Праздник на который пригласили онегина ларины

Проза (Школьная литература). Название произведения: Бал в доме Лариных в романе Евгений Онегин - примеры сочинений. Автор: Сочинения для школьников. Современный литературный сайт для поэтов, писателей, исполнителей музыки и песен.

­Пример сочинения 1

Одним из ключевых моментов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является иал в доме Лариныхи (именины Татьяны Лариной).

На этот бал Онегин попадает случайно, Владимир Ленский его уговаривает всеми возможными способами и тот соглашается. У Лариных собирается большое количество гостей. Автор с непринужденной иронией описывает помещиков с самого утра прибывших в гости со своими семьями. И это совсем не похоже на строгое светское общество, ведь там все происходит по определенному ритуалу. Гости забавно толкаются в передней, девушки в восторге от новости, что будут танцы. На этом празднике царит простота и естественность, добродушные, искренние поздравления, чинное чаепитие и непринужденное веселье, чего не встретишь на холодных петербургских балах. Эта деревенская публика могла вызвать лишь презрение высокомерного столичного парня Онегина.

Он третий раз видит влюбленную в него Татьяну и его жутко злит и раздражает ее грустный и томный вид. Евгений собирается отомстить другу за то, что тот привез его на этот несуразный праздник.

Месть Онегина до боли простота. Он подает знаки внимания Ольге Лариной, невесте Ленского, чем вызывает его гнев. Легкомысленная Ольга не задумывается ни о чем и весело танцует с Евгением. Татьяна в тупике от действий возлюбленного, все-таки в ее сердце теплилась надежда. В голове Ленского рождается мысль о коварном предателе и ветреной кокетке, а Онегину, в очередной раз, абсолютно не до чувств окружающих его людей.

Следующий день приносит мрачные события: происходит дуэль Ленского и Онегина, где жизнь Владимира трагически заканчивается. Евгений, потрясенный содеянным поступком, впадает в депрессию, произошедшее в дальнейшем кардинально меняет его мировоззрение.

Читайте также:  12 апреля — Международный день полета человека в космос: про 48 собак, Юрия Гагарина и любовь
Случившееся накладывает отпечаток и на судьбу Татьяны, а для Ольги эта история заканчивается потерей жениха и последующим браком с нелюбимым человеком.

Все это определяет огромное значение бала в доме Лариных в романе. Они были подготовлены автором предшествующими событиями: письмом Татьяны к Онегину, в котором девушка признается ему в любви и не получает взаимности, описание чувств Ольги и Ленского, тревожный сон Татьяны, который символизирует финал сцены и случившиеся трагические события.

А.С. Пушкин таким исходом событий показывает, какие последствия может принести игра на чувствах других людей, а расплата за это может быть горькой и непредсказуемой.


Пример сочинения 2

Бал на именинах Татьяны в деревне

Наступает утро 12 января по старому стилю – именины Татьяны.

Ожидается весёлый праздник именин, но «Татьяне вовсе не весело; Онегин тоже, скрепя сердце, согласился поехать на праздник – кто же будет здесь веселиться?»

С утра дом Лариных гостями
Был полон; целыми семьями
Соседи съехались в повозках,
В кибитках, в бричках и в санях,
В передней толкотня, тревога,
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

Эти строки из сна Татьяны и из описания собравшихся на бал соседей. Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле вот они какие «один враг с собачьей мордой, другой с петушьей головой… вот череп на изящной шее вертится в изящном колпаке…»

Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рожденные фантазией. Её тонкий, хотя и суеверный ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей, она не смогла бы объяснить, почему ей кажется неизбежной ссора Онегина с Ленским… Ничего таинственного, необычного нет, оказывается, в сне Татьяны: просто любящее сердце помогло ей понять и предупредить приближающееся несчастье…

А чудовища из сна – вот они, наяву: «С своей супругой дородной. Приехал толстый Пустяков…». Всего две строчки сказаны о Пустякове, а больше ни чего и не надо, супруга дородная, сам толстый, а фамилия чего стоит: Пустяков…

«Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков…». Фамилия объясняет, как он управляет своими мужиками: Гвоздин – от выразительного глагола гвоздь.

Среди гостей Лариных:

«Скотинин, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати годов…»

Еще полвека назад Фонвизин в мечтах своих отнял имение у своей сестрицы, Простаковой, да и самому Скотинину пришлось убраться восвояси, но жив, здоров, обзавелся женой, многочисленными чадами.

А вот и молодежь:

Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный Гуянов,
В пуху, в картузе с казырьком

(Как вам конечно он знаком)…

«Уездный франтик Петушков» — и мы зрительно ощущаем этого пустопорожнего шалопая, « с петушиным хохолком, в пестром одеянии, с дурным французским выговором и без единой мысли в голове. Буянов – герой поэмы Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед». Поэтому наш Пушкин и называет его двоюродным братом, раз он – создание дяди. Но самая страшная фигура завершает галерею:

И отставной советник Флянов,
Тяжелый, сплетник, жалкий плут,
Обжора, взяточник и шут.

