Праздник мары богини

Мара известна под многими именами. Её кличут и Мораной, и Мареной. В польской мифологии эта богиня носит имя Моржаны, на словацком имя богини произносится

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

За окном метель лютует. Холод до костей пробирает, и несчастен тот, кто в час столь поздний не нашёл тёплый очаг. Зима не пощадит никого, кто в лапы ей попадётся, и старец, и молодец уснут сном беспробудным. Видать гневается в дворце своём хрустальном, Тёмная Мара, и гнев её всеми ветрами северными свистит в трещинах стен деревянных изб. Жмутся в темноте к своим матерям дети напуганные, словно спасти их это может. Мужчины точат ножи да топоры свои, и хмурятся. Страшно всем, ибо перед владычицей зимней не устоять никому, коль решила она кого извести со света белого. Молчат смертные только, да в душе всем богам молятся, чтобы они гнев Мары уняли и уберегли людей от холодов её. А Мара, знай сидит в дворце своём, что прозрачен как лёд, и усмехается думам своим тяжёлым. Не ведают смертные, что нынче метель и вьюга, что подруги неразлучные, по просторам гуляют без её ведома. Коль Морена (Мара) Богиня Для статьи1судьбой предписано кому сгинуть в снегах белых, даже воля её не спасёт бедолагу, ибо смерть неумолима в праве своём, как и жизнь. А люди её тёмной да злой кличут, а весной прогоняют, словно гостью незваную и чучело её сжигают. И ведь не ведают глупцы, что Мара покрывалом своим белым Матушку Землю, как дитя малое, кутает бережно до самой весны, чтобы не погибла она и всё что в ней произрастает. Не ведают многие, что вьюга — это колыбель Мары, чтобы спали леса и горы сном безмятежным. Не ведают люди, что смерть, которую они Маре в подруги вечные навязывают, это не конец, а начало, и весной вместо одного замёрзшего в лесу охотника, в деревне родится двое, а то и трое крепких мальчуганов. Не ведают, не любят и бранят попусту, и не видят, как плачет украдкой богиня. Только одна отрада у Мары-дети, что непохожими на других растут. Они видят и ведают сокрытое от остальных, улыбаются ей, стоит им только увидеть её сквозь пушистые еловые ветви. И дети эти растут ей на радость, любят они её и не страшатся, сами тянутся к ней душами своими. И кто из них вырастет великим воеводой, кто знахарем, а кто и ведуньей. И пути у всех детей таких, самой Марой благословлён, и не берёт таких ни одна хворь, и зима не холодит, потому что они любовью богини согреты. И кто любит её в ответ, тот не предан будет ею вовек.

Богиня Мара у славян.

Древние славяне Мару называли тёмной богиней. С чего бы это?! Давайте разберёмся по порядку. Начнём с родословной. Согласно первому убеждению, богиня Мара была дочерью бога Кощея. Существует второе утверждение, что Мара вместе Живой и Ладой, была богиней первого поколения Ясуней, рождённых от искр, высеченных Сварогом на камне Алатыре. По сути мощь и обязанности всех троих богинь равны друг-другу.
Временем Мары было принято считать зиму. В эту пору, Мара безраздельно властвовала нам миром Яви, и своими холодами сковывала Матушку Землю до самой весны. Поэтому немудрено, что богиню отождествляли с самой смертью. Ничего приятного согласитесь, но стоит вспомнить, что древним славянам несвойственно было разделять мир чётко на доброе и злое. Всё было в славянском представлении взаимосвязано. Зима воспринималась, как смерть, но за ней всегда следовала весна, то есть возрождение. Поэтому смерть в данном аспекте рассматривалась лишь, как очередная ступень в круговороте бытия. Поэтому считать богиню Мару исключительно негативным персонажем славянского пантеона богов, в корне неправильная позиция.

Образ богини Мары и этимология имени.

Богиня Мара известна под многими именами. Её кличут и Мораной, и Мареной. В польской мифологии эта богиня носит имя Моржаны, на словацком имя богини произносится приблизительно, как Мармуриена, а вот на чешском языке эту богиню нередко называют Смертка, правда без гласных букв что-то вроде «Smrtka» от слова смерть. Столько разных вариаций имени одной богини, сплошное разнообразие, но ведь очень интересно откуда взялся сам корень, из которого после выросло всё это поклонение этой богине?!
Морена (Мара) Богиня Для статьи2Платформой для образования имени богини приводится корень «Mǒr», которое кстати имеет праславянское происхождение. Родственными к данному корню выступают древнерусское «морь», украинское «мор», болгарское «морът» и так далее. Всё это в совокупности означает увядание, умерщвление, и отсюда понятным становится, почему именно имя богини, простите за каламбур, намертво связано с самой смертью. Изначальный корень претерпевает со временем частое чередование с корнем «merti», что значит у-мер-еть. Родственными словами со вторым корнем выступают слова «mãras», что на литовском значит «мор и чума», и «marakas», что с древнеиндийского значит «смерть». Если честно, то это не особо позитивная подборка, но что уж тут поделать, как есть.
Итак, имя богини Мары неразрывно связано со смертью, мором, чумой. От её имени происходят так же такие слова, как морок, марево, хмарно, морочить, марить, моросить, маракосить. В этих словах скрыто два главных смысловых направления, которые являются характерными для образа богини «морить», то есть истязать, мучить и «морочить», то есть вводить в заблуждение. Кстати, существует утверждение, что у богини в подчинении есть злобные маленькие духи — мары, которые в отличии от домовых, которые помогают по хозяйству, наоборот портят вещи, воруют и наводят полный бедлам в доме. Вот эти мары и выступают в роли наваждений, которые очень часто заставляют людей увидеть кошмары. Одним словом, морочат голову.
Так или иначе, наши предки представляли Мару, как богиню тёмную. В соответствии со своим божественным профилем, данная богиня представлялась древним славянам весьма в экзотичном образе: черноокая красавица, со смольными волосами, высокая и с удивительно бледной кожей. Веровали, что носила она платья лазурного цвета с белоснежным кружевом и росписью. Жила эта красавица в огромных, ледяных чертогах. Что-то очень Снежной Королевой повеяло, вам так не кажется?! Так вот, такой прекрасной богиня Мара, по мнению древних славян была осенью, так как зима только вступала в свои права и обретала полную мощь. С приближением весны, красавица Мара превращалась в ужасную и ворчливую старуху в лохмотьях, которая не хотела уступать своё место светлым богиням Ладе, Леле и Живе.

