Праздник матрешки какого числа

Статьи о российской истории. 24 октября 1900 года на Всемирной выставке в Париже посетители впервые увидели необычную игрушку. Информация о Федеральном портале Истории России. Российское военно-историческое общество. Мы знаем правду.

24 октября 1900 года на Всемирной выставке в Париже посетители впервые увидели необычную игрушку. Румяная кукла Матрена, крепко держащая подмышкой бойкого петуха, открывалась – и из нее появлялась еще одна яркая кукла, а за ней еще, и еще, и так до восьми фигурок. Нарекли куклу матрешкой (производное от имени Матрена, которое было весьма тогда популярным среди русских крестьянок).

Из детского магазина – в павильон Российской империи

День, когда матрешка покорила европейскую публику и была удостоена бронзовой медали парижской выставки, формально считается днем рождения круглолицей куколки в платочке. Хотя, разумеется, в России с ней познакомились раньше. Правда, долгое время считалось, что прообраз матрешки родился в Японии и был не куклой, а одним из символов местных божеств. «Подсмотрела» идею якобы супруга мецената Мамонтова, посетившая Страну восходящего солнца в конце XIX века. На самом деле все было несколько иначе. Появление матрешки действительно связано с семьей Мамонтовых – они, помимо прочего, являлись владельцами московского магазина-мастерской «Детское воспитание», в котором продавались необычные развивающие игрушки.

Открытка с павильоном России на выставке в 1900 году

У Анатолия Мамонтова работал талантливый токарь Василий Петрович Звездочкин, который в один прекрасный день и превратил болванку интересной формы в деревянную куклу. Сначала будущая матрешка была цельной и походила скорее на древнерусского богатыря, но после доработок и советов коллег Звездочкин превратил ее в полую игрушку, внутрь которой одна за другой вкладывались более мелкие фигурки. Произошло это между 1898 и 1900 годами. Росписью первой матрешки, вероятнее всего, занимался художник и книжный иллюстратор Сергей Малютин. И.Э. Грабарь говорил о нем: «Малютин весело и остроумно претворяет в своем декоративном искусстве русский лубок». В руки первых матрешек Сергей Малютин вложил петуха, горшок с кашей, серп для работы в поле. Самая маленькая матрешка была расписана под младенца, укутанного в одеяльце.

Токарь Василий Звездочкин

В 1900 году матрешка отправилась покорять Европу. Трогательная и забавная игрушка «с сюрпризом» получила престижную награду и быстро обрела популярность. Сегодня первая матрешка хранится в музее Сергиева Посада – города с богатой историей создания этих кукол. В сергиево-посадских мастерских вытачивали и другие «многослойные» предметы – например, пасхальные яйца. Материалом для изделий чаще всего становилась липа. Этот вид древесины был достаточно мягким и удобным для работы, а при сушке не трескался и позволял наносить ровное покрытие лаком. Роспись гуашью и украшение рельефными элементами завершали филигранную работу мастеров.

Матрешки на любой вкус

Вскоре стали появляться «нестандартные матрешки», изображавшие не девушек, а героев литературных произведений или даже исторических деятелей. В 1909 году к столетнему юбилею со дня рождения Н.В. Гоголя изготовили коллекцию матрешек по мотивам «Ревизора» и «Тараса Бульбы», а в 1912 году событиям Отечественной войны посвятили серию с полководцами – Михаилом Илларионовичем Кутузовым и Наполеоном. В большие фигурки военачальников вложили матрешек поменьше – солдат русской и французской армий. Разработкой образов матрешек нередко занимались иконописцы, знакомые с самыми сложными и тонкими техниками росписи.

Первая матрешка Звездочкина-Малютина

После Октябрьской революции матрешки не только не исчезли, но и стали более разнообразными. В 1959 году сотрудники Научно-экспериментального института игрушки (находился он в Загорске; ныне – Сергиев Посад) установили рекорд, создав матрешку, вмещавшую в себя 42 элемента! Это число было выбрано неслучайно – каждая фигурка символизировала один год советской власти.

Матрешки Наполеон и М.И. Кутузов

В разных регионах страны зародились свои традиции изготовления и росписи кукол. В 1929 году в городе Семенове Нижегородской области десять мастеров открыли артель по выпуску матрешек. За три года артель разрослась до настоящей фабрики, работающей до сих пор. Семеновская матрешка – жгучая брюнетка в платочке, желтом платье и переднике с красными розами, синими незабудками, белоснежными ромашками. При росписи матрешек местные мастера вдохновляются мотивами хохломской и федоскинской живописи.

