Праздник на площади св марка франческо гварди

Площадь Сан Марко - Франческо Гварди. 1760-1765. Холст, масло. 91x61 см Эта картина – типичная венецианская «ведута», то есть городской пейзаж, отражающий повседневный быт города того времени. В эпоху когда работал мастер, в этом жанре творили многие великие художники, но имя Гварди среди них не

«Площадь Сан Марко», Франческо Гварди — описание картины

Год: 1760-1765

Содержание статьи:

Описание картины:

Площадь Сан Марко — Франческо Гварди. 1760-1765. Холст, масло. 91×61 см

   Эта картина – типичная венецианская «ведута», то есть городской пейзаж, отражающий повседневный быт города того времени. В эпоху когда работал мастер, в этом жанре творили многие великие художники, но имя Гварди среди них не затерялось. Несмотря на то, что полотна изображали похожие города и запечатлевали практически одинаковые фрагменты жизни, кисть этого мастера хорошо узнаваема.

   Одной из множества известных картин художника является изображение сердца Венеции – площади Сан Марко. Эта картина сразу дает понять зрителю, что перед ним произведение талантливого человека. Четкая и правильная перспектива, грамотная передача множества крупных и мелких архитектурных деталей, а также высочайший уровень владения красками – все это отличает работы Гварди от картин других мастеров «ведуты».

   На полотне перед нами простирается большая открытая площадь, вымощенная крупными, квадратными плитами из камня светлого цвета. С обеих сторон она ограничена двумя массивными темными зданиями, словно состоящими из нескольких рядов одинаковых арок. Эти здания играют роль своеобразных визуальных вех, направляющих взгляды точно вдаль – в сторону замыкающего площадь собора Святого Марка. Этот шедевр византийской архитектуры невольно привлекает к себе внимание, но оно тут же смещается на буквально вонзающуюся иглой в небо звонницу высотой целых 100 метров. Кажется, что на этом полотне главную роль играет архитектура.

   Но это не совсем так. По всей площади разбрелось множество человеческих фигурок в ярких и нарядных одеждах. Это праздно гуляющее состоятельное население Венеции вышло похвастаться своей красотой и богатством. Над этой пестрой толпой раскинулось высокое небо с легкими пушистыми облачками.

   Прямые линии архитектуры еще больше подчеркнуты ровными полосками теней, отбрасываемых на площадь и людей. Но эти тени не такие темные и всепоглощающие, как у Караваджо и не столь многозначительные и двусмысленные, как у Леонардо да Винчи. При всей их насыщенности они не скрывают ни одной детали или персонажа – даже в самой глубокой тени можно хорошо рассмотреть фигуры людей.

   Некоторая смещенность перспективы вниз наполняет картину воздухом, не делая пространство скованным жесткими архитектурными формами. Легкости восприятия способствует и светлая цветовая гамма в приятных приглушенных тонах. На их фоне яркие краски одежды людей кажутся буквально взрывами цвета.

Другие картины Франческо Гварди

23.07.2008

Публикации

Живопись Гварди чутко отразила атмосферу последних дней существования свободной Республики Святого Марка. Пейзажи художника всегда ассоциируются с ностальгическими чувством ухода в прошлое славных дней расцвета ее истории и искусства. В них живет романтическое предчувствие тех больших изменений, которые должен был принести с собой новый век. Франческо Гварди был современником Каналетто и Беллотто, но именно ему удалось придать топографически точному пейзажу (ведуте) и другому традиционному венецианскому пейзажному жанру — каприччо — характер подлинного пейзажа, приблизиться к созданию «пейзажа-настроения».

Франческо был сыном живописца Доменико Гварди и младшим братом известного художника Джованни Антонио Гварди, руководившего мастерской отца. Семья была родом из области Трентино, но некоторое время жила в Вене, затем перебравшись в Венецию. В мастерской брата Франческо помогал выполнять заказы на алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, картины с изображением цветов в манере венских живописцев, натюрморты с цветами, плодами, птицами в традиции венецианской живописи рококо, полные жизнерадостной грации форм и цвета. Значительная часть заказов была связана с изготовлением копий с полотен известных мастеров Венеции и портретов французских художников, которые пользовались большим спросом у коллекционеров.