Праздник в честь богини Мары.

С приходом весны, силы богини Мары уходят на убыль, ибо грядёт время рождения и жизни, где нет места ни её приспешнице смерти, ни её холоду. Поэтому превратившуюся в безобразную старуху богиню Мару, древние славяне торжественно прогоняли, сжигая её чучело, что означало смену времени года. Обычно праздновался это праздник первого марта.
Кстати в простонародье прекрасную богиню называли одноглазой кикиморой. Конечно это не очень лестное прозвище, но скорее всего оно говорит, о том, что силы зимы иссякли, и ей пора покидать землю. Сохранилось поверье, что одноглазой по весне Мара стала из-за того, что её на своих вилах вздёрнул бог Ярило. Звучит, однако, это довольно двояко учитывая огненный темперамент солнечного бога. Кто знает, быть может в этой на первый взгляд, совершенно просто народной присказке, скрыто великое таинство смены времён года, как соитие зимнего холода и огненного солнца, рождает новую жизнь. Очищение льдом и пламенем, так сказать.
В день богини Мары, веровали древние славяне, что богиня проведёт их по Калинову мосту, что мир Явий и Навий соединяет, и между двух берегов бежит река Смородина. И переправа через этот мост, знаменовало переход от зимы к весне, от смерти к жизни.
Существовали и народные поверья в связи с праздником богини. Если в полдень выглядывало солнце, то значит весна будет ранней, а если в этот день была метель, то первая половина марта месяца не обещала потепления. Люди радовались обильному снегопаду, так как верили, что чем больше снега выпадет весной, тем больше урожай у них будет осенью. А если в весенний мороз потели окна, то это означало скорое
потепление.

С приходом православия на русскую землю, празднование в честь богини Мары, назвали Масленицой. Многие утверждают, что соломенное чучело, которое сжигали в день богини, было не олицетворением самой Мары, а лишь зимы, которая должна была забрать за собой всё самое плохое. Когда чучело сжигали, то пепел развевали над полями, садами и огородами. Верили, что от этого земля станет плодородной. А сама Мара Свароговна, удалялась в свои ледяные чертоги и предавалась сну, до следующей зимы.

Родословная богини Мары и её мужья.

Разобраться в хитросплетениях родственных связей славянских богов вообще кажется нереальным. Но всё же давайте попытаемся немного разгрести завалы из доводов и убеждений.
Итак, миф первый — Мара дочь Кощея бессмертного. Ну не страшно, подумаешь папа некромант и вообще очень тёмный тип, так и дочурка не лыком шита, вообще богиней смерти заделалась. Продолжает семейное дело, так сказать. А если учитывать, что Кощея отождествляют чаще с Чернобогом, то Мара у нас выходит по батюшке Чернобоговной.
Итак, миф второй — богиня Мара дочь Сварога и приходится любимой сестрой громовержцу Перуну. Ну во всяком случае, то что Мара относится к первому поколению Ясуней бесспорно. Да и Мара Свароговна, звучит как-то более солидно, нежели Мара Кощеевна.

Морена (Мара) Богиня Для статьи

Только тогда непонятным становится с какой это вдруг радости, дочь самого светлого бога, выбрала тёмную стезю для себя. Сомневаюсь, что её подначивал Дарт Вейдар перейти на тёмную сторону, ну да ладно. Кстати у этого мифа аж две вариации. В одной, Мара приходится дочерью не только Сварогу, но и Ладе. Согласно второму варианту, богиня Мара приходится сестрой Ладе, и была подобно ей, рождена от первых искр, которые от Алатыря камня полетели после ударов молота Сварожьего.
Итак, миф третий — Мару не рожал никто, ибо она тьма, а тьма вечная и из неё была рождена вселенная. Тут мы имеем дело с наседкой Золотого Яйца мироздания, из которого вышел Великий Род. Итого, Мара у нас матушка всего сущего и несущего, ибо она родила самого Рода. Задаём очень важный вопрос: какая связь тогда между богиней Марой и богом Вышенем, который вроде как первоисток всего. Тут либо Мара женская ипостась этого первобога, либо сама по себе существующая, без всякого начала и равная Вышеню богиня. В пользу этой теории некоторые приводят следующую трактовку имени богини. Мол Ма-Ра — это мать огня первозданного, то есть Ра. Судите сами.
Дальнейшее обсуждение выходит за грань земной орбиты, поэтому на этом мы, пожалуй, прервёмся и перейдём к личной жизни богини Мары. Тут у нас кандидатов на руку, сердце и всё остальные конечности и органы богини, предостаточно.
Первым кандидатом в мужья богине Маре приписывают небезызвестного Кощея. То ли инцестом попахивает, то ли тёмный владыка посватался к самому Сварогу. Одним словом, неважно. Есть даже легенда, как хитрая Мара одолела Кощея и сковала его заговорёнными цепями в Навьем мире. Согласно легенде, дело было так: похитил однажды Кощей Бессмертный трёх прекрасных царевн (ну видать скучно было ему в царстве своём тёмном). Так вот ринулись в тот же час спасать прекрасных дев три удалых молодца богатыря: Зорька, Вечорка и Полуночка. И вышел к ним на бой ужасный Горын, да брат его Кощей. Бились богатыри отважно, да только силы неравны были. И тогда решил вмешаться светлый Даждьбог и ринулся он в Ирийские сады, просить помощи у Мары, что ведуньей великой была. Обещал бог красавице богине любое желание исполнить, если поможет она врага окаянного одолеть. Смолчала в ответ Мара и пошла прочь от садов цветущих. Спустилась она в мир Яви да в лес дремучий вошла, к подруге своей сердечной — Ягине в гости. И не знал никто, что дружбу водили две богини-ведуньи. В доме Ягини был тайный ход в Навий мир, которым богиня Мара и воспользовалась. Спустилась она в мир подземный, и бойню остановила. Предложила она Кощею себя вместо заточённых царевен и богатырей изнеможённых. Согласился Кощей Бессмертный, слишком люба ему тёмная дочь Сварога оказалась. И вот ушли богатыри с царевнами прочь, а Мара говорит Кощею, что ведает она секрет смерти его, что в яйце спрятана. Взмолился Кощей, не рассказывать некому эту тайну, а Мара знай хитро очами своими щурится. Возьми тогда меня в жёны, сказала она Кощею, и решил тот, что царицы для царства своего ему лучше не сыскать. Принёс он две чары, до краёв полные вином, да только украдкой подсыпала Мара в вино хмельные травы. Выпил Кощей вино, заговорённое и замелел, а Мара в темницу его поволокла и сковала двенадцатью цепями.
Выбралась из Навьего мира Мара, и заставила Даждьбога женится на себе, да только не долго семейное счастье продлилось. Разбежались по разным углам боги. Существует утверждение будто бы, сначала Мара была женой Даждьбога, а после сбежала вместе с Кощеем в мир Нави. Одним слово всё сложно и запутано. В конечном итоге богиня Мара осталась одна, хотя находятся и те, кто приписывает ей отношения с самим Чернобогом. Так что, чёрт во всей этой истории, ногу уже сломал и до сих пор прихрамывает.
Богине Маре приписывают материнство сразу тринадцати уродливых дочерей и это: Ломея,Пухнея, Сухея, Глухея,Желтея, Огнея, Ледея,Трясея, Грынуша, Гнетея, Коркуша, Невея- Плясавица и Глядея. Выглядит, как выписка из медицинского справочника болезней. Якобы родила богинь своих «красавиц» от тайной связи с Змеем, видимо тут речь о Чернобоге, ибо слыл он, как Великий Змей.

