Праздник подушки у донских казаков

Автор Дона - информационный ресурс о литературном сообществе Аксая и Аксайского района, а также донских авторах

Донской край! Славен он не только легендами и былинами казачьих подвигов, но и неповторимым своеобразием станиц и хуторов! Высокие резные курени и хаты-мазанки — это часть удивительной культуры Донского края! Мастера — умельцы с безграничной любовью, на протяжении веков создавали неповторимый колорит внешнего и внутреннего убранства донского жилища. Посетив однажды казачий курень, навсегда останешься завороженный этим настроением праздника, ощущение которого навевают шедевры донских мастеров. Всё до мелочей удобно, практично, красиво и опрятно! Это и мебель в курене, и цветы на подоконниках, начищенная до яркого блеска посуда, множество накрахмаленных скатертей и кипельно-белых салфеток, ковры на стенах и красиво убранная постель с горкой белоснежных подушек. Традиции ведения хозяйства и уюта жилища у казачек трепетно создавались столетиями.

4e589c2173ef8

Одна из таких традиций ярко проявляется в оформление кроватей. Главная особенность – это подушки, которых было очень много. И сегодня на одних подушках мы спим, другими украшаем интерьер, а с помощью третьих лечимся. Конечно, основная роль подушки – служить постельной принадлежностью. Слово «подушка» произошло от русского слова «ухо». И где ж ей быть, как не на кровати?

Раньше подушками пользовались только очень состоятельные люди. Вышитые подушки на Руси всегда были частью приданого молодой девушки. Пуховые и перьевые подушки считались роскошью, бедные люди набивали подушки сеном и конским волосом. Древнерусские воины в поход брали подушки, набитые крупами или овсом. Крупы они использовали для себя, а овес — на корм лошадям.

В настоящее время критерии богатства и достатка очень сильно изменились. Живя в казачьей станице и вспоминая своё детство, я считала вполне обычной такую расстановку вещей, как, например, горку из подушек на пышной кровати. На кровати нельзя было не только баловаться, но даже и садится на край, когда она «убрана». До сих пор у пожилых казачек в станице Старочеркасской подушки складывают горкой одна на другую. Часто получалось высокое сооружение. Поверх подушек накидывали тюлевый красивый отрез. Иногда это мог быть отрез белой легкой ткани с вышивкой.

4e589c2173ef8b

У городских людей ещё в советское время горка из подушек всегда вызывала легкое недоумение и удивление. Не понимали этот донской обряд и иногородние. Многие и сейчас считают, что это традиция связана с каким-то загадочным ритуалом. Но ничего магического в этом нет! На самом деле, это твердо закрепившая привычка в порядке и красоте интерьера. Для того, чтобы показать определенный уровень благосостояния семьи, подушки выкладывались на самое видное место и заботливо накрывались красивой тканевой накидкой. 

Спальные места на Дону всегда выглядели красиво и необычно. Донскую постель всегда украшала горка вышитых подушек разного размера. Наволочки у казачек верховых станиц были вышиты неповторимым рисунком яркими нитями. Существует еще одна традиция – полотно для постельного белья станичницы и хуторянки выбирали только белое, и кружева к нему вязали тоже только белые. В станице Старочеркасской мастерицы – «додельницы» для украшения наволочек вязали широкое кружево из тонких хлопчатобумажных нитей. Рисунок кружева у каждой мастерицы был свой. Это могла быть очень мелкая паутинка или крупный ажурный рисунок из цветочных фрагментов, соединенных в районе лепестков.

10496803243809454

Каждая, уважающая себя, казачка всегда гордилась своей спальней и постельным бельем, которое сама изготовляла. При этом, всегда вышивала, ткала и вязала хозяйка с удовольствием, под песню, с радостью и любовью, чтобы сон любимых, супруга, детей и родителей, был спокойным и сладким. На Дону в старину существовала еще одна интересная традиция, предоставляющая право спать в постели только женатым мужчинам.

Постепенно исчезают вековые устои с демонстрацией подушек даже в сельской местности. Подушки по-своему предназначению носили и разные причудливые названия: «Надька», «галдарейные», «горницкие», «думки» и гостевые подушки.   

Интересный казачий свадебный обычай, связанный с приданым невесты и непосредственно с подушками, существовал на Дону еще с XVIII века. Известный этнограф Астапенко Г.Д. очень интересно рассказывает о традиционном празднике «Подушки» в своей книге «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков ХVII – ХХ веков».   

Накануне свадьбы родственники жениха и друзья смотрели приданое невесты и устраивали девичник. Обычно это было за два дня до свадьбы. Эта традиция была оформлена в настоящий праздник, который называли – «подушки». В доме невесты собирались подруги и жених с молодежью в комнате, где находилось приданое невесты: богатая постель и множество платьев в сундуках. Сухоруков В.Д. в своей работе «Общежитие донских казаков в ХVIII – ХIХ столетиях» описывает этот обряд так: «Чиберки (швеи) предлагали садиться жениху и невесте на подушки и подносили жениху стакан меду, который он выпивал в несколько приемов, целуя невесту и приговаривая: «Мед горек, надобно подсластить». Выпив мед, жених клал деньги на поднос чиберки. Затем на подушки садились молодые люди по очереди. Молодой человек приглашал себе в соседки девушку, которая ему больше нравилась. Он также пил мед и целовал свою избранницу, платил подносчицам деньги. Как только парень выпивал мед, подносчицы бросали в сидящую пару подушками, приговаривая: «Раса сага басен», что в переводе с татарского означало: «И вам того же желаем».

PHOTO78

В ХIХ веке «подушки» праздновали уже проще. Родные жениха брали каравай и отправлялись за приданым в дом невесты. Главное участие в этой праздничной процессии обязательно принимали свахи и друг жениха. Отец невесты встречал гостей и приглашал их в дом. Свахи со стороны жениха и невесты подносили родителям невесты каравай и вино, за что свах одаривали деньгами. Начиналось застолье, после которого мать невесты благословляла и отдавала приданое в руки своих новых родственников. Приданое в дом жениха несли с песнями и в сопровождении собравшихся «зевак». Впереди процессии шла подруга невесты и несла особую подушку, которую в станице называют «надька».  Из-за того кому нести «надьку», часто бывали между подружками споры и борьба. Эта «надька», по словам информантов, всегда была средней величины, нарядная, обильно украшенная красивой отделкой — лентами, цветами, яркой тесьмой, даже аппликацией. Этой подушке отводилась особая роль в жизни будущей семьи и предстоящей свадьбы. «Надька» — первая подушка в семье была символом чистоты невесты и счастливого будущего молодой семьи. Такая подушка была показателем умелицы – невесты (соткать и отбелить полотно, раскроить, собрать и украсить готовую вещь).

В XXI веке праздник «подушки» уже потерял свой первозданный колорит, но в станицах и хуторах сохраняется традиция смотрин приданого невесты, этот праздник сегодня носит веселый характер. На смену «надьке» приходят мягкие подушечки в виде животных (кисок, мышек, собачек, тигрят и т.д.).

Красивыми и неповторимыми на Дону являются маленькие подушки — «думки».  Это самые любимые подушки из детства.  «Думки», вышитые крестом, гладью, ришелье, грудой лежали на диванах, сундуках и на кровати.

post789

На Руси подушки-думки появились ещё в допетровские времена. Некоторые историки выдвигают версию, что моду на этот предмет интерьера завезли казаки. С походов «за зипунами» они привозили не только добычу, но и жён турчанок, привыкших к гаремной жизни и её роскоши на персидских коврах в окружении парчовых и бархатных атаманок и подушек. Именно эти жёны способствовали проникновению восточной культуры на Дон. Многие коренные жители объясняют подобное убранство интерьера гораздо прозаичнее! Просто для удобства подкладывали «думки» под спину, ноги, меж телом и холодной стеной, когда рукодельничали у окна днём или долгими зимними вечерами.

rrger45

Подушечки «думки» и сейчас украшают спальни. Их не принято давать гостям для отдыха. Казаки и казачки «любят думку думать», положив такую подушку на ладошку под ушко, щечку.  В каждой станице и хуторе есть свои традиции украшения подушек. Раздорские мастерицы украшают такие подушки вышивкой; мелиховские и коныгинские мастерицы предпочитают кружева, а умелицы станицы Старочеркасской украшают яркими оборками из лент и кружев, пухляковские мастерицы украшают думки аппликацией. Иногда «думки» набивали ароматными травами. Очень часто эти травы имели резкий запах, чтоб не заснуть во время занятий рукоделием: можжевельник, крапива, вереск, шалфей, пижма, полынь, тысячелистник, тимьян, мирт, эвкалипт, базилик, розмарин, кинза. В отличие от «думок», гостевые подушки принесли славу донскому краю, как гостеприимной земле. По всему куреню были разложены такие подушки. Хозяйка-казачка раскладывала их для гостей вдоль спинки дивана на закрытом балконе – галдарее. И название они получили – «галдарейные». Такие подушки служили для отдыха в летнее жаркое время. Галдарейные подушки делали небольшого размера из плотного цветного материала. Могли они быть и плоские, чтобы положить под ноги или под спину. Гостевые подушки делали и больших размеров, их хорошо набивали пухом. Такие подушки специально раскладывали в зале для гостей. Отсюда и их название – «горницкие».

В отличие от предыдущих, эти подушки делали исключительно из белого полотна, с нарядной яркой вышивкой. Казачки складывали их горками — от маленькой, сверху, до большой, снизу. На такой подушке можно было восседать за столом, сладко “кимарить”, подложив с обеих сторон под бока.

Что особенного в таком простом предмете, как подушка! А как много важного и интересного связано в жизни донского казака с обычной подушкой. Донская казачья подушка отличается от подушек других народов размером, формой, украшением, а главное — символическим назначением и местом в доме и в самой семье. Со временем стирается память поколений, уходят в прошлое традиции. Человечество в XXI веке более чем когда поставлено перед проблемой сохранения и возрождения исконных традиций донского этноса, прошедшего долгий и сложный путь своего становления.

Материал подготовила зав. культурно-образовательным отделом 

ГБУК РО «Старочеркасский музей-заповедник» Полякова А.Н.

Слышали ли вы когда-нибудь о таком интересном празднике? Если нет, то наша статья поможет вам узнать все о том, что это за праздник и о том, где он проводится.

Что это за праздник?

Свадебный праздник подушек — это свадебный обряд, который был широко распространен у казаков в 90-е годы. В данный момент он проводится только в станице Раздорская. Праздник отмечается за несколько дней до свадебной церемонии. Главная цель этого праздника — перенос приданого в дом жениха.

Как проходит праздник
подушек на свадьбе?

Итак, в доме Невесты собираются все родные Жениха с целью посмотреть приданное Невесты. При этом молодожены восседают на специально разложенных заранее свадебных подушках. Швеи, которые вышивали свадебные подушки, угощают присутствующих гостей медом, включая и Жениха.

Жених пьет мед и целует Невесту. После этого Жених благодарит швей и дарит им деньги. Кстати, созвучна этому обычаю и традиция дарить деньги подружкам невестам на русской народной свадьбе, который называется выкуп невесты.

Затем другие гости садятся на подушки, пьют мед, целуются и кидаются подушками. После такого веселого обряда приданое невесты «подушечники» отвозят вместе с сундуком в дом Жениха, а родственники со стороны Жениха принимают у себя сторону Невесты и угощают всех гостей.

Вам будет также интересно:

  • Индийская свадьба — красивая церемония и необычные обряды!
    Европейская свадьба: свадебные традиции и обычаи в Европе

Какие подушки вышиваются
для праздника?

Начнем с того, что казачьи подушки отличаются от подушек других национальностей: формой, размером, украшениями, символикой.

Например, особой подушкой является свадебная подушка «Надька». Она делается в виде доброй кошечки, бойкой козочки или преданной собачки.

Образ подушки соответствует образу Невесты. Зачастую кошечке вышивают большие глаза, что означает, что от глаз невесты не скроется ни одной мелочи; коготки — что сообщает о том, что невеста способна постоять за себя и свою семью.

Вышивается такая подушка из любой ткани, но при этом важно, чтобы она была нарядной. Главным моментом является мягкий низ подушки, предназначенный для комфортного сна.

В разных станицах по особому украшают свадебные подушки: кружевами, вышивкой, оборками, красочными рисунками символов казаков — подсолнухами, тюльпанами, степями, птицами и др.

Подводя итоги, отметим, что свадебный праздник подушки — интересный и веселый обычай, который определенно вносит изюминку в свадебное торжество.