И как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»?  У Лариных все общество в сборе, только «своя семья»… Онегин раздражен, а тут еще Татьяна   бледнеет и краснеет, чуть не плачет, чуть не падает в обморок – это совсем уж выводит Евгения из себя. Но он жалеет Татьяну, проявляя нежность души: «Он молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен…».

На одну только минуту Онегин позволил себе быть искренним, отдаться чувству, но он уже недоволен собой, растет его раздражение. Пир между тем подходит к концу, гости начинают развлекаться, кто как может:

Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом,
Подсели дамы к камельку;
Девицы шепчут в уголку,
Столы зеленые раскрыты…

Подобные развлечения надоели Онегину еще в Петербурге, а здесь и подавно. Показана одна из фигур мазурки: к кавалеру (или даме) подводят двух дам (или кавалеров) с предложением выбрать. Выбор себе пары воспринимался как знак интереса, благосклонности или (как истолковал Ленский) влюбленности. Второй танец с незнакомыми воспринимался как вопиющее нарушение всех правил этикета. Так, герои романа подобным образом нарушили бальный этикет Ольга Ларина и Онегин.

К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, в тайне усмехаясь,
Подходит к Ольге – Быстро с ней
Вертится около гостей…
… Все в изумление. Ленский сам
не верит собственным глазам.

Увидев, что его месть удалась, Онегин не остановился, как следовало бы, а продолжал развлекаться:

…Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И наклоняясь ей шепчет нежно,
Какой-то пошлый мадрегал,
И руку жмет и запылал
В лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Все видел: вспыхнул сам не свой…

 Приглашение Онегиным Ольги на последний танец– котильон, она приблизила трагическую развязку – дуэль.

…Пистолетов пара
Две пули – больше ни чего –
 Вдруг разрешат судьбу его.

Мир мечты приходит в соприкосновение с миром реальности – и разрушается. Бал заканчивается трагично для Ленского. Ольга и Онегин считают, что ничего страшного не произошло, завтра все забудут о событиях  на бале, все пойдет по-старому. До смятения, страданий, горести Ленского никому нет дела.

На балу у Лариных танцует уже совсем другой Онегин. Разочарованный, уставший от светских развлечений и охладелый душой, он решает вновь прибегнуть к хорошо знакомой ему «науке страсти нежной», чтобы «позлить» Ленского, результатом чего становится дуэль и смерть юного поэта, и отъезд Онегина из деревни.
Московский бал

Татьяна не могла понравиться людям, воплощающим светский мир. Но Пушкин верен себе: и здесь, в московской гостиной, он посылает на помощь Татьяне своего друга:

У скучной тетке Таню встретят,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел…

 И не может Татьяна, привыкшая к свободной жизни естественным человеческим отношениям, смериться с шумной московской и бестолковой жизнью, с показными чувствами, с миром

…где кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет,
Где шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс… —

И вот в такую минуту, когда «мысль ее далече бродит; забыт и свет и шумный бал», — в жизни Татьяны входит то, что любая из присутствующих в зале женщин, молодых и старых, красивых и некрасивых, умных и глупых, назвала бы счастьем:

А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал.

Онегин, попавший «с корабля на бал, окончивший свои странствия, встречает Татьяну — уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы». Он вдруг становится безнадежно влюбленным. Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа, которые определяют их судьбу.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Именины Татьяны Лариной

Одним из ключевых моментов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» являются именины Татьяны Лариной.

На это событие Онегин попадает случайно, Владимир Ленский его уговаривает всеми возможными способами и тот соглашается. У Лариных собирается большое количество гостей. Автор с непринужденной иронией описывает помещиков с самого утра прибывших в гости со своими семьями. И это совсем не похоже на строгое светское общество, ведь там все происходит по определенному ритуалу. Гости забавно толкаются в передней, девушки в восторге от новости, что будут танцы. На этом празднике царит простота и естественность, добродушные, искренние поздравления, чинное чаепитие и непринужденное веселье, чего не встретишь на холодных петербургских балах. Эта деревенская публика могла вызвать лишь презрение высокомерного столичного парня Онегина.

Он третий раз видит влюбленную в него Татьяну и его жутко злит и раздражает ее грустный и томный вид. Евгений собирается отомстить другу за то, что тот привез его на этот несуразный праздник.

Месть Онегина до боли простота. Он подает знаки внимания Ольге Лариной, невесте Ленского, чем вызывает его гнев. Легкомысленная Ольга не задумывается ни о чем и весело танцует с Евгением. Татьяна в тупике от действий возлюбленного, все-таки в ее сердце теплилась надежда. В голове Ленского рождается мысль о коварном предателе и ветреной кокетке, а Онегину, в очередной раз, абсолютно не до чувств окружающих его людей.

Следующий день приносит мрачные события: происходит дуэль Ленского и Онегина, где жизнь Владимира трагически заканчивается. Евгений, потрясенный содеянным поступком, впадает в депрессию, произошедшее в дальнейшем кардинально меняет его мировоззрение.

