Преображение Господне (или «Вардавар» по-армянски) – один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе. Он отмечается на 98 день после Пасхи.
Праздник установлен в честь Преображения Господня, произошедшего на горе Фавор. По Библии, Иисус Христос с тремя апостолами Петром, Иаковом и Иоанном поднялся на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега. Однако к христианской сущности праздника примешаны и некоторые языческие черты. Григорий Лусаворич (Просветитель) – первый Католикос Армении – назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря – 1-е число месяца навасард, в этот же день отмечался языческий праздник богини любви и красоты Астхик, в итоге праздник вобрал в себя как языческие элементы, так и христианские. В этимологии слова «Вардавар» есть два варианта расшифровки: название восходит своим корнем к слову «вард» (в переводе с армянского – роза) и означает «осыпать розами». Как написано чуть выше, в дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и трепетной любовью между нею и богом Ваагном. Астхик придавала розам и розовой воде особое значение, ассоциировала их с любовью. Осыпая армянскую землю розами, сеяла повсеместно любовь. Ваагн же был борцом со Злом и вечным защитником Любви. Существует и другое предание: узнав о тяжелом ранении своего возлюбленного Ваагна, Астхик босиком пустилась в путь. Дорога была очень тяжёлой, ноги красавицы от ран кровоточили, оставляя кровавый след, розовые кусты, встречавшиеся ей на пути, окрашивались в красный… Отсюда и возник символ любви – красная роза. Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. (Кстати, армянские танцы с языческих времён очень мало изменились). В этот день люди дарили друг другу розы, а влюблённые юноши пускали в небо голубей. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью её выдавали замуж. Совершалось паломничество к храму Астхик, где люди на священное место возлагали розы, делали «матах» (жертвоприношение).
Вардавар также несёт в себе смысл богатства и плодородия. Сам же Ваагн, согласно легенде, ассоциируется с красным цветом. Вот как описывается его рождение в армянском фольклоре: «Болью рождения мучались небо и мир, Мучалось море цвета крови, Живот внутри от боли разрывался. Боли рождения даже до камыша темно-красного дошли, Даже до красного тростинка. Из тростника огонь поднимался, Вместе с ним появился рыжий юноша. Волосы у него были огненные, Борода – из пламени. Глаза, как солнце, светились». Другой вариант расшифровки слова – корень «вард» («уард») – вода и «вар» – мыть, поливать, опрыскивать водой, что и составляет еще одну сущность праздника. Согласно древней легенде, на свете жил очень богатый человек, возомнивший себя властелином и требовавший за пользование водой отдавать ему в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан восстал против злодея и победил его, освободив несчастных девушек. Армения – жаркая, каменистая страна, поэтому здесь всегда наблюдалось поклонение и трепетное отношение к воде. Вардавар празднуется в самое жаркое время в Армении, когда земля местами потрескалась от летнего зноя, сады и огороды преображены от обилия плодов, а люди утомлены после весенних напряженных работ. Рано утром люди просыпались от звуков зурны – это с гор спускались пастухи, несущие барашков для заклания, чтобы люди выразили благодарность земле и принесли жертву духам, стерегущим воду. Взамен они ожидали дождь, чтобы зажурчали обмелевшие ручья и природа ожила. В этот день, невзирая ни на возраст, ни на общественное положение, принято обливаться и обливать друг друга водой. Поэтому, выходя в день Вардавара на улицу, трудно будет возвратиться домой сухим. Особенно праздник радует ребятню, которая безнаказанно в этот день может хулиганить, обливая всё и всех. Самое главное правило этого праздника: обижаться или проявлять недовольство ни в коем случае нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает особой, целебной силой. Вардавар также знаменует Единение – объединение всей семьи, всего рода, поэтому в этот день принято навещать своих родителей и родственников или всем семейством собираться у родников, которыми изобилует Армения. И даже искусственные «родники» – пулпуляки, – которые в Ереване на каждом углу, собирают огромные количества людей в этот день. Обливайтесь и обливайте на здоровье!
