Праздник освобождения от польских захватчиков

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и...

День народного единства России Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: andriano_cz, по лицензии depositphotos.com)

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.

Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Надо сказать, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником в России. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В преддверии праздника организуются различные просветительские и культурно-образовательные акции. В российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «4 ноября — День народного единства России»

4 ноября в нашей стране празднуется День народного единства

«При раздоре и великое распадается»

В 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Этому событию предшествовали годы Смуты – тяжелого, кризисного периода в истории России, наступившего в конце XVI века. После смерти сына Ивана Грозного Федора Иоанновича династия Рюриковичей пресеклась. Страну охватили политические распри, ударил экономический кризис. Несколько раз за «чудом спасшегося» наследника – Дмитрия Ивановича – выдавали себя самозванцы, которых активно поддерживали поляки. Увы, Лжедмитрии были не единственной проблемой Смутного времени. Народ нищал, боярские группировки боролись за власть, шведские и польские интервенты пользовались слабостью страны и захватывали русские земли. Ценность человеческой жизни резко снизилась – всюду процветали грабежи и разбои.

Народное ополчение

Многие современники Смуты утратили веру в то, что русский народ сможет собраться с силами и преодолеть беспрецедентные трудности. «Пресветлому Московскому царству» пришел конец – это печальное утверждение казалось тогда свершившимся фактом. В 1610 году власть захватила «Семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским. Бояре пустили в Кремль польские войска и планировали передать престол королевичу Владиславу – сыну Сигизмунда III. Чем это грозило России, догадаться нетрудно. Утратив независимость, она фактически вошла бы в состав Речи Посполитой или находилась бы в статусе вассального государства. Находившиеся в Москве поляки ясно давали понять, какая незавидная судьба ждет русский народ.

Казанский собор в Москве, возведенный в память о событиях 1612 года

Когда надежда на избавление от интервентов была почти утеряна, к людям обратился патриарх Гермоген. Он призвал русских встать на защиту православной веры и изгнать захватчиков из столицы. Поляки заключили Гермогена под стражу в Чудовом монастыре и требовали отказаться от дерзких слов, но патриарх твердо стоял на своем. Освобождения Москвы от врага он, к сожалению, не дождался: в феврале 1612 года патриарх Гермоген скончался от голода в заточении. Однако его самоотверженный призыв был услышан соотечественниками. Началась подготовка к изгнанию интервентов из столицы.

«Не пожалеем животов наших!»

Первая попытка побороть интервентов потерпела неудачу. Народное ополчение 1611 года под командованием Прокопия Ляпунова распалось из-за конфликта между дворянами и казаками. Тогда нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать новое ополчение. «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело», – сказал он. На пост главного воеводы пригласили князя Дмитрия Пожарского. Так у Второго ополчения появилось два достойных предводителя, избранных народом: Пожарский отвечал за военное дело, Минин – за казну.

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

Под знаменами Второго ополчения выступило войско. Служилые люди, казаки, стрельцы и крестьяне собирались вместе выбить противника из Первопрестольной. По тем временам их общие силы считались весьма внушительными: на Москву двигались десятки тысяч вооруженных людей, готовых отдать жизнь за Родину. «Они шли с нижегородцами не для того, чтобы перестроить государство на новый лад, а, напротив, шли с одной мыслью и с одним желанием восстановить прежний порядок, расшатавшийся от неправды правительства», – писал историк XIX века Иван Забелин. К Москве войско подступило 20 августа 1612 года. Началась битва с поляками. Враг отчаянно сопротивлялся; на помощь Сигизмунду III пришел гетман Ходкевич, но был разбит за пять дней. Тем не менее борьба продолжалась еще на протяжении двух месяцев. Воины Дмитрия Пожарского заняли Китай-город в 20-х числах октября. Официальной датой освобождения Москвы от польских интервентов считается 4 ноября (по новому стилю) 1612 года.

«Минину и Пожарскому – благодарная Россия»

Победа над поляками стала первым и самым важным шагом на пути возрождения российской государственности. Зимой 1613 года состоялся Земский собор с участием представителей всех сословий. В столицу прибыли дворяне, бояре, духовенство, казаки, стрельцы и черносошные крестьяне. Предстояло избрать нового царя. Среди предложенных кандидатур значился, между прочим, и Дмитрий Пожарский, однако он отказался от такой чести. Кандидатурой, наиболее приемлемой для всех, стал Михаил Федорович Романов – сын митрополита Филарета и дальний родственник Рюриковичей. Так началась история правления новой династии российских царей. Молодому государю еще немало предстояло сделать. Экономика нуждалась в скорейшем восстановлении, на границах было неспокойно. И все же внутри страны междоусобицы и распри прекратились. Осознав их губительность, народ объединился ради счастливого будущего России. В память о героических событиях 1612 года в Москве был заложен храм Казанской иконы Божией Матери. Действует он и в наши дни. По распоряжению Михаила Федоровича в день изгнания интервентов из столицы провели крестный ход.

Избрание царем Михаила Романова на Земском соборе 1613 г. Художник Алексей Кившенко

Впервые нерабочим днем праздник Народного единства стал в годы правления Павла I. Этот день внесли в число «табельных». При Александре I в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Установить его планировалось к двухсотлетнему юбилею изгнания из России поляков, но планы нарушила Отечественная война 1812 года. Памятник создавался на народные деньги – их собирали, как и в Смутное время собирали средства на ополчение. Скульптор Иван Мартос был твердо уверен, что монумент следует поставить в самом сердце столицы, лицом к Красной площади. У подножия памятника установлена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия». На открытие собрался весь город. По воспоминаниям современников, деревья, крыши и даже кремлевские башни были усыпаны народом, когда под барабанную дробь с монумента сняли покрывало.

Изгнание поляков из Москвы. Художник Э. Лисснер

День народного единства ежегодно отмечали вплоть до Октябрьской революции. Вновь к славной традиции обратились уже в современной истории: семнадцать лет назад праздник был учрежден на официальном уровне соответствующим федеральным законом. С 2005 года День народного единства празднуется по всей России в память о далеком, но на многие столетия определившем ход отечественной истории подвиге наших предков из XVII века.

Открытие памятника Минину и Пожарскому в 1818 году

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. 

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

12:21 срд, 03 ноября, 2021

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник учредили в 2004 году в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под руководством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Им удалось собрать огромное по тем временам войско — более 10 тысяч человек, среди них были поместные люди, крестьяне, казаки, стрельцы и дворяне. В ополчение вошли не только русские, но и марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. 

Город+ рассказывает об истории появления праздника, почему он важен для России и при чем тут Казанская икона Божией Матери.

Окончание Смутного времени 

Исторически День народного единства связан с окончанием Смутного времени в России. Оно длилось со смерти царя Ивана Грозного в 1584 году до 1613 года. 

Через несколько месяцев после изгнания поляков из Кремля в Москве провели Земской собор. В него вошли представители всех сословий страны: дворяне, бояре, духовенство, казаки, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов. В ходе собрания избрали нового царя — представителя династии Романовых Михаила Федоровича. 

В 1613 году Михаил Федорович утвердил праздник — День очищения Москвы от польских интервентов. Он отмечался 4 ноября. 

Покровительница народного ополчения

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дату объявили церковно-государственным праздником. Представители Русской православной церкви в этот день чтят память Казанской иконы Божией матери «за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года». По преданию, икону прислали из Казани Дмитрию Пожарскому. С ней ополчение вошло в Москву. 

Сейчас на Красной площади находится собор Казанской иконы Божией Матери. Его освятили в 1637 году в память об освободителях столицы. 
 

Возвращение к старой традиции 

После революции 1917 года отмечать День освобождения Москвы от польских интервентов прекратили. В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил вновь сделать 4 ноября праздничным днем, инициативу тогда поддержали в Государственной думе. 

В пояснительной записке к законопроекту о введении нового праздника сообщалось, что «4 ноября 1612 года воины народного ополчения (…) штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». 

Таким образом День народного единства стал выходным днем вместо 7 ноября — Дня Октябрьской революции 1917 года. 
 

Праздник в онлайн-формате 

Первый раз День народного единства в России отметили 4 ноября 2004 года. Обычно в эту дату в городах России проходят митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные события. Их проводят политические партии и общественные движения. 

В этом году из-за ситуации с распространением COVID-19 мероприятия в честь праздника в Петербурге пройдут в онлайн в онлайн-формате. Например, в рамках фестиваля «НацЛитФест» состоится четырехчасовой эфир с хранителями национальных языков и литературных традиций коренных народов Северо-Запада. Зрители смогут побывать в тундре, послушать выступление карельский рэп, а также познакомиться с поэзией на вепсском и песнями на саамском. 

Комитет по культуре Петербурга проведет трансляцию концерта #МЫВМЕСТЕ. На сцене выступят национальные творческие коллективы Северо-Запада и звезды российской эстрады. 
 

Москва, 4 ноября. Россия отмечает День народного единства. 4 ноября в 1612 года сплотившийся русский народ освободил страну от польских интервентов. Историю праздника вспоминала корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.

Пока боярские кланы воевали между собой, Лжедмитрии чередой сменяли друг друга, а иностранные захватчики делили земли российского государства. Символом Дня народного единства принято считать Минина и Пожарского.

Первым вдохновителем народного ополчения был патриарх Гермоген. Его грамота о необходимости собирать ополчение дошла до Нижнего Новгорода. Точнее, до земского старосты Кузьмы Минина. Он взял на себя хозяйственную часть собирать деньги для ополчения. Предводителем военных операций назначили князя Дмитрий Пожарского.

«Кузьма Минин был неграмотный, он не умел писать. И подписывал все Пожарский. Это была же элита, и надо было опираться на доверенных людей. Пожарский был честный человек, средней руки дворянин, завоевал доверие низов своей честностью и бескорыстностью», – сказал краевед.

Столицей ополчения сделали Ярославль. Тогда это был один из самых крупных городов. Армию собирали пять месяцев.

«В кремле находились все административные здания по крайней мере место работы Пожарского было там но может там он и жил. Воевать только за идею никто не хотел, поэтому Минин и Пожарский начали чеканить собственные монеты», – старший научный сотрудник Ярославского музея заповедника Алексей Зубатенко.

В русских костюмах карманов в то время не было, копейки носили за щекой. Иностранцы рассказывали как на рынках русские торговались, а потом вынимали из рта. Отсюда появилось выражение «отслюнявить».

Оригиналы копеек сейчас хранятся в историческом музее рядом с саблей, которую Минину и Пожарскому вручили жители Москвы в благодарность за освобождение от польских интервентов.

Биографии Минина и Пожарского до сих пор вызывают много вопросов. Наличие татарских корней то опровергают, то доказывают.

Впрочем, некоторые историки и вовсе считают, что Минин и Пожарский лишь прототип. В реальной жизни их не существовало.

«Видимо в эту версию верили с самого начала, как ее придумали. О многих фактах спорят как будто их придумали, но оспаривать очень трудно. И их не выявишь, только на уровне «экстрасенсов». Был, значит, какой то человек, если и не Минин и Пожарский, то к то-то другой руководил», – сказал краевед Артем Задикян.

И это не единственная загадка. Долгое время считалось, что у Кузьмы Минина не осталось потомков. Его сын Нефед был бездетным. Но по иронии судьбы именно в Нижнем Новгороде живет Илья Мининзон – лаборант Ботанического сада. Он утверждает, что у Кузьмы Минина был роман с еврейской женщиной. Его друзья, в том числе и Пожарский, вынудили девушку уехать. Уже в Беларуси она родила от Минина сына. В XIX веке российских поданных обязали иметь однообразные для семейства фамилии. Так и появилась фамилия Мининзон.

Русская православная церковь уверена, что освободить Москву помогло чудо. К стенам захваченного города, войска подошли с иконой Казанской божьей матери. В результате, воодушевленные ополченцы смогли одержать победу.

22-26.10.1612 (4-8.11). – Освобождение Москвы от поляков. Празднование Казанской иконе Божией Матери

Освобождение Москвы от поляков

Каждый раз, когда по грехам нашим русская государственность ослабевала, это становилось причиной оккупации, и оккупанты символически брали столицу Третьего Рима. Так было при нашествии Орды, затем поляков, Наполеона, большевиков. Оккупация продолжалась до тех пор, пока русский народ во главе с церковными вождями, не каялся в грехах и не возвращался на свой исторический путь.

Польская оккупация Москвы была очень наглядной демонстрацией наших грехов как ее причины. Описание смуты уже дано в нашем календаре. Она возникла не столько вследствие пресечения царствующей линии Рюриковичей, сколько из-за эгоизма высшего, боярского, слоя Руси, жаждавшего вольностей и привилегий наподобие польской шляхты.

После свержения Царя Василия Шуйского, выданного затем в польский плен, столицей стала править так называемая Семибоярщина. Бояре решили договориться с поляками и пригласить на престол 15-летнего польского королевича Владислава при условии его перехода в Православие.

В ночь с 20 на 21 сентября 1610 г. Семибоярщина впустила поляков в Москву. С этого момента реальная власть в столице оказалась в руках польского гарнизона, которым сначала командовал Жолкевский, а потом – Александр Гонсевский. Причем поляки вели себя в Москве как в завоеванном городе, что взволновало широкие слои российского общества. А после того как в декабре был убит Лжедмитрий II, одним ключевым игроком на политической арене стало меньше. Вопрос встал ребром: либо Семибоярщина и поляки окончательно доведут страну до полного распада, либо в обществе найдется достаточное число патриотов, способных подняться на защиту Родины.

Патриарх ГермогенПатриарх Гермоген стал рассылать через доверенных людей по городам грамоты с призывом подняться на освобождение Москвы. С февраля 1611 года к столице потянулись вооруженные отряды патриотов. К середине марта здесь образовалось многочисленное народное ополчение во главе с рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым, князем Дмитрием Трубецким и казацким атаманом Иваном Заруцким. Первое ополчение состояло из дворян, казаков, астраханских стрельцов и ополченцев из Мурома, Вологды, Нижнего Новгорода, Суздаля, Владиміра, Углича, Галича, Костромы, Ярославля.

Сражение, произошедшее 19 марта, было долгим, кровопролитным и завершилось не в пользу русских. Поляки зажгли Китай-город, что вынудило ополченцев отступить от стен Кремля. Многие москвичи, лишившись жилья и продовольствия, вынуждены были уйти из города. В бою особо отличился воевода Дмитрий Пожарский, сражавшийся с поляками на Лубянке. Он получил несколько ран и был увезен под Нижний Новгород.

Не сумев выбить поляков из Кремля, ополченцы приступили к его осаде. Фактически с этого момента и до изгнания из Москвы польский гарнизон и Семибоярщина контролировали лишь Кремль и Китай-город. Конечно, по своему социальному составу первое ополчение было пестрым, а его вожди, мягко говоря, не всегда находили общий язык. Дрязги между казаками Заруцкого и Ляпуновым дошли до того, что дворяне утопили 28 казаков, а 22 июля 1611 г. казаки вызвали Ляпунова к себе на «круг» и там убили. Но при всем том именно осада вызвала голод в занятых поляками и Семибоярщиной кварталах Москвы, что создало благоприятные условия для ее освобождения.

Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде началось патриотическое движение, которое постепенно объединило большинство сословий в стремлении освободить страну от оккупантов. Под воздействием грамот Гермогена патриоты сошлись на том, что первоочередной задачей является освобождение столицы и созыв Земского собора для избрания нового Царя. При этом было решено не приглашать на русский престол никого из зарубежных претендентов и не выбирать царем Ивана Дмитриевича (сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II).

По призыву нижегородского старосты, торговца мясом Кузьмы Минина, начало формироваться второе ополчение. Во главе него встали сам Минин и князь Дмитрий Пожарский. Сборы, собранные по инициативе Минина с горожан и сельчан, дали первые денежные поступления на нужды ополчения. Кто-то роптал, но многие понимали, что деньги нужны на святое дело: речь шла о том, быть или не быть России.

Вожди второго ополчения стали рассылать грамоты в другие города, призывая народ вступать в ополчение. Эти действия взволновали поляков и были одобрены Патриархом Гермогеном. Поляки Патриарха арестовали и уморили голодом. (И за это, кстати сказать, польские политики, которые так любят поговорить о «русских преступлениях» большевиков, до сих пор перед Россией не извинились!)

В марте 1612 года второе ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось по направлению Балахна – Юрьевец – Решма – Кинешма – Кострома – Ярославль, где был образован временный «Совет всея Земли» – правительственный орган. Второе ополчение постоянно пополнялось людьми, вооружением, припасами. Вскоре Трубецкой и Заруцкий вступили в переговоры с Мининым и Пожарским о согласованности действий.

Основные силы второго ополчения дошли до Москвы в августе 1612 года. Почти одновременно с ними к столице подошел польско-литовский гетман Ян Кароль Ходкевич, имевший целью снять осаду Кремля и доставить туда продовольствие. В течение трех дней, с 22 по 24 августа, войска Ходкевича пытались прорваться в Кремль. Но в итоге они понесли тяжелые потери и были вынуждены уйти восвояси. В ходе сражения русские воины из первого и второго ополчений проявили массовый героизм, а их вожди – высокое полководческое мастерство и личную храбрость.

Эта победа предрешила судьбу польско-литовского вражеского гарнизона в Кремле и Китай-городе.

Копия иконы явленной чудотворной Казанской Божией МатериПри создании Пожарским ополчения из Казани прибыла к войскам копия иконы явленной чудотворной Казанской Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед сей чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было объяснено заступлением Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». 22 октября 1612 г. враг был изгнан из столицы и в память этого был установлен праздник сей чудотворной иконы в память об избавлении Москвы от ляхов (4 ноября по новому стилю – с 2005 г. провозглашенный «Днем народного единства» в РФ и стихийно ставший праздником русского сопротивления нынешней смуте). Этот список иконы до самой революции 1917 г. оставался в построенном для нее князем Пожарским Казанском соборе на Красной площади в память изгнания поляков из столицы. В этот же день совершалась память кн. Дмитрию Пожарскому (†1642).

Уместно также напомнить, что в этот день в 1721 г. Царь Петр I принял титул Императора Всероссийского по случаю победы над шведами в Северной войне 1700-1721 гг.

Частично использован материал:
http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=79&tek=24414&issue=351

Освобождение Москвы от поляков. Празднование Казанской иконе Божией Матери

КАК ПРОШЕЛ ЗАПРЕЩЕННЫЙ И РАЗОГНАННЫЙ ОМОНОМ КРЕСТНЫЙ ХОД 2008

См. также об истории русско-польских взаимоотношений:

  • 15.07.1410 (28.07). – Битва при Грюнвальде, в которой польско-литовско-русские войска разгромили армию Тевтонского ордена, остановив его «дранг нах остен»
  • 9.10.1596 (22.10). – Окончился «униатский» Собор в Бресте, а также Собор православных, отвергших унию
  • 17.05.1606 (30.05). – Низложение и убиение самозванца Лжедмитрия I в Москве
  • 12.01.1610 (25.01). – Конец осады Троице-Сергиевой Лавры поляками (1608-1610)
  • 17.08.1610 (30.08). – «Семибоярщина» избирает на Московский престол польского королевича Владис
  • 19.03.1611 (01.04). – Восстание в Москве против поляков. Сожжение поляками Москвы
  • 17.02.1612 (2.03). – Память сщмч. Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси чудотворца
  • 24.08.1612 (6.09). – Победа войска кн. Пожарского над поляками под Москвой
  • 22-26.10.1612 (4-8.11). – Освобождение Москвы от поляков. Празднование Казанской иконе Божией Матери
  • 20.03.1613 (2.04). – Подвиг Ивана Сусанина, спасшего жизнь Царю Михаилу Романову
  • 8.01.1654 (21.01). – Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе
  • 27.07.1657 (09.08). – Умер гетман Богдан Михайлович Хмельницкий, предводитель освободительной войны за воссоединение Малороссии с Великороссией
  • 13.02.1768 (26.02). – Варшавский договор между Россией и Польшей об уравнивании прав православных с католиками на территории Речи Посполитой
  • 25.07.1772 (7.08). – Конвенция о «первом разделе» Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией. Россия вернула русские земли в Восточной Белоруссии и часть Ливонии
  • 12.01.1793 (25.01). – Второй «раздел Речи Посполитой» – Россия вернула еще часть земель Белоруссии и Малороссии
  • 25.10.1794 (7.11). – Взятие Варшавы войсками А.В. Суворова. Подавление Польского восстания
  • 13.10.1795 (26.10). – Конвенция о третьем «разделе Речи Посполитой». Присоединение к России Курляндии, возвращение Зап. Белоруссии и части Левобережной Украины
  • 14.12.1795 (27.12). — Указ Екатерины II о присоединении Литвы
  • 17.11.1815 (30.11). – Император Александр I даровал Конституцию Царству Польскому
  • 17.11.1830 (30.11). – Нападение польских повстанцев на дворец наместника Царства Польского, Вел. Князя Константина Павловича. Начало польского восстания
  • 10.01.1863 (23.01). – Начало польского восстания 1863-1864 гг.
  • 25.05.1867 (7.06). – Покушение польского революционера Березовского на жизнь Императора Александра II в Париже
  • 7.06.1927. – Выстрел гимназиста-эмигранта Бориса Коверды в убийцу Царской Семьи Войкова – советского полпреда в Варшаве
  • 23.08.1939. – Подписание «Пакта Молотова-Риббентропа» о ненападении и разделе территорий между СССР и Германией
  • 1.09.1939. – Начало Второй мiровой войны нападением Германии на Польшу
  • 6.3.326 (19.3). – Празднование Ченстоховского образа Богородицы. Обретение его св. Царицей Еленой в Иерусалиме

См. также обсуждение на форуме РИ некоторых польских проблем, в том числе Катынского дела: https://rusidea.org/forum/viewforum.php?f=26.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздники февраль июнь
  • Праздники у девчат
  • Праздники текст картинка
  • Праздник язык жестов
  • Праздник это состояние души