Праздник рыбаков пыжа гаж

Праздник рыбаков «Пыжа гаж»

Старинное село Керчомъя Усь-Куломского района всегда славилось рыбаками, а в озере Вад ловили много рыбы.

«Пыжа гаж» («Гулянье на лодках») – праздник рыбаков. Он проходит в конце июня на живописном лугу напротив села возле озера Вад.

На озере в этот день соревнуются по гребле на лодках, на лугу проходят скачки на лошадях, спортивные состязания, выступления творческих коллективов. Допоздна водят хороводы под веселые наигрыши керчомских гармонистов, мелодичные коми-песни и задиристые частушки.

                                                                    Праздник «Пыжа гаж». 2013 год

Изюминкой праздника являются соревнования местных мастеров-лодочников: чья лодка более качественно сделана, более устойчива на воде и быстрее на ходу.

Праздник завершается коллективными катаниями на лодках, луговыми гуляниями и дегустацией разнообразных блюд традиционной коми кухни.

На праздник съезжаются народные гармонисты, певцы, частушечники, танцоры, многочисленные гости из различных сел Республики Коми.

У истоков праздника стоял коми композитор Прометей Чисталев. В 1967 году для гармонистов с. Керчомъя он написал керчомскую кадриль и работал вместе с ними. Ансамбль гармонистов пользовался большой популярностью среди сельчан. В 1969 году коллектив выехал на Республиканский фестиваль в город Сыктывкар. А в 1970 году поехал в город Ленинград с этой же программой.

Всех покорили обаяние, простота, искренность коми народа, об этом коллективе вышла статья в газете «Вечерний Ленинград». После этого в Керчомью приехала группа ленинградских кинематографистов. С песнями да игрой знаменитых керчомских гармонистов они на лодках проехали по озеру Вад. Так сняли документальный фильм про гармонистов и певцов, который позже вышел в свет.

                                               Праздник «Пыжа гаж». 2018 год. Фото Виктории Тимушевой

                                               Праздник «Пыжа гаж». 2018 год. Фото Виктории Тимушевой

В 1993 году местные жители, вспомнив об этом случае, решили возобновить гулянье на лодках на озере Вад, праздник назвали «Пыжа Гаж». Праздник получил статус районного мероприятия.

Книги, статьи из газет и журналов о празднике рыбаков «Пыжа гаж» в электронном каталоге библиотек Республики Коми.

.

Информация и фотография с сайтов администрации сельского поселения Керчомъя и администрации муниципального района «Усть-Куломский» http://усть-кулом.рф/, http://admkrm.ru/kul-tura-i-sport-1.html

«ПЫЖА ГАЖ» у озера Вад Экскурсия к верхневычегодскому озеру Вад, с. Керчомъя Материал подготовлен учителем МОУ Керчомская СОШ Поповой Л.В.

«ПЫЖА ГАЖ» у озера Вад

Экскурсия к верхневычегодскому озеру Вад, с. Керчомъя

Материал подготовлен учителем МОУ Керчомская СОШ Поповой Л.В.

Этнографические заметки в пути

Этнографические заметки в пути

При въезде в село Керчомъя со стороны Усть-Куломской встретит вас лесная речушка ВУКТЫЛ. Она обладает водой из сотен лесных ручейков. Тут живет рыба хариус. Место для рыбацкого бивуака.

При въезде в село Керчомъя со стороны Усть-Куломской встретит вас лесная речушка ВУКТЫЛ.

Она обладает водой из сотен лесных ручейков.

Тут живет рыба хариус. Место для рыбацкого бивуака.

Год основания с. Керчомъя – 1646. Топонимика полагает название села произошло из двух слов: КЕР и ЧОМ – БРЕВНО и ДОМИК, те. «бревенчатый домик». В таких домиках жили охотники и рыбаки. Потом сюда приехали старообрядцы с Чердынского края и село разрослось по левую и по правую сторону озера…

Год основания с. Керчомъя – 1646.

