Праздник летчика испытателя

В авиационном мире Федотов считается одним из самых выдающихся пилотов второй половины XX столетия. Он установил 18 мировых авиационных рекордов, три абсолютных мировых рекорда, до сих пор никем не побитых

В авиационном мире Федотов считается одним из самых выдающихся пилотов второй половины XX столетия. Он установил 18 мировых авиационных рекордов, три абсолютных мировых рекорда, до сих пор никем не побитых

Виктор Корецкий. Наша Родина - родина авиации! 1949

Виктор Корецкий. Наша Родина — родина авиации! 1949

Виктор Корецкий. Наша Родина — родина авиации! 1949

Торжественные мероприятия, посвященные 90-летию со дня рождения Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации Александра Васильевича Федотова прошли 23 июня в подмосковном городе Жуковский.

Летчик-испытатель Александр Федотов

Летчик-испытатель Александр Федотов

ФедотовАлександрЛетчик-испытатель

Торжественная программа началась с памятного митинга на Быковском мемориальном кладбище. У могилы А. В. Федотова собрались родственники, коллеги и друзья Александра Васильевича, чтобы почтить его память.

Перед началом митинга, отдавая дань памяти летчику-испытателю, пролетел на малой высоте и сделал приветственный вираж истребитель МиГ-29. Самолет этого типа 6 октября 1977 года впервые поднял в воздух А. В. Федотов.

К собравшимся обратился глава городского округа Жуковский Юрий Прохоров: — «Александр Федотов был выдающимся летчиком-испытателем Советского Союза, нашей страны. Человек, который установил множество авиационных рекордов, часть из которых до сих пор не смогли превзойти. И очень приятно, что здесь присутствуют люди, которые знали его лично и продолжают его дело».

Выступление главы городского округа  Жуковский Юрия Прохорова

Выступление главы городского округа Жуковский Юрия Прохорова

ПрохороваЮрияЖуковскийокругагородскогоглавыВыступление

Герой Советского Союза, Народный Герой Казахстана, заслуженный летчик-испытатель СССР, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации Токтар Аубакиров сказал: «Александр Федотов всегда всему своему окружению уделял большое внимание. Он был человеком с очень тонкой психологией. Он все время стоял выше нас. Он был такой необычный человек, мы его все любили. Были противоречия в коллективе, но он всегда их сглаживал».

Выступление летчика-космонавта Токтара Аубакирова

Выступление летчика-космонавта Токтара Аубакирова

АубакироваТоктаралетчика-космонавтаВыступление

Токтар Онгарбаевич рассказал, что только сейчас понял, с высоты своих прожитых лет, насколько Федотов был уникальным руководителем. За время своей работы на фирме ОКБ им. А. И. Микояна он сумел сколотить коллектив не только летчиков, но инженеров всех групп. Все инженеры, работавшие на фирме, считали его инженером, своим коллегой, они знали, что он может подсказать, что надо делать. И на самом деле, если какие-то трудности были, то Александр Васильевич умел и инженеру подсказать, где есть какие-то ошибки и что там скрыто.

«А в летной практике, наверно, сильней его я в общем-то не видел никого. Он был рожден летать — он другого больше ничего не хотел делать. Он хотел летать, летать и летать. И самолеты были его главной семьей, его жена Галина Васильевна это подтвердит», — отметил Аубакиров.

Космонавт, Герой Советского Союза Виктор Афанасьев: «Мне посчастливилось сделать совместный полет с Александром Федотовым на МиГ-29УБ, как раз перед совместными государственными испытаниями. И этот полет до сих пор у меня внутри, как будто это было вчера. У каждого свои воспоминания об Александре Федотове, и они навсегда остаются в нашем сердце. Память об Александре Васильевиче будет в наших сердцах, пока мы живы».

Космонавт Виктор Афанасьев  и  Андрей Симонов

Космонавт Виктор Афанасьев и Андрей Симонов

СимоновАндрейиАфанасьевВикторКосмонавт

Летчик-снайпер, полковник Василий Георгиади: «Мне посчастливилось с ним летать. Ни к одному летчику-испытателю как к Александру Федотову не собирается столько народу здесь 4 апреля, в день его гибели, почтить его память. Хочу проинформировать, в Армавире, на пересечении центральных улиц ветераны нашего родного летного училища в 2015 году установили памятник Федотову, они собрали деньги на этот памятник. И вот сегодня мне сообщили, что ветераны вместе с курсантами Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков провели митинг у памятника и возложили цветы».

Выступление  Василия  Георгиади

Выступление Василия Георгиади

ГеоргиадиВасилияВыступление

Ветеран ОКБ им. А. И. Микояна Августа Филиппова рассказала: «Александр Федотов был совершенно простым, очень обаятельным человеком, говорившим всем и всегда правду. Я занималась системой автоматического управления — автопилотом. Для того чтобы научить автопилот работать как летчик, мне пришлось много работать с Александром Васильевичем. Об автопилоте он говорил: очень короткий век у летчика, и автопилот нужен, чтобы продлить ему жизнь».

Выступление ветерана  ОКБ им.•А.•И.•Микояна Августы  Филипповой

Выступление ветерана ОКБ им. А. И. Микояна Августы Филипповой

ФилипповойАвгустыим. А. И. МикоянаОКБветеранаВыступление

Торжественное мероприятие продолжилось во Дворце культуры города. Там воспоминаниями об Александре Федотове поделились люди, много лет работавшие с ним: Андрей Недосекин, заместитель управляющего директора — директор ОКБ им. Микояна, Валерий Новиков, заслуженный машиностроитель РФ, долгие годы возглавлявший Летно-испытательную и доводочную базу ОКБ им. Микояна.

Генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР, бывший командующий авиацией ПВО страны Владимир Андреев сказал: «Мне приходилось выполнять с Федотовым совместные полеты. Думалось, вот человек высокого профессионального класса, человек, который освоил и до глубины понимает самолеты и человека в самолете, внесший очень большой вклад в развитие авиации ПВО».

Генерал-полковник авиации,заслуженный военный летчик СССР  Владимир Андреев

Генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР Владимир Андреев

АндреевВладимирСССРлетчиквоенныйзаслуженныйавиации,Генерал-полковник

Андреев рассказал, что в конце 1960-х и в начале 1970-х в авиацию противовоздушной обороны начали поступать самолеты совершенно другого уровня: по скорости, по высоте полета. И это как раз говорит о том, что самолеты фирмы Микояна — они по сути, в какой-то степени обогнали уровень подготовки летчиков, которые летали на прежних типах самолетов. Это был уже другой самолет, он требовал уже не только психомоторики, но и большого нормального мышления человека в воздухе.

«Мы вынуждены были делать такие поездки по авиаполкам для того, чтобы можно было летчикам более глубоко познать — как же летают на этих режимах, какие особенности есть у самолетов. У самолета, как и у человека, есть хорошие свойства, а есть иногда и не очень. Поэтому я свидетель: много раз, когда в полк прилетал Александр Федотов, это был почти праздник, летчики подходили к нему, спрашивали, интересовались. И у него не было никакой звездности. Но все знали, что это Федотов. На самом деле это высочайший профессионал. И когда он разбирал полеты, это, конечно, была целая школа», — рассказал Андреев.

Также он отметил: «Принцип преемственности поколений всегда должен быть, и я рад, что в Микояновской фирме замечательные ребята, сильные, мощные, которые продолжают то, что когда-то делали мы».

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая рассказала: — _«У нас есть оружие — ракета „Кинжал“, такого в мире ни кого нет. Но если бы не было самолета МИГ-31, некуда было бы подвешивать эту ракету. Были люди, которые МИГ-31 пытались отправить на свалку, под трактор. Но то, что сохранился МИГ-31, в который Александр Васильевич вложил свой труд и погиб он, к сожалению, на этом самолете. До тех пор, пока наша страна будет обладать таким оружием, а „Кинжал“ — это еще не предел, есть еще резервы, когда этот самолет будет использоваться еще для более интересных и для многих недостигаемых целей».

Светлана Евгеньевна рассказала, что Александр Федотов вложил свою душу и свой труд в самолеты МИГ-31 и МИГ-29, а также другие самолеты, которые и сегодня есть и летают. По ее словам, это будет память на долгие годы, на долгие времена. «Мы должны гордиться тем, что знали Александра Васильевича, и тем, что и сегодня нашу страну защищает то оружие».

