Праздник летние святки

В июне 2023 года отмечается народный праздник Семик, или Зеленые святки. Посмотрите, какого числа пройдет это необычное торжество, каковы его история и традиции

У нас на слуху, в основном, зимние рождественские святки. Однако есть еще так называемые Зеленые святки, выпадающие на Троицкую неделю.

Главным днем Зеленых святок является Семик. В этот день принято поминать «заложенных» покойников – людей, умерших неестественной смертью. Расскажем, когда будет отмечаться Семик в 2023 году, как зародились обычаи празднования и каковы его традиции.

Когда отмечается Семик в 2023 году

Высчитать дату Семика несложно: после окончания Пасхи необходимо отмерить седьмой четверг, он наступает за три дня до Троицы, когда провожают весну и встречают лето. Семик в 2023 году выпадает на 1 июня. Это будет сорок седьмой день после Пасхи.

История праздника Семик

При подготовке к празднику Семик в 2023 году, хорошо бы внимательно изучить его историю и традиции. В дохристианские языческие времена, когда официального годового календаря еще не существовало, именно Семик отождествлял собой переход от весны к лету. Праздник настолько органично вошел в народные обычаи, что и после принятия христианства на Руси его продолжали почитать. Ведь поминовение умерших и ушедших из жизни всегда было у наших предков значимым ритуалом.

В конце XIX – начале XX века девушки Центрального региона России отмечали праздник семицко-троицкими гуляниями. Эти традиции зафиксированы в архивных рукописях Императорского Российского Географического Общества и на художественных полотнах. Был распространен Семик у приволжских народов – марийцев и чувашей.

История праздника Семик

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. Фото: wikipedia.org

Интересна история праздника Семик на различных российских территориях. В Западной Сибири на берегах Оби Семик широко отмечался до середины двадцатых годов прошлого века. А в некоторых отдаленных местах региона традиция праздновать Семик сохранялась практически до новейшего времени — 90-х годов прошлого века. Зеленые святки и в 2023 году могут широко отмечать, например, в сельских районах  Новосибирской области. Даже если название праздника Семик уже и не упоминается, некоторые основные традиции его в народе продолжают жить.   

Традиции праздника Семик

На картинах, изображающих проводы весны и Зеленые святки, чаще всего присутствуют молодые девушки. На Семик среди подросших девочек проводили обряд кумления. Юные барышни выбирали себе задушевных подруг, учились гадать на суженого. Символ Семика – береза как олицетворение жизненной энергии. Вокруг нее водили хороводы во имя предстоящего хорошего урожая. На дерево повязывали ленты, платки, бусы.

Березовыми ветками украшали на кладбище могилы умерших родственников. В некоторых областях в этот день приоритет отдавали поминовению «заложенных» покойников. Сначала поминали их души, а только после этого души своих родственников. Семик – единственный день в году, когда можно заказывать панихиду по покойнику, которого церковь отказалась отпевать при погребении.

При изучении традиции праздника Семик можно вновь обратиться к опыту регионов, накопленному в течение столетий. Например, на берегах Вятки на Семик на кладбищах устраивались в честь утопленников буйные поминки. А вот на Смоленщине в Семик даже запрещалось подходить к реке и, конечно, стирать и полоскать белье во избежание появления в деревне утопленников.

Популярные вопросы и ответы

Что обычно сеяли в Семик?

Зеленые святки предназначены были, в основном, для сеяния ячменя. При этом для этого праздника характерны различные аграрные ритуалы. Молодежь гуляла возле посевных площадей, проводила игры с колосками, славила будущий урожай.

Какие еще есть названия у этого праздника?

Как у всех народных, берущих свое начало в глубокой древности, праздников, у этой даты множество других названий. Значение их скрыто в глубине веков. Основное альтернативное название – Русалчин Велик день — произошло из-за того, что именно на эту дату намечались Похороны русалок, ритуальный обряд, символизирующий прощание с весной. 

Другие названия памятной народной даты начала лета: 

●      Троица умерших;
●      Велик четверг;
●      Великоденный четверг;
●      Тюльпа; Семуха;
●      Мавский Велик день;
●      Навская Троица;
●      Рипей;
●      Сухий четверг.

Становится совершенно ясно, что названия дню давались представителями различных российских областей и территорий. Изучение обычаев предков представляет собой немалый интерес для историков и краеведов нашей страны.

Языческие праздники

Зеленые святки (вторые Русалии)Вторая половина июня богата праздниками — как православными, так и древними, еще языческими. Языческие праздники этой поры, как правило, связаны с женским началом, водой, ворожбой, миром духов. Православные — с обретением веры.

У славян была неделя Зеленых святок. Праздновались они в начале-середине июня. Православное христианство к этому времени приурочило праздник Троицы, дата которого зависит от дня Пасхи (в 2023 году Троица4 июня).

Был также древний праздник Лита, приходящийся на день летнего солнцестояния, 21 июня. А еще тут же языческие Аграфена Купальница и Иван Купала.

Зеленые святки (вторые Русалии)

Начало Зеленых святок приходятся на 20 июня. Что же это за святки такие? Есть у них еще одно название — Вторые Русалии. Первые Русалии приходятся на апрель и посвящены чествованию девы Лели — юной и цветущей богини весны. Вторые Русалии — время, когда дева Леля становится женой Ладой, весна поворачивает на лето.

В обрядах Зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.  Зеленые святки состоят из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон Русалки. Девушки ходили в лес — «кумиться», плели венки из березовых веток, собирали букеты из лесных и полевых цветов, приносили их в дом, сушили и хранили в укромном месте весь год. Считалось, что растения в эту пору обладают магической силой. Завершались Вторые Русалии обрядом похорон Русалки, которую изображала красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белую одежду. Ее окружали девичьим хороводом, кланялись, оказывали всяческое почтение. После чего укладывали на доски и процессия шла к реке, где Русалку «пробуждали», а празднование завершалось ритуальным купанием.

Зеленые святки (вторые Русалии) 2Русальная неделя

Русальная неделя — время поминовения и общения с навками, русальими духами. Считалось, что русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно. В старину женщины проводили тайные обряды. Имеющие детей оставляли для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежду и еду, чтобы задобрить русальих духов. А те в благодарность должны способствовать плодородию полей, лесов и огородов, наполняя их соками Земли.

