Праздник русской избы сценарий

Материал поможет в знакомстве детей с обычаями и традициями русского народа, расширении представления детей о предметах старинного русского быта  

Развлечение в старшей группе

«Посиделки в русской избе»

Цель: 

Приобщать детей к истокам  русской культуры и духовно-нравственным традициям русского народа.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа; Формировать представление о прошлом нашей Родины, расширять представления детей о предметах старинного русского быта;

Развивать наглядно-образное мышление, внимание, память, творческие способности.

  1. Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, посреди избы стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В избу входит хозяйка в русском народном костюме.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада видеть вас в моей горнице.             Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они.

  1. Входят дети, одетые в русские народные костюмы с поклоном, встают  в две шеренги

Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Ребята, посмотрите, в нашей горнице  есть еще гости, давайте с ними поздороваемся да поклонимся.

Дети здороваются с гостями

               Здесь для вас, гостей дорогих, будет  праздник радостный.

                По обычаю, по- старинному посиделками называется.

Игра «Плетень»

  1. Дети садятся на стулья

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие?

                Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

О.А.: Гостям-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде.

                 Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

                 Издавна русский народ славился гостеприимством.

                 Много у русского народа старинных  традиций и праздников.

                 Какие народные праздники вы знаете? (Рождество, Масленица).

                 А еще есть обычай собираться на  посиделки.

                 Посиделки устраивались в избе с просторной горницей.

                Вот и мы будем праздник начинать, будем веселиться, шутить, играть!

Кирилл:  Как у нашего соседа весела была беседа,

                       А у нас на весь двор еще лучше разговор!

Хозяйка: А разговор можно вести и на музыкальных инструментах.

                 А на каких – сами скажете  (с имитацией движений)

Хозяйка: Утки играли

Дети: В дудки!

                 Кошки … В ложки!

                Тараканы… В барабаны!

                Кукушки …В колотушки!

                А веселые скворцы …Заиграли в бубенцы!

                Играют, играют  всех потешают!

Хозяйка: Давайте и мы поиграем на инструментах

  1. Оркестр  

Домовой. Апчхи!

Хозяйка. Ой, кто это?

Домовой. Апчхи!

Хозяйка. Будьте здоровы!

Домовой. Ага, ладно!

Хозяйка. Ребята, кто это здесь спрятался? Выходи скорее!

Домовой. Не-а, я вас боюсь!

Хозяйка. Не бойся. Выходи. Покажись ребятам. (Выходит домовой).

Хозяйка: Да это наш домовой. Он у нас большой ворчун, а еще боится  незнакомцев. Пойди сюда, не бойся.

Домовой. Значит, обижать не будете?

Хозяйка: Нет. Никто тебя у нас не тронет. Наоборот, все хотят с тобой  подружиться. Проходи к нам на посиделки. Да послушай:

На завалинке в светелке, иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели, да водили хоровод.

Добрым чаем угощались, с медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши,

Словом эти посиделки были праздником души.

Домовой: Ну, поговорили, и хватит, пора и за работу браться.

                  Есть у меня для вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание:     вот нитки кот Васька игрался и размотал, помогите мне их в клубочки смотать. А мы посмотрим кто быстрее. Понятно ли задание? Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы мотать.

  1. Игра «Смотай нитки в клубок».

Хозяйка: Ребята, давайте поиграем с домовым, порадуем его.

Игра «Домовой»

Дети движутся в хороводе со словами

           Дедушка Домовой, мы хотим играть с тобой.

           Ты на месте повернись, вправо, влево поклонись,

           Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

           Ты на печке не лежи, что нам делать – покажи!

Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой.

Хозяйка: А сейчас мы вам расскажем в лицах  веселые небылицы.

Арина А — Федул, что губы надул?

Глеб И — Кафтан прожег!

             — Можно зашить.

             — Да иглы нет!

              — А велика ли дыра-то?

              — Один ворот остался.

Маша — На улице две курицы с петухом дерутся.

             Две девицы-красавицы смотрят и смеются:

Арина: Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

            Как нам жалко петуха!

Домовой: Ох, повеселили.

Хозяйка: А ну, хватит вам болтать! Пора хоровод наш  начинать!           

  1. Хоровод

Хозяйка: Хорошо поплясали.

                А ещё на посиделках рассказывали сказки.

                Домовой, Домовой, а не расскажешь ли ты нам сказку?

Домовой: Вот ещё! Приходил дед Овёс, он и сказку унёс.

                 В речке щука да елец, вот и сказочке конец.

Хозяюшка: А кто ещё расскажет сказку?

О.А.: Жил-был Егор, у Егора был двор, на дворе стоял кол,

          На колу висела мочала, начинай сказку сначала.

В.В. — Жили-были два павлина. Вот и сказке середина!

           Жили-были два гуся. Вот и сказка вся!

Т.Г.: Жил-был царь Ватута. И вся сказка тута!

Домовой: А сейчас, ребятки, отгадайте вы загадки.
                 Знаю точно наперёд: вы – смекалистый народ!