Случившееся накладывает отпечаток и на судьбу Татьяны, а для Ольги эта история заканчивается потерей жениха и последующим браком с нелюбимым человеком.

Все это определяет огромное значение именин Татьяны в романе. Они были подготовлены автором предшествующими событиями: письмом Татьяны к Онегину, в котором девушка признается ему в любви и не получает взаимности, описание чувств Ольги и Ленского, тревожный сон Татьяны, который символизирует финал сцены и случившиеся трагические события.

А.С. Пушкин таким исходом событий показывает, какие последствия может принести игра на чувствах других людей, а расплата за это может быть горькой и непредсказуемой.

Энциклопедия русской жизни

В романе быт и традиции русского народа соседствует с новшествами, которые были свойственны молодым дворянам. Помещики учили иностранные языки, одевались по французской моде, пили и ели по-иностранному. Но и были суеверны, отмечали все традиционные праздники. В семье Лариных соседствовали веяния нового времени и русская старина. Татьяна, воспитанная крепостной няней, любила русский язык и деревенское просторечье. Ольга наоборот стремилась следовать моде.

День именин героини иллюстрирует картины жизни русского поместного дворянства – соседей и родственников Лариных в первозданном виде, без примесей культур других народов. Пушкин наделяет их говорящими именами и фамилиями (Гвоздин, Петухов, Скотинины). Каждый гость – это тип современного дворянина. Гвоздин, например, владеет нищими мужиками, которых словно «пригвоздил». Скотинины – семейство многочисленное, но далекое от культуры. Петушков – молодой человек, который одевается с учетом последних веяний моды.

В русских традициях гости громко разговаривают, кушают и пьют, главная особенность именин молодой девушки – гости существуют как единое целое, единый гудящий механизм, в котором руководит «веселье» и «разгул».

История с Пьером

Показательной можно считать сцену, в которой одна из гостий рассказывает историю, произошедшую накануне с незаконнорожденным сыном графа Безухова, в пьяном разгуле привязавшем полицейского к спине медведя. Это вызвало всеобщий смех и искреннее веселье. Особенно позабавился граф, живописно представивший всю описанную сцену. Стоит отметить, что у Шерер, к примеру, гости непременно попытались бы дать нравственную оценку столь неумному поведению Пьера и даже навесить на него соответствующи ярлыки.

Таким образом, именины у Ростовых – анализ эпизода это подчеркивает – говорят о простоте, естественности, отсутствии притворства и показного гостеприимства в этой семье.

Фагот и флейта раздались

Появление Ленского и Онегина на именинах Татьяны вызывает всеобщий интерес. Гости расступаются, Владимир и Евгений оказываются напротив именинницы. Этот эпизод – кульминация именин, картины вокруг собравшихся на праздник становятся другими. В атмосфере праздника появляется нервозность. Евгений, видя Татьяну, ее грусть и смятение, решает мстить Ленскому за то, что тот привез его на праздник.

Под шум бокалов Трике, поздравляет французской песней именинницу. Начинаются танцы, Онегин приглашает Ольгу, невесту Ленского, приревновав Владимир, покидает праздник, он собирается вызвать Евгения на дуэль.

Все произошедшее напоминает сон Татьяны, который ей приснился накануне праздника. Девушка была в смятении и все пыталась разгадать, что же принесет это сновидение. Вера в приметы и вещие сны – признак русской народной культуры, который предвосхищает сам русский праздник – именины.

Утренний прием

Дом графа был известен всей Москве, в том числе, хлебосольством и радушием, что докажет анализ эпизода «Именины у Ростовых». В этот день с самого утра стали подъезжать гости, чтобы поздравить мать и дочь. Графиня, женщина лет сорока пяти, принимала всех в гостиной. Рядом с ней сидела уже повзрослевшая Вера. Молодежь же, включая именинницу, тринадцатилетнюю Наташу, считала это занятие довольно скучным и потому занималась своими, более интересными делами.

Всех подъезжавших с приветливой улыбкой и теплыми словами – здесь, кстати, вместо модного французского предпочитали родной русский — встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине, который устраивали по традиции, даже несмотря на финансовые трудности.

Разгадка сна

Татьяна Ларина чувствовала себя неспокойно еще до именин. Сон, который она увидела, – это пророчество того, что изменит жизни всех героев произведения. Именно Татьяне, как народной героине, Пушкин предоставляет право заранее знать, что ждет героев впереди. Во сне Онегин – хозяин избушки, где страшные чудовища собрались на пир. На именинах хозяйка – Татьяна, вокруг нее собрались представители дворянства. Таким образом, гости в доме Лариных сравниваются с беснующимися чудовищами, которые подчиняются Евгению, он указывает, где и что должно свершиться. Онегин говорит: «Мое».