Капища и требы для богини Мары.

Кто-то утверждает, что капищ богине Маре отдельно не строили, её помнили и просто боялись. Если хотели ей помолиться, то ставили на землю в просторном месте статую богини и совершали служение. Довольно скомканные данные для полного раскрытия самого вопроса, как раньше наши предки поклонялись этой богине. Зато на просторах всемирной сети можно найти довольно красочные описания того, как поклоняются богине Маре неоязычники сегодня. Заранее прошу прощения у чрезмерно впечатлительных читателей. Вы можете просто пропустить этот раздел.
Итак, основное описание берётся из книги, которая называется «Чёрной книгой Мары». Авторство этой книги принадлежит некоему волхву Велеславу, который, впрочем, не один корпел над этим трактатом, а в соавторстве с ещё шестью основателями нового направления. В основе книги лежит разделение родноверов на последователей Шуйного пути и пути Десницы. Путь Десницы — это путь правой и праведной руки, то есть следующие этому пути поклоняются светлым богам: Сварогу, Ладе, Живе и так далее. Шуйный путь — это путь левой руки (а мы все знаем, что левая рука та ещё блудница). Так вот, последователи этого самого лево-руко-блудного пути, поклоняются исключительно тёмным богам, таким как, Чернобог, Велес и Мара. В основном всё внимание получают именно эти два божества.
Последователей богини Мары теперь принято называть радарями Мары — это те, кто исполняют радения богине. Занимаются они в основном загробными делами, в смысле отпевают усопших у родноверов, ведь не доверят же столь важное дело православным священникам?! Так вот, если в древности похороны знаменовались десницей богини Кары и её сестры Жели, то сегодня видимо богиня Мара решила потеснить их.
Итак, поклонение любимой богине радари начинают со сношений, и не с кем-нибудь, а с самой богиней (как они это проделывают вообще тайна за семью печатями, не спрашивайте автора, он и сам недоумевает). До ритуального сношения следует очиститься. Нужно воздерживаться от еды в течении суток, советуется избегать душ и элементарные нормы гигиены в течении хотя бы трёх дней. И видимо последователи этого новоявленного культа решили, что их богиня фетиширует от нечёсаных волос, так что расчёсывать волосы тоже не стоит в течение трёх дней, если вы всё же надеетесь сойтись с богиней. Кстати в данной книге, указывается, что последователь может взять с собой женщину, которая согласится пройти путь очищения (ага, непричёсанная, не мытая и голодная женщина вообще горячая штучка) и может совокупиться с ней. Тогда женщина эта становится подобно богине Маре. В книге так же присутствуют детальные описания, какая поза для чего предназначена. Всё просто, как сама табуретка, ибо это вам не Камасутра.
Не знаю, как вам мои дорогие читатели представляется сей процесс поклонения богине, но все эти лишённые всякой цензуры описания вызывают в авторе данной статьи, желание вспомнить, что же было съедено им на обед в течении всей прошлой недели.

Символика богини Мары.

Первым и самым важным атрибутом богини смерти Мары является серп. Срезает она этим серпом нити человеческих жизней, словно траву в поле косит. Урожай свой смертный собирает. Кстати именно в связи с подобным описанием жатвы богини, не раз упоминалось, что Мара, любила прогуливаться по полям сражений и забирать души самых отважных воинов. Верили, что Мара сама по золотому мосту такие души провожала. Насколько это соответствует правде неизвестно, ведь вестницами смерти у славян в древности выступали Желя и Кара. Кстати проводят параллель между Марой и римским богом войны Марсом, который первоначально имел аграрные функции. Мара — богиня войны?! Звучит заманчиво, однако прямых подтверждений этому нет, впрочем, как и опровергающих доказательств.
Так же символом богини Мары называют разбитые черепа, чёрного лебедя или ворона. Не позитивный нынче набор, ну да что поделать, тёмная богиня на то и тёмная, чтобы мрачностью пугать.

