Праздник оленевода ненцы

О традиционных заполярных угощениях и о том, что дарят друг другу жители Ненецкого автономного округа в День оленя.

Когда живешь в городе и каждый день начинаешь с проверки социальных сетей, чашечки кофе, выбора наряда, даже не думаешь о том, что где-то есть совсем другая жизнь. Реальность, в которой нет интернета, воду нужно греть на костре, а одежду шьют из шкур животных. Где приходится переезжать с места на место в поисках еды и тепла. Где вечная мерзлота – это не термин с урока по географии, а привычная среда обитания. Сегодня в тундре за полярным кругом кочует почти 16 000 человек, десятки общин. Это люди, которые в 21 веке сохраняют традиционный уклад жизни и ни за что не променяют арктическое лето и зиму, чумы и оленьи упряжки на бетонные коробки в душном городе.

123

Маршрут в небе

Ненецкий автономный округ по размеру как две Франции. И на его территории ни одного шоссе или автомагистрали. Все маршруты проложены в небе. Чтобы попасть на праздник оленя в одну из общин ненцев, нужно пролететь 500 километров из единственного города в Заполярье – Нарьян-Мара, а дальше провести четыре часа в пути. Температура здесь на 10 градусов ниже, чем в городе. Дует промозглый ветер с Баренцева моря. Вертолет жестко садится на болотистую почву тундры, тебя встречает пестрая толпа. Кто в национальных костюмах, а кто в современных куртках и штанах.

Это община Ямб-То. Вдалеке виднеются два чума, как выясняется после – гостевых. Их поставили специально для праздника. Люди преодолели сотни километров в оленьих упряжках. Многие из них не виделись целый год. День Оленя – самый главный для ненцев. Праздник встреч, веселья и день, когда заканчивается лето.

«Умчи в свою страну оленью … »

Олень – священное животное для этих людей. О нем слагают легенды, поют песни. На все праздники лучший подарок – олененок. Это только со стороны кажется, что великолепные животные подчиняются человеку. После разговора с пастухом становится ясно, что вся жизнь кочевников крутится вокруг стада. Олень знает, когда надо покинуть место стойбища, потому что подкрались холода или наступают жаркие дни. Ему известно, где найти еду и укрыться от ветров. И община послушно следует за ним.

123123

«Олень…  Это транспорт. Круглый год на нем ездят. Зимой, летом, осенью. Это мясо. Это наша еда. Это одежда. Она греет нас, когда холодно. Это наш дом. Из шкур мы делаем накидки для чумов», – рассказывает оленевод Евгений Тайберей.

Олени в стаде делятся на два типа. Аука – ручной олень. Он живет совсем рядом с человеком. Это домашнее животное кочевника. Может зайти в чум, спать у входа, играть с детьми. Точно кошка или собака.

Остальные олени пасутся в стаде в нескольких километрах от поселения. Среди них также есть особенная категория – ездовые. Транспорт кочевника – упряжка. Ее мощность составляет шесть оленьих сил. Два отвечают за левый поворот, два – за правый, посередине – ведущие. Поездка часто занимает несколько часов. Поэтому опытный ездок всегда знает, когда пришло время поменять местами «поворотники».

«Надо менять. Иначе они натрут себе плечи. А это боль. С болью оленя далеко в тундре не уедешь. Мальчиков обучаем этому мастерству – управлять упряжкой – с детства. Потому что общине нужно много водителей», – рассказывает оленевод Афанасий Семенович.

День оленя – день встреч

Праздник имеет символическое значение. Это последний день лета. Начинаются заморозки, подступает зима. Следовательно, кочевникам пора собираться в путь. Ненцы широко отмечают начало кочевого сезона.

123123

На Дне оленя проходят тундровые «олимпийские игры». Мужчины соревнуются в силе, ловкости, меткости. Все состязания тоже связаны с оленем – метание аркана, прыжки через нарты, гонки в оленьих упряжках.

Женщины к празднику готовят традиционное заполярное угощение – похлебку из оленины. Некоторые кочевники едят сырое мясо. Это своего рода деликатес. Самыми вкусными считаются глаза, почки и печень оленя.