Люди верили, что на Русальной неделе русалок можно встретить вблизи рек, в полях и рощах, на перекрестках дорог и на кладбищах. По поверьям такая встреча — либо к богатству, либо к несчастью. Особенно русалок стоит опасаться девушкам и детям. Считалось, что русалки могут затянуть в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. В народе говорили:

» На Русальной неделе купаться опасно — русалки защекочут»

 Чтобы уберечься от русальего приворота, надо носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен или чеснок. Лучший оберег от нечистой силы — собранные в ночь на летнее солнцестояние — в Литу — ягоды бузины, а также прибитые над дверьми или над воротами веточки березы.

Семи́к (зелёные Святки) — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый так по главному дню. Отмечается с четверга (в иных местах со вторника) седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи (в иных местах по Троицын день). Праздник знаменует окончание весны и начало лета. Это был главный весенне-летний праздник, с обширным циклом игр, хороводов и песен. Здесь так же, как и в зимние святки, в календарную обрядность врывалась обрядность молодежная, предбрачная по своему характеру. Неделя зеленых святок называлась иначе семицкой (так как это была седьмая неделя после пасхи). Зеленые святки были связаны с представлением о расцветающей, входящей в силу растительности. Народ чествовал деревья и цветы.

Также Семик – это седьмой четверг после Пасхи, откуда и название. Считался большим праздником и открывал комплекс обрядов троицко-семицкого празднества, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую растительность. Также это день поминовения «заложных» покойников, то есть умерших неестественной или преждевременной смертью (в некоторых местах поминки проводились во вторник — «Задушные поминки»).

Зелёные святки (Семицкая неделя) 2013 года

18 июня – «задушные поминки» (поминовение «заложных» покойников)

19 июня – семуха, кривая среда

20 июня – Семик

22 июня – родительская или клечальная суббота (клeчанье – деревья, ветки, цветы, которыми убирают дома и церкви)

23 июня– Троица

24 июня  – Духов день

24 — 30 июня – русальная («гряная») неделя

27 июня – русальчин великдень

1 июля – проводы русалок


СЕМИК

Семик — седьмой четверг после Пасхи считался большим праздником, он открывал комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую растительность с центральным персонажем — березкой.

Почему народ выбрал именно берёзу? Объясняется это тем, что берёзка — первое дерево, одевающееся в яркую, блестящую на солнце зелень, тогда как другие деревья ещё едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно берёзки обладают особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки: они идут в рост и, следовательно, здесь находится сила деревьев. Эту силу надо использовать. Берёзовые ветки или молодые берёзки приносились из леса и расставлялись по домам в семицкую неделю. Дома украшались также цветами. Перед праздником мыли, чистили избы, всюду наводя чистоту. Дворы, и ворота также украшали берёзками, отчего вся деревня приобретала нарядный вид.

Обычно веселье в Семик начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы проходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце. Пели:

Берёза девушкам приказывала:

«Придите вы, девушки.

Придите вы, красные!

Сама я, берёзынька,

Сама я оденуся:

Надену платьечко все зелёное,

Все зелёное — все шёлковое;

Ветрик повеет — вся шуметь буду,

Дождичек пройдет — лопотать буду,

Солнце выблеснет — зеленеть буду».

В разных местах обряд с молодым деревом был неодинаков, каждая деревня имела свой набор действий и в собственной последовательности, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К числу таких элементов относятся: выбор и украшение деревца, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, хороводные песни и игры под березкой, рубка дерева, а затем уничтожение его, гадание на венках, брошенных в воду.Большинство обрядов совершали девушки.

В среду на «зеленой неделе» девушки ходили выбирать — «заламывать» березки. На другой день (Семик) или в субботу шли завивать березки — заплетали ее ветви. Каждая несла с собой угощение — яичницу, пироги, лепешки. К березам шли с песней «Не радуйтесь, дубы…».

Не радуйтесь, дубы,

Не радуйтесь, зелёные,

Не к вам девушки идут,

Не к вам красные,

Не вам пироги несут,

Лепешки, яичницы.

Ио, ио, семик да троица!

Радуйтесь, березы,

Радуйтесь, зеленые!

К вам девушки идут,

К вам красные,

К вам пироги несут,

Лепешки, яичницы.

Ио, ио, семик да троица!

Все приносили с собой глазок яичницы. После того как березки были завиты, девушки, разместившись вокруг одной из них, выкладывали на полотенце (скатерть) глазки яичницы. Получался удивительный ковер, словно бы солнечная мозаика. Затем девушки водили хоровод и пели песню:

Березка, березка,

Завивайся, кудрявая,

К тебе девки пришли,

Пироги принесли

Со яичницею.

Существовал и такой обычай: пеклись специальные «козули» — род круглых лепешек, которые обкладывали вареными яйцами наподобие венка. С этими козулями девушки шли в лес, где с песнями завивали на березке ленточки, бумажки, нитки. В ряде мест выбирались две рядом стоящие берёзки, верхушки их связывались, так что получалась арка, под которой затем «кумились» или водили хоровод, угощались. В Сибири вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывая эти вершины с травой.

Смысл обряда станет ясным из следующей песни — «А и густо-густо на березе листьё…»:

А и густо-густо на березе листьё,

  Ой ли, ой люли, на березе листьё!

Гуще нету того во ржи, пшеницы,

  Ой ли, ой люли, во ржи, пшеницы!

Господа бояре, мужики крестьяне!

  Ой ли, ой люли, мужики крестьяне!

Не могу стояти, колоса держати,

  Ой ли, ой люли, колоса держати!

Буен колос клонит, буен колос клонит,

  Ой ли, ой люли, буен колос клонит!

То есть почести, воздаваемые березе, рассматривались как проявление такого уважения к ней, за которое она отплатит добром — передаст свою буйную силу и рост хлебному полю. Пшеница представлена с уже налившимся тяжелым зерном.

Сами женщины как бы вбирают в себя эту силу:

Ой, где девки шли, там и рожь густа,

Ой, где вдовы шли, там трава росла,

Что трава росла высока, зелена;

Где молодушки шли, там цветы цветут,

Ну, цветут цветы по всей улице,

По всей улице да по бережку,

Что по бережку под кусточками.

По заплетённым и «завитым» берёзовым ветвям гадали о будущем:считалось, что если завитые ветви завянут, то это худая примета, а если останутся свежими, то — добрая. Кроме того, свивали ещё венок и для своих родных, стараясь определить и их судьбу. Пели:

Вью, вью колечко на батюшка,

Другое колечко — на матушку,

Третье колечко сама на себя,

Четверто колечко — на своего старика.

В Семик происходил обряд кумления. Кумятся главным образом девушки, женщины, хотя имеются редкие свидетельства былого существования этого обычая между парнями и девушками или только между парнями.

