Праздник мертвых после пасхи

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

Содержание статьи

  • Радоница в 2023 году – какого числа?
    • Радоница в 2023 году – 25 апреля
    • Радоница в 2024 году – 14 мая
    • Радоница в 2025 году – 29 апреля
  • Как относиться к могиле православного христианина?
  • Как вести себя на кладбище?
  • Как правильно поминать усопших на Радоницу в 2023 году?
  • Молитва об усопшем христианине
  • Молитва вдовца
  • Молитва вдовы
  • Молитва родителей о почивших детях
  • Молитва детей об усопших родителях
  • Радоница в Валаамском монастыре (видео)
  • Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
    • Читайте также о Радонице

Радоница в 2023 году – какого числа? Радоница – 9-й день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших. Подробнее об этом – в статье!

Радоница в 2023 году – какого числа?

Радоница в 2023 году – 25 апреля

Радоница в 2024 году – 14 мая

Радоница в 2025 году – 29 апреля

«Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Радоница в 2023 году – 25 апреля. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека» (Псалтирь 103:15). Но Библия предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», – напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой Пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина?

Радоница в 2023 году - что это за день?

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Читайте также – Радоница: чему радуемся?

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже – «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших на Радоницу в 2023 году?

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Радоница в 2023 году. Воспоминания об усопших

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Радоница в 2023 году. Ангел

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Радоница в 2023 году. Что такое Радоница?

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также – Радоница: мед Сампсона и Ионафана

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их), душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радоница в Валаамском монастыре (видео)

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

С использованием материалов zavet.ru

Радоница в 2023 году. Как молиться в этот день?

Радоница в 2023 году – 25 апреля, в этот день рекомендуется вспомнить об усопших, посетить кладбище и помолиться.

Читайте также о Радонице

  • Радоница: день уставших ног и большого веселья
  • Радоница: о тайне, требующей уважения

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Историческое содержание

См. раздел: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

  • Радоница
  • Родительские субботы
  • Со святыми упокой
  • О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви свт. Афанасий (Сахаров)
  • Радоница! Время поминать… свящ. Константин Пархоменко
  • Правильно ли считать Радоницу праздником, ведь это день поминовения покойных? Л. Никеева
  • Молитвы об усопших
  • Радоница – общий праздник с усопшими игумен Нектарий (Морозов)
  • Тест: Жизнь после смерти
  • Кроссворд «Церковное поминовение усопших»
  • Радоница. Беседы с батюшкой

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются заупокойные панихиды и не совершается гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда). Для того, чтобы верующие смогли разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу.

Этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы – сразу после Светлой пасхальной Седмицы – призывает радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Сурожского Антония, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Поминовение усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной на земле Господом Иисусом Христом, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых». 

Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, причаститься и помолиться об усопших на Литургии и панихиде. Вспомним историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!», прочитать у могилы Пасхальный канон, стихиры Пасхи. Это действительно духовная радость, которой мы делимся с усопшими.

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит Уставу Церкви. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

* * *

Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия: 

На­ро­чи­тое Пас­халь­ное по­ми­но­ве­ние усоп­ших – «Радо­ни­ца» – не преду­смот­ре­но ни гре­че­ским, ни рус­ским цер­ков­ным Уста­вом, и оно со­вер­ша­ет­ся у нас «по бла­го­че­сти­во­му обы­чаю». Его по­яв­ле­ние в рус­ской бо­го­слу­жеб­ной тра­ди­ции свя­за­но, оче­вид­но, с тем, что с по­не­дель­ни­ка по­сле «Фо­ми­на вос­кре­се­нья» Устав раз­ре­ша­ет со­вер­ше­ние до­ста­точ­но скром­ных за­упо­кой­ных служб – литий. По­это­му в неко­то­рых об­ла­стях Ра­до­ни­цу справ­ля­ли в по­не­дель­ник. Со­от­вет­ствен­но, толь­ко с это­го вре­ме­ни Устав раз­ре­ша­ет ве­ру­ю­щим при­хо­дить на мо­ги­лы сво­их ближ­них. (Рас­про­стра­нён­ный в на­ро­де обы­чай при­хо­дить на мо­ги­лы в день Пас­хи и дру­гих боль­ших празд­ни­ков со сне­дью и спирт­ны­ми на­пит­ка­ми в корне про­ти­во­ре­чит хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ке и вос­хо­дит к язы­че­ским триз­нам на мо­гиль­ных хол­мах.) При­хо­дя, лю­ди гром­ко де­лят­ся с усоп­ши­ми ра­дост­ной ве­стью о вос­кре­се­нии Хри­сто­вом. Ве­ро­ят­но, с этим свя­за­но и са­мо на­зва­ние по­ми­но­ве­ния – «ра­до­ни­ца». (В неко­то­рых ме­стах этот день на­зы­ва­ют древне­сла­вян­ским сло­вом «на­вий», то есть «день мёрт­вых». В Ма­ло­рос­сии его так­же на­зы­ва­ют «мо­гил­ка­ми», «гроб­ка­ми», «про­во­да­ми».) «Неофи­ци­аль­ный» ха­рак­тер это­го по­ми­но­ве­ния под­чер­ки­ва­ет­ся тем, что цер­ков­ный Устав не преду­смат­ри­ва­ет для бо­го­слу­же­ния осо­бых за­упо­кой­ных апо­столь­ских и еван­гель­ских чте­ний.

