Праздник первого шага у адыгов

От берегов Черного моря далеко на восток с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги, как они сами себя называют. Современный быт Адыгов сильно отличается от тех времен, когда практически вся жизнь народа была пронизана многочисленными ритуалами, но обряды, связанные с рождением человека, Адыги неукоснительно соблюдают. От берегов Черного моря далеко на восток до лесистой Чечни с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги, как они сами себя называют. Пространство Адыгских народов было пространством богатой и своеобразной культуры. Это был особый мир производивший большое впечатление на европейцев. Стремление к свободе и независимости, сохранение своих обычаев, самобытности, своей системы морально-этнических ценностей во многом обусловили необходимость появления и таких довольно совершенных во всех отношениях институтов, как гостеприимство, куначество, побратимство и в целом всего Адыгского этикета. Адыгам очень важен их язык и Адыгская этика – это человечность, почтительность, разум,

От берегов Черного моря далеко на восток до лесистой Чечни с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги, как они сами себя называют. Пространство Адыгских народов было пространством богатой и своеобразной культуры. Это был особый мир производивший большое впечатление на европейцев. Стремление к свободе и независимости, сохранение своих обычаев, самобытности, своей системы морально-этнических ценностей во многом обусловили необходимость появления и таких довольно совершенных во всех отношениях институтов, как гостеприимство, куначество, побратимство и в целом всего Адыгского этикета.

Адыгский танецАдыгам очень важен их язык и Адыгская этика – это человечность, почтительность, разум, мужество и честь!

Современный быт Адыгов сильно отличается от тех времен, когда практически вся жизнь народа была пронизана многочисленными ритуалами, многие из них канули в лето, часть изменилось, но есть те, которым Адыги неукоснительно следуют и в стремительный век технического прогресса, это обряды, связанные с рождением человека.

«Рождение человека»

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Это цена рождения человека, когда он появляется на свет. В честь рождения ребёнка в течении года сажается дерево. Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву. И воспитание ребёнка растёт вместе с деревом, как часть этой природы. Ребёнок не чужое явление, а единое целое с природой. Человек часть окружающей среды.

Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее Адыги ничего не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал также крепко. Как правило ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу, через две недели после его рождения.

Все в жизни Адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего Адыга! Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет, какая она будет умница, какая она будет рукодельница, какая она будет добрая мама, это поётся в высокой поэтической форме.

«Первый шаг» или «Встать на Землю»

Когда малыш начинает ходить, семья устраивает обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашается много гостей, готовится праздничный стол, устраиваются игры и танцы. Ноги малыша завязывают ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезает её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым малыш». Это делается, чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.

Следом проводят обряд по определению будущей профессии малыша. На стол кладут разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводят трижды к столу и если во всех случаях он берёт один и тот же предмет, то это знак при выборе его профессии.

Печется круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ Земной тверди. Этот хлеб кладут на круглый ритуальный Адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставят одной ножкой и вырезают аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба даётся скушать малышу, а остальной хлеб делится детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.

Адыги в горах

«Первый раз побрить ребёнка»

Этот праздник проводится родителями отца. До года волосы девочек и мальчиков не стригут. Волосы, с которыми ребёнок родился, называют «Мышиные волосы». После года надо официально сбрить волосы. Приглашается человек покладистого характера и деловой. Кладётся кругом веревочка на колени бабушки и сажают на эту веревочку ребёнка. Если побрить по обряду, то считается, что вырастут волнистые волосы. Человек, который бреет, в дальнейшем считается, что он курирует жизнь ребенка и сопровождает его по жизни.

«Первый зуб выпал»

Пока не выпадут все молочные зубы их нельзя выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.

