Праздник лицея день заветный

19 октября — день открытия Пушкинской школы; сегодня учащихся, принятых в 2009/2010 учебном году в пушкинские классы, мы посвящаем в юные пушкинисты. Помогут нам в создании атмосферы праздника педагоги и воспитанники Лицея первого выпуска, оживающие в нашем сознании силой воображения, а также педагоги и выпускники Пушкинской школы.
14.45–15.00 – в гостиной Пушкинской школы звучит
вальс Г.Свиридова, собираются гости: педагоги и
юные пушкинисты школы, которые будут посвящаться
в ученики Пушкинской школы, их родители.
15.00–16.00 – время проведения Праздника “Лицея
день заветный”.

1. В исполнении ученика звучит отрывок из
стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

2. Слово ведущего.

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый,
мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в
Царскосельском лицее – школе, ставшей для него
домом.

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 198 лет со дня
открытия Царскосельского лицея. Для всех,
учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие
годы, этот день стал одним из главных праздников.
А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день
заветный”.

Так мы назвали сегодняшний праздник, который
еще и вдвойне праздник, потому что 19 октября –
это день открытия Пушкинской школы. И даже, думаю,
что для всех собравшихся здесь, это втройне
праздник, ибо сегодня учащиеся нескольких
классов с полным основанием смогут именовать
себя юными пушкинистами. Ведь сегодня в
торжественной и праздничной обстановке
состоится ваше посвящение.

Звучат фанфары.
На экране – слайды с видами Царского Села.

3. Слово ведущего

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе
прекрасных садов и парков, недалеко от столицы –
Санкт-Петербурга.

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей,
выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один
класс. Они не одногодки. Самому маленькому –
одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать.
Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они
действительно еще не доросли до службы
государственной или военной и поэтому должны
учиться.

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и
начитанные, они специально готовились к
преподаванию в новой школе! Называют их не
учителями, а профессорами или помощниками
профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали
честными и благородными людьми, принесли пользу
и славу своему Отечеству. И начала занятий они
ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

…Вот и мы с нетерпением и волнением ждали этой
первой большой праздничной встречи с вами, юные
пушкинисты. С сегодняшнего дня вы можете
называть себя учениками Пушкинской школы. И я
думаю, вам очень интересно было бы узнать, а что
такое Пушкинская школа и чему учатся дети,
воспитывающиеся здесь…

Мы постараемся ответить на ваши вопросы. Итак…

4. Слайдовая презентация

(Рассказ об истории создания Пушкинской
школы, ее традициях, праздниках, конкурсах,
поездках, об инфраструктуре связей…)

Первая в России Пушкинская школа открылась на
славной тульской земле, в городе химиков, где
Пушкин, конечно же, никогда не был, – городе, на
сотни километров удаленном от пушкинских музеев
и от центров пушкиноведения. Открылась в “Лицея
день заветный” в 1996 г.

Вы видите фотографию педагогического
коллектива Пушкинской школы – “наставников,
хранящих юность”. Некоторые из них работают в
школе со дня ее основания. Мы не можем не
гордиться своим замечательным педагогическим
коллективом. Под сень Пушкинской школы собрались
лучшие словесники г. Новомосковска и
Новомосковского района.

Наши педагоги – это прежде всего люди
одухотворённые, полные творческого горения.
Способные учить и воспитывать Пушкиным, “не
докучая моралью строгой”, не поучая. Способные с
помощью “удивительного Александра Сергеевича”
зажечь свет в душах своих воспитанников.

Нашей особой гордостью стала библиотека –
лучшая пушкинская библиотека в Тульской области.
Сегодня она содержит более четырёх тысяч книг
пушкинской тематики, богатейшее собрание
журнальных и газетных публикаций о жизни и
творчестве А.С. Пушкина.

Этот коллаж помогает вспомнить нам
разнообразные и удивительные события нашей
истории. Многие из них происходили здесь, в
пушкинской гостиной. Это, например:

  • конкурсы чтецов,
  • разнообразные гостиные,
  • праздник-конкурс “Натали”,
  • пушкинские чтения.

На этой фотографии вы видите, как проходят
семейные чтения. К слову сказать, родители –
частые гости в нашей школе. Стало хорошей
традицией совместное выступление родителей со
своими детьми.

Одной из форм работы Пушкинской школы являются
экскурсии. В каких только Пушкинских местах ни
побывали наши ученики! Мы счастливы тем, что
смогли организовать более шестидесяти поездок
воспитанников в пушкинские места (а это,
бесспорно, одна из самых эффективных форм
привития интереса к изучению Пушкина!)

Мы гордимся тем, что воспитанники наших
творческих студий – театральной, музыкальной,
студии выразительного чтения – с большим
успехом выступали на самых “высоких” сценах:

  • и в знаменитом Парадном зале РФК,
  • и в Центральном Доме учёных;
  • и в Центральном Доме работников искусств,
  • на знаменитой поэтической поляне (главной
    пушкинской сцене России!),
  • в гостиных, залах, у мемориальных объектов
    пушкинских музеев в Москве, Московской,
    Псковской, Калужской областей;
  • выступали в квартире потомков А.С. Пушкина в
    Москве – в семье Г.А. Галина,
  • на “Народном радио”.

Мы надеемся, что многочисленные традиции,
заложенные в прошедшие годы, будут поддержаны
вами.

5. Слово ведущего

Сегодня – особенный день. А в такие дни
получается все, что ни пожелаешь. Ах, как хочется
оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и
увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского
времени. Давайте прислушаемся, может, мы услышим
их голоса!?

6. Слышен стук входной двери. Из
коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия
Лицея, выпал снег!
– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько
ватных снежков.
– Нет, не удерешь, Кюхля!
– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную
пробегают в библиотеку.

7. Слово ведущего

Так или примерно так заканчивался этот день 19
октября в 1811 году для лицеистов первого
пушкинского выпуска. Да, они стали
воспитанниками Царскосельского лицея, им
предстояло готовиться к службе
государственной… Но не будем осуждать их за
шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще
просто дети.

8. Из библиотеки в гостиную
выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!
– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется
даже директор Василий Федорович Малиновский!
– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители
приехали!
– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.
– Все в сборе?
– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.
Ведущий объявляет, обращаясь к присутствующим:

– Дамы и господа, Его императорское
величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.
Входит актер, играющий Александра Первого,
занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

9. Слово ведущего

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели
Устав – большую красную книгу в нарядном
переплете. На обложке буква “А” – вензель
императора Александра. В Уставе записаны все
обязанности воспитанников и их права. Приведем
пример оных:

  • Все воспитанники равны, как дети одного отца или
    семейства!
  • Запрещается воспитанникам кричать на
    служителей или бранить их, хотя бы они были их
    крепостные люди!
  • Телесные наказания запрещены!

(При каждом новом правиле “лицеисты”
перешептываются, комментируют их.)

Обратите внимание на одного из педагогов. Как
он пристально смотрит на будущих воспитанников.
Это профессор Александр Петрович Куницын.
Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет
так вспоминать о своем любимом преподавателе и о
торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

Звучат фанфары.

10. Слово ведущего

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

11. Выходит Куницын и обращается к
лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы
Отечества! Из родительских объятий вы поступаете
ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет
время, и вы будете иметь влияние на благо целого
общества… Дороги чести и славы открыты перед
вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем
высокое звание гражданина. Любовь к славе и
Отечеству должна быть всегда единственным вашим
руководителем!

12. В исполнении учеников звучит
отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19
октября” 1825 г.

… Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

13. К молодому поколению учеников
Пушкинской школы с напутственной речью
обращается отличник народного просвещения,
основатель Пушкинской школы, педагог,
награжденный государственной наградой –
медалью Пушкина, Н.Я. Бородина.

Звучат фанфары.

14. Слово ведущего

День 19 октября для всех лицеистов на всю
оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея
день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а
вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и
те, кто будут жить после нас.

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех,
кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября
они, связанные узами дружбы, лицейского братства,
будут стремится встретится своим узким кругом.
Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского
выпуска, каждый из них подходит к императору,
кланяясь, приветствует его. Одновременно,
сопровождая каждое имя, звучит краткая
историческая справка о лицеисте.

Иван Иванович Пущин – один из самых близких
друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг
бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал
судьей Московского надворного суда, декабрист,
осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о
Пушкине” – одного из самых достоверных
мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный
поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина
в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский
товарищ, ставший секундантом на последней дуэли
Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский
друг, которому Пушкин посвятит такие строки:
“мой брат родной по музе, по судьбам”.
Замечательный поэт, литературный критик,
издатель альманаха, декабрист, участник
восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет
каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич –
“суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска,
окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал
военную карьеру, дослужился до генерал-майора,
привлекался по делу декабристов.

– Дамы и господа, Александр Сергеевич Пушкин!

Император удаляется.

15. Слайдовая презентация (рассказ
– краткая справка о некоторых выпускниках
Пушкинской школы).

16. Подарок выпускников Пушкинской
школы юным пушкинистам: в их исполнении звучат
стихотворения А.С. Пушкина.

17. Выпускники Пушкинской школы,
присутствующие на празднике, обращаются с
напутственным словом к юным пушкинистам.

18. Торжественная минута посвящения.

Зачитывается поименно имя каждого ученика
пушкинского класса, класс строится в центре
гостиной, выпускники вручают им значки.

19. Исполняется Гимн пушкинской школы.

20. Все участники праздника
приглашаются в Пушкинский сквер к памятнику
поэту.

Звучат стихотворения, возлагаются цветы.

Лицея день заветный. «Пушкинский» праздник в зеркале истории


Как известно, традицию отмечать 19 октября день открытия Императорского лицея заложили те, кто был его первыми учениками, — Пушкин и его товарищи. Уже став выпускниками лицея, они первые годы 19 октября приезжали в Царское Село, обходили памятные места, обедали в доме директора, затем принимали участие в лицейском празднике. Вскоре, однако, они стали собираться в этот день в тесном товарищеском кругу.

Лицея день заветный. «Пушкинский» праздник в зеркале истории | Художник Н. Б. Мешкова-Малиновская, потомок первого директора Лицея, изобразила на своем полотне, созданном в 1991 году, торжества 19 октября 1811 года. По воспоминаниям лицеиста Ивана Пущина, в тот год рано наступила зима, и воспитанники, скинув парадную

Художник Н. Б. Мешкова-Малиновская, потомок первого директора Лицея, изобразила на своем полотне, созданном в 1991 году, торжества 19 октября 1811 года. По воспоминаниям лицеиста Ивана Пущина, в тот год рано наступила зима, и воспитанники, скинув парадную

Привычку встречаться в ближнем кругу приняли и последующие выпуски, причем каждый курс собирался отдельно. Не прервалась традиция и после перевода учебного заведения в Петербург и переименования его в Императорский Александровский лицей.

Каждый лицеист считал своим долгом знать стихотворение Пушкина «19 октября» (1825) наизусть, и воспитанники Александровского лицея с не меньшим жаром повторяли: «Отечество нам Царское Село!». Царило то великое, объединяющее начало, которое директор Царскосельского лицея Е. А. Энгельгардт называл «лицейством». 19 октября называли днем благодарности учеников своей alma mater и старались отметить делом «для общей пользы» во славу учебного заведения и товарищества.

«Вы помните ли, какое высокое понятие о благородстве и честь соединялось для нас с именем лицейского?.. Празднуя 19 октября, мы заявляем, что не разорвали связи с нашей юностью, что сколько бы кого из нас не обманула жизнь, мы не с презрением и не с иронией относимся к помыслам, надеждам и мечтам нашей молодости, воспитанной Лицеем!» — отмечал академик Я. К. Грот.

В 1918 году Александровский лицей был закрыт властями как «учреждение вредное». Но это не помешало его воспитанникам, оставшимся в России после революции, по-прежнему отмечать «Лицея день заветный». Об этом рассказал сын последнего директора учебного заведения Михаил Шильдер в одном из писем 1923 года в Париж своему однокурснику Сергею Воейкову: «18 октября будем служить, по примеру прошлых лет, панихиду, соберется, вероятно человек 60 — 80. 19-го наш квартет соберется, как и в прошлые годы, у меня, а затем пойдем, может быть, приветствовать других и вспоминать вместе былое».

24 октября 1924 года несколько питомцев Лицея решили встретиться в Казанском соборе, чтобы отслужить молебен и панихиду, а затем объединиться за завтраком. Это стало одной из причин их преследования по сфабрикованному «Делу лицеистов». Жертвами стали 38 лицеистов, 8 из которых были приговорены к высшей мере наказания, остальные получили различные сроки ссылки на Соловки, в Сибирь. Директор Лицея В. А. Шильдер умер во время следствия…

После этих трагических событий всякие внешние проявления лицейского единения стали просто опасны. С 1920-х годов лицейские годовщины вспоминали за рубежом, где оказалось большинство бывших питомцев Императорского лицея. Для каждого из них 19 октября оставался священным, связанным с памятью не только об альма-матер, но и о потерянной родине.

Последнее упоминание о праздновании лицейской годовщины за рубежом относится к 1991 году. «Вашингтон. Самая последняя встреча была по случаю 180-летия открытия Лицея. Был я, еще один последний лицеист Лехович из Нью-Йорка и несколько сыновей лицеистов». Эту запись сделал Юрий Константинович Мейер, лицеист 74-го курса (выпуск 1917 года, ускоренный). Ему в это время было девяносто четыре года, Дмитрию Владимировичу Леховичу — девяносто…

Впрочем, еще задолго до революции празднование 19 октября вышло за пределы лицейского круга и стало отмечаться общественностью, почитателями творчества Пушкина.

Впервые это произошло в 1880 году. Речи, произнесенные тогда И. С. Тургеневым и особенно Ф. М. Достоевским, вошли в историю русской литературы. Незадолго до лицейской годовщины в Москве на Тверском бульваре был открыт первый памятник Пушкину (скульптор А. М. Опекушин). Александровский лицей стал инициатором его сооружения и возглавил это общенациональное дело. А в Петербурге в день 19 октября в помещении Общества поощрения художеств на Большой Морской была открыта Пушкинская выставка, состоялось «Литературное пушкинское утро», устроенное Обществом для пособия нуждающимся литераторам и ученым.

Естественно, после закрытия Лицея и печальных событий 1925 года ни о каких литературных вечерах, посвященных 19 октября, не могло быть и речи. И только благодаря поэзии Пушкина этот день продолжал жить в памяти людей. В 1949 году в дни празднования 150-летия со дня рождения Пушкина в здании Царскосельского лицея, в городе, носящем имя поэта, был открыт музей, который состоял из нескольких восстановленных мемориальных помещений, среди которых — лицейский зал и лицейская «келья» поэта.

Здесь, в музее, и стала возрождаться традиция литературных вечеров, посвященных лицейскому празднику. Причем отмечали его по новому стилю — 31 октября. Среди гостей праздника, посвященного 150-летию открытия Лицея, был вернувшийся из эмиграции после войны один из последних лицеистов искусствовед Лев Любимов. Вспоминая это посещение, он писал: «…я испытывал в этом здании, среди хранящихся в нем реликвий, гордость от сознания, что я воспитывался в том же учебном заведении, что и Пушкин».

Но настоящим праздником юности, дружбы, поэзии день 19 октября стал после того, как в 1974 году музей распахнул свои двери после реставрации всего лицейского здания. А спустя два года «Лицея день заветный» стали отмечать не 31 октября, как того требовал новый стиль, а в классической традиции — 19 октября.

С 1990-х годов лицейские годовщины сопровождаются Царскосельскими фестивалями. В них принимают участие как российские, так и зарубежные потомки лицеистов. Не забыт этот день и в стенах здания на Каменноостровском пр., 21, где когда-то находился Императорский Александровский лицей. Этот титул принял на себя расположенный здесь ныне колледж управления и экономики, студенты которого с особой торжественностью встречают 19 октября.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6304) от 19.10.2018 под заголовком «Лицея день заветный».

Материалы рубрики

Комментарии

     Литературная гостиная «Лицея день заветный»


Звучит песня Ю.Кима «19 октября». На фоне песни демонстрируются кадры фильма о лицее.

1 ведущий:
Лицей, давший миру Пушкина и еще много  имен, прославивших Россию,  празднует своё двухсотлетие. 2 ведущий:
В истории мировой литературы не было случая, чтобы поэт или писатель в своём творчестве так много места уделял школе, как Пушкин – Лицею.
Лицей – в его первых юношеских стихах, в посланиях друзьям, в «Евгении Онегине», в стихотворениях разных лет, посвященным лицейским годовщинам.

Пушкин:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни  повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

 Отечество нам Царское Село».

1 ведущий:
Пушкинский Лицей, как учебное заведение, не имеет аналогов. Американские учёные, создавая школу для детей миллионеров в Чикаго, изучали опыт лучших учебных заведений мира, и компьютер выбрал Царскосельский Лицей пушкинской поры как лучшее учебное заведение за всю историю мировой педагогической практики.

 Пушкин:

 А как все начиналось?
Вспоминаю:
С лицейским временем
Я встретиться желаю.

(Звучит музыка. Кадры презентации)

 Комната в доме Пушкиных
(Пушкин просыпается. Вскакивает рыком. Грызет ногти. Быстро одевается. Бежит. По дороге теряет носовой платок).

МАТЬ (наблюдает все это):
Бог ты мой. Тяжел, неповоротлив. Платки вечно теряет. Надо связывать ему руки поясом.
(Пытается это сделать. Пушкин вырывается. На всех смотрит дичком).
В кого такой? В нем нет никакой любезности.
(В этот момент Пушкин, садясь за стол, нечаянно бьет стакан. Мать бьет его по щеке).
ОТЕЦ:
Этот стакан денег стоит! 15 копеек! Вечно у тебя все из рук валится!
Мать и отец склоняются над осколками. Пушкин смеется.
МАТЬ: Что ты смеешься? Что зубы скалишь?
ОТЕЦ: Сашка, поди вон.
Пушкин уходит с достоинством.
МАТЬ: Ишь, гордый какой! Голову задрал! Честь его оскорбили.
Пушкин проходит.
Арина тайком сует ему пряник. Прижимает к своей груди. Идет вместе с ним. Потом отстает.
ПУШКИН (Подходит к книжным полкам. Достает какую-то толстую, начинает читать, потом прячет эту книгу).
АРИНА (видит это):
Не бери ты, Сашенька, книги оттуда. Это тайный шкап! Батюшка будет недоволен.
ПУШКИН: В неделю тайный шкап был прочтен. Много интересного. Вот о любви! А это о чести и достоинстве.
ОТЕЦ: Книги у меня таскает. Читает недозволенное. Надо воспитать в нем изящный вкус, это образует человека.
ОТЕЦ: Сашка вырос. Все его сверстники определены. Один он слоняется недорослем. Ну, бог с ним, с этим пансионом. Он предпочитает  Петербург.
ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ: Под Петербург? В Царское Село? В Лицей? Я сам повезу его туда. Это совершенно новое учебное заведение.  Такого в России еще не было.

 На авансцену выходит царскосельская гуляющая публика: дамы, кавалеры, дети. 3-ий кавалер и 6-я дама идут под ручку.
(На экране изображение Царскосельского парка. Звучит классическая музыка)
1 дама:
— У меня для вас есть новость! Вы слыхали?
2 дама:
Не слыхали!
3 дама:
Расскажите же скорей!
1-ая дама:
Открывается Лицей!
1-ый ребёнок:
— Что же значит сей Лицей?
1-ый кавалер:
Надо выяснить быстрей!
2-ой кавалер:
— Аристотель так учил.
3-ий кавалер:
Он тогда в Афинах жил.

 3-я дама:
И, гуляя по аллеям, размышлял он о Ликее.
1 дама:
А на русский лад – Лицей.
2-ой ребенок:
Очень много здесь аллей.
1-ый кавалер:
Говорят, не будут бить.
2-ой кавалер:
Как без этого учить?
4-я дама:
Вы дикарь! Как Вам не стыдно? За Россию мне обидно!
5-я дама:
Обучение – шесть лет. Так решил их педсовет.

 2 ведущий:
Лицей был закрытым учебным заведением для дворян, с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков десяти-двенадцати лет дворянского происхождения по рекомендациям влиятельных лиц. Все расходы на содержание лицея несла государственная казна. На обучение в новом Лицее претендовали 50 человек. После экзаменов было зачислено всего 30 лицеистов. В их числе – Александр Пушкин.


1 ведущий: 
Лицей, действовавший в Царском Селе с 1811 по 1843 годы,  с самого начала во многом отличался от других учебных заведений. Это было первое учебное заведение в России, где не было телесных наказаний. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам так же, как ко взрослым. Лицеистов должны были называть только на «Вы». К фамилии обязательно добавлялось обращение «господин». Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах лицея, а с родителями и родственниками правилами позволялось видеться только в определенные дни и только в лицее.

 
2 ведущий:
(Демонстрируется  фотография древнегреческого лицея)

Его прообразом был греческий Лицей: одна из трёх  афинских гимназий, основанных Аристотелем в 335 году до н.э. Он был расположен в живописном месте.


1 ведущий:
(Царскосельский Лицей)

Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городе около Петербурга – Царском Селе, зелёном и нарядном, среди прекрасных парков.

2 ведущий:

(Демонстрируются фотографии Александра1, Сперанского, Малиновского)

Лицей был основан по распоряжению Александра 1. Программа была разработана М.М. Сперанским и ориентирована на подготовку государственных чиновников высших рангов.
Первым директором Лицея был назначен известный ученый и педагог Василий Федорович Малиновский. Совместно со Сперанским он был автором первого лицейского устава, а его выражение «Общее дело для общей пользы» стало девизом Лицея.

 (картинка)

Торжественное открытие лицея состоялось 19 октября 1811 года.

(Звучат фанфары. Лицеисты входят под музыку. Форма – темные брюки, белые рубашки. К воротникам пришиты красные ленты. Воротники подняты). 

1Чтец:

 Сияли синие мундиры

И красные воротники

Под Солнцем Северной Пальмиры

В лицей стеклись ученики.

 День торжества октябрьской сини

Был днём рождения друзей…

Надеждой, будущим России

Куницын видел тот лицей.

1 ведущий:

(Фотография Куницына)

Александр Петрович Куницын преподавал в Царскосельском лицее нравственность, логику и юридические науки. Широко образованный ученый с независимым образом мышления, он произвел на лицеистов сильное впечатление своей знаменитой речью, произнесенной при открытии Лицея в присутствии Александра I, где громко звучали слова о гражданском долге, а царь не был даже упомянут.

 Куницын:

 В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения. 

2 Чтец:

Их 30 человек. Вот класс. 
Бакунин, Броглио, Вольховский, 
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас, 
Тырков, Корнилов, Малиновский. 
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков, 
Комовский, Гурьев. Илличевский, 
Костенский, Стевен, Горчаков, 
Мартынов, Мясоедов, Ржевский. 
Вот Гревенец и Ломоносов, 
Вот Яковлев и Корсаков 
Но где еще кого-то носит? 
Откликнитесь на трубный зов! 
Мы их, конечно, не забудем: 
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин.


ПЕРВЫЙ ЛИЦЕИСТ: Наша лицейская семья была интернациональна.
ВТОРОЙ ЛИЦЕИСТ: Кюхля — немец по отцу и матери.
ТРЕТИЙ ЛИЦЕИСТ: Отцы Данзаса, Дельвига, Корфа — немцы.
ЧЕТВЕРНЫЙ ЛИЦЕИСТ: Брогльо — итальянец.
ПЯТЫЙ ЛИЦЕИСТ: У Горчакова, Матюшкина матери — немки.
ШЕСТОЙ ЛИЦЕИСТ: У Пушкина прадед — арап.
ПУШКИН: Но Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.

2 ведущий:

 Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.

ПЕРВЫЙ ЛИЦЕИСТ: Все мы были разного вероисповедания.
ВТОРОЙ ЛИЦЕИСТ: Данзас, Кюхля  католического.
ТРЕТИЙ ЛИЦЕИСТ: Матюшкин  лютеранского.
ПУШКИН: Но в Лицее не придавалось особого значения религиозным убеждениям и обрядам.

Ученица: Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок.

(Лицеисты расставляют парты на сцене, садятся. Звучит музыка )

Урок математики

(Демонстрируется портрет Карцева)

 Ученица:

Карцев Яков Иванович — адъюнкт-профессор на кафедре физико-математических наук в Лицее.

 (Входит Карцев. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает). 

КАРЦЕВ: Пушкин, решайте уравненье. 

ПУШКИН: Я не умею. 

КАРЦЕВ: Идите и решайте, а вы все поспешайте! 

(Пушкин мучается у доски). 

КАРЦЕВ: Я все стою печально и смотрю… 

ПУШКИН: Но уравнение равно нулю. 

КАРЦЕВ: У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не 5 получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет. 

ХОР ГОЛОСОВ: Но он у нас большой поэт. 

Пушкин (на авансцене)  читает:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
* * *

(Лицеисты остаются сидеть за партами).

Урок словесности.

(Демонстрируется портрет Кошанского)

Ученица: На уроках Николая Федоровича Кошанского лицеисты учились спорить, интересно рассказывать о прочитанных книгах , подбирать материалы для журнала «Мудрец» — выходил такой в Лицее, забавный полный пародий, веселых шуток, изящных стихотворений.

 ( Входит учитель словесности Кошанский)


Кошанский:

Здравствуйте, господа! У нас урок словесности. Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите, пожалуйста, розу стихами.
(Лицеисты нагнулись над бумагой и стали сочинять. Александр Пушкин  первым поднялся с места и быстро прочёл):
— У меня готово:

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Кошанский удивлённо:
Отлично!  А где же ваши стихи, господа?
(Дельвиг прикрыл руками свою рукопись, а самолюбивый Горчаков свою порвал).
Кошанский: Господин Пушкин, подарите мне ваши стихи. Когда-нибудь я вам их возвращу, когда вы будете знаменитым (прячет листок со стихами Саши Пушкина в карман).

2 ведущий: При переходе с младшего курса на старший, согласно уставу Лицея, должны были проходить переводные экзамены. Зимой 1815 в Лицее собрались гости, родные, знакомые на публичные испытания воспитанников. Экзамены стали значительным событием в их жизни, а для Александра Пушкина – первым публичным поэтическим успехом. В присутствии маститого поэта – Гаврилы Романовича Державина юный поэт читал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

(Кадры презентации)

Пушкин:

 Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

 Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря.

  (Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин). 

3 чтец:

Старик Державин все заметил. 
Восторгов он  тогда не скрыл. 
Ведь чудо в Пушкине отметил 
И, в гроб сходя, благословил. 

1 ученица: 

Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Здесь Пушкин встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями:

 (Демонстрируются  фотографии)

2 ученица: 

 Пущин Иван Иванович (1798 – 1859), прозвище  Большой Жанно, декабрист. 

3 ученица: 

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846), Кюхля, декабрист. 

4 ученица: 

Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831), Тося. Поэт.

5 ученица: 

И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: 

6  ученица: 

Горчаков Александр Михайлович (1798 – 1883), в Лицее прозвище Франт. Дипломат .Канцлер России. 

В одном из стихотворений Пушкин скажет: 

Кому ж из нас последний день Лицея 
Торжествовать придется одному… 

Последним и будет Горчаков. 

1 ученица: 

Данзас Константин Карлович (1801 – 1870), Медведь, Кабуд. Секундант Пушкина на дуэли. 

2 ученица: 

Малиновский Иван Васильевич (1796 – 1873),  в Лицее прозвище Казак. Сын первого директора, Василия Федоровича Малиновского. Очень преданный друг. 

3 ученица: 

Матюшкин Федор Федорович (1799-1872), Федернелка, Плыть хочется.  Адмирал. Совершил не одно кругосветное путешествие, был героем морских сражений. На севере Восточной Сибири есть мыс Матюшкина. 

4 ученица: 

Яковлев Михаил Лукьянович (1798-1868), в  лицее прозвище Паяс. Замечательный композитор. Многие его романсы написаны стихи Пушкина. Бессменный лицейский староста. После окончания Лицея собирались 19 октября ежегодно у него.

5 ученица: 

Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.

2 ведущий:

 В 1817 году, сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, лицеисты получили аттестаты. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости (из 29 выпускников), показав успехи только в российской и французской словесности, также в фехтовании.  Выпускники лицея могли получить гражданский чин от 14-го до 9-го класса, а для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение.

(Лицеисты выходят на сцену)

9 июня 1817 года… Завтра мы покинем Лицей навсегда. 

1 Лицеист.

 Шесть лет промчались, как мечтанье, 
В объятьях сладкой тишины. 
И уж отечества призванье 
Гремит нам: шествуйте, сыны! 
О матерь! Вняли мы призванью, 
Кипит в груди младая кровь! 
Одно лишь есть у нас желанье – 
Всегда хранить к тебе любовь! 
Мы дали клятву: все родимой, 
Все без раздела – кровь и труд. 
Готовы в бой неколебимо, 
Неколебимо – правды в суд… 

4 Чтец: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша.  Лицеисты будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей. 

3 Лицеист. 

Простимся, братья! Руку в руку! 
Обнимемся в последний раз! 
Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, здесь сроднила нас! 
Друг на друге остановите 
Вы взор с прощальною слезой! 
Храните, о друзья, храните 
Ту дружбу с тою же душой. 
То ж к правде сильное стремленье, 
Ту ж юную ко славе кровь. 
В несчастье – гордое терпенье 

А в счастье – всем равно любовь! 


1 Лицеист

 Шесть лет промчались, как мечтанье, 
В объятьях сладкой тишины, 
И уж отечества призванье 
Гремит нам: шествуйте, сыны! 
Прощайтесь, братья, руку в руку! 
Обнимемся в последний раз. 
Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, здесь сроднила нас!

Исполнение песни Ю.Кима “19 октября»

 На пороге наших дней неизменно мы встречаем,
Узнаем и обнимаем наших истинных друзей.
Здравствуй, время гордых планов,
Пылких клятв и добрых встреч!
Свято дружеское пламя, да не просто уберечь.

Вот бы жить, как в оны дни,
Вот бы жить легко и смело,
Не рассчитывать предела
Для бесстрашья и любви.
И, подобно лицеистам, собираться у огня
В октябре багрянолистом
Девятнадцатого дня.

Но судьба свое возьмет,
По-ямщицки лихо свистнет,
Все по-своему расчислит ?
Не узнаешь наперед.
Грянет бешеная вьюга, захохочет серый мрак?
И спасти захочешь друга, да не выдумаешь как.

На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий
Ты наш друг и наш учитель,
Славный пушкинский Лицей.
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне

 
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.

1
Сценарий праздника «Лицея день заветный»
Оформление: портрет А. С. Пушкина, выставка книг – произведений А.С. Пушкина, на
столе конторка, подсвечники, чернильница с гусиным пером. 
На протяжении всего праздника используется презентация.
1. Дети заходят в зал под музыку Штрауса, рассаживаются.
2. Звучат фанфары.
Выходят ведущие и 2 чтеца
1 чтец
Друзья мои, прекрасен наш союз! 
Он, как душа, неразделим и вечен —
 Неколебим, свободен и беспечен, 
Срастался он под сенью дружных муз.
…Куда бы нас ни бросила судьбина, 
И счастие куда б ни повело, 
Всё те же мы: нам целый мир чужбина; 
Отечество нам Царское Село…
Ведущий 1.
Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы
обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.
2 чтец
В начале жизни школу помню я; 
Там нас, детей беспечных, было много; 
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого, Но 
видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Ведущий 2.
19 октября  исполнилось 2005 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех,
учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из
главных праздников.
Ведущий 1.
 Александр Сергеевич Пушкин про день ­ 19 октября говорил: “Лицея день заветный”.
3. Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь»  тихо. 2
Ведущий 2:
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось, 
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.
Эти строки А.С. Пушкин посвятил Царскому Селу, где он провел 6 лет отрочества и 
юности.
 Ведущий 1:
В 1811 году 12­летнего Александра привезли в Царское Село для поступления в 
Лицей.
Название учебного заведения связано с классической древностью. Лицеем 
называлась древнегреческая философская школа на окраине Афин, у храма Аполлона 
Лицейского. 
Возникновение Лицея связано с планами прогрессивного преобразования 
государства.19 октября 1811 года в большом зале Царскосельского лицея было 
торжественно зачитано постановление.
                              
