Праздник маланка на украине

Васильев вечер отмечается 13 января в 2023 году. Характеристика события, особенности подготовки, традиции празднования в России, Украине и Беларуси. Краткая история появления Меланки. Даты народных праздников в 2023 году.

Васильев вечер (также Васильева коляда, Щедрый вечер, Маланка) 2023 отмечается 13 января. По старому стилю он приходился на канун Нового года. В этот праздник люди накрывают богатые столы, много едят и веселятся.

Содержание статьи

  1. История праздника
  2. Традиции и обряды праздника
  3. Праздничный ужин
  4. Гадания
  5. Приметы и поверья

История праздника

Название праздника «Васильев вечер» происходит от имени святого Василия Великого –  архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января. К основным заслугам святого относят изобретение иконостаса и написание проповедей. Василий Великий умер 1 января 379 года. После перехода с юлианского на григорианский календарь Православная церковь продолжила чтить его память по старому стилю (14 января).

Название «Маланка» происходит от имени преподобной Мелании Римляныни, в честь которой 13 января установлен церковный праздник.

Традиции и обряды праздника

Васильев вечер отмечается народными гуляниями. В этот праздник люди ходят в гости поздравлять друг друга, носят угощения.

Васильев вечер считается благоприятным периодом для молитв. Люди верят, что Господь в этот день прислушивается к просьбам людей. Они просят в молитвах о счастье, здоровье и благополучии для себя и близких людей.

В селах после заката солнца молодежь собирается в компании щедровать (колядовать). Щедровальники ходят по домам, поют обрядовые песни, в которых прославляют семью хозяина, желают благополучия и богатого урожая. За это они получают вознаграждение в виде сладостей и денег.

В некоторых домах в этот день принято устанавливать обрядовый сноп из колосьев прошлогоднего урожая – дидух. Его размещают в самом видном углу дома. Дидух символизирует дух нового урожая. В конце святочных праздников сноп сжигают.

Праздничный ужин

В праздничном меню присутствует запеченная рыба, жареный поросенок, студень со свиными ножками, домашние колбасы, пироги с грибной и мясной начинками, вареники. На столах также можно увидеть запеченную свиную голову. В качестве десерта хозяйки подают рулеты с начинкой из мака или орехов, пряники, медовые пироги, ягодные кисели. Среди алкогольных напитков популярны вина и шампанское. Некоторые хозяйки готовят к праздничному ужину кутью. Они варят ее из цельных зерен пшеницы или риса, с добавлением меда, мака, изюма, грецких орехов, кураги. В отдельных регионах в кутью щедро добавляют сало.

Гадания

13 января на земле царит особая атмосфера волшебства, которая наилучшим образом подходит для совершения гаданий и заговоров. В Васильев вечер люди обращаются к святым духам и нечисти, чтобы узнать события будущего. Среди молодых незамужних девушек популярны ритуалы на суженого и дату будущей свадьбы. Для проведения магических обрядов используются специальные атрибуты: свечи, зеркала, вода, бумага, кольца, еловые ветки.

Гадания на Старый Новый год

Приметы и поверья

  • Если в ночь с 13 на 14 января на небе много звезд, то урожай ягод будет хорошим.
  • На праздничном столе обязательно должны присутствовать блюда из свинины, чтобы скот был плодовитым, а в семье царил мир и лад.
  • В Васильев вечер не следует давать деньги взаймы, иначе весь год пройдет в долгах.
  • В канун Старого Нового года следует надевать новую красивую одежду светлых тонов, чтобы весь год был удачным.
  • Если у хозяйки на Щедрый вечер получится вкусная кутья, то за столом ее нужно полностью съесть. В случае если угощение выйдет неудачным, его следует выкинуть в прорубь.

Канун Старого Нового года отмечается с особым размахом. После завершения Великого сорокадневного поста люди могут вдоволь отпраздновать наступление года, насладиться деликатесами, праздничными блюдами и напитками. Васильев вечер признан удачным периодом для гаданий и загадывания желаний. Все предсказанное и задуманное в этот праздник должно исполниться в ближайшем будущем.

Читать ~4 мин.

В январе на юго-западе Украины, неподалёку от румынской границы произошли события, которые остались неизвестны широкой публике.