Пушкин в эпизоде «сон Татьяны» прямо говорит о неангельской природе Евгения Онегина: если он – хозяин дома, где живет нечисть, он не может быть «святым и чистым». Во сне Ленский заступается за Татьяну, с которой Онегин оказался наедине, нарушая обычаи. Онегин его смертельно ранит. Поведение Онегина на празднике в доме Лариных – эгоистичное и злое. Мстя Ленскому, Евгений думает только о себе, разрушает жизни других людей. В реальности Онегин убивает Ленского, причина дуэли – намеренное оскорбление, нанесенное Онегиным от скуки и злости.

Эпизод именин Татьяны ключевой в романе, он меняет жизни всех героев, а также обнажает черты характеров, которые до этого были скрыты.

Материал статьи поможет при подготовке домашнего сочинения на тему «Именины Татьяны Лариной», научит определять роль эпизода в сюжете произведения.

Долгожданная гостья

Подошло время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Хозяева все посматривали на дверь, что красноречиво говорило об одном: еще не все гости прибыли. Наконец, раздался шум в гостиную вошла, можно сказать, ввалилась, пятидесятиледняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой все еще не начинали праздновать именины у Ростовых. Анализ эпизода, когда все без исключения гости встали при появлении дамы, сразу же подчеркивает ее значимость в этом кругу. Несколько грубовато, но исключительно по-русски, она обращалась к встречавшему ее графу и к любимой крестнице – Наташе-«казаку», сделав по ходу пару замечаний присутствовавшему здесь Пьеру Безухову. Но именно за эту прямоту и простоту общения ее уважали и даже несколько побаивались в обеих столицах. Хотя нужно сказать, что если, как показывает анализ, именины у Ростовых без нее не начинались, то в салоне, подобном Шерер, появление Ахросимовой было бы в принципе невозможным – уж сильно отличалась она от великосветской знати с их «высокими» манерами, надменностью и притворством.

Только теперь, когда яхонтовые сережки были подарены крестнице, а молодой граф Безухов отчитан гостьей за историю с медведем, все отправились к столу.

Смелая шалость

Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией. Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт. Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.

И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета. Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил. А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.

Именины Ростовых: выводы

Как уже было отмечено, в первой части произведения завязываются основные сюжетные линии и читатель знакомится с героями, чья судьба впоследствии пройдет перед его глазами. В этом плане показательно, что рядом оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их контрастное изображение помогает лучше понять достоинства русских людей, чья душа не была испорчена светом, увидеть нравственные идеалы автора и определение того, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности, в становлении личности.

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» подтверждает и главную идею романа: человек рожден, чтобы жить в согласии с миром и с самим собой, а любая война разрушительна по своей сути.

Описание ужина

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» показывает, что за ужином все шло, как полагается – т.е. в целом соблюдались принятые в светском обществе приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины на другом. Интересно замечание автора относительно того, что хозяин, бросая взгляды на сидевшую напротив супругу, незаметно подливал гостям и себе вина, а графиня, в свою очередь, старалась не спускать с мужа глаз и замечала, как его лицо и лысина становятся все краснее. Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо супруги изучили друг друга за годы совместной жизни.

Оживившиеся мужчины вскоре вновь заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше в связи с тем, что приходилось отправлять на фронт сыновей. К примеру, вскоре должен был покинуть дом сын Ростовых, Николай. Гости вполне искренне удивляются: «И чего этот Бонапарт вздумал воевать?» Постепенно в разговор вмешиваются и молодой Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, отметившая, что на все воля божья (у нее у самой на фронте были четыре сына). Таким образом, война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.

«Образы гостей Лариных»

Дворянский уклад жизни, затхлая, бездуховная атмосфера помещичьего быта ограниченных, примитивных «поместных владетелей» — та среда, неприятие которой объединяет главных героев литературное произведениеа, возвышает их над обыденностью жизни, возбуждает интерес и сочувствие. Глухость, ограниченность, узость интересов провинциальная неподвижность этой социальной среды предопределяют душевное одиночество Онегина, Ленского, Татьяны, их взаимное стремление друг к другу, несмотря на различия в мироощущении, в восприятии жизненных ценностей. Но в главном они близки — в богатстве внутренней жизни, осознании пошлости, суетности, бездуховного, примитивного способа существования деревенских помещиков. Отец Татьяны, «добрый малый, но в прошлом веке запоздалый», вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: «в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, «был простой и добрый барин», необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, «полный искренней печалью», с теплотой вспоминает о нем. Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, «не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу». Она «рвалась и. плакала сначала», но «потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала». Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:

Она езжала по работам, Сушила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь Все это мужа не спросясь.

Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои литературное произведениеа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:

Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем, Ни остротою, ни умом…

В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: «лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!» Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:

…за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравлъ и полукот.

Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пестрая толпа — просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает ее недавний сон:

В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога, Поклоны, шорканье гостей, Кормилиц крик и плач детей.

Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ — полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея — воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: «мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике» — пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков» — безразличный к судьбе своих подданных; «толстый Пустяков» — сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, обывательском самодовольстве, душевном убожестве.

Автор произведения считает персонажей настолько примитивными, что использует устаревший литературный прием говорящих фамилий, полностью выражающих сущность героев.

Наиболее подробно дан образ «старого дуэлиста» Зарецкого: Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный, Теперь же добрый и простой Отец семейства холостой.

Этот человек с большими задатками незаурядной личности и ярким темпераментом разменял свою жизнь на мелочные увлечения, утопил в вине свои достоинства. Разумеется, он стоит выше массы провинциального дворянства, и даже Онегин, «не уважая сердца в нем, любил и дух его суждений, и здравый толк о том о сем». Но душевную энергию Зарецкий тратил не на созидание, а на разрушение, умел «порой расчетливо смолчать, порой расчетливо повздорить, друзей поссорить молодых и на барьер поставить их…»

А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.

Энциклопедия русской жизни

В романе быт и традиции русского народа соседствует с новшествами, которые были свойственны молодым дворянам. Помещики учили иностранные языки, одевались по французской моде, пили и ели по-иностранному. Но и были суеверны, отмечали все традиционные праздники. В семье Лариных соседствовали веяния нового времени и русская старина. Татьяна, воспитанная крепостной няней, любила русский язык и деревенское просторечье. Ольга наоборот стремилась следовать моде.

День именин героини иллюстрирует картины жизни русского поместного дворянства – соседей и родственников Лариных в первозданном виде, без примесей культур других народов. Пушкин наделяет их говорящими именами и фамилиями (Гвоздин, Петухов, Скотинины). Каждый гость – это тип современного дворянина. Гвоздин, например, владеет нищими мужиками, которых словно «пригвоздил». Скотинины – семейство многочисленное, но далекое от культуры. Петушков – молодой человек, который одевается с учетом последних веяний моды.

В русских традициях гости громко разговаривают, кушают и пьют, главная особенность именин молодой девушки – гости существуют как единое целое, единый гудящий механизм, в котором руководит «веселье» и «разгул».

Именины Татьяны Лариной (Анализ эпизода из 5-й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека — Евгения Онегина. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых «лишних людей». Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он «до времени созрел», стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века — хандру. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство -— любовь — не способно воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Он подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. Очень знаменателен сон Татьяны перед праздником дня ее рождения.

Но вот в дом съезжаются гости, Татьяну сажают напротив Онегина, она молчит, готовая упасть в обморок. Онегина раздражает взволнованное состояние Татьяны и большое количество гостей. Он решает отомстить Ленскому, который обещал, что их будет мало…

Как видите, кошмары сна начинают сбываться сразу же. Онегин с нежностью смотрит на Татьяну. «Он сердце Тани оживил», а потом откровенно ухаживает за Ольгой. Ленский не верит собственным глазам. Когда же Ольга отказывает ему в танце, так как уже приглашена Онегиным, Ленский в гневе уезжает .Завязка трагедии началась.

Известно, что Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины», характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным,

Умом и волею живой, И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным. Умом, своеобразием натуры Татьяна выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем ».

Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны «идеальным» положительным образом русской женщины.

В разбираемом эпизоде затронута наряду с другими проблемами тема дружбы и любви. Началось все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине: «друзья и дружба надоели». Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин скажет: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны…». Разве это в некоторой степени не об Онегине?

Одна из причин того, что Онегину надоела дружба, — его хандра. Но почему она овладела им, а автором, который предстает в романе его другом, — нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) «от делать нечего друзья». Это так и было: им обоим действительно было нечего делать — Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности, он не знал настоящей жизни, он не мог приспособиться к ней. И автор, и Онегин были старше Ленского, неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью — он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга… Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой автору «надоел… безмерно». Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: «Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт…».

Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую «другую», и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентиментальных книг). А что же Онегин? Он уверен, что «не создан для блаженства», это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь, отсутствуют — они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.

Как видите, именины Татьяны это своеобразный нервный узел произведения, где сон — мистическое предостережение, поведение скучающего Онегина — завязка дуэли, а сомнения Татьяны — предтеча любви.

Фагот и флейта раздались

Появление Ленского и Онегина на именинах Татьяны вызывает всеобщий интерес. Гости расступаются, Владимир и Евгений оказываются напротив именинницы. Этот эпизод – кульминация именин, картины вокруг собравшихся на праздник становятся другими. В атмосфере праздника появляется нервозность. Евгений, видя Татьяну, ее грусть и смятение, решает мстить Ленскому за то, что тот привез его на праздник.

Под шум бокалов Трике, поздравляет французской песней именинницу. Начинаются танцы, Онегин приглашает Ольгу, невесту Ленского, приревновав Владимир, покидает праздник, он собирается вызвать Евгения на дуэль.

Все произошедшее напоминает сон Татьяны, который ей приснился накануне праздника. Девушка была в смятении и все пыталась разгадать, что же принесет это сновидение. Вера в приметы и вещие сны – признак русской народной культуры, который предвосхищает сам русский праздник – именины.

Именины Татьяны Лариной

Роман «Евгений Онегин» неслучайно назван Белинским энциклопедией русской жизни. В ней живописно и реалистично показаны картины жизни столичного и поместного дворянства, легкими штрихами изображены дворовые люди.

Одной из таких картин является сюжет об именинах Татьяны. На этот праздник съехалось все поместное дворянство – ближайшие соседи Лариных. Весь дом был заполнен гостями. Пушкин замечательно изобразил их портреты. Некоторые фамильные черты, заложил в их именах.

С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков;

В этой семье не привыкли особо заботиться и беспокоиться. Зато любят себя и вкусную еду.

Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков;

Этот помещик обдирает своих мужиков как липку.

Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов;

Многодетное семейство, далекое от дворянской культуры.

Уездный франтик Петушков,

Молодой человек, одевающийся броско и безвкусно, считающий себя чем -то вроде светского льва.

Мой брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком — (Как вам, конечно, он знаком), И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут.

На празднике присутствовало семейство Панфила Харликова, и с ними приехал заезжий француз – мосье Трике. Странно, но фамилия француза созвучна со старинной французской игрой в шашки, которая называлась трик-трак. В наше время эта игра известна под названием нарды.

Закончив описание гостей, Пушкин не пожалел красок для описания происходящего за столом. Сначала все вроде более-менее спокойно:

На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы Да рюмок раздается звон.

Но по мере того, как гости захмелели, нарастает динамика происходящего, в стихах поэмы она выражена глаголами:

Никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат.

Эти люди явно не тяготятся светским этикетом и приличиями. Но всеобщее веселье нарушено приездом новых гостей, которых в семье Лариных явно ждали. Пушкину достаточно было всего двух слов, чтобы передать нетерпеливое ожидание. Эти слова – вдруг и наконец.

«Ах, творец! — Кричит хозяйка: — наконец!» Теснятся гости, всяк отводит Приборы, стулья поскорей; Зовут, сажают двух друзей.

Совершенно случайно Онегин оказался сидящим напротив именинницы. Девушка еще находилась под впечатлением своего ужасного сна и готова была расплакаться. Онегин заметил состояние Татьяны, но, не зная истинных причин, еще больше почувствовал себя «не в своей тарелке. Он уже был раздражен тем, что попал с корабля на бал. Ленский обещал, что именины будут проводиться в тесном семейном кругу, а тут весь уездный «бомонд» собрался. Евгений не на шутку разозлился на Ленского, и решил прямо здесь, на празднике, отомстить ему.

К этому времени на стол поставили жирный пирог и принесли вино в засмоленной бутылке. Затем гости начали поздравлять именинницу. Мосье Трике пропел свое стихотворное поздравление, которое он пел всем именинницам, лишь переставляя имена. Гости зааплодировали, и стали по очереди поздравлять Татьяну.

Затем все присутствующие перешли в гостиную, где стояли карточные столики. Мужчины сели играть в карты, дамы пристроились у камина, а девицы собрались вместе.

Ближе к вечеру, когда подали чай, в гостиную с музыкой вошел полковой оркестр. Присутствие музыкантов обещало молодежи бал.

Обрадован музыки громом, Оставя чашку чаю с ромом, Парис окружных городков, Подходит к Ольге Петушков, К Татьяне — Ленский; Харликову, Невесту переспелых лет, Берет тамбовский мой поэт, Умчал Буянов Пустякову, И в залу высыпали все. И бал блестит во всей красе.

Онегин начал приводить свой коварный план в исполнение. Он ангажировал Ольгу почти на все танцы, заигрывал с ней, чем невероятно удивил гостей, Татьяну, и заставил ревновать Ленского, который попытался пригласить свою невесту на котильон, но и этот танец был обещан Онегину.

В лирическом отступлении Пушкин с теплотой описывает мазурку:

Но в городах, по деревням Еще мазурка сохранила Первоначальные красы: Припрыжки, каблуки, усы Всё те же.

Из гостеприимного дома Лариных уехали только Ленский и немного позднее Онегин. Остальным гостям после ужина постелили в доме.

Сюжет провинциального праздника служит завязкой для последующих событий, получивших в романе свое развитие. Онегину удалось потешить свое самолюбие, но он поступил как эгоист, который совершенно не думает о том, что чувствовали в этот момент другие.

Смелая шалость

Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией. Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт. Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.

И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета. Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил. А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.

Анализ эпизода именины Татьяны

Именины Татьяны Лариной в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» являются одним из важнейших событий всего романа. Данный эпизод, размещенный в пятой и шестой главах, можно назвать кульминационным моментом в отношениях Онегина и Ленского, а также завершающей точкой в первой части сюжетной линии Онегина и Татьяны.

Сам стихотворный роман А.С. Пушкина принято считать энциклопедией русской жизни из-за присутствия в нем ярких и точных описаний русского быта 20-ых годов 19 века. В эпизоде праздника в доме у Лариных подобных описаний достаточно для того, чтобы воспроизвести обычаи и привычки поместного дворянства, к которому относились и сами Ларины.

Данному эпизоду именин предшествует несколько важных для сюжета событий: встреча Евгения с Татьяной, отправленное влюбленной девушкой письмо и объяснение с Онегиным, последовавшие за признанием, а также сон Татьяны. Главный герой оставил Ларину в расстроенных чувствах — отверг ее признание, не дав ни малейшей надежды на взаимность. После такого разочарования девушку ждало еще одно потрясение — жуткий кошмар, приснившейся ей после неудачного гадания. В своем сновидении Татьяна видела страшных существ, сидящих за столом с Онегиным и его столкновение с Ленским, которое привело к печальным последствиям и посеяло в душе героини тревогу и предчувствие какого-то рокового события. На своих именинах Ларина сталкивается с ожившим и искаженным кошмаром.

Именины Татьяны Лариной в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» являются одним из важнейших событий всего романа. Данный эпизод, размещенный в пятой и шестой главах, можно назвать кульминационным моментом в отношениях Онегина и Ленского, а также завершающей точкой в первой части сюжетной линии Онегина и Татьяны.

Сам стихотворный роман А.С. Пушкина принято считать энциклопедией русской жизни из-за присутствия в нем ярких и точных описаний русского быта 20-ых годов 19 века. В эпизоде праздника в доме у Лариных подобных описаний достаточно для того, чтобы воспроизвести обычаи и привычки поместного дворянства, к которому относились и сами Ларины.

Данному эпизоду именин предшествует несколько важных для сюжета событий: встреча Евгения с Татьяной, отправленное влюбленной девушкой письмо и объяснение с Онегиным, последовавшие за признанием, а также сон Татьяны. Главный герой оставил Ларину в расстроенных чувствах — отверг ее признание, не дав ни малейшей надежды на взаимность. После такого разочарования девушку ждало еще одно потрясение — жуткий кошмар, приснившейся ей после неудачного гадания. В своем сновидении Татьяна видела страшных существ, сидящих за столом с Онегиным и его столкновение с Ленским, которое привело к печальным последствиям и посеяло в душе героини тревогу и предчувствие какого-то рокового события. На своих именинах Ларина сталкивается с ожившим и искаженным кошмаром.

Но обо всем по порядку. В первых строфах данного эпизода Александр Сергеевич знакомит читателей с приглашенными к Лариным гостями, которых было достаточно много:

С утра дом Лариной гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях

Поэт дает исчерпывающие описания соседей Лариных, используя для этого всего несколько строк.

Пустяков с женой — сама фамилия толстяка указывает на его легкомыслие и поверхностность:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков

Гвоздин, обдирающий своих крестьян:

Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков.

Многодетная семья с говорящей о воспитании и привычках фамилией:

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов

Также с гостями приехал француз Трике, в честь Татьяны спевший знаменитый куплет, универсальный, если заменить имя на подходящее к конкретному случаю:

Трике, догадливый поэт,
Его на свет явил из праха,
И смело вместо belle Nina
Поставил belle Tatiana

В такой манере Александр Сергеевич описывает всех гостей, приехавших на именины Татьяны. Здесь же и музыканты, приглашенные полковником, а значит, будет бал на радость молодежи.

После представления гостей начинается сама трапеза: «уста жуют», «гремят тарелки и приборы», «смеются, спорят и пищат». Но вскоре мерный ход трапезы нарушает появление самых желанных гостей:

Вдруг двери настежь. Ленский входит,
И с ним Онегин. «Ах, творец! —
Кричит хозяйка: – наконец!»

Возглас хозяйки, старшей Лариной, дает ясно понять насколько сильно она ждала появления двух друзей. Ленский — жених ее дочери, Онегин — видный молодой человек, идеальная партия для Татьяны. Сама же Татьяна сидит ни жива, ни мертва, «слезы из очей хотят уж капать», она не может уйти из-за стола, но и поддерживать разговоры больше не в состоянии. Девушка по-прежнему находится под впечатлением от своего дурного сна, к тому же такая скорая встреча со своим возлюбленным явно застала ее врасплох. Онегин также, как и Татьяна, чувствует себя неловко, он проницателен и сразу замечает в каком состоянии пребывает виновница торжества, как и некоторые гости. Но в отличие от них Евгений чувствует себя причастным к происходящему с Татьяной, злится от нахождения в толпе и в своем положении винит Ленского. Ведь именно он предложил Евгению поехать вместе с ним. Он не соврал, сказав, что Ольга и ее мать будут рады видеть Онегина, но про Татьяну не подумали оба молодых человека.