Топонимика полагает название села произошло из двух слов: КЕР и ЧОМ – БРЕВНО и ДОМИК, те. «бревенчатый домик». В таких домиках жили охотники и рыбаки. Потом сюда приехали старообрядцы с Чердынского края и село разрослось по левую и по правую сторону озера…

Каждый маленький керчомец с детства приобщен к природе: воде, лесу, ветру. Это подтверждает местный фольклор. Кокэ, Кокэ, вэтлi Ч'о'дъя-пувъя ягэ, Сэтэра-л'о'мъя войтэ, Низя-ура в'о'рэ, Тшака-озъя керэсэ, Няня-й'о'ла керкаэ. (коми детская песенка) ---------------------------- Ножки, ножки, ходите По бору черничному, ягодному По зарослям смородино-черемуховым По лесу соболино-беличью По грибной, земляничной горушке В дом, где хлеб и молоко

Каждый маленький керчомец с детства приобщен к природе: воде, лесу, ветру. Это подтверждает местный фольклор.

Кокэ, Кокэ, вэтлi

Ч’о’дъя-пувъя ягэ,

Сэтэра-л’о’мъя войтэ,

Низя-ура в’о’рэ,

Тшака-озъя керэсэ,

Няня-й’о’ла керкаэ.

(коми детская песенка)

—————————-

Ножки, ножки, ходите

По бору черничному, ягодному

По зарослям смородино-черемуховым

По лесу соболино-беличью

По грибной, земляничной горушке

В дом, где хлеб и молоко

         Итак, мы у озера Вад, на берегу которого располагается наш населенный пункт…

Итак, мы у озера Вад, на берегу которого располагается наш населенный пункт…

 Преданья старины глубокой рассказывают, что раньше здесь главенствовали туны ТУН, в некотором смысле, шаман. Он связан с потусторонними силами природы и духов и может общаться с ними, предрекать будущее, менять его или наказывать особо ему не нравящихся членов коми социума. Говорят, они имели более или менее выраженные качества способностей и поэтому часто вынуждены были меряться силой (для статусности???). Местные старожилы Керчомьи утверждают, что некогда жили два туна :Оврам Иван и Карп Иван имели почти равные силы. Они были и рыбаками и охотниками – предводителями коми артелей. На берегу Вычегды плыла лодка Карп Ивана, а второй тун со своей артелью обедал. Охотники передали своим детям и те нам, следующее: :Оврам Иван крикнул: - Лодка сувт (стой)! Лодка остановилась, хотя все видели течение. Неведомая сила держала лодку, несмотря на потуги гребцов. Второй тун из лодки закричал: - И тэнад – сувтас мед!Сувт!(пер.авт. - Пусть и у тебя остановится.Стой!). И все лицезрели, как пламя, лизавшее стенки котла не могло заставить кипеть, уже закипавшую было воду.

Преданья старины глубокой рассказывают, что раньше здесь главенствовали туны

ТУН, в некотором смысле, шаман. Он связан с потусторонними силами природы и духов и может общаться с ними, предрекать будущее, менять его или наказывать особо ему не нравящихся членов коми социума. Говорят, они имели более или менее выраженные качества способностей и поэтому часто вынуждены были меряться силой (для статусности???). Местные старожилы Керчомьи утверждают, что некогда жили два туна :Оврам Иван и Карп Иван имели почти равные силы. Они были и рыбаками и охотниками – предводителями коми артелей. На берегу Вычегды плыла лодка Карп Ивана, а второй тун со своей артелью обедал. Охотники передали своим детям и те нам, следующее:

:Оврам Иван крикнул:

— Лодка сувт (стой)!

Лодка остановилась, хотя все видели течение. Неведомая сила держала лодку, несмотря на потуги гребцов. Второй тун из лодки закричал:

— И тэнад – сувтас мед!Сувт!(пер.авт. — Пусть и у тебя остановится.Стой!).

И все лицезрели, как пламя, лизавшее стенки котла не могло заставить кипеть, уже закипавшую было воду.

Туны покровительствовали домашнему очагу…

Туны покровительствовали домашнему очагу…

И удаче охотника и рыболова… Ну, а как же возник «ПЫЖА ГАЖ» в Керчомъе?

И удаче охотника и рыболова…

Ну, а как же возник «ПЫЖА ГАЖ» в Керчомъе?

У истоков праздника стоял коми композитор Прометей Чисталев. Как-то он приехал в Керчомъю снимать фильм. Посадил рыбаков на лодки и с песнями да игрой знаменитых керчомских гармонистов они проехали по озеру ВАД.  «Пыжа Гаж» теперь - это праздничный комплекс в с. Керчомья, включающий инструментальное исполнительство, песни и танцы, характерные для фольклорной традиции вычегодских коми.