Я видел своими глазами — как люди в масках, одетые в полицейских и солдат, перекрыли все дороги, останавливали машины, проверяли салоны, вымогали деньги и ценности. Когда меня остановили люди в масках и с оружием, стало не по себе. Вспомнилось, что на Донбассе начиналось похоже.

1 Архаровцы останавливают машину и требуют взятку. Лучше не отказываться, может закончиться плачевно: были случаи, когда нежелавших платить разворачивали вместе с машиной, опрокидывая её с колёс на крышу.

2 Я подготовился к встрече с коррупционерами заранее, наменял мелких гривен и взял с собой бананы и шоколадки: даже не в качестве взяток, а чтобы самому не умереть от голода в течение долгого дня.

3 На третьем кордоне мне надоело платить за проезд, даже мелкими гривнами, и я попытался откупиться сосиской от существа в резиновой маске.


4 Но стоило проехать ещё с километр, как наткнулись ещё на один пост, и этот был похож на настоящий. Тут уже бананом не отделаешься. «Значит так, давайте 20 гривен и не тратим время друг друга зря» — серьёзно сказал мужчина в военном камуфляже и в маске на лице. Испытывать судьбу даже в шутку не хотелось, в конце-концов, это лишь правила игры, и отправлясь на Маланку, я автоматически соглашался быть готовым и не удивляться ничему.

5 В блокировании дорог участвуют очень разные люди: подростки, мужчины, девушки, даже дети сбиваются в «банды», чтобы зарабатывать таким образом. В некоторых местах «блокировщики» устанавливают потешные шлагбаумы, где-то – переодеваются в форму работников полиции, как украинской, так и румынской, а для пущей убедительности заклеивают номерные знаки своих автомобилей синими наклейками. На ходу – не отличишь. Где-то парни в балаклавах стоят на дороге вместе с настоящими сотрудниками правоохранительных органов – в день Маланки все смешалось и перевернулось с ног на голову.


6 День Святой Мелании приходится на канун Старого Нового Года – 13 января. Это один из самых почитаемых в народе религиозных праздников, так называемый «Щедрый вечер». Традиционно в разных регионах Украины этот день отмечают театрализованными представлениями с участием Маланки (обычно переодетый юноша), ее суженного Василя, козы, черта, царя, еврея и прочих персонажей.

7 В румынских селах Маланка – это карнавал, в котором нет никаких правил и ограничений для фантазии. Каждый населенный пункт или даже отдельный его район создает собственное представление с особыми легендами, персонажами, костюмами и сценарием. Кто-то одевается в цыган, кто-то – в медиков, кто-то – в библейских персонажей, кто-то – в охотников.

8 Ряженые выглядят потешно, но уж очень реалистично. Они не актёры, обычные сельские парни, возможно никогда не бывавшие в театре. Они и не играют свои роли, они ими живут. Кровавые порезы нарисованы, сабля тупа, но своё подсознание не обманешь — чувствуешь энергетику человека и ощущаешь первобытный страх, что этот дикарь набросится и изрубит в капусту. Он и мог бы, вот только для маланкарей не существует зрителей, мы словно невидимки…

9 В Маланке принимают участие молодые люди от 8 до 20 с небольшим лет, неженатые. Примерно за неделю до действа они собираются всем кутом (частью села), выбирают руководителя и назначают людей на роли, а потом вместе готовят к карнавалу костюмы и атрибутику.

10 Каждый кут имеет собственное самосознание, историю, традиции и, конечно же, собственную Маланку, совершенно не похожую на соседские. Маланки эти ходят по дворам своего района, а после обеда собираются вместе на центральной улице.

11 Костюмы и роли видоизменяются, но действующие лица и сам сюжет остаётся незыблем и расказывает об охоте на медведя. По версии одного из кутов медведи выглядят, как стога сена.

12

13

15 Несколько десятков участников Маланки заходят из двора во двор, где разыгрывают одинаковое действо – сцену охоты на медведей. Танцуют юные девушки, изображающие цыганок, водят хоровод юноши, вооруженные дубинками парни шуточно избивают своих товарищей в костюмах медведей.

16 После представления гостей двора ждёт угощение от хозяев.