Символом богини Мары так же выступает знак волны, который говорит о том, что стихия воды подвластна этой богине. Принято считать, что владения богини Мары находились за чёрными водами реки Смородины (кстати С-мор-одина, само название реки заставляет задуматься о его родстве с именем богини). Так вот, волнисто образная линия это и есть символ царства богини Мары. Этот знак так же называют водами Мары и это так же символ застывшей воды, льда, если хотите.
Знаком богини Мары так же называют знак Зимы. Его ещё называют Мара-Вий, и представляет он собой два треугольника, которые вершинами стремятся к друг-другу. Этот знак считался крайне негативным, так как несёт в себе погибель для всего.
Существует так же оберег богини Мары. Он весьма своеобразен с виду и в его основе лежит крест. Каждое ответвление креста — это две соединившиеся дуги. Это говорит о двух началах, у которых один конец и это символ равновесия, которое соблюдает богиня Мара. Данный оберег призван защищать человека от воздействия посторонних, негативных факторов и помогать в сохранении внутреннего баланса.

Вот уже который год в нашем магазине проходит распродажа под названием «Марьина Седьмица». И многие думают, что название мы взяли «с потолка», дабы оно походило на «Чёрную Пятницу».

Мы признаёмся, они отчасти правы — наша первая распродажа тоже называлась «Чёрная Пятница», но такое название не понравилось покупателям. Мы поняли и приняли это, и быстро нашли другое, более родное и верное.

Ведь именно в последних числах ноября (обычно — 21 ноября) и проходит настоящий праздник для Мары. И каждый год в честь данного праздника мы устраиваем невиданную распродажу, имея на то обрядовые причины. Иронично, но другие магазины, по сути, также присоединяются к празднованию, не ведая этого.

Не тот день

Так, скажете вы, а как же 1 марта? Ведь на других сайтах пишут про 1 марта! Ребята, вы серьёзно называете днём богини тот день, когда её прогоняют со своих владений? Да это самый плохой день в её календаре! 1 марта — это Навий День. Только отдельные колдуны и ведуны, а также люди, имеющие в своей божнице кумиры Мары по тем или иным причинам, провожают её, ласково просят уйти быстрее, дабы она уступила место весне и теплу. А большая часть люда настроена в этот день к богине достаточно враждебно. Мы не виним их за это, мы просто объясняем, почему 1 марта — это Навий День, но не День Мары.

Логично, что праздником для Мары является, наоборот, день, когда она воцаряется над миром. Мара-девица, Мара-юница или Мара Осенняя — так называли в разных местах время года, когда устанавливается снежный покров, начинаются первые заморозки и вьюги. Мара набирает силу, открываются врата в Навь, начинаются зимние чудеса.

В различных славянских племенах из-за вполне логичных отличий в климатических условиях и даты отличались. Разброс состоял от 7 до 25 ноября. Но наиболее часто упоминаемая в источниках дата — 21 ноября. Это косвенно доказывает тот факт, что после насильственной христианизации праздничного календаря славян этот день стал «Введением во храм Пресвятой Богородицы». Заметим, что Богородица — это Мария. А введение во храм — есть вступление в должность, так сказать. Параллели очевидны.

Первый и единственный настоящий праздник Мары — Мара Осенняя

В эти дни люди обращались к богине с многочисленными требами и проводили обряды в её честь. Просили тёплой зимы, защиты для скота и съестных припасов, просто жизни (ведь Мара, как-никак, и богиня Смерти). Гадали на зиму. Неспроста именно с 21 ноября связано множество народных примет.

Но основной смысл праздника был не только в приходе Морены-зимы, но и в начале общения с Навьим миром. Как известно, Мара является проводницей в мир Нави, и в её время граница наших миров становится наиболее тонкой. Другой известный факт состоит в том, что большинство Навьих существ нейтрально или даже доброжелательно настроено к людям, особенно если их задабривать.

Поэтому в дни Мары изготавливали или приобретали различные обереги от «злой» нечисти и атрибуты для общения с «доброй». Также обращались к светлым богам за помощью, устанавливая в домах кумиры. Ну и, наконец, это был последний день заготовок вообще для любых вещей — люди успевали находить всё, что могло пригодиться долгой зимой.

Теперь вы понимаете, почему наша распродажа «Марьина Седьмица» — главная в году?

Что делать на Мару Осеннюю

В целом, то же, что и написано здесь ранее. Но чтобы было проще, разделим наших читателей по группам.

  • 1. Вы чтите (славите) Мару. В таком случае обычно проводят обычный приветственный обряд, приносят простые требы кумиру. Покажите Маре, что вы ждали её, но хотели попросить бы то-то и то-то (например, отсутствие заморозков, дабы не потерять озимые культуры, и т.п.).
  • 2. Вы хотите общаться (или лучше общаться) с существами Навьего мира. Сразу отметим, что Домовой, например — тоже есть навий дух. Тогда в дополнение к кумиру Мары (а он тоже необходим), лучше иметь в божнице или рядом с ней кумиры (или фигурки, сойдут даже изображения) нужных вам существ. Далее суть повторяется — приветствие, выражение учтения, задабривание, просьбы.
  • 3. Вы, наоборот, хотите защититься от Навьего мира или даже самой Мары. От последнего мы бы сразу предостерегли. Не зря в славянской культуре издавна так — чем ты больше кого-то боишься, тем больше должен проявлять к нему уважения. Поэтому мы бы тут снова посоветовали установить кумир Мары. Но вы можете схитрить, противопоставив Маре кого-то их богов, не враждебных ей, но могущих дать защиту. Самый главный из таких богов — конечно, Велес. Он поможет и скотоводам, и земледельцам, и торговцам. Следующий беспроигрышный вариант (для семейных людей) — Лада и Сварог. Ведь они, как-никак, родители Мары-Морены. Существуют и другие вариации, но направление мы задали.
  • 4. Для вас и праздник Мары Осенней, и открытие врат в Навь не являются важными событиями. Тогда готовьтесь к Маре Зимней — закупайте теплые вещи, продукты, соль и спички :)

Второй настоящий день Мары — Мара Зимняя. Но это — не праздник!

