЯ — Вечно молодая и вечно прекрасная Небесная Богиня. Леля является охранительницей извечной, взаимной, чистой и постоянной Любви.
Она заботливая и нежная Богиня-Покровительница семейного счастья, супружеского согласия и всяческого благополучия не только во всех Родах Великой Расы, но и во всех Родах потомков Рода Небесного.

Богиня Леля — послушная дочь Вышнего Бога Сварога и Небесной Богородицы Лады-Матушки. Она добрая, заботливая и нежная супруга Бога Волха, хранителя Небесных Чертогов Волхаллы. Леля оберегает Его покой и уют, а помогает ей Богиня Валькирия. В этих Чертогах Она заботится не только о своем любимом супруге, а также берет на себя обязанность угощать гостей Волхаллы, павших в битвах воинов и Небесных Богов-Соратников своего мужа.

Призывая Лелю на собственные именины, народ встречает день Богини в то время когда природа преображается во всей своей красе. По народным преданиям это единственный день в году, когда женщина, у которой нет детей, может обрести детородную силу — без обращения к колдунам и прочим «целителям», ибо на Девичник призывается сама Берегиня беременности — Леля. Для женщины, у которой не было «подруг по несчастью», обрядовость заключалась в подъёме «не свет, не заря», дабы успеть к рассвету на лесную поляну, где поднимается вешний пар от утренней росы. Именно этот пар и обладает этой чудодейственной силой — известной с незапамятных времён, росы Лели, которую поднимает луч Ярилы. О сию пору расцветает яблоня.

По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад птица Сирин — птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы птицы Сирин — Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост — вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой водой, он непременно исцелится. В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу. В этот день мужчины всячески чествуют Женщин. И единственным жертвоприношением в угоду славянской богине любви Леле — является дарение цветов. На сей праздник изготовляли «лялемья» и совершали обряд выпекания женской доли. Девушки также ходили в священную рощу.




В древнейшие времена люди Великой Расы в честь этой богини назвали одну из ближних Лун Мидгард-Земли — Лелей. Поэтому в этот день также празднуется День Победы Даждьбога над тёмными силами, которых Кощеи собрали на Леле (ближайшей к Мидгарду Луне, а было в то время три Луны). Даждьбог разрушил малую Луну Лелю и уничтожил тёмные силы, которые готовились к захвату Мидгарда (нашей Земли). С той поры существует обычай на день Лели Небесной красить птичьи яйца и стукать их друг об друга. Разбившееся яйцо называют Яйцом Кощея, а целое — Силой Даждьбога. Разбитое яйцо всегда отдают недругам или животным, а целое съедают сами.

Слава Леле Небесной!



Пусть Счастье, Любовь, Радость пребывают во всех Родах Расы Великой!

ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЛЕЛИ.

«Ой Матерь Божья Леля ! Довольно же тебе, Светлая Богиня, на Небесах пребывать. К тебе с мольбою мы обращаемся, да сойди ты к нам до долу, да на наше поле, прогони ты из сердец зиму лютую, чтоб оставила нас кручина, да тоска печаль. Мы тебе, Богиня, требу воздаем, к тебе слово молвим, чтоб пригрело ясно Солнце, да пришло за весной красное лето. Трёх голубей мы к тебе отсылаем И младых дев на гору посылаем, чтобы собрали они белы цветы и стали все красивы, как ты ! И наши девы цветы уж собрали и из них венки белы свивали, чтоб украсить себя и тебя, Лелю Небесную, мать- рожаницу прелестную. И дружно все крикнем: «Леля, приди, любовь, свой подарок земле ты неси! » Слава Леле Небесной! Слава! Слава! Слава!

(после этих слов подходили три мальчика, приносили трёх голубей и отдавали их старосте, а тот их выпускал на волю)

«Ой, матерь Божья Леля, чудная и прекрасная , что же ты всё, Светлая Богиня, на Небесах сидишь, на землю нашу не глядишь, ведь держишь ты златы ключи от всей вселенской красоты. Отомкни свои Чертоги, свет пусти свой за пороги. Оратаям на поля, да кораблям всем на моря. Пусть в степях стада пасутся, а в садах растенья вьются. Земля везде заселена, леса и горы и моря. Ведь без Света твоей Любви Земли Вселенной будут пусты.» «Слава тебе, Богиня Леля , да на нашей Земле! Слава! Слава! Слава! Да в красный твой день, да в Лелин день! Слава!

(Когда староста говорил это прославление , все поднимали руки к небу и радостно хлопали, приветствуя солнце)

«Солнце, ясное Солнце! Ты в этот день землю согреваешь. Своим Златом её поливаешь. Золотом, Солнце, да серебром. Росистый цветок потому ведь росится, что только в любви плод прекрасный родится. Девчоночки от этого все наряжаются, в домах своих тщательно они прибираются. Чтоб Леля с Небес вниз снизошла, да на поля Мидгарда пошла. Златой посох она посылает, волхвам службу служить поручает. Чтоб тьму они из сердец изгоняли и мысли чёрные к нам не пускали. Чтоб люди земли поля засевали, да жатву всю вовремя ту собирали. Чтоб улыбались они и смеялись, родными к друг другу всегда оставались. Мы Лелю Богиню сейчас прославляем, и в жертву ей трёх голубей посылаем. Пусть им дева Ветрица лететь помогает и весточку нашу к Богам посылает. Чтоб Леля с Чертогов своих выходила, да к девицам нашим она подходила, и девы цветы на главу ей набросят, да светлой любви в подарок попросят. Славься, Леля, Богиня Любви, ты пройди от края до края земли. Посохом златым прикоснись ко всему. Теплоту любви дай ей и ему. Пусть в наших сердцах весна настает и белым цветом счастья цветет. Чтоб белых венков всем нам навить и друг другу потом подарить. Венков еще таких не видали, ведь их на Краю Земли (Даария) собирали. И Веду книгу при том напевали, чтоб гнев из сердец людских уходил, и никто ни кого никогда не сердил. За это Богиню мы все прославляем и в жаркий костер ей мы требы кидаем. Цветы полевые мы Леле пошлем, Небесный Чертог её ими устелем. Нет места кручине, нет места печали, Богиня Любви ведь нас не оставит.

(Девушки раздавали цветы, все возлагали их на сложенный жертвенный костёр)

«Ой, Леля Небесная, мы Веду поем, услышь — наши просьбы к тебе воздаем. Ту Древнюю Веду храним с тех времён, когда Пращуры бравые шли за волхвом. И жертвы приносим нашим Богам, чтоб помощь они посылали к нам: «Ой, Леля, Богиня ты Леля моя ,- так пела Русалка те Веды даря, — Ты светом храни нас , удачу нам шли, и спящих в ночи прошу, соблюди, ты помни о нас, не забывай. И долгого века всем пожелай». Так Веду русалка ту пела, и в книгу волхвов все смотрела. И просьбы Богами да будут услышаны! Пиры их требой нашей насыщены. Мы тоже теперь всех гостей созываем. И трапезой братской их угощаем. Ту братчину Леля сама осветит, и игрища наши благословит. Чтоб люди Богов прославляли и Лелю, Богиню Любви, поминали. Слава Богине Леле! Слава! Слава! Слава!