Товий и ангел. 1749—1752

Одной из наиболее примечательных работ мастерской Гварди были исполненные в 1749—1752 годах росписи створок деревянного парапета органа в венецианской церкви Архангела Рафаила. На них изображены сцены из библейской Книги Товита, где повествуется о слепом старце Товите и его сыне Товии, отправившемся под покровительством архангела Рафаила помочь в исцелении отцу. Неизвестно, исполнена ли эта работа одним Франческо или обоими братьями Гварди, но созданные на створках органа «чудесные видения» — свидетельства высочайшего мастерства. Живопись словно вторит его музыке и звучит как последние уходящие ноты изысканного мира грёз рококо. Сочетание бравурных длинных и коротких мазков в разработке сочетаний зеленого и голубого, красного и синего тонов рождает впечатление всполохов пятен цвета. Но в вихревом движении света и цвета очень тонко выражен язык жестов и чувств героев.

Аллегория Веры. 1747

Ранним подписным произведением Франческо является изображение аллегорий Веры и Надежды (1747, Сарасота, Музей Ринглинг). Вера разбрасывает колосья, а Надежда держит якорь и букет цветов; обе фигуры написаны не в традиции идеализированных образов барочных аллегорий, а очень конкретно, на фоне морского пейзажа с дюнами и рыбацкими лодками вдали. Светлый колорит, прозрачный мазок, спокойные и определенные зоны цвета характеризуют сформировавшуюся манеру художника.

Вопрос о том, когда и почему Франческо Гварди, начинавший как мастер исторических композиций, но, возможно, писавший пейзажи в заказных работах мастерской брата, вдруг в середине 1750-х годов обратился к ведуте и каприччо, остается загадкой. Интерес к ним возник в атмосфере Венеции, где высоко ценился этот вид живописи. Талантливый художник ощутил возможность быть более независимым в выборе тем, работая для художественного рынка. Его покупателями, как и у Каналетто, стали главным образом английские коллекционеры.

Вид в Венеции. 1770-е

С большой живописной свободой, декоративным мастерством и тонкой передачей настроения исполнены ранние каприччо. Это созданные воображением художника виды с руинами античных храмов и средневековых замков, дополненные реальными деталями подлинного пейзажа — фигурами рыбаков у берега, парусниками в море. Гварди часто изображает бушующее водное пространство. Мазок его точен и прозрачен в передаче тональных градаций цвета. Передача световоздушной атмосферы кажется приближенной к наблюдениям естественного состояния природы.

Площадь Сан Марко в Венеции

В ранних ведутах Гварди часты изображения ансамбля площадей Сан Марко и Пьяцетты, которые любил писать и Каналетто. Пространство в этих небольших картинах достаточно четко поделено на освещенные и затененные зоны. Больше естественности и свежести привносит в них передача световоздушной атмосферы над водным бассейном Лагуны.

Во второй половине 1760-х годов художником была создана серия из двенадцати полотен с изображением празднеств в Венеции в честь избрания дожем в 1763 году Альвизе IV Мочениго. Гварди написал эти полотна по гравюрам Дж.Б. Брустолона, в свою очередь исполнившего их с произведений Каналетто. Однако он привнес в них много фантазии, стремясь овладеть живописными средствами передачи единства архитектуры, фигур, водного и воздушного пространств. На полотнах документально запечатлены различные события — прием дожем послов, отплытие и возвращение дожа на «Бученторе» из церкви Сан Николо на острове Лидо, торжественная процессия Corpus domini на площади Сан Марко, коронация дожа на Лестнице Гигантов Дворца дожей, его пребывание в красивейшей церкви Венеции Санта Мария делла Салюте. Радостная атмосфера городского праздника в каждой из картин получает свою определенную эмоциональную интонацию, так как Гварди колористически передает не просто театрализованную красочность сцен, а их индивидуальный временный ритм.

Отправление «Бученторо» на остров Лидо. 1766

Прибытие дожа в церковь Санта Мария делла Салюте. 1760-е

Талант Франческо Гварди в наибольшей степени раскрылся в произведениях 1770—1790-х годов. В эти два десятилетия он писал парадные ведуты и камерные виды, не оставляя и жанр каприччо. Излюбленными сюжетами художника становятся изображение церквей Санта Мария делла Салюте и Сан Джорджо Маджоре. Чуть измененная точка зрения, за которой следовала передача нового момента освещения, превращала эти полотна в некую музыкальную тему с вариациями. Не менее поэтичны поздние каприччи Гварди. Кажется, что в них запечатлены известные, но на самом деле являющиеся плодом воображения художника уголки города — маленькие площади с церквами или фантастическими постройками, дворики, узкие улочки. Вид на них открывается сквозь старые, поросшие растениями арки, с висящими в их пролетах фонарями. Рядом с фигурами горожан — Пульчинеллы, участвующие во всем происходящем. Сочетание воображаемого и реального придает очарование и волшебство маленьким каприччи Гварди, исполненным в теплой коричнево-золотистой гамме с тонким чувством декоративности и живописности. И словно отвечая музыкальному термину, от которого произошло название венецианского живописного каприччо, также созданного в порыве свободного полета фантазии, звучит в них, подобно музыке, элегический настрой.

Дамский концерт в честь графов Северных. Ок. 1782

В 1784 году Гварди стал членом венецианской Академии, удостоившись этого звания лишь в 72 года. В 1782 году ему была заказана серия картин, посвященных торжественным событиям в жизни Венеции — приезду наследника русского престола цесаревича Павла с супругой под именем графов Северных («Вечер в театре Сан Бенедетто», Париж, частное собрание; «Дамский концерт в честь графов Северных», ок. 1782, Мюнхен, Старая пинакотека). Историческую хронику художник превращает в этих сценах в чудесную красочную феерию, опоэтизированный рассказ о жизни Венеции.

Пожар в квартале Сан Маркуола 1789—1790

Особое место в творчестве Гварди занимают его поздние работы 1780—1790-х годов «Вид лагуны» (Серая лагуна, Милан, Галерея Польди-Пеццоли), «Рио деи Мендиканти» (Бергамо, Академия Каррара), «Пожар в квартале Сан Маркуола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Они подводят итог его деятельности, начатой работой в ведуте и каприччо и закончившейся созданием этих подлинных шедевров пейзажной живописи. В маленьком полотне Рио деи Мендиканти запечатлен тихий уголок города, носящий название «набережная нищих». Ощущение медленного ритма жизни этого квартала бедняков и бесконечного пространства лагуны, раскрывающейся за аркой мостика, передано с нотой грусти. В этом камерном пейзаже проявились новое и более эмоционально тонкое видение художником Венеции. В Виде лагуны (Серая лагуна) огромное водное зеркало, светлое небо и розовеющие в солнечных лучах городские постройки у горизонта вызывают чувство необычайного простора. Далекое и близкое переданы с удивительной живописной свободой средствами тонального колорита. Это полотно, как и Рио деи Мендиканти, рождает элегическое настроение, ассоциируясь в восприятии XIX столетия с романтической ностальгией по последним годам уходящего века и образу Венеции, все более превращающейся в мечту, несбыточную грезу. К подобной передаче натуры будут стремиться пленэристы XIX столетия, для которых искусство Франческо Гварди станет наивысшим образцом среди мастеров венецианского пейзажа.

Елена Федотова

Перейти к контенту

Площадь св. Марка, Франческо Гварди

Картина «Площадь св. Марка» художника Франческо Гварди.

Франческо Гварди (1712-93, Венеция) – итальянский живописец, выдающийся мастер пейзажа. Первоначальное образование получил у своего старшего брата, Джованни Антонио Гварди, который получил известность как художник-виртуоз в создании композиций стиля рококо. Всю свою жизнь Франческо трудился в Венеции, начав с написания копий картин известных мастеров, в основном на темы религии и мифологии. Но в конце 1760-х годов Франческо Гварди выполнил копии рисунков Каналетто – виды праздничной Венеции, и с тех пор мастер решил полностью посвятить свое творчество написанию пейзажей.

Полезные ссылки для туристов:

  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
  • Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
  • Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.

Франческо Ладзаро Гварди — итальянский художник, видный представитель венецианской школы ведутистов

Портрет Франческо Гварди работы Пьетро Лонги. 1764

Сын художника, в четырехлетнем возрасте потерял отца. Художниками были его братья, художником стал и его сын Джакомо. Сестра Франческо, Мария Чечилия, была замужем за Джованни Баттистой Тьеполо.

Оценённый по достоинству лишь в эпоху импрессионизма, Гварди долго находился в тени знаменитых мастеров венецианской ведуты Антонио Каналя, прозванного Каналетто, и его племянника Бернардо Беллотто, также носившего это прозвище. Однако Гварди был художником, писавшим не только городские виды, но и фигурные станковые картины, где им было сделано немало ценного. Считается одним из последних представителей классической венецианской школы живописи.

