Праздник масленица кулачные бои

Сейчас масленичная неделя, и мы хотим рассказать о главном мужском развлечении Масленицы — кулачных боях

Как известно, сейчас идет масленичная неделя, которая подразумевает массу разных веселых традиций. Если большинство из них понятны и доступны даже детям, то другие со временем ушли на задний план. Сегодня по просьбе FURFUR автор журнала Interes Олег Уппит вспоминает главное мужское развлечение на Масленицу — кулачные бои. 

Традиционный русский кулачный бой

Дрались, понятное дело, все, всегда и везде. По тем или иным причинам. Так или иначе. Восточные боевые искусства становились частью «пути самосовершенствования», индейцы Центральной Америки устраивали ритуальные поединки, а греки придумали Олимпийские игры — посвященные богам, но служившие и отличным развлечением для множества зрителей, собиравшихся раз в четыре года в городке Олимпия. Наши предки от других не отставали.

«Правила маркиза Квинсберри», появившиеся в 1865 году и регламентировавшие поведение боксеров, очень схожи с органично резвившимися на Руси правилами кулачного боя, сформировавшимися двумя-тремя веками ранее.

По-английски бытовавший на Руси кулачный бой недаром называется Russian fist fight — это действительно базовое местное «боевое искусство». По уровню сложности кулачный бой стоит на одной планке с другими народными мордобойными дисциплинами, не перегруженными излишней тонкостью техник. Находясь где-то посередине между французским саватом и ирландским боксом, он, тем не менее, незаслуженно находится на периферии внимания людей, интересующихся техниками боя и самозащиты. Может быть, виной тому — разрыв традиции, возможно — тренды, выведшие на первый план сначала восточные дисциплины, затем капоэйру, а теперь — английский бокс.

История русских кулачных боев

Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» — в общем, критикует.

Читая это, следует понимать, что, уходя своими корнями к дохристианской культурной традиции, кулачные бои и не могли бы ожидать иного отношения от православного летописца.

О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы не знаем и не можем знать по этим же причинам. Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств — стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 1.

1. Праздник Троицы вблизи Царёва городища, 1900. 2. Михаил Песков «Кулачный бой
при Иване IV». 3. Бои «Стенка на стенку». 4. Современные кулачные бои.

Так, например, Назимов в своих воспоминаниях рассказывает: «Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более что многие значительные в городе люди, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10–15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30–40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек».

А Лебедев статье для журнала «Русская старина» пишет: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный — единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, — в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище.

О кулачных боях очень мало сведений, и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”».

Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр — там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге — на льду Невы и Фонтанки.

 

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 2.

«Кулачный бой»

В. Васнецов

Бои сопровождались гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства (например, граф Орлов был «большим охотником до кулачного бою»), могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.

 

Больше всего боев происходило в масленичную неделю —
перед постом люди стремились
не только напиться-наесться,
но и, насколько возможно,
дать волю кулакам.

 

Конечно, регулярно случались и спонтанные стычки, когда что-то не могли поделить две улицы или две берега реки. Ну, или давно уже не могли поделить, но лишь периодически вспоминали об этом.


Три основных категории боя

1САМ НА САМ

Частные поединки один на один, по своей форме близкие к традиционному английскому боксу, но более безопасные. Было необходимо соблюдение правил, не позволявших участникам поединка скатываться в беспорядочную свалку и ограничивавших их в применении нечестных приемов и опасных ударов и захватов. В поединке должен быть победитель, но и побежденный должен остаться достаточно функциональным для того, чтобы жить дальше. Хотя так бывало не всегда, все зависело от ситуации — например, купец Калашников, про которого писал Лермонтов, отделал своего оппонента до смерти. Впрочем, у него и не было другого выхода, а победа того стоила.

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 3.

Иллюстрация к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

Из «сам на сам» следует выделить поединок «удар на удар»: участники, стоя на месте, обмениваются ударами, очередность которых определяется по жребию. Уклоняться от ударов запрещалось, допустимы были только блоки. Бой завершался, когда один из соперников был сбит с ног или сдавался.

Частные поединки бытовали и среди дворянства, хотя в этой среде предпочтение отдавалось все же вооруженным «дуэлям».

2ПОЛЕ

Судебные бои, когда поединок происходил между истцом и ответчиком или их представителями, «договорными бойцами». 

3МАССОВЫЕ БОИ

Третья категория, о которой сегодня и пойдет речь, — массовые бои, в которых по праздникам или для «решения вопросов» сходились жители соседних улиц, районов или деревень или представители разных профессий. 

Массовые бои делились на два типа

1ЦЕПНОЙ БОЙ, ИЛИ «СЦЕПЛЯЛКА-СВАЛКА»

Все дрались против всех. Такой бой являлся самой древней и наиболее опасной разновидностью. Здесь правила якобы действовали, но кто мог уследить там за их выполнением? По своему характеру «сцеплялка-свалка» напоминала современный околофутбольный fair-play – выбрал противника по силе, победил, перешел к следующему.

2СТЕНОШНЫЙ БОЙ, ИЛИ «СТЕНКА НА СТЕНКУ»

Это то, с чем сейчас ассоциируются традиционные кулачные бои — самый зрелищный и знаменитый вид русского кулачного боя.

Отступившие перегруппировывались, меняли бойцов и после передышки вновь вступали в бой, до тех пор пока одна из сторон не одерживала окончательную победу.

Название «стеношный» происходит от принятого в таких столкновениях боевого порядка — стороны выстраивались друг против друга в плотную линию, состоявшую из нескольких рядов, и шли на стенку противника с целью прорвать её и обратить врага в бегство.

Подготовка к бою

Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны, стенки, назначали вожаков — воевод и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки в разных местах называли по разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик.

Накануне боя вожак вместе с представителями своей стенки разрабатывал план предстоящего боя: выделял сильнейших и более опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей стены для руководства отдельными группами, составлявшими боевую линию стены. При подготовке также назначались резервные бойцы для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного противника. Во время боя руководители сторон не только непосредственно участвовали в нем, но и подбадривали своих бойцов и на ходу корректировали тактику. 

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 4.

У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли. “Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано”».

За время, оставшееся до схватки, участники готовились к ней — ели больше мяса и хлеба, чаще парились в бане. Бытовали и «магические» способы подготовки. Так в одном из древних лечебников даётся рекомендация: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори». 

Бытовали и совсем «магические» обряды — например, «ломание» (что-то вроде ритуального танца) перед боем, напоминающее движения медведя, культ которого существовал в древней Руси. 

 

До сих пор в Псковской области «ломание» называется «пляской горбатого», то есть медведя, сила которого должна была перейти бойцу.

 

Перед началом схватки бойцы торжественно проходили по улицам. Придя на назначенное место, выстраивались в стенки в три-четыре ряда в зависимости от количества участников и начинали задирать оппонентов криками и жестами. В это время мальчишки, представлявшие стенки, сходились между ними в «свалку-сцеплялку». Когда все участники были уже достаточно раззадорены, вожаки команд выкрикивали «Даешь боя!» и стенки сходились.