(Теперь можно читать обычное повседневное прославление всем Богам) ( Когда заканчивались прославления, староста приглашал всех на игрища и еду, которую приносили с собой, и все угощались на лугу, или другом месте, которое было отведено для этого, и там пировали до вечера)

«Ой, Леля, Богиня ты Леля моя ,- Ты светом храни нас , удачу нам шли, и спящих в ночи прошу, соблюди, ты помни о нас, не забывай. И долгого века всем пожелай».
23 апреля — празднование славянского Женского Дня — Лельника.
Существует обряд-игра, под вечер на большой площади собиралось несколько десятков женщин и девушек (включая подростков) в особых, хранимых для этого случая, белых одеждах. Они все образовывали огромный, очень торжественный хоровод и, подняв руки к небу и медленно притоптывая, двигались по кругу. При этом пелись свадебные песни. Мужчин вокруг хоровода не было даже в качестве зрителей.
Девушки выбирали из своей среды самую красивую, и она исполняла роль Лели. Для Лели изготавливалась особая дерновая скамья, которая символизировала землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Леля, а по сторонам от неё на скамью укладывались приношения: по одну сторону – хлеб, а по другую – кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Лели лежали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели, прославляя её как кормилицу и подательницу урожая.
По окончании хороводной пляски и пения Леля наделяла девушек венками. Этот весенний праздник с угощением Лели продуктами земледелия проводился накануне другого очень важного празднества славян – первого выгона скота в поле, обставленного множеством заклинательных обрядов, знаменитого юрьева дня 23 апреля.
ЛЕЛЯ – Богиня лета, как времени года и лета человеческой жизни – молодости.

Многочисленные фольклорные материалы позволяют установить имена двух славянских рожаниц: мать Лада («Великая Лада») и её дочь – Леля. Это две богини весенне-летнего цикла, связанные с весенним возрождением природы, началом полевых работ, покровительницы свадеб, брачной жизни, олицетворяющие весну, весеннюю зелень, расцвет обновленной природы, а в дальнейшем вызревание урожая. Значительный цикл славянских песен в качестве припева содержит обращение к Лели .
Дай нам житцу да пшаницу,
Леля, Леля, наша Леля!
В агародзе, сеножаце,
Леля, Леля, наша Леля!
Ровны гряды, ровны зряды,
Леля, Леля, наша Леля!
Если перед древней масленицей, когда в природе устанавливалось весеннее равноденствие и солнце побеждало зиму, люди «закликали весну», приглашали её, то в юрьевские дни, когда уже появлялась первая трава, когда распускались деревья, можно было уже праздновать приход весны, её ощутимое присутствие. Это весенний праздник первой зелени.
С праздником Лели и Лады в юрьевские дни, с пасхальными днями и с более ранними, масленичными обрядами связано во многих местах разведение костров. Сербы разжигали огромные общесельские костры, высота которых достигала 7 м. Пепел из костра считался священным, им посыпали семена, ему приписывались целебные свойства. Иногда вокруг основного костра разводилось 12 малых, что означало общегодовую значимость обряда. Ритуальные костры носили интересные названия: «лила», «олеле», «олала», «олалиjа». Во время горения костра разбрасывали горящую бересту («лилу») и пели:
Лела, гори, жито, роди!
…Весело нам, Лиле, горе да нам краве добре веде!
Сопровождавший празднество костер, символизировал разгоравшееся тепло природы.

С наступающим всех праздником Славны Русичи!!!
Мудрости, Света, Сил всем Родам Свята Расы!
Процветания и Счастья всем Родам!
Слава Богине Леле!
Слава Богам и Многомудрым Предкам Наша!
Быть Добру!

13 дня

месяца

сороковника Элетъ (Время Посева и Наречения)  7528 Лета по Коляды Дару или с 18-00 мест. времени 23 апреля — по вечер 24 апреля 2020, во всех Родах Православных, Славян и Ариев, Русичей —  почитают  и Славят Богиню Лелю, Дочь Бога Сварога и Лады-Богородицы — празднуют Лельник, славяно-арийский Женский День.
В этот же день празднуется День Победы Даждьбога над Тёмными силами, которых Кощеи собрали на Леле (ближайшей к Мидгарду Луне, а было в то время три Луны). Даждьбог разрушил малую Луну Лелю и уничтожил тёмные силы, которые готовились к захвату Мидгарда (нашей Земли). С той поры существует обычай на день Лели Небесной красить птичьи яйца и стукать их друг об друга. Разбившееся яйцо называют Яйцом Кощея, а целое — Силой Даждьбога. Разбитое яйцо всегда отдают недругам или животным, а целое съедают сами. Также, в этот день прославляется Богиня Леля, дочь Лады Богородицы.

БОГИНЯ ЛЕЛЯ — Вечно молодая и вечно прекрасная Небесная Богиня. Леля является охранительницей извечной, взаимной, чистой и постоянной Любви. Она заботливая и нежная Богиня-Покровительница семейного счастья, супружеского согласия и всяческого благополучия не только во всех Родах Великой Расы, но и во всех Родах потомков Рода Небесного.

Богиня Леля — послушная дочь Вышнего Бога Сварога и Небесной Богородицы Лады-Матушки.
Призывая Лелю на собственные именины, народ встречает день Богини Лели в то время, когда природа преображается во всей своей красе.
По народным преданиям это единственный день в лете (году), когда женщина, у которой нет детей, может обрести детородную силу — без обращения к колдунам и прочим «целителям», ибо на Девичник призывается сама Берегиня беременности — Леля. Для женщины, у которой не было беременности, обрядовость заключалась в подъёме «не свет, не заря», дабы успеть к рассвету на лесную поляну, где поднимается вешний пар от утренней росы. Именно этот пар и обладает этой чудодейственной силой — известной с незапамятных времён, росы Лели, которую поднимает луч Ярилы. В сию пору расцветает яблоня.

      По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад птица Сирин — птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы птицы Сирин — Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост — вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой водой, он непременно исцелится.
В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу. В этот день мужчины всячески чествуют Женщин. И единственным жертвоприношением в угоду славянской богине любви Леле — является дарение цветов. На сей праздник изготовляли «лялемья» и совершали обряд выпекания женской доли. Девушки также ходили в священную рощу.

В древнейшие времена люди Великой Расы в честь этой богини назвали одну из ближних Лун Мидгард-Земли — Луной Лелей. Поэтому в этот день также празднуется День Победы Даждьбога над Тёмными силами, которых Кощеи собрали на Леле (ближайшей к Мидгарду Луне, а было в то время три Луны), подробнее — http://ladstas.livejournal.com/72534.html


.

Даждьбог разрушил малую Луну Лелю и уничтожил Тёмные силы кощеев, которые готовились к захвату Мидгарда (нашей Земли). С той поры существует обычай на день Лели Небесной красить птичьи яйца и стукать их друг об друга.

Разбившееся яйцо называют Яйцом Кощея, а целое — Силой Даждьбога. Разбитое яйцо всегда отдают недругам или животным, а целое съедают сами.
Слава Леле Небесной!
Пусть Счастье, Любовь, Радость пребывают во всех Родах Расы Великой!