Читайте также: Песочная церемония на свадьбе — трогательная нотка в вашем торжестве!

А вам понравился свадебный праздник подушки? Оставьте комментарий и поделитесь с друзьями в соцсетях!

Желаю Вам Отличного Настроения,
Екатерина Ахметзянова, автор статьи.

Для нас подушка – вещь, безусловно, нужная, важная, но привычная. Этот аксессуар для сна неизменно присутствует в домах представителей всех классов. А когда-то очень давно подушка на Руси считалась символом достатка. С мягким предметом быта связывалось множество событий, верований и примет. Разные по назначению подушки получали прозвища и выступали героинями брачных обычаев. Чем же отличалась «Надька» от «думки», и какой коварный план невесты раскрылся в «Василисе Прекрасной» — в нашем материале.

Охота на гусей и древнеегипетские истоки

Древнеегипетская «подушка» из дерева и нефритовая китайская.

Древнеегипетская «подушка» из дерева и нефритовая китайская.

Первые подушки появились у египтян и использовались для того, чтоб не испортить за ночь сложную прическу. Тогда подушки представляли собой изогнутую доску, помещенную на подставку. Сверху изображались божества, призванные защищать человека от темных сил. Подобными конструкциями пользовались и в Древнем Китае, вот только изготавливались они из фарфора, камня и бамбука. Смягчить подставки для прически придумали состоятельные греки, проводившие в кроватях большую часть жизни. Ведь известно, что даже принимать пищу они любили полулежа.

По размерам греческие подушки могли быть разными, а наполнялись шерстью, пером, пухом или просто травой. Тогда уже предусматривались и наволочки из кожи или ткани. Со временем греческие обычаи перенял и Рим, где особым спросом пользовались подушки из гусиного пуха. Так как желающих приобрести аксессуар было все больше, римляне даже высвобождали от воинских обязанностей часть солдат, которые направлялись охотиться на диких гусей. Сдавая пух командирам, тушками легионеры распоряжались по своему усмотрению. На Руси же пуховая подушка долгое время считалась предметом роскоши. Крестьяне довольствовались аксессуарами, набитыми сеном, но эти предметы испокон веков несли в себе сакральный смысл.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как распознать, что хозяева квартиры – неряхи и лишь притворяются чистюлями: 10 признаков от эксперта по этикету.

Праздник подушки на Руси

В некоторых местах России и сегодня помнят праздник подушки. /Фото: sfw.so

В некоторых местах России и сегодня помнят праздник подушки. /Фото: sfw.so

Приданое девиц готовилось заранее. С малых лет девушки вышивали полотенца, скатерти, собирали на будущее постельное белье. Особую роль в досуге рукодельниц играла отделка подушек. В обществе донских казаков принято было еще и придавать подушкам разные формы – кошек, собак и др. Причем, оформление должно было совпадать с типажом невесты: светловолосая девушка – белая кошка, темноглазая – черная собака и т.д. Такие подушки не использовались для сна, а украшали дом. Наволочки казачки вышивали ярко, украшая широкими кружевами. Часто изображения складывались из любимых цветов каждого члена семьи. Рисунок кружева мастерицы выбирали на свой вкус: одна любила мелкую паутинку, другая – соединенные между собой лепестки из крупного ажура. Со временем горка изготовленных своими руками подушек всех размеров украшала донскую постель супругов.

С ролью подушки в семейном быту был связан один интересный праздник. Накануне свадьбы каждая невеста приглашала в отчий дом собственных подруг и друзей жениха, которые в игривой манере изображали тщательный осмотр постельного приданого. Главными гостями на празднике подушки считались родители жениха, оценивающие качество шитья и отделки-вышивки. Сценарий громкого, веселого, но ответственного праздника предполагал торжественное шествие всех гостей в дом жениха с переносом туда подушек после того, как «комиссия» опробует аксессуары на мягкость и похвалит невесту за золотые ручки. Будущим родственникам в девичьем доме старались показать лучшее и самое красивое, заслуживая одобрительные отзывы. Когда все оставались довольными, родне жениха подносили мед. Это был тот момент, когда будущие супруги на законных основаниях могли прилюдно обменяться поцелуями. Все это сопровождалось традиционными прибаутками. Жених наиграно жаловался на горечь меда, требуя его подсластить. На помощь приходили сладкие уста нареченной, а гости веселились, пели песни и подогревали доверительную атмосферу.