Правила

Существовали ограничения, распространявшиеся также на бои «сам на сам»:

  1. Запрещалось бить упавшего, присевшего (присевший считался сдавшимся) или отступающего противника, а также противника, не имеющего возможности самостоятельно остановить кровь («мазку не бьют») или получившего серьезное увечье. Бой следовало вести лицом к лицу — нападать сбоку или, тем более, со спины категорически запрещалось («с крыла, в зашей, в тыл не бить»). Также нельзя было хватать за одежду, удары следовало наносить выше пояса, категорически запрещалось любое оружие. За кусочек свинца, припрятанный в рукавице, виновника ожидало суровое наказание.
  2. Бой велся строго кулаками, источники говорят об использовании ударов трех типов, соответствующих ударным поверхностям оружия:
  • удар костяшками, который трактовался как укол оружием;
  • основанием кулака, что соответствовало дробящему или рубящему удару;
  • головками фаланг пальцев, как удар обухом.

Наиболее распространены были удары в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под ребра («под микитки»). Допускались толчки плечами или двумя руками.

Обязательное обмундирование участников включало толстые шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар. Ровинский в своей книге «Русские народные картинки», вышедшей в 1900 году пишет: «Перед боем привозили целыми возами кожаныя рукавицы; сбирались партиями фабричные с разных фабрик, целовальники и мясники; случались охотники из купцов, в меховых шубах и даже из господ. Вся орава разделялась надвое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали, в небольших боях, — “заводные” один на один, потом шли все остальные стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная стена».

Ход боя

Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой и взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой – мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.

Назимов пишет: «И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали “к своим”. Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других. “Стенки” сходились, и со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась “стенка на стенку” — начинался настоящий бой».

Схватка велась на вытеснение противника с «поля боя» или на разрыв его стенки. Применялись различные тактики, вынесенные из военного опыта: атака клином-«свиньей», замена бойцов первого и третьего рядов и различные маневры. Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описывает кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями <…> выдвинут из своей “стенки” против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…» 

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Изображение № 5.

Важной категорией бойцов были надежды — мощные ребята, разрывавшие стенку противника. Часто надежду впускали, разомкнув стенку, и оставляли наедине с мастерами боя один на один, что по всей видимости было достаточно действенной тактикой. 

 

Завершался бой совместной попойкой противоборствующих сторон с кострами и пирушкой.

 

Кулачные бои сегодня

Несмотря на борьбу властей с кулачными боями, на порицание их церковью и даже законодательные запреты, окончательно задавить эту традицию не смогла даже советская власть. Так, кинохроника 1954 года показывает (с непременным неодобрением) кулачный бой в селе Купля в Рязанской области. Упоминание об этих кадрах нашел Б. В. Горбунов, а сама кинохроника была найдена А. С. Тедорадзе и
И. А. Бучневым:

Одних из последних живых носителей традиции удалось отыскать в конце девяностых годов прошлого века в селе Атаманов Угол Тамбовской области. Смотря на этих крепких старичков, не так уж сложно представить, каковы были стенки времен их молодости.

Нынешние загородные бойцовские клубы и околофутбольные стычки тоже вполне можно, хоть и с натяжкой, отнести к продолжению этой традиции. Поэтому мы завершим статью еще одной цитатой из Лебедева:

«Все, что можно сказать в заключение изложеннаго, это привести слова летописца: “…земля наша велика…” и т. д. и прибавить, что кулачные бои пережили все законы и сохранились, — для интеллигенции они приняли вид атлетической борьбы, на сценах — как платное зрелище, а в самом народе продолжаются невозбранно и повсюдно, не минуя и столиц, где они по-видимому должны бы стать анахронизмом; и практикуется то в тех же видах и сценах, как в седой старине, разве только не так часто и не в таких грандиозных размерах».

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

4 года назад · 2709 просмотров

Русская народная потеха — кулачный бой — своим происхождением обязан боевым приемам пеших воинов древней Руси. То, что кулачные бои много раз запрещали, не остановило русский народ в желании продемонстрировать свою удаль.
Бои устраивались чаще всего по праздникам, а на Масленицу — обязательно. В понедельник первой недели Великого поста (чистый понедельник) в некоторых местностях бои начинались с раннего утра. Обычно выбиралось место за городом.

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Издавна на Руси любимой мужской потехой на Масленицу были кулачные бои. Участников делили в первую очередь по возрасту. Подростки, не женатые парни и взрослые мужчины

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Так же было три основных типа боев :
сцепка- все против всех, её предпочитали подростки.

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Второй тип стенка на стенку, уже требовал стратегии, среди кулачников каждой команды выбирались сотенные и десятые командиры которые и разрабатывали рисунок боя, как лучше смять строй противника, как обойти с флангов, кого в первую, вторую, третью линию.

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Конечно же были правила:
Фразе » лежачего не бьют » более тысячи лет, именно её кричали зрители на боёвках ( места проведения кулачных боёв) , если один или другой кулачник в горячке боя забывал об этом.
В сцепках все против всех нельзя было нападать с боку и со спины, с противником ты бился исключительно лицом к лицу не боясь нападения сзади.
Конечно же запрещено было использовать любые способы утяжеления кулака- брать в него камень, кастет, и уж темболее использовать подручные средства , с такими умниками расправлялись свои же товарищи

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Женатые мужчины предпочитали стенка на стенку или один на один

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Вот пример хорошо организованных кулачных боев в наши дни

Источник:

Считаю эту забаву очень полезной для воспитания духа. Всех с праздником

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Масленица- кулачные бои тогда и сейчас

Содержание

  • 1 Традиции
  • 2 Как проходили масленичные гулянья на Руси?
    • 2.1 Катание с горки
    • 2.2 Взятие ледяной крепости
    • 2.3 Кулачные бои
    • 2.4 Перетягивание каната
    • 2.5 Покорение столба
    • 2.6 Катание на санях
    • 2.7 Бой на 1 ноге
    • 2.8 Бой мешками
    • 2.9 Сжигание чучела

Блины на масленичнных гуляниях

Блины — главный атрибут масленичных гуляний.

Масленичные гулянья — это любимая традиция многих семей, дошедшая до нас с древних времен. Веселый праздник очень нравится детям и взрослым. Это время общей радости и развлечения, семейного отдыха и встречи с друзьями. Радость от того, что лютые холода, находящиеся под действием Мары — богини смерти и зимы подходят к концу. На смену приходит нежная Леля, неся тепло, надежду и любовь.

Славянский праздник масленицы, он же комоедица приходится на весеннее солнцестояние и празднуется на 2 день после окончательной победы дня над ночью.