Леля – богиня весны, невест и нежных чувств. Она дух Весны в самом её начале. Молоденькой красивой девицей раннею весной ходит она по проталинам и будит землю ото сна. Где Леля ступит, там зеленеет трава, распускаются листья. Она – глава русалий.
В конце апреля, на следующий день после весенних дедов, перед Русальной неделей с высоких мест и крыш домов, подняв вверх ладони, протяжно, издали зовут женщины Весну, Богинь Лелю и Ладу. Два предшествующих зова Весны, до и во время Масленицы, обращены к Ладе. В день зова Лели с песнями и заговорами водят девицы хоровод вокруг зеленой берёзки.

Леля, пожалуй, единственное божество, которое нежно, ранимо и встречает нас доверчивой улыбкой. Самых красивых девушек на Белой Руси называют Леляю (Ляляю).
Ладою зовут хорошую женщину, женщину, умеющую быть нежной, но и сильной. Ей, зрелой Богине, принадлежит вторая половина Весны и Лето. У Лады спрашивают разрешение на закликание Весны: Благослови Лада-Мати Весну закликати! Саму Ладу ещё на Масленицу зовут рукоплесканиями и песнями с припевом «Лада! Лада!»
Леля – Богиня нежных, трепетных весенних ветерков, первых цветов, юной женственности. Славяне верили, что именно Леля заботится о первых, едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Лелю – Весну торжественно «закликали» – приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

 Праздник «лельник» отмечали в 3 декаде апреля. Эти дни называли также «Красной горкой», поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалёку от деревни. Там устраивали небольшую дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени). На неё сажали самую красивую девушку, которая исполняла роль Лели. Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывали приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. А вокруг скамьи раскладывали сплетённые веники. Подружки водили вокруг хоровод, прославляли Лялю-кормилицу, дарящую урожай. Некоторые девушки, в платьях с бахромой, исполняли ритуальный танец дождя. Девушки пели:

Дай нам житцу, да пшеницу,
Ляля, Ляля, наша Ляля!

А сама Ляля одаривала девушек венками из цветов.

ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЛЕЛИ БОЛГАРАМИ ПОМАКАМИ

                                             ( Перевод из «Веды Словена» С.Верковича )

«Ой Матерь Божья Леля ! Довольно же тебе, Светлая Богиня, на Небесах пребывать. К тебе с мольбою мы обращаемся, да сойди ты к нам до долу, да на наше поле, прогони ты из сердец зиму лютую, чтоб оставила нас кручина, да тоска печаль. Мы тебе, Богиня, требу воздаем, к тебе слово молвим, чтоб пригрело ясно Солнце, да пришло за весной красное лето. Трёх голубей мы к тебе отсылаем И младых дев на гору посылаем, чтобы собрали они белы цветы и стали все красивы, как ты ! И наши девы цветы уж собрали и из них венки белы свивали, чтоб украсить себя и тебя, Лелю Небесную, мать- рожаницу прелестную. И дружно все крикнем: «Леля, приди, любовь, свой подарок земле ты неси! » Слава Леле Небесной! Слава! Слава! Слава!

(после этих слов подходили три мальчика, приносили трёх голубей и отдавали их старосте, а тот их выпускал на волю)

 «Ой, матерь Божья Леля, чудная и прекрасная , что же ты всё, Светлая Богиня, на Небесах сидишь, на землю нашу не глядишь, ведь держишь ты златы ключи от всей вселенской красоты. Отомкни свои Чертоги, свет пусти свой за пороги. Оратаям на поля, да кораблям всем на моря. Пусть в степях стада пасутся, а в садах растенья вьются. Земля везде заселена, леса и горы и моря. Ведь без Света твоей Любви Земли Вселенной будут пусты.» «Слава тебе, Богиня Леля , да на нашей Земле! Слава! Слава! Слава! Да в красный твой день, да в Лелин день! Слава!

(Когда староста говорил это прославление , все поднимали руки к небу и радостно хлопали, приветствуя солнце)

«Солнце, ясное Солнце! Ты в этот день землю согреваешь. Своим Златом её поливаешь. Золотом, Солнце, да серебром. Росистый цветок потому ведь росится, что только в любви плод прекрасный родится. Девчоночки от этого все наряжаются, в домах своих тщательно они прибираются. Чтоб Леля с Небес вниз снизошла, да на поля Мидгарда пошла. Златой посох она посылает, волхвам службу служить поручает. Чтоб тьму они из сердец изгоняли и мысли чёрные к нам не пускали. Чтоб люди земли поля засевали, да жатву всю вовремя ту собирали. Чтоб улыбались они и смеялись, родными к друг другу всегда оставались. Мы Лелю Богиню сейчас прославляем, и в жертву ей трёх голубей посылаем. Пусть им дева Ветрица лететь помогает и весточку нашу к Богам посылает. Чтоб Леля с Чертогов своих выходила, да к девицам нашим она подходила, и девы цветы на главу ей набросят, да светлой любви в подарок попросят. Славься, Леля, Богиня Любви, ты пройди от края до края земли. Посохом златым прикоснись ко всему. Теплоту любви дай ей и ему. Пусть в наших сердцах весна настает и белым цветом счастья цветет. Чтоб белых венков всем нам навить и друг другу потом подарить. Венков еще таких не видали, ведь их на Краю Земли (Даария) собирали. И Веду книгу при том напевали, чтоб гнев из сердец людских уходил, и никто ни кого никогда не сердил. За это Богиню мы все прославляем и в жаркий костер ей мы требы кидаем. Цветы полевые мы Леле пошлем, Небесный Чертог её ими устелем. Нет места кручине, нет места печали, Богиня Любви ведь нас не оставит.

(Девушки раздавали цветы, все возлагали их на сложенный жертвенный костёр)

«Ой, Леля Небесная, мы Веду поем, услышь — наши просьбы к тебе воздаем. Ту Древнюю Веду храним с тех времён, когда Пращуры бравые шли за волхвом. И жертвы приносим нашим Богам, чтоб помощь они посылали к нам: «Ой, Леля, Богиня ты Леля моя ,- так пела Русалка те Веды даря, — Ты светом храни нас , удачу нам шли, и спящих в ночи прошу, соблюди, ты помни о нас, не забывай. И долгого века всем пожелай». Так Веду русалка ту пела, и в книгу волхвов все смотрела. И просьбы Богами да будут услышаны! Пиры их требой нашей насыщены. Мы тоже теперь всех гостей созываем. И трапезой братской их угощаем. Ту братчину Леля сама осветит, и игрища наши благословит. Чтоб люди Богов прославляли и Лелю, Богиню Любви, поминали. Слава Богине Леле! Слава! Слава! Слава!

(Теперь можно читать обычное повседневное прославление всем Богам) ( Когда заканчивались прославления, староста приглашал всех на игрища и еду, которую приносили с собой, и все угощались на лугу, или другом месте, которое было отведено для этого, и там пировали до вечера)

Лельник

«Ой, Леля, Богиня ты Леля моя — Ты светом храни нас , удачу нам шли, и спящих в ночи прошу, соблюди, ты помни о нас, не забывай. И долгого века всем пожелай».