12:10 | 21 Июля 2017
Вардавар — история, традиции и обычаи самого любимого летнего праздника
Вардавар – любимый летний праздник
Вардавар является одним из самых любимых в народе летних праздников в Армении.
Его в столице и областях страны ждут с нетерпением все от мала до велика, ведь в этот день детям разрешается беспрепятственно обливать водой всех, кого вздумается, а взрослые могут снова вернуться в детство хотя бы на день.
Праздник Вардавар приходится на разные даты, в этом году его будут отмечать в воскресенье, 23-го июля.
Праздник Преображения Господня
Преображение Господне, или Вардавар, отмечается через 14 недель после Пасхи и входит в число пяти главных праздников Армянской Апостольской Церкви наряду со Святым Рождеством и Крещением, Святым Христовым Воскресением, Успением Пресвятой Богородицы и Воздвижением Животворящего Креста Господня.
Празднику Вардавар предшествует неделя поста, а на следующий за ним понедельник отмечается Мерелоц – день поминовения усопших.
Вардавар в дохристианский период
Название праздника, по всей видимости, имеет корень «вард» (по-армянски — роза) и восходит к древней традиции омовения розовой водой, которая впоследствии была заменена обычной.
В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью богини и бога Ваагна. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог огня Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь.
Христианская легенда о Преображении Господнем
Местом Преображения Господня в христианстве традиционно считается израильская гора Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос вместе со своими апостолами Петром, Иаковом и Иоанном поднимается на гору помолиться. Во время молитвы Иисус преображается перед ними: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мтф. 17:2, Мк. 9:2, Лк. 9:29).
На глазах у удивленных апостолов Иисус разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. В Евангелии от Луки, в частности, отмечается, что говорили они о событиях последних дней жизни Иисуса в Иерусалиме (Лк. 9:31).
Традиции и обычаи праздника
В день Вардавара в народе, помимо обливания водой, также принято выпускать голубей, что символизирует Всемирный потоп, спасение семьи Ноя и голубя, которого Ной трижды выпускал с ковчега.
По другой традиции в этот день принято украшать одежду и волосы цветами, что символизирует радость в день Преображения Иисуса Христа.
По уже устоявшимся правилам, в день Вардавара принято обливать водой всех случайных прохожих. Это своего рода привествие, когда в ход идут любые подручные средства — ведра, кружки, ковши, бутылки и даже водяные пистолеты. И обиды тут нет никакой, напротив, считается, что вода в этот день обладает целительными свойствами. Поэтому если вас облили, то это только пойдет вам на пользу и на удачу.
Празднично-ритуальная кухня
Традиционно на Вардавар совершается матах, то есть воздается жертва милосердия. В писании сказано, что, готовя в этот день еду, «не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых», а зови на пир страждущих. «И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук.14:12-14).
Таким образом, матах либо совершается в виде благотворительной трапезы, либо мясо принесенного в жертву животного или птицы раздается нуждающимся.
Десертный стол в этот день традиционно украшают запеченные на огне яблоки, иногда с добавлением орехов, корицы, гвоздики, и национальная армянская выпечка — назук.
Погода располагает
В этом году в день Вардавара, согласно метеопрогнозам, практически на всей территории страны будет жарко.
В Араратской долине, в Ереване и в низовьях Сюника в воскресенье днем ожидается плюс 38-39 градусов (температура воздуха будет выше нормы на 5-7 градусов).
До 28-33 градусов тепла будет в Ширакском марзе и горных районах Вайоцдзорской области, а в горных районах Котайка и Арагацотна ожидается 25-30 градусов тепла.
В Арцахе температура воздуха в воскресенье прогреется до 34-37 градусов.
Как видно, погода благоволит к ожидающим праздника Вардавар, а посему запасайтесь ведрами и бутылками для обливания и смело выходите на улицы.