Традиции

Славянская масленица подразделялась на узкую и широкую:

  • с понедельника начинается узкая масленица, праздник ограничен семьей, идет активная подготовка к широким гуляньям.
  • Широкая масленица, означающая старт массовым гуляньям, начинается с четверга.

В 2021 году масленичная неделя по христианским традициям выпадает на начало марта (с 8 по 14 числа). По славянской традиции празднование комоедицы начинается с 21 марта. Каждый масленичный день имеет свое название и значение.

Первые дни идет активная подготовка к празднованию. В этот период заготавливаются дрова для разведения костров и сжигания чучела зимы.

На главной площади строят ледяные горки и другие декорации из снега. На масленичные гулянья горки возводились высокими с различными поворотами и несколькими уровнями спусков.

В понедельник изготавливали главный атрибут праздника — соломенное чучело. Делали из соломы либо другого материала который хорошо горит. Обязательно оформляли лицо. Рисовали глаза и улыбку. Часто вместо лица изображали солнце. Наряжали в нарядные одежды, часто делали ленты по периметру, отходящие от куклы, олицетворяющие солнечные лучи.Масленица

Чучело устанавливали на поленнице из дров высоко над площадью не спроста. Такое положение отводилось уходящей зиме. Что означало что она уже не может навредить своими лютыми морозами людям и лишь издали наблюдает за весельем.

На Руси масленица была приурочена к дню весеннего солнцестояния, в 2021 году выпадает на 20 марта.

С четверга начинались настоящие масленичные гулянья, народ буквально жил на улице, домой заходили лишь погреться да подкрепиться блинами. Русская масленица отличалась широтой разгула и веселья. Все в едином порыве славили наступление весны, провожали зиму. Особенно это выражено было в регионах с холодной и снежной зимой.

Как проходили масленичные гулянья на Руси?

Люди тщательно убирали свои дома перед масленицей, надевали лучшую одежду, украшения. Посещали ярмарку, балаганы, с песнями да плясками ходили по деревне, разносили праздничное настроение в каждый дом. Все игры на масленицу проводились на улице.

Согласно народным поверьям кто не веселится в масленицу, весь год в нужде проведет.

Катание с горки

катание на лошадях в масленицу

Прокатиться с ветерком, любимая забава молодых в разгул масленичной недели.

Главными забавами были катания с горок, особенно любили дети и молодежь. Для катания с горки шли рогожки, корыта, салазки, санки, шкуры и даже коньки. Средство передвижения украшали всяческими флажками и огоньками. Катание с горки и на лошадях были важным атрибутом масленицы, таким же как блины да сжигание чучела.

Взятие ледяной крепости

взятие снежной крепости на Руси

Взятие снежной крепости — традиция языческой масленицы.

Не менее любимой забавой молодых была снежная битва. Парни сооружали крепости из снега и льда, там обязательно делались ворота и бойницы. После чего участвовало 2 команды, одна «окапывалась» в крепости, вторая атаковала. После победы той или иной стороны всех ждал общий чай с блинами.

Бой за крепость был визитной карточкой сибирской масленицы. Интересно что снарядами обычно становились снежки, коих множество заготавливали в крепости. А главным орудием атакующих были метла. Но морозная забава имела продолжение, предводитель атакующий команды еще и окунался в холодную прорубь.

Кулачные боиСтенка на стенку: кулачные бои

Кулачные бои на масленицу позволяли показать свою удаль, помериться силой, решить личные разногласия. В «мордобое» участвовало 2 команды. Это могли быть 2 соседних села или улица на улицу. Сегодня не стоит повторять эту традицию, иначе возникнут проблемы с законом.

К подготовке к бою подходили со всей ответственностью. Накануне парились в бане, ели до сыта, проводили обряды на победу, делали обереги и даже обращались к местным колдунам.

Перетягивание каната

На масленичных гуляньях всегда в чести было перетягивание каната. Единственное отличие от сегодняшней забавы, это положение спиной, а не лицом.

Покорение столбаМасленичные гулянья, традиции и игры в день прощания с зимой – 7

На главной площади, предназначенной для масленичных гуляний, устанавливали высокий гладкий столб, обливали его водой. Суть развлечения заключается в том, что нужно залезть на него и снять подарок. Не каждому удастся покорить ледяной столб, подарки достаются лишь сильным и ловким. При этом призы должны развешиваться на разном удалении, с высотой возрастает ценность приза.

В сегодняшних гуляньях важно правильно оценивать свои силы и при борьбе за приз не забывать о технике не стоит. Хочется отдельно отметить что участвовать в игрищах следует все же на трезвую голову. Но и, конечно, о уважении всех участников процесса не забываем.

Катание на саняхКатание на санях

Масленичные гулянья сложно представить без катания на санях. Данное развлечение подходит для всех, от детей до взрослых. Данной забаве уделялось огромное внимание, что нашло отражение в большой части картин прошлых лет, посвященных масленице.

В языческой Руси конь был символом солнца. Катались как на санях, так и верхом. Объезжали всю деревню, да и соседнюю не забывали. На нарядной упряжке с 3 лошадьми ездили и молодожены. Как символ счастливой жизни любви и плодородия. Молодые семьи заезжали всем, кто был у них на свадьбе и желали богатства да хорошего урожая.

Позже проходили соревнования на упряжках и одиночных санях. Каждый хотел показать свою удаль да богатство. Парни лихачили перед девушками, приглашали их покатиться в санях. Переманивали невест и с других деревень.

Катание на санях имело массовый характер в дни масленичных гуляний можно было встретить целый поезд из нарядных саней. При этом особым образом украшали дугу. В ход шли цветные ленты, бубенцы, масленичные куклы, сделанные из различных материалов и разного размера. В украшениях саней часто использовался и образ солнца.

Бой на 1 ноге

Игра петушки заключается в следующем, на земле рисуется круг, после чего два бравых молодца стоя на одной ноге выталкивают соперника за круг. Победил тот, кто остался.

Бой мешками

После долгой зимы размяться да растратить лишнюю энергию поможет бой мешками. Убрав одну руку за спину, второй взяв покрепче мешок. Мужчины соревнуются в раздаче оплеух. Понятно что получать мешком по голове не приятно, вот здесь и нужна сноровка да ловкость.

Сжигание чучелаСжигание чучела

Не одно масленичное гулянье не проходит без сжигания чучела. Именно это действие завершает веселье. В древние времена это был важный обряд олицетворяющий избавление от всего хорошего и привлечение плодородия. Сегодня никто не верит в силу ритуала, поджег масленицы означат прощение с холодами. На этом все заканчивается.

Языческая масленица имела свой смысл в каждом действии и после сжигания чучела важным обрядом было захоронение пепла. Эта традиция направлена на увеличение плодородия, а следовательно и достатка людей.

Сегодня можно сделать маленькую масленицу, семейную и в момент сжигания чучела бросить ее в костер. Это послужит избавлением от всего худого, что откроет путь добру и счастью на будущий год.