13 Элетъ или 26 апреля  — празднование славянского Женского ДняЛельника.
Существует обряд-игра, под вечер на большой площади собиралось несколько десятков женщин и девушек (включая подростков) в особых, хранимых для этого случая, белых одеждах. Они все образовывали огромный, очень торжественный хоровод и, подняв руки к небу и медленно притоптывая, двигались по кругу. При этом пелись свадебные песни. Мужчин вокруг хоровода не было даже в качестве зрителей.

Девушки выбирали из своей среды самую красивую, и она исполняла роль Лели. Для Лели изготавливалась особая дерновая скамья, которая символизировала землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Леля, а по сторонам от неё на скамью укладывались приношения: по одну сторону – хлеб, а по другую – кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Лели лежали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели, прославляя её как кормилицу и подательницу урожая.

По окончании хороводной пляски и пения Леля наделяла девушек венками. Этот весенний праздник с угощением Лели продуктами земледелия проводился накануне другого очень важного празднества славян – первого выгона скота в поле, обставленного множеством заклинательных обрядов, знаменитого юрьева дня 23 апреля.

ЛЕЛЯ – Богиня лета, как времени года и лета человеческой жизни – молодости.

Многочисленные фольклорные материалы позволяют установить имена двух славянских рожаниц: мать Лада («Великая Лада») и её дочь – Леля. Это две богини весенне-летнего цикла, связанные с весенним возрождением природы, началом полевых работ, покровительницы свадеб, брачной жизни, олицетворяющие весну, весеннюю зелень, расцвет обновленной природы, а в дальнейшем вызревание урожая. Значительный цикл славянских песен в качестве припева содержит обращение к Лели .

Дай нам житцу да пшаницу,
Леля, Леля, наша Леля!
В агародзе, сеножаце,
Леля, Леля, наша Леля!
Ровны гряды, ровны зряды,
Леля, Леля, наша Леля!

Если перед древней Масленицей, когда в природе устанавливалось весеннее равноденствие и солнце побеждало зиму, люди «закликали весну», приглашали её, то в юрьевские дни, когда уже появлялась первая трава, когда распускались деревья, можно было уже праздновать приход весны, её ощутимое присутствие. Это весенний праздник первой зелени.

С праздником Лели и Лады в юрьевские дни, с пасхальными днями и с более ранними, масленичными обрядами связано во многих местах разведение костров.
Сербы разжигали огромные общесельские костры, высота которых достигала 7 м. Пепел из костра считался священным, им посыпали семена, ему приписывались целебные свойства. Иногда вокруг основного костра разводилось 12 малых, что означало общегодовую значимость обряда. Ритуальные костры носили интересные названия: «лила», «олеле», «олала», «олалиjа». Во время горения костра разбрасывали горящую бересту («лилу») и пели:

Лела, гори, жито, роди!
…Весело нам, Лиле, горе да нам краве добре веде!

Сопровождавший празднество костер, символизировал разгоравшееся тепло природы.

Леля — Богиня Молодости, Берегиня Рода. Наряду со статусом самой молодой, Леля является и самой многоликой Богиней. Самым простым и понятным объяснением функций этой Богини может служить характеристика — ответственной за продолжение Рода. В этой функции Леля является Супругой Ярилы, обладающего аналогичной способностью — в отношении Мужского Рода, воплощая тем самым общую концепцию физического продолжения Рода.

Особенностью многоликой Лели во всех Её воплощениях является Молодость — так как это главная особенность этой Богини. В отличие от всех остальных Богинь и Богов, чей нрав чаще представляется суровым или серьёзным, Леле характерен весёлый нрав и игривость. Исключением жизнерадостного облика Лели являются случаи пребывания Её в Царстве своего Деда, когда эта Богиня обретает печальный образ, что изначально связано отнюдь не с обстановкой, а с одиночеством (без Супруга), а в дальнейшем — с кручиной по погибшему Супругу.

К этим же особенностям Богини Лели относится буквально бескрайняя любовь к Людскому Роду, ибо в то время другие Боги и Богини могут и покарать людей за какие-либо проступки, Леля же напротив — может только поспособствовать людским капризам. Классическим примером этой особенности является любовь (за исключением Родственной — которой покровительствует Богиня Лада). И если в представлениях других культур может прозвучать «любовь зла, полюбишь и козла», то в Русской Традиции всё объясняется гораздо проще, так как Богиня Леля отнюдь не «зла», а напротив — предельно доброжелательна, ибо отвечает за продолжение Рода, а в этом Деле, все средства хороши. «Козлами» же повелевают другие Боги, и из других культур в том числе.

Также, бескрайняя любовь к Людскому Роду со стороны Богини Лели заключается в самом простом обстоятельстве — Материнства этого Рода.

Молодость Лели так же точно связана с функцией продолжения Жизни, а отнюдь не с параметром «младшей» среди Богинь и Богов, так как это прямое свидетельство безсмертной природы этой Богини, что в свою очередь является объяснением незыблемости жизни. Поэтому, в бескрайней радости жизни у Лели подчёркивается скорбь по усопшим и печаль в случае одиночества, так как над этим велениями Судьбы (от Макоши) Она не властна. По этой же причине Леля делится своей скорбью и печалью особенно с теми — кто жаждет «конца света» и прочих культов связанных с пропагандой смерти, делая их жизнь полной проблем и невзгод (аналогично любовным играм). В этой связи, не трудно понять — в чём кроется причина любвеобильности (желания продолжить род, которой становится игрой — в случае если род не продолжен) и негативизма (панического страха смерти, когда в такой же точно игре смерть начинает культивироваться, и становится единственным смыслом «жизни»). Таким образом, и появляется то самое понятие «Игры» Богини Лели, которой в отличие от людей, в силу Бессмертной Природы, чуждо понятие Меры.

Леля — самая любимая и близкая народу Богиня, желанная в любом деле и при любых обстоятельствах, и поэтому практически не отображалась в качестве почитаемого Культа, так как единственной надёжной связью с этой Берегиней может являться — Чувство Лели в собственном Сердце. Одним из весьма популярных в современности представлений Богини Лели — является Снегурочка, приходящая на Новый Год вместе со своим Дедом (Морозом).

По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад птица Сирин — птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы птицы Сирин — Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост — вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой водой, он непременно исцелится. В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу. В этот день мужчины всячески чествуют Женщин. И единственным жертвоприношением в угоду славянской богине любви Леле — является дарение цветов.

«Ой Матерь Божья Леля ! Довольно же тебе, Светлая Богиня, на Небесах пребывать. К тебе с мольбою мы обращаемся, да сойди ты к нам до долу, да на наше поле, прогони ты из сердец зиму лютую, чтоб оставила нас кручина, да тоска печаль. Мы тебе, Богиня, требу воздаем, к тебе слово молвим, чтоб пригрело ясно Солнце, да пришло за весной красное лето. Трёх голубей мы к тебе отсылаем И младых дев на гору посылаем, чтобы собрали они белы цветы и стали все красивы, как ты ! И наши девы цветы уж собрали и из них венки белы свивали, чтоб украсить себя и тебя, Лелю Небесную, мать- рожаницу прелестную. И дружно все крикнем: «Леля, приди, любовь, свой подарок земле ты неси! » Слава Леле Небесной! Слава! Слава! Слава! (после этих слов подходили три мальчика, приносили трёх голубей и отдавали их старосте, а тот их выпускал на волю)

«Ой, матерь Божья Леля, чудная и прекрасная , что же ты всё, Светлая Богиня, на Небесах сидишь, на землю нашу не глядишь, ведь держишь ты златы ключи от всей вселенской красоты. Отомкни свои Чертоги, свет пусти свой за пороги. Оратаям на поля, да кораблям всем на моря. Пусть в степях стада пасутся, а в садах растенья вьются. Земля везде заселена, леса и горы и моря. Ведь без Света твоей Любви Земли Вселенной будут пусты.» «Слава тебе, Богиня Леля , да на нашей Земле! Слава! Слава! Слава! Да в красный твой день, да в Лелин день! Слава!