Летчик-космонавт СССР Токтар Аубакиров и летчик-космонавт Светлана Савицкая

Летчик-космонавт СССР Токтар Аубакиров и летчик-космонавт Светлана Савицкая

СавицкаяСветланалетчик-космонавтиАубакировТоктарСССРЛетчик-космонавт

«Его дело никогда не будет забыто в нашей стране. И, кстати, сегодня Министерство обороны очень живо откликнулось на этот юбилей. По команде министра Сергея Шойгу создан фильм „Легенды армии“. Это хорошая память на будущее и для родных, и для всех нас об Александре Васильевиче Федотове», — отметила Савицкая.

К этому событию Клуб Героев г. о. Жуковский подготовил и издал замечательную книгу, которая распространялась перед торжеством, «МиГи жизни Александра Федотова». В книге собраны воспоминания об А.Федотове, его дневниковые записи и тексты публичных выступлений. В издание вошло большое количество фотографий из семейного архива Федотовых, до этого нигде не публиковавшихся.

В зале присутствовали ближайшие родственники Александра Васильевича: жена Галина Васильевна и дети: Александр, Виктория, Алла.

Также в городе Армавире ветераны и курсанты Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков провели митинг у памятника Федотову и возложили цветы.

Возложение цветов к  памятнику   Александра Федотова город Армавир

Возложение цветов к памятнику Александра Федотова город Армавир

АрмавиргородФедотоваАлександрапамятникукцветовВозложение

Александр Васильевич Федотов родился 23 июня 1932 года в городе Сталинград (сейчас город Волгоград). В 1950 году окончил Сталинградскую спецшколу ВВС. В декабре 1952 года окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков, служил в нем летчиком-инструктором. В 1958 году окончил Школу летчиков-испытателей, в 1965 году — Московский авиационный институт.

А.В. Федотов поднял в небо и провел испытания большинства самолетов, разработанных и построенных в ОКБ им. А.И. Микояна за эти годы. Он установил в 1961–1977 годах 18 мировых авиационных рекордов (из них три — абсолютные) скорости, высоты, грузоподъемности и скороподъемности на самолетах Е-152, МиГ-25 и МиГ-25М.

Погиб 4 апреля 1984 года в испытательном полете на самолете МиГ-31.

Александр Федотов — Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями.

Его именем названа Школа летчиков-испытателей.

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 20 августа

День Воздушного Флота России Монета Банка России, серия История русской авиации. ИЛ-76.

День Воздушного флота России (ранее известный как День Авиации) — профессиональный праздник всех пилотов воздушного флота, авиаторов, инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры России — отмечается ежегодно в третье воскресенье августа на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 3564-1 от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День Воздушного Флота России».

В этот день традиционно проводятся праздничные мероприятия, посвященные и Дню Военно-воздушных сил России, с показательными выступлениями пилотажных групп, вертолетов и парашютными прыжками.

У Дня Воздушного флота России два «отца-основателя»: Николай II и Иосиф Сталин. Они оба в разные годы в августе отдали значимые для российского воздухоплавания распоряжения.

12 августа 1912 года последний русский царь повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в её ведение все вопросы развития нового рода войск.

Через два десятка лет уже Иосиф Сталин установил в Советском Союзе традицию праздновать День воздушного флота СССР. Этот праздник (также известный как Всесоюзный день авиации, или День Авиации) был закреплен Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859, в честь выдающихся достижений учёных, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, лётного и технического состава ВВС РККА.

Первое празднование Дня воздушного флота прошло 18 августа 1933 года. В этот день на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе в Москве был организован авиационный праздник, на котором продемонстрировали образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены советского правительства во главе со Сталиным.

Долгие годы День воздушного флота отмечался в СССР 18 августа и стал всенародным праздником.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа. Эта традиция была продолжена и в постсоветской России. Президиум Верховного Совета РФ в 1992 году постановил отмечать этот профессиональный праздник также в третье воскресенье августа.

День Аэрофлота, с 1979 по 1988 год отмечавшийся во второе воскресенье февраля, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» был объединен с Днем воздушного флота СССР.

В жизни России с её огромной территорией значение воздушного транспорта сложно переоценить, ведь в некоторые населенные пункты можно добраться только по воздуху. Авиация обеспечивает мобильность людей, решает важнейшие социальные задачи по снабжению жителей труднодоступных районов продуктами питания, медикаментами и другими предметами первой необходимости, содействует развитию деловой активности, обеспечивает межрегиональные связи.

В настоящее время парк воздушных судов (самолеты и вертолеты) пока удовлетворяет спрос на перевозки, география полетов российских авиакомпаний постоянно расширяется.

Напомним, что День работника гражданской авиации России отмечается ежегодно 9 февраля.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «День Воздушного Флота России»

Праздники авиации. Поздравления с днем авиации.

Работа в воздухе, связана с ежедневным риском, большими нагрузками и стрессами для всего организма. Профессия героев, ее уважают, ей восхищаются, к ней стремятся, она достойна наград и щедрых, громких праздников и поздравлений с дем авиации. Праздники авиации — это те дни, в которые вы просто обязаны поздравить знакомых и родственников, работающих в этой сфере. Про праздники авиации и поздравления с днем авиации читайте ниже.

Если небеса для вас раздвинулись

Значит, вы — волшебники крылатые,

 И просторы дивные раскинулись,

И парите, от рассвета до заката вы.

     Ежедневно жизни доверяют

Сотни, тысячи и более людей,

Вам сердца и души все вверяют,

Чтоб несли их вдаль быстрей!

Берегите их, заботьтесь и храните,

Стороной чтоб обошла беда,

На своих крылах перенесите,

Мы за вас помолимся всегда!

Все праздники авиации :

Безусловно, такая масштабная многогранная профессия, связанная с ежедневным риском, имеет не одну дату для празднования.

  • Успехи авиации в международном масштабе не могли не быть незамеченными. В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН учредила праздник  «Международный день гражданской авиации», который  с тех пор приято отмечать 7 декабря.
  • 9 февраля — день гражданской авиации России
  • 23 декабря — день Дальней авиации
  • 1 июня — день Военно-транспортной авиации
  • 17 июля — день Морской авиации
  • 12 августа — день ВВС РФ
  • 3-е воскресение августа — День воздушного флота.
  • И конечно же, каждое 13 число, каждого месяца, словно в разрез судьбе, отмечают небесные воители свои благополучные, бесчисленные приземления.

праздники авиации

***

Воздушного флота  великий праздник

Его среди многих мы выделяем.

И собран он в сердцах самых разных

О чьих мы подвигах и не знаем.

Герои, быстро взмывши в небеса,

Рискуя ежедневно жизнью для тебя

Чья  бесконечно непрерывна  полоса,

Как взлетная, так и своя.

Гражданские или военные,

Вас чтим мы каждого и поздравляем,

Бессмертные, стальные и бессменные,

Мы вам от всего мира пожелаем:

Взлетать…  лететь…  летать …

Всегда, в любое время года,

Чтоб ангел мог свою защиту дать,

И в солнечные дни, и в непогоду!

Как поздравить пилота?

Если близкий вам человек связал свою жизнь с небесами и такой особенной профессией, как пилот, то и поздравлять  следует по-особенному.  Подобрать прекрасные, слова, отражающие сущность профессии, создать незабываемый антураж и, конечно же, интересные  подарки.

***

Для чего человеку крылья даны?

Чтобы в небо взмывать бесконечно

Как же сверху частички планеты малы,

И совсем не видны человечки.

Вы взмываете ввысь, вы взмываете вверх,

Ежедневно,  руку на пульсе держа

Отвечая за жизнь, отвечая за всех,

Так, красиво паря над землей, и кружа!

Мы желаем здоровья вам, сил и терпенья,

Мы желаем погоды хорошей всегда

Пусть летает с вами удача, везенье,

А нелетным часам не бывать никогда!

Поздравления с днем авиации

Наверное, самое великолепное ощущение праздника для пилотов — это побыть дома с семьей, поэтому не стоит предлагать походы  в рестораны или другие заведения. Праздник должен быть семейным, если, конечно, это уже не корпоратив. 

Лети пилот, лети, взмывай

Будь ежедневно выше всех,

И силы все свои бросай,

На приземленье без помех!

А по бокам с тобой летят

Пусть Ангелы твои

И за тобой они глядят,

До самой, до земли!

