Праздник матери мироносицы

8 мая 2022 года Церковь вспоминает святых жен-мироносиц. Кто они, почему их так называют, в чем смысл и какова история праздника, как в Церкви относятся к женщинам - читайте нашу подборку.

Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

8 мая 2022 года Церковь вспоминает святых жен-мироносиц. Кто они, почему их так называют, в чем смысл и какова история праздника, как в Церкви относятся к женщинам — читайте нашу подборку.

Жены-мироносицы

Этот праздник посвящен обычным женщинам — Христовым ученицам, неотступно следовавшим за своим Учителем и не оставившим Его даже в те минуты, когда большинство апостолов попросту разбежались. Читать далее

Православный женский день

Cовсем немногие знают, что Православная Церковь, «поработившая» женщину, уже много столетий по всему миру отмечает свой Международный женский день, причем он тоже посвящен освобожденной женщине.
Читать далее

Жены-мироносицы — идеал святости

Протоиерей Андрей Рахновский о женах-мироносицах, Марии Магдалине, Богородице, о женской святости и Пасхе. Читать далее

Неделя 3 по Пасхе, св. жен-мироносиц: 8 мая

Скупые слова о них, «плачущих и рыдающих», дает нам евангелист Марк (Мк 16:10). И действительно, трудно и представить степень этой муки и смятения… Но посреди невыносимой боли и крушения всех надежд несколько женщин от сердца шли на рассвете ко гробу. Читать далее

Жены-мироносицы. История в картинках

«Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и другие с ними» — так перечисляют евангелисты имена учениц Христа, пришедших на Его гроб в день после праздника иудейской Пасхи помазать тело своего Учителя погребальным маслом — миром. В современной церковной традиции этот праздник стал своего рода православным «женским днем». Читать далее

Мироносицы и дьякониссы

Со времен жен мироносиц и до наших дней Бог призывает женщин к самом важному служению — служению милосердной любви к ближнему, — Сергей Худиев о женской вере. Читать далее

Загрузка…

    Тре­тью неде­лю по Па­схе Цер­ковь по­свя­ща­ет же­нам-ми­ро­но­си­цам. Рас­ска­зы­ва­ем, кто бы­ли жен­щи­ны, остав­ши­е­ся вер­ны­ми Сво­е­му Гос­по­ду и Учи­те­лю до кон­ца, сто­яв­шие при Кре­сте Спа­си­те­ля, при­шед­шие по­ма­зать аро­ма­та­ми Его Те­ло, и услы­шав­шие от ан­ге­ла ра­дост­ное из­ве­стие о Вос­кре­се­нии Хри­ста.

    Кто та­кие же­ны ми­ро­но­си­цы?

    Же­ны-ми­ро­но­си­цы – по­сле­до­ва­тель­ни­цы Иису­са Хри­ста, при­шед­шие пер­вы­ми к по­гре­баль­ной пе­ще­ре, где на­ка­нуне бы­ло по­ло­же­но те­ло Спа­си­те­ля. Жен­щи­ны при­шли для то­го, чтобы, со­глас­но иудей­ско­му по­гре­баль­но­му об­ря­ду, по­ма­зать Его те­ло спе­ци­аль­ны­ми бла­го­вон­ны­ми сме­ся­ми, ко­то­рые осла­би­ли бы на вре­мя про­цесс раз­ло­же­ния.

    Же­ны-ми­ро­но­си­цы пред­став­ле­ны у еван­ге­ли­стов по-раз­но­му. К при­ме­ру, в Еван­ге­лии от Мат­фея фигу­ри­ру­ют толь­ко Ма­рия Маг­да­ли­на и «дру­гая Ма­рия» (Мф.28:1). В Еван­ге­лии от Мар­ка – Ма­рия Маг­да­ли­на, Ма­рия Иа­ко­вле­ва (Мк.15:40) и Са­ло­мия (Мк.16:1). В Еван­ге­лии от Лу­ки – «Маг­да­ли­на Ма­рия), и Иоан­на, и Ма­рия, мать Иа­ко­ва, и дру­гие с ни­ми» (Лк.24:10). Еван­ге­лие от Иоан­на сви­де­тель­ству­ет о том, что из жен-ми­ро­но­сиц в то утро два­жды ко гро­бу при­хо­ди­ла толь­ко Ма­рия Маг­да­ли­на. Та­ким об­ра­зом, имя Ма­рии Маг­да­ли­ны упо­ми­на­ет­ся во всех че­ты­рех ка­но­ни­че­ских Еван­ге­ли­ях. У еван­ге­ли­стов Мар­ка и Лу­ки в рас­ска­зе о хож­де­нии ко гро­бу фигу­ри­ру­ют так­же Са­ло­мия и Иоан­на.

    Со­глас­но Свя­щен­но­му Пре­да­нию, ко­гда Иуда пре­дал Хри­ста пер­во­свя­щен­ни­кам, все Его уче­ни­ки бе­жа­ли. Апо­стол Петр сле­до­вал за Спа­си­те­лем до дво­ра пер­во­свя­щен­ни­ка, где три­жды от­рек­ся от Него, об­ли­ча­е­мый как Его уче­ник. Весь на­род иудей­ский кри­чал то­гда Пи­ла­ту: «Возь­ми, возь­ми, рас­пни Его!» (Ин.19:15). Ко­гда же Спа­си­тель был рас­пят, вся про­хо­дя­щая ми­мо пуб­ли­ка на­сме­ха­лась над Ним и толь­ко Его Мать с уче­ни­ком Иоан­ном сто­я­ла у Кре­ста и жен­щи­ны, по­сле­до­вав­шие за Ним и Его уче­ни­ка­ми. Это бы­ли Ма­рия Маг­да­ли­на, Иоан­на, Ма­рия, Мать Иа­ко­ва, Са­ло­мия, и дру­гие, по­лу­чив­шие в по­след­ствие на­име­но­ва­ние жен-ми­ро­но­сиц.