Кумовство на Семик восходит к обрядам родового общества. Это было принятие в род, признание им полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Производились эти обряды в начале лета, начинался расцвет природы, от неё уже ждали плодов. Девушка, достигшая половой зрелости, также должна была стать женщиной. Это подчеркивало и сбрасывание венка — символа девичества (позже это стало гаданием — выйдет ли девушка замуж). Но это не исключает и другого вида кумовства — между мужчинами и женщинами, которое у многих народов происходило на Иванов день: оно могло быть пережитком заключавшихся в это время браков.

Обычай кумиться связан с берёзкой — кумились в лесу, загибая молодые ветки с только что появившимися листочками в круг, так что образовывались венки. Пелись ритуальные песни-приглашения свить венки:

Пойдем, девчонки, завивать веночки!

Завьём веночки, завьём зелёные.

Стой, мой веночек, всю недельку зелен,

Ая, молодёшенька, весь год веселёшенька!

Девушки попарно целовались через ветви берёзок, скрученных в венок потому, что надеялись на их магическую силу: они должны были усиливать крепость хороших, дружеских отношений между женской половиной села. Их заклинали сохранять дружбу между девушками и женщинами, когда на всю жизнь, когда до следующего кумления через год с другой девушкой, когда до конца праздника:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться,

Вечно дружиться.

Ну-ка, кумушка, мы покумимся,

Ай люли, ай люли, мы покумимся!

Мы покумимся, поцелуемся,

Ай люли, люли, поцелуемся!

Приходи, кума, киселя хлебать,

Ай люли, киселя хлебать!

Под исполнение таких песен все девушки кумились. Ещё к венкам девушки подвязывали свои крестики, поцеловавшись, менялись крестами. Во время кумления девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: «еще тебе подрасти да побольше расцвести»; а девице заневестившейся говорили: «до налетья (т.е. следующего года) косу тебе расплести надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью» (т.е. в девках); женщинам же желали: «на лето тебе сына родить, на тот год сам третьей тебе быть». Подруги свои пожелания шептали друг другу на ухо.

Во многих местностях избирали старшую куму. Собравшись, подбрасывали вверх платочки: чей выше взлетел, та становилась старшей кумой. Кто уж очень хотел быть ею, исподтишка вкладывал в платочек какую-нибудь тяжесть — камешек, палочку.

Учёные считают, что обряд кумления готовил девушек к будущему материнству. Женщины, целуясь между собой не просто, а через живые венки берез, приобщались к растительной силе земли. В этот торжественный момент приобщения к рожающей силе земли мужчины не должны присутствовать. Они появлялись позже. После кумления под берёзками устраивался пир, на который допускались и парни. «К яичнице допускают парней, обязанных принести водки, меду и сладких гостинцев. Когда съедят яичницу, каждая девушка выбирает себе парня и, обнявшись с ним, гуляет у всех на глазах». Потом возвращались весёлым хороводом в село с тем, чтобы в Троицын день снова прийти в рощу развивать свои венки.


ТРОИЦА

Праздник Святой Троицы, справляемый через семь недель после Пасхи, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов. Это произошло на 50-й день по Воскресении Христовом, поэтому день Святой Троицы называется также Пятидесятницей. Именно сошествие Святого Духа явило все Лица Триединого Бога: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры.

На Троицу (в воскресенье) дома и снаружи и изнутри украшали березками, с березками ходили по деревне, березки (особенно на полянах) украшали девичьими лентами и венками. Храмы изнутри тоже украшали цветами и зеленью(обычно небольшими березками), а пол устилался свежей травой. Прихожане являлись на обедню в церковь с букетами полевых цветов, берёзовыми ветками.

Многие обряды, как уже говорилось, плавно перетекали из одного дня семицкой недели в другой, начинаясь в Семик, они завершались в субботу или воскресенье. Как правило, если венки завивали в четверг, то развивать их ходили на Троицу или на следующий за Семиком день. Если березку срубали, украшали в Семик, то «трепали», топили на Троицу. Если венки на березке завивали в четверг, то венки из трав и цветов плели в воскресенье, тогда же и гадали по ним, бросая в воду.

Вечером Троицына дня с березки снимали украшения, отламывали по прутику, само деревце вырывали из земли и тащили его к речке — «кто за какой сучок ухватится»; придя к берегу реки, бросали березку в воду. Наряженная, опетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, березка рассматривалась как некое вместилище растительных сил. Брошенная или поставленная в хлебное поле, она должна была отдать всю свою силу, энергию роста и плодородия зеленеющей ниве, способствовать урожаю и, соответственно, благополучию людей. Как праздник воспринималось и потопление березки, ибо брошенная в воду, она, по мнению крестьян, обеспечивала на все лето достаточное количество влаги. С течением времени этот первоначальный смысл забывался, и тогда при потоплении деревца участницы обряда могли выкрикивать нечто совсем далекое от исконного его предназначения, например: «Тони, Семик, топи сердитых мужей!»

Да уж вы милые девушки мои,

Да вы подруженьки мои!

Да вы зачем меня да раздеваете?

Да чем же, чем же вам да разглянулася?

Да я кудрявая, да я нарядная была,

А теперь, березынька, да оголенная стою.

Все наряды мои да подаренные,

Все листочки мои, да все свернулися!

Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,

Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю,

И поплачьте надо мной да над березынькой.

В окрестностях Углича был обычай разукрашенную березку ставить в рожь, а по полю раскидывать кусочки яичницы и целые яйца, чтобы «рожь-кормилица» лучше уродилась.

Троицкой зелени приписывалась особая сила. Ветки от троицкой березки не выбрасывали, и после праздника их втыкали во дворе для охраны скота или клали в сусек, чтобы уберечь зерно, муку, крупу от мышей. Позднее эти же ветки клали под снопы хлеба, под сено, в картофельные ямы.

Жители вятских деревень, затыкая под стреху на чердаке дома березовые ветки, сломленные в Троицын день, три раза произносили: «Троица Божья, храни от бури, от сильного ветра!»

Еще одним троицким обрядом и развлечением было гадание по венкам, брошенным в воду. К вечеру девушки с венками, которые под определенные песни плелись из разных трав и цветов, шли к реке и бросали венки в воду. Тут действовали свои правила: чтобы гадание было верным, нельзя кидать венки руками, нужно встать спиной к реке и, качнувшись, запрокинув голову, сбросить венок в воду. Если венок не упал в воду, гадание не состоялось. По тому, как «ведет себя» венок в воде, судили о предстоящем замужестве, о судьбе.Если венок поплывёт, то это означало неизменное счастье. Если венок завертится на одном месте, то это предвещало расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок потонет, то это угрожало великим несчастьем, смертью родных или суженого. Если венок останавливался на одном месте, то из этого заключали, что девице в этот год не быть замужем. Куда вода понесёт венок, в той стороне девушке быть замужем.