Уже завтра, 24 июля, в Армении отметят Вардавар – один из самых веселых национальных праздников. Как возникла традиция обливать друг друга водой и что еще было принято делать в этот день, рассказывает редакция Армянского музея Москвы.
Преображение Господне, или Вардавар, отмечалось на 98 день после Пасхи. Восходя к дохристианскому празднику, посвященному богине красоты и покровительнице воды Астхик, и впитав многие элементы праздника богини плодородия и материнства Анаит, возможно, также элементы древнего Нового года – Навасарда, Вардавар спустя многие века не только сохранил архаические доминанты, но также обогатился функционально различными компонентами.
Этимологию слова Вардавар исследователи трактуют по-разному. Одни считают, что оно произошло от хеттского vadar (вода) и arr (обрызгивание), и связывают праздник с «магией вызывания дождя в самое засушливое для Армении время года». Другие, однако, в названии Вардавар видят корень «вард» – роза. И вода, и вард, и вообще цветы играют важную роль в этом празднике. В прошлом розами украшали бюст Анаит, а также площади, улицы и фасады домов. Некоторые специалисты и вовсе заявляли, что слово Вардавар имеет зороастрийский корень, с авестийского actra и армянского var, что означает горение, соответственно праздник связывали с поклонением огню.
Итак, обычно Вардавар начинался в ночь с субботы на воскресенье. Многие верхом или пешком отправлялись в горы, к источникам, соборам, церквам. Находящийся в Тароне (Западная Армения) монастырь Святого Карапета был самым излюбленным для паломников на Вардавар, но из отдаленных мест его посещали в основном либо бездетные, так как считалось, что этот святой помогал в рождении ребенка, либо творческие люди, потому что Святой Карапет «одаривал» музы.
Ночью молодежь организовывала соревнования в песнопении. Всю ночь девушки и парни пели и танцевали вокруг костров, то высмеивая, то нежно воспевая друг друга; в ночь Вардавара нередко закладывалось начало новой любви. На утренней заре уставшая от танцев и пения счастливая молодежь отправлялась на поля для сбора цветов, которыми они украшали себя, свои дома и скот. В этот день в разукрашенной цветами церкви освящали пучки пшеницы в надежде защитить поля от града и саранчи.
Этот обычай в связи с поклонением богине Анаит упоминается Агатангелосом еще в IV веке. Пучки пшеницы – хачбур – часто вязали в красивые формы и одаривали ими друг друга. Некоторые плетения хачбура напоминали фигуру женщины. Не исключено, что в них был «скрыт» образ Анаит, уже запрещенный официальной церковью. В некоторых регионах готовили большие фигуры, напоминавшие женщин, и ходили с ними, обливая водой.
Гуляния затем продолжались у водоемов, где в языческие времена еще совершались жертвоприношения. Здесь начинался другой важный компонент праздника – обливание водой, обрызгивание и купание. Обливали все и всех – стариков, детей, женщин, мужчин и даже скот. Гуляния на Вардавар сопровождались играми, спортивными состязаниями, конными соревнованиями. Среди них особой популярностью, в частности в Ване (Западная Армения), пользовалась борьба Айка и Бэла, которая неизменно заканчивалась победой Айка-прародителя.
Традиционно ключевым моментом Вардавара является обряд освящения воды лепестками розы, являющейся значимым атрибутом данного праздника, с последующим взаимным обливанием всех присутствующих освященной водой. Также во время Вардавара принято освящать яблоки. В современной Армении, особенно в городской среде, Вардавар больше воспринимается как шумная детская «игра в поливалки». Дети обычно так и говорят – «играть в Вардавар», то есть весело обливать себя и прохожих водой.
