Названия новогодних и рождественских мероприятий
Эти названия новогодних и рождественских мероприятий помогут вам найти заголовок для праздника, который организуется для детей и взрослых в вашем населенном пункте.
В нашем списке — 100 уникальных наименований праздничных событий для детской и взрослой аудитории!
Иногда трудно найти подходящее название новогоднего представления, на этот случай и потребуется наш список заголовков для Нового года и Рождества. Для удобства названия разделены на категории.
Названия детских новогодних праздников
КАНУН РЕКОМЕНДУЕТ: Новогодний сценарий
В этом перечне названия детских новогодних праздников, которые могут подойти для утренника, представления или концерта:
- «У ёлки новогодней»
- «Хоровод под Новый год»
- «Утренник у ёлочки»
- «Праздник у ёлочки»
- «Забавы у новогодней ёлки»
- «Забавы под Новый год»
- «Чудеса новогоднего праздника»
- «Как-то раз под Новый год»
- «Новогодние забавы у ёлочки»
- «Новый год у наших ворот»
- «Добрая новогодняя сказка»
- «Большой хоровод под Новый год»
- «Мир забав новогоднего праздника»
- «Дед Мороз и компания»
- «Дед Мороз приглашает детей»
- «Вот и снова Новый год»
- «Утро (вечер) с дедушкой Морозом»
- «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
- «Новогодняя карамель»
- «Новогодние гостинцы у ёлочки»
- «Весёлая зимняя сказка»
- «День рожденья года»
- «Радости Нового года»
- «Приключения с дедушкой Морозом»
- «Однажды у новогодней ёлки»
Название рождественского праздника
Если затрудняетесь подобрать название рождественского праздника, то обратитесь с нашему списку наименований праздничный мероприятий на Рождество. Они вам непременно дадут подсказку.
- «Светлый мир Рождества»
- «Рождественский огонёк»
- «Под сияющей рождественской звездой»
- «Рождественская карусель»
- «Рождества чудесные мгновенья»
- «Рождество у ворот»
- «Светлый праздник Рождества»
- «Чудеса на Рождество»
- «Чистый мир Рождества»
- «Божественный дар Рождества»
- «Дары Рождества»
- «Чудесный мир Рождества»
- «Встречи на Рождество»
- «В ночь под Рождество»
- «В ожидании Рождественских чудес»
- «Наше любимое Рождество»
- «От Рождества до Крещения»
- «Однажды на Сочельник»
- «Праздник Рождественской ёлки»
- «У рождественского вертепа»
- «Рождественская фантазия»
- «Рождество идет по свету»
- «Мелодии песни Рождества»
- «Благовест Рождества»
- «Рождественская благодать»
Названия новогодних мероприятий для взрослых
Смотрите и подберите для своего новогоднего мероприятия название. Заголовки подойдут, если вы проводите концерт, вечер, корпоратив, вечеринку или представление в вашем населённом пункте.
- «Встречи в новогодний вечер»
- «Новый год с радостью»
- «Новогодний карнавал чудес»
- «Любовь к Новому году»
- «Русские забавы новогоднего дня»
- «Этот славный Новый год»
- «Встречи под Новый год»
- «Добро пожаловать, Новый год!»
- «Забавы в новогодний вечер»
- «Шумит праздник новогодний!»
- «Новогодние узоры»
- «Новогодние фантазии или сон в новогоднюю ночь»
- «В лом стучится Новый год!»
- «Музыкальная ёлка»
- «Новогодний каприз»
- «Песни Матушки-Зимы»
- «Любимые новогодние песни»
- «Здравствуй, праздник – Новый год!»
- «Ворота (окно) в Новый год»
- «Новый год шагает по нашему селу (городу, посёлку)»
- «Кому в Новый год жить хорошо»
- «Ожидая новогоднего чуда»
- «Новогодняя мистерия»
- «Новогодний сувенир»
- «Новый год в хорошей компании»
Названия мероприятий на Сочельник и Рождество для взрослых
- «Радость Сочельника»
- «В вечер на Сочельник»
- «Радости Сочельника»
- «Посиделки на Сочельник»
- «Русские традиции Сочельника»
- «Завалинка на Сочельник»
- «Что вы знаете о Сочельнике»
- От Сочельника до Старого Нового года»
- «Рождественская благодать»
- «Благовест Рождественского дня»
- «Рождественские встречи»
- «Рождественский сувенир»
- «Светлые песни Рождества»
- «Чудеса Рождественского вечера»
- «Перезвоны Рождества»
- «Праздник всех праздников»
- «Красоты рождественского праздника»
- «Рождественское ассорти»
- «Рождество на белом свете»
- «Однажды на Рождество»
- «Под лучами Рождественской звезды»
- «Семейные традиции на Рождество»
- «Рождественские узоры»
- «Встретим вместе Рождество»
- «Рождественский праздник в библиотеке»
Редакция сайта надеется, что наши уникальные названия новогодних и рождественских мероприятий натолкнули вас на идею и помогли вам найти нужный заголовок для вашего праздника.
© КАНУН: Культработа
Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы быстрее других получать свежие материалы и сценарии праздников:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ
названия новогодних и рождественских мероприятий
По-церковнославянски правильно: Рожество Христово
Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.
Содержание:
- О правильном названии праздника: Рождество или Рожество
- Рождество Христово. Событие праздника
- История празднования Рождества Христова
- Рождество Христово. Устав и Богослужение
- Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи
- Иконы Рождеству Христову
- Храмы Рождества Христова на Руси
- Старообрядческие храмы Рождества Христова
О правильном названии праздника: Рождество или Рожество
Написание и произношение слова «Рождество» разнится в древнерусской и современной традициях. В старой дораскольной богослужебной традиции и у старообрядцев в наши дни принято наименование «Рожество» (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:
Ржcтво твоE хrтE б9е нaшъ
В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:
Поясняет иерей Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:
Рожество — церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова — это влияние западно-славянской традиции.
Комментирует иерей Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:
Слово «Рожество» пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раждает…», «Исусу рождьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раждается…» и т.п.
Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».
В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество», потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.
Рождество Христово. Событие праздника
Христос рождается — славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда, и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.
Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!
Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:
Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).
Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:
И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).
Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.
Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:
Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).
Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.
История празднования Рождества Христова
Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.
В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.
С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!
В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.
Рождество Христово. Устав и Богослужение
Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.
В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) — о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) — о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) — о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) — о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й — о рождении от Девы Эммануила.
В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.
Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий, Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман, патриарх Константинопольский (VIII век).
Библиотека Русской веры
Канон Рожеству Христову →
Читать онлайн
Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло?», — намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова:
Ѓвгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.
Русский перевод:
Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!
Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:
Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.
Русский текст:
Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.
Кондак празднику. Церковно-славянский текст:
Дв7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.
Русский текст:
Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи
Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.
Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).
Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки. Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.
День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:
Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.
Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания.
Иконы Рождеству Христову
Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях — кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.
Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.
Храмы Рождества Христова на Руси
В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.
Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV — началом XV вв.
Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника — Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.
В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.
Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.
В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.
После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.
В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.
Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.
В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.
Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина».
В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде — Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша…» С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.
Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).
Старообрядческие храмы Рождества Христова
В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом — накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге, Коломне, Гомеле, Рязани. Особенно торжественно, с молебном после Литургии, отмечают Рождество в храмах, освященных во имя этого праздника. Это приходы Русской Православной старообрядческой Церкви Москвы (собор Рожества Христова Рогожской общины), Екатеринбурга, д. Андроново Московской области и д. Павликово Ярославской области. Во имя Рождества Христова освящены белокриницкие приходы в Сиднее (Австралия) и Журиловке (Румыния).
Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и с. Сосновка (Украина, Полтавская область).
Во имя Рождества Христова была освящена моленная 1-й Московской общины Поморского законобрачного согласия. Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехъярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.
Полезное по теме:
- Зачем родился Христос? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
- Како подобает Христа славити: православные традиции праздника («Христос раждается славите», текст);
- Рождество на Руси. Традиции праздника
Юрий Рубан
Как известно, богослужебное чествование важнейших праздников не ограничивается одним днем. В первую очередь это относится к торжествам, выражающим важнейшие догматы Христианства как религии Спасения – к Богоявлению, т. е. явлению Бога во плоти, и Его Воскресению из мертвых. Воскресению Христову (или Пасхе) посвящен весьма продолжительный и тщательно разработанный календарный период, именуемый «Пасхальным циклом».
Рождественский цикл по разным причинам не получил такого законченного оформления. Древние богослужебные источники свидетельствуют, что из некоего «синтетического» праздника, который греки называли Тэофания, или Епифания (Богоявление, или Явление), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение (Встреча) в Иерусалимском храме. В него включены и менее торжественные праздники – производные от этих основных (смотрите ниже). В настоящее время эти торжества воспринимаются нами как отдельные по смыслу богослужебные воспоминания. Но в древности Тэофанию (Епифанию) праздновали сорок дней (как мы сейчас празднуем Пасху), а своеобразным «отданием» праздников рождественского цикла был праздник Сретения Господня. Кстати, далеко не все знают, что в старых богослужебных книгах под 25 декабря, наряду с обычным названием праздника Рождества, помещался подзаголовок: «Пасха. Праздник тридневный»! Современный православный цикл рождественских праздников и воспоминаний можно представить в таком виде.
Неделя святых праотец (праотцов) (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым). Церковь воспоминает всех родоначальников (греч. патриархов) богоизбранного народа – от Адама до Иосифа Обручника; вместе с ними вспоминаются «проповедавшие Христа» ветхозаветные пророки и вообще все библейские праведники.
Неделя святых отец (отцов) (в воскресенье перед Рождеством). Церковь вновь воспоминает всех ветхозаветных святых, но особо прославляются предки Иисуса Христа по плоти. Поэтому в Евангельском чтении на Литургии приводится родословная (генеалогия) Иисуса Христа.
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа [в 5508 г. от Сотворения мира, в царствование Кесаря Августа, в Вифлееме Иудейском]. Таково современное название праздника; в квадратных скобках – дополнение по старым месяцесловам. Более точное в богословском аспекте название, на которое нам следует обратить особое внимание, таково: «Еже по плоти (kata sarka) (!) Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (так в славянской Минее, это буквальный перевод с греческого). – (25 декабря / 7 января).
Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря / 8 января). На следующий день после празднования Рождества Церковь устраивает торжественное «собрание» (слав. собор) – созывает верующих для благодарственного прославления Пресвятой Девы, послужившей великому таинству воплощения и вочеловечения Сына Божия. Отсюда и название праздника.
Память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня (в первое воскресенье после Рождества; если же Рождество приходится на воскресенье, то их память совершается на следующий день, вместе с Собором Богородицы).
Память Святых младенец четыренадесяти (четырнадцати) тысяч, иже в Вифлееме от Ирода избиенных (29 декабря / 11 января).
Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (1/14 января).
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6/19 января).
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7/20 января).
Сретение Господа нашего Иисуса Христа (2/15 февраля).
Память Прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (3/16 февраля).
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Место проведения |
Ответственный |
Районный Дворец культуры |
|||
Театрализованный новогодний праздник для пожилых «Дом в лесу стоит высок новогодний теремок» |
25.12.2016 |
РДК |
Коровина М.А |
Развлекательная программа «Новогодняя ночь» |
31.12.2016 |
РДК |
Чушева Н.А. |
Цикл рождественских встреч «Новый год отметим вместе – танцем, юмором и песней!» |
1, 3, 4, 5, января 2017 г. |
РДК |
Андриянова Н.Н. |
Чествование лучших спортсменов Юргинского района «Спортивная элита» |
05.01.2017 |
РДК |
Пальянов К.А. Андриянова Н.Н |
Программа из частушек, конкурсов игр для пожилых людей «Забавы в русском стиле» |
08.01.2017 |
РДК |
Коровина М.А. |
Крещенский сочельник «Путешествие за народной мудростью» |
18.01.2017 |
РДК |
Межецкая Е.В. Коровина М.А. |
Центральная районная библиотека |
|||
Рождественские посиделки «Посланием, спасением сияет одна звезда» (встреча участников клуба «Надежда») |
05.01.2017 |
ЦРБ |
Малькова О.М. |
Святочные гуляния «От звезды до воды» (встреча участников клуба «ИСКра») |
06.01.2017 |
ЦРБ |
Михайлова Т.М. |
Литературная гостиная «Рождества волшебные мгновения» |
06.01.2017 |
ЦРБ |
Попова Г.В. |
Агаракский СДК |
|||
Праздничное шоу «Чудеса в новогоднюю ночь» |
31.12.2016 |
Агаракский СДК |
Дрозд Л.Н. |
Фольклорное гуляние для пожилых «Как у нас на Рождество» |
06.01.2017 |
Открытая площадка |
Дрозд Л.Н. |
Святочные посиделки для пожилых «Когда настанут святки» |
16.01.2017 |
Агаракский СДК |
Дрозд Л.Н. |
Бушуевский СДК |
|||
Новогоднее посиделки для пожилых людей «Новогоднее настроение» |
25.12.2016 |
Бушуевский СДК (+ библиотека) |
Барышева И.В. |
Новогоднее шоу для всех категории «Новогодняя круговерть» |
31.12.2016 |
Бушуевский СДК |
Барышева И.В. |
Игровая дискотека для населения «В ритмах Нового года» |
01.01.2017 |
Бушуевский СДК |
Барышева И.В. |
Конкурсная программа для населения «Весёлый маскарад» |
03.01.2017 |
Бушуевский СДК |
Барышева И.В. |
Развлекательная дископрограмма для молодёжи «Знай нас» |
06.01.2017 |
Бушуевский СДК |
Барышева И.В. |
Фольклорный праздник «Наступило Рождество» |
07.01.2017 |
Бушуевский СДК (+ библиотека) |
Барышева И.В. |
Игровая программа для пожилых людей «Рождественский переполох» |
08.01.2017 |
Бушуевский СДК |
Барышева И.В. |
Вечер отдыха «Не желает старый год уходить за поворот» |
14.01.2017 |
Бушуевский СДК |
Барышева И.В. |
Володинский СДК |
|||
Развлекательная программа для взрослых «Новогодний лабиринт» |
31.12.2016 |
Володинский СДК |
Деянова Е.В. |
Развлекательная программа для молодежи «Новогодние фантазии» |
03.01.2017 |
Володинский СДК |
Деянова Е.В. |
Фольклорные посиделки «Путем звезды Рождества Христова» |
07.01.2017 |
Володинский СДК (+ библиотека) |
Деянова Е.В. |
Музыкальный вечер для пожилых людей Провожаем старый год» |
13.01.2017 |
Володинский СДК (+ библиотека) |
Деянова Е.В. |
Вечер отдыха для инвалидов «Как на старый Новый год» |
14.01.2017 |
Володинский СДК (+ библиотека) |
Деянова Е.В. |
Володинская сельская библиотека |
|||
Церемония награждения конкурса снежинок |
08.01.2017 |
Володинская СБ |
Пинигина М.А. |
Заозерский клуб-библиотека |
|||
Новогодняя музыкально-развлекательная программа для пожилых людей «Потехи ради» |
28.12.2016 |
Заозерский КБ |
Андриянова С.И. |
Развлекательно-игровая программа для жителей деревень «Новогодние забавы» |
31.12.2016 |
Заозерский КБ |
Андриянова С.И. |
Развлекательно-игровая программа для пожилых людей «Ой, коляды, святые, вечоры» |
07.01.2017 |
Заозерский КБ |
Андриянова С.И. |
Развлекательная программа для молодёжи «Новый год встречаем вновь» |
13.01.2017 |
Заозерский КБ |
Андриянова С.И. |
Зоновский СДК |
|||
Конкурсно-игровая программа «В новогоднюю ночь» |
31.12.2016 |
Зоновский СДК |
Козуб О.М. |
Вечер отдыха для пожилых людей «Рождественские встречи» |
07.01.2017 |
Зоновский СДК |
Козуб О.М. |
Зоновская сельская библиотека |
|||
Посиделки «Рождество приходит в дом» |
06.01.2017 |
Зоновская СБ (+СДК) |
Котова Т.А. |
Лабинский СДК |
|||
Новогодняя игровая программа для жителей села «Новые приключения кузнеца Вакулы» |
31.12.2016 |
Лабинский СДК |
Комарова С.Б |
Вечер отдыха для семейных пар «Рождество Христово» |
07.01.2017 |
Лабинский СДК |
Комарова С.Б |
Вечер отдыха для пожилых людей «Старый Новый год. Наши бабушки гадали» |
13.01.2017 |
Лабинский СДК |
Комарова С.Б |
Поздравительная акция для жителей села «Идет коляда, открывай ворота» |
19.01.2017 |
Лабинский СДК |
Комарова С.Б |
Лабинская сельская библиотека |
|||
Рождественская встреча «Старины обычай добрый» |
07.01.2017 |
Лабинская СБ |
Братенкова Н.М. |
Литературное кафе «Литературные даты января» |
10.01.2017 |
Лабинская СБ |
Братенкова Н.М. |
Лесновский СДК |
|||
Новогодний вечер отдыха для жителей села «Дискотека-2017» |
31.12.2016 |
Лесновский СДК |
Ковалькова Г.Ф. |
Музыкально развлекательная программа «Веселая ярмарка» |
01.01.2017 |
Лесновский СДК |
Ковалькова Г.Ф. |
Развлекательная викторина для пожилых людей и инвалидов «В ночь под Рождество» |
07.01.2017 |
Лесновский СДК |
Ковалькова Г.Ф. |
Новогодняя программа для молодёжи «Рождественский приём у Солохи» |
08.01.2017 |
Лесновский СДК (+ библиотека) |
Ковалькова Г.Ф. |
Вечер отдыха для пожилых людей «Волшебная лампа» |
14.01.2017 |
Лесновский СДК |
Ковалькова Г.Ф. |
Новогодний отчетный концерт «Новогодний радиогалоп» |
15.01.2017 |
Лесновский СДК |
Ковалькова Г.Ф. |
Лесновская сельская библиотека |
|||
Рождественские посиделки для пожилых людей «Это сказочное Рождество» |
05.01.2017 |
Лесновская СБ |
Уразова С.А. |
Н-Деревенский КБ |
|||
Тематический вечер для пожилых. «День рождения Деда Мороза» |
28.12.2016 |
Н-Деревенский КБ |
Ващенко И.И. |
Программа для молодежи «Ах, карнавал» |
31.12.2016 |
Н-Деревенский КБ |
Ващенко И.И. |
Развлекательная программа для молодежи «Волшебные искры Нового года» |
02.01.2017 |
Н-Деревенский КБ |
Ващенко И.И. |
Развлекательная программа на Рождество «Рождественское чудо» |
07.01.2017 |
Н-Деревенский КБ |
Ващенко И.И. |
Посиделки для пожилых «Не желает старый год уходить за поворот» |
14.01.2017 |
Н-Деревенский КБ |
Ващенко И.И. |
Н-Таповский СДК |
|||
Представление для взрослых. «Новогодний каламбур» |
31.12.16 |
Н-Таповский СДК |
Рогинская И.А. |
Посиделки для пожилых «С рождеством христовым» |
06.01.17 |
Н-Таповский СДК |
Рогинская И.А. |
Сосновский СДК |
|||
Праздничное представление «Новогодний бал-маскарад» |
31.12.2016 |
Сосновский СДК |
Куликова О.Я. |
Конкурсно-развлекательная программа для молодёжи «Под старый Новый год» |
13.01.2017 |
Сосновский СДК |
Куликова О.Я. |
Посиделки для пожилых, инвалидов «Раз в крещенский вечерок» |
19.01.2017 |
Сосновский СДК |
Куликова О.Я. |
Сосновская сельская библиотека |
|||
Фольклорные посиделки «Вот бывало в старину» |
08.01.2017 |
Сосновская СБ |
Ескина А.В. |
Шипаковский СДК |
|||
Развлекательный вечер для взрослых «Километр серпантина, два вагона конфетти» |
31.12.2016 |
Шипаковский СДК |
Агапова А.П. |
Развлекательный концерт для пожилых людей «Чудный вечерок на старый Новый год» |
13.01.2017 |
Шипаковский СДК |
Агапова А.П |
Шипаковская сельская библиотека |
|||
Вечер отдыха «Мир в ожидании чудес» |
04.01.2017 |
Шипаковская СБ |
Елфимова Л.В. |
ДК «Строитель» |
|||
Развлекательная программа для инвалидов «Встреча русской зимы» |
21.12.2016 |
ДК «Строитель» |
Панасенко Ю.Л. |
Развлекательная программа для пожилых «Новогодний кастинг» |
22.12.2016 |
ДК «Строитель» |
Панасенко Ю.Л. |
Развлекательная программа «Новогодняя тусовка» |
31.12.2016 |
ДК «Строитель» |
Панасенко Ю.Л. |
Вечерняя программа «Приключения в новогоднюю ночь» |
01.01.2017 |
ДК «Строитель» |
Панасенко Ю.Л. |
Игровая программа для молодых семей «Пока не пришел дед Мороз» |
03.01.2017 |
ДК «Строитель» |
Панасенко Ю.Л. |
Рождественская дискотека «Сибирские валенки!» |
06.01.2017 |
ДК «Строитель» |
Платонова Т.А. |
Конкурсная программа для пожилых «Новогодний хит-парад» |
09.01.2017 |
ДК «Строитель» |
Панасенко Ю.Л. |
Игровая программа для инвалидов «Сэр Мороз проводит турнир» |
11.01.2017 |
ДК «Строитель» |
Панасенко Ю.Л. |
Юргинская сельская библиотека |
|||
Посиделки «Жить не болея» (встреча участников клуба «Подснежник») |
06.01.2017 |
Юргинская СБ |
Замятина Т.И. |
Конкурсная программа для пожилых и инвалидов «Новогодний хит-парад» |
06.01.2017 |
Юргинская СБ |
Замятина Т.И. |
Северо-Плетневский СДК |
|||
Театрализованное представление для пожилых и инвалидов «Новогодние огни, или Ведьмины проказы» |
31.12.2016 |
Школа |
Шустикова А.М. |
Театрализованная новогодняя программа для жителей села «Чудеса у елки» |
31.12.2016 |
Площадь |
Шустикова А.М. |
Игровая программа взрослых «В ледяном царстве, в заснеженном государстве…» |
01.01.2017 |
Открытая площадка |
Шустикова А.М. |
Игровая программа для молодежи «Снегурочка отдыхает, или Как встретить Новый год» |
02.01.2017 |
Открытая площадка |
Шустикова А.М. |
Театрализованная игровая программа для пожилых и инвалидов «Этот старый Новый год» |
14.01.2017 |
Северо-Плетневский СДК |
Шустикова А.М. |
Северо-Плетневская сельская библиотека |
|||
Развлекательная программа «Вдоль по улице метелица метет» (встреча участников клуба «Золотой возраст») |
08.01.2017 |
Северо-Плетневская СБ |
Куприна Т.А. |
Соколовская сельская библиотека |
|||
Литературная светелка «Приходила Коляда» |
08.01.2017 |
Соколовская СБ |
Кузнецова Л.Н. |
Малые деревни |
|||
Новогоднее представление для жителей малых деревень «Везет нас сказка в Новый год» |
22.12.2016 — 30.12.2016 |
Малые деревни |
Шустикова Е.Н. |
Концертно-игровая программа для жителей малых деревень «Старая сказка на новый лад» |
06.01.2017 — 09.01.2017 |
Малые деревни |
Сергеева Е.Н |
Новогодняя развлекательная программа «Новогодние огни, или Рождение фейерверков!» |
26.12.2016 -31.12.2016 |
Малые деревни |
Платонова Т.А. |
Зимние посиделки «Красота руку греет!» |
14.01.2017 |
Малые деревни |
Платонова Т.А. |
Юргинский районный краеведческий музей |
|||
Выставка «Человек и время: волшебный мир быта» |
26-30.12.2016 05,09,10.01. 2017 |
ЮРКМ |
Люнгрин С.Л. |
Экскурсия «Русский быт XIX-XX вв.» |
26-30.12.2016 05,09,10.01. 2017 |
ЮРКМ |
Миллер К.А. |
Познавательно-развлекательная программа «Пришла Коляда накануне Рождества» |
05.01.2017 |
ЮРКМ |
Миллер К.А. |