Последний день масленичных гуляний — воскресный, день прощенного воскресенья. Люди извинялись за все причиненные обиды, будь то случайные или умышленные. Просили прощения. После сжигания чучела люди ходили по гостям, угощали и угощались. Шли на кладбище, несли угощение усопшим. Ведь главная традиция масленичной недели все же поминальная. На ночь яства со стола также не убирали, считалось что за полночь родственники придут на угощение.

Великдень – чествование ЯРИЛЫ (Яруна, Яровита) – Бога весеннего Солнца,  мужской силы, воинственности, яри, и храбрости.

Ярила несёт в себе и воинские качества, которые одновременно переплетаются с образом Бога-защитника. Следовательно, Великдень Дажбожий является чествованием рождения Ярого весеннего Солнца-Ярилы. В традицию проведения праздника обязательно входили молодецкие забавы для того, чтобы мужчины могли пробудить и увеличить количество Ярой силы, т.е.  мужской, воинской силы, увеличить храбрость.

Традиционной молодецкой забавой на Великдень — Масленица были кулачные бои.

Кулачный бой, как боевое искусство (а временами и народная потеха), представлял собой бой голыми кулаками. На Руси кулачный бой имел не только развлекательных характер, но был, также, направлен на развитие у масс народного населения военных навыков, которые применялись для защиты своих земель и других ратных действий.

Кулачный бой вовсе не был побоищем без правил, это был целый обряд, традиция, которая почиталась в народе, а самые сильные бойцы пользовались всеобщей славой и уважением. «Кулачки», «Бойовище», «Навкулачки», «Бойка» — слова которые сегодня вышли из общего обихода, ранее означали именно кулачный бой.

Правила и виды кулачного боя.

Кулачные бои проводись в разных вариантах: «стенка на стенку», «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». В летний период бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Самый древний вид боя считается «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Он представлял собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые мужчины. Строго запрещалось бить лежачего или присевшего, а так же хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или, хотя бы, заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию, на которой шёл бой), считалась побеждённой.

У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд, также, существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».

Молодецкая забава «Шапки».

Играют в эту традиционную игру двое парней. На голове у каждого из них по шапке. По обоюдной готовности игроки начинают, иногда, обозначая начало каким-либо действием, например «сгрудкой». Задача состоит в том, чтобы, используя свою ловкость и находчивость, применяя различные уловки и финты, сбить с головы противника шапку. Есть варианты игры, когда шапку можно не только сбивать ударом на подобии оплеухи, затрещины и т.п., но и срывать. Упавшая на землю шапка – признак победы.

В общих чертах, не учитывая различных вариантов этой игры, правила следующие:

  • бить по шапке.
  • бить открытой ладонью.
  • во время состязания свою шапку не держать и не поправлять руками.
  • победитель тот, кто остался в шапке.

Игра «Перетягивание ступнями».

Соперники стоят на одной ноге боком друг к другу, сцепившись стопами поднятых ног. Каждый старается заставить соперника стать на обе ноги. Проигрывает тот, кто не сможет устоять на одной ноге. При этом, нельзя толкать соперника руками, желательно заложить их за спину.

Игра «Кто останется в круге»?

Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не сумеет удержаться — выходит из игры.

Особенно интересен финал, когда в круге остаются два самых сильных и ловких участника.

На праздниках проводятся, также, другие народные игры и хороводы.

Хоровод «Во саду ли, в огороде».

Участники идут вправо по кругу, взявшись за руки, встав поочерёдно: молодец, барышня и поют слова песни:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

У ней русая коса,

Лента голубая.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой, при этом молодцы с небольшой силой затягиваю барышень в круг, а барышни слегка упираются).

Что вы, что вы, что вы, что вы». — (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Участники идут влево по кругу, взявшись за руки и поют дальше:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой).

Что вы, что вы, что вы, что вы». – (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Молодцам при произношении слов: «Ух, ух, уха — ха» проявить в голосе и поведении мужскую ярую силу.

Барышням необходимо произнести слова: «Что вы, что вы, что вы, что вы – тонким, мягким голосом и проявить в поведении женскую застенчивость. 

Игра «Ручеёк».

Эту игру знали и любили ещё наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.

Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и уводит за собой выбранную девицу. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить её под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Золотые Ворота.

Из 6-20 участников игры выбирают двух посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет Солнцем, а кто Луной (Месяцем). Выбравшие себе роли солнца и Луны становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, вереницей идут через «ворота». При этом поют любимые песни.

Когда через ворота идёт последний идущий, они «закрываются»: Солнце и Луна опускают поднятые руки и тот, кто шёл последним, оказывается между ними. Задержанного тихо спрашивают, где бы он хотел стать, позади Луны или Солнца. Потом, все играющие снова проходят через «ворота», и опять последнего останавливают. Это повторяется до тех пор, пока все не станут распределены по группам. Тогда группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью верёвки, палки и т.д.

Игра «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» — не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».

Игра «Поводырь».

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего – хлопку или свисту, девушки начинают разбирать парней – любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень всё это время идёт с закрытыми глазами. Желательно, чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал: «Можно открыть глаза». Начинается «поделёжка». Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трёх девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки, обычно, с радостью признаются и показываются. Далее, во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни встают во внешний круг и всё повторяется.

Игра «Платочек».

Все стоят в общем кругу. Ведущий выходит и бросает вверх один или несколько маленьких платочков, в зависимости от количества человек. Задача парней – поймать платочек. Если хотя бы один из платочков упал на землю – для не поймавших парней назначается символическое «наказание», например, отжаться 10 раз. Далее те, кто поймали платочек подходят к понравившейся девушке и приглашают её – кладут платочек ей на плечо.

Затем, под музыку в танце парень должен забрать платочек у девушки, не применяя силу, а девушка, также, в танце – должна увернуться и не дать забрать платочек. Примечание: это народная игра и проводится она под народную музыку. Продолжается музыка до тех пор, пока все парни во всех парах не заберут платочки. Если парень забрал платочек раньше других – он танцует вместе с девушкой, держась за платочек до окончания музыки.

Затем, кто-то один снова бросает вверх все платочки. Помните, что в танце вы демонстрируете грацию, стать, ловкость и непринуждённость. Парень, просто пытающийся загнать девушку в угол, или ведущий себя, как с противником на спортивном ринге, выглядит также смешно и нелепо, как и девушка, пытающаяся сберечь платочек, пряча его в кулаках или наматывая узлами на пальцы.

Игра «Горячие номера».

Парни садятся. К ним на коленки садятся девушки. Один парень без пары. Ведущий проходит и говорит на ушко каждой девушке её номер по числу девушек. Затем, начинает шлепать ремнём или нагайкой «пустые» коленки. Парень должен выкрикнуть номер, та девушка, чей номер назван, бежит и садится к нему на коленки, защищая от ремешка. Ведущий бросается к «пустым» коленкам, парень кричит номер и так далее.

Очень весёлая подвижная игра. Ещё, в процессе игры, чтобы сбить с толку того, кто с ремнём, рядом сидящие могут договариваться и меняться номерами! А то, через какое-то время, ведущий с ремнём успевает выучить все номера и очень быстро реагирует.

Игра «Заводила».

В этой игре участвуют дети от 7-ми лет и молодёжь. Наиболее удобное количество участников — от 10-ти до 20-ти человек (при числе больше 30-ти или меньше 5-ти, играть уже затруднительно). Для игры не требуется много места. Правила игры таковы:

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий (обычно вызвавшийся по желанию) отходит в сторону или закрывает глаза, так как не должен видеть, кого выберут заводилой (затейником). Задача заводилы — показывать различные движения, которые должны, тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того, как при нём сменилось три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него.

Если водящий ошибочно назовёт какого-либо участника заводилой, игра продолжается. Но после трёх ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу (или могут, по желанию, оставить прежнего). Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролью. Правило: водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

Хоровод «Целуй, девка, молодца».

Для игры потребуется 8 или более участников (чем больше, тем лучше). Девицы встают во внутренний круг, парни встают во внешний круг. Затем, все начинают двигаться: девицы вращаются коловрат (против часовой стрелки), а, парни – посолонь (по часовой стрелке). Все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, два кольца,

Целуй, девка, молодца.

С последними словами все останавливаются. Тех парней, которые оказались напротив, девицы – целуют! После этого, все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, пять колец,

Целуй, девку, молодец.

С последними словами все останавливаются. Тех девиц, которые оказались напротив, парни – целуют!

Игра «Репка».

Изображающий репку (его выбирают, например, с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенёк, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку», т. е. от дерева оттащить игрока, изображающего репку. Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

Указания к проведению игры Репка: минимальное число участников – 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких попыток «вытянуть репку», которые закончились неудачей, выбирается новая «репка» и все участники должны побывать в этой роли. Эта игра интересна детям дошкольного возраста.

Игра «Редька».

Играющие становятся друг за другом, сцепляясь руками в виде длинной гряды. Первый называется «бабушка», все остальные – редьки. Один из игроков, выбранный жребием, называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и беседует с ней: «Тук-тук». — «Кто тут?» — «Ивашка Попов». — «Зачем пришел?» — «За редькой». — «Не поспела, приходи завтра».

Ивашка Попов уходит, но скоро возвращается. Повторяется разговор с бабкой, но меняется финал – бабка отвечает: «Дергай какую хочешь». Ивашка дёргает всех по очереди. Кто выдернул больше редьки – тот победитель.

Указания к проведению игры Репка: в игре может быть 4 участника игры и более. Редьки стараются крепко держать друг друга. Ивашка может трясти игроков – кого за руки, кого за голову и т. п. Рассмеявшихся игроков легче «выдернуть».

Игра «Селезень и Утка».

Выбирается Селезень (парень) и Утка (девушка ). Встают в круг. Изначально утка – в кругу, селезень – за кругом. Поётся песенка, можно просто говорить:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойдём, утица, домой,

Пойдём, серая, домой,

У тя семеро детей,

Восьмой – селезень,

А девятая – сама,

Поцелуй разок меня.

Селезень и уточка могут бегать как угодно, круг им может помогать либо мешать. Это разновидность игры «Кошки-мышки». Когда Селезень догонит Утку, они встают в круг и играющие поют: «Аще поцелуйся, больше не балуйся». Парень целует девку.

Игра «Золотые Ворота» (круговые).

3-4 человека участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз —

Не пропустим вас!

После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Те, кто не пойман, восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.

Правила:

  1. Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
  2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки. Надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только при последнем слове песни. Пойманных раньше времени надо отпустить.
  4. Во избежание травматизма (не забывайте, что у людей головы не чугунные), опускайте руки аккуратно.

Игра «Фанты».

Для начала надо собрать со всех присутствующих фанты. Это может быть предмет одежды или украшение, бумажка с именем или любой другой предмет. Главное требование к фанту – чтобы он был небольшим и чтобы можно было безошибочно определить, кто именно из присутствующих является его владельцем. Как правило, сбор фантов превращается в самостоятельную игру. Самый простой вариант – с каждого из присутствующих берётся один фант.

Правила:

Ведущих – двое. Один достаёт фанты, показывает их всем, кроме второго ведущего и спрашивает: «Что сделать этому фанту»? Второй ведущий даёт задание – спеть, станцевать, покукарекать, выйти на улицу и пробежаться вокруг дома, сходить в соседнюю комнату и принести конфет, помыть посуду. Диапазон зависит от фантазии и от предварительно оговорённых рамок выполняемых заданий.

Игра «Заря».

Дети, играющие в игру, встают в круг. Руки при этом держат за спиной, а одному из играющих, которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:

«Заря — зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла»!

При произнесении последних слов, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берёт её, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарёй». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие ни в коем случае не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.

Игра «Почта».

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Почта!

— Откуда?

— Из города …

— А что в городе делают?

Водящий в ходе игры может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие в игру должны непременно делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант (любая вещь играющего) водящему и игра заканчивается в тот момент, как только водящий наберёт 5 фантов. Участники, чьи фанты находятся у водящего, должны их выкупить для чего водящий придумывает для них интересные задания, которые они должны выполнить. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, а также вспоминают загадки, могут имитировать движения животных. Затем, снова выбирают нового водящего, и игра вновь повторяется.

Игра «Подари платочек симпатии».

На площадке для игры устанавливаются воротца с наклонной перекладиной. На ней на тонких нитках и на разной высоте подвешены цветные носовые платочки. Участникам соревнований нужно разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков. Завладев платочком, нужно назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.

Забава под названием «Петушиться».

И.А. Морозов, И.С. Слепцова – «Мужские забавы и развлечения на Русском Севере» – выдержка из книги.

Желающие испытать себя парни садятся на широкую лавку лицом друг к другу, поджав ноги по-турецки, чтобы они не касались пола. Один из участников складывает ладони вместе и прижимает их к уху, а второй с размаху бьёт его по рукам ладонью или кулаком. Если первый парень удерживался на лавке, то следующий удар наносил он, а если же падал, то на его место садился другой желающий испытать удачи, а бить продолжал второй игрок.

По свидетельству очевидцев, желающих подобных состязаний находилось очень много, потому, что каждому хотелось узнать «у ково рука рязцяе (т.е. резче)», но часто дело доходило до серьезной драки из-за какого-нибудь нарушения правил игры.

Эта забава оставалась популярной и в 20-30-е годы 20-го века. Так развлекались парни и взрослые мужчины на посиделках и пированиях. Отличия касались только деталей. Например, в д. Маслово могли несколько иначе складывать руки: одной – ладонью к уху, а другую – ладонью наружу; то есть удар наносился по ладони второй руки.