(Когда староста говорил это прославление , все поднимали руки к небу и радостно хлопали, приветствуя солнце)

«Солнце, ясное Солнце! Ты в этот день землю согреваешь. Своим Златом её поливаешь. Золотом, Солнце, да серебром. Росистый цветок потому ведь росится, что только в любви плод прекрасный родится. Девчоночки от этого все наряжаются, в домах своих тщательно они прибираются.
Чтоб Леля с Небес вниз снизошла, да на поля Мидгарда пошла. Златой посох она посылает, волхвам службу служить поручает. Чтоб тьму они из сердец изгоняли и мысли чёрные к нам не пускали. Чтоб люди земли поля засевали, да жатву всю вовремя ту собирали. Чтоб улыбались они и смеялись, родными к друг другу всегда оставались. Мы Лелю Богиню сейчас прославляем, и в жертву ей трёх голубей посылаем. Пусть им дева Ветрица лететь помогает и весточку нашу к Богам посылает. Чтоб Леля с Чертогов своих выходила, да к девицам нашим она подходила, и девы цветы на главу ей набросят, да светлой любви в подарок попросят. Славься, Леля, Богиня Любви, ты пройди от края до края земли. Посохом златым прикоснись ко всему. Теплоту любви дай ей и ему. Пусть в наших сердцах весна настает и белым цветом счастья цветет. Чтоб белых венков всем нам навить и друг другу потом подарить. Венков еще таких не видали, ведь их на Краю Земли (Даарии) собирали.
И Веду книгу при том напевали, чтоб гнев из сердец людских уходил, и никто ни кого никогда не сердил. За это Богиню мы все прославляем и в жаркий костер ей мы требы кидаем. Цветы полевые мы Леле пошлем, Небесный Чертог её ими устелем. Нет места кручине, нет места печали, Богиня Любви ведь нас не оставит.
(Девушки раздавали цветы, все возлагали их на сложенный жертвенный костёр)

«Ой, Леля Небесная, мы Веду поем, услышь — наши просьбы к тебе воздаем. Ту Древнюю Веду храним с тех времён, когда Пращуры бравые шли за волхвом. И жертвы приносим нашим Богам, чтоб помощь они посылали к нам: «Ой, Леля, Богиня ты Леля моя ,- так пела Русалка те Веды даря, — Ты светом храни нас , удачу нам шли, и спящих в ночи прошу, соблюди, ты помни о нас, не забывай. И долгого века всем пожелай». Так Веду русалка ту пела, и в книгу волхвов все смотрела. И просьбы Богами да будут услышаны! Пиры их требой нашей насыщены. Мы тоже теперь всех гостей созываем. И трапезой братской их угощаем. Ту братчину Леля сама осветит, и игрища наши благословит. Чтоб люди Богов прославляли и Лелю, Богиню Любви, поминали. Слава Богине Леле! Слава! Слава! Слава!

C этого дня начинают полновластно править миром энергии Лели. Давая четкое определение этому периоду, можно сказать так: в это время землею управляет любовь, семья, очарование, притяжение, рост карьеры и улучшение здоровья. Для этого периода существует «закон горя и радости», который гласит: горестные, отрицательные чувства замедляют время, а радостные, жизнеутверждающие чувства и эмоции ускоряют его.

Наши предки считали: до тех пор пока у человека живы мечты, до тех пор пока человек может их создавать, он жив.

Человек без внутреннего потенциала озарения и влюбленности в собственную жизнь — это ненормально; так считали наши Боги, создавая для нас материальный мир, наполняя его внутренней глубиной духовности и озаряя его силою любви. Любовь продлевает жизнь, так говорят и психологи, и медики. Жизненные тяготы влияют на состояние нашего здоровья, мешают внутренней ритмике здорового организма и приглушают его силы.
Леля, приходя в нужное время на землю, усиливает способности людей. Именно поэтому данный период времени активизирует жизнь, а у некоторых людей круто изменяет судьбу в целом.

Слава Леле Небесной!

Пусть Счастье, Любовь, Радость пребывают во всех Родах Расы Великой!

Источник —
http://www.slavianin.ru/nasledie/prazdniki/den-leli-nebesnoy.html
http://midgard-svaor.com/lelya/

Праздник Красная горка, или Лельник (Лель) – древний народный языческий праздник, посвященный двум богам, символизирующим весну – Даждьбогу и Лели. Лель – богиня любви, весны и благодати, покровительница счастливых браков, и благополучных родов – была, согласно славянской мифологии, дочерью богини Лады и Сварога, верховного владыки небосвода.

Содержание:

  • 1 История о том, как у богини появился муж – могучий оборотень Огненный Волх
  • 2 Когда отмечают Красную горку?
  • 3 Славянские традиции и обычаи
  • 4 Описание оберега и его значение
  • 5 Кому подходит данный оберег?

История о том, как у богини появился муж – могучий оборотень Огненный Волх

В древние времена на Мать-сыру-землю напал страшный и могучий бог подземелья Индра. Покорил он ее и подчинил себе. В результате появился на свет прекрасный воин, который был силен необычайно и получил способность оборачиваться любым зверем, каким пожелает.

Задумал он наказать злого бога Индру и отомстить за мать. Спустился в подземное царство и в тяжелом бою победил бога подземелья. А его коварная жена, Змея Пераскея, околдовала Волха и обманом заставила жениться на себе. Но мало было коварной Пераскее подземного царства, захотелось ей власти над миром. Подговорила она Волха-воина украсть яблоки золотые в райском саду Ирия.

Вкусив этих яблок, любой смертный станет самым могущественным на земле и покорятся ему все боги. Обернулся Волх соколоми полетел в сад. В саду том гуляла Лель – увидел он ее и влюбился без памяти. Мил был и Лели Волх воин, стали они тайно встречаться. Но узнали о тайной любви две коварные сестры Лели – Жива и Морена – богини жизни и смерти, позавидовали своей сестрице, решили разлучить влюбленных. Сговорились меж собой, да и утыкали окно Лели острыми иглами.

Изранился Волх, когда влетел в окно, да и вернулся в подземное царство полуживым. Долго тосковала прекрасная богиня по своему суженому, и решила отыскать его, где бы он ни был. Семь железных сапогов истоптала, семь посохов железных истерла, но нашла-таки Волха и сняла с него чары Пераскеи.

Дали свое согласие боги на свадьбу Лели и Волха, а он с тех пор охраняет сад Ирийский, и живет с женою своею, Лелью, в любви и радости. И с этих пор дарует богиня всем, кто просит, светлую любовь, счастливый брак и крепкие отношения.