У истоков праздника стоял коми композитор Прометей Чисталев. Как-то он приехал в Керчомъю снимать фильм. Посадил рыбаков на лодки и с песнями да игрой знаменитых керчомских гармонистов они проехали по озеру ВАД. «Пыжа Гаж» теперь — это праздничный комплекс в с. Керчомья, включающий инструментальное исполнительство, песни и танцы, характерные для фольклорной традиции вычегодских коми.

С утра «Пыжа Гаж» все пекут рыбники

С утра «Пыжа Гаж» все пекут рыбники

        И переходят на другой берег озера: кто на лодке, кто пешком, а кто и вплавь Керчомские певуньи И традиционный праздник «ПЫЖА ГАЖ» – праздник лодки

И переходят на другой берег озера: кто на лодке, кто пешком, а кто и вплавь

Керчомские певуньи

И традиционный праздник «ПЫЖА ГАЖ» – праздник лодки

На «Пыжа Гаж» можно познакомиться с самодеятельными композиторами. На снимке – Василий Яковлевич Гущин

На «Пыжа Гаж» можно познакомиться с самодеятельными композиторами. На снимке – Василий Яковлевич Гущин

Траилина Наталья Окончила МОУ Керчомская СОШ. Выступала в группе «Козин». Затем совместно с Лидией Логиновой. Окончила консерваторию в г. Санкт - Петербург

Траилина Наталья

Окончила МОУ Керчомская СОШ.

Выступала в группе «Козин».

Затем совместно с Лидией Логиновой.

Окончила консерваторию в г. Санкт — Петербург

«Кадры» решают все! Ваши фотографии с праздника станут бесценной реликвией в семейном архиве!

«Кадры» решают все!

Ваши фотографии с праздника станут бесценной реликвией в семейном архиве!

 В промежутках между песнями можно запросто посоревноваться всем гостям Искупаться и славно порезвиться на природе

В промежутках между песнями можно запросто посоревноваться всем гостям

Искупаться и славно порезвиться на природе

Детский образцовый коллектив «КОЗИН»

Детский образцовый коллектив «КОЗИН»

Центральными праздничными действами являются: выступление мужских ансамблей гармонистов, исполнение коми народных песен женщинами, которые устраивают традиционный хоровод. В ходе праздника проходят соревнования местных мастеров-лодочников: чья лодка более качественно сделана, более устойчива на воде и быстрее на ходу. Праздник завершается коллективными катаниями на лодках, луговыми гуляниями и дегустацией разнообразных блюд традиционной коми кухни. На праздник съезжаются народные гармонисты, певцы, частушечники, танцоры, многочисленные гости из различных сел Республики Коми.  хоровод

Центральными праздничными действами являются: выступление мужских ансамблей гармонистов, исполнение коми народных песен женщинами, которые устраивают традиционный хоровод.

В ходе праздника проходят соревнования местных мастеров-лодочников: чья лодка более качественно сделана, более устойчива на воде и быстрее на ходу.

Праздник завершается коллективными катаниями на лодках, луговыми гуляниями и дегустацией разнообразных блюд традиционной коми кухни. На праздник съезжаются народные гармонисты, певцы, частушечники, танцоры, многочисленные гости из различных сел Республики Коми.

хоровод

У озера - заливные луга, где проводятся традиционный праздник с ухой и прочей вкусной снедью.

У озера — заливные луга, где проводятся традиционный праздник с ухой и прочей вкусной снедью.

Говорят, в озере плавает щука-гигантских размеров. Купальщики рассказывают, как она проплывает у них медленно под животом – так, что щекотно и страшно…После этого многие предпочитают другие места для этого.

Говорят, в озере плавает щука-гигантских размеров.

Купальщики рассказывают, как она проплывает у них медленно под животом – так, что щекотно и страшно…После этого многие предпочитают другие места для этого.

Костер – би пур – необходимый атрибут праздника Какой же праздник без живого огня? На нем готовят пищу, им греются, он отгоняет комаров своим едким дымком. На угольках пекут картошку – «печенча». У него укладываются спать.

Костер – би пур – необходимый атрибут праздника

Какой же праздник без живого огня?

На нем готовят пищу, им греются, он отгоняет комаров своим едким дымком. На угольках пекут картошку – «печенча». У него укладываются спать.

Рецепт «тройной ухи»: беруться три сорта рыбы и отвариваются пооочредно в котелке. Кладутся приправы и специи, картофель и…рюмка водки.

Рецепт «тройной ухи»: беруться три сорта рыбы и отвариваются пооочредно в котелке. Кладутся приправы и специи, картофель и…рюмка водки.