Домовой загадывает загадки, хозяйка показывает атрибуты

*****Деревянная подружка, без неё мы, как без рук!
         На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
         Кашу носит прямо в рот, и обжечься не дает! (ЛОЖКА)

***** К низу узок, верх широк, не кастрюля … (Чугунок).

***** То назад, то вперед ходит – бродит пароход.

           Остановишь – продырявит …(утюг)

***** Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,

          Людям отдаёт, а сам на отдых идёт. (Ухват).

*****Кривой конь лезет в огонь. (Кочерга)

Домовой: Молодцы! Разбираетесь в домашнем хозяйстве!

                   А сейчас еще загадка:

*****У кого в доме сверху дыра, снизу дыра,

          А посередине – огонь да вода?  (самовар)

Хозяйка: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар — символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в доме. Недаром говорили в народе — «печка-матушка», да «самовар — батюшка».

                 Посидеть за самоваром рады все наверняка.
                Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Домовой:  Я  знаю, что посиделки заканчиваются чаепитием.

Хозяйка: Самовар уже пыхтит, мне на ушко говорит:
              «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!»

  1. Чаепитие под песню «Самовар».

О.А.: Пришло время попрощаться с хозяевами.

          Счастья вам, Домовой и хозяюшка!

Домовой: Всем большого здоровья!

Хозяйка: Каждый из вас большой молодец!  Тут и посиделкам конец!

G:ТХОРОВОЙпроведенные мероприятия Кингстон2021-2022Посиделки 23.11.21посиделки 23.11.21WhatsApp Image 2021-11-23 at 15.14.05 (2).jpeg

G:ТХОРОВОЙпроведенные мероприятия Кингстон2021-2022Посиделки 23.11.21посиделки 23.11.21WhatsApp Image 2021-11-23 at 15.14.05.jpeg

Сценарий мероприятия  «Русская
изба»

Цель: Способствовать освоению
культурных и духовных традиций народа, приобщать учащихся к своим истокам,
знакомить с памятниками культуры, учить сохранять культурные ценности,
созданные предыдущими поколениями, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование
:  
Экспозиция
школьного музея

Ход мероприятия

(под музыку «На горе
калина» в музей входят гости)

Ведущая:

Дорогих
гостей встречаем

Круглым,
пышным караваем.

Каравай
мы вам подносим.

Поклонясь,
отведать просим.

(гости, отведав каравай,
рассаживаются по местам.)

Руководитель
музея:
Здравствуйте, ребята, гости! Мы рады вас
приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в
необычное путешествие-путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его
населяющих.  По пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина,
познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового
и интересного.

Давным
– давно это было, когда на месте сегодняшнего села Семеновка росли густые 
кустарники, промышляли башкирские племена…

(Сценка)

(3
женщины, 3 мужчины, 1 мальчик выходят с узлами, с предметами.)

1-я
женщина-Господи! Куда ж мы приехали? Степи да холмы кругом! Ой, божечки!

1-я
женщина — Надо назад вертаться! В Пензенскую губернию.

3-женщина-Ох,
матерь божья, да как же мы жить тут будем?

1-я
женщина — (причитает) Господи! Божечки! Говорила тебе. Если бы не голод
и нищета, никогда бы не поехали в эти дикие неведомые места.

1-й
мужчина — Погодь, голосить! Глянь, луга — то, какие!

2-й
мужчина-А травы, травы! Выше нас с тобою.  Какой кругом покой!

1-й
мужчина- А небо, небо какое синее…

2-й
мужчина-А земли- то сколько — глянь, да какая добротная…

3-й
мужчина-А поглядите мужики ведь рядом река широкая да чистая!

                       
И спокойная такая тишина!

1-й
мужчина — Ну что, родные, жить будем, строить деревню будем

(берет за руку сынишку)

1-й
мужчина — Глянь, сынок, твои просторы, это твоя земля. Тебе здесь жить. Будь всему
хозяином!

Руководитель
музея:
Основание села Семёновка относится к 50-м годам 18
века. В архивном документе записано, что «деревня Семёновка, которая имела
второе название Семёновка — Сарбайка, существовала уже в 1765 году, когда
проводилось межевание соседних с нею земель». По существующей в народе легенде,
название села происходит от имени первого поселенца Семёна. А второе название
села Семёновки — Сарбайки указывает на географическое расположение – на реке
Сарбай. Село было основано ясачными крестьянами, выходцами из мордвы и чувашей.

В ревизской сказке 1811 года значится 314 крестьян мужского пола. В том же
документе записаны фамилии сложившихся родовых крестьянских семей, положивших
начало многим поколениям семёновцев. Среди них названы Ильины, Харитоновы,
Степановы, Андреевы, Васильевы, Ивановы, Тимофеевы. Избы наши предки ставили
добротные деревянные с резными наличниками. Давайте-ка мы с вами тихонечко
заглянем в старинную крестьянскую избу.

(Свет гаснет. Звучит 
тихая музыка. Горит свеча.)

Ведущая:

В низенькой
светелке со створчатым окном

Светится лампадка
в сумраке ночном

Слабый огонечек то
совсем замрет,

То дрожащим светом
стены обольет.