Когда отмечают Красную горку?

Изначально Красную горку отмечали 22 апреля по старому стилю, накануне Егорьева дня. Но после принятия Христианства на Руси праздник перенесли на следующее после Пасхи воскресенье, которое называют таже Антипасхой или Фоминым воскресеньем. В 2019 году Лельник или Красная горка, приходится на 5 мая. Обычно на Руси к празднованию Красной горки приурочивали смотрины, свадьбы и венчания.

Славянские традиции и обычаи

Традиционным местом празднования становился холм – отсюда и название – Красная (красивая) горка. На холме устанавливали скамейку или подобное ей сиденье из земли и травы – дерновую лавку. На лавку усаживали самую красивую по мнению селян девку – она играла роль Лели.

Красавицу наряжали в белые одежды, украшали ее платье зелеными травами, а на голову плели венок из весенних первоцветов. Вокруг скамьи раскладывали различные дары и подношения – кувшины со свежим молоком, хлебные караваи, сыр, сметану и яйца.

Девушки на выданье плели венки и складывали их у ног ряженой Лели, стремясь заполучить благословение богов на щедрый урожай.

Вокруг скамьи водили хороводы, пели песни, прославляющие богиню весны и призывающие ее спуститься и разделить праздник с ними.

По ходу праздника девушка, исполняющая роль Лели, надевала на головы своим подругам венки, затем песни и пляски переносились в сторону от лавки, туда, где разжигали костер. Хороводы и песни продолжались уже вокруг него.

Традиционно Лельник считался праздником молодых девушек и женщин, а Лель или Леля – покровительницей девушек-подростков. После праздника девушки надевали на себя обереги – символ богини Лели, Для того, чтобы богиня «приглядывала» за ними не только во время славянского женского празника, но и каждый день. Такие обереги называли Лельниками.

Описание оберега и его значение

Испокон веков Лельник считался у крестьян покровителем девочек и детей, оберегом от несчастий и сглазов. Сам знак Лели похож на молодую девушку в платке с взметнувшимися в танце юбками. Оберег будто источает легкость, радость и силу. Носящая такой знак девочка или девушка получала не только поддержку в амурных делах, но и силу природы, сакральные знания и покровительство самой Земли-матери.

Примечательно, что Лель покровительствовала и защищала младенцев любого пола, но только до трех лет, далее её защита распространялась только на девочек.

В старину Лельник наносили на одежду и посуду для детей, вырезали на игрушках.

Оберег Лельник способствовал смягчению характера и делает помыслы чистыми, а голову – легкой. Символ Лели помогал развитию творческого дара и талантов, развивал терпение и укрощал нрав.

Кому подходит данный оберег?

  • Младенцам любого пола до трех лет – убережет от сглаза и несчастья.
  • Маленьким девочкам от 3 до 12 лет – поможет сгладить характер и прояснить голову.
  • Девушкам-подросткам от 12 до 17 лет – дарует первую любовь и сохранит девичью чистоту.
  • Девицам на выданье от 17 до 25 лет – поможет скорее выйти замуж и дарует красоту.
  • Женщинам, мечтающим о беременности – поможет зачать и выносить младенца.
  • Роженицам – облегчит роды и убережет младенца от проклятья.
  • Молодым мамам, и их младенцам – отгонит злых духов и дарует младенцу и матери покой и гармонию.
  • Зрелым женщинам – подарит мудрость и знания о том, как сохранить мир в семье, убережет мужа от неверности.

Славяне неспроста уделяли пристальное внимание оберегам и носили их, не снимая. Тем, кто искренне верит в силу амулетов, они даруют защиту и покровительство.

Обереги – мощная точка концентрации энергии и знаний наших предков, сакральный смысл которых мы поймем и примем, лишь вернувшись в истокам.

Поэтому несомненно необходимо интересоваться историей языческих праздников, возвращаться к корням и стараться дить по заветам предков, ведь истинная сила и мощь кроется не в амулетах, а нас самих. Обереги лишь концентрируют ее и направляют в нужное нам русло.

Лельник – праздник Красной горки. Богиня Леля, дарующая любовь и весну, покровительница молодых девушек и детей. Наши предки, славяне, с особым почтением относились к ней и устраивали в её честь праздник, называемый Лельником.

Содержание

  1. Когда отмечают праздник Лельник?
  2. Традиции, связанные с праздником Лельник
  3. Значение оберега Лельник
  4. Из чего изготавливается оберег Лельник?
  5. Значение Лельника в наши дни

Когда отмечают праздник Лельник?

Иное название Лельника – праздник Красной горки. Но он является лишь одним из торжеств, посвященных богине Леле. В весеннюю пору праздники в её честь проходят несколько раз.

Фотография символа лельник

Иное название Лельника – праздник Красной горки

Вот их список:
1) 8 марта – в этот день начинаются заклички Весны. Славяне пели 8 марта специальные песни, называемые веснянками, а также угощали птиц печеньем, которое выпекали именно для этой цели;
2) 20 марта – это день Весеннего Равноденствия. Славяне верили, что именно 20 марта Ярило приводит Лелю на Землю;
3) С 16 по 22 апреля проходят Первые Русалии;
4) 22 апреля Лельник (или Красная горка). Это главный праздник в честь Лели;
5) С 10 мая по 10 июня – это Зеленые Русалии. В эти дни провожают Лелю. Даты проводов богини выбираются с учетом региона и наступления летних дней. Праздник славян Лельник считается женским. Всем представительницам женского пола вне зависимости от их возраста принято было дарить цветы. Они символизировали вечное цветение молодости, сохранение женского очарования и красоты.

Традиции, связанные с праздником Лельник

22 апреля славяне собирались на холмах, чтобы устроить праздник в честь Лели. Они выбирали самую красивую незамужнюю девушку и надевали ей на голову венок из цветов. Такой девушке была отведена роль богини Лели. Рядом с ней ставили различные приношения, чаще всего это были продукты, а другие девушки водили вокруг неё хоровод и пели песни.

Фотография праздника лельник

Это главный праздник в честь Лели

Птицы были посланниками Лели, они приносили весну и поднимались к Небу, Верхнему миру, отсюда идет традиция украшать бытовую утварь и одежду изображениями птиц. В обиходе славян были распространены ковши в виде уток и лебедей, обереги для женщин в виде уточек. Был у наших предков и обычай печь печень в виде жаворонков.

Праздники, подобные Лельнику, встречаются во многих странах Европы. Например, в Италии есть праздник Примавера — день первой зелени. А в Греции 22 апреля с древних времен празднуют в возвращение на землю Персефоны.

Значение оберега Лельник

Славяне почитали этот оберег, ведь он обладает божественной силой. Его можно сравнить с энергетическим щитом, защищающим детей и девушек, ещё не связанных семейными узами. Символ Лельник является универсальным и выполняет сразу несколько функций. Он призван защитить свою владелицу от различных болезней и злых сил. А также его задача – раскрыть внутренний потенциал человека, а это очень важно для детей.

Фотография оберега лельник

Защитник детей и девушек, ещё не связанных семейными узами

Славянский оберег Лельник – это воплощение безграничной любви к детям, проявление искренней заботы по отношению к ним.