123123

Праздник можно сравнить с крупной вечеринкой. В этот день могут образовываться пары. Девушки и юноши присматриваются друг к другу. И только на следующий год может быть объявлено о свадьбе. Если, конечно, семьи молодых людей дадут свое родительское благословение. Но не стоит думать, что кочевники совсем оторваны от нашей действительности. Например, Аня с прошлого Дня оленя переписывалась в социальной сети с молодым человеком из соседней общины. За несколько дней до праздника он намекнул ей в сообщении, что хочет сделать предложение.

123

Девушка ответила согласием. Но брак так и не состоялся. Беспечный юноша много километров проехал в оленьей упряжке, но забыл о традициях. Прибыл свататься без старшего представителя своей семьи. И тундровый Ромео покинул праздник без дамы сердца.

День оленя перетекает в ночь, а затем наступает утро оленя. Кочевники могут покинуть праздничный лагерь не раньше следующего дня. Они разъезжаются по своим поселениям, чтобы собрать чумы, вещи, погрузить все в упряжки и отправится путешествовать по тундре в поисках нового жилья. Там тоже не будет ни названий улиц, ни номеров квартир. И если кто-то захочет отправить им открытку, то адрес будет «не дом и не улица», а «Россия, тундра, второй чум слева от полярной звезды».

Фото: Иван Поситко

Ненцы ежегодно отмечают праздник оленевода. Торжество сопровождается состязаниями в ловкости, в езде на нартах, вкушением ритуальной еды.

Религиозная система ненцев состояла из пантеона различных духов. Одним из наиболее важных был дух неба Нум. Ежегодно весной и осенью ему приносили в жертву белого оленя.

Жертвоприношение проводилось на открытом и возвышенном месте. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении.

Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума – три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде.

По поверьям, от Нума зависели погода и природные явления – снег, дождь, молния.

Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв – хозяин земли, ид ерв – хозяин воды, яха ерв – хозяин реки, то ерв – хозяин озера, пэдара ерв – хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве. Их расположения ненцы тоже добивались жертвоприношениями.

Как воспоминание о далеком прошлом на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. Если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочёвок, хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом. Во время промысла в море, если поднимались волны, в воду бросали ружьё, стараясь умилостивить хозяина моря.

Большим почтением пользовались духи Я ерв – хозяин земли и Я ерв не – хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники. Под землей, считалось, жил дух Нга: дух болезней и смерти. Чтобы избежать несчастий, для Нга приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное животное душили, поставив головой на запад. Обряд совершался на закате солнца. Во время болезни человека для Нга делали жертвоприношения, чтобы он «отпустил» больного. Голову забитого оленя надевали на шест и поворачивали мордой на запад. Под землёй обитали мелкие злые духи нгылеко – источники болезней человека. Их отпугивали звоном колокольчиков и металлических подвесок на одежде.

В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями – лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. До недавнего времени священная лиственница была около посёлка Сюней-сале на юго-востоке Ямала. В более северных районах округа, где она не растёт, используют сухую лиственницу, привезённую с южных кочевий. Её устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов – сядэй, кладут рога жертвенных оленей.

Кроме сядэев существовала категория домашних (семейных) духов-покровителей хэхэ. Это были деревянные фигурки или небольшие камни, которые хранились в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной священной нарте. Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном месте – у стены, противоположной входу. За помощь во всех земных делах домашним покровителям шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.

Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» – покровительницы женщин, деторождения и материнства, которая ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды. Во время родов женщина держала «старуху чума» в руках, чтобы роды прошли легко.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения нгытарма умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились, как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Его изготавливали из куска дерева либо без основы – только комплект меховой одежды. Этот обычай на Ямале существует и сегодня.

Источники: www.narodru.ru www.nenets.ru www.russia.rin.ru

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Приуральский районный краеведческий музей»

День оленевода — традиционный праздник тундрового населения

Праздник проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.

Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, для тундрового населения, который ведет традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны  заветам своих предков и продолжают жить в тундре. Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. От оленя  тундровики получают все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

День оленевода – самый древний из местных национальных праздников. Много веков в удобное для всех место съезжаются жители тундры. Молодые мужчины – чтобы похвалиться силой и удалью, женщины – красотой и уменьем вести домашнее хозяйство. Ключевыми моментами праздника являются именно соревнования. Жизнь в природе, помимо множества умений, требует от человека больших физических нагрузок. Для перетягивания палки нужны, например, не столько сильные бицепсы, сколько сильные пальцы. А метание тынзяна  на хорей требует от пастуха очень точного глазомера. Попробуйте-ка поймать в огромном бегущем стаде именно того оленя, который вам нужен. Ловкость и выносливость — жизненно важные умения для каждого тундровика. От способности владеть своим телом зависит, сможет ли хозяин управляться с оленьим стадом и кормить семью. 

В муниципальном образовании Приуральский район День оленевода проводится ежегодно в первые выходные дни апреля перед косланием оленеводов на летние пастбища.  Праздник  проводится в районном центре —  с. Аксарка, на берегу реки Обь. Местный народ съезжается сюда пообщаться, поторговать и помериться силами на соревнованиях.  Культурная часть праздника: награждение и чествование лучших оленеводов, конкурс женской одежды, конкурс детской одежды, конкурс мужских поясов, конкурс на лучшую оленью упряжку. Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды: метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест), прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба, бег на лыжах (самодельных) с палкой, гонки на оленьих упряжках, гонки на снегоходах.  В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя, но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. 

На Севере много интересного и необычного для жителей более южных регионов. Самое красочное представление обычно проходит в поселках, но иногда проводят основные мероприятия и в городе, чтобы горожане тоже могли прикоснуться к культуре народов Крайнего Севера:  на северных оленей посмотреть, национальные блюда попробовать. 

Плотникова Алёна Викторовна

Директор

«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея.
График личного приёма граждан:
каждый четверг с 15.00 до 17.00

Оплата Пушкинской картой

Мы в:

Вакансии в сфере культуры ЯНАО


предстоящие события


  • Афиша мероприятий проекта «Пушкинская карта». Сентябрь

  • http://gosuslugi.ru/

  • Губернатор ЯНАО

  • Представительство ЯНАО
    в Санкт-Петербурге

  • Правительство
    Ямало-Ненецкого
    Автономного округа

  • Департамент
    культуры ЯНАО

  • Музеи России

  • Музеи ЯНАО

  • Портал государственных услуг РФ

  • Портал культурного
    наследия России

  • Официальный сайт для
    размещения информации


  • Администрация
    Приуральского района

  • Нормативные правовые акты
    Российской Федерации

  • Викторина северяне

  • Культура

  • Кибердружина Ямала

Ежегодно в конце марта ‒ апреле на Таймыре проходит главный национальный праздник жителей тундры – День оленевода. В этот день горожане могут заглянуть в жильё коренных северных народов – балку, увидеть их быт, попробовать традиционную еду, поиграть на народных инструментах, покататься на оленях, посмотреть на соревнования оленеводов: метание маута (верёвки из кожи оленей) на хорей (палку, имитирующую рога животного), прыжки через нарты (узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках), перетягивание палки и национальную борьбу.

История праздника

День оленевода появился в 1950‒1960-е годы наряду с другими профессиональным праздниками. В Советском Союзе торжество начиналось с делового совещания, в процессе которого проходили выставки, концерты и спортивные состязания.

С 1990-х годов к организаторам Дня оленевода добавились коммерческие компании по добыче нефти и газа. Они часто выступают спонсорами мероприятия и вручают подарки победителям соревнований.

олени1.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Как празднуют

День оленевода привязан к празднованию Дня встречи солнца, который на Таймыре отмечают ежегодно в конце января ‒ начале февраля. Есть такое поверье: если появляется солнце на Севере, значит, наступил Новый год.

Дату празднования определяет администрация, потому что тогда коренные народы вместе со своими стадами переезжают с зимних пастбищ на летние. День оленевода проводят в том населённом пункте, около которого собралось большее количество оленеводов.

Для оленеводов это в первую очередь день встречи со своими родственниками, друзьями и знакомыми, с которыми они не виделись целый год. Кроме того, на празднике свободные молодые люди ищут себе невесту или жениха.