Перенос приданого в дом жениха не был сугубо транспортировкой. Этот процесс сознательно растягивали на многие часы, беря за одну ходку понемногу. Все это делалось с той целью, чтоб все понимали: чем дольше носят подушки, тем богаче и перспективнее невеста. А если же в силу каких-то причин для приданого снаряжали телегу, то проезд совершался через все село. Каждый должен был знать, что очередная крестьянская дочь официально перевозит в дом будущего мужа целую гору постельного. Праздник подушки знаменовал окончательные договоренности, после чего передумывать одной из сторон не полагалось. Свадьбе быть! Единственное, чего могли отныне касаться изменения, так это даты самой свадьбы.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Что такое свадебная порча на Руси, почему её боялись и как можно было её избежать.

«Надька» и «думка»

Богатая невеста из «Василисы Прекрасной» обманывала о качественном наполнении подушек. /Фото: kino-teatr.ru

Богатая невеста из «Василисы Прекрасной» обманывала о качественном наполнении подушек. /Фото: kino-teatr.ru

История декоративных подушек рассказывает, что их первые варианты назывались «думками» или «думочками». Такое название появилось от назначения мелких подушек, которую подкладывали под ухо. Таким нехитрым способом можно было отключиться от внешнего мира и спокойно поДУМАть. Внимательные к своим домам хозяйки украшали такими подушками комнаты, что указывало на отменный вкус и рачительность. Позже в речевом обиходе «думки» превратились в диванные подушки. Гостиные, спальни, кабинеты обставляли диванами, кушетками и другой подобной мебелью, украшая эти поверхности изобилием самых разнообразных экземпляров. Но вернемся к казакам. Главную «думку» называли «Надькой». Эту подушку при переносе приданого несла подруга невесты. Именно «Надьке», как лучшей представительнице всех созданных невестой подушек, отводилась особая роль в будущем семьи и на предстоящей свадьбе. Этот образец являлся достойным показателем всех невестиных умений: ткать и отбеливать полотно, кроить, собирать и украшать.

Интересная сцена, касающаяся подушек, разыграна в советском фильме 1939 года «Василиса Прекрасная». Там невеста из купеческой семьи хвастает перед гостями богатым приданым – «подушками пуху лебяжьего». Правда, на деле оказывается, что они набиты обычным мочалом – вымоченными лубяными волокнами липы.

Великих героев-мужчин эпохи средних веков более-менее знают многие. А как на счёт дам? Прочтите в другой нашей статье о 6 великих королевах Средневековья, о которых историки незаслуженно забыли.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Авторство — не мое

Браки у казаков запрещались среди родни до 4-юродных полностью, 5-юродных – думали женить или нет, а последующие колена родством уже не считались.
Муж с женой, жена с мужем – совет благ. Казаку без жены нельзя вести хорошее хозяйство, жить честно – так считали казаки. И всегда считали, что долго не женятся только плохие люди (за кем грехи водятся – из-за чего за него никого не выдают). В девушках оставались только уродцы или «сами себя потерявшие» (но они часто выходили позже за вдовцов).
Старшие зорко следят за поведением молодежи, жестко, хотя раньше, несмотря на осуждение половой свободы, «грех бывал», молодые казаки и казачки и купались в реке вместе и многое другое… но постепенно это отмерло и стало постыдным – «потому как казак — не хохол: тот и спит с девкой, а до греха не доводит, а казак нешто стерпит…». За дочерьми был глаз да глаз, чем ближе к 20 веку, тем жестче – чуть какое подозрение дочь вообще никуда не пускали. При этом ранние браки у казаков всячески приветствовались (больше у верховых) – «в писании сказано – если мало лет, но в теле, то и отдавай замуж». Иногда даже в12 лет (если удавалось договориться со священником)… Нередко родители засватывали своих детей еще с младенчества. При этом иногда невеста была старше жениха, что выливалось в занятные для нашего времени истории: «на хуторе Попов был случай, женили казака 12 лет на 20-ти летней женщине. Она сначала на него и внимания не обращала, а когда ему пришло время на службу выходить, у него уже оказалось 5 человек детей»… «в другом месте в станичный суд явились муж 14 лет и жена 15 лет, три года как в браке. Отец от имени мужа жаловался, что жена ушла и не живет с ним. Жена отвечала, что муж её бьет и показывала всё лицо, ободранное ногтями. Муж плакал, говоря – не надо мне её, она дюже дерётся. А свекор настаивал, чтобы она жила, а в противном случае заплатила бы свадебные издержки.». Причем была смешная поговорка у казаков – «Корову выбирай по рогам, а девку по грудям» — ценилась не красота, а здоровье, ум и трудолюбие (ну и про достаток семьи не забывали – старались жен брать из богатой семьи, но чаще женились ровни). Хотя в низовых станицах казаки в брак вступали позже, чем в верховых – в 25-30.

Жену раньше казак выбирал сам – часто ясырку (пленницу). Позже с приходом русской церковной традиции – молодых казаков чаще женить стали родители, иногда не спрашивая об этом ни жениха ни невесту (чаще у верховых, низовые давали больше свободы выбора). Хотя с приходом 20 века эта традиция ослабела, т.к. почет (и подчинение) старшим в обществе был заметно поколеблен. При чем вплоть до конца 19 века выбор жены падал почти исключительно на казачек – «казак за бесчестие считал взять за себя русскую (т.е. иногороднюю) или хохлушку: все больше на казачках женились и лишь в крайнем случае, за неимением невесты – народу на Дону тогда мало было – сватали хохлушек. А ныне все смешалось – и русскую берут, и за русского выдают: оно бы и теперь не следовало, потому что мужику с казаком не равняться стать». Русские, украинские крестьяне же брак с казаком считали за честь. С цыганами не женились. С принявшими православие калмыками браки бывали, при чем исстари. Со старообрядцами также браки были без ограничения – либо жена переходит на старый обряд, либо невеста венчается по православному обряду, а жених по старому. Семьи спокойно состояли из православных и старообрядцев – это никакого конфликта у казаков не вызывало. При свадьбах казаки соблюдали черед – чтобы сначала женился старший сын и так далее – по возрасту, тоже самое и по дочерям.

Свадьба. У казаков часто привычные невеста – товар, жених – купец, заменялись невеста крепость, жених – войско. Свадьбы обычно играли осенью и зимой, реже весной, летом крайне редко. Свадьбы принимали характер пира – в не очень больших станицах гуляли всей станицей. Иногда подолгу – до двух недель. При чем считалось – что справить казака было куда как тяжелее чем вырастить казачку. Казаки гутарили, что у них две заботы: первая – справить сына на службу, вторая – довести сына до дела. Казака женить – и кладку дать, и гостей угостить и попу заплатить… всё до последнего гроша достань, но свадьбу справь.
Сватовству предшествует родственный совет, на нем решают кого посватать за казака. В нем принимают участие вся ближайшая родня, крестные родители жениха. Главное слово за матерью: «мать здесь – большой человек». На нем отец просит совета в поиске невесты. Гости дают свои ответы… затем после паузы и чарки для «повышения интенсивности» процесса зовут жениха, спросить есть ли душенька. Жених отвечал. Если ответ мать не устраивал, она решала по-своему – невеста ей по дому помощница и работница. Жениху остается только подчиниться.

Перед тем как засылать сватов производятся смотрины невесты – «не видавши товару — не торгуй». Жених отправлялся с парой-тройкой родственников в дом невесты, вечером, в гости. Там они хвалили будущую невесту и просили поднести её всем по чарке вина. Невеста, одетая по домашнему, выносила вино и ждала пока гости выпьют, а гости медленно пьют – смотрят. Выпив вино, потенциальная невеста забирала чарки и уходила, а вслед за ней и гости – разговоров о свадьбе не ведется (хотя всем сразу понятна причина визита). В других местах родители привозили жениха и сразу говорили о возможной свадьбе, оставив сына в сенях – затем зовут сына, чтобы отец невесты мог поговорить-расспросить его, проверив на смышленость. Если сговариваются – после чарки водки, отец невесты зовет дочь и они оба с женихом, стоя смотрят друг на друга. Потом жених дает невесте монетку, в виде небольшого подарочка. Невеста уходит, и в другой комнате её спрашивают понравился ли жених, которого тоже выводят и спрашивают о том же. И затем начинают сватать.
Сватание происходит с помощью свахи или сватов. Они приходят вечером в дом невесты и начиная издалека, намеками заводят разговор о свадьбе. Отказ не считался бесчестием – отказ происходил сразу, сразу давалось понять, что свадьбы не будет. Для защиты от отказа старались сватами направить людей уважаемых (обязательно выпив по чарке – «чтобы не хромать и не заикаться»). После вопроса о выдаче дочки замуж, отец невесты в случае согласия просит время посовещаться с родней и назначал день ответа. Сам процесс зависел от красноречия и опыта сватов, иногда все происходило очень весело и красочно… В назначенный день сваты приходили за ответом с припасенным хлебом с солью, давали его родителям невесты. В ответ те целовали «хлебный подарок», что считалось согласием. Сваты, получив ответ, начинали требовать руки – мать невесты подавала свою, завернув в полу платья. Это называлось «взять руку». В заключение обряда невеста подносила сватам по стакану меда, а сваты выпивали и поздравляли её с женихом… Либо сваха приходила, узнавала ответ и уже родители жениха сами, вместе с ним и свахой приходили с хлебом-солью и просили руки. В комнату вводят жениха и невесту, ставят рядом и все вместе поднимаются, творят молитву и тройной поклон. На руку жениха кладут платок, на который кладет свою руку невеста, на которую также кладется платок. Сверху свою руку кладет мать невесты, на которую кладутся еще несколько рук присутствующих и все желают добра, и поздравляют жениха с невестой, а невесту с женихом… Иногда (больше в низовых станицах) сначала входит жених — сторона жениха его хвалит, просят посмотреть «товар». Входит невеста, выходит на середину и стоит, опустив глаза в пол. После вопроса жениха и получения согласия невесты о браке их ставят вместе и, помолившись, благословляют хлебом-солью. Затем идет круговая чарка – её всем вместе (обязательно по старшинству родства) подносят жених и невеста и принимают поздравления. Затем жених с невестой выходят в другую комнату и садятся рядом, а подруги поют им песни сватовского содержания…

Иногда (на Донце), вечером придя (сваты, родители и жених) в дом невесты, все рассаживались и после вопроса о «товаре» и согласии отдать, звали невесту. Приглушали свет, ставили жениха и невесту рядом и на свечу смотрели – не кривые, не слепые ли – и потом все в голос соглашались, что друг друга жених и невеста стоят. Затем предлагают им три раза поцеловаться — невеста из скромности начинает отказываться, пока не погасят свечи. Жених и невеста в темноте целуются, а все слушают звуки поцелуев, но недолго — гости и сами начинают шалить и тянуть в темноте к друг другу руки, перешептываться и т.д., шутки и отталкивания длятся до часа… потом зажигают свет. Самый уважаемый из присутствующих (из сватов) желает всем добра и выпивает чарку. Сватание завершается рукобитием (ударить по рукам) – договорить об условиях, на которых будет заключен брак. Отцы молодых спорили о «кладке» на свадьбу – кто что дает, все затраты. Торг и споры длились обычно долго – казаки не спешили брать очень затратный свадебный процесс на себя, и всегда были не против переложить его бОльшую часть на противоположную сторону. Отцам обычно спорить быстро надоедало, и главными подсказчиками выступали матери, наиболее досконально знающие всё необходимое для ведения хозяйства. После заключения договора – жених и невеста угощают друг друга вином – сначала жених подает невесте чарку, та два раза отказывается, а на третий немного отпивает и дарит жениху подарочек. Потом тоже самое наоборот. Потом сваты требуют, чтобы молодые поцеловались – невеста подносит отцу жениха чарку, тот говорит, что «не сладко», жених и невеста под сопутствующие побуждения присутствующих трижды целуются. Отец жениха крестится и дает невесте подарок. Тоже самое происходит и с матерью жениха – ей невеста подносит чарку, и всем остальным присутствующим родственникам жениха. Потом жених разносит вино всем родственникам невесты. Все пьют и желают «делу добром свершиться».
После свершения этих мероприятий выбирают дружка – из женатых родственников, кто «повеселее», «порасторопнее», «поязыкастее», «повыносливее». Дружко обязан распоряжаться на свадьбе всем – угощать гостей, оберегать молодых, следить за порядком и т.д., требовать «чтобы вся беседа слушала его». Если ссора – дружко помирит и рассудит, у казаков не было принято доводить пьяные свадебные ссоры до суда. Дружко мог быть как один так и двое – с невестиной и жениховой сторон (чаще зависит от размаха свадьбы). Выбрав дружка – жених надевал ему «с левого плеча под правое крыло» полотенце, а невеста другое полотенце «с правого плеча под левое крыло» (если дружка два – каждому по одному полотенцу). В его честь пьют три чарки. Затем выбирают подружье (полудружье) – помощника дружки. В его честь пьется чарка. Потом выбирают сваху, которая чаще бывает женой дружки, либо кто из веселых и сметливых языкастых станичниц. Она помогает дружку, находится при невесте, созывает гостей, «убирает» невесту. В её честь пьют по 2 чарки. Свахе помогает подсвашка, которую выбирают следом.
При рукобитии обычно этим всё и заканчивается – больших застолий не бывает. Посидев недолго, родственники жениха, теперь приглашают родню невесты в гости к себе. Путь проделывается обязательно с песнями. В доме жениха устраивается застолье для стариков.