Оформление праздника, в домашних условиях. 

Закажите торт в виде штурвала или форменной фуражки, можно оформить обед, как в самолете, подать все блюда на разносах и в одноразовых упаковках, но, конечно, исключительно  домашнего приготовления. Или приготовить их в форме самолета, эмблем и прочей летной атрибутики, дать интересные названия, связанные с данной профессией. Например, придумать коктейли  и  оригинально назвать их, «Взлетная полоса», «Зона турбулентности» или «Семь тысяч над землей».  Салаты оформить и также именовать – «Шасси»,  «Штурвал»,  «Трап» (для цветовой палитры используем черными оливки, коричневые орехи, фиолетовые лук и капусту).  Горячее разложить на блюде в виде самолета или эмблемы авиакомпании.

По квартире развесить небольшие бумажные самолетики, шарики и прочие мелочи, ассоциирующиеся с воздухом.

Поздравления с днем авиации 343Корпоратив.

Приглашение на банкет в виде билетов. Обслуживающий персонал вашего банкета следует переодеть в униформу компании, которая празднует, на входе раздавать «взлетно-посадочные» конфетки. Зал оформить воздушными шарами с эмблемами авиакомпании подобрать соответствующую музыку, периодически разбавляя ее объявлениями,  звучащими в самолетах и аэропортах.

Стулья могут имитировать подобие самолетных кресел, к примеру, оснастить подголовниками или ремнями безопасности. Блюда могут подаваться в одноразовых контейнерах,  фольге или просто отражать специализированную  тематику.

Само мероприятие организовать в форме полета, экзотического путешествия, экзамена для сотрудников воздушной индустрии, незапланированного приземления.  В стиле ретро, к примеру «Полет 60 — е», а может быть, наоборот, «Небеса, 3100 год» и так далее.

Подарки

Очень тяжело удивить человека, который видел во много раз больше чем вы, но нужно все-таки постараться. Один из вариантов — подойти к вопросу с юмором и подарить ему билет на поезд, автобус или морского судна для  какого-либо турне по городам, странам Европы. Преподнести модель самолета, запонки или портсигар  с символикой, именные часы, удобное кожаное кресло, как в кабине пилотов.

Конечно, это исключительно тематические подарки и нюансы праздника, вы можете выбрать темы совершенно несвязанные с летным делом.

Строки поздравления.

Пилоты, бортпроводники и бортпроводницы! Каждый третий человек в мире, хотя бы раз доверял вам свои жизни и жизни своих близких. И вы, на высочайшем уровне, миллионы раз справлялись с данной задачей.  А все потому, что вам не занимать ни профессионализма, ни смелости, ни отваги, ни самоотдачи. От всего сердца,  в ваш праздник, мы хоти пожелать, самое главное – здоровья!  Ведь только оно дает вам возможность взмывать в небеса, а нам быть в надежных руках. Невероятного везения, от которого также зависят наши с вами судьбы. Безоблачного неба, бескрайних просторов, сильнейших ангелов хранителей и тысячи летных часов впереди! С праздником вас небесные сотрудники летной индустрии!

Avia.pro

Летчиков-испытателей вот уже 70 лет в России готовят в специальной школе имени Александра Федотова. Слушателями становятся опытные пилоты военной или гражданской авиации, которые провели в небе тысячи часов. В программе обучения полеты по приборам, перевозка опасных грузов, работа в нештатных условиях.

Во время отказа сразу двух двигателей посадить вертолет способен только пилот высочайшего класса. В такой момент в кабине с летчиком-испытателем находится еще более опытный инструктор, который подсказывает расстояние до земли.

«Испытание самолета или вертолета – это труд целого коллектива: конструкторов, инженеров, техников, летчиков, штурманов. То есть это командная работа, и насколько эта команда сплоченная, профессиональная, настолько будет и, соответственно, результат», – уверен заслуженный летчик-испытатель РФ Венер Мухаметгареев.

Летчики отрабатывают различные нештатные ситуации на специальном тренажере. Одно из заданий – пожар на борту самолета в небе над Жуковским. Летчику необходимо сесть на посадочную полосу, которая находится неподалеку. За каждым действием подопечного следят инструкторы у мониторов. Есть в учебном классе и имитатор вертолета.

Самые первые слушатели завершили обучение в школе летчиков-испытателей в 1950 году. Выпускник прошлого года Михаил Шило сейчас тестирует новейший Миг-35. Такую ответственную миссию доверили всего нескольким испытателям.
 

В ближайшее время Миг-35 поступит на вооружение российской армии. Не исключено, что образцы следующих моделей будут тестировать новые выпускники школы летчиков-испытателей.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «2Воробьевская основная общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области

Сценарий

внеклассного мероприятия о военных летчиках «Жизнь, посвящённая небу и Отечеству»

Составитель: учитель Чаплыгина Татьяна Дмитриевна

2019 год

Сценарий

внеклассного мероприятия о военных летчиках «Жизнь, посвящённая небу и Отечеству»

Эпиграфы  к мероприятию:

1.    “Всю свою жизнь до последней капли крови я посвящаю Родине”.

                                                                                                                В. П. Чкалов

  2. Взлёт – это поэзия для лётчика… Это неописуемо!

                                                                                      А. С. Горяинов

Звучит музыка (минус) из песни «Авиамарш» (Марш советских летчиков)

(слова П. Германа, музыка Ю. Хайта)  (Слайд 1,2)

I. Вступительное слово учителя.   

Учитель (на фоне тихой музыки). Добрый день!  Сегодня мы расскажем вам жизни людей, посвятивших себя небу и Отечеству, о славных подвигах военных летчиков. “Всю свою жизнь до последней капли крови я посвящаю Родине”- сказал легендарный летчик Валерий Чкалов, и остался верен своим словам до конца своей короткой, но героической жизни.

С древних времен человек мечтал взмыть к небу, словно птица! Веками, годами люди искали способ завоевания неба. И своим умом и изобретательностью человек все-таки смог покорить воздушный океан! 
        12 августа 2012 года исполнилось 100 лет Военно-воздушным Силам России. Военно-воздушный флот был, есть и будет одним из элитных видов Вооруженных Сил России. Российское небо находится под надежной защитой мужественных, отважных и профессиональных людей!    

        Летчики, конструкторы, инженеры, техники – все, кто служит на благо родины в авиационной промышленности, являются воплощением высочайшего мастерства, таланта и необыкновенной человеческой отдачи в труде. 
         Все годы Военно-воздушных Сил России наполнены отвагой и героизмом. Имена прославленных летчиков навеки вписаны в летопись отечественной истории. Современные Военно-воздушные Силы развиваются и с гордостью продолжают традиции тех, кто стоял у истоков российской Авиации. 

Ученик 1.

   Воздушный флот
  Воздушный флот
  Властитель голубых высот,
  Творец нерукотворных трасс,
  знаком ты каждому из нас.  
(Слайд 3.) 

Ученик 2.

 Когда взлетает самолет
 душа ликует и поет,
 И блещут ярко два крыла,
 И даль прозрачна и светла.

 Ученик 3.

 И радость наполняет взор,
 когда внизу краса озер
 И быстролетный путь высок
 И впереди – чреда дорог.

Ведущие по очереди:

— Самой высокой мечтой называют мечту о небе.

— На летчиков смотрят как на самых счастливых людей.

— Они видят нашу землю с огромной высоты.

— Они знают радость полета.

— Люди всегда хотели подняться в воздух.  (Слайд 4. Ковер-самолет.)

— Эта мечта осуществилась в 18 веке во Франции. (Слайд 5.)

— Первые пилоты, братья Монгольфье, поднялись в небо на воздушном шаре. (Слайд 6.)

— Братья Райт, первые полетели на самолете с двигателем в 1903 году. (Слайд 7.)

 А вы знаете, что…

— Слово «самолет» появилось, когда еще не было самолетов. Так называли самоходный паром.

— Первый пассажирский самолет был:  российский «Илья Муромец». (Слайд 8.)

— Каждый день в небе летают 25000 самолетов.

— Самый большой самолет в мире – Ан-225 («Мрия»). Его скорость 800 км/ч. (Слайд 9.)

Ученик 4.

 Издавна люди хотели летать,

    В неба глубокую синь воспарить.

    Что же – сбылась голубая мечта,

    Можем мы крылья отныне дарить,

    Хоть и не перья в тех крыльях, а сталь.