Маленькие девочки находятся под защитой богини Лели, ведь они пришли в этот мир с великой миссией. Леля – это расцвет Весны и женственности, её мать – прекрасная богиня Лада, поэтому считается, что у оберега Лельник есть две сильные покровительницы: Леля и Лада.

Из чего изготавливается оберег Лельник?

Славяне чаще всего вырезали этот амулет из дерева или же вышивали его на одеждах. Но всё же большей силой обладают обереги, изготовленные из серебра, ведь оно является священным символом богини Лели. Сама же она – олицетворение вечной молодости. Её образ – девушка с длинными светлыми волосами, красивая и жизнерадостная. Сравнивается она с чистотой женского сердца. Не случайно символом и покровительницей оберега Лельник считается береза, воплощающая в себе невинность и непорочность.

Фотография вышивки лельника

Чаще всего делали амулет из дерева или же вышивали его на одежде

Серебряный амулет богини Лели способен отталкивать от себя любое зло, главное его назначение – поддержание Жизни на земле. А поскольку рождение детей возложено на женщин, то этот талисман призван оберегать их от всех негативных влияний и воздействий. Леля вечна молода, что символизирует бессмертие Природы, её вечное цветение. Эта богиня помогает и всем представительницам женского пола сохранять свою молодость и красоту.

Значение Лельника в наши дни

Богиня Леля и сегодня готова помочь всем представительницам прекрасного пола. Девушки, которые носят этот оберег, раскрывают свои скрытые способности, становятся более целомудренными, а также развивают в себе женственность. Все тяготы жизни они переносят легко или вовсе избегают их, поэтому приобретают внутреннюю свободу и начинают прямо светиться изнутри. Они излучают энергию доброжелательности, любви и гармонии. Лельник помогает своим юным владелицам получить сокровенные знания, подготавливая их к взрослой жизни.

https://sputnik-georgia.ru/20190504/Slavyanskiy-Lelnik-ili-Krasnaya-gorka-2019-traditsii-i-obychai-245129679.html

Славянский Лельник или Красная горка 2020: традиции и обычаи

Славянский Лельник или Красная горка 2020: традиции и обычаи

Древние славяне на Лельник водили хоровод вокруг самой красивой девушки 04.05.2019, Sputnik Грузия

2019-05-04T18:23+0400

2019-05-04T18:23+0400

2020-03-31T13:26+0400

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23847/64/238476403_0:126:1199:804_1920x0_80_0_0_27dea2f4b990f0e9eb206df95ac7ea22.jpg

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2019

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_GE

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23847/64/238476403_0:69:1199:823_1920x0_80_0_0_6817ed954d5ec797dc35e0ab96318490.jpg

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

новости, справки , в мире, лельник, красная горка

новости, справки , в мире, лельник, красная горка

18:23 04.05.2019 (обновлено: 13:26 31.03.2020)

Подписаться на

НовостиTelegram

Древние славяне на Лельник водили хоровод вокруг самой красивой девушки

Лельник или Красная горка — древний славянский праздник, который отмечают 5 мая.

Лельник посвящен славянской богине юности и любви – Леле, олицетворяющей весну, обновление природы, и покровительствующей детям.

Sputnik Грузия рассказывает о славянском празднике Лельник или Красная горка, а также о его обычаях и традициях.

Лельник или Красная горка

Обычно Лельник праздновался накануне Юрьева дня. Праздник называли также Красной горкой, так как местом действия становился холм, расположенный рядом с деревней.

Пасха в разных странах мира — топ-7 интересных традиций>>

На горке заранее устанавливали небольшую деревянную скамью, на которую сажали самую красивую девушку, исполняющую роль Лели.

Наряжали девушку, по традиции, в белые покровы, шею, руки и стан перевязывали свежей зеленью, а на голову надевали венок из весенних цветов. На скамью справа и слева от девушки складывали различные дары — по одну сторону ставили каравай хлеба, а с другой стороны — кувшин с молоком, сыр, масло, сметану и яйца.

Пасха и крашенные пасхальные яйца - Sputnik Грузия

А у ног Лели-хороводницы, по обычаю, складывали сплетенные венки.

Девушки-подруги в нарядных сарафанах водили вокруг скамьи хоровод и славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. Девица, сидевшая на скамейке по ходу пляски и пения надевала венки на своих подруг.

На вершине горки или холма, по обычаю, под конец праздника разжигали костер, вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

Однако, со временем истинное значение Лельника или Красной горки постепенно забылось — он превратился в обычный летний праздник, во время которого отмечали приход весны.

В древние времена, славяне считали, что вечно юная Леля покровительствует всем незамужним девицам, поэтому, по традиции, девочек, рожденных в Лельник, называли Леля.

Обычаи и традиции

Славянские девушки на Лельник или Красную горку, по традиции, совершали разные обряды и ритуалы, чтобы в любовных отношениях царило взаимопонимание и просили у богини любви счастливого замужества.

На Лельник или Красную горку у славян было принято расписывать яйца. На них изображали целые сюжеты из наиболее почитаемых мифов и сказок, из своей жизни. В настоящее время, множество таких произведений древнерусского искусства хранятся в музеях страны.

Разукрашенные яйца «писанки» и «крашенки» делались на Руси с древних пор. 

Яйца, как крашенные, так и белые, по традиции, участвовали во множестве весенних обрядов. Прежде чем пахать поле, яйцо, по обычаю, разбивали о голову вола или лошади. Яичко, во время посевной закапывали в землю. С яйцом обходили стадо, чтобы уберечь скот от болезней, а затем отдавали его пастуху.

Лельник или Красная горка считался единственным днем в году, когда бездетная женщина, без обращения к колдунам и знахарям, могла обрести детородную силу.

Для этого женщины, по обычаю, поднимались ни свет ни заря, чтобы успеть к рассвету на лесную поляну, где от утренней росы поднимался вешний пар. Именно этот пар и обладал чудодейственной силой, известной с незапамятных времен.

Что такое Антипасха или Фомин день 2020: история и обычаи>>

На Лельник также было принято украшать дома, утварь и одежду с изображениями птиц. Эта традиция восходит корнями к культу Рожаниц (богини судьбы и покровительницы рождения). Птицы были посвящены богине Леле. Они были ее посланницами и слугами, и именно они приносили на своих крыльях весну.

Лельник считался женским праздником. На этот день, по традиции, приходилось самое большое количество смотрин и свадеб. Поэтому к Красной горке готовились заранее, наряжались в самые красивые наряды и одежды. Девицы старались всячески привлечь к себе внимание – вплетали в косы яркие ленты и надевали красочные платки.

Люди на Красную горку не работали. По обычаю, нужно было сходить в баню, попросить прощения у родных и близких за нанесенные обиды, чтобы очистить свою душу.

В Лельник, по традиции, обходили все родники и ручьи. Источник у каждой семьи был свой, который почитали, содержали в чистоте, с любовью пили оттуда воду и умывали лицо.

Материал подготовлен на основе открытых источников

«ЛЕЛЬНИК» — Лелин День – первый праздник, открывающий «Красную Горку».

Богиня Леля приходит в наш мир Явный 22 апреля. Леля — дочь Богини Лады и Бога Сварога. Богиня девичьей любви, покровительница влюблённых, богатства, счастья и красоты. Богиня весны и плодородия, младшая из Рожаниц, Богиня деторождения.