Мара Зимняя — это время расцвета Мары, которое, по мнению славян, выражается не только в наиболее лютых морозах и затяжных метелях, но и в приходе мора для скота и различных болезней («Трясовиц») людям. Чаще всего дату называют конкретно — 13 января. Но этот день не принято считать праздником. Мару, как мы уже неоднократно указывали, обычный люд всегда боялся. А в этот день — особенно. Делали заговоры, наносили обережные и запечатывающие знаки на дом, строения, посуду. Если дома стоял кумир Мары — делали хорошие подношения. Если кумира не было — обращались к Домовому, дабы помог избавиться от других проявлений Нави (тех же Трясовиц), замолвил словечко перед царицей-Марой. На ночь в этих целях оставляли на столе различные съестные припасы.

Что делать на Мару Зимнюю, если для вас это — праздник

Но не для всех Мара Зимняя — это повод запечатать дом и ждать нового дня. И не обязательно для этого называть себя тёмным магом и совершать какие-либо зловещие обряды. Думается, эти люди и без нас знают, что им надо делать. Остановимся на других наших читателях, снова разделив их по группам.

  • 1. Если вы относите себя к светлым (или «серым»), но хотите использовать этот день для общения с Навью. Тогда вам стоит почитать соответствующую литературу по обрядам. Кратко, из-за минимальной границы между Явью и Навью, возможен вызов многих существ, общение с ними, получение потаённых знаний в результате. Но будьте осторожны! Немало обитателей Нави враждебно к людям, а многие будут стремиться перехитрить вас, либо не дав ничего взамен, либо дав меньшее.
  • 2. Если вы хотите получить какую-либо помощь лично от Мары. Помните — Мара на пике могущества. Это означает и то, что дары для неё должны быть соответствующими. Очень важно также показать, что вы уважаете Мару, но не боитесь пройти преграды ради своей цели. Например, она может наслать на вас холод и стужу, которые вы должны стоически перенести.

Надеюсь, мы внесли ясность в путаницу вокруг дня Мары и помогли вам ценными советами. И помните — Мара не зла к людям, она справедлива!

Древние славяне считали период с 21 по 25 ноября переломным. Резко портилась погода, дули холодные ветра, дожди сменялись снегами и наступало время Мары – богини зимы, ночи и смерти.

Славянская богиня Мара

Мара – супруга Чернобога, хозяина мира Нави, повелителя Тьмы, бога зла и несчастий. Дети Чернобога и Мары – Морока, Мора, Черная Помочь, Кикимора, Лихоманки и другие демоны и демоницы. Мара – Морена, Марена – грозная Владычица Нави, Жнея Последних Времен, Богиня забвения и разрушения. Символы темной богини – Черная Луна, разбитые черепа и заточенный Серп с помощью которого она обрезает жизненные нити. Владения Марены находятся за Смородиной-рекой на границе Яви и Нави. Калинов мост перекинутый через реку охраняется Трехголовым Змеем.

Мудрые предки считали что после того как Мара обрезает колосья Живы человек не погибает окончательно, а совершает переход к Иной Жизни. Также как и после Зимы сковывающей льдами реки и озера непременно наступает Весна возрождающая все живое на Земле. В весенних обрядах славян используется «Морена» – чучело из соломы воплощающее смерть и зиму, которое торжественно сжигается во время празднования Весеннего Равноденствия.

Два лика Мокоши: Жива и Мара

Мокошь – Великая Небесная Пряха, вместе со своими дочерьми Долей и Недолей плетущая судьбы людей и богов. Считается женской ипостасью Велеса – древнего бога трех миров свободно перемещающегося между Явью, Навью и Правью. Светлым Ликом Матери Мокоши является Жива – богиня плодородия, Любви и Лета. Она символизирует жизненные силы и способность восстанавливаться после неурядиц и испытаний. В пантеоне западных славян Жива выполняет роль главного женского божества. Она умеет воскрешать не только замершую на время зимы Природу, но и чувства людей.

Темным Ликом Мокоши является Мара. Имя богини происходит из индоевропейского языка где корень mar/mor связан со смертью (мором). Она воплощает зимнее дыхание Велеса – Мороз (также происходит от корня mor). Мара – владычица ночных кошмаров. В английском языке слово nightmare (кошмар)состоит из двух частей: night– ночь и mare. Мара соотносится с польской Маржаной (Marzanna)– злым духом насылающим всяческие несчастья и Церерой – древнеримской хтонической богиней подземного мира превращающей людей в безумцев.

Как чествовали Мару Осеннюю

У славян не было отрицательного отношения к Темным богам, поскольку они чтили все Силы в совокупности. Высшая Мара олицетворяет Великую Тьму из которой появилась жизнь во всей Вселенной. Об этом говорит ее имя состоящее из двух частей: «Ма» — Мать и «Ра» — свет изначальный. Святилища Мары воздвигались в гиблой местности – неподалеку от болот или в увядающих лесах. Несведущему человеку опасно было приближаться к святилищу, так как он мог заблудиться и не найти обратной дороги. Возле изображения богини сделанного из соломы или дерева устанавливали место для подношений на которое водружались дары для задабривания Морены.

Fri, 07 Oct 2022 16:30:52 +0300



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

В древнеславянских традициях наряду с богиней рождения Живой, поклонялись ее темному лику — богине Марене. Это языческое божество символизировало смерть и холод. И правда, в конце ноября на территории России начинаются холода, землю покрывает снег и начинаются заморозки, обрекая все растения на гибель. Но язычники не считали смерть трагедий, а относились к ней как к естественному явлению. Кто такая богиня Марена, что нельзя делать 25 ноября, специально для 5-tv.ru рассказала медиум и ведический астролог Анна Гехман.