Весенние гости озера – лебеди. Местные жители знают: стрелять в лебедей нельзя. Кто это сделает, всю жизнь одним проживет.

Весенние гости озера – лебеди. Местные жители знают: стрелять в лебедей нельзя. Кто это сделает, всю жизнь одним проживет.

Вы не поверите! Как только Пыжа Гаж заканчивается, часто приходит Войпель – Северный ветер, и вступает в свои права…

Вы не поверите! Как только Пыжа Гаж заканчивается, часто приходит Войпель – Северный ветер, и вступает в свои права…

Легенда о Вакуле… А еще в водах озера ВАД водятся буд-то бы ВАКУЛЬ и ВАКУТТЯ, которые якобы действовуют в полночь. Днём они выходят только по весне - в ЛОЛ ЛУН (духов день). Местная легенда гласит, что сын рыбака в этот день очень хотел искупаться, но отец ему запрещал – КУТТЯ утащит. Но сын очень просил и отец, дабы не повергать жизнь сына опасности, веслом начерпал ему в лодку воды и сказал купаться в лодке. Сам пошел развешивать сети, и только он повесил сеть, как обернувшись, увидел – сын был мертв и лежал в воде на дне лодки вниз головой.

Легенда о Вакуле…

А еще в водах озера ВАД водятся буд-то бы ВАКУЛЬ и ВАКУТТЯ, которые якобы действовуют в полночь. Днём они выходят только по весне — в ЛОЛ ЛУН (духов день).

Местная легенда гласит, что сын рыбака в этот день очень хотел искупаться, но отец ему запрещал – КУТТЯ утащит. Но сын очень просил и отец, дабы не повергать жизнь сына опасности, веслом начерпал ему в лодку воды и сказал купаться в лодке. Сам пошел развешивать сети, и только он повесил сеть, как обернувшись, увидел – сын был мертв и лежал в воде на дне лодки вниз головой.

Тут, в лесу «ВАД СЕРТ», проживает и В:ОРСА. Он силен и опасен. Прежде чем стать стойбищем, надо просить его разрешения, так как в лесу у него свои заповедные тропы.

Тут, в лесу «ВАД СЕРТ», проживает и В:ОРСА.

Он силен и опасен. Прежде чем стать стойбищем, надо просить его разрешения, так как в лесу у него свои заповедные тропы.

 проделки Во:рса Бывалые охотники вспоминали, как он ночью являлся на могучем коне и вначале предупреждал: - Убери свой ЧОМ – он у меня на пути! Если охотник его не убирал, В:ОРСА мог разметать все по бревнышку .

проделки Во:рса

Бывалые охотники вспоминали, как он ночью являлся на могучем коне и вначале предупреждал:

— Убери свой ЧОМ – он у меня на пути!

Если охотник его не убирал, В:ОРСА мог разметать все по бревнышку .

А вот грибники не боятся. Наступает сезон для грибов у озера ВАД в местечке ВАДСЕРТ Грибы там располагаются необычно – на грядах, под елями Под елью полакомится можно ыжман (жимолость)

А вот грибники не боятся. Наступает сезон для грибов у озера ВАД в местечке ВАДСЕРТ

Грибы там располагаются необычно – на грядах, под елями

Под елью полакомится можно ыжман (жимолость)

А еще, от озера ВАД пути ведут на…сенокосные угодья. Ведь после Иванова дня грядет страда: захотите – научим. Не хотите?

А еще, от озера ВАД пути ведут на…сенокосные угодья. Ведь после Иванова дня грядет страда: захотите – научим. Не хотите?

    Если вы не успели приехать на «Пыжа Гаж» и приехали в село Керчомъя осенью, тут на месте вам сварят капусту по-коми – в большом чане.

Если вы не успели приехать на «Пыжа Гаж» и приехали в село Керчомъя осенью, тут на месте вам сварят капусту по-коми – в большом чане.

1.Входят в дом и далее порога не идут. 2.Садиться разрешается только с приглашения хозяина дома. 3.Пригашение «Садитесь за стол!» должно быть озвучено хозяином трижды. После первого и второго приглашения садиться не рекомендуется – это признак особой наглости и хозяева непреминут вас осудить потом или отметят это ваше качество в своем сознании. После третьего приглашения – садитесь. Если Вы не усаживаетесь – это характеризует надменность и высокомерие гостя и, соответственно, унижение его, хозяина, персоны. О таком госте говорят: ЫЖДАЛЫС, ЫЖДАЛЫСЬ – мнит из себя БОЛЬШОГО человека  Правила  керчомского гостя

1.Входят в дом и далее порога не идут.

