Праздник матрешки когда празднуется

Статьи о российской истории. 24 октября 1900 года на Всемирной выставке в Париже посетители впервые увидели необычную игрушку. Информация о Федеральном портале Истории России. Российское военно-историческое общество. Мы знаем правду.

24 октября 1900 года на Всемирной выставке в Париже посетители впервые увидели необычную игрушку. Румяная кукла Матрена, крепко держащая подмышкой бойкого петуха, открывалась – и из нее появлялась еще одна яркая кукла, а за ней еще, и еще, и так до восьми фигурок. Нарекли куклу матрешкой (производное от имени Матрена, которое было весьма тогда популярным среди русских крестьянок).

Из детского магазина – в павильон Российской империи

День, когда матрешка покорила европейскую публику и была удостоена бронзовой медали парижской выставки, формально считается днем рождения круглолицей куколки в платочке. Хотя, разумеется, в России с ней познакомились раньше. Правда, долгое время считалось, что прообраз матрешки родился в Японии и был не куклой, а одним из символов местных божеств. «Подсмотрела» идею якобы супруга мецената Мамонтова, посетившая Страну восходящего солнца в конце XIX века. На самом деле все было несколько иначе. Появление матрешки действительно связано с семьей Мамонтовых – они, помимо прочего, являлись владельцами московского магазина-мастерской «Детское воспитание», в котором продавались необычные развивающие игрушки.

Открытка с павильоном России на выставке в 1900 году

У Анатолия Мамонтова работал талантливый токарь Василий Петрович Звездочкин, который в один прекрасный день и превратил болванку интересной формы в деревянную куклу. Сначала будущая матрешка была цельной и походила скорее на древнерусского богатыря, но после доработок и советов коллег Звездочкин превратил ее в полую игрушку, внутрь которой одна за другой вкладывались более мелкие фигурки. Произошло это между 1898 и 1900 годами. Росписью первой матрешки, вероятнее всего, занимался художник и книжный иллюстратор Сергей Малютин. И.Э. Грабарь говорил о нем: «Малютин весело и остроумно претворяет в своем декоративном искусстве русский лубок». В руки первых матрешек Сергей Малютин вложил петуха, горшок с кашей, серп для работы в поле. Самая маленькая матрешка была расписана под младенца, укутанного в одеяльце.

Токарь Василий Звездочкин

В 1900 году матрешка отправилась покорять Европу. Трогательная и забавная игрушка «с сюрпризом» получила престижную награду и быстро обрела популярность. Сегодня первая матрешка хранится в музее Сергиева Посада – города с богатой историей создания этих кукол. В сергиево-посадских мастерских вытачивали и другие «многослойные» предметы – например, пасхальные яйца. Материалом для изделий чаще всего становилась липа. Этот вид древесины был достаточно мягким и удобным для работы, а при сушке не трескался и позволял наносить ровное покрытие лаком. Роспись гуашью и украшение рельефными элементами завершали филигранную работу мастеров.

Матрешки на любой вкус

Вскоре стали появляться «нестандартные матрешки», изображавшие не девушек, а героев литературных произведений или даже исторических деятелей. В 1909 году к столетнему юбилею со дня рождения Н.В. Гоголя изготовили коллекцию матрешек по мотивам «Ревизора» и «Тараса Бульбы», а в 1912 году событиям Отечественной войны посвятили серию с полководцами – Михаилом Илларионовичем Кутузовым и Наполеоном. В большие фигурки военачальников вложили матрешек поменьше – солдат русской и французской армий. Разработкой образов матрешек нередко занимались иконописцы, знакомые с самыми сложными и тонкими техниками росписи.

Первая матрешка Звездочкина-Малютина

После Октябрьской революции матрешки не только не исчезли, но и стали более разнообразными. В 1959 году сотрудники Научно-экспериментального института игрушки (находился он в Загорске; ныне – Сергиев Посад) установили рекорд, создав матрешку, вмещавшую в себя 42 элемента! Это число было выбрано неслучайно – каждая фигурка символизировала один год советской власти.

Матрешки Наполеон и М.И. Кутузов

В разных регионах страны зародились свои традиции изготовления и росписи кукол. В 1929 году в городе Семенове Нижегородской области десять мастеров открыли артель по выпуску матрешек. За три года артель разрослась до настоящей фабрики, работающей до сих пор. Семеновская матрешка – жгучая брюнетка в платочке, желтом платье и переднике с красными розами, синими незабудками, белоснежными ромашками. При росписи матрешек местные мастера вдохновляются мотивами хохломской и федоскинской живописи.

Семеновская матрешка

Соседки семеновской матрешки – куклы из сел Полховский Майдан и Крутец. Они отличаются вытянутой формой и выглядят более стройными. Руки полхов-майданской и крутецкой (или крутцовской) матрешек четко прорисованы и держат поднос с караваем. Самой красивой матрешкой часто называют тверскую. Ее расписывают под хохлому золотыми красками. Платок у такой матрешки красный, а передник – черный с крупными цветами и листьями. Значительно отличается от остальных матрешка из Вятки (Кирова). Самая северная кукла изображается со светлыми волосами и голубыми глазами. Ее одежда украшена не только цветистым рисунком, но и настоящей соломой – в этом заключается особенность вятской матрешки.

Стилизация под вятскую матрешку

24 октября 1900 года на свет появилась первая русская матрёшка, которую выточил токарь Василий Звездочкин, а расписал художник Сергей Малютин.

Почему матрёшка так называется


Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Русская матрёшка

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.
Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Игрушка состояла из восьми фигур: девочки чередовалось с мальчиками, а последняя — изображала спеленатого младенца.

По одной из версий прообразом куклы послужила фигурка одного из семи японских богов удачи Фукурумы, привезенная с острова Хонсю в Абрамцево, подмосковное имение Мамонтовых, где собирались многие известные художники того времени. Игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму скрывалась вся его семья.

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”.

В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Задумав сделать нечто похожее, художник Сергей Малютин нарисовал эскиз круглолицей крестьянской девушки в сарафане, цветастом платке и с черным петухом в руке. Следующая девушка — с серпом в руке. Еще одна — с караваем хлеба. За ними — братец в расписной рубахе. Назвали куклу по имени горничной Матрены, которая подавала чай на знаменитых абрамцевских вечерах.

На всемирной парижской выставке первая русская матрешка завоевала бронзовую медаль, а сейчас она хранится в музее игрушки в Сергиевом Посаде.


OLZvRfTh7KgXwovyHrvKpXva2ig7x3yOaBHV6XigM1kW3fi3j26gOaLz7UTV-adxu1V5uaykq6CSnyzhWw8Pew.jpg

Здесь подробнее — https://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/

3 января отмечается День русской матрёшки
Фото pixabay.com

Прообразом матрешки стала деревянная разъемная кукла японского божества Фукурумы. Это были вкладывающиеся одна в другую куколки, изображавшие семь богов счастья. Сувенир попал в семью мецената Мамонтова с острова Хонсю. В самой Японии авторство приписывают неизвестному монаху-миссионеру… из России.

Символ материнства
Первый эскиз круглолицей крестьянки нарисовал в ХIХ веке один из создателей «русского стиля» — Сергей Малютин. Русская кукла, изготовленная Малютиным, представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух.

Эту куклу назвали матрёшкой: до революции в русской провинции имя Матрёна (уменьшительное Матрёша) входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

И в наши дни матрёшка остаётся символом материнства, женщина рожает дочку, дочка рожает еще дочку, и в этом суть бесконечности мира. Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина, была сделана игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, она была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Коллекционер и мастерица
В нашем поселке живет женщина, одна из любителей и почитателей русской матрешки – Наталья Геннадьевна Голубаева. В ее коллекции более 500 экземпляров матрешек. Собирала их практически от юга России до Сибири, так как она еще и любитель путешествий. Многие были подарены друзьями, некоторые остались прямо из детства. На вопрос: «С чего все началось?» — Наталья Геннадьевна отвечает: «В школе была ответственной за сбор денег на всякие классные нужды, и учитель подарила мне матрешку, чтобы я складывала денежку прямо в неё, вот с неё и началась моя коллекция». «В моей коллекции нет похожих матрешек, — продолжает Наталья Геннадьевна, — все индивидуальные. Считаю, что в облике матрёшки заключается символ русской крепкой женщины, на которой держится вся семья и все, за что ответственна женщина, жена — уют, доброта, продолжение жизни, могущество России». Святые слова.

В нашем Доме культуры в честь женского праздника была организована индивидуальная выставка этой удивительной коллекции матрешек. Это было просто изумительно, превосходно, прекрасно, чудесно, великолепно, восхитительно! Не знаю, какие можно подобрать слова, чтоб выразить чувства восхищения и благодарности за то, что мы смогли насладиться этими замечательными куклами.

Кстати, Наталья Геннадьевна еще и увлекается куклами Барби, ко Дню влюбленных она показала нам выставку свадебных кукол. Наряды для женихов и невест шьет сама, потому что мастерица классная и ручки у нее золотые. Мы гордимся, что есть в нашем селении такие увлеченные и мастеровые люди!


Фото pixabay.com

Ирина Брагина, посёлок Менделеево

Здесь можно подписаться на газету Пенсионерочка

Русская Матрёшка: когда отмечает День рождения

В самом начале года, третьего января, принято отмечать День Русской Матрешки. Эта уникальная разъемная куколка, выполненная из дерева, стала настоящим символом России во всем мире.
Первые истоки, где делали Матрёшку,

никто не знает. В 19 веке токарь по дереву Василий Петрович Звёздочкин решил изготовить Матрешку в русском стиле и художник Сергей Васильевич Малютин изобразил её в сарафане и платочку. Матрёшку изготавливают из мягкой древесины-липы, ольхи, берёзы. Прежде чем изготовить деревянную куклу древесину несколько раз обрабатывают — шкурят, сушат несколько раз, шлифуют, а потом вытачивают на станке и разрисовывают. Матрена (первоначальное ее имя) состоит из нескольких кукол от большего к меньшему и прячется одна в другую. Русская Матрёшка стала сувениром для иностранцев.

ТОП недели

Статистика

Яндекс.Метрика

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник матрешки какого числа
  • Праздник halloween 2021
  • Праздник мам название мероприятия
  • Праздник малышу 6 месяцев
  • Праздник маленького ламы текст