    Сви­де­тель­ни­цы вос­кре­се­ния

    Же­ны-ми­ро­но­си­цы оста­лись вер­ны­ми Спа­си­те­лю до кон­ца. При этом они не име­ли ни­ка­кой воз­мож­но­сти что-ли­бо из­ме­нить и не име­ли пра­ва го­ло­са – а лишь мол­ча­ли­во сто­я­ли у Кре­ста, пре­бы­вая со сво­им Учи­те­лем до по­след­ней ми­ну­ты.

    Же­ны-ми­ро­но­си­цы пер­вы­ми узна­ли о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом и уви­де­ли Его вос­крес­шим.

    Ко­гда жен­щи­ны шли к ме­сту по­гре­бе­ния Спа­си­те­ля, они рас­суж­да­ли, кто смо­жет от­ва­лить ка­мень от по­гре­баль­ной пе­ще­ры. Но пе­ред их при­хо­дом сни­зо­шел Ан­гел, по­сле че­го слу­чи­лось зем­ле­тря­се­ние, ко­то­рое от­ва­ли­ло ка­мень и ис­пу­га­ло стра­жу. Ан­гел сви­де­тель­ство­вал же­нам-ми­ро­но­си­цам, что Хри­стос вос­крес и пред­ва­рит их в Га­ли­лее. В Еван­ге­лие от Иоан­на осо­бен­ным об­ра­зом под­чер­ки­ва­ет­ся, что пер­вой ко гро­бу при­шла Ма­рия Маг­да­ли­на, по­сле че­го она вер­ну­лась к апо­сто­лам Пет­ру и Иоан­ну и со­об­щи­ла, что «не зна­ем, где по­ло­жи­ли Его» (Ин.20:2), уви­дев, что те­ла нет во гроб­ни­це.

    Ма­рия Маг­да­ли­на пла­ка­ла и ду­ма­ла, что те­ло Спа­си­те­ля по­хи­ти­ли. В это вре­мя ей явил­ся Хри­стос, Ко­то­ро­го она сна­ча­ла при­ня­ла за са­дов­ни­ка. Он ска­зал ей, чтобы она не при­ка­са­лась к Нему до то­го, как Он не вос­шел к От­цу, и по­про­сил со­об­щить Его уче­ни­кам о Его вос­кре­се­нии. Ма­рия Маг­да­ли­на, воз­вра­ща­ясь к уче­ни­кам, встре­ча­ет дру­гую Ма­рию – и Хри­стос яв­ля­ет­ся вто­рой раз, вновь по­веле­вая со­об­щить о Сво­ем вос­кре­се­нии уче­ни­кам. Апо­сто­лы, услы­шав о вос­кре­се­нии Спа­си­те­ля, не по­ве­ри­ли в это.

    Од­на­ко су­ще­ству­ет так­же пре­да­ние, что пер­вой Иисус явил­ся не Ма­рии Маг­да­лине, а Сво­ей Ма­те­ри – Ма­рии. А в Еван­ге­лии от Мат­фея Иисус яв­ля­ет­ся сра­зу всем же­нам-ми­ро­но­си­цам (Мф.28:9-10).

    «В тот же день двое из них шли в се­ле­ние, от­сто­я­щее ста­дий на шесть­де­сят от Иеру­са­ли­ма, на­зы­ва­е­мое Эм­маус; и раз­го­ва­ри­ва­ли меж­ду со­бою о всех сих со­бы­ти­ях. И ко­гда они раз­го­ва­ри­ва­ли и рас­суж­да­ли меж­ду со­бою, и Сам Иисус, при­бли­зив­шись, по­шел с ни­ми. Но гла­за их бы­ли удер­жа­ны, так что они не узна­ли Его. Он же ска­зал им: о чем это вы, идя, рас­суж­да­е­те меж­ду со­бою, и от­че­го вы пе­чаль­ны? Один из них, име­нем Клео­па, ска­зал Ему в от­вет: неуже­ли Ты один из при­шед­ших в Иеру­са­лим не зна­ешь о про­ис­шед­шем в нем в эти дни? И ска­зал им: о чем? Они ска­за­ли Ему: что бы­ло с Иису­сом На­за­ря­ни­ном, Ко­то­рый был про­рок, силь­ный в де­ле и сло­ве пред Бо­гом и всем на­ро­дом; как пре­да­ли Его пер­во­свя­щен­ни­ки и на­чаль­ни­ки на­ши для осуж­де­ния на смерть и рас­пя­ли Его. А мы на­де­я­лись бы­ло, что Он есть Тот, Ко­то­рый дол­жен из­ба­вить Из­ра­и­ля; но со всем тем, уже тре­тий день ныне, как это про­изо­шло. Но и неко­то­рые жен­щи­ны из на­ших изу­ми­ли нас: они бы­ли ра­но у гро­ба и не на­шли те­ла Его и, при­дя, ска­зы­ва­ли, что они ви­де­ли и яв­ле­ние Ан­ге­лов, ко­то­рые го­во­рят, что Он жив. И по­шли неко­то­рые из на­ших ко гро­бу и на­шли так, как и жен­щи­ны го­во­ри­ли, но Его не ви­де­ли. То­гда Он ска­зал им: о, несмыс­лен­ные и мед­ли­тель­ные серд­цем, чтобы ве­ро­вать все­му, что пред­ска­зы­ва­ли про­ро­ки!» (Лк.24:13-25).

    Ма­рия Маг­да­ли­на

    Ма­рия Маг­да­ли­на – свя­тая рав­ноап­о­столь­ная, по­чи­та­е­мая Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью как од­на из жен-ми­ро­но­сиц. В Но­вом За­ве­те имя Ма­рии Маг­да­ли­ны упо­ми­на­ет­ся лишь в ше­сти эпи­зо­дах:

    1. Ко­гда она бы­ла ис­це­ле­на Иису­сом Хри­стом от одер­жи­мо­сти се­мью бе­са­ми (Лк.8:2; Мк.16:9);
    2. По­сле это­го она по­сле­до­ва­ла за Хри­стом, слу­жа Ему (Мк.15:40-41, Лк.8:3);
    3. Она при­сут­ство­ва­ла на Гол­го­фе во вре­мя крест­ной смер­ти Хри­ста (Мф.27:56);
    4. Ста­ла сви­де­тель­ни­цей Его по­гре­бе­ния (Мф.27:61);
    5. Ста­ла од­ной из жен-ми­ро­но­сиц (10), ко­то­рым Ан­гел воз­ве­стил о Его вос­кре­се­нии (Мф.28:1, Мк.16:1-8);
    6. Она пер­вой уви­де­ла вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля, при­няв Его за са­дов­ни­ка. (Ин.20:11-18).

    Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на ро­ди­лась в ме­стеч­ке Маг­да­ла (от­ку­да, по неко­то­ро­му ря­ду мне­ний и про­ис­хо­дит ее про­зва­ние – «Маг­да­ли­на», ивр. «уро­жен­ка го­ро­да Ми­гдал-Эль»), в Га­ли­лее, в се­вер­ной ча­сти Свя­той Зем­ли, на бе­ре­гу Ген­ни­са­рет­ско­го озе­ра, непо­да­ле­ку от то­го ме­ста, где кре­стил Иоанн Кре­сти­тель.

    Что ка­са­ет­ся пер­вой ча­сти жиз­ни свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны, то из­вест­но, что она бы­ла под­вер­же­на неиз­ле­чи­мо­му неду­гу, бы­ла одер­жи­ма, со­глас­но Еван­ге­лию от Лу­ки, «се­мью бе­са­ми» (Лк.8:2). Не уточ­ня­ют­ся при­чи­ны и об­сто­я­тель­ства про­изо­шед­ше­го с ней. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бы­ла одер­жи­ма не вслед­ствие сво­ей гре­хов­но­сти, а по­то­му, что Про­ви­де­ние Бо­жие до­пу­сти­ло это для то­го, чтобы Гос­подь Иисус Хри­стос явил де­ло Сла­вы Бо­жи­ей – чу­до ис­це­ле­ния Ма­рии Маг­да­ли­ны, про­свет­ле­ния ее ума и при­вле­че­ние ее к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля и к веч­но­му спа­се­нию.

    Од­на­жды Ма­рия Маг­да­ли­на услы­ша­ла о Чу­до­твор­це, «ис­це­ля­ю­щем вся­кую бо­лезнь и вся­кую немощь в лю­дях» (Мф.9:35). Она на­чи­на­ет ис­кать Его, ви­дит, что «мно­гих ис­це­лил Он от бо­лез­ней и неду­гов, и от злых ду­хов, и глу­хих, и сле­пых, и хро­мых, и про­ка­жен­ных, и мерт­вых вос­кре­сил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Ма­рия Маг­да­ли­на пла­мен­но ве­рит в Его все­мо­гу­ще­ство, при­бе­га­ет к Его Бо­же­ствен­ной си­ле, про­сит се­бе ис­це­ле­ния и по­лу­ча­ет про­си­мое: му­чи­тель­ная си­ла злых ду­хов остав­ля­ет ее, она осво­бож­да­ет­ся от по­ра­бо­ще­ния бе­сам и жизнь ее освя­ща­ет­ся Бо­же­ствен­ным си­я­ни­ем ее Ис­це­ли­те­ля.

    В ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ре по­вест­ву­ет­ся о том, что по­сле крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля, Ма­рия Маг­да­ли­на от­пра­ви­лась в Эфес вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей к св. апо­сто­лу Иоан­ну Бо­го­сло­ву и по­мо­га­ла ему в сво­их тру­дах. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бла­го­вест­во­ва­ла в Ри­ме (Рим.16:6). Скон­ча­лась она так­же в Эфе­се.

    Кто еще был сре­ди жен ми­ро­но­сиц?

    Свя­тая Са­ло­мия

    Дочь Иоси­фа, об­руч­ни­ка свя­той Де­вы Ма­рии, рож­ден­ная от пер­во­го бра­ка. Св. Са­ло­мия бы­ла за­му­жем за Зе­ве­де­ем и име­ла от это­го бра­ка двух сы­но­вей, ап. Иоан­на Бо­го­сло­ва и Иа­ко­ва. Вме­сте с дру­ги­ми же­на­ми-ми­ро­но­си­ца­ми Са­ло­мия слу­жи­ла Хри­сту, ко­гда Он на­хо­дил­ся в Га­ли­лее. Еван­ге­лист Мат­фей, опи­сы­вая крест­ные стра­да­ния Гос­по­да Иису­са, го­во­рит, что там бы­ли так­же и смот­ре­ли из­да­ли мно­гие жен­щи­ны, ко­то­рые сле­до­ва­ли за Иису­сом из Га­ли­леи, слу­жа Ему. Меж­ду ни­ми бы­ла и мать сы­нов Зе­ве­де­е­вых (Мф.27,55-56). В чис­ле дру­гих жен-ми­ро­но­сиц (13) она так­же при­шла ко гро­бу вос­крес­ше­го Гос­по­да и узна­ла от ан­ге­лов о Его Вос­кре­се­нии и по­ве­ле­нии со­об­щить уче­ни­кам, что Он вос­крес из мерт­вых и «пред­ва­ря­ет вас в Га­ли­лее: там Его узри­те» (Мк.16,7).

    Свя­тая Иоан­на

    Свя­тая Иоан­на – же­на Ху­зы, до­мо­пра­ви­те­ля Иро­до­ва. Ко­гда бы­ла от­се­че­на гла­ва Иоан­на Кре­сти­те­ля, то убий­цы не хо­те­ли по­ло­жить гла­вы Пред­те­чи вме­сте с те­лом его, бо­ясь, как бы он не вос­крес; уче­ни­ки по­хо­ро­ни­ли те­ло Пред­те­чи в Се­ва­стии, а гла­ву вра­ги скры­ли во двор­це Иро­до­вом. Об этом узна­ла Иоан­на, же­на Ху­зы, до­мо­пра­ви­те­ля Иро­да, ко­то­рая бы­ла тай­ной по­сле­до­ва­тель­ни­цей Хри­ста. Она тай­но взя­ла чест­ную гла­ву и, по­ло­жив ее в со­суд, с бла­го­го­ве­ни­ем по­греб­ла ее в по­ме­стье Иро­да, на го­ре Еле­он­ской. Свя­той еван­ге­лист Лу­ка в сво­ем Еван­ге­лии, го­во­ря о про­хож­де­нии Иису­са Хри­ста по го­ро­дам и се­ле­ни­ям для про­по­ве­ди и бла­го­вест­во­ва­ния, за­ме­ча­ет, что за Ним сле­до­ва­ли и неко­то­рые жен­щи­ны, в чис­ле ко­их го­во­рит и об Иоанне, жене Ху­зы, до­мо­пра­ви­те­ля Иро­да, ко­то­рые слу­жи­ли Ему име­ни­ем сво­им (Лк.8,1-3). Кро­ме то­го, св. еван­ге­лист Лу­ка го­во­рит, что эти же­ны по­сле­до­ва­ли за Хри­стом из Га­ли­леи в Иеру­са­лим и при рас­пя­тии Гос­по­да сто­я­ли вда­ли и смот­ре­ли на рас­пя­тие, на гроб и как по­ла­га­ли те­ло Гос­по­да.

    Свя­тая Ма­рия Клео­по­ва

    Ма­рия Клео­по­ва – дочь Иоси­фа, об­руч­ни­ка Пре­свя­той Де­вы Ма­рии. Она бы­ла вы­да­на за­муж за мень­ше­го бра­та Иоси­фа — Клеопу. Она бы­ла еще де­ви­цей, ко­гда Пре­свя­тая Де­ва, об­ру­чен­ная Иоси­фу, во­шла к нему в дом и жи­ла вме­сте с этой до­че­рью Иоси­фа в неж­ной люб­ви, как род­ные сест­ры. На ос­но­ва­нии этой неж­ной люб­ви св. еван­ге­лист Иоанн на­зы­ва­ет Ма­рию Клео­по­ву сест­рой Ма­те­ри Иису­са (Ин.19,25). Она удо­сто­и­лась при­сут­ство­вать при кре­сте Спа­си­те­ля и слы­шать Бо­же­ствен­ное усы­нов­ле­ние Гос­по­дом лю­би­мо­го уче­ни­ка сво­е­го Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. О даль­ней­шей жиз­ни и кон­чине Ма­рии Клео­по­вой мы не име­ем ни­че­го в цер­ков­ных пре­да­ни­ях.

    Свя­тая Су­сан­на

    О Су­санне упо­ми­на­ет толь­ко один еван­ге­лист Лу­ка и толь­ко од­на­жды: ко­гда рас­ска­зы­ва­ет о про­хож­де­нии Гос­по­да Иису­са Хри­ста по го­ро­дам и се­ле­ни­ям для про­по­ве­ди и бла­го­вест­во­ва­ния, то из со­пут­ству­ю­щих ему жен име­ну­ет и Су­сан­ну (Лк.8,3), как слу­жив­шую Хри­сту от име­ний сво­их.

    Свя­тая Ма­рия, мать Иа­ко­ва мень­ше­го и Иосии

    Об этой жене упо­ми­на­ют три еван­ге­ли­ста — Мат­фей при пе­ре­чис­ле­нии жен, сто­яв­ших при кре­сте, на­зы­ва­ет ее Ма­ри­ей, ма­те­рью Иа­ко­ва и Иосии. Еван­ге­лист Марк упо­ми­на­ет о ней два­жды: пер­вый раз — при пе­ре­чис­ле­нии жен, смот­рев­ших из­да­ли на стра­да­ния и смерть Иису­са Хри­ста. Он на­зы­ва­ет ее Ма­ри­ей, ма­те­рью Иа­ко­ва мень­ше­го и Иосии. В дру­гой раз, пе­ре­чис­ляя жен-ми­ро­но­сиц (14), ку­пив­ших аро­ма­ты, он упо­ми­на­ет и о Ма­рии Иа­ко­вле­вой. На­ко­нец, еван­ге­лист Лу­ка, по­вест­вуя о воз­вра­тив­ших­ся от гро­ба вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля к уче­ни­кам для бла­го­ве­стия о Вос­крес­шем же­нах, упо­ми­на­ет и о Ма­рии, ма­те­ри Иа­ко­ва (Мф.27,56; Мк.15,40, 16,1; Лк.24,10).

    Празд­но­ва­ние

    День па­мя­ти жен-ми­ро­но­сиц со­вер­ша­ет­ся в пят­на­дца­тый день, на­чи­ная с Пас­хи (тре­тье вос­кре­се­нье). В этот цер­ков­ный жен­ский празд­ник при­ня­то по­здрав­лять сво­их близ­ких жен­щин – су­пруг, ма­те­рей, се­стер. Же­ны-ми­ро­но­си­цы яв­ля­ют со­бой при­мер ис­тин­ной жерт­вен­ной люб­ви и са­мо­от­вер­жен­но­го слу­же­ния Гос­по­ду. Цер­ковь от­ме­ча­ет этот день как празд­ник всех жен­щин-хри­сти­а­нок, пра­во­слав­ный Жен­ский день — каж­дая жен­щи­на зем­ли яв­ля­ет­ся про­об­ра­зом од­ной из жен-ми­ро­но­сиц: она несет мир ми­ру, сво­ей се­мье, до­маш­не­му оча­гу, рож­да­ет ча­да, яв­ля­ет­ся опо­рой му­жу. Ряд пра­во­слав­ных вы­ска­зы­ва­ют­ся за то, чтобы имен­но этот день стал аль­тер­на­ти­вой свет­ско­му Меж­ду­на­род­но­му жен­ско­му дня, от­ме­ча­е­мо­му 8 мар­та.

    Дмит­рий Бо­ри­сов

    По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

    День Жен-мироносиц — 30 апреля в 2023 году.

    Какого числа отмечают Православный женский день (День Жен-мироносиц)? Вы узнаете об этом, если прочитаете данную статью на портале «Правмир».

    Православный женский день. День Жен-мироносиц

    В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

    Православный женский день. День Жен-мироносицЭто те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

    Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

    Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

    Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

    «И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

    С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

    Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

    Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

    Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

    Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

    А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

    Марина Горинова Газета «Благовест»

    ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
    2-е Воскресенье по Пасхе
    15 мая 1974 г.

    Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

    Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

    И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

    Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

    И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

    Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

    И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

    А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.


    Вы прочитали статью Православный женский день. Читайте также:

    • Неделя Жен-мироносиц: Когда устаревает верность
    • Воскресенье Жен-Мироносиц
    • Каким должен быть женский праздник?
    • Мои мироносицы

    Поскольку вы здесь…

    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

    Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

    Содержание страницы

    • Какого числа праздник жен-мироносиц в 2022 г.

      • Когда Неделя жен-мироносиц 2022 года
    • Кто эти жены?
    • Почему этих женщин называют мироносицами
      • Имена жен-мироносиц
      • Была ли Богородица у гроба Спасителя?
    • Как отпраздновать и поздравить близких с днем жен-мироносиц
    • Подвиг жен-мироносиц
    • Иконография
    • Жены-мироносицы в искусстве
    • Храмы в честь жен-мироносиц

      • Похожие статьи

    Какого числа праздник жен-мироносиц в 2022 г.

    Он отмечается всегда ровно через 2 недели после Воскресения Христова. В 2022 году это 8 мая.

    Когда Неделя жен-мироносиц 2022 года

    Это другое наименование празднования, так как оно всегда приходится на воскресенье, называемое также «неделей». Как уже было отмечено выше, в 2022 году воскресенье (неделя) жен мироносиц празднуется 8 мая.

    Кто эти жены?

    Под ними церковное предание издавна понимает женщин, которые на другой день по смерти Христа, когда Его Тело, согласно иудейскому обычаю, уже было погребено, вернулись ко гробу Учителя.

    день жен-мироносиц 2022

    Жены-мироносицы у Гроба Господня

    Почему этих женщин называют мироносицами

    Именование указывает на причину возвращения ко гробу: женщины пришли помазать тело умершего Христа благовонным миром. Согласно Евангелию:

    • Господь умер на Кресте в девятый час дня пятницы, когда до субботы – дня покоя согласно Закону Моисея – оставалось совсем немного времени; именно поэтому иудеи обращались к Понтию Пилату с просьбой разрешить снять с крестов Иисуса, а также двух казненных с Ним разбойников – до наступления дня покоя, когда запрещены любые труды, необходимо было похоронить всех;
    • ввиду того, что времени на совершение погребальных обрядов оказалось очень мало, совершать все пришлось с крайней поспешностью, например, Тело Христа не успели должным образом помазать миром, благовониями; как можно скорее Его, обернув плащаницей, погребли в пещере; чтобы завершить погребальный обряд подобающим образом, пришлось ожидать первого дня недели – именно это собирались сделать женщины.

    Хотя установилось именование женщин «мироносицами», исторически оно, по-видимому, не совсем точно. Судя по словам авторов Евангелий, Тело Христа было помазано миром свв. Иосифом и Никодимом, которые погребали Спасителя, но не было умащено «ароматами», которыми обыкновенно натирали тела умерших. Эти-то «ароматы» , или ароматические масла (а не собственно миро), несли женщины, чтобы оказать телу учителя все необходимые по Закону почести.

    Имена жен-мироносиц

    Евангелисты, перечисляя имена женщин, называют их различно, так, что сложно даже установить, сколько было мироносиц:

    • среди них все авторы единогласно называют св. Марию Магдалину, которая было одной из вернейших, горячих верой учениц Спасителя; кроме того, именно она побывала у гробовой пещеры дважды;
    • можно предположить, что среди женщин были сестры прав. Лазаря, воскрешенного Спасителем, Марфа и Мария, хотя прямого упоминания об этом нет;
    • среди пришедших ко гробу называют также Иоанну, которая, согласно св. Луке, была «женой Хузы, домоправителя Ирода», правителя Иудеи; некоторые церковные историки думают, что исцеленный Христом сын царедворца был как раз ее ребенком – именно поэтому Иоанна следовала за Господом, «служила Ему имением», помогала небольшой общине учеников Мессии;
    • еще одна мироносица – Саломия, которая, вероятно, была матерью апп. Иоанна и Иакова; именно она незадолго до страданий Спасителя, когда все ожидали Царства Небесного, просила у Иисуса милости сыновьям – дабы они сели в Его Царстве справа и слева от Господа;
    • св. Лука упоминает также Сусанну (Лк.8), которая помогала Апостолам из своего имения; можно предположить, что она также была у гроба тем утром, хотя прямых данных об этом нет;
    • наконец, Евангелисты упоминают сразу несколько пришедших к месту погребения жен, носящих имя Марии: это Мария Клеопова (возможно, сестра, либо супруга сына прав. Иосифа Обручника), а еще Мария Иаковлева, личность которой неясна.

    Была ли Богородица у гроба Спасителя?

    Некоторые толкователи полагают, что именно Она имеется ввиду под Марией Иаковлевой – действительно, выйдя замуж на прав. Иосифа, Она могла считаться матерью его сына, ап. Иакова. Другие думать, что Пречистая имеется ввиду под «другой Марией», о которой говорит св. Матфей (Мф.28:1). Хотя никаких прямых данных о том, что Мать Иисуса была у гроба Сына утром Его Воскресения нет, церковное предание во всяком случае полагает, что именно Ей Он явился по Воскресении – однако подробности события Евангелисты никак не отразили.

    Как отпраздновать и поздравить близких с днем жен-мироносиц

    Современные верующие нередко понимают праздник как «православный женский день», противовес светскому (и феминистическому по своему происхождению) празднику 8 марта, известному с советских лет. На самом деле «православным женским днем» Неделя мироносиц была много столетий. Так, известно, что на Руси:

    • в храмах было гораздо больше девушек, женщин, чем обычно;
    • после литургии, подходя ко кресту, они дарили священнику яйцо, трижды «христосовались» (лобызались) с батюшкой (следует сказать, что на сам день Пасхи подобный обычай был также принят, но христосовались с иереем только мужчины);
    • существовали также особые «бабьи братчины», праздничные обеды, на которые собирались только женщины, девушки; важной частью пиршества было «кумовство»: обменивались нательными крестами, христосовались, выбирая себе задушевную подругу, сестру во Христе.

    Последние годы складываются также новые традиции праздника. На этот день:

    • христианки стараются причаститься Св. Таин, духовно соединившись с ревностными ученицами Господа, первыми возвестившими миру о Воскресении;
    • в проповедях священников этого дня можно услышать рассуждения о роли женщин в Церкви, служении жен;

    Вот как, например, говорит об этом дне митрополит Антоний Сурожский:

    «Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

    И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен- мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем…»

    • принято поздравлять православных женщин, дарить небольшие подарки, цветы.

    Подвиг жен-мироносиц

    Жены-мироносицы 2022

    Икона святых жен-мироносиц

    Церковь считает, что это – подвиг нерассуждающей преданной любви к Спасителю. Сами женщины, конечно, не видели особого «героизма» в том, чтобы тогда, когда иудеи пристально следили за учениками Иисуса, выйти из дома, открыто отправиться к Его могиле. У них лишь болело сердце об унижении Учителя, Его страшной кончине – но самое главное, о том, что даже по смерти Он не сподобился достойного, с соблюдением всех обычаев, погребения. Мучаясь этим, они, вероятно, провели всю «субботу покоя», может быть, не спали ночь, ожидая рассвета, когда по Закону можно приступить к делам.

    Немедленно, еще затемно, они выходят из дома. Идут ко гробу – и, судя по всему, лишь по дороге понимают: они ведь слабые женщины, а пещера, как они хорошо знают, закрыта камнем: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк.16:3) Так спрашивают они друг друга и… продолжают идти. У них нет плана действий, лишь горячая любовь к Учителю.

    Но вот пещера – а камень уже кем-то отодвинут! Да и тела Равви внутри нет, лишь – «пелены лежащие». Пройдут, может быть, минуты – они увидят Воскресшего… Такова награда за любовь, преданность, самоотверженность: стать вестницами величайшего для человечества события – Воскресения, победы над смертью.

    Именно эти скромные женщины впервые обратились к Апостолам, «страха ради иудейска» закрывшимся в доме, с невероятными словами: «Христос воскрес!». Позже эти слава станут кратчайшим исповеданием веры, ведь Воскресение – суть надежды христиан, их веры.


    Жены-мироносицы

    Жены-мироносицы

    Иконография

    Самое древнее дошедшее до наших дней изображение Мироносиц относится к середине III в. Оно находится в античном Сирийском городе Дура-Европос (слово «дура» арамейское, значит «крепость»). Его развалины найдены в начале XX в. Здесь обнаружен христианский баптистерий (крестильня), где на одной из стен – образ трех женщин, идущих к открытой гробнице, близ которой их встречает Ангел. Сохранились также:

    • изображение женщин пред гробом Спасителя на саркофаге IV в. из Милана;
    • миниатюра из рукописного Евангелия Раввулы (манускрипт из Сирии, относится к VI в.): здесь представлены две женщины у гроба Христа, причем в одной из них легко узнать Матерь Божию.

    Позднейшая иконография праздника опиралась на эти древние образцы. На образах можно увидеть:

    • опустевшую пещеру гроба, где лежат белые пелены;
    • Ангела, перстом указывающего на пустой гроб; возможно также изображение двух Ангелов, ведь Евангелисты упоминают как явление одного небесного посланника, так и двоих – например, Марии Магдалине;
    • самих женщин, которые, как правило, приближаются к пещере с левой стороны; при этом их главы на ранних иконах не увенчаны нимбами – может быть, чтобы показать, что на тот момент они еще не осознавали, свидетельницами какого события стали;
    • наконец, на некоторых иконах также пишутся стражники, охранявшие гроб, но павшие на землю при виде чудесного Воскресения.

    Интересный факт

    Иногда образы отражают впечатления паломников, побывавших на месте Воскресения. Например, Гроб Господень, каким его видели паломники в Иерусалим, воспроизведен на иконе 1313 г. из Снетогорского монастыря под Псковом: он выглядит как горизонтальная плита, на которой – лежащие пелены. Выше висят лампады – точно так, как в Кувуклии во Храме Воскресения сейчас. Подобное изображение Гроба впоследствии стало преобладающим у русских иконописцев.


    Жены-мироносицы у Гроба Господня

    Жены-мироносицы у Гроба Господня Ок. 1475 г.

    Жены-мироносицы в искусстве

    Тема простых женщин, ставших свидетельницами Воскресения, часто привлекала внимание художников. Основой композиции картин, однако, были все те же иконы: как правило, здесь женщины изображены подходящими к Гробу с левой стороны, обязательно пишется Ангел.

    «Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа» — картина итальянского художника эпохи Позднего Возрождения Аннибале Каррачи.

    «Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа» —
    картина итальянского художника эпохи Позднего Возрождения Аннибале Каррачи.

    Вместе с тем, западные художники уделяют особое внимание деталям их одежд, а также окружающему пейзажу. Кроме того, такие картины очень эмоциональны – такова, например, картина итальянца К. Аннибале (1598 г.), где представлены сгрудившиеся у пустого гроба женщины. Их жесты передают смятение, растерянность – кто-то испуган, одна из женщин, преодолев робость, пытается приблизиться ко гробу, чтобы убедиться: слова Ангела, указывающего, что Господа там нет – правда.

    Более близкой к традиции иконописи выглядит картина русского художника, М.В.Нестерова: самое начало рассвета, к пещере идут женщины, облаченные темными одеждами. А на камне восседает Ангел, как бы тоже осмысливающий случившееся – начало совсем новой жизни человечества. Еще секунды – и прозвучит весть:: «Его нет здесь, Он воскрес!» (Лк. 24:6)

    Храмы в честь жен-мироносиц

    На Руси их строили уже в первые века после Крещения страны. Среди наиболее древних:

    • деревянная (не сохранившаяся до наших дней) церковь Великого Новгорода; около 1510 г. ее перестроили как каменную; храм имел приделы Евангелиста Матфея и Сретения Господня; здание ныне сохранилось, однако Церкви не принадлежит;
    • кладбищенская церковь во Пскове (1546 г.); она как бы свидетельствовала о будущем всеобщем воскресении на кладбище, где тогда хоронили погибших во время морового поветрия, а также неопознанных погибших; известно, что строил храм свт. Макарий, впоследствии – митрополит Московский; ныне церковь действующая, возвращена верующим с 1989 г.;
    • церковь город Серпухова, возведенная в 1 пол. XVI в.; храм ныне не существует;
    • до революции существовал также Мироносицкий монастырь – в селе Ежово нынешней Марий Эл; образование обители было связано с чудесным явлением иконы святых, которое произошло в 1647 г.; святыню даже носили на поклонение в Москву, после чего она была возвращена в церковь вновь основанной обители; монастырь существовал 1917 г., после чего был закрыт.

    Всего же по России известно около 100 церквей, часовен, посвященных святым женам. Больше всего их по Москве, Московской и Калужской областях.

    Самый западный храм находится в Калининградской области, это домовая церковь при монастыре иконы Божией Матери Державной, построена около 2015 г.

    А самый восточный – придел храма Михаила Архангела в Иркутске. Это старинная церковь рубежа XVIII-XIX вв., ныне восстановленная, действующая.

    Мироно́сицкий же́нский монасты́рь — женский монастырь в Марий Эл.

    Мироно́сицкий же́нский монасты́рь — женский монастырь в Марий Эл.

    Пасхальная ночь, тихое пение «Воскресение Твое, Христе Спасе…», горящие свечи. Из храма тихо выходит крестный ход, подобно тому, как также, затемно, когда-то отправились ко Гробу Господню женщины, еще не знавшие, что ждет впереди. Вместе с ними мы, подходя к закрытым дверям храма, с трепетом ждем заветных слов: «Христос Воскресе!»