2.Садиться разрешается только с приглашения хозяина дома.

3.Пригашение «Садитесь за стол!» должно быть озвучено хозяином трижды. После первого и второго приглашения садиться не рекомендуется – это признак особой наглости и хозяева непреминут вас осудить потом или отметят это ваше качество в своем сознании. После третьего приглашения – садитесь. Если Вы не усаживаетесь – это характеризует надменность и высокомерие гостя и, соответственно, унижение его, хозяина, персоны. О таком госте говорят: ЫЖДАЛЫС, ЫЖДАЛЫСЬ – мнит из себя БОЛЬШОГО человека

Правила керчомского гостя

                                                                                           4. Детям запрещалось садиться за один стол со взрослыми – или запрещалось первым начинать вкушать пищу.  5. Нельзя называть детей красивыми – табу. Следует говорить: Бог с ним, те, примерно так: Ваш ребенок да храним Богом (Ен Сы Кед).  Если хозяин приветлив к гостю, он он говорит:  - ШОЙЧЧЫ – ШОНТЫСЬ (заходи и погрейся), ни летом, ни зимой данная фраза не меняется .

4. Детям запрещалось садиться за один стол со взрослыми – или запрещалось первым начинать вкушать пищу. 5. Нельзя называть детей красивыми – табу. Следует говорить: Бог с ним, те, примерно так: Ваш ребенок да храним Богом (Ен Сы Кед). Если хозяин приветлив к гостю, он он говорит: — ШОЙЧЧЫ – ШОНТЫСЬ (заходи и погрейся), ни летом, ни зимой данная фраза не меняется .

ЫДЖЫД АТТЬЕ!  Ждем вас летом, в последний выходной день июня!

ЫДЖЫД АТТЬЕ! Ждем вас летом, в последний выходной день июня!

Материалы Использованы фотоархивы и этнографические записи Поповой Любови Васильевны.

Материалы

Использованы фотоархивы и этнографические записи Поповой Любови Васильевны.

04.07.2013

«Пыжа гаж» под уху / Знаковая дата

Местные жители и гости села Керчомъя Усть-Куломского района погуляли на юбилейном – 20-ом – районном празднике «Пыжа гаж», который уникален по меркам Коми тем, что проводится у воды.

10.JPG

1_1_1.jpg

2_1.JPG

С утра жители и гости были увлечены спортивными играми: бросали обручи, метали дротики, разгуливали на ходулях. К празднику на лугу у озера Вад установили волейбольную и футбольную площадки. Творческие коллективы района водили там хороводы. А затем подкрепились свежесваренной на костре ухой.

Глава района Дмитрий Шатохин поздравил собравшихся, отметив, что «Пыжа гаж» – единственный в Коми праздник на воде, который проводится в таком масштабе. После чего вручил директору Керчомского Дома культуры сертификат на приобретение долгожданной гармони.

Глава Керчомъи Любовь Траилина пояснила, что впервые гуляния развернулись на другом берегу озера Вад. У истоков праздника стояли Василий Гущин, Василий Лодыгин, Нина Лодыгина, Валерий Попов и бывший в то время главой поселения Андрей Тарабукин. Она поблагодарила земляков (а также Татьяну Булышеву и Ивана Жикина) за вклад в организацию мероприятия.

Участие в концерте приняли творческие коллективы Усть-Куломского района, образовав перед сценой фигуру, символизировавшую лодку. Ансамбли, группы, хоры пели частушки и танцевали.

4.JPG

6.JPG

IMG_5395.JPG

IMG_5401.JPG

На спортплощадке после обеда состоялся футбольный матч. Мастера и кандидаты в мастера спорта, родившиеся в Керчомъе, встретились с молодежью.

Как и в прошлые годы, проведены соревнования между лодочниками. Соперники доплывали до обозначенного на озере места, огибали его и возвращались к берегу. Попробовать свои силы пожелали не только юноши, но и представительницы прекрасного пола.

Андрей Булышев, уроженец Керчомъи, один из победителей соревнования на скорость, участие принимал третий раз подряд, и третий раз стал победителем эстафеты: «К состязаниям готовлюсь: стараюсь чаще ездить на байдарке. Накануне праздника удлинил весла. В эстафете многое зависит и от лодки, и от весел. Другие секреты не открою!».