В доме невесты остаются невеста, жених, собирается молодежь – поют песни и пляшут. Под песни молодежи жених и невеста целуются. С этого момента жениху разрешается бывать у невесты и даже ночевать в доме невесты. На рукобитье также договариваются когда должен быть справлен сговор (и быть ли ему). Сговор собой являет примерно тоже самое, только при большем стечении народа, торжественностью и с обязательным большим застольем. На нем прилюдно и торжественно повторяются согласие на брак женихом и невестой и оглашаются предбрачные условия. Сговор происходит за счет жениха и происходит не всегда – часто казаки решали запланированные на проведение этого пира деньги просто передать стороне невесты – и сговор по обоюдному согласию не устраивался.
В назначенный день по две «позыватые» со стороны жениха и невесты с раннего утра ездили из дома в дом с приглашением ко всем родным и близким. Они передавали поклон от отца и матери и звали на сговор. Позыватых в каждом доме угощали сладким вином. Вечером все собирались в доме невесты – молодые девки у невесты, замужние женщины и казаки у родителей. Невеста с подругами была в своей комнате, а остальные гости находились в зале где был большой стол. У жениха собирались все его родные и знакомые. Там готовились от десятка до двух десятков блюд со сладостями и орехами. Все гости отправлялись в дом невесты со своим хлебом-солью – впереди блюда со сладким, затем шли казаки, потом замужние казачки, и затем жених с молодежью. Хозяева (отец и мать невесты) встречали гостей на крыльце, проводили в зал и просили садиться (обязательно по старшинству) – с одной стороны – родня невесты, с другой – жениха. Между ними родители молодых. Жених с молодежью присоединяется к невесте и её подругам. Отца невесты, хозяина, все «честят» особенно. Хозяева угощают всех вином с принесенными сладостями, после чего жених с невестой выходят из своей комнаты на середину зала и кланяются во все стороны, после чего проходят вокруг и целуют всю родню… где-то старики просят у родителей невесты разрешения жениху поцеловать невесту – после разрешения, жених целует невесту и родня подходит к молодым – целует и поздравляет. Затем молодые трижды пригубляют вино и после каждого раза целуются. Где-то после этого родня жениха и невесты обмениваются подарками. Сговор заканчивается подносом женихом и невестой каждому родственнику чарки и принимают поцелуй с поздравлениями. После этого с уходом последнего гостя невеста убегала в свою комнату, где она с подружками садились как можно теснее, чтобы жениху было негде сесть – он должен был выкупить невесту у подружек, сидящих около невесты, чтобы сесть рядом. Невеста же должна была в тот вечер успеть сменить два-три платья. После сговора подруги невесты начинают собираться у неё и шить ей подушки и платья (этих швей называют чиберками). Жених с друзьями приходит к невесте каждый день с подарками-гостинцами и может оставаться ночевать там.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Придумать знак праздника день учителя
  • Праздник переносится на неопределенный срок
  • Приглашение на праздник осенний бал
  • Праздник первого шага у адыгов
  • Приглашение на праздник дербенко оркестр баянистов