17 Конечно же, им наливают. И дают деньги, от от нескольких сотен до тысячи гривен, в зависимости от достатка двора и того, насколько понравилось выступление. Вырученные средства помогают покрыть хотя бы часть расходов на подготовку, на изготовление костюмов тоже приходится потратиться.

18 Крылатые медведи.

19 Это не предназначено для посторонних глаз, это праздник для своих, пока что еще самый настоящий, не туристический. Главные зрители этого действа – сами жители Красноильска, в чьи дворы заходит Маланка. На взрослое веселье из-за забора одного из домов смотрит компания из совсем маленьких детей, лет по 5-6. Они тоже одеты, как участники Маланки: девочка носит красную юбку цыганки, мальчик – миниатюрный костюм крылатого медведя. Родители устроили своим чадам праздник – пройдет лет десять, и те станут настоящими участниками Красноильской Маланки, знаменитой на весь мир.

20 По традиции, в представлении принимают участие обычно только мужчины. Жещины наблюдают со стороны и делают фотографии на память.

21 Маланка — не только для молодых. Пожилые жительницы Красноильска с удовольствием приходят посмотреть на праздник, надевая лучшие наряды.

22 Мужички не наряжаются, но не забывают захватить бутыль для согрева. И вспоминают, как сами когда-то маланковали.

23 Костюм крылатого медведя весит больше 40 килограммов.

24

25 Несколько раз отыграв в своих дворах, куты двигаются в центр Красноильска, чтобы влиться в огромный праздничный поток людей и зверей на главной улице.

26 Через ветхий деревенный мост крылатые медведи переходят осторожно, боком.

27 Сам праздник Маланки, его персонажи и общая атмосфера очень напомнили народные гуляния в австрийской глухомани. Там местный ежегодный карнавал называется «Епифанией» и представляет собой рождественский обход дворов ряжеными в костюмы животных и нечисти: вместо медведей рогатые крампусы, вместо охотников — бабки Ёжки…персонажи другие, но общая стилистика похожа.

28 Тысячи зрителей идут пешком к центру Красноильска, время от времени к обычным зрителям вваливаются разгорячённые маланкари в костюмах.

29 Местные девчули.

30 Здесь, на главной улице, к традиционным карнавальным персонажам добавляются герои, передаленные на современный лад.

31

32 Здесь и пародии на популярные музыкальные группы.

33 И ИГИЛовцы с Путиным. Человке в маске президента России почему-то был одет в белый халат.

34 Красноильская Маланка аполитична, но каждый видит в этом свой собственный смысл. На самом же деле, каждый персонаж карнавала представляет собой символ человеческих пороков или добродетелей. Так, вместо медведя на цепи могут возить козу, а вместо охотника в «свите» может быть и Брежнев в костюме врача, так как всегда должен быть представитель власти.

35 Были целые медицинские бригады на раскрашенных автомобилях, и власть свою они показывали по-полной.

36 Хватали на улице приглянувшихся девушек, волокли в свои «амбулансы» и там когда в шутку, а то и всерьёз домогались.

37

38 Пленники ждут своей участи. Забирали всех, даже фотографов, поэтому мне сказочно повезло.

39 А вот этому мужчине не позавидуешь, скрутили его доктора да как начали лечить…

40 Красноильск стал территорией вне времени и пространства. Всё перемешалось, Путин и медведи, врачи и террористы. Из соседней Румынии приехал наряд пограничной полиции с огромной клеткой-прицепом.

41 И всех снова в клетку, первым делом — девушек посимпатичнее.

42 Оксюморон никак не хотел рассеиваться, и когда из полицейской машины вышел Борис Николаевич Ельцин, в костюме и со стопкой, я уже ничему не удивлялся.

43 Маланка — один из главных праздников в сельской части западной Украины. Праздник называют ещё Щедрым вечером, когда накануне ряженые ходят по домам и щедруют — поют песни, танцуют и желают удачного года, а в ответ получают от хозяев сладости и радости.

44 Но увидеть такое красочное и масштабное костюмированное представление можно лишь в Черновицкой области, в сёлах Красоильск и Вашковцы, причём каждый год карнавальные костюмы разные. Если хотите чего-то необычного, советую в следующем яваре отправиться в путешествие по Украине: побывать на одной из двух Маланок (оказаться на обеих будет сложно, так как они проходят одновременно), на следующий день посмотреть на парад маланкарей в самих Черновцах (об этом расскажу завтра).

45 И помните, здесь всё не по настоящему, но искренне и от души!

46

47 Но это ещё не всё: следующим утром всё продолжится с ещё большим размахом в Черновцах, областном центре края. «Маланка фест» — местный буковинский карнавал, дающий фору даже бразильскому. В чём, спросите?

48 В смелости, оригинальности и нетрадиционности. Да, голых девиц вы здесь не встретите, всё же январь месяц на улице, но гигантские движущиеся фигуры, слепленные в буквальном смысле из «Жигулей» и палок поразят ваше воображение. Семиметровый Скуби-ду с кивающей головой, Кинг-Конг, оседлавший разбитую «Волгу»…кстати, голова у пёсика качается не просто так, а чтобы не задевать троллейбусные провода в центре города. Вопрос только как всю эту красоту везли в Черновцы, прямо в таком виде по дорогам?

49 На фестиваль съезжаются из десятков деревень и сёл западной Украины, ведь Маланку отмечают повсюду в этом крае.

50 Здесь и любимые с детства персонажи кино…

51 …и свободные импровизации маланкарей. «Костюмы» и сюжеты могут быть абсолютно любыми, хоть двугробый быковерблюд, свирепо мычавший на прохожих. Как раз вот этот бычара и боги Олимпа получили призы фестиваля за оригинальность.

52

53

54 Если понравился пост — ставьте лайк, пишите коммент и приходите завтра в 10 утра читать продолжение репортажа про Украину. А я хочу сказать спасибо Sixt Ukraine за предоставленный для путешествия Renault Duster. Было здорово!

А главное, кому спасибо — Максиму sicheslavets Беспалову, открывшему для меня мир Маланки, в Красноильск мы ездили вместе, и при написании материала я взял за основу его прошлогодний репортаж в «Вокруг света».

И вот к нам тихо шурша январскими лужами и серостью деревьев «в неглиже» подкрадывается еще один новый год. На этот раз Старый! У россиян канун этого праздника издавна назывался Щедрый вечер. Ужин в этот день был богатым — колбасы, жареное мясо, жаркое, поэтому называли его щедрым, а отсюда и название праздника — Щедрый вечер. Нынче он с гуляниями, щедривками и хождением ряжеными компаниями сохранился в России, пожалуй, в глубокой провинции. А вот братья-украинцы до сих пор шумно отмечают этот вечер в канун Старого Нового года, который называется у них праздник Маланки (или Меланки, так говорят чаще в Восточной Украине) и Василя (Василия), поскольку по христианскому календарю – 13 января отмечается еще и день преподобной Мелании (Маланки, Меланки) Римлянки, скончавшейся в 439 году, а на следующий день – святого Василия Великого.

Фреска с изображением святой Мелании.

Начинался праздник Маланки в каждом доме с ужина. Щедрый вечер (бытует и такое название в Украине) был богат на разные народные ритуалы. Например, прежде чем начать трапезу, хозяйка просила детей выйти из дома (зимой – на улицу, на мороз??!!), а перед отцом, который сидел за столом, клала столько пирогов, чтобы его не было видно. Затем детей звали в горницу, и они (наученные мамой!) удивленно спрашивали: Мама, а где наш тату (укр. – отец)?
Отец из-за баррикады пирогов спрашивал: А разве вы меня не видите, детки?
Те дружным хором отвечали: Нет, не видим, тату!
На что отец резюмировал, таким образом, желая благополучия семье и дому: Дай Бог, чтобы и в будущем году вы меня так же не видели!
Ну, а после ужина в гости в каждый дом приходили ряженые в масках с песнями-щедровками.

Татьяна Борисовна Зеленченко (Украина, род. 1951) Меланка, из цикла «Украинский год».

***
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я.
А пан, як господар.
Господиня, як калина.
А діточки, як квіточки.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

Вечером и до полуночи, то есть тогда, когда «владычествует» всякая нечистая сила, щедрующие обходят дома. Сам обряд прихода в гости называют маланкувание, а его участников – маланкарями. На Маланку ходят щедровать часто группы парней. По давней традиции роль главного обрядового персонажа — Маланки – должен исполнять именно парень (мужчина), переодетый в женский народный костюм. Называется это действо «водить Маланку».

