Праздник мясоед на руси

Период времени между постами, когда употребляется мясная и молочная пища. Различают весенний, летний, осенний и зимний мясоеды

Мясоед

Мясое́д – период вре­мени между постами, когда упо­треб­ля­ется мясная и молоч­ная пища. Раз­ли­чают весен­ний, летний, осен­ний и зимний мясо­еды (см. Кален­дарь постов и трапез). Мясоед – пора свадеб. 

Весен­ний мясоед – от Пасхи до дня Святой Троицы.

Летний мясоед (между Апо­столь­ским и Успен­ским постами) начи­на­ется 12 июля, когда празд­ну­ется день святых Апо­сто­лов Петра и Павла, и про­дол­жа­ется до 13 авгу­ста.

Осен­ний мясоед (между Успен­ским и Рож­де­ствен­ским постами) начи­на­ется на сле­ду­ю­щий день после празд­ника Успе­ние Божией Матери – 29 авгу­ста и про­дол­жа­ется до 27 ноября – дня свя­того Апо­стола Филиппа.

Зимний мясоед (между Рож­де­ствен­ским и Вели­ким постом) – от Рож­де­ства Хри­стова (7 января) до начала Вели­кого поста – Про­щен­ного вос­кре­се­нья. Во время Святок (с 7 по 17 января) мясо раз­ре­ша­ется есть в любой день.

Поскольку Цер­ко­вью назна­чены одно­днев­ные посты в среду и пят­ницу в тече­ние всего года, это пост­ные дни (к слову ска­зать, в зимний и весен­ний мясо­еды устав раз­ре­шает в среду и пят­ницу рыбу).

Мона­ше­ству­ю­щие тра­ди­ци­онно не упо­треб­ляют мясную пищу круг­лый год.

Ежегодно 10 января на Руси люди отмечали интересный праздник — Домочадцев день или Рождественский мясоед. Торжество богато различными народными и церковными приметами, традициями и обрядами, которые дожили до наших дней, как и сам праздник. Рождественский мясоед уже не столь популярен, как сотни лет назад, но во многих селениях России его продолжают отмечать со всеми почестями.

Традиции в Рождественский мясоед, 10 января

В этническом календаре 10 января значится как Рождественский мясоед. Такое название день получил из-за обычая есть мясо. Ведь после Рождества оставалось много праздничных мясных блюд, которые обязательно нужно было съесть.

Домочадцев день или Рождественский мясоед отмечается в России 10 января с соблюдением примет, традиций и обрядов

Рождественский мясоед не являлся большим праздником, но и к обычным его не относили. Принято было в этот день устраивать свадьбы, поскольку угощений хватало. Плюс ко всему, крестьяне могли позволить себе в очередной раз повеселиться, поскольку никаких особых работ не предвещалось.

Также 10 января в истории увековечилось как Домочадцев день. Такое название пошло из-за того, что в праздник было принято все делать всей семьей. Все вместе и работу выполняли, и за стол садились, и веселились. Крестьяне всегда считали, что семья – это самое ценное, что есть у человека, поэтому старались хоть пару дней в год собираться вместе.

Принято было всей семьей 10 января загадывать желание, а чтобы оно обязательно сбылось, проводили специальный ритуал. На Руси возле каждой деревни зимой строили красную горку. Накануне праздника в нее вбивали колья и каждая семья вязала на них красную ленту, при этом загадывая самое сокровенное желание.

Кроме того, проводили 10 января и обычай, который помогал защитить дом от злых духов.

Вечером зачастую в Рождественский мясоед молодежь собиралась в центре деревни и пела песни, водила хороводы, устраивала народные забавы.

Приметы в Домочадцев день, 10 января

Благодаря природным явлениям 10 января, прадеды на Руси могли предугадать будущую погоду, а также понимали, какой урожай они соберут в этом году:

  • скирды инеем укрыты — к дождливому лету;
  • снегопад 10 января предвещает богатый урожай зерновых культур;
  • урожайный год будет, если в праздник погода безветренная, а на деревьях иней лежит;
  • кошка весь день спит — к потеплению;
  • собака на снегу валяется — к метели;
  • метель воет 10 января — к холодному лету;
  • воробьи расчирикались — к потеплению.

Существовали в Рождественский мясоед и народные приметы. Так, если в праздник всей семьей сделать одно дело, то оно принесет хорошие плоды. Чтобы семья дружной была, 10 января обязательно нужно приправить еду четверговой солью. Пара, которая сыграет свадьбу в праздник, будет жить долго и счастливо.

Не стоит прогонять колядовщиков 10 января, ведь они принесли счастье и благополучие. Их нужно пустить в дом и угостить. Соль 10 января отсырела — к ненастью.

Согласно приметам, человек, рожденный 10 января, является хорошим семьянином и прекрасным хозяином. В качестве оберега ему стоит носить халцедон.

Народный календарь

Народный календарь гласит, что на дворы ступил день сразу с несколькими названиями: Домочадцев день или по-другому его называют Рождественский мясоед. На Руси этот день называли Домочадцев день, или, по-другому, Рождественский мясоед. В это время в самом разгаре были Святки, а значит, можно было собираться семьей за накрытым столом и праздновать Рождество Христово.

Мясоед не был праздничным днем, с него начинался длительный период определенного образа жизни православного крестьянина — времени, когда можно употреблять мясо. Кроме религиозных мотивов, это было связано также с тем, что в первые дни января было принято забивать скотину. Следовательно, на столе появлялось мясо — в первую очередь, свинина. В народе говорили: «Мясное — в мясоед, но постному — свой черед». В этот день на Руси было принято играть свадьбы и готовить как можно больше мясных блюд на них. Знахари заговаривали торговцев мясом.

Коли на скирдах сена лежит иней, то это сулит дождливое мокрое лето. Коли сено прелое, то это сулит много воды осенью.

Что нельзя делать 10 января 2023 года

▪️Этот день нельзя проводить в полном одиночестве. Иначе человек еще долго не заведет семью.

▪️Запрещено 10 января занимать деньги или просить продукты питания. Это приведет к долгам.

▪️Нельзя ставить опару и делать сдобную выпечку. Это может привести к ссоре с родным человеком.

▪️Не рекомендуется шить, вышивать, вязать и заниматься другими рукоделиями. В противном случае судьба будет запутанной.

▪️Нельзя выбрасывать со стола остатки пищи и крошки хлеба.

▪️Запрещено окна открытыми, чтобы из дома не ушло счастье.

▪️Нельзя 10 января переступать порог дома левой ногой — нечистая сила войдет внутрь вместе с человеком.

▪️Не рекомендуется беременной дарить куклу — к преждевременным родам.

▪️Нельзя из гостей уходить просто так — к одиночеству.

▪️Нельзя ругаться, ссориться, выяснять отношения.

▪️Запрещено отказывать просящим.

▪️Нельзя рыбачить, охотиться и ходить в лес.

Рождественский мясоед 10 января 2023 года: традиции, запреты, приметы

Рождественским мясоедом или Домочадцевым днём на Руси называли время, когда после многодневного поста в пищу позволялось употреблять мясо и все мясные продукты. Этот период длился до Масленицы. Традиционно он отмечался 28 декабря по старому стилю, а по новому – 10 января.

Рождественский мясоед 10 января 2023 года: традиции, запреты, приметы

Этот день не является праздником, а название Домочадцев он получил еще из-за того, что было принято делать домашние дела, готовить еду и заниматься хозяйством всей семьёй, дружно и весело.

На эту дату и остальные последующие назначались свадьбы и другие мероприятия, так как была возможность угощать гостей сытными и разнообразными блюдами, в этот день также загадывали желания и проводили святочные гадания (но по средам и пятницам верующие постились в любом случае).

Считалось, что в Домочадцев день могут осуществиться самые заветные семейные желания, для чего предки отправлялись в то место, где обычно проводились массовые гулянья (в любом селе такое место называлось Красной Горкой). Там было необходимо вбить в землю кол.

А с самого утра всем домочадцам следовало прийти к вбитому колышку и повязать на него ленточки, одновременно с этим загадывая то, о чем каждый мечтает.

Каждая семья в этот день обязательно собиралась за столом на обед или ужин, они общались и веселились. Ни в коем случае нельзя было ругаться или говорить скверные слова, иначе всех домочадцев могла постигнуть злая участь.

Запреты, приметы и поверья Рождественского мясоеда

Рождественский мясоед 10 января 2023 года: традиции, запреты, приметы

Прежде всего, в этот день нельзя было шить, особенно – пришивать пуговицы. Те, кто не прислушивался к данному предупреждению, рисковали остаться со своими нерешенными проблемами ещё очень длительный период времени. Также запрещалось выбрасывать недоеденную еду со стола – если что-то оставалось после «посиделок», то отдавали домашним животным или скотине в хлеву.

В этот день предки наблюдали за погодой и окружающей средой, отчего сложились и приметы, определяющие, каким будет год:

  • когда день был безветренным, а деревья покрывал иней – год ожидался урожайным и удачным;
  • отсыревшая в доме соль указывала на грядущее ненастье;
  • если белье очень медленно сохнет – урожай льна будет знатным;
  • снег прилипает к ладошкам к теплу;
  • потепление «обещает» и кошка, если она целый день спит;
  • ветер, дующий с севера, непременно несёт с собой стужу;
  • чирикающие под крышей воробьи предвещали скорую оттепель.

Славяне часто «начитывали» специальный заговор на соль в этот день, а после – солили ею приготовленные блюда. Этот ритуал проводился для того, чтобы весь год в семье не было недоразумений и ссор.

Источник: ТРИБУНА — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.

Мясоед

  • Мясое́д (устар. мясоя́стие; ст.‑слав. мѧсоѧде́ние, мѧсоѧ́стїе) — период, когда по церковному уставу разрешена мясная пища. Обычно это время после какого-либо поста.

    Традиционно различают четыре мясоеда:

    * весенний: между Великим и Петровым постами, то есть с Пасхи по воскресенье троицкой седмицы — недели после Дня Святой Троицы;

    * летний: между Петровым и Успенским постами;

    * осенний: между Успенским и Рождественским постами;

    зимний: с Рождества Христова 25 декабря (7 января) до начала Масленицы (по мясопустную неделю — предпоследнее воскресенье перед Великим постом). Во время масленицы вплоть до самого Великого поста (по Прощёное воскресенье) можно есть скоромную пищу уже без мяса.При этом в течение всего года православный устав предписывает однодневные посты по средам и пятницам. В летний и осенний мясоеды по этим дням скоромная пища запрещена. В весенний и зимний же мясоеды в эти дни разрешена рыба.

    Мясоед, вместе с тем, пора свадеб. Временем для венчания избираются обыкновенно, особенно в крестьянском быту, осенний и зимний мясоед. Первый обнимает период с 15 августа по 14 ноября (по старому стилю), но порой свадеб являются лишь октябрь и первая половина ноября, что объясняется частью экономическими причинами (к октябрю уже подведён итог урожая), частью религиозными воззрениями народа, считающего праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1(14) октября) покровителем свадеб.

    Из 592 512 свадеб, справленных в течение 1871—1880 гг., приходилось на октябрь 106 566, на ноябрь 87 382, на январь 146 810 и на февраль 74 960; на все прочие месяцы упадало 176 794 свадьбы, или только 29 % общего их числа.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Петро́в пост (Петро́вский пост, Апо́стольский пост) — пост в Православных церквях, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для проповеди Евангелия (Деян. 13:3). Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в День Петра и Павла — 29 июня (12 июля), когда в православии воспевается «Петрова твёрдость и Павлов разум». Таким образом, в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться…

Рожде́ственский пост (Фили́ппов пост, в просторечии Фили́пповки) — пост, установленный в честь Рождества Христова в восточной христианской традиции. Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января). Во многом аналогичен предрождественскому периоду Адвента на Западе.

За́говенье (за́говины, запусты, мясопустье; от говеть «поститься») — в традиции Православных церквей название последнего дня перед длительным постом, когда ещё можно употреблять скоромную пищу (животного происхождения).

Сы́рная седми́ца (Сырная неделя, греч. Ἑβδομάς τῆς Τυρινῆς, церк.-слав. Сы́рнаѧ седми́ца) — подготовительная и последняя сплошная седмица в богослужебном уставе Православных церквей перед Великим постом, которая начинается с понедельника, непосредственно следующего после Недели о Страшном Суде.

Роди́тельская суббо́та (греч. Παράσταση — «ходатайство», греч. Ψυχοσάββατο — «суббота душ», рус. поминащая суббота, серб. мртва субота, задушнице, укр. поминальна субота, батьківська субота, діди, белор. дзяды, болг. задушница) — в православной традиции день особого поминовения усопших православных христиан и прежде всего своих почивших родителей (предков). Канонический день посещения могил предков и других родственников, где совершается панихида.

Упоминания в литературе

Осенний мясоед следует за Успенским постом и начинается 29 августа, сразу же после Успения Божией Матери (28 августа). Длится этот период до дня памяти святого апостола Филиппа (27 ноября). Если начало осеннего мясоеда (то есть 29 августа) приходится на среду и пятницу, верующие начинают разговляться рыбой, мясо можно есть только со следующего дня, когда отмечают праздник перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. Это третий Спас, во время которого принято освящать орехи, а в некоторых епархиях – хлеб.

Не было строгой зависимости и в распределении престольных праздников во время постов и мясоедов. Информаторы неоднократно отмечали преимущества престолов в «молочное время», вне постов, «на стол можно всё поставить», в то же время немало примеров и престольных праздников, отмечавшихся во время постов. Достаточно престолов приходилось и на время многодневного Петрова поста: престольными праздниками в Петров пост обычно считались Девятая пятница, Девятое воскресенье, Десятое воскресенье, Иванов день и др. Время Петровского поста не считалось строгим, и праздничные гулянья на престолы не ограничивались: «Иванов день 7 июля у нас престольный. Здорово гуляли, хоть и пост Петровки. Всё равно очень шикарный праздник» (Ординский район, д. Рубежево). Престольные праздники приходились и на время Рождественского поста, среди наиболее распространённых – Введение (4.12), Екатерина (7.12), Николин день (19.12); на время Успенского поста приходился праздник Преображение (19.08). Осенние праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи, Иванов день (11.09), Воздвижение (27.09) – время однодневных постов также часто становилось престолами. Исключением было лишь время Великого поста, единичны случаи празднования престолов в этот период. В селе Редикор Чердынского района в субботу на пятой неделе Великого поста отмечался праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, получивший в местной традиции название Пречиста: «Тут у нас Николин день, Пречисто весной будет. Он не в числе, когда пост будет большой… и у нас праздник Пречиста. Пировали. Пиво наварят да ходят дом в дом. Приезжали в гости свои родственники. Пиво сварят. Вот холодец сделают. Вот пирог сделают рыбный. Вот суп сварят…».

Второй праздник отмечался в начале весны, но т. к. это время приходит в Великий пост, то по принятии христианства праздник был перенесен на конец рождественского Мясоеда и отчасти на Светлое воскресенье. Итак, масленица есть языческий весенний праздник. Встреча весны и проводы зимы празднуются у всех славянских народов почти с одинаковыми обрядами: начинается закликание весны с разными приветами. Весну встречают обыкновенно на Красной горке. Тут начинаются хороводы, религиозное значение которых и отношение к солнцу не подлежат сомнению.

В период от окончания Успенского поста соблюдается такой же устав о пище по средам и пятницам, как и в летний мясоед. Иными словами, разрешается есть рыбу по средам и пятницам лишь в дни больших праздников. Пищу, приготовленную с растительным маслом, в среду и пятницу можно вкушать, только если на эти дни выпадают праздники памяти великого святого со службой накануне.

По крику этому, сидя в комнате, можно было узнать, какое время года и какой церковный уповод времени: «мясоед», «мясопуст», «сырная неделя» (попросту – масленица) или «сыропуст» и сам Великий пост.

25 декабря, в самый день Рождества, когда заканчивалась всенощная служба, во всех церквах и домах накрывали богатые столы, обычно из двенадцати (по числу апостолов) блюд. Под белую праздничную скатерть стелили мягкую солому как напоминание о хлеве, в котором родился Спаситель. Эта трапеза была началом Великого мясоеда. Чтобы праздник удался на славу, перед Рождеством забивали скот. На стол ставили окорока, буженину, бараньи бока, домашнюю колбасу, гусей, уток, потроха, ветчину, вяленую говядину. Но главным украшением все же был жареный поросенок. Свинья в язычестве – это символ зла, нечистых побуждений, обжорства и, как следствие, символ плотских радостей, плодородия, богатства. Кабана забивали над свежей могилой – таким образом, можно говорить о соединении двух культов, рождения и смерти. Однако в православии по-своему объясняют любовь к свинине – считается, что свинья, явившаяся к колыбели младенца-Христа, хрюкала и не давала ему спать, да еще и уколола его щетиной. В наказание за все эти прегрешения и было решено съедать ее во время рождественской трапезы. Обязательные для европейского рождественского стола индейка или гусь не были редкостью и для столов наших предков. В русских зажиточных домах гусь был домашней птицей, и когда крестьяне ставили его на праздничный стол как лакомство, таким образом они призывали в свои дома достаток. Довольно часто гусю, как талисману, золотили клюв, украшали тушку фруктами и красили перья в яркие цвета. Запивали угощения медом, сбитнем или хмелем. Желали, как на свадьбе, друг другу счастья, радости и достатка, и то, что священники употребление спиртного в праздники не рекомендовали, не очень-то кого-то останавливало.

Свадьбы справляют преимущественно в рождественский мясоед, как наиболее свободное время. Как девушки, так и парубки пользуются почти всегда полной свободой выбора; родители ограничивают свое участие только советами, да выведыванием, что говорят об избираемом соседи, так как пословица говорит: «выбирай себе жинку не глазами, а ушами». Главными действующими лицами свадебного обряда бывают дружко и его помощник – поддружий. Кроме них поезд жениха составляют один – двое старост-сватов, непременно людей пожилых и «балакучих» (речистых), затем бояре из парубков, свашки (большей частью жены братьев) и свитилка – незамужняя сестра; со стороны невесты важную роль играют дружки – подруги невесты.

Время земли Сюндю – самое сильное время. Сны в это время примечают. Если увидишь медведя, то в этот мясоед выйдешь замуж. Если жених придет медведем, то жених богатый и хороший, из богатого дома будет. А некоторым жених приходит в виде волка. Если кому волком придет, то волк – сам по себе нехороший, жизнь уже будет не как с медведем. Он уже, может быть, будет победнее, волк. Может, он пьющий будет. Волк похуже. Кому как приходит. Может прийти бараном. Невесты к жениху овцами приходят.

Связанные понятия (продолжение)

Пёстрая неде́ля — у славян неделя перед Масленицей (Мясопустом), предпоследняя перед Великим постом.

Васильев день (Новый год) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) января. Название дня происходит от имени святого Василия Великого. Первый день нового года, начало «Страшных вечеров». У восточных славян в этот день было принято ходить посевать по домам.

Наро́дный календа́рь восто́чных славя́н (аграрный календарь, земледельческий календарь, крестьянский календарь, русский народный календарь, народные святцы, численник, народный месяцеслов) — исторически сложившийся календарь у восточных славян, организующий обрядовый цикл, хозяйственную и бытовую практику, а также в значительной мере верования и существование фольклора.

Успе́нский пост — пост в православии, установленный в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Начинается с 1 августа по 14 августа включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Петровское заговенье (рус. Всесвятское, Русальное, Русальское, Русалкино, Ярилино, Крапивное, Яишное заговенье; сербохорв. Петрове покладе, Њедеља свих светих, Бела недеља, Водена недеља, Мале Троjце) — у православных славян праздник, посвящённый проводам весны, приуроченный к следующему после Троицы воскресенью — накануне Петрова поста; местами — понедельник, первый день поста.

Тро́ицкая суббо́та — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота перед Днём Святой Троицы (Троицыным днём).

Мясопу́стная суббо́та — день поминовения усопших православных христиан и прежде всего своих почивших родителей (предков) перед «Неделей мясопустной» (мясопустным воскресеньем), первая родительская суббота в богослужебном уставе Православных церквей.

Кутья́ (от ср.-греч. ϰουϰϰιά — бобы; укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ)) — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда (сыти) или сахара, иногда с сухофруктами (изюмом), орехами, зёрнами мака.

Наро́дные календари́ у славя́н — исторически сложившиеся у славянских народов к позднему средневековью системы членения, счёта и регламентации годового времени, организующие обрядовый цикл (календарные обряды), хозяйственную и бытовую практику, в значительной мере верования и бытование фольклора. В структурном и генетическом отношении народные календари у славян представляют собой сложные переплетения различных моделей: распорядка христианских праздников, постов и мясоедов; календарей солнечного…

Вели́кий по́ст (греч. Μεγάλη Τεσσαρακοστή — Вели́кая Четыредеся́тница со Страстно́й седми́цей) — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая…

Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды; др.-рус. свꙗтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.

Помина́льные дни у славян — славянские календарные дни поминовения умерших, посвящённые всем умершим предкам; они включают, как правило, церковное поминовение, посещение кладбищ и поминальную трапезу у могил и дома (прежде всего у православных славян); в эти дни «кормили души»: готовили особую поминальную пищу (коливо, кутья, блины, хлеб и др.), варили пиво и соблюдали многочисленные запреты. Состав поминальных дней и ритуал поминовения неодинаковы в разных этнических, конфессиональных и локальных…

Фёдорова неде́ля — у православных славян — неделя после Масленицы, первая неделя Великого поста. В православный церквях — строгий пост; в православной славянской традиции — завершение масленичных обрядов. В Шуньге (Повенецкий уезд) всю неделю шла «Сборная» ярмарка. В Костромской губернии на этой неделе ели караваи-тужильники, изготовленные на Масленице для молодых.

Ра́доница, Ра́дуница — день первого после Пасхи общецерковного поминовения усопших в народной традиции восточных славян. В Русской православной церкови отмечается во вторник после Фомина воскресенья, на второй неделе после Пасхи. В народной традиции восточных славян — в воскресенье (на Красную горку), понедельник или вторник, в зависимости от региона.

Мясопу́ст (глаг. ⰿⱗⱄⱁⱂⱆⱄⱅⱏ, церк.-слав. мѧсопоу́стъ) — период заговенья на мясные продукты перед постом. В Православной церкви это…

Предпра́зднство (предпразднество, греч. Προεόρτια) — день или или несколько дней перед двунадесятыми праздниками и перед праздником Происхождение честных древ Животворящего Креста в богослужебном календаре Православной церкви.

Кра́сная го́рка — народное название первого воскресенья после Пасхи. В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. У восточных славян был праздником начала весны — с кострами, хороводами, ярмарками невест, закликанием весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Скоро́мная пища (от устар. ско́ром, ст.‑слав. скрамъ — жир, масло) — продовольственные продукты, в состав которых входит пища от теплокровных животных (птиц и млекопитающих)…

Прощёное воскресе́нье, или Неде́ля сыропу́стная (церк.-слав. недѣ́лѧ сыропꙋ́стнаѧ, греч. Κυριακή τῆς Τυρινής, Κυριακή τῆς Τυρο-φάγου), также Неде́ля Ада́мова изгна́ния (греч. Κυριακή τῆς ἐξορία τοῦ Ἀδάμ; лат. Quinquagesima; Esto mihi), (Сыропуст; Прощёный день) — четвёртое и последнее из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в Православии (седьмое воскресенье перед Пасхой), которое следует после Недели о Страшном Суде, последний день, когда, согласно Типикону, разрешается есть скоромную…

Народные гулянья (гулянка) — исторически распространённая и широко практикуемая традиция отмечания праздников у славян, а также у других европейских народов. Представляет собой массовое празднество под открытым небом, сопровождавшимися играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, игрой на гармошках, сопелках и дуделках, зажиганием костров.

Семи́к (Русалчин Велик день, Троица умерших) — восточнославянский праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы. Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных» покойников, предшествующий поминовению предков в троицкую субботу (см. Троица, Задушницы). К Семику уже в XVII веке было приурочено погребение погибших, казнённых либо умерших от голода и болезней, в скудельницах, или убогих домах. В православном календаре Семик как…

Гове́ние (греч. Εὐλάβεια) — у православных приготовление к таинству причащения, заключающееся в посте и воздержании, посещении всех богослужений в продолжение по крайней мере одной недели и выполнении домашних молитв по указанию молитвослова. Гове́ть — значит предписать своему телу воздержаться, очиститься и ограничиться в пище.

Водокре́щи — день народного календаря у славян, приходящийся на 6 (19) января, один из больших годовых праздников у славян. В этот день заканчивались Святки, совершалось освящение водоёмов, купались в проруби и начинали готовиться к зимнему свадебному сезону (малая свадебница).

Обжи́нки (Дожи́нки, Успе́ние) — день народного календаря славян и обряд завершения жатвы хлебов, который отмечается как правило: восточными славянами — 15 (28) августа, славянами-католиками — 15 августа, болгарами и сербами — в конце сентября. Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна.

Васи́льев ве́чер (канун Нового года в славянской традиции) — день народного календаря у славян, приходящийся на 31 декабря (13 января). У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень, у болгар — Сурва. У славян-католиков канун Нового года называется День Святого Сильвестра…

Руса́лии (русальные дни) — праздник в память умерших у древних славян, поминальные дни с поминальным обрядом.

Медо́вый Спас (также Мáковый Спас, Пе́рвый Спас) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) августа. В этот день Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы.

Руса́льная неде́ля (также Троицкая неделя, Проводы русалок) — в славянском народном календаре троицкая (начиная с Троицы), реже — предшествующая Троице неделя. Считалась временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: «Вынос троицкой берёзки», «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождение коня», «Проводы весны».

Колядова́ние — приуроченный преимущественно к святкам славянский обряд посещения домов группой участников, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальное угощение. У поляков и чехов колядовали также на Масленицу (Мясопуст) и на Пасху.

Неде́ля крестопокло́нная (рус. Крестопоклонное воскресенье, греч. Κυριακή της Σταυροπροσκυνήσεως) — название третьей Недели (воскресения) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Великого поста, которая также называется «Крестопоклонной».

Неде́ля о Стра́шном суде́, или Неде́ля мясопу́стная (греч. Κυριακὴ τῆς Ἀπόκρεω, церк.-слав. Мѧсопꙋ́стнаѧ недѣлѧ), или Мясопу́ст, или Вели́кий мясопу́ст — третий из четырёх подготовительных воскресных дней к Великому посту в Православных церквях, который следует после Недели о блудном сыне и пред Неделей сыропустной. Греческое название «ἀπό-κρεω», образовано из двух частей: приставки «ἀπό», означающей удаления, отделения, завершения, прекращения и слова «κρέας» — мясо, то есть «отделяю мясо», «мясо…

Обходные обряды славян — ритуальное хождение по домам с поздравлениями и благопожеланиями и другими магическими целями, обязательным элементом которого является одаривание (или угощение) хозяевами исполнителей обряда. Такой визит призван обеспечить каждой семье благополучие на весь год.

Скла́дчина (ссы́пчина, ссы́пщина, ссы́пка, ски́дка, скла́дка, сбор, ми́рщина, мо́льба, братчина) — внесение денег или продуктов несколькими участниками для совместного пользования, на общее дело.

Петро́в день — день святых апостолов Петра и Павла в народном календаре славян, приходящийся на 29 июня (12 июля). Это день окончания «купальских празднований» и начала летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу. Петров день отмечался два-три дня.

Страстна́я неде́ля — следующая после Вербной, седьмая последняя неделя Великого поста, продолжительностью шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью. Согласно религиозным канонам все дни недели богослужения погружают верующих в события последних дней жизни Христа.В славянской традиции в течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол…

Посевание (рус. (ходить) посевать, обсевать, засевать; белор. засеўкі, абсяванне; укр. засявуха, засівати, посівати; польск. posiewać — Подляшье) — восточно-славянский обряд, совершавшийся в первый день нового года или на Рождество и направленный на обеспечение урожая в наступившем году. Входил в состав новогодних обходов домов и включал ряд действий, относящихся к магии первого дня. В Польше и Словакии точно такой же обряд назывался chodzić na podsypkę (ходить на посыпку) или obsypka (обсыпка…

Посиде́лки (вечорки) — сезонная форма молодёжного досуга в осенне-зимнее время, наиболее характерная для восточных и южных славян. У западных славян подобные собрания не были регулярными.

Братчина (братщина, братшина) — вид пирования на Руси, совершаемое в складчину в определенное время и на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского общества. Словом братчина назывались также сельская общинная, религиозно-общинная или городская ремесленная (цеховая) корпорация. У каждой такой общины или корпорации имелся свой святой покровитель и годовой праздник.

Ду́хов день или День Свято́го Ду́ха — христианский и народный праздник в честь Святого Духа.

А́ртос (греч. άρτος — хлеб) — в Православной церкви освящённый на Пасхальной седмице квасной (дрожжевой) хлеб.

День всех усопших верных, или Поминовение всех усопших верных (лат. In Commemoratio Omnium Fidelium Defunctorum; День поминовения душ умерших родственников) — день поминовения усопших верных в римско-католической церкви, отмечаемый 2 ноября, вслед за Днём всех святых.

Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.

Покро́в день (Покро́в, Покрова́) — день в народном календаре восточных славян, приходящийся на 1 (14) октября.

Адве́нт (от лат. adventus — пришествие) — название предрождественского периода, принятое в среде христиан Католической церкви и некоторых протестантских деноминаций (например, у лютеран), аналогичное периоду Рождественского поста на Востоке. Адвент — время ожидания, предшествующее празднику Рождества Христова, во время которого христиане готовятся к празднику.

Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома. Распространён на территории Украины, южной Белоруссии, в западно- и южнорусских областях, частично — в восточных районах Польши и Словакии. У словаков щедрование совершалось в канун Рождества, называемый Štedrý deň/večer. Центрально-русским аналогом является овсеньканье, а северно-русским — виноградье.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник мясоед дата
  • Праздник мяса у казахов
  • Праздник мяса когда
  • Праздник мыслей 6 февраля
  • Праздник мыльных пузырей число