Подруги, а иногда и брат с сестрой, бросали свои венки вместе. Нередко случалось, что влюбленные, как будто нечаянно, кидали свои венки вместе. Догадливые люди в сближении таких венков на воде нередко угадывали о близкой свадьбе. Бывали примеры, что матушки никогда не отдавали своих дочек за таких суженых, венки которых утонули в воде на виду у всех. По замечаниям старушек, такие суженые или вскоре умирают, или «спиваются с круга». Ленты, которыми девушки перевивали семицкие венки, сохранялись всю жизнь. Если они выходили замуж в этот же год, ими связывали венчальные свечи.


РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Старинным троицким обычаем, корни которого уходят в дохристианские времена, было посещение кладбищ в субботу.

В Валдайском уезде Новгородской губернии принято было к родительскому дню вязать небольшие свежие веники и с ними после обедни идти на могилы своих родственников, чтобы, как говорили, «попарить родителей». Сходный обряд, под названием «глаза у родителей прочищать», существовал в Тульской и Псковской губерниях: «старики и старушки после вечерни выходят на кладбища обметать троицкими цветами могилы родителей». На вере в то, что покойники обладают каким-то особым зрением, по сравнению с которым живущие на этом свете слепы, основан и распространенный запрет в родительские субботы выгребать золу из печи, чтобы пеплом и золой не засыпать глаза умершим, не лишить их возможности видеть оставленных ими на земле родных и помогать им.


ДУХОВ ДЕНЬ И РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ

С Духовым днем (отмечается сразу за Троицей, в понедельник) нередко связывались поверья и обряды вокруг русалок, а весь период с понедельника на Троицкой неделе до понедельника следующей недели назывался «русальной неделей», и считался временем, когда русалки выходят из воды. По русским поверьям, русалки — это души утопленниц или детей, умерших некрещеными. Их обычно видели сидящими на камне у воды и расчёсывающими волосы золотым гребнем.

Отношение к русалкам было двойственным. С одной стороны, русалки могли облагодетельствовать человека, подарить ему богатство и удачу. С другой стороны, считалось, что русалки опасны для живых, особенно в течение русальной недели, когда им ничего не стоит защекотать до смерти путника или утащить его к себе на дно. Особенно опасны они в четверг — русальчин великдень.

Полагали, что русалки до Духова дня живут в водах; на Духов день они выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Иногда русалки могут заходить и далеко от места своего обитания, в леса и рощи. Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты бурею, они качаются как на качелях, с криком „рели-рели!» или „гутыньки, гутеньки!». По этой причине люди остерегались купаться на Троицын и Духов день, считалось также опасным в эту пору одному ехать через засеянное рожью поле: русалки могут напасть и замучить, да и вообще лучше не выходить за околицу в сумерки. А уж если выходили, то обязательно брали с собой пучок полыни, запах которой русалки якобы не переносят. Был ещё один способ избавиться от русалок: надо начертить на земле крест, обвести его вокруг чертою и встать в этом круге. Русалки походят, походят около черты, переступить которую боятся, и уйдут.

По преданию, в четверг на русальной неделе водяные девы устраивают свой праздник — «русальчин великдень». Ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях деревьев, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками на лесных полянах. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Обряд «Проводы русалки» устраивался на заговенье (последний день) перед Петровым постом, то есть через неделю после Троицы. Проводы русалок одновременно понимались и как проводы весны.

В Нижегородской губернии молодежь собирались на площади в центре села: «тут кого-нибудь наряжают лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика, и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод с громкими прощальными песнями провожает, и, придя в поле, разоряет наряженную лошадь с разными играми».

В Зарайском уезде Московской губернии проводы проходили по-другому. Девушка, изображающая русалку, в одной рубашке, с распущенными волосами, верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо, едет впереди, а за ней идут девки и бабы, бьют в заслон. Ребятишки забегают вперед, то и дело заигрывают с „русалкой», хватая её, кто за руку, кто за рубаху, кто и к кочерге прицепится, приговаривая: „Русалка, русалка, пощекочи меня!» Вся эта толпа с „русалкой» впереди направляется к ржаному полю. Там «русалка» старается кого-нибудь схватить и пощекотать, другие бросаются ему на выручку, а кто-то пытается защищать саму «русалку». В конце концов начинается настоящая свалка, а «русалка» тем временем вырывается и скрывается во ржи. Тогда все хором кричат: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!» После этого участники обряда разбредаются по домам. Девушка, которая изображала русалку, посидев немного во ржи, пробирается тайком домой через огороды и задние дворы. Народ же до самой зари гуляет по улицам деревни.


ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников, то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»). Поминки проводились обычно в четверг Семицкой недели, в некоторых местах — во вторник («Задушные поминки»). Считалось, что души заложных покойников возвращаются в мир живых и продолжают свое существование на земле в качестве мифологических существ. Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они остаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. В городской традиции до конца XVIII века в Семик хоронили скопившихся за зиму в «скудельницах» заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений. Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей (блины, пироги, кисель и т. д.) и пивом (позже — вином и водкой). Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями. Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям.

На сегодняшний день практически повсеместно поминальная обрядность с собственно Семика перешла на Троицкую родительскую субботу.


Составитель: С. Смычкова, библиотекарь библиотеки имени Л.А.Гладиной

Зелёные святки (по-другому Русальная неделя) – особые 7 дней в славянской культуре, знаменующие начало полноценного лета. Это мистическое время у славян, когда выполняют различные ритуалы, гадают на будущее. Когда наступают Зелёные святки в 2020 году, какими традициями сопровождается данный праздник, история возникновения – про это узнаете из сегодняшней статьи.

Содержание

  • 1 Исторические сведения
  • 2 Какого числа Зелёные святки в 2020 году?
  • 3 Древние традиции праздника
  • 4 Что можно, а что нельзя делать?
  • 5 Обряды
    • 5.1 Ритуал с венком
    • 5.2 Ритуал с пирожками
    • 5.3 Гадание на будущего мужа
    • 5.4 Гадание, откуда придёт жених
    • 5.5 Гадание по свечам

Исторические сведения

Как гласят старинные летописи, дни Зелёных святок у наших предков славян приходились на Русалии – обрядовый праздник провода русалок. Зелёные святки символизировали собой расцвет природы, буйный рост зелени и начало летнего сезона. Славяне в это время обвешивали свои жилища и дворы пучками трав, зеленью и свежими веточками деревьев, цветами.