Попав в неловкую ситуацию Онегин выбирает самый неприглядный выход и решает отомстить Ленскому и взбесить его. Для этого он все оставшееся время флиртует с Ольгой, приглашает ее почти на каждый танец и всячески отвлекает девушку от жениха. Его поступок удивляет всех и приводит к желанному результату:

Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его

Вскоре после отъезда Ленского покидает гостеприимный дом и сам Онегин, остальные гости остаются на ночь у Лариных. Усталость одолевает героев, весь дом быстро погружается в сон. Одна лишь Татьяна, неспокойная душа, продолжает бодрствовать:

Одна, печальна под окном
Озарена лучом Дианы,
Татьяна бедная не спит
И в поле темное глядит

Она по-прежнему поглощена своими чувствами, не спорит с внутренним смятением и тревогами, а отдается им, будто погружаясь в темное марево поля за окном. Ее сон практически сбылся, впереди — трагическая развязка. Поэт не открывает перед читателями мир переживаний девушки, но сама сцена говорит за нее: тревожное затишье перед бурей, к которой неизбежно приведут произошедшие события.

Именины Татьяны Лариной

В. Г. Белинский называет роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Эпизод, в котором описаны именины Татьяны Лариной, тому подтверждение. В статье представлен анализ данного фрагмента.

Энциклопедия русской жизни

В романе быт и традиции русского народа соседствует с новшествами, которые были свойственны молодым дворянам. Помещики учили иностранные языки, одевались по французской моде, пили и ели по-иностранному. Но и были суеверны, отмечали все традиционные праздники. В семье Лариных соседствовали веяния нового времени и русская старина. Татьяна, воспитанная крепостной няней, любила русский язык и деревенское просторечье. Ольга наоборот стремилась следовать моде.

День именин героини иллюстрирует картины жизни русского поместного дворянства – соседей и родственников Лариных в первозданном виде, без примесей культур других народов. Пушкин наделяет их говорящими именами и фамилиями (Гвоздин, Петухов, Скотинины). Каждый гость – это тип современного дворянина. Гвоздин, например, владеет нищими мужиками, которых словно «пригвоздил». Скотинины – семейство многочисленное, но далекое от культуры. Петушков – молодой человек, который одевается с учетом последних веяний моды.

В русских традициях гости громко разговаривают, кушают и пьют, главная особенность именин молодой девушки – гости существуют как единое целое, единый гудящий механизм, в котором руководит «веселье» и «разгул».

Фагот и флейта раздались

Появление Ленского и Онегина на именинах Татьяны вызывает всеобщий интерес. Гости расступаются, Владимир и Евгений оказываются напротив именинницы. Этот эпизод – кульминация именин, картины вокруг собравшихся на праздник становятся другими. В атмосфере праздника появляется нервозность. Евгений, видя Татьяну, ее грусть и смятение, решает мстить Ленскому за то, что тот привез его на праздник.

Под шум бокалов Трике, поздравляет французской песней именинницу. Начинаются танцы, Онегин приглашает Ольгу, невесту Ленского, приревновав Владимир, покидает праздник, он собирается вызвать Евгения на дуэль.

Все произошедшее напоминает сон Татьяны, который ей приснился накануне праздника. Девушка была в смятении и все пыталась разгадать, что же принесет это сновидение. Вера в приметы и вещие сны – признак русской народной культуры, который предвосхищает сам русский праздник – именины.

Разгадка сна

Татьяна Ларина чувствовала себя неспокойно еще до именин. Сон, который она увидела, – это пророчество того, что изменит жизни всех героев произведения. Именно Татьяне, как народной героине, Пушкин предоставляет право заранее знать, что ждет героев впереди. Во сне Онегин – хозяин избушки, где страшные чудовища собрались на пир. На именинах хозяйка – Татьяна, вокруг нее собрались представители дворянства. Таким образом, гости в доме Лариных сравниваются с беснующимися чудовищами, которые подчиняются Евгению, он указывает, где и что должно свершиться. Онегин говорит: «Мое».

Пушкин в эпизоде «сон Татьяны» прямо говорит о неангельской природе Евгения Онегина: если он – хозяин дома, где живет нечисть, он не может быть «святым и чистым».

Во сне Ленский заступается за Татьяну, с которой Онегин оказался наедине, нарушая обычаи. Онегин его смертельно ранит. Поведение Онегина на празднике в доме Лариных – эгоистичное и злое. Мстя Ленскому, Евгений думает только о себе, разрушает жизни других людей. В реальности Онегин убивает Ленского, причина дуэли – намеренное оскорбление, нанесенное Онегиным от скуки и злости.

Эпизод именин Татьяны ключевой в романе, он меняет жизни всех героев, а также обнажает черты характеров, которые до этого были скрыты.

Материал статьи поможет при подготовке домашнего сочинения на тему «Именины Татьяны Лариной», научит определять роль эпизода в сюжете произведения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Николай Островский

    4/16

  • Елена Пахмутова

    16/16

  • Ольга Щербакова

    12/16

  • Ренат Гафиятулин

    15/16

  • Никита Савченко

    16/16

  • Зарема Умарова

    16/16

  • Даня Мамонтов

    15/16

  • Наталья Донскова

    16/16

  • Алексей Кибаков

    16/16

  • Виколина Халевина

    13/16

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник на природе осенью
  • Праздник на который пекут жаворонков
  • Праздник на полу на подушках
  • Праздник на который колядуют
  • Праздник на полигоне