Ярослава ДЕРКАЕВА

Прямая речь

Глава Усть-Куломского района Дмитрий Шатохин:

– «Пыжа гаж» – это праздник рыбаков. Керчомъя всегда славилась рыбаками, и в озере Вад испокон века сельчане ловили много рыбы. В начале 1980-ых ленинградские кинематографисты даже сняли на озере фильм.

Сегодня озеро Вад – место встреч одноклассников, родственников, сюда съезжаются жители из разных районов Коми и даже из-за ее пределов, что нас очень радует.

  1. Наименование объекта
    Народный праздник на воде «Пыжа гаж» с. Керчомья
  2. Краткое название объекта
    Пыжа гаж
  3. Краткое описание
    «Пыжа гаж» – возрождённый в с. Керчомья праздничный комплекс песенных и танцевальных исполнений, характерных для фольклорной традиции вычегодских коми. Центральными праздничными действиями являются: выступление мужских ансамблей гармонистов, исполнение коми народных песен женщинами, которые устраивают традиционное  «гулянье на лодках» по озеру Вад. В ходе праздника проходят соревнования местных мастеров-лодочников – чья лодка качественнее сделана, устойчивее на воде и быстрее на ходу. Праздник завершается коллективными катаниями на лодках, луговыми гуляниями и дегустацией разнообразных блюд традиционной коми кухни. На праздник съезжаются народные гармонисты, певцы, частушечники, танцоры,  многочисленные гости из различных сел Республики Коми.
  4. ОНКН Категория
    Обрядовые комплексы и праздники. Современные праздники с традиционными элементами
  5. Этническая принадлежность
    Коми-зыряне, верхневычегодская группа коми
  6. Конфессиональная принадлежность
    Православие
  7. Язык 
    Коми (зырянский)
  8. Регион
    Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Керчомъя
  9. Ключевые слова 
    Народный праздник
  10. Сведения об особенностях ОНКН
    Центральными действиями традиционного керчомского праздника «Пыжа гаж» является: сольные и коллективные выступление гармонистов,  демонстрирующих различные авторские вариации и аранжировки на тему «керчомской кадрили»; исполнение песенного фольклора коми женскими вокальными коллективами, которые устраивают «гулянье» по озеру Вад на больших рыболовецких (промысловых) лодках (набоя пыж) и своеобразном «катамаране» – широком помосте с высокими перилами, укреплённом на двух баркасах. Наиболее ярким и зрелищным эпизодом праздника является исполнение гармонистами традиционных керчомских наигрышей и приплясов на плавучей сцене – огромном плоте, причаленном к берегу о. Вад. Традиционно на праздник в с. Керчомъя приезжают вычегодские самодеятельные фольклорные коллективы сел Деревянск, Носим, поселков Зимстан, Шерьяг, Югыдъяг и деревень Выльгорт, Вочь, Скородум Усть-Куломского района Республики Коми.