Этот праздник отмечают все северные народы. Ненецкие женщины, например, участвуют в конкурсе традиционной одежды. Они демонстрируют наряды, которые сшили из шкур оленя и украсили бисером, кусочками цветной ткани, подвесками из рога и кости оленя, мехом песца.

Другие представительницы коренных северных народов выставляют на продажу элементы одежды (рукавицы, пояса, меховые шапки, варежки и унты) и традиционную пищу (северную рыбу, строганину из муксуна и щокура, вяленую оленину и ягоды).

9.jpg

Кульминация праздника ‒ гонки на оленях, в которых мужчины и женщины борются отдельно друг от друга. Оленей они предварительно тренируют и украшают. За победу в этом состязании можно получить полезные в хозяйстве подарки вроде снегоходов или бензогенераторов.

Кто такой оленевод

Оленевод ‒ это человек, который вместе с оленями ведёт кочевой образ жизни. Сейчас они есть только среди ненцев, проживающих на Таймыре и на Ямале. У долган, нганасан и эвенков оленеводов не осталось.

Человек, никогда не видевший тундру, не может стать оленеводом ‒ это занятие преемственное. Нужны специальные навыки и подготовка, знание местности без карт, иначе можно заблудиться и замёрзнуть в суровых арктических условиях.

Оленеводом может быть только мужчина. Женщина должна заниматься домом, ей нельзя наступать на оленьи шкуру, упряжку и тем более на верёвку, которой ловят животных.

6.jpg

Фото: Лев Федосеев

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Мои братья Василий и Вячеслав Яроцкие ведут кочевой образ жизни. Они получили навыки оленеводства в детстве от нашего отца и сейчас кочуют по тундре уже вместе со своими большими семьями ‒ по правой стороне Енисея. У старшего брата шестеро детей, двое из которых ему уже помогают.
Но не все дети останутся в тундре, девочки и младший сын хотят уехать в посёлок или в город. Я в детстве тоже кочевала с родителями, потом поступила в университет, переехала и с тех пор веду осёдлый образ жизни. Нас таких двое ‒ я и моя старшая сестра, пятеро из нас ‒ два брата и три сестры ‒ кочевые.»

2.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Во что одеваются оленеводы

Коренные северяне пробовали носить обувь и одежду из магазинов, но вернулись к традиционным одеяниям из оленьих шкур, потому что они относительно легкие по весу и очень тёплые. Для женщин это ненецкая парка распашная, которая называется «ягушка», и шапка-капор с металлическими подвесками. Она полая, с песцовым воротником, спереди и сзади завязывается на верёвочки. Мужская парка называется «малица», она похожа на рубашку.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«У меня и моих детей тоже есть одежда из оленьих шкур, которую мы надеваем, когда едем в тундру.»

3.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Оленьи шкуры также используют для обогрева жилья ‒ балков.

Чем занимаются оленеводы

Олени ‒ это наследство для детей. Поголовье не проедается, оленеводы контролируют его количество. Больше, чем нужно, голов тоже быть не должно, потому что пастбищ мало.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«У моих братьев увеличилось количество скота. Если раньше было по 300 голов, сейчас ‒ больше 500. И это минимум, который нужен для выживания в тундре, ведь олень ‒ это всё для оленевода: и транспорт, и еда, и одежда, и даже валюта.»

За животными нужен постоянный присмотр, поэтому профессия оленевода требует постоянного присутствия рядом с ними. Одному с этим справиться сложно, поэтому оленеводы кочуют семьями.

5.jpg

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Оленеводство ‒ это определённый ритм жизни. Когда братья приезжают ко мне в гости, то не могут остаться надолго. Максимум ‒ пять дней: они не могут покинуть пастбище на больший срок.»

Как передвигаются оленеводы

Оленеводы перемещаются на балках, которые стоят на поводьях. Зимой они делают это на снегоходах, летом ‒ на оленях. Больше трёх дней на одном месте кочевники не стоят.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Они очень бережливы к природе, никогда не мусорят и сети для рыбалки надолго не оставляют. Считается, что, если оставить их больше чем на три дня, рыба может погибнуть.»

7.jpg

Фото: Лев Федосеев

Оленеводы ‒ это профессия или призвание

Дети оленеводов учатся в школах-интернатах, а на каникулы возвращаются к родителям. Сейчас их уже больше привлекают цивилизация и возможность выбрать свой путь. Некоторые возвращаются, другие тоскуют по тундре.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Но даже вдали от тундры меня тянет туда, и чем старше я становлюсь, тем сильнее это чувствую. Там ‒ свобода и движение. Каждый год я приезжаю к семье вместе со своими детьми, и меня переполняют эмоции. Особенное воспоминание ‒ скрип оленьих копыт зимой и свежий воздух. Но жить в тундре постоянно уже тяжело. Мне кажется, только самые сильные духом остаются там.»

Олень на Севере ‒ священное животное, а оленеводство ‒ в первую очередь стиль жизни, способ прокормить семью, а не способ заработка. Оленеводом не становятся, им рождаются. Для того чтобы выжить в тундре, нужно обладать специальными навыками и иметь багаж знаний, который передаётся из поколения в поколение, по наследству.

4.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Традиционный праздник оленеводов в ЯНАО проводится во многих городах и поселках округа.

На официальной странице Ямало-Ненецкого автономного округа во «ВКонтакте» опубликованы даты, когда День оленевода пройдет в тех или иных точках. Праздник начнется 25 февраля и закончится 14 апреля.

25 и 26 февраля гостей ждут в Надыме. Там пройдут соревнования оленеводов на кубок губернатора ЯНАО. 4 и 5 марта праздник пройдет в Тарко-Сале, 11 марта — В Харампуре, 18 марта — в Овгорте, Халясавэе и Тольке. 18 и 19 марта гостей будет приветствовать Новый Уренгой. Для них запланирован «Праздник народов Севера».

25 марта оленеводы побывают в Питляре, Ханымее, Самбурге.

25 и 26 марта праздник оленеводов пройдет в Салехарде.

1 апреля торжества организуют в Ноябрьске, там определят победителя в конкурсе «Авка». В этот же день гостей ждут в Аксарке и Муравленко. На 1 и 2 апреля запланированы праздничные программы в Тазовском, Яр-Сале, Сеяхе. В Тазовском, Антипаюте и Гыде пройдет слет оленеводов.

6 и 7 апреля праздник примет Антипаюта.

Финальные торжества пройдут 13 и 14 апреля в Гдые.

Самые важные новости — в нашем телеграм-канале «Новости Ямала».

Каждый год, когда на Крайний Север приходит календарная весна и начинают ослабевать 40-градусные морозы, в Ямало-Ненецком административном округе отмечают День оленевода. Этот профессиональный праздник был инициирован советской властью в середине прошлого века и за прошедшие десятилетия превратился в масштабный фестиваль, вобравший в себя все спортивные, творческие, ремесленные навыки и достижения коренных народов Севера. 

Гонки на оленьих упряжках — ключевое спортивное соревнование праздника. Помимо азарта, демонстрации самых лучших и выносливых северных оленей, гонки служат напоминанием, что олень — не просто символ региона, а основа жизни для коренного населения, ведь в переводе с ненецкого это парнокопытное млекопитающее называется «дающий жизнь».

Ямал занимает первое место по разведению оленей в нашей стране. На территории региона обитает самое большое поголовье оленей в мире, которое насчитывает приблизительно 800 тысяч особей. Удивительно выносливое животное идеально приспособлено к существованию в суровых климатических условиях Севера: шерсть оленя, состоящая из полых шерстинок, максимально удерживает необходимое для жизни тепло, поэтому одежда и обувь из шкуры оленя для местных жителей всегда остаются в приоритете. Оленье молоко обладает очень высоким показателем жирности, превосходя коровье по этому показателю более чем в пять раз.

Национальную палитру коренных представителей Ямала формируют ненцы, ханты, селькупы, манси и другие малочисленные народы. 