Владимир Чумаков–Орлеанский Коляда.

Обряд, происходивший от аграрно-магических обычаев древних славян-язычников, в XIX веке трансформировался в своеобразный сельский карнавал, в котором важное место занимают брачно-свадебные мотивы. Традиционные образы ряженых на Маланку включали также маски животных — Козы, Медведя, Журавля, Быка, Коня, а также персонажей Деда и Бабы.

Михал Эльвиро Андриолли (Michał Elwiro Andriolli, Polish, 1836-1893) Kozy jazdy (Вождение козы). 1876 г.

***
Щедрик-Петрик, дай вареник!
Ложечку кашки, наверх колбаски.
Этого мало, дай кусок сала.
Выноси скорей, не морозь детей!
Сколько осиночек, столько вам свиночек;
Сколько ёлок, столько и коровок;
Сколько свечек, столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья, славного зимовья.
С Новым годом, со всем родом!

Николай Иванович Ткаченко (1866 -?) Святочные гуляки в Малороссии. 1894 г.
Судя по женской юбке и платку на голове у центрального «гуляки», дело происходит в канун нового года на праздник Маланки.

Во время обходов щедрования ряженые песнями славили хозяев, желали им здоровья и достатка, за что получали вознаграждение. Причем хозяевам необходимо было задобрить щедровальщиков — тогда и весь год будет счастливым и богатым. Ряженых не только кормили-поили, но и давали продукты и деньги. А за это, вернее, перед этим, гости-щедровальщики играли на музыкальных инструментах, танцевали, проводили обрядовые игры с масками, например, «аттракцион» «Вождение козы».

Рисунок Л.С. Ленчевского и Т.Н. Сафоновского к этнографическому описанию обряда Коза. 1926 г.

Опять же по обычаю, закончив ритуальный обход, утром щедровальщики шли на любой перекрёсток, чтобы сжечь «Дидуха» — сноп соломы, который стоял от Святого вечера до Нового года. Как и в ночь на Ивана Купалу народ прыгал через костёр, совершая обряд очищения от общения с нечистой силой.

Татьяна Михайловна Сипович Ряженые. 2006 г.

Обычай проведения Маланки ярко описан в драме украинского драматурга Михайла Старицкого «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці» (Ой, не ходи, Гриша, да на вечерницы).
А в Черновцах, например, с 2011 года туристическая организация «Палитра Буковины» проводит ежегодный фольклорно-этнографический фестиваль «Маланка-Фест», основная идея которого — презентация Черновицкой области, как края, в котором сохранены этнические традиции и народные праздники. Это праздник с музыкой, танцами, спектаклями и диковинными костюмами, театральными действами и национальным колоритом.

Афиша фестиваля

Я залез на сайт фестиваля, посмотрел рекламные ролики — впечатляет! Сначала парад всех участников по улицам города. На фестиваль приезжают коллективы городов и сел Черновицкой, Тернопольской, Ивано-Франковской и Хмельницкой областей. А затем шоу-марафон (представление каждой команды) на центральной площади города! При этом каждый регион представляет свои особенности и традиции, костюмы и театральные действа. В общем, здорово!


Маланка

Завтра старий Новий Рік,
Маланку всі святкують,
Ще до Христа тисячі літ
Віншують і щедрують.
Гарне свято, щедра кутя…
Ери міняють покоління
На землі цвіте життя,
Сіє, жне і добира насіння.

Григорий Божок 2013 г.

Кстати, подобный Маланке обряд существует на юго-востоке Сербии. Называется он «Сыровары» (серб. Сировари). Накануне Старого Нового года ряженые сыровары (в основном, парни) посещают сельские дома. Они рядятся персонажами свадебной процессии – невестой, женихом, дед, баба, свекровь, сваты и т.д. «Невеста», как правило, держала в руках «ребёнка», сделанного из полена и тряпок, и искала в каждом доме его отца. Участники процессии стучат палками, звенят и шумят, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения). Само представление сыроваров было насыщено эротическими шутками и пожеланиями, того, кто умудрялся парня, переодетого в «невесту», ущипнуть за задницу, в новом году ждала любовь.

Алексей Григорьевич Потапенко (Украина, род. 1941) Меланка идет по селу.

***
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
— Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
Та ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.