Ученик 5. 

    Но для того, чтоб рассечь облака,

    Сердце должно быть бестрепетным, стать

    Взор очень острым и твердой рука.

    Нынче ж восславим немногих из многих людей,

    Кто эти крылья стальные надел!

II. Основная часть внеклассного мероприятия

Демонстрация видеофильма  «Военные летчики»

Ведущий 1. Отечественные ВВС были задействованы во всех войнах и конфликтах, в которых участвовала наша страна. Обладая большой ударной мощью, авиация способна влиять на ход крупных операций как на сухопутных, так и на морских театрах военных действий.

(Слайд 10.) 

Ведущий 2. Императорский военно — воздушный флот — военно — воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский Военно-воздушный флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.  

       (Слайд 11.)   

Легендарный пилот Пётр Нестеров в 1913 году выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран 

         Императорский военно-воздушный флот прекратил существование в 1917 году после революции. Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из России.

Ведущий 1.   Советские военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 году как Рабоче — Крестьянский Красный Воздушный Флот.

(Слайд 12.) 

После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя.   

    (Слайд 13.)  

  Ведущий 2.  Военные летчики стали первыми из тех, кто был удостоен звания Героя Советского Союза.      (Слайд 14.)           Герой Советского Союза – это звание является высшей степенью отличия. Оно присваивается за личные и коллективные заслуги, связанные с совершением геройского подвига. Первыми Героями СССР стали семь отважных лётчиков, спасших челюскинцев. Это были первые маяки беспримерного мужества, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю нашей страны 

Ведущий 1. Кто же эти Герои?  

Ученик 1. Валерий Чкалов (Слайд 15.)

2 февраля 2004 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза В.П. Чкалова.

Его называют гением пилотажа, героем, богатырём, поэтом воздуха. Знаменитому лётчику Валерию Чкалову было всего 34 года, когда он погиб при испытании новой машины (в 1938 г.). Он многое успел, многое понял, многое пережил. И рано постарел. Испытал более 70-и типов самолётов, “научил” их выполнять фигуры пилотажа, которых раньше и в лётном уставе-то не было, совершил два грандиозных беспосадочных перелёта – по сложности и дальности первые в истории.

Валерий Павлович был очень сильным человеком – и телом, и духом, но главное – он был высочайшим профессионалом, одним из лучших лётчиков. Он умел делать то, что не могли делать другие. Он всю жизнь учился, ему многое было интересно. Он хотел летать на любых самолётах. А ещё у Чкалова была мечта — облететь вокруг Земли. И если бы всё сложилось иначе – возможно, он был бы в первых рядах космонавтов!

Валерий Павлович Чкалов  родился в небогатой семье, окончил ремесленное училище. Затем пошёл в лётную школу, окончил несколько таких школ. Стал лётчиком-испытателем.  Он дружил с музыкантами, писателями, актёрами. Был заядлым театралом, хорошо разбирался в спорте, любил слушать классическую музыку. Он очень заботился о людях, о своей семье, о семьях друзей…

Когда начались массовые репрессии и один за другим стали исчезать его старые друзья, он пытался защитить их, писал письма о том, что они не являются врагами народа.

Гибель Чкалова была героической, как и его профессия лётчика-испытателя, и вся его жизнь. Он не выпрыгнул с парашютом, хотя такая возможность была, а тянул до конца, до последнего, потому что внизу были дома, он боялся убить людей. Он упал вместе с машиной.

В Нижегородской области после смерти Валерия Павловича 56% родившихся в 1938 году мальчиков назвали Валериями. Вот такая была у человека слава!

На родине Чкалова, в селе Василёва Слобода, когда-то чинили пароходы. Сейчас это город Чкаловск. Там есть музей Чкалова, памятник ему.

А большой бронзовый памятник Валерию Павловичу стоит  в Нижнем Новгороде  над Волгой   и хорошо виден   со всех проплывающих по Волге судов.

Память об этом удивительном человеке хранится сегодня в названиях городов и улиц, заводов, клубов, станций метро.

Ведущий 1.   В годы Великой Отечественной войны советские военно-воздушные силы ярко проявили свои высокие боевые качества в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, в воздушных сражениях на Кубани, в операциях на Правобережной Украине, в Белоруссии, Ясско- Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской операциях.  (Слайд  16.)

Ведущий 2.

  В первом налете утром 22 июня 1941 г. участвовало около 800 бомбардировщиков и до 500 истребителей врага. Отражая первый и последующие налеты авиации противника, наши летчики смело вступали в воздушные бои. В этих боях, наряду с применением оружия, советские летчики успешно применяли и таранные удары по вражеским самолетам, стремясь любыми средствами предотвратить удары фашистской авиации по нашим войскам и объектам тыла. (Слайд  17.)

Учитель

Уже в первый день войны советские летчики-истребители самоотверженно таранили 16 вражеских самолетов. При этом шестеро из них остались живы. Тремя первыми советскими летчиками, получившими в ходе начавшейся войны звание Героя Советского Союза, были летчики-истребители — Михаил Петрович Жуков, Степан Иванович Здоровцев и Петр Тимофеевич Харитонов. Они получили свои награды 8 июля 1941 года.

 На всю страну были известны имена летчиков-асов: Ивана Кожедуба , Александра Покрышкина , Виталия Попкова, Николая Гулаева.

Ведущий 1. 

Мы собрали факты о советских асах, сбивших наибольшее количество вражеских машин.

Ученик 2. Иван Никитович Кожедуб  (Слайд  18.)

 Самый результативный пилот нашей истребительной авиации, мастер наступательного поединка, Иван Кожедуб выполнил в течение Великой Отечественной войны 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и сбил лично 62 вражеских самолёта. Отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта. Следует добавить, что Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром.

Первый воздушный бой Кожедуб провел  в марте 1943 года. В паре с ведущим, он должен был охранять аэродром, но взлетев, летчик потерял из вида второй самолет, получил повреждения от противника, а затем попал еще и под свою зенитную артиллерию. Кожедуб с трудом посадил самолет, в котором насчитали более 50 пробоин.

После неудачного боя летчика хотели перевести в наземную службу. Однако он твердо решил вернуться в небо.

Получив назначение заместителем командира эскадрильи, Кожедуб принял участие в воздушных боях на Курской дуге.

…Курская дуга. 6 июля 1943 года. Именно тогда, в своём 40-м боевом вылете, 23-летний пилот открывает боевой счёт, сбивает пикировщик.

На другой день он одерживает новую победу — сбил ещё один «Лаптёжник». 9 июля Иван Кожедуб уничтожает сразу 2 истребителя . Так зарождалась слава выдающегося советского лётчика, так к нему приходил опыт. 

Летом 1943 года он получил свой первый орден Боевого Красного знамени. К февралю 1944-го количество сбитых Кожедубом самолетов превысило три десятка. Летчику присвоили звание героя Советского Союза.

Рассказывают, что Кожедуб очень любил свои самолеты, считал их «живыми». И ни разу за всю войну не покинул свою машину, даже горящую.

(Слайд 19.) 

В мае 1944 года ему передали особый самолет. Пчеловод  из Сталинградской области Василий Викторович Конев перечислил свои личные сбережения в Фонд обороны и попросил построить на них воздушное судно имени своего погибшего племянника — летчика-истребителя, героя Советского Союза Георгия Конева. На одном из бортов самолета написали: «Имени подполковника Конева», на втором — «От колхозника Конева Василия Викторовича». Пчеловод попросил передать воздушное судно самому лучшему летчику. Им оказался Кожедуб.

За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, 18 августа 1945 года Ивану Кожедубу было присвоено звание трижды Героя Советского Союза.

Ученик 3. Александр Иванович Покрышкин     (Слайд 20, 21)

Трижды герой Советского Союза, сбивший  59 вражеских самолетов.  

Гений летного дела получил боевое крещение в первые дни войны. Тогда он был замкомандира эскадрильи 55-го авиаполка.

Будучи в госпитале, Покрышкин начал делать заметки в тетради, которую озаглавил «Тактика истребителей в бою». Именно в ней была описана его наука побеждать. Многие боевые и разведывательные вылеты Покрышкина были уникальными. Так, в ноябре 1941 года он, в условиях ограниченной видимости, добыл сведения о танковых дивизиях в районе Ростова. Накануне наступления 1942 года летчика удостоили ордена Ленина. Тогда он уже был дважды сбит и имел 190 боевых вылетов.

У летчика было много оригинальных тактик, позволяющих победить в бою.

К концу войны Покрышкин был самым известным на фронтах летчиком. Тогда была распространена фраза: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!». Немцы на самом деле оповещали пилотов о полетах русского аса, предупреждая о том, что нужно быть осмотрительными, набрать высоту, чтобы не рисковать.

К концу войны Покрышкин совершил более 650 боевых вылетов и принял участие в 156 воздушных боях.

 До конца войны знаменитый летчик был единственным трижды героем Советского Союза: третью «Золотую звезду» ему вручили 19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед. Георгий Жуков стал трижды героем 1 июня 1945 года, а Иван Кожедуб — 18 августа 1945 года.

Ученик 4. Николай Дмитриевич Гулаев           (Слайд 22)

Дважды герой Советского Союза. Сбил 57 вражеских самолетов.

3 августа 1942 года Гулаев принял первый бой: взлетел без приказа, ночью, сбил немецкий бомбардировщик. Командование объявило летчику взыскание и тут же представило к награде.

В феврале 1943-го Гулаева направили в 27-й истребительный авиаполк, в составе которого за год он сбил более 50 вражеских самолетов. Он был на редкость результативным: в день сбивал до пяти самолетов.

На Курской дуге, в районе Белгорода Гулаев отличился особо. В первой своей схватке, 14 мая 1943 года, летчик в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками, которых прикрывали четыре Мессера.   Гулаев   сбил с первой очереди сначала ведущего, а затем еще одного бомбардировщика. Летчик попытался атаковать третий самолет, но у него закончились патроны. И тогда Гулаев решился идти на таран.   Свидетелями подвига были пехотинцы  стрелковой дивизии, которые вынесли раненого, как они думали, летчика из кабины на руках. Однако Гулаев не получил ни царапины. В полку он ничего не рассказал — о том, что он сделал, стало известно спустя несколько часов, после донесения пехотинцев. После того, как летчик посетовал, что остался «безлошадником» ему выдали новый самолет. А позже наградили орденом Красного Знамени.

Последний боевой вылет Гулаев совершил с польского аэродрома   14 августа 1944 года. Всего Гулаев совершил 250 боевых вылетов и 49 воздушных боев.  

 В авиации он прослужил до 1979 года, пока не вышел в отставку.


 Ученик 5. Сергей Игнатьевич Руденко   (Слайд 23.)

Генерал-полковник авиации.

С октября 1942 г. и до конца войны С.И. Руденко — командующий 16-й воздушной армией, с которой прошел путь от Сталинграда до Берлина. Под его командованием 16-я воздушная армия приняла активное участие во всех операциях, которые проводились на Сталинградском, Донском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Как командующий воздушной армией С. И. Руденко обеспечивал прикрытие сухопутных войск, направлял борьбу летных частей и соединений на завоевание господства над противником в воздухе, планировал и руководил уничтожением наземных целей с помощью бомбардировочной и штурмовой авиации. Летчики 16-й воздушной армии совершили за 1942-1945 гг. около 280 тыс. самолетовылетов. Свыше 27,5 тыс. воинов армии награждены орденами и медалями, более 200 летчиков и штурманов стали Героями Советского Союза. А. Е. Боровых, В.М. Голубев и Е. Я. Савицкий удостоены этого звания дважды, И. Н. Кожедуб — трижды.

С. И. Руденко закончил войну в звании генерал-полковника. Зарекомендовал себя как выдающийся специалист боевого применения крупных соединений ВВС. После войны занимал ответственные должности в ВВС Советской Армии.  (Слайд 24.)

В соседнем с нами селе Уколово в годы Великой Отечественной войны находился штаб 16-й воздушной армии, там установлены памятный знак и памятник  этим событиям. (Слайд 25.)

Наши школьники не раз посещали это знаменитое место.

О боевом пути 16-й армии можно прочитать в военно-историческом очерке. (Слайд  26.)

Командующим   легендарной 16-й воздушной армией в 1983 – 1987 годах был наш земляк, бывший ученик нашей школы, о котором мы вам сегодня еще расскажем, Горяинов Алексей Семенович.

Ученик 6. Алексей Петрович Маресьев      (Слайд 27.) 

Алексей Петрович Маресьев является одним из самых легендарных персонажей Великой Отечественной войны. Алексей Петрович Маресьев — советский лётчик-ас, который стал идеалом мужества сразу для нескольких поколений советских людей.

Алексей Петрович  летал с протезами на обеих ногах, вел воздушные бои, стремился уничтожить врага в любых условиях и одерживал в них блестящие победы. Только за два дня в боях на Курской дуге сбил пять фашистских самолетов и был удостоен звания Героя Советского Союза.

Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 самолётов противника: 4 до и 7 после ранения. Стал прообразом знаменитой книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в которой фигурирует под фамилией Мересьев.

(Чтение отрывка из Поэмы о Настоящем Человеке В.П. Черникова)

Рождает Родина героев,

Коль нашу землю топчет враг,

Они, прикрыв ее собою,

Не отступают ни на шаг…

И летчики сражались смело,

Срывая вражеский налет,

Их сила духа без предела,

Они ее берут в полет.

У Алексея первый вылет,

Удар по технике врага,

На бреющем фашистов били,

Не дрогнула его рука…

Под Старой Руссой в жесткой схватке

Был самолет его подбит.

Мотор заглох, и нет площадки,

Но хорошо, что не горит.

Упал на лес, сбивая сучья,

В куски распался самолет,

Вот он, особый этот случай,

Когда остался жить пилот…

Как он прополз те восемнадцать

Голодных выстраданных дней?

Как телу трудно подниматься,

Но сила воли все ж сильней…

Врачи его смотрели долго

И вывод сделали один…

Лишь сила воли, чувство долга

Его оставили живым.

Взяв костыли, стал двигать ноги —

Как трудны первые шаги!

Учителя уж больно строги,

А в помощь только две руки.

«Я должен быстро научиться

Ходить и двигаться, как все.

Иначе в воздух не пробиться,

А без полетов трудно мне».

И он с упорством, силой воли

Тренировался каждый час.

Хотя в душе стонал от боли

И падал на пол много раз…

И доказал, что и в протезах

Готов на фронте воевать,

В ногах его теперь железо,

Лишь нужно им повелевать.

А жарким летом в сорок третьем

Попал на Курскую дугу,

Друзей своих на фронте встретил

В гвардейском боевом полку.

По восемь раз за день взлетали,

Громили, разрывая строй,

И в небе пушки грохотали,

Здесь каждый миг – смертельный бой!

И вот однажды, тем же летом

К ним в полк приехал Полевой,

Проговорили до рассвета

О буднях жизни боевой.

Он рассказал, как жизнь сложилась,

Почти что спал, закрывши веки…

И вскоре «Повесть…» появилась

О Настоящем Человеке!   

Звучит песня «Авиамарш» (Марш советских летчиков)

(слова П. Германа, музыка Ю. Хайта)    Презентация №2

Ведущий 1.  Готовясь к мероприятию, мы узнали много интересного о героях-лётчиках. Нам захотелось узнать и о лётчиках-земляках. Работу по поиску информации о них  мы будем продолжать.  А сегодня мы расскажем  о знаменитой женщине — летчице Великой  Отечественной войны.

Ученица 6. Екатерина Ивановна  Зеле!нко       (Слайд 28)

  Екатерина Ивановна Зеленко, Герой Советского Союза (посмертно), родилась 14 сентября 1916 года в  Ровенской области (Украина). Окончила 7 классов неполной средней школы в городе Курске, затем — авиационный техникум и Воронежский аэроклуб.  

  Кате было неполных 24 года, когда она помогала осваивать новые самолёты командному составу, где встречались ученики гораздо старше её по возрасту. Но умела молодая лётчица учить других так, что никто не считал зазорным учиться у женщины, сдавать ей технику пилотирования и не обижался на суровую требовательность.

За период своего участия в Великой Отечественной войне, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов,  участвовала в 12 воздушных боях.

 Тот роковой день, 12 сентября 1941 года, выдался серый, пасмурный. Командир   авиаполка полковник Янсен вернулся из разведывательного полёта с тревожной вестью: к Лохвице (Украина) с двух сторон движутся танковые соединения противника.

— Товарищ командир! Разрешите мне лететь? — подошла к Янсену старший лейтенант Зеленко.                    (Слайд 29.)

Она была опытным пилотом, но было в полку  и негласное решение: Катю беречь, в боевые полёты пускать пореже — единственная она в полку была женщина. И Янсен отдал приказание лететь экипажу Лебедева. А Катя не уходила, стояла навытяжку, смотрела умоляюще.

 — Летите в паре с Лебедевым, — решил командир.

— Можно на вашем самолёте? — спросила Катя, обратившись к Пушкину.

— Можно.— махнул рукой командир.

 — «Синенький, скромный платочек!» — донеслось сквозь рокот мотора: с этой песней всегда уходила в полёт Катя Зеленко.

Пушкин ждал экипажи минут через 45.  Только через час из штаба Воздушной армии позвонил Лебедев и доложил, что на них напали 7 Мессеров, бомбардировщики приняли бой. О судьбе экипажа Зеленко он ничего не знает. Вслед за звонком Лебедева в полку появился усталый, раненный в руку штурман Кати, лейтенант Павлык. Все бросились к нему: — Что с Катей? Где она? — » Катя, атакуя «Мессеров», вела огонь из крыльевых пулемётов. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. У нас в кабине запахло гарью.  Катя поняла, что меня ранили,  приказала прыгать. Я успел вывалиться из самолета, увидев, как Зеленко ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета».

Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лёта от своего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Однополчане не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она: — Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский — на лес, а наш — на край поля, в казацкую могилу — так у нас скифские курганы зовут. Старый Мусий Хоменко, бывалый солдат, и Анастасия Марченко первыми подбежали к самолёту. Среди его обломков лежал пилот в обгоревшем комбинезоне. Достали из нагрудного кармана документы. — Це дивчина! Та яка молодэнька! — печально сказал старый Мусий и склонил голову. Анастасия Пантелеймоновна посмотрела документы — удостоверение личности, орденскую книжку, комсомольский билет. — Комсомольский билет № 7463250… Екатерина Ивановна Зеленко… Год рождения 1916-й… — Надо схоронить дивчину, а то скоро немцы могут нагрянуть, — спохватился старый Хоменко. Похоронили Катю на опушке, неподалёку от того места, где упал её самолёт (после войны её останки были перевезены в город Курск ). А вечером Анастасьевку заняли немцы… Памятник Кате в Курске. В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск. Есть и в Курске мемориальная доска и памятник, посвященный этой героической летчице.       (Слайды 31, 32)

 Екатерина Ивановна Зеленко — единственная женщина в мире, применившая воздушный таран. В честь неё была названа малая планета Солнечной системы «Катюша».

???  (Исполняется  песня «МЫ, ДРУЗЬЯ, – ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ». Слова  С. Фогельсона,  музыка В. Соловьева-Седого).

Учитель. А продолжим мы наше мероприятие рассказом о  судьбе нашего земляка, замечательного человека, легендарного, героического летчика Горяинова Алексея Семеновича.

Мы гордимся тем, что Алексей Семенович учился в нашей школе, что его  жизненный путь начинался в наших курских краях. Отсюда начался его взлет в большую героическую жизнь. 16 ноября у Алексея Семеновича был день рождения. От чистого сердца мы желаем ему здоровья, долгих лет жизни и творческих успехов. Послужной список летчика, офицера занимает целую печатную страницу, а его 82-летний жизненный путь – пример для подражания вам — подросткам, тем, кто с детства мечтает о небе.

О жизни Алексея Семеновича вам расскажут наши гости, которые хорошо знают этого человека. Давайте поприветствуем наших гостей: журналиста газеты «Городские известия» Воробьева Василия Гурьевича,  корреспондента газеты «Золотухинская жизнь» Ольгу Николаевну  Локтеву, бывшего учителя 2й Воробьевской школы Воробьеву Анну Гурьевну, члена организации «Дети военных летчиков» Рева Елену Владимировну, учителя Будановской средней школы Дивину Галину Николаевну и ее учащихся.

Итак, слово предоставляется  ….

(Выступают гости)    

1.Рева Елена Владимировна  (Слайды 33- 58)

2.Будановская школа

3. Воробьева Анна Гурьевна

4. Локтева Ольга Николаевна

5. Воробьев Василий Гурьевич

Ведущий 1 

Промчались годы мирные мгновенно,

Проходит в жизни быстро всё, как дым,

Но память о героях незабвенна:

Поклонимся и мёртвым, и живым!

Ведущий 2.      

          В послевоенные годы советская авиация стала переходить на реактивные самолеты.

Современные Военно-воздушные силы были образованны  при слиянии двух войск — ПВО и ВВС. Теперь это совершенно новый вид Вооруженных сил РФ. Они отличаются оперативно-стратегическими свойствами, предназначением. Теперь этим войскам ставят совершенно другие задачи. Предназначены для ведения разведки, завоевания господства в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных районов страны и группировок войск, поражения различных объектов, поддержки с воздуха Сухопутных войск и сил флота, десантирования подразделений, перевозки войск и материальных средств по воздуху.

  III. Итог внеклассного мероприятия.  

Учитель. В настоящее время идет активное развитие и наращивание потенциала ВВС России. В ближайшие годы запланировано массовое внедрение многофункциональных истребителей. Эти самолеты обладают более мощными и экономичными двигателями, хорошей авионикой и современным радиолокационным оснащением. Ныне летчики активно осваивают перспективный учебно-боевой самолет Як-130, который позволяет обучать летный состав как технике пилотирования, так и боевому применению.

 Ребята, через несколько лет  вы окончите школу. Перед вами будет выбор: кем быть? Если вы захотите стать летчиком, то вас ждут такие учебные заведения как:

(Слайды 63-66.)

— Санкт-Петербургский государственный университет Гражданской Авиации

— Омский летный колледж Гражданской Авиации

— Ульяновское высшее авиационное училище

— Рыльский  авиационный технический колледж , находящийся в Курской области.

         В настоящее время военнослужащие ВВС достойно продолжают доблестные традиции старших поколений, успешно решают задачи по обеспечению безопасности и обороноспособности государства, осваивают новую технику, постоянно совершенствуют боевое мастерство.

         Небо России защищают отважные люди, настоящие профессионалы своего дела, а Военно-воздушные силы всегда были, и, безусловно, будут одним из элитных видов Вооруженных Сил России, гордостью Российской армии.  (Слайд 67.)

(Дети читают стихотворение).  

           Любите Россию

1.Колышет березоньку ветер весенний, 
Весёлой капели доносится звон… 
Как будто читает поэму Есенин 
Про землю, в которую был он влюблен.

2.Про белые рощи и ливни косые, 
Про жёлтые нивы и взлет журавлей. 
Любите Россию, любите Россию, 
Для русского сердца земли нет милей.

3.Нам русские песни с рождения пели. 
Нас ветер России в пути обнимал. 
Когда вся Россия надела шинели, 
Нередко, бывало, солдат вспоминал:

4.И белые рощи, и ливни косые. 
И мысленно детям своим завещал: 
Любите Россию, любите Россию — 
Россию, которую я защищал.

5.Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, 
Тот отдал ей сердце и душу свою. 
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне, 
О ней, о России, я песню пою.

6.Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!
                             (О. Милявский)

Демонстрация видеофильма « Я летчик».

Ведущий 1.  Прекрасных профессий на свете не счесть,

 (хором)  А профессии летчика – слава и честь!   (Слайд 68.)

Ведущий 2. Искренняя благодарность всем, кто принял участие в нашей встрече. Желаем всем счастья, здоровья, добра, а главное – мира!   (Слайды 69, 70.)

К встрече предстоящего праздника сейчас готовятся тысячи военнослужащих. И многие защитники Отечества будут отмечать его на боевых дежурствах, а некоторые и вовсе в воздухе. Съемочная группа РЕН ТВ пообщалась с представителями целой династии летчиков-испытателей и даже поднялась с ними в небо.

Инструктор и курсант в кабине тренажера вместе штудируют азы профессии летчика. В настоящем небе Дмитрий Ресницкий еще не был, но, похоже, им заболел.

«Видеть все вот это в полете — это неописуемое чувство. Видеть все как-то крохотным, восприятие со стороны совсем другое, особенно в небе», — рассказывает курсант Сызранского училища летчиков Дмитрий Ресницкий.

Офицерские династии, в которых все мужчины служат в армии, не редкость в России. Но семья Ресницких — особенная. Самый главный – дед, Юрий Петрович – знаменитый летчик-кругосветчик , облетевший Землю через полюса, сын –  авиатор-испытатель, и внук – курсант вертолетного училища.

Летчик-испытатель по умолчанию универсальный специалист, который может поднять в воздух любую машину. Для нас приготовили сюрприз – Ил 18-й, которых во всем мире осталось не более дюжины.

Впрочем, перед тем, как взять на борт журналистов, полковник Ресницкий сдал настоящий экзамен отцу, полковнику в отставке.

«Проверил его знания, задачу поставленную. Знает ли он хорошо эту машину», — говорит полковник в отставке, заслуженный летчик-испытатель Юрий Ресницкий.

Отец по едва уловимым движениям машины понимает — за штурвалом его сын. Он знает его почерк пилота. А мы, в свою очередь досконально изучили почерк главы авиационного семейства. И даже нашли архивные кадры того самого фантастического путешествия на самолетах «Руслан».

На работе летчикам-испытателям ставят максимально нестандартные задачи. Например, сесть в кабину самолета и пролететь 50 тысяч километров вокруг земного шара.

Тестировщикам нового Ан-124 тогда пришлось преодолеть с дозаправками 50 тысяч километров и доказать надежность техники в любых климатических условиях. Этот полет вошел в историю советской авиации наравне с подвигами Чкалова. Вот так  «Руслан» с бортовым номером 21 встречали в австралийском Мельбурне. А вот примерно в такую погоду он летел над Тихим океаном.

Тем временем в Сызрани подрастает смена летчиков, которые, возможно, еще успеют полетать и на «Илах», и на «МиГах», и на многих других машинах пилотируемой авиации.

«Но в будущем также планирую осваивать самолетную технику, это не так сложно, и я, как мой отец или дедушка, буду уметь пилотировать оба типа», — говорит Дмитрий Ресницкий.

За очередное занятие курсант получает пятерку. Летом его ждет летная практика. Уже не тренажер, а настоящее небо, в которое он заочно влюблен.

Ведущий
1:

         История
противовоздушной обороны, как особого вида вооруженной поддержки в защите
государства, насчитывает более ста лет с 1912 года.

         Крещением
для ПВО стала Великая Отечественная война. Приказом Народного Комиссариата Обороны СССР № 056 от 22.01.1942 года
был сформирован истребительный корпус авиации ПВО.

         Ведущий 2:

За годы войны
истребительная авиация стала одним из основных родов войск противовоздушной
обороны и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах
к объектам прикрытия. Она совершила около 170 тысяч самолето-вылетов и
уничтожила в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов.

Ведущий
1:

          Среди тех, кто защищал наше небо
во время ВОВ, были и наши летчики — дагестанцы. Красной нитью их имена вошли в
список Героев Советского Союза.

ВЫСТУПЛЕНИЕ
УЧАЩИХСЯ О ГЕРОЯХ ВОВ

1.                
АМЕТ — ХАН СУЛТАН

1920 года рождения.

С 22 июня 1941 года
младший лейтенант Амет-Хан Султан на фронтах Великой Отечественной войны. 31
мая 1942 года одержал свою первую воздушную победу. Перехватив на подступах к
Ярославлю вражеский дальний разведчик «Юнкерс-88» и израсходовав в
атаках весь боезапас, он таранил его, ударив левым крылом снизу. При ударе
«Харрикейн» Амет-Хана застрял в «Юнкерсе» и лётчику
пришлось воспользоваться парашютом. За этот подвиг он был награждён именными
часами.

 24 августа 1943
года капитан Амет-Хан Султан удостоен звания Героя Советского Союза с вручением
ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136).

Всего совершил
603 боевых вылета, провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в
составе группы 19 самолётов противника. 29 июня 1945 года помощник командира по
воздушно-стрелковой службе 9-го Одесского Краснознамённого Гвардейского
истребительного авиационного полка Гвардии майор Амет-Хан награждён второй
медалью «Золотая Звезда» (№ 66/II).

Ему присвоено звание
«Лётчик-испытатель 1-го класса»,  «Заслуженный лётчик-испытатель
СССР». За время лётной работы освоил около 100 типов летательных
аппаратов, его налёт составил 4237 часов. 1 февраля 1971 года погиб при
выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной
для испытания нового реактивного двигателя.

Награждён тремя орденами
Ленина (23.10.1942, 14.02.1943, 24.08.1943), пятью орденами Красного Знамени
(31.06.1942, 15.11.1942, 13.10.1943, 20.04.1945, 1953), орденами Александра
Невского (07.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (20.01.1945), Красной
Звезды (05.11.1941), «Знак Почёта» (1961) и шестью медалями.

2.    
ВАЛЕНТИН АЛЛАХИЯРОВИЧ ЭМИРОВ

1914 года рождения.

Участник
Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов в составе 68-го истребительного
авиационного полка, летал на И-16. В воздушных боях сбил 2 самолёта противника
(1 лично и 1 в группе). Награждён орденом Красного Знамени.

С 15 января 1942 года
старший лейтенант В. А. Эмиров на фронтах Великой Отечественной войны. До марта
1942 года командовал эскадрильей в составе 36-го истребительного авиационного полка.
В июле 1942 года назначен командиром 926-го истребительного авиационного полка,
имевшего на вооружении самолёты ЛаГГ-3.

10 сентября 1942 года
майор В. А. Эмиров при сопровождении бомбардировщиков в районе города Моздок в
паре с ведомым вступил в бой с 6 истребителями противника, сбил 2 из них, но
был подбит и сам. Летчик сумел покинуть потерявший управление самолёт, но
парашют не раскрылся. К тому времени совершил около 180 боевых вылетов, провёл
более 20 воздушных боёв, в которых сбил 7 самолётов противника (5 лично и 2 в
группе). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года
посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждёнорденом Ленина
(13.12.1942).

3. ЮСУП АБУЛАБЕКОВИЧ АКАЕВ

1922 года рождения.

С сентября 1943 года на фронтах Великой Отечественной
войны. Боевое крещение принял на Черноморском флоте, под Новороссийском. Затем
сражался на Балтике.

К июлю 1944 года командир 2-й авиационной
эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка. Капитан Ю. А. Акаев совершил
104 боевых вылета, уничтожил 18 различных кораблей, 3 паровоза, 11 танков, 72
автомашины, 4 самолёта, 5 торпедных катеров и много другой боевой техники
противника.

19 августа 1944 года за мужество и воинскую
доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжал служить в ВМФ.
С 1948 года майор Ю. А. Акаев — в отставке. Умер 19 ноября 1949 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени
 (трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени;
медалями.

4. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СИТКОВСКИЙ

1914 года рождения.

С 7 апреля 1943 года
лейтенант А. Н. Ситковский на фронтах Великой Отечественной войны в должности
командира звена. Летал на Як-7, Як-1 и Як-9. 8 мая 1943 года в воздушном бою был
ранен в голову.

К 25 января 1944 года
заместитель командира эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка. Старший
лейтенант А. Н. Ситковский совершил 105 боевых вылетов, в 40 воздушных боях
сбил лично 15 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от
13 апреля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена
Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3883).

23 февраля 1944 года в
воздушном бою тяжело ранен в ногу, потерял в полёте много крови, но сумел
посадить самолёт на своём аэродроме. Около 9 месяцев лечился в разных
госпиталях, в конце 1944 года вернулся в полк. Летал на Як-3.

К 9 мая 1945 года
командир эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка капитан А. Н.
Ситковский совершил 160 боевых вылетов, провёл 50 воздушных боёв, в которых
сбил лично 25 самолётов противника. Воевал на Северо-Кавказском, Южном, 4-м
Украинском, 3-м Белорусском и 1-м Белорусском фронтах.

Вернувшись в Махачкалу,
работал председателем ДОСААФДагестана. С 1957 года подполковник А. Н.
Ситковский — в запасе. Умер 20 января 2000 года.

Награждён орденами:
Ленина (13.04.1944), Красного Знамени (11.12.1943, 06.02.1944), Александра
Невского (04.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (06.05.1943,
11.03.1985), Трудового Красного Знамени (__.12.1959), Красной Звезды
(20.04.1953); медалями.

5.ЛЕОНИД АКИМОВИЧ ГАЛЬЧЕНКО

1912 года рождения.

С 22 июня 1941 года
капитан Л. А. Гальченко на фронтах Великой Отечественной войны в составе 145-го
Истребительного Авиационного Полка, командовал эскадрильей.

За подвиги представлен к
званию Героя Советского Союза от 6 июня 1942 года с вручением ордена Ленина и
медали «Золотая Звезда» (№ 872).

 Всего к 1 ноября 1944
года подполковник Л. А. Гальченко выполнил 310 боевых вылетов, провёл около 40
воздушных боёв, в которых сбил 12 самолётов противника.

После войны продолжал
служить в авиации, занимал различные командные должности в ВВС Закавказского
военного округа. С 1954 года полковник Л. А. Гальченко — в запасе. Жил в
Махачкале. Умер 26 сентября 1986 года.

Награждён орденами:
Ленина (06.06.1942), Красного Знамени (05.02.1940, 16.01.1942, 23.07.1944,
…), Отечественной войны 1-й степени (13.02.1944, 06.04.1985), Красной Звезды;
медалями, в том числе «За боевые заслуги» (03.11.1944).

6.КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ СУХОВ

 1923 года рождения.

С сентября 1942 года на
фронтах Великой Отечественной войны. Служил сначала в пехоте и кавалерии, затем
в авиации.

Гвардии старший
лейтенант К. В. Сухов совершил 297 боевых вылетов, в 68 воздушных боях сбил
лично 22 самолёта противника.

27 июня 1945 года за
мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя
Советского Союза.

После войны служил на
командных и штабных должностях в ПВО, летал на реактивных машинах. В 1951 году
окончил Военно — Воздушную академию. В 1973 — 1975 годах был советником в
Сирии, участвовал в Октябрьской Освободительной войне. С 1975 года Гвардии
полковник К. В. Сухов — в запасе.  Умер 15 сентября 2003 года.

Награждён орденами:
Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной
войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых
Силах» 3-й степени; медалями, сирийскими орденами «За боевую
Признательность» 1-й и 2-й степеней, «За боевую подготовку» 1-й
степени, медалью «За участие в Арабской Освободительной войне 1973 — 1974
гг.».

7. ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ
СЕНЧЕНКО

1922 года рождения. 

 С 18 сентября 1942 года
младший лейтенант В. П. Сенченко на фронтах Великой Отечественной войны в
составе 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Летал на Як-7,
Як-1 и Як-3.

Гвардии капитан В. П.
Сенченко совершил 224 боевых вылета, в 27 воздушных боях лично сбил 13 и в
группе 4 самолёта противника.  Участвовал в штурме Берлина. 27 июня 1945 года
удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали
«Золотая Звезда».

После войны продолжал
службу в Военно-Воздушных силах страны. С 1979 года генерал-майор авиации В. П.
Сенченко — в запасе.  Умер 26 августа 1994 года.

Награждён орденами:
Ленина (27.06.1945), Красного Знамени (19.02.1943, 01.08.1944, 05.04.1945),
Отечественной войны 1-й степени (24.07.1943, 11.03.1985), Красной Звезды,
«За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями.

№ 2 песня «Журавли»

Автор текста (слов): Р. Гамзатов

Композитор (музыка): Я. Френкель

Исп. хор

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времён тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не
потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый —

Быть может, это место для меня.

Настанет день и журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле.

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Ведущий
1:

В память о тех, кто сложил
свои крылья на фронтах войны – Минута молчания (метроном).

Ведущий
2:

Спасибо… Ну, а жизнь продолжается. Сегодня, 22 января  в России отмечается профессиональный праздник
войск авиации противовоздушной обороны (ПВО). Дата 22 января приказом
Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 г. объявлена годовым
праздником авиации ПВО.

Ведущий 1:

На данный момент
истребители ПВО способны в считанные минуты уничтожить вражеский самолёт или
принудить его к посадке. Войска противовоздушной авиации несут и мирную миссию
— они могут помочь лайнерам, терпящим бедствие.

Ведущий
2:

И вновь не можем не
сказать о наших доблестных дагестанцах!..

ВЫСТУПЛЕНИЕ
 УЧАЩИХСЯ О ГЕРОЯХ

1. ТАЙГИБ ОМАРОВИЧТОЛБОЕВ

1955 года рождения.

 С 1985 года — на лётно-испытательской работе,
был лётчиком-испытателем.

   Принимал участие в испытаниях 35
различных типов и модификаций вертолётов и самолётов. 8 августа 1995 года попал
в авиакатастрофу, но выжил. Участвовал в боях второй чеченской войны, в августе
— сентябре 1999 года эвакуировал мирных жителей и раненых из района боевых
действий.

     Указом Президента Российской
Федерации от 9 мая 2007 года за «мужество и героизм, проявленные при испытании
новых образцов авиационной техники» полковник Тайгиб Толбоев был удостоен
высокого звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

          В настоящее время
продолжает службу в вооруженных силах России. Заслуженный
лётчик-испытатель Российской Федерации, Народный Герой Дагестана. Был также
награждён орденом «За военные заслуги», рядом медалей.

2.
МАГОМЕД ОМАРОВИЧ ТОЛБОЕВ

 1951 года рождения. 

     С 1973 года — лётчик,
затем старший лётчик 642 гвардейского Братиславского Краснознаменного
авиационного полка истребителей-бомбардировщиков 5 Воздушной Армии.

С 1984 года — космонавт-испытатель
многоразового космического корабля «Буран», заместитель командира отряда
космонавтов-испытателей Летно-исследовательского
института.

         За период лётно-испытательной
работы освоил и испытал десятки типов и модификаций самолётов. На его счету
испытания МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27.

    Освоил и впервые поднял в небо несколько типов
сверхлёгких спортивных и экспериментальных самолётов. Совершил 2 благополучные
аварийные посадки самолётов с неработающим двигателем и одна посадку Су-27 с
разрушенным хвостовым оперением самолёта.

В 1976 году катапультировался из неуправляемого самолёта
МиГ-15 УТИ.

Испытывал на прочность самолёт МАИ-89, выполнил первый
подъём в воздух сверхлёгких самолётов «Эльф», МАИ, М-15, «Стаер» и др.

В настоящее время занимается общественно-политической
деятельностью.

НАГРАДЫ

  • Герой
    Российской Федерации (17 ноября 1992)
  • Орден
    Трудового Красного Знамени (1989)
  • Заслуженный
    лётчик-испытатель Российской Федерации (1996).

3.
МУСА ХИРАМАНОВИЧ МАНАРОВ

 1951 года
рождения.

Закончил
Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

В 1978
году зачислен в отряд советских космонавтов. Прошел полный курс общекосмической
подготовки к полетам на кораблях «Союз ТМ» и орбитальной станции
«Мир».

21 декабря
1987 года вместе с Владимиром Георгиевичем Титовым и Анатолием Степановичем
Левченко осуществил свой первый полет в космос в качестве бортинженера
космического корабля «Союз ТМ-4».

В течение
года работал на борту орбитального комплекса «Мир». По тем временам
это был самый длительный в истории космонавтики космический полет.

В августе
1990 года входил в состав дублирующего экипажа во время полета космического
корабля «Союз ТМ-10».

Свой
второй полет в космос начал 2 декабря 1990 года вместе с Виктором Михайловичем
Афанасьевым и японским космонавтом ТоехироАкияма в качестве бортинженера
космического корабля «Союз ТМ-11».

С 1990
года — космонавт-инструктор научно-производственного объединения
«Энергия». Занимался политической деятельностью.

Герой
Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1988
года). Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции. Имеет
международные награды.

Ведущий
1:

И Родина приветствует тебя,

И человечество стоит и рукоплещет,

И спину непокорную горбя,

Вселенная к тебе склонила плечи.

Ведущий
2:

Это люди, о
которых знает весь мир. Они устремлены в будущее. И наша сегодняшняя молодежь
берет с них пример. Одними из них являются ребята, которые занимаются в
технопарке «Кванториум» Малой академии наук. Им слово.

ВЫХОД
ВОСПИТАННИКОВ МАЛОЙ ДЕТСКОЙ АКАДЕМИИ.


3 песня «Трава у дома»

Исп.
хор

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник кудесы на руси
  • Праздник летучих змеев
  • Праздник летом когда прыгают через костер
  • Праздник кугече у марийцев
  • Праздник кубика рубика сценарий