В д. Пендуз соревнующиеся стояли на скамейке, а в пос. Леваш и д. Гавриловская – на полу или на земле; в с. Липин Бор, соперники, сев верхом на лавку и поджав ноги, пытались сбить друг друга на пол подушками, а в д. Будринская игроки садились верхом на толстую (12-15 см.) жердь, скрестив и поджав ноги. Концы жерди располагались на двух параллельно установленных лавках.

Боевой пляс в Русской Традиции. 

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности Русского боевого пляса существует две.

Первая – это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной Русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лёжа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конём, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю. 

Другая его разновидность – это «ломание» или «буза». Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приёмов без партнера. Так же это не связки атак и защит.

Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской – потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают, в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно никогда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.

Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма, в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны.

В этой пляске, также, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения, создаваемого музыкой и песнями, изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит ещё одна ценность ломания в бузе – достигается цельность.

Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания потому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами, подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием, так и без него. 

Вкратце, в старину обряд ломания проходил примерно так: артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрёстке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью потому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов.

После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному, потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал.

Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на безсонную ночь, проведённую в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и, поспав пару часиков, шли на работу. 

Буза — боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также, бой с оружием.

В качестве иллюстрации к статье советуем прочитать книги:

«Вспомним забытые игры». Якуб С.К. 1988 г.

«Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.)». Морозов И.А., Слепцова И.С. 2004 г.

«Мужские забавы и развлечения на русском севере». Морозов И.А., Слепцова И.С.

Масленица – это один из самых популярных народных праздников: у некоторых он ассоциируется с веселыми гуляньями, у кого-то – с традиционными лакомствами.

Интересно, что в обычаях Масленичной недели славянские (православные) и христианские обычаи. Сегодня для многих Масленица – проводы зимы и встреча весны, однако первоначальный смысл праздника был глубже.

  • История Масленицы
  • Что происходит во время праздника
  • Календарь Масленицы
    • Описание дней праздника
  • Масленица в вопросах и ответах
    • Откуда пошло название
    • Что едят на Масленицу
    • Какой это праздник – языческий или христианский
    • Когда отмечают Масленицу
    • Почему на праздник сжигают чучело
    • Почему на Масленицу пекут блины
    • Где еще отмечают Масленицу

История Масленицы

Для начала разберемся, откуда пошла Масленица. Корни этого праздника – уходят далеко в прошлое, отмечали его славяне еще задолго до прихода христианства на Русь. У славян Масленица – это проводы зимы, победа весны над стужей. В этот период празднование приходилось на день Весеннего равноденствия, 20-23 марта. Когда наши предки жили в согласии с тем ритмом природы, который закладывается Космосом и отражается в традициях народа. Однако Масленица – это не только праздник весны и возрождения всего живого, но и попытка задобрить богов, избавления от напастей и бед. В эти дни также вспоминали об умерших предках, оставляли им угощение – блины на окошке. Женщины, которые долго не могли забеременеть, обращались с молитвой к богу Яриле, просили о помощи. Считалось, что именно в этот день можно обновить семейные отношения, сделать их более близкими.

Глубинный славянский смысл этого праздника был многогранным:

  • прославление культа праматери;
  • прославление богини Лели, жены Ярилы, которая покровительствовала влюбленным, юным девушкам, оберегала молодые семьи, помогала им сохранить чувства; именно в честь Лели зажигали обрядовые костры;
  • это праздник молодоженов, которые создали семью в течение года – им отводилась одна из главных ролей в масленичных торжествах;
  • восхождение солнца в полную силу, победа над зимой – это не только изменения в природе, но и победа света над темнотой, торжества и цикличности жизни.

С приходом христианства Масленица как праздник не исчезла из народного календаря, многие обряды и обычаи сохранились. Однако они переплелись с христианскими, традициями. В первую очередь это касалось даты празднования: сегодня Масленицу отмечают каждый год в разное время: иногда в феврале, иногда в марте, без привязки к космическому событию. Она приходится на последнюю неделю перед Великим постом. В это время христиане уже не употребляют в пищу мясо, однако молочные продукты, яйца еще разрешены. Период называется Сырной седмицей. Таким образом, на Руси традиции славянского (православного) праздника Масленица переплелись с христианскими обычаями. Считается, что для религиозного человека именно Масленичная неделя – возможность повеселиться перед смирением и покаянием во время Великого поста.

В советское время Масленицу начали праздновать в шестидесятые годы. До этого праздник считали религиозным, слишком шумным и идеологически неправильным. Однако во время «оттепели» о нем снова вспомнили, хотя и сократили всего до одного дня. Для Масленицы придумали новое название – «Проводы зимы», которые проводили в парках, на площадях. Остались некоторые обычаи, например, приготовление блинов, сожжение чучела. Обязательной частью такого праздника были концерты, выступления партийного руководства, а также торговля с лотков. С развалом Советского Союза традиции постепенно возобновились.

Что происходит во время Масленицы?

Этот недельный праздник связан с множеством обрядов: некоторые из них посвящены приходу весны, прощанию с зимой. Это сжигание чучела Масленицы (Марены – богини зимы и смерти), катание на санях, хороводы и песни-веснянки, высокие костры, которые жгли повсеместно.

Празднуя Масленицу, соблюдают обычаи, посвященные будущему благополучию, избавлению от хворей и напастей. Например, одежду больных людей сжигали на кострах – считалось, что это принесет выздоровление. Сытная, вкусная праздничная пища – это залог благополучия.

Немалая роль в обрядах отводилась освящению, «задабриванию» земли. Например, пепел, который остался после сжигания чучела, высыпали на поле: считалось, что это принесет богатый урожай.

Интересные обряды связаны с семейной, личной жизнью. В некоторых регионах холостым парням и незамужним девушкам цепляли «колодку»: массивную палку или бревно. Чтобы снять это «украшение», необходимо было заплатить откуп: угощения, женские украшения, посуду. Семейные трапезы, посиделки за общим столом, уставленным праздничными яствами, сплачивали членов семьи, были отличной возможностью пообщаться.

Кулачные бои на Масленицу – одна из главных традиций этого праздника для мужчин, которая, в буквально смысле слова, развязывает руки мужчинам, предоставляя возможности продемонстрировать всем свою силу и удаль.

Еще одна мужская забава на Масленицу – «Взятие снежной крепости», увековеченная в картине Василия Ивановича Сурикова. В крепости прячется Масленица в последний свой день. Всё мужское население делится примерно поровну. Одни — становятся защитниками крепости (символизируют слуг Мары). Другие – нападающими (светлые силы). Цель последних — захват крепости и Масленицу.

На Масленицу обязательно поминали предков. В некоторых регионах в воскресенье ходили на кладбище – «прощаться» с духами умерших, которые, как считалось, всю неделю находились рядом с потомками.