Кто такая Марена?

В языческой культуре древних славян Марена считалась богиней зимы, увядания и смерти. Иногда ее называли Бабой-Ягой, так как она была женой бога тьмы — Кощея. Впервые о божестве было упомянуто в новгородских берестяных грамотах XII века. В них говорилось, что Марена была защитницей русской земли, которая насылала стужу на врагов, защищая владения и народ.

Фото: ТАСС / Юрий Смитюк

Марена считается одной из трех сестер бога-громовержца Перуна. Как было упомянуто ранее, ей поклонялись наряду с ее сестрами богинями Живой и Лелей, которая символизировала весну и плодородие. Но Марена не несла смерть в ее прямом смысле. Ее господство на Земле не приносило страдание, а наоборот, давало ей время на отдых перед урожайными сезонами. Древние славяне верили, если бы Марена не приходила, то земля бы утратила свое плодородие.

Богиню смерти изображали в виде высокой и стройной женщины, либо в облике старухи с длинными спутанными волосами.

Как праздновали День Марены древние славяне?

С 25 ноября и до начала весны Марена начинала царствовать на Земле. По масштабам празднования День Марены не уступал дню ее сестры Живы. В ритуалах должна была участвовать вся деревня. К капищу богини приносили разные дары, а после этого люди отправлялись на болота, чтобы совершить обрядовые действия.

Анна Гехман
Медиум, ведический астролог

— Особенность данного ритуала заключается в том, что он проходил в абсолютной тишине. Никто не должен был произносить никаких слов.

На болота славяне относили тлеющие факелы и тушили их в трясине. Такой ритуал символизировал готовность спокойно умереть от старости или принять неожиданную смерть. По возвращению домой люди накрывали стол, где кроме привычной еды должны были присутствовать продукты, символизирующие День Марены. Славяне подавали на стол несколько сортов мяса, всевозможные корнеплоды, оладьи и наливали кисель.

Что нельзя делать в День Марены?

25 ноября строго запрещалось заниматься сексом, рассказала ведический астролог. Считалось, что от физической близости в День Марены дети родятся либо больными, либо умрут в младенчестве. Женщинам следует воздержаться от уборки дома, шитья, стирки одежды и выпекания хлеба. Также древние славянки не мололи муку в этот день.

Анна Гехман
Медиум, ведический астролог

— Чихнуть на праздник в честь Марены было не очень хорошим знаком. Это означало, что скоро человек очень тяжело заболеет.

Мужчинам запрещается бриться и заниматься любой ремесленной работой. Деревенским жителям мужского пола нельзя собирать яйца и стричь овец 25 ноября. Надоенное молоко лучше вылить или скормить домашней скотине, советует ведический астролог.

Народные приметы в День Марены

В праздник богини смерти есть свои народные приметы касающиеся как погоды, так и будущего людей.

  • Если к 25 ноября не выпадет снег, а с деревьев полностью не опадут листья — это знак короткой и теплой зимы;
  • Древние славяне верили, что растопленный снег в этот день обладает чудодейственной силой;
  • Сны в День Марены — вещие;
  • Дети, которые родятся 25 ноября, должны связать свою жизнь с целительством и высшими силами.

Приход Зимы. День Богини Мары.


Наши предки, не имея возможности получать «научные» прогнозы погоды от синоптиков, освоили искусство предугадывать грядущие погодные перемены по целой системе различных примет, которые учитывали и поведение животных, и цвет неба, и древние поверья.
21 ноября считался днем Мары-Марены — Зимней Владычицы, Ночи Хозяюшки.
Ноябрь — месяц особенный: по календарным датам еще осень, а по погоде — самая настоящая зима (ведь по-хорошему снег выпадал еще в начале октября, а не как теперь) — и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима. Недавно только прошел костюмированный праздник «Велесова Ночь», которая органично «наложилась» на кельтский Самайн, символизирующий возвращение зимы — времени, когда темные, враждебные человеку силы вновь получают власть над миром, заставляя людей жаться к теплым огням очагов, отпугивая гостей из мрака веселым смехом и громкими разговорами.

У славян таким переломным днем было 21 ноября, который почитался днем Мары-Марены (она же Морана, Морена, Маржана, Маржёна и т.д.). Считалось, что в этот день всегда стоит отвратительная погода — дождь, снег, ветер.

Мара заведует Навью (загробным или подземным миром), где правит вместе с Чернобогом (Кощеем). По поверьям, скитается в снегах и иногда навещает Явь.
Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света (Ярило, Жива), чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре, который сейчас мы можем видеть на Масленицу.
Имя Мары дало начало таким словам, как: мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть и др.
Вероятно, в древности эту богиню называли двойным именем Мара-Марена; существовало предположение, что это вообще два разных, но родственных Божества, однако сейчас многие исследователи славянской культуры уверены, что Мара и Марена — это имена одной Богини.

Символами Богини Марены являются: Чёрная Луна, череп, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Считается, что Марена способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала Богиня подземного мира. Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной, чтобы достичь их, нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь (мир живых и мёртвых).

МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ: В честь Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем.

ПОДНОШЕНИЯ И ТРЕБЫ:
в дар Богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.

СПОСОБНОСТИ: Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у Богов. С другой стороны, она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Говорят, именно так она и продлевала, долгую жизнь своему сыну Богумиру, посылая ему змея с молодильными яблоками и живой водой.
Как и большинство Богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Большую часть времени Мара обитает в Нави, но, в отличие от Чернобога, она не является пленницей этого мира, и может свободно пересекать границу – реку Смородину, хотя чаще предпочитает отправлять своих посланниц. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно Богиня сильна именно в Нави.

Легенды гласят, что у мира Мары есть два входа — один — через Калинов мост, а другие ворота — в горах великан Святогор стережет.