Нудная, но полезная информация из истории (можно пропустить): Имя этой Богини, родственно словам «лелеять» (заботиться), «люлька» (колыбель), «лелека» (аист; как известно, приносящий детей) и многим-многим другим. Академик Б.А. Рыбаков приводит старинное письменное свидетельство о почитании Лели – в «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой Горе» (XVI век, Польша), где сказано: «На том же месте был храм трёх идолов, которых звали Лада, Бода, Леля». В паре Lado и Lely Леля упомянута в польских церковных запрещениях языческих обрядов начала XV в. (Urbanczuk, 1947, s. 88). В несколько более ранней (1423) «Ченстоховской рукописи Яна из Михочина» мы узнаем, что «в эти три дня сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски, не бога, а дьявола, т. е. Йеша, Ладо, Леля, Ныя. Такие если не покаются, да пойдут с „Yassa, Lado“ к вечному проклятию». В ряде других польских поучений против язычества XIII–XIV вв. говорится, что именно девушки поклоняются идолам именно в эти дни.

А что на Руси? Как отмечает Н.М.Гальковский («Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси», 1913 г., с.95), со ссылкой на Стоглав (глава 41,92 и 93), сохранились яркие обличения язычества, в том числе чествование Лели. В “Вечери духовной”, в 1670 г. Симеон Полоцкий обличал тех, которые «воспевали коледу, ладу, лелю, инии же руссалия плещуще». То есть и через семь столетий после крещения Руси, несмотря на жестокие расправы и преследование инакомыслия, наш народ сохранил верность своим Богам и своим традициям. В качестве примера приведем некоторые описания праздника.

Суть праздника выражается в том, что и сегодня девушки, чествуя Лелю, просят её наделить их девичьем счастьем – красотой, привлекательностью, вниманием и влюблённостью со стороны парней, одарить природу весенним цветением, и затем – хорошим урожаем. Замужние женщины обращаются к ней с просьбой о даровании первенцев, о рождении здорового потомства. Б.А. Рыбаков пересказывает сообщение Древлянского о белорусском народном празднике «Ляльник», отмечавшемся 22 кветня (апреля): «Девушки выбирали из своей среды самую красивую и она исполняла роль Лели. Для Лели изготавливалась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была символизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Леля, а по сторонам от неё на скамью укладывались приношения (по одну сторону – хлеб, а по другую – кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана). У ног Лели лежали сплетённые венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели, прославляя её как кормилицу и подательницу урожая. По окончании хороводной пляски и пения Леля наделяла девушек венками». Это был девичий праздник, и на Руси мужчин, любопытных парней и близко не подпускали. А вот у Румын, например, парни допускались к чествованию Лели: — «Холостые парни и девицы обращаются к Леле с просьбою послать им ровню (устроить ровный брак)» («Телескоп», 1833, VIII, 511-2). О том, что старославянские традиции живы и по сей день, отмечает Б.Рыбаков: в июле 1939 г. он сам наблюдал во время проведения раскопок в Курской области, как «женщины «играли Лелю», ведя хоровод с воздетыми руками» (Д.Дудко, «Матерь Лада»).

В этот день можно изготовить для себя «Лелин» веночек, как и «Купальский» -самостоятельно. А если у вас есть знакомые незамужние девушки, молодые женщины, сделайте для них своими руками такой подарок в День прихода Лели. Во время плетения обращайтесь мысленно или вслух к Богине, вплетайте свои пожелания, идущие от сердца, в веночек. И не забудьте вплести в него веточку рябины или берёзы. Как отмечает Д.Гаврилов, два этих дерева посвящены, в том числе, и Леле. Такой же венок стоит подарить и тем женщинам, которые заждались появления своего малыша. «Подарочный» венок на себя не примеряйте, наденьте его той, кому он предназначен. Одаренная веночком девушка пусть хранит его до следующей весны, как оберег (Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. «Тайны языческой Руси», 1996 г., с.298). Ну, а у сильной половины в этот день есть прекрасная возможность ещё раз (а может быть, и впервые) выразить возлюбленной свои чувства. Диапазон широк – от весеннего стихотворного поздравления до предложения руки и сердца! И закончим описание Дня Лели словами исследователя старины Дмитрия Дудко: «Леля – едва ли не самый светлый образ славянских Богинь. У неё нет никаких тёмных ипостасей, она не склонна ни к жестокости, ни к разгулу… Но её праведность – не бесплотная чистота ангела или святой монахини. Она Богиня весны, любви и жизни, и потому щедро дарит миру изобилие, плодородие, красоту» («Матерь Лада. Божественное родословие славян»).

С праздником вас, дорогие Славянки! Слава Леле!

Некоторые пояснения (тоже можно пропустить): Примечание 1: Пусть вас не настораживает название горы в начале этого описания. Само название «Лысая гора» уже говорит о древнем ритуальном месте. Это уже в позднейшие христианские времена, дабы покончить с исконной народной верой, с «Лысыми горами» связали предания о «нечистой силе» (которой у славян-язычников просто не было), о шабашах ведьм и ведьмаков. Известна Лысая гора под Киевом, Лысая гора близ днепровских порогов, где было найдено скифское ритуальное навершие, и др. Участь всех «Лысых», «Красных» и прочих гор известна из наших летописей: «Потом Владимир повелел рубить церкви и ставить их на тех местах, где раньше стояли кумиры» (Н.Гальковский, «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси», с.123; 1913 г.). И теперь по всей России «…большею частью на «Красных горках» стоят св.храмы, заступавшие при переходе от Язычества к Христианству места языческих требищь и мольбищь» (П.Снегирев. «Русские простонародные праздники», т4, с26; 1839 г.) Примечание 2: Как отмечают Д.Гаврилов и С.Ермаков («Древние Боги Славян»): «Леля — Богиня. Лишь в фантазиях авторов XVI–XVIII вв. она стала мальчиком Лелем… Лель возник из желания непременно заиметь в славянской мифологии своего Купидона».

источник http://www.blagievesti.ru/65722124-lelnik.html

Лельник — Красная горка Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности (Фото: Radu Razvan, по лицензии Shutterstock.com)

Праздник «Лельник» обычно праздновался накануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также «Красной горкой», потому что местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели).

Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

Для современного человека имя Лели ассоциируется со сказкой А.Н. Островского «Снегурочка», где Лель представлен как прекрасный юноша, играющий на свирели. В народных песнях Лель является персонажем женского рода — Леля, а основными участниками, посвященного ему праздника, были девушки.

Показательно, что в обрядах, посвященных Лели, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующий в других летних праздниках, например, в Русальной неделе и Дне Ивана Купалы.

В весенней обрядности повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц — «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранятся тысячи писанок, являющихся самым массовым наследием языческих представлений.

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.

Аналогичные праздники существуют у многих народов Европы. В Италии отмечают примаверу — день первой зелени, в Греции еще с античных времен празднуют в этот день возвращение на землю Персефоны, дочери богини плодородия Деметры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник лексическое значение толковый словарь
  • Праздник крещеных татар
  • Праздник лезгинов яран сувар
  • Праздник крещения христова
  • Праздник лезгинки когда