«Институт девичьей комнаты»

Адыгский национальный костюмАдыги для устойчивости семьи изначально обеспечивали свободу выбора молодым людям и девушкам. Для этого у Адыгов существует «Институт девичьей комнаты». Девушка выезжает на праздники, свадьбы, а вечером она психологически готова принять всех, кто с ней захочет поговорить, познакомится, поженихаться, и принимает она всех в этой девичьей комнате. Молодой человек приходит, чтобы поближе познакомиться с девушкой, а девушка принимает всех, кто приходит, как дорогих гостей. Этот обряд длится от совершеннолетия до замужества. Предложение делает молодой человек. Он может ходить к одной, ко второй, к третьей, и выбирать себе невесту. При этом, никто не обижается, она тоже всех принимает и выбирает до пары до времени, но она выбирает из тех, кто сделал ей предложение, а он выбирает из тех, кого видит и с кем общается. И вот, он сделал выбор! Он приходит с другом в специально отведённый день и делает предложение этой девушке. Спрашивает: «Ты обещала подумать, расскажи, как моя судьба решается в твоей судьбе?» Если девушке жених не нравится, то она не называет причин и не обижает его и к примеру, говорит: «Не могу за тебя выйти, я тебя не достойна, у меня есть человек, которому я дала слово». Очень деликатно отказывает.

Когда обе стороны согласны, парень просит назначить день свадьбы. Парень просит назначить, девушка назначает день свадьбы. В назначенный день, приезжает эскорт. Но в дом все не заходят и спрашивают невесту: «Ты дала слово, подтверждаешь своё слово о замужестве?» Девушка на этом уровне может передумать. Основная мысль заключается в том, что дается право выбора девушке, чтобы потом возврата не было, потому что Адыги на развод очень трудно идут, почти запрещен развод, т.к. было время право выбора.
На свадьбе не присутствуют родители невесты и сам жених. В дом он входит уже мужем.

Все традиции записываются и передаются из поколения в поколение.

Лъэтегъэуцу — первые шаги ребенка

Обряд первых шагов ребенка устраивали в то время, когда ребе­нок уже пытается делать первые шаги, так как считали, что он тогда легко пойдет, крепко будет стоять на ногах. Его обычно проводи­ли в пятницу, в послеобеденное время. В этом обряде, как правило, уча­ствовали лишь члены его семьи, со стороны никого не приглашали.

В семье пекли много сладкой выпечки, жарили. Чаще всего готовили пидэ. Это как пирог с адыгейским сыром. Ребенка ставят ножками на эту выпечку. Затем пидэ разрезают на части, кладут в тарелку, поверх тарелки натягивают нитки, через которые ребенок должен переступить.

Потом пидэ разрезают еще и кладут на эту же тарелку, а сверху тонкую палочку, после чего берут эту палочку и показывают ребенку все сто­роны света, говоря: «Вот дорога, и вот еще дорога». Затем пидэ из этой тарелки разносят в семь семей, подчеркивая этим, что это «еда с праз­днества первых шагов». Те, которых угощают, молятся за ребенка, го­воря: «Пусть Аллах первые шаги ребенка сделает счастливыми». Ког­да ребенок начинал уже хорошо ходить, его сразу же вели в мечеть в то время, когда раздавался призыв к молитве, провозглашаемый с мина­рета, чтобы ребенок стал образованным.

December 19 2011, 15:01

Categories:

  • Праздники
  • Дети
  • Cancel

Праздник первого шага.

У каждого народа существует множество обрядов, они рассказывают нам о прошлом наших народов. Хочу рассказать вам об абазинском празднике первого шага, кстати, этот праздник присутствует в культуре большинства кавказских этносов, в том числе кабардинцев и балкарцев. Информацию для поста я почерпнул в брошюре «Нравственное воспитание через возрождение национальных традиций».

Обряд первого шага устраивается, когда ребенок начинает ходить. Этот обряд превращается в большой семейный праздник, на который собираются родня и соседи.