Подготовлено по материалам: Армяне. Серия «Народы и культуры», 2012; Антонян Ю. «Воссоздание» религии: неоязычество в Армении / Laboratorium: Журнал социальных исследований, 2010; Медведев В., Попов М. Культура – традиционная, этническая, современная: quid est hoc? / Гуманитарно-педагогические исследования, 2019
Фото обложки: tert.am
Вардавар. История одного из любимых армянских праздников
Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 16 июля
В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви (Фото: Subbotina Anna, по лицензии Shutterstock.com)
В ряду армянских традиционных праздников Вардавар (арм. Վարդնար или Վարդավառ) — это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых летних праздников в народе. Он отмечается на 98 день после Пасхи.
Праздник установлен в честь Преображения Господня, произошедшего на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос с тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном — поднимался на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега.
Однако, этот праздник, несмотря на свою христианскую сущность, сохранил ряд языческих черт. Само слово «Вардавар» имеет разные значения. По преданию Армянской Церкви святой Григорий Просветитель, первый Католикос Армении, назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца навасард (11 августа). А в этот день отмечался языческий праздник, и в результате и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения.
По одной версии, само название праздника «Вардавар» (или «Вардаматн») восходит своим корнем к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагн. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь.
Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешила его увидеть, что пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.
По другой версии слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» — «вода» и «вар» — «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек.
В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом на возраст, пол и общественное положение. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой.
Раньше праздник также сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью.
Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.
https://ru.armeniasputnik.am/20190728/Vardavar-istoki-samogo-mokrogo-i-veselogo-prazdnika-armyan—19808546.html
Вардавар: истоки самого мокрого и веселого праздника армян
Вардавар: истоки самого мокрого и веселого праздника армян
Вардавар – один из тех праздников, который перекочевал в христианство из язычества. О том, как культ поклонения воде слился с Преображением Господним, читайте… 28.07.2019, Sputnik Армения
2019-07-28T08:58+0400
2019-07-28T08:58+0400
2019-08-25T02:58+0400
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.armeniasputnik.am/img/805/56/8055608_0:80:1600:984_1920x0_80_0_0_1a4724792cd938e165a18d235a4db6ab.jpg
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2019
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn1.img.armeniasputnik.am/img/805/56/8055608_0:29:1600:1035_1920x0_80_0_0_66072f79b4687cb5fec5249068e66ec2.jpg
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
армения, общество, культура, истоки
армения, общество, культура, истоки
Вардавар: истоки самого мокрого и веселого праздника армян
08:58 28.07.2019 (обновлено: 02:58 25.08.2019)
Подписаться на
Вардавар – один из тех праздников, который перекочевал в христианство из язычества. О том, как культ поклонения воде слился с Преображением Господним, читайте в материале Sputnik Армения.
ЕРЕВАН, 28 июл — Sputnik, Лилит Арутюнян. Один из самых шумных и веселых праздников армян приходится на середину лета и носит звучное название «Вардавар». Каждый год его с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Хотя с особым размахом его отмечают именно дети. Ведь суть празднования заключается в том, чтобы обливать друг друга водой.
Туристам, оказавшимся во время Вардавара в Армении, следует учесть, что обливать можно всех, независимо от пола, возраста, социального статуса и семейного положения! Нередко ведра воды с шумным плеском выливаются также на проезжающие автомобили. Разумеется, и в этом случае, ни марка, ни год производства не имеют никакого значения. Обижаться ни в коем случае нельзя, ведь, по преданию, вода в этот день наделяется магическими свойствами и способна очистить от грехов.
Откуда пошло название? Единого мнения, откуда пошло название праздника, нет. Бесспорно лишь то, что корни его уходят в языческую культуру древних армян.
Языческие традиции
Самая распространенная версия связывает Вардавар с богиней любви и красоты Астхик, а также с любовью между ней и богом огня Ваагном. Астхик разливала по земле воду и осыпала ее розами, даря людям любовь. Однажды богиню похитил бог смерти, но Ваагн спас свою возлюбленную. В память об этом каждый год армяне стали дарить друг другу розы и обливаться водой. «Вардавар», в таком случае, переводится как «осыпать розами» («вард» — роза).
По другой версии, название праздника восходит к хеттскому «вард» (вода) и «арр» (мыть), что трактуется как «водополивание». Согласно одному из преданий, в этот день молодой человек по имени Вардан победил злодея, бравшего красивых девушек в рабство в обмен на право использовать воду на его землях.
Помимо этого, праздник связывают также с богиней любви и плодородия Анаит, поскольку «вардавар» можно разделить также на слова «вард» — «роза» и «вар» — яркий. А именно розами украшали золотой бюст Анаит.
Христианские традиции
По распоряжению первого армянского католикоса Григория Просветителя, праздник Преображения Господня был назначен на первый день нового года по армянскому календарю (11 августа) — когда отмечался языческий праздник. Так обряды и традиции (обливать друг друга водой и выпускать голубей) сохранились. Церковью же было дано христианское толкование как воспоминание о Потопе и о голубице Ноя.
Однако в VI веке католикос Мовсес II включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, праздник стал переходящим и выпадает на период с 28 июня до 1 августа.
Утром в церквях по всей стране проходит литургия, посвященная Преображению Господню. Также в этот день проводится освящение воды и благословение фруктов.
В некоторых регионах принято выпускать голубей в небо — это символизирует окончание всемирного потопа, о котором также напоминает всеобщее обливание.
«Водные» праздники других народов
У восточных славян распространен праздник под названием «Иван Купала». Отмечается он в день летнего солнцестояния, и посвящен наивысшему расцвету природы. Обязательным обычаем этого дня является массовое купание с обливанием друг друга водой. По преданию, с этого дня из рек выходила нечисть, а вода наделялась живительными и магическими свойствами.
В Таиланде новый год отмечается с 13 по 15 апреля и называется Сонгкран. В это время заканчивается жаркий сезон (как известно, в Таиланде различают три времени года: сезон дождей, холодный сезон и жаркий сезон), за которым следует сезон дождей. Его начало знаменует праздник Кхао Пханса. Тайская молодежь в этот день обливает друг друга водой, поскольку вода означает очищение от всего негатива, накопленного за прошедший год.
На середину апреля приходится главный национальный праздник в Бирме, который празднуют на протяжении пяти дней с кульминацией в день Нового года. В течение первых четырех дней фестиваля бирманцы обливают друг друга водой, «смывая», таким образом, грехи уходящего года.
Однажды боги тьмы узнали от Верховного Вишапа, что сила армянского народа заключается в Ваагне, а источником силы Ваагна является любовь к богине Астхик. Узнав об этом они немедленно отправились украсть прекрасную Астхик.
Долгое время они всюду следовали за богиней любви, а затем однажды неожиданно напали на нее и потащили в подземный мир.
Во время заточения богини Астхик, лица людей стали мрачными, их глаза потемнели, и их охватил ужас и безумие. Их сердца были наполнены ненавистью друг к другу, к песням, к смеху, к Арарату и его солнцу.
Жены оставили своих мужей; брат поднял меч против брата. Ваагн никак не мог найти украденную богиню любви, так как стоны, крики и слезы несчастных людей заглушали призывы Астхик о помощи.
«Как я могу услышать голос любви в этом шуме ненависти и горя?» – спросил Ваагн у своей матери Анаит.
«Найдите ребенка, который не испытал греха и не утратил жажду жизни», – ответила Анаит. «Он услышит голос прекрасной Астхик».
Через некоторое время Ваагн нашел бедную семью с ребенком, который счастливо улыбнулся ему, а затем побежал по тропе к скале, за которой и держали Астхик в плену. Ваагн расколол скалу, и богиня любви была освобождена из своей тюрьмы.
Когда она увидела Арарат, она не узнала его: повсюду были шипы, колючки и змеи. Астхик заплакала. И повсюду куда падали ее слезы, росли красивые розы, и их аромат достигал вселенной.
Астхик раздавала людям цветы, ав резульате вокруг Арарата расцвела улыбка любви. Так началось празднование Вардавара, праздника роз. Цветы и деревья ожили, а птицы вернулись в Армению; девочки снова хотели замуж, а мамы радовались своим детям. С тех пор Вардавар отмечают песнями, танцами и играми. И в этот день влюбленные дарят друг другу розы.
Источник: 100 Легенд Арарата
Армяне отмечают Вардавар: история самого «мокрого» праздника
28.07.2019
Лента, Эксклюзив
7,587 Просмотр(ов)
Армяне всего мира в это воскресенье отмечают «Вардавар» — народный праздник обливания водой.
Праздник отмечается на 98-ой день после Пасхи и в календаре Армянской Апостольской церкви считается днем Преображения Господня.
«Вардавар» (в переводе с армянского «яркая роза») является переходящим праздником (с 28 июня до 1 августа), с ним связана библейская легенда. Подплывая в ковчеге к горе Арарат, чтобы определить, близка ли суша, Ной выпустил голубя и, когда птица вернулась с веткой в клюве, он попросил сыновей облить птицу водой в знак благодарности.
До 301 года (принятия христианства в качестве государственной религии в Армении) праздник был связан с культом древнеармянской богини любви, водной стихии и плодородия Астхик. В дохристианской Армении «Вардавар» отмечали возложением букетов роз на священные места и жертвоприношениями в храмах. Со временем традиция отмечать «Вардавар» претерпела много изменений – основным символом праздника стало обливание друг друга водой.
В субботу, за день до праздника Преображения Господня, Армянская церковь вспоминает Ветхозаветный Кивот и отмечает праздник Новой Святой Церкви.
Уже в день праздника во всех Армянских церквях проходит священная служба, а затем во дворах храмов организовываются праздничные мероприятия.
«Вардавар» стал одним из самых любимых праздников также гостей Армении. Многие туристы в республику приезжают именно для участия в праздничных обливаниях.
Праздник также отмечают в разных частях России. В этом году по случаю «Вардавара» праздничные мероприятия пройдут в Иркутске, Ижевске, Сургуте, Астрахани, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.
Понедельник после «Вардавара» — день поминовения усопших.
Ранее РУСАРМИНФО рассказало, как Армянская церковь отмечает Христово Воскресенье.
Смотрите также
Алиев стал вести себя «нагло»: политической победы в карабахском вопросе нет Видео
Политолог из Парижа Кайц Минасян в рамках программы «День с Нвером Мнацаканяном» прокомментировал проблему лачинского …
Вардавар
Сегодня в Армении отмечают один из самых веселых и любимых праздников лета – Вардавар. Этот праздник также считается одним из самых значимых церковных праздников.
Вардавар (арм. Վարդնար или Վարդավառ) – праздник в честь Преображения Господня, обычно отмечается через 14 недель или на 98 день после Пасхи. Главным обычаем Вардавара является обливание водой.
Вардавар – языческий праздник, перешедший в христианство.
Согласно преданию Армянской церкви, Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца Навасард (11 августа). В этот день отмечался языческий праздник, и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. Традиции обливать друг друга водой, выпускать голубей и т. д. церковью было дано христианское толкование как воспоминание о Всемирном Потопе и о голубице Ноя.
В VI веке католикос Мовсес II (574—604) включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, праздник стал переходящим и выпадает на период с 28 июня до 1 августа
По одной версии, само название праздника «Вардавар» (или «Вардаматн») восходит корнями к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагном. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь.
Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешила его увидеть, что пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.
По другой версии слово Вардавар состоит из корней «вард (уард)» — «вода» и «вар» — «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек.
Праздник Вардавар любим всеми, вне зависимости от возраста, пола и социального положения. В этот день принято поливать друг друга в любых условиях и ситуациях. Поливают не только знакомых, но и прохожих на улицах, в магазинах, кафе, транспорте. При этом, на такое поведение не принято ругаться или злиться, поскольку считается, что вода в этот день обладает священной силой и быть политым — только во благо.