(Уверен, у вас получится прочесть на украинском языке, если вместо буквы и – произносить звук Ы, вместо i – И, а вместо е — Э). А смысл, если и не станет понятен, то уверяю, — это добрые пожелания на весь новый год!

С Маланкой вас, братья-славяне!!!

Стиль Арлекино GIF

Традиционно 13 января православные христиане отмечают Щедрый вечер или Маланку.

В связи с этим праздником есть свои обычаи и церемонии. Хозяйка готовит яства, накрывает пышный стол, проводятся народные гулянья, сжигается ранее установленный в углу стола Дидух. А незамужние барышни гадают на будущего мужа.

Возвратимся к историческим данным

В соответствии с историческими данными, наименование этого вечера отождествляется с именем архиепископа Василия Великого. Митрополит и настоятель духовной семинарии, писатель Василий изобрел иконостас и написал множество напутствий, наставлений и поучений. Его почитают 14 января. А вот название Меланка происходит от святой Мелании Рымлянины. Ее почитают 13 января.

Обычаи

  • В Щедрый вечер традиционно проводились массовые народные гуляния. Люди наносят друг другу визиты, желают здоровья, приветствуют, делятся вкусностями.
  • Этот день благоприятный для молений. Верующий люди считают, что Бог слышит их и помогает, если просить о помощи и читать молитвы именно в этот день.
  • Деревенская молодежь с наступлением вечера собираются компаниями, ходят к знакомым и поют колядки, щедруют. В обрядовых песнях желают благополучия хозяевам дома и здоровья. За это их вознаграждают сладостями и символическими денежными суммами.
  • Наши предки устраивали обрядовое сжигание рождественского снопа колосьев – Дидуха. Его ставили накануне рождества в углу стола, это символ будущего урожая. По окончанию святок этот сноп сжигался.

Празднования за столом

Традиционно хозяйка целый день хлопотала у плиты, готовя богатый ужин. Вся семья собиралась за столом. В перечень праздничных блюд входили рыбные закуски, молочный запеченный поросенок, холодец, вареники, домашняя колбаса, мясные и грибные запеканки и пироги, вареники с салом и грибами. Также готовили в печи свиную голову.
На десерт подавали маковые и медовые пироги, кисели из ягод. Потчевали гостей вином и шампанским, хреновухой и медовухой. Также готовилась кутья.

Магические обряды

Праздник Меланка благоприятный для гаданий и обрядов. Молодые девушки совершают ритуалы на привлечение своей второй половинки, чтобы узнать суженого. Также используют магию, обращаются к высшим силам, чтобы узнать, что их ждет в будущем. Гадания совершаются с применением свечей, зеркал, колец, еловых веток.

Суеверия и предзнаменования

В канун Старого Нового года люди верили в такие приметы:

  1. Звездная ночь – к обильному урожаю плодово-ягодных культур.
  2. Много жирных блюд из свинины на столе – к плодовитости домашних животных, к миру в семье.
  3. Нельзя никому давать взаймы, это сулит долги в грядущем году и денежные разочарования.
  4. За праздничный стол нарядиться в светлые одежды, это привлечет удачу.
  5. Вкусную кутью полностью съедают, неудачную – выбрасывают в прорубь.

Этот праздник отмечали на широкую ногу. Великий пост завершен, люди разговелись, теперь можно кушать деликатесы, праздничные яства. Считается, что все загаданные в этот вечер желания обязательно сбудутся в грядущем году.

Украинцы привыкли отмечать Новый год дважды – 1 и 14 января. Но это не просто потому, что мы любим праздники. Даже не потому, что любим поесть и попеть. Некоторые не задумываются о древних обычаях, а празднуют Старый Новый год по привычке, потому что всегда так делали.

malanka

14 января – праздник Василия, издавна отмечается в Украине

У римлян день преподобной Мелании традиционно завершал год, а день святого Василия начинал новый. В народном воображении эти образы превратились в устойчивую пару, стала привязана к реальным историческим фигур (князя Владимира Великого и его матери Малуши). А в обрядовых текстах можно найти отголоски правовых норм и некоторых деталей быта Х века.