Новая светелка
чисто прибрана:

В темноте белеет
занавес окна,

Пол оструган
гладко, ровен потолок,

Печка развальная
стала в уголок,

По стенам –
укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка,
крытая ковром,

Крашеные пяльцы со
стулом раздвижным….

И кровать резная с
пологом цветным.

1-й
экскурсовод:
наши далекие предки были людьми
трудолюбивыми.
 Жители села Семёновки занимались
земледелием, охотой, рыболовством, огородничеством, животноводством, ремёслами.
Из ремёсел наиболее развиты были производство саней и плотницкое дело. В избе,
в страшной тесноте, жили, как правило, 8-10 человек. Стесненные условия жизни
заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемий. Опрятная
хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела. Любая
крестьянская изба начиналась с красного угла.  Это было почетное место. Здесь
на специальной полке стояли иконы. Хранились священные книги, горела лампада.
Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный
угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся
образам, а уж только потом здоровался с хозяевами.  В красный угол сажали самых
дорогих гостей. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу.
Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья,
происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание
невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного
угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом
 жениха и вели тоже в красный угол.

 Во
время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в
дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев
урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило
благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

 В
красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное
дело. Красный угол — самое почётное место в доме. Согласно традиционному
этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому
приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно
украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший»,
«светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками.
   Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома
класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол  клали
более крупную монету.  Во многих местах на территории России красный угол
называли ещё «большим» или «передним».  Наш красный угол располагается не по
правилам просто потому, что в нашем музее нет того места, где он должен быть.  В
нашем красном углу (показывает) мы видим икону Казанской Божьей Матери.
Икону  украшали вышивкой, вешали лампаду, которую зажигали во время
молитвы. Под иконами обычно лежали священные книги-молитвословы, которые очень
берегли, передавали из поколения в поколение.

2-й
экскурсовод:
Что же
касается мебели, то ее было немного. Да и разнообразием она не отличалась.  Стол,
лавки, скамьи, сундуки, посудные полки — вот, пожалуй, и все. Ближайший угол к
двери занимала печь (показывает)

Рады видеть
вас у печки.

Без нее и дом
пустой,

В ней и жарить,
в ней и парить,

И зимой с ней
как с весной.

В старину так
говорили:

«Печь нам
мать родная всем,

У печи все
красно лето,

 У печи и 
сплю, и ем».

Печь была
неотъемлемой частью крестьянской избы.

Ребята, а как
вы думаете,  для чего служила печь? (ответы детей)

Правильно
ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги хлеб, варили кашу и щи. И все
получалось удивительно вкусно и питательно, но есть еще две экзотические 
функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали. В печи крестьяне, не
имевшие бани, …парились.  Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого
после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали
солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним
закрывали заслонку.  Если требовалось поддать пару, прыскали водой на
раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда,
обмываться водой приходилось уже в сенях. Расскажу я  вам еще об одной функции
печи — материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина.  Родился великий поэт
слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал в русской печи,
завернутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила
в своем чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор прожил долгую и славную
жизнь. Вот так печка-матушка!

1-й
экскурсовод:
— Ребята, а назовите мне еще один необычный
предмет в нашем музее! Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается.
Молодцы! А кто знает, как он называется? 
Люлька или  Зыбка — крестьянская детская колыбель. (показывает).
Делалась из луба, привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название).  Давайте подойдем и посмотрим на нашего
младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. А вам
ваши мамы пели колыбельные песни? Какие?

2-й
экскурсовод:
В избе живут не только люди. Есть в ней
еще «жильцы» — кто родом из леса, кто- с поля, кто — из земли. Без них в доме
не обойтись.

Из далекой старины

Эти вещи к нам
пришли.

Если в руки их
возьмешь

И рассмотришь, то
поймешь.

Для чего они
нужны,

Чем полезны и
важны

Человеку раньше
были,

Что за службу
сослужили.

 Старая кочерга и
ухват. Но они – самые «припечные» жители. Кочергой выгребали золу из печи и
ворошили угли. (показывает). Ухватом (показывает) хозяйка ловко
цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из
печи. В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала.

У печи стоят так
важно,

Как стойкие
солдаты.

Из печи горшочки с
кашей

Тянут железные
ухваты.

Непростое это дело
посадить чугунок в печь. Хотите попробовать, ребята? (1-2 чел .пробуют).

Рядом с печью
обязательно висел  рушник (показывает).

Умывались ключевой
водицей,

Утирались
рушником.

Изо льна его
соткали,

Украсив вышивкой
потом.

Не раз в течение
дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки и вытирала их рушником.

1-й
экскурсовод:
Во многих русских народных сказках
Бабу-Ягу обычно изображают с одними и теми же предметами. Назовите их. Для чего
они служат ей? (Ступа, пест, помело) (показывает). Баба — Яга садится в
ступу, пестом погоняет, помелом след заметает. А для чего они крестьянину? В
ступе толкли зерно, очищая от шелухи. Помелом подметали внутри печи, а лопатой
сажали туда тесто будущего каравая. Отгадайте, о каком предмете идет речь?

Был я копан, был я
топтан,

Был на кружале,
был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил,
всю семью кормил,

Сам терпел  —
ничего не ел.

Сделался, стар –
пеленаться стал

Это история про
глиняный горшок. (показывает). Из чего он изготовлен?

Глину сначала
копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге –
кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был
предметом первой необходимости, в нем варили щи, кашу, и любое другое вкусное
блюдо. Прямо в горшке блюдо подавали на стол. Когда горшок становился старым,
давал первые трещины, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал
служить людям дальше, правда, в печь его уже  не ставили. Ну, а если падал и
разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

2-й
экскурсовод:
У горшка есть соперник, который никогда
не бился.  Вот про него загадка:

Чернец- молодец, в
красно золото залез.

До смеху хохочет,
выскочить хочет.

Угадали, что это
такое? Это чугунок,  (показывает) он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве,
но по весу он был тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла,
который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Одежду наши предки
носили домотканую — льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А
нитки нужно было напрясть.  Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и
становились искусными мастерицами.
В первую очередь мне бы
хотелось обратить ваше внимание на прялку. (показывает).  Прялка — это
инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно
широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и
донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая
прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью,
богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим
невестам, и они передавались от матери к дочери.

Следующим
предметом нашей экспозиции является веретено. (показывает). Веретено —
это приспособление для прядения.  

1-й
экскурсовод:
Повседневная
жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье.  А
как  это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные
как раз для этого. Вальки (показывает)– с помощью их женщины
выколачивали белье на реке.

Рубель (показывает) 
– с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты.
Эти предметы декорированы резьбой.

А вот

Перед вами
утюг

Это бабушкин
старый друг.

Грелся он в
то время на углях,

Который был
во всех дворах. ( показывает )

Раньше утюги
были тяжелые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставила на горячую плиту,
в некоторые хозяйки клали горячие угли, они нагревали утюг,  и можно было
гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот
так (показывает): в эти отверстия проникает воздух, и угли внутри утюга
разгорались вновь.

2-й
экскурсовод:
Вот вам
еще  одна загадка

Три братца

Пошли в реку
купаться.

Два купаются,
третий на берегу валяется. (показывает ведра и коромысло)

Коромысло
делали из мягкой древесины- липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем
опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления.
Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. 
Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари — корзин, лукошек,
коробов. Корзины (показывает) изготовлены из ивового прута.  В старину
корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали
оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время различные предметы, в
специальных корзинах женщины носили полоскать белье, огромные корзины плелись
для деревянных саней и служили коробом для них. А некоторые  вещи хранились в
сундуках (показывает). Большие сундуки ставили у печи и использовали
вместо кровати.

1-й
экскурсовод:

А сейчас,
дорогие гости, я загадаю вам загадку:

А вот еще одна загадка:

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер. (
лапоть.)

Основной обувью в будни
и в праздники были лапти. (показывает). Это плетеная обувь из лыка или
бересты. Отсюда и выражение: « ободрать как липку». Лапти служили основным
видом обуви крестьянского населения. Плетение лаптей считалось легкой работой,
которой мужчины занимались буквально « между делом». Не зря про крепко
напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, « лыко не вяжет», то есть
не пригоден к элементарным действиям. Зато, « связывая лыко», мужчина
обеспечивал обувью всю семью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок.
Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Дешевизна, доступность,
легкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Правда, как
свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они
пронашивались за 10 дней, после оттепели — за 4 дня, летом в страдную пору — и
вовсе за 3 дня.

2-й
экскурсовод:

А вот еще одна загадка:

“Стоит
толстячок

Подбочинивши
бочек,

Шипит и
кипит,

Всем чай пить
велит”.

Правильно!
Это русский красавец — самовар. ( показывает). Наличие самовара в
крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его
напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали
самовар. Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже
пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались
самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

1-й
экскурсовод:
Вот
такие  вещи жили-были и хозяевам служили.

А теперь они
в музее,

Чтобы все на
них смотрели

И гордились
стариной,

Так, как я и
мы с тобой.

Ведущая:
 Ну,
вот как хорошо вы освоились в крестьянской избе.  Все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев.
Работы было много у всех членов семьи, но свой труд люди уважали, трудились с
душой. Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали,
вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались  «Деревенские
посиделки».  Деревенские мальчишки и девчонки тоже тянулись на эти посиделки,
любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами сейчас
тоже поиграем. Я вспомнила одну русскую игру «Ручеек», может быть
кто-то знаком с ней? (играют в игру)

Ведущая:  А еще главным развлечением того
времени было отгадывание загадок.  Давайте и мы с вами сейчас попробуем это
сделать.  Нужно непросто отгадать загадку, но и показать предмет, о котором
идет речь.

2-й
экскурсовод:

1.Черный конь

Скачет в
огонь (кочерга)

2.Не
бык, а бодает,

Не ест, а еду
хватает,

Что схватит –
отдает,

Сам в угол
идет. (ухват)

3.Идет
пароход-

То взад, то
вперед,

А за ним
такая гладь-

Ни морщинки
не видать. (утюг)

4. Четыре
ноги,

Два уха,

Один нос,

Да брюхо, (самовар)

5. Он по
горнице гуляет,

Пыль и мусор
собирает. ( веник)

6. Если я
пуста, бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
 (ложка)

7.Плывет
паром,

Уголь в нем. (утюг)

8.Без рук, без
ног,

На плечи скок,

Ни свет, ни заря,

Пошел согнувшись
со двора. (коромысло)

9.Что за зверь:
зимой ест, а летом спит.

Тело теплое, а
крови нет.

Сесть на него
сядешь, а с места не свезет. (печка)

10. На
кончике огонечек,

На огонечке –
пузыречек. (керосиновая лампа)

1-й
экскурсовод:
Вот и закончилось наше путешествие в
далекое прошлое.

Но мы не прощаемся
с вами. На следующих уроках мы познакомим вас с одеждой, обычаями и обрядами
наших далеких предков.

Ведущая: Славно мы, ребята, сегодня повеселились. Много услышали, узнали. 
Давайте мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давайте по
старинному русскому обычаю сделаем.  В старину,  прежде чем сесть за стол, руки
обязательно мыли, рушником вытирали, при этом приговаривали.

Я вымою рученьки нежные  и белые,

Чтобы личико белело,

Чтобы солнышко хотело:

Меня чаем угостить

И за стол посадить.      (чаепитие)

Руководитель музея: вот и закончилось наше путешествие в далекое
прошлое. Но мы не прощаемся с вами.  На следующих уроках мы познакомим вас с
одеждой, обычаями и обрядами наших предков.

Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей Анжеро-Судженского городского округа

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 37 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

МКОУ ДС «С (к) ШИ №37»

=================================================================================

ул. Киселёвская, 11, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, 652476

телефон: 4-06-70, 6-50-48; факс 8(38453) 4-08- 43, E-mail: acschool37@mail.ru

_____________________________________________________________________________________________

Народные посиделки

«В русской избе»

Составил: педагог-библиотекарь

Лапина Т.В.

2015

Цели: 

— формировать представление воспитанников о народных традициях на  Руси, разных развлечениях русского народа;

— воспитывать патриотическое чувство, уважение к традициям   русского народа;

— коррекция мышления, речи, восприятия, творческих способностей.

Ход занятия

I часть вступительная

Cл.1 Ведущая 1: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, желанные! Просим в избу! Красному гостю, красное место! Милости просим! Где теснее, там веселее!

Сл.2 Ведущая 2: Многие из вас живут в многоэтажных домах. Такие дома стали строить каких-нибудь сто с небольшим лет назад. Большинство людей жили в одноэтажных домах, двухэтажные дома строили только самые богатые люди. Эти одноэтажные дома называли «избами». А если быть совсем точными, изба-это тёплая половина дома с печью.

Сл.3 Ведущая 1: В старину как заканчивались полевые работы, собирали урожай, коротали осенние да зимние вечера вместе. Собирались люди в большой избе, пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, веселили всех шутками-прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти да корзины.

Ведущая 2:Такие вечера назывались Посиделками. Вот и мы с вами собрались вместе на свои посиделки. Будем шутить, загадки загадывать, в народные игры играть.

Ведущая 1:

— Жива традиция, жива,

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Ведущий 2:

— И потому принять извольте

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

(звучит русская народная музыка, ведущая угощает детей хлебом-солью)

II. Основная часть.

Ведущая 2:Исстари славится русский народ раздольной песней, шуткой – прибауткой, разудалой пляской, задорной частушкой. Все таланты-самородки прибыли на наши посиделки.

Ведущая 1:

— Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно.

Раз народ ещё поёт –

Знать, не все потеряно.

(Исполняются частушки)

Ведущая 2:

Время даром не теряем! Посиделки продолжаем!

Скажите ребята, что нужно было устроить в доме, прежде всего, с чего начать?

(Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. /Печь/.)

Сл.4. Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка «плясать от печки», т.е. начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около неё держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись.

Ведущая 1: С печью связано много поверий, обрядов. По народным поверьям, под печью или за нею живёт Домовой-душа избы, покровитель домашнего очага добрый и услужливый в одних случаях, своенравный и даже опасный в других. В старину его ласково называли «хозяином». А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к нему с ласковым словом, оставить ему немного вкусной еды на ночь. Как вы думаете, почему переселяясь в новый дом, русские люди первой запускали кошку? Потому что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике этого духа и впускают в дом.

Ведущая 2: Если заболевал ребёнок, то одним из наиболее эффективных способов лечения считали парение в печи. Совершали обряд «перепекания» младенца: ребёнка на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую уже печь на лопате, подобно тому, как в сказке это делала баба Яга с Иванушкой.

Сл.5 Ведущая 1: По диагонали от печи находился красный угол. Это было святое место. В нём помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Ведущая 2: Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Название «красный» означает» красивый», «хороший» и» светлый». В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Сл.6 Ведущая 1: Кто теперь сразу ответит, чем различаются лавка и скамья? (ребята отвечают) лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали-на лавку или скамью. На лавках спали, под ними хранили различные предметы-инструменты, обувь и прочее.

Ведущая 2: Кроме лавок, спали еще на полатях. Это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. В конце XIX – начале XX века полати исчезли, их заменили кровати.

Сл. 7 Ведущая 1: Вдоль стен стояли сундуки и рундуки. Количеством рундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. Рундук- приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро. Вот и вся основная мебель.

Ведущая 2: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово? (ребята отвечают) по словам В. И. Даля автора «толкового словаря великорусского живого языка», утварь — это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

Ведущая 1:

Я хочу загадать вам загадку.

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

( ухват)

( ребята отгадывают)

Сл.8 Ухват-устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Он похож на рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой. Ухват использовали также и в обрядовых действиях. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха. Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом.

Ведущая 2:

-А вот еще одна загадка:

Черный конь

Скачет в огонь.

(кочерга)

Кочерга или клюка. Это приспособление для размешивания углей в печи.

Сл.9 Ведущая 1: Какое интересное слово — чугунок! Это сосуд из чугуна — углеродистого железа. В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту он появился, вероятно, в начале XX века.

Сл. 10 Ведущая 2: Будний день начинался с работы. Раньше все предметы каждодневной необходимости изготовлялись своими руками, первейшая обязанность женщины, помимо приготовления пищи, было обшивание всех членов семьи. Одежду носили домотканую — льняную или шерстяную. Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным в жизни женщины. Мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор, пока дочь не станет невестой. «Непряха», «неткаха»- были крайне обидные прозвища. Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей.

Ведущая 1:

-Отгадайте загадку:

Пляшу по горнице

С работою моею.

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею.

( веретено)

Этот элемент прялки — веретено, то есть « вертящаяся палочка». Вспомним сказку Ш. Перро « Спящая красавица»: принцесса уколола пальчик веретеном и заснула на 100 лет. Выражение « связать судьбу» с кем-то или чем-то связано с нитью домашнего прядения. Наши предки считали: льняная нить, которой перевязывали пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его долю — маленькое божество личной судьбы, даруемое каждому человеку.

Ведущая 2:

А сейчас отгадайте такую загадку:

То назад, то вперед,

Ходит — бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.

( утюг)

Правильно, это утюг. Он нужен был для того, чтобы разгладить ткань или одежду.

Сл. 11 Ведущая 1: У нас на Руси был такой способ. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Назывался такой « утюг» рубель. В XVII веке кому- то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Затем появился « угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить. А в 1882 году американец Генри Сили изобрел утюг с электрическим нагревателем.

Ведущая 2:

А вот еще одна загадка:

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер.

( лапоть.)

Сл.12 Ведущая 1: Основной обувью в будни и в праздники были лапти. Это плетеная обувь из лыка или бересты. Отсюда и выражение: « ободрать как липку». Лапти служили основным видом обуви крестьянского населения. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально « между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, « лыко не вяжет», то есть не пригоден к элементарным действиям. Зато, « связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Дешевизна, доступность, легкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Правда, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели — за 4 дня, летом в страдную пору — и вовсе за 3 дня.

Ведущая 2: Человек постоянно что-то изобретает. Отгадайте такую загадку:

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.

( керосиновая лампа.)

Сл 13. Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860года , со временем вхождения в быт Бакинского керосина. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

Ведущая 1: Отгадайте загадку.

Дом — стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек!

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

( лампочка.)

Ведущая 2: В 1872 – 1873 годах русский ученый – инженер Александр Николаевич Лодыгин изобрел первую в мире лампочку. Она горела всего лишь полчаса. В 1873 году лампы Лодыгина загорелись на улицах Петербурга.

Ведущая 1: Время даром не теряем! Посиделки продолжаем!

( Пляска на стульях)

1. Наши руки не для скуки,

Пусть танцуют наши руки.

2. Ниже спустимся и вот,

Пусть танцует наш живот.

3. Отдахнем-ка мы немного,

Пусть танцуют наши ноги.

4. Все танцуют молодцом,

Теперь в пляс идет лицо.

5. В этот миг и в этот час,

Тело все пускаем в пляс.

Ведущая 2: — Ой, вы Гости мои дорогие, предложу я вам сыграть в игру интересную.

Ну-ка, кто скороговорку скажет и не ошибется, тому подарочек зачтется.

(ведущие по очереди называют скороговорку, а зрители ее повторяют)

Скороговорки:

* Рубили дроворубы сырые дубы на срубы

* Ткет ткач ткани на платье Тане

* Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор

*Три сороки тараторки

Тараторили на горке

* Коля колет колья

* Проворонила ворона вороненка

Ведущая 1: — А еще на посиделках обязательно играли в игры.

«Счастливая подкова»

Из картона делают «Золотые подковы» (круги), которые набрасываются на бутылки с лимонадом.

Конкурс наш не очень новый

Он из дедовских затей,

Брось на горлышко подкову,

Попадешь – беги и пей!»

Ведущая 2: Теперь предложу вам другую потеху. Проверим, сможете ли вы отгадать народные загадки. Покажите-ка свою смекалку.

Загадки:

1. Жевать – не жую, а все поедаю. (Огонь)

2. Лето придет – не глядят на нее

Зима настанет – обнимают ее. (Печь)

3.Кто в избе рогат? (Ухват)

4. Черная гагара

По полю скакала,

Золото собирало. (Кочерга)

5. В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом пришел

Всех вокруг себя собрал. (Стол)

6. Что в избе не видно? (Дым)

7. На кочке огонечек,

На огонечке – пузыречек. (Керосиновая лампа)

Ведущая 1: Небылицы в лицах

                         Сидят в светлицах.

                         Щелкают орешки

                         творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие….

1) Федул – чего губы надул?

    Кафтан прожег,

    Зашить можно?

    Да иглы нет.

    А велика ли дыра?

    Один ворот остался.

Ведущая 2: 2) Сынок, сходи за водой на речку!

    Живот болит.

    Сынок, иди кашу есть!

    Что ж, раз мать велит – надо идти!

Ведущая 1: 3)  Где ты, брат Иван?

      В горнице.

     А что делаешь?

     Петру помогаю.

     А Петр что делает?

     Да на печи лежит.

Ведущая 2: Издавна русский народ славится своим трудолюбием, об этом говорится в пословицах.

Правила: Я буду читать часть пословицы – ваша задача – закончить ее

Без труда не выловишь и — рыбку из пруда

Любишь кататься, — люби и саночки возить.

Скучен день до вечера, — коли делать нечего.

Рабочие руки не знают — скуки.

Глаза страшатся, — а руки делают.

Делу время — потехе час.

Кончил дело — гуляй смело.

Ведущий 1. Время даром не теряем! Посиделки продолжаем!

Русская изба

  1. Что устраивали в доме в первую очередь? (печь)

  2. Как называлось самое святое место в доме? (красный угол.)

  3. Как называется предмет для передвигания горшков и чугунов в печи? (ухват.)

  4. Как называется приспособление для размешивания углей в печи? (кочерга.)

  5. « вертящаяся палочка» для прядения — это…(веретено.)

  6. Простейшая машина для ручного вязания — это…(прялка.)

  7. Какое приспособление существовало на Руси для разглаживания ткани? (рубель.)

  8. Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти.)

  9. Спальное место в избе – это…(полати, лавка.)

III. Заключение.

В.2. Жива традиция.

Жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

В.1 Вот на наших посиделках

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей русской старины.

В.2 Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: «До новых встреч»

Приложение 1.

ЧАСТУШКИ.

Девочки:

Шире круг, шире круг, дайте круг по шире.

Не одна иду плясать, нас идёт четыре.

Не хотела я плясать, стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла, я не удержалась.

А у нас во дворе квакали лягушки,

а я с печки башмаком, думала подружки.

По деревне я шла, и Ванюшу видела

Под кустом сидел и плакал: курица обидела.

Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулась я назад: сапоги мои лежат.

Балалаечка гудок своё дело знает,

Она в Ваниных руках хорошо играет.

Мальчики:

Вьются ушки гороха, червячками на крючке,

Мы 4-е скомороха.

Как горошинке в стручке.

Скоморох, скоморох,

Выйди с дудкой за порог

И народу от души

Спой частушки и спляши.

Сидит ёжик на берёзе – белая рубашка,

На головке сапожок, на ноге- фуражка.

На горе стоит телега, слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова надевает сапоги.

А мальчишки по привычке

Ходят строем на врага,

Или к чёрту на кулички,

Или к чёрту на рога.

Поддавай, ребята газу, мы идём,

куда велят, нам туда, куда ни разу

Не гонял Макар телят.

Используемая литература

1. Детские музыкальные праздники [Текст]: русский фольклор.- М.: Просвещение, 1998.-126с.

2. Мерзляков, С.И. Музыкально – игровой материал [Текст]/С.И. Мерзляков.-М.: Сфера,2012.- 118с.

3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] .-М.: Просвещение,1990.-335с.

4. Скороговорки и загадки [Текст].- М.: Детская литература, 1995.- 67с.

5.Читаем, учимся, играем.-2006.-№5.- С.31-38

Цели:


  • Знакомство со старинными русскими песнями,
    пословицами, поговорками, обычаями и традициями
    русского народа.
  • Формирование интереса и уважения к традициям на
    Руси.
  • Активизацию интереса у учащихся к истокам и
    истории своего народа.
  • Воспитание нравственных качеств личности.
  • Развитие художественно — прикладных навыков в
    традиционной деятельности ремёсел.

Целевая аудитория: учащиеся 1, 2, 3, 4 классов.

Ведущие и участники праздника одеты в русские
костюмы.

Ход мероприятия

Приложение 1.

1 ведущий: Здравствуйте дорогие гости!

2 ведущий: Добро пожаловать на наш праздник!

1 ведущий: Гости в избу, красному гостю —
красное место.

2 ведущий: Чайку покушать и гармошку послушать,
милости просим.

1 девочка:

Нам начинать досталась роль, не путайте с
нагрузками
Мы принесли вам хлеб и соль на посиделки русские.
Жива традиция, жива.

2 девочка:

От поколения старшего важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.
И потому принять изволь, тот, кто, пришёл на
посиделки
На этой праздничной тарелке из наших рук и хлеб и
соль.

На красивом рушнике, девушка выносит каравай.

Низко кланяются на все стороны и подносят хлеб,
соль по кругу.

Обойдя всех присутствующих, ведущие кланяются,
ставят каравай и на стол.

Приложение 2.

ХОРОВОД — «В СЫРОМ БОРУ ТРОПИНА»

1 ведущий:

На завалинке в светёлке иль на бревнышках,
каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели да водили хоровод.

2 ведущий:

Добрым чаем угощались с мёдом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки, ах горелки хороши.
Словом, эти посиделки были праздником души.

3 ведущий:

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир:
Нынче все мы по сусекам личных дач, квартир своих.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

4 ведущий:

Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.
Вспомни радость русской кухни, дедов искренний
досуг.

1 ведущий: Отдых — это не безделки.

2 ведущий: Время игр и новостей,

3 ведущий: Начинаем посиделки,

4 ведущий: Открываем посиделки.

Вместе: для друзей и для гостей.

Поют русскую народную песню «В ХОРОВОДЕ БЫЛИ
МЫ»

5 ведущий:

Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор,
У зачина есть разминка, как бы нитка — паутинка,
Та, что вяжет разговор.

6 ведущий:

Как когда — то в век старинный, в те далекие
года
Проводились викторины, те «что, где, когда».
Как тогда, друзья, для вас проведём её сейчас.
Поводится игра — викторина. За правильный ответ
вручают баранку.

Приложение 3.

5 ведущий: Молодцы ребята! Хорошо отвечали на
наши вопросы.

6 ведущий: Но на посиделках не только загадки
загадывали, но и частушки и песни пели.

Приложение 4.

Выходят 6-7 девчонок и мальчишек, поют частушки.
Кто кого перепоёт.

img4.jpg (11863 bytes)

1 ведущий: А сейчас мы предлагаем вам послушать
частушки в исполнении М.Мордасовой.

Может, кто-то желает станцевать под её песни?

Желающие выходят танцевать.

В исполнении М.Мордасовой звучат частушки
(музыкальный центр)

2 ведущий: Ох, попели, поплясали, отдохнуть
теперь пора.

1 ведущий: Предлагаем вам сыграть в русские
народные игры.

Играют в русские игры:

«Бой петухов». Условия игры:

На полу начерчен мелом круг.

В него становятся 2 игрока.

Одна рука за спиной, одна нога согнута — поза
боевого петуха.

Задача6 вытолкнуть соперника за круг!

Нельзя! Вставать на две ноги и отпускать руку
из-за спины.

«Воробышек». Условия игры:

Выбрать воробышка и поставить его в центр.

Воробышек пляшет и изображает то, что сейчас
напевают.

Роль воробья меняется.

Приложение 5.

1 ведущий:

Небылицы в лицах сидят в светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
Хотите знать какие? А вот такие.

Выходят девочки и мальчики в русских костюмах,
разыгрывают сценку.

Приложение 6.

Выходят ребята с русскими музыкальными
инструментами и исполняют русскую народную
песню: «Во — кузнице, во — кузнице:».

1 ведущий

В небе, будто от побелки засветился млечный
путь
Отшумели посиделки в нашей праздничной светёлке
Где пришлось нам отдохнуть.

2 ведущий:

Дни общенья — счастье вехи, посиделки каждый
рад.
Делу время, а потехе рады люди как ни как.
Мы делились новостями, мы старались вас развлечь,
мы прощаемся друзьям, говоря:

Все вместе: До новых встреч

3 ведущий:

Не погаснет, ни потухнет на горах семи ветров
Мастерство российской кухни, сила русских
поваров.
Не потухнет, не погаснет, если ты ни нем, не глух
Вместе: самый светлый, самый ясный посиделок
русский дух.

4 ведущий:

Посиделки, вечеринки, звёзды в праздничной выси
Это русские картинки нашей жизни на Руси.
Жизнь такая, не иная, не заморская, чужой,
Это наша сторона.
Всё, что было, вспоминая, пусть живёт страна
родная!
Вместе: очень русская, земная, в мире лучшая
страна.
На этом наш праздник подошел к завершению. Ждем
вас на нашем чаепитии.

Все участники посиделок и гости принимают
участие в мастер — классе: лепка из солёного
теста обрядового печенья «Козули».

Ребята демонстрирую свои поделки друг перед
другом.

В завершении посиделок все вместе пьют чай и
пробуют русскую выпечку.

Литература:


  1. Русский фольклор — «Детские музыкальные
    праздники».
  2. И. Каплунова — «Как у наших у ворот»
  3. С. И. Мерзлякова «Музыкально-игровой
    материал»
  4. «Розовый слон» Москва Издательство
    «Современная музыка»
  5. «Рисунки на асфальте» Москва издательство
    «Современная музыка»
  6. СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ Галина Чаянова;
  7. И.А. Лыковой ЛЕПИМ С МАМОЙ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник русской игрушки дата
  • Праздник русской водки дата
  • Праздник русской варежки
  • Праздник русской березки троица дата
  • Праздник русской березки когда празднуется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии