Праздник майдан у мусульман

История Сабантуя — главного праздника татарского народа

Василий Теркин, лихой боец Великой Отечественной войны, а также заглавный герой знаменитой поэмы Александра Твардовского, не только рассказал однополчанам об этом веселом празднике, но и дал свое, военное его толкование. Да, главный национальный праздник татарского народа имеет необычную многовековую историю и разные версии своего происхождения, в которых корреспонденту «БИЗНЕС Online» помогали разобраться архивисты.


Сбор подарков для победителей Сабантуя. Арский район

ВСЕМ ПРАЗДНИКАМ ПРАЗДНИК

«Сабантуй, издревле отмечающийся как календарный обряд в честь пробуждения природы и весеннего сева, является главным национальным праздником татарского народа, составной частью его образа жизни, — пишет в своей докторской диссертации «Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа» историк, журналист, автор многих книг и архивно-исторических очерков Дамир Шарафутдинов. — Благодаря заразительной лихости, всеобщему веселью, жизнеутверждающему народному юмору, массовости, где каждый является одновременно и участником, и зрителем, Сабантуй давно стал и общим праздником народов Татарстана. Привлекательны самобытность обрядов, национальная борьба корэш, скачки и другие состязания и аттракционы массового действа. С 1990 года Сабантуй включен в список законодательно утверждаемых общереспубликанских праздников. По существу, Сабантую — единственному из национальных обрядов — в законодательном порядке присвоен статус общегосударственного праздника республики».

Определить точно, в какой исторический отрезок времени зародился праздник, достаточно сложно. Письменных источников, дающих представление об исторических корнях Сабантуя, практически не сохранилось. Сегодня можно назвать единственную эпитафию булгарского периода, обнаруженную в июле 1979 года в древнем селе Иске Салман Алькеевского района. Наиболее вероятной ее датой считается 1292 год, что говорит о более чем 710-летней истории Сабантуя в Волжской Булгарии.


Афиша о проведении Сабантуя близ сада «Аркадия». 1925 год

«ВРЕДНЫЙ» ПРАЗДНИК

Татарские религиозные деятели, а также российские царские власти несколько настороженно относились к феномену Сабантуя, но их действия и слова, слава Аллаху, ограничились вроде как бы ворчанием и не дошли до запретов и репрессий. В своей книге «Сабантуй» Шарафутдинов приводит такие любопытные факты: «Вот что писал, например, считавший себя человеком просвещенным, оренбургский мулла Абу Сагит аш-Шодави: «У мусульман существуют национальные праздники Сабантуй и Джиен. Не будет большой ошибкой, если назвать первый праздник свадьбой шайтана, а второй — днями, когда шайтан производит на свет своих младенцев. Запрещение подобных праздников, служащих порочной нравственности, является задачей отцов нашей нации».

В 1767 году новокрещенские школы Казани посетила императрица Екатерина II, где были произнесены от лица всей школы стихи. Нашлись и такие строки о Сабантуе:

И как благодарности нам не воздавати
Тебе, о Монархиня! щедрая всех Мати;
Ты сих орд свободила разных недоумений,
Науча правой вере, и от заблуждений,
А каких, с себя начну: родом я Татарин,
Всем скажу, скажу нечтось от Ординских тайн
Мы чли Махмета с зятем ево и Алкоран,
Хосана, Гусенна да праздник наш Сабан…

Далее в этих виршах утверждается, что Сабантуй — это смертный грех, он должен быть в аду вместе с Кораном, мечетями и Курбан-байрамом. Комментарии, как говорится, излишни! Можно привести немало примеров и из более близких времен. Менялась тактика, а суть была та же: Сабантую не место в духовной жизни и быте татар.

Недаром в истории мы встречаемся с фактами, когда реакционно настроенная часть общества под надуманными предлогами выступала против празднования Сабантуя и требовала его запрещения. Ярким выразителем подобных тенденций был, например, член-корреспондент российского общества покровительства животным Г. Соловьев. Выступая в печати, он ратовал за запрет «вредного обычая гонки лошадей» на Сабантуе, ссылаясь на заведомо сфальсифицированные цифры о количестве загоняемых насмерть лошадей. В частности, он указывал, что вследствие таких гонок по одной Вятской губернии ежегодные убытки выражаются в десятках тысяч рублей.

«Празднование Сабана, соединенное с истязанием и потерей лошадей, — писал автор, — помимо экономического вреда, наносимого им населению, имеет еще другую важнейшую сторону: этот варварский обычай при низком умственном развитии татар влияет крайне вредно на их нравственность, закаляя грубость нравов местного населения и тормозя, таким образом, стремление правительства, старающегося по возможности скорее водворять элементы гражданственности между оседлыми инородческими племенами, населяющими Россию… Вообще, Сабан деморализует татар и может эту жестокость передать и русскому населению, и прочим». Правление российского общества покровительства животным обратилось к санкт-петербургскому гражданскому ахуну с просьбой высказать по этому поводу свое мнение, на что глава столичных мусульман Гатаулла Баязитов, издатель одной из первых татарских газет «Нур», исследователь исламской философии, ответил весьма интеллигентно и по существу: «Что же касается праздника Сабана, то долгом считаю Вам сообщить, что это не религиозный праздник, а народное обычное веселье, народное удовольствие: безобидная борьба, бег пеших и конных и т. п. Изменить же или уничтожить вовсе этот праздник зависит не от духовного лица».

Василий Теркин, герой знаменитой поэмы Александра Твардовского, не только рассказал однополчанам об этом веселом празднике, но и дал свое, военное его толкование

Хотелось бы также заметить, что в то время «защитник животных», обвинявший татар в низком умственном развитии, мог бы бросить взгляд на Европу. Полагаем, даже столь распространенная на Пиренейском полуострове коррида, где гибнут быки, лошади, а иногда и люди, вряд ли свидетельствует о «низком умственном развитии» испанцев и португальцев.

В годы советской власти открытых призывов к запрету Сабантуя в целом не замечалось. Однако в ряде районов Татарстана были и годы без Сабантуя, до недавнего времени не считали нужным его проведение в малых аулах. Власть предержащие старались превратить его в показательные агитационно-пропагандистские мероприятия, выхолащивая тем самым его душу… Были попытки «обновления» многовековой традиции, т. е. проведения с использованием основных элементов Сабантуя всевозможных фестивалей, маевок. Время показало безжизненность и бесперспективность таких искусственно создаваемых имитаций на базе древних обрядов…


ТАТАРСКИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Рассматривая Сабантуй своего времени как чисто земледельческий праздник, ученые-историки одновременно примечали в его содержании древние оттенки. К примеру, Николай Загоскин (1851 — 1912, историк русского права, общественный деятель, в 1906 — 1909 годы ректор Казанского университетаприм. ред.) подчеркивал, что Сабантуй, с одной стороны, является мирным земледельческим праздником, с другой — носит и отпечаток праздника героического. В 1920-е годы организаторы первых советских сабантуев называли этот праздник татарской олимпиадой. Народный писатель Татарстана Нурихан Фаттах считал, что состязания и массовые игры в силе, выносливости, быстроте и легкости проводились весной, в период пробуждения природы, и знаменовали собой брачные соединения богини-матери и бога-отца. «Самым характерным и древнейшим народным праздником такого рода состязаний, — писал он, — является татарский Сабантуй. Олимпийские игры греков также относятся к этому виду состязаний».

Самой распространенной точкой зрения на происхождение и значение Сабантуя является мнение, что этот праздник формировался в Поволжье, на булгарской земле, и что Сабантуй, дословно переводимый на русский язык как «праздник плуга», является праздником, посвященным началу весеннего сева.

В своих работах Р. К. Уразманова, много лет занимающаяся изучением народных обрядов и праздников, писала: «Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: «сабан» означает «яровые», или в другом значении — «плуг», а «туй» — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова «Сабантуй» — торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовали хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с Сабантуем. В XIX веке он был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь Сабантуя с магией».


Юный участник соревнования, Советский район Казани. 1980 год

«НА ПРАЗДНИК САБАН ПРИХОДЯТ ВСЕ»

Что касается сроков проведения Сабантуя, то строгой даты не было. Праздник справлялся иногда раньше, иногда позже — в зависимости от погоды, религиозных праздников и других причин. И в этнографических писаниях XIX — начала XX веков, и в сообщениях 70 — 80-х годов XX века сроки проведения Сабантуя увязывают со сходом снега, окончанием весеннего половодья и подсыханием земли. В деревнях, как и в настоящее время, Сабантуй справляется раньше, чем в Казани, длится один день, тогда как в городе он длился неделю: от пятницы до пятницы. Объяснялось это затоплением места проведения Сабантуя вследствие весеннего разлива Волги. Так, в 1834 году Сабантуй был с 25 мая по 1 июня (по старому стилю), в 1845-м — с 8-го по 15-е, в 1874 году — с 31 мая по 7 июня, в 1907 году — с 1 по 8 июня. Сабантуй в деревнях начинался с раннего утра, после утренней молитвы, в Казани же праздник открывался ближе к полудню.

Были традиционными и сабантуйные подарки. Карл Фукс (1776 — 1846, врач, ботаник, этнограф, историк, археолог и нумизмат, профессор и ректор в 1823 — 1827 годах Казанского императорского университета — прим. ред.) упоминает: «В награждение победителю дается носовой платок, который вешают на длинную палку, выставляемую при конце бега, среди призов были и кусок китайки, платок, белая миткалевая рубашка». Были и денежные вознаграждения. Так, батыр корэша «получал подарок или вместо него деньги, от 10 до 20 копеек». Деньги для этих целей собирались у богатых казанских купцов. Хотя в литературе о казанских сабантуях первой половины XIX века не упоминается об участии в их состязаниях аксакалов, здесь вряд ли были отступления от традиции. Про последних Фукс пишет, что на праздник Сабан приходят смотреть и старики. Если соберется их много и наступит час захождения солнца, то отправляют они тут вечернюю молитву. Как видим, в Сабантуе не усматривалось ничего, что как-либо противоречило бы религиозным канонам. При этом на Сабантуе присутствовали и русские «из всех состояний», а в завершающие дни праздника часто — и «многие из знатнейших в городе дворян». Вызывал уважение и порядок, царивший на Сабантуе. За ним следили распорядители, так называемые бургомистры, которые ходили по майдану с длинными палками, «означающими их должность», также на празднике присутствовали «некоторые» полицейские чиновники «с несколькими казаками». «Конечно же, не бывает без шума, — отмечает Фукс. — Однако ж действительных ссор никогда не случается, потому что распорядители праздника умеют скоро восстановить спокойствие».


Сабантуй в Арске. 1971 год

ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ

«В ХIХ — ХХ веках Сабантуй в деревнях организовывался аксакалами — хранителями общинных традиций, переходящих от поколения к поколению, — читаем в книге Шарафутдинова «Сабантуй». — Не оставалась в стороне и деревенская администрация: староста и десятники. Вот как, по описанию Я. Коблова, это выглядело: «Чинно, кольцеобразно усевшись на лугу, сложив ноги «калачиком“ под себя, люди пожилые, почтенные, иногда во главе с муллой того селения, где это происходит, распоряжаются и наблюдают за порядком. Удальцам, отличившимся в борьбе и прыганье, по приговору этих лиц дарят деньги, пряники, конфеты разных сортов. Более выдающимся дарят платки и полотенца». Не менялся и традиционный порядок очередности видов соревнований и игр».

Большую работу по обогащению содержания Сабантуя проводил Восточный клуб, созданный по инициативе лучших представителей демократической интеллигенции: Габдуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Хусаина Ямашева, Галиаскара Камала и др. Программа клуба была рассчитана на многие полезные дела и вобрала в себя идею возрождения и развития ряда народных обычаев и традиций, как, в частности, древнего весеннего праздника Сабана. По уставу клуба предполагалось устраивать гулянья и игры во время Сабантуя (запрещались игра в карты и продажа спиртных напитков), проводить музыкальные и литературные вечера, давать драматические представления, выписывать книги, газеты, а также приглашать специалистов по разным наукам. Клуб внес определенный вклад в дело пропаганды и возрождения прогрессивных народных обычаев и традиций.


На Сабантуе в Березовой роще в Казани. 1993 год

Из дореволюционных сабантуев в литературе красочно описан праздник 1834 года, который прошел с 25 мая по 1 июня. «Ныне татары въ первый разъ пригласили русскихъ на свой праздникъ посредством герольда, имевшаго въ руках длинную палку, на концъ которой висъл пестрый платокъ, и ходившаго по улицамъ Казанскимъ», — писал об этом торжестве Фукс. Заслуживает внимания и этнографическая заметка учителя казанского приходского училища №2 К. Евлентьева «Весенний праздник Сабанъ у казанских татар», направленная 4 июня 1855 года в императорское русско-географическое общество, в которой он пишет не только о главном Сабантуе, проводимом со скачками и разнообразными играми за Ново-Татарской слободой, но и дает сведения о празднике, организуемом в Адмиралтейской слободе для рабочих Порохового завода. Между прочим, наблюдательный автор наряду с описанием многих традиционных атрибутов обычая, в том числе полотенец и платков, вывешенных на шест, воткнутый в землю, обратил внимание и на такую немаловажную деталь обряда, как подарки, приготавливаемые молодыми супругами из татар, женившихся именно в предшествующую Сабану зиму. Этот старинный ритуал, как и вышитые полотенца, приготовленные молодыми снохами, вышедшими замуж после прошлогоднего Сабантуя, по-видимому, означает их приобщение, соучастие таким образом в сакральном акте, что, вероятно, должно было принести им много детей.

Но со всем тем положительным, что имелось в содержании праздника, в дореволюционном Сабантуе остро обнажались и свои противоречия. Нередко случалось, что баи, богатые торговцы по своей прихоти устраивали состязания, унижающие человеческое достоинство, например по съеданию кренделей.


Состязания по хождению по наклонно поставленной жерди. Кировский район Казани, 1974 год

ПРАЗДНИК ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

«В первые же послереволюционные годы Сабантуй используется для сбора средств в благотворительных целях: оказания помощи семьям фронтовиков, пострадавшим от пожара, в пользу беспризорных и т. д., — читаем в книге Шарафутдинова «Сабантуй». — Так, один из активных организаторов праздника в первые годы после революции Махмут Дулат-Али извещал, что средства, собранные на Сабантуе 1919 года, состоявшемся в саду «Аркадия» у озера Кабан, использованы для приобретения подарков татарским воинам-фронтовикам».

Протокол заседания мусульманского бюро Казанского губкома РКП(б) о праздновании Сабантуя от 23 апреля 1920 года (чтобы увеличить, нажмите)

Несмотря на то что с каждым годом замечалась политизация праздника, а «Сабантуй Татарстана» в 1925 году, приуроченный к 5-й годовщине Татреспублики, вообще открылся утомительным митингом, народные игры и состязания, веселье продолжают занимать в программе ведущее место. Причем выявляются уже батыры и среди детей. Примечательно, что на Сабантуй 1926 года привлекаются скаковые лошади из всех кантонов. В программу включаются выступление кавэскадрона Татаро-башкирской военной школы с показом упражнений по джигитовке и высшей школы верховой езды, парад отряда физкультурников и даже выступление медведя-борца, который под аплодисменты зрителей вызывает всех желающих помериться силой. Словом, организаторы стремятся, исходя из задач дня, обогатить содержание праздника.


Скачки на празднике Сабантуй в Казани. 2002 год

Сама подготовка к празднику служила стимулом повышения творческой активности населения, особенно молодежи. Так, в 20-е годы на селе ставились платные спектакли, а собранные средства направлялись на организацию Сабантуя. «Как сейчас помню, — пишет ветеран труда Г. Исмагилов, — в 1926 году, когда еще на селе не было клуба, мы выступили со спектаклем в медресе. Все вырученные от спектакля деньги пошли на проведение Сабантуя». А вот что писал о первых довоенных сабантуях Н. Семенов: «Праздник проходит в чрезвычайно торжественной обстановке, в присутствии членов правительства и представителей общественных организаций. На Сабантуе, посвященном 15-летию Татарской АССР, были гости из других республик. В некоторые дни на празднике присутствовали до 50 — 60 тысяч человек, их обслуживали до 6 духовых оркестров. Вести с майдана транслировались по радио. Обычно перед началом программы силами партийных, советских и профсоюзных организаций устраивались митинги на наиболее актуальные политические темы. Само открытие происходило при пушечных салютах, при торжественном подъеме красного флага под звуки гимна Советского Союза. Программа праздника строилась на живом сочетании национальных видов борьбы, состязаний и игр с самыми разнообразными номерами физкультуры и спорта: с парадом физкультурников, вольными упражнениями, боксом, тяжелой и легкой атлетикой, прыжками парашютистов, выступлениями кавалеристов, артиллеристов, массовыми играми и т. д».

Как правило, в празднестве участвовали объединенный хор самодеятельности в несколько сот человек, артисты театров и цирка. Так, в одном из таких празднеств участвовал известный артист Дуров со своими дрессированными слонами. Специально выделенные инструкторы принимали у всех желающих нормы на значок ГТО и ГСО. Не случайно для изучения опыта проведения таких праздников соседние республики присылали своих представителей, например, из Башкирии, Бурят-Монголии и так далее.

В 30-е годы XX века расширилась география проведения Сабантуя: он проводился в Москве, Ленинграде и других городах РСФСР, где компактно проживали татары.


Борьба корэш на Сабантуе. 1979 год

САБАНТУЙ В КАЗАНИ

В то же время организаторы праздников конца 20-х — начала 30-х годов все более перегружали их содержание чисто спортивными элементами, придавая им военно-прикладную направленность. Из казанских сабантуев довоенного времени особенно запоминающимся был праздник 1940 года, приуроченный к 20-летию Татарской АССР. Ввиду его исключительного успеха, отмечает Семенов, он был вновь повторен 21 июля в честь Всесоюзного дня физкультурника. Он же приводит данные о том, что Сабантуй не умолкал даже в грозные годы Отечественной войны. Праздник этот проводился в Казани 18 июля 1942 года, 23 июля 1944 года, причем на последнем присутствовали до 40 тысяч зрителей. А среди соревнующихся было значительное количество участников войны — орденоносцев. При большом стечении народа прошли сабантуи и во многих районах.


Президент России Борис Ельцин во время участия в конкурсе «Бой горшков» на Сабантуе в Арском районе. 1996 год

Казанский Сабантуй второй половины XIX века праздновался «за городом, пройдя через старое татарское кладбище (мазарки), на поле у небольшой березовой рощицы, по дороге в деревню Победилово». Соблюдались и сроки проведения: «Он справляется иногда раньше, иногда позже, но всегда в промежутке времени от половины мая до половины июня, продолжаясь ровно неделю от пятницы до пятницы». На 50-е годы XIX века приходится первое упоминание о сабантуях, проводимых в Адмиралтейской слободе и на Пороховом заводе, среди рабочих которых были и татары. Так, в 1855 году оба Сабантуя проводились в воскресенье, в единственный день отдыха рабочих: в Адмиралтейской слободе — 24 апреля, на Пороховом заводе еще раньше — он совпал с христианской Пасхой. Подарки для Сабантуя собирались у молодоженов, были и денежные взносы, в том числе и от русских. Полотенца, платки по обычаю вывешивали на шест, который или втыкали в землю, или держали в руках. Из состязаний упоминаются пешие забеги, конные скачки, корэш. Праздник, как и прежде, длился неделю, в промежутке времени от половины мая до половины июня, в зависимости от погоды и других обстоятельств. Сведения о каких-либо играх отсутствуют. Фатих Амирхан отмечает, что в 70-е годы XIX столетия увеселительная программа была небольшой, в частном порядке приглашались музыканты.


Бег в мешках на Сабантуе в Арском районе. 1974 год

В Казани Сабантуй проводился с давних пор на Арском поле (теперь улица Ершова), когда оно еще не было застроено и представляло из себя открытое поле. Затем место Сабантуя было переведено за Ново-Татарскую слободу. Но тяга к изначальному месту проведения праздника у казанцев со временем не ослабла, и в 1933 году там же, на улице Ершова, на территории парка культуры и отдыха, был сооружен для Сабантуя специальный майдан в мавританском стиле, где и проводился праздник много лет. В последние десятилетия в Казани Сабантуй Вахитовского района из ЦПКиО был перенесен в Березовую рощу, но с 1991 года он опять же возвратился в городской парк культуры.


Бой на бревне Казань. 1960 год

МОЛОДОСТЬ ДРЕВНЕГО ПРАЗДНИКА

Татарский народ сумел глубоко и естественно вплести первичные мотивы бесценного обряда в ткань Сабантуя. Поэтому духовенство, другие противники этого праздника и даже исследователи более позднего времени стали воспринимать его только как праздник национального искусства и спорта с обильными угощениями, праздник начала весенних полевых работ. Это позволило Сабантую, возникнув в древние языческие времена в тюркоязычной среде, кочевать из века в век, обогащаясь в ходе своего развития новыми формами и содержанием. Практика сабантуев последних десятилетий показывает, что в их программу входит в среднем не менее 20 национальных и международных видов спортивных состязаний и игр. Возрождаются и такие его традиции, как проведение конкурсов народных сказителей, певцов и поэтов, древних игр молодежи, плясок, сопровождаемых народными песнями, хороводами.


Открытие Сабантуя в Нижнекамске. 2001 год

Сабантуй как главный праздник татарского народа синтезирует все основные народные праздники, включая и многие древние обряды семейных праздников татар. Истинно народная природа, дух Сабантуя исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников. Сроки его проведения в районах и городах ежегодно устанавливаются указом президента Республики Татарстан.

Сегодня предмет гордости древнего Сабантуя — непреходящий дух дружбы и гостеприимства. Сохраняя лучшие традиции татарского народа, современный Сабантуй стал праздником всех национальностей, проживающих в Татарстане. География современного праздника не ограничивается только Татарстаном, он проводится татарскими диаспорами России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Подготовил Михаил Бирин

Традиции мусульманского праздника «Ночь Рагаб»: что нужно делать в священную дату

Источник фото: RG.ru

27 января 2023 года отмечается Ночь Рагаиб. Это священный праздник, который очень важен для каждого мусульманина. Всем верующим хотелось бы получить праздничные открытки со стихами, к счастью, в эру современных технологий с этим никаких проблем не будет. Все желающие могут отправить открытки друзьям, знакомым и близким людям. Перед тем, как отправить открытку, сначала нужно узнать, что же из себя представляет это торжество. О том, что известно о традиции праздничного события, сообщает портал «Курьер.Среда».

  • Традиции мусульманского праздника «Ночь Рагаиб»
  • Что нужно делать в Ночь Даров
  • Открытки и поздравления с праздником в 2023 году

Традиции мусульманского праздника «Ночь Рагаиб»

Мусульмане считают, что Ночь Рагаиб – это безусловная ступень духовного очищения и важная подготовка к месяцу Рамадан — к самому главному для любого правоверного мусульманина посту. Продержаться 30 дней без еды и воды утром, днем и вечером, не так то и просто, поэтому верующие готовятся к Рамадану заранее, ограничивая себя перед большими праздниками и памятными датами.

День четверга перед Ночью Рагаиб принято проводить в посте, отказываясь от еды и воды до заката солнца. Считается, что это подготовка как телесная, так и духовная, то есть очищение. Другие важные традиции Ночи Рагаиб, уходящие корнями еще в XI и XII век – обязательные молитвы-дуа и желательные намазы.

Что нужно делать в Ночь Даров

Как и во время других праздников и памятных дат, в эту ночь мусульмане обычно молятся и обращаются к Богу. Эта черта объединяет практически все важные события года у верующих. Считается, что за каждый намаз, дуа или любую другую молитву, Аллах воздает благодать, равную молитвам за несколько дней.

Конечно же, подготовку к Ночи Рагаиб необходимо начать еще в четверг, с добровольного поста от восхода до заката солнца. Затем, уже в саму пятницу, между намазом Магриб и Иша, следует прочитать 12 ракаатов молитвы. Лучше всего, если в каждом ракаате мусульманин прочитает после традиционной суры «Аль-Фатиха» суру «Аль-Кадр», причем делать это следует три раза подряд. Затем можно вслух несколько раз прочитать суру «Ихлас».

Кроме того, в Ночь Рагаиб принято делать следующие благие дела:

  • читать пропущенные намазы;
  • читать молитву «салават»;
  • просить Аллаха о прощении грехов;
  • помогать бедным, давать милостыню, кормить голодных и помогать нищим;
  • посещать своих родных, а если тех уже нет в живых, то накануне следует посетить их могилы и вспомнить об их лучших делах.

Есть у этого праздника и особая сторона. Ведь именно в эту ночь был зачат пророк Мухаммед, основатель религии Ислам, а значит, главными героями этой памятной даты становятся дети. На традиционный намаз в мечеть родители обязательно берут своих маленьких и взрослых детей, дают им первые знания о религии, учат сурам Корана.

Открытки и поздравления с праздником в 2023 году

Наступает Ночь Рагаиб, впереди священные дни,
Пусть услышит Аллах все молитвы чистые твои,
Сегодня узами брака сочлись родители Пророка,
Пусть никогда не будет к тебе жизнь жестока!
Наступает завтра месяц важный – Рамадан,
И каждым из нас был обет Аллаху дан,
Пусть в эту ночь великого Благоволения,
Найдёт душа твоя свет и настоящее успокоение!

Ночь Рагаиб. Иллюстрация: «Курьер.Среда»

***

В эту особенную и важную для всех нас ночь,
Когда стоим мы на пороге Священного Рамазана,
Желаю тебе все слабости в себе превозмочь,
Пусть затянется внутри твоей души любая рана.
Мы стоим у истока большого строгого поста,
Пусть живёт в тебе вера и светлая доброта,
Пусть праздником этим озарится твоя жизнь,
И воплотится любая твоя прекрасная мысль!

Нам праздник этой ночи для молитвы был дан,
Он знаменует весть, к нам идёт Рамадан!
Впереди пост большой для очистки души и тела,
Чтобы наша внутренняя Вера светилась и пела.
Я пожелать тебе хочу, пусть поможет Аллах,
Во всех начинаниях твоих, во всех делах,
Пусть любую скуку, бессилие, проблемы и боль,
Затмевает счастье, здоровье и большая любовь!

***

Благословенный час ночи Рагаиб наступает,
А за нею месяц священный придёт – Рамадан!
Мы вашей семье от сердца всего пожелаем,
Чтоб воздавал Аллах вам по добрым делам!
Пусть оправдаются дела ваши благие и заслуги,
Чтоб вам обязательно по праву зачлись,
Пускай всегда будут мысли холодными и умелыми руки,
И с каждым днём всё лучше пусть становится жизнь!

МАЙДАН (майҙан; перс. — площадь), у башкир традиц. праздник. Восходит к нар. собраниям родоплем. объединений (йыйын). Организовывался в конце мая (после посевных работ) на поляне или возвышенном месте. На М. собирались жители одного или неск. родств. аулов. До праздника определялись приглашающие (байрамға саҡырыусылар), к‑рые оповещали жителей соседних деревень о дне проведения праздника. Перед началом М. осуществлялся сбор призов и денег на приобретение продуктов для угощения гостей. Праздник проводился на площадке в форме круга диам. 40—50 м, к‑рый огораживали ветками, в центре устанавливали шест (ҡолға) высотой ок. 10 м. Каждая семья ставила юрту или шалаш. С приходом стариков все занимали свои места: по обозначенному кругу садились дети, за ними — мужчины. Отдельно оформлялась ярко украшенная площадка для женщин. В нек‑рых районах гостей встречали ряженые. М. начинался со скачек (байге), к‑рые стартовали в 5—6 км от центр. площади. Затем проводились народные игры, курэш, состязания в беге, прыжках, стрельбе из лука, исполнении народных танцев, песен, игре на курае, состязания сэсэнов. Победители награждались разл. призами (жеребец, баран, платки, полотенца и др.). Праздник мог длиться ок. суток. Нередко к М. приурочивались свадьбы (туй), ярмарки. Традиционно для угощения гостей готовили бишбармак, казы, подавали кумыс, бал, бузу. Наиб. широко М. был распространён у сев.‑вост. башкир. Бытовал у мн. тюрк. народов. С нач. 90‑х гг. 20 в. в Башкортостане и в ряде регионов компактного проживания башкир возрождается традиция проведения майданов.

Ф.Ф.Фатыхова


Традиционные праздники

Майдан

Майдан (майҙан; перс. — площадь), у башкир традиц. праздник. Восходит к нар. собраниям родоплем. объединений (см. Йыйын). Проводился в конце мая (после посевных работ) на поляне или возвышенном месте. На М. собирались жители одного или неск. родств. аулов. До праздника определялись приглашающие (байрамга саҡырыусылар), к-рые оповещали жителей соседних деревень о дне проведения праздника. Перед началом М. проводили сбор призов и денег на приобретение продуктов для угощения гостей. Праздник проводился на площадке в форме круга диам. 40—50 м, к-рый огораживали ветками, в центре устанавливали шест (ҡолға) высотой ок. 10 м. Каждая семья ставила юрту или шалаш. С приходом стариков все занимали свои места; по обозначенному кругу садились дети, за ними — мужчины. Отдельно оформлялась ярко украшенная площадка для женщин. В нек-рых районах гостей встречали ряженые. М. начинался со скачек (см. Байге), к-рые стартовали в 5—6 км от центр. площади. Затем проводились игры народные, курэш, состязания в беге, прыжках, стрельбе из лука, исполнении народных танцев, песен, игре на курае, состязания сэсэнов. Победители награждались разл. призами (жеребец, баран, платки, полотенца и др.). Праздник мог длиться ок. суток. Нередко к М. приурочивались свадьбы (см. Туй), ярмарки. Традиционно для угощения гостей готовили бишбармак, казы, подавали кумыс, бал, бузу. Наиболее широко М. был распространён у сев.-вост. башкир (см. Этнографические группы). Бытовал у мн. тюрк. народов. С нач. 90-х гг. 20 в. в Башкортостане и в ряде регионов компактного проживания башкир возрождается традиция проведения М.

Мусульманские праздники — исламские религиозные события, которые отмечают мусульмане. Все даты праздников — переходящие. Устанавливаются по лунному исламскому календарю. Помимо главных праздников для приверженцев ислама каждая пятница (Джума) — важный, благочестивый и значительный день.

На этой странице опубликован полный список мусульманских праздничных дней по исламскому календарю 2023 года. А также начало лунных месяцев в 2023 году.

23января

Начало месяца Раджаб
Мусульманские

26января

Лейлят аль-Рагаиб (Ночь Рагаиб) | Ночь даров
Мусульманские

17февраля

Исра и мирадж (Исра валь-Мирадж) | Ночь вознесения пророка Мухаммеда
Мусульманские

21февраля

Начало месяца Шаабан
Мусульманские

6марта

Лейлят-аль-Бараа (Ночь Бараат) | Ночь отпущения грехов
Мусульманские

23марта

Начало священного месяца Рамадан
Мусульманские

17апреля

Ляйлят аль-кадр | Ночь Могущества, Предопределения
Мусульманские

21апреля

Ураза Байрам (Ид аль-фитр, Рамадан Байрам) | Праздник разговения
Мусульманские

Начало месяца Шавваль
Мусульманские

21мая

Начало месяца Зуль-Када
Мусульманские

19июня

Начало месяца Зуль-хиджа
Мусульманские

27июня

Дни Ат-Ташрик (27 июня — 1 июля)
Мусульманские

28июня

Курбан Байрам | Праздник жертвоприношения
Мусульманские

19июля

Новый год по Хиджре
Мусульманские

Начало месяца Мухаррам
Мусульманские

28июля

День Ашура — день поминовения пророков посланников Аллаха
Мусульманские

17августа

Начало месяца Сафар
Мусульманские

16сентября

Начало месяца Раби аль-авваль
Мусульманские

26сентября

Мавлид ан-Наби (Маулид ан-Наби) | Рождение Пророка Мухаммеда
Мусульманские

16октября

Начало месяца Рабиу ас-сани (Раби аль-ахир)
Мусульманские

15ноября

Начало месяца Джумада аль-уля
Мусульманские

14декабря

Начало месяца Джумад ас-сани (Джумада аль-ахира)
Мусульманские

В исламе, для определения знаменательных событий используется мусульманский календарь. Даты торжеств, меняются каждый год — согласно лунному циклу, с которыми и предлагаем познакомиться.

Особые дни, связанные с деяниями пророка Мухаммеда и его последователей, наполнены разными традициями, исходя из обычаев страны. Календарный месяц может состоять из 29 или 30 дней, отсчет дней, производится после заката солнца.

Следовательно, в арабском подсчете, каждый третий год – високосный, а в турецком – второй, пятый и седьмой год. К последнему месяцу в году — прибавляется один день.

Особенное место в календаре занимает – пятница, в этот день мусульмане приходят на кладбище к могилам близких людей, устраивают религиозные встречи, облачаются в чистую и нарядную одежду. В то же время, пятница считается рабочим днем.

Дата 2023 года Наименование знаменательного дня Характеристика и значение торжества 16 января 2023 года Терзания Фатимы Дата почитания младшего ребенка Мухаммеда. Фатима — является образцом мусульманской женщины: символ богобоязненности, трудолюбия, покорности и старания. 23 января 2023 года Начало Раджаб Начало священного периода: Раджаба, Шаабана и Рамадан. Мусульмане каждый день читают молитвы и постятся, чтобы получить прощение. 23 января 2023 года Умра Появление на свет двух пророков: Исы и Ибрагима. В ночь с 26 на 27 февраля 2023 года Рагаиб (Ночь даров) Брачный союз отца и матери Мухаммеда. Зачатие пророка. С 17 на 18 февраля 2023 года  Исрав-аль-Мирадж (Ночь вознесения) Путешествие пророка через Палестину в Израиль. Вознесение пророка к Аллаху в сопровождении ангела Джабраила. Время прочтения всенощных молитв, свидетельствующих о вышесказанном. 21 марта 2023 года Навруз Указывает на начало летнего периода. Предвестник изобилия и богатых урожаев. День проводится в мирной праздничной обстановке – прощаются обиды. В новой посуде, подаются специальные блюда. С 6 на 7 марта 2023 года Лейлят-аль-Бараа (Ночь прощения Бараат) Всенощное чтение Корана и молитв. Время замаливания грехов и просьб о прощении. Главной традиционной особенностью является дерево жизни: предсказание судьбы по осыпавшимся листьям, на которых пишут имена интересующихся. Их падение дает определенное пророчество. Нужно усердно молиться, читать Коран, чтобы Аллах отпустил грехи, простил. С 23 марта по 20 апреля 2023 года Священный месяц Рамадан Начало строгого поста. Период, когда пророк обрел святую рукопись – Коран. Время совершения паломничества, духовного и плотского очищения. 8 апреля 2023 года Битва при Бадре День воспоминаний данного события. 11 апреля 2023 года День фатх Мекка Воспоминание об утверждении в Мекке религии ислама. С 17 на 18 апреля 2023 года Ночь предопределения, обладающая могуществом В эту ночь к Мухаммеду снизошли суры. Период молитв и покаяния, раздумья о предстоящем времени. В эту ночь нужно упорно молиться,  ведь молитвы будут обладать наибольшей силой для очищения от грехов и прощения. В ночь верующие празднично трапезничают и возможны ночные гуляния. 21 апреля 2023 года Ид-аль-Фитр или Ураза-Байрам Один из главных мусульманских праздников, день разговления после поста. Дни торжества: дарения подарков, встреч с родственниками и застолий. Одеяния должны быть новыми и нарядными. Принято находиться в веселом расположении духа. По обычаю, посещают могилы родных, раздают пожертвования. 15 мая 2023 года Почитание имама Джафара День воспоминания его страданий. 27 июня 2023 года День Арафат Проведение обряда стояния среди паломников, в долине Арафат. Данный ритуал, приумножает как благие дела, так и греховные деяния. Совершается в преддверии праздника Курбан-Байрам, символизирующего — окончание хаджа. Празднование наступает спустя 70 дней, после Ураза-Байрам. 28-30 июня 2023 года Курбан-Байрам Один из главных дней жертвоприношения. Исполняется намаз. Происходит бросание камней в столбы, для защиты от дьявола. 6 июля 2023 года Гадир-Хум (Чтение Корана) Общественное изучение Корана. 19 июля 2023 года Мусульманский Новый Год Правоверные слушают проповеди в мечетях, читают молитвы. 28 июля 2023 года День траура. День Ашура, Шахсей-Вахсей — скорбь у мусульман, поминовение пророков и посланников Аллаха Произошло сотворение небес, Земли, первого человека, ангелов 5 августа 2023 года Поход на Хайбар против иудеев Вспоминают о тридцатидневной осаде в период данных событий. 27 июля 2023 года Смерть Ташуа имама Хусейна Поминальный день. 8 августа 2023 года  День Ашура Траурная дата. В этот период, поминают всех пророков. 17 августа 2023 года Начало месяца Сафар Считается вторым месяцем исламского календаря. Время умиротворения и церемоний. Месяц связан с опустением Мекки. 5 сентября 2023 года Арбаин Памятная дата об умершем мученике Имаме Хусейне. 12 сентября 2023 года Ночь Хиджры Мухаммед ушел из Мекки. 14 сентября 2023 года День траура Именно эта дата, символизирует скорбь по уходу Мухаммеда из жизни. 15 сентября 2023 года Память Али ар-Риды Время почести потомка Мухаммеда – лучшего чтеца и знатока Корана. Восьмой имам, сам напророчил свою смерть, о которой он узнал из вещего сна. с 26 на 27 сентября 2023 года День рождения пророка Мухаммеда В отдельных странах, торжество — продлевается на целый месяц. Истинная дата рождения Мухаммеда не известна, поэтому ее причисляют к дате смерти. Люди в этот период, совершают благие дела, дети едят сладости. В мечетях вспоминают Аллаха и жизнь пророка. Города украшают цитатами из Корана.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник майдан на украине
  • Праздник маиса жертвоприношения
  • Праздник мазл тов
  • Праздник людмилы церковный
  • Праздник людмилы какого числа