Богослужебные (литургические) особенности

В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Устав в строгом смысле не допускает включение заупокойных песнопений в чин панихиды. Поэтому любые последования панихиды, совершаемые в приходской практике, в которых допускается смешение пасхального и заупокойного элемента, можно рассматривать как неуставное литургическое творчество.

Есть две практики; условно их можно назвать «московская» и «петербургская». Каждая практика устанавливает свой баланс между пасхальными и заупокойными песнопениями.

«Петербургская» практика панихиды на Радоницу

В этом варианте схема панихиды сохраняется, в нее вставляется минимум пасхальных песнопений: «Христос воскресе из мертвых…», ирмосы Пасхи, кондак «Аще и во гроб…».

«Благословен Бог наш…»

«Христос воскресе из мертвых…» (трижды).

Трисвятое и другие молитвословия обычного начала.

«Приидите, поклонимся…». Псалом 90-й.

Мирная заупокойная ектения.

Аллилуиа с заупокойными стихами.

Тропарь «Глубиною мудрости …» (дважды); «Слава, и ныне»: «Тебе и стену…».

Тропари по «Непорочных» «Благословен еси, Господи…» и «Святых лик обрете…».

Малая заупокойная ектения.

«Покой, Спасе наш…», «Слава, и ныне»: «От Девы Возсиявый…».

50-й псалом.

Канон: ирмосы Пасхи, в каждой песни священнослужители один раз поют припев «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих» (хор повторяет), затем духовенство — «Слава», хор — «И ныне». Катавасии нет.

По 6-й песни — малая заупокойная ектения. Кондаки «Со святыми упокой…» и «Аще и во гроб…».

На 9-й песни — диакон, подняв кадило, возглашает: «Богородицу и Матерь Света…». Хор: «Дуси и души праведных…» и сразу поется ирмос 9-й песни «Светися, светися…». После этого ирмоса — Трисвятое и обычное последование заупокойной литии.

В конце произносится отпуст панихиды «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…», затем диакон возглашает: «Во блаженном успении…», поется «Вечная память».

Конечное «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) и «И нам дарова живот вечный…».

«Московская» практика панихиды на Радоницу

В московском варианте, который заимствован нами из книги архимандрита Иоанна (Маслова), за основу берется сокращенное последование пасхальной утрени, в которое, в свою очередь, вставляются заупокойные молитвословия. То есть в этой версии, в отличие от предыдущей, акцент смещается в сторону пасхальных песнопений.

«Благословен Бог наш…»

«Христос воскресе…» (трижды). Стихи: «Да воскреснет Бог…» с пением тропаря: «Христос воскресе…». Во время пения этих стихов священник совершает малое каждение с пасхальным трисвечником.

Мирная заупокойная ектения.

Пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»).

По 3-й песни — малая заупокойная ектения и ипакои: «Предварившия утро…».

По 6-й песни — малая заупокойная ектения, кондаки «Со святыми упокой…» и «Аще и во гроб…».

По 9-й песни — малая заупокойная ектения. «Плотию уснув…».

Воскресные тропари: «Благословен еси, Господи… Ангельский собор…». Совершается полное каждение храма.

Стихиры Пасхи.

Сугубая заупокойная ектения.

«Премудрость», «Христос воскресе…» (трижды). Затем священнослужители запевают до середины «Христос воскресе…», а хор заканчивает, и отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…».

Диакон возглашает: «Во блаженном успении…» и поется «Вечная память»

Приблизительное время чтения: 9 мин.


print

Большинство из вас наверняка помнит, как во многих крупных городах в пасхальные дни местные власти выделяли целые автобусные маршруты, чтобы люди могли приехать на кладбище. А те, кто постарше, подтвердят, что даже в годы воинствующего атеизма традиция посещать могилы родных на Пасху свято исполнялась и простыми тружениками, и представителями тогдашней элиты.

Эта традиция была обусловлена несколькими факторами:  попасть в храм на Пасху было трудно, на кладбище в будний день тоже, при этом людям хотелось как-то соединить Великий праздник с памятью о почивших предках. Однако этот обычай посещения кладбища в сам день Пасхи противоречит уставу Церкви: в течение первой Светлой недели поминовение усопших вообще не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Ну а для того, чтобы верующие могли после окончания Светлой недели помянуть усопших близких и разделить с ними радость Воскресения Господня Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу.  Она имеет интересную историю и глубокий смысл…

Традиционно Радоница празднуется во вторник, который следует сразу после Фомина воскресенья. В 2022 году Радоница празднуется 3 мая. Именно на нее (и на два предшествующих дня) приходится годовой «пик посещаемости» кладбищ и массовых поминок.

Какова главная идея этого праздника? Как он появился у нас на Руси,  через какие этапы развития прошел за всю историю своего бытия? И самое главное — что говорит о нем Церковь, и какие элементы  народного варианта его празднования не имеют к церковной  традиции никакого отношения? Попробуем ответить на эти и многие другие вопросы. 

Радоница: рудимент языческой культуры

Вопреки расхожему мнению, Радоница не имеет сугубо церковного происхождения. Она отмечалась нашими предками еще задолго до того, как Русь стала христианской. Ее прежнее название — Радуница, а смысл её можно понять, лишь имея представления об архаичных верованиях славян.