Аллегория надежды. 1747. Художественный музей Джона и Мабл Райглин. Сарасота. Флорида

Канал Джудекка с видом на Дзаттере

Большой канал в районе рыбного рынка. Франческо Гварди

Большой канал в районе рыбного рынка

Большой канал с видом на мост Риальто. Франческо Гварди

Большой канал с видом на мост Риальто

Дож у базилики Санта Мария делла Салуте. Франческо Гварди

Дож у базилики Санта Мария делла Салуте

Дож на Бученторо у церкви Сан-Николо дель Лидо. Франческо Гварди

Дож на Бученторо у церкви Сан-Николо дель Лидо

Вид на лагуну с набережной Фондамента Нуове. Франческо Гварди

 Вид на лагуну с набережной Фондамента Нуове

Каприччо на венецианские мотивы. Франческо Гварди

Каприччо на венецианские мотивы

Пожар в хранилище нефти в квартале Сан-Маркуола. Франческо Гварди

Пожар в хранилище нефти в квартале Сан-Маркуола

Архитектурное каприччо

Дож Альвизе IV Мочениго. Франческо Гварди

Дож Альвизе IV Мочениго

Аудиенция у дожа. Франческо Гварди

Аудиенция у дожа

Канал Рио де Мендиканте

Вид на церковь Сан-Кристофоро, острова Мурано и Сан Микеле с набережной Фондамента Нуове. Франческо Гварди

Вид на церковь Сан-Кристофоро, острова Мурано и Сан Микеле с набережной Фондамента Нуове

Лагуна с лодками, гондолами и плотами. Франческо Гварди

Лагуна с лодками, гондолами и плотами

Башня дель Оролоджо. Франческо Гварди

 Башня дель Оролоджо

Вид на площадь Сан-Марко в направлении Сан-Джорджо Маджоре. Франческо Гварди

Вид на площадь Сан-Марко в направлении Сан-Джорджо Маджоре

 Городской вид

Церковь Санти Джованни э Паоло. Франческо Гварди

 Церковь Санти Джованни э Паоло

Карнавальный четверг на площади. Франческо Гварди

Карнавальный четверг на площади

Ночная процессия на площади Сан-Марко. Франческо Гварди

Ночная процессия на площади Сан-Марко

Коронация дожа. Франческо Гварди

 Коронация дожа

Площадь Сан-Марко, вид в направлении Базилики. Франческо Гварди

 Площадь Сан-Марко, вид в направлении Базилики

Вид в южном направлении на площадь с Дворцом дожей. Франческо Гварди

Вид в южном направлении на площадь с Дворцом дожей

Площадь Сан-Марко. Франческо Гварди

Площадь Сан-Марко

Папа Пий VI благословляет народ у церкви Санти Джованни э Паоло. Франческо Гварди

Папа Пий VI благословляет народ у церкви Санти Джованни э Паоло

Площадь Сан-Марко. Франческо Гварди

Площадь Сен-Марко

Вид с Бачино ди Сан-Марко на набережные Моло и дельи Скьявоне. Франческо Гварди

Вид с Бачино ди Сан-Марко на набережные Моло и дельи Скьявоне

Дож на Бучинторо у берега острова Санта Элена. Франческо Гварди

Дож на Бучинторо у берега острова Санта Элена

Праздник Вознесения Христова. Франческо Гварди

Праздник Вознесения Христова

Ридотто, фойе. Франческо Гварди

Ридотто, фойе

Большой канал и церковь Сан Симеоне Пикколо и Санта-Лючия. Франческо Гварди

 Большой канал и церковь Сан Симеоне Пикколо и Санта-Лючия

Большой канал в районе церкви Св. Лючии и босоногих. Франческо Гварди

Большой канал в районе церкви Св. Лючии и босоногих

Мост Риальто с Палаццо деи Камерленги. Франческо Гварди

Мост Риальто с Палаццо деи Камерленги

Трехарочный мост на Каннареджио. Франческо Гварди

Трехарочный мост на Каннареджио

Вид с набережной Моло на церковь Санта Мария делла Салуте. Франческо Гварди

Вид с набережной Моло на церковь Санта Мария делла Салуте

Вид на остров Сан-Джорджо, Венеция. Франческо Гварди

 Вид на остров Сан-Джорджо, Венеция

Гондола. Франческо Гварди

Гондола

Гондола в лагуне. Франческо Гварди

Гондола в лагуне

Франческо Гварди - Чудо доминиканского святого. Музей истории искусств

Чудо доминиканского святого

Пейзаж. Франческо Гварди

Пейзаж

Отплытие -Бучинторо- к церкви Сан-Николо дель Лидо. Франческо Гварди

Отплытие -Бучинторо- к церкви Сан-Николо дель Лидо

Картины художника:https://gallerix.ru/storeroom/308857452/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник на кондитерской фабрике
  • Праздник на площади минина 4 ноября
  • Праздник на кипре 15 ноября
  • Праздник на площади калинина
  • Праздник на кашкадане сегодня