Семеновская матрешка

Соседки семеновской матрешки – куклы из сел Полховский Майдан и Крутец. Они отличаются вытянутой формой и выглядят более стройными. Руки полхов-майданской и крутецкой (или крутцовской) матрешек четко прорисованы и держат поднос с караваем. Самой красивой матрешкой часто называют тверскую. Ее расписывают под хохлому золотыми красками. Платок у такой матрешки красный, а передник – черный с крупными цветами и листьями. Значительно отличается от остальных матрешка из Вятки (Кирова). Самая северная кукла изображается со светлыми волосами и голубыми глазами. Ее одежда украшена не только цветистым рисунком, но и настоящей соломой – в этом заключается особенность вятской матрешки.

Стилизация под вятскую матрешку

24 октября 1900 года на свет появилась первая русская матрёшка, которую выточил токарь Василий Звездочкин, а расписал художник Сергей Малютин.

Почему матрёшка так называется


Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Русская матрёшка

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.
Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Игрушка состояла из восьми фигур: девочки чередовалось с мальчиками, а последняя — изображала спеленатого младенца.

По одной из версий прообразом куклы послужила фигурка одного из семи японских богов удачи Фукурумы, привезенная с острова Хонсю в Абрамцево, подмосковное имение Мамонтовых, где собирались многие известные художники того времени. Игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму скрывалась вся его семья.

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”.

В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Задумав сделать нечто похожее, художник Сергей Малютин нарисовал эскиз круглолицей крестьянской девушки в сарафане, цветастом платке и с черным петухом в руке. Следующая девушка — с серпом в руке. Еще одна — с караваем хлеба. За ними — братец в расписной рубахе. Назвали куклу по имени горничной Матрены, которая подавала чай на знаменитых абрамцевских вечерах.

На всемирной парижской выставке первая русская матрешка завоевала бронзовую медаль, а сейчас она хранится в музее игрушки в Сергиевом Посаде.


OLZvRfTh7KgXwovyHrvKpXva2ig7x3yOaBHV6XigM1kW3fi3j26gOaLz7UTV-adxu1V5uaykq6CSnyzhWw8Pew.jpg

Здесь подробнее — https://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/

3 января отмечается День русской матрёшки
Фото pixabay.com

Прообразом матрешки стала деревянная разъемная кукла японского божества Фукурумы. Это были вкладывающиеся одна в другую куколки, изображавшие семь богов счастья. Сувенир попал в семью мецената Мамонтова с острова Хонсю. В самой Японии авторство приписывают неизвестному монаху-миссионеру… из России.

Символ материнства
Первый эскиз круглолицей крестьянки нарисовал в ХIХ веке один из создателей «русского стиля» — Сергей Малютин. Русская кукла, изготовленная Малютиным, представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух.

Эту куклу назвали матрёшкой: до революции в русской провинции имя Матрёна (уменьшительное Матрёша) входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

И в наши дни матрёшка остаётся символом материнства, женщина рожает дочку, дочка рожает еще дочку, и в этом суть бесконечности мира. Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина, была сделана игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, она была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Коллекционер и мастерица
В нашем поселке живет женщина, одна из любителей и почитателей русской матрешки – Наталья Геннадьевна Голубаева. В ее коллекции более 500 экземпляров матрешек. Собирала их практически от юга России до Сибири, так как она еще и любитель путешествий. Многие были подарены друзьями, некоторые остались прямо из детства. На вопрос: «С чего все началось?» — Наталья Геннадьевна отвечает: «В школе была ответственной за сбор денег на всякие классные нужды, и учитель подарила мне матрешку, чтобы я складывала денежку прямо в неё, вот с неё и началась моя коллекция». «В моей коллекции нет похожих матрешек, — продолжает Наталья Геннадьевна, — все индивидуальные. Считаю, что в облике матрёшки заключается символ русской крепкой женщины, на которой держится вся семья и все, за что ответственна женщина, жена — уют, доброта, продолжение жизни, могущество России». Святые слова.

В нашем Доме культуры в честь женского праздника была организована индивидуальная выставка этой удивительной коллекции матрешек. Это было просто изумительно, превосходно, прекрасно, чудесно, великолепно, восхитительно! Не знаю, какие можно подобрать слова, чтоб выразить чувства восхищения и благодарности за то, что мы смогли насладиться этими замечательными куклами.

Кстати, Наталья Геннадьевна еще и увлекается куклами Барби, ко Дню влюбленных она показала нам выставку свадебных кукол. Наряды для женихов и невест шьет сама, потому что мастерица классная и ручки у нее золотые. Мы гордимся, что есть в нашем селении такие увлеченные и мастеровые люди!


Фото pixabay.com

Ирина Брагина, посёлок Менделеево

Здесь можно подписаться на газету Пенсионерочка

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник halloween 2021
  • Праздник мам название мероприятия
  • Праздник малышу 6 месяцев
  • Праздник маленького ламы текст
  • Праздник майского дерева гойя