Праздник макоши 29 октября

День почитания языческого божества - единственного женского божества - Мокошь приходится на последнюю пятницу октября. В народе встречаются разные названия: День Макоши Судьбопряхи или Осеннее Макошье. Считалось’ что Мокошь была покровительницей женского начала. Она ведала родами - ее просили дать легкие роды и здоровых детей. Еще ее имя связывали с пряжей’ которая олицетворяла «нити жизни». Мокошь представляли как длиннорукую женщину’ прядущую по ночам в избе. Поэтому в жертвуй ей приносили пряжу.

День почитания языческого божества — единственного женского божества — Мокошь приходится на последнюю пятницу октября. В народе встречаются разные названия: День Макоши Судьбопряхи или Осеннее Макошье. Считалось, что Мокошь была покровительницей женского начала. Она ведала родами — ее просили дать легкие роды и здоровых детей. Еще ее имя связывали с пряжей, которая олицетворяла «нити жизни». Мокошь представляли как длиннорукую женщину, прядущую по ночам в избе. Поэтому в жертвуй ей приносили пряжу.

У древних славян днем поминовения Макоши считалась Пятница. После принятия христианства пятый день недели — пятница — связывался со святыми женского пола. Некоторые источники утверждают, что культ Макоши возник 40-30 тысяч лет назад. Макошин металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень». Зверь Макоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища.

Кумиры Макоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь — из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия. Слуги Макоши — пауки, потому считается хорошей приметой если в лицо прилетит паутина. Также с Макошью связывают оберег-веревочку, повязываемую на правое запястье.

В этот день женщинам категорически запрещалось прясть, ткать, стирать, а также купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты — наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.

Еще одна особенность праздника: водят двухкольцевой хоровод. Одно кольцо — внешнее, закручивается посолонь — на жизнь, а другое закручивается противосолонь — на смерть. Означает приближающуюся зиму. После этого дня начинаются большие зимние работы: прядение, ткачество, шитье, вышивание.

Традиции празднования дня богини Макоши

Поскольку Макошь — богиня и хранительница женского начала, славяне верили, что в этот день все женщины получают частицу ее силы. Тем более, что в праздник девушки меняли свой облик, придавая ему мистичности и таинственности. Поэтому, чтобы не навлечь несчастье на урожай, им ни в коем случае нельзя заниматься работой по дому и на участке.

Нарушившим запрет пророчили несчастья и одиночество. Дурным знаком считается убить паука в этот день, а хорошим — если в доме есть паутина. В день богини Макоши не принято дарить подарки друг другу. Женщинам ни в коем случае не стоит принимать в дар пряжу или веретено, даже от лучшей подруги, поскольку считалось, что они впитали чужую судьбу.

Славяне верили, что задабривать богиню Макошь необходимо подношениями, чтобы она была благосклонной, и подарила счастливый и урожайный год. Еще с древних времен женщины дарили ей свои лучшие и ценные вещи, например, гребень, хорошую ткань или пряжу. Их относили в капище, где в конце дня сжигали на общем костре.

Современные садоводы, которые чтут древние традиции, размещают статуэтки богини из горного хрусталя или серебра в своем доме, а в праздник: «присыпают золотом да камнями» — располагая у ног богини личные сокровища. Их хранят в месте «где есть солнце», то есть часто попадают солнечные лучи, поскольку именно такое жилище выбрала бы Макошь.

Современные традиции празднования дня Макоши практически не отличаются от старославянских. Садоводы, которые чтут традиции и верят приметам, готовятся к празднику, а заодно — подготавливают участок к зиме. Богине готовят подарки и обереги, чтобы почтить, просят ее покровительства в личной жизни и в быту, так как она может принести благополучие в семье и изобилие урожая.

Богиня Макошь — это богиня Судьбы и в конце октября празднуется один из самых почитаемых женских праздников — День Макоши Судьбопряхи или Осеннее Макошье. Это время, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны, и в эту пору им приносят требы, благодарят и просят у них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Этот праздник посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют и расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити и предсказывают будущее. Богиня Макошь заведует счастьем, несчастьем, женской долей. Покровительствует она гадателям, рукодельницам и мастерицам и является покровительницей водных источников и святых колодцев. В день празднования дня Макоши не проводят никаких садово-огородных работ, занимаются рукоделием, стараются не стирать, не купать детей и не купаться самим, чтобы не осквернить две древних великих святыни — Землю и Воду, дать им в покое и радости «заснуть» до весны.

Богиня Макошь прядёт Нити Судьбы, а ткать Пряжу Судеб помогают её дочери Доля и Недоля. Заплетают они покутными нитями человека по его деяниям — добрым или злым. А когда нить обрывается, то наступает смерть. Макошь — хозяйка Судьбы, она может и дарами наградить, а может обернуться недолей злой, повлиять на женскую плодовитость, и на достаток в доме. Её символ — Мировая Уточка, сидящая на макушке-холке Велеса, от образа которой пошло название головного убора русских женщин — кокошника, форма которого спереди напоминает корону, а с боку — утку. Ещё один головной убор — кичка, символизировал рога Велеса с уткой между ними. Его, как символ плодовитости, носили молодые замужние женщины, меняя в старости на кичку безрогую, что означало отсутствие возможности рожать.

Макошь может позволить себе быть изменчивой: кому радость принесёт, а кому может принести и горе. Тех, кто борется за своё счастье, она милует и награждает за сильный дух и терпение, показывает путь к выходу из безнадёжных ситуаций, особенно, если человек не отчаялся, идёт пусть даже из последних сил, не изменяя себе и своей мечте. Награждает Макошь, посылая таким людям Богиню удачи Сречу. А если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на себя и на свою жизнь рукой в надежде, что Кривая как-нибудь да вывезет, то его ждёт горькое разочарование — Макошь отвернёт свой лик. И тогда на жизненном пути отвергнутого появляются чудовищные старухи — Лихо Одноглазое, Кривая Нелёгкая, Недоля, Несреча, которые ведут его туда, где причитают над могилами Карна с Желею.