Служебная информация

  1. Авторы описания:
    Шарапов Валерий Энгельсович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН; Вострых Елена Геннадиевна, Заслуженный работник культуры Республики Коми
  2. История выявления и фиксации объекта:
    С 1846 г. в с. Керчомъя стоит храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Местным храмовым праздником в с. Керчомъя считается Иванов день. К этой дате традиционно приурочивались праздничные гулянья на берегу озера Вад и заливном лугу, расположенном в низине от села. Выбор места был обусловлен ландшафтом вокруг озера Вад, который представляет собой идеальный по акустике «природный амфитеатр».
    В 1960–1970 годах  П.И. Чисталёв, совместно с фольклористами А.К Микушевым  и Ю.Г. Рочевым,  проводил регулярные полевые исследования музыкального фольклора в коми сёлах и деревнях на р. Вычегда с целью создания  свода «Коми народных песен». В 1963–1965 гг. исследователи документально зафиксировали самобытную исполнительскую традицию керчомских гармонистов, а также рассказы о местном летнем празднике, который в прошлом  проводился на о. Вад, расположенном в низине у с. Керчомья. П.И. Чисталёву принадлежит идея возрождения местного сельского праздника для поддержания уникальной, но угасающей уже к тому времени исполнительской традиции вычегодских коми (песенный фольклор и исполнительское искусство гармонистов). В 1969–70-е гг. в с. Керчомья были приглашены кинодокументалисты из г. Ленинград для съёмок фильма о керчомских гармонистах. С этой целью П.И. Чисталёвым был написан сценарий праздника «Пыжа гаж», в основу которого легли воспоминания местных жителей о традиционных «лодочных гуляниях» на озере Вад, бытовавших здесь ещё в 40-х гг. XX в.
    Возрождение традиции праздника «Пыжа гаж» в с. Керчомъя происходит по инициативе коми-композитора, фольклориста Прометея Ионовича Чисталёва, который стремился сохранить самобытную исполнительскую традицию керчомских гармонистов. В начале 90-х годов XX в. инициативу П.И. Чисталева продолжили известный коми баянист В.Я. Гущин и московский режиссёр-постановщик И.Г. Скляр.
  3. Библиография
    Чисталёв П.И. Коми народные музыкальные инструменты. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984. С.88–95.
    Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми. Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 1994. С. 93.
    Жеребцов Л.Н., Лашук Л.П. Этнографический уклад населения верхней Вычегды // Историко-филологический сборник. Выпуск 5. Сыктывкар, 1960. С. 53–99.
    Журнал Арт (Лад),  № 4. Сыктывкар, 2010. С. 134.
    Микушев А.К.,  Чисталев П.И. Коми народные песни. Вып. I.:  Вычегда и Сысола.  Сыктывкар, 1966. 291 с.
    Чисталёв П.И., Скляр И.Г. Коми народные танцы. Прилузье, Сысола, Вычегда. Сыктывкар, 1990.
    Сивкова А. Наследие Керчомьи. Хранительницей памяти самобытного коми села стала вчерашняя горожанка Нина Самарина // «Дым Отечества», приложение к газете «Республика». 28.04.2012.
    Плоскова М.  Паськыдджыка гаж йылысь // «Йöлöгалöн»,  №28. Сыктывкар, 2011.
    Республиканский праздник народного художественного творчества «Шондiбан». Сыктывкар: Министерство культуры Республики Коми, ГАУ РК «Центр народного  творчества и повышения квалификации», 2011. 28 с.

Фильмография

Праздник «Пыжа гаж» в с. Керчомъя Усть-Куломского района Республики Коми в июне 1993 г. Видеофонд архива ГАУ Республики Коми «Центр народного творчества и повышения квалификации».

Праздник «Пыжа гаж» в с. Керчомъя Усть-Куломского района Республики Коми в июне 1996 г. Полевые видеосъёмки совместной фольклорно-этнографической экспедиции ИЯЛИ КНЦ УрО РАН и кафедры фольклора Университета Хельсинки в июне 1996 г. Операторы: А. Сурво (г. Хельсинки) и В. Шарапов (г. Сыктывкар).

Иллюстративный материал

В селе Керчомъя Усть-Куломского района 23 июня пройдет 25-й народный праздник «Пыжа гаж». Гостей гуляний ожидают соревнования лодочников, уха на берегу озера и конкурс коми кухни.

В Керчомъе отпразднуют юбилейный «Пыжа гаж»

Главный атрибут праздника — соревнования на лодках. Фото Виктора Бобыря из архива БНК

Народный праздник «Пыжа гаж» проходит на берегу озера Вад в селе Керчомъя с 1993 года. Главный атрибут праздника — соревнования на лодках. Их участники соревнуются в быстроте и умении управлять плавсредствами. Участвовать могут все желающие. На лугу в это время собираются коллективы художественной самодеятельности, певцы, частушечники, народные ансамбли.

Праздник украсят хороводы, ярмарка, выставка, посвященная истории села, и главное — общий стол с горячей ухой из речной рыбы. Гости «Пыжа гажа» выберут лучший стол коми кухни на лугу, самый необычный венок и лучший костюм коми народа — рыболова, охотника и хозяйки.

Будут работать площадки для детей с играми и конкурсами.

— Только на этом празднике вы можете встретить давнего друга, соседа или соседку по двору, одноклассника, родственника, который давно и далеко уехал отсюда — того, кого вы уже не надеялись увидеть, — утверждают организаторы праздника.

3 июля 2013, 17:51

Инспекторы ГИМС Усть-Куломского района Коми обеспечили безопасность на празднике «Пыжа Гаж».

Инспекторы ГИМС Усть-Куломского района Коми обеспечили безопасность на празднике «Пыжа Гаж».

Скачать оригинал

В селе Керчомъя Усть-Куломского района Коми состоялись мероприятия, посвященные 20-летию районного праздника «Пыжа Гаж».

«Пыжа Гаж» (Лодочное веселье) – праздник рыбаков, так как Керчомья всегда славилась рыбаками, и в озере Вад ловили много рыбы. В начале восьмидесятых ленинградские кинематографисты сняли на озере Вад фильм, который был связан с рыбаками, ловлей рыбы. Поэтому и сейчас гвоздь программы на празднике – соревнование на лодках.

Как и в прошлые годы (а первый праздник на лодках керчомцы провели в 1993 году), состязания между лодочниками проводились на скорость. Участники на лодках доплывали до обозначенного на озере места, огибали его и возвращались к берегу. Победитель выявлялся в каждой паре участников. Попробовать свои силы пожелали не только юноши, но и представительницы прекрасного пола. Андрей Булышев, уроженец Керчомьи, один из победителей соревнования на скорость, участие в празднике принимал уже третий раз подряд, и третий раз стал победителем эстафеты. Кроме этого, водный транспорт оценивался и в конкурсе на самую красивую лодку.

Безопасность на водном объекте обеспечивали государственные инспекторы Усть-Куломского участка ГИМС – с участниками и гостями провели профилактические беседы и раздали памятки.  

В республике множество замечательных национальных праздников. Об одном из — «Пыжа-гаж», проходящем в селе Керчомья Усть-Куломского района, — рассказал побывавший на нем сыктывкарский школьник. В этом году его проведение в силу известных причин под вопросом, но впечатления у Игоря Кушева от прошлогодних событий остаются яркими и сейчас.

Не один год мы вместе с моей семьей собирались посетить праздник «Пыжа-Гаж». С детства мама рассказывала истории мне и моему брату, основанные на повериях, которые происходили около той самой реки, где и проводится празднование. По старым заветам здесь главенствовали шаманы, которые периодически мерились силами. Именно так и начиналась любая мамина история. Интерес к ее рассказам с каждым годом становился все меньше, но тяга к этому таинственному месту не остыла и по сей день.

На протяжении почти всего детства мы хотели попасть туда, в это таинственное место. Младший брат случайно услышал о существовании такого праздника, как «Пыжа-Гаж», который проводится в том же месте, где и происходили все случаи из маминых историй. Теперь, думаю, что можно описать тот самый день, которого с таким трепетом мы ждали с самого детства.

Приехали мы ранним утром. Но оказалось, что мы были далеко не самые первые. Как только мы оказались на подъезде к месту проведения мероприятия, то там уже была целая куча людей. Самой важной частью мероприятия бывают катания на лодках, в основном они бывают самодельными. Но на практике там собрались самые разные люди. Начиная от простых обывателей(вроде нашей семьи) и заканчивая национальными певцами . Огромное множество людей тащили за собой целую кипу музыкальных инструментов. Среди них были: барабанщики, гитаристы, баянисты и певцы. Особенно меня порадовало, то что некоторые из певцов исполняли песни на нашем родном языке, который становится менее популярным с каждым годом. Необходимо его культивирование, чтобы мы не забывали наши корни.

Самое большое впечатление на моего младшего брата произвел старый дедушка 80 лет. Он собрал вокруг себя с десяток подростков и рассказывал им какие-то истории. Сначала я не придал этому большого значения, но чуть позже все же решил подойти поближе, чтобы расслышать то, о чем именно он говорит. Оказалось, что он рассказывал о том, как зарождался данный праздник. Звучала та самая история о кинематографах, которые снимали фильм на этой реке.

Но все же для меня самым необычным и интересным показалось перетягивание каната, которое организовали неподалеку от реки. Тот азарт, с которым люди участвовали подстегнул и меня. На действии это оказалось еще интереснее. Как только я зашел, наша команда начала переламывать ход событий. Сначала это был переменный успех, но вскоре мы начали выигрывать уже на постоянной основе. Осталось достаточно много приятных и веселых воспоминаний об этом соревновании.

Самой важной частью мероприятия стали катания на лодках. В них я, к сожалению, не принимал такого активного участия, но все же было достаточно интересно. Многие из зрителей могли покататься на небольших лодочках уже после основных заплывов. Самым забавным было смотреть на то, как некоторые люди переворачивались, неумело катаясь на тех самых лодках. Будучи уже достаточно взрослым, я все же нашел много интересных вещей на празднике, которые доставят удовольствие как маленьким детям, так и уже взрослым людям.

Игорь Кушев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник рхбз какого числа отмечают
  • Праздник рхб защиты
  • Праздник рушника сценарий
  • Праздник ручной работы
  • Праздник русской частушки сценарий

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии