6 января Армянская Апостольская Святая Церковь под общим названием Богоявления отмечает праздник Рождества и Крещения Иисуса Христа — один из главных христианских праздников. Многие наши читатели, знакомящиеся с календарем ААЦ, задаются вопросом: «Почему Армянская Церковь празднует Рождество в ночь с 5 на 6 января, в то время как Русская Православная Церковь в ночь с 6 на 7 января, а католики и протестанты отмечают этот праздник 25 декабря, то есть еще до наступления Нового года?». В сегодняшней публикации мы на него постараемся ответить.
Известно, что Армения – первое в мире государство, принявшее христианство в качестве государственной религии еще в 301 году (в Римской империи это случилось в 313 г.), поэтому традиции празднования Рождества в Армянской церкви утвердились согласно древневосточным правилам раннего христианства.
Первые христиане отмечали два праздника: Воскресение Христово (Пасха) и Богоявление. Богоявление включало в себя воспоминание и о Рождении Иисуса, и поклонении волхвов, и Крещении Иисуса в Иордане, и свадьбе в Канне Галилейской, где Иисус превратил воду в вино, т.е. все события, с которых начали сбываться пророчества о том, Бог спасет человечество.
Очевидно, что точная дата рождения Христа не была исторически установлена — она не записана в Евангелии. Но, все христианские церкви вплоть до IV века отмечали рождение Христа вместе — 6 января. Однако, в IV в. Римская церковь выделила Рождество в отдельный праздник и перенесла на 25 декабря. Причиной стало празднование в этот день римскими язычниками дня рождения солнечного божества. Яркий праздник привлекал римлян, даже христиан, и ради них римские папы решили придать празднику христианский смысл. За Римом вскоре пошла и Византия.
Армения же, находясь вне Римской Империи, сохранила исконную традицию и по сей день продолжает отмечать Рождество и Крещение 6 января как единый праздник Богоявления.
В Святой Земле православные церкви используют старый календарь (который имеет разницу в двенадцать дней), чтобы определить дату религиозных праздников. Соответственно, в Иерусалиме армяне отмечают Богоявление 18 января.
Что же произошло в России и почему РПЦ отмечает Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января? Дело в том, что когда страна перешла на новый стиль, Русская Православная Церковь этого не сделала, и, соответственно, даты сместились: 25 декабря по старому стилю приходится на 7 января по новому.
Отметим, что кроме Армянской Апостольской Церкви 6 января Рождество и Крещение Господне под общим названием Богоявления празднуют последователи других древневосточных церквей: Ассирийской церкви Востока, Коптской, Эфиопской, Эритрейской, Сирийской, Маланкарской православных церквей.
В заключение расскажем о том, как происходит само празднование.
Накануне праздника Святого Рождества, вечером 5 января служится литургия, которая называется Литургия Сочельника или Чракалуйц. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова.
На следующий день, 6 января, утром служится Рождественская литургия. Далее проводят праздник крещения Христа с церемонией освящения воды. В воду добавляется святое Миро, вода благословляется молитвой. Согласно традиции, после службы верующие люди несут в свои дома немного освященной воды. Вода именуется крещенской и является целебным средством для больных, так как освященная вода обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду хранят и относятся к ней, как к великой святыне.
В дни празднования Рождества также освящают дома. 7-го января, как и во все дни, следующие сразу за главным праздником, совершается поминовение усопших — Мерелоц. После Божественной литургии во всех церквях молятся за упокой души, после чего люди посещают могилы.
Как и в России, Рождество в Армении является семейным праздником, который собирает родных и близких за богато накрытым праздничным столом.
Подготовила Амалия Тавадьян
Христос родился в пещере и был положен в ясли (Фото: Zvonimir Atletic, по лицензии Shutterstock.com)
6 января Армянская Апостольская Церковь отмечает праздник Рождества и Крещения Иисуса Христа — один из главных христианских праздников.
До 5 века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря. Это было сделано для того, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник.
Армянская Апостольская церковь осталась верна старому порядку и день рождения Христа отмечает 6 января одновременно с Крещением Христа под общим названием Богоявления.
Накануне праздника Святого Рождества, вечером служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова.
На следующий день, 6 января, утром служится Рождественская литургия. Далее проводят праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.
В воду добавляется святое Миро, вода благословляется молитвой. Согласно традиции, после службы верующие люди несут в свои дома немного освященной воды. Вода именуется крещенской и является целебным средством для больных, так как освященная вода обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду хранят и относятся к ней, как к великой святыне.
В дни празднования Рождества также освящают дома. 7-го января, как и во все дни, следующие сразу за главным праздником, совершается поминовение усопших — Мерелоц. После Божественной литургии во всех церквях молятся за упокой души, после чего люди посещают могилы.
Как и в России, Рождество в Армении является семейным праздником, который собирает родных и близких за богато накрытым праздничным столом.
Рождественские обряды продолжаются до 13 января, вплоть до праздника наречения имени Господня.
https://ru.armeniasputnik.am/20230106/rozhdestvo-v-armenii-traditsii-i-obychai-37160060.html
Рождество в Армении: традиции и обычаи
Рождество в Армении: традиции и обычаи
Армянская Апостольская Церковь 6 января отмечает Рождество Христово. Праздник начинается с 17:00 5 января. Какие традиции связаны с празднованием Рождества в… 06.01.2023, Sputnik Армения
2023-01-06T11:46+0400
2023-01-06T11:46+0400
2023-01-06T11:57+0400
инфографика
рождество
праздник
традиции
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.armeniasputnik.am/img/07e6/01/05/37160007_0:54:1410:847_1920x0_80_0_0_6d2a0b2a5ad54761f404249a8be9742d.png
Вечером 5 января во всех армянских церквях служится Святая Литургия Чрагалуйца. Слово «Чрагалуйц» в переводе с армянского означает «зажжение светильников (лампад), свечей». Именно поэтому в этот вечер люди уносят с собою из церкви зажжённые лампады и свечи, символизирующие божественный свет, благословение Божье, свет Вифлеемской звезды, которая волхвам указала путь к Младенцу Иисусу.После Святой Литургии утром 6 января совершается обряд освящения воды – в память о Крещении Иисуса (в народе говорят: «Крест в воду падает»). Служитель Литургии добавляет в воду святое миро и благословляет её молитвой. На следующий день после Рождества отмечается День поминовения усопших.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2023
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn1.img.armeniasputnik.am/img/07e6/01/05/37160007_105:0:1306:901_1920x0_80_0_0_8bfcc840be6a2e1021f272b46483f6f8.png
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
инфографика, инфографика, рождество, праздник, традиции
инфографика, инфографика, рождество, праздник, традиции
Рождество в Армении: традиции и обычаи
11:46 06.01.2023 (обновлено: 11:57 06.01.2023)
Подписаться на
Армянская Апостольская Церковь 6 января отмечает Рождество Христово. Праздник начинается с 17:00 5 января. Какие традиции связаны с празднованием Рождества в Армении — смотрите в инфографике Sputnik Армения.
Вечером 5 января во всех армянских церквях служится Святая Литургия Чрагалуйца. Слово «Чрагалуйц» в переводе с армянского означает «зажжение светильников (лампад), свечей». Именно поэтому в этот вечер люди уносят с собою из церкви зажжённые лампады и свечи, символизирующие божественный свет, благословение Божье, свет Вифлеемской звезды, которая волхвам указала путь к Младенцу Иисусу.
После Святой Литургии утром 6 января совершается обряд освящения воды – в память о Крещении Иисуса (в народе говорят: «Крест в воду падает»). Служитель Литургии добавляет в воду святое миро и благословляет её молитвой.
Согласно традиции, верующие люди несут в свои дома немного этой воды — как целебное средство для больных, поскольку вода, освященная в этот день, именуется крещенской. Считается, что она обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду, согласно христианской традиции, следует благоговейно хранить и относиться к ней как к великой святыне. Благую весть рождения Христа передают и священники, посещая верующих и освящая их дома.
На следующий день после Рождества отмечается День поминовения усопших.
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Рождество в Армении отмечается на день раньше даты, принятой в русской традиции – 6 января.
И это не случайно. На протяжении многих веков в Армении формировались традиции и обычаи, тесно связанные с древней историей христианства в этой стране. Сегодня они стали визитной карточкой армянского народа. Открытые, добродушные, но в то же время очень вспыльчивые и темпераментные, армяне трепетно относятся к своим традициям, так что даже в условиях современного мира им удается отмечать все священные христианские праздники, в том числе, конечно, и Рождество.
То что Рождество в Армении празднуется на один день раньше, чем в России,объясняется опять же древней традицией. Дело в том, что еще до V века Рождество Христово и Крещение во многих христианских странах традиционно отмечалось в одно и тоже время – в ночь с 5 на 6 января. Но в дальнейшем некоторые Церкви изменили эту традицию, разделив празднование двух этих великих событий и учредив два отдельных праздника. Армянская жеЦерковь сохранила старинный обычай.
«Чрагалуйц» — так называется канун Рождества в Армении, отмечаемый 5 января. В это время верующие приносят из храмов в свой дом рождественский огонь.Он символизирует свет Вифлеемской звезды, который указал волхвам дорогу к младенцу Христу.
Утром следующего дня все собираются семьями на Рождественскую Литургию и Святое Причастие. Самое торжественное и многолюдное богослужение проходит в Эчмиадзине (буквально «Место сошествия Единородного»). Это древнейший монастырь, который был построен сразу после принятия Арменией христианства при царе Трдате III в 301-303 гг. Здесь располагается центр Армянской Апостольской Церкви: резиденция Патриарха, духовные школы и так далее.
После службы проводят Великое освящение воды в память о Крещении Иисуса Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, крестом и священным миром. Затем ее раздают прихожанам. Освященная вода будет служить для исцеления от телесных и душевных недугов.
Как и в России, Рождество в Армении является семейным праздником, который собирает родных и близких за богато накрытым праздничным столом. Подают по традиции рыбу, которая с древности является символом христианства. Также принято угощать плавом (пловом): рис олицетворяет человечество, а изюм — избранных, которых выбрал Господь для продолжения своего дела. В Рождественскую ночь со словами «Христос родился и нам явился! Вам и нам благая весть!» поднимаются бокалы с красным сухим вином.
Часто можно на столах встретить такое блюдо как толма или долма (оно чем-то похоже на голубцы). Готовят и арису, айлазан, воспнапур и многие другие лакомства.
Настоящая армянская долма готовиться из виноградных листьев, однако современные хозяйки готовят и из обычных капустных. В любом случае, по вкусу это блюдо отличается от голубцов.
Ингредиенты:
Фарш (баранина и говядина) — 1 Килограмм
Виноградные листья — 500 Грамм
Рис — 200 Грамм
Яйцо – 2 Штуки
Лук — 2 Штуки
Свежая зелень (базилик, кинза) — 1 Пучок
Сушеная зелень (укроп, рейган, петрушка) — Не менее 2х столовых ложек
Сливочное масло — 30 Грамм
Соль — По вкусу
Перец — По вкусу
Описание приготовления:
Чтобы приготовить армянскую долму, нужно начать с обработки виноградных листьев. Дело в том, что их надо продержать в горячей воде, чтобы они продезинфицировались и приобрели мягкость.
Далее следует заняться фаршем. Нужно добавить в него лук, предварительно его пассировав. Засыпать рис (заранее промытый) и положить яйца. Мелко порубить зелень и отправить ее к мясу. Не забудьте специи и сушеную зелень. Все тщательно перемешиваем.
После этого заворачиваем фарш в листья и выкладываем в кастрюлю с глубоким дном.
Заливаем кастрюлю водой, закрываем крышку и варим до готовности на среднем огне.
Плав бывает разных видов. Все зависит от предпочтений. Например, можно заменить традиционный изюм в плаве айвой. Этот фрукт отличается невероятным ароматом и чуть терпким вкусом, он отлично сочетается с мясом и при этом не добавляет ему сладости.
Ингредиенты:
Свинина — 1 Килограмм
Рис — 700 Грамм
Лук репчатый — 4 Штуки
Морковь — 1 Штука
Айва — 10 Штук
Паста томатная — 5-6 Столовых ложек
Масло растительное — По вкусу
Лавровый лист — По вкусу
Соль — По вкусу
Перец черный молотый — По вкусу
Описание приготовления:
При выборе мяса лучше остановится на кусочке с достаточным количеством жира, так плов будет гораздо вкуснее. Нарезаем мясо на небольшие кусочки и обжариваем на сковороде с добавлением масла.
Жарим мясо до золотистого цвета, а затем выкладываем на сковороду нарезанный кубиками лук.Морковь трем на крупной терке и так же выкладываем на сковороду, жарим все вместе еще 1-2 минуты.
Теперь выкладываем предварительно промытый рис и перемешиваем все ингредиенты. Вливаем воду так, что она на пару сантиметров была выше риса. Добавляем соль, лавровый лист и черный молотый перец.
Когда плов будет наполовину готов, добавляем в него айву и томатную пасту, разведенную с водой. Ставим плов в разогретую до 180-200 градусов духовку на 1-1,5. Готовый плов раскладываем по тарелкам вместе с айвой.
Армянский народ известен своим гостеприимством и теплотой. Порой туристы специально приезжают, чтобы именно в это душевной, домашней обстановке отпраздновать Рождество Христово. Люди в Армении хранят и берегут свои традиции, так как именно они объединяют весь народ.
Читайте также:
– Как празднуют Рождество в Греции;
– Как празднуют Рождество в Германии;
– Как празднуют Рождество в Африке;
– Как празднуют Рождество в Индонезии и Японии;
– Как празднуют Рождество на Кипре;
Армянское Рождество, как его широко называют, является кульминацией празднований событий, связанных с воплощением Христа. Богоявление или Крещение означает «откровение Бога», которое является центральной темой Рождественского сезона в Армянской церкви.
Во время Армянского Рождества главными событиями, которые отмечаются, являются Рождество Христово в Вифлееме и Его Крещение на реке Иордан. День этого главного праздника в Армянской церкви — 6 января. В Армянской церкви проводится церемония под названием «Благословение воды» в ознаменование Крещения Христа.
Так почему же армяне не празднуют Рождество 25 декабря с остальным миром? Очевидно, что точная дата рождения Христа не была исторически установлена — она не записана в Евангелии. Однако исторически все христианские церкви отмечали рождение Христа с 6 января до четвертого века.
Согласно римско-католическим источникам, дата была изменена с 6 января по 25 декабря, чтобы отменить языческий праздник, посвященный рождению Солнца, который отмечался 25 декабря.
В то время христиане продолжали соблюдать эти языческие празднества. Чтобы подорвать и подчинить эту языческую практику, церковная иерархия назначила 25 декабря в качестве официальной даты Рождества и 6 января в качестве праздника Крещения.
В этот период в Армении не было таких языческих обычаев, и Армянская церковь не была спутником Римской Церкви. Таким образом, сохраняя верность традициям своих предков, армяне продолжают праздновать Рождество с 6 января по сегодняшний день.
В Святой Земле православные церкви используют старый календарь (который имеет разницу в двенадцать дней), чтобы определить дату религиозных праздников. Соответственно, армяне отмечают Рождество 18 января, а греческие православные празднуют 6 января.
Накануне Рождества Христова, 17 января, армянский патриарх вместе с духовенством и верующими отправляется из Иерусалима в город Вифлеем, в церковь Рождества Христова, для сложных и красочных церемоний.
Снаружи, на большой площади Рождества Христова, Патриарх и его окружение приветствуют мэр Вифлеема и чиновники города.
Процессия во главе с армянскими служителями и их группой, продвигается с Патриархом в церковь Рождества, а священники, семинаристы и верующие присоединяются к пению армянских гимнов. Впоследствии церковные службы и церемонии проводятся в соборе Рождества всю ночь напролет и до следующего дня, 18 января.
http://ru.1in.am
6 января Армянская Апостольская Церковь отмечает двойной праздник — Рождество и Крещение Господне. Об оставшихся неизменными канонах Армянской Церкви и значении этого праздника рассказывает настоятель церкви Святой Катогике в Джрвеже священник Кюрег Талян. Интервью: Рубен Пашинян.
Рубен Пашинин: Как отмечают Рождество в Армении?
Кюрег Талян: Все начинается с вечера 5 января и длится до полуночи. В Рождественский Сочельник во всех церквях служится Святая Литургия Чрагалуйс — Возжигание светильников. Верующие проводят весь день в молитве, в покаянии, после чего могут подойти к святому причастию и унести в свои дома зажженные лампады и свечи.
Отдельно хотелось бы отметить значение и символизм Чрагалуйса. Благая весть о рождении Христа возвещается поздно ночью, и это сравнивается с рассветом: ведь когда пробуждается солнце, его пока не видно — освещаются лишь вершины гор, небо. Солнца нет еще на небосклоне, но уже светло — также и рождение Спасителя.
И уже на следующий день Рождество — «Христос родился и нам явился! Вам и нам благая весть!». С утра также служится Литургия, далее — совершается обряд освящения воды в память о Крещении Иисуса. В народе говорят: «Крест в воду падает». Верующие относят в свои дома немного крещенской воды, которую следует благоговейно хранить и относиться к ней, как к святыне.
Р.П.: Отец Кюрег, в Армении отмечают Рождество — 6 января, в России — 7 января, а католики и вовсе 25 декабря. На Святой Земле православные церкви используют старый календарь и празднуют 18 января. Как быть верующему человеку, особенно если он живет не на родине? Некоторые отмечают и те, и другие — правильно ли это?
К.Т.: А в чем сложность? Живешь в России, являешься гражданином этой страны и апологетом РПЦ — отмечай 7 января, как и установлено каноном. Если же ты, допустим, армянин или католик, проживающий на чужбине, изволь придерживаться устоев своей церкви. Еще раз хочу обратить внимание, Рождество — это не проходной календарный праздник. Тут принцип «чем больше отметим, тем лучше» не подходит — святотатство так думать. Я ничего не имею против РПЦ, равно как и против других христианских церквей. Но у меня есть моя Церковь. Я глубоко уважаю мать моего соседа, но у меня есть моя мать. Армянская Церковь осталась при тех канонах, которые и были ей изначально даны. Осталась на том месте, где была создана. Мы не меняли законов, не принимали нововведений — как отмечали Рождество 6 января почти два тысячелетия назад, так и отмечаем поныне. Мы сохранили верность не просто традициям, а Слову и Совету Божьему.
В общем-то, изначально все христианские церкви отмечали Богоявление, объединяющее Рождество и Крещение Христа, 6 января. Однако в начале IV века Римская церковь перенесла Рождество на 25 декабря, дабы искоренить традиции всё еще отмечаемого в тот же день языческого праздника бога Солнца. У нас подобной задачи не стояло — Армянская Церковь не была спутником Римской церкви. Далее были разночтения во время Халкидонского Собора 451 года, постановления которого ААЦ не приняла, оставшись при своём.
Р.П.: Праздник Рождества Христова, с одной стороны, удивительно близок и понятен каждому, а с другой стороны — безмерно таинственен. В чем его значимость для христианина?
К.Т.: Рождество Христово — путь во спасение. Это исполнение надежд человечества, благодаря явлению в мир Божественной жертвенной любви. Бог посылает Единородного Сына в этот мир для того, чтобы ничья душа не погибла, но обрела жизнь вечную. Отец посылает Сына на страдание, на Крестную смерть — в этом высшее проявление любви Бога к людям — любви жертвенной.
Не все это понимают. Люди воспринимают этот день как некий календарный праздник, следующий за новогодними застольями, — точнее, некое его «своеобразное» продолжение. Причем речь идет и о людях крещённых — спросите их, веруют ли они в вечную жизнь, и многие воспримут это как вопрос исключительно о жизни во плоти. И это абсурдно.
Вследствие коммунистической пропаганды Рождество отошло на второй план, и до сих пор эта инерция сохраняется. Новый год подняли на некий пьедестал, дабы по максимуму оттенить смысл, значение и важность Рождества. В итоге люди не покладая рук трудятся над тем, чтобы заполнить свои праздничные столы, затем желудки, и во всей этой суете мало кто задумывается о самом главном — о душе, о её спасении. Рождество? А, ну да, сходим в церковь, поставим свечку. Огонь домой принесем. Или не сходим. Как получится.
Р.П.: Отец Кюрег, и напоследок, ваше поздравление, пожелание на Рождество всем читающим эту статью…
К.Т.: На Рождество нужно символически взять на руки Младенца, прижать к груди и просить у него помощи, чтобы каждый из нас нашел в себе силы быть верным Господу и идти по этому совершенно нелегкому пути — ради своего спасения!
Издатель, писатель, драматург, главный редактор журнала «Армения туристическая» Рубен Пашинян специально для Армянского музея Москвы.
Армянская Апостольская церковь (ААЦ) и армяне всего мира отмечают Рождество Христово.
Празднования Рождества начинаются с вечера 5 января и продолжаются 6 числа первого месяца года. Рождество отмечается совместно с Крещением Господним и называется Богоявлением.
Католикос Всех Армян Гарегин II 6 января отслужит в Кафедральном соборе Святого Эчмиадзина торжественную рождественскую литургию.
За неделю до праздника Рождества Христова начинается рождественский пост — 30 декабря и длится до 5 января. В эти дни используются продукты исключительно растительного происхождения. Недельному посту предшествует рождественская Масленица, которая отмечается 29 декабря.
Вечером 5 января в армянских церквях служат святую литургию Чрагалуйца, которая совершается два раза в год — в праздники Рождества и Воскресения. «Чрагалуйц» означает «зажигание светильников» (лампад), что символизирует свет Вифлеемской звезды, которая указала волхвам путь к младенцу Иисусу. Во время литургии зажигают свечи, символизирующие божественный свет, благословение церкви.
Зажженные в церкви лампады и свечи люди уносят в свои дома веря, что они благословят их семьи и принесут успех. Рождество у армян принято отмечать в кругу близких и родных — принято принимать гостей и ходить в гости. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!» («Քրիստոս ծնավ և հայտնեցավ Մեզ և Ձեզ մեծ ավետիս»)․
Шестого января, после рождественской литургии, совершается Водоосвящение, которое символизирует крещение Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, крестом и миром, после этого ее раздают присутствующим.
На Рождество хозяйки обычно готовят рыбу, которая с древности является символом христианства, и плав (плов) с изюмом, поскольку рис олицетворяет человечество, а изюм – избранных, которых выбрал Господь для продолжения своего дела.
Также на рождественском столе есть хапама (традиционное армянское блюдо из тыквы) и гата – сладкая выпечка, в которую кладут монету. Люди говорят, что тот, кто найдет монету в своем кусочке гаты, будет самым счастливым и удачливым в течение года. Армяне также готовят блюда из отварных трав, которые символизируют плодородие и зарождение новой жизни.
Седьмого января, как и во все дни, следующие сразу за главными праздниками, совершается поминовение усопших — Мерелоц. В армянских церквях служат литургию поминовения усопших, совершается обряд панихиды для успокоения душ почивших, после чего люди посещают могилы. Рождественские обряды продолжаются до 13 января, вплоть до праздника наречения имени Господня.
источник фото: rudnya-tribuna.ru
Люди, которым не знакома история Армении, удивляются, по какой причине эта кавказская страна отмечает православный праздник Рождества Христова очень громко, и начинает в ночь с 5 на 6 января? Причина проста — дело в том, что Армянская Апостольская Церковь отмечает на сутки раньше день, когда появился на свет Сын Божий.
У первых христиан всего было два праздника, среди которых было Богоявление и Воскресение Христово (или Пасха). В течение второго торжества вспоминались все события из жизни Иисуса – его рождение, приход волхвов, крещение, превращение воды в вино, а также другие пророчества, где говорилось о спасении человечества. Согласно исследованиям, проведенным учеными, еще с середины II века нашей эры праздник Богоявления во всех христианских церквях отмечали одновременно – шестого января.
Уже в четвертом веке нашей эры в Западной Римской империи церковь признала Рождество отдельным праздником, который был перенесен на 25 декабря. Считают, что это связано с тем, что у римских язычников на этот день приходился день рождения солнечного божества. Сразу после этого периода наступало зимнее равноденствие. День постепенно начинает расти, а ночь уменьшается. Римляне очень ярко отмечали это торжество, оно привлекло и христиан. Поэтому римские папы решили просто видоизменить праздник под себя, придав ему христианский смысл.
Вслед за Римом традицию поддержала и Византия. В церковных общинах, которые в свое время были созданы еще апостолами, старались придерживаться древних традиций. Но выходили новые императорские законы, которые юридически запрещали праздновать в один день Рождество и Крещение. Более того, против нарушителей применяли полицейскую силу.
Армения – одна из первых христианских держав, которая находилась за пределами Римской империи. Ей удалось сохранить древнюю традицию, и поэтому даже по сегодняшний день здесь отмечают 6 января одновременно Крещение и Рождество. Данное торжество здесь называют единым праздником Богоявления. В России ситуация сложилась по-иному. Страна еще при Советах перешла на новый стиль, тогда как Русская Православная Церковь продолжила праздновать важные даты по-старому. В календаре даты сместились, и привычное 25 декабря сейчас приходится на 7 января по григорианскому стилю.
Отличия от православного и католического?
Определенные отличия имеются, ведь у католиков не принято придерживаться строгого поста, как это делают у нас. У христиан западного обряда принято отмечать Адвент, который не относится к постным периодам. Тем не менее, в рождественский сочельник даже католики стараются воздержаться от употребления мясных блюд.
Адвент принято называть временем, выделяемым для духовного очищения христиан. Начало периода приходится на четвертое воскресение до наступления праздника Рождества. Принято предпраздничное время разделять на два этапа. Первый продолжается до 16 декабря, и он посвящен мыслям о втором пришествии Иисуса Христа. Второй продолжается в течение недели – с 17 по 25 декабря. В это время христиане западного обряда готовятся к празднованию Рождества Христова. Принято вспоминать о первом пришествии Иисуса Христа.
У католиков имеется давняя традиция создания «венка Адвента», который выполняют из веток ели и дополняют четырьмя свечами. В первое воскресенье периода устанавливают первую свечу, затем вторую, третью и последнюю. Украшаются подобными атрибутами как дома христиан, так и церкви. В период Адвента среди католиков принято посещать утреннюю мессу, которая служится в память о Пресвятой Деве Марии. Символом данной мессы является горящая свеча, которая сопровождает путь верующих в церковь вплоть до восхода солнца. Чтобы огонь не пропал на свече, ее опускают в специальный фонарик, в котором сконструированы прозрачные окошки. На 25 декабря, в сам день Рождества в костелах проводятся сразу три священные литургии. Первая из них – ночная месса, которую также называют «Ad Missam in nocte». Утренняя получила название «Ad Missam in aurora», а дневная – «Ad Missam in die».
В католических храмах организовываются праздничные вертепы. Они представляют собой сцены, посвященные рождению Иисуса Христа, выполненные в миниатюре. Выполняют их из нескольких фигур, напоминающих об основных персонажах данного события. Обязательно в вертепе принимают участие фигурка младенца в яслях, святой Иосиф и Дева Мария. На вечер 25 декабря многие католические семьи собираются на праздничный ужин. Вечеря сопровождается горящими свечами и благодарственной молитвой, которую произносит глава семьи.
Среди православных христиан имеется традиция подготовки к Рождеству Христову через 40-дневный пост. Его окончание приходится на 6 января – Сочельник перед наступлением праздника. Сам по себе период воздержания представляет собой не только пищевые ограничения. Также в это время важно больше внимания уделять милосердию и добрым делам, помогать ближним и бороться с собственными страстями. Устав Церкви предполагает воздержание от мяса и молочных продуктов, в некоторые дни также под табу попадают морепродукты.
День, который приходится накануне Рождества, принято называть Сочельником. Данное название образовано от традиционного блюда, которое в течение многих веков принято было готовить в этот вечер. Его называли «сочива» и выполняли из вареной пшеницы или риса, дополненных медом. Заранее готовили православные храмы к празднованию, украшая их цветами и еловыми ветвями.
В честь празднования Рождества проходят специальные мероприятия, запланированные на ночь с 6 на 7 января. В полночь в храмах начинается торжественное богослужение. Оно разделено на несколько этапов – утрень, вечерню, повечерие и полуношницу, а также Литургию. Если утреннее и вечернее богослужение происходит во время важных христианских праздников, их принято объединять во «всенощное бдение». Оно представляет собой молитву, которая продолжается в течение всей ночи. Подобная служба проводится всего дважды в году, на самые главные для христиан праздники. К таковым относятся Рождество и Пасха.
Во время утрени поется полностью очень красивый канон во время православного богослужения: «Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!». Итогом церемониального празднования Рождества Христова становится Божественная литургия. Она представляет собой богослужение, в процессе которого прихожане проходят через таинство Причащения. На следующий день после Рождества, 8 января принято отмечать Собор Пресвятой Богородицы. В этот день верующие воздают честь Божией Матери.
Как только наступает вечер Рождества, среди православных христиан существует традиция отмечать Святки. Они представляют собой череду праздников, которые длятся вплоть до Крещенского Сочельника. Еще с древних времен принято было в это время устраивать веселые игры среди молодежи, посещать другие дома с праздничными песнопениями – колядками, которыми поздравляли других верующих. В Католической церкви именно Рождество считается важнейшим торжеством. У православных же оно занимает второе место в ранге праздников, уступая только Пасхе.
Источник: ТРИБУНА — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.
Армянская Апостольская церковь (ААЦ) и армяне всего мира отмечают Рождество Христово.
Празднования Рождества начинаются с вечера 5 января и продолжаются 6 числа первого месяца года. Рождество отмечается совместно с Крещением Господним и называется Богоявлением.
Католикос Всех Армян Гарегин II 6 января отслужит в Кафедральном соборе Святого Эчмиадзина торжественную рождественскую литургию.
За неделю до праздника Рождества Христова начинается рождественский пост — 30 декабря и длится до 5 января. В эти дни используются продукты исключительно растительного происхождения. Недельному посту предшествует рождественская Масленица, которая отмечается 29 декабря.
Вечером 5 января в армянских церквях служат святую литургию Чрагалуйца, которая совершается два раза в год — в праздники Рождества и Воскресения. «Чрагалуйц» означает «зажигание светильников» (лампад), что символизирует свет Вифлеемской звезды, которая указала волхвам путь к младенцу Иисусу. Во время литургии зажигают свечи, символизирующие божественный свет, благословение церкви.
Зажженные в церкви лампады и свечи люди уносят в свои дома веря, что они благословят их семьи и принесут успех. Рождество у армян принято отмечать в кругу близких и родных — принято принимать гостей и ходить в гости. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!» («Քրիստոս ծնավ և հայտնեցավ Մեզ և Ձեզ մեծ ավետիս»)․
Шестого января, после рождественской литургии, совершается Водоосвящение, которое символизирует крещение Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, крестом и миром, после этого ее раздают присутствующим.
На Рождество хозяйки обычно готовят рыбу, которая с древности является символом христианства, и плав (плов) с изюмом, поскольку рис олицетворяет человечество, а изюм – избранных, которых выбрал Господь для продолжения своего дела.
Также на рождественском столе есть хапама (традиционное армянское блюдо из тыквы) и гата – сладкая выпечка, в которую кладут монету. Люди говорят, что тот, кто найдет монету в своем кусочке гаты, будет самым счастливым и удачливым в течение года. Армяне также готовят блюда из отварных трав, которые символизируют плодородие и зарождение новой жизни.
Седьмого января, как и во все дни, следующие сразу за главными праздниками, совершается поминовение усопших — Мерелоц. В армянских церквях служат литургию поминовения усопших, совершается обряд панихиды для успокоения душ почивших, после чего люди посещают могилы. Рождественские обряды продолжаются до 13 января, вплоть до праздника наречения имени Господня.