Важной частью обряда является прием «развязывание ног». Бабушка вносила в комнату нарядно одетого ребенка с ногами, связанными ниткой и пускала к специально подготовленному столику, на котором были разложены различные предметы. Ребенок делал несколько шагов, бабушка перерезала ножницами нитку и проносила между ног пшеничный или кукурузный хлеб, после чего ребенок походил к столу. Тут же начиналась вторая часть обряда-«выбор профессии». Так угадывалось, а по поверью, даже определялось его будущее. Если мальчик брал кинжал, то он будущий храбрый воин, молоток-кузнец, если брал книгу или Коран-быть ему ученым. Если девочка брала предмет женского рукоделия, то она считалась будущей мастерицей и т. д.

Специально для этого праздника готовилось угощение: резали барашка, птицу, готовили разные сладости. Одно из таких сладостей у абазин-«люлечное тесто» («гарамажвадза»). Готовится оно так: берут яйца, воду, сливочное масло, хорошо их смешивают, добавляют муку и замешивают в крутое тесто. Затем оно скатывается в шарики и не выпекается, хотя по желанию тесто можно слегка прожарить в котле помешивая, а потом скатать в шарики. Считалось, что с этого дня малыш легко преодолеет все жизненные препятствия, пройдет по жизни, не спотыкаясь.

После того, как малыш выберет предмет, означающий его будущую профессию, его осыпают многочисленными благопожеланиями, одаривают подарками.

Вот такой красивый обычай.

Адыгская семья, ее нравы и требования были основным источником, из которого молодой человек получал уроки жизни. Воспитание в адыгских семьях начиналось с малолетства и велось пожизненно, носило непрерывный характер. Основой всего был личный пример родителей.

«У адыгов было много поверий и магических приемов, в которые они верили, и этим как бы оберегали своих детей. Колыбель для ребенка делали из боярышника. Считалось, что боярышник — охраняющее и «доброе» дерево. Боярышник, нарубленный в лесу, через реку не переносили, чтобы он не потерял свою магическую силу. Много делали для того, чтобы уберечь ребенка от «сглаза», от злых духов и т. д.».
Со дня торжественного укладывания ребенка в люльку ему сопутствовали добрые пожелания. «Гущэхэпхэ» — общепринятое торжество с пожеланиями и поздравлениями. В обрядах детского цикла прослеживается прежде всего радушие к людям. Другой детский праздник, важный по своему морально-этическому значению, — «Праздник первого шага» («Лъэтеувэ»). Удивительно много внимания получая от взрослых, малыш рос уверенным в себе, в своем будущем, осознавал себя маленькой, но важной клеточкой живого организма, в котором он играет большую роль. Ему посвящали праздники «Гущэхэпхэ», «Дзыгъуэшхьэц». В празднике, посвященном только ему, он на первом плане. «Лъэтеувэ» — праздник первого шага — служил как бы обрядом определения будущей профессии. Перед ребенком раскладывали различные предметы, и тот, который он выбирал, становился для него знаковым. Праздник сопровождался всеобщим весельем, добрыми пожеланиями ребенку, угощениями и приготовлением «хъэлыуэ» (сладкое блюдо, которое адыги по сей день готовят из меда, масла и пшенной муки ко всем торжествам и праздникам).
Адыги очень часто обращались к Богу с пожеланиями для ребенка. Например, при прорезывании первого зуба готовили рассыпчатую кашу из пшена, приговаривая: «Тхьэм псынщIэ ищI, мыпхуэдэу Тхьэм къыхигъэщэщ» (Дай Бог, чтобы легко прорезались зубы).
На детей не повышали голос, тем более никогда их не били. Ударить слабое существо считалось сверхаморальным.
Большое значение уделяли здоровью ребенка, правильному физическому развитию. В честь первенца адыги устраивали праздник — состязание «Кхъуейплъыжь-КIэрыщIэ». Суть этого праздника заключалась в демонстрации силы и ловкости. Во дворе вкапывали два деревянных столба высотой по 6-10 метров с перекладиной наверху. К пей прикрепляли копченый сыр. Сумевший вскарабкаться по специально смазанной скользкой веревке должен был откусить кусок сыра. Призами для победителей служили кисеты, чехлы и другие подарки, ценность которых зависела от благосостояния семьи.
Рождение ребенка в семье адыгов было всенародным праздником. Все мероприятия, посвященные ребенку, проводились пышно, торжественно. Воспитывали детей тоже всем обществом, оказывая растущему человеку максимум внимания. Появлению ребенка на свет, его благополучию и воспитанию как полноценного члена общества и продолжателя рода придавали исключительно большое значение. Воспитанием занимались все члены семьи и общества, как мужчины, тик и женщины. Обычно мальчиков до 6-7 лет и девочек до совершеннолетия воспитывали женщины. А затем воспитанием мальчиков занимались главным образом мужчины.
С раннего возраста дети, в особенности мальчики, становились в значительной мере самостоятельными. Уже с 3-4 лет мальчики большую часть времени проводили со своими сверстниками, начинали по-своему охотиться, ловить птиц и других мелких животных. К восьми годам они уже проявляли замечательную выдержку и изобретательность.
Большое воспитательное значение имели детские игры, причем старшие дети обучали младших. Мальчики, кроме охоты, устраивали состязания. Девочки играли в кухню, в куклы. Игры юношей имели уже более серьезный характер, преимущественно военный. Широко были распространены различные виды народного спорта.
К 12 годам адыгская крестьянская девочка начинала по-настоящему участвовать в трудовой жизни семьи, постепенно овладевала искусством танца и игры на гармошке.
Семилетний мальчик уже кормил и пас лошадей, коров, овец, коз, телят, буйволов. Летом на горных пастбищах подростки учились у взрослых ухаживать за скотом и готовить продукты из молока. В 9 лет ребенок начинал самостоятельно работать в поле погонщиком волов и лошадей, а в 13-15 лет сам косил и пахал, вывозил и скирдовал солому.
Обязательным для мальчика было владение мужскими ремеслами, прежде всего изготовлением оружия, обработкой кожи и дерева, умением шить сбрую. Мальчик, кроме того, изучал черкесский язык, занимался чтением и письмом, осваивал религиозные обряды, обучался верховой езде и стрельбе. К 16 годам он считался взрослым.
«Главный предмет телесных упражнений состоит в том, чтобы владеть с особой ловкостью оружием и конем, в чем черкесы действительно неподражаемы. С неимоверной скоростью на всем скаку самой быстрой лошади они заряжают ружья в чехлах, но хорошему наезднику надобен только один миг — ружье выхватить из чехла и выстрелить», – пишет Хан-Гирей. Воспитание силы, ловкости, мужества, храбрости, терпеливости было обязательным для мальчиков. Постоянные физические упражнения способствовали развитию осанки и закалке тела, поскольку мальчику с пеленок было уготовано стать воином, мужественным и храбрым рыцарем, защитником родины предков.

Добавить комментарий

Пшынэ мэкъамэк1э сабийхэр къыщ1охьэ- щ1алэ ц1ык1ухэр зы лъэныкъуэмк1э, хъыджэбз ц1ык1ухэр адрей лъэныкъуэмк1э мэувхэ  адыгэ фащэхэр ящыгъыу.

Вед: Зымыщ1э щы1эу къыщ1эк1ынкъым унагъуэр зищ1ысыр. Ит1анэми ар лъык1э, лык1э зэгухьэу, зэблагъэу, зэрылъху- зэрып1ым зэдэпсэу ц1ыху гупым и закъуэкъым. Унагъуэр нэгъуэщ1 унагъуэхэр къэхъуным, лъэпкъым и бжыгъэм, и куэдагъым зиузэщ1ыным и лъабжьэщ. Ар и къежьап1эщ лъэпкъым и зэф1эк1ми, и гушхуэныгъэми, и дуней тетык1эми, и хабзэми. Унагъуэм къыщек1уэк1 хабзэхэм ящыщщ сабийм ехьэл1а хабзэ зыбжанэ. А хабзэхэр ямыгъэзащ1эмэ я сабийр зыхуей хуэмызэну къалъытэ.Сабийм ехьэл1а хабзэхэм ящыщ зыщ лъэтеувэр. Лъэтеувэ щ1ыныр гуф1эгъуэшхуэу ялъытэ. Сабийм езыр- езыру лъэбакъуэ ича иужьк1э лъэтеувэ тхьэлъэ1ур ящ1. Унагъуэм хузэф1эмык1ыныгъэк1э сабийр щызек1уа дыдэм имыщ1ами хуэкъулей щыхъум сабийр илъэс дапщэ мыхъуами лъэтеувэ хуищ1ыжын хуейщ. Къызэрывгуры1уащи лъэтеувэр унагъуэ тхьэлъэ1ущ.Кърагъэблагъэхэр нэхъ пэгъунэгъухэрат: я благъэхэр, гъунэгъухэр,ныбжьэгъугъэк1э зэгухьэхэрт. Лъэтеувэм теухуа усэ ц1ык1ухэм сабийхэр къытхуеджэнщ:

       Дамир: Лъабэ, лъабэ,лъабэдий

                    Къэщ1 лъэбакъуэ, си сабий

                    Уэ пхуагъашхэ шагъдий

                   Къэлъэбакъуэ, нэм и нэху

                   Дыгъэ нурыр уи щхьэщыгущ

                   Мазэ нат1эу си пелуан

                    Ущалъхуари насып щ1ыгущ.

Ясмина: Уи1эщ къуэшу бэ мелуан

                Укъэмыск1э зыгъэлъэч

                 Ф1ыгъуэ куэдыр зыпэщылъ

                 Уэ нэхъ псынщ1эу хъу 1эчлъэч

                  Анэм ф1ык1э и гурылъ

                 Къэщ1 уэ быдэу лъабэдий

                Къэлъэбакъуэ, нэм и нэху

                Л1ыпхъэ ц1ык1уу си сабий

                Хочэ лъабэр гъащ1э нэху.

Айдар: Аслъэн ц1ык1у къоувыр

              Лъабэхэр зэблех

              Нанэ лъэтеувэ хуищ1ынщ абы щ1эх

              Езыр к1уэнут ежьэу, къимыгъанэу лъэк1

              Шынэу зэрыхуежьэу нанэ зыхуеший

               Зомыдзых ушынэу, щ1ы уэ лъабэдий.

Темирлан: Лъабэдий дий дий

                   Ц1ык1у зек1уэну зынеший

                   Зек1уэ, зек1уэ, сабий нэху.

                    Гуф1энщ нанэ,даду нэху

Дианэ: Дий, дий, лъабэдий лъэтеувэ пхудощ1

             Щ1ылъэм ущызок1уэ, лъакъуипл1ыр т1у мэхъу

              1энэшхуэр лъакъуищщ, хэзыгъэщ1ыр чыщмыщщ

Минарэ: Щ1ым ф1ыгъуэу илъыр 1энэм тыдок1утэ

                Аслъэн ц1ык1у мак1уэри тхылъыр къепхъуатэ

                Пхъуантэшхуэм мажэри къепхъуатэ гъубжэр

                И-и-ий, жылэ махуэ, ди Аслъэн ц1ыху мэхъу

                И псалъэгъур тхылъщ, и шхылъэр гъубжэщ,

                Дий, дий лъабэдий , лъэтеувэ махуэ тхурехъу.

 Вед :Лъэтеувэр зыщ1ыну зыхуагъэфащэр анэшхуэращ е лъэпкъым щыщ нэхъ             фыз 1эзэ, фыз 1ущ гуэрэм. Къедывгъэгъэблагъэ нобэ лъэтеувэ зыхуэтщ1 Аслъэн ц1ык1урэ абы и нанэмрэ «Си нанэ» уэрэдымк1э.

                                  Уэрэд «Си нанэ» (къохьэхэр)

Нанэ: Фи махуэ ф1ыуэ, ди хьэщ1э лъап1эхэ! Фыкъеблагъэ вжыдо1э нобэ ди лъэтеувэм къек1уэл1а псоми. Сэ, ц1ык1ухэ,си къуэрыху ц1ык1ум и лъэтеувэр т1эк1у сгъэгувами а зэманыр ауэ сытми сгъэк1уакъым. Сэ езгъэсащ Аслъэн ц1ык1у и лъакъуэ ц1ык1ухэр тыншу игъэувыфу, тыншу зэблихыфу. Мис мыпхуэдэу (и 1эпэ и1ыгъыу кърешэк1): «Дий,дий, лъабэ дий, лъабэ банэ хоуэрэ дадэ къыхечыж, нанэ вакъэ ц1ык1у хуещ1» И джы щ1эдывгъадзэ ди лъэтевэр хабзэ зэрыхъуауэ кхъуей плъыжь к1эрыщ1эк1э ди нэжэгужагъэм зыкъедгъэ1этын папщ1э.

Адэк1э къэфхьыт псыхъуэ мывэр. Къытеувэт, си сабий, мы мывэм «Я дэ ди тхьэу Тхьэшхуэ, дынолъэ1у мы сабийр лъэ быдэк1э щытыным ящыщ тхуэпщ1ыну».

Си хьэлыуэ 1энэри хьэзырщ.Иджыпсту дэ къэтщ1энщ мы ди Аслъэн ц1ык1у мы гъащ1эм деж 1эщ1агъэ хуэхъунур. Хьэлыуэ 1энэм и щхьэм ц1ыхухъу 1эмэпсымэхэр теслъхьащ.Хъыджэбз ц1ык1ум лъэтеувэхуащ1мэ бзылъхугъэ 1эмэпсымэ тралъхьэ. Ауэ хабзэк1э псом япэ лъахъэр зэпыупщ1ын хуейщ.Апхуэдэу щ1ащ1ыр сабийр мыджалэу, мылъэпэрапэу, боут1оуншэу дунейм тетын папщ1э. (мэжаджэ лъакъуэ зэхуакум дегъэк1)

Иджы утыкум къивгъэувэ хьэлыуэ 1энэр

       «Мимэ, мимэ щ1ы, си дыгъэ,

       Мимэ, мимэ щ1ы, си нэху,

        Лъэтеувэр тхьэлъэ1уп1эщ,

         Мимэ пщ1ырэ уи п1эм уик1мэ,

        Бэк1э п1ащ1эу месс уи дадэ,

        Фадэ п1ащ1эр и хьэзырщ,

        Мимэ, мимэ щ1ы, си щ1алэ,

        Мимэ, мимэ щ1ы, си фо,

         Фадэ п1ащ1эми пэмыщ1у

        Гъэлъэхъу пшэрри к1эрытщ.

                  Гуф1э 1энэр сэ соубэ,

                  Си нэхунэ гъуэгу техьащ,

                 Тхьэм и гъуэгур махуэ ищ1» (сабийр еут1ыпщри, 1энэм бгъэдешэри трегъэ1эбэ)

Нанэ (сабийм къыхихамк1э мэхъуахъуэ и куэщ1ым ирегъэт1ысхьэри)

                    «Сэ си щ1алэу, си Аслъэн!

                      Бий ухуэзэмэ укъимык1уэтыу

                      Фадэ п1ащ1эу угурыхьыу,

                       Хьэф1 и щэну уэ усакъыу,

                      Шыф1 и хьэлу у1урыщ1эу,

                      Уи 1эщ1агъэр бэры1уатэу,

                       Узэра1уатэр къаруубэу

                       Куэдрэ тхьэм узигъэлъагъу.»

Нанэ: Ц1ык1ухэ, къэвгъэджэгу иджы мы си щ1алэ нэхур  «Лъэтеувэ»

                      Джэгук1э «Лъэтеувэ»

        «Мимэ, мимэ, сэ сок1уэ, сэ сожэ,

         Гупым сахэлъадэмэ,

        Абы сахэбгъадэмэ…..»

Нанэ: Нобэ лъэтеувэ зыхуэсщ1 си сабийм и япэ лъэбакъуэхэр адыгэ джэгум щыхезгъэшэну сыхуейщ къыздэфщтэмэ. Адэк1э сэ сык1уэнщи си гуф1эгъуэ 1энэм и 1уэху  зесхуэнщ. (йок1ыж)

                                          Адыгэ джэгу.

Вед: Сабий гъэсэным пылъ 1уэху псори и гугъу щ1ыгъуаф1экъым. Псом я пэу ц1ыхум акъыл и1эн, ц1ыхугъэ, нэмыс хэлъхьэныращ. « Акъыл уэстын, хьэмэрэ былым уэстын?»- жи1эу адыгэм щеупщ1ым- «Акъыл къызэт былым къэзгъуэтыжынщ»- жи1ащ жи.

Нобэ ди сабийхэм драгъэдэ1унщ акъылым, хабзэм теухуа  псалъэжьхэм:

1.Ислъам: «Акъыл зи1эм имы1э щы1экъым».

2.Архан: «Къаруушхуэ нэхърэ акъылышхуэ».

3.Зара: «Зы акъыл нэхърэ акъылищэ»

4.Дж. Алина: «Адыгэ хабзэ, адэ щ1эинщ»

5.Е. Алина: «Акъылым уасэ и1экъым»

6.Бэла: «Унэ к1уэц1ым нэмыс ущимы1эмэ, унэ щ1ыбым ущи1эххэкъым».

7.Теймураз: «Хабзэр ф1ымэ, бзыпхъэ трах»

8.Ролан: «Псэр щэи, напэ къэщэху».

9.Сафия: «Жьым еубзи,Щ1эр гъэгушхуэ».

Вед:Ди пшыхьыр дыухынщ усэ- хъуэхъу ц1ык1ухэмк1э:

Талинэ: Инурэ ди инэ дыгъэ- жи.

               Вагъуэбэу фыкъытхуэнэху!

                Зи жэщхэр махуэ нэхунэ,

                Ди нанэ и дыгъэ- щыгъэ!

                Лъэпкъ къуэпсым и лъынтхуэ лъагъуэм,

                Къэлэмыр фи 1эщэ пэжщ

                Инурэ ди нану дыгъэ,

                Зи пщэдейри дыгъэ нэбзий!

                 Мазэгъуэр зи дыщэ тажхэр

                 Фынэху вагъуэбэу, сабий!

Арианэ: Аслъэн ц1ык1у,

               Гъащ1эм уи лъэр щыбыдэну,

               Уи гум  илъыр къохъул1эну,

              Уи 1эр зде1эм уи лъэр нэсу,

              Къыпхуэмызэр къыпхуэзэшу,

                Къыпхуэзар къыпщыгуф1ык1ыу,

                Бжьыхьэм хуэдэу укъулейуэ,

                Гъатхэм хуэдэу ущ1эращ1эу,

                Псынэм  хуэдэу уи гур къабзэу

                Тхьэм куэдрэ уигъэпсэу!

Вед:  Къеблэгъахэм ящыщ Аслъэн ехъуэхъуну хуейхэм псалъэ фыдот.

Вед: Иджы нанэ и гуф1эгъуэ 1энэмк1э псори фырегъэблагъэ.

МКДОУ детский сад « Сэтэней»  а. Хабез

«Лъэтеувэ»

(ику ит гупым хэс сабийхэм я пшыхь)

                                                               Гъэсак1уэр:

                                                              Къущхьэ Б.Т.

                        2018гъ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приглашение на праздник дербенко оркестр баянистов
  • Праздник отдела внутренних дел
  • Приглашение на праздник азбуки раскраска
  • Праздник осетин джеоргуыба поздравительные открытки
  • Приглашение на мамин праздник