Один из самых важных атрибутов этого праздника – угощения, и в первую очередь блины. Их пекли практически каждый день Масленицы. Такое блюдо имеет глубокое сакральное значение. Продукты, из которых готовили тесто (молоко, мука, вода) символизируют жизнь, плодородие. Круглые, румяные, горячие, – блины являются символом солнца, свет которого дает жизнь, а значит, обновления и плодородия. Такое блюдо ели горячим, что намекало на радости земной жизни. Некоторые ученые утверждают, что блины – это традиционное славянское поминальное блюдо. Их подавали на трапезах, раздавали нищим, чтобы те помянули усопших.

Именно блины славяне использовали в качестве ритуальной пищи, задабривая духов, которые, по преданиям, жили в кронах деревьев. Их воплощением считались птицы – пернатым отдавали первый испеченный (самый вкусный) блин. В этом был и практический смысл: так славяне подкармливали птиц, вернувшихся из теплых краев.

Сегодня сакральный смысл этого блюда известен не многим, но популярности блины не утратили. Однако в современном ритме жизни у хозяек не всегда есть возможность потратить время на приготовление такого лакомства. Чтобы соблюсти традиции, но не возиться с тестом, стоит попробовать блины «Сытый папа» или блинчики «С пылу с жару». Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики: в них можно завернуть любую начинку – от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра.

Календарь Масленицы

Сегодня этот праздник длится не один день, а целую неделю, заканчиваясь Прощеным воскресеньем. Подготовка к нему начиналась заранее: хозяева тщательно убирали в доме, выбрасывали или сжигали сор, ненужные вещи.

В народном календаре каждый день Масленицы имеет свое название, приметы и традиции. Сегодня их соблюдают не все, многие обычаи отошли в прошлое.

Описание дней Масленицы

  • Понедельник называется встречей. В этот день народ «встречается» с чучелом Масленицы. В древние времена его возили на санях, а затем устанавливали на горе или холме. Это веселый день, наполненный песнями, смехом и катаниями с горки.
  • Вторник называется заигрышем. Именно с этого дня начинаются различные гуляния, развлечения: катание на санках или ледянках, представления, концерты ряженых, скоморошьи представления. Обязательный их участник – Петрушка.
  • Среда называется переломом или лакомкой. В этот день хозяйки готовят блины с самыми различными начинками, другие праздничные блюда. В торговых рядах появлялись палатки, где можно было купить чай или пряники, орехи.
  • Четверг называют широким, разгулом. Это самый разгар гуляний и веселья. Молодежь развлекалась различными играми, а мужчины принимали участие в кулачных боях.
  • Пятница – это тещин вечерок, день, когда молодожены наносили визиты гостям, присутствовавшим на их свадьбе. Обязательно нужно было заехать к теще: если зять ей нравился, она накрывала богатый стол, угощала его блинам, различными лакомствами. Кроме того, именно в этот день родственники молодых парней и девушек могли сговориться о браке.
  • В субботу проводят золовкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа, и смысл этого дня – в общении с близкими. Невестки звали в гости родню мужа, своих родственников.
  • Воскресенье называют целовальником или проводами, прощеным. В этот день люди просят друг у друга прощения за все обиды «вольные и невольные», которые нанесли в течение года. В знак прощения и примирения надо было поцеловать человека. В этот день завершались гуляния.

Масленица в вопросах и ответах

Традиции Масленичной недели немного различаются в зависимости от регионов, однако смысл и время празднования остаются неизменными. Что же стоит знать об этом празднике?

Откуда пошло название?

Масленицей праздник назвали из-за большого количества масляной, сытной еды, которые готовили в это время. Всю неделю было принято лакомиться молочными продуктами. Интересно, что даже христианская церковь разрешает на Масленицу вкушать молочную пищу в постные дни (среду и пятницу).

Существуют и другие названия этой недели: Колодий, Масница, Комоедица. Последнее связано с медведями, которых славяне называли комами. В дохристианские времена, когда праздник отмечали в день весеннего равноденствия, считалось, что именно на Комоедицу просыпались из спячки медведи. Современное название Масленица – появилось примерно в XVI веке.

Существует еще одна версия происхождения названия. Масленица – это одно из имен славянской богини Лели.

Что едят на Масленицу?

Основное блюдо этого праздника – блины: тонкие, ажурные, с начинками или без начинок, соленые или сладкие. Их поливают растопленным маслом, шоколадом или медом, в блинчики заворачивают икру или рыбу, грибы, творог, ягоды.

Помимо блинов, на Масленицу заведено лакомиться сыром, рыбными и молочными блюдами. Из напитков наиболее популярен чай, сбитень.

Какой это праздник – славянский или христианский

В Масленице переплелись славянские (православные) и христианские традиции. Корни праздника – очень древние, его отмечали задолго до прихода христианства на Русь. По некоторым версиям Масленица и Красная Гора – это разные названия одного и того же торжества, посвященного наступлению нового года, наступления Новолетия. В нем был глубокий космический смысл. Наши предки считали, что Солнце проходит полный цикл развития, похожий на человеческую жизнь. Так, на Коляду, в день зимнего солнцестояния, оно рождается, всю зиму крепнет и развивается, и именно на Масленицу, в день весеннего равноденствия, входит в полную силу, становясь Ярилой. Именно с этого дня ночь начинает отступать, становится короче дня. Это время, когда все живое пробуждается от тяжелой зимней спячки, возрождается.

Поскольку этот праздник очень древний, многие его обычаи менялись. Более того – изменилась даже продолжительность и время празднования. В дохристианские времена славяне отмечали Масленицу две недели в середине марта (по некоторым версиям – месяц, с середины февраля до весеннего равноденствия). После крещения Руси церковь смотрела на эти традиции сквозь пальцы, не поощряя, но и не запрещая их. Со временем Масленицу перенесли примерно на три недели, приурочив к началу Великого поста.

Когда отмечают Масленицу

Начинается Масленичная неделя за семь дней до Великого поста. Пост длится семь недель до Пасхи, поэтому даты Масленицы меняются ежегодно. В целом, начинается этот праздник в период с третьего февраля по 15 марта.

Почему на Масленицу сжигают чучело

Эта традиция имеет древние корни. Славяне сжигали чучело Морены или Мары – богини смерти, зимы. Считалось, что в огне сгорают все беды и неприятности, а пепел, оставшийся после костра, освящает землю.

Почему на Масленицу пекут блины

Славяне, которые в эту праздничную неделю не только прощались с зимой, но и поминали предков, использовали блины в качестве поминального хлеба. Также существует версия, что это блюдо символизирует солнце, жизнь и ее цикличность.

Где еще отмечают Масленицу

Аналоги Масленицы празднуют во многих странах: в Польше, Великобритании, Шотландии, Чехии, Греции, Голландии, Франции, Бельгии, Германии.

Кулачные бои на Масленицу – одна из главных традиций этого праздника, которая, в буквально смысле слова, развязывает руки мужчинам, предоставляя возможности продемонстрировать всем свою силу и удаль.  Конечно, в Древней Руси без драки редко обходилось любое веселье, но драка на Масленицу для мужской половины населения была практически делом чести.