    Автор Наталья Сазонова

    Похожие статьи

    Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

    Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

    Помочь храму

    Рекомендуем статьи по теме

    Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 30 апреля

    День наступил, зажглась денница,
    Лик мертвой степи заалел;
    Заснул шакал, проснулась птица…
    Пришли взглянуть — гроб опустел!..
    И мироносицы бежали
    Поведать чудо из чудес:
    Что нет Его, чтобы искали!
    Сказал: «Воскресну!» — и воскрес!

    «Воскрес!», К.Случевский

    Во второе воскресенье после Пасхи Русская Православная Церковь чтит память святых жен-мироносиц — Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и иных.

    Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.

    Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.

    Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

    Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

    Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.

    Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

    Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна и другие с ними. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.

    Неделя (воскресенье) Жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

    Этот праздник посвящен обычным женщинам — Христовым ученицам, неотступно следовавшим за своим Учителем и не оставившим Его даже в те минуты, когда большинство апостолов попросту разбежались. И событие, воспоминаемое в этот день, тоже, на первый взгляд, самое обыденное — не успев совершить погребальный обряд над умершим Спасителем из-за приближавшейся субботы, женщины на третьи сутки после Его крестной смерти поспешили к гробу. С собою они несли миро — дорогое пахучее масло — и шли к могиле помазать тело Иисуса.

    Верили ли они в то, что снова увидят Господа живым? Вряд ли. Как и для остальных учеников, арест, распятие и смерть Иисуса были для них своеобразным финалом — с казнью Христа эти хрупкие женщины утратили значительный смысл дальнейшего существования. Конечно, они продолжали жить ради своих семей, но жить так, как раньше, полноценно, каждый день общаясь с Учителем, уже было невозможно. И все же любовь — безусловная и безграничная — подняла мироносиц среди ночи и заставила бежать к месту погребения Христа. Сердце словно говорило им: «Спешите, и вы увидите то, что радикально изменит вашу жизнь, сделает ее более осмысленной и глубокой, чем ранее — в минуты наибольшей радости».

    Огромная чистая вера святых женщин была вознаграждена. Когда они приблизились к могиле, только лишь тут вспомнив, что вход в погребальную камеру завален тяжелым камнем, то увидели, что пещера открыта. Едва преодолевая охватившее их оцепенение, они заглянули вовнутрь и встретили ангела, который говорил им, что Тот, Кого ищут мироносицы, воскрес и ждет их в Галилее. Скорее всего, другой на месте этих женщин смутился бы, решив, что все виденное им — галлюцинации и плод воспаленного воображения. Но ученицы Христовы поверили сразу и безо всякого сомнения — получив благую весть, они бросились обратно в город, к апостолам, которые сидели в доме и там переживали обрушившееся на них горе. Еще больше вера женщин укрепилась, когда на обратной дороге они увидели самого воскресшего Господа.

    У гроба осталась лишь Мария Магдалина, которая либо пришла не со всеми, либо просто решила побыть наедине, чтобы лучше понять случившееся. Она еще не до конца осознала величие этого момента, и когда перед ней появился человек, подумала, что перед нею садовник, и стала спрашивать у него, куда исчезло тело Учителя. Но садовник назвал ее по имени, причем сделал это так, как делал только один Человек на земле. Перед нею стоял Сам Христос — живой, воскресший, реальный! Радости женщины не было предела — она своими глазами видела Того, Кого еще пару дней назад безутешно оплакивала вместе с другими ученицами.

    Потом Господь явился остальным — апостолам, ученикам, другим Своим спутницам, которые все три года Его проповеди были с Ним. Но первым радостную новость о Воскресении Спасителя узнали именно они, мироносицы — женщины, которые не побоялись ни преследования старейшин, ни возможной грубости римской охраны, которая до момента явления ангела стерегла гроб Спасителя, ни других опасностей, подстерегающих человека ночью. Ученицами двигала любовь — та самая любовь, которой их учил Господь, и которая не ведает никаких преград — даже смерти.

    День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер и подруг. Прежде всего, это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме.

    Сколько мироносиц было всего — мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной — то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.

     

    Богородица

    Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) – это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына – согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

    Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же – в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет – предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

    Мария Магдалина

    Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.

    Марфа и Мария, сестры Лазаря

    Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры – неизвестно.

    Иоанна

    Она была женой Хузы – одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна – по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 – 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.

    С ее именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады – Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

    Мария Клеопова

    О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе – брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была сестрой Пресвятой Богородицы.

    Мария Иаковлева

    С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из ее сыновей – Иаков – входил в число апостолов.

    Сусанна

    Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.

    Кондак Недели жен-мироносиц, глас 2

    Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматере Евы утолил еси/ Воскресением Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:// Спас воскресе от гроба.

    Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2

    Благообразный Иосиф,/ с Древа снем Пречистое Тело Твое,/ плащаницею чистою обвив, и благоуханьми,/ во гробе нове, закрыв, положи,/ но тридневен воскресл еси, Господи,// подаяй мирови велию милость. Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше:/ мира мертвым суть прилична,/ Христос же истления явися чуждь./ Но возопийте: воскресе Господь,// подаяй мирови велию милость.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник масленица раскраска распечатать
  • Праздник матери казачки сценарий
  • Праздник масленица разукрашка
  • Праздник матери индия
  • Праздник масленица православный праздник или нет