Обличье Мары и ее ипостаси.
Изображают славянскую Богиню смерти Марену по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье, вышитом драгоценностями. Это может быть величественная королева в белом одеянии (Снежная королева). Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и приносит с собой зиму, она ещё молода и полна сил, а вот на Масленицу Мара уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодой Живе, которая приводит в мир весну. В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает, по прошествии времени, душу в Навь, поэтому кумир (идол) Маре ставили возле поминальных курганов и на капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам.
Воплощений (ипостасей) у этой мрачной Богини тоже было несколько — к примеру, Моровая дева, Мара, и прочие темные женские Божества, олицетворявшие болезни, наваждения и гибель.

Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй Богиней. С одной стороны, она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь. Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.
Однако в русских народных сказках Марена превратилась в прекрасную Марью Моревну, пленницу Кащея, которую богатырь-герой должен украсть и привезти людям.

Ведь Марена, подобно многим Божествам, была всего лишь темной стороной Великой Матери, к которой восходят все женские Божества в верованиях наших предков. И если зимой Марья Моревна была холодной и злой смертью, то весной она же, возобновляя жизненный цикл, являлась в своей второй ипостаси — богини весны и молодости, красивой юной девушки, несущей свет и любовь. И все сказки и кончались победой царевича над силами тьмы и его свадьбой с прекрасной Марьей Моревной.

Богиня Мара в культуре народов мира.

Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мармор», связанное со смертью (мором).
Древне-кельтские мифы повествуют о богине войны Морриган (ирландское — Морригу), появляющейся на полях битв и предвещавшей смерть. Чаще всего она принимала облик вороны; именно в таком виде она уселась на плечо героя Кухулина, когда тот погиб в бою против армии королевы Медб (королевы Коннахта, яростной женщины-воительницы).

В цикле легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола важное место занимает образ Морганы ле Фэй, сводной сестры Артура. Во всех британских вариантах мифов о легендарных рыцарях она представлена заклятым врагом Артура, часто виновницей его гибели. Однако после кровавой битвы под Солсбери, стоившей жизни большинству рыцарей Круглого Стола, когда король и его мятежный племянник Мордред поразили друг друга, Моргана была одной из трех женщин, которые на черном корабле увезли смертельно раненного Артура в Аваллон (ее спутницами были королева Северных Штормов и королева Потерянных Земель). Некоторые варианты мифов гласят, что Моргана ле Фэй (держащая в руке яблоневую ветвь — символ изобилия) является владычецей Аваллона («Яблоневого Острова» – остров Буян).

Богиня Мара в мифологии.
Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами. Она была воплощением льда и достоинства.
Все её наряды были в виде платья лазурного цвета, украшенные белыми кружевами. Как гласят легенды, жила Морена в большом дворце, который был сделан из чистого небесного льда, и в подчинении она имела всех духов воды и холода. Считается, что Мара – темная богиня, так как ей была подвластна сама смерть.

Помимо этого, она также водила дружбу с женой Велеса – Ягой (воплощение Макоши). Их дружба была не совсем обычной. Мара отдавала Яге человеческие души, а Яга в ответ разрешала Маре спуститься в Навий мир, в который вход был строго запрещен как людям, так и Богам. Вместе с Ягой Мара часто практиковала чародейство, и они также учились управлять стихиями и различными энергиями.
Мара и Даждьбог.
Марена вначале была женой Даждьбога, сына Перуна и русалки Рось, но впоследствии стала известна под именем Василисы Прекрасной, жены Кощея (аналога бога-трикстера Локки в ирландских и скандинавских мифах). А женой Даждьбога стала Жива.
Именно Даждьбог чаще всего ассоциируется в сказках как Иванушка Царевич.
Первая жена Даждьбога Майя Златогорка после смерти ушла в Навь, где дух ее слился с духом богини Смерти – Мары-Марены, после чего, видимо и приглянулся Марене Даждьбог. Тогда Марена приворожила Даждьбога и в его сердце поселилась любовная тоска.
В то время к Марене сватался Кащей, но Даждьбог так распалился страстью, что решил отбить у соперника прелестницу. Однако Марена не собиралась становиться женой Даждьбога. Замуж она хотела только за Кащея, ибо он был знатного рода — шутка ли, сын Вия и Матери Сырой Земли, внук самого Черного Змея. А Даждьбог всего-то сын русалки.
Когда Даждьбог стал слишком уж ее донимать, она предложила ему выпить заговоренный мед. Только Даждьбог его выпил, у него на голове заветвились рога — и Даждьбог обратился в Златорогого Оленя (об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса).
Вновь обратила Марена Златорогого Оленя в Дажьбога только после того, как Перун пригрозил испепелить ее молнией. Не смогла устоять перед влюбленным Даждьбогом Марена и вышла за него замуж. Но после свадьбы Марену похитил у Даждьбога оскорбленный соперник Кащей. Даждьбог пустился в погоню за похитителем, но Марена и Кащей всякий раз обманывали его — сбрасывали в Пекло, обращали в Камень.

Богиня Мара и Кащей.
Мара богиня славян часто была связана так или иначе с владыкой нижнего Нави – Кащеем. По одной из версий она была его дочерью, а по другой версии его женой. Славянская богиня была обольстительной и обладала весьма хитрим и острым умом. Ей удалось буквально напроситься Кащею в жены. Как у неё это получилось? Все оказалось довольно неожиданно. Марена пообещала Кащею, если тот возьмет её в жены, жизни трех Небесных Дев, а также жизни трех Ирийских богатырей. Но Кащей так и не получил эти жизни, так как Мара после замужества сковала его своими чародейскими цепями в казематах кащейского дворца.
После этого хитрая Богиня снова не раз пыталась повторить свою попытку еще раз выйти замуж за Бога Дажьбога. После нескольких её попыток ей все же удалось получить заветное семейное счастье, но продлилось оно недолго. Даждьбог ушел от Морены, и она осталась одна со своей силой наедине. Несмотря на неудачные отношения, Мара не потеряла себя, и продолжала выполнять свои функции: летом она посылала людям урожай, а зимой давала волю своим чувствам и лютовала.
В славянских мифах и легендах часто встречаются персонажи, носящие такие имена, как Мара, Маря, Маруха, Мора (и близкое к нему Кикимора), Марена, Морена, Марана, Маржана, Маржена и т.п., связанные (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с олицетворениями смерти, а также с сезонными ритуалами умирания (а затем восресения) природы.