Богиня Макошь невероятно внимательна и заботлива, трудолюбивым и прилежным людям она всегда даёт хороший урожай и достаток. Женщины обращались к ней всегда с любой своей проблемой, что в семейной жизни, что в женском здоровье, в хозяйственных нуждах, даже в вопросах жизни и смерти, как своей, так и своей семьи. И это потому что Макошь — покровительница женского начала, защитница женщин и девушек, которая приходит в каждую Семью и благословляет женщин на счастливую женскую Долю, прислушивается к их просьбам и исполняет их желания.

С Богиней Макошью отождествляют: из металла — серебро, из каменьев — горный хрусталь и лунный камень, а из животных — кошку. Символом её считается пряжа, клубок шерсти, веретено, именно их и приносили на капища.

В каждое время года, кроме зимы, празднуются дни, посвящённые Богине Макоши:

  1. Вешнее Макошье (день Земли) — 9 травеня/мая месяца. Чтится Макошь — Мать Сыра Земля. На Вешнее Макошье приносят требы пробуждающимся после зимнего сна Земле и Воде. Выносят и оставляют с особыми наговорами в поле хлеб и яйца; умываются чистой водой, набранной из священных источников; приложив ухо, «слушают Землю».
  2. Летнее Макошье (Летние Мокриды) — 19 липеня/июля-месяца. Чтится Макошь-Мокрина — Водяная Матушка, всякого живота водяного Заступница. Приносят требы Макоши Водяной Матушке и просят у Неё влаги, особенно, если стоит засуха, а если идут обильные дожди, то просят сухой погоды.
  3. Спожинки/Госпожинки (праздник Окончания жатвы) — 15 серпеня/августа месяца. Чтится Макошь-Снопоносица, Жнивная Матушка — все благодарят Макошь-Снопоносицу (Жнивную Матушку) за богатый урожай, а женщины катаются по стерне, собирая силу.
  4. День Рода и Рожаниц — 8 вересеня/сентября месяца. Чтится Макошь-Прародительница — Старшая Рожаница — к священным источникам приносят овсяные хлеба, просят у Макоши-Прародительницы (Старшей Рожаницы) оберега на домашнее хозяйство.
  5. Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — 28 листопада/октября месяца. Чтится Макошь-Судьбопряха (Небесная Пряха, Владычица Судеб) — люди приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето.

На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особые наузы с прошениями и наговорами.

Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями кудель — «распутывают» Покутные Нити, предварительно омыв кудель «молчальной водой». Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что делаете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой.

И, конечно же, в этот день можно попросить Макошь изменить свою Долю — и если просьба будет сильна и искренна, то Макошь её услышит и исполнит обязательно…

Государыня Макошь — Матушка!
Мать Небесная, Богородица!
Сопряди для нас жизнь укладную, жизнь общинную,
Вельми славную! ПравьСлавляем Тя, Мать-Наставницу,
Добродетельну и старательну ныне и присно,
От Круга и до Круга! Тако бысть, такое еси, тако Буди!
Славу Роду!

Статьи автора

Основной энергией февраля будет Разрушение. От нас ничего не будет зависеть. Разрушение уже началось, и у нас нет возможности контролировать его масштабы и количество. Всё, что остаётся делать — это заняться строительством Нового. Стоит уже навести порядок, выдохнуть и начать жить. Что должно было… Читать дальше

Кольцевое-полное солнечное затмение 03 ноября 2013 года

12 градусе Скорпиона Начало: 14:04:40 по Московскому времени.

Максимум (пик): 16:46:28 по Московскому времени.

Конец: 19:28:21 по Московскому времени.

В период новолуний, когда Луна, совершая своё движение вокруг Земли, оказывается между ней… Читать дальше

Читайте также

Поискал в интернете определения ведовства и волховства. Всё, что нашёл — бред, написанный профанами…

Давайте разбираться. Изложу так, как меня учили старики:

Люди всё время существования рода человеческого пытались понять и объяснить различные проявления окружающего их мира. Поняв мир и его законы… Читать дальше

С незапамятных времён на Руси знахари/волхвы/колдуны/маги активно применяли волошбу растений. Травяные настои и отвары помогали исцелить хворобу, восстановить бодрость духа, травами окуривались жилища для защиты от зла, а из сушёных цветов делались волшебные мешочки, приносящие удачу. Из древесины… Читать дальше

На протяжении долгих веков, до начала использования электричества, свет людям дарили свечи. Тёплый, жёлтый огонёк свечи сопутствовал уюту домашнего очага. Дарил свет знаний освещая залы библиотек.

Немногим избранным он также давал власть и силу исцелять, находить духовный путь или влиять на других… Читать дальше

С незапамятных времён женщины наиболее чутко ощущали свою взаимопроникновенность с Природой и умели осознанно взаимодействовать с пространством/вещами/стихиями и всем Мирозданием в целом. На Руси это умение звалось Волошбой.
Волошба отображает характерную особенность Русской Традиции, развитой многовековым… Читать дальше

Макошь – женское божество, существовавшее с начала времен, пряха судеб, праматерь всего живого, рода, священное женское начало. Поэтому Макошь – защитница всех женщин: матерей, жен, рожениц, юных девушек. Ее считали Богиней, оберегающей семейные узы, покровительницей женских ремесел – ткачества, прядения, вышивания. Считалось, что Макошь помогает тем, в чьем сердце царит любовь, доброта, милосердие, стремление помочь, понять, познать, но могла и отвернуться от тех, чьи помыслы нечестивы, кто погряз во злых намерениях и деяниях. Богиню почитали и восславляли, проводили обряды, преподносили дары.