девушки празднуют Зелёные святки

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!

Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Когда на русских землях утвердилось христианство, древний праздник связали с Троицей и начали отмечать на 7 неделе после Пасхи. И до сегодняшнего дня у Зелёных святок отсутствуют стабильные даты в календаре. Но, как правило, их начало приходится на Духов день, хотя бывают и иные варианты.

Интересно! Другие названия Зелёных святок: Русальная неделя, Троицкая неделя, Зелёная, Навья, Гряная или Клечальная.

Обряды и ритуалы, выполняемые на Русальной неделе у славян, были призваны призвать дождь, обеспечить хороший урожай. Также наши предки-язычники поклонялись силам природы, которым делались особые подношения.

Например, известно, что во время Зелёных святок выполнялся ритуал клечания – когда выражали своё почтение природе. Тогда хозяин дома срезал веточки с деревьев, а хозяйка – набирала отдельных цветов и трав, которыми следовало украсить свой дом, символизируя тем самым уважение к природе. А на дворе расставлялись высокие жерди, которые тоже украшались цветами и травой, потом вокруг них молодёжь водила ритуальный хоровод.

Ещё славяне на этой неделе нарекали своих детей и выполняли знаменитый народный обряд состригания волос – пострижины. Верили, что обстриженные кудри на клечальницу отрастут более густыми и здоровыми. И хотя христианская церковь активно пыталась запретить данный обряд, но ей это не удалось. Поэтому пришлось официально утвердить его.

И по сегодняшний день сохранился обычай украшения жилых помещений зелёными растениями, который так и называется – «клечание». По старинным поверьям, на Русальной неделе души пращуров отдыхают и приходят проведать своих потомков цветущей весенней порой.

Интересно! В современных Зелёных святках тесно переплелись языческие и христианские мотивы и обычаи.

Какого числа Зелёные святки в 2020 году?

Обычно Русальная неделя приходится на 7 дней, следующих после праздника Троицы, но бывают и другие даты. Например, в 2020 году Зелёные святки выпадают на неделю, что будет с 8 по 14 июня.

Древние традиции праздника

Издревле Зелёную неделю считали женским временем, когда женщины накапливали духовную силу, которой защищали своих родных и близких. Ими проводились специальные ритуалы и обряды, некоторые оставляли хозяйство и детей на мужа на всю эту неделю. Перед Зелёными святками во многих регионах вспоминали усопших родственников.

девушка в венке наклонилась над водой

Один из самых важных дней Зелёных святок – Семик, называемый иначе Навской Пасхой, Русалкиным Великоднем, Семиком либо иначе – Сухим четвергом. Он приходится на четверг. И раньше, и сейчас в Семик сажают и сеют, заговаривают семена и рассаду на то, чтобы дали щедрый урожай.

Ещё в этот день поминались самоубийцы, которые свели счёты с жизнью, повесившись или утопившись. Верили, что их души сейчас пришли на Землю, чтобы обрести упокоение.  И тогда как в язычестве их поминали, то после принятия христианства начали выполнять панихиды.

Сухим же четверг величают из-за того, что, как утверждают поверья, запрещено срубать деревья либо траву, ведь всё, к чему прикоснётся рука человека, непременно засохнет. В четверг на Зелёной неделе русалки сушатся на земле, а славяне доставали просушиться свою одежду на свежем воздухе из сундуков.

Славянские мотивы старинного праздника сохранялись и в играх, которые проводились ещё в начале 20 века: гуляли вокруг «сухого дуба», рядом с ним разводился костёр, играли в «горелки» и совершали прочие ритуальные действия. При этом использовались обрядовые угощения.

Когда на Руси приняли христианскую веру, то пищу стали освящать в храме, а затем относили на кладбища, чтобы положить на могилку – угостить умерших. Или раздавали её нищим. Женщины, потерявшие детей, во время Зелёных святок (конкретно в четверг) готовили яблоки, печенье, сладости и разносили по соседям, чтобы угостить их малышей.

Также с языческих времён сохранился обычай выходить в зелёное поле, называемый «обход царины». Его смысл заключался в обеспечении плодородия. Впоследствии жрецы, выводившие людей в поле, при принятии христианства, были заменены священниками, которые стали освещать поля. А освящение криниц призвано было привлечь дождь, необходимый для хорошего урожая.

Тот факт, что у наших предков-славян существовал культ растений, подтверждается в сохранившихся описаниях древних ритуалов. В них использовались чучела, украшенные деревья, иногда зеленью украшали и людей. И основная масса таких ритуалов приходилась, как раз таки, на Зелёные святки (обряды Коструба, Кострумы, Додолы, Тополи).

В первый день Русальной недели – понедельник (в ряде регионов – воскресенье) проводился обряд вождения и проводов русалок. Молодые парни и девушки украшали голову веночками из свежесорванных цветов, отправлялись к озеру либо реке. Там организовывался хоровод в честь русалок, обливали друг дружку водой. Также устраивалась складчина – общее угощение.

русалка

В принципе на Зелёной неделе уделяли внимание всем духам – вод и полей, русалкам, мавкам. У древних славян последние символизировали собой плодородие, их чтили, как хранительниц влаги небесной и дождей. А выполнение особых обрядов помогало задобрить духов, что обеспечивало высокую урожайность земли.

При христианстве русалки стали считаться нечистью, их стали сторониться и бояться. Но в народе всё равно сохранились верования о Русальной неделе, выпадающей раз в году, поэтому тогда старались вести себя так, чтобы не разозлить речных дев.

Что можно, а что нельзя делать?

Начнём с желательных действий на Русальной неделе:

  1. Следует навести порядок в жилище. В христианстве стали углы окроплять святой водицей, дабы устранить всю негативную энергетику.
  2. По комнатам дома развешиваются букеты из берёзовых веточек и цветов, уберегающие от злых сил и привлекающие положительную энергию в жилище.
  3. На Зелёной неделе стоит сходить в храм Божий, произнести молитвы о здоровье и благополучии своих близких и родных, попросить искреннего прощения всех грехов.
  4. Хотя церковь и не приветствует, но остаются очень популярными на Русальной неделе гадания на будущее и магические ритуалы, например, по привлечению любви.
  5. Ещё Зелёные святки выступают удачным временем, чтобы восполнять жизненную энергию. Например, в Семик отправьтесь в лес или рощу, обнимите березу – сильное энергетически дерево.
  6. Традиционно в это время отправляются на кладбища, где прибирают могилы предков, а затем украшают их, используя свежую зелень, берёзовые ветви и цветочные композиции.
  7. Важно перед Троицей заниматься благими делами, стараться приносить пользу другим, а не тратить драгоценное время на праздные дела: к примеру, вечеринки и развлечения.
  8. Нужно находиться в хорошем настроении, больше радоваться и веселиться.
  9. Не злоупотребляйте едой и алкоголем.
  10. Если возник такой душевный порыв, то очень хорошо раз и навсегда отказаться от пагубных привычек.