В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело — воплощение смерти и зимы, которое топили (разрывали, сжигали), что призвано было обеспечить хороший урожай. В русских деревнях в Купальскую ночь сжигали на костре чучело Мары-Марены [это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна)]. Есть также и версия, что имя Мары в купальских обрядовых песнях впоследствии было частично вытеснено именем Марьи (Марии)…

В день Богини Мары можно ставить особо сильные защиты например
Обряд «Волки Мары».

С ув. Алексей Скидан (Волхв Велемудр) и Оксана Башлакова-Скидан (Волхвиня Велезара).
Материал взят из Книги «Сказки Богини Мары» и сети интернет.

Языческая культура полна датами посвященными почитанию Богов Навьего (нижнего) мира и духов усопших родичей. На 1 марта выпадает последнее почитания богини смерти перед началом пробуждения природы, день Мары Морены.

Навьи духи, кто это?

навьи духи

Души умерших в день Мары могут ходить среди людей.

В древности навьими духами окрестили души умерших людей, ушедших в царство мертвых (навье). Считалось что 1 марта забытые души усопших, не получившие упокоения могла ожить, и надев личины людей, ходить среди живых. Оживают мертвецы чтобы справить святки.

1 марта принято надевать личины, как и на святки.

Культ поминания умерших есть и в современной религии. Считается что принося требы и вспоминая добрым словом мы, живые, помогаем ушедшим в загробный мир.

В день Мары можно обращаться к богам чтобы дали они лучшую долю умершим родичам. В этот же день и души родиче могут общаться с живыми через сны. Ведь умершие родственники могут помогать живым, делиться информацией, давать совет. Именно в навий день можно к ним обратиться с вопросом.

Что такое треба

треба в день поминовения

Треба усопшим: хлеб, пироги, блины, каша, мед, орехи.

Треба это обряд проводимый по просьбе или настоянию верующих. В церковном понимании это может быть панихида, отпевание, венчание, крестины и др.

В славянской культуре требой называли обряд с подношением, проводимый по определенному канону. 1 марта приносили требы Маре и усопшим. Это были продукты питания: кутья, блины, крашенные яйца, варенье, мед и предметы обихода, сделанные своими руками.

Оставляли требу у места захоронения усопших либо опускали в воду. Считалось что по воде пища попадет в мир нави.

Мара

Славяне почитали Мару Морену, хоть и побаивались. Богиня зимней стужи и смерти обрезает нить жизни и переводит через речку Смородину по калинову мосту, что охраняет трехглавый дракон. Мара является женой Кащея, сестрой Живы и Лели. Смерть не воспринималась как зло, считалось что на место старому. Изжившему себя приходит новое. Как сменяются природные циклы где за постепенным увяданием приходит возрождение, так и люди, умерев на земле, рождались вновь. 1 марта день Мары Морены и поминовения усопших – 4

Смерть — это шанс на перерождение. Души умерших людей позже воплощаются в реальность через новую жизнь.

Кроме того Мара обладает огромной магической силой и многому научила людей, в том числе ворожбе да целительству. Не любит она лукавства да лжи. Гниль человеческих душ насквозь видит и насылает на таких людей неприятности да хвори через свою свиту нечисти.

По вере славян богиня смерти также являлась богиней справедливости.

Язычники почитали Мару, ведь всем в итоге суждено с ней встретиться. Живущих праведной жизнью богиня смерти провожала через калинов мост. Без ее помощи очень сложно перейти душе умершего в царство нави.

День Мары

День Морены празднуется 1 марта. Это последняя дата посвященная темным богам. В этот день не время вспоминать весну, навий день предназначен богини смерти. Именно с этим связаны все обряды. Лучшее, что можно сделать сегодня — вспомнить ушедших родных.

В день Мары принято ходить на могилки, поминать усопших, приводить в порядок место захоронения.

богиня смерти

Последний день Мары — навий день

В древности в этот день проводили обряды дающие силу богу весеннего солнца Ярило. Считалось что в день осеннего равноденствия Мара одерживает победу над Ярило, а весной он возвращается вновь и возвращает тепло.

Западные славяне в этот день делали соломенное чучело, символизирующее зиму. Символ зимы подлежал сожжению, захоронению в земле либо потоплению. Этот ритуал был не только символом окончания лютой стужи, но и являлся знаком начала нового, плодородного года.

Следующий день поминания предков после навьего дня —  радоница (радуница).

Приметы на 1 марта

1 марта день Мары Морены и поминовения усопших – 7

Гадание по оконным узорам на 1 марта. Если «листья» стремятся вверх, будут еще морозы.

Пожилые люди помнят много премет на славянские праздники. По погоде на 1 марта также можно предсказать урожайность и погоду на весну.

  • Если 1 марта метель весь день — ближайшие 2 недели выдадутся вьюжными;

  • в полдень в небе яркое солнце — ждите раннюю да бурную весну;

  • поля заснежены — ждите хороший урожай хлебов;

  • если на улице мороз, но рамы окон запотели — весна будет медленно, но верно набирать силу. Потепление придет постепенно, но не уступит больше место морозам;

  • морозные узоры направленны вверх — будут еще морозы. При рисунке стремящемся вниз, будет оттепель. Посмотреть данную примету сегодня может не каждый. Пластиковые окна уже не показывают узора, однако жители деревень еще могут видеть замерзшие окна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник масок у коряков
  • Праздник маркет balloon samson
  • Праздник масляных лампад
  • Праздник марины пимены
  • Праздник марийский край