Как и большинство народов древности, племена, населявшие территории нынешних Украины, Беларуси и европейской части России, не сомневались в существовании загробного мира. Наши предки верили, что после смерти человека его душа возносится к богам и переселяется в царство мертвых. Однако, в отличие от развитых религий Ближнего Востока и Средиземноморья, восточнославянское язычество не наделяло потустороннюю жизнь какими-либо нравственными чертами и не знало таких понятий, как «ад» и «рай». Все, кто умер ненасильственной смертью, уходили в иной мир, улетали в Ирий, на юг, в далекий край, который из живых могли посещать только птицы. Там жизнь, безусловно, была иной, но принципиально почти не отличалась от того, чем покойник занимался до своей кончины.

Из царства мертвых обратной дороги не было, однако существовали определенные дни в году, когда между двумя мирами устанавливалась живая связь, и души ранее почивших людей могли приходить в родные места, проведывать своих близких, участвовать в их делах. Обычно такие особые периоды приходились на дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того поминальный цикл был также связан с аграрным календарем, поэтому часто мертвых особо почитали либо накануне, либо после окончания тех или иных полевых работ.

В честь предков полагалось устраивать тризны — ритуальные обеды с обильным возлиянием, игрищами, песнями, хороводами и прочими элементами, которые в наше время называются «культурно-массовыми мероприятиями». Их цель была проста — задобрить души умерших, снискать их благосклонность. Дело в том, что древний славянин видел в своих усопших дедах-прадедах уже не простых людей, а духов, которые обладали некоторыми божественными способностями. При желании они могли воздействовать на силы природы — либо вызывать катаклизмы (засухи, поветрия, землетрясения), либо же ниспосылать различные благодатные дары (обильный урожай, теплую погоду, приплод скота). От капризов умерших зависело существование живых, и поэтому живые стремились всячески «уважить» души своих предков. Считалось, что богатая тризна, веселье, хорошее слово о покойнике, хвала в его честь гарантировали покровительство небес и благосостояние народа.

Радуница была одним из таких поминальных дней. Точнее, это был даже не день, а целый цикл, который длился примерно неделю и приурочивался к приходу весны. Всем селением выходили в поля, рощи, на луга, закликали духов. При этом старались принести покойникам радость — теплым словом, почтительным обращением. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой — славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться.

В целом все описанные ритуалы благополучно дожили до наших дней — и сегодня на кладбищах бездомные и уборщики подбирают куски хлеба, печенье, конфеты, стаканчики с водкой, оставленные заботливыми родичами на могилах близких и друзей. Суть и смысл этих традиций давно позабыты, но многие люди до сих пор их соблюдают, не думая о их языческом значении. Не понимая, что они противоречат христианскому учению.

Радоница: христианское понимание поминок

Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается 40 дней , и отражает веру христиан в воскресение их мертвых. Именно в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, его победа над адом.

Как пишет свт. Афансий Сахаров («О поминовении усопших по уставу Православной церкви»), Радоница обязана своим происхождением церковному правилу, согласно которому Великим постом поминовение усопших переносится на определенные дни — Родительские субботы. И не совершается затем в дни Светлой недели. По уставу поминовение может быть совершенно в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Этим днем и является вторник Фоминой недели. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи к этому дню всегда скопляется немало памятей об усопших. К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их родственников (у нас и сейчас есть обычай при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю совместного поминать и других умерших близких людей). А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»

На Руси, как мы говорили выше, еще и до принятия христианства существовали традиции «весенних поминок». Церковь какое-то время боролась с языческими погребальными обрядами и с самим культом предков.  В итоге христианство придало новый смысл этим старым традициям. Церковь наполнила их христианским содержанием.

Вообще, богословие (в отличие от «всезнающих» бабушек-фольклористок) мало что может сказать утвердительного о загробной участи человека. Эта тема всегда была больше предметом благочестивых догадок, а не соборных дискуссий или кабинетных исследований. Христиане верят в бессмертие души. Верят в то, что земная жизнь человека оказывает принципиальное влияние на его грядущую жизнь в вечности. Еще верующие знают, что все мы, по слову Самого Христа, воскреснем в положенное время, получим новое тело, а наша вечная участь определится тогда окончательно. Вот, пожалуй, и все догматические постулаты, которые напрямую касаются «потусторонней» темы. Дальше идет уже сфера живого опыта Церкви, в котором есть очень различные свидетельства о посмертных реалиях. Среди них, однако, можно и нужно выделить наиболее важные моменты.

Православие говорит о том, что после своей смерти человек теряет очень важную особенность — он уже не может самостоятельно производить в себе качественные изменения. Проще говоря, он не в силах каяться. Конечно, переступив порог смерти, христианин не утрачивает способность сожалеть и сокрушаться о содеянных ошибках. Но это нельзя назвать покаянием — оно присуще лишь живым и предполагает не только сокрушение в грехах, но и труд над собою, внутреннюю перемену и освобождение от того негативного груза, который накопился в течение земного пути. После смерти у человека больше нет тела, а значит — природа его становится неполноценной, что делает невозможными какие-либо перемены.

Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. Церковь всегда верила, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, и что добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших действительно может меняться. Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния могут получить и те, о ком мы молимся. Наша чистота и наше добро как бы передается другим, ведь все мы — живые и мертвые — соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом — Его святой Церкви.

Церковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны смысл. Еда — это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно — как мы ее творим. Милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее. И если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан, что называется, для «галочки» или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы. Не рюмки с водкой ему теперь нужны (алкоголь, кстати, вообще запрещен Церковью на поминках), а наша молитва — искренняя, чистая, живая. Лучшим же местом молитвы является храм Божий.

Принося еду в храм, также важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для нас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны за это. И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается ни за какие деньги. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.

Как видим, у Радоницы два пласта — языческий и христианский. К сожалению, первый из них оказался более понятным простому человеку в силу своей внешней эффектности и легкости в исполнении. Ведь это же совсем нетрудно — придти на кладбище, сказать несколько теплых фраз о покойном, выпить и закусить, а потом оставить часть обеда на «гробках». Куда тяжелее постоянно молиться об умершем и делать добрые дела в его память — искренне, непринужденно, бескорыстно. Но только так, и никак иначе можно помочь нашим родным, которые переступили чертог вечности — любовью, молитвой, добром. Иначе и на кладбище ходить нечего — все равно толку не будет. Ни на этом, ни на том свете.

Фото автора. На фото: Смоленское кладбище и часовня блаженной Ксении. Петербург, 2011 г. 

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Православные христиане на 9 день после Пасхи ходят на кладбище. В 2023 году этот день состоится 25 апреля. Прежде не рекомендуется посещать место скорби. В Светлую Седмицу проходят праздничные богослужения, а православные христиане радуются жизни и поздравляют друг друга «Христос Воскрес – Воистину Воскрес!». На это время отменяются заупокойные службы, не проводятся венчания.

Первое посещение кладбища после Пасхи

Православные христиане массово идут на кладбище на Радоницу. Это самый большой весенний праздник поминания усопших родственников.

Первое посещение кладбища после Пасхи

Название произошло от двух слов «род» и «радость». Верующие вспоминают умерших дорогих людей, и веря в вечную жизнь, разделяют с ними радость Христова Воскресения.

На Радоницу впервые после праздника совершаются заупокойные службы. Однако в этот день не принято грустить. Наоборот, необходимо от всей души порадоваться за родственников, перешедших в вечную жизнь.

Днем люди семьями ходят на кладбища навестить могилы родных и близких. С собой несут цветы и свечи. Многие также оставляют у надгробий угощения с праздничного пасхального стола: освященные куличи, яйца, печенье, конфеты.

Дата Радоницы в 2023 году

День и даже месяц Радоницы не установлены. Это переходящий праздник, зависящий от даты празднования Пасхи. Его отмечают на 9 день после Светлого Христова Воскресения. День недели – традиционно вторник.

Когда Радоница в 2023 и последующих годах:

Год Дата Радоницы
2022 3 мая
2023 25 апр
2024 14 мая
2025 29 апр
2026 21 апр

Что нельзя делать?

Часто на Радоницу можно увидеть, как люди трапезничают у могил, выпивают спиртные напитки. Церковь такой обычай не поощряет.

Радоница

Принятие пищи на погосте, а также оставление еды считается языческим пережитком. Вместо того, чтобы нести еду на кладбище, священнослужители рекомендуют отдать ее нуждающимся.

  1. Нельзя выливать алкоголь на могильный холм. Это оскорбление памяти покойного.
  2. Несмотря на то, что Радоница – радостный праздник, на погосте неуместны веселье и шумные посиделки. Лучше помянуть усопшего минутой молчания, оставить цветы, вспомнить о том, каким хорошим был человек, сколько добрых дел сделал.
  3. Нельзя ругать усопшего, вспоминать обиды и плохие дела.
  4. Погост – не место для ссор и выяснения отношений.
  5. Чтобы не оскорблять память умершего, следует следить за своей речью и не употреблять бранные слова.
  6. На Радоницу не стоит планировать венчание. Обряд в этот день не совершается.
  7. Запрещено писать имена самоубийц на записках, ставить за них свечи в храме. Даже на Радоницу Церковь за них не молится.

Если усопший совершил самоубийство, правильно помолиться о нем самостоятельно. Молитву читают у себя дома или у могилки.

Радоницкая неделя: на кладбище в любой день?

Неделя, на которую припадает Радоница, называется неделей о Фоме, Радоницкой или неделей мертвых (в народе). В 2023 году она продлится с 23 по 29 апреля.

Радоницкая неделя

Уже в древности на христианских кладбищах весной устраивались всеобщие поминки. Это подтверждают свидетельства Иоанна Златоуста, датированные 4 в. Праздник у разных народов отмечался в разные дни – в ближайшую субботу после Пасхи, в воскресенье, последующие дни. Некоторые люди ходили к могилам всю неделю.

Считалось, что накануне Пасхи открываются врата рая и ада, и Господь разрешает душам побывать в своих домах, чтобы отпраздновать торжество Воскресения. Все девять дней они находятся рядом со своими родными. На Радоницу живым полагается посетить могилы, чтобы помочь душам усопших вернуться назад. Поэтому праздник еще называли проводы.

Обычай празднования Пасхи на кладбище с крашеными яйцами, куличами и другой пасхальной снедью являлся своеобразным способом общения с умершими. Живые показывали, что даже после смерти родные не перестают быть членами семьи. У праздника языческие корни. Древние славяне помимо общения просили и у мертвых богатого урожая. Считалось, что души, находясь в подземном мире, могут подсобить в этом. Неделя мертвых начиналась на Красную горку, которая сегодня тожественна с Фоминым воскресеньем.

Церковью назначен только один поминальный день – вторник Радоницы. Считается, что нет молитвы сильнее, чем поминовение на Радоницу. На утренней службе читается полунощница, особая молитва за усопших. Немного позднее, на Литургии, священник поминает покойных по именам, отчего случается «великая польза душам».

Конечно, молиться об умерших можно и в любой другой день. Молитвы живых всегда несут пользу усопшим.

Красная горка

Во многих семьях после Пасхи идут на кладбище на Красную горку. Она отмечается в следующее воскресенье (в 2023 году – 23.04). «Красным» на Руси называли все красивое, а «горка» поскольку в этот день жители сел собирались на горках и холмах для гуляний.

Красная горка

Красная горка у древних славян символизировала приход весны. Все жители собирались с утра на холме или ближайшей возвышенности, чтобы встретить восход солнца. Затем устремлялись в пляс, водили хороводы, устраивали состязания, веселые гуляния, игры.

После полудня семьей шли на кладбище. Там могилки накрывали вышитыми полотенцами, раскладывали на них еду для покойничков. Молодые катали крашеные яйца. Старший член семьи закапывал одно яйцо в землю у могилки, чтобы защититься от духов умерших предков. По поверьям, голодные покойники могли мстить живым. Нередко среди могил проводились игрища. Древние славяне верили, что усопшие родственники радуются, наблюдая за весельем живых. С той же целью на кладбище кушали, распивали хмельные напитки.

С приходом христианства церковь начала бороться с языческими обрядами. Не во всем удалось достичь успеха. Многие культы только претерпели изменений, но не искоренились полностью.

Фомино воскресенье

Фомина неделя также называется Антипасхой или Новой неделей. В воскресенье Церковь вспоминает Фому, для которого Пасха в каком-то смысле наступила позже, чем для других апостолов. Он отсутствовал, когда Иисус Христос в день Своего Воскресения предстал перед учениками. Услышав добрую весть, Фома не поверил. Только в следующее воскресенье, когда увидел Его сам, он возрадовался.

Родительские субботы после Пасхи

Помимо Радоницы, Церковью установлено 8 особых дней для поминовения умерших, когда совершается общецерковная панихида. Это родительские субботы и день поминовения усопших воинов.

Все субботы имеют переходящую дату. В 2023 году они состоятся:

  • 18 февраля;
  • 11, 18, 25 марта;
  • 3 июня;
  • 7 октября;
  • 4 ноября.

Что нужно знать об этих днях:

  • Родительские субботы, отмечаемые 11, 18 и 25 марта, относятся к великопостным. В Великий Пост богослужебная жизнь устроена по-особому. Ежедневная заупокойная молитва не совершается на Литургии. Прийти в храм, чтобы помолиться о своих умерших родственниках верующие могут в три установленные субботы. В то же время можно сходить на кладбище.
  • После Пасхи и Радоницы следующий день, когда принято поминать родных, ушедших в мир иной – это Троицкая суббота, отмечаемая в 2023 году 3 июня. Она предшествует празднику Святой Троицы и является Вселенским поминальным днем. Это означает, что Православная церковь единодушно поминает всех усопших христиан.
  • Последний раз в году особое поминовение усопших состоится в ноябре, 4 числа. Дата приурочена дню памяти великомученика Димитрия Солоунского, отмечаемого 8 ноября. Родительская поминальная суббота назначается в ближайшую субботу перед памятным днем.

Христиане в поминальные субботы приходят до начала службы, чтобы успеть подать записку с именем родственника для поминовения в алтаре и поставить свечу на канон. После окончания Литургии рекомендуется остаться на панихиду.

Родительские субботы после Пасхи

В родительские субботы ходят на кладбище к могилкам родных, пекут пряники (на Масленицу блины), покупают конфеты, чтобы раздать их с просьбой помянуть родного человека. После семьи часто собираются дома за одним столом на поминальный обед.

С 1994 года православные ходят на кладбище поминать усопших еще и 9 мая. Это День поминовения усопших воинов и всех тех, кто трагически умер во время войны. В Церкви также исполняются молебны о здравии ветеранов. Это единственный поминальный день, дата которого остается неизменной из года в год.

Поминовение на Троицу

У древних славян также существовал языческий праздник поминовения Деды. Под Псковом на Троицкие Деды, отмечаемые в субботу перед Троицей, устраивали тризну. Мероприятие представляло собой пир с боями и весельями. Пировали у могил или поблизости. Перед этим мылись в бане, развешивали в доме березовые ветви. Этими ветвями позднее «парили стариков» – обмахивали или стегали могилы предков. В некоторых деревнях до сих пор есть традиция ходить на кладбище в первые три дня после Троицы. Особенно важно это сделать тем, кто не смог побывать на могилке родных на Радоницу.

Православная церковь в субботу перед Троицей отмечает второй Вселенский родительский поминальный день. Особенно поминаются те, кто не успел покаяться перед смертью, скончался в огне, воде, в снегу, во время катастрофы; те, кто не был погребен по христианским обычаям. Оба эти дня предшествуют началу постов (Великого и Апостольского). Православные христиане приносят постные продукты «на канон». За общим столом прихожане поминают усопших. Также ходят на кладбище, но уже без продуктов. Верующие приводят в порядок могилки, читают молитвы.

Вопрос-ответ

Когда нельзя посещать кладбище?

Нельзя ходить на кладбище в период от Вербного воскресенья до Радоницы. Христиане в этот день посвящают все свободное время мыслям о великом подвиге Спасителя. Посещение погоста не считается грехом. Просто так делать не принято.

Когда после Пасхи убираться на кладбище?

Православные христиане стараются навести порядок на могилках до Пасхи. Красят оградки, борются с сорняками обычно в три родительские субботы Великого поста или в любой свободный день до Вербного воскресенья. Если сделать задуманное вовремя возможности не было, порядок наводят на саму Радоницу. Основательных работ на праздник не проводят, но вытереть грязь с надгробий и убрать лишнюю растительность не запрещается.

Правильно посещать сначала кладбище или церковь?

В дни поминовения рекомендуется посетить церковь и поучаствовать в церковной молитве. Она считается более важной. Умершие уже не в силах покаяться и что-либо изменить. Главные их помощники – живые родственники, которое просят к ним Божьей милости. Ходить на кладбище принято после церкви. Можно снова помолиться на могилке, убрать засохшую траву, покрасить оградку, посадить цветы.

В разных семьях существуют свои традиции посещения кладбища после Пасхи. Некоторые семьи ходят на могилки на сам праздник, или на выходных Радоницкой недели. Это личное дело каждого, в какой день поминать родных, и каким обычаям следовать. Однако выбор должен быть осознанным. Нужно отличать языческие обряды и христианские заветы. В частности, Церковь считает, что душа покойного после смерти пребывает в ином мире, и всякая еда на могиле ей ни к чему. Сама же Пасха является праздником победы над смертью, связанной с ней скорбью. Нужно посвятить день радостному общению с живыми родными.

В течение 2023 года в православных церквях особо отмечают девять родительских поминальных дней. На девятый день после Пасхи приходится Радоница, праздник широко распространенный у многих народов восточной и южной Европы. Поэтому у торжества множество названий на славянских диалектах, а также близких по духу традиций.

Какого числа будет Радоница в 2023 году

По традиции праздник отмечается в первый вторник после Пасхальной недели. Радоница в 2023 году выпадает на 25 апреля. В ежегодном календаре славян поминальный день не имеет четко фиксированной даты. Праздник наступает через день после такой же популярной в Восточной Европе народной весенней даты — Красной горки.

В церковном календаре праздник Радоницы также называют еще и вторником Фоминой седмицы (недели). Буквально всем нам известно выражение «Фома неверующий». Так вот, это про апостола Фому и чудо его уверения в воскрешения Христа. Святой апостол Фома являлся основателем христианских церквей на Ближнем Востоке и Индии. Выбор вторника церковниками обусловлен запретом богослужений и панихид на Красную горку, в Фомино воскресенье.

Народная традиция придумала для недели с Радоницей свое название. Календарь славян трактует эту седмицу как Радуницкую, Проводную (Светлую, когда вспоминают умерших родственников) или Мертвую неделю. Непосредственно же сам праздник Радоницы у братских нам по вероисповеданию народов может отмечаться в период с воскресенья по вторник, в зависимости от региона.

История и традиции Радоницы

Возникновение Радоницы имеет языческие корни, уходящие в глубину веков. Этимология названия памятной даты у всех восточноевропейских народов своя. Общим является одно – радость о воскресении Христа. Поминальная трапеза на могиле усопших – это фольклорный обычай. Наши далекие предки – восточные славяне — и в дохристианские времена верили в то, что со смертью человек не исчезает совсем. Они верили в загробный мир. В то, что если уважать и чтить память предков, они будут помогать своим потомкам. На Радоницу было принято устраивать трапезу на могиле предка, чтобы пировать с ним, как если бы он был живым: разговаривать с ним, произносить в его честь тосты, «угощать» умершего, рассыпая на могиле еду и поливая ее брагой. 

Самую первую кутью — традиционное поминальное блюдо — христиане приготовили в IV веке нашей эры в Константинополе. Случилось это так: император Юлиан-отступник повелел все товары на рынке тайно обрызгать кровью животных, принесенных в жертву языческими жрецами их богам. Христиане должны были все это съесть и как бы оскверниться через эту пищу: дело происходило во время поста. Но праведному епископу Евдосию ангел открыл все эти козни императора. И епископ предупредил христиан и велел приготовить простую еду из того, что есть дома.

На Радоницу желательно позвать священника на могилу к своим родственникам, чтобы он отслужил литию. Об этом желательно договариваться заранее, особенно в храмах, где много прихожан. Важно и нужно в эти святые дни молиться обо всех православных христианах. Но самое главное – помянуть в этот день своих предков и посетить их могилы. За своих родных также принято подавать милостыню, и делать добрые дела. 

Молитва об усопших в родительские дни начинается накануне вечером. На всенощных вечерних службах служится Парастас, или Великая панихида. Парастас по-гречески значит «ходатайство». Это последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам. На ней надо присутствовать лично и молиться о своих усопших родных. На этой всенощной службе можно подготовить и написать поминальные записки об упокоении и подать их для того, чтобы родных помянул священник утром, за литургией.

Поминальные дни в 2023 году по православному календарю

Первая родительская суббота по календарю — Мясопустная суббота, приходится на 18 февраля, за неделю до Великого поста. Далее следуют Родительские субботы Великого поста, их три: 

  • Вторая неделя Великого поста – 11 марта.
  • Третья неделя Великого поста – 18 марта.
  • Четвертая неделя Великого поста – 25 марта.

Пятый поминальный день этого года — Радоница, 9-й день после Пасхи, или вторник Фоминой седмицы — 25 апреля.

Шестой поминальный день — День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны – 9 мая.

Седьмой поминальный день — Вселенская Троицкая родительская суббота — в субботу перед праздником Святой Троицы — 3 июня.

Восьмой поминальный день в календаре 2023 года — День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных — 11 сентября.

Девятый поминальный день 2023 года — Димитриевская родительская суббота — 28 октября. Посвящена памяти павшим в битве на Куликовом поле.

Две родительские субботы — Троицкую и Мясопустную — называю «вселенскими», потому что их празднуют православные во всем мире.

Все остальные поминальные дни называются частными. Кроме, конечно родительских суббот Великого поста. Частные поминальные дни связаны с историей России и празднуются только Русской православной Церковью.

Популярные вопросы и ответы

Можно ли убираться на Радоницу на могилах?

На Радоницу принято убираться на могилах своих родных, приводить места их захоронения в порядок. Необходимо заметить, что «помянуть» – это, значит, навестить могилы своих предков, а не выпивать на них.

Можно ли на Радоницу делать уборку в доме?

Можно, только в том случае, если вас это не отвлекает от дня поминовения усопших, и нельзя, если вы планируете уборку вместо похода в храм и на кладбище. 

Можно ли венчаться на Радоницу?

На Радоницу венчаться нельзя. Это не связано с поминовением усопших. Просто во вторники и четверги — накануне постных дней — обряд венчания не совершается. 

Можно ли крестить детей на Радоницу?

Обряд крещения проводится в любые дни без каких-либо ограничений и запретов. Единственное, почему крестины в этот день вам будет трудно организовать, — в этот день священники могут быть заняты поминовением усопших и посещением кладбищ.

Новости

Радоница — особая дата в православном календаре. Для христиан это поминальный день, когда они приходят на кладбище и почитают память умерших близких. Поэтому самое известное название праздника — Родительский день. По-другому его ещё называют Пасхой для усопших.

Рассказываем, какого числа Радоница в 2022 году, как правильно поминать усопших в этот день и что нельзя делать на кладбище.

  1. Когда будет Радоница в 2022 году?

    В этом году Родительский день приходится на 3 мая. Хотя дата Радоницы переходящая и меняется от года к году. Традиционно праздник отмечают на девятый день после Пасхи. Поскольку Светлое Воскресение Христово в 2022 году праздновали 24 апреля, Родительский день выпадает на 3 мая. Кстати, это будет официальный выходной по случаю Дня Труда.

  2. Что это вообще за праздник и в чём его суть?

    Радоница — первый поминальный день после Пасхи в православном календаре. Дело в том, что Церковь запрещает проводить панихиды во время Страстной седмицы и Светлой Пасхальной недели. Поминальные молитвы начинают читать лишь со второго вторника после Пасхи. Причём Родительский день неизменно приходится на Фомину неделю, так что по-другому его ещё называют Фомин вторник.

    Удивительно, но название Радоница, несмотря на, казалось бы, печальный смысл праздника, возникло от слова радость. Православные верят, что в этот день усопшие вместе с живыми могут разделить радость о Воскрешении Господнем.

  3. Как принято поминать усопших в Родительский день?

    Согласно уставу Русской православной церкви (Типикон), поминовения на Радоницу не предусмотрено. Но о том, как важно почтить память умерших, писал знаменитый проповедник и епископ Амвросий Мидаоланский:

    «Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со св. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возместим славу воскресения Господа». (Его Слово, 77.)

    Главное, что нужно сделать верующему на Радоницу, — прийти помолиться в храм. По мнению Церкви, это самое важное, что живой человек может сделать для мёртвого. Считается, что таким образом христиане помогают усопшим прикоснуться к творению добрых дел. Об этом писал святитель Иоанн Златоуст:

    «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слёз, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».

    При этом посещение кладбище, вопреки расхожему мнению, является лишь дополнением к молитве в храме. Церковь настоятельно рекомендует в первую очередь посетить на Радоницу вечерние богослужения и литургии, а затем — полную панихиду. И только после этого верующие отправляются на кладбище, к могилам своих близких людей.

  4. Как правильно вести себя на кладбище в Родительский день?

    Если следовать канонам Церкви, на могиле нужно зажечь свечу и почитать литию — короткую заупокойную службу. Затем место захоронения следует прибрать, почтив тем самым память умершего. После всех обрядов можно просто молча постоять у могилы, вспомнить своего близкого человека и его добрые поступки.

  5. Что нельзя делать на кладбище на Радоницу?

    Главное, что запрещено делать на кладбище — употреблять алкоголь и лить его на могилу покойного. Нельзя это делать, даже если умерший был любителем выпить. В народе, конечно, есть традиция оставлять у могилы рюмку водки и кусок хлеба, но Церковь считает такой обряд языческим атавизмом.

  6. А просто еду можно оставить на кладбище?

    В Церкви это тоже считается язычеством, но не запрещено. Раньше продукты несли к могилам в качестве подношения богам, чтобы они были благосклонны к покойным. Такой обряд получил название «тризна».

    С появлением православия обычай стал менее популярен на Руси, поскольку Церковь считала его недопустимым. Но добираться от храмов к кладбищам тогда было сложнее, чем сейчас, поэтому люди всё равно брали с собой в дорогу еду. В основном это были яйца и пасхальные куличи.

    В итоге традиция дошла и до наших дней. Церковь не возражает, но всё же рекомендует устраивать застолье дома, уже после кладбища. Если же вы взяли с собой продукты, оставшееся лучше раздать нуждающимся.

Читайте также

Полезные ссылки

  • Карта зеленых домов
    Электронная карта по проекту «Давайте жить ЧИСТО» Змеиногорский район
    «ЗВ» 90 ЛЕТ
    Настоящий ресурс может содержать материалы 18+.
  • Народная галерея Почета
    Досье — 2016
    Алтайское краевое законодательное собрание
    Досье 2015
  • Книга жалоб и предложений
    Официальный сайт Администрации Змеиногорского района

Радоницей (или Радуницей) в культуре православных церквей славянской традиции принято называть первый после Пасхи день поминовения умерших христиан. Интересно,  что в богослужебном уставе Православной Церкви такого праздника как Радоница нет, он является проявлением народного желания почтить усопших и разделить с ними пасхальное торжество. И вторник второй недели после Светлого Христова Воскресения очень для этого подходит.

Этот день переходящий, он не имеет какого-то фиксированного числа и зависит от даты Пасхи.

День поминовения усопших, Радоница, в 2021 году выпадает на вторник, 11 мая

Дело в том, что начиная с четверга Страстной недели и до Фомина воскресенья поминовение умерших на православном богослужении не совершается. Церковь призывает нас радоваться воскресшему Христу и помнить, что душа человеческая бессмертна, а потому в Боге все живы. Первый день, когда появляется возможность совершить заупокойное богослужение- это вторник второй недели после Пасхи.

Однако же ни на вечерней службе, ни на литургии вы поминальных молитвословий не услышите. Все они сложатся в виде панихиды, примыкающей к основному богослужению.

Интересно происхождение слова «радоница». На этот счет имеется две версии. Первая гласит, что слово «радуница» образовалось от литовского понятия «рауда», то есть плач с причитанием. Именно он обычно звучит на похоронах. Однако, есть и более оптимистичная версия. Согласно ей  «радоница» в православии имеет тот же корень, что и радость. Поминая умерших вскоре после Пасхи, мы радуемся тому, что Христос воскрес из мёртвых, и теперь души усопших способны обрести радость вечной жизни с Богом.

Богослужения в этот день совершаются православным священником в пасхальных красных или белых облачениях. Это является символом того, что необходимо оставить скорбь и иметь в сердце надежду на встречу с родными и близкими в Царстве Христовом. А пасхальное приветствие «Христос воскресе» ещё больше укрепляет нас в светлом уповании на милость Божью по отношению к умершим людям, о которых мы молимся на Радоницу.

Далее: о том, что можно и чего нельзя делать православным в дни поминовения усопших рассказывает священник Павел Ильинский:

Как правильно помянуть своих близких

Священник Павел Ильинский (отредактировано eparhia.info)

Первым делом с утра необходимо пойти на божественную литургию в храм и подать просфору в алтарь для поминовения усопших. Если в храме по какой-то причине литургия не служится, то непременно будет панихида. И тогда на эту панихиду можно подать список тех, кого мы желаем помянуть. Когда священник произносит епитимью, то вы, стоя на панихиде, молитесь  вместе с ним, и тоже поминайте своих усопших, участвуйте в этой молитве.

Некоторые в этот день едут на кладбище. На кладбище поехать можно, для того, чтобы там помолиться, помянуть. «Помяни господи душ усопших рабов твоих…» — вот такая молитва произносится нами. Также можно прочитать заупокойные каноны, акафист о едином умершем,  и в утренних молитвах есть поминания. Всё это можно прочитать у могилы и таким образом по-мирски помянуть усопшего и отслужить.

Чего не следует делать в день Радоницы

Не следует в этот день привозить на могилу пасхальные куличи и яйца, какие-то другие снеди. Так поступали язычники. Мы помним ещё из школьного курса истории: когда умирал богатый знатный человек, то непременно с ним вместе в могилу помещались различные вещи, животные, одежда, слуги и т.п. Привозить на могилу еду- это то же самое. Как будто наши усопшие этим будут питаться. Откуда пошел такой обычай- рюмочку ставить перед  портретом с хлебушком на ней, яички на могилу приносить? Это, конечно, изобретение уже советской эпохи. Когда всё церковное искоренялось, возник некий вакуум. Близкие не могли согласиться с тем, что человека закопали и всё. Душа требовала как-то пообщаться с ним, выказать свою любовь. Поэтому и стали приносить на могилу пищу и алкоголь. До революции не было такой традиции.

Не следует также и самому выпивать и принимать пищу на кладбище. Бывает, что люди на Радоницу приезжают большой компанией, привозят с собой мангалы, шашлык, выпивку. Вам что, поесть негде, вы приезжаете на кладбище брюхо набивать? Ведь что такое помянуть? Это значит вспомнить всё хорошее о человеке, прочитать молитву о его душе. Даже если у вас в доме накрыт поминальный стол, всё равно главное – это прочитать молитву об усопшем перед тем, как все за этот стол сядут. И после прочитать.

Не ставьте яства на свой стол, если вы собрались для того, чтобы помянуть близких. Если это просто не лишний повод собраться для того, чтобы вкусно поесть и выпить. Готовят простою пищу. Кутью с изюмом несут в храм, там батюшка освятит её. Приносят домой и каждому по кусочку на тарелку кладут. Сладкая кутья – символ небесной радости. Пусть сначала все вкусят её, прочувствуют, а затем уже можно и другую пищу вкушать. Спиртное на поминках также считается недопустимым. Это уже вошло в традицию, ну любят наши люди выпить, но православной церковью это не приветствуется, считается языческим проявлением.

В память об усопших принято творить молитву и подавать милость у храма. Можно подать деньги, одежду, пищу. То, что мы приглашаем близких в свой дом, за стол — это также проявление милости.

Смотрите полную версию:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник мертвых на руси
  • Праздник мертвых на гаити
  • Праздник мертвых мексика название
  • Праздник мертвых мексика мертвые
  • Праздник мертвых мексика макияж