А что делать не стоит, так это:

  1. По старинным поверьям, нельзя на Зелёной неделе кормить скотину свежей травой.
  2. Опасно в дни Зелёных святок купаться в природных водоёмах – русалка может утащить на дно. Поэтому люди не ходят в лес, на реку или в поле, чтобы не повстречать там мавку в одиночку.
  3. Также народные предания гласят, что русалкам не нравится, если кто в их праздничные дни занимается работой (строит, копает, шьёт, вышивает, вяжет) – они могут тогда причинить вред. Особенно нельзя делать всё вышеперечисленное и ещё трогать воду в Семик – иначе кто-то из членов семьи рискует утонуть.
  4. По возможности нужно не конфликтовать, не употреблять бранные слова.
  5. После Зелёной недели в народе наступала пора ограничений, смирения.

Обряды

Зелёные святки всегда сопровождались разными ритуалами и обычаями. Львиная их доля, безусловно, выполнялась молодыми девушками, которых тревожил вопрос будущего замужества. Дальше предлагаю ознакомиться с наиболее колоритными ритуалами.

девушка в венке со свечой

Ритуал с венком

В понедельник на Русальной неделе рано утром следует отправиться на лужок, набрать там цветов и сплести из них веночек. На протяжении всего дня он должен находиться на голове у девушки, а вечером его снимают и смотрят, в каком он состоянии:

  • если свежий – обещает скорое замужество;
  • завял – суженый где-то заблудился, загулял;
  • если венок разваливается – в следующие 12 месяцев замуж не выйти.

Ритуал с пирожками

Он выполняется в четверг на Зелёной неделе. Одиноким девушкам следует напечь пирожков с мясом, а ночью «накормить» ими русалок: пойти к ближайшему водоёму (только не в одиночестве, а вместе с подружками) и бросить туда, прочитав специальный наговор:

 «Ой, мавка-купалка, маюсь я, девица, истомилась-измучилась без суженого дружка. Ты позови, купалка, судьбинушку мою, чтобы его сердце истомилось, ко мне стремилось. Чтобы нам друг друга повстречать да свадебку сыграть!»

Затем весь последующий месяц будьте очень внимательны при новых знакомствах, не упустите свой шанс. Ведь мавка просто посылает возможность познакомиться с суженым, но остальные действия зависят уже от самой девушки.

Интересно! Данный ритуал вполне можно адаптировать и под молодого человека, желающего найти свою любовь: тогда слова в наговоре заменяются соответствующими мужскими (молодец, суженая-подружка, её сердце).

Гадание на будущего мужа

Поможет выяснить, скоро ли в жизнь незамужней девушки придёт любовь. Гадание старинное и выполнялось следующим образом: группа подружек отправлялись в лес или рощу, находили там берёзку, загибали её к земле и привязывали ленточками, сверху оплетали травой. Оставляли так на 7 дней, а после завершения Зелёной недели возвращались и смотрели, что произошло с деревцем:

  • веточки завяли, а листочки опали или стали тусклыми – ходить в девках ещё год, ждут неудачи на любовном фронте;
  • берёзка стоит сильная и здоровая – очень большая вероятность в нынешнем году повстречать суженого.

Только дерево непременно нужно развязать и поблагодарить за помощь.

Гадание, откуда придёт жених

Очень весёлое гадание, выполняемое в компании подружек. По нему станет понятно, с какой стороны ждать сватов. Девушка становится в центре поля (подойдёт и любой другой природный уголок, например, лес или роща) и начинает сильно кружиться, а потом падает. В какую сторону упала – оттуда и появится будущий супруг.

Гадание по свечам

Подготовьте 3 маленьких бумажных листочка, на каждый напишите одно из своих желаний. Потом берётся кора с дуба, к ней прикрепляются листки и переворачиваются, хорошенько перемешиваются.

После чего возьмите 3 тонких свечки, поставьте на коре, зажгите и наблюдайте за ними: какая первой сгорит, то желание и осуществится в самом ближайшем времени. Если же свечка гаснет, даже не успев как следует разгореться – желанию не суждено быстро осуществится, потребуется много времени.

Муниципальное бюджетное   учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» г. Пудожа Республики Карелия

186150 г. Пудож ул. Пионерская 21 тел. 5-15-14

Муниципальный конкурс «Фестиваль методических идей – 2019»

Номинация:

сценарий внеклассного мероприятия

Праздник «Зелёные святки. Семик»

Составила Александрова Галина Юрьевна,

педагог – организатор

2019 год,

г. Пудож

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников. Подытожить результаты трудовой деятельности, порадоваться успехам, разделить свою радость с близкими – цель праздничных торжеств. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

В народной культуре встречаются различные формы праздников: праздники-концерты, театрализованные праздники. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для Дома творчества наиболее естественны те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, «Покров», «Масленица», «Новый год» и т.д.. Включать ребят в процесс подготовки праздника неотъемлемая часть работы педагога-организатора.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающего поколения.

 Во-первых, обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых, массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.

В-третьих, праздник — это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии. В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов ведёт к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности. В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как не терялась связь поколений созидающих на родной земле, объединённых общим трудом и общим празднеством.

Номинация: сценарий внеклассного мероприятия

Праздник «Зелёные святки. Семик».

Цель: формирование интереса у детей к русским народным традициям празднования Зелёных святок, создание благоприятных условий для созревания у обучающихся положительного отношения к народному наследию.

Задачи:

Образовательные:

• расширить знания детей об истории русских народных праздников;

Развивающие:

• познакомить с традициями и обычаями русского народа;

• знакомство с русским фольклором (частушки, песни, танцы, игры).

Воспитательные:

• воспитывать уважение, интерес к прошлому и настоящему, чувство сопричастности к истории и культуре своего народа.    

Возраст – участники летнего детского лагеря Дома творчества 8-12 лет.

Количество участников – 20-25 человек.

Предварительная подготовка: подбор народных костюмов, разучивание частушек, народных игр, танцев.

Оформление: в зале предметы стилизованного деревенского дома, на столе –  скатерть,  вазы с веточками берёзы,  предметы домашней утвари. Присутствует оформление летнего праздника на сцене: берёза, берёзовые ветви, солнце, летняя цветовая гамма в оформлении задника.

Оборудование и реквизит: музыкальный  центр, рояль, фонограммы — минусовки, костюмы, угощение ( яйца), реквизит персонажей ( берёзовый веник, ленты, веточки берёзы), для игр ( шляпа), мел.  

План проведения:

Встреча гостей. Звучит мелодия русской народной песни «На зелёном лугу»

• Появление ведущей в народном костюме. Рассказ об истории праздника Семик.

Появляется Семик – персонаж в народном костюме с корзинкой в руках. Его рассказ о традициях праздника.

Выход девочек. Загукание русалок. Частушки. 

• Завивание берёзки

• Хоровод «Во поле берёза стояла», игра-танец «Ручеёк»

• Игра «Обжималки»

• Игра с мальчиками «Нос»

• Продолжение праздника. Игры на улице: «Окошечки», «Горелки», «Плетень»

• Заканцовка праздника: общий хоровод, угощение.

Сценарий «Зелёные святки. Семик».

Ведущая: Здравствуйте, ребята!

Конец весны – начало лета – время весёлого и красивого древнего русского праздника – Зелёных святок с главным его днём, который назывался Семик. Зелёные святки или ещё их называют русальей неделей начинались перед церковным праздником Троицы и продолжались после него. Здесь переплетаются традиции славянского народного праздника с каноническим церковным праздником Троицы. Праздник проходил с хороводами, играми, плясками, с весёлыми песнями. Троицу называют праздником русской березки, которая является символом Руси. Березка считалась деревом счастья. Дерево украшали лентами и венками. Ее очень почитали и любили наши предки. А венки и просто березовые веточки хранили и свято верили, что они — надежный оберег, спасающий от напастей, от бед и дарующий счастье.

До сих пор на Руси на праздник Троицы принято березовыми ветками изгонять из домов всякую нечисть, украшать  жилища берёзовыми ветками, молодой зеленью, травами, цветами. Сегодня мы познакомимся и с другими народными традициями этого праздника.

Под русскую весёлую мелодию с корзинкой в руке, пританцовывая,  входит Семик.

Семик: Я — Семик. Прихожу в четверг перед Троицей.

В старину меня любили и почитали.

Пришёл лето вам красного обещать,

Да здоровья всем недюженного, да богатства видного.

Ведущая: Семик, а сбудутся ли твои обещания? Обещать — то всякий может!

Семик: Целительная сила березовых веток в эти дни велика.

Оберегали ветки березы от всяких нечистых духов.

Вот и я берёзовый веничек сейчас возьму,

И берёзовым веничком вас «угощу».

 Семик под весёлую русскую мелодию   похлопывает детей веничком, изгоняет недуги, приговаривая:

Вылечу всех я берёзовым веником,

Отвлеку от вас горе и беду, призову к вам богатство.

Пусть уходит горе, болезни, неприятности!

Семик:

Девочки меня особенно любили. На Семик они венки заплетали и гадали, загадывали желание, украшали берёзку лентами, цветами, водили хороводы вокруг берёзки, ведь берёзка дарила человеку сверхъестественную живительную силу! А я — Семик был днем, который предсказывал, чему статься.

Выходят девочки.

(1-я)  — Вот дружки да подружки и честной Семик к нам в гости пожаловал, Зелёные Святки настали, скоро и Троица.  

(  -я)  — Радуйтесь, радуйтесь, скоро святая Троица!

(  -я)  — А знаете, что на Семик перед Троицей случается?

(  -я)  — Может, что и знаем, да всё равно расскажи!

(  -я)  — В эту пору русалки на поля выходят! И играют там в свои игры. И там, где они играют, такой колос родится!!

(  -я)  — Так это ж разве плохо?

(  -я)  — Оно конечно хорошо было бы, кабы не русальи шутки!

(  -я)  — Да что ж за шутки-то такие?

(  -я)  — Сказывают, что могут  русалки путников заманивать ауканьем своим! А как заманят – враз уморят, защекочут до смерти!

( -я)   Русалка почитается у нас как лесная богиня, в кукушек русалки превращаются. Вот выйдет из воды русалка красоты невиданной, очарует тебя, защекочет да и утащит к себе на дно. На русальей неделе купаться нельзя.

(  я)  — Ой, и я об этом слыхала! Бабка Марфа сказывала!

(  -я)  — Ох, боюсь я, страшно-то как!

(  -я)  — Да что ж делать-то?

(  -я)  — А давайте мы русалок обманем! Загукáем их, авось испугаются!

ВСЕ  — Давайте!

 ЧАСТУШКИ

1. Мы вокруг берёзки встанем,

Платочки в руки мы возьмём.

Радостно и звонко вместе

Мы частушки  запоём.

2. Вот сегодня Троица,

Земля травой покроется.

Скоро миленький приедет

Сердце успокоится.

3. Куковали две кукушки

Во саду на вишенке.

Горевали две подружки

По дружку по Мишеньке.

4.С неба звездочка упала

На сарайчик тесовой.

Отдай, милый мой, колечко

И платочек носовой.

5.Под высокие окошки

Подставляла лесенки.

Под миленкову гармошку

Подпевала песенки.

6.  В Троицу венки вязали,

Опускали по воде,

И гадали мы с подружкою,

О будущей судьбе.

7.  Девки в лес пошли, запели,

По лесочку раздалось

У берёзоньки мальчишек

Очень много собралось.

Семик: Есть у меня корзина с лентами цветными, расписными,

приглашаю девочек к берёзке подойти, да «русы косы» её заплести

Украсить её по старинному обычаю, да загадать при этом желание заветное.

Семик достает корзину с разноцветными полосками, лентами и раздаёт по ленточке всем девочкам. Девочки вплетают ленточки в берёзовые ветви.

Ведущая: Вот березка и готова! К празднику наряжена

И к весёлым хороводам, лентами украшена.

Семик: Становитесь же, девчата, поскорее в хоровод,

ХОРОВОД «Во поле берёза стояла» игра-танец «Ручеёк»

Семик: Эй, ребята, детвора, познакомится пора

Кругом, кругом все вставайте, и со мною поиграйте!

Игра «ОБЖИМАЛКИ».

Звучит музыка. Дети прыгают, кружатся, танцуют.

Музыка обрывается Семик называет число: допустим – «ТРИ». И все «обжимаются ( то есть – обхватывают друг друга )по ТРИ человека.

Дети тут же берутся за руки и образуют «хороводики по-трое».

Музыка. «Хороводики» кружатся.

Семик: Пять!

Дети объединяются по пять человек… И так далее.

Семик: вот и поиграли для начала, познакомились. Присаживайтесь, друзья!

А знаете ли вы, что в то время, пока девушки завивали берёзку, плели венки да водили хороводы, мужское население отправлялось на ярмарку, на большой базар, который уже с раннего утра шумел в ближайшем городе или большом селе. Ярмарка была не только шумным торжищем, но и местом общих забав и развлечений. Она не обходилась без каруселей, кукольного театра, шарманщиков и медвежьих танцев.

Приглашаю мальчишек на весёлую игру.

Игра «НОС»

Игра для мальчиков. Участники садятся гуськом друг за другом, водящий — впереди. Второй игрок закрывает глаза первому, кто-нибудь (на него может указать Семик) выходит из ряда и, подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.

Ведущая: дорогие друзья, для продолжения праздника, я приглашаю всех выйти на улицу.

Игры на улице.

Игра «ОКОШЕЧКИ»

— Дети стоят кругом вокруг берёзки, взявшись за руки подняв руки вверх. Семик ходит за кругом (по солнцу) заглядывая «в окошки» и говорит громко слова:

Я хожу, хожу, хожу и в окошечки я гляжу,

Я тихонечко возьму и в окошко постучу.

(Останавливается за спиной ребёнка и говорит): Тук, тук! (рукой об плечо, имитируя стук)

Ребёнок: Кто там?

Семик: Это я Семик (называет своё имя), а ты кто?

Ребёнок отвечает: Я — Ваня! (называет своё имя)

Семик: Побежишь со мной на перегонки?

Ребёнок отвечает: Побегу.

Встают за круг спинами друг к другу, все считают:

 — Раз, два, три, беги!

По команде бегут за кругом в разные направления на перегонки, кто быстрей добежит до своего места, возьмёт соседей за руки, (образовав круг), тот и победил. Кто не успел тот ходит за кругом заглядывая в окошки и произнося громко слова, выбирая и знакомясь с другими детьми.

 Игра «ГОРЕЛКИ»  

Выбираем водящего — «горящего». Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. Все хором на распев говорят: гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.

Начиная со слов «глянь на небо», «горящий» смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, один игрок идёт слева, другой справа вдоль колонны вперёд. Ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать вперёд мимо «горящего». Он гонится за любым из них и старается поймать прежде, чем они снова возьмутся за руки (достаточно коснуться рукой) игроки стараются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (линией мелом или веточками березы), к которому стоящие; в последней паре бегут.

На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно, пока не пробегут все. Кого поймает, с тем становится парой впереди колонны. «Горельщиком» становится игрок, оставшийся один. Если же водящий никого не поймал, он снова ловит следующую пару.

Игра «ПЛЕТЕНЬ»

Дети, берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей площадке, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень —

В зной прохлада радует.

 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень

На меня не падает.

 Заканцовка  праздника.

Ведущая: В Троицу было принято водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни.

С давних пор и по сей час

Хоровод в чести у нас.

Семик: Эй, честной народ, заводи вокруг берёзки хоровод.

Ведущая: Ой, как здорово мы пели, хороводы водили,

 И в народные игры играли, берёзку «завивали»,

 Старинный праздник «Зелёные Святки» мы вместе весело встречали!

Семик: Но пришла пора, подкрепиться детвора!

Семик берёт под берёзкой корзинку

Ведущая: Главное лакомством на Троицу – яйца, друзья,

Ведь яйца на Троицу первейшая еда!

Семик: Детвора угощаю вас, посмотрите, по яичку разберите.

Семик берёт корзину с яйцами, раздаёт их всем участникам праздника.

Семик:

Прихожу я каждый год, созываю хоровод.

Славно пели все, плясали, славно праздник вы встречали. Ну, а мне пришла пора попрощаться, детвора.

Ведущая: ребята, давайте поблагодарим нашего гостя и сфотографируемся с ним на память.

Общее фото.

Зеленые святки — время летних гаданий и обрядов на любовь

С Троицы в старой славянской традиции отмечается древний народный праздник Семик —  или «Зеленые святки». Все знают Зимние Святки (или Белые Святки), которые приходятся на время празднования зимнего солнцестояния. Также, существуют еще и летние, Зеленые святки, в которые также было принято гадать и проводить сильные обряды на любовь суженого.  Во время святок, как зимних, так и летних, принято гадать — самыми популярными являются гадание на любимого, гадание на чувства. Также, в Святки девушкам хорошо проводить обряды на любовь, на свадьбу и замужество.  

Зеленые Святки — это главный природный рубеж между зимой и летом. На Руси с  принятием христианства этот древний славянско-арийский праздник лета был совмещен с празднованием Троицы. Как в обрядах Зеленых святок, так и Троицы, присутствовала зелень — ветки березы или клена. В обрядах люди приветствовали первые зеленые листья и начало летних полевых работ.

Зеленые Святки длятся до 20 июня (день Купальницы). В это время древние славяне проводили мощные сакральные праздники, направленных на почитание предков и продолжение рода, в том числе — молодежные игры, девичьи гадания, ритуалы девушек и парней на супружескую жизнь, составление супружеских пар. После Зеленых Святок 20 июня праздовался день Купальницы, а 21 июня в летнее солнцестояние праздновался Купало. После этого начиналась русальная неделя или Русалии, в которые также традиционно проводили различные обряды для составления семейных пар.

В Зеленые Святки в дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов: считалось что троицкие растения обладают магической силой. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы эти растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. В обрядах зеленых святок люди приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Березка является символом  большой жизненой силы. Как и во время зимних святок — колядок — во всех обрядах летних Святок участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую.Считалось, что воспроизведение в обрядах трудовой деятельности влияло на благополучие будущих полевых работ. 

Зеленые святки содержали несколько обрядов: внесение в село березки, завивание венков, кумленье, похороны кукушки (Костромы или русалки). Березка всегда  была символом неисчерпаемой жизненной силы. 

В обрядах зеленых святок огромное место занимала любовно-супружеская тематика. Девушки бросали в воду венки, гадая о замужестве, совершали различные магические действия для привлечения суженого. Например, жгли борону или проводили борозду от своего дома до дома парня — все это должно было приблизить сватовство.

Узнать свой гороскоп когда будущая свадьба

Узнать свой Таро расклад на замужество

TaroTaro желает Вам успехов и процветания.
Не забывайте оценивать статью, если она Вам понравилась:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник летнего солнцестояния сценарий
  • Праздник летнего солнцестояния купала
  • Праздник крымских татар наврез
  • Праздник крымских татар курбан байрам
  • Праздник летнего солнцестояния дата