Ведущий 2.
Постановление о лицее.
 Учреждение лицея имеет целью образование  юношества, особенно 
предназначенное «к важным частям Службы государственной». Сообразно сей цели, 
Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, знаниями и 
нравственностью своей общее доверие заслуживающих. Лицей в правах и 
преимуществах своих равняется с Российским Университетом.
Ведущий 1.
День 19 октября навсегда стал особенным для лицейских воспитанников – днем 
рождения школы и начала дружбы, днем воспоминаний о юности, о друзьях и 
наставниках. Через 6 лет, прощаясь с лицеем, первые его питомцы дадут клятву друг 
другу «И последний лицеист будет праздновать 19 октября.»
Ведущий 2.
«Благослови, ликующая муза,
Благослови: Да здравствует лицей!» 
Опять листва горит, как свечи,
И парка темного собор.
Приходишь ты на вечер встречи 
С самим собой. 3
4. Звучит музыка Штрауса.         
  Под музыку танцуют вальс. 
 На фоне музыки звучат слова:
Ведущий1:
В лицейском парке у пруда
Вальсирует листва берез.
И Пушкин с Пущиным вдвоем…
Их листопад почти занес.
Занес лицейские мостки,
Занес скульптуры и скамьи.
Друзья в саду совсем одни,
Читают новые стихи.
Ведущий 2.
В лицейском парке у пруда 
Мечтают о любви друзья,
О славе думают они,
Читают Пушкина стихи.
В лицейском парке у пруда
Опять встречаются друзья.
Вальсирует листва берез.
И листопад уж всех занес.
Слайд 1. Презентация (история создания, традиции Царскосельского лицея)
Слайд 2. 1 ведущий: 205 лет назад, 19 октября 1811 года, в Царском селе царило 
особое оживление: на этот день было назначено торжественное открытие Лицея.
Слайд 3.  2 ведущий: К зданию Лицея то и дело подъезжали кареты, экипажи – 
съезжались видные сановники и педагоги Петербурга, родственники лицеистов. На 
торжестве должен был присутствовать Александр I.
Слайд 4. 1 ведущий: императорский Царскосельский Лицей – привилегированное 
учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное к 
важнейшим частям службы государственной».
Слайд 5. 2 ведущий: Император Александр Первый лично утвердил в 1811 году 
список первых  воспитанников Лицея и лично раздал им через шесть лет награды и 
дипломы.
Слайд 6.       Лицеист: Вы помните, когда возник Лицей,
                 Как царь для нас открыл чертог Царицын,
                 И мы пришли. И встретил нас Куницын 4
                 Приветствием меж царственных гостей.
Лицеист: Лицей стал для нас родным домом, нашей республикой со своими законами, 
братством, дружбой.
Лицеист: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные 
занятия, потекла обычная лицейская жизнь. «Шесть лет соединенья».
Слайд 7.   1 ведущий: Распорядок дня в Лицее.
 Подъем по звонку в 6 часов.
 От 7 до 9 часов – класс, то есть учебные занятия.
 В 9 – чай с белой булкой.
 Сразу после чая первая прогулка до 10 часов.
 От 10 до 12 – класс.
 С 12 до часу – вторая прогулка. Гуляли обязательно в любую погоду.
 Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.
 В половине  9 звонок к ужину.
 После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.
 По средам и субботам бывало вечернее танцевание и фехтование.
 В 10 часов – вечерняя молитва, сон.
Слайд 8.  2 ведущий: Лицеистов поселили в отдельные номера­комнаты. В номер 14 
поселился Пушкин.
Слайд 9.     В комнате было только необходимое для отдыха и занятий.
Слайд 10.     1 ведущий: Скоро все лицеисты объявили себя «скотобратцами» и, как 
водится, наделили друг друга прозвищам:
(Ведущие читают по очереди)
1. Слайд 11.     Вильгельм Кюхельбекер – Кюхля
2. Слайд 12.     Антон Дельвиг – Тося
1. Слайд 13.     Михаил Яковлев – Буффон 
2. Слайд 14.     Иван Малиновский – Казак 
1. Слайд 15.     Александр Горчаков – Князь 
2. Слайд 16.     Константин Данзас – Медведь 
1. Слайд 17.     Иван Пущин – Большой Жанно 
2. Слайд 18.     Федор Матюшкин – Матюшко 
1. Слайд 19.     Александр Пушкин – Француз, Помесь обезьяны с тигром.
Лицеист: С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.
Лицеист: Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит 
по­русски, того штрафуют. 5
Лицеист: Не пропускаются дни рождения.
2 ведущий: Они были обыкновенными мальчишками, любили пошалить.
Сценка. (Пушкин, Пущин, Малиновский)
— Я.
— Я.
— И я затеяли выпить гоголю­моголю.
Пущин: Я достал рому, добыли яиц.
Малиновский: Натолкли сахару.
Пушкин: И началась работа у кипящего самовара.
Пущин: Тут начались опросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше 
дело и что мы одни виноваты.
Пушкин: Постановление следующее: две недели стоять на коленях во время утренней 
и вечерней молитвы.
Малиновский: Сместить нас на последние места за столом, где мы сидели по 
поведению.
Слайд 21.     1 ведущий: В январе 1815 года в Лицее был назначен публичный экзамен.
Лицеист (читает газету): Императорский Царскосельский Лицей имеет честь 
уведомить, что 4­го числа будущего месяца от 10 до 3 по полудни имеет быть в оном 
публичное испытание воспитанников первого приема по случаю перевода из младшего 
в старший возраст.
Это был экзамен – смотр, чему научились за три с лишним года, ибо достигли 
середины.
Пушкин: Державин был прижизненной легендой. Как узнали мы, что Державин будет к 
нам, все мы взволновались.
2 ведущий: Экзамен очень утомил Державина. Пушкин прочел «Воспоминания в 
Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.
Пушкин: Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в
восхищении. Он меня требовал, хотел обнять… Меня искали, но не нашли.
Лицеист: Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: «Я не умер!»
Лицеист: Учиться еще два года.
Слайд 22.     Ведущий 1. 6
В день открытия лицея в честь одного из самых выдающихся его выпускников принято
проводить конкурсы чтецов, разнообразные гостиные, пушкинские чтения.
Ведущий 2.  
Мы открываем пушкинские чтения.
На сцену приглашается …………………………………………………….
Ведущий 1:
В лицее пришла к Пушкину слава.
Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами, 
балами, литературными обществами захватила поэта.
«Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромном зале всё дрожало
Паркет трещал под каблуком…»
Так в своём знаменитом романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал  про балы. 
Попробуем и мы с вами побывать на таком балу.
Ведущий 2.
У нас сегодня свой маленький бал,
Я думаю, Пушкин бы с нами сплясал
Танец весёлый исполним сейчас,
И очень просим поддержки у вас!
5. Полонез.
6. Танец полька под музыку С. Рахманинова «Итальянская полька»
Ведущий 1:
Но на балах не только танцевали, а ещё и в фанты гости все играли.
ИГРА «ФАНТЫ»
1. Прочти стихотворение о любимом времени года А. С. Пушкина
2. Сыграть на фортепьяно
3. Разгадать шараду
 Слог первый рвётся в облака, ­
ты лишь надуй его слегка.
Ещё два слога надо взять
и имя женское создать. 7
А в целом ­ интересная игра,
загадкой называется она.
Ответ: шар+Ада= шарада.
 Начало деревом зовётся,
конец ­ читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдётся,
и в каждой строчке есть они.                Ответ: (бук­вы)
 С буквой Л в игре в футбол
часто слышим слово …
С Д ­ уж в слове смысл не тот ­
мерой стало ­ просто …                       Ответ:  (гол ­ год)
 Сперва назови ты за городом дом,
в котором лишь летом с семьёю живём.
Две буквы к названью приставь заодно,
получится то, что решать суждено.                   Ответ: (дача ­ задача)
4. Ответить на вопросы викторины.
Викторина
1. Сколько лицеистов было принято в Царскосельский лицей в 1811 году
2. К кому из лицеистов обращены пушкинские строки: «Мой первый друг, мой друг 
бесценный!»?
3. Кто был неразлучным другом А. Пушкина и его соседом, жившим в Лицее в комнате
№ 13?
4. В лицее его звали «Казак», он был сыном первого директора Царскосельского лицея.
О ком идёт речь?
5. Этот лицеист горячо любил А. Пушкина. В Лицее он мечтал о море, участвовал в 
кругосветном путешествии. Его именем назван мыс у северных берегов Восточной 
Сибири. Назовите этого человека.
6. Во сколько вставали лицеисты?
7. Какой предмет больше всего не любил Пушкин?
8. В каком возрасте Пушкин поступил в Лицей?
9. Как друзья называли в Лицее А. Пушкина?
10.Кого Пушкин поразил на экзамене?
11. Как друзья называли Вильгельма Кюхельбекера?
12.Кто сопровождал поэта все годы его жизни? 8
1. Послушайте романс Нелли Хакель на стихи Пушкина «К Няне» с ВИДЕО
Ведущий 2: Лицей стал для Пушкина вторым домом и настоящей семьей. Здесь он 
встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями – Пущин, Кюхельбекер, 
Дельвиг. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы 
такую роль.
Ведущий 1.  Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые 
впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – 
мореплаватель, Яковлев – композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась 
учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.
2. ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ  Юлий Ким «19 октября»
Дети уходят из зала под музыку «Полонез» 9 10
3. 11
4.

16.08.2020

Лицея день заветный

Пальшева Татьяна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Сегодня мы поговорим об одном классе. Класс как класс – почти тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда об этом не забывавшие. Давайте вернёмся на полтора – два столетия назад – в самое начало 19 века.
Мы приглашаем вас отправиться с нами … в Царское Село начала 19 века (ныне это город Пушкин, что рядом с Санкт – Петербургом). В этом удивительно красивом местечке по велению императора решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей. В нём должны были воспитываться будущие государственные деятели России.
И вот 19 октября 1811 года 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками на 6 лет. Это был самый первый набор в Лицей. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». Вот о них мы и поговорим.

Оценить




149

Содержимое разработки

Сценарий литературного праздника

«Лицея день заветный»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

МБОУ- СОШ №2 г. Аркадака

Саратовской области

Пальшева Татьяна Николаевна

Ведущий 1: Добрый день , дорогие друзья!!!
Сегодня мы поговорим об одном классе. Класс как класс – почти тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда об этом не забывавшие. Давайте вернёмся на полтора – два столетия назад – в самое начало 19 века.
(звучит музыка)

Ведущая 1: Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый стиль, но какая разница, в каком веке жили эти одноклассники! Горели ли у них в классной комнате электрические лампы или свечи… Пересекали ли они свою страну на поезде или почтовых лошадях… носили джинсы или камзолы… Разве мы, современники компьютеров, не нашли бы, о чём спросить ребят тех лет?

Ведущая 2: Мы приглашаем вас отправиться с нами … в Царское Село начала 19 века (ныне это город Пушкин, что рядом с Санкт – Петербургом). В этом удивительно красивом местечке по велению императора решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей. В нём должны были воспитываться будущие государственные деятели России.

2: И вот 19 октября 1811 года 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками на 6 лет. Это был самый первый набор в Лицей. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». Вот о них мы и поговорим.
(звучит музыка)

  .

ВОЛЬХОВСКИЙ: Вольховский Владимир, 13 лет. Прозвище Суворочка.

ВЕДУЩИЙ: Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью.

 ВОЛЬХОВСКИЙ: Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах:

Суворов наш

Ура! Марш, марш

Кричит верхом на стуле.

 ВЕДУЩИЙ: Вольховский Владимир- через несколько лет член тайного общества декабристов.

 ГОРЧАКОВ: Горчаков Александр, 13 лет. Прозвище Франт.

 ВЕДУЩИЙ: Франт учился с утра до вечера. По окончании лицея получил малую золотую медаль. Будущий министр иностранных дел.

 ДЕЛЬВИГ: Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька.

ВЕДУЩИЙ: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

 ДЕЛЬВИГ: Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыплённый.

 К,ЭКЮХЕЛЬБЕКЕР: Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он написал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно-

И стало мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

ВЕДУЩИЙ: Член общества декабристов. Будет осуждён и приговорён к вечной ссылке.

 МАЛИНОВСКИЙ: Малиновский Иван, 14 лет. Прозвище Казак. Сын директора Лицея.

Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня СанчоПанса.

 ВЕДУЩИЙ: Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

 ПУЩИН: Пущин Иван, 13 лет. Прозвища: Большой Жано, Иван Великий.

 ВЕДУЩИЙ: С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.14 декабря будет на Сенатской площади. Его осудят и приговорят к 31 году тюрьмы и ссылки.

 Звучит «Вальс» Г.В.Свиридова из к-ф «Метель».

 ПУШКИН: Пушкин Александр, 11 лет. Прозвища: Француз, Егоза, Обезьяна.

 Все лицеисты распределяются по сцене произвольно.

 ВОЛЬХОВСКИЙ: За 6 лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь.

Пушкин писал:

 Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

МАЛИНОВСКИЙ: А помните на приёмных экзаменах?..

 ПУЩИН: Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся- глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика- живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного- Александра Пушкина. По сходству фамилий, потому что наши спальни оказались рядом (моя-№13, его-№14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

 ВЕДУЩИЙ: Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нём Пушкин позже напишет:

 Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный

Твой колокольчик огласил…

 ЛККОРСАКОВ: За лето и осень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно 19 ОКТЯБРЯ в Екатерининском дворце на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр 1 с семьёй, было много гостей.

КО КЮХЕЛЬБЕКЕР: Больше всего запомнилась речь профессора права Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены. Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин.

 Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

КОРСАКОВ: А после обеда мы все играли в снежки в саду у дворца Растрелли. Снег в ту осень выпал очень рано. Потом начались обычные дни.

Корсаков: А после обеда мы все играли в снежки в саду у дворца Растрелли. Снег в ту осень выпал очень рано.

Из коридора доносятся голоса юных лицеистов

— Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!

— А-а-а! — слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.

— Нет, не удерёшь, Кюхля!

— Ребята, догоняем его! За мной! — через гостиную пробегают в библиотеку.

Ведущий 2: Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовится к службе государственной: Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они ещё просто дети.

Пущин: Потом начались обычные дни.

 Показываются слайды с видами Лицея и сцен из лицейской жизни на фоне музыки.

Ведущий: Лицей – маленький 4-этажный городок. Инспекторы, гувернёры живут внизу, там же и хозяйственное управление.

 На втором этаже – столовая, больница, конференц-зал.

 Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!»

Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.

Ученик 1: На каждой комнате – номер.На 4 этаже – спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.

Ученик 2: Мальчишки потом долго играли в числа, подписывали письма своими номерами. «№14 не согласен с №13» означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

 Ученик 3: В Лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» — закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.

 Ученик 4: Подъём был в 6 часов утра, потом молитва, уроки завтрак. Ежедневно 7 часов – уроки, остальное – прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцеванье» или «фехтованье».

   

Ученик 5: Уроков немало, зато немало и забав.Не пропускались их дни рождения.Проводились различные соревнования. Много прозвищ мы придумывали друг другу. Вот, например, Пушкину: Стрекоза, Сверчок, Искра, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром.

ВЕДУЩИЙ: И Пушкин писал:

Если жизнь тебя обманет-

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись.

День веселья, верь, настанет!

 Сердце будущим живёт.

Настоящее уныло.

Всё проходит, всё пройдёт.

Что пройдёт – то будет мило

Ученик 1: В Лицее у них было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования. В часы досуга лицеисты много времени отдавали чтению. Пушкин с раннего детства любил читать. Он был самым начитанным из всех лицеистов. Читая, забывал все на свете.

ПУШКИН (Подходит к книжным полкам. Достает какую-то толстую, начинает читать, потом прячет эту книгу). 

АРИНА (видит это): 

Не бери ты, Сашенька, книги оттуда. Это тайный шкаф! Батюшка будет недоволен. 

ПУШКИНВ неделю тайный шкаф был прочтен. Много интересного. Вот о любви! А это о чести и достоинстве. 

ОТЕЦ: Книги у меня таскает. Читает недозволенное. Надо воспитать в нем изящный вкус – это образует человека. 

Уходят под музыку.

Чтец: Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по-французски.

 ВЕДУЩИЙ: Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюблённости… Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Васильевичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетнёвым.

Ведущий: Да, главным увлечением лицеистов было стихосложение…

Муза

И всё же главное достояние лицеистов, которое они вынесли из стен Лицея, – д р у ж б а. Её ставят на первое место.

Ученик 2: Вот и пролетели 6 лет, проведённых в Лицее. В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены.17 дней сдавали повзрослевшие ребята 15 экзаменов. Потом прощальное построение. Прощальная песня на слова Дельвига:

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
О матерь! Вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Одно лишь есть у нас желанье –
Всегда хранить к тебе любовь!
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела – кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо – правды в суд…

Ведущая 1: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей. 
Потом директор надел им на пальцы чугунные колечки — символ крепкой дружбы. А прощальная клятва заканчивалась такими словами: « И последний лицеист один будет праздновать 19 октября». Да, они дали клятву, что каждый год 19 октября они будут отмечать день Лицея. 

Ведущий 2: Впереди у них была целая жизнь, но никто из них не забыл Лицей и друзей. Они сдержали эту клятву.
Ученик 4 : В 1817 году празднуется первая годовщина после окончания Царскосельского Лицея. Не зависимо от того, куда бы ни занесла судьба этих мальчишек, они старались встретиться 19 октября.

В1818 году собралось 14 человек. Вспоминали старое доброе время, пели лицейские песни.
В 1825 году Пушкин не мог присутствовать на этом празднике: он был в ссылке в Михайловском.

Ведущая: В этот день он написал своим товарищам строки:
Пора и мне… пируйте , о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я…
Но через год не всех увидит Александр Сергеевич.

После восстания на сенатской площади 1825 года, в котором участвовали два лицеиста: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер – «Жано» и «Кюхля». Они были среди декабристов. Вскоре «Кюхля» был схвачен и доставлен в Петропавловскую крепость. Пущина друзья уговаривали скрыться заграницей, но «Жано» отказался, не захотел скрываться бегством.

Ученик 5: Стихотворение «19 октября 1827» сочинено к годовщине основания Царскосельского Лицея и в авторском чтении на собрании лицеистов оно было воспринято как спонтанная импровизация.

Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!

Ученик 6: Бежит время. На 15-ой годовщине уже не было в живых шестерых. Среди них самая страшная для Пушкина утрата – Антон Дельвиг. На 25-летие лицея Пушкин читал свои стихи о Дельвиге:
И мнится, что очередь за мной.
Зовёт меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений.
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений…
Это были пророческие слова. Вскоре Пушкин погибнет на дуэли. Он будет седьмым ушедшим после Дельвига. Теперь лицейские годовщины проходили без Пушкина..

Ведущая: 19 октября 1880,1881, 1882 годов Александр Горчаков отмечал один, он был последним лицеистом первого выпуска. Они все до одного исполнили клятву, данную в молодости. Они были настоящими друзьями.

Ученики (лицеисты):
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Уходят под музыку.

Автор стихотворения Борисов Дмитрий, ученик 8 класса

Под тенью лип, берез осенних,

Задумчив на скамье сидит.

И кажется, что в это время

Он тихо с музой говорит.

На руку голову положит,

Блокнот свой уберет с колен

И отвести свой взгляд не может

От Царскосельских, родных стен.

Таким увидим мы сегодня,

Когда войдем во двор села

Поэта, чья звезда так ярко

В лицейских стенах, здесь взошла

По узким длинным коридорам

С друзьями вместе он ходил.

В просторных классах обучался.

Мечтал, надеялся, шутил.

И именно в лицейских стенах

Его талант начало брал,

Когда Державину «про розу»

Он вдохновенно так читал.

Теперь музей в лицейских стенах,

Но также звонко, как тогда

В экскурсионных длинных залах

Звучат ребячьи голоса.

Ребят у входа памятник встречает

О нем все думают свое

Но каждый-каждый понимает

Что Пушкин – это наше все.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/416704-liceja-den-zavetnyj

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

19 октября Всероссийский День лицеиста, который ежегодно празднуют выпускники и ученики лицеев. Дата выбрана не случайно: именно в этот день в 1811 году был основан Императорский лицей в Царском селе по Указу Александра I.

Сегодняшний день для учеников Лицея математики и информатики начался с мероприятий, посвященных истории этого праздника. Классные руководители провели увлекательные тематические классные часы в формате беседы о возникновении Царскосельского лицея, традициях торжества и, конечно, об истории здания нашего лицея.

Государственный музей К.А. Федина приехал в ЛМИ с выставкой «Лицея день заветный», приуроченной ко Дню открытия Императорского Царскосельского лицея. Основу экспозиции составили снимки здания, келий, рабочих кабинетов учащихся, а также виды Екатерининского Дворца, парка и самого лицея. Ребята узнали, как зарождалась дружба между воспитанниками знаменитых российских деятелей культуры, как они учились и какие науки постигали.

Бывают события, которые навсегда остаются в сердцах и памяти их участников. Именно таким своеобразным «мостиком» в души учащихся является уже ставшее традиционным «Посвящение в лицеисты». Это праздник, в котором принимают участие вновь поступившие в лицей ребята. В этом году это 72 человека из 5-1, 5-2 и 5-3 классов. 

Торжественное мероприятие открывала директор лицея Романова Н.Ю. Она сказала ребятам напутственные слова, пожелала неиссякаемого стремления к получению новых знаний, в завершении поздравления от директора, учащиеся  получили свои отличительные символы — значки с эмблемой МАОУ ЛМИ. 

Учащиеся старших классов передали пятиклассникам символ открытия новых знаний — яблоко. Классные руководители поздравили учеников и передали от выпускников лицея огонь как символ братства, верности и чести.

Каждый пятый класс подготовил свою визитку. Учащиеся 5-1 класса читали стихи, ученица из  5-2 класса исполнила песню про дружбу, а ученики 5-3 класса  танцевали вальс. 

В завершении мероприятия пятиклассники произнесли торжественную клятву, в которой пообещали посвящать себя учебе и быть активными участниками жизни лицея. 

Новые познания и открытия, интересная учеба, насыщенная жизнь и верные друзья – все это ждет юных лицеистов впереди. Они делают первые шаги к успеху в новом для них доме – Лицее математики и информатики!

В то время как новоиспеченные пятиклассники были на церемонии посвящения в лицеисты и зажигали свечи в знак нерушимого союза, остальные учащиеся принимали участие в викторинах и играх на сплочение коллектива. Программа праздничного дня выдалась насыщенной и познавательной.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник лиф эриксона
  • Праздник литературный книжный именины
  • Праздник лита летнее солнцестояние
  • Праздник листопада сценарий
  • Праздник лимонов ментон