Творческое видение северных мастериц и бережно сохранённый опыт предков нашли своё воплощение в ярких, традиционных одеждах на конкурсе национального костюма. До сих пор в отделке малиц («глухая рубаха», обычно сшитая из двух цельных шкур оленя) применяются меховые орнаменты-мозаики, имитирующие фрагменты окружающего сурового мира — «чумы», «оленьи рога», «заячьи уши». Они подчеркивают связь человека с природой. Широко используются и другие натуральные материалы, в том числе мех полярной лисицы.

В настоящее время основной экономической составляющей региона является добыча нефти и газа, но важнейшей задачей остаётся экологическая безопасность Ямала, сохранение уникальной биосферы и природного разнообразия, неразрывно связанного с образом жизни коренных народов. 

Наталия Борисова

МКУ Управление образования   Джидинского района Республики Бурятия

МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»

Научно-практическая конференция

«Первые шаги»

Номинация

«История родного края»

Тема: «Обычаи и традиции народов ЯНАО. День оленевода»

                                                                                Автор: Тугаринова Ксения  Сергеевна,

                                                  ученица  4 «Г» класса

                                                                             МАОУ ПСОШ №1 Джидинского района

                                                                   Домашний адрес: ул. Строителей, д.6/2

                                       Телефон: 89085905952

                                                                  Руководитель: Цыденжапова Светлана Цыбеновна

                                                 Телефон: 89243535975

2019 год

Оглавление

  1. Введение ……………………………………………………………………………. 3
  2. Основная часть …………………………………………………………………..4-8
  1. ЯНАО …………………………………………………………………………….4
  2. Традиции и обычаи народов Севера, праздники. День оленевода…….4-7
  3. Анкетирование ………………………………………………………………..7-8
  1. Заключение ………………………………………………………………………….8
  2. Список использованной литературы ……………………………………………..9

     Введение.

Более года  назад я приехала с семьей из Ямало-ненецкого автономного округа. Наш папа  очень хотел вернуться в свои родные места, в Бурятию, в Петропавловку. Но я родилась и выросла на далёком Севере, теперь вспоминаю этот суровый, красивый край с благодарностью.  Хочу поделиться своими знаниями об этом крае.

Каждый народ говорит о себе  через свою  культуру.  Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Это отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревностно оберегаются традициями и обычаями,  в обрядовых действиях, религиозных верованиях.

        Тема исследования: «Традиции и обычаи северных народов. День оленевода»

Цель исследования: изучить традиции и обычаи северных народов, влияние хозяйственной деятельности, особенно оленеводства  на  их  жизнь и быт.

Задачи исследования:

  1. Собрать и изучить материалы из различных источников о ЯНАО (Ямало-Ненецкого автономного округа), народах,  заселяющих территорию края;
  2. Собрать и изучить  материалы  о традициях и обычаях северных народов;
  3. Обобщить полученную информацию о влиянии  на жизнь и быт такой отрасли хозяйства, как оленеводство.

Объект исследования: традиции и обычаи народов севера,  праздник День оленевода.

Предмет исследования: влияние хозяйственной деятельности северных народов на их  обычаи и традиции.

Гипотеза: хозяйственная деятельность человека в условиях Крайнего севера предопределила появление в их жизни особых праздников.

Методы исследования:

1.Анализ материалов справочной, научно-популярной и энциклопедической литературы, информации в сети Интернет;

2.Сравнение информации из различных источников;

 I  ЯНАО

Ямало-Ненецкий автономный округ – далёкий северный край, суровый и прекрасный, земля, на которой переплелись традиции коренных народов и достижения современной науки и техники. Ямал (так иногда его просто называют) всегда притягивал своей уникальностью путешественников и ученых, природными и культурными богатствами, чистым воздухом и первозданностью природы.

        Климат ЯНАО суровый, резко-континентальный. Однако близость океана смягчает большие колебания температур. Весна начинается очень поздно, но, когда все расцветает, животные начинают активную жизнь. Животный мир Ямала богат и разнообразен. Местные жители этого края живут за счет этого животного мира. Животноводство – это основная отрасль у ненцев, сельпугов, ханты. В тундре мужчины выращивают оленей, занимаются рыболовством. Женщины следят за уютом в чуме, шьют одежду, вышивают орнаменты.

        Город Тарко-Сале Пуровского района  находится на юго-востоке от полуострова Ямал, в тундре.  В переводе с ненецкого «Талка саля» означает «поселение между рек». Он был образован между реками Айваседапур и Пякупур. Вокруг тундра, болотистая местность.  Это город газовиков, нефтяников. Мой папа, Тугаринов  Сергей Викторович,  работал охранником на  нефтезаводе города. Недалеко находятся города Уренгой, Новый Уренгой, от которых в свое время проложили знаменитые газовые трубопроводы. Газовые трубы доходят до Европы, до стран ближнего зарубежья, добывают деньги для России.  Нефть – это стратегическое, очень важное, сырье России. Это  её богатство, валюта, наравне с  золотым запасом.

II.  Традиции и обычаи народов Севера, праздники.

        В ЯНАО наравне с добычей нефти и газа, коренное население все же живет по своим законам, обычаям, занимаются рыболовством, оленеводством, тем, чем занимались их предки испокон веков.  Я перечислю  несколько главных праздников, которые отмечают коренные жители: День рыбака, Медвежий праздник, Дни большой радости, День оленевода.

        Дни большой радости.  Как известно, у ненцев традиционные народные праздники  называются днями большой радости. Это — день рождения ребёнка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи – свадьба.

Самое интересное — День рождения  ненцы  отмечают  всего один раз в жизни.  после того, как отпадает пуповина у младенца. Этот праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни ни разу не отмечает день своего рождения. По случаю рождения ребёнка забивается молодой оленёнок, одариваются подарками женщины, которые принимали роды.

Из истории известно, что ненцы поклоняются духам. Поэтому пока взрослые отмечают рождение ребёнка, дети в это время выдумывают всевозможные небылицы о том, что, может,  ребёнка принёс какой-то дух или он сам прилетел на крыльях, как дух.         Один из самых известных праздников коренных жителей ЯНАО, считается День рыбака. Но так как основная заповедь ненцев-рыбаков гласит: «Не вылавливай всю рыбу из озера – оставь потомкам!», то даже в этот праздник много рыбы не вылавливают. Сам праздник же празднуется в летнее время года и может сопровождаться различными соревнованиями в виде гонок на лодках, ловли рыбы. На празднике угощают ухойиустраивается ярмарка.

        В духовной культуре северных народов большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «Медвежий праздник». Этот праздник проводится, как и периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «Медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.

        По древней легенде медведь был сыном небесного бога Нум-Торум. Думал этот сын, что жизнь на земле интереснее, чем среди звёзд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь. Отец повелел жить на земле,  добывая себе пищу и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу и над ним. Медведь не послушал предупреждений отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда.

        Праздник празднуется в жилище охотника, который убил медведя. Для этого освобождается комната для танцев и представлений. В комнате ставится «священный стол», среди угощений – хлеб, печенье, конфеты, рыба, оленье мясо. На стол ставят голову медведя. Перед ней ставят берёзовый нарост – чагу. Почётные места с обеих сторон стола должны занять шаман и охотник.

        Перед приездом охотника с медвежьей головой, должны прогреметь семь выстрелов, и в целях очищения необходимо обрызгать друг друга водой или осыпать снегом. Ведь встречают не просто зверя, а грозного предка, который может возродиться после смерти, и чтобы душа убитого не принесла людям вреда, нужно очиститься перед ней, а потом задобрить её – в этом традиционный смысл «Медвежьего праздника».

Обряд очищения перед душой медведя заключается в том, что после того, как голову медведя бережно положат на «священный стол»,  перед  ней наклоняются для прощения. Охотнику первому нужно извиниться перед медвежьей головой, просить у неё прощения за то, что выследил и убил зверя . После ритуальной части начинается костюмированное представление, звучат обрядовые песни. Пляшут и поют женщины и девочки.

Раньше праздник отмечали  несколько дней. Заканчивал праздник шаман, предлагал выйти всем во двор. Но представления могли продолжаться и на улице. Все дни, в этот праздник, восхваляют медведя и извиняются перед ним. Только потом варят и угощаются мясом медведя.

Шкура, часть  лицевой части головы, губы, череп – считаются священными и хранятся отдельно.

 Праздник, который я сама видела — День оленевода.

Нам известно, что большую роль в жизни ненецкого народа играет оленеводство. Ненцы традиционно используют оленей как транспортных животных, запрягая их в нарты. Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строиться жильё. Мясо оленя – полезный пищевой продукт. Поэтому ненцы ежегодно устраивают национальный праздник – День оленевода, связанный с их хозяйственной деятельностью. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространёнными являются гонки на оленьих упряжках, метание топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Гонки на оленьих упряжках, красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие оценивают красоту бега оленей, их окраску.

Для того, чтобы вырастить крепкого, быстрого и красивого оленя, оленеводу нужно заботиться о стаде. Надо следить, чтобы на пастбище хватало корма, защищать оленей от волков, лечить больных животных, следить  за тем, чтобы они не отстали и не заблудились.

Традиционным развлечением на празднике оленевода является метание тынзея (аркана) на поставленную вертикально палку. Таким образом ненцы учили своих детей как правильно заарканить оленя. Так же традиционным развлечением является бросание топора на дальность. У ненецких детей так вырабатываются ловкость, а с помощью стрельбы из лука меткость для охоты.

Интересны на дне оленевода соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершают двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через тридцать и более нарт без отдыха. Такие соревнования ненцы устраивают своим детям, чтобы они были выносливыми и быстрыми. Одна из забав ненецкого народа перетягивание палки сидя, упершись друг в друга ступнями ног. С раннего возраста дети играют в такую игру, чтобы быть сильными.

Но на Дне оленевода все эти виды соревнований – мужские. Женщины в этот день готовят национальные угощения (оленье мясо, строганину). Также женщины готовятся к ярмарке, на которой продают изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и так далее).

Моя мама работала в совхозе «Верхне-Пуровский» художником по прикладному искусству. Организовываются  выездная торговля от совхоза. К сожалению, мы не привезли с собой поделки, но сохранились фотографии.

III Анкетирование

Я опросила одноклассников с целью узнать, какие у них есть сведения о  Севере, о народах, населяющих эту суровую территорию, об их обычаях и традициях

Анкетирование  среди одноклассников. Опрошено 20 человек.

 Было  задано 4  вопроса:

  1. Слышали ли вы о Севере России?
  2. Слышали ли Вы  о ЯНАО?
  3. Знаете ли вы, какие народы живут на Севере?
  4. Знаете ли вы, какие традиции и праздники  у народов Севера?

Ответы

1

Да – 20 Нет – 0 чел

1

Да – 0 чел.. Нет – 20  чел.

2

 Да — 9  чел.  Не знаю – 11 человек.

3

Да – 16 человек (День оленевода) Нет – 4 человека

Анкетирование среди учащихся младших классов. Опрошено 20 учащихся.

 Результаты анкетирования:

Результаты тестирования:  многие знают  о Севере России, но не знают названия  регионов, которые там находятся..   Из народов севера знают ненцев 9 человек, не знают – 11 человек. Из традиций народов Севера знают про День оленевода 16 человек (говорили на уроке), 4  не знают.

Вывод: о народах  севера, их  традициях  у моих одноклассников смутные представления. Хочется немного просветить их в этом вопросе.

Заключение

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, что   хозяйственная деятельность человека в условиях Крайнего севера предопределила появление в их жизни особых праздников, подтвердилась

Действительно вся жизнь северных народов, их  верования, традиции, праздники связаны с хозяйственной деятельностью.

Эта работа поможет детям в изучении Севера России на уроках окружающего мира, истории, расширит их кругозор.  

Список использованной литературы:

  1. Сто народов, сто языков. /Под ред. Л.М.Минца. — М.: Просвещение, 1992.
  2. Ямальский Меридиан. — 1998. — № 1 (янв.).
  3. Ядне Н.Н. Я родом из тундры. — Тюмень, 1995.
  4. http://world-of-adventures.ru/tag/krajnij-sever/
  5. http://world-of-adventures.ru/tag/kulinarnye-tradicii/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник олега когда
  • Праздник октября стихотворение
  • Праздник октября открытки времен ссср
  • Праздник октябрьской революции стихи
  • Праздник октябрьской революции почему перестали отмечать