Кулачные бои существуют в традициях многих стран мира. Однако только на  Руси они носят ритуальный характер состязаний большого количества народа, которые стирают грани между игрой и реальностью. К началу кулачных боев мужчины готовились очень серьезно. В рацион бойцов накануне состязания включалась жирная калорийная пища, в основном состоявшая из мясных блюд, мужчины парились в банях, а некоторые, по поверьям, даже обращались за магической помощью к знахарям и колдунам. Команды для боя формировались заранее, также, как и определялись правила боя, места для их проведения, выбирались атаманы. Мужская удаль, подогретая недельным масленичным весельем и алкоголем, просилась наружу, находя выход в таких своеобразных игрищах.

Цепные бои или свалки-сцеплялки

Цепные бои или свалки-сцеплялки – этот вид кулачных боев считается наиболее опасной забавой на Масленицу. В его ходе все дрались против всех. Формально, правила, также как и договоренности между противниками, конечно, существовали. На самом же деле в пылу сражения их практически никто не соблюдал. Наибольшее количество травм приходилось именно на последствия цепных боев.

Стенка на стенку

Стенка на стенку считается традиционным русским кулачным боем и самым зрелищным его видом на Масленичной неделе. Две противоборствующие стороны выстраивались в определенном порядке друг напротив друга в несколько рядов. Целью является прорвать оборону противника и заставить его отступить. 

Завершались бои, как правило, совместным празднованием победы, чествование героев и полным перемирием противников. 

Новая программа развития туризма В Сочи

По сообщению пресс-службы сочинской мэрии, 1 июля на Экологическом совете при Главе города Анатолии Пахомове, была представлена принципиально новая концепция развития туризма, направленная на повышение привлекательности всех территорий курорта.

Как устроить или как выбрать себе отдых в Сочи, в Краснодарском крае, в России?

Ответить на этот вопрос пытаются многие туристы. Любой интерес и мнение по курорту и отдыху на  нем основывается на экспертной оценке специалистов туристической отрасли, блогеров и журналистов, которые своими ногами прошли по набережным курортов, посетили самые популярные и экзотические бары и рестораны, танцевали на дискотеке или пели в караоке у моря, нашли самый недорогой и комфортный отель, где остановились на отдых с детьми или компанией друзей.

Отдых на курорте

– тема публикаций информационно-туристического портала DRIVE NEWS. А с учетом того, что в связке с порталом работает интернет-СМИ, информационное агентство DRIVE NEWS, которое в курсе самых последних новостей и событий на курортах, знает изюминки каждого отеля на Красной поляне в Сочи, или по достоинству оценило пляжи в Дивноморском или Витязево – это мнение стоит принять, как достоверное.

Масленичные кулачные бои

Масленичные кулачные бои

Кулачные бои на Руси на Масленицу

Кулачные бои на Руси на Масленицу

Кулачные бои на Руси стенка на стенку

Кулачные бои на Руси стенка на стенку

Кулачные бои на Масленицу

Кулачные бои на Масленицу

Кулачные бои в России 2021

Кулачные бои в России 2021

Стенка на стенку русская забава

Стенка на стенку русская забава

Масленичные забавы: "стенка на стенку" спецназ

Масленичные забавы: «стенка на стенку» спецназ

Кулачные бои футбольных фанатов

Кулачные бои футбольных фанатов

Проводы 2021 года

Проводы 2021 года

Стенка на стенку

Стенка на стенку

Масленица в новой Москве

Масленица в новой Москве

Кулачные бои в парке 300 летия на Масленицу 2022

Кулачные бои в парке 300 летия на Масленицу 2022

Зимние молодецкие игры

Зимние молодецкие игры

Фестиваль Масленица

Фестиваль Масленица

Масленица в ЦПКИО 2019 СПБ

Масленица в ЦПКИО 2019 СПБ

Костюмы на Масленицу народные гуляния

Костюмы на Масленицу народные гуляния

Кулачные бои на Масленицу

Кулачные бои на Масленицу

Зимние кулачные бои фото дореволюционные

Зимние кулачные бои фото дореволюционные

Масленица в парке Измайлово

Масленица в парке Измайлово

Двуглавый орёл кулачные бои

Двуглавый орёл кулачные бои

Внимание конкурс масленичная Карусель

Внимание конкурс масленичная Карусель

Кулачные бои

Кулачные бои

Кулачные бои в России

Кулачные бои в России

Кулачные бои на Руси на Масленицу

Кулачные бои на Руси на Масленицу

Стеношные бои Екатеринбург Масленица

Стеношные бои Екатеринбург Масленица

Кириши каток на стадионе

Кириши каток на стадионе

Разгуляй кулачные бои

Разгуляй кулачные бои

Кулачный бой старый Тбилиси

Кулачный бой старый Тбилиси

Бои подушками на проводы русской зимы

Бои подушками на проводы русской зимы

Народные традиции Новосибирск

Народные традиции Новосибирск

Масленица арт

Масленица арт

Томская писаница Масленица 2021

Томская писаница Масленица 2021

Школьники в Горсаду на Масленицы

Школьники в Горсаду на Масленицы

Масленица Разгуляй кулачные бои

Масленица Разгуляй кулачные бои

"Весёлая Масленица"

«Весёлая Масленица»

Кулачные бои на Руси стенка на стенку

Кулачные бои на Руси стенка на стенку

Масленица в садике

Масленица в садике

Праздник Масленица кулачный бой

Праздник Масленица кулачный бой

Масленица в Подольске

Масленица в Подольске

Артель кулачный бой

Артель кулачный бой

Масленица в школе

Масленица в школе

Разгуляй кулачные бои

Разгуляй кулачные бои

Масленица в Витебске

Масленица в Витебске

Масленица фото в Лесной зоне

Масленица фото в Лесной зоне

Масленица в 2021 кулачные бои

Масленица в 2021 кулачные бои

Масленица стенка на стенку

Масленица стенка на стенку

Колодка на Масленицу

Колодка на Масленицу

Кулачные бои на Масленицу

Кулачные бои на Масленицу

Масленица в Туле

Масленица в Туле

Кулачные бои на Масленицу в Англии

Кулачные бои на Масленицу в Англии

Праздники являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Огромный выбор фото праздничных мероприятий и подготовки к ним смотрите здесь, например «Масленица кулачный бой Измайлово (58 фото)». Смотрите также коллекции «Масленица у мордвы (59 фото)» или «Масленица концерт (65 фото)». Вы можете выбрать для себя идею праздничного декора, подготовки к церемонии, выбрать наряд или украшения, подобрать праздничную обувь и образ в целом. Лучшие варианты тортов, капкейков, интерьера и все для создания праздничного настроения для Вас!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник мастер отзывы сотрудников
  • Праздник масленица какое число
  • Праздник масленица история возникновения кратко
  • Праздник масленица историческая справка
  • Праздник масленица иллюстрация