Всего на год припадает 12 Макошиных пятниц. Самой важной из них считается 10-я пятница Макошь— последняя пятница октября (Макошина Стреча). Осеннее Макошье начинается с 9-й пятницы, в которую ранее женщины совершали полный цикл годовых работ — теребили лён, пряли, белили и ткали т. н. «обыденную пелен». В это время уже завершались основные полевые работы, начинался сезон зимних «вечерниц».

Собрание книг о Богине Макошь

Желаете знать о Богине Макошь больше?

Древние неканонические апокрифы гласят, что 10-я пятница вместе с 9-ой доносят просьбы Богам прежде других пятниц. Заканчивалась благословенная седмица — 10-й пятницей. Именно в сей день, обладающий особой силой и магией, женщины загадывали будущее, гадали, проводили традиционные магические обряды и ритуалы, обращенные к Макошь.

Богиня Макошь — вершительница судеб и покровительница женщин

В 2022 г. 10-я пятница Макоши приходится на 21 октября. Традиционно обращались в этот день за помощью Хранительницы семейных уз и домашнего очага к Макошь. Макошь — Великая Богиня Судьбы, коей издревле поклонялись славяне. Она прядет нить жизни отдельных людей и вплетает ее в общий узор единого полотна всего человечества. Нитки в клубки ей мотают Доля да Недоля. «Будет так, как Макошь завязала», — говорили наши пращуры. С ней, как пряхой Судеб, связана северная магия науз, веретена, вышивки.

веретено, обряд веретено, макошь, пятница макошь

Само имя «Макошь» состоит из 2 корней («ма» — мать и «кошь» — жребий или урожай) и толкуется как «мать удачи (жребия)» или «мать благополучия». Богиня Макошь — олицетворение удачи, но не слепой. Она всегда наделяет человека силой самому вершить свою судьбу, предоставляя каждому выбор пути. А уже в соответствии с этим выбором Великая Богиня может поспособствовать (тем, кто следует законам Прави) или, наоборот, воздать по деяниям (тем, кто свернул с пути истинного и загубил свою чистую душу). Макошь единственная ведает тайны прошлого и будущего, поэтому к ней и обращаются Ведающие, дабы обучиться ворожбе, получить доступ к закрытым знаниям.


Как подготовиться к Весеннему Равноденствию?

Время мирских обрядов на очищение, время волховских обрядов на защиту и благополучие.


Обращение к Великой Богине в праздник

В 10-ю пятницу Макошь, дабы повлиять на судьбу, улучшить жизнь свою и близких, советуем вот что:

  • провести обряд славления Богини;
  • попросить у нее совета с помощью Резы Макоши;
  • обратиться к Великой с просьбой исполнить заветную мечту, плетя особые наузы;
  • при потребности прочитать заговор на рождение ребенка.

Обряд славления Макоши

Прежде всего в этот день нужно славить Великую Богиню. Поблагодарить её за щедрые дары и помощь, оказываемую ранее, в общих чертах попросить ее милости и благосклонности в следующем году. Вам понадобятся белые свечи и знаки-символы Богини. Подобные обряды славления проводятся для проведения тонкой связующей нити с родными богами. Ведь обращаться с конкретными просьбами к ним следует только после выражения своей благодарности и признательности.


Исполнение заветного желания

Неделя до 10-й пятницы — самое что ни на есть благодатное время, дабы попросить Макошь об исполнении самых заветных чаяний. Сделать это можно с помощью особого заговора белой магии и плетения в течение 7 дней (до самого великого Макошиного дня) наузов.

Заговор на рождение

Макошь — Владычица течения жизни, Великая Мать, причастная к самому первому заговору на рождение в начале времён, одна из Рожаниц, соединяющая всех дочерей со своими матерями. Обратитесь к ней с просьбой о благополучии своих уже родившихся дочек, с благодарностью вспомните добро своей матушки или сплетите науз (сделайте вышивку) с пожеланием родить ребенка, читая при этом заговор на рождение.

Если твои помыслы чисты, а дела праведны, Великая Макошь обязательно придет на помощь, ниспошлет свою благодать, придаст сил, дарует женское счастье и претворит тайные желания в Явь.


Двенадцать пятниц в году, добрые помыслы и любовь в сердце — это не все. Надо еще уметь обращаться к Богам, провести обряд и знать нужные слова и заклинания. А чтобы ритуал был проведен правильно, необходимы определенные предметы — священные Резы стихий, свечи, воск для отлива, специальные травы, лунный алтарь, лучина. В старину всеми этими атрибутами пользовались Веды, ибо они были наделены знаниями и умели слышать и распознавать ответы богов. Сегодня эти знания доступны всем.

Мудрыми были наши предки, и можно перенять их мудрость, обратившись к славянской Богине, что означает — сделать счастливой себя и всю свою семью.

На благо!

Читайте также:

Славянский календарь

Славянские праздники и обряды

Овсень — славянский праздник осени, праздник Бога Авсеня

Сказка о том, как пригодились людям наузы

Купить книгу «Наследие Богини Макошь» и готовые обряды на исполнение желания

28 октября 2022 года, в последнюю пятницу октября, отмечают Осеннее Макошье (Осенние Мокриды, Осенние Мокрины). Это один из нескольких дней в году, посвящённых главной славянской богине – Макоши.

Макошь — Великая Мать, Небесная Пряха, Владычица Судеб. Настолько почитаема эта богиня у наших предков, что почти каждый месяц они устраивали в её честь праздник, благодаря её и поднося ей дары. В мае отмечали Вешнее Макошье, в июле – Летнее Макошье; в августе на Спожинки, чтили Макошь-Снопоносицу; в сентябре почитали Макошь-Прародительницу; в октябре проводили Осеннее Макошье, а в ноябре встречали Морену-Зиму, что есть тёмный лик Великой Матери.

А всё потому, что Макошь – как самая древняя, могущественная, великая Богиня наших предков – имеет много ипостасей, много имён и воплощений. Олицетворяет она и Сыру Землю, и Госпожу Воду, и разные времена года, и Мать-Природу, и Жизнь, и Смерть. Макошь – покровительница плодородия, урожая, дождя, достатка, женского здоровья, здоровых детей, удачных родов и счастливой семьи, домашнего скота, рукоделия, ткачества.

Макошь — хозяйка Судьбы, она может и дарами наградить, а может выдать испытаний. Именно Макошь прядёт Нити Судьбы, и в этом ей помогают её дочери Доля и Недоля. Плетут они пряжу судьбы человека по его деяниям — добрым или злым. А когда нить обрывается, так и жизнь человека в этом воплощении прекращается. Говорят в народе, что иногда Макошь является в облике молодой девушки с длинными распущенными волосами. Встретившихся на пути она спрашивает, чтят ли они традиции предков. И если человек живёт по древним заветам и по совести, она посылает ему в помощь Богиню удачи Сречу.

Символ Макоши часто называют полем (засеянным – с семенами-точками в каждой ячейке или невспаханным – без семян), но этот символ-оберег имеет много значений, как и сама Богиня Макошь имеет много ипостасей и ликов. Это и плодородие (поле), и времена года, и перекрёсток жизни, и разные стихии.

Так вот в самом конце октября, в ближайшую к 1 ноября пятницу, отмечают Осеннее Макошье. Примерно в это время Землю и Воду сковывают холода. Так Мать Сыра Земля и Государыня Вода (отсюда и название – Мокрины, Мокриды) засыпают – уходят отдыхать до будущей весны. И потому в этот день полагается приносить требы Земле и Воде, благодарить за помощь и дары их, просить у них прощения за возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето.

Один из обрядов в этот день – повязать на священное дерево Великой Матери, большую берёзу, липу либо старую рябину с толстым стволом, особые наузы с наговорами. Наузы – это обереги в виде узелков, завязанных определённым образом.

Другой обряд — расчёсывание гребнями кудели[1], предварительно омытой «молчальной»[2] водой, что олицетворяет распутывание спутавшихся нитей судьбы. Затем благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. В этот день нужно благодарить Макошь за дары и уроки судьбы, а также можно попросить её изменить свою долю. Если просьба от всего сердца, то Макошь её услышит и обязательно исполнит.

После совершения обрядов принято было устраивать братчинный[3] пир.

Вот такой интересный и глубокий праздник.

  1. приготовленное для прядения волокно ↑
  2. набранной в молчании — без каких-либо слов или наговоров. ↑
  3. т.е. всей общиной вместе, вскладчину ↑

Женский праздник Мокоши — Осенние Мокриды

В самом конце октября наступает большой славянский женский праздник Осеннее Макошье или Осенние Мокриды. Праздник символизирует связь с Женским началом — богиней Макошью, которая ткет свое покрывало судьбы для каждого человека. Этот женский праздник приходится на ближайшую пятницу к 1 ноября. Соответственно, в 2015 году Осенние Мокриды будут 30 октября. В старину Осенние Мокриды и Макошье, повященные женской богине плодородия и судьбы, отмечался всю неделю, на которую выпадала последняя пятница октября. Этот день считался Святым — Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны.

Во времена двоеверия на Руси — старой ведической веры и христианства — это время засыпания природы носило два названия: Осенние Мокриды и день Параскевы Пятницы, которая была покровительницей браков и целительницей болезней, особенно, происходящих от колдовства. Святая Парскева Пятница была особо чтима женщинами. Они посещали храм Параскевы Пятницы. Параскева Пятница имела молитву о замужестве. Параскева Пятница наложилась на праздник богини Макошь и совметила в себе ее обряды. Макошь — богиня древней славянской ведической традиции. Культурное наследие богини Макошь действительно огромно. Оберег Макошь в русских вышивках — это треугольник или ромб. Макошь и ее символ защищали женщину, сохраняя ее силу к продолжению рода.

Матерь Макошь была у славян Небесная Пряха, Владычица Судеб, Держательница Покутных (судьбоносных) Нитей всего сущего. Считалось, что каждый человек имеет свои нити судьбы, которые прядет ему Макошь. У женщин свои золотые нити, которые в этот день нужно было очищать и наполнять своей женской энергией, чтобы они блестели и сверкали золотым светом. Для очищения женских нитей судьбы и женской доли соответственно, жрицы Макоши в Осенние Мокриды мыли и расчесывали Кудели Судеб — то есть распрямляли спутавшиеся нити женской судьбы, а также предрекали будущее женщины.

Сначала Жрицы Макоши омывали кудель (очищенные волокна льна, конопли или шерсти, приготовленные для прядения) «молчальной» водой (набранной из источника в молчании). Затем символически расчесывали кудель специальным гребнями. Потом жрец или волхв три раза подряд спрашивал у них: «Что деете?» Они отвечали: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляли всех собравшихся, обходя стоящих кругом женщин по часовой стрелке и окропляя освященной водой, в которой омывали перед этим кудель. Окропляли, брызгая самой куделькой на всех, окуная ее в чашу с водой. Все в ответ кланялись и благодарили Макошь за Дары Её. После чего устраивали большой братчинный пир.

Прясть Нити Судьбы Макоши помогают две Богини-Помощницы: Доля и Недоля (или в других именах Жива и Живена, Мара и Морена). Согласно старинным Славянским сказам, спряденные ими чудесные Нити Судьбы образуют на общем Полотне Судеб дивные узоры. Это значит, что нити нашей судьбы сплетаются с нитями судьбы других людей, и таким образом в этих узорах отношений с другими людьми мы проживаем нашу жизнь.

На Осенние Мокриды принято было приносить дары (в виде растительной пищи) Земле, Воде, Макоши и просить у них прощения за «всё, чем досадили» в этом завершающемся году. Чтобы на будущий год Земля и Вода помогли вырастить богатый Урожай.

Также в дни Макоши — Осенние Мокриды — принято было гадать. Для этого в чашу с заговоренной водой бросали небольшие дощечки с изображенными на них символами Макоши (чирами) в виде треугольников вершиной вниз, квадратов и ромбов, поставленных на угол (все это символы рождающего Женского Лона) и смотрели как легли эти чиры. По ним и предрекали свою женскую судьбу на ближайший год.

В эти дни также начинали мять и трепать лён, готовили его таким образом для пряжи. Все мастерицы — незамужние и замужние — выносили свой вытрепанный лён на показ, устраивая таким образом «льняные смотрины». У кого льняные нити были тоньше и мягче, та и была самой искусной в женских премудростях, что означало — такая женщина несла большое благо для своей семьи: для мужа и детей.

Богиня Макошь прядёт Нити Судьбы, а ткать Пряжу Судеб помогают её дочери Доля и Недоля. Заплетают они покутными нитями человека по его деяниям — добрым или злым. А когда нить обрывается, то наступает смерть. Макошь — хозяйка Судьбы, она может и дарами наградить, а может обернуться недолей злой, повлиять на женскую плодовитость, и на достаток в доме. Её символ — Мировая Уточка, сидящая на макушке-холке Велеса, от образа которой пошло название головного убора русских женщин — кокошника, форма которого спереди напоминает корону, а с боку — утку. Ещё один головной убор — кичка, символизировал рога Велеса с уткой между ними. Его, как символ плодовитости, носили молодые замужние женщины, меняя в старости на кичку безрогую, что означало отсутствие возможности рожать.

Макошь может позволить себе быть изменчивой: кому радость принесёт, а кому может принести и горе. Тех, кто борется за своё счастье, она милует и награждает за сильный дух и терпение, показывает путь к выходу из безнадёжных ситуаций, особенно, если человек не отчаялся, идёт пусть даже из последних сил, не изменяя себе и своей мечте. Награждает Макошь, посылая таким людям Богиню удачи Сречу. А если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на себя и на свою жизнь рукой в надежде, что Кривая как-нибудь да вывезет, то его ждёт горькое разочарование — Макошь отвернёт свой лик. И тогда на жизненном пути отвергнутого появляются чудовищные старухи — Лихо Одноглазое, Кривая Нелёгкая, Недоля, Несреча, которые ведут его туда, где причитают над могилами Карна с Желею.

Богиня Макошь невероятно внимательна и заботлива, трудолюбивым и прилежным людям она всегда даёт хороший урожай и достаток. Женщины обращались к ней всегда с любой своей проблемой, что в семейной жизни, что в женском здоровье, в хозяйственных нуждах, даже в вопросах жизни и смерти, как своей, так и своей семьи. И это потому что Макошь — покровительница женского начала, защитница женщин и девушек, которая приходит в каждую Семью и благословляет женщин на счастливую женскую Долю, прислушивается к их просьбам и исполняет их желания.

С Богиней Макошью отождествляют: из металла — серебро, из каменьев — горный хрусталь и лунный камень, а из животных — кошку. Символом её считается пряжа, клубок шерсти, веретено, именно их и приносили на капища.

В каждое время года, кроме зимы, празднуются дни, посвящённые Богине Макоши:

  1. Вешнее Макошье (день Земли) — 9 травеня/мая месяца. Чтится Макошь — Мать Сыра Земля. На Вешнее Макошье приносят требы пробуждающимся после зимнего сна Земле и Воде. Выносят и оставляют с особыми наговорами в поле хлеб и яйца; умываются чистой водой, набранной из священных источников; приложив ухо, «слушают Землю».
  2. Летнее Макошье (Летние Мокриды) — 19 липеня/июля-месяца. Чтится Макошь-Мокрина — Водяная Матушка, всякого живота водяного Заступница. Приносят требы Макоши Водяной Матушке и просят у Неё влаги, особенно, если стоит засуха, а если идут обильные дожди, то просят сухой погоды.
  3. Спожинки/Госпожинки (праздник Окончания жатвы) — 15 серпеня/августа месяца. Чтится Макошь-Снопоносица, Жнивная Матушка — все благодарят Макошь-Снопоносицу (Жнивную Матушку) за богатый урожай, а женщины катаются по стерне, собирая силу.
  4. День Рода и Рожаниц — 8 вересеня/сентября месяца. Чтится Макошь-Прародительница — Старшая Рожаница — к священным источникам приносят овсяные хлеба, просят у Макоши-Прародительницы (Старшей Рожаницы) оберега на домашнее хозяйство.
  5. Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — 28 листопада/октября месяца. Чтится Макошь-Судьбопряха (Небесная Пряха, Владычица Судеб) — люди приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето.

На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особые наузы с прошениями и наговорами.

Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями кудель — «распутывают» Покутные Нити, предварительно омыв кудель «молчальной водой». Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что делаете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец:«Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой.

И, конечно же, в этот день можно попросить Макошь изменить свою Долю — и если просьба будет сильна и искренна, то Макошь её услышит и исполнит обязательно…

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Всегда под рукой

Я — фотограф

Эустома

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ (ОСЕННИЕ МОКРИДЫ)

Пятница, 29 Октября 2010 г. 02:07 + в цитатник

28 октября/листопада — заканчивается НАВЬЯ НЕДЕЛЯ (ОСЕННИЕ ДЕДЫ).
Неделя перед Осенним Макошьем. Завершаются проводы душ Предков в Ирий – до будущей весны.

28 — 29 октября/листопада — празднуется святодень Макоши-Мокрины

Замыкание Земли и Воды на Осеннее Макошье

28 — 29 октября (листопада, жёлтня) [в ближайшую к 1 ноябрю пятницу] отмечается Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — святодень, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют (обрядовое вопрошание: «Что бабы, деете?» И ответ: «Мокриды творим, батюшка!») и расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговоренной водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают судьбу.

Женщины готовятся к предстоящим работам зимними вечерами. Поэтому обавница начинает зачин приветствием:

«Хозяйка, открывай двери!

Стоят гости на твоём дворе.

Открывай двери все тесовые,

Стели дорожки новые.

Пришли к тебе гости светлые,

До тебя пришла Мокошь-матушка.

Дарует тебе как матушка,

В избёнку идёт закутную,

Открывает ларцы малёванные,

В один кладёт ткань тонкопрядную,

В другой кладёт белое полотно,

В третий кладёт доброе сукно.»

Жрица в венке и с рогом в руке собирает в требу хлеб, вино и мёд. В жертву приносится курица. После зачина обязательны гадания на предстоящую зиму.

Для пира женщины варят кашу из пшена с молоком и мёдом, а также жарят курицу. Обряды начинают в личинах, которые впервые надевают после летнего перерыва.

31 октября/листопада — ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЩЬ.
В эту ночь Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу.

Этот праздник ныне известен на западных окраинах Европы и в Новом Свете как «Хэллоун» (Духов день, День всех святых). С наступлением темноты начинается буйство духов — силы тьмы радуются наступлению зимы. Чтобы отпугнуть злых духов и не дать им помешать празднику, люди надевают страшные личины (наряды). Ещё одна особенность праздника: водят двух кольцевой хоровод. Одно кольцо (большее), закручивается посолонь (т.е. по Солнцу, по часовой стрелке) — на жизнь, а другое противосолонь (т.е. против Солнца, против часовой стрелки) — на смерть. Это означает приближающуюся зиму. С этого дня начинаются большие зимние домашние работы: прядение, ткачество, шитьё, вышивание.

В пору двоеверия на Руси отмечали две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, почитаемой в народе Земляной и Водяной Матушкой, покровительницей браков и целительницей болезней (особенно, происходящих от колдовства): 14 октября — день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи, или Параскевы Трепальницы (ибо лён трепали), и 28 октября — день Параскевы Пятницы или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «льняные смотрины».

На священное дерево, посвящённое Великой Матери, навязывают особливые наузы с прошениями и наговорами. Жрицы Макоши творят Мокриды: расчёсывают гребнями кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной» (то есть набранной в молчании – без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что деете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем – Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой…

Источник

22 октября Осеннее Макошье: женский праздник Богини Судьбы

Макошь – славянская Богиня Судьбы

Богиня Макошь непроста для понимания, сложен её характер, как переплетения ниточек судеб в едином полотне мира, что соткала Макошь. Есть у славян праздники, когда приблизиться к Макошь чуть проще, чем обычно. Потому на Осеннее Макошье женщины издревле проводили обряды да пели песни в честь Богини Судьбы. Потому в женский праздник Макошь откладывали всякие дела – нынче день Макошь-Матушке посвящен, её восславим, забыв о привычных заботах.

Осеннее Макошье – праздник Богини Судьбы, прядущей нити жизней

Когда Осеннее Макошье?

Осеннее Макошье – праздник поздней осени. Октябрь землю прикроет, где листком, где снежком. Осеннее Макошье – время переходное. Кажется, осень на дворе, но вот уж за окном белая снежная пелена, легкая, будто туман, а на завтра вновь кругом голая земля да опавшие листья. Сложно уловить настроение погоды нынче. Недаром день Макошь – праздник женский. Настроение Богини Судьбы переменчиво, говорит она не столь прямо, как мужские Боги, всё более загадками.

Осеннее Макошье, что зовут ещё иногда Осенними Мокридами, выпадает обычно на неделю с последней пятницы октября по первую пятницу ноября. В 2021 году Осеннее Макошье с 22 по 29 октября. Женский праздник Макошь приходится на последний день Осенних Мокрид – непременно на пятницу.

Знают в народе женский Праздник Макошь и как Параскеву Пятницу. Имя христианской святой заменило древнее обращение к Макошь в годы, когда под запретом была вера в Родных Богов. А суть женского праздника Макошь сохранялась во все века, помнили наши девицы и жонки, как почтить великую Богиню Судьбы.

Макошь-Льняница, Макошь-Пряха

Во подоле Макоши
Мир рождается.
Во подоле Макоши
Мир рождается.

Во подоле Макоши
Мир бережится.
Во подоле Макоши
Мир бережится.

Посеешь лён – пожнешь золото. Лён всех одевает, без него полотно для рубахи да сарафана не соткать, вышивку обережную на нарядах не сделать. Женщина, ткущая полотно из льна, с самой Матушкой-Макошью в этот миг схожа. Потому на осеннее Макошье женское рукоделие чтили. Как вышло тогда, что в женский праздник Макошь откладывали домашнее рукоделие, не притрагивались к прялке и веретену, откладывали мастерицы иголки и яркие ниточки для обережной вышивки?

Ведают на Севере: на Осеннее Макошье сама Богиня Судьбы трудится, прядет ниточки жизней, соединяет их в узоре единого полотна судьбы. Только Макошь ведомо, на чьей ниточке узелок завязать, кому встречу с суженым подарить, кому деточек, славных сыновей да дочек. Потому на Осеннее Макошье женщины к рукоделию не прикасаются, дабы не мешать работе Богини Судьбы.

Славянский обряд на Осеннее Макошье

В женский праздник Макошь встают девицы и жонки рано, на утренней зоре проводят обряд, обращенный к Богине Макошь. На Севере, где живут большими семьями, обряд такой проводила старшая жонка. Нынче же, когда живем мы в отдельных квартирах, не со всей родней, славить Макошь каждая девица и жонка может.

Славянский обряд на Осеннее Макошье

На утренней зоре надобно поставить алтарь с верчей четырем стихиям. В середку алтаря знак Богини Макошь кладут: кто сережки с обережным узором, подобным переплетениям нитей, кто вышитый знак Макошь, кто чур-образ Богини Судьбы. Свечи зажигают, переносясь мыслями в Божий Мiръ да читают заговоры, славящие Богиню Судьбы.

И мы нынче утром на Осеннее Макошье, в пятницу 22 октября, восславим Богиню Магии, поклонимся Макошь-Матушке, зажжем восковую свечку, да, глядя в её пламя, ненадолго оставим все дела и погрузимся в северное волшебство. Приглашаем и вас к нам присоединиться – пусть наши общие Славления Макошь сливаются в единую песню!

Источник

 В РАМКАХ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВЕДИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ПЛАНЕТЫ.

В последнюю пятницу октября наши предки отмечали праздник Богини Макоши — той, что прядет человеческие Судьбы.

Макошь покровительствует семьям. Даёт крепкий семейный союз. Помогает в освоении женских ремёсел: шитьё, вышивание.

В этот день проводят инициацию заранее приготовленных оберегов для дома и для себя лично.

На вышивках Макошь часто изображалась большеголовой женщиной с длинными руками. Возле неё две лосихи или два цветка, две птицы, два гребня, две всадницы, две медведицы.

Иногда она изображалась в виде Мировой Утки — символа созвездия Плеяд.

Созвездие Плеяд — это и есть Чертог Макоши. И, располагалась она — на голове Бога Велеса.

Эти изображения нашли отражение в посуде (ковши) и головных уборах разных народов, причём народов всей планеты. А, на Руси, конечно — в кокошниках и киках.

Считается, что с этим связано понятие верха — маковка.

По древнеруському языку — Маковка обозначает верх в виде купола.

Это название (маковка) распространялось как на вершину головы человека, так и на верхушки зданий. Последние часто украшались резьбой в виде кокошника.

Празднование. Обряды. Приметы

На праздник готовят блюда с добавлением фруктовых плодов и мёда.

А, вот с четверга на пятницу (день Макоши) — специально оставляют на столе кашу.

В этот день запрещается выполнять женскую работу — убираться, стирать, мыть детей, замешивать тесто.

Поделюсь своим секретом — в любую пятницу не стоит делать этого! Выберите для этих дел другой день.

Дурным знаком считается убить паука в этот день, а хорошим — если в доме увидели паучка. Причём в любой день!

В день богини Макоши не принято дарить подарки друг другу.

Женщинам ни в коем случае не стоит принимать в дар пряжу. Без исключения в любой день недели. Считается, что она впитывает чужую судьбу.

Деревенские жители и владельцы загородных домов должны полностью к этому дню подготовить участок к следующему году.

Деревьями Макоши считаются ель,

осина, ива, а также деревья, растущие у источников.

Её символ — Веретено.

Макошь покровительствует семейным людям, роженицам и детям, вязанию, вышиванию, швеям, животноводам и пчеловодам, предсказателям (Ведам, Ясновидящим, Предсказательницам — поэтому для меня этот праздник особо почитаем).

Использование Макоши в предсказательных техниках и обережной магии.

Интересно, кто-нибудь из моих коллег освоил такой удивительный предсказательный инструмент как славянские Резы!?

Поделюсь, кто ещё не работает с этой техникой:

При работе с Резами идёт мягкая сказочная энергетика, открываются родовые каналы.

Картинка Виденья образов и событий в предсказаниях — очень чёткая и многомерная. Сопровождается мягким звучанием где-то сбоку на тонком плане каких то необычных старинных инструментов — гусли, флейта, дудочки…так и не поняла до конца какие это инструменты, да это и не важно. Музыка тёплыми волнами нежно окутывает всю тебя изнутри…это не передать словами. С Таро конечно не сравнить… Ну, это мой личный опыт. Пробуйте.

Если выпадает Реза Макошь в раскладе – это благоприятный знак. Она показывает благосклонность Судьбы.

Она независима от материального мира, относится к миру духовному. Помогает преобразиться внутри, повысить свои вибрации, встать на более высокие энергетические частоты.

Знак Макоши я часто использую при изготовлении Оберегов.

Здесь применение широкое:

— помощь при родах роженицам

— садоводам в загородный дом.

— обрести семейную гармонию.

— детям.

И, напоследок хочется высказать своё пожелание для всех:
Вспоминайте свои корни, свои ведические традиции.

Празднуйте свои праздники, а не чужие.

Есть хорошая пословица: «На Родине дома и стены помогают!».

Так вот этими родными стенами как раз являются наши ведические традиции и культура, великое наследие прошлой ведической цивилизации планеты!

https://www.elenabaska.ru/день-макоши-в-последнюю-пятницу-октября/

Макошь (Мокошь) древнейшая славянская богиня Судьбы и Удачи, одна из Рожаниц, покровительница материнства и женских работ, богиня плодородия. Через нее воплощается Мать-Сыра_Земля и в этом образе она выступает как супруга Неба. Как покровительница воды и влаги, источников она является супругой Велеса. В древних храмах она изображалась в виде идола с женским телом и коровьей головой, в последующем коровья голова трансформировалась в Рог Изобилия.
5

vishivka
На старинных вышивках Макошь изображается большеголовой женщиной с длинными (всеохватными) руками. Рядом с ней две лосихи (два цветка, две птицы, два гребня, две всадницы, две медведицы). Иногда она изображается в капище, занимая практически все его внутреннее пространство.
kokoshnik
Развитие образа и символизма кокошника, слева направо: 1 – славянский бог Велес с уткой-Макошей на голове; 2 – египетская богиня с двумя птицами на голове; 3 – царь Хафра (Хефрен) (середина 26 века до н.э.), Египет; 4, 5 – русские кокошники

shapka
Развитие образа и символизма шапки-ушанки (третья и четвёртая слева) и косынки (крайняя справа)

Также она она изображалась в виде Мировой Утки — символа созвездия Плеяд (Чертог Макоши), которая располагалась на голове бога Велеса. Это нашло свое отражение в славянской посуде (ковши) и головных уборах разных народов древности, начиная от египетских фараонов, продолжаясь в кокошниках и киках на Руси, а также в сегодняшних шапках-ушанках и косынках. Считается, что с этим связано понятие верха — маковка, которое распространялось на вершину головы человека и верхушки зданий, последние часто украшались резьбой в виде кокошника.

kokoshniki
Кокошники, слева направо: 1 – кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии, Русский Музей; 2 – русский кокошник; 3 – русский кокошник с изображением Макоши, стилизованным под пчелу; 4 – большой шлем из бронзы, Этрурия (7 век до н.э.), Национальный музей «Вилла Джулия», Рим.

Макошь — олицетворение закономерности мироздания и природы, высшей сверхразумной слепой силы, господствующей над Вселенной, богами и жизнью отдельных людей, направляющей их по заранее определенным, непреложным путям. Исполнительницами ее воли выступают две младшие сестры (дочери) Доля и Недоля (по другим источникам Среча и Несреча, Лада и Леля), которые прядут нити судьбы каждого. Как старшая пряха она весьма строгий наблюдатель и оценщик, поэтому от личности и поведения конкретного человека и плодов его трудов зависит, кто прядет его нить и будет ли она прочной и толстой или вскоре оборвется. Макошь беспощадна и рассудительна даже к богам.

Культ Макоши имел широкое распространение на Евразийском континенте и в Северной Африке. По некоторым данным именно в его честь насыпались многочисленные курганы и возводились зиккураты. В Древней Руси только она упоминается в «Списке Временных лет» в пантеоне князя Владимира. Даже после принятия христианства он сохранялся в течение многих веков, о чем свидетельствуют вопросы священников женщинам на исповеди еще в XVI веке: «Не ходила ли к Мокоши?». В Украине память о древней богине сохранялась до середины XIX века.

Богине в дни празднеств делались подношения в виде плодов, меда, с четверга на пятницу (день Макоши) оставлялась на столе каша, в колодцы бросали пряжу, в пятницу запрещалось выполнять женскую работу (прясть, ткать, стирать, мыть детей, замешивать тесто). Возможно отсюда появилось выражение о лентяйках — «У нее семь пятниц на неделе». Нельзя было оставлять кудель, так как Макошь могла ее допрясть. Макошь покровительствует пряхам и ткачихам, пахарям и косарям, животноводам и пчеловодам, гадалкам, и конечно, женам, роженицам, детям.

Фея из сказки «Золушка»Макошь повелительница мелких животных: коз, кошек, мышей, летучих мышей, кур, лягушек, насекомых: тараканов, сверчков, муравьев и других. Ее воплощением считается «божья коровка», а труженики из числа насекомых: пауки, пчелы, шмели, муравьи являются ее предвестниками. Они проявляются и становятся видимыми в тот период, когда близится событие связанное с Макошью, когда вокруг увеличивается ее сила. Убить паука — это значит потерять удачу! Знание об этом сохраняются во многих сказках. В качестве примера можно привести образ Доброй Феи в «Золушке» — меняющей судьбу трудолюбивой девушки при помощи мелкой живности.

zolushka_feya
Деревьями Макоши считаются ель, олицетворяющая ее Силу и через которое можно к ней обратиться, а также осина, ива и все деревья, растущие у святых источников. Ее символы: Лунница — неполная луна рожками вверх, Веретено, две нити или змеи переплетенные под прямым углом, орнамент в виде двух переплетенных змей (меандр) и в виде косы-восьмерки, ячеистое плетеное поле. Личная монограмма богини — буква «К».

simvol

С укреплением на Руси христианства функции Макоши переходят к святой Параскеве Пятнице, так же как и 12 (двунадесят) пятниц — праздников, посвященных славянскому божеству. Главными из них являются 9-я и 10-я (до 1 и до 8 октября) в эти дни «молитвы достигают прежде других», а четыре пятницы совпадают с днями солнцестояния и равноденствия (Купало, Радогощ, Корочун, Комоедицы).

Образ Макоши сохранился на множестве древних изображений, где она сидит в характерной позе пряхи, другим ее отличительным признаком является наличие в руке веретена и вьющихся спадающих нитей. По ошибке или преднамеренно, нити были приняты за потоки воды и подобные изображения трактуются как «Водолей». В этой связи вспоминается, что Водолей считается покровителем России и наша планета в настоящее время вступила в так называемую «эпоху Водолея». То есть, даже смена названия не изменила сущности, так как именно Макошь являлась защитницей и покровительницей славян. В этой связи многие считают, что «Родина-Мать» — одно из современных проявлений древней славянской богини Макошь.

vodoley2
Египетское изображение Водолея. Материалы Наполеоновского похода.

vodoley
Сравнение символизма новгородского герба с символизмом знака зодиака «Водолей» и карты Таро «Колесница»:
1 – герб города Новгород, Русь (1781 г. [1901]);
2 – современный герб Новгорода, Россия (регистрационный номер 3194, протокол 36д от 10.04.2007);
3 – этикетка спичечной коробки с изображением герба Новгорода, Русь, фабрика «Солнце», береста;
4, 5, 6 – карта Таро «Колесница» (варианты), египетский мотив;
7 – герб Новгорода из Титулярника (1672 г.); 8 – герб Новгорода, худ. В.А. Фаворский;
9 – Макошь в виде женщины и две роженицы в виде цветков, вепсская вышивка (конец 19 в.);
10 – Водолей, Нижний атрибский Зодиак; 11 – трёхголовая Макошь и шумерский царь Иа в роли вершителей суда;
12 – увеличенный фрагмент рисунка 4 с изображением посоха с таттвами;
13 – увеличенный фрагмент рисунка 6 с изображением веретена;
14 – веретено, Россия; 15 – увеличенный фрагмент рисунка 3 с изображением веретена.

Использованы материалы: История возникновения мировой цивилизации.
Славянство – как материнская религиозная культура для всех современных религий.
А.А. Тюняев. апрель — август 2006.
druidgor.narod.ru/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник маковей православный когда
  • Праздник маккавеев 6 букв сканворд
  • Праздник макаронного монстра
  • Праздник майского жука
  • Праздник майского дерева средневековье