Этот день – праздник нового года по старому стилю, что сопровождается традиционными обрядами с переодеванием ряженых, щедривками и сеянием. А накануне Василия – праздник Маланки, один из самых веселых и колоритных.

malanka3

Вечер перед Новым годом называют «щедрым» и «богатым»

Пост уже прошел, и хозяйки готовят много вкусного – колбасы, вареники, блины. В этот вечер щедровали. За щедривки платили деньгами или продуктами.
Маскарад в вечер перед Василием сегодня стал просто развлечением. Наряду с традиционными персонажами – козой, бабушкой, дедом, медведем, цыганом – сегодня уже появляются и новые, современные. Однако в древности переодевание выполняло важные магические функции.
Такой задачей для ряженых было отгонять злых духов, приносить здоровье, обеспечивать урожай. Злые силы надо было напугать или обмануть. Для этого служили причудливые маски, калаталки, болтушки и тому подобное. Эти языческие мотивы и традиции свидетельствуют о древнем происхождении праздника.

photo1-vi (1)

В каждом регионе Украины этот день имеет свои особенности

Самое интересное, пожалуй, в Буковине. Праздник даже сегодня заканчивается купанием в реке. Ежегодно здесь проходят фестивали Маланок. В этом году он состоится уже в шестой раз. Это уникальный праздник, где представлены не только украинские традиции. В буковинскую яркую мозаику сложились румынские, молдавские, бессарабские.

Свидетелями захватывающего действа могут стать все жители Черновцов и гости города 15 января.

46942_3

Традиционно девушки маланкували преимущественно у окон, а ряженые просились в дом. Однако заходить можно было только с разрешения хозяев.

Якобы, Коза замерзала и начинала топать – проситься в дом, а когда заходила, пыталась боднуть присутствующих. Под конец песни она всегда «умирала». Это символизировало окончание плодородия и зимнюю «смерть» всего живого.

Однако важным был момент «оживления»: чтобы привести козу в чувства, ее надо было рассмешить, чем и занимались все присутствующие. Сперва пелись величальные песни в честь всех членов семьи, а потом песни о Маланке.

Девушка, переодетая в Маланку, при этом активно пританцовывала и имитировала руки, о которых шла речь в песне.

Случались даже настоящие соревнования групп меланкарей – чаще в полночь на перекрестках, мостах или кладках. Это были как коллективные, так и индивидуальные соревнования. Если каждая группа выдвигала своего представителя. Кстати, а соревнования чаще начинали медведи.

Все щедривки – радостные и оптимистичные, ведь важен не только сам текст, но и настроение, с которым его выполняешь. Ведь стоит самому верить в то, чего желаешь. Почему часто желают благополучия и богатства? Это обусловлено как самим характером занятий украинцев-земледельцев, так и тем, что Василий издавна считался покровителем земледелия и мог помочь с хорошим урожаем.

Вещие приметы в первый день нового года

  • Если ночь ясная – год будет счастливым; если день будет солнечным, то урожайным.

ContentImageHandler (2)

  • В некоторых регионах Украины в этот вечер хозяева «пугали» деревья, которые плохо плодоносят. Мужчина угрожал срубить его, если так будет продолжаться и дальше, а женщина после замешивания теста для новогоднего хлеба, обтирала руки о дерево и перевязывала его. А так как растения в эту ночь получали чудесную способность – говорить на человеческом языке – с ними можно было договориться.
  • Животные, кстати, также могли разговаривать на понятном людям языке и могли даже пожаловаться Богу на хозяев, если те плохо с ними обращались.
  • Обязательно побелить печь – еще одна традиция. Считалось, что накануне Нового года она танцует.

Утром 14 января мальчики ходят от дома к дому и колядуют. Они обязательно посещают родственников и крестных, желают им здоровья и благополучия. Посевают только мальчики, а зерно (чаще всего пшеницу) они насыпают в перчатку. При этом поздравления и пожелания адресованы как всей семье, так и каждому в отдельности – родителям, детям, дядям и тетям.

Сегодня далеко не все помнят о первоначальном ритуальном значении этих обрядов. Однако важно другое: украинцы не забывают об их существовании и делают все возможное, чтобы их поддерживать и распространять.

С Новым годом!

Оцените статью:

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник макха пуджа
  • Праздник макоши пятницы
  • Праздник макоши на руси
  • Праздник